Пути к правде: великие толкователи

Раймонд Хаммер

Ведические традиции ушли в прошлое с появлением Упанишад и возникновением понятия идентичности индивидуального духовного начала (атмана) с абсолютом (брахманом). Следующим шагом было признание идентичности каждого индивидуального начала со всеми остальными и принятие постулата о существовании единой реальности. Такое мировоззрение называется монизмом. Это основа ведантской философии, и она стала основной философской традицией индуизма, хотя и получила великое множество толкований. Разнообразие было частично вызвано попыткой систематизации индуистских взглядов - предпринятой впервые во времена создания эпоса, когда зарождалась классическая форма индуизма. Появился ряд сутр (сборников афоризмов), которые часто были слишком лаконичны, чтобы быть понятыми, следовательно, возникла необходимость в комментариях. Создание комментариев, с одной стороны, привело к возникновению традиции обязательных толкований, а с другой - к появлению разночтений первоисточников. Брахмасутра (созданная в шестом веке н.э.) имела целью обобщение индуизма и поэтому известна также под названием Ведантасутра.

Параллельно с ведантой существовала школа, которая от давала предпочтение оригинальным текстам. Она подчеркивала те разделы Вед, в которых говорилось об умиротворении богов и накоплении достоинств с целью достижения небесного блаженства. Существовала также система аргументации (шан-кхья), подчеркивавшая наличие двух сущностей: духа и материи. Материя бесчувственна, но дух воздействует на нее и вызывает изменения внутри материи. Он же отвечает за человеческий опыт и страдания. Философия йогов соблюдала принципы шан-кхья, но оставляла место для Ишвары, верховного, всеведущего, бессмертного учителя.

Многие философские направления имели параллели в ранних школах буддийской мысли при одном коренном различии. Буддизм отвергал концепцию возобновления индивидуального начала, считая, что все в мире преходяще. Для всех индуистских учений характерна вера в перманентность индивидуального начала (атмана).

Тремя великими толкователями Веданты были Шанкара (около 788-820 гг. н.э.), Рамануйя (умер в 1137) и Мадхва (около 1197-1276 гг. н.э.).

Шанкара

Шанкара написал комментарии к Брахмасутре и Бхагаватгите и, кроме того, создал ряд духовных трактатов и гимнов (так как он был приверженцем Шивы). Благодаря ему началось возрождение индуистской философии в противовес буддизму, хотя он сам заимствовал у буддизма концепцию, что ничто - это реальность, а все - пустота. Мистик принимает это во внимание и становится независимым от мира, который является всего лишь иллюзией. О реальности нельзя сказать ничего; имеет значение только мистическое понимание. Таким образом, вводится понятие двух уровней правды. На нижнем уровне правды все временно и преходяще. Но именно там проходит большая часть жизни.

Для Шанкары мир - это иллюзия (майя). Даже само существование людей как отдельных индивидуумов тоже рассматривается, как иллюзия. Истина в том, что реально существует только одно - "атман брахмана", который пронизывает не только атман отдельного человека, но и все остальные. Он пытается увязать свою концепцию с Ведами, в которых Бог считается правителем майя. Но это, в свою очередь, влечет за собой вопрос о том, не является ли сам Бог иллюзией и создателем иллюзорного мира. Шанкара отвечает на это тем, что основная задача Бога быть самим собой. Каким бы ощутимо реальным ни казался мир с точки зрения высшего уровня правды, он все равно не что иное, как иллюзия.

Рамануйя

Рамануйя выдвинулся на первый план благодаря сильному стремлению к бхакти.

Считалось, что движение бхакти представляло угрозу основанному на Ведах ортодоксальному течению брахманизма, но на самом деле Рамануйя старался отыскать точки соприкосновения двух учений с тем, чтобы ввести бхакти в рамки традиций классического индуизма. Он начал с признания авторитета Вед и вдохновляющей силы Бхагаватгиты и написания комментариев к текстам Брахмасутры и Бхагаватгиты. Он считал космос телом Бога, но при этом Бог возвышается над материальным выражением мира, так же как индивидуальное начало доминирует над телом человека. Изменения в мире происходят в зависимости от желаний Бога. Следовательно, карму тоже следует понимать как манифестацию воли Бога.

Рамануйя толковал концепцию Упанишад "ты есть то" в том смысле, что не индивидуальное начало отождествляется с Богом, но что Бог является реальностью в каждом из начал. Таким образом, он защищал религию почитания и преданности от утверждения Шанкары о том, что спасение приходит изнутри. Спасение и освобождение, по мнению Рамануйи, есть дар свыше.

Мадхва

Мадхва придерживался веры джайнов в различие между душами и неживой материей. Вследствие этого он подчеркивал значение конкретности и множественности. Он выдвинул постулат о существовании внутри Бога таких черт, которые не могли существовать ни в одном другом существе. Таким же образом каждый человек отличается от всех остальных, и ни одно из последствий кармы не может повториться. Это значит, что в каждой душе есть что-то, что тем или иным образом определяет ее назначение.

Разделы

  • Некоторые индуистские боги

amst 3003 купить Подробности купить капсулы для похудения на сайте.