Цивилизации древнего востока 10 класс. Конспект урока цивилизации древнего востока 10 класс
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Всемирная история. Цивилизации древнего востока 10 класс


Trojden | Цивилизации Древнего Востока: Волобуев О. В.

Междуречье: народы, государства, цивилизация. Самые первые цивилизации в истории человечества — цивилизации Древнего Востока — возникли в долинах многоводных рек, наиболее благоприятных для поступательного развития общества. Таким регионом было Междуречье (Месопотамия), расположенное в долинах рек Евфрат и Тигр. Здесь с появлением шумерских городов-государств сформировалась одна из ранних цивилизаций. Образование городов было связано с необходимостью проведения ирригационных работ, объединивших и скоординировавших усилия большого количества людей. Увеличение площади обрабатываемых земель в болотистых или засушливых районах стало возможно при организации коллективного труда, требовавшего управления и контроля. Возникновение организующих центров общественной жизни было связано также с усложнением социальной структуры — появлением жрецов, воинов, ремесленников, а также необходимостью отстаивать интересы поселений в конфликтах с соседями и укреплением власти военных вождей. С выделением слоя управляющих и жрецов начала складываться государственная власть, опирающаяся на волю богов, авторитет правителя и военную мощь.

Государство включало религиозный и административный центр — город и зависимые от него сельские общины. В центре каждого города находились храм, владевший вне города землями, на которых велось храмовое хозяйство, и дворец правителя — военного вождя. В борьбе за власть между верховными жрецами и военными вождями с течением времени одерживали победу вожди, становившиеся царями. В обширных храмовых хозяйствах, которые постепенно превращались в царско-храмовые, использовался труд крестьян, получавших наделы для ведения личного хозяйства, и рабов.

Между городами-государствами велись войны, которые в конечном счёте привели к складыванию единого государства под властью царей Аккада. Власть царя передавалась по наследству.

Жрецы и писцы являлись носителями культуры. Важнейшим достижением шумерской цивилизации историки считают изобретение письменности — клинописи, в дальнейшем применявшейся и другими народами Передней Азии.

Гудеа — правитель шумерского города-государства Лагаш. XXII в. до н. э.

Царь Хаммурапи получает законы от солнечного бога Шамаша. Рельеф верхней части столба Свода Законов. XVIII в. до н. э.

В первой половине II тыс. до н. э. большая часть Междуречья оказалась под властью царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.). Столица его государства — Вавилон — стала одним из крупнейших торговых и культурных центров Древнего мира. Это был огромный город, населённый представителями многих народов. Здания в Вавилоне строились из сырцового кирпича, а главные архитектурные сооружения облицовывались глазурованной цветной плиткой, покрытой изображениями животных. Над городом возвышался ступенчатый храм с высокой башней (90 м), со строительством которой связана библейская легенда — после Всемирного потопа люди решили построить башню до небес; за эту дерзость Господь покарал строителей: наделил их разными языками, и они, перестав понимать друг друга, рассеялись по всей земле.

В Нововавилонском царстве, как и в предшествующее время, центрами экономической, культурной и политической жизни являлись крупные города, которые управлялись советом старейшин, состоявшем преимущественно из жрецов. Совет старейшин выполнял административные и судебные обязанности. Основу богатства государств Междуречья составлял труд крестьян, ремесленников и рабов. Последние работали преимущественно в храмовых хозяйствах и на строительстве. Большое развитие получила торговля — как внутренняя, так и внешняя. Мерилом стоимости были серебряные слитки. Отношения в обществе регулировались законами. Первый в истории подробный свод законов был составлен царём Хаммурапи.

В XII—XI вв. до н. э. происходит возвышение другой державы — Ассирии, расположенной севернее Вавилонии. В результате жестоких завоевательных походов ассирийских царей почти вся Передняя Азия оказалась под их властью. В 689 г. до н. э. ассирийцы захватили и разрушили Вавилон, однако так и не смогли установить прочную власть над покорёнными странами. В 605 г. до н. э. Ассирийская держава была уничтожена объединёнными силами мидийцев, живших к северо-востоку от Междуречья, и возродившегося Вавилона.

Раненый лев. Ассирийский рельеф. VII в. до н. э.

Древний Египет. В середине IV тыс. до н. э., когда уже существовали шумерские города-государства, сложилось древнеегипетское государство, занимавшее долину реки Нил от первого порога до впадения в Средиземное море. В отличие от Междуречья, здесь проживало этнически однородное население и существовала привязанная к разливам Нила единая эколого-экономическая система.

Египетское государство представляло собой классическую восточную деспотию, т. е. сверхцентрализованное государство, в котором вся полнота власти принадлежала наследственному монарху. Слово фараона (царя) было законом: он назначал на высшие должности чиновников, распределял между ними поручения, отдавал приказы. Установление законов, государственное строительство, ирригационные работы, горное дело, внешняя политика — всё определялось правителем. В его распоряжении находились государственные ресурсы — человеческие, земельные, продовольственные, вещевые. В управлении страной фараон опирался на придворную знать и правителей номов (от греч. — область, округ) — административно-территориальных единиц, на которые делился Египет.

Египтяне считали фараона сыном бога солнца, почитали как символ благосостояния и процветания страны. Одной из главных личных забот правителя было создание ещё при жизни собственной усыпальницы. Согласно религиозным верованиям египтян, человек после смерти продолжал жить в загробном мире. Но поскольку душа не может существовать без тела, его необходимо было сохранить.

Рамзес II. Древнеегипетский рельеф. XIII в. до н. э.

В связи с этими верованиями в Египте разработали методику бальзамирования тел, что давало возможность длительного или, как предполагали египтяне, вечного сохранения мумии. Усыпальница и её содержимое — всё, что необходимо человеку в загробной жизни, — должны были соответствовать его положению в обществе.

Одной из обязанностей фараонов было также строительство храмов, украшавшихся статуями богов. Каждый город имел своего бога-покровителя. Верховным богом в Египте считался бог солнца Ра. Когда столицей государства стал город Фивы, его покровитель бог Амон начал отождествляться с Ра — Амон-Ра. Грамотность, знания, образование — вся духовная жизнь общества сосредоточивалась в руках жрецов. Большое влияние жрецы главных храмов оказывали на внутреннюю и внешнюю политику фараонов.

Древняя Индия. Во II тыс. до н. э. на полуостров Индостан вторглись арии — племена индоевропейского происхождения. Это завоевание положило начало формированию новой цивилизации. Характерной чертой индийского общества являлось его деление на четыре варны (санскрит — качество, цвет) — сословия, отличающиеся положением в обществе. Три из них считались высшими: брахманы (жрецы), кшатрии (воины) и вайшья (земледельцы, ремесленники, торговцы). Их представители назывались «дважды рождёнными», так как проходили обряд посвящения — второе рождение. В низшую варну входили шудры, призванные обслуживать «дважды рождённых». Человека к варне относили по рождению, переход из одной варны в другую был невозможен. В сословно-кастовую систему общества входили также неприкасаемые — те, кто не принадлежал ни к одной варне, — племена, занимавшиеся охотой и собирательством, а также представители «грязных» профессий. В Индии, как и в других древних цивилизациях, было распространено рабство.

Танцующий бог Шива. Индия

Земледельческое население жило общинами, являвшимися коллективными владельцами земли и ирригационных сооружений. Общины содержали обслуживающих их нужды ремесленников. Община в Индии имела не только экономическое значение, она была в большой степени автономна и в политическом отношении. Государство облагало общину повинностями, но в её внутреннюю жизнь не вмешивалось, хотя царская власть в индийских государствах носила характер восточной деспотии с неограниченной властью монарха при полном бесправии подданных.

В то же время Индия не знала жёстко централизованных держав. Когда применительно к ним используется, например, термин «империя», то следует помнить, что это было объединение ряда государств и племён, правители которых находились в разной зависимости от центральной власти и друг от друга.

Брахманы были единственными грамотными людьми и носителями знания. Они совершали религиозные обряды, трактовали священные тексты. Письменность на древнеиндийском языке — санскрите — носила слоговый характер. Мифология изложена в Ригведе — первом известном памятнике индийской литературы, содержащем более 1000 религиозных гимнов, и в эпических поэмах «Махабхарата» и «Рамаяна».

Высшее место в пантеоне богов занимали Брахма — творец Вселенной, Вишну — сохранитель и Шива — разрушитель. Древняя религия брахманизм со временем видоизменялась — в результате её развития сложился индуизм, который в настоящее время широко распространён в Индии и считается одной из мировых религий.

В середине I тыс. до н. э. в Индии появляется новая религия — буддизм. Её основателем стал Будда (санскрит — просветлённый), наследный принц из рода Гаутама (другое имя — Шакьямуни — отшельник из племени шакья). Вступив на путь аскетической жизни, Гаутама пришёл к заключению, что поскольку жизнь — это страдание, то выход из круга страданий — в отказе от желаний. «Просветлённым» он стал после того, как достиг особого состояния — нирваны (санскрит — угасание), абсолютной отрешённости от внешнего мира. После смерти Гаутамы его ученики составили жизнеописание и свод высказываний Учителя. Статуи Будды и бодхисатв (существ, стремящихся к просветлению), установленные в храмах, призваны спасти всё живое от страданий.

В религиозно-философских и этических воззрениях индуистов и буддистов важнейшее место занимает понятие «карма» (санскрит — деяние). Сумма добрых или злых деяний в прежних существованиях определяет, в какой форме произойдёт перевоплощение человека после смерти (реинкарнация — перерождение). В отличие от индуизма, буддизм не признаёт кастового деления и наличия богов — творцов мира, управляющих человеческими жизнями. С течением времени индуизм в Индии вытеснил буддизм. Последний получил широкое распространение в странах Южной и Восточной Азии.

Древний Китай. Колыбелью древнекитайской цивилизации были земли по среднему течению реки Хуанхэ. Во второй половине II тыс. до н. э. здесь возникло первое государство. В последующие века территория Китая постоянно расширялась, он стал огромной по размерам страной.

В V в. до н. э. Китай распался на ряд государств — наступил так называемый период «Борющихся царств». К этому времени относится возникновение конфуцианства — этико-политического учения, ставшего в дальнейшем основой государственной идеологии и образа жизни китайцев. В условиях крушения устоев семейно-кланового быта, бедствий и страданий простого народа основатель учения Конфуций (ок. 551—479 гг. до н. э.) обратился к старинным традициям общественной жизни. В них учёный нашёл основы, обеспечивающие государственную устойчивость. В центре конфуцианского учения — социальные идеалы и нормы поведения. Образцом для подражания, по Конфуцию, становился благородный человек, обладающий идеальными качествами, главные из которых — гуманность и долг. Гуманность в трактовке философа включала справедливость, чувство собственного достоинства, бескорыстие, любовь к людям и т. д.; долг понимался как моральные обязательства, к числу которых относилось стремление к знаниям.

Конфуций учил, что каждый человек, включая правителя, должен знать свои права и обязанности, строго следовать нормам поведения. Место в общественной жизни определяется не знатностью и богатством, а только знаниями и добродетелями. Важнейшим принципом поведения являлось подчинение старшим. Конфуцианский культ предков — как умерших, так и живых — и сыновняя почтительность обеспечивали прочность семьи, а семейное соподчинение проецировалось на социально-политическую иерархию.

Всадник на верблюде. Китай

В конце III в. до н. э. в Китае сложилось единое централизованное государство, основателем которого стал император Цинь Шихуанди (259—210 гг. до н. э.). При следующей династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) («хань» стало самоназванием китайцев) конфуцианство утвердилось в Китае в качестве государственной идеологии. Под его влиянием появилось особое привилегированное сословие чиновников — шэньши (кит. — учёные мужи), в которое включались лица, выдерживавшие жёсткий экзамен на учёную степень и получавшие после этого право занимать государственные должности. С упрочением положения шэньши в Китае сложилась централизованная бюрократическая империя, идеологически опиравшаяся на конфуцианские устои и буддизм.

Культурное наследие Древнего Востока. Каждая древневосточная цивилизация внесла немалый вклад в развитие мировой культуры. К культурному наследию Древнего Востока относятся изобретение письменности и числовых обозначений (цифровых символов), календаря, зачатки научных знаний, архитектурные памятники, произведения художественной литературы, первые регулирующие общественную жизнь законы.

Благодаря письменности передача накопленных знаний от поколения к поколению стала устойчивой, сложилась система образования. Распространение письменности, её использование в делопроизводстве и при заключении торговых сделок привели к переходу от сложных форм (иероглифической и клинописной) к более простой и доступной (буквенной). Первый фонетический алфавит, возникший на Ближнем Востоке, в Финикии, лёг в основу современных алфавитов — греческого, латинского, кириллического и др.

Первые литературные произведения также появились на Востоке. Это и героический шумерский эпос о Гильгамеше, и произведения разных жанров, созданные египтянами. Около 900-х гг. до н. э. в Палестине началось составление текстов Пятикнижия (Торы), рассказывающего об истории еврейского народа. На рубеже II—I вв. до н. э. были созданы «Исторические записки» Сыма Цяня, в которых описывалось прошлое Китая.

Немалыми были древневосточные достижения в медицине. Мумифицируя умерших, египтяне знакомились со строением человеческого тела, составляли описания болезней и фармакологические предписания. До наших дней сохранился папирус, являющийся учебником по анатомии и хирургии. Методика иглоукалывания, возникшая в Китае, с успехом применяется в медицине и в настоящее время.

Астрономические наблюдения, позволявшие египтянам, вавилонянам, китайцам предсказывать разливы рек, определять время солнечных и лунных затмений, стимулировали развитие математических знаний. В Междуречье использовалась шестидесятиричная система исчисления, а год делился, как это было в древнеегипетском календаре, на 12 месяцев. В странах Древнего Востока с применением математических расчётов и технических навыков были созданы монументальные архитектурные сооружения, получило развитие изобразительное искусство — живопись, барельефы, скульптура.

Памятники древневосточных цивилизаций — пирамиды, храмы, статуи, живопись, украшения — поражают воображение: одни — своей грандиозностью, другие — яркой художественной изобразительностью.

Древний Восток стал колыбелью цивилизаций, возникших в Египте, Передней, Южной и Восточной Азии. Европейская цивилизация через Античность восприняла культурные достижения народов Месопотамии и Египта. Культурные достижения индийской и китайской цивилизаций стати известны европейскому миру много позже, уже в период Нового времени.

Вопросы и задания

1. Где и когда зародились самые древние цивилизации?

2. Что общего в цивилизациях Древнего Востока и каковы их главные отличия друг от друга?

3. Что такое деспотия? Каковы ее основные черты?

4. Рассмотрите одно из религиозно-философских учений Древнего Востока. В чём его особенности?

5. Какой вклад внесли древневосточные цивилизации в мировую культуру?

trojden.com

Конспект урока цивилизации древнего востока 10 класс — PlayGround

Комментарии пользователей Галина Юркова 12.11.2017 - 12:50

спс

Андрей Иванов 13.11.2017 - 13:36

споасибо я получил 5

Андрей Иванов 16.11.2017 - 01:24

споасибо я получил 5

Жана Мамина 18.11.2017 - 01:35

Но можно чуть чуть помедленей

Жана Мамина 20.11.2017 - 02:02

Спасибо

киска катеринка 21.11.2017 - 18:58

Зато читать не надо

SLS SET MAIL 24.11.2017 - 11:46

Я получил 5 круто ура!

The Blake channel 26.11.2017 - 16:25

спс спс спс (happy)

Константин Моисеев 27.11.2017 - 20:00

учитесь хорошо дети и продумайте миграционную политику.империя называлась.ассур.ассирия.южные славяне это.но в империи жило много животных которые разрушили ее и сегодня вы часто видите этих животных по телевизору в разных странах.берегите свою родину.

Виктория Кулагина 30.11.2017 - 19:24

круто всё правильно

MR KYBIK 03.12.2017 - 14:44

спасибо

KiVe liVe TV 06.12.2017 - 11:12

Я 5 получил еееееее

Helenmama 08.12.2017 - 15:15

Хорошая идея, особенно для ленивых )))

Флора Францес 11.12.2017 - 06:58

спасибо, быстро 13 параграф выучила!

Михаил Машталап 13.12.2017 - 22:16

Довольно интересно

киска катеринка 16.12.2017 - 16:27

Михаил Машталап очень интересно

Галина Соколовская 15.12.2017 - 23:44

класс

Галина Соколовская 17.12.2017 - 12:08

Класс я быстро выучила историю

brandautospb.ru

Trojden | Деспотии цивилизаций Древнего Восток: Данилов Д. Д. - 10 класс

Глава 3

Александр Македонский

Римский Пантеон

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА

Тьма Востока

Свет с Востока

Энтузиазм и деспотизм восточных народов могут рождаться единственно из варварства, соединённого с известными обстоятельствами.

Анн Роббер Жак Тюрго, французский экономист и политик XVIII в.

...Именно Восток считается колыбелью человеческой цивилизации.

Н.В. Шишова и др. История и культурология. - М., 2000.

• Сравните два высказывания о Древнем Востоке: в чём они противоречат друг другу?

• Какую проблему урока можно сформулировать на основании этого противоречия?

• Сравните с вариантом авторов (с. 366).

ПОВТОРЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ

Вспомните оба значения слова цивилизация (ступень и общность) и уточните их признаки, используя словарь данного учебника. Вспомните принятые международным сообществом принципы организации социальноэкономической и политической жизни современной общечеловеческой цивилизации (История. 9 кл.; Обществознание. 5-9 кл.).

Где возникло производящее хозяйство и стали складываться первые цивилизации? (§ 4) Какие общие черты цивилизаций Древнего Востока вы помните? (История. 5 кл.).

Молящийся шумер. Фигурка, заменяющая хозяина. III тыс. до н.э.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

1. Пути развития цивилизаций Древнего Востока

• Впишите в таблицу достижения древневосточных цивилизаций, которыми до сих пор пользуется современное человечество. • Сделайте вывод: Древний Восток - это колыбель человеческой культуры или дикое, чуждое современным людям общество?

 

Социально-экономические достижения

Культурные достижения

Древний Египет

   

Междуречье и Западная Азия

   

Древняя Индия

   

Древний Китай

   

Цивилизации Древнего Востока сложились в субтропическом климате (жаркое лето и мягкая зима) на рубеже IV—III тыс. до н.э. в долинах великих рек, где сама природа создала плодородные земли, пригодные для орошения. Оставалось построить дамбы, оросительные каналы, бассейны, удерживающие воду после разливов, чтобы получать большие урожаи даже при использовании каменных и медных орудий.

Хамитские племена (европеоидная раса) в долине реки Нил создали общины-номы, объединившиеся в Древнее царство (Древний Египет), а племена шумеров и семитов (европеоиды) в низовьях рек Тигр и Евфрат - города-государства Древнего Междуречья (Ур, Урук, Аккад и т.д.). Чуть позже дравидские племена (австралоидная раса) в долине Инда создали первые города-государства Древней Индии (эта цивилизация сегодня названа по местам археологических раскопок Махенджо-Даро и Хараппа). Эти островки первых цивилизаций окружало «море» первобытных племён. Их вторжения, а также изменения климата грозили ранним цивилизациям упадком и гибелью.

Во II тыс. до н.э. жители Западной Азии и Средиземноморья освоили бронзу (сплав меди и олова), более прочную, чем медь. Технологии земледелия усовершенствовались. Новые могущественные государства древних цивилизаций (Среднее и Новое царство Египта, Старовавилонское царство Междуречья) начали покорять соседние полупервобытные племена и мелкие города-государства, земли которых были богаты лесом, строительным камнем, залежами меди и олова. Племена, жившие по границам расширившихся цивилизаций, также стали постепенно образовывать большие племенные союзы, широко расселяться. Около 1500 г. до н.э. кочевые племена индоариев через евразийские степи дошли до Индии и на месте погибшей цивилизации Махенджо-Даро и Хараппы создали свою, древнеиндийскую (с центром в долине реки Ганг). В том же II тыс. до н.э. в долине реки Хуанхэ племена сино-тибетской языковой семьи (монголоидная раса) создали царство Древнего Китая - Инь-Шан.

За первые два тысячелетия цивилизованной истории в странах «плодородного полумесяца» (образующих дугу от Египта через Палестину, Сирию до Междуречья и гор Ирана) было освоено выращивание пшеницы и ячменя, винограда, капусты, моркови, лука и т.д.

В Древнем Египте составили рецепты производства дрожжевого хлеба и пива, из винограда стали делать вино, одомашнили пчёл. Из тростника египтяне получили материал для письма - папирус. На свитках записывались легенды, гимны богам, задачи по математике, необходимой для измерения полей, расчёта времени сева, строительства. Древнеегипетские жрецы для нужд земледелия составили первый точный календарь из 365 дней. В ходе обрядов мумификации они изучили анатомию человека, что способствовало развитию медицины. Египетские строители и художники впервые выработали такие архитектурно-скульптурные формы, как колонна, обелиск, скульптурный портрет и т.п. Египетские пирамиды, служившие погребальными камерами для фараонов Древнего царства, стали одними из величайших по объёмам архитектурных творений в мире.

В Междуречье также возводили монументальные ступенчатые пирамиды, служившие подножиями для храмов местным богам. Изучая с их вершин звёздное небо, жрецы заложили основы современной астрономии (а также астрологии). Они создали шестидесятеричную систему счёта - деление круга на 360 градусов, суток на 24 часа, часа на 60 минут. Свои знания жители Междуречья записывали на глиняных табличках клинописью (разновидностью иероглифов). Обожжённые глиняные таблички составили первые в мире библиотеки, и спустя тысячи лет археологи смогли прочитать хозяйственные записи, мифы о богах, первые в мире литературные произведения — поэмы, сказания о подвигах героя Гильгамеша и т.п.

Клинописная табличка из Междуречья и стрела с финикийскими буквами. I тыс. до н.э.

Египетские пирамиды. III тыс. до н.э.

На рубеже II—I тыс. до н.э. в Западной Азии, а потом и в других регионах научились обрабатывать железо. С помощью железного наконечника плуга, мотыги, лопаты можно было распахать и оросить ранее недоступные земли. Число цивилизованных народов и границы крупных государств (Ассирия, Нововавилонское царство, Персидская держава) стали стремительно расширяться. Между городами и странами завязывалась оживлённая торговля. В небольшом государстве Малой Азии (Лидии), находящемся на пересечении торговых путей, стали чеканить первые монеты, на побережье Средиземного моря в торговых городах-государствах финикийцы создали алфавит (несколько десятков знаков, передающих звуки, вместо сотен и тысяч иероглифов, отображающих отдельные слова). Вавилон, центр могучего царства и международной торговли, превратился в первый в истории мегаполис: город с сотнями тысяч жителей, многоэтажными домами, широкими улицами и площадями.

В Древней Индии после освоения её арийскими племенами начали выращивать выведенные на полуострове Индокитай рис и цитрусовые, из сахарного тростника научились получать сахар, из хлопка — нити и ткани. Индийские философы сформулировали понятие «пустоты», что позволило ввести знак «0» и с его помощью создать удобную систему цифр для десятеричной системы (мы пользуемся этими цифрами, заимствовав их через арабскую культуру).

В Древнем Китае помимо завезённых культур (просо, рис) научились возделывать чайные кусты, создали иероглифическую письменность, изобрели технологию изготовления бумаги, шёлка, создали первый в мире компас. Великая Китайская стена, построенная для защиты от набегов северных кочевников, протянулась на сотни километров и стала первым в истории человечества рукотворным объектом, который виден невооружённым глазом из космоса.

Индийская скульптура и цифры. I тыс. до н.э.

Великая Китайская стена. I тыс. до н.э.

2. Общие черты древневосточных цивилизаций

• Определите, какие социально-политические традиции Древнего Востока восприняты современным обществом, а какие - отрицаются. • Сделайте вывод: Древний Восток - колыбель человеческой культуры или дикое, чуждое современным людям общество?

Древневосточные цивилизации роднит то, что они сложились на основе ирригационного (орошаемого) земледелия. Регулировать режимы разлива великих рек можно было, лишь объединив систему каналов, дамб, бассейнов под единым началом. В результате в древневосточных обществах сложился особый тип государства — восточная деспотия (неограниченная власть обожествлённого правителя над жизнью, свободой и имуществом подданных). Орошённая земля, управляемая главой государства (фараон - бог Ра в Египте, император — сын Неба в Китае и т.д.), считалась его собственностью, которую он раздавал в пользование своим подданным, а они за это обязывались платить ему подати и выполнять повинности, в том числе по поддержанию ирригационной системы. С помощью обширного бюрократического аппарата глава государства управлял политической и экономической жизнью страны. Власть восточного деспота напрямую была связана с его верховной собственностью на землю, а та в свою очередь давала возможность абсолютной власти. Подобную связь учёные-историки обозначают термином — власть-собственность.

Царство Древнего Египта

• Докажите, что в Древнем Египте сложилась типичная восточная деспотия.

Общественные слои древневосточных деспотий можно разделить на три основных класса: господствующая знать (чиновники, жрецы, владельцы крупных земледельческих хозяйств), рабы (немногочисленное несвободное население), свободные производители-общинники (сельские земледельцы, городские ремесленники и торговцы). Основой любого древневосточного царства являлись сельские соседские общины. Каждая из них была замкнутым, во многом самообеспечивающим миром, где среди домохозяйств крупных патриархальных семей выделялась богатая верхушка, отвечавшая перед чиновниками за подати и повинности. Любой человек считал себя не столько самостоятельной личностью, сколько членом семьи и общины. Он мог рассчитывать на её помощь, но и должен был личные интересы подчинять мнению старших родственников, соседей-общинников, слушаться их во всём: в выборе спутника жизни, в заключении торговой сделки, определяя покрой одежды, форму дома, порядок ведения дел. Общинные традиции обеспечивали выживаемость людей, зависевших от крупного ирригационного хозяйства.

При этом в древневосточных обществах сложились традиции, требующие от общин и государства заботиться о порядке, справедливости и благополучии жителей. Так, вавилонский царь Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.) отменил многочисленные долги простых общинников ростовщикам и накопившиеся из-за неурожаев недоимки по налогам. Принятый им новый свод законов, по заявлению самого царя, должен был «дать сиять справедливости в стране». В случае, если правители государства злостно нарушали общественные интересы, граждане древневосточных обществ поднимали восстания, описания которых сохранились в египетских и китайских источниках.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВЫВОДА И СРАВНЕНИЕ ЕГО С АВТОРСКИМ

В странах Древнего Востока были сделаны многие важнейшие культурные открытия и изобретения, сложился особый тип государства - восточная деспотия.

ПРОФИЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА

Российский историк В.И. Кузищин

Российский историк Л.С. Васильев

Необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин способствовала возрастанию роли государственной власти в странах Древнего Востока, созданию специфической формы такой власти - неограниченной монархии, которую часто называют «древневосточной деспотией».

Статья «Древний Восток и всемирная история» из учебника для студентов «История Древнего Востока». 2007.

На Востоке власть такого типа (вождя-царя в протогосударствах) достаточно быстро - в отличие от античной Греции - трансформируется в деспотическую... Главной причиной этого было отсутствие здесь развитого рыночночастнособственнического хозяйства, сыгравшего решающую роль в той социальной мутации, которую пережила античная Греция. Деспотизм как форма власти... генеральная структура общества возникает там, где нет той самой частной собственности, об обязательном наличии которой. твердила долгие годы господствовавшая у нас истматовская схема. Иными словами, деспотизм присущ структурам, где нет собственников. Но это те самые структуры, которые возникали на базе первобытности.

История Востока : учеб. пос. 2001.

• Сравните позиции авторов: в чём они противоречат друг другу?

• Какой у вас возникает вопрос? Сравните с вариантом авторов (с. 366).

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

1. Российские историки о формировании восточных деспотий

• Ознакомившись с текстами, заполните таблицу.

Аргументы в пользу того, что восточная деспотия - специфическая, не основная форма развития общества

Аргументы в пользу того, что восточная деспотия - основная форма развития общества при переходе от первобытности к цивилизации

   

• Сравните аргументы двух историков: чью позицию и почему вы готовы разделить? • Сделайте вывод по проблеме: деспотия - норма или аномалия?

В.И. Кузищин

Об учёном. Василий Иванович Кузищин (р. 1930) - доктор исторических наук, автор более 200 научных работ, специалист по истории античного общества, профессор кафедры истории Древнего мира исторического факультета МГУ.

...Специфика древневосточного государства состояла в том, что оно выступало как верховный организатор системы искусственного орошения, необходимой для нормальной хозяйственной жизни в стране. Активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь страны привело к появлению многочисленной администрации, организованной по бюрократическому принципу: деление на ранги, субординация, общественное положение в зависимости от места на служебной лестнице.

Поскольку древневосточный правитель и его аппарат выступали в роли организатора системы искусственного орошения, а в конечном счёте — всего земледелия (а также ремесла и торговли), государство рассматривало орошённую землю в качестве собственной: государственной или царской земли. Однако понятие полной собственности вряд ли применимо к государственной и царской земле на Древнем Востоке. Это было скорее. право распоряжения и контроля, получения определённого налога.

. Древневосточная деспотия как специфическая форма монархии формировалась в течение долгого времени, постепенно преодолевая традиции родовой демократии. степень деспотизма была различной: от наиболее полной, как деспотия в Древнем Египте, до весьма ограниченной, как, например, власть царя у хеттов.

История Древнего Востока : учеб. для студентов вузов,

обучающихся по специальности «История»/

Под ред. В.И. Кузищина. - М., 1999. С. 6-7.

Л.С. Васильев

Об учёном. Леонид Сергеевич Васильев (р. 1930) — доктор исторических наук, специалист по истории Китая, проблемам перехода от первобытного общества к цивилизации, работал в Институте востоковедения РАН (Российской академии наук).

Итак, начиная с античной Греции, в цивилизованном мире возникли две разные социальные структуры — европейская и неевропейская. причём второй. не были знакомы ни господство частной собственности, ни античное гражданское общество... Так каким же в свете сказанного следует считать путь развития неевропейских

стран? <...> Если одна структура ведёт к капиталистическому развитию в силу заложенных в ней потенций эволюции, а другая в силу тех же обстоятельств (иные потенции) к капитализму привести не может, то это создаёт не просто несходство структур и путей развития, а как раз ту самую дихотомию... Иными словами, противостояние Восток — Запад при этом возрастает до уровня Символа. И с этой точки зрения Восток. в некотором смысле иной мир, основанный на иных порядках.

Для древневосточных структур. главным было стремление к внутренней устойчивости и явно отрицательное отношение к любым переменам и нововведениям. Это и понятно: новые силы и тенденции. угрожали нормальному существованию устоявшейся структуры, подрывали эффективность традиционной политической администрации. Неудивительно поэтому, что повсюду, где товарно-денежные рыночные отношения и частнособственническая активность приобретали заметные размеры и начинали активно воздействовать на общество, государство рано или поздно вмешивалось в сложившуюся ситуацию и решительными административными мерами изменяло её в свою пользу. от включения в текст законов Хаммурапи группы статей, ограничивающих продажу земельных наделов воинами, до широкомасштабной кампании Шан Яна (Китай. — Прим. ред.) про

trojden.com