Искусство древнего египта пирамиды. Искусство Древнего Египта: пирамиды и бальзамирование, монастырь Святого Антония.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Искусство Древнего Египта: архитектура (пирамиды и храмы), живопись, скульптура. Искусство древнего египта пирамиды


пирамиды и бальзамирование, монастырь Святого Антония.

Пирамида Хеопса величайшее наследие предков

Пирамида Хеопса величайшее наследие предков

Столетия Египет приманивает к себе туристов и специалистов древней истории. Это место величайших тайн истории и загадок древних технологий. Сколько бы лет ученые не исследовали загадки плато Гиза, всегда находится что новое. Так что же такое лежит на плато, что манит исследователей?

Пирамида Хеопса – одна из крупнейших пирамид Египта с плато Гиза, построенная около 2550 года до Рождества Христова — пирамида входит в число «Семи чудес света». Пирамида выполнена из более чем 2 миллионов каменных блоков, при этом вес каждого составляет около 2,5 тонны, а есть даже весом в 15 тонн. Приблизительный вес сооружения составляет 5,9 мил тонн.

Согласно некоторым записям древности, пирамида Хуфу (Хеопса) строилась около 20 лет, и архитектор Хемиун смог создать впечатляющей шедевр. Пирамида достигала 146,6 метров высоты, и наверно с нее можно было рассматривать Земле Верхнего и Нижнего Египта. Правда в настоящее время она несколько ниже, вследствие того, что подверглась разборке в Средние века.

Внутренняя отделка пирамиды выполнена яркой краской, хотя к нашему времени от неё мало что осталось. Основной декор внутри пирамид составляют камни. При движении солнца вокруг пирамиды можно заметить неровность стен, что объясняется либо разрушительной силой времени или же так было заложено при строительстве.

Пирамида Хеопса имеет один вход высотой 16 метров, и на этой же глубине находятся захоронения фараонов. Помещение отделанное гранитом и хранящее саркофаги и считается погребальной комнатой.Отличие пирамиды от своих соседок находят в уникальной особенности, а именно спуске под названием «большая галерея». Отсюда идет ход в гранитную «комнату короля» - отделку можно сравнить с Янтарной комнатой.

Саркофаг изготовлен из красного гранита, размеры которого превышают вход, тем не менее, когда его обнаружили он был открытым и пустым. Самой маленькой является «Комната королевы». Есть в пирамиде и незавершенная третья комната, и как предполагают, она предназначалась для захоронения Хеопса, но в итоге он был похоронен выше.

Великая пирамида – это целый комплекс, состоящий из двух храмов для погребения выстроенных в честь фараона. Здесь имеется три комнаты для королев и многие другие, которые соединяют все постройки между собой. По научным предположениям, в одной из них была погребена царица Хетепхерес, мать Хеопса.

[one_third padding="10px 10px 10px 0"]Невероятная загадка Хеопса: тепловое сканирование показало, пирамида работает![/one_third]Вокруг легендарной постройки ходит масса гипотез. Так, например, некоторые ученые считают, что пирамида создана для хранения эталонов мер и весов. Другие пришли к мнению, что это астрономическая обсерватория. Есть такие, которые выдвинули гипотезу о том, что она была изначально создана не для захоронений.

Существует очень много гипотез о строительстве, так как построить такое сооружение даже с помощью современной техники не просто, а для той эпохи это лежит в области невероятного. Пирамида Хеопса – признанная загадка человечества оставленная древними людьми. В течении многих тысяч лет её тайна остается не разгаданной, а исследователи не покидают этих мест. Историки, археологи, и ученых разных областей наук не теряют интереса к этому сооружению. И никто не знает, будет ли разгадана мистика этой пирамиды.

Египетская мумия, бальзамирование.

Одним из неотъемлемых символов Египта является мумия, это стало доказательством того, что египтяне смогли победить разрушительную силу смерти. Еще на рассвете египетской истории зародилось бальзамирование тела что давало необыкновенные возможности сохранить тело усопших. Это искусство развивалось очень долгое время, в результате чего оно достигло очень высокого уровня.

Поначалу, еще до династического периода египтяне сохраняли усопших с помощью горячего песка, который вбирал в себя влагу и тело в итоге высыхало. Но с течением времени ритуал погребения совершенствовался, а параллельно с этим росло и пирамидостроение. В итоге появись гробницы, стал использоваться богатый погребальный инвентарь, а разложение тела предотвращали искусственным образом, обматывая полотном, которое пропитывали камедью.

Позднее египтяне начали извлекать органы из тела и стали хоронить усопшего вытянутым и лежащим на спине, — ранее труп хоронился в позе эмбриона. Затем тела обрабатывали и расписывали. Придя к выводу, что это несовершенный способ, бальзамировщики начали поиски иного метода. Так, они стали использовать природную соду, которая впоследствии и стала основным веществом для бальзамирования.

Так как этот процесс являлся священным, то до нас не дошли полноценные описания самого процесса создания мумии. Но известно, что процесс бальзамирования состоял из нескольких этапов. Сначала тело переносили в «место очищения». Здесь проходил долгий этап подготовки тела к мумификации. Проводили такие ритуалы специальные жрецы с титулом хери сешета . Также в этом процессе участвовал жрец-чтец, который читал все необходимые заклинания.

Кроме того, в ритуале принимали участия жрецы, которые отвечали за пеленание и приготовление всего необходимого. Сначала тело очищали, используя воду и соду. После этого тело переносили на место, где извлекались внутренние органы, при этом жрец, которого называли «писцом», отмечал линию надреза, а вот вскрытие совершал «потрошитель» кремневым ножом. Через 16 дней тело клали на специальное ложе и обрабатывали натронном (древнеегипетского слова nṯry ‘natron’, «сода»). После того как тело высохнет, его покрывали несколькими бальзамировочными маслами.

Весь процесс мумификации проходил за 70 дней, больше всего времени, а это 40 дней, уходило на высушивание тела. Органы, извлеченные из тела, омывались, оборачивались в ткань и опускались в 4 сосуда, которые называли канопами. Затем проходила подготовка тела к мумификации. И только потом оборачивалось в полотно ткани. Как можно заметить, это была нелегкая и весьма долгая процедура сохранения тела.

Искусство древнего Египта.

Искусство в Древнем Египте появилось приблизительно за 5 тысяч лет до нашей эры в Нильской долине и существовало до 300 года нашей эры.

Архитектура в древнем Египте достаточно условна и однообразна. Это обусловлено не только тем, что самым используемым материалом был камень, но и потому что, Египет существовал в некой изоляции от других культур, не позволяя им плодотворно влиять на развитие своей архитектуры. Но самым влиятельным фактом было то, что в Египте отсутствовал иной материал, кроме как камня.

А потому Египетская архитектура не отличается особыми формами строительства, и основными видами построек стали пирамида, колонна и пилон. Ещё одним немаловажным фактором для развития этого вида искусства является наличие дорог, а самой лучшей в Египте считалась транспортная извилина Нила.Архитектура достигла своего пика при фараоне Хуфу. Затем она долгое время не совершенствовалась, а качество построек ухудшалось.

Древнеегипетская скульптура была очень самобытной и отчасти использовалась для того, чтобы изобразить правителей и богов Олимпа. Она непросто создавалась, но также постоянно процветала. Статуи богов и царей представлялись на всеобщее обозрение и практически всегда имели начальную форму материала, из которого создавались.

И все же создание скульптуры имело строгие, определенные правила. Так, например, тело мужчины выполнялось в боле темном оттенке, чем женское; руки сидящего располагались на коленях и так далее.

А между тем в древнем Египте хорошо процветала живопись. Рельефы имели яркую окраску. Но в гробницах и храмах картин было мало, и присутствовали они только на поверхности. К счастью, большинство изображений неплохо сохранились из-за сухого климата. Изображения были предназначены для того, чтобы у умершего улучшилась загробная жизнь.Самыми используемыми цветами были красный, синий, чёрный и другие. Древнеегипетское искусство различают на следующие периоды:

1.Искусство Древнего Царства (XXXII в. — XXIV в. до н.э) на это время пришлось создание Великой пирамиды и вероятно Большого Сфинкса (последние исследования дают спорные данные) .2.Искусство Среднего Царства (XXI в. — XVIII в. до н. э.) в тот период гробницы вельмож стали строиться отдельно. Пирамиды приобретают более скромный вид и меньший размер.3. Большее развитие происходит во время Нового царства, когда строительство храмов приобрело новый стимул к развитию.

Древнейшая обитель христианства – монастырь Святого Антония.

Пожалуй, самым первым местом обитания христианских монахов можно считать храм Святого Антония, расположенный на территории Египта в Восточной пустыне. Песок, жара и отсутствие точных карт с его местонахождением, служат естественными преградами на пути к обитателям монастыря.

Однако это не останавливает паломников со всех частей света в стремлении поклониться этим святым местам. Свою историю монастырь заложил с IV века нашей эры и назван по имени своего основателя. Рожден был Антоний в зажиточном семействе, но когда ему исполнилось восемнадцать лет, он лишается своих родителей.

Согласно седым легендам, однажды ему было Божественное видение, после чего молодой человек принимает решение расстаться со своим домом и нажитом скарбом и уйти жить в пустыню. Там он стал вести уединённый образ жизни и снискал среди населения репутацию отшельника с даром исцеления больных. Его верования и принятый образ жизни праведника послужили тому,что Антония после его смерит причисляют к лику святых. Позже, у места захоронения, решили селиться его единомышленники, разделившие веру святого, откуда и взяла начало первая христианская община.

После кончины Антония, в местных пещерах послуживших для него последним приютом, последователи святого основали монастырь. Сам грот люди превратили в часовню, где всегда горящая свеча освещала образ святого.Со временем на территории монастыря была отстроена церковь, возведена оборонительная башня-форт и основана богатейшая библиотека. В минуты опасности монахи могли укрыться в башне, подняв за собой подвесной мост, и монастырь таким образом превращался в надежное укрытие при варварских набегах кочующих бедуинов.

Все же эти кочевые племена смогли нанести существенный урон монастырю. Монахи вынуждены были оставить монастырь в XV веке, но спустя пару сотен лет монахи вернулись, восстановили руины и вернули себе былую славу.Настенные старинные рисунки и росписи представляют собой живописное достояние этой древней обители христиан. Тяжелый масляный пресс и деревянные мельницы дают представление о нелегкой судьбе монахов, которые вынуждены были довольно нелегким и кропотливым трудом обеспечивать себе пропитание.

Сегодня территория монастыря обнесена очень прочными стенами из светлого кирпича, а у входа высятся две башни. Посреди песчаных дюн монастырь Святого Антония выглядит, как мираж готовый растаять в любое мгновение.

neveroytno.ru

Искусство Древнего Египта - Helperia

Об искусстве Древнего Египта можно рассказывать долго: до нас дошли удивительные рисунки на папирусе, величественные статуи, прекрасные ювелирные украшения… Однако, Древний Египет – это, в первую очередь, пирамиды. Эти сооружения, где подлинное искусство сочетается с тонким научным расчетом, поражают воображение до сих пор.

Архитектура

Помимо жилых помещений, египтяне строили гробницы, храмы, дворцы.

Более всего известны гробницы – («дома вечности»). В гробницы помещали саркофаг с мумией, так как считали, что тело надо сохранить для продолжения жизни души в загробном мире. Мумифицированное тело умершего укладывали в каменный саркофаг и помещали в самом центре гробницы. Стены погребальной камеры покрывались надписями, содержащими магические формулы и заклинания. Это должно было помочь, как считали египтяне, переправиться фараону в мир иной. Живопись и скульптура должны были сопровождать душу в иной мир. Египтяне верили, что все изображенное на стенах гробницы оживет в загробном мире.

Пирамиды – гробницы фараонов.

Где расположены самые известные египетские пирамиды?

В городе Гиза. Здесь расположены три пирамиды – пирамида Хеопса, пирамида Хефрена и пирамида Микерина.

Когда строили пирамиды

В III тыс. до н.э. (Древнее царство)

Для чего строили пирамиды?

Для того чтобы обеспечить жизнь в загробном мире.

Исследователи считают, что пирамиды были олицетворением солнца для египтян. Грани пирамиды устремлены к небу под тем же углом, под каким лучи солнца падают на землю. Скорее всего, египтяне предполагали, что возносящиеся к небесам пирамиды помогут совершить фараону восхождение к богам.

Из чего строили пирамиды?

Для строительства пирамид египтяне использовали каменные блоки из известняка, которые выламывали в горах, а затем переносили к месту строительства на волокушах.

Самая древняя пирамида – пирамида Джосера, была построена в 2650 г. до н.э. архитектором Имхотепом.

Самая высокая пирамида – пирамида Хеопса (высота – 139 м) построена около 2600 г. до н.э.

Скульптура

Египтяне, конечно, изображали фараонов.

Существовали также скульптуры вельмож и простолюдинов (писцов, чиновников, ремесленников).

• Статуэтка пивовара

• Сидячий писец

Скульптуры в гробницах выполняли ту же роль, что и мумии, – обеспечивали умершему посмертное существование в загробном мире.

Правила скульптурного изображения

Египтяне всегда изображали богов большего размера, чем фараонов, а фараонов – большего размера, чем обычных людей. Кожу мужчин на скульптурных портретах делали более темной, женщин – светлой.

Для чего египтяне делали скульптуры сфинксов?

Египтяне верили, что статуи сфинксов охраняют храмы.

Сфинкс – фантастическое существо с телом льва и головой человека (часто портрет фараона) или барана. Его египтяне почитали как хранителя древних знаний.

Крупнейший из сохранившихся сфинксов – Большой сфинкс в Гизе. Высечен из целой скалы, изображен с лицом фараона Хефрена.

Живопись

Что рисовали?

Египтяне делали настенные росписи на стенах храмов, дворцов и гробниц. На росписях гробниц можно увидеть сцены из обычной жизни: от вспашки полей до пиршеств. Египтяне верили, что эти рисунки, нарисованные на стенах гробницы, оживают в загробном мире.

Как рисовали?

Существовал канон изображения фигуры на плоскости (в росписях и рельефах): голову и ноги изображали в профиль, плечи – в фас. Форму головы – в профиль, глаз – в фас. Тем самым египтяне старались запечатлеть все, что в фигуре человека представлялось им существенным (а не то, что можно увидеть с определенной позиции). Обе ступни изображались с одной, внутренней стороны, для того чтобы виден был четкий контур, очерчивающий большой палец и подъем стопы.

Искусство Древнего Египта

Богато и удивительно разнообразно искусство Древнего Египта, до нас дошли рисунки на папирусе, величественные статуи, прекрасные ювелирные украшения… Однако Древний Египет — это в первую очередь пирамиды. Эти сооружения, где подлинное искусство сочетается с тонким научным расчетом, поражают воображение до сих пор. Как строились пирамиды? Что олицетворял собой сфинкс? Чем знаменита гробница Тутанхамона? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные пирамиды (рис. 1). Это огромные гробницы фараонов. Самая высокая пирамида — пирамида Хеопса — была построена около 2600 г. до н. э. Ее высота — почти 150 м. Самая древняя пирамида — пирамида Джосера. Пирамиды — единственное из чудес света, сохранившееся до наших дней. Долину пирамид охраняет Большой сфинкс, высеченный из целой скалы. У него тело льва и голова человека. Некогда священный для египтян город мертвых превращен в наши дни в центр туристического паломничества.

Первые письменные сведения о пирамидах относятся к середине V века до н. э. Греческий историк Геродот, путешествуя по Египту, составил описания пирамид в Гизе. Геродот общался с египтянами через переводчиков, поэтому сведения, полученные им, не всегда достоверны. Геродот рассказывает, что 100 000 человек выполняли работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Камень добывали в каменоломнях. Громадные плиты перетаскивались на волокушах к месту постройки пирамид, вокруг делали насыпь, по которой известняковые блоки затаскивали наверх. Для сооружения пирамид требовались годы, а иногда и десятилетия. Народ изнемогал от непосильного труда и тех лишений, на которые обрекали его фараоны — владыки Египта.

Во II тысячелетии до н. э. египтяне перестали строить пирамиды — они хоронили своих фараонов в скалах и подземельях. Многие захоронения были разграблены. Лишь одну гробницу археологи нашли нетронутой. Это была гробница Тутанхамона. Посреди первой комнаты стоял трон на звериных лапах, покрытый золотом и украшенный слоновой костью. Здесь же были сотни предметов, которые могли пригодиться фараону в царстве мертвых. В главной комнате находился каменный саркофаг, в нем — второй саркофаг, во втором — третий. Лишь в последнем, четвертом саркофаге, сделанном из чистого золота, покоилась мумия юного фараона.

Найденные произведения искусства хранятся в музее. Памятники искусства Древнего Египта ни с чем не спутаешь, так как выполнены они по особым правилам, канонам. Так, скульптурные изображения богов всегда выше скульптур фараонов, а фараоны изображались выше своих подданных. Мужчин изображали с кожей темного цвета, женщин — светлого. Художники всегда изображали богов, фараонов и вельмож в одинаковых позах. Верхняя часть тела развернута вперед, голова и ноги повернуты боком. Большинство статуй находились в гробницах. Египтяне верили, что после смерти душа — Ка — обязательно вернется в тело, и если мумия не сохранится, вселится в статую, которой предавались портретные черты сходства с умершим.

Чтобы познакомиться с искусством Древнего Египта, вам не обязательно ехать в Египет. В Москве в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина находится Египетский зал, в котором хранятся подлинные произведения искусства египетских мастеров. В Санкт-Петербурге вы можете посетить Эрмитаж, а на Университетской набережной стоят сфинксы, которым более 3000 лет( Рис.2)

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.Источник

helperia.ru

Древний Египет история, царство, культура, искусство, пирамиды, фараоны

Древний Египет - история

Наше название страны «Египет» (современные египтяне, которые говорят по-арабски, называют свою страну «Миср») происходит от древнегреческого наименования «Айгуптос»; это слово, в свою очередь, восходит, видимо, к одному из имён значительнейшего из древнеегипетских городов — Мемфиса(Древнеегипетские города обычно называются не по их древнеегипетским названиям, а по греческим, употребляемым в произведениях древних авторов.) (по-древнеегипетски, согласно принятому в науке условному произношению,— Хет-ка-Птах; судя по вавилонским данным, это название произносилось в действительности как Хэ-ку-Птах). Сами древние египтяне называли свою страну «Кеме» — «Чёрная», по цвету тёмной её почвы, в противоположность «красной» земле окрестной пустыни.

Страна и население.

Египет находится в северо-восточной части Африки. В древности Египтом считали только самую долину реки Нила. В настоящее время к нему относят не только пересекающую всю страну с юга на север долину реки, но и пустынное, сильно пересечённое Восточное, или так называемое Аравийское, нагорье (между Нилом и Красным морем), а на западе— Ливийское плоскогорье, представляющее собой безжизненную песчаную пустыню с редкими оазисами. С севера страна омывается Средиземным морем. Восточное нагорье выходит к Красному морю, которое отделяется от Средиземного лишь узким перешейком. Границы страны на западе проходят по малонаселенным пустынным местностям. Южной границей Египта в древности считались первые — по течению реки последние — пороги на Ниле, южнее которых была расположена Нильская Эфиопия, или Нубия.

10—12 тыс. лет назад климат Египта был прохладнее, мягче, атмосферных осадков выпадало здесь несравненно больше.

Египет и Эфиопия.В послеледниковый период климат Египта становится всё более сухим и жарким, степи превращаются в пустыни, растительный и животный мир беднеет. Уже в течение тысячелетий в Египте, даже на побережье Средиземного моря, количество осадков невелико, а дальше от побережья дожди иногда не выпадают несколько лет подряд.

Нил — одна из величайших рек в мире — вытекает из озёр тропической Африки (Белый Нил). В среднем течении в него впадает Голубой Нил, вытекающий из озера Таны, в горах современной Эфиопии (Абиссинии). На территории Египта Нил течёт по узкой, стиснутой горами долине, которая примерно в 300 км от Средиземного моря расширяется. Здесь, в Нижнем Египте, Нил разветвляется веерообразно на ряд рукавов, впадающих в Средиземное море. Эта часть долины Нила носит название «Дельта», данное ей древними греками, так как речная система Нила в этом районе по форме напоминает букву греческого алфавита Д («дельта»).

Вся долина Нила является по существу гигантским оазисом. Египет —«дар Нила», справедливо утверждали греческие писатели. Если бы не Нил, то весь Египет представлял бы собой пустыню, подобную Ливийской. Особенностью водного режима Нила, определяющей его огромное народнохозяйственное значение, являются периодические и регулярные разливы. Вследствие ливней, выпадающих в тропической Африке, и таяния снегов на горных вершинах вода в Ниле к середине июля начинает прибывать. Наивысший уровень воды в Ниле бывает осенью, когда река заливает огромные прибрежные пространства. На залитой земле осаждается ил, приносимый рекой с её верховьев. Вся плодородная почва долины Нила состоит из мощных отложений речного ила; она легко поддаётся обработке и отличается исключительным плодородием.

Таким образом, природные условия в долине Нила благоприятствовали развитию земледелия, и древние поселенцы этой долины, обладавшие уже со времени неолита орудиями труда, достаточными для обработки мягкой нильской почвы, рано перешли к сельскохозяйственному производству.

Египетская народность сложилась, вероятно, в процессе смешения различных племён Северо-Восточной Африки, а возможно, и некоторых племён, живших впоследствии в Передней Азии. Судя по дошедшим до нас изображениям и костным останкам, древние египтяне были людьми крепкого телосложения; цвет их кожи был смуглый, волосы — чёрные, гладкие.

Древнеегипетский язык составляет особую группу в пределах семито-хамитской семьи языков. Более всего исследованы взаимоотношения древнеегипетского языка с семитическими языками. Менее изучены связи древнеегипетского языка с другими родственными ему группами языков, а именно с берберскими и кушитскими.

Сколько времени длился ранний период в истории Египта (Раннее царство) — неизвестно; во всяком случае около 3000 г. до н. э. государство в долине Нила уже существовало.

За недостаточностью данных точное летоисчисление для древнейшей египетской истории невозможно. Время приходится обозначать не столько по столетиям, сколько условно — по династиям. Древние списки фараонов делились на династии, и жрец Манефон, написавший около 300 г. до н. э. по-гречески своё сочинение об истории Египта, насчитывал до 30 династий фараонов. История древнеегипетского государства делится на несколько периодов—Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства. К Раннему царству относятся I и II династии по списку Манефона. Сюда же надо отнести и полузабытых древнеегипетской традицией прямых предшественников I династии, так как во времена их правления классовое общество и государство в Египте, невидимому, уже сложились. Царей этого времени называют обычно по отношению к манефоновским спискам династий додинастическими царями.

 

Искусство и культура Древнего Египта

От гражданских сооружений Раннего царства ничего или почти ничего значительного не сохранилось. Если о раннеегипетских храмах судить по знакам-изображениям в письменности, это были, повидимому, небольшие постройки внутри оград. Единственная отрасль раннеегипетского зодчества, о которой мы осведомлены сколько-нибудь подробно,— это гробницы царей и особенно знати. Гробницы вельмож Раннего царства во многом предвосхищали надгробные сооружения последующего Древнего царства. Прямоугольные надземные постройки в виде завалинок (По их внешнему виду их обычно называют арабским словом «мастаба» — завалинка, скамейка.)охранялись в гробничном строительстве знати долгие века после I династии. Первоначально они воздвигались не из камня, а из кирпича-сырца. Некоторые из раннеегипетских гробниц были в отличие от обычных впоследствии расчленены по боковым поверхностям отвесными выступами и нишами, в подражание, вероятно, современным им дворцам. Так называемая ступенчатая пирамида, которую мы видим в качестве царской гробницы в начале Древнего царства, в зародыше была известна уже при I династий. Одна из гробниц вельмож начала строиться как ряд поставленных друг на друга всё уменьшающихся прямоугольных надстроек, хотя позднее была перестроена.

От Раннего царства дошло значительное количество мелких и очень немного крупных круглых скульптур. Ещё в период до I династии или в начале её правления отдельным мастерам замечательно удавались изображения людей и животных. Таково, например, поразительно жизненное изображение дряхлого паря в верхнеегипетской короне. Но ещё при II династии даже крупные каменные изваяния людей иногда отличались несоразмерностью отдельных частей тела.

Поскольку статуи имели культовое назначение, их облик — положение, раскраска и т. п.— был обусловлен определенными правилами, которые были обязательны для ваятеля и которые хотя и были частично выработаны в додинастическом искусстве, но закрепились только в искусстве Раннего царства.

Изображения на плоскости не столько смотрелись, сколько читались. Плоские изображения и письмена составляли при первых династиях неразрывное единство. Создание этих изображений также было постепенно закреплено определёнными правилами. Художник изображал предмет на плоскости не таким, каким он мог его видеть в том или ином случайном положении, под тем или иным случайным углом зрения, а старался изобразить предмет так, чтобы все его характерные признаки были видны одновременно. Предметы изображались, как если бы на них одновременно смотрели прямо и сбоку. Этим объясняется странное на наш взгляд построение человеческого изображения: голова, локти и низ тела повёрнуты вбок, плечи же и глаз нарисованы прямо. В изображениях животных, для которых обыкновенно более существенным является вид сбоку, египетская передача менее отлична от нашей.

Египетский способ изображения на плоскости намечался в живописи и резьбе задолго до I династии, но последовательно не проводился. Только накануне I династии он отлился в чёткое правило, сохранявшее силу на протяжении всего дальнейшего развития древнеегипетского искусства. Возможно, тут сказалось консервативное влияние религии: приём был закреплён в качестве традиционного .для религиозных изображений.

Во времена I династии быстро росло мастерство исполнения. Некоторая неуверенность, наблюдавшаяся в изображениях на плоскости в период начала 1 династии, сменилась затем уверенностью, стройностью композиции и, где надо, подвижностью в изображении фигур.

Фараоны Древнего Египта

Знать сосредоточила в руках царя неограниченную власть. Верхний и Нижний Египет слились в это время в одно целое государство. Верхнеегипетское происхождение царей перестало ощущаться, нижнеегипетские боги стали самыми почитаемыми при дворе. Столица была постоянно в Нижнем Египте. Верхний Египет имел особого управителя, и даже стало принятым называть Нижний Египет раньше Верхнего. После III династии исчез, как особое учреждение, ранее упоминавшийся памятниками «красный дом» — сокровищница Нижнего Египта.

В пору наивысшего могущества царского самовластия фараон распоряжался в любом из десятков номов, на которые делилось его царство. По своему усмотрению он перебрасывал номархов из области в область—из Нижнего Египта в Верхний и обратно. При IV династии знать в значительной части состояла в родстве с царями.

Важнейшие должности в государстве — верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов знаменитейших храмов — занимали часто члены царского дома. Только во вторую половину Древнего царства на местах стали выдвигаться номовые владетельные роды.

Всё в государстве, начиная с мероприятий по орошению, суд и кара, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, поездки за рубеж и мероприятия по судоходству, государственное строительство и разработка горных недр — всё в конечном итоге возводилось к приказам царской власти: царь назначал, он приказывал, он посылал.

Материальной основой фараоновского самовластия были громадные земельные, людские, продовольственные и вещевые ресурсы, находившиеся в личном распоряжении царя. Но если формально и существовало какое-либо различие между «домом царя» и государством, то на деле оно стиралось. Государственные хранилища всевозможных благ были не более, как частями «дома царя», государственные работы были работами «дома царя», пожалования государственным сановникам — его пожалованиями. Налоги и повинности в пользу царя налагались весьма произвольно: при VI династии один управитель Верхнего Египта хвалился тем, что налагал их по два раза.

Перед лицом угнетённого народа знать окружала своего ставленника божескими почестями. Царю было мало слыть просто «богом», его -называли «большим богом». Особой милостью для приближённого, даже царского свойственника, было разрешение лобызать ноги, а не землю перед ногами царя. Однако в узком кругу высшей знати фараон не был столь недоступен. Одному он разрешал следовать за собой в носилках, другому — умащаться в его присутствии, третьему выказывал заботу в дни болезни, четвёртому писал письма, полные предупредительной любезности, и даже собственноручно. Дело дошло однажды до извинения царя перед сановником за невольный ушиб, и не только устно, но и письменно, с увековечением этого факта в надписи!

Первым лицом в государственном управлении после царя был верховный сановник (во многих исследованиях его называют арабским титулом «везир»). Он был одновременно главным судьёй, но круг его полномочий как верховного сановника очертить довольно трудно. Он не столько направлял деятельность ряда ведомств, сколько сам сосредоточивал их функции в своих руках. Можно дивиться, как он поспевал одновременно направлять деятельность «6 великих дворов», как назывались верховные судебные органы, ведать местным управлением, блюсти различные государственные хранилища, управлять разными государственными мастерскими, руководить всеми работами царя. Не всегда, правда, верховные сановники совмещали одни и те же должности; одни передавали часть их другим сановникам, иные присваивали себе новые звания; так, например, к концу Древнего царства ими было присвоено звание градоначальника столицы.

Военное дело в Древнем царстве достигло значительного развития. Основным оружием оставались простой лук и стрелы. Имелся особый «дом оружия» с особым начальником над ним. Пехота оставалась единственным родом сухопутных войск, но различалось несколько её видов. Границы с Синайским полуостровом и Эфиопией были укреплены, и вообще крепости были разбросаны едва ли не по всей стране. Засвидетельствован целый ряд званий военачальников. Известно, что в начале VI династии, при царе Пиопи (Пени) I, созывалось общеегипетское ополчение, которое в соединении с эфиопскими вспомогательными отрядами («эфиопы мирные», или «приручённые», служили, невидимому, в Египте стражниками) в количестве «многих десятков тысяч» отправлялось в поход в Палестину и Сирию под начальством тех самых гражданских должностных лиц, которые управляли местнрстями, поставившими этих ополченцев. Известно множество лиц, имевших звания военачальников, часто очень высокопоставленных, но интересно; что именно верховный сановник оставался в стороне от военного ведомства. Можно думать, что это вызывалось нежеланием царя сосредоточивать слишком большую власть в руках своего первого слуги.

То, что верховный сановник был неизменно и верховным судьёй, подчёркивает важность для знати судопроизводства как орудия её господства. Хотя судьи часто были жрецами богини Маат — «правды» и хвастались своей справедливостью, незаконное лишение по суду .наследства или отдача бедного в руки сильному были распространённым явлением. Судопроизводство было довольно развитым; требовалось множество судей и писцов, так как подробно записывались многочисленные свидетельские показания. В судебном порядке, хотя и тайно, рассматривались даже провинности царицы. Наказания налагались разные, например лишение имущества, но особенно в ходу была палочная расправа; даже такое заметное лицо, как начальник одного из разрядов дворцовых ремесленников, считал нужным хвалиться, что он от роду ни разу не был бит перед каким-либо сановником.

Знатные люди бывали не только верховными сановниками, судьями и военачальниками; ими были заняты все сколько-нибудь значительные должности, и часто в наследственном порядке. Знатные владели государственной властью сами занимали все основные посты в государственном аппарате, так что он был целиком в их руках.

Строительство пирамид в Древнем Египте

Две тысячи лет спустя после постройки великих пирамид греческому историку Геродоту рассказывали про то, как фараоны Хеопс и Хефрен заставляли весь народ поочерёдно трудиться над сооружением пирамид: одни-де тащили камень из заречных каменоломен к реке, другие — от реки на нагорье, где воздвигались пирамиды. Насколько эти рассказы неточны, видно хотя бы по тому, что на самом деле пирамиды построены совсем не из заречного, а из местного известняка, добывавшегося тут же. Из-за реки доставлялся лишь белый высококачественный известняк для наружной и внутренней отделки. Кто же в действительности строил пирамиды?

На камнях царских и частных сооружений IV династии можно и поныне видеть нанесённые краской рабочие пометки, из которых следует, что во время постройки великих пирамид в каменоломнях работало ограниченное число рабочих отрядов (для времени Микерина их известно три, для времени Хеопса — четыре), делившихся каждый на несколько подразделений. На ряде камней в сооружениях Микерина упомянуты «мастера нагорья». В связи с постройкой пирамиды Микерина надпись одного вельможи называет царского зодчего и верховных руководителей мастеров и далее говорит о том, как 50 человек было выделено, чтобы работать над гробницей вельможи ежедневно без переключения на другую работу.Меновая торговля в Египте Древнего Царства. Крашеный рельеф из грибницы в Саккаро.

Основное количество камня для пирамид добывалось, как сказано, на месте, и подъём глыб на пирамиду был, по всей видимости, несколько облегчён особыми приспособлениями. Спустя два тысячелетия Геродоту ещё рассказывали о деревянных подъёмных приборах, расставлявшихся и перемещавшихся по уступам кладки. При постройке храма и пирамид IV и V династий камни поднимались и опускались на место на верёвках и медных когтях, подвешенных, надо полагать, на установках из дерева.

Меновая торговля в Египте Древнего Царства. Крашеный рельеф из грибницы в Саккаро.Главной рабочей силой при постройке пирамид были постоянные, строго упорядоченные и обученные рабочие отряды. Отсюда становится понятным совершенство пирамидной кладки. Таких работников должно было быть много, хотя число отрядов и было невелико. С пирамидного строительства можно было, видимо, без особого ущерба для хода основных работ перебросить полсотню людей и на сооружение частной гробницы.

Имеются кое-какие сведения о содержании рабочих отрядов в каменоломнях. Из одного письма времени VI династии следует, что «ополчение отрядов» заречных каменоломен вызывалось на другой берег в столицу для получения одежды. При той же династии в каменоломнях в Среднем Египте находился царевич-военачальник с «многочисленным» ополчением, состоявшим из 1 000 людей дворца, 100 каменотёсов, 1 200 горнорабочих и ещё 50 каких-то людей; все они находились на царском содержании.Пивовар. Cтатуэтка из египетской гробнице. V династия.

С полным основанием считают, что для постройки пирамид наряду с постоянными отрядами не могли не привлекаться в помощь им чернорабочие, и притом в большом количестве. Что так было в последующие времена — известно вполне достоверно.Женщина, растирающая зерно. Статуэтка ид египетской гробницы. V династия.

Маркс писал, что «грандиозные сооружения древнего Египта обязаны своим возникновением не столько многочисленности египетского населения, сколько тому обстоятельству, что значительная часть последнего могла быть употреблена на это дело»(Я. Маркс, Капитал, т. I, стр. 516.).

Пирамиды IV династии с прилегающими гробницами знати. Гизэ. Реконструкция.Грандиозное строительство пирамид осуществлялось за счёт безудержной эксплуатации населения страны, жизненный уровень которого был чрезвычайно низок.

Значительная часть населения Нильской долины была отвлечена на строительство гигантских гробниц Хеопса и Хефрена. Как оказалось, страна не смогла долгое время выдерживать это огромное отвлечение сил от хозяйства. Строительство пирамид было сокращено.

 

worknet-info.ru

архитектура (пирамиды и храмы), живопись, скульптура

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4

ПИРАМИДЫ

Важнейшей чертой древнеегипетской культуры было возведение пирамид. В III-II тыс. до н.э. и пирамиды, и храмы – постройки для богов – строились из камня. Строительство пирамид – по сути своей непроизводительные расходы – было разорительным для экономики государства, истощало казну, требовало колоссального напряжения сил и многочисленные жертвы со стороны населения. Если бы египтяне с таким же упорством и самоотверженностью строили дороги, а не пирамиды, Египет развивался бы более динамично.

Пирамиды строились для фараонов и для знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой. Однако тела бедняков не бальзамировались и не помещались в гробницы, а заворачивались в циновки и сбрасывались в кучи на окраинах кладбищ. В жарком и сухом климате Египта эти тела мумифицировались естественным путем, без усилий со стороны человека и могли сохраняться в песках в течение очень длительного времени – многих столетий. Но в любом случае пирамиды свидетельствовали о чрезвычайно сильном неравенстве людей в египетском обществе.

Археологи насчитали около ста пирамид, но не все они дошли до наших дней. Часть пирамид была разрушена уже в древности. Самая ранняя из пирамид – пирамида Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад. Она ступенчатая и возвышается как лестница к небу. В ее отделке использован светотеневой контраст выступов и ниш. Эту пирамиду задумал и воплотил главный царский архитектор по имени Имхотеп. Последующие поколения египтян чтили его как великого зодчего, мудреца и мага. Он был обожествлен и в честь его совершались возлияния перед началом других строительных работ.

Самая знаменитая и самая значительная по размерам – пирамида фараона Хеопса в Гизе. Известно, что только дорогу к будущему месту строительства прокладывали 10 лет, а саму пирамиду - строили более 20 лет; на этих работах было занято огромное количество людей – сотни тысяч. Размеры пирамиды таковы, что внутри свободно мог бы поместиться любой европейский собор: высота ее составляла 146,6 м, а площадь – около 55 тыс. кв. м. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, и вес каждой глыбы составляет примерно 2-3 тонны. Ученые подсчитали, какое количество камней пошло на строительство этой пирамиды – 2300000. Удивительным было строительное искусство древних мастеров: камни пирамиды до сих пор так плотно пригнаны друг к другу, что между ними невозможно просунуть даже иголку. Снаружи вся пирамида Хеопса была облицована прекрасно отполированными известняковыми плитами, внутри имелось несколько длинных наклонных коридоров со сложной системой ходов и выходов. Их назначение – запутать грабителя, если ему удалось бы проникнуть внутрь сооружения.

Пирамида Хеопса вместе с другими пирамидами, высящимися в Гизе, - Хефрена и Михерина, названа одним из семи чудес света. Вокруг пирамид великих фараонов находится множество гробниц, которые образуют целый город со своими улицами и перекрестками.

Во II тыс. до н. э. пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня – это было чуть менее разорительным, да и сами пирамиды становятся меньше. К началу I тыс. до н.э. для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники. Однако и эти тайники грабили также часто, как и пирамиды. Разграбление усыпальниц фараонов было свойственно всем периодам древнеегипетской истории, хотя египтяне боготворили и боялись своих фараонов. Усыпальницами позднего времени являются заупокойный храм фараона Ментухотепа I, построенный в виде скальной гробницы, и возведенный в XV в. До н. э. в долине Дейр-эль-Бахри на трех скальных террасах заупокойный храм царицы Хатшепсут (для украшения его было использовано 200 скульптур).

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Изобразительное и монументальное искусство Египта несло на себе печать египетской культуры в целом.

Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали высокие тонкие обелиски. Так, символом бога Ра был высокий, сужающийся кверху каменный обелиск, верхушка которого покрывалась медью. Обелиски нередко покрывались иероглифами. В дальнейшем древнеегипетское иероглифическое письмо превратилось в слоговое (что было и с шумерской письменностью и чего так и не произошло с письменностью китайской).

Перед заупокойными храмами также ставили сфинксов: каменное изображение существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса изображала фараона, а сфинкс в целом олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя.

Самый большой из всех древнеегипетских сфинксов был выполнен в первой половине III тыс. до н. э. – он до сих пор стережет пирамиду Хефрена. Сфинкс высечен из цельной скалы: его голова в30 раз больше человеческой, а длина тела достигает 57 м . В XVI в. до н. э. между его передними лапами был построен храм. Сверхъестественная сила, которая чувствовалась в сфинксе, внушала людям страх. «Отец трепета» - так называли это изваяние.

Другими замечательными широко известными сейчас во всем мире памятниками древнеегипетского искусства являются статуя фараона Аменемхета III, стела вельможи Хунена, голова фараона Сенусерта III. Шедевром древнеегипетского изобразительного искусства II тыс. до н. э. искусствоведы считают рельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его юной женой в саду, выполненный на крышке ларца.

Подтверждением высокой культуры Египта I тыс. до н. э. (XIV в. До н. э.) является скульптурный портрет жены Аменхотепа IV – Нефертити (др.-егип. – красавица грядет) – одно из самых прелестных женских изображений в истории человечества.

Изобразительное искусство Древнего Египта отличалось яркими и чистыми красками. Раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, скульптуры статуэтки, рельефы. Росписи и рельефы, покрывавшие стены гробниц, в деталях воспроизводили подробные картины благополучной жизни в царстве мертвых, повседневной земной жизни.

Большое развитие получил скульптурный портрет. Египтяне верили, что портретные статуи, выполняя роль двойников умерших, служат вместилищем их душ. Были выработаны определенные типы портретных статуй – мужчину обычно изображали в возрасте 40-50 лет – в расцвете сил, а женщину – в возрасте 20-25 лет. Точно передавалось социальное положение человека.

Художникам Древнего Египта было свойственно ощущение красоты жизни и природы. Зодчих, скульпторов, живописцев отличало тонкое чувство гармонии целостный взгляд на мир. Это выражалось, в частности, в присущем египетской культуре стремлении к синтезу – созданию единого архитектурного ансамбля, в котором имели бы место все виды изобразительного искусства. Древние зодчие Египта умели прекрасно учитывать особенности географической среды, характер освещения.

Высокого уровня достигло в Египте декоративно-прикладное искусство. Великолепными образцами его являются сосуды и блюда из алебастра и хрусталя, фигурные туалетные ложечки из дерева и слоновой кости, всевозможные украшения – золотые браслеты, ожерелья и кольца, отделанные драгоценными камнями. Эти изделия отличались изысканностью форм и тонкостью отделки.

Показательно, что хотя на протяжении более трех тысячелетий египетское искусство и претерпит некоторые изменения, основной установленный в нем канон останется незыблемым. Для изобразительного и монументального искусства всей истории Древнего Египта всегда было присуще плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, разворота плеч. Постоянной будет и система пропорций, соответствий между размером всей фигуры и ее отдельными элементами. Постоянной будет геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры были неподвижны, невозмутимы, их позы чрезвычайно условны, как условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины – желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды – белые. Проявление в этом индивидуальной воли художника было строго ограничено. Такая же условность и постоянство характерны и для монументального искусства. Статуи и статуэтки имели культовое назначение и их облик – раскраска и положение – определялись соответствующими нормами, обязательными для ваятеля.

Итак, из поколения в поколение, из тысячелетия в тысячелетие – один и тот же стиль, одна и та же религия, одно и то же искусство. Основная идея древнеегипетского искусства чрезвычайно мало изменилась во времени. Застойный характер древнеегипетского общества определил, в общем, единообразный тип древнеегипетской культуры. Характерными ее чертами было сознание силы, желание ее сохранить и приумножить, Жажда бессмертия. Искусство имело монументальный характер, подавляющий зрителя.

СКУЛЬПТУРА

Скульптура Древнего Египта — одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее смотрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов. Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена.

Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях; существовали определённые правила изображения египетских богов. Так, бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мёртвых Анубиса — с головой шакала. Все скульптуры создавались по данному канону, и следование было столь строгим, что почти за трёхтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.

Заключение

Древнеегипетская реформация имеет большое значение для понимания особенностей культуры не только данного региона, но и мировой культуры как способа человеческого существования и развития.

Своеобразие культуры древнего Египта состоит в том, что она является свидетельством присущей человеку тайны, скрытой за внешними формами его культурной деятельности. Это выражено в известной надписи в храме богини Нейт в Саисе: «Я – это то, что есть, было и будет: никто не поднимал моей завесы». Египтяне стремились все объективировать, выразить внешним образом, придать делу такой вид, будто оно не результат человеческих рук, а ниспослано свыше. Высшие достижения духа были как бы вне человека, а сам он представлялся маленьким и незначительным. Древнеегипетская реформация – это попытка приоткрыть тайну и показать, что все видимое является творчеством самого человека, что именно через человека приходит в мир вечное и возвышенное, прекрасное и истинное. Но понадобились еще тысячелетия, чтобы тайна человека стала доступной ему самому, чтобы перед ним встала реальная задача самопознания. Древние греки называли египтян мудрейшими из людей. Достижения культуры Древнего Египта действительно значительны. Она стала образцом для последующего культуры в других регионах. Египтяне оставили человечеству папирус, монументальную каменную архитектуру, пирамиды, скульптурный портрет, математические и астрономические познания. В течение длительного периода египтяне были пионерами цивилизации.

Вместе с тем слишком упрощенным было бы представление о культуре Древнего Египта как о сплошь рациональной. Она включала в себя и оккультизм, и мистерии. Некоторые обычаи египтян были сомнительны в отношении нравственности, но авторитет этой древней культуры служит надежной основой для их заимствования более молодыми народами.

Использованная литература

1. Альберто Рус. Культура Египта. - М.: Мысль, 1996.

2. Елисеев А.Л., Тюрин Е. А. Культурология — Орловский государственный технический университет, 1999. — 476 с.

3. Зеньковский В.В. История цивилизаций: В 2 т. Т. 1. — С-Пб.: Питер 2003.

4. Зеньковский В.В. История цивилизаций: В 2 т. Т. 1. — С-Пб.: Питер 2003. – с. 113.

5. Карташев А.В. Очерки истории Египта: В 2 т. — М.: Инфра-М, 2004.

6. Карташев А.В. Очерки истории Египта: В 2 т. — М.: Инфра-М, 2004. – с. 205

7. Керрам К. Боги, гробница, ученые М.: Республика, 1994. С. 75

8. Кузьмин В.Н. Египетская цивилизация. - М: Инфра-М, 2002.

9. Культурология под ред. Г.В.Драча. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.— 353 с.

10. Культурология: Словарь-хрестоматия. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

11. Культурология: Словарь-хрестоматия. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – с. 382.

12. Любимов Л. Искусство древнего мира. - М.: Просвещение, 1998.

13. Матье М. Искусство Древнего Египта. - М.: Издательство “Искусство”, 2002.

14. Матье М. Искусство Древнего Египта. - М.: Издательство “Искусство”, 2002, с. 163

15. Силичев Д.А. Культурология — М.: Приор, 1998.— 576 с.

16. Яковец Ю.Я. История цивилизаций. - М: Владос, 2001.

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

arhivinfo.ru

Искусство древних египтян: общий обзор. Продолжение

Ушебти - женщина, растирающая зерно. VI династия. Известняк. Высота 18,5 см, ширина 7,8 см. Найдена в могиле Гизы. Музей искусства и истории Вены. Ушебти - женщина, растирающая зерно. VI династия. Известняк. Высота 18,5 см, ширина 7,8 см. Найдена в могиле Гизы. Музей искусства и истории Вены. (Окончание. Начало см. здесь: Искусство древних египтян: общий обзор)

Когда умирал земной владыка – фараон или богатые люди, то нужно было, чтобы и после смерти они сохраняли свое богатство и власть. Тем более, что фараоны еще при земной жизни были для египтян «живыми богами». У многих древних народов в случае смерти знатного человека был обычай вслед за ним насильственно умерщвлять его жен и слуг, которых хоронили вместе с ним для того, чтобы они продолжали служить своему господину в загробном мире. Так поступали, например, в древнем Вавилоне. В Египте такого обычая, начиная со времени Древнего царства, уже не существовало. Вместо реальных людей в гробницу клали их статуэтки – ушебти. Как верно было подмечено исследователями: не палачи, а художники и скульпторы обеспечивали знатному египтянину материальное благополучие после смерти.

Цикличность, повторяемость фигур и элементов - один из принципов египетского искусстваЦикличность, повторяемость фигур и элементов - один из принципов египетского искусстваНо не только статуэтки слуг сопровождали покойного. На стенах гробниц вырезались рельефы с изображением различных сцен: охоты, войны, пиров, развлечений, отдыха господина и его семьи, труд слуг и рабов на разных работах. Эти рельефы вырезаны с большим мастерством, старанием и тщательностью, которое тем более удивляет, если учесть, что все это было сделано не для любования посетителей в музее или привлечения потенциального покупателя, а для погребальных покоев, погружавшихся в непроглядный и безлюдный мрак после замуровывания и заделывания всех входов в могилу.

Искусство древних мастеров не было предназначено для того, чтобы вызывать восхищение живых – оно служило только интересам загробной жизни покойного. Оно должно было обеспечить умершему не больше и не меньше как бессмертную жизнь. Поэтому труд художников очень высоко ценился, был чрезвычайно важен и, по сути, носил характер священнодействия. Нередко зодчие (особенно они), скульпторы и живописцы являлись высокопоставленными людьми, часто жрецами того или иного культа. Вспомним хотя бы Имхотепа, великого визиря, архитектора и строителя первой в Египте пирамиды – ступенчатой пирамиды фараона Джосера, обожествленного после смерти. Имена некоторых других также дошли до нас через тысячелетия как в легендах, так и в текстах, в которых они с гордостью и без ложной скромности говорят о себе и своих творениях: «я выполнил работы прекрасные...», «я соорудил...», «я воздвиг...». Словом, человек-художник в Древнем Египте научился гордиться своими творческими силами, но рассматривал их исключительно как выражение божественной воли, а себя - только как ее вершителя.

Земная жизнь кратковременна, а искусство для древних египтян было носителем жизни вечной, поэтому ничего не должно быть в нем изменчивого, неустойчивого, непостоянного, мгновенного. Во всем многообразии и подвижности Иероглифы, вырезанные в храме фараона Сети I в АбидосеИероглифы, вырезанные в храме фараона Сети I в Абидосежизни египетское искусство искало и нашло лишь немногие, но выразительные формулы творчества. Оно смогло выработать такой язык, который в наибольшей степени отвечает идее постоянства и статичности, — язык экономных графических знаков, обладающих строгими и ясными линиями, четким контуром, компактных и логически завершенных. Египетские иероглифы – знаки-миниатюры, с помощью которых древние люди писали, сами по себе уже являются проявлениями искусства. Египетские художники, изображая самые простые, обыденные сцены из жизни, например, дойку коров, процедуру омовения, прием пищи и т.д., воплощали их в чеканных формулах, которые были определяющими в египетском искусстве на протяжении веков и даже тысячелетий.

Индивидуальное творчество художников осуществлялось в рамках строгих канонов, от которых никто и не помышлял отходить, поскольку они были составной частью культовой погребальной практики – самой архаичной и статичной части любой религии. Изменения, конечно, происходили, но очень-очень медленно. Только постепенно появлялись новые орудия и инструменты для художественно творчества, новые приемы обработки материалов, несколько менялись религиозные взгляды, менялись и общественные устои – и только тогда, в свою очередь, это вызывало и определенные изменения в искусстве.

Уже древние греки относились к искусству совсем иначе - они поражались неизменности и устойчивости художественных традиций, приемов и методов искусства Египта. Каноничность художественного творчества Египта, действительно, не может не удивлять. Еще вначале эпохи Древнего царства сложились и закрепились строго определенные изобразительные правила и приемы. По сути, каноны искусства Древнего Египта объединили всю творческую деятельность египтян на протяжении нескольких тысяч лет в единое культурное целое, поскольку оно (творчество) осуществлялось на основании единых методов и принципов.

Фотографии древнеегипетских статуй из музеев мира, приведенные ниже, позволяют лучше понять, что собой представяли каноны искусства Древнего Египта. Первая статуя (слева направо) относится ко времени V династии (ок. 2400 до н.э.), вторая - к XIII династии (ок. 1700 до н.э.), третья - к XXVI династии (ок. 650-600 до н.э.), четвертая - ко времени Птолемеев (ок. 200 до н.э.). То есть эти похожие по стилю выполнения статуи между собой разделяют сотни лет, а крайние - более 2000 лет!

Стоящая статуя представляла собой напряженно выпрямленную фронтальную фигуру с высоко поднятой головой; левая нога чуть выдвигалась вперед, изображая шаг навстречу; руки были симметрично опущены и прижимались к телу. Статуи, которые изображали двух и более лиц, имели неразрывно связанный с ними своеобразный фон, высеченный из того же каменного блока, что и фигуры.

Сидящая же статуя обязательно имела или руки, симметрично положенные на колени, или, в другом каноническом варианте, одна рука сгибалась в локте; спина была выпрямлена, глаза статуи устремлены вдаль.

Был еще один тип изображений владык Египта - в облике бога Осириса. Она представляла собой стоящую фигуру с руками, сложенными на груди и сжимающими жезл и бич (символы царской власти). Скульптуры вельмож фараона создавались по этому же подобию.

Статуям (и рельефам) обычно не оставляли естественный цвет камня (чаще всего это был известняк), из которого они были сделаны, - они раскрашивались: в красно-коричневый цвет (тела мужчин), желтый цвет (тела женщин), волосы красились в черный цвет, а одежды – в белый. И как уже говорилось выше – лица статуй имели портретное сходство с реальными людьми.

На протяжении столетий и тысячелетий статуи в соответствии с этими традициями изготовлялись уже позже в эпоху Среднего царства, а потом и в эпоху Нового царства. Даже в значительно более поздние времена Саисского периода в египетской истории эти каноны продолжали действовать.

Стела. Известняк. Среднее царство. Каирский музейСтела. Известняк. Среднее царство. Каирский музейХарактерной особенностью искусства Египта, которая сформировалась еще в Древнем царстве, было своеобразное распластывание фигуры на плоскости. Голову и ноги человека всегда показывали в профиль, а вот его торс изображался развернутым к зрителю. Этот принцип рисунка сохранился на всем протяжении древнеегипетского искусства. Случаев изображения человеческих голов в росписи или рельефах в фас, а не в профиль, чрезвычайно мало, они появились только в эпоху Нового царства и являются редким исключением из общего правила. Также неизменными на протяжении веков были и каноны сюжетных композиций.

Не смотря на то, что египетское искусство отличается постоянством даже в деталях, оно не является застывшим. В рамках канонов в нем происходили процессы, связанные с внутреннем развитием, и это искусство никогда не теряло связи с жизнью и природой, достаточно реалистично и узнаваемо отображая окружающий египтянина мир.

Первый в своей истории военно-политический, экономический и культурный подъем Египет переживал во времена Древнего царства. Тогда же и сложились традиции египетской классики: монументальность, торжественность, ритмичность и размеренность. Это искусство спокойно и величаво. И в то же время наполнено дыханием жизни едва ли не больше, чем в последующие периоды. Это можно понять: каноны еще формировались и не приобрели характер «забронзовевших правил», освященных авторитетом тысячелетий.

Тем не менее, именно искусство Древнего царства стало образцом для египтян во все последующие эпохи: в их представлении это был период, во время которого в стране господствовал божественный порядок ma’at, установленный богами, когда они еще сами правили на земле. В это нетрудно поверить, глядя на построенные в эпоху Древнего царства великие пирамиды Гизы, Сакарра и Дашура – недостижимый образец каменной архитектуры и строительного искусства во всей мировой культуре.

Также интересно будет посмотреть:

piramidavorever.ru