Социальная сфера древней греции. 2. Социальное воспитание и общественная опека в Древней Греции и Древнем Риме
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1.2. Социальные проблемы и их решение в Древней Греции. Социальная сфера древней греции


Социальная напряженность, бунты в Древней Греции

Оживление греческой экономики, развитие товарно-денежных отношений, широкое внедрение рабства во многие сферы жизни и производства вели к обострению классовых противоречий в греческих полисах, росту общей социальной напряженности в Греции. Одним из классовых конфликтов греческого общества, сформировавшимся в IV в., было противостояние рабовладельцев — собственников крупных эргастериев, поместий, домов, кораблей, наличных денег — и увеличившихся в числе рабов, которые в условиях развивающейся греческой экономики подвергались хорошо организованной и умелой эксплуатации. Рабы были не только самым эксплуатируемым классом, но и не считались полноценными людьми. Естественно, рабы ненавидели своих господ, и греки не строили на этот счет никаких иллюзий: раб рассматривался как естественный враг господина, и его повиновение обеспечивалось не уговорами и разумными доводами, а насилием. «Почти каждое обращение к рабу, — рекомендовал философ. Платон, — должно быть приказанием. Никоим образом и никогда не надо шутить с рабами, ни с женщинами, ни с мужчинами. Многие очень безрассудно любят баловать рабов: этим они только делают более трудной их подчиненную жизнь, да и самим себе затрудняют управление».

Молодой Дионис на греческом артефакте 4 в до н. э. Молодой Дионис на греческом артефакте 4 в до н. э. Фото: Carole Raddato

Прекрасно понимая внутренний антагонизм в отношениях между рабами и их господами, греки сознавали опасность открытых выступлений рабов и рекомендовали ряд мер, направленных на ослабление этого противоречия. Тот же Платон, обобщая опыт управления рабами, советовал подбирать для одного хозяйства рабов разных национальностей, чтобы, используя различия в обычаях, религии, привычках, языке, легче было приводить рабов к покорности. Он советовал господам не обижать рабов без особой необходимости, не проявлять к ним беспричинную жестокость, соблюдать известную справедливость в наказаниях. Открытые восстания рабов в Греции были затруднены еще и потому, что рабы жили в домах, эргастериях или поместьях в изоляции друг от друга, под строгой охраной, не могли постоянно общаться между собой. Тем не менее в источниках сохранились сведения о протестах и восстаниях рабов. Чаще всего такие восстания происходили во время военных действий, когда внимание их хозяев и государственных органов было направлено на войну. Так, например, около 20 тыс. афинских рабов, в их числе значительная часть ремесленников, воспользовались рядом неудач афинян и в 413 г. до н. э. перебежали к спартанцам. Другие источники сообщают о частых случаях набегов рабов как своего рода протесте против бесправного положения.

Примером открытого выступления рабов против хозяев является восстание в Сиракузах в 414 г. до н. э. под руководством Сосистрата. Воспользовавшись тяжелым положением Сиракуз, осажденных афинской экспедиционной армией, сиракузские рабы договорились о восстании. Силы восставших оказались настолько велики, что сиракузцы не смогли их уничтожить в открытом бою. Сиракузский полководец Гермократ был вынужден прибегнуть к хитрости: щедрыми посулами и подкупом был внесен раскол в ряды восставших — 20 руководителей были выданы, а обезглавленный рабский отряд разбит, часть рабов схвачена и подвергнута мучительной казни, другие бежали к осаждавшим город афинянам. Источники сохранили очень немного сведений о случаях проявления протеста рабов. Видимо, превентивные меры полисных властей и стремление хозяев к разумному управлению рабами затрудняли открытые формы протеста; тем не менее рост напряженности в отношениях между рабами и их владельцами в IV в. до н. э. составлял ту основу, тот базис, на котором разворачивались социальные противоречия как внутри гражданского коллектива так и между гражданами и неграждананской частью населения полиса.

Большой остроты достигли в IV в. до н. э. противоречия внутри полисного коллектива, вызванные имущественным и социальным расслоением в среде гражданства.

Низшие разряды гражданства теряли свои земельные участки, вынуждены были заниматься малопрестижными ремеслами, нанимались управляющими, работали на строительстве зданий, в порту, в рудниках рядом с рабами. Часть опустившихся граждан жила случайными заработками, а то и предпочитала не работать, занимаясь нищенством, ведя праздную голодную жизнь, получая дотации от своего полиса.

Естественно, этот обездоленный и все более возрастающий в численности слой гражданства выражал острое недовольство своим незавидным положением. Бедняки — граждане с завистью и ненавистью смотрели на роскошную жизнь своих богатых сограждан, владельцев поместий, крупных эргастериев, городских домов, множества кораблей, живущих в больших домах, держащих дорогие колесницы, тративших огромные деньги на содержание гетер и т. п. Эта стихийно растущая ненависть приводила к усилению напряженности в отношениях между различными слоями гражданства.

Рост социальной напряженности в греческих полисах получил своего рода идеологическое оформление, выразившееся в появлении лозунгов, своего рода программных требований беднейших категорий гражданства: передел земли и кассация долгов. Это требование отражало реальную действительность Греции IV в. до н. э., заключавшуюся в концентрации богатств в руках верхушки и обеднения основной массы гражданства, в массовой задолженности как результате внедрения товарно-денежных отношений, причем задолженности как низших, так и зажиточных категорий гражданства.

Эти тенденции получили разное воплощение в различных полисах Греции, но в той или иной степени они были присущи почти каждому полису.

В связи с этим острота и политическая значимость лозунга «передел земли и кассация долгов» менялась в различных областях Греции. Так, в Афинах в условиях демократического строя удавалось сгладить остроту социального недовольства, и этот лозунг не получил особой популярности. Афинская демократия в целях некоторого ослабления напряженности проводила целенаправленную политику материальной поддержки беднейших категорий гражданства: именно в Афинах (и, насколько известно, только в Афинах) была введена плата за посещение народных собраний, за участие в судах гелиеи, отправления магистратских должностей. В Афинах был установлен жесткий контроль за хлебным рынком и велась борьба со спекуляцией, довольно широко раздавались деньги на посещение театральных спектаклей. На богатых граждан были наложены так называемые литургии — с них собирали различные взносы на государственные нужды. Естественно, это давало некоторые результаты, и социальная напряженность не вылилась в кровавые столкновения и гражданские войны с оружием в руках, а проявлялась в форме политической борьбы на народных собраниях, в дискуссиях философов, в литературных произведениях.

Однако во многих полисах Греции положение было иным, и здесь призыв к «переделу земли и кассации долгов» выражал насущные чаяния и глубинные интересы граждан, а борьба за их решение принимала формы заговоров, кровавых столкновений, сговора с внешним врагом. Так, например, в Спарте, считавшейся образцом имущественного равенства спартиатов и социального спокойствия внутри общины равных, борьба против концентрации богатства и имущественного расслоения приняла острые формы и вылилась в опасный заговор Кинадона в 399 г. до н. э. В нем участвовали бывшие граждане, которые в силу описанных выше условий обеднели, потеряли земельный участок и потому выбыли из общины равных. «Заговорщики знали, — писал Ксенофонт, — что их замыслы совпадают со стремлениями всех илотов, неодамодов (вольноотпущенников — В.К.), гигюмейионов (неполноправных граждан — В.К.) и периэков, ведь когда среди них заходит разговор о спартиатах, то никто не может скрыть, что он с удовольствием съел бы их живьем». Ряды недовольных росли, но доносчик сообщил о заговоре эфорам, которые, по словам того же Ксенофонта, «пришли в ужас» от его организованности и количества участников. Они не решились схватить Кинадона в самой Спарте, опасаясь восстания его сторонников, послали его с каким-то придуманным поручением в одну из местностей Пелопоннеса и там схватили. Под пыткой Кинадон выдал своих сообщников и был казнен вместе с ними: всем им надели на шею железные брусья, приковали к ним руки и, гоняя по улицам Спарты, забили до смерти бичами и прутьями.

Социальная напряженность вылилась в настоящую гражданскую войну еще в двух полисах Пелопоннеса — в Коринфе и Аргосе. В Коринфе борющиеся социально-политические группировки использовали затруднения, вызванные военными действиями между Коринфом и Спартой в 392 г. до н. э. По рассказу Ксенофонта, городская знать не хотела воевать с олигархической Спартой и стала готовить заговор с целью заключения мира и передачи города спартанцам. Во время одного из празднеств, когда народ был занят состязаниями, жертвоприношениями и другими праздничными мероприятиями, аристократы захватили цитадель города — Акрокоринф, но были выбиты оттуда прибывшим народом. Часть заговорщиков бежала к спартанцам. Тогда народ бросился громить дома «знатных» и «лучших», подозревая их в сочувствии. Началась резня — «один погиб стоя, во время дружеской беседы, другой — сидя, третий — в театре, иные даже при исполнении обязанностей арбитра при состязаниях… Знатные граждане бросились искать убежища — одни к подножыо статуй богов, стоявших на агоре, другие — к алтарям, но убивали и прильнувших к алтарям». Оставшиеся в живых аристократы и их сторонники открыли спартиатам ворота городских укреплений и впустили врага в город. Между спартанцами, поддерживающими их олигархами и коринфянами произошла ожесточенная битва. «На маленьком пространстве, — сообщает Ксенофонт, — погибло так много народа, что можно было там увидеть людей, лежавших огромными кучами, как лежат кучи зерна, дерева, камней». Спартанцы были вынуждены отступить, но им удалось захватить порт Коринфа Лехейон и вызвать в городе продовольственные трудности.

В другом пелопоннесском городе Аргосе в 370 г. до н. э. беднейшие граждане восстали против состоятельных и, вооружившись дубинами (скиталами), перебили около 1200 человек, разделив между собой их имущество (так называемый аргосский скитализм).

Говоря об обострении социальной борьбы в городах Пелопоннеса, афинский оратор Исократ писал, что граждане многих полисов на Пелопоннесе «относятся друг к другу с таким недоверием, с такой враждебностью, что сограждан боятся более, чем врагов. Вместо бывшего при нашей власти единодушия и взаимной имущественной поддержки они дошли до такого распада связей между собой, что люди состоятельные охотнее бросили бы свое имущество в море, чем оказали бы помощь нуждающимся, а бедные меньше бы обрадовались находке клада, чем возможности силой завладеть имуществом богатых. Прекратив жертвоприношение на алтарях, люди, точно жертвенных животных, закладывают друг друга». Обобщая картину социальных отношений в греческих городах первой половины IV в. до н. э., философ Платон говорил о том, что каждый греческий полис расколот на два враждебных лагеря: на полис богатых и полис бедняков, готовых пожрать друг друга.

Социальная напряженность в греческих полисах выражалась не только в естественном недовольстве низших категорий гражданства своим ухудшающимся экономическим положением. Негодовали и знатные граждане, которые использовали результаты экономического подъема в своих интересах, завладев большими богатствами, крупными партиями рабов. Они были недовольны тем, что механизм полисной государственности оказался недостаточно эффективным, чтобы защищать их интересы, обеспечивать необходимый и стабильный социальный порядок. При решающей роли Народного собрания, преобладании прямого народоправства, которое обеспечивало влияние гражданства в целом на государственную политику, богатеющие круги зависели от его воли, должны были нести бремя государственных расходов в большей степени, чем бедные граждане. Многочисленные литургии, различные взносы и обязательные пожертвования, конфискации имущества, которые накладывались на них демократическим большинством, вызывали у верхушки гражданства недовольство полисными порядками, особенно в тех центрах, которые имели демократическое устройство. Ксенофонт, отражая настроения афинской аристократии, следующим образом описывает ситуацию, сложившуюся в Афинах первой половины IV в. до н. э.: «Когда я был богат, — рассказывает один из афинян, Хармид, — я боялся, чтобы кто-нибудь не подкопал стены в моем доме и не забрал деньги, а мне самому не причинил какого-нибудь вреда. Затем мне приходилось ублажать доносчиков: я знал, что они мне могут принести больше зла, чем я им. Кроме того, город всегда налагал на меня какие-нибудь повинности, а отказаться от этого не было никакой возможности. А теперь, когда я лишился источников дохода за границей, а от земель, расположенных в этой области, не получаю ничего, распродал свое имущество, я сладко сплю, растянувшись; город мне доверяет; никто мне больше не грозит, а я уже грожу другим: как свободному, мне можно жить и здесь и за границей; передо мной встают с мест и уступают дорогу богатые». Полисная аристократия мечтала о сильной власти, которая обеспечила бы ей спокойные условия для умножения ее богатств, упрочения ее высокого общественного положения.

Обострение социальных конфликтов внутри гражданского коллектива дополнялось ростом напряженности среди других социальных прослоек, в частности между гражданством в целом и внушительной по численности прослойкой метеков. В IV в. до н. э. возросли их экономическая роль и влияние в жизни греческих полисов — они владели многими ремесленными мастерскими, активно занимались денежными операциями и торговлей, с помощью аренды получили доступ к земельным владениям, стали заводить доходные хозяйства в Аттике. Однако при всем их богатстве, зачастую весьма внушительном, в политическом отношении они были лишены гражданских прав. Такое несовпадение их экономического и социально-политического положения вызывало недовольство метеков, рождало стремление проникнуть в ряды гражданства и тем самым принять непосредственное участие в управлении полисом. Но граждане, в том числе и самые низшие их разряды, не хотели допускать к себе посторонних и делить с кем бы то ни было те большие привилегии, которые имели. За всю первую половину IV в. до н. э. в Афинах только четырем счастливцам из метеков были предоставлены гражданские права: гражданская община, полисный коллектив сохранял свою замкнутость и не желал ее нарушать. Естественно, это увеличивало общую социальную напряженность в греческих полисах.

Одной из попыток решить социально-политические проблемы греческих полисов в IV в. до н. э. было установление тиранических режимов (так называемая младшая, или поздняя, тирания в отличие от старшей, или ранней, тирании VII–VI вв. до н. э.). Тиранические режимы, как правило, возникали в тех городах, где социальная напряженность выливалась в гражданские столкновения (Сиракузы, Коринф, Сикион, Гераклея). В условиях кровопролитной борьбы внутри полисов, военной угрозы извне в ряде полисов власть захватывали популярные полководцы из среды граждан данного полиса или чужеземные командиры наемных отрядов. Они подчиняли своему строгому контролю Народное собрание, совет выборных магистратов, заполняя их своими сторонниками. Мало считаясь с полисными традициями, тираны произвольно распоряжались земельной собственностью города, прибегали к конфискациям, щедро раздавали гражданские права чужакам, прежде всего своим наемникам, вводили новые повинности, управляли диктаторскими методами. Тираны захватывали власть насильственным путем, тем не менее они опирались, особенно в начале своего правления, на некоторую поддержку гражданского населения. Причем тиранов поддерживали разные социальные силы: с одной стороны, демократические круги, выражающие интересы рядового и обездоленного гражданства, с другой — полисная аристократия, которая хотела видеть в сильной власти тирана гарантию прочности социального порядка, В этих сложных условиях тиранам IV в. до н. э. приходилось проводить политику лавирования среди разных слоев населения, примирения обострившихся противоречий: подкармливать обездоленную массу гражданства и вместе с тем обеспечивать интересы полисной аристократии. Однако решить эти противоречащие друг другу задачи тираны IV в. до н. э. не смогли. Вот почему тиранические режимы, установившиеся в греческих полисах, оказались недолговечными и, как правило, были связаны с деятельностью какого-либо одного изворотливого политика, такого, как Дионисий в Сиракузах (405–367 гг. до н. э.), Язон в Ферах (80–70–е годы IV в. до н. э.), Филомел в Фокиде (середина 50–х годов IV в. до н. э.). Едва придя к власти, они вызывали резкое недовольство во всех слоях гражданского населения, их наемники оказывались силой не очень надежной, многие стали жертвой заговоров, а режим был уничтожен после их смерти или ближайших преемников. Установление тираний в IV в. до н. э., как попытка решения больных вопросов социально-политической жизни Греции оказалась совершенно несостоятельной.

Описанные выше особенности социально-экономического и политического развития греческих полисов в IV в. до н. э.: внедрение классического рабства и товарной экономики, имущественная дифференциация гражданства, концентрация богатств на одном полюсе и обнищание на другом, потеря низшими слоями гражданского населения земельной собственности, падение роли гражданского ополчения и распространение наемничества, повышение экономического и социального значения метеков, рост социальной напряженности, установление тиранических режимов — все эти болезненные явления в истории Греции первой половины IV в. до н. э. определяются как кризис греческого полиса. Рамки небольшого по территории и населению государства с ограниченным военно-экономическим потенциалом теперь, в условиях растущей экономики, усложнения хозяйственных структур, уже не могли обеспечивать нормальных условий для дальнейшего развития. В его недрах сформировался целый узел противоречий, разрешить которые полисная организация власти не могла, и под угрозой оказались интересы господствующего класса. Необходима была иная форма экономической и политической организации, органической частью которой стал бы полис и которая обеспечила бы дальнейшее развитие производства и культуры.

Многие греческие мыслители, анализируя ситуацию, предлагали свои проекты решения больных проблем греческой жизни IV в. до н. э. Одно из решений было Предложено Аристофаном. В комедии «Женщины в Народном собрании», написанной в 389 г. до н. э., Аристофан советует использовать такое средство решения наболевших вопросов афинского общества — уничтожить частную собственность и обобществить имущество. «Я полагаю, — говорит главная героиня Праксагора, — отныне все должно быть общим. Прочь порядок, при котором одни владеют обширными поместьями и деньгами, а у другого нет даже места для могилы. У одних целая армия рабов, а у других нет и одной прислуги». После обобществления имущества, по мнению Праксагоры, исчезнут пороки и преступления, зависть и обман. Не нужен будет суд, не нужны будут и должностные лица. Обеды будут бесплатные. Граждане получат таблички с буквами, обозначающими соответствующую общественную столовую. Исчезнет институт семьи, дети будут считаться общими. Работа станет уделом рабов. Наступит спокойная, счастливая, мирная жизнь всех граждан. Этот же мотив равномерного распределения богатства как основы счастливой жизни разрабатывается Аристофаном и в комедии «Богатство», написанной в 388 г. до н. э. Меры, предлагаемые героями Аристофана, были протестом против имущественной дифференциации, столь характерной для Афин начала IV в. до н. э.

Свое лечение социальных недугов греческого общества IV в. до н. э. предложено Платоном. Чтобы укрепить полис и вывести его из кризиса, Платон считает необходимым разделить все население на три касты: касту философов-правителей государства, касту воинов-стражей, охраняющих границы и поддерживающих внутренний порядок, и касту остального населения, куда входят ремесленники, земледельцы, торговцы как свободные, так и рабы, которые должны трудиться и обслуживать узкую группу философов и стражей. Первые две касты обладают собственностью, у них все общее, семейные отношения регулируются особыми правилами, чтобы вырастить здоровое и сильное поколение. В то же время ремесленники и земледельцы могут иметь частную собственность, семью и жить обособленно. Любые случаи недовольства с их стороны должны подавляться беспощадно. Таким образом, и в основе проекта Платона лежала идея поддержания прежде всего социального порядка путем особой организации господствующего класса и реорганизации государственного управления в олигархическом духе, полном отказе от завоеваний демократии.

Несколько иным был проект Аристотеля. По его мнению, для оздоровления всего строя полисной жизни необходимо было поддержание средних прослоек гражданства, владельцев гоплитского участка. Преобладание среднего слоя земледельцев — основа крепости полисного строя. Ремесленники и торговцы исключаются из состава полноправных граждан, управление государственными делами передается в руки старших по возрасту граждан, в то время как молодые несут военную службу. Самой лучшей формой государственного управления, по Аристотелю, должна стать умеренная демократия, так называемая полития, т. е. такой государственный строй, в котором всеми правами пользуется лишь высшая и средняя прослойка землевладельцев. Сам полис должен быть небольшим по территории и населению и расположен на морском побережье. Вот в таком полисе, полагал Аристотель, была бы достигнута спокойная и счастливая жизнь, прочный государственный порядок.

Однако предложенные проекты реформирования и оздоровления пораженных кризисом греческих полисов оказались утопическими, невыполнимыми в исторической обстановке IV в. до н. э. Кризис греческого полиса продолжал углубляться.



biofile.ru

1. Социально-экономическое положение. История Древней Греции

1. Социально-экономическое положение

Продолжительная и разрушительная Пелопоннесская война оказала большое воздействие на положение греческих полисов в первой половине IV в. до н. э. Поражение Афин и роспуск такого экономического и политического объединения, как первый Афинский морской союз, опять ввергли Грецию в состояние раздробленности, привели к разрыву сложившихся экономических связей, к необходимости их переориентации. Война, одна из самых кровопролитных в греческой истории, привела к колоссальной растрате материальных и людских ресурсов, денежных средств, гибели больших ценностей. Безжалостно вырубались оливковые рощи и виноградники, сжигались посевы, были разрушены многие города (например, Платеи), Только за 5–6 лет войны Афины истратили огромную сумму в 10 тыс. талантов, которую они накапливали в течение двух десятилетий. Война привела к гибели большого количества людей, особенно среди гражданской прослойки населения, на которую выпали основные тяготы военной службы как в гоплитском ополчении, так и на флоте. Только от эпидемии сыпного тифа, терзавшего Афины, умерло не менее четверти населения, в сражении при Делии погибло не менее 3 тыс. человек, после катастрофы в Сицилии потери Афин составили около 10 тыс. гоплитов и около 30–40 тыс. гребцов, легковооруженных воинов и матросов. Конечно, такие потери не могли не сказаться на состоянии всего комплекса социально-экономических и политических отношений. Нужно было восполнять поредевшие ряды гражданства, владельцев земельных участков, ремесленников и мелких торговцев, участников народных собраний, членов гелиеи, многочисленных выборных магистратур. При замкнутом характере полиса, не допускавшем широкую раздачу гражданских прав метекам и иностранцам, и невысокой рождаемости эта проблема могла решаться с большими трудностями.

С начала IV в. до н. э. можно говорить о заметном увеличении количества рабов, о широком проникновении рабского труда в сельское хозяйство, ремесленные мастерские, различные торговые предприятия. Проникновение рабства в афинскую экономику привело к общему укрупнению производства, распространению рабовладельческих поместий в 20–25 га с контингентом в 1,5–2 десятка человек, эргастериев с персоналом в 2–3 десятка рабов и более. Такое положение было характерным не только для Афин, но и для других полисов Греции.

Огромные разрушения и растрата материальных ресурсов во время войны требовали их восстановления. Нужно было вновь сажать оливковые рощи и виноградники, возводить дома и постройки, возрождать разрушенные города. Как Пелопоннесская война, так и многочисленные войны IV в. до н. э. требовали постоянного пополнения нового оружия, кораблей и разнообразного снаряжения. Все это не могло не служить стимулом для развития греческой экономики в целом. Исследование состояния хозяйства Греции в IV в. до н. э. показывает, что оно находилось на подъеме: было восстановлено и успешно развивалось сельское хозяйство, особенно оливководство и виноградарство, в многочисленных эргастериях производилась разнообразная продукция, считавшаяся одной из самых качественных в тогдашнем мире, особого размаха достигли торговые операции, которые охватывают теперь все Средиземноморье и Причерноморье. Новые импульсы для расцвета греческой экономики дало проникновение рабского труда в разные сферы производства и создание относительно крупных рабовладельческих хозяйств, поместий в сельской местности и эргастериев в городах. Удельный вес в экономике таких хозяйств в IV в. до н. э. значительно возрос по сравнению с V в. до н. э. Более того, рабский труд в большей степени, чем раньше, начинает применяться в зевгитских, т. е. зажиточных, крестьянских хозяйствах, в которых 1–2 раба трудятся на полях вместе с семьей самого земледельца.

Во время военных действий происходило известное перераспределение богатств: земли, рабов, денежных средств, их концентрация у одних и потеря другими, та наметившаяся в V в. до н. э. имущественная дифференциация, расслоение внутри полисного коллектива граждан на богачей и бедняков было усилено за счет развития рабовладельческих отношений в IV в. до н. э. Собственники поместий и крупных эргастериев заводили рентабельные хозяйства, имели приличные доходы. Получила распространение такая форма накопления богатства, как сдача денег взаймы под ростовщические проценты; особенно они были велики, если давались владельцам кораблей, ведущим торговлю с далекими странами (в таком случае процент на одолженный капитал иногда достигал 30 % и более). Богачи, располагающие крупными партиями рабов, зачастую предпочитали сдавать их в наем какому-нибудь предпринимателю, получая твердую плату за их использование. Иногда господин предоставлял в распоряжение раба некоторые средства, помещение и позволял ему жить отдельно и работать в мастерской, выплачивая за это своего рода оброк. Некоторые из таких работающих на оброке рабов всеми правдами и неправдами старались скопить небольшие средства и выкупиться на свободу, становясь вольноотпущенниками.

В Афинах и других торгово-ремесленных центрах Греции возрастает значение прослойки вольноотпущенников среди населения полиса, увеличивается их удельный вес в различных отраслях экономики. В частности, они проникают даже в земледелие — исконное занятие полноправных граждан, арендуя земли, которые владельцы по каким-либо причинам не могли обрабатывать сами и предполагали сдавать их в аренду предприимчивым людям.

Одним из проявлений экономического оживления в Греции IV в. до н. э., внедрения во многие отрасли рабского труда явилось укрепление товарного производства, интенсификация торговли и денежного обращения.

В поместьях и эргастериях занятые там рабские контингенты производили продукции значительно больше, чем это требовалось для собственного потребления, и эти довольно значительные излишки шли на внутренний городской рынок и на рынки других полисов. В IV в. до н. э. рост хозяйственной активности, появление товарной продукции способствовали развитию не только внутриполисной, но и межполисной торговли. Греческая экономика уже не могла замыкаться в узких рамках небольших и ограниченных по своему экономическому потенциалу полисов. Для нормального функционирования экономики необходимо было создание если не политического, то во всяком случае известного экономического единства, обеспечивающего обмен товарами и сырьем, приток рабов, охрану торговых путей, что далеко не всегда было возможно в условиях полисной раздробленности.

Большой размах межполисной торговли и развитие товарного производства в целом привели к интенсификации денежного обращения. Количество денег, чеканенных в IV в. до н. э., в греческом обществе резко возросло по сравнению с V в. до н. э. В обращение было пущено не только серебро, добытое в новых рудниках Лавриона, Пангея, Фракии, Лидии, но и запасы драгоценной утвари, хранившейся в храмах. Большое количество денег было выпущено на греческий рынок из персидской казны.

Персидский царь стал активно вмешиваться в греческие дела уже в конце Пелопоннесской войны и продолжал свою политику в первой половине IV в. до н. э., подкрепляя ее значительными денежными субсидиями, распределяемыми среди проперсидских элементов.

Как известно, Афины истратили огромные денежные суммы на многие свои военные предприятия, а победительница Спарта, напротив, за счет добычи, персидских субсидий создала солидные валютные накопления. Греческий оратор Исократ исчисляет общую сумму денег, полученных разными спартанскими военачальниками только от Персии, в 5 тыс, талантов. Не меньшее количество денег было захвачено спартанцами во время ограбления афинских союзных и других городов. В обозе спартанского наварха Лисандра везли сотни золотых венков, «подаренных» ему греческими городами за их «освобождение». Нужда в деньгах заставляла переплавлять и чеканить деньги из храмовых сосудов и другой священной утвари (статуй и статуэток, подаренных в храмы, и др.). Так, в трудные времена Пелопоннесской войны афиняне переплавили большую часть сокровищ, хранившихся в Парфеноне (свыше 6 тыс. талантов). В IV в. до н. э. к таким акциям прибегал тиран Сиракуз Дионисий, тиран Фер Ясон в Фессалии. Жажда золота приводила к совершению таких тягчайших, с точки зрения полисной морали, преступлений, как разграбление общеэллинских святынь. В 364 г. до н. э. аркадяне захватили и обобрали храм Зевса в Олимпии, где совершались жертвоприношения во время Олимпийских игр. В 356 г. до н. э. фокидяне захватили и вывезли храмовые богатства другой общегреческой святыни — храма Аполлона в Дельфах (10 тыс. талантов). На эти деньги фокидяне смогли набрать армию наемников в 20 тыс. человек.

Деньги становятся престижной формой богатства, наряду с земельными владениями. Более того, ряд землевладельцев предпочитали продавать земельные участки, чтобы иметь наличные деньги: их было легче скрыть от налогообложения и взоров сограждан в смутные времена, их отдавали в рост и получали без хлопот неплохие проценты, легко делили среди наследников и т. д. В IV в. до н. э. появляются богачи, располагающие внушительными капиталами в несколько десятков талантов, в то время как в V в. до н. э. таких было буквально единицы. Теперь среди богачей были не только знатные граждане, но и метеки, иностранцы, не имеющие гражданских прав, как правило, занимающиеся ремеслами и торговлей, люди предприимчивые, энергичные, мало связанные ограничительными правилами, которые накладывались в полисе на граждан (обогащение за счет ростовщичества, некоторых видов торговли и ремесел в ряде полисов считались недостойными гражданина).

Особенно идиозным источником быстрого обогащения не только для метеков, но и для некоторых граждан была спекуляция хлебом. В крупных торгово-ремесленных центрах, таких, как Афины, Коринф, Мегары его, как правило, не хватало. Приходилось привозить зерно издалека: из Северного Причерноморья (особенно из Боспорского царства), из богатых хлебом сицилийских городов. Однако перевозки зерна на маловместительных и тихоходных судах, двигавшихся вдоль извилистых берегов, были делом ненадежным и часто вызывали перебои в снабжении населения хлебом. Это приводило к колебанию цен на хлебном рынке и разгулу спекуляции. Многие беззастенчивые дельцы создавали на этом крупные состояния. Полисные власти пытались бороться с махинациями. Так, в Афинах количество надзирателей за правилами хлебной торговли и ценами возросло с 10 до 35. «Они наблюдают, — писал Аристотель, — прежде всего за тем, чтобы на рынке зерновой хлеб продавался добросовестно; далее, чтобы мельники продавали ячменную муку в соответствии со стоимостью ячменя, а булочники пшеничный хлеб — в соответствии с ценой пшеницы, и притом булки имели такой вес, какой они им укажут. Закон велит надзирателям устанавливать это».

Хлебная торговля жестко регламентировалась. Привозившие на кораблях большие партии зерна оптовые торговцы должны были продавать его под наблюдением надзирателей мелким торговцам прямо в порту, но не более чем 50 медимнов (около 2 т) в одни руки, и мелкие торговцы должны вести торговлю по установленным правилам.

Однако ловкие хлебные спекулянты находили много способов обходить установленные правила продажи. Горожане их люто ненавидели. «Их интересы, — писал Лисий, — противоположны интересам других: они больше всего наживаются тогда, когда при известии о каком-нибудь государственном бедствии продают хлеб по дорогим ценам. Ваши несчастья так приятно им видеть, что иногда они о них узнают раньше всех, а иногда и сами их сочиняют: то корабли наши в Понте погибли, то они захвачены спартанцами при выходе из Геллеспонта, то гавани находятся в блокаде, то перемирие будет нарушено… Когда вы все более нуждаетесь в хлебе, они вырывают его у вас изо рта и не хотят продавать, чтобы мы не разговаривали о цене, а были рады купить у них хлеба по какой ни на есть цене. Таким образом, иногда во время мира они держат нас на осадном положении». Хлебная спекуляция и трудности в обеспечении зерном были источником серьезных внутренних конфликтов в Афинах, вместе с тем они показывали слабые возможности полисной администрации решить этот важный экономический вопрос.

Общему оживлению товарного обращения и интенсификации торгово-кредитных операций в IV в. до н. э. способствовало вовлечение в товарный оборот земельной собственности. Владение земельным участком было основой для юридического оформления гражданского статуса, определяло полноправие гражданина, его участие во всех делах своего полиса. Граждане должны были обрабатывать и сохранять свою землю, передавать потомкам. Операции купли-продажи земли могли повлечь за собой потерю земельных владений и обезземеливание граждан, что вело к лишению прав гражданина. Поэтому торговые операции с землей были сильно ограничены в эпоху, предшествующую Пелопоннесской войне. Однако в IV в. до н. э. положение изменилось: резко возросло количество сделок по купле — продаже земельных участков. Имеющиеся в нашем распоряжении данные о положении в Афинах в первой половине IV в. до н. э. показывают, что в товарный оборот поступают земли не только низших разрядов гражданства, но и средних и крупных землевладельцев: на афинских полях ставятся многочисленные закладные камни, так называемые хорой, в записях полетов (специальных должностных лиц) о продаже конфискованного имущества и взыскании однопроцентной пошлины при продаже государственной земли частным лицам постоянно упоминаются разные по размерам земельные участки. Значительная часть афинского гражданства теряет связь с землей и сельским хозяйством и живет уже по-городскому. Закономерным результатом частых земельных сделок была концентрация земельной собственности в руках одних владельцев и обезземеливание других. Количество зевгитских хозяйств, средней прослойки афинского гражданства, основы гоплитского ополчения, сокращается, в IV в. до н. э. оно вряд ли превышает 5 тыс. человек. Видимо, не случайно в ряде проектов политического переустройства афинского демократического строя выдвигалось предложение ограничить число политически полноправных граждан цифрой в 5 тыс., а иногда и в 3 тыс. человек, обладающих цензом зевгита. Еще более резкие формы обезземеливание граждан приняло в консервативной Спарте. Там численность спартиатов, владельцев полного клера, сокращается с 5 тыс. в V в. до н. э. до 1,5 тыс. в первой половине IV в. до н. э. Аналогичные процесcы происходили также в Беотии, Фессалии и других городах Греции.

Включение земельной собственности в активный товарный оборот и связанная с этим возможность, с одной стороны, концентрации земли и, с другой — обезземеливание граждан, вело к подрыву основного принципа полисной жизни, а именно неразрывного единства понятия гражданина и земельного собственника. В IV в. до н. э. можно было быть полноправным гражданином, но не иметь земли, заниматься ремеслами и торговлей, принимать самое деятельное участие в политической жизни. В то же время предприимчивые метеки и иностранцы, не имевшие гражданских прав и тем самым права владеть земельным участком, в IV в. получают возможность обойти это положение и начинают заниматься земледелием, организацией земледельческих хозяйств, широко используя право на аренду земельных участков. Расширение аренды в греческих полисах IV в. до н. э. и ее активное использование метеками и вольноотпущенниками — свидетельство активности и повышения экономической роли этих слоев населения в жизни полисов.

Накопление богатств и численный рост прослойки богачей, собственников крупных состояний в виде земельных владений, домов, ремесленных мастерских, кораблей, денежных средств и партий рабов приводили к обеднению других слоев населения. В греческих полисах и в V в. до н. э. самой многочисленной прослойкой среди гражданства были феты. В IV в. до н. э. их численность возросла за счет разорения или гибели в многочисленных войнах представителей относительно зажиточной категории зевгитов, служивших в гоплитах. Среди фетов появляется значительное число лиц, лишенных средств и вынужденных жить нищенством. Часть неимущего населения, потерявшего землю, могла обеспечить свое существование, подавшись в ремесленные мастерские, подрядившись на строительство зданий и храмов, в портовые работники, матросы. В условиях растущего применения рабов, распространения рабовладельческих эргастериев и поместий простой неквалифицированный труд считался рабским занятием. «Ремесленники считаются, — пишет Кинофонт, — непригодными для дружеского сообщества и плохими защитниками отечества. А в некоторых городах, особенно в тех, которые славятся военным делом, даже и не дозволяется никому из граждан заниматься ремеслами». Поэтому разорившиеся и неимущие граждане, численность которых постоянно возрастала, не обнаруживали большого желания заниматься производительным трудом, предпочитая не работать, а жить за счет государства, своего полиса, что в корне подрывало традиционные полисные представления о необходимости для гражданина иметь свое хозяйство и быть усердным работником. В ряде греческих полисов появляется особая социальная прослойка неимущих и не желающих трудиться граждан, которых можно назвать люмпен — пролетариатом. Эти голодные, безработные люди, обладающие правами гражданства, голосующие в Народном собрании и участвующие в работе выборного суда, представляли неспокойную, легко возбудимую массу, которая была источником постоянных конфликтов и столкновений в греческих городах. Зачастую неимущие люди покидали свой город, отправлялись на чужбину, завербовавшись в наемники к удачливому и располагающему средствами полководцу или варварскому царю. Большое количество греков служило в наемниках у персидского царя или его сатрапов. Развитие наемничества — характерная черта греческого общества IV в. до н. э. Если в V в. до н. э. основой греческой военной организации было ополчение, состоящее из само экипирующихся граждан — гоплитов, то в IV в. до н. э. его роль уменьшается и все большее значение приобретают отряды наемников, служащие за денежную плату и состоящие из профессиональных воинов, происходящих из жителей разных городов, как правило, на своей родине неимущих и обездоленных. Теперь они защищают интересы других полисов, отдают свои жизни за чужие интересы, но получают за это соответствующее содержание, часть военной добычи.

Широкое внедрение наемничества было связано не только с обнищанием широких масс гражданства и трудностями комплектования гоплитского ополчения. Многочисленные войны IV в. до н. э. показали профессиональную слабость таких ополченцев: собираемые от случая к случаю, они не имели достаточной выучки, были слабо дисциплинированы, с неохотой уходили от своих хозяйств в далекие походы. Наемники были профессионалами, знатоками военного дела, имели хорошую выучку, поддерживали строгую дисциплину, были мобильны и могли быть отправлены в самые отдаленные области, к тому же они не были связаны с разными политическими группировками и соблюдали известный нейтралитет во время политических дебатов и столкновений. В Греции появляются специальные места, своего рода рынки, куда сходились наемники с предложением услуг богатому покупателю. Такие сходки — рынки были на мысе Малея в южной части Лаконики, в Аркадии, Коринфе, Фокиде, Фессалии. На таких рынках можно было «купить» наемный отряд от нескольких сотен до нескольких тысяч гоплитов.

Широкое распространение наемнических армий, их активное и часто решающее участие в военных действиях, с одной стороны, и падение роли собственно гражданского ополчения как основы полисной военной организации — с другой, — один из ярких показателей ее серьезного кризиса.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

1.2. Социальные проблемы и их решение в Древней Греции

Совершенно другой тип социальных отношений сложился в античной

цивилизации, представленной Древней Грецией и Древним Римом. Природные условия в Греции отличались от природных условий стран Древнего Востока. Для занятий земледелием в Греции не было необходимости строить сложные гидротехнические сооружения, создавать громоздкие царские и храмовые хозяйства или общинное производство с его регламентацией всего и вся. В Древней Греции основной производственной ячейкой стало небольшое частное хозяйство, построенное на эксплуатации рабского труда и достаточно высокодоходное.

Развитие греческого общества протекало в VIII–VI вв. до н.э. в рамках мелких республик - полисов.

Социальная структура полисов предполагала существование нескольких основныхклассов:

- господствующий класс - аристократия;

- свободные мелкие производители, владевшие землей.

Именно владение земельным участком было основой для юридического оформления гражданского статуса, определяло полноправие гражданина, его участие во всехделах своего полиса;

- ремесленники и торговцы, уроженцы данного полиса, относились к числу полноправных граждан. Таким образом, главной фигурой в древнегреческом полисе, обладавшей всей полнотой прав, были коренные жители, владевшие наследственным земельным участком;

- особое сословие представляли метеки. Это были жители других полисов, не имевшие гражданских прав. Они были как бы гражданами второгосорта. Их главные занятия - ремесло и торговля. Эти занятия были непрестижными в глазах полноправных граждан. Достойным гражданином считался среднезажиточный земледелец, который заботливо вел свое хозяйство,выполнял все гражданские обязанности, являлся умелым и доблестным защитником своего полиса;

- рабы, которые находились на самой нижней ступени социальной лестницы.

Чтобы обеспечить реальное участие в делах афинского гражданства, была необходима система различных мер. Их цель - поддержать определенный материальный достаток, образовательный уровень, психологический климат, определенное единство внутри гражданского коллектива в целом. Кчислу таких мер относились следующие:

- Власти в Афинах постоянно следили за тем, чтобы численность землевладельцев не сокращалась. Для этого потерявших землю граждан наделяли участками. В то же время вводился земельный максимум, который препятствовал концентрации земли в руках отдельных лиц за счет других.

- Выведение безземельных и малоземельных граждан в колонии за

пределами Эллады. Так, в V в. до н.э. более 10 тыс. афинян были поселены в таких колониях (клерухиях) на берегах Черного моря и на территории Малой Азии. Там они вновь становились мелкими землевладельцами.

- Богатые граждане частично делились своими доходами, финансируя такие общественные нужды, как постройка кораблей, храмов, организация общественных празднеств. Как такая повинность называлась? Такая личная повинность зажиточных граждан называлась литургия.

- С целью оказания материальной поддержки беднейшим категориям гражданства в Афинах, например, был установлен жесткий контроль за хлебным рынком

- Государство обеспечивало выдачу социальных пособий. Так, афинский реформатор Солон (конец VI в. до н.э.) издал закон, по которому государство обеспечивало содержание всех граждан, получивших увечья на войне.

Позднее такое государственное содержание было распространено на всех неимущих, неспособных в силу болезней или увечья трудиться и обеспечить себе пропитание. Государство брало на себя заботу о воспитании сыновей воинов, погибших в сражениях. Афинское государство поддерживало их досовершеннолетия. Власти также выделяли определенные средства свободным девушкам из бедных семей в качестве приданного.

- С целью снять социальную напряженность и обеспечить образование

и воспитание граждан начиная с 40–30-х гг. V в. до н.э. малоимущим гражданам власти стали раздавать театральные деньги или специальные жетоны, по которым можно было пройти на театральное представление.

Развитие товарно-денежных отношений, широкое внедрение рабства во многие сферы жизни и производства приводили к появлению нового социального слоя городского беднейшего гражданства. У них не было имущества, связей с производством, вместе с тем, они располагали полным набором гражданских прав и могли активно участвовать в деятельности народных собраний, в обсуждении государственных дел. Эта масса людей не была занята трудом, слонялась по улицам городов, перебивалась случайными подачками или попрошайничеством.

Стремясь поддержать беднейших граждан, власти пытались обеспечить их работой, но тяжелый физический труд ремесленника или матроса, строителя или рудокопа стал рассматриваться в IV в. до н.э. как удел рабов, как дело, недостойное свободного человека. «Занятие так называемыми ремеслами, - говорил Ксенофонт, - зазорно и, естественно, пользуется очень дурной славой в городах. Ведь ремесло вредит телу и ремесленников, и надсмотрщиков, заставляя их вести сидячий образ жизни, без солнца, а при некоторых ремеслах - проводить целый день у огня. А когда тело ослабляется, то и душевные качества сильно портятся. К тому же ремесло оставляет очень мало свободного времени для заботы о друзьях и родном городе».

Часть разорившихся и неимущих граждан, не желавшая заниматься

трудом, фактически жила за счет государства. Например, в Афинах, такие деклассированные граждане получали плату за простое посещение Народного собрания, за выполнение тех или иных должностных обязанностей. Эта прослойка люмпен-пролетариата представляла неспокойную, легко возбудимуюмассу, которая была источником постоянных конфликтов и столкновений в греческих городах. Чтобы снять их недовольство, власти ублажали их театральными представлениями, религиозными празднествами.

. Многие из них отправлялись на чужбину, завербовавшись в наемникиТакие отряды наемников формировались из жителей разных городов, которые, как правило, на своей родине были неимущими и обездоленными

Справедливости ради следует отметить, что распространение наемничества было связано не только с обнищанием широких масс гражданства и трудностями формирования ополчения. Наемники были более профессиональными, дисциплинированными, не были связаны с различными политическими группировками и, следовательно, соблюдали нейтралитет во время политических дебатов и столкновений.

В IV в. до н.э. в Греции наблюдается возрастание социальной напряженности, вызванное имущественным и социальным расслоением в среде гражданства.

Естественно, что этот обездоленный и все возрастающий в численности слой гражданства выражал острое недовольство своим положением.

Обобщая картину социальных отношений в греческих городах в первой половине IV в. до н.э., философ Платон говорил о том, что каждый греческий полис расколот на два враждебных лагеря: на полис богатых и полис бедняков, готовых пожрать друг друга.

1.3. Социальные проблемы и их решение в Древнем Риме

древнеримское государство берет свое начало с основания города Рима в 753 г. до н.э. В результате объединения

трех племен - древних латин, сабин и этрусков - образовалась римская община, в которую входило 300 родов.

Во главе римской общины стоял выборный вождь - рекс (rex) - царь. Его полномочия сводились главным образом к военным, жреческим и судебным.

Органом управления был совет старейшин - сенат.

Общие вопросы рассматривались на народном собрании.

Члены старейших римских родов назывались п а т р и ц и я м и.

Вокруг Рима селилось пришлое население, оказавшееся вне римской родовой общины и получившее название п л е б с а.

Плебеи были свободными, но ограниченными в имущественных и личных правах. Основным занятием плебса были ремесло и торговля. Численный рост плебеев превратил их в своеобразную и достаточно сильную общину.

Значение плебеев в римском обществе возросло в связи с их участием в военных походах.

Такое несоответствие между большой ролью, которую стали играть плебеи, и их бесправным положением, породило борьбу плебеев за уравнение в правах с патрициями.

Эта борьба закончилась победой плебеев, которая была закреплена реформами Сервия Туллия в VI в. до н.э. Эти реформы положили в основу общественного устройства Рима имущественный и территориальный принципы.

Все свободное население Рима - и патриции, и плебеи – делилось на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек.

К первому разряду относились люди, владевшие полным наделом, ко второму - владевшие тремя четвертями надела и т.д. К последнему, шестому разряду относились безземельные - пролетарии.

.

В период Римской республики положение личности характеризовалось тремя статусами - свободы, гражданства и семьи.

Только лицо, обладавшее всеми тремя статусами, было полноправным гражданином. По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов.

По статусу гражданства все свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов).

К последним относились также свободные жители провинций, тоесть стран завоеванных Римом и находящихся за пределами Аппенинскогополуострова.

Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью обладали только главы римских семей - домовладыки.

Все остальные члены семьи находились под его властью.

В конце III - начале II вв. до н.э. среди рабовладельцев возникло привилегированное сословие нобилей и всадников.

Большую роль в истории Рима играла армия. Первоначально, все свободные граждане в возрасте от 18 до 60 лет, обладавшие имущественным цензом, были обязаны выступить в поход со своим оружием и продовольствием.

С 405 г. до н.э. в римской армии появились добровольцы, которым государство платило жалование набиравшиеся главным образом из малоимущих и неимущих слоев населения.

Государство обеспечивало их вооружением и жалованием. Кроме этого, легионерам полагалась часть военных трофеев, а ветераны могли получить земли за счет конфискованных или свободных земель в завоеванных территориях Северной Африки, Галлии и Италии. Таким образом, армия становилась постоянной профессиональной и к тому же самостоятельной политической силой.

Древний Рим, так же как и Древняя Греция, развивался на основе частной собственности и товарного производства.

Что ожидало мелкого собственника, если он лишался своей земли, мастерской или лавки?

Некоторая часть потерявших землю земледельцев оставалась в деревне и переходила на положение арендаторов чужой земли, батраков или наемников в более крупных хозяйствах.

Однако многие земледельцы уходили из деревни в город. Здесь часть из них шла на постоянную военную службу, часть вливалась в ряды люмпен-пролетариата.

В эпоху античности эти деклассированные слои обладали номинально правами римского гражданства. Они участвовали в выборах магистратов, в народных собраниях, но не имели собственного хозяйства и, вместе с тем, как правило, не работали.

Они жили за счет подачек богатых людей, становились их к л и е н т а м и, поддерживали их кандидатов при голосовании и оказывали разные услуги.

В I в. до н.э. содержание этого слоя люмпенов взяло на себя государство. Так, по закону Кассия в 73 г. до н.э. каждому люмпен-пролетарию выделялось около полутора килограммов хлеба на один день.

Дальнейший рост числа малоимущих и неимущих свободных граждан, естественно, вел к росту социальной напряженности, и период II–I вв. до н.э. отмечен широким движением протеста неимущего населения.

Во главе этого движения встали братья Тиберий и Гай Гракхи.

Тиберий Гракх, получивший должность народного трибуна, сумел провести в 133 г. до н.э. аграрный закон. Закон определял максимальный размер участка земли, получаемый от государства. За счет изъятия образовавшихся излишков создавался земельный фонд, из которого получали неотчуждаемые участки безземельные и малоземельные граждане.

Таким образом, эта мера должна была предотвратить обезземеливание и тем самым ослабить социальную напряженность и недовольство малоимущих римских граждан. Благодаря этой реформе несколько десятков тысяч граждан получили землю и, следовательно, улучшили свое материальное и социальное положение.

- Гай Гракх, и в 123–122 гг. до н.э. провел законы, которые должны были улучшить положение малоимущих и неимущих. Эти законы позволили организовать поселения (колонии) неимущих римских граждан в провинциях и наделить их там землей. Кроме этого, законы предусматривали продажу зерна по очень низким ценам из государственных складов нуждающимся гражданам

Следует иметь в виду, что успешная завоевательная политика Рима превратила Средиземное море во внутреннее море римского государства и привела к массовому порабощению завоеванного населения и резкому увеличению количества рабов в Риме. Тяжелые условия труда и жестокое обращение обусловили протест рабов, который выливался в мощные восстания рабов, как например, восстание рабов под руководством Спартака в 74–70 гг. до.э. Это восстание поставило под угрозу само существование римского государства. Одновременно с восстаниями рабов Рим охватили гражданские и союзнические войны, что свидетельствовало о глубоком политическом кризисе римского государства. (Какой выход из кризиса?)

Выход из кризиса был найден на пути установления сильной единоличной власти. Вначале это была диктатура Суллы; после некоторого перерыва власть оказалась в руках первого триумвирата - Помпея, Красса и Цезаря. Затем устанавливается диктатура одного Цезаря, который в 45 г. до н.э. получил титул императора, дававшийся иногда до этого как награда полководцам.

После смерти Цезаря власть перешла ко второму триумвирату - Антонию,Липиду и Октавиану. После распада этого триумвирата и победы над Антонием, власть перешла к Октавиан, который получил звание императора и пожизненные права народного трибуна, а в 27 г. до н.э. получил почетное наименование Август.

Эта дата считается началом нового периода в истории Рима - периода империи, который продолжался до 476 г. н.э.

Важными событиями для Римской империи явились во-первых, решение императора Константина перенести в 330 г. столицу в новый город, названный в его честь Константинополем, и,

во-вторых, распад в 395 г. единой империи на две части: Западную со столицей в Риме и Восточную со столицей в Константинополе. Восточная Римская империя имела еще одно название - Византийская империя. Если Западная Римская империя пала под ударами варваров в 476 г., то Византийская просуществовала еще целое тысячелетие и пала под ударами турок-османов в 1453 г.

Древнеримское общество периода республики и империи сталкивалось в социальной сфере с теми же проблемами, что и в Древней Греции.

Как этовидно из вышеизложенного, общие проблемы решались похожими методами (Какими? Запишите сейчас) восстановление собственности для свободных, полноправных граждан - наделение их землей, переселение неимущих в отдаленные районы, привлечение на военную службу малообеспеченных граждан, организация народных празднеств, которые помогали гражданскому сплочению общества.

Особыйразмах эта деятельность получила в Древнем Риме

. Как отмечалось ранее, организация зрелищ для бедного гражданства преследовала несколько целей. (Какие?)

Прежде всего таким образом власть покупала политическую лояльность деклассированных элементов и вместе с тем обеспечивала социальную стабильность в обществе.

Увеселения и зрелища, которые были столь популярны среди римлян,можно разделить на несколько групп:

1. И г р ы в ц и р к е. Преобладающим видом увеселений здесь были

бега колесниц, выступления кулачных бойцов и борцов. Иногда устраивалисьсражения и военные парады.

2. И г р ы в а м ф и т е а т р е. Главным событием здесь были бои

гладиаторов. Гладиаторами становились военнопленные, обращенные в рабов, преимущественно соседних с римлянами племен - германцев, галлов,фракийцев, негров и др. Гладиаторами становились также осужденные преступники, иногда добровольцы. В зависимости от вида оружия, к которомуони прибегали, различались несколько категорий гладиаторов. Их игры былипростыми и жестокими одновременно. Жизнь побежденного определяли зрители: поднятый вверх палец означал жизнь, опущенный вниз - смерть для побежденного гладиатора. Впечатляющими были также зверинные бои. Так например, документы сохранили информацию, что во время одного из праздника было убито 17 слонов, до 600 львов и 410 других африканских животных.

Столь жестокие и кровожадные развлечения не осуждались общественныммнением, так как, с точки зрения свободного римского гражданина, военнопленные, рабы и преступники не были полноценными людьми.

3. Т е а т р а л ь н ы е п р е д с т а в л е н и я. Наибольшей популярно-

стью у римлян пользовались народные комедии - аттелана, действие которыхбыло обычно одноактным с традиционным набором действующих лиц. Этинародные комедии отличали грубоватый юмор и довольно часто непристойности. Эти же черты были присущи и еще одному виду народной комедии мимам. Пантомима представляла из себя бытовые сцены, взятые из обыденной жизни и переданные игрой лица и жестов. Эти представления часто сопровождались пением хора, шествием участников и т.п.

4. И г р ы н а с т а д и и. Стадии - это специально устроенное при те-

атре место для спортивных состязаний. Атлетические игры и гимнастические

соревнования в Риме, которые получили название «капитолийских игр», про-

водились на манер олимпийских игр в Греции один раз в четыре года и поль-

зовались большой популярностью у римлян.

Привлекательность этих развлечений усиливалась фейерверками, ил-

люминацией, выступлениями фокусников, жонглеров и акробатов.

Но еще более заманчивым было то, что во время всех этих празднеств зрителям раздавали съестные припасы - фрукты, вино, сыр и др. Иногда зрителям выдавали жетоны на получение более или менее ценных вещей. Например, во времена правления Нерона (54–68 гг.) в праздники неимущие римляне могли получить жетоны не только на хлеб, одежду, но и на драгоценные камни, картины, животных, виллы и др.

Организация подобных мероприятий в Древнем Риме приобрела гран-

диозные масштабы в смысле грандиозности увеселений и зрелищ. В период

республики общая продолжительность праздников составляла 66 дней в году, в период империи - уже 175 дней в году. Из этого количества 10 дней отводились на бои гладиаторов, 64 - на игры в цирке, 101 день - для театральных представлений. Существовала практика проведения ч р е з в ы ч а й н ы х празднеств по каким-то конкретным случаям. Иногда такие чрезвычайные празднества могли длиться месяцами. Например, в 106 г. в ознаменование победы над даками римский император Траян организовал праздник, который считается самым продолжительным в истории человечества - он продолжался

123 дня.

Фактически, изложенная выше практика организации «хлеба и зрелищ» в Древнем Риме может быть классифицирована как своеобразная государственная филантропическая деятельность.

Но государственная филантропия в Древнем Риме не ограничивалась

только организацией «зрелищ», она приобрела социально организованный

характер, вылившийся в создание правовой базы для решения некоторых социальных проблем.

В частности, в р и м с к о м п р а в е имелся ряд статей, которые касались проблем усыновления и попечительства.

1. У с ы н о в л е н и е осуществлялось в двух видах и преследовало

разные цели.

усыновление имело цель получить наследника при отсутствии детей, процедура совершалась в народном собрании в присутствии понтифика - верховного жреца, ведавшего отправлением религиозныхкультов. После расследования обстоятельств усыновления в присутствииусыновителя и усыновляемого народное собрание совершало усыновление ввиде общественного узаконения. Поскольку на усыновляемого распространялись права наследства, вводились некоторые ограничения на круг лиц, которых можно было усыновить. Усыновлению подлежали только свободные римские граждане, имевшие право участвовать в народном собрании. Исключались из круга усыновляемых женщины и несовершеннолетние. Усыновителем мог стать только свободный римский гражданин - мужчина.

усыновление использовалось для привлечения дополнительной рабочей силы. В этом случае происходила трехкратная фиктивная продажа члена семьи в рабство с последующей мнимой переуступкой прав. Эта процедура совершалась, чтобы освободить сына от власти отца. В данном случае было возможно усыновление и женщин, и несовершеннолетних.

studfiles.net

Социальная система Древней Греции - Древняя Греция

социальная система древней греции

Возвращаясь теперь к цитате из Грота, следует заметить, что, по всей вероятности, он существенным образом изменил бы часть своих суждений, если бы был знаком с архаической формой рода и различными формами семьи, предшествовавшими моногамии. Мы должны возразить против его положения, что основой социальной системы греков был дом, очаг или семья . Почтенный историк имел в виду, очевидно, находившуюся под железной рукой pater familias римскую форму семьи, с которой греческая семья гомеровского периода сближалась по неограниченной власти отца в домохозяйстве. Даже если бы он имел в виду другие и более ранние формы семьи, его предположение оставалось бы в равной мере неприемлемым. Род по своему происхождению древнее моногамной семьи, древнее синдиасмической и действительно современен пуналуальной семье. Ни одна из этих форм семьи ни в каком случае не служила основанием рода. Род не признает существования семьи, какой бы то ни было формы, в качестве составной своей части. Напротив того, каждая семья, как в архаическом, так и в позднейшем периоде, находилась частично внутри, частично же вне рода, так как муж и жена должны были принадлежать к различным родам. Простое и полное объяснение этого состоит в том, что семья появляется независимо от рода, свободно развиваясь из низших форм в высшие, тогда как род в качестве единицы социальной системы сохраняет постоянство. Род входил целиком во фратрию, фратрия входила целиком в племя, а племя входило целиком в нацию; но семья в целом не могла входить в род, так как муж и жена должны были принадлежать к различным родам.

Поднятый здесь вопрос крайне важен, так как не только Грот, но и Нибур, Сэрльуолл, Мэн, Моммсен и многие другие способные и проницательные исследователи заняли ту же позицию в вопросе о моногамной семье патриархального типа, считая ее единицей, на которой была построена общественная система греков и римлян. В действительности семья ни в одной из ее форм не служила таким основанием, так как она в целом не могла войти в род. Род был однородной и в высшей степени стойкой организацией и в качестве таковой являлся естественной основой социальной системы. Семья моногамного типа могла индивидуализироваться и приобрести значение в роде и вообще в обществе, но род тем не менее не мог признать семью своей составной частью, ни зависеть от нее. То же относится к современной семье и политическому обществу. Хотя семья благодаря правам собственности и привилегиям индивидуализировалась и признана законодательством правовой единицей, она не составляет единицы политической системы. Государство признает провинции, из которых оно состоит, провинция - входящие в нее общины, но община не считается с семьей; так, нация признавала свои племена, племя - свои фратрии, фратрия - свои роды; но род не считался с семьей. Исследуя структуру общества, мы должны принимать во внимание только органические связи. Община стоит в таком же отношении к политическому обществу, в каком род стоял к родовому. Оба они являются единицами системы.

У Грота имеется ряд ценных замечаний, касающихся греческих родов, которые я желал бы привести для характеристики этих родов, хотя он, по-видимому, считает, что роды не древнее существовавшей тогда мифологии или иерархии богов, от которых некоторые роды вели происхождение своих предков-эпонимов. Приведенные выше факты показывают, что роды существовали задолго до того, как эта мифология развивалась, и до того, как человеческий ум создал Юпитера или Нептуна, Марса или Венеру.

Грот говорит далее: Таков был первоначальный религиозный и общественный союз населения Аттики в его постепенном развитии, резко отличный от учрежденного, вероятно, позднее политического союза, представленного сначала триттиями и навкрариями, а в позднейшее время десятью племенами Клисфена, распадавшимися на триттии и демы. Религиозная и семейная связь древнее союзов обоих этих типов; но политический союз, хотя и возникающий позже, приобретает в течение большей части истории, как мы увидим, все возрастающее влияние. Личные отношения являются существенными и доминирующими моментами в первом случае, при чем местные отношения играют подчиненную роль; во втором случае главное значение приобретают собственность и место жительства, а личный элемент занимает второстепенное место. Все эти фратриальные и родовые ассоциации, большие и малые, были основаны на одних и тех же принципах и тенденциях греческого ума - слиянии идеи культа и идеи предков или общности некоторых особых религиозных обрядов с общностью по крови, действительной или мнимой. Бог или герой, которому собравшиеся вместе члены данного союза приносили свои жертвы, представлялся им начальным предком, которому они были обязаны своим происхождением и от которого их часто отделял длинный ряд промежуточных имен, как это мы видели на примере Гекатея Милетского, неоднократно уже упоминавшегося. Каждая семья имела свои священные обряды и траурные поминания предков, исполнявшихся хозяином дома с допущением только членов семьи... Более крупные союзы, называемые родом, фратрией, племенем, существовали на основе расширения того же принципа - семьи, рассматриваемой как религиозное братство, поклоняющееся какому-нибудь общему богу или герою, носящему соответствующее прозвище и признаваемому их общим предком. Празднества Теэнии и Апатурии (первое - аттическое, второе - общее для всей ионийской расы) собирали ежегодно членов этих фратрий и родов для культовых церемоний, пиршеств и поддержания взаимной симпатии; таким образом укреплялись более широкие связи, без ослабления более узких... Но историк должен принять в качестве исходного факта самое начальное положение вещей, о котором свидетельствуют его материалы, а в настоящем случае родовые и фратриальные союзы представляют собой явления, происхождение которых мы не можем выяснить .

serres.ru

Характеристика социально-политической жизни Древней Греции

Регилия Характеристика социально-политической жизни Древней Греции

Количество просмотров публикации Характеристика социально-политической жизни Древней Греции - 177

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Характеристика социально-политической жизни Древней Греции
Рубрика (тематическая категория) Регилия

Общая характеристика периода

Лекция 2. Античный период

  1. Характеристика социально-политической жизни Древней Греции
  2. Архаический период развития науки.
  3. Философы-натуралисты

Считается, что подлинной колыбелью европейской науки была Античная Греция, культура которой в период своего расцвета и породила науку. Рассмотрения этого периода, мы с вами начнем с характеристики социально-политической жизни Древней Греции на становление науки.

Стремительное преимущественное расслоение общины с сосредоточением частной собственности в руках представителœей знатных родов привело к массовому разорению землеобработкчиков и развитию кабальных отношений. В результате на протяжении VII-V вв д.н.э отмечаются выступления народа за отмену долгов, передел земель, созданию сводов закона, рождению демократии. В итоге общественном сознании укореняются принципы исегории — свобода слова, исотомии — гражданская свобода участия (равенство в занятии должностей), исономии — гражданское равенство (равенство перед законом). Демократическая форма греческого общественного устройства способствовало максимальному раскрытию талантов и возможностей. Отсутствие ʼʼпривилегий рожденияʼʼ содействовало развитию политики, науки, искусству, спорта. Особая роль в карьерном росте отводилась ораторскому искусству. Зачастую искустный оратор мог повлиять на решение большинства. Именно в такой атмосфере рождалось рациональное доказательство, формировался аппарата логического обоснования. На этом фоне складывалась наука как доказательное познание. Для уточнения предпосылок появления науки заставляет обратить внимание на такую черту греческой жизни, как использование труда рабов. Повсœеместное применение рабского труда, высвобождение свободных граждан из сферы материального производства на уровне общественного сознания обусловило радикальное неприятие греками всœего, связанного с орудийно-практической деятельностью. Греки различали деятельность ума и производственно-трудовую деятельность. Первая считалось достойным занятием гражданина и именовалось наукой, вторая приличествовала рабу и звалась ремеслом. Интересно, что и в самой науке греки обосабливали подлинную науку от приложений, занятие которыми порицалось. К примеру, физика и механика. Механика была средством перехитрить природу, но не познать ее. В рамках нашего исследования может возникнуть закономерный вопрос, отрицание эмпирических начал, отсутствие проверки теоретических знаний приводит к рождению религиозного знания и отступления от научных суждений, так почему мы говорим о зарождении науки, где присутствует острая неприязнь к прикладным исследованиям? Здесь стоит иметь ввиду, что протонаучное знание в Древнем Мире было полностью собрано на базе наблюдении, в данный период не хватало рациональных объяснений полученных знаний, и наоборот у древних греков уже существовал накопленный пласт знаний (который достался от Древнего Востока), и который крайне важно было реструктуризовать, чтобы определить их в системе мироздания. По этой причине только в Античный период возникли такие формы познания как систематическое доказательство, рациональное обоснование, логическая дедукция, идеализация, из которых в дальнейшем могла развиться наука.

Характеристика социально-политической жизни Древней Греции - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Характеристика социально-политической жизни Древней Греции" 2014, 2015.

referatwork.ru

2. Социальное воспитание и общественная опека в Древней Греции и Древнем Риме

Первые представления о процессе помощи, взаимную поддержку и воспитание как общественное явление, что способствует социализации личности, возникли в первобытном обществе. Однако выделение социальной работы из других сфер человеческого бытия, зарождение систем воспитания, оказали влияние на дальнейшее развитие человечества, возникновение элементов социальной педагогики состоялись в Древней Греции - стране, которая оказалась переходным мостиком между достижениями древности и современными достижениями. В VI-V вв. до н.э. среди сотен древнегреческих полисов на первый план выдвинулись два сильнейших города-государства: Афины и Спарта (Аттика и Лакония). Так, в Афинах полно распространились получили частная собственность, рыночные отношения, рабство, утверждение гражданского общества, которое связало в единое целое граждан полиса не в зависимости от их имущественного положения. В воспитании афиняне стремились к сочетание умственного, нравственного, эстетического, физического развития. Эта цель определялась греческим понятием “калокагатія” (внутренняя и внешняя совершенство). Школы были частными и платными. Отдельно существовали мусические и гимнастические школы. Первые давали всесторонний интеллектуальное развитие, вторые - такую же культуру тела. В Афинах было хорошо развито социальное воспитание, которое стало источником высокой общей культуры его жителей. Разветвленная сеть внешкольных учреждений Эллады, которые способствовали всестороннему развитию, повышению культурного уровня личности, смягчению отношений между различными слоями населения, требует тщательного изучения и анализа, поскольку содержит ценные для заимствования на современном этапе идеи для осуществления гражданского воспитания и достижения социального примирения. В конце концов, в том, что одни и те же средства используются для устранения социальных противоречий и социализации личности, проявляется конвергенция социальной педагогики и социальной работы и приходится обоснованность единства названных отраслей знаний. Одним из наиболее действенных средств социального воспитания стал театр. Для соответствующей оценки роли греческого театра как важного фактора внешкольного образования необходимо учитывать, прежде всего, то, что в нем существовала громадное количество мест для зрителей. В крупнейшем в Элладе Мегалопольському театре могло находиться 44 тыс. зрителей, а в Афинском - до 30 тыс. (2, 106). Наличие огромного количества мест объясняется несколькими причинами. Прежде всего, драматические действия разворачивались под открытым небом, в местах, особенно для того приспособленных. Кроме того, афинское казначейство отпускало широким массам свободных граждан специальные средства на посещение театра. Следует отметить, что в Афинах в течение очень долгого времени не существовало актеров-профессионалов (все роли, в том числе и женские, выполнялись любителями-мужчинами). Нередко театральные зрелища тянулись с утра до вечера; среди публики были и дети (мальчики), и женщины. Влияние театра в большом греческом городе был очень значительным, а каждая новая театральная постановка становилась событием, которое вызвало волнение. Рядом с театрами в покорении широких народных масс идеологическим установкам ведущую роль имели так называемые всенародные игры. Древнейшие и самые известные из них возникли в Олимпии, получив вполне устойчивые формы и содержание уже в VШ в. до н. э. Значение Олимпийских празднований станет более понятным, если вспомнить лишь один факт из их истории. Именно в Элладе отсчет времени нередко велся за Олимпиадами, то есть за чотирьохріччями, соответствующие периодам, когда проходили Олимпийские игры. Они продолжались 5 дней, и в настоящее время, согласно договорам, которые существовали между греческими государствами, запрещалось вести войны. Программа игр была чрезвычайно многогранна. На первом плане стояли разнообразные физические упражнения: бег, борьба, кулачный бой, бег на колесницах и т.д. Этим упражнениям предшествовало длительное тренировки. От всех участников требовали присяги, в которой утверждалось что каждый из них в течение 10 месяцев готовился к играм. Наряду с соревнованиями такого рода на Олимпийских играх проводились и другие выступали общественные деятели, историки, поэты, певцы, музыканты, танцоры. Кроме Олимпийских игр, большой славой пользовались Істмійські, Піфійські игры и др., но особенно - Афинские Панафінеї - праздник в честь богини Афины, что была покровительницей города. Оно справлялось ежегодно, но с особой помпезностью раз в четыре года (Большие Пінафінеї). Праздник продолжался 9 дней. Первые дни празднований посвящались различным соревнованиям: гимнастическим, музыкальным, литературным, а также конным. В соревнованиях принимали участие только полноправные граждане. Наиболее знатные отдавали предпочтение беговые на колесницах. Первые примеры преобразования самих соревнований и подготовки к ним в профессию атлета относятся к времен Платона. 35 лет считались тем возрастом жизни, когда физические силы человека достигали своего наивысшего расцвета. Те, что перешли границу этого возраста и не добились каких-либо наград на соревнованиях, как правило, отказывались от дальнейших попыток. Большие Панафінеї завершались праздничной процессией. Данная эпоха характерна созданием тех памятников греческого искусства, которые еще до сих пор приносят художественное наслаждение. Ни один народ не ценил так высоко красоту, как греки. В одной из древних песен говорится, что первое пожелание - это здоровье, второе - красота, которая приходится соревнованиями на приз красоты, конкурсами на самый « страстный » поцелуй и т.д. Именно в государствах Древней Греции и прежде всего в Аттике (Афины) были заложены основы государственного регулирования благотворительности и ожоги. В переводе с греческого филантропия означает любовь к людям; в IV в. до н.э. с этим понятием связано любой доброжелательное отношение одного индивида к другому. В гомеровском эпосе philоs связан с институтом семьи и гостеприимства (11, 30). В Греции до бедняков проявляли сочувствие, давали милостыню, иногда одежду и обувь, приглашали к участию в пирах. Выражением гостеприимства было создание гостиниц для размещения приезжих, в которых осуществлялось бесплатно, но о питании надо было заботиться самому. Для финансирования всенародных праздников и зрелищ богатые люди отправляли литургии - своеобразные повинности, которые заключались в покрытии расходов. Размер литургий заранее не определялся и зависел от того, насколько богатые люди пытались снискать расположение и симпатию у народа или превзойти друг друга в богатствах и роскоши. В древних Афинах сложилась своеобразная система социальной помощи, когда часть благотворительных функций брало на себя государство: 1. Покрытие расходов на организацию всенародных праздников: выдача народа денег на их посещение и угощение. 2. Предоставление социальных пособий. Сыновья воинов, которые погибли на войне, воспитывались за государственный счет. Иногда в неурожайные годы голодающим оказывалась помощь в виде раздач или продажи дешевого хлеба. 3. Командировки граждан в поездки (с целью научиться полезного в заморских странах). Другой пример показывала Спарта, где в руках государства сосредоточивалась вся дело воспитания детей. Цель воспитания заключалась в полном подчинении индивида государству; главная задача - в подготовке мужественного, выносливого, физически развитого, здорового и закаленного воина - защитника земельной аристократии. Контроль государства за воспитанием начинался с первых дней жизни ребенка: новорожденных старейшины общины осматривали в специальном месте - лесха. Только здоровые дети возвращались родителям, которые их воспитывали до семилетнего возраста, после чего осуществлялось общественное воспитание. Болезненных, тех, что имели недостатки, уродов уничтожали: самое очевидное, выбрасывали в Тайгетську ущелье. С семи до восемнадцати лет мальчики находились в специальных заведениях интернатного типа - агелах. Спартанцев воспитывали в жестоких условиях, стараясь вырастить суровых, безжалостных воинов. Занимались гимнастикой и девушки, но отдельно от мальчиков. Подростки принимали участие в ежегодных публичных испытаниях: их секли перед алтарем, чтобы убедиться в терпения и выносливости. Юноши 18-20 лет объединялись в группу ефебів. Гражданское совершеннолетие наступало в 30 лет. Спартанское воспитание выявило существенное влияние на судьбу самого государства. Обратной стороной стал постепенный упадок интеллектуальной жизни Спарты (известно, что из ослабленных детей часто выходили гении). Впоследствии произошел упадок самой государственности. Одной из серьезных проблем греческих государств стала проституция, которая существовала на “законных” основаниях: храмы, в которых содержались женщины, находились в основном на побережье, где было много приезжих. Диктеріони (дома проституции) считались столь необходимыми, которые были признаны неприкосновенными хранилищами: у них женатый мужчина не мог быть осужден за супружескую измену, а кредитор не имел права искать там должника. Легальная проституция вела к распространению венерических заболеваний, о которых писал еще отец медицины - Гиппократ. В Древнем Риме, как и в Греции в полной мере вводился принцип устройства за государственный счет праздников и угощений для бедняков. Зрелища можно разделять на следующие группы: игры в цирке, игры в амфитеатре (бои гладиаторов), балет, театральные представления и т.д. Бои очень часто заканчивались смертью побежденных, часто по требованию зрителей (они при этом опускали вниз палец). Следует отметить, что мало кто отваживался осуждать человеческие соревнования, тем более, что свободные римские граждане не считали полноценными людьми ни рабов, ни преступников, ни военно пленных. Одним из немногих, кто решился выступить против убийств людей на арене амфитеатра, был философ Сенека (4 г. до н. э. - 65 г. н.э.), воспитатель и учитель императора Нерона. Попытки обеспечить порядок в государстве філантропічним путем проявлялись в деятельности римских императоров не только через устройство ”зрелищ”. Так, Август ввел специальные должности чиновников, которые отвечали за организацию общественных работ и за распределение хлеба среди народа; при Клавдии появились чиновники, отвечавшие за опеку сирот. В общественном сознании возникли идеи необходимости организации системы государственной помощи нуждающимся. Так, например, римский писатель и ученый Плиний Старший считал необходимым поддерживать нуждающихся. Политический деятель и писатель Цицерон видел смысл служения государству в обогащении бедных и в выкупе пленных соотечественников. Следует отметить, что Рим и другие города империи находились в очень сложном положении. Больные умирали от бессонницы через то, что неперетравлена еда застревала в воспаленном желудка. Города преследовали две беды: нищие и разбойники. Путешественники часто становились добычей воров. Очень серьезной проблемой для Рима стала проституция. Она поддерживалась давними традициями. Отношение к проституткам было открыто пренебрежительное. Они не вносились в цензы (списки населения), а регистрировались в особых списках, что означало отсутствие гражданства. Такая же роль отводилась и лицам, которые занимались посредничестве, хотя при этом они имели плати налоги на содержание гражданских сооружений. Проститутки носили специальную одежду. Им не разрешалось использовать белые ленты, которыми поддерживали прически молодые девушки. Политика “хлеба и зрелищ” не принесла Рима тех преимуществ, которые были в Древней Греции - внутренняя гармония и социальный мир. На фоне общего духовного кризиса, поразившего античный мир на рубеже двух эр, популярность приобрело христианство и деятельность первых христианских деятелей.

banauka.ru