« Назад

Мозаика традиций: религии Японии

Майкл Пай

Религия в Японии представляется красочным набором разнообразных традиционных верований, имеющих почти двухтысячелетнюю историю. Для многих японцев свойственна предрасположенность сразу к нескольким религиям: свадьбы обычно проводятся по обряду синто, а похороны сопровождаются буддийскими ритуалами, хотя свадьбы по буддийским и гражданским обрядам также нередки. При этом человек или семья может состоять в какой-то конкретной буддийской секте или принадлежать к одному из многочисленных современных течений, привлекающих почти треть населения.

Каждая религия и секта имеет свои собственные организации, здания, праздники, священные писания, жрецов, священников и так далее. Однако не следует забывать, что на протяжении японской истории все они неоднократно пересекались друг с другом и продолжают сталкиваться сегодня в сердцах многих японцев. По этой причине можно вести речь как о "японских религиях", так и о "японской религии" - особенно если принять во внимание, что в японском языке обычно нет разницы между единственным и множественным числом.

Земля и религия

Основная модель японской религии в некотором роде отражает географическое положение и характер страны. Япония многое заимствовала с азиатского континента, но почти все пришло к ней через Корею или Китай. Основными импортными религиями, следовательно, являются буддизм, преимущественно в форме махаяны, и конфуцианство. Влияние даосизма в данном случае было в основном опосредованным, и выразилось частично в обрядовой практике и частично в развитии дзэн-буддизма. Местная вера синто оформилась в конкретное учение главным образом для противостояния могущественным системам буддизма и конфуцианства, с их научным престижем и политическим влиянием. И действительно, рассматривать японскую религию с точки зрения исторической культурной панорамы лучше всего в разрезе влияния на нее китайской, а затем западной культуры. далее

Синтоизм

Название "синтоизм" определяет широкую совокупность религиозных традиций, уходящих корнями в доисторическую Японию. О японской религии тех времен, когда еще не существовало централизованное государство династии Ямато (четвертый-седьмой века н.э.), известно мало, но в своих простейших формах она являлась в основном анимистской верой в сверхъестественные силы, обитавшие в материальных объектах, таких как горы, деревья и животные. далее

Синтоистские святилища

В наши дни синтоизм является преимущественно религией одного храма. Хотя большинство святилищ, достаточно больших, чтобы иметь постоянный штат, официально подчиняются Ассоциации синтоистских храмов, большинство прихожан вряд ли даже подозревают об этом. Существование каждого святилища имеет конкретное обоснование, будь то природный феномен, такой как гора, историческое событие, имеющее важность для данной общины, акт персонального поклонения или покровительство властей. Причин может быть множество. далее

Синтоистские обряды

Большинство синтоистских обрядов носят индивидуальный характер, например, когда человек посещает святилище, чтобы обратиться с какой-либо просьбой - о безопасном путешествии, успешном экзамене, удачной сделке или просто потому, что он шел мимо. В таких случаях выполняется обряд, описанный выше. Семейные торжества также предполагают посещение святилища. Многие, хотя и не все, приносят новорожденных детей, чтобы помолиться за их здоровье. Синтоистские жрецы проводят большинство свадебных обрядов, хотя для этого обычно сооружается специальное помещение. далее

Праздники

Возможно, самым важным обрядом в практике синтоизма является праздник (матсури), так как это тот случай, когда конкретное святилище становится необходимым для всех верующих сразу. далее

Японский буддизм

История японского буддизма прослеживается до начала шестого века н.э., когда из Кореи были присланы первые статуи и сутры (буддийские тексты). Первый значительный акт патронажа имел место при регенте, принце Шотоку (593-622 гг. н.э.), который объявил буддизм государственной религией, связав его с конфуцианскими идеалами морали и управления государством. далее

Расцвет новых религий

Нововведения давно стали характерной чертой японской религиозной жизни. Многие синтоистские святилища возникли в результате появления религиозных новшеств или сообщений, полученных через медиумов, в принципе не выходящих за рамки общей модели синто. В некоторых недавних случаях подобные инициативы привели к возникновению самостоятельных религиозных организаций. далее

Будущее религий Японии

Так или иначе, новые религии питаются соками традиционной религиозной культуры Японии, которая сформировалась преимущественно на идеях синтоизма и буддизма с добавлением конфуцианских ценностей и идеалов. Гораздо меньшее влияние оказало на нее христианство. Исторические основы моральной базы синтоизма были заимствованы у конфуцианства, подчеркивавшего значение семейного долга и верности и распространившего эти концепции на школу, промышленность и государство. Такие конфуцианские ценности, как преданность и искренность (макото), благодарность, корректность поведения и благожелательность стали основополагающими принципами большинства религиозных организаций Японии. далее



« Назад