Право древних славян. ИГП / Билет № 3 - право и общество древних славян.docx
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнеславянское право (стр. 1 из 2). Право древних славян


Билет № 3 - право и общество древних славян.docx

Билет № 3 - Право и общество древних славян

ОБЩЕСТВО ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Первым, кто заметил существование славян в мировой истории был отец истории – Геродот. Первые славяне – так называемые Норцы. Очевидно, что регион между Днепром и Бугом и был прародиной славян, если не учитывать данные Велесовой книги. Праславянское единство просуществовало до 6 века н.э К 7-8 вв. происходит этногенез и разделение славян.

Источники знаний о них – историческая лингвистика и археология.

Основное занятие славян – земледелие, но скотоводство продолжало играть роль в хоз-ве. Они одомашнили множество животных и имели богатую сельскохозяйственную деятельность. В отличие от праиндоевропейцев (знали только медь) славяне уже были хорошо знакомы с металлургией. Первоначально они обрабатывали тоже медь.

Основной критерий стратификации – выраженная в сознании дихотомия восприятия мира – «свой – чужой». Общество праславян имеет ту же стратификацию, что и праиндоевропейцы (жрецы, войны, простой народ). Хотя следы жрецов зафиксированы только у северных славян. Существует слой профессиональных воинов, которых называли витязями. Однако основную военную мощь составляет народное ополчение. Не зря проводится параллель между словом полк и германским Volk – народ.

Общество праславян знает имущественное неравенство. Слово bog – означает богатство, то слово ubog означало не только нищету, но и лишенность прав. Лингвистически прослеживается и наличие рабства у праславян. Главный источник рабства – плен.

Праславяне знакомы с верховной властью. Характерно упоминание о родовой аристократии – о семидесяти старейшинах, которая занимает важное положение в социальной пирамиде праславянского общества.

Фигура князя играет более властную роль, чем ранее. Князь этой эпохи помимо военной функции предводителя выполнял некую сакральную роль. Это просматривается через семейный культ и обычай называть молодожен князем с княгинюшкой и реформу св. Владимира. Князь представлял аналог верховного жреца (pontifex maximus), роль которого в выдаче санкции на выработанное решение. Также он выполнял роль судьи. Должность была выборной.

Еще одна важная черта общества праславян – строй родовой демократии. Институтом прямого народоправства было Вече, на котором решались все важнейшие вопросы объединения родов (племен).

Основа общества славян – семья патриархального уклада, определяющим для которой является имущественный комплекс. Общность имущества, которое обозначается словом familia. Familia - это обозначение вещей, вещественной связи между агнатами. Власть отца авторитетна, жестока и безгранична.

Немаловажным элемент общества был род. Род у славян существует в виде религиозно-юридического объединения, союза, созданного как для отправления общего культа предка, так и для ведения хозяйства и сношения с внешним миром. Во главе родов стоят жупы (позднее паны и князья) - родовые старейшины. С родом связанны такие важные институты как кровная месть и круговая порука. Институт круговой поруки - за все финансовые нарушения род платит сообща (последнее возникает уже на стадии становления гос-ва).

ПРАВО ПРАСЛАВЯН

Право праславян изначально составляла часть мифологии, часть религиозного ритуала. Доказательство этому находим в символизме исторически известных правовых порядков славян.

Основной закон общества -принцип социальной симметрии (появляется на ранней стадии развития общества -деление общества на "свой -чужой"). Подобного рода симметрия называлась дуализмом. Древнее право - дуалистическое право, отражает симметрию общества (один судится по одному праву, другой - по другому; явление взаимности).

Праву праславян присуще типичные черты древнего права (религиозность, казуистичность, тотемизм и символизм)

Основа правовых воззрений древних славян заключается в первомифе о грехопадении. Лишенный сакральности такой миф читается уже как миф о первопреступлении и о воздаянии за это преступление, наложенное богами.

Понятие права и суда обозначалось одним словом - РАДЪ. РЕДЪ. RECHT.

Суть права, таким образом, раскрывается через судебный процесс, судебный поединок, сущность которого есть выбор между добром и злом.

Такой суд обладает громадной императивностью, исходя из внутреннего убеждения лиц, в нем участвующих, что решение вынесено не человеком, а именно Богом, воплотившимся в фигуре судьи.

Суд у праславян содержал в себе формальный момент – заключение между сторонами соглашения, договора с целью примирения сторон.

К славянскому праву в этом отношении полностью применим дуализм древнего римского права: fas и ius. Насколько была разработана область fas (ius divina) остается только догадываться, однако можно предположить, что слово «правда» несет в себе отзвук божественного права как части ритуала, ошибка в котором станет причиной гнева богов.

Вполне вероятное наличие корпуса обычного права. Наличие формы обычая можно видеть в институте кровной мести, регулировании вопросов собственности, торгового оборота, брачно-семейных отношений. Это и составляет ius civile славян.

Можно также говорить о формировании на этапах становления гос-ва уже и о Ius publicum славян, которое представляло из себя свод норм, касающихся светской власти, особенно князя. Князь является собственником всей территории, все зависит от его воли. Обычное право уже подробно регулирует функционирование аппарата княжеской власти, различая суд князя, и суд наместника - тиуна и т.п. Знает публичное право той поры и такой институт как княжий мир – охраняемая властью публичная дорога.

Подробнее остановимся на цивильном праве славян.

Институт кровной мести. Сородичи были связаны правом кровной мести за обиженного из их рода. В ранний период мстителем мог выступать любой член рода и мстить любому сородичу преступника. Возмездие обычно основывалось на принципе Талиона. Затем круг мстителей был ограничен. Затем был введен суррогат кровной мести – покора, о древности которой стоит говорить с осторожностью. Покора - это форма замирения кровников, символический ритуал (происходил в форме имитации убийства), который заменял собой факт мести (за убитого брали выкуп).

Институт собственности. Впервые слово «собственность»упоминается в актах только в конце 18 века, но это не значит, что данного института не было в древности. Её наличие фиксируется словом «ИСТО» – имущество данное взаймы. Это же слово обозначало почки! Следовательно, собственность мыслится как телесное продолжение собственника. Праславянам было известно только личное движимое имущество, которое неразрывно связано с личностью, в силу чего его отправляли вместе с умершим. Недвижимость еще не имела такого юридического значения как сейчас. Распоряжаться такой собственностью мог только род, позже – большая семья.

Торговое и обязательственное право. Славяне были в тесном торговом контакте с миром еще с античности. Торговля внутри могла быть только транзитной и не выходила за рамки мены. Можно утверждать, что такие формы как мена и купля-продажа были известны праславянам, хотя бы потому что брак заключался именно в такой форме.

Институты брачно-семейного права. Брак. Брак носил у праславян еще полигамный характер. Он заключался в двух формах: умыкание жены или её покупка. Само слово невеста – неведомая напоминает нам о том, что в основе брачного союза лежит конфликт – насильственное похищение девушки. Затем она заменяется на более прогрессивную форму – покупку через институт «Вена», которому предшествовал «сговор», т.е. договоренность о браке с родителями и будущей невестой.

«ВЕНО» - выкуп за невесту, предбрачныый подарок жениха невесте и её семье. Изначально вено заключало в себе движимость, но позже и недвижимость. С юридической точки зрения вено – право семьи невесты на часть недвижимости семьи жениха.

Затем следовал уже ритуал бракосочетания – похищение невесты или привод в дом.

Славянское право знает и институт - «привенок» - подарок жениха после 1-ой брачной ночи за сохранение целомудрия. Или это излишек имущества, уплаченного в вено, не вошедшего в опись, который не мог быть выкуплен родом мужа после его смерти у вдовы.

Интересен и такой институт как венец. «ВЕНЕЦЪ» - плата семьей мужа вдове за страдания и неудобства, которые она понесла в связи со смертью мужа, а затем уже в связи с тем, что род мужа имел право требовать семейную собственность в связи с бесплодием брака. В последнем случае вдове уплачивался венец для прожитка до смерти.

Имущественные отношения и наследование в праславянской семье не поддаются определению, т.к. известные нам формы относятся уже к христианской эпохе.

Интересен и еще один институт, который назывался приймачество. Это было усыновление, в основном юношей для того, чтобы было кому поминать души предков, т.к. жрецом в семье мог быть только мужчина. Он становился полноправным членом общины.

studfiles.net

Древнеславянское право - Реферат | Litsoch.ru

.

Право древних славян можно разделить на два периода, когда славяне составляли еще относительную общность друг с другом. Самый первый древний период общеславянского права восходит к арийской общности индоевропейцев. Это особенно хорошо видно на лингвистических примерах и материале сравнительной мифологии.

Основа правовых воззрений древних славян заключается в первомифе о грехопадении. Лишенный сакральности такой миф читается уже как миф о первопреступлении и о воздаянии за это преступление, наложенное богами.

Понятие права и суда обозначалось одним словом - РАДЪ, РЕДЪ, RECHT, в смысле органа как места, где судят.

Суть права, таким образом, раскрывается через судебный процесс, судебный поединок, сущность которого есть выбор между добром и злом. Нахождение истины богом или его подручным, часто победа бога - олицетворения добра , истины, справедливости. В таком действии обязательно участие третейской стороны, собственно судьи в современном значении этого слова, который и делает выбор, но пока еще не самостоятельно, а по наущению, тайному или явному, бога и его сторонников, причем бога главного, истинного.

Такой суд обладает громадной императивностью внутреннего убеждения лиц, в нем участвующих. Суд отождествляется с судьбой, роком. Бог, принимающий участие в данном судебном поединке, выступает как бы в двух и даже более лицах: он - стороны в споре, он - судья, т.к. тот находится под его влиянием, он - само решение, принятое судьей, он - та истина, к которой пришел судья и стороны в ходе разбирательства. Не случайно поэтому общеславянский “соудъ” и “рядъ” восходят к общеарийскому корню dhe, который означает “справедливость”.

Греки под понятием ссуда часто понимали свою богиню Немезис. Это имя подразумевало сколько не богиню, а решение, приговор суда. Приговор внушался судьям богом.

В основе возмездия лежит принцип равному за равное.

В основе решения суда лежит договор как частно-правовая категория - соглашение сторон об урегулировании их спора.

Надо заметить, что право здесь уже обладает определенной долей дуализма. Оно распадается на две свои части, которые не противо-стоят друг другу, а дополняют друг друга. К славянскому праву в этом отношении полностью применим дуализм древнего римского права: fas и ius. Не смешивать дуализм с дуализмом публичного права. В данном случае дуализм является формальным, более формальным, чем первый, освещенный волей богов. Fas - правда, а ius - право. До нас дожило только одно значение “правды - истины”. Изначально правда понималась, как lex, закон - “Правда Русская”. Аналогичную ситуацию мы встречаем на Западе, где “правды” варварских народов переданы в латыни как lex, leges: Lex Salica, Lex Saxonum, Lex Barbarorum.

Древнее право славян практически лишено абстрактности. В первонормах славянского права в качестве адресатов фигурируют имена героев (прародителей) и богов. Право конкретно и представляет из себя отдельные мифологические произведения, что-то вроде древних былин, саг. (“Песнь о Любуши) - доказано, что она является подделкой.

Форма права совпадает с формой эпоса(былины). Право представляло из себя следующую логическую импликацию: A->B->C

Протоправо в форме обычая достигло достаточно высокой степени развития у славян, что мы могли видеть, например, в институтах кровной мести, семейно-брачных отношений и т.п. Период записи обычаев - XI-XIII вв. Славянское право уже могло быть систематизи-ровано по институтам.

Ius publicum представляло из себя свод норм, касающихся светской власти, особенно князя. Князь является собственником всей террито-рии, все зависит от его воли. Обычное право уже подробно регулирует функционирование аппарата княжеской власти, различая суд князя, и суд наместника - тиуна и т.п. Аналогия в гос-вах варваров. Государственный аппарат представлен в виде двора короля и его представителей. У славян земской принцип - сохране-ние и развитие таких форм народных демократий как вече - собрание племен.

Государство пока слабо участвует в жизни своих подданых, а суд пока является исключетильным правом князя.

Частное право проявляется уже в некоторых основных институтах. Вещное право знате деление вещей на движимые и недвижимые, правда последние существовали для центральной власти. Вид виндикационного иска древних славян - сводъ, который известен всем без исключения, позволяет сделать вывод о стойком индивиду-алистическом чувстве славян, знающих деление на “свое” и “чужое”.

Развиты были и различные формы самопомощи - убийство вора ночью на месте воровства и т.д. Частная и государственная собственность на землю.

Обязательства были предсталены некоторыми видами: emptio-vendotio, при заключении которого необходимо было присутсвие нескольких свидетелей и преломление пучка соломы.

Следующий вид muturum. Кредит. Кредитор, не довольствуясь процентами брал еще 5 солидов за выдачу дочери должника замуж. Договор займа был вторым видом пополнения рабства.

Следующий вид societas. Носил полупубличный хар-р. Этот вид договора часто применялся в торговом обороте, но уже в позднюю эпоху, к ней можно отнести и возникновение большинства других видов обязательственных отношений.

“Вязебное” право - за любую помощь и действие надо платить.

Наследственное право регулировалось несколькими простыми правилами. Сначала к неследованию имущества допускались все члены семьи вне зависимости от пола, участия в формировании имущества и т.д. Позднее, когда дочерей стали выдавать замуж с дачей приданого, с оплатой их отказа от права наследовать, наследниками стали только сыновья в раной доле. Никто не имел права отчуждать родовую собственность без согласия всех членов рода. Естественным опекуном у славян был либо дядя по материнской линии, либо сама мать. Желая вступить в брак, она должна была разделить имущество между наследниками. Она же являлась единственной наследницей, 6если в роду не оставалось ни одного агната. С отцом также.

Выморочное имущество - “задница”. Оно шло князю, если собственник не успевал распорядиться им при жизни.

Судебный процесс был довольно развит. Славяне знали суд присяж-ных, суд двенадцати мужей по Русской Правде. Знает суд и истцов, “доводчиков”, “ответчиков”. “Речник”- восточно-славянский адвокат, а “параць” - у южных.

Протогосударственные союзы славян.

Анализ происхождения идеи государственности необходимо вести в общих рамках развития общественных институтов у древних славян вообще.

Мы уже знаем, что взаимодействия этносов подчинено определенным законам, в результате проявления которых возможно появление политических форм господства с разными целями (в зависимости от исторических условий), но классифи-кация их все же возможна. Причем результатом классификации является довольно простая трехполгосная схема взаимодейст-вия родов и племен, составляющих основу протогосударствен-ного союза.

Первый вид протогосударственного союза обусловлен условиями взаимодействия этноса с окружающей средой. В результате получаем, так называемые "ирригационные цивилизации" древности: Египет, Месопотамия, Китай и т.д. Здесь государство, государственность возникает в результате хозяйственной необходимости организовать массовый труд оптимальным образом. Эта оптимальность выражается в установлении начальников - руководителей ирригационных работ. Затем эта структура получает окраску политического господства одних над другими. Такой тип господства сходит на нет с началом эпохи эллинизма - со смертью Александра Македонского. Но в Новом Свете, в Америке, этот тип государства держится до прихода туда конкистадоров.

Две другие модели возникновения протогосударственного союза обусловлены уже взаимодействием этноса с другим этно-сом. Таких форм взаимодействия две. Одна заключается в спе-циальной организации родоплеменного общества для доетиже-ния целей завоевания других племен и народов. Другая - прямо противоположная первой, состоит в организации, созданной для защиты себя от завоеваний. Резкой грани между этими формами нет. Одна свободно перетекает в другую и наоборот. Единственно, что необходимо пояснить здесь: то, что вторая форма отдаленно напоминает колоиню. Но только отдаленно. На самом деле, колония есть форма систематического грабежа, высасывания соков, и в этой рациональной оболочке есть плод западной культуры относительно недавнего прошлого. Чистая древняя форма протогосударственного союза, созданная для защиты от завоеваний, допускает периодическое ограбление, разорение территории, после которого обязательно следует промежуток времени, необходимый для восстановления сил.

Все три формы возникновения протогосударственных союзов достигают своей цели, т.е. действительного своего существования, только при одном условии: когда в этносе, создавшем этот союз, проявляется осознание собственного положения в мире, когда у него появляется идея государства.

У славян мы наблюдаем постоянное перетекание одной модели государственного союза в другую, пока обособившиеся ветви славянства не создают собственных узко этнических государственных объединений, ставших впоследствии основами современных славянских государств Центральн

ой Европы и Балканского полуострова.

Изначально же мы видим лишь слабые начала государственности у славян. Мы можем предположить, что скифы, и позднее савроматы, для собирания дани с подвластных славянских племен могли спрессовать их в определенную общность. Гораздо легче брать дань с крупных поселений и родов, чем вылавливать людей по одиночке да еще в такой непроходимой тайге, которой была покрыта раньше вся Центральная и Восточная Европа.

Занятие славян земледелием, возможно, способствовало то что часть их была, так наз. скифами-пахарями - на возмож-ность этого указывал П.Н.Третьяков. Сверх того, он делал предпмржение, что восточная ветвь славят их южная часть является наследницей скифо-сапроматской культуры, ибо ассимилировала часть этих кочевых арийских народов. Ассими-ляция предполагает сглаживание стереотипов поведения, соответственно выработку новых стереотипов, возникает новое движение в сфере общественного строительства.

Но это все предположения. Единственно дошедшие до нас зримые факты взаимодействия скифов и славян - этноним скифов. Шафарик уверяет, что греки так называли сколотов (самоназвание скифов) от искаженного славянского "СКУФЬ", по аналогии с чудью.

Следующим этносом, который мог оказать в эпоху до Р.Х. влияние на славянский протоэтнос, были кельты. На это указывает топонимика Богемии, занятой чехами; сама страна эта, равно как и Бавария, получила свое название от кельтского племени боев - Bojohaemum. Ведя постоянные грабительские набеги на соседние племена, кельты (бои и скордиски) познакомили славян с таким оружием защиты как щит: Pafais -ПАВЕЗА. Вместе с тем отдаленность времен и главное - деяния готов - заслонили те, достаточно непрочные формы государст-венности, которые могли быть таким образом выработаны у разных ответвлений протославян.

Наиболее достоверные данные о славянских государствен-ных союзах мы имеем только из эпохи готов, особенно их господства в Причерноморье. Чтобы облегчить наш анализ, приведем хотя бы краткую хронологию истории готов в Причерноморье.

Итак, 215 год - император Каракалла свидетельствует о том, как по дороге в Малую Азию он разогнал встретившуюся на его пути шайку оборванцев, которые назвали себя "готами". С 222 по 235 годы в царствование Александра Севера готы захватывают часть Дакии; получив в 249 году выкуп с империи, они возвращаются в свои степи. Три года спустя готы наголову разбивают легионы императора Деция близ Варны. В этом же году они захватывают Крым. В этот период готы делятся на две отрасли-Остготов и визиготов. Между ними вспыхивают междуусобицы. Эпоха готов интересна тем, что имеются точные сведения о сущест-вовании государственного союза славян - Антах. В антах виден очередной парадокс русской истории. Этноним анты не славянский. Антский союзпережил готов и гуннов. Все время его существования заняло период с 375 г. (первое упоминание об атах) до 602 года oт Р.Х. (последнее упоминание об ангах). Вместе с гуннами славяне заняли Паннонию, где их нашли послы византийского императора посланные к Атилле. Последний господствовал в течение почти 20 лет с 435 по 453 годы, распространив свое влияние на всю Центральную Европу. Только битва на Каталаунских полях, проигранная Атиллой, не позволила ему продвинуться в Галлию. Получилась весьма интересная ситуа-ция, когда руками гуннов анты и другие славянские племена сбросили иго готов и сами организовали собственные протого-сударственные союзы по подобию готов, т.е. стали вести зах-хватнические, грабительские походы. Тип же таких государств можно охарактеризовать как родо-племенную монархию.

Что касается общественного строя антов, то мы знаем, что у них уже сложилась наследственная родовая монархия. Они знают и родовую демократию - все дела решают на народном собрании. Договорного рабства они не знают, а только плен в качестве его источника. Ант-раб, вступив на землю предков, автоматически становился свободным, аналогичное постанов-ление можем отыскать, например, в кодексе царя Хаммурапи. Маврикий отмечал, что анты знают кровную месть.

Для нас авары (псевдоавары) интересны тем, что смогли продержаться в Центральной Европе дольше готов и гуннов, что объясняется их высокой воинской техникой и тем, что к ним в конце VI ст., в 598 г. подошли родственные племена русских и других славян. Причем воздействие их было чрезвычайно агрессивно, они отправлялись на зимовку в славянские поселения, становились там военным постоем, при этом творя насилия и бесчинства, на лето же они откочевывали обратно в Паннонские степи.

Шахматов предположил, что авары имели род особоых чинов-ников, которым аварский каган поручал собирать дань. В резуль-тате такого давления славяне должны были консолидироваться, но на инойоснове, чем антский союз. Анты в начале 7 столетия были разгромлены аварами и не могли создать уже у себя прочной организации - они вернулись к тому, с чего начинали, к родопле-менной розни и бродяжнической жизни. С гибелью союза антов мы видим появление нового племенного союза под началом кн. Само.

Есть сведения о том, что славяне знали какие-то собственные протогосударственные объединения. В частности есть мнение, что это племенной союз волынян-древлян во главе с князем Малом или его династией.

В образовании древнерусского государства ведущую роль сыграли три главных этноса: норманны, хазары и собственно Русь.

Арабские писатели раннего средневековья дают бесценный материал для подтверждения нашей догадки. Абу Исхан аль Истахри аль Фарси, писатель Х столетия, пишет: "Русы состоят из трех племен, из коих одно ближе к Булгару, а царь его живет в городе, называемом Куяба, который город больше Булгара; а другое племя называют Славия и еще племя называют Артания, царь его находится в Арте. Купцы прибывают в Куябу. Что же касается Арты, то никто чуда не входит, ибо они (жители) убивают всякого чужестранца, путешествующего по их земле; только что они спускаются по воде и торгуют, но никому не рассказывают о своих делах и не допускают никого проводить их. Из Арты вывозят черного соболя и свинец. Русы сожигают тела своих, когда умирают, а с богатыми их сожигаются девушки для блаженства душ своих. Одежда их - короткие куртки. Арта находится между Хазаром и Великим Булгаром, который граничит с Румом к северу. Они многочисленны и сильны.

Сверх трех племенных центров, из которых впоследствии сложилось древнее русское государство, мы отметим существо-вания и четвертого - Тмутараканскую Русь. В.А.Пархоменко видел в ней особую колонию славян и русов в земле хазар. Надо заметить, что подобное утверждение основано на отождествле-нии Львом Диаконом этнической родины русов Святослава с районом Боспора Киммерийского (Керченского пролива). В договоре Игоря с греками 945 года есть достаточно странная, статья 10, которой князь русов обязуется защищать Крым от набегов черных болгар; ему запрещено зимовать в устье Днепра, а грекам там разрешено там рыбачить.

Общественный строй вышепоименованных племенных центров: Куябы, Славии и Артании, как чисто славянских по основной массе своего населения, должен был напоминать патриархальную монархию с сильными элементами народоправства. Во всяком случае, несомненно, что норманны-колонисты, о которых имеем достаточно сведений в скандинав-ских сагах, только укрепили вечевой элемент на севере - в Новгородской земле. Сверх того, по свидетельству Титмара Мерзебургского, норманны составляли большинство населения русских городов еще в Х столетии. Этим, очевидно, можно объяснить и тот факт, замеченный А.В. Арциховским, что в Киеве, например, арабские монеты перестают попадаться с Х в.; когда с этого времени начинают встречаться исключительно монеты Западной Европы - Русов с давними связями с Восто-ком сменили норманны со связями с Западом. Следовательно, Тинги скандинавов, безусловно, должны были наложиться на вече славян. Вече встречаем и у древлян. Нестор говорит: "Сдумаше древляне с князем своим Малом". Вече устраивают и поляне, решая вопрос о том, платить или не платить хазарам дань, и если платить, то чем.

Дружина князя как отличительная особенность русского государства, несомненно, только укрепила элемент центральной власти, в противовес власти славянских князьков -архонтов, о которых говорит император Маврикий. Вместе с тем, в лице воеводы - второго лица после князя мы можем видеть влияние Великой Степи, а именно хазар. Для германских и славянских дружин - это не характерно, чтобы строго монархический принцип личного вождизма князя или конунга конкурировал с властью второго человека. У хазар, наоборот, находим именно этот принцип "двойственности верховной власти".

Хакан или каган хазар реальной властью, как известно, не обладал - он был номинальным владыкой. Вся власть принадле-жала беку - некий аналог визиря у арабов. Дело доходило доходило даже до того, что если каган правил более чем 40 лет, его убивали и на престол вступал новый каган, вне зависимости от своего имущественного положения. Главное, чтобы он был рода каганов. (Григорьев В.В., Ук. соч., С. 75). Несомненно, воевода князя, особенно такой, о ком до нас дошли сведения, например, знаменитый Свенельд Игоря, знаменитый не только тем, что мог поспорить богатством с самим великим Киевским князем, но и руками Ярополка отомстить Олегу за смерть своего сына Люта Свенельдича играл огромную роль при его дворе.

www.litsoch.ru

Право Славян на Всё » ОБЫЧАЙ СЛАВЯН

ОбращениеНаРодного Государя жреца СлавянскогоВладимира Богомила второго Голякак Родичам крови Славенской.

Здравы будьте Родичи мои, внуки Перуна, сыны Сварога!Вы будете делать то, что делают раввины у еврейского сброда.Вам суждено защищать постоянно в ваших краяхлюбое попрание священных прав Славянского Народа.Какие это права? На Всё!Нет ничего хорошего или плохого на что не имел бы прав Славенин.Обрекайте славянское население на:Разнузданность – древнее наше право.У нас нет узды, у нас есть только вожжи, и они в руках Перуна,и намордник только с этими вожжами, мы учтиво принимаем.Обрекайте Славян из подчененых вам пятин на:Вседозволенность – второе наше древнее право.Ибо Славенин по судьбе своей не несет зла.Всё, что называется всё, является святыней доброй и ясной.И третье, обрекайте Славян на:Наглость, от «наголо» – понятность того, что ты хочешь, —от самой мелочи до самого крупного.Тако же вбивайте в население Хищность –стремление взять, а не отдать, стремление стоять, а не лежать,стремление отдавать приказы, а не принимать распоряжения,стремление властвовать, а не работать или учится.Есть глупый труд, есть умная лень.Есть глупая лень и умный труд.Умный труд – это то, что приращивает родовую казну.Если твоя шкура лостница от жира, то тобой народ также жирен.Глупо призывать что-то отдавать всем когда, естественно,все ничего этого не получат. Нет, умно и мудро брать все себе,потому что накормив гостя вы не оставите жратвывнукам и детям своим. Нет ничего лишнего в мире и остатков тоже нет.Мы хищностью своего поведения, неуемной корыстью,жадностью, коварством преодолеем все глупости под названием:вера, надежда, любовь – сиречь абсолютные злодейства человеческие.Ибо все то, что сейчас называется добротой, явилось по опыту нашему.А опыт Славянского Рода до краев наполнен этим варевом.Это говорит о том, что нам лгали.Лгали, а мы заставили себя или когда-то подумали,что выгодно принять: веру, надежду, любовь, смирение, оставив:Гордость, Жадность и Самодостаточность, – великие достоинства,которые всегда отличали нас от сброда, племен окружающих нас.Да и делите во краях своих только на один Народ – Славянский,а других называйте племенами. Других, которых не знаете,называйте просто россиянами.Не называйте огульно всех Славянами, только тех,у кого кровь является таковой и на коловратный сроким будет обеспечена поддержка.И еще, я настоятельно советую быть подельникамис людьми инородного происхождения в тайне от меня.Если они дают пользу – пользуйтесь, но причем здесь яи мы всей нашей совокупностью?Причем здесь Перун?Ведь кормление инородцем Родича Словенскогоуже достаточное благо для такого инородца.Мы ходящие святилища, нас нужно кормить.Мы не должны искать пищу, мы должны держать Землю,условия для существования всех сущностей.Держать плотно, ибо это наша баба, наша жена,ибо мы являемся телом Рода.Всё остальное является Родиной нашей, добычей нашей.Родина для нас является Родовым Котлом,не кормите из него других. Это важно!И только это отделяет вас от полюдья.Ибо наше желание есть единственное:Убить все остальные наши желания кроме Совести, Силы, Славы.Три грозы-молнии, которые достаточныдля вашего хорошего состояния.

Всем за всё. То закон, что явно.Голова всех Славян Владимир Богумил II Голяк.

slav-pravda.ru

Древнеславянское право

.

Право древних славян можно разделить на два периода, когда славяне составляли еще относительную общность друг с другом. Самый первый древний период общеславянского права восходит к арийской общности индоевропейцев. Это особенно хорошо видно на лингвистических примерах и материале сравнительной мифологии.

Основа правовых воззрений древних славян заключается в первомифе о грехопадении. Лишенный сакральности такой миф читается уже как миф о первопреступлении и о воздаянии за это преступление, наложенное богами.

Понятие права и суда обозначалось одним словом - РАДЪ, РЕДЪ, RECHT, в смысле органа как места, где судят.

Суть права, таким образом, раскрывается через судебный процесс, судебный поединок, сущность которого есть выбор между добром и злом. Нахождение истины богом или его подручным, часто победа бога - олицетворения добра , истины, справедливости. В таком действии обязательно участие третейской стороны, собственно судьи в современном значении этого слова, который и делает выбор, но пока еще не самостоятельно, а по наущению, тайному или явному, бога и его сторонников, причем бога главного, истинного.

Такой суд обладает громадной императивностью внутреннего убеждения лиц, в нем участвующих. Суд отождествляется с судьбой, роком. Бог, принимающий участие в данном судебном поединке, выступает как бы в двух и даже более лицах: он - стороны в споре, он - судья, т.к. тот находится под его влиянием, он - само решение, принятое судьей, он - та истина, к которой пришел судья и стороны в ходе разбирательства. Не случайно поэтому общеславянский “соудъ” и “рядъ” восходят к общеарийскому корню dhe, который означает “справедливость”.

Греки под понятием ссуда часто понимали свою богиню Немезис. Это имя подразумевало сколько не богиню, а решение, приговор суда. Приговор внушался судьям богом.

В основе возмездия лежит принцип равному за равное.

В основе решения суда лежит договор как частно-правовая категория - соглашение сторон об урегулировании их спора.

Надо заметить, что право здесь уже обладает определенной долей дуализма. Оно распадается на две свои части, которые не противо-стоят друг другу, а дополняют друг друга. К славянскому праву в этом отношении полностью применим дуализм древнего римского права: fas и ius. Не смешивать дуализм с дуализмом публичного права. В данном случае дуализм является формальным, более формальным, чем первый, освещенный волей богов. Fas - правда, а ius - право. До нас дожило только одно значение “правды - истины”. Изначально правда понималась, как lex, закон - “Правда Русская”. Аналогичную ситуацию мы встречаем на Западе, где “правды” варварских народов переданы в латыни как lex, leges: Lex Salica, Lex Saxonum, Lex Barbarorum.

Древнее право славян практически лишено абстрактности. В первонормах славянского права в качестве адресатов фигурируют имена героев (прародителей) и богов. Право конкретно и представляет из себя отдельные мифологические произведения, что-то вроде древних былин, саг. (“Песнь о Любуши) - доказано, что она является подделкой.

Форма права совпадает с формой эпоса(былины). Право представляло из себя следующую логическую импликацию: A->B->C

Протоправо в форме обычая достигло достаточно высокой степени развития у славян, что мы могли видеть, например, в институтах кровной мести, семейно-брачных отношений и т.п. Период записи обычаев - XI-XIII вв. Славянское право уже могло быть систематизи-ровано по институтам.

Ius publicum представляло из себя свод норм, касающихся светской власти, особенно князя. Князь является собственником всей террито-рии, все зависит от его воли. Обычное право уже подробно регулирует функционирование аппарата княжеской власти, различая суд князя, и суд наместника - тиуна и т.п. Аналогия в гос-вах варваров. Государственный аппарат представлен в виде двора короля и его представителей. У славян земской принцип - сохране-ние и развитие таких форм народных демократий как вече - собрание племен.

Государство пока слабо участвует в жизни своих подданых, а суд пока является исключетильным правом князя.

Частное право проявляется уже в некоторых основных институтах. Вещное право знате деление вещей на движимые и недвижимые, правда последние существовали для центральной власти. Вид виндикационного иска древних славян - сводъ, который известен всем без исключения, позволяет сделать вывод о стойком индивиду-алистическом чувстве славян, знающих деление на “свое” и “чужое”.

Развиты были и различные формы самопомощи - убийство вора ночью на месте воровства и т.д. Частная и государственная собственность на землю.

Обязательства были предсталены некоторыми видами: emptio-vendotio, при заключении которого необходимо было присутсвие нескольких свидетелей и преломление пучка соломы.

Следующий вид muturum. Кредит. Кредитор, не довольствуясь процентами брал еще 5 солидов за выдачу дочери должника замуж. Договор займа был вторым видом пополнения рабства.

Следующий вид societas. Носил полупубличный хар-р. Этот вид договора часто применялся в торговом обороте, но уже в позднюю эпоху, к ней можно отнести и возникновение большинства других видов обязательственных отношений.

“Вязебное” право - за любую помощь и действие надо платить.

Наследственное право регулировалось несколькими простыми правилами. Сначала к неследованию имущества допускались все члены семьи вне зависимости от пола, участия в формировании имущества и т.д. Позднее, когда дочерей стали выдавать замуж с дачей приданого, с оплатой их отказа от права наследовать, наследниками стали только сыновья в раной доле. Никто не имел права отчуждать родовую собственность без согласия всех членов рода. Естественным опекуном у славян был либо дядя по материнской линии, либо сама мать. Желая вступить в брак, она должна была разделить имущество между наследниками. Она же являлась единственной наследницей, 6если в роду не оставалось ни одного агната. С отцом также.

Выморочное имущество - “задница”. Оно шло князю, если собственник не успевал распорядиться им при жизни.

Судебный процесс был довольно развит. Славяне знали суд присяж-ных, суд двенадцати мужей по Русской Правде. Знает суд и истцов, “доводчиков”, “ответчиков”. “Речник”- восточно-славянский адвокат, а “параць” - у южных.

Протогосударственные союзы славян.

Анализ происхождения идеи государственности необходимо вести в общих рамках развития общественных институтов у древних славян вообще.

Мы уже знаем, что взаимодействия этносов подчинено определенным законам, в результате проявления которых возможно появление политических форм господства с разными целями (в зависимости от исторических условий), но классифи-кация их все же возможна. Причем результатом классификации является довольно простая трехполгосная схема взаимодейст-вия родов и племен, составляющих основу протогосударствен-ного союза.

Первый вид протогосударственного союза обусловлен условиями взаимодействия этноса с окружающей средой. В результате получаем, так называемые "ирригационные цивилизации" древности: Египет, Месопотамия, Китай и т.д. Здесь государство, государственность возникает в результате хозяйственной необходимости организовать массовый труд оптимальным образом. Эта оптимальность выражается в установлении начальников - руководителей ирригационных работ. Затем эта структура получает окраску политического господства одних над другими. Такой тип господства сходит на нет с началом эпохи эллинизма - со смертью Александра Македонского. Но в Новом Свете, в Америке, этот тип государства держится до прихода туда конкистадоров.

Две другие модели возникновения протогосударственного союза обусловлены уже взаимодействием этноса с другим этно-сом. Таких форм взаимодействия две. Одна заключается в спе-циальной организации родоплеменного общества для доетиже-ния целей завоевания других племен и народов. Другая - прямо противоположная первой, состоит в организации, созданной для защиты себя от завоеваний. Резкой грани между этими формами нет. Одна свободно перетекает в другую и наоборот. Единственно, что необходимо пояснить здесь: то, что вторая форма отдаленно напоминает колоиню. Но только отдаленно. На самом деле, колония есть форма систематического грабежа, высасывания соков, и в этой рациональной оболочке есть плод западной культуры относительно недавнего прошлого. Чистая древняя форма протогосударственного союза, созданная для защиты от завоеваний, допускает периодическое ограбление, разорение территории, после которого обязательно следует промежуток времени, необходимый для восстановления сил.

Все три формы возникновения протогосударственных союзов достигают своей цели, т.е. действительного своего существования, только при одном условии: когда в этносе, создавшем этот союз, проявляется осознание собственного положения в мире, когда у него появляется идея государства.

У славян мы наблюдаем постоянное перетекание одной модели государственного союза в другую, пока обособившиеся ветви славянства не создают собственных узко этнических государственных объединений, ставших впоследствии основами современных славянских государств Центральной Европы и Балканского полуострова.

Изначально же мы видим лишь слабые начала государственности у славян. Мы можем предположить, что скифы, и позднее савроматы, для собирания дани с подвластных славянских племен могли спрессовать их в определенную общность. Гораздо легче брать дань с крупных поселений и родов, чем вылавливать людей по одиночке да еще в такой непроходимой тайге, которой была покрыта раньше вся Центральная и Восточная Европа.

Занятие славян земледелием, возможно, способствовало то что часть их была, так наз. скифами-пахарями - на возмож-ность этого указывал П.Н.Третьяков. Сверх того, он делал предпмржение, что восточная ветвь славят их южная часть является наследницей скифо-сапроматской культуры, ибо ассимилировала часть этих кочевых арийских народов. Ассими-ляция предполагает сглаживание стереотипов поведения, соответственно выработку новых стереотипов, возникает новое движение в сфере общественного строительства.

mirznanii.com

Копное и вечевое право у славян

- 1396 Копное и вечевое право у славянКопное и вечевое право у славян В нынешней тревожно-трагической общественной ситуации славяне ищут способы физического самосохранения и возрождения своей духовно-культурной самобытности. Нам нужны новые идеи, идеалы, герои, обычаи и праздники, новая модель справедливого жизнеустройства общества, ни коим образом не похожая на сегодняшний толпо-элитаризм, навязанный нам Западом. Мы отчётливо видим, что хвалёная демократия западного образца – это вовсе не народное правление, а технология обмана простолюдинов. о время выборов властных структур мы наблюдали хорошо срежиссированный спектакль, театр, блистательную показуху, аморальную и антинравственную по своей сути. Нынешние «демократические» выборы – это всего лишь купля-продажа, пустые посулы, корыстная и бессовестная игра в заботу о народе.

Не будем перечислять несчастья, проблемы, несправедливости, навалившиеся на головы славян в ХХI веке, все мы их хорошо знаем. Но может ли быть иначе, если уже много веков мы живём не по своим исконным законам, а по римским и византийским, рождённым в недрах рабовладения с его антигуманизмом и презрением к человеку-труженику.

Зададимся вопросом – существует ли альтернатива знаменитому Римскому праву, широко используемому на протяжении многих веков европейскими государствами? Существует.

Это народное славянское Копное и Вечевое право, прямое народовластие или народное самоуправление, тысячелетия бытовавшее в славянских землях и сохранявшееся на Руси до ХVII века. Копное право – это совокупность народных юридических норм и обычаев, вобравшая в себя принципы общинности, взаимопомощи и взаимовыручки соотечественников.

К сожалению, из официальных письменных источников известно о древнем славянском праве совсем немного. Тысячи документов и книг, содержащих сведения о нём, были уничтожены рьяными христианизаторами Руси, заинтересованными в том, чтобы славяно-русы забыли свои исконные справедливые общественные порядки. Чужая рабская идеология была навязана нашим Предкам тысячу лет назад так же, как навязывается она нам сегодня. Однако всё же сохранившиеся и чудом дошедшие до нас письменные источники (русско-византийские договоры Х-го века, записки арабского путешественника Ибн-Русте и арабского писателя аль-Марвази, произведения византийских авторов Льва Диакона и Константина Багрянородного, западноевропейские хроники, трактаты и анналы и др.) дают нам возможность реконструировать правовую жизнь наших Предков (пусть пока не во всех подробностях), восстановить картину корневого славянского мироустройства.

Изучать Древнерусское право нам помогают также работы ректора Киевского университета Н.Д. Иванишева, жившего в середине ХIХ века. Замечателен и поистине бесценен для нас его труд «О древних сельских общинах юго-западной России». К счастью, его и сегодня можно найти в крупных библиотеках страны. Иванишев исследовал основные принципы славянского права в сельскохозяйственных общинах Малороссии, изучая многие тома древних актовых книг. Немало интересных и ценных фактов можно найти и в книге русского историка Н.П. Павлова-Сильванского (1869- 1908 гг.) «Феодализм в Древней Руси», изданной в конце ХIХ века. Приверженец «арийской» теории происхождения славянской общины, он доказал глубокую её древность, показал борьбу бояр с общиной, подчинение общины княжеской и боярской власти. Следы Копного права можно найти в «Правде Русской», письменном своде законов, появившемся на Руси во времена Ярослава Мудрого. Из него мы узнаём о вечевом правлении на Руси. Бытописания казачьих общин, где существовало народное Кошное право, также помогают нам в исследовании отечественной правовой темы.

Копа (купа) – это народное собрание лучших представителей родов и семей – сходатаев, домохозяев, решавших жизненно важные для славянской общины вопросы. У сербов народное собрание и сейчас называется «скупъ», а высшим законодательным органом Сербии является «Народна скупштина (скупщина)». Даже не языковеды и не лингвисты видят, сколь близки по смыслу однокоренные слова «копа», «скопище», «копить», «копна», «совокупность». Другое название копы – «громада», сохранилось поныне в украинском языке и означает оно «общество», «государство». Участвовали в этих собраниях оседлые домохозяева сходатаи, имевшие собственность, наделы земли, семью и хозяйство. Их называли также «судьями копными», «мужеве», «обчие (общинные) мужи», в Малороссии бытовало название «панове-мужове». Приглашались на копу и люди из трёх селений соседней общины (по одному или два). Назывались они «сторонние», «суграничные» или «соседи околичные». Присутствовали здесь и старцы. Они не имели права голоса, но их мнение уважалось, к их советам прислушивались. Женщины на народное собрание, как правило, являлись лишь по специальному приглашению для дачи свидетельских показаний.

Собирались сходатаи в центре одного из сёл, входивших в общину, или в дубраве, священной роще под открытым небом. В таких местах всегда были естественный или насыпной холм и река или озеро. Назывались места народных собраний «копищами» или «коповищами». Народ на собрание созывался возжиганием костра или звоном колокола (била).

На копе решались самые разнообразные житейские вопросы – земельные, лесные, сельскохозяйственные, строительные, торговые, уголовные, семейные, бытовые и другие. Народное собрание искало, судило и наказывало преступников, возвращало обиженному отнятое. Здесь поощрялось искреннее публичное раскаяние нарушителя законов и прощение пострадавшим обидчика. Выслушивалась и учитывалась последняя воля наказуемого, прощались смертельно раненные. Сходатаи старались примирять спорящих. Дела общинников разбирались по совести.

Решения копы уважались всеми членами общины и выполнялись беспрекословно. Нарушения Копного права были крайне редки. Если таковые случались, то воспринимались как чрезвычайные происшествия. Каждый, столкнувшись с нарушением народных обычаев, должен был пресечь его. В противном случае такой человек считался соучастником проступка или преступления и наказывался по закону. Для всякого славянина мнение копы было высшим духовно-нравственным ориентиром.

Существенным отличием копы от прочих сходок, проводимых в последующие века собраний, совещаний, конференций и съездов был принцип единогласия. Здесь принимались такие решения, которые устраивали всех присутствующих. Славяне умели договариваться друг с другом. Это наводит на мысль, что они обладали высокой духовной культурой и нравственностью. Формы принятия решений большинством голосов, как это было в более поздние времена и бытует по сей день, не существовало.

На собрании устанавливалась круговая порука, то есть вся община отвечала за проступки своих членов, а также ручалась за безопасность жизни и имущества, как своих общинников, так и пришлых. Благодаря Копному праву в славянских общинах была высокая рождаемость, население быстро восстанавливалось после войн и эпидемий, воспитывались воины-патриоты, поддерживалась экология поселений и их окрестностей, охранялись и восстанавливались леса.

На копе при бурном и эмоциональном обсуждении проблем и вопросов проявлялись лучшие качества славян – искренность, честность, бескорыстие, прямота, храбрость и благородство. Собрания принимали форму публичной исповеди, души людей очищались от корысти, зависти, иных индивидуальных пороков. Общественные интересы ставились выше личных, торжествовал закон справедливости. Дела и поступки общинников подвергались строгому контролю. Для многих славян копа была школой жизни и университетом нравственности.

Народ выбирал от десяти дворов десятского, от ста дворов – сотского. Сами общины назывались «сотнями». В Новгороде названия «сотня», «сто» за городскими общинами утвердились очень рано. Сельские же назывались в основном «погостами». В других местах (во Владимирской и Волынской землях) «сотнями» назывались сельские, а не городские общины.

Десятские и сотские наблюдали за экологией сёл, ведали бытовыми и земельными вопросами, следили за общественным порядком на улицах и торгами на базарах, отвечали за пожарную безопасность. Сотский наделялся полномочиями выносить указы об имущественных и телесных наказаниях правонарушителей, решал вопросы строительства общественных зданий, выдавал разрешение на проживание пришлым людям и пленным инородцам.

Для защиты своих земель от врага славяно-русы выбирали князей, чаще из крепких родов потомственных воинов. (Выборность князей существовала до VIII-IX веков, сохранившись в последующие века лишь при вечевых порядках). Князь набирал себе дружину из самых храбрых и сильных общинников. На их содержание, на строительство пограничных застав и оборонительных линий копа выделяла десятину (десятую часть дохода домохозяев). Если требовалось срочно построить военно-оборонительные объекты, делалось это добровольно и сообща всеми мужчинами общины. В военные времена всё мужское население общины, способное носить оружие, становилось воинами.

В системе древнеславянского самоуправления все общественные должности были выборными (как правило, на короткий срок). Каждое избранное народом лицо в случае невыполнения или недобросовестного выполнения возложенных на него обязанностей немедленно переизбиралось или наказывалось материально. Таким образом, общество всегда оставалось здоровым и подвижным, самоочищалось от недобросовестных, безответственных, ленивых или некомпетентных общественных руководителей.

Многие века народное право славян передавалось в семьях из поколения в поколение, по наследству, устно. Записываться народные юридические нормы стали лишь с проникновением на русские земли феодализма. Некоторые исследователи называют свод правовых установлений славяно-русов «Поконом (Законом) Русским». Он действовал на Руси с V – VI веков и упоминается в договорах с Ромеей (Византией) 911 и 944 годов. Называли его в старину «Устроение отне и дедне». В эпоху общеславянского единства в древнеславянском языке возникли и утвердились слова «суд», «закон», «право», «правда», «вина», «казнь» и др. «Закон (Покон) Русский» пришёл в Среднее Поднепровье в IХ веке вместе с балтами и карпатскими русами и стал общим для населения Киевской земли. Это была правовая основа русских общин, существовавших от Балтики до Чёрного моря. В Среднем Поднепровье нормы этого законодательства работали больше в пользу русичей, чем славян (славянам, например, было отказано в праве кровной мести). Многие славянские племена во времена князя Игоря жили «каждо своим обычаем» согласно своим собственным порядкам. «Закон (Покон) Русский» не знал свободы как абстрактного понятия, как абсолютной моральной ценности. Принималась в расчёт лишь свобода конкретного лица или группы лиц. Всяк знай своё место – главная мысль древнерусского родового права. При рассмотрении дел эта правовая система не учитывала имущественный статус тяжбующихся, перед Законом все были равны в равной степени. Постепенно «Закон Русский» и Славянское право срастались и в таком виде вошли в «Правду Русскую», защищавшую уже не интересы самого народа, а нарождающихся на Руси сначала боярского, а затем помещичьего и дворянского кланов. После христианизации славяно-русских земель многие положения «Покона» были отброшены и забыты.

С тем, что нынешнюю паразитическую систему народного оболванивания надо менять, согласится всякий здравомыслящий человек. Как это сделать технически – другой вопрос. Сейчас мы знаем одно – русским людям необходимо вернуть прямое народовластие. В самоорганизации – наше спасение. Не насилие власти сверху, а её самостоятельное формирование снизу. Только так можно обеспечить достойную жизнь нашим соотечественникам в ХХI веке.

Впереди – время славянской цивилизации (как бы она ни называлась). А сегодня славянам надо выходить из состояния тысячелетнего библейского рабства и холопства перед Западом.

Источник: http://xn----8sb7akeedene4h.xn--p1ai/literatura/istoriya/624-pravovye-tradicii-slavyan-kopnoe-i-vechevoe-pravo.html

Добавить комментарий

slawa.su

Зарождение права у древних славян — КиберПедия

 

В древности регулирование общественных отношений осуществлялось при помощи обычаев. Обычай – это сложившееся в повседневной жизни правило поведения, общепризнанное и привычное в данном обществе и передающееся по традиции из поколения в поколение. Обычаи различных племен отличались друг от друга: в летописях говорится, что славянские племена «имяху обычаи свои, и закон отец своих, и преданья, каждо свой нрав». Вместе с тем, обычаи древних славян имели и общие черты

Большое внимание славяне уделяли родственным отношениям. Сородичей объединял культ общих предков, коллективная взаимопомощь и ответственность. Родственники солидарно отвечали за преступления, совершенные кем-либо из членов рода. Основным способом разрешения конфликтных ситуаций была кровная месть по принципу талиона («око за око»), но, по-видимому, уже на догосударственной стадии появилась возможность замены мести возмещением ущерба в форме выкупа.

Родственные связи не утратили своего значения и при переходе к территориальным общинам. Однако стоит подчеркнуть, что на первый план выходят взаимоотношения не в рамках рода, как большой хозяйственной единицы, а отношения между ближайшими родственниками – «ближниками». Коллектив родственников, состоящий из нескольких семей, проживавших в одном селении, называется патронимией. Члены такого коллектива поддерживали родственные связи, при необходимости организовывали взаимную помощь, например, мстили в случае убийства, вносили выкуп. Вместе с тем ответственность в рамках территориальной общины понималась более широко и предполагала солидарную ответственность членов разных патронимий. По-видимому, это не должно было вызывать возражения, так как община обеспечивала своим членам защиту от чужаков, что в условиях отсутствия развитых институтов публичной власти имело решающее значение. Исключение из коллектива родственников, изгнание из общины было самым тяжелым наказанием.

Браки у славян заключались в форме умыкания (похищения) невесты, а также в форме договора между женихом и родителями невесты. Существовало многоженство. Семья была патриархальной и основывалась на подчинении жены и детей власти мужчины – главы семьи. Он был единственным полностью дееспособным лицом в семье. В большой семье, состоявшей из нескольких семей, действовал тот же принцип – неотделенные сыновья, создавшие свои семьи, подчинялись отцовской власти.

Наряду с общинной собственностью у славян, так же как и у германцев, появляется семейная (аллодиальная) собственность, объектами которой могли быть движимые вещи, скот. Пахотная земля находилась в наследственном пользовании отдельных семей, но рассматривалась как собственность рода (общины) и, следовательно, ее отчуждение за пределы рода (общины) не разрешалось. Те же ограничения касались и передачи имущества по наследству.

Конфликты, возникавшие между общинниками, рассматривал общинный суд, состоявший из старейшин, знатоков обычаев. На суде для выяснения истины прибегали к ритуальным клятвам и испытаниям огнем, водой. При обнаружении пропавшей вещи для выявления вора применялся свод – очные ставки, участники которых должны были доказывать правомерность владения данной вещью.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Раскройте содержание понятий: прародина славян; венеды, анты; южные, западные и восточные славяне; родовые и территориальные общины; патриархальная семья; патронимия; военная демократия; патриархальное рабство; союз племен; славинии; обычаи; умыкание; талион; ордалии; свод.

2. Кто и когда оставил первые письменные сведения о славянах?

3. Какие факторы обусловили разложение родоплеменного строя у славян? Покажите, как происходил процесс преобразования органов родоплеменного самоуправления в публичные органы власти.

4. Охарактеризуйте основные институты обычного права древних славян.

 

Тема 3. Древнерусское государство и право в IX – XII веках

 

1. Возникновение Древнерусского государства.

2. Правовое положение населения Киевской Руси.

3. Организация власти и управления в Древнерусском государстве.

4. Источники древнерусского права.

5. Гражданское право по «Русской правде».

6. Уголовное право по «Русской правде».

7. Суд и процесс в Киевской Руси.

cyberpedia.su

Древнеславянское право

Древнеславянское право.

Право древних славян можно разделить на два периода, когда славяне составляли еще относительную общность друг с другом. Самый первый древний период общеславянского права восходит к арийской общности индоевропейцев. Это особенно хорошо видно на лингвистических примерах и материале сравнительной мифологии.

Основа правовых воззрений древних славян заключается в первомифе о грехопадении. Лишенный сакральности такой миф читается уже как миф о первопреступлении и о воздаянии за это преступление, наложенное богами.

Понятие права и суда обозначалось одним словом - РАДЪ, РЕДЪ, RECHT, в смысле органа как места, где судят.

Суть права, таким образом, раскрывается через судебный процесс, судебный поединок, сущность которого есть выбор между добром и злом. Нахождение истины богом или его подручным, часто победа бога - олицетворения добра , истины, справедливости. В таком действии обязательно участие третейской стороны, собственно судьи в современном значении этого слова, который и делает выбор, но пока еще не самостоятельно, а по наущению, тайному или явному, бога и его сторонников, причем бога главного, истинного.

Такой суд обладает громадной императивностью внутреннего убеждения лиц, в нем участвующих. Суд отождествляется с судьбой, роком. Бог, принимающий участие в данном судебном поединке, выступает как бы в двух и даже более лицах: он - стороны в споре, он - судья, т.к. тот находится под его влиянием, он - само решение, принятое судьей, он - та истина, к которой пришел судья и стороны в ходе разбирательства. Не случайно поэтому общеславянский “соудъ” и “рядъ” восходят к общеарийскому корню dhe, который означает “справедливость”.

Греки под понятием ссуда часто понимали свою богиню Немезис. Это имя подразумевало сколько не богиню, а решение, приговор суда. Приговор внушался судьям богом.

В основе возмездия лежит принцип равному за равное.

В основе решения суда лежит договор как частно-правовая категория - соглашение сторон об урегулировании их спора.

Надо заметить, что право здесь уже обладает определенной долей дуализма. Оно распадается на две свои части, которые не противо-стоят друг другу, а дополняют друг друга. К славянскому праву в этом отношении полностью применим дуализм древнего римского права: fas и ius. Не смешивать дуализм с дуализмом публичного права. В данном случае дуализм является формальным, более формальным, чем первый, освещенный волей богов. Fas - правда, а ius - право. До нас дожило только одно значение “правды - истины”. Изначально правда понималась, как lex, закон - “Правда Русская”. Аналогичную ситуацию мы встречаем на Западе, где “правды” варварских народов переданы в латыни как lex, leges: Lex Salica, Lex Saxonum, Lex Barbarorum.

Древнее право славян практически лишено абстрактности. В первонормах славянского права в качестве адресатов фигурируют имена героев (прародителей) и богов. Право конкретно и представляет из себя отдельные мифологические произведения, что-то вроде древних былин, саг. (“Песнь о Любуши) - доказано, что она является подделкой.

Форма права совпадает с формой эпоса(былины). Право представляло из себя следующую логическую импликацию: A->B->C

Протоправо в форме обычая достигло достаточно высокой степени развития у славян, что мы могли видеть, например, в институтах кровной мести, семейно-брачных отношений и т.п. Период записи обычаев - XI-XIII вв. Славянское право уже могло быть систематизи-ровано по институтам.

Ius publicum представляло из себя свод норм, касающихся светской власти, особенно князя. Князь является собственником всей террито-рии, все зависит от его воли. Обычное право уже подробно регулирует функционирование аппарата княжеской власти, различая суд князя, и суд наместника - тиуна и т.п. Аналогия в гос-вах варваров. Государственный аппарат представлен в виде двора короля и его представителей. У славян земской принцип - сохране-ние и развитие таких форм народных демократий как вече - собрание племен.

Государство пока слабо участвует в жизни своих подданых, а суд пока является исключетильным правом князя.

Частное право проявляется уже в некоторых основных институтах. Вещное право знате деление вещей на движимые и недвижимые, правда последние существовали для центральной власти. Вид виндикационного иска древних славян - сводъ, который известен всем без исключения, позволяет сделать вывод о стойком индивиду-алистическом чувстве славян, знающих деление на “свое” и “чужое”.

Развиты были и различные формы самопомощи - убийство вора ночью на месте воровства и т.д. Частная и государственная собственность на землю.

Обязательства были предсталены некоторыми видами: emptio-vendotio, при заключении которого необходимо было присутсвие нескольких свидетелей и преломление пучка соломы.

Следующий вид muturum. Кредит. Кредитор, не довольствуясь процентами брал еще 5 солидов за выдачу дочери должника замуж. Договор займа был вторым видом пополнения рабства.

Следующий вид societas. Носил полупубличный хар-р. Этот вид договора часто применялся в торговом обороте, но уже в позднюю эпоху, к ней можно отнести и возникновение большинства других видов обязательственных отношений.

“Вязебное” право - за любую помощь и действие надо платить.

Наследственное право регулировалось несколькими простыми правилами. Сначала к неследованию имущества допускались все члены семьи вне зависимости от пола, участия в формировании имущества и т.д. Позднее, когда дочерей стали выдавать замуж с дачей приданого, с оплатой их отказа от права наследовать, наследниками стали только сыновья в раной доле. Никто не имел права отчуждать родовую собственность без согласия всех членов рода. Естественным опекуном у славян был либо дядя по материнской линии, либо сама мать. Желая вступить в брак, она должна была разделить имущество между наследниками. Она же являлась единственной наследницей, 6если в роду не оставалось ни одного агната. С отцом также.

Выморочное имущество - “задница”. Оно шло князю, если собственник не успевал распорядиться им при жизни.

Судебный процесс был довольно развит. Славяне знали суд присяж-ных, суд двенадцати мужей по Русской Правде. Знает суд и истцов, “доводчиков”, “ответчиков”. “Речник”- восточно-славянский адвокат, а “параць” - у южных.

Протогосударственные союзы славян.

Анализ происхождения идеи государственности необходимо вести в общих рамках развития общественных институтов у древних славян вообще.

Мы уже знаем, что взаимодействия этносов подчинено определенным законам, в результате проявления которых возможно появление политических форм господства с разными целями (в зависимости от исторических условий), но классифи-кация их все же возможна. Причем результатом классификации является довольно простая трехполгосная схема взаимодейст-вия родов и племен, составляющих основу протогосударствен-ного союза.

Первый вид протогосударственного союза обусловлен условиями взаимодействия этноса с окружающей средой. В результате получаем, так называемые "ирригационные цивилизации" древности: Египет, Месопотамия, Китай и т.д. Здесь государство, государственность возникает в результате хозяйственной необходимости организовать массовый труд оптимальным образом. Эта оптимальность выражается в установлении начальников - руководителей ирригационных работ. Затем эта структура получает окраску политического господства одних над другими. Такой тип господства сходит на нет с началом эпохи эллинизма - со смертью Александра Македонского. Но в Новом Свете, в Америке, этот тип государства держится до прихода туда конкистадоров.

Две другие модели возникновения протогосударственного союза обусловлены уже взаимодействием этноса с другим этно-сом. Таких форм взаимодействия две. Одна заключается в спе-циальной организации родоплеменного общества для доетиже-ния целей завоевания других племен и народов. Другая - прямо противоположная первой, состоит в организации, созданной для защиты себя от завоеваний. Резкой грани между этими формами нет. Одна свободно перетекает в другую и наоборот. Единственно, что необходимо пояснить здесь: то, что вторая форма отдаленно напоминает колоиню. Но только отдаленно. На самом деле, колония есть форма систематического грабежа, высасывания соков, и в этой рациональной оболочке есть плод западной культуры относительно недавнего прошлого. Чистая древняя форма протогосударственного союза, созданная для защиты от завоеваний, допускает периодическое ограбление, разорение территории, после которого обязательно следует промежуток времени, необходимый для восстановления сил.

Все три формы возникновения протогосударственных союзов достигают своей цели, т.е. действительного своего существования, только при одном условии: когда в этносе, создавшем этот союз, проявляется осознание собственного положения в мире, когда у него появляется идея государства.

У славян мы наблюдаем постоянное перетекание одной модели государственного союза в другую, пока обособившиеся ветви славянства не создают собственных узко этнических государственных объединений, ставших впоследствии основами современных славянских государств Центральной Европы и Балканского полуострова.

Изначально же мы видим лишь слабые начала государственности у славян. Мы можем предположить, что скифы, и позднее савроматы, для собирания дани с подвластных славянских племен могли спрессовать их в определенную общность. Гораздо легче брать дань с крупных поселений и родов, чем вылавливать людей по одиночке да еще в такой непроходимой тайге, которой была покрыта раньше вся Центральная и Восточная Европа.

Занятие славян земледелием, возможно, способствовало то что часть их была, так наз. скифами-пахарями - на возмож-ность этого указывал П.Н.Третьяков. Сверх того, он делал предпмржение, что восточная ветвь славят их южная часть является наследницей скифо-сапроматской культуры, ибо ассимилировала часть этих кочевых арийских народов. Ассими-ляция предполагает сглаживание стереотипов поведения, соответственно выработку новых стереотипов, возникает новое движение в сфере общественного строительства.

Но это все предположения. Единственно дошедшие до нас зримые факты взаимодействия скифов и славян - этноним скифов. Шафарик уверяет, что греки так называли сколотов (самоназвание скифов) от искаженного славянского "СКУФЬ", по аналогии с чудью.

Следующим этносом, который мог оказать в эпоху до Р.Х. влияние на славянский протоэтнос, были кельты. На это указывает топонимика Богемии, занятой чехами; сама страна эта, равно как и Бавария, получила свое название от кельтского племени боев - Bojohaemum. Ведя постоянные грабительские набеги на соседние племена, кельты (бои и скордиски) познакомили славян с таким оружием защиты как щит: Pafais -ПАВЕЗА. Вместе с тем отдаленность времен и главное - деяния готов - заслонили те, достаточно непрочные формы государст-венности, которые могли быть таким образом выработаны у разных ответвлений протославян.

Наиболее достоверные данные о славянских государствен-ных союзах мы имеем только из эпохи готов, особенно их господства в Причерноморье. Чтобы облегчить наш анализ, приведем хотя бы краткую хронологию истории готов в Причерноморье.

Итак, 215 год - император Каракалла свидетельствует о том, как по дороге в Малую Азию он разогнал встретившуюся на его пути шайку оборванцев, которые назвали себя "готами". С 222 по 235 годы в царствование Александра Севера готы захватывают часть Дакии; получив в 249 году выкуп с империи, они возвращаются в свои степи. Три года спустя готы наголову разбивают легионы императора Деция близ Варны. В этом же году они захватывают Крым. В этот период готы делятся на две отрасли-Остготов и визиготов. Между ними вспыхивают междуусобицы. Эпоха готов интересна тем, что имеются точные сведения о сущест-вовании государственного союза славян - Антах. В антах виден очередной парадокс русской истории. Этноним анты не славянский. Антский союзпережил готов и гуннов. Все время его существования заняло период с 375 г. (первое упоминание об атах) до 602 года oт Р.Х. (последнее упоминание об ангах). Вместе с гуннами славяне заняли Паннонию, где их нашли послы византийского императора посланные к Атилле. Последний господствовал в течение почти 20 лет с 435 по 453 годы, распространив свое влияние на всю Центральную Европу. Только битва на Каталаунских полях, проигранная Атиллой, не позволила ему продвинуться в Галлию. Получилась весьма интересная ситуа-ция, когда руками гуннов анты и другие славянские племена сбросили иго готов и сами организовали собственные протого-сударственные союзы по подобию готов, т.е. стали вести зах-хватнические, грабительские походы. Тип же таких государств можно охарактеризовать как родо-племенную монархию.

Что касается общественного строя антов, то мы знаем, что у них уже сложилась наследственная родовая монархия. Они знают и родовую демократию - все дела решают на народном собрании. Договорного рабства они не знают, а только плен в качестве его источника. Ант-раб, вступив на землю предков, автоматически становился свободным, аналогичное постанов-ление можем отыскать, например, в кодексе царя Хаммурапи. Маврикий отмечал, что анты знают кровную месть.

Для нас авары (псевдоавары) интересны тем, что смогли продержаться в Центральной Европе дольше готов и гуннов, что объясняется их высокой воинской техникой и тем, что к ним в конце VI ст., в 598 г. подошли родственные племена русских и других славян. Причем воздействие их было чрезвычайно агрессивно, они отправлялись на зимовку в славянские поселения, становились там военным постоем, при этом творя насилия и бесчинства, на лето же они откочевывали обратно в Паннонские степи.

Шахматов предположил, что авары имели род особоых чинов-ников, которым аварский каган поручал собирать дань. В резуль-тате такого давления славяне должны были консолидироваться, но на инойоснове, чем антский союз. Анты в начале 7 столетия были разгромлены аварами и не могли создать уже у себя прочной организации - они вернулись к тому, с чего начинали, к родопле-менной розни и бродяжнической жизни. С гибелью союза антов мы видим появление нового племенного союза под началом кн. Само.

Есть сведения о том, что славяне знали какие-то собственные протогосударственные объединения. В частности есть мнение, что это племенной союз волынян-древлян во главе с князем Малом или его династией.

В образовании древнерусского государства ведущую роль сыграли три главных этноса: норманны, хазары и собственно Русь.

Арабские писатели раннего средневековья дают бесценный материал для подтверждения нашей догадки. Абу Исхан аль Истахри аль Фарси, писатель Х столетия, пишет: "Русы состоят из трех племен, из коих одно ближе к Булгару, а царь его живет в городе, называемом Куяба, который город больше Булгара; а другое племя называют Славия и еще племя называют Артания, царь его находится в Арте. Купцы прибывают в Куябу. Что же касается Арты, то никто чуда не входит, ибо они (жители) убивают всякого чужестранца, путешествующего по их земле; только что они спускаются по воде и торгуют, но никому не рассказывают о своих делах и не допускают никого проводить их. Из Арты вывозят черного соболя и свинец. Русы сожигают тела своих, когда умирают, а с богатыми их сожигаются девушки для блаженства душ своих. Одежда их - короткие куртки. Арта находится между Хазаром и Великим Булгаром, который граничит с Румом к северу. Они многочисленны и сильны.

Сверх трех племенных центров, из которых впоследствии сложилось древнее русское государство, мы отметим существо-вания и четвертого - Тмутараканскую Русь. В.А.Пархоменко видел в ней особую колонию славян и русов в земле хазар. Надо заметить, что подобное утверждение основано на отождествле-нии Львом Диаконом этнической родины русов Святослава с районом Боспора Киммерийского (Керченского пролива). В договоре Игоря с греками 945 года есть достаточно странная, статья 10, которой князь русов обязуется защищать Крым от набегов черных болгар; ему запрещено зимовать в устье Днепра, а грекам там разрешено там рыбачить.

Общественный строй вышепоименованных племенных центров: Куябы, Славии и Артании, как чисто славянских по основной массе своего населения, должен был напоминать патриархальную монархию с сильными элементами народоправства. Во всяком случае, несомненно, что норманны-колонисты, о которых имеем достаточно сведений в скандинав-ских сагах, только укрепили вечевой элемент на севере - в Новгородской земле. Сверх того, по свидетельству Титмара Мерзебургского, норманны составляли большинство населения русских городов еще в Х столетии. Этим, очевидно, можно объяснить и тот факт, замеченный А.В. Арциховским, что в Киеве, например, арабские монеты перестают попадаться с Х в.; когда с этого времени начинают встречаться исключительно монеты Западной Европы - Русов с давними связями с Восто-ком сменили норманны со связями с Западом. Следовательно, Тинги скандинавов, безусловно, должны были наложиться на вече славян. Вече встречаем и у древлян. Нестор говорит: "Сдумаше древляне с князем своим Малом". Вече устраивают и поляне, решая вопрос о том, платить или не платить хазарам дань, и если платить, то чем.

Дружина князя как отличительная особенность русского государства, несомненно, только укрепила элемент центральной власти, в противовес власти славянских князьков -архонтов, о которых говорит император Маврикий. Вместе с тем, в лице воеводы - второго лица после князя мы можем видеть влияние Великой Степи, а именно хазар. Для германских и славянских дружин - это не характерно, чтобы строго монархический принцип личного вождизма князя или конунга конкурировал с властью второго человека. У хазар, наоборот, находим именно этот принцип "двойственности верховной власти".

Хакан или каган хазар реальной властью, как известно, не обладал - он был номинальным владыкой. Вся власть принадле-жала беку - некий аналог визиря у арабов. Дело доходило доходило даже до того, что если каган правил более чем 40 лет, его убивали и на престол вступал новый каган, вне зависимости от своего имущественного положения. Главное, чтобы он был рода каганов. (Григорьев В.В., Ук. соч., С. 75). Несомненно, воевода князя, особенно такой, о ком до нас дошли сведения, например, знаменитый Свенельд Игоря, знаменитый не только тем, что мог поспорить богатством с самим великим Киевским князем, но и руками Ярополка отомстить Олегу за смерть своего сына Люта Свенельдича играл огромную роль при его дворе.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/

www.coolreferat.com


Смотрите также