Кто такие печенеги в древней. Кто такие печенеги: подробно о кочевниках
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Печенеги - краткая характеристика народа. Кто такие печенеги в древней


Кто такие печенеги: подробно о кочевниках

На территории современной Российской Федерации и Европы в древности проживали десятки разных народов и племён. Племена воевали между собой, нападали на Русь, занимались земледелием или кочевали вместе со своим скотом. Чтобы успешно сдать экзамены, вам предстоит узнать, как жили печенеги, кто такие и какие у них были отношения с Киевской Русью. В этой небольшой статье мы кратко разберем, что о них известно.

Термин

Печенеги – это союз древних кочевых племён, который был организован приблизительно в восьмом – девятом столетии. Начали кочевать по территории Средней Азии. Этноним «печенег» скорей всего пошло от термина Беч (бэч), которым называли следующего вождя объединённых племён.

Особенности кочевников

Арабские, византийские, европейские и российские ученые описывали эти племена, их особенности и откуда они пришли на русские земли. Во всех источниках они представлены как варвары, несмотря на организованность племени и их чётко-построенную систему управления. Возможно, варварами их называли в Древней Руси из-за другой культуры и языка, который был непонятен славянам, ведь печенеги имели свой язык – тюркский. И для славянина их речь звучала как «вар вар вар вар».

В работах древних учёных представители этого племени выглядели как мужественные воины невысокого роста, европеоидной расы с тёмными, как земля, волосами. Также говорится, что они носили бороды, а одевались совсем скромно. Их наряды никак не отличались от других кочевых племён, а порой и от жителей Руси.

Как и все кочевые племена, печенеги занимались скотоводством, ходили на охоту, что приносило им мясо, молоко и шкуры, чем они успешно и торговали. Периодически случались стычки с другими местными племенами. Во главе их племён стоял каган, который выполнял роль главного воеводы, решал внутренние вопросы, то есть выполнял судебные функции. Самые известные правители:

  • Куря – напал и уничтожил войско Святослава, велел из его черепа сделать чашу и пить из нее на пирах.
  • Метигай – принял крещение у Владимира Великого.
  • Балтчар – верой и правдой служил Византии.

Особенностью племени были из похоронные обряды. Они насыпали небольшие курганы, умершего клали головой на запад. Вместе с ним погребали его лошадей, сабли, стрелы, лук, монеты, золото...

Борьба за земли

Кочевой способ жизни и собственный скот вынуждает искать новые и новые земли. По этой причине в месте, где они проживали, должны были находиться пастбища. Нападения со стороны соседей – огузов и хазар вынудили печенегов уже к концу девятого столетия покинуть Среднюю Азию и направиться в сторону европейского континента.

Столкнувшись с проживающими на землях между Дунаем и Волгой венграми, кочевники завоевали их земли и частично осели на них. Позже, эти кочевники, как и половцы позже, в своё время, разделяться на две группы. И начнут существовать порознь, если кратко, то западные частично останутся на завоёванных землях, а восточные продолжат свой кочевнический путь.

В 880–890 годах печенеги дойдут до Крыма. Увидев богатство русских земель, печенежский каганат будет делать постоянные набеги на княжеские земли, что и породит конфликт между ними и Киевской Русью.

Падение Хазарского каганата дало возможность кочевникам без боя занять новые территории. Огромные земли от Византии до Руси, рост население, регулярные набеги и успешная торговля дали возможность нарастить военную мощь печенегам.

При князе Игоре

Князь Игорь Старый. Годы княжения 912 — 945

Игорь правил княжеством с 912 по 945 года и именно на его правление попало появление на этих землях печенегов, от набегов которых ему постоянно приходилось оборонять родную землю. Конфликты с кочевниками были, но, вероятно в 915 или 920 годах. Об остальных годах правления этого князя толком ничего не ясно. Возможно было вообще два «Игоря». Тем не менее в походе 944 года Игорь уговорил печенегов идти на Византию походом в 944 году. Так что времена конфликта часто сменялись периодами сотрудничества, как например в дальнейшем будет в 13 веке, уже с половцами против монголо-татар.

При Святославе

На момент правления Святослава (945–972 года) печенеги решились пойти войной на Киев в 968 году, но Святослав одержал победу, ведь его с детства учили в варяжских традициях – воевать и побеждать! После такого фиаско кочевникам ничего не оставалось как пойти на мира с Святославом.

Князь Святослав Игоревич. Годы княжения 962 — 972

Они даже выступили на стороне князя в походе на Византию, но, к сожалению, этот союз просуществовал недолго и уже в 972 году на порогах Днепра они убьют князя, когда тот будет возвращаться из военного похода на болгарские земли. После этого набеги и военные конфликты возобновляться.

При Владимире Святом

Для молодого князя Владимира, который взошёл на киевский престол в 979, печенеги были противником номер один, поскольку они убили отца и не хотели подчиняться великой княжеской власти.

Князь Владимир Святой (Красное Солнышко). Годы княжения 979 — 1015

Воспользовавшись внутренними проблемами кочевников (одна часть принимает ислам, а другая переходит на Византийскую сторону, приняв христианство), Великий Князь разбивает войско противника. Но это победа не стала концом войны.

Ярослав Мудрый и конец печенежской орде

Путь Ярослава на киевский трон был проложен кровопролитными битвами и братской борьбой за Киев. Степняки стали на сторону Святополка (брата Ярослава), чем попали в немилость следующего киевского князя. Взойдя в 1019 году на престол, Ярослав решается пойти против давнего врага и остановить набеги варваров. Удача улыбнулась правителю, и он окончательно разбил войско противников под Киевом в 1036 году, убив почти всех мужчин племени. Эта победа стала одной из самых великих в истории Руси.

Кстати именно в честь этой победы был заложен Софийский храм в Киеве.

Князь Ярослав Мудрый. Годы княжения 1019 — 1054

Превосходства печенеги были лишены, разделившись на сотни маленьких племён, они продолжили кочевать. Оседая на русских землях, они начали ассимилироваться с местными жителями, принимая их православную веру, традиции, обряды, быт. И уже к концу четырнадцатого столетия этот степной народ пропадут с политической карты мир.

Наследие

На богатые материально и духовно русские земли каждый человек, каждое новое племя приносили что то своё, чем пополняли богатство, что сейчас отобразилось на нашей культуре, языке и обычаях. Ученые спорят о наследии печенегов и в вопросе, кто их современные потомки.

Одно ясно, что гагаузы и каракалпаки (тюркские народы, проживающие на территории современной Молдовы и части Одесской области в Украине, а вторые на территории Узбекистана) — это их потомки.

Они говорили на своих языках и исповедовали разные веры. Другие исследователи считают, что юрматы — истинные наследники рода. Юрматы – башкирское племя, которое сейчас территориально относят к Саратовской области Росси. Кроме того, у коренного населения Киргизии (киргизов) есть целый род, который происходит от печенегов. Именно этот род был основным населением города Бечен (беч – печенежское слово, означавшее вождь).

ege59.ru

Печенеги в истории Древней Руси

В истории Древней Руси племена кочевников - печенеги - остались как жестокие варвары и разорители. Рассмотрим краткую характеристику этого народа.

Племя печенегов, образовавшееся в 8-9-м вв., называли кочевым народом. Титул главы у тюркоязычных племен, к которым относились печенеги (а также хазары, авары и др.), - «каган». Их основным занятием, как и многих в то время, было скотоводство. Изначально печенеги кочевали в Средней Азии, затем, в конце 9-го в., под давлением соседских племен - огузов и хазар - направились в сторону Восточной Европы, вытеснили венгров и заняли территорию от Волги до Дуная.

К 10-му в. разделились на восточную и западную ветви, состоящие из восьми племен. Примерно в 882 г. печенеги дошли до Крыма. В 915 и 920 гг. возникали конфликты между печенегами и киевским князем Игорем. В 965 г. печенеги завладели землями Хазарского каганата после его краха. Затем, в 968 г., печенеги осадили Киев, но потерпели неудачу. В 970 г. на стороне князя Святослава участвовали в русско-византийской битве у крепости Аркадиополь, но в связи с заключением мира между Русью и Византией (971 г.) вновь стали врагами Руси.

В 972 г. князь Святослав совершил поход на печенегов и был убит ими у днепровских порогов. В 990-х гг. борьба Руси с печенегами вновь продолжилась. Великий князь Владимир разбил войска печенегов в 993 г., однако в 996 г. под селом Василёвом сам потерпел поражение. Приблизительно в 1010 г. среди печенегов возникла междоусобная война: одни из племен приняли ислам, а два других, перейдя на византийские территории, - христианство.

Во время битвы Святополка с братом Ярославом Мудрым печенеги бились на стороне Святополка. В 1036 г. они снова устроили набег на Русь, однако князь Ярослав Мудрый одержал победу, окончательно разгромив печенегов под Киевом. К 14-му в. их племена перестали быть единым народом, слившись с другими племенами (торками, половцами, венграми, русскими и др.).

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

 

historynotes.ru

А кто такие печенеги и половцы? Какие современные народы их потомки?

Это мы Донские Казаки.

Печенеги: <a rel="nofollow" href="http://ru.wikipedia.org/wiki/Печенеги" target="_blank">http://ru.wikipedia.org/wiki/Печенеги</a> Половцы: <a rel="nofollow" href="http://ru.wikipedia.org/wiki/РџРѕР» овцы" target="_blank">http://ru.wikipedia.org/wiki/РџРѕР» овцы</a> Потомки обоих - современные тюркские народы.

ПЕЧЕНЕГИ, тюркоязычный этнос, оторвавшийся от основных мест проживания. Печенеги – выходцы из Кангюя (Хорезма), поэтому их называли кангарами или кенгересами. Печенеги делились на две ветви – хазарскую и тюркскую. Свое название «тюркские» они получили от огузов, в состав которых входили под именем б е ч е н е. После монгольского нашествия печенеги составили в Поросье основной костяк казачества. Еще в XVII веке говорится о печенежских черкасах, возглавляемых атаманом Серко. Печенеги вошли в состав туркменского, каракалпакского, татарского, украинского, венгерского и др. народов. Потомками печенегов считаются современные гагаузы.<br>ПОЛОВЦЫ (кипчаки, кыпчаки, куманы), тюркоязычный народ, в 11 в. — в южнорусских степях. Кочевое скотоводство, ремесла. Пришли во второй половине 12 века из Заволжья, расселились от Волги до Дуная. Совершали набеги на Русь в 1055 — нач. 13 в. Наиболее опасными были нападения в кон. 11 в. Прекратились после поражений от русских князей в 1103-16. В 1117 г. Владимир Мономах совершил поход к половецким зимовьям, после чего они откочевали на Сев. Кавказ и в Грузию. А в 1139 г. сын Мономаха Мсислав оттеснил половцев за дон, Волгу, Яик. Возобновились набеги во 2-й пол. 12 в. Разгромлены и покорены монголо-татарами в 1223 г. - на Северном Кавказе, а затем на р. Калке, где выступали союзниками русских князей. Часть половцев вошла в состав Золотой Орды, другая - перешла в Венгрию. Между Рабой и Дунаем (Венгрия) живут куманы(куны) — потомки половцев<br><br>

ПЕЧЕНЕГИ, союз племён, образовавшийся в результате смешения кочевников-тюрков с сарматскими и угро-финскими племенами. В 8-9 вв. П. кочевали между низовьями Волги и Яика (Урал), а в 10-11 вв.- на тер. причерномор. степей, от Дона до Дуная, и в Крыму. П., находившиеся на стадии разложения общинно-родового строя, занимались кочевым скотоводством. Легкоконное войско П. имело на вооружении луки со стрелами, копья и (реже) сабли. П. предпринимали внезапные и опустошит, набеги на Киевскую Русь, препятствовали её торговле с Византией. <br><br>ПОЛОВЦЫ. П. именовали этот степной народ древнерус. летописцы в XI—XIII вв. Европ. хронисты называли их команами, а в вост. источниках они фигурировали под именем кипчаки. Первым автором, назвавшим в списке тюрк. племен кипчаков и близкородственных им кимаков, был араб. географ Ибн-Хордадбех (IX в.), пользовавшийся при написании своего труда более ранними источниками. Далее, по мере укрепления кимакско-кипчакского союза и затем Кимакского каганата, упоминания в работах араб. и перс. путешественников и компиляторов попадаются все чаще, и описания становятся все подробнее. Они повествуют о процветании обоих этносов, об их полукочевом и частично даже оседлом быте, об их городах. Как правило, это касается характеристики кимаков, о кипчаках же говорится, что это наиболее кочевая часть Кимакского каганата. Центр каганата помещался на Иртыше, кипчаки в X в. кочевали в юго-вост. Приуралье. <br><br>С первой встречи русские стали называть этот народ П. Толкования происхождения этого имени самые различные. Основные — два: первое — П. были сероглазыми блондинами с волосами цвета соломы-половы, второе — желтыми кипчаками («шары-кипчаками») называли они сами себя. П. — рус. перевод этого самоназвания. Желтыми (шары) кипчаки могли называться из-за действительного преобладания белокурых и рыжих в орде, первой продвинувшейся в европ. степи.<br><br>

Печенеги ассимилировались в фино-угорские племена - современные чуваши, некоторые племена башкиров... Потомки половцев - современные татары на территории Татарстана и Башкортостана. У татаров до сих пор есть кое-где деление на племена, название одного из племён так и осталось - "кипчаки", есть ещё "типтары"... Больше не помню.<br>Могу немного ошибаться, звн.

В 1036 году князь Ярослав Мудрый нанёс поражение западному объединению печенегов. В конце XI века, под давлением половцев, они передвинулись на Балканский полуостров или в Великую Венгрию. В соответствии с научной гипотезой одна часть печенегов составила основу народности гагаузы [14]. Другая часть влилась в объединение юрматы.

Кыпчатское ханство на месте казахстана было.

Владимир СТЭН (прсоветленный) Странно, он просветленный, а пишет тупость. Кипчаки какие еще иранцы. Иран это ранее персия, язык форси (перси). Завоевание персов не дошло до Кипчакского ханства.

В составе киргизов и казахов. У них есть род кипчаки.

Хаза́ры (ивр. ‏כוזרים‎‏‎‎ (кузарим), араб. الخزر‎ (ал-хазар), перс. خزر‎ (хазар), греч. Χαζαροι (хазари), арм. խազիր (хазир [1]), др. -рус. козаре, лат. chazari, caziri, gazari) — тюркский кочевой народ. Стал известен в Восточном Предкавказье (равнинный Дагестан) вскоре после гуннского нашествия.

Кипчаки - это племенной союз, в который входили и племена половцев. Название половцы получили от слова - полова, что значит рубленная солома. Это был цвет их волос (цвет рубленной соломы). Это был народ славян-русов. Религии никакой они не имели, поэтому имена их звучат не привычно, имена не христианские. Похожие слова: половина, овин, овен. Половцы формировали частично народы: современных украинцев, поляков, венгров, чехов, германцев. Половцы - часть огромного народа славян.

Кто выбрал ответ Владимира СТЭНа лучшим ???Он же глупости там написал, половцы, куманы и кипчаки - это по сути одно и тоже и этот народ однозначно тюркский, никаких иранцев там и близко не было (по языку по крайней мере). Правильнее всех ответил Личный Кабинет Удален (третий сверху среди остальных ответов). Полно, правдиво и по существу. Добавить можно лишь то, что оба народа вышли из степей южнее Алтая и оба последовательно были выгнан на запад более сильными соседями, причем печенеги ушли раньше и гнали их в свою очередь как раз половцы. Также интересный факт, что первые мамлюки в Египте - это именно половцы (их туда в рабство продали татаро-монголы), а не черкесы, как везде трубят последние. Мамлюк Байбурт - был именно половцем. И еще большая часть половецкой крови растворилась в южнорусском (если хотите украинском) этносе - не зря среди украинцев так много с восточными чертами лица. По Гумилеву - окончание многих украинских фамилий на -ко тоже наследие половцев.

Если вопрос ещё актуален, то скажу, что в истории гагаузов имеется версия, что предками являются именно печенеги и половцы, в последующем -огузы! <a rel="nofollow" href="http://www.turantoday.com/2011/04/nikolai-huseinov-kratkaya-istoria.html" target="_blank">http://www.turantoday.com/2011/04/nikolai-huseinov-kratkaya-istoria.html</a>

Печенеги это мы - современные украинци

Их потомки - это часть Украинцев-потомков Запорожских казаков, часть Донбасса, Одесская область, Северный Кавказ...

интересно - почему поляки и половцы похоже называются, уж не генетическое ли родство?)

touch.otvet.mail.ru

Печенеги - краткая характеристика народа

В истории Древней Руси племена кочевников - печенеги остались как жестокие варвары и разорители. Рассмотрим краткую характеристику этого народа.

Племя печенегов, образовавшееся в 8-9 веках, называли кочевым народом. Титулом главы у тюркоязычных племен, к которым принадлежали печенеги (а так же хазары, авары и др.) был - «каган». Их основным занятием, как и у многих в то время было - скотоводство. Изначально печенеги кочевали в Средней Азии, затем в конце 9 века под давлением соседских племен - огузов и хазар, направились в сторону Восточной Европы, вытеснили венгров и заняли территорию от Волги до Дуная.

К 10 веку разделились на восточную и западную ветвь, состоящих из 8 племен. Примерно в 882 году печенеги дошли до Крыма. В 915 и 920 году возникали конфликты между печенегами и киевским князем Игорем. В 965 году печенеги завладели землями «Хазарского каганата» после его краха. Затем, в 968 году печенеги осадили Киев, но потерпели неудачу. В 970 году на стороне князя Святослава участвовали в русско-византийской битве у крепости «Аркадиополь», но в связи с заключением мира между Русью и Византией (971 год) вновь стали врагами Руси.

В 972 году князь Святослав совершил поход на печенегов и был убит ими у днепровских порогов. В 990-х годах борьба Руси с печенегами вновь продолжилась. Великий князь Владимир разбил войска печенегов в 993 году, однако в 996 году под селом Васильевом сам потерпел поражение. Приблизительно в 1010 году среди печенегов возникла междоусобная война: одни из племен приняли религию - ислам, а два других, перейдя на византийские территории - христианство.

Во время битвы Святополка с братом Ярославом Мудрым, печенеги бились на стороне Святополка. В 1036 году они снова устроили набег на Русь, однако князь Ярослав Мудрый одержал победу, окончательно разгромив печенегов под Киевом. К 14 веку их племена перестали быть единым народом, слившись с другими племенами (торками, половцами, венграми, русскими и другими).

Хазары и Хазарский каганат

Хазары – тюркоязычное кочевое племя, проживавшее на территории Восточного Предкавказья (современный Дагестан) и основавшее собственную империю – Хазарский Каганат. Современникипеченегов и половцев.

Хазары стали известны примерно в 6-7 веке и представляли собой потомков местного ираноязычного населения, смешанных с другими кочевыми тюркскими и угорскими племенами. Откуда пошло такое название племени точно неизвестно, ученые предполагают, что хазары могли сами себя так называть, взяв за основу слово тюркского языка «хаз», означающее кочевание, перемещение.

До 7 века хазары были довольно малочисленным племенем и входили в состав разных более крупных племенных империй, в частности, Тюркского каганата. Однако после того, как этот каганат распался, хазары создали свое собственное государство – Хазарский каганат, которое уже имело определенное влияние на ближайшие территории и было достаточно крупным.

Культура и обычаи этого племени изучены недостаточно, но ученые склонны считать, что жизнь и религиозные ритуалы хазар мало отличались от аналогичных других племен, проживающих по соседству. До основания государства были кочевниками, а затем начали вести полукочевой образ жизни, на зиму оставаясь в городах.

В русской истории известны, прежде всего, благодаря упоминанию в произведении А.С.Пушкина «Песня о вещем Олеге», где хазары упоминаются, как враги русского князя. Хазарский каганат считается одним из первых серьезных политических и военных противников Древней Руси ("Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам"). До этого на русские территории совершались периодические набеги печенегов, половцев и других племен, однако они были кочевниками и не имели государственности.

studfiles.net

Печенеги — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Печене́ги (ст.-слав. пєчєнѣзи, др.-греч. Πατζινάκοι) — союз кочевых племён, сложившийся предположительно в VIII—IX веках. Печенежский язык, по мнению ряда учёных (Н. А. Баскаков), относился к огузской подгруппе тюркской языковой группы.

Упоминаются в византийских, арабских, древнерусских и западноевропейских источниках.

Происхождение названия

В европейских и греческих источниках получили название «пацинаки» или «пачинакиты», в арабских — «беджнак» и «баджана». По мнению С. А. Плетнёвой, название «печенег» могло произойти от тюркского имени Бече — гипотетического предводителя печенежского племенного союза[1].

История

Исход из Азии (хазарский период)

По мнению многих учёных (в частности, академика Артамонова и его ученика Л. Н. Гумилёва) печенеги представляли собой часть народа канглы. Согласно Константину Багрянородному, часть печенегов называла себя кангарами (греч. Κάγγαρ)[2]. В конце IX века те из них, которые носили название «пацзынак» (печенеги), в результате климатических изменений (засухи) в степной зоне Евразии[3], а также под давлением соседних племён кимаков и огузов[4] форсировали Волгу и оказались в восточноевропейских степях, где ранее кочевали угры[5]. При них эта земля звалась Леведия, а при печенегах она получила имя Падзинакия (греч. Πατζινακία)[2]. Около 882 года печенеги достигли Крыма[6]. Тогда же печенеги вступают в конфликт с князьями Киева Аскольдом (875 год — это столкновение описано в поздних летописях и оспаривается историками), Игорем (915, 920). После краха Хазарского каганата (965 год) власть над степями к западу от Волги перешла к печенежским ордам[7]. В этот период печенеги занимали территории между Киевской Русью, Венгрией, Дунайской Болгарией, Аланией, территорией современной Мордовии и населявшими Западный Казахстан огузами[2]. Гегемония печенегов привела к упадку оседлой культуры, поскольку земледельческие поселения приднестровских славян (тиверцы: Екимоуцкое городище) и донских алан (Маяцкое городище) были разорены и уничтожены.

Между Русью и Византией

В 968 печенеги осадили Киев, но были разбиты. В 970 участвовали в битве под Аркадиополем на стороне киевского князя Святослава Игоревича, но после заключения русско-византийского мира (июль 971) стал назревать новый русско-печенежский конфликт. В 972 печенеги хана Кури у днепровских порогов убили великого князя Святослава Игоревича, а из его черепа сделали чашу.

В 990-е произошло новое ухудшение отношений между Русью и печенегами. Великий князь Владимир разбил их (992) на Трубеже, но в 996 сам потерпел поражение под Васильевом. Владимир строил на степной границе крепости с системой оповещения для эффективного противодействия вторжениям печенегов.

К XI веку, теснимые половцами, печенеги кочевали 13 племенами между Дунаем и Днепром. Часть их исповедовала так называемое несторианство. Католическую веру среди них с помощью Владимира проповедовал Бруно Кверфуртский. Ал-Бакри сообщает, что около 1009 года печенеги приняли ислам. Около 1010 года в среде печенегов возникла распря. Печенеги князя Тираха приняли ислам, тогда как два западных племени князя Кегена (Белемарниды и Пагуманиды общей численностью 20 000 человек) перешли Дунай на византийскую территорию под скипетр Константина Мономаха в Добрудже и приняли христианство византийского образца. Византийский император планировал сделать из них пограничную стражу. Однако в 1048 году огромные массы печенегов (до 80 000 человек) под предводительством Тираха пересекли Дунай по льду и вторглись в балканские владения Византии[8].

Печенеги приняли участие в междоусобной войне между Ярославом Мудрым и Святополком Окаянным на стороне последнего. В 1016 они участвовали в битве под Любечем, в 1019 в битве на Альте (оба раза неудачно).

Последним документально зафиксированным русско-печенежским конфликтом является осада Киева в 1036 году, когда осаждавших город кочевников окончательно разбил подоспевший с войском великий князь Ярослав Мудрый. Ярослав использовал расчлененённое по фронту построение, поставив на флангах киевлян и новгородцев. После этого печенеги перестали играть самостоятельную роль, а выступали как значительная по численности часть нового племенного союза берендеев, называемого также чёрными клобуками. Память о печенегах была жива и значительно позже: например, в литературном произведении тюркский богатырь Челубей, начавший поединком Куликовскую битву, назван «печенегом».

Битва под Киевом в 1036 году была завершающей в истории русско-печенежских войн.

В дальнейшем основная часть печенегов ушла в степи Северо-Западного Причерноморья, а в 1046―1047 годах под руководством хана Тираха перешла по льду Дунай и обрушилась на Болгарию, являвшейся в то время византийской провинцией. Византия периодически то вела с ними ожесточённую войну, то задаривала их подарками[9][10]. Далее печенеги, не выдержав натиска торков, половцев и гузов, а также войны с Византией, частью на правах федератов поступили на византийскую службу, частью были приняты венгерским королём для несения пограничной службы, и с той же целью частью были приняты русскими князьями[11].

Другая часть сразу после своего поражения под Киевом ушла на юго-восток, где ассимилировались среди других кочевых народов[12].

В 1048 западные печенеги осели в Мёзии. В 1071 печенеги сыграли неясную роль при разгроме византийского войска под Манцикертом. В 1091 византийско-половецкое войско нанесло сокрушительное поражение печенегам у стен Константинополя.

Арабо-сицилийский географ XII века Абу Хамид аль Гарнати в своём сочинении пишет о большом количестве печенегов к югу от Киева и в самом городе («а в ней тысячи магрибинцев»).

Потомки печенегов

В 1036 году князь Ярослав Мудрый (сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны) нанёс поражение западному объединению печенегов. В конце XI века, под давлением половцев, они передвинулись на Балканский полуостров или в Великую Венгрию. В соответствии с научной гипотезой одна часть печенегов составила основу народности гагаузы[13] и каракалпаки. Другая часть влилась в объединение юрматы.

Археология

Захоронения печенегов представляют собой невысокие курганы. Голова покойника ориентирована на запад. В могилах находят останки головы и ног лошади, а также стремена, сабли (палаш), наконечники стрел, подвески в виде птичек, серебряные бляхи для упряжи, византийские золотые монеты (хутор Гаевка Волоконовский район Белгородская область)[14]. Имеются печенежские захоронения в Молдавии (на месте Кишинёва)[15] и на территории Волгоградской области[16]

Внешний вид

По свидетельствам доступных древних источников, на момент появления печенегов в Причерноморье в их внешнем облике преобладали европеоидные черты[17]. Они характеризуются как брюнеты, которые брили свои бороды (согласно описанию в путевых заметках арабcкого автора Ахмада ибн Фадлана)[18], имели невысокий рост, узкие лица, маленькие глаза.

Известные ханы

Правители фем (областей расселения) по трактату Константина Багрянородного, составленного между 948 и 952 годами[2]:

Имя Фема
Ваицу Иртим
Куела Цуры
Куркутэ Гилы
Ипаоса Кулпеи
Каидума Харавои
Талмат Косту
Гиаци Хопони
Батана Цопон

Прочие ханы:

Имя Годы Примечания
Госта  ?—? ок. 880[19].
Куря  ?—? В 972 г. у Днепровских порогов истребил русскую дружину кн. Святослава[20].
Илдей  ?—? В 979 г. перешёл на русскую службу к киевскому кн. Ярополку[21].
Метигай  ?—? В 988 г. явился к киевскому кн. Владимиру и принял крещение[22].
Кучюг (Кучук)  ?—? В 991 г. принял крещение и перешёл на русскую службу к киевскому кн. Владимиру[23].
Родман  ?—? В 1001 г. вместе с тремя сыновьями был взят в плен русскими в результате их похода в степь[24].
Темир (Тимар) ?—1004 † В 1004 г. погиб в результате междоусобицы «убиен бысть … от своих сродников»[24].
Килдарь  ?—? [8]
Тирах  ?—? Сын Килдаря, правил крупнейшим племенным объединением, 1048—1050 гг. на византийской службе[8].
Кеген ?—1050 † Сомнительного происхождения, прославился в войне с торками[25], вёл длительную борьбу с Тирахом, перешёл на византийскую службу, крестился, состоял патицием, убит Тирахом[8].
Балтчар  ?—? Старший сын Кегена, вместе с отцом находился на византийской службе[8].
Сульчу ?—1050 † Некоторое время находился на византийской службе, затем вёл с ней войну, погиб при осаде Адрианополя[8].
Селте́  ?—? Некоторое время находился на византийской службе, затем вёл с ней войну[8].
Карама́  ?—? Перешёл на византийскую службу[8].
Ка́талим  ?—? Некоторое время находился на византийской службе, затем вёл с ней войну[8].

В искусстве

Осада печенегами Киева отражена в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»:

Вдали подъемля чёрный прах; Идут походные телеги, Костры пылают на холмах. Беда: восстали печенеги![26]

В поэме Сергея Есенина «Гуляй-поле» есть строки[27]:

Ужель я сплю и вижу сон, Что с копьями со всех сторон, Нас окружают печенеги?

Топонимы

См. также

Напишите отзыв о статье "Печенеги"

Примечания

  1. ↑ Плетнёва С. А. [www.upelsinka.com/Russian/religion_pecheneg.htm Печенеги]
  2. ↑ 1 2 3 4 Константин Багрянородный. [www.vostlit.info/Texts/rus11/Konst_Bagr_2/text37.phtml?id=6396 О народе пачинакитов] // Об управлении империей / Под ред. Г. Г. Литаврина, А. П. Новосельцева. — 2-е изд. — М.: Наука, 1991. — С. 156—157. — ISBN 5-02-008637-1.
  3. ↑ [gumilevica.kulichki.net/ARGS/args313.htm Преображение печенегов / Л. Н. Гумилёв. Древняя Русь и Великая степь]
  4. ↑ [j-times.ru/arxeologiya/epoxa-kangyuj.html Эпоха Кангюй]
  5. ↑ [litbar.ru/crimea/History/Kochevniks.html Кочевники]
  6. ↑ Андреев А. Р. [area.crimea.ua/books/istoriya_kryma/glava_6_pe4enegi_v_krymu_knyaj/ Печенеги в Крыму. Тмутараканское княжество. Княжество Феодоро. Половцы в Крыму] // История Крыма. — М.: Белый волк, 2002.
  7. ↑ [miku.org.ua/ru/yvelirnoe_iskusstvo/kievskaja_rus/pechenegi.html ПЕЧЕНЕГИ (Х—ХІ вв.)]
  8. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Васильевский В. Г. [annales.info/byzant/vasiljevsk/1_01.htm#_ftn4 Византия и печенеги (1048—1094)] // Труды В. Г. Васильевского. — СПб.: Тип. Императорской Академии Наук, 1908. — Т. 1.
  9. ↑ Михаил Пселл. Хронография / Пер. Я. Н. Любарского. — М.—Л.: Наука, 1978. — С. 249.
  10. ↑ Анна Комнина. Алексиада / Пер. Я. Н. Любарского. — 2-е изд. — СПб.: Алетейя, 1996. — ISBN 978-5-91419-301-7.
  11. ↑ Самарина Н. В., Щербина А. В.. [hist.ctl.cc.rsu.ru/Don_NC/Middle/Pechen.htm Печенеги]. История Дона и Северного Кавказа с древнейших времён до 1917 года.
  12. ↑ Каргалов В. В. Русь и кочевники. — С. 50.
  13. ↑ [www.hrono.info/etnosy/etnos_g/gagauzy.php Гагаузы]
  14. ↑ [www.lib.vsu.ru/elib/texts/safonov/Texts/33sv.htm КОЧЕВНИКИ X—XIV ВВ. ВВ. В ДОНСКОЙ ЛЕСОСТЕПИ]
  15. ↑ [mir-prekrasen.net/referat/2821-kishinev.html Кишинёв]
  16. ↑ [archeolog-vdao.narod.ru/bibliotec_2konferenc_gluchov.html Погребения огузо-печенежского времени из могильника Солодовка I]
  17. ↑ [web.archive.org/web/20110302135853/vlalut.narod.ru/4.html/ Тюркский фактор в истории и этногенезе украинцев и их предков]
  18. ↑ [history.astrakhan.ws/pechenegi.php Время кочевников]
  19. ↑ [world_rulers.academic.ru/2970/X.7.17._Печенеги_(пачинаки)_(ок._860_-_1050) Печенеги (пачинаки)]. [replay.waybackmachine.org/20080511203747/www.genealogia.ru/projects/lib/catalog/rulers/0.htm Правители Мира. Хронологическо-генеалогические таблицы по всемирной истории в 4 тт.] / Автор-составитель В. В. Эрлихман. — М., 2002.
  20. ↑ ПСРЛ. — 1871. — Т. 2. — С. 48.
  21. ↑ ПСРЛ. — 2000. — Т. 9. — С. 39.
  22. ↑ ПСРЛ. — 2000. — Т. 9. — С. 57.
  23. ↑ ПСРЛ. — 2000. — Т. 9. — С. 64.
  24. ↑ 1 2 ПСРЛ. — 2000. — Т. 9. — С. 68.
  25. ↑ Расовский Д. А. Половцы. Чёрные клобуки: печенеги, торки и берендеи на Руси и в Венгрии (Работы разных лет). — М.: Цивои, 2012. — Т. 1. — С. 47. — (Материалы и исследования).
  26. ↑ Пушкин А. С. [ilibrary.ru/text/440/p.7/index.html Руслан и Людмила]
  27. ↑ [feb-web.ru/feb/esenin/texts/es2/es2-143-.htm ФЭБ: Есенин. Ленин: Отрывок из поэмы «Гуляй-поле»: [Окончательная редакция]. — 1997 (текст)]
  28. ↑ [www.syzranhistory.ru/put/book18.htm Под властью хазар]

Литература

Ссылки

  • Константин Багрянородный. [www.vostlit.info/Texts/rus11/Konst_Bagr_2/text37.phtml?id=6396 Об управлении империей. Гл. 37. О народе пачинакитов]
  • Абу Хамид аль Гарнати. [www.vostlit.info/Texts/rus4/Garnati/frametext1.htm Ясное изложение некоторых чудес Магриб.]
  • [rodinastore.info/archives/02/16/274 Русь, Византия и печенеги]
  • [www.hrono.ru/etnosy/pecheneg.html Энциклопедия Хронос. Печенеги]
  • [old-rus.narod.ru/02.html Повесть временных лет]
  • [www.vlalut.narod.ru/ Тюркский фактор в истории и этногенезе украинцев и их предков]
  • [www.hrono.info/dokum/0900dok/kb_imp1.html Константин Багрянородный. Об управлении империей]
  • Голубовский П. В. [runivers.ru/lib/detail.php?ID=483591 Печенеги, Торки и Половцы до нашествия татар. История южно-русских степей IX—XIII вв. на сайте «Руниверс»]
  • Гумилёв Л. Н. [mirknig.com/audioknigi/audioknigi_raznoe/1181281364-drevnyaya-rus-i-velikaya-step-audiokniga.html Древняя Русь и Великая степь]; [mirknig.com/knigi/history/1181130977-drevnie-tjurki.html Древние тюрки]; [mirknig.com/knigi/history/1181220556-tysyacheletie-vokrug-kaspiya.html Тысячелетие вокруг Каспия]

Отрывок, характеризующий Печенеги

– Молодость не мешает быть храбрым, – проговорил обрывающимся голосом Сухтелен. – Прекрасный ответ, – сказал Наполеон. – Молодой человек, вы далеко пойдете! Князь Андрей, для полноты трофея пленников выставленный также вперед, на глаза императору, не мог не привлечь его внимания. Наполеон, видимо, вспомнил, что он видел его на поле и, обращаясь к нему, употребил то самое наименование молодого человека – jeune homme, под которым Болконский в первый раз отразился в его памяти. – Et vous, jeune homme? Ну, а вы, молодой человек? – обратился он к нему, – как вы себя чувствуете, mon brave? Несмотря на то, что за пять минут перед этим князь Андрей мог сказать несколько слов солдатам, переносившим его, он теперь, прямо устремив свои глаза на Наполеона, молчал… Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, – что он не мог отвечать ему. Да и всё казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызывали в нем ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих. Император, не дождавшись ответа, отвернулся и, отъезжая, обратился к одному из начальников: – Пусть позаботятся об этих господах и свезут их в мой бивуак; пускай мой доктор Ларрей осмотрит их раны. До свидания, князь Репнин, – и он, тронув лошадь, галопом поехал дальше. На лице его было сиянье самодовольства и счастия. Солдаты, принесшие князя Андрея и снявшие с него попавшийся им золотой образок, навешенный на брата княжною Марьею, увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок. Князь Андрей не видал, кто и как надел его опять, но на груди его сверх мундира вдруг очутился образок на мелкой золотой цепочке. «Хорошо бы это было, – подумал князь Андрей, взглянув на этот образок, который с таким чувством и благоговением навесила на него сестра, – хорошо бы это было, ежели бы всё было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье. Как хорошо бы было знать, где искать помощи в этой жизни и чего ждать после нее, там, за гробом! Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: Господи, помилуй меня!… Но кому я скажу это! Или сила – неопределенная, непостижимая, к которой я не только не могу обращаться, но которой не могу выразить словами, – великое всё или ничего, – говорил он сам себе, – или это тот Бог, который вот здесь зашит, в этой ладонке, княжной Марьей? Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего то непонятного, но важнейшего!» Носилки тронулись. При каждом толчке он опять чувствовал невыносимую боль; лихорадочное состояние усилилось, и он начинал бредить. Те мечтания об отце, жене, сестре и будущем сыне и нежность, которую он испытывал в ночь накануне сражения, фигура маленького, ничтожного Наполеона и над всем этим высокое небо, составляли главное основание его горячечных представлений. Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием, когда вдруг являлся маленький Напoлеон с своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом, и начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение. К утру все мечтания смешались и слились в хаос и мрак беспамятства и забвения, которые гораздо вероятнее, по мнению самого Ларрея, доктора Наполеона, должны были разрешиться смертью, чем выздоровлением. – C'est un sujet nerveux et bilieux, – сказал Ларрей, – il n'en rechappera pas. [Это человек нервный и желчный, он не выздоровеет.] Князь Андрей, в числе других безнадежных раненых, был сдан на попечение жителей.

В начале 1806 года Николай Ростов вернулся в отпуск. Денисов ехал тоже домой в Воронеж, и Ростов уговорил его ехать с собой до Москвы и остановиться у них в доме. На предпоследней станции, встретив товарища, Денисов выпил с ним три бутылки вина и подъезжая к Москве, несмотря на ухабы дороги, не просыпался, лежа на дне перекладных саней, подле Ростова, который, по мере приближения к Москве, приходил все более и более в нетерпение. «Скоро ли? Скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!» думал Ростов, когда уже они записали свои отпуски на заставе и въехали в Москву. – Денисов, приехали! Спит! – говорил он, всем телом подаваясь вперед, как будто он этим положением надеялся ускорить движение саней. Денисов не откликался. – Вот он угол перекресток, где Захар извозчик стоит; вот он и Захар, и всё та же лошадь. Вот и лавочка, где пряники покупали. Скоро ли? Ну! – К какому дому то? – спросил ямщик. – Да вон на конце, к большому, как ты не видишь! Это наш дом, – говорил Ростов, – ведь это наш дом! Денисов! Денисов! Сейчас приедем. Денисов поднял голову, откашлялся и ничего не ответил. – Дмитрий, – обратился Ростов к лакею на облучке. – Ведь это у нас огонь? – Так точно с и у папеньки в кабинете светится. – Еще не ложились? А? как ты думаешь? Смотри же не забудь, тотчас достань мне новую венгерку, – прибавил Ростов, ощупывая новые усы. – Ну же пошел, – кричал он ямщику. – Да проснись же, Вася, – обращался он к Денисову, который опять опустил голову. – Да ну же, пошел, три целковых на водку, пошел! – закричал Ростов, когда уже сани были за три дома от подъезда. Ему казалось, что лошади не двигаются. Наконец сани взяли вправо к подъезду; над головой своей Ростов увидал знакомый карниз с отбитой штукатуркой, крыльцо, тротуарный столб. Он на ходу выскочил из саней и побежал в сени. Дом также стоял неподвижно, нерадушно, как будто ему дела не было до того, кто приехал в него. В сенях никого не было. «Боже мой! все ли благополучно?» подумал Ростов, с замиранием сердца останавливаясь на минуту и тотчас пускаясь бежать дальше по сеням и знакомым, покривившимся ступеням. Всё та же дверная ручка замка, за нечистоту которой сердилась графиня, также слабо отворялась. В передней горела одна сальная свеча. Старик Михайла спал на ларе. Прокофий, выездной лакей, тот, который был так силен, что за задок поднимал карету, сидел и вязал из покромок лапти. Он взглянул на отворившуюся дверь, и равнодушное, сонное выражение его вдруг преобразилось в восторженно испуганное. – Батюшки, светы! Граф молодой! – вскрикнул он, узнав молодого барина. – Что ж это? Голубчик мой! – И Прокофий, трясясь от волненья, бросился к двери в гостиную, вероятно для того, чтобы объявить, но видно опять раздумал, вернулся назад и припал к плечу молодого барина. – Здоровы? – спросил Ростов, выдергивая у него свою руку. – Слава Богу! Всё слава Богу! сейчас только покушали! Дай на себя посмотреть, ваше сиятельство! – Всё совсем благополучно? – Слава Богу, слава Богу! Ростов, забыв совершенно о Денисове, не желая никому дать предупредить себя, скинул шубу и на цыпочках побежал в темную, большую залу. Всё то же, те же ломберные столы, та же люстра в чехле; но кто то уж видел молодого барина, и не успел он добежать до гостиной, как что то стремительно, как буря, вылетело из боковой двери и обняло и стало целовать его. Еще другое, третье такое же существо выскочило из другой, третьей двери; еще объятия, еще поцелуи, еще крики, слезы радости. Он не мог разобрать, где и кто папа, кто Наташа, кто Петя. Все кричали, говорили и целовали его в одно и то же время. Только матери не было в числе их – это он помнил. – А я то, не знал… Николушка… друг мой! – Вот он… наш то… Друг мой, Коля… Переменился! Нет свечей! Чаю! – Да меня то поцелуй! – Душенька… а меня то. Соня, Наташа, Петя, Анна Михайловна, Вера, старый граф, обнимали его; и люди и горничные, наполнив комнаты, приговаривали и ахали. Петя повис на его ногах. – А меня то! – кричал он. Наташа, после того, как она, пригнув его к себе, расцеловала всё его лицо, отскочила от него и держась за полу его венгерки, прыгала как коза всё на одном месте и пронзительно визжала. Со всех сторон были блестящие слезами радости, любящие глаза, со всех сторон были губы, искавшие поцелуя. Соня красная, как кумач, тоже держалась за его руку и вся сияла в блаженном взгляде, устремленном в его глаза, которых она ждала. Соне минуло уже 16 лет, и она была очень красива, особенно в эту минуту счастливого, восторженного оживления. Она смотрела на него, не спуская глаз, улыбаясь и задерживая дыхание. Он благодарно взглянул на нее; но всё еще ждал и искал кого то. Старая графиня еще не выходила. И вот послышались шаги в дверях. Шаги такие быстрые, что это не могли быть шаги его матери. Но это была она в новом, незнакомом еще ему, сшитом без него платье. Все оставили его, и он побежал к ней. Когда они сошлись, она упала на его грудь рыдая. Она не могла поднять лица и только прижимала его к холодным снуркам его венгерки. Денисов, никем не замеченный, войдя в комнату, стоял тут же и, глядя на них, тер себе глаза. – Василий Денисов, друг вашего сына, – сказал он, рекомендуясь графу, вопросительно смотревшему на него. – Милости прошу. Знаю, знаю, – сказал граф, целуя и обнимая Денисова. – Николушка писал… Наташа, Вера, вот он Денисов. Те же счастливые, восторженные лица обратились на мохнатую фигуру Денисова и окружили его. – Голубчик, Денисов! – визгнула Наташа, не помнившая себя от восторга, подскочила к нему, обняла и поцеловала его. Все смутились поступком Наташи. Денисов тоже покраснел, но улыбнулся и взяв руку Наташи, поцеловал ее. Денисова отвели в приготовленную для него комнату, а Ростовы все собрались в диванную около Николушки. Старая графиня, не выпуская его руки, которую она всякую минуту целовала, сидела с ним рядом; остальные, столпившись вокруг них, ловили каждое его движенье, слово, взгляд, и не спускали с него восторженно влюбленных глаз. Брат и сестры спорили и перехватывали места друг у друга поближе к нему, и дрались за то, кому принести ему чай, платок, трубку. Ростов был очень счастлив любовью, которую ему выказывали; но первая минута его встречи была так блаженна, что теперешнего его счастия ему казалось мало, и он всё ждал чего то еще, и еще, и еще. На другое утро приезжие спали с дороги до 10 го часа. В предшествующей комнате валялись сабли, сумки, ташки, раскрытые чемоданы, грязные сапоги. Вычищенные две пары со шпорами были только что поставлены у стенки. Слуги приносили умывальники, горячую воду для бритья и вычищенные платья. Пахло табаком и мужчинами. – Гей, Г'ишка, т'убку! – крикнул хриплый голос Васьки Денисова. – Ростов, вставай! Ростов, протирая слипавшиеся глаза, поднял спутанную голову с жаркой подушки. – А что поздно? – Поздно, 10 й час, – отвечал Наташин голос, и в соседней комнате послышалось шуршанье крахмаленных платьев, шопот и смех девичьих голосов, и в чуть растворенную дверь мелькнуло что то голубое, ленты, черные волоса и веселые лица. Это была Наташа с Соней и Петей, которые пришли наведаться, не встал ли. – Николенька, вставай! – опять послышался голос Наташи у двери. – Сейчас! В это время Петя, в первой комнате, увидав и схватив сабли, и испытывая тот восторг, который испытывают мальчики, при виде воинственного старшего брата, и забыв, что сестрам неприлично видеть раздетых мужчин, отворил дверь. – Это твоя сабля? – кричал он. Девочки отскочили. Денисов с испуганными глазами спрятал свои мохнатые ноги в одеяло, оглядываясь за помощью на товарища. Дверь пропустила Петю и опять затворилась. За дверью послышался смех. – Николенька, выходи в халате, – проговорил голос Наташи. – Это твоя сабля? – спросил Петя, – или это ваша? – с подобострастным уважением обратился он к усатому, черному Денисову. Ростов поспешно обулся, надел халат и вышел. Наташа надела один сапог с шпорой и влезала в другой. Соня кружилась и только что хотела раздуть платье и присесть, когда он вышел. Обе были в одинаковых, новеньких, голубых платьях – свежие, румяные, веселые. Соня убежала, а Наташа, взяв брата под руку, повела его в диванную, и у них начался разговор. Они не успевали спрашивать друг друга и отвечать на вопросы о тысячах мелочей, которые могли интересовать только их одних. Наташа смеялась при всяком слове, которое он говорил и которое она говорила, не потому, чтобы было смешно то, что они говорили, но потому, что ей было весело и она не в силах была удерживать своей радости, выражавшейся смехом. – Ах, как хорошо, отлично! – приговаривала она ко всему. Ростов почувствовал, как под влиянием жарких лучей любви, в первый раз через полтора года, на душе его и на лице распускалась та детская улыбка, которою он ни разу не улыбался с тех пор, как выехал из дома. – Нет, послушай, – сказала она, – ты теперь совсем мужчина? Я ужасно рада, что ты мой брат. – Она тронула его усы. – Мне хочется знать, какие вы мужчины? Такие ли, как мы? Нет? – Отчего Соня убежала? – спрашивал Ростов. – Да. Это еще целая история! Как ты будешь говорить с Соней? Ты или вы? – Как случится, – сказал Ростов. – Говори ей вы, пожалуйста, я тебе после скажу. – Да что же? – Ну я теперь скажу. Ты знаешь, что Соня мой друг, такой друг, что я руку сожгу для нее. Вот посмотри. – Она засучила свой кисейный рукав и показала на своей длинной, худой и нежной ручке под плечом, гораздо выше локтя (в том месте, которое закрыто бывает и бальными платьями) красную метину. – Это я сожгла, чтобы доказать ей любовь. Просто линейку разожгла на огне, да и прижала. Сидя в своей прежней классной комнате, на диване с подушечками на ручках, и глядя в эти отчаянно оживленные глаза Наташи, Ростов опять вошел в тот свой семейный, детский мир, который не имел ни для кого никакого смысла, кроме как для него, но который доставлял ему одни из лучших наслаждений в жизни; и сожжение руки линейкой, для показания любви, показалось ему не бесполезно: он понимал и не удивлялся этому. – Так что же? только? – спросил он. – Ну так дружны, так дружны! Это что, глупости – линейкой; но мы навсегда друзья. Она кого полюбит, так навсегда; а я этого не понимаю, я забуду сейчас. – Ну так что же? – Да, так она любит меня и тебя. – Наташа вдруг покраснела, – ну ты помнишь, перед отъездом… Так она говорит, что ты это всё забудь… Она сказала: я буду любить его всегда, а он пускай будет свободен. Ведь правда, что это отлично, благородно! – Да, да? очень благородно? да? – спрашивала Наташа так серьезно и взволнованно, что видно было, что то, что она говорила теперь, она прежде говорила со слезами. Ростов задумался. – Я ни в чем не беру назад своего слова, – сказал он. – И потом, Соня такая прелесть, что какой же дурак станет отказываться от своего счастия? – Нет, нет, – закричала Наташа. – Мы про это уже с нею говорили. Мы знали, что ты это скажешь. Но это нельзя, потому что, понимаешь, ежели ты так говоришь – считаешь себя связанным словом, то выходит, что она как будто нарочно это сказала. Выходит, что ты всё таки насильно на ней женишься, и выходит совсем не то. Ростов видел, что всё это было хорошо придумано ими. Соня и вчера поразила его своей красотой. Нынче, увидав ее мельком, она ему показалась еще лучше. Она была прелестная 16 тилетняя девочка, очевидно страстно его любящая (в этом он не сомневался ни на минуту). Отчего же ему было не любить ее теперь, и не жениться даже, думал Ростов, но теперь столько еще других радостей и занятий! «Да, они это прекрасно придумали», подумал он, «надо оставаться свободным». – Ну и прекрасно, – сказал он, – после поговорим. Ах как я тебе рад! – прибавил он. – Ну, а что же ты, Борису не изменила? – спросил брат. – Вот глупости! – смеясь крикнула Наташа. – Ни об нем и ни о ком я не думаю и знать не хочу. – Вот как! Так ты что же? – Я? – переспросила Наташа, и счастливая улыбка осветила ее лицо. – Ты видел Duport'a? – Нет. – Знаменитого Дюпора, танцовщика не видал? Ну так ты не поймешь. Я вот что такое. – Наташа взяла, округлив руки, свою юбку, как танцуют, отбежала несколько шагов, перевернулась, сделала антраша, побила ножкой об ножку и, став на самые кончики носков, прошла несколько шагов.

wiki-org.ru

Печенеги Википедия

Печене́ги (ст.‑слав. 

пєчєнѣзи, др.-греч. Πατζινάκοι) — союз тюркоязычных кочевых племён, сложившийся предположительно в VIII—IX веках. Печенежский язык, по мнению ряда учёных (Н. А. Баскаков), относился к огузской подгруппе тюркской языковой группы.

Упоминаются в византийских, арабских, древнерусских и западноевропейских источниках.

Происхождение названия

В европейских и греческих источниках получили название «пацинаки» (англ. Patzinak)[1], в арабских — «беджнак» и «баджана»[источник не указан 330 дней]. По мнению С. А. Плетнёвой, название «печенег» могло произойти от тюркского имени Бече — гипотетического предводителя печенежского племенного союза[2]. Согласно предположению Олжаса Сулейменова, название «печенег», вероятно, происходит от слова «паджанак» (свояк)[3], что указывает на родство (свояческое) между печенежскими хаганами и русскими князьями; данная версия достаточно сильно коррелирует с «бажа» или «божа» (свояк) в казахском, кыргызском и узбекском языках, и «баджанаг» (bacanaq / bacanak - свояк) в азербайджанском и турецком языках. В.Бартольд на основании работ Рашид ад-Дина "Джами ат-Таварих" (Сборник летописей) и Махмуда аль-Кашгари "Диван лугат ат-турк" (Словарь тюркских наречий) определил, что племя "печенег" является одним из племен огузов [4].

История

Исход из Азии (хазарский период)

Печенеги в сфере влияния Хазарии (VIII век)

По мнению некоторых учёных, в частности, академика М. И. Артамонова и его ученика докт ист. наук Л. Н. Гумилёва, печенеги представляли собой часть народа канглы. Согласно Константину Багрянородному, часть печенегов называла себя кангарами (греч. Κάγγαρ)[5]. В конце IX века те из них, которые носили название «пацзынак» (печенеги), в результате климатических изменений (засухи) в степной зоне Евразии[6], а также под давлением соседних племён кимаков и огузов[7] форсировали Волгу и оказались в восточноевропейских степях, где ранее кочевали угры[8]. При них эта земля звалась Леведия, а при печенегах она получила имя Падзинакия (греч. Πατζινακία)[5]. Около 882 года печенеги достигли Крыма[9]. Тогда же печенеги вступают в конфликт с князьями Киева Аскольдом (875 год — это столкновение описано в поздних летописях и оспаривается историками), Игорем (915, 920). После краха Хазарского каганата (965 год) власть над степями к западу от Волги перешла к печенежским ордам[10]. В этот период печенеги занимали территории между Киевской Русью, Венгрией, Дунайской Болгарией, Аланией, территорией современной Мордовии и населявшими Западный Казахстан огузами[5]. Гегемония печенегов привела к упадку оседлой культуры, поскольку земледельческие поселения приднестровских славян (тиверцы: Екимоуцкое городище) и донских алан (Маяцкое городище) были разорены и уничтожены.

Между Русью и Византией

Святослав вторгается в Болгарию с печенежскими союзниками (из Хроники Константина Манасса)

В X в. византийская империя использовала печенегов в качестве заслона от набегов киевских князей на Константинополь. Для этой цели правителям печенегов ежегодно доставляли из Византии подношения в виде золотых слитков[11]. В 968 печенеги осадили Киев, но были разбиты. В 970 участвовали в битве под Аркадиополем на стороне киевского князя Святослава Игоревича, но после заключения русско-византийского мира (июль 971) стал назревать новый русско-печенежский конфликт. В 972 печенеги хана Кури у днепровских порогов убили великого князя Святослава Игоревича, а из его черепа сделали чашу[~ 1]. В 990-е произошло новое ухудшение отношений между Русью и печенегами. Великий князь Владимир разбил их (992) на Трубеже, но в 996 сам потерпел поражение под Васильевом. Владимир строил на степной границе крепости с системой оповещения для эффективного противодействия вторжениям печенегов.

Печенеги приняли участие в междоусобной войне между Ярославом Мудрым и Святополком Окаянным на стороне последнего. В 1016 они участвовали в битве под Любечем, в 1019 в битве на Альте (оба раза неудачно).

Последним документально зафиксированным русско-печенежским конфликтом является осада Киева в 1036 году, когда осаждавших город кочевников окончательно разбил подоспевший с войском великий князь Ярослав Мудрый. Ярослав использовал расчлененённое по фронту построение, поставив на флангах киевлян и новгородцев. После этого печенеги перестали играть самостоятельную роль, а выступали как значительная по численности часть нового племенного союза берендеев, называемого также чёрными клобуками. Память о печенегах была жива и значительно позже: например, в литературном произведении тюркский богатырь Челубей, начавший поединком Куликовскую битву, назван «печенегом».

Битва под Киевом в 1036 году была завершающей в истории русско-печенежских войн.

К XI веку, теснимые половцами, печенеги кочевали 13 племенами между Дунаем и Днепром. Часть их исповедовала так называемое несторианство. Христианство среди них с помощью Владимира проповедовал Бруно Кверфуртский. Ал-Бакри сообщает, что около 1009 года печенеги приняли ислам. Около 1010 года в среде печенегов возникла распря. Печенеги князя Тираха приняли ислам, тогда как два западных племени князя Кегена (Белемарниды и Пагуманиды общей численностью 20 000 человек) перешли Дунай на византийскую территорию под скипетр Константина Мономаха в Добрудже и приняли христианство византийского образца. Византийский император планировал сделать из них пограничную стражу.

В дальнейшем основная часть печенегов ушла в степи Северо-Западного Причерноморья. Византия периодически то вела с ними ожесточённую войну, то задаривала их подарками[12][13]. В 1046―1047 годах под руководством хана Тираха перешла по льду Дунай и обрушилась на Болгарию, бывшую в то время византийской провинцией. В 1048 году огромные массы печенегов (до 80 000 человек) под предводительством Тираха пересекли Дунай по льду и вторглись в балканские владения Византии[14].

Далее печенеги, не выдержав натиска торков, половцев и гузов, а также войны с Византией, частью на правах федератов поступили на византийскую службу, частью были приняты венгерским королём для несения пограничной службы, и с той же целью частью были приняты русскими князьями[15].

Другая часть сразу после своего поражения под Киевом ушла на юго-восток, где ассимилировались среди других кочевых народов[16].

Гибель народа

В 1091 в битве при Левунионе[прим. 1] византийско-половецкое войско нанесло сокрушительное поражение вторгшимся из-за Дуная печенегам, после чего были убиты не только воины-мужчины, но весь остальной народ, включая женщин и детей[17]. По словам византийской хронистки Анны Комнины, погиб весь народ целиком:

Можно было видеть необычайное зрелище: целый народ, считавшийся не десятками тысяч, но превышавший всякое число, с жёнами и детьми, целиком погиб в этот день[18].

В то же время, слова Анны Комнины о истребление печенегов стоит воспринимать только как фигуру речи, потому что, по сообщениям хронистов, печенеги продолжали служить в византийских войсках и после Левуниона[19].

Потомки печенегов

В 1036 году князь Ярослав Мудрый нанёс поражение западному объединению печенегов. В конце XI века, под давлением половцев, они передвинулись на Балканский полуостров или в Большую Венгрию. В соответствии с научной гипотезой, одна часть печенегов составила основу народностей гагаузов[20] и каракалпаков. Другая часть влилась в объединение юрматы. У киргизов есть крупный род Бечен (Бичине), ведущий свою родословную от печенегов [21].

Археология

Захоронения печенегов представляют собой невысокие курганы. Голова покойника ориентирована на запад. В могилах находят останки головы и ног лошади, а также стремена, сабли (палаш), наконечники стрел, подвески в виде птичек, серебряные бляхи для упряжи, византийские золотые монеты (хутор Гаевка Волоконовский район Белгородская область)[22]. Имеются печенежские захоронения в Молдавии (на месте Кишинёва)[23] и на территории Волгоградской области[24]

Внешний вид

По свидетельствам доступных древних источников, на момент появления печенегов в Причерноморье в их внешнем облике преобладали европеоидные черты[25]. Они характеризуются как брюнеты, которые брили свои бороды (согласно описанию в путевых заметках арабcкого автора Ахмада ибн Фадлана), имели невысокий рост, узкие лица, маленькие глаза[~ 2][26].

Известные ханы

Правители фем (областей расселения) по трактату Константина Багрянородного, составленного между 948 и 952 годами[5]:

Имя Фема
Ваицу Иртим
Куела Цуры
Куркутэ Гилы
Ипаоса Кулпеи
Каидума Харавои
Талмат Косту
Гиаци Хопони
Батана Цопон

Прочие ханы:

Имя Годы Примечания
Госта ?—? ок. 880[27].
Куря ?—? В 972 г. у Днепровских порогов истребил русскую дружину кн. Святослава[28].
Илдей ?—? В 979 г. перешёл на русскую службу к киевскому кн. Ярополку[29].
Метигай ?—? В 988 г. явился к киевскому кн. Владимиру и принял крещение[30].
Кучюг (Кучук) ?—? В 991 г. принял крещение и перешёл на русскую службу к киевскому кн. Владимиру[31].
Родман ?—? В 1001 г. вместе с тремя сыновьями был взят в плен русскими в результате их похода в степь[32].
Темир (Тимар) ?—1004 † В 1004 г. погиб в результате междоусобицы «убиен бысть … от своих сродников»[32].
Килдарь ?—? [14]
Тирах ?—? Сын Килдаря, правил крупнейшим племенным объединением, 1048—1050 гг. на византийской службе[14].
Кеген ?—1050 † Сомнительного происхождения, прославился в войне с торками[33], вёл длительную борьбу с Тирахом, перешёл на византийскую службу, крестился, состоял патицием, убит Тирахом[14].
Балтчар ?—? Старший сын Кегена, вместе с отцом находился на византийской службе[14].
Сульчу ?—1050 † Некоторое время находился на византийской службе, затем вёл с ней войну, погиб при осаде Адрианополя[14].
Селте́ ?—? Некоторое время находился на византийской службе, затем вёл с ней войну[14].
Карама́ ?—? Перешёл на византийскую службу[14].
Каталим ?—? Некоторое время находился на византийской службе, затем вёл с ней войну[14].

В искусстве

Осада печенегами Киева отражена в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»[34]:

Вдали подъемля чёрный прах; Идут походные телеги, Костры пылают на холмах. Беда: восстали печенеги!

Топонимы

См. также

Примечания

Примечания
  1. ↑ Изготовление чаши для вина из черепа именитого врага было распространенной практикой нехристианских народов. Так после поражения византийской армии в битве при Вырбишском проходе (811 г.) болгарский хан Крум сделал чашу из черепа убитого в битве императора Никифора I, из которой пил вино, отмечая победу.
  2. ↑ «Они — темные брюнеты с совершенно бритыми бородами, бедны в противоположность гуззам.» Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг. — Харьков: Изд-во. Харьковского гос. университета им. А. М. Горького, 1956. — 345 с.
Сноски
  1. ↑ Kendrick, 2004, с. 150.
  2. ↑ Плетнёва С. А. Печенеги
  3. ↑ Сулейменов О.О. Аз и Я. — Москва: Грифон, 2005. — С. Часть 1, гл. "Половец", с.142. — 272 с. с. — ISBN 5-98862-008-6.
  4. ↑ Василий Бартольд. Тюрки. Двенадцать лекций по истории тюркских народов Средней Азии. Москва, издательство "Восточная литература" РАН (2002 г.). — «Печенеги упоминаются у Рашид ад-дина и Махмуда Кашгарского среди огузских родов. Произношение печенег находится в русских летописях и не заимствовано у греков, правописание которых несколько иное; вероятно, русские передали его так, как слышали непосредственно, и, как оказывается, передали правильно. Прежде предполагали, что мы имеем здесь тюркское слово биджнак — «зять»; но в рукописи Махмуда Кашгарского дана именно вокализация печенег».
  5. ↑ 1 2 3 4 Константин Багрянородный. О народе пачинакитов // Об управлении империей / Под ред. Г. Г. Литаврина, А. П. Новосельцева. — 2-е изд. — М.: Наука, 1991. — С. 155—157. — ISBN 5-02-008637-1.
  6. ↑ Преображение печенегов / Л. Н. Гумилёв. Древняя Русь и Великая степь
  7. ↑ Эпоха Кангюй
  8. ↑ Кочевники
  9. ↑ Андреев А. Р. Печенеги в Крыму. Тмутараканское княжество. Княжество Феодоро. Половцы в Крыму // История Крыма. — М.: Белый волк, 2002.
  10. ↑ ПЕЧЕНЕГИ (Х—ХІ вв.)
  11. ↑ Харрис, 2017, с. 167.
  12. ↑ Михаил Пселл. Хронография / Пер. Я. Н. Любарского. — М.—Л.: Наука, 1978. — С. 249.
  13. ↑ Анна Комнина. Алексиада / Пер. Я. Н. Любарского. — 2-е изд. — СПб.: Алетейя, 1996. — ISBN 978-5-91419-301-7.
  14. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Васильевский В. Г. Византия и печенеги (1048—1094) // Труды В. Г. Васильевского. — СПб.: Тип. Императорской Академии Наук, 1908. — Т. 1.
  15. ↑ Самарина , Щербина . Печенеги. История Дона и Северного Кавказа с древнейших времён до 1917 года.
  16. ↑ Каргалов В. В. Русь и кочевники. — С. 50.
  17. ↑ Франкопан, 2018, с. 48.
  18. ↑ Борьба империи с турками и печенегами
  19. ↑ Пилипчук Я. В., История народа печенегов в Византии. Как печенеги защитили византийского императора от крестоносцев на сайте «Реальное время», 28.12.2017.
  20. ↑ Гагаузы
  21. ↑ Шаблон:"Сол Канаттын санжарасы" Жестелемов Канчоро. 1967ж.
  22. ↑ КОЧЕВНИКИ X—XIV ВВ. ВВ. В ДОНСКОЙ ЛЕСОСТЕПИ
  23. ↑ Кишинёв
  24. ↑ Погребения огузо-печенежского времени из могильника Солодовка I
  25. ↑ Тюркский фактор в истории и этногенезе украинцев и их предков
  26. ↑ Время кочевников
  27. ↑ Печенеги (пачинаки). Правители Мира. Хронологическо-генеалогические таблицы по всемирной истории в 4 тт. / Автор-составитель В. В. Эрлихман. — М., 2002.
  28. ↑ ПСРЛ. — 1871. — Т. 2. — С. 48.
  29. ↑ ПСРЛ. — 2000. — Т. 9. — С. 39.
  30. ↑ ПСРЛ. — 2000. — Т. 9. — С. 57.
  31. ↑ ПСРЛ. — 2000. — Т. 9. — С. 64.
  32. ↑ 1 2 ПСРЛ. — 2000. — Т. 9. — С. 68.
  33. ↑ Расовский Д. А. Половцы. Чёрные клобуки: печенеги, торки и берендеи на Руси и в Венгрии (Работы разных лет). — М.: Цивои, 2012. — Т. 1. — С. 47. — (Материалы и исследования).
  34. ↑ Пушкин А. С. Руслан и Людмила
  35. ↑ Под властью хазар

Литература

  • Мавродина Р. М. Киевская Русь и кочевники (печенеги, торки, половцы): Историографический очерк / Отв. ред. В. М. Панеях. Ленингр. отд-ние Института истории СССР АН СССР.. — Л.: Наука, 1983. — 88 с. — 12 500 экз. (обл.)
  • Плетнёва С. А. Печенеги // Исчезнувшие народы: Сборник статей (по материалам журнала «Природа») / Сост. канд. филос. наук С. С. Неретина; Под ред. д-ра ист. наук П. И. Пучкова; Худож. оформл. Е. Л. Гольдина. — М.: Наука, 1988. — С. 35—46. — 176 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-02-023568-7. (обл.)
  • Мюссе Л. Варварские нашествия на Западную Европу. — СПб.: Евразия, 2006.
  • Гарустович Г. Н., Иванов В. А. Огузы и печенеги в Евразийских степях / Под ред. Л. Н. Скальдина. — Уфа: Гилем, 2001. — 212 с. — ISBN 5-7501-0233-5.
  • Васильевский В. Г. Византия и печенеги (1048—1094) // Труды В. Г. Васильевского. — СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1908. — Т. 1.
  • Печенеги (Антология) / Ред. В. Кукушкин. — М.: Ломоносовъ, 2013. — 192 с. — (История. География. Этнография). — ISBN 978-5-91678-089-5.
  • Джонатан Харрис. Византия. История исчезнувшей империи = JONATHAN HARRIS. The Lost World of Byzantium. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2017.
  • T.D.Kendrick. A History of the Vikings. — Dover Publications, 2004. — 464 p. — ISBN 978-0486433967.
  • Питер Франкопан. Первый крестовый поход. Зов с Востока = Peter Frankopan . The First Crusade: The Call from the East. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — ISBN 978-5-91671-774-7..

Ссылки

Ошибка в сносках?: Для существующих тегов <ref> группы «прим.» не найдено соответствующего тега <references group="прим."/> или пропущен закрывающий тег </ref>

wikiredia.ru

ПЕЧЕНЕГИ - Древо

Печенеги. Современная реконструкция.
Печенеги (ст.-слав. печенѣзи, др.-греч. πατζινάκοι, пачинакия), союз племён, образовавшийся в заволжских степях в результате смешения кочевников-тюрков с сарматскими и угро-финскими племенами.

Греческие писатели называли их патцинаками (πατζινακϊται). У западных писателей (Дитмара Брунона) они называются Pezineigi и Pezenegi; в польских хрониках мы находим искаженные имена Piecinigi, Pincenakili и т. д.; в венгерских источниках они называются Bessi, Bysseni, Picenati, всего чаще Besenyö; арабские писатели называют страну печенегов Баджнак. Весьма вероятно, что все это — варианты одного и того же названия, вызываемые звуковыми особенностями разных языков.

Этнически представляли европеоидов с небольшой примесью монголоидности. Печенежский язык относят к тюркским языкам.

Некогда печенеги кочевали в степях Средней Азии и составляли один народ с торками и половцами. О родстве этих трех народов и общем их тюркском происхождении свидетельствуют и русские, и арабские, и византийские, и западные писатели.

Неизвестно в точности, когда печенеги переселились из Азии в Европу. В VIII-IX веках они обитали между Волгой и Уралом, откуда ушли на запад под напором огузов, кипчаков и хазар. Разгромив в IX веке в причерноморских степях кочевавших там венгров, печенеги заняли огромную территорию от нижней Волги до устья Дуная.

Основным занятием печенегов было кочевое скотоводство. Жили родовым строем. В X веке делились на две ветви (восточную и западную), которые состояли из 8 племён (40 родов). Племена возглавлялись "великими князьями", роды -"меньшими князьями", избиравшимися племенными и родовыми собраниями. У печенегов существовала и наследственная власть. Захваченных на войне пленников продавали в рабство или отпускали на родину за выкуп. Часть пленников принимали в состав родов на условиях полного равноправия.

Киевская Русь подвергалась печенежским нашествиям в 915, 920, 968 годах. В 944 и 971 годах киевские князья Игорь и Святослав Игоревич водили отряды печенегов в походы на Византию и Дунайскую Болгарию. В 972 году войска печенегов, возглавляемые ханом Курей, по подстрекательству византийцев уничтожили дружину Святослава Игоревича у днепровских порогов. В продолжение с лишком полувека борьба Руси с печенегами была беспрестанная. Русь старалась оградить себя от них укреплениями и городами. Владимир строил укрепления по р. Стугне, Ярослав Мудрый по р. Росе (южнее). В 1036 году Ярослав Мудрый нанёс печенегам сокрушительное поражение под Киевом и положил конец их набегам на Русь.

В это же время на них надвинулись торки, заставившие их передвинуться на Запад — от Днепра до Дуная. Среди печенегов были внутренние несогласия; они ослабели, подвинулись еще ближе к Дунаю, за Дунай и, наконец, на Балканский полуостров. Хозяевами южнорусских степей в это время сделались половцы, вытеснившие оттуда и торков.

В XI-XII веках многие печенеги были расселены на юге Киевской Руси для защиты её рубежей. В X-XI веках византийские императоры пытались использовать печенегов в качестве союзников в борьбе с Русью и Дунайской Болгарией. В X-XII веках племена печенегов проникли в Венгрию, где их расселили как по границам, так и внутри страны.

В XIII-XIV веках как единый народ перестал существовать, слившись частично с торками, половцами, венграми, русскими, византийцами и монголами.

Литература

  • Голубовский П., Печенеги, торки и половцы до нашествия татар, К., 1884.
  • Васильевский В. Г., Труды, т. 1- Византия и печенеги, СПБ, 1908.
  • Расовский Д. А., Печенеги, торки и берендеи на Руси и в Угрии, в кн.: Сб. ст. по археологии и византиноведению (Seminarium Kondakovia, т. 6), Прага, 1933.
  • Плетнева С. А., Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях, в кн.: Материалы и исследования по археологии СССР, М.- Л., 1958.
  • Пашуто В. Т., Внешняя политика Древней Руси, М., 1968; Фёдоров-Давыдов Г. А., Курганы, идолы, монеты, М., 1968.

Использованные материалы

  • Большая советская энциклопедия, ст. "Печенеги".
  • Д. Б-ый "Печенеги", Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

drevo-info.ru