Органы управления древней греции. 3. Государственное управление
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ГРЕЦИИ. Органы управления древней греции


3. Государственное управление. История Древней Греции

3. Государственное управление

В Египте, так же как и во многих эллинистических государствах, утвердилась та форма монархии, которую можно определить как эллинистическую монархию, сочетавшую в себе как элементы восточной деспотии, так и некоторые институты полисного строя и македонской примитивной монархии. Греко-македонские завоеватели застали в Египте уже сложившиеся, восходящие к глубокой древности формы древнеегипетской деспотии с неограниченной властью фараона, с разветвленным аппаратом многочисленных чиновников, активным вмешательством в хозяйственную жизнь. Птолемеи сохранили все эти особенности древнеегипетского государства. Цари, как и в Древнем Египте во времена фараонов, обожествлялись, считались неограниченными носителями власти и источником права. Царь был верховным собственником всей земли и единоличным распорядителем всех богатств.

Птолемеи не только сохранили традиционный государственный аппарат, но и значительно увеличили его. Ближайшее окружение царя составляли его родственники и друзья, которые делились на ранги и которые в действительности не были его родственниками и друзьями, а придворными чинами. Из их среды назначались руководители центральных ведомств, ведающих управлением соответствующих отраслей, высшие военачальники. Особое значение приобрело финансовое ведомство, состоящее из множества чиновников самого разного профиля, во главе которых стоял верховный казначей (диойкет). Почти все высшие должности в центральном правительстве были заняты греками и македонянами.

Штат областных чиновников ведал жизнью номов, на которые делился Египет. Во главе нома стояли стратег, осуществлявший военно-политическую власть, и номарх, ведавший гражданскими делами. Важное место в областном управлении занимали распорядитель номовых и царский грамотей (писец), которые были ближайшими помощниками стратега и номарха. Номы, в свою очередь, делились на топы (районы) и комы (деревни) — низшие административные единицы. Руководство топами и комами осуществляли чиновники низшего ранга, которые в своих действиях руководствовались инструкциями вышестоящих органов. В трех городах греческого типа — Александрии, Навкратисе и Птолемаиде — существовали некоторые выборные органы управления (например, для организации культа, управления гимнасиями, для разбора гражданских судебных дел и др.), что считалось важной привилегией в деспотическом государстве Птолемеев. На иных началах было организовано управление внеегипетскими территориями. Здесь Птолемеи не создавали такого разветвленного аппарата, как в собственно Египте, они ограничивались посылкой своего комиссара, который контролировал органы местного самоуправления.

Тем не менее нельзя представить себе птолемеевский Египет как простое воспроизведение древнеегипетской деспотии. Греки и македоняне, высшие чины эллинской аристократии, окружавшие царя, греко-македонская армия принесли свои традиции, и с этими традициями Птолемеи считались. Наряду с признанием местных норм права, сформировавшихся в условиях восточной деспотии, Птолемеи широко внедряли греческие нормы права, созданные в условиях полисного строя. Птолемеи строили много гимнасиев, где местные эллины воспитывали своих детей в духе греческих, но не деспотических традиций.

Во вне египетских владениях Птолемеи, основывая многочисленные города греческого типа и сохраняя местное самоуправление, выступали уже не как восточные деспоты, а как монархи, уважавшие полисные традиции.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ГРЕЦИИ

PAGE  8

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

ФИЛИАЛ МГУ в городе СЕВАСТОПОЛЕ

Факультет «Экономики и управления»

Отделение «Управления»

Кафедра управления

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ГРЕЦИИ

Выполнил:

Манасов Г.М.

Студент группы У-202

Проверил: Росенко М.И.

Севастополь, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

[0.1] МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

[1] ГЛАВА I

[2] ОСОБЕННОСТИ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГРЕЦИИ

[2.0.1] 1.1. Развитие системы местного управления

[2.0.2] 1.2 Политико-административное деление

[2.0.3] 1.3 Региональное ( областное ) управление

[3] ГЛАВА II

[4] Органы местного самоуправления

[5] ГЛАВА IIi

[6] Муниципальное управление

[6.0.1] 3.1 Муниципальные выборы

[7] ГЛАВА IV

[8] Провинциальное самоуправление

[8.0.1] 4.1 Структура и деятельность номархий

[9] ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[10] СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Греция  — государство в Южной Европе. Население, по оценочным данным на 2010 год, составляет более 11,3 миллионов человек, территория — 131 957 км². Занимает семьдесят третье место в мире по численности населения и девяносто шестое по территории.

Столица — город Афины. Государственный язык — греческий

Унитарное государство, парламентская республика. В марте 2005 года пост президента занял Каролос Папульяс. Подразделяется на 13 регионов.

Расположена на Балканском полуострове и многочисленных островах. Омывается Эгейским и Фракийским морями на востоке, Ионическим на западе, на юге — Средиземным и Критским морями. Имеет сухопутную границу с Албанией. Республикой Македонией и Болгарией, на северо-востоке и востоке — с Турцией.

Около 98 % населения исповедует православие. Современная Греция — наследница культуры Древней Греции, считающейся колыбелью западной цивилизации, родиной демократии и западной философии, основных принципов физико-математических наук, театра и современных Олимпийских игр. Богатое культурное наследие и географическое положение делают Грецию одной из самых посещаемых стран мира.

Индустриально-аграрная страна с динамично развивающейся экономикой. Объём ВВП по паритету покупательной способности за 2011 год составил 294,339 миллиардов долларов США (около 24 543 долларов США на душу населения). Денежная единица — евро.

Независимость страны провозглашена 25 марта 1821 года. До этого она входила в состав Османского халифата

Система местного управления в Греции в целом строится по принципу децентрализации , т.е. представляет собой сочетание централизованного руководства и саморегулирования в местном самоуправлении в местном управлении. Региональные органы обладают общей решающей компетенции на своей территории , а центральные – направляют, координируют и контролируют их деятельность . при этом низшие административно-территориальные единицы – общины и муниципалитеты – функционируют на основе самоуправлении. Они пользуются административной самостоятельностью , а их органы власти избираются всеобщим тайным голосованием. Государство осуществляет надзор за деятельностью местных органов власти, не ущемляя их инициативы, а также заботится об их финансировании. В 1980-1990-е гг. правительство ПАСОК стало проводить активную политику децентрализации  в связи с этим претерпело существенные изменения законодательство о местном самоуправлении: органы местного самоуправления получили более широкие полномочия и функции  , ранее принадлежавшие государству. В результате система самоуправления вышла на новый уровень : статус самоуправляющихся единиц получили также провинции( номы ) . Таким образом, система местного самоуправления в настоящее время делится на два уровня : муниципальный и провинциальный, функционирующее независимо друг от друга.

Особенностью системы государственного управления Греции является наличие категории юридических лиц публичного права, заимствованной , как и сама система децентрализация, из французской государственно-правовой традиции. Эта категория объединяет ведомства и организации, не являющихся частью государственного аппарата, но имеющие отношение к государственному управлению, а также преследующие цели, не являющиеся в узком смысле государственными, но составляющие часть национальной политики. К числу юридических лиц публичного права в Греции относятся муниципалитеты и другие местные органы власти ; компании, занимающиеся электро- и водоснабжением, канализацией, связью ( как правило, в них значительную долю составляет государственный капитал) , некоторые некоммерческие организации, обладающие административными полномочиями, например, Центр по сохранению наследия Афона.

1.1. Развитие системы местного управления

В этом процессе можно выделить несколько этапов. В 1834г. году королевским указом страна была поделена на димы ( муниципалитеты ) по территориальному принципу. Они были неравнозначными и делились на три категории в зависимости от численности населения. Эта система в общих чертах просуществовала до 1912г. Когда в русле либеральной политики самоуправляющиеся единицы были поделены на димы и общины ( в сельской местности) , причем к числу критериев административного деления помимо территориальных и демографических были добавлены ещё и функциональные , как то : разделение между городскими и сельскими поселениями, наличие у общины средств для содержания начальной школы и т.д. Существенным недостатком этой системы было формирование слишком мелких административных единиц, оказавшихся не в состоянии полноценно исполнять управленческие функции.

1.2 Политико-административное деление

Современное политико-административное деление страны основано на многовековых традициях. Оно учитывает давнее стремление греков к обособлению своих населенных пунктов и областей, во многом обусловленное естественными причинами: значительная часть территории страны расположена на островах, а континентальная Греция изобилует горными хребтами, разделяющими лежащие между ними долины. В связи с этим вполне оправдана тенденция сохранить традиционное деление на области. В настоящее время Греция делится на 13 областей : Восточную Македонию – Фракию, Аттику , острова северной части Эгейского моря , Западную Грецию, Западную Македонию, Эпир, Фессалию, Ионические острова, Центральную Македонию, Крит, острова южной части Эгейского моря, Пелопоннес и Континентальную Грецию. Каждая область делится на провинции ( номы  ), всего их 51. Статус номов имеют такие исторические области , как Беотия , Ахайя , Аркадия и др. Провинции , в свою очередь, состоят из димов ( муниципалитетов и общин . В составе области Центральная Македония статус автономии имеет монашеская община полуострова Афон.

1.3 Региональное ( областное ) управление

Традиционно области в Греции управлялись губернаторами. Но с началом политики децентрализации губернаторские посты были упразднены, а значительная часть их полномочий передана органам местного самоуправления. Однако потребность в сохранении областных управленческих структур всё-таки осталась. Современный вид областное управление приняло в 1986г., некоторые коррективы в него были внесены в 1997г. Теперь губернаторов сменили генеральные секретари областей. Они подчиняются Министерству внутренних дел и в пределах своей области ведают входящими в компетенцию министерства вопросами ( предоставление гражданства и пр.) , им подчиняются областная полиция, пожарная и портовая службы. Генеральные секретари возглавляют областные советы, отвечающие за проведение в области политики правительства и выполняющие главным образом координационные и контрольные функции. В состав областных советов входят номархи номов данной области, представители местных организаций димов и общин , представители профсоюзов, Торгово-промышленной Палаты и прочих профессиональных и общественных организаций. Финансово- экономическую сторону деятельность органов областного управления обеспечивает областной Банк развития , который также возглавляет генеральный секретарь . Кроме того, генеральные секретари руководят работой подразделений : с компетенций в пределах области и с компетенцией в пределах отдельного нома . Большая их часть организована по отраслевому принципу и функционально соотносится с соответствующими министерствами.

Органами муниципального самоуправления являются муниципальный совет, муниципальный комитет и мэр. Муниципальный совет включает от 11 до 40 членов , в зависимости и от величины дима ( муниципалитета) . В состав муниципальных советов также входят местные советы общин и димов , потерявших самостоятельность в ходе реформы. Муниципальные советы осуществляют большинство из вышеперечисленных функций муниципалитетов. Кроме того, перед ними стоит задача взаимодействия с номархиальными органами по вопросам развития региона, поскольку муниципальные органы участвуют в финансировании различных провинциальных программ развития, затрагивающих территорию муниципалитета. Работой муниципального совета руководит президиум, состоящий из председателя совета, его заместителя и секретаря.

Органами самоуправления в общине являются общинный совет и председатель общины. Общинный совет может включать от семи до одиннадцати членов в зависимости от численности населения общины . Полномочия общинного совета в значительной степени совпадают с полномочиями муниципального совета , но все же несколько сужены по сравнению с последним. Так , в вопросах местного развития общинный совет имеет лишь совещательный голос.

Общинный и муниципальный совет собираются на заседания не реже одного раза в месяц , причем мэр присутствует на заседаниях муниципального совета без права голоса. Члены местных советов не имеют права принимать участие в тех заседаниях, на которых рассматриваются вопросы , затрагивающие материальные интересы их самих или их родственников до второго колена. Муниципальный совет может запрашивать у мэра и муниципального комитета необходимую для его работы информацию, а также приглашать на заседания государственных служащих и частных лиц . Решение некоторых вопросов муниципальный совет может возлагать на создаваемы е им комитеты.

Из числа муниципальных советников избирается муниципальный комитет , включающий от трех до шести членов во главе с мэром или его заместителем. Муниципальный комитет составляет бюджет муниципалитета, рассматривает  вопросы, связанные с получением займов подтверждает права получающий наследство или дарении и т.п.

В полномочия мэра входит исполнение решений муниципального совета и комитета , представлении дима в суде и перед государственными органами , руководство всеми муниципальными службами, в том числе и назначение служащих, подписание финансовых документов и договоров , заключающих димом ,выдача справок, подтверждающих фактов прописки или постоянного проживания на территории муниципалитета. В больших димах исполнять эти обязанности мэру помогают его заместители ( их может быть 5 и более  ) . Аналогичные функции исполняет и председатель общины .

Старейшим органом народного представительства является народное собрание . Этот институт функционирует в Греции и поныне , однако не является органом управления , а носит совещательный характер . Проведение народных собраний предусматриваются в муниципалитетах и общинах , чьё население не превышает 10 тыс. человек , и не является обязательным . Мэры и председатели общин могут собирать народные собрания для обсуждения животрепещущих вопросов местного развития. Решение народного собрания должны приниматься во внимание органами местного самоуправления .

Надзор за деятельностью органов самоуправления 1 уровня осуществляют генеральные секретари областей . За легитимностью действий органов местного самоуправления следит специальный контрольный комитет , создаваемый на номархиальном уровне и состоящий из судьи первой инстанции , представителем министерства внутренних дел и представителя органов самоуправления .

Первый уровень местного самоуправления образуют димы(муниципалитеты) и общины. Деятельность муниципальных и общинных органов регулируется Муниципальным кодексом , принявшим современный вид во второй половине 1980-х первой половине 1990-х гг. Некоторые изменения в него были внесены в 2004г. Общиной признается поселение с числом жителей от 1500 человек , располагающее необходимы средствами для содержания органов самоуправления и некоторых сооружений общественного значения. Несколько небольших поселений также могут образовывать общину с единой системой органов самоуправления.  Для получения статуса дима населенный пункт должен насчитывать как минимум 2500 жителей. Димы с населением свыше 150 тыс. человек , к которым на момент создания муниципального законодательства относились Афины , Пирей и Фессалоники, делятся на муниципальные округа.

Основной задачей органов муниципального самоуправления является защита социальных , экономических, культурных и духовных интересов своих граждан . Полномочия димов включают в себя : сооружение и ремонт систем водоснабжения , орошения и канализации, строительство дорог и мостов , освещение общественных мест, создание пастбищ , зеленых зон и спортплощадок, содержание рынков и кладбищ, проведение ярмарок, осуществление мер по поддержанию чистоты. На димы также возложена забота по организации детских садов, различных культурных центров, строительству школьных зданий и доставке учеников в школы. Димы регулируют транспортные потоки, выдают лицензии и предпринимателям и учреждениям культуры, следят за исполнением законодательства об охране природы, а также торгуют топливом( для отопления) . Осуществлять контрольные функции муниципальным властям помогает муниципальная полиция. Димам в некоторых случаях могут делегироваться отдельные полномочия центральных органов власти. Однако все вышеперечисленные функции димы не обязаны исполнять сами : они могут возлагаться на подконтрольные муниципальным органам юридические лица публичного права или на подрядчиков.

3.1 Муниципальные выборы

Выборы в органы местного самоуправления первого и второго уровней проводятся каждые четыре года единовременно по всей стране . Активное и пассивное избирательное право в этом случае регулируется как общим законодательством о выборах , так и законодательством о местном самоуправлении.  Избирать органы местного самоуправления первого уровня могут только граждане, прописанные в данном муниципалитете или общине не менее двух лет, второго уровня- прописанные на территории данной провинции. Номархи и члены номархиальных советов избираются из числа избирателей данной провинции. Ко дню проведения выборов кандидаты в нормахиальные органы должны достичь 23-летнего возраста и входить в состав одного из избирательных блоков.  Кандидаты на муниципальные посты должны достичь 21 года. При этом один человек не может баллотироваться одновременно в органы самоуправления первого и второго уровня.  Занимать выборные должности в системе местного самоуправления запрещается судебным чиновникам, военнослужащим, священнослужителям. Государственные служащие , за исключением преподавателей , не могут баллотироваться в той провинции, где они занимали руководящие посты на государственной службе. Этот запрет распространяется и на предпринимателей , связанных экономическими отношениями с данной номархией или муниципалитетом. Распределение мест в выборных органах самоуправления проводится по пропорциональной системе. При вступлении в должность члены органов местного самоуправления приносят такую же присягу, как депутаты парламента.

Второй уровень местного самоуправления образуют номархи . Их юридический статус , объем полномочий и порядок функционирования регламентируется Номархиальным кодексом . Номархии являются юридическими лицами публичного права , их цель – экономическое , политическое и культурное развитие соответствующей провинции ( нома) . Номархии не являются вышестоящей организацией для органов местного самоуправления первого уровня и не вмешиваются в их полномочия . Как правило , границы номархий совпадают с границами провинций . Исключение составляет провинция Аттика , которая делится на три номархии – Восточной Аттики, Западной Аттики, а также номархию Афин – Пирея , что связано с перенаселенностью Афинского полиса. Другие исключения – номархии , объединяющие несколько малонаселенных номов : Эврос – Родопи и Драма – Кавала –Ксанфи . Номархии Афин – Пирея, Эврос- Родопи и Драма – Кавала – Ксанфи имеют внутреннее деление на две или три номархиальные секции . В органах провинциального самоуправления предусмотрено представительство и более мелких административно-территориальных единиц – епархиальных округов , границы которых , как правило , совпадают с границами церковных епархий . Деление на епархиальные округа не повсеместно: оно используется в соответствии с потребностями некоторых областей.

В компетенцию номархий входят все вопросы провинциального значения за исключением вопросов , связанных с государственной собственностью, вопросов, входящих в компетенцию министерств обороны, иностранных дел , финансов и юстиции , Национальной статистической службы , службы ветеринарного контроля , а также контроля над органами местного самоуправления первого уровня.

4.1 Структура и деятельность номархий

Номархии состоят из номархиального совета , номархиальных комитетов и номарха. Номархиальные советы избираются на четыре года и включают от 21 до 43 членов , в зависимости от численности населения данной провинции.  В их компетенцию входят : планирование работы номархиальных служб и комитетов , утверждение бюджетов подотчетных номархии юридических лиц , введение налогов и наложение штрафов , контроль над операциями с недвижимостью , отчуждение недвижимости в предусмотренных законом случаях, вопросы, связанные со строительством общественно значимых объектов , создание центров культурного развития, учреждение юридических лиц публичного и частного права, а также ряд финансовых вопросов . Заседания нормахиального совета проводятся не реже одного раза в месяц и носят открытый характер , но существует возможность проведения закрытых заседаний. Члены совета обязаны принимать участие во всех его заседаниях и могут высказываться по любому вопросу , кроме тех , в которых заинтересованы они лично или их родственники до второго колена.

В каждой номархии может быть от двух до шести номархиальных комитетов по различным вопросам . Комитеты избираются сроком на два года из числа членов номархиального совета и включают от двух до четырех членов . При каждой номархии также действует Социально-экономический комитет , состоящий из представителей димов и общин , союзов предпринимателей и профсоюзов, исследовательских организаций , кооперативов , а также служащих номархии . Данный комитет является совещательным органом , высказывающим мнение по различным вопросам развития нома. Кроме того, для каждого епархиального округа образуются отдельные комитеты , являющиеся по сути епархиальными советами , а их председателями занимают должности епархов . Епархиальные органы составляют часть провинциального самоуправления .

Номарх избирается на четырехлетний срок. Выборы номархов и членов номархиального совета проводятся одновременно с выборами в органы самоуправления первого уровня ( муниципальные выборы ) . Номарх обладает следующими полномочиями : он исполняет решения номархиального совета и комитетов , представляет номархию в суде и подписывает от ее имени все заключаемые соглашения , возглавляет все номархиальные службы и др. В исключительных случаях он может принимать решения по вопросам, входящим в компетенцию других номархиальных органов.

Среди юридических лиц , которые могут учреждаться номархиями, - больницы , детские сады , дома престарелых и т.п. Для пополнения своего бюджета номархии могут принимать участие в некоторых видах предпринимательской деятельности , но им запрещается инвестировать предприятия . Другие источники финансирования провинциальных органов самоуправления – налоговые поступления , доходы от эксплуатации движимого и недвижимого имущества , спонсорские взносы, дотации Евросоюза. Бюджетное финансирование покрывает только расходы , связанные с выполнением функций , возлагаемых на номархии непосредственно государством.

Для контроля над деятельностью органов провинциального самоуправления создаются специальные контрольные комитеты , в которые входят по одному представителю суда первой инстанции , Министерства внутренних дел и номархиального совета . Контрольные комитеты независимы от провинциальных органов власти . но подчиняются Министерству внутренних дел.

Современная Греция является унитарным и мононациональным государством. Также она не является в строгом смысле ни президентской , ни парламентской республикой, а занимает промежуточное положение между этими моделями ( смешанная республика). В установившейся в 1974 г. после падения военной диктатуры и отмены монархии республике президент обладал довольно широкими полномочиями , но с течением времени они всё более урезались в пользу парламента, пока не был достигнут своего рода компромисс между этими ветвями власти.

В целом система местного управления в стране достаточно демократична для того , чтобы привлечь граждан к реальному участию в управлении , но не настолько либеральна , чтобы упустить инициативу из рук государства.

  1.  Государственное управление зарубежных стран : учебное пособие / С.В. Пронкин, О.Е.Петрунина. – 3-е изд., доп. и перераб. – М. : КДУ, 2007. – 496с.
  2.  https://ru.wikipedia.org/wiki/Греция

refleader.ru

История Древней Греции - страница 2

Реформы Солона        Занятия ремеслом и торговлей приводят к тому, что среди демоса начинают появляться “богатые”, подчас превосходившие по уровню своего богатства “знатных”, но они не имели таких политических прав, как эвпатриды, из числа которых формировались все органы управления. Силы демоса увеличивало и то, что число жителей Паралии пополнялось выходцами из других районов Греции. Накапливающий богатство городской демос требовал политических прав.

        Об этом времени Аристотель писал, что народ восстал против знати и что эта борьба была продолжительной. Наконец, и эвпатриды, и демос выдвигают посредника, которому было поручено издание новых законов. Для этой цели в 594 г. до н, э, был избран Солон, происходивший из знатных, но имевший торговые суда и по роду занятий близкий торгово-ремесленному демосу.

        Солон провел ряд политических и экономических реформ, уменьшивших влияние эвпатридов в обществе и усиливших вес богатых представителей демоса.

        Важнейшими реформами Солона являлись отмена долгов и сисахфия (стряхивание бремени) - удаление закладных камней с заложенных земельных участков, кроме того вводился закон о земельном максимуме. Возвращение земельных участков сопровождала отмена долгового рабства Отныне запрещалось “обеспечивать долг собственным телом”. Жители Аттики, проданные за долги в рабство, должны были быть выкуплены.

        В области политических изменений на первое место следует поставить цензовую реформу. Жители Аттики разделялись на 4 имущественных разряда: пентакосиомедимнов, получавших доход, приравниваемый доходу с земельного участка в 500 медимнов зерна; всадников - их доход должен был составлять не менее 300 медимнов, зевгитов - 200, фетов - менее 200 медимнов.

        Все граждане принимали участие в работе Народного собрания, независимо от принадлежности к тому или иному имущественному разряду, избирали должностных лиц, но быть избранными в их число имели право только представители пентакосиомедимнов. В ходе реформ Солона создается Совет четырехсот (по сто представителей от каждой родовой филы). Члены этого Совета - буле, а также архонты избирались на собраниях старых родовых фил, где, безусловно, сохранялось влияние запатридов. Однако коренным образом изменился принцип формирования выборных магистратур: кандидаты на ту или иную должность могли происходить не только из среды родовой знати. Таким образом возникает тимократия (“тиме” - цена, стоимость).

        В данный период сохраняется ареопаг, кроме того, создаются новый суд - Гелиэя, суд присяжных, в состав которого попадали также и феты. Большое значение имело и то, что все граждане участвовали в работе Народного собрания, на котором принимались решения по важнейшим делам. Совет четырехсот только подготавливал дела к их рассмотрению на Народном собрании. Демос после реформ Солона становится реальной силой.

        В ходе реформ была введена свобода завещания - отныне, если не было прямых наследников, можно было передать имущество по завещанию любому гражданину В интересах мелких земельных собственников принимается закон о поощрении разведения оливок, экспорте оливкового масла, запрете вывоза зерна, которое в основном производилось на участках крупных земельных собственников. В интересах торгово-ремесленного населения унифицируются меры объема. Следует отметить также закон об обязанности родителей обучать своих детей какому-либо ремеслу: если отец не сделал этого, то его сыновья могут отказаться содержать его в старости.

        В целом власть родовой знати уменьшилась, но еще не подорвана окончательно - выдвижение кандидатов на должности происходило по родовым филам, где эвпатриды сохранили свои позиции. Основные проблемы, связанные с задолженностью, порабощением свободной личности были решены, кроме того, было предоставлено право быть избранными на ту или иную должность богатым представителям демоса. Вместе с тем основное требование сельского демоса - передел земли - не выполнено.

Государственные органы спартанского полисаАпелла (Народное собрание) и сисситии позволяли контролировать поведение членов “общины равных”. Блюстителями являлись пятьэфоров, избираемых на Народном собрании. Эфоры имели огромную власть: они могли, не спрашивая согласия народа, отправить в изгнание, отстранить от исполнения должности архогетов - военачальников. Архогеты входили в совет старейшин - геруссию, состоявшую из 30 человек. Кроме архогетов, остальные члены геруссии избирались из числа наиболее опытных, почитаемых граждан. Для управления поселками периэков назначались гермостаты.

Верховным органом полиса, где производилось и избрание должностных лиц, являлось Народное собрание. Одним из наиболее важных вопросов, обсуждаемых здесь, было объявление войны. На собрании граждане криками выражали свое согласие или несогласие. “Подсчет” шума производили эфоры. Все магистраты избирались пожизненно.

При всех отличиях в структуре государственных органов и форме их работы Спарта, как и Афины, являлась типичным полисом, гражданский коллектив был верховным собственником земельного фонда, носителем политической власти, верховный орган государства - Народное собрание состояло из тех, кто защищал интересы государства в военное время (в данном случае имело место совпадение участников Народного собрания и гражданского ополчения). Наиболее существенное отличие Спарты и других олигархических полисов от демократических Афин состояло в том, что здесь Народное собрание не играло существенной роли в обсуждении дел, большое значение принадлежало в Спарте сисситиям. Они относились к числу наиболее архаических общественных структур, позволявших затормозить имущественное расслоение и дальнейшее развитие политических прав граждан. Они, как и существующие законы, гарантировали минимум гражданских прав, личную свободу и неприкосновенность. Система спартанского воспитания и образ жизни делали спартиатов лучшими воинами в Элладе. В середине VI в. до н. э. Спарта стала гегемоном на Пелопоннесе, к этому времени сложился Пелопоннесский союз, в который входили такие крупные полисы, как Коринф, Мегара, Сикион и некоторые другие, расположенные в северной части Пелопоннеса. Исключение составлял Аргос, который всегда тяготел к демократическим Афинам. Пелопоннесская симмахия управлялась союзным собранием: союзники имели по одному голосу. Собираемые взносы расходовались на военные нужды. Опираясь на свои силы и союзников, Спарта активно вмешивалась в дела государств Средней Греции, принимала участие и в борьбе группировок в Афинах.

Социальная структура Спарты Со второй половины VII в. до н.э. на первое место среди государств Пелопонесса выдвигается Спарта. В течение IX – первой половины VIII в. до н.э. спартанцы вели упорную борьбу с соседними племенами за господство над Лаконией. При этом значительная часть местного населения была порабощена спартанцами и превратилась в илотов. Добровольно признавшие главенство Спарты вошли в состав Лакедемонского государства на правах периэков (“живущих вокруг”). В отличие от илотов периэки считались лично свободными и даже пользовались гражданскими правами в тех общинах или полисах, на территории которых они проживали. Однако в самой Спарте на них смотрели как на людей “второго сорта” и не допускали к участию в государственных делах. Таким образом, уже в процессе завоевания Лаконии определялись особенности общественного строя и экономики Спарты, и сформировались три основных класса: полноправные граждане – спартиаты, порабощенные илоты и свободные, но неполноправные периэки.

Важнейшими элементами этой политической системы могут считаться двойная царская власть, совет старейшин, или герусия, и народное собрание, или апелла. С древнейших времен в Спарте правили 2 царские династии. Оба царя входили в совет старейшин и принимали участие в его заседаниях, на которых решались практически все государственные вопросы. Народное собрание, охватывающее всех полноправных граждан Спарты, играло в этой системе государственных учреждений второстепенную роль.

В конце VII – первой половине VI в. до н.э. в Спарте был осуществлен широкий передел земли и создана стабильная система землевладения, основанная на принципе строгого соответствия между числом наделов и числом полноправных граждан. Вместе с землей были поделены и прикрепленные к ней илоты из числа покоренных жителей Лаконии и Мессении. Каждый год илоты выплачивали своему господину натуральный оброк. Обычная норма была определена законом, и спартиат не имел права превышать ее по своему усмотрению. В отличие рабов классического типа илоты пользовались довольно большой хозяйственной самостоятельностью. Спартиат также не имел права убить или продать илота, поскольку рабы в Спарте считались так же, как и земля собственностью государства.

После завоевания Мессении спартанский демос превратился в замкнутое сословие профессиональных воинов-гоплитов, осуществлявших силой оружия господство над многотысячной массой илотов. Удержать их можно было только с помощью систематического и беспощадного террора. По свидетельству Плутарха, спартанское правительство время от времени совершало своеобразные облавы на илотов.

Ликургом была проведена целая серия социальных реформ, вошедшая в историю под названием законов Ликурга. Эти реформы в короткий срок превратили Спарту в единый военный лагерь, все обитали которой были подчинены строгой дисциплине. Закон обязывал каждого спартиата отдавать своих сыновей в специальные лагеря-агелы, воспитывая в них выносливость, стойкость, умение приказывать и повиноваться. Важнейшим политическим принципом был принцип равенства. Была принята целая система мер, направленных к тому, чтобы свести к минимуму любые возможности личного обогащения и тем самым приостановить рост имущественного расслоения. Торговля и ремесло считались в Спарте занятиями, позорящими гражданин Община равных, обладая большим запасом прочности, смогла в дальнейшем выдерживать такие серьезные испытания, как великое восстание илотов 464 г. до н.э. Спарта уже в середине VI в. до н.э. подчинила себе большую часть пелопонесских государств, и пытались распространить свое влияние и на другие греческие полисы. Однако в экономическом и культурном плане Спарта сильно отставала от других греческих государств. Спарта постепенно становится главным очагом политических реакций в Греции, опорой всех врагов демократического строя.

Тирания Писистрата         Вскоре после проведения реформ в Аттике обострилась социальная борьба. Демос Диакрии выдвинул требование увеличения земельных наделов, расширения политических прав: средние земельные собственники, торговцы и ремесленники Паралии стремились к их упрочению, крупные землевладельцы Педиона, преимущественно эвпатриды, хотели отмены законов Солона. Во время этой борьбы выдвинулся предводитель Диакрии - Писистрат, который, будучи избран простатом (защитником), при поддержке населения Паралии установил тиранию в 560 г. до н. э.

Писистрат конфисковал земли у некоторых своих политических противников. ввел льготный государственный кредит, снабдил отдельные хозяйства мелких земледельцев инвентарем и зерном, что укрепило их экономические позиции. Но постепенно усиливающийся городской демос, ограниченный в правах (при Писистрате народные собрания перестали созываться, был введен разъездной суд), не мог смириться с утратой политической власти, что в конечном итоге привело к свержению тирании при Писистратидах.

Каково же значение тирании, если в целом рассматривать тенденцию развития афинского общества - уменьшение власти эвпатридов и увеличение роли демократических элементов в управлении государством? Тирания ослабила родовую знать. Активная внешняя политика, установление афинского контроля над проливами, ведущими в Черное море, усилили торговый демос. За счет льготной аренды улучшается также положение сельского демоса. Вместе с тем Писистрат, опирающийся на свою охрану, боялся народа. Именно поэтому в период тирании Писистрата перестало созываться Народное собрание. Не были заинтересованы в сохранении тирании эвпатриды. Когда ослабленная родовая знать смогла организоваться, тирания была свергнута. Борьбу с Писистратидами (сыновьями тирана) возглавил один из знатнейших родов - Алкмеонидов. Демос в борьбе с тиранией сохранял нейтралитет.

Дешевый кредит, ссуда нуждающимся, введение праздников - это своеобразная политика “пряника”. Для укрепления своей власти тиран использовал и демагогию. В этом плане примечателен рассказ историков о том, что однажды Писистрат был вызван в суд. Он явился на заседание суда, но его обвинитель не пришел. О социальной демагогии свидетельствует и другой случай: разъезжая по территории Аттики, Писистрат увидел земледельца, который с руганью возделывал земельный участок. Тогда тиран спросил, чем же недоволен этот земледелец. Получив ответ, что его участок дает ему только пот и кровь, да и то десятую часть их должен получить Писистрат, тиран освободил его от налога.

Тирания имела место в процессе становления полиса не только в Аттике, многие из тиранов прославились своим богатством, они заигрывали с народом, которого боялись, но “все тираны, бывшие в эллинских государствах. - писал Фукидид, - обращали свои заботы исключительно на свои интересы, на безопасность своей личности и на возвеличивание своего дома. Поэтому при управлении государством они преимущественно, насколько возможно, озабочены были принятием мер собственной безопасности, ни одного замечательного дела они не совершили”.

Причины и первый период Персидской войны                 Первую половину V в. до н.э. в истории Средиземноморья занимают события Персидской войны. Античные историки, прежде всего Геродот, считали, что война началась из-за стремления Персидской державы к господству в Средиземноморье, из-за стремления Дария возвыситься, превзойти предначертания богов, а поражение в войне объясняли местью богов за это стремление.

        Чтобы понять истинные причины столкновения эллинов и варваров, следует обратиться к более ранним событиям. В 513 г. до н.э. персидская армия начала поход в скифские земли. Он не был удачен. Скифы избрали тактику отступления, засыпая за собой колодцы и выжигая степь. Персы вернулись, так и не вступив в прямое соприкосновение со скифами. Но по пути в Малую Азию они захватили области, прилегающие к проливам, ведущим в Черное море. Торговля с государствами Северного Причерноморья имела большое значение для балканских центров, особенно для Афин, получавших отсюда и зерно, и рабов, и сырье.

        Закрепившись на побережье Фракии, персы оказались вблизи балканских полисов, экспансия огромной Персидской державы создавала угрозу для их независимости. К концу VI в. до н. э. греческие центры Малой Азии были включенными в состав Персии.

        Греческие города Малой Азии были захвачены персидским царем Киром еще а 40-30 годы VI века до н.э., и на первых порах персы придерживались относительно мягкой политики по отношению к грекам, не обременяли их налогами, мало вмешивались во внутреннюю жизнь. Однако при Дарии произошло ужесточение персидской политики по отношению к греческим городам. Стремление к централизации управления привело к постоянному вмешательству во внутренние дела греков, во многих городах власть была передана персидским ставленникам-тиранам. Города были обложены налогами и повинностями.

        Первым против персов восстал самый крупный греческой город Малой Азии Милет. В 500 г. до н.э. персидский ставленник Аристагор, опираясь на антиперсидские настроения, счел возможным возглавить патриотические силы. Примеру Милета последовали и другие ионийские города. Аристагор отправился за помощью в Балканскую Грецию. Однако Спарта в помощи отказала, а Афины послали небольшую эскадру в 20 судов.

        Восставшие создали единое командование. Ополчение напало летом 498 г. до н.э. на Сарды, разрушило город, однако не смогло овладеть акрополем, где укрылся сатрап Артафен с гарнизоном. Дарий понимал опасность сложившегося положения и принял самые решительные меры. В Малую Азию были переброшены дополнительные войска, вместе с имевшимися в Малой Азии гарнизонами они были объединены в 2 крупные армии. Сначала были приведены к покорности греческие города Кипра и южной части Малой Азии, затем восставшие полисы в черноморских проливах. Союз восставших начал распадаться. Персам удалось нанести поражение около г. Эфеса. К 495 г. до н.э. персы собрали огромный флот (около 600 финикийских судов) и нанесли союзному флоту, стянутому для помощи Милету, жестокое поражение около о-ва Лада.

        Восстание с самого начала было обречено на неудачу, т.к. военно-экономический потенциал двух десятков городов и мировой державы был несоизмерим, а помощи от балканских полисов не было.

    продолжение

www.coolreferat.com