Урок древнейшие люди 5 класс. Разработка урока по истории по теме «Древнейшие люди», 5 класс.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Презентация к уроку истории на тему "Древнейшие люди" (5 класс). Урок древнейшие люди 5 класс


Конспект урока "Древнейшие люди" (5 класс)

История. Древний мир. 5 класс.

Тема урока: «Древнейшие люди».

Подготовила учитель истории Кунафина А.Е.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: формирование представления об отличии древнейших людей от животных; подведение учащихся к пониманию причин изменения жизни и орудий труда древнейших людей; формирование умения работать с учебником, иллюстрациями, исторической картой, анализировать и обобщать различные источники информации

Задачи: формирование УУД:

понятия; использовать современные источники информации.

Планируемые результаты:

  • личностные: высказать собственное мнение о роли труда в жизни древнего человека и человека современного, сопоставить отношение к природе древнейших людей и современного человека; воспитание чувства взаимоуважения, развитие сотрудничества при работе в парах, в общении с другими людьми.

  • мета предметные: учащиеся смогут приводить не менее 3-х примеров отличий древнейших людей от животных, формулировать проблему и высказывать собственное мнение, самостоятельно использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • предметные: учащиеся смогут назвать время появления на Земле древнейших людей, дать определение понятиям охота, собирательство, человеческое стадо,

смогут найти и показать на карте прародину человечества, соотносить орудия труда и занятия древнейших людей, назвать не менее 3-х значений овладения

огнём.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Перечень оборудования к уроку: ПК, проектор, презентация, учебник, рабочая тетрадь.

Используемый УМК:

  1. Уколова В.И., Маринович Л.П.; под ред. А.О.Чубарьяна. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений.- М.: Просвещение, 2012 (Академический школьный учебник).

  1. Уколова В.И., Маринович Л.П. Рабочая тетрадь к учебнику «История Древнего мира» 5 класс.- М.: Просвещение,2012

Список информационных источников:

  1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

  1. https://yandex.ru/images/search (картинки из жизни древних людей)

  1. http://www.proshkolu.ru/user/Elena1020/file/1038773/ (видео «овладение огнём» Источник: Фильм `Одиссея первобытного человека)

  1. http://yogibear.wikia.com/wiki/Captain_Caveman (Человек)

  1. ttp://zooclub.ru/fotogal/clip/primat/index3.shtml (Обезьяна)

  1. http://videoscope.cc/134986-super-fizkultminutka-dlja-uroka.html

Ход урока:

Этапы

Деятельность

Деятельность

Формируемые

урока (время)

учителя (методы и

ученика

УУД

приемы работы)

(содержание

учебного

материала)

1.Организационный этап (1 минута)

Подготовка

Приветствие,

Приветствуют

Умение

учащихся

к

фиксация

учителя.

организовываться

работе на уроке,

отсутствующих,

к уроку.

психологическая

проверка

подготовка

к

готовности к уроку

общению

2. Этап актуализации опорных знаний (5 минут)

Цель:

Вспомнить науки,

Фронтальная

Уметь выражать

закрепление

и

которые помогают

работа

свои мысли,

углубление

изучать прошлое.

используя

знаний,

Обратить

Выполняют

полученные

установление

внимание на слайд

задание

и

знания; работать в

правильности,

№1.

вспомнить,

сравнивают

парах, учитывать

полноты,

и

что такое

свой результат с

разные мнения.

осознанности

исторический

работой

других

выполнения д/з

источник и работая

пар.

в парах выбрать

письменные и

вещественные

источники.

3.

Подготовка к работе на основном этапе. Постановка учебных задач (4

минуты)

Цель:

создание

Организует

Дают ответы:

Уметь

проблемной

погружение

в

животное:

самостоятельно

ситуации,

проблему:

шерсть,

грубое

формулировать

формулирование

рассмотрите

лицо с широким

учебную проблему,

проблемы.

иллюстрации

на

приплюснутым

умение ставить

слайде,

и ответьте

носом,

учебные цели,

на

вопрос:

кто

выступающие

точно выражать

перед вами?

вперёд

свои мысли, делать

Слайд №2

челюсти…

вывод, владеть

Слайд № 3.

человек:

в

смысловым

Объяснение

руках

орудие

чтением.

учащимся

целей

труда?

урока,

сообщение

темы

Пытаются

сформулировать

тему

и цели

урока

Организует

совместно

с

обсуждение

учителем.

возникших

затруднений.

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий (10 минут)

Цель:

Побуждение

Самостоятельно

Уметь

формирование

учащихся

к

читают

самостоятельно

новых знаний и

самостоятельному

учебник,

работать с картой,

умений.

прочтению

нового

отвечают

на

с новой

Обеспечение

материала

по

вопросы

информацией,

восприятия,

тексту учебника.

учителя.

находить ответы на

осмысления,

Когда

появились

поставленные

первичного

древнейшие люди?

2

млн.

лет

вопросы, грамотно

запоминания

назад.

использовать в

изучаемого

Где располагалась

речи новые

материала

древнейшая родина

термины.

человека?

Южная

и

Слайд 4.

Восточная

Африка.

Олдовайское

Организация

ущелье.

работы с картой на

слайде

(показывает

2-3

ученика

по

карте

показывают

на

называемые

карте

территории).

Прародину

Слайд 5.

человека

и

проговаривают

Почему

именно

её название.

Африка

стала

Ученики

местом

появления

размышляют,

и

обитания

высказывают

древнейших

версии.

людей?

5. Динамическая пауза (2 минуты)

Цель:

Используется

Выполняют

Формирование

организация

физкультминутка,

движения

под

ответственного

отдыха

(как

древнейшие

руководством

отношения к

учащихся,

люди

тянутся за

учителя

своему здоровью

снятие

плодом,

ищут

утомляемости.

коренья,

убегают

от опасности)

  1. Продолжение этапа изучения нового материала (10 минут)

Цель:

Обращение

Ответы

Выдвижение

формирование

внимания

учеников:

гипотез и их

новых знаний и

учащихся на слайд

срезать палку,

обоснование;

умений,

№7 «Древнейшие

отточить палку-

формирование

интереса к

орудия труда» и

копалку, убить

представлений о

изучаемому

предлагает

мелкого зверя,

ценности труда;

предмету.

предположить, для

защититься от

формирование

чего можно было

нападения

умения

использовать эти

хищников…

смыслового

орудия труда

чтения,

древнейшему

организации

человеку.

познавательной

Организует работу

Ответы

деятельности,

с текстом учебника

учеников:

интереса к

стр. 15. Предлагает

рубила,

предмету.

рассказать о том,

скребки, ножи,

какими орудиями

наконечники

труда пользовались

копий.

древнейшие люди.

Какой вывод из

этого можно

Делают вывод:

сделать?

животные такие

изделия сделать

Организация

не могли. Их

учащихся на

сделал «человек

знакомство с

умелый».

историческими

сведениями о том,

Смотрят видео,

как человек овладел

отвечают на

огнём?

вопрос учителя.

(видеофрагмент)

  1. Этап первичной проверки понимания, изучаемого и закрепления новых знаний (6 минут)

Цель:

Предлагает

Называют

Уметь работать с

закрепление

ответить на

отличия и

информацией,

изученного

вопросы:

сравнивают

картой, применять

материала,

1. Чем древнейшие

ответ с

полученные

установление

люди отличались

вариантами на

знания, грамотно

правильности и

от животных?

слайде.

использовать в

осознанности

(слайд 8)

речи новые

изучаемого

Ответы

термины

материала,

2. Чему

учеников:

выявление

древнейшие люди

умению

пробелов

могли бы научить

выживать в

нас?

условиях дикой

природы, не

вредить

природе.

3. Какие орудия

Обучающиеся

изображены на

работают с

слайде? (слайд 9)

иллюстрацией

на слайде,

называя

изображённые

орудия труда.

4. Какое значение

огонь играл в

Выполняют

жизни

задание № 2 в

древнейшего

рабочей тетради

человека?

стр. 6.

(слайд 10)

7. Этап применения знаний (3 минуты)

Цель:

Организация

Работают с

Умение правильно,

Обеспечить

деятельности

кроссвордом

осознанно,

формирование у

учащихся по

самостоятельно

учащихся

применению

выполнять задания.

умений

знаний.

самостоятельно

Использование

применять

заданий,

знания

требующих

самостоятельности.

Решение

кроссворда

8. Этап подведения итогов урока (3 минуты)

Цель:

Создаёт условия

Комментируют

Формирование

обеспечение

для осмысления

и оценивают

навыков

развития у

учеником своих

свою работу на

самооценки,

учащихся

действий.

уроке.

оценивание

способности к

Слайд 11. «Оцени

качества и уровня

оценочным

свои достижения»

усвоения

действиям.

изучаемого

материала

9 Этап информации о домашнем задании (2 минуты)

Цель: сообщить

Объявляет и

Записывают

Познавательная,

домашнее

комментирует

домашнее

творческая,

задание

и

домашнее задание

задание в

содействие

способы

его

(слайд 12

дневник.

ответственности и

выполнения.

§ 3, вопрос № 4.

самостоятельности.

Рабочая тетрадь

задание № 1, стр. 5

-6)

10 Этап подведения итогов урока

Цель;

Дать

Подведение итогов

Подведение

качественную

урока.

итогов урока

оценку

работы

Качественная

самими

класса

и

характеристика

учащимися

отдельных

работы класса

учащихся

infourok.ru

Разработка урока по истории по теме «Древнейшие люди», 5 класс.

Разработка урока по истории

Технологическая карта по теме «Древнейшие люди», 5 класс.

Выполнила: Натальина С.В.

Класс, дата, предмет: 5 класс, история

Тема урока: Древнейшие люди

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний

Вид урока: Вводная лекция с элементами беседы

Цели урока: формированию представлений о биологической эволюции человека, об особенностях основных типов древнейших людей; создать условия для ознакомления с ролью орудий труда, созидательной деятельности в развитии человеческого вида. Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого.

Оборудование: Учебник. Проверочные материалы. Учебные картины: «Человеческое стадо», «Главное отличие древнейших людей от животных», «Загон оленей». Аппликация (слайды) «Охота неандертальцев на сибирского козла». Атлас. Рабочая тетрадь

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучащихся

Формы, методы, методические приемы

характеристика основных видов деятельности

характеристика основных видов деятельности

формируемые универсальные

учебные

действия

I.Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует обучащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, проблемные вопросы

Знакомит с темой, формулирует проблемные вопросы:

– Почему древнейший человек не мог прожить в одиночку?

– Почему орудия труда и останки древнейших людей не найдены в тех странах, где были суровые зимы?

Слушают учителя; получают проблемное задание

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Древнейшие люди

Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ учителя, работа с картой, иллюстрациями, беседа

Рассказывает о происхождении человека. Организует работу с картой.

– Найдите юго-восточную часть Африки, места раскопок.

Объясняет значение понятий: первобытность, прямохождение, человек умелый, человек прямоходящий, возраст человечества. Описывает жилье, коллектив первобытных людей.

Предлагает определить, чем древнейшие люди отличались от обезьян

Характеризуют условия и образ

жизни древнейших

людей; сравнивают их с обезьянами. На основе ил-

люстраций учебника, учебных картин, аппликаций составляют описание древнейших людей

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; осуществляют сравнение, делают вывод.

Коммуникативны:высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Использование орудий труда как главное отличие людей от животных

Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, практический. Рассказ учителя, работа с текстом, иллюстрациями, беседа

На основе работы с иллюстрациями, аппликацией рассказывает о первых орудиях труда, их использовании. Предлагает найти в тексте вывод.

– Что характеризует «человека умелого»?

Называют характерные, существенные признаки «человека умелого»

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство; овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста

Древнейшие способы добывания пищи: охота и собирательство

Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, практический. Рассказ учителя, работа с ап-пликацией(слайдами), беседа

С помощью аппликации рассказывает о древнейших способах охоты.

– В каких случаях охота древнейших людей могла быть удачной? Всегда ли охота обеспечивает людей мясной пищей?

Характеризует собирательство

Характеризуют первые занятия древнейших людей: охоту и собирательство

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Человеческое стадо – древнейший коллектив людей

Фронтальная. Объяснительно-иллюстративны. Рассказ, работа с иллюстрациями

Объясняет, почему древнейшие люди жили группами (человеческими стадами)

Извлекают информацию о древнейшем коллективе людей из рассказа учителя и иллюстраций

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа

IV. Закрепление знаний и способов действий

Групповая, индивидуальная. Словесный, наглядный, творческий, проблемный. Рассказ, беседа, работа с контурной картой, тест

Организует работу в группах, предлагает поразмышлять над проблемными вопросами, выполнить творческие задания

Организует работу в рабочей тетради № 1 (задания 2, 3)

Рассказывают устно об условиях и образе жизни, занятиях древнейших людей

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера.

Коммуникативные: умеют работать в группе

V. Подведение итогов

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, работа с картой

Предлагает ответить на проблемные вопросы, поставленные в начале урока.

– Покажите на карте область, где археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей. На каком материке она находится? В какой части материка?

Характеризуют место исторического события; читают историческую карту. Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

VI. Рефлексия

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Что вам понравилось больше всего на этом уроке?

– Что было самым ценным из услышанного?

– Хотели бы вы что-нибудь изменить? Если да, то как именно и какова степень вашего участия в этом процессе?

Отвечают на вопросы

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

VII. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание.

§ 1 (п. 1–3), вопросы, основные понятия, термины.

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Список литературы

1. Атлас "История Древнего мира" с контурными картами и контрольными заданиями. 5 класс. Колпаков С.В., Пономарев М.В.ФГОС, 2017 г.

2. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы / Вигасин А.А., Годер Г.И., Шевченко Н.И. – М.: Просвещение, 2011 г.

3. Примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения).

4. Тетрадь к учебнику Всеобщая история. История Древнего мира А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой, переработанному в соответствии с ФГОС основного общего образования. 2-е изд. - М.: 2014.— Ч.1 - 80с.

5.Учебник. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.  3-е изд. - М.: 2015 – 303с.

infourok.ru

Презентация к уроку истории на тему "Древнейшие люди" (5 класс).

Инфоурок › История › Презентации › Презентация к уроку истории на тему "Древнейшие люди" (5 класс).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Облик далеких предков

2 слайд Описание слайда:

Древнейшие люди

3 слайд Описание слайда:

План Где найдены следы жизни древнейших людей Облик далеких предков Первые орудия труда Охота и овладение огнем

4 слайд Описание слайда:

Облик далеких предков Человеческое стадо – древнейший коллектив людей, в котором они трудились и передавали свои знания по наследству.

5 слайд Описание слайда:

Где найдены следы жизни древнейших людей Древнейшие люди появились на Земле около 2 млн. лет назад

6 слайд Описание слайда:

Первые орудия труда

7 слайд Описание слайда:

Первые орудия труда Палка-копалка и дубина. Рисунок нашего времени. Каменное рубило Умение изготавливать орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.

8 слайд Описание слайда:

Охота и овладение огнем Основные занятия древнейших людей: 1. собирательство 2. охота Первые орудия труда: заостренный камень, палка-копалка, дубина.

9 слайд Описание слайда:

Охота и овладение огнем

10 слайд Описание слайда:

Нашими далеким предкам предстоял еще долгий путь развития, прежде чем стать такими, как современные люди.

11 слайд Описание слайда:

Задание классу: прочтите отрывок из повести Ж. Рони Старшего «Борьба за огонь» и ответьте на вопросы. «…В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мёртв! Они поддерживали его в трёх клетках… Даже в самые тяжёлые времена поддерживали они в нём жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота… И вот теперь он мёртв!.. Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель…» Вопросы: 1. Как сохраняли огонь первобытные люди? 2. Почему потеря огня считалась большим несчастьем?

12 слайд Описание слайда:

Домашнее задание: Поработайте с вопросами и заданиями к §1 Докажите, что труд развивал и сплачивал первобытных людей.

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-253616

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru