« Назад

Единство и мир: бехаизм

Вернер Шиллинг

Религия Баба считает себя откровением Бога, адресованным всему человечеству. Она сформировалась в девятнадцатом веке, в Персии, на основе учений двух религиозных пророков.

Первым из них был Мирза Али Мухаммед (1820-1850), который объявил, что он - Баб, т.е. "Врата", последний в династии духовных лидеров. Ему удалось привлечь сравнительно немного последователей - хотя они были достаточно сильны, чтобы поднять вооруженное восстание против правительства,- и он был казнен персидскими властями по подозрению в заговоре и попытке покушения на шаха.

Вторым, и намного более влиятельным, был Мирза Хусейн Али (1817-1892), последователь Баба, называвший себя Бехаулла, т.е. "Блеск Божий". В 1863 г. он провозгласил себя воплощением Бога, предсказанным Бабом, пришедшим, чтобы искупить грехи мира и возвестить волю Бога о начале новой эры. Он разослал множество прокламаций главам государств, за что подвергся длительным гонениям, тюрьме и изгнанию. В эмиграции он жил в Константинополе, Адрианополе и в палестинской Акре.

Группа его последователей, поначалу небольшая, продолжала быстро расти после его смерти, и к настоящему времени движение имеет более 70000 представительств в различных частях земного шара. Главной опорой бехаизма остается юго-западная часть Азии, кроме того, есть крупные центры в Европе, Африке, Северной и Южной Америке и Юго-Восточной Азии. Точное число членов движения установить не представляется возможным, а к некоторым слишком высоким оценкам следует подходить с осторожностью.

Циклы истории

Учение Бехауллы представляет собой смесь нескольких религий. Оно основано на идее цикличности истории человечества. Один из циклов начался примерно 6000 лет назад с Адама, который был первым пророком. Его преемниками были Моисей, Кришна, Будда, Зороастр, Христос и Мухаммед. Последний, и самый главный из них - сам Бехаулла, за ним последуют другие. Бехаулла считал, что все религии - лишь зародыши его совершенного учения.

Учение Бехауллы

Бехаулла считал себя обновителем мира, или мессией, предсказанным во всех ранних религиях. Его задача заключалась в проповедовании истинной "религии Бога", принесении в мир справедливости и спасении его от морального разложения, вызванного современной цивилизацией. В глазах своих последователей он представляется неким божественным целителем, облегчающим страдания и объединяющим человечество. Вопреки современной тенденции говорить о Боге, как о "мертвом", Бехаулла провозглашает, что Верховный Бог жив и снова общается с людьми. Бехаулла пришел, чтобы исправить ошибки и заблуждения старых религий, сформировать новую, справедливую и праведную культуру, повести человечество к единству и установить долгожданное "Царство Божие".

Следует отметить отсутствие в учении пророчеств конца света или пришествия Бога. Вместо этого Бехаулла предсказывает внутренние изменения в людях и обществе, которые поднимут мир из руин и восстановят гармонию.

Отношение к бехаизму как к второстепенной секте было бы несправедливым. Он претендует на роль полностью независимой религии откровения. Несмотря на очевидность его исламских корней, нельзя считать его карточным домиком, построенным из кусочков других религий. 10 мая 1925 г. Верховный суд ислама признал бехаизм учением неверных, и это решение было подтверждено Великим Муфтием Египта 11 марта 1939 года. Точно так же бехаиты не считают свою религию искусственным объединением других верований, таких как христианство или индийские религии. Бехаизм претендует на роль одной из великих универсальных религий мира.

Хайфа в Израиле, административный центр бехаизма. В Святилище Баба содержится тело Мирзы Али Мухаммеда, предшественника Бехауллы.

Голос Бога

Все сочинения Бехауллы считаются священными, но их нельзя воспринимать буквально. Он уполномочил своего сына, Абдул Беха, быть толкователем своих работ. Тот, в свою очередь, тоже назначил наследника на должность "официального толкователя". Им стал его внук, Шоги Эфенди, который умер в 1957 г. Однако его труды, как и труды сегодняшних последователей Бехауллы, не считаются священными: их интерпретации "голоса Бога" подходят только для конкретных современных условий.

Объединение человечества

Коренным понятием учения Бехауллы является вера в объявленный ему в откровении божественный план изменения мира. Этическая сторона этого плана открыта всем. Она заключается в достижении мира во всем мире, решении социальных проблем и ликвидации расового неравенства.

Бехаулла много внимания уделяет вопросам отношений человека и общества, причем тут он старается идти в ногу с наукой. Объединение человечества должно произойти в соответствии с явлением милости Божией. Земными инструментами этого воздействия должны послужить всеобщие органы законодательной и исполнительной власти, универсальный язык, единая валюта и унифицированная система правосудия и охраны правопорядка.

Выполнению составленных Бехауллой задач должна способствовать духовная подготовка к решению социальных проблем, которая является целью религиозных обрядов. От человека требуется развитие нового отношения к своей роли равноправного члена семьи и общества.

Разделы

  • Преследования бехаитов


« Назад