Колесница древнего египта. Око Ра - боевая небесная колесница в древнем Египте - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Боевые колесницы Древнего мира – прототип современной военной техники. Колесница древнего египта


Боевые колесницы Древнего мира – прототип современной военной техники

Боевые колесницы Древнего мира – прототип современной военной техники

Боевые колесницы… Их использовали в большом количестве в странах Древнего мира, в частности, Древнего Востока – в Египте, Ассирии, Персии, Риме, Греции. Воины на таких колесницах составляли специальные отряды, которые выступали впереди или на флангах пехоты. Основной задачей таких отрядов была дезорганизация войск противника с целью их дальнейшего разгрома кавалерией и пехотой. И очень часто именно по количеству колесниц судили в общем о могуществе армии.

По мнению современных историков, первые колесницы были построены в 2300 году до нашей эры на территории Месопотамии, однако никаких документальных подтверждений этим догадкам не существует. К тому же, если внимательно рассмотреть сохранившиеся барельефы, то складывается впечатление, что в первых повозках были запряжены вовсе не лошади, а скорее ослы. Такое предположение вполне имеет право на жизнь, поскольку первые лошади, которые были похожи на современных, появились только во втором тысячелетии до нашей эры. Уже ассирийские и египетские воины использовали в своих колесницах лошадей, рост которых составлял около 160 сантиметров, а вес – около 500 килограммов.

Тяжелые ассирийские колесницы

Со временем колесницы совершенствовались, появлялись новые их виды. Вскоре появились боевые и грузовые колесницы. По мнению некоторых историков, кроме колесниц существовали собственно и повозки, но они были изобретены не только в Месопотамии, но и на Кавказе. Но при этом необходимо отметить, что и конструкция, и названия деталей и частей были идентичными, что дает право предполагать, что центр их создания был единым.

Что касается технологии постройки колесниц, то она постоянно развивалась. И если первые колесницы, которые появились в Месопотамии, были очень громоздкими и тяжелыми платформами, на которых размещались лучники или метатели дротиков, то в Египте, к примеру, уже использовались легкие повозки, обладающие большой маневренностью, которые использовались не только для стрелков, но и сами по себе были серьезным оружием.

В Древнем мире строительству колесниц уделяли большое значение. Об этом свидетельствует, к примеру, тот факт, что для их изготовления в Египте использовали такие породы дерева, как береза, вяз, сосна, ясень. Но такие деревья не растут в данной местности, а доставить их по тем временам считалось не простой задачей.

К тому же, в отдельных местностях колесницы делали на заказ. Так, археологи обнаружили большое количество колесниц на острове Крит (около 500 колесниц). Но если внимательно изучить рельеф острова, то становится понятно, что использовать такое средство передвижения в условиях гористой местности невозможно. Поэтому, согласно предположению немецкого ученого Г.Бокиша, повозки с Крита экспортировали в другие государства.

Необходимо подчеркнуть и то, что изобретение колесниц произвело настоящий фурор в военном деле. По сути, они стали основой большого количества армий, решая при этом исход не только отдельных битв и сражений. От них зависели судьбы целых государств.

Были известны колесницы нескольких видов: с двумя колесами с одной или двумя лошадьми в упряжке, с двумя или четырьмя колесами и четверкой лошадей в упряжке. Колесницы древних греков отличались тем, что кузов их был расположен на невысоких колесах. В передней части располагались перила для закрепления вожжей. Задняя часть повозок была открыта. Это давало возможность воинам заскакивать и соскакивать на ходу. Такая колесница называлась троянской. Существовала еще сложная колесница, которую называли персидской. Она отличалась значительно большими размерами, с каждой стороны были приделаны перила, к осям крепились ножи, а к дышлу – копья.

Наибольшее распространение использование колесниц получило в Египте и Хеттском царстве, которые находились в состоянии постоянной войны друг с другом, поэтому вынуждены были постоянно совершенствовать свою военную мощь. И вот, наконец, наступил решающий момент в их противостоянии. По одним данным, решающее сражение произошло в 1296 году, по другим – в 1312 году до нашей эры.

К этому времени в распоряжении обоих государств были мощные армии, а также усовершенствованные виды боевых колесниц. Именно они сыграли решающую роль в исходе битвы. Битва при Кадеше стала первой битвой, ход которой возможно проследить до мельчайших подробностей благодаря записям летописца Рамсеса II, а также увидеть, какая роль была отведена колесницам.

Силы в обеих армиях были примерно одинаковыми – по 20 тысяч воинов и порядка две с половиной тысячи колесниц у каждой стороны. Они объединялись в отряды по 10, 30 и 50 колесниц. Совершенствование повозок заключалось в том, что в колесах использовалось уже по 8 спиц, а длина оси, которая выступала по краям колес, была значительно увеличена, и представляла собой длинные острые ножи, которые были грозным оружием, особенно применительно к пехоте противника. Подобные ножи крепились и спереди колесницы. Правил колесницей возница, возле него – воин из знатного рода.

Между колесницами египтян и хеттов существовали определенные различия, египетские повозки были более маневренными, в то время как хеттские – более мощными.

И сейчас совершенно не важно, кто одержал победу в той битве, ученые склоняются к мысли, что она закончилась «в ничью», поскольку в дальнейшем правители двух государств заключили договор о ненападении и оказании помощи в случае необходимости. Главное – это то, какую роль сыграли боевые колесницы, и как дальше происходило их совершенствование. Уже через некоторое время их везли не две, а четыре, шесть лошадей. Кроме того, они превратились в серпоносные.

Серпоносные колесницы, по свидетельствам историков, появились примерно в 479-401 годах до нашей эры. Основная их задача, в отличие от простых боевых колесниц, заключалась в том, чтобы оказывать психологическое воздействие на пехоту противника в ходе лобовой атаки на поражение. Понятно, что новый вид повозок требовал создания нового вида войск, в которых бойцы были бы бесстрашными, не боялись идти на прямое столкновение с врагом даже при отсутствии поддержки своих войск.

Впервые серпоносные квадриги были использованы в битве при Кунаксе, которая произошла между претендентами на престол Ахаменидской империи царем Артаксерксом II и его братом Киром Младшим. Именно исходя из описаний этого сражения, можно представить себе, как выглядела данная колесница. У нее были большие колеса, которые вращались вокруг оси, длина которой была рассчитана на 4 лошади. К каждой оси крепились серпы длиной порядка 90 сантиметров. Кроме того, к низу оси крепилось еще два вертикальных серпа.

В дальнейшем серпоносные квадриги использовались уже в битве при Даскелиоке между персами и греками в 395 году до нашей эры, а также в битве при Гавгамелах между Александром Македонским и Дарием III.

Но при этом необходимо отметить, что такие колесницы были недостаточно универсальны в битвах, поскольку требовали ровной поверхности. И, по сути, они больше играли роль психологического оружия, поскольку реальные потери от использования серпоносных квадриг были незначительными.

Поэтому и не удивительно, что со временем боевые колесницы все реже стали использовать в битвах, а позже они и вовсе исчезли из боевых построений.

Использованы материалы:http://x-files.org.ua/articles.php?article_id=2687http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EB%E5%F1%ED%E8%F6%E0

topwar.ru

Забытая реальность — Супероружие древнего мира: история колесниц.

Археологи Е Лоуренс и Леонард Вулли перед плитой хеттов на раскопках в Кархемише близ Алеппо, до начала Первой мировой войны. На плите изображён лучник на колеснице. 
Стандарт Ура, XXVI века до нашей эры. Нижняя панель показывает колесницы в действии. 
Кибела в колеснице со львами (справа). Выше бог Солнца и небесные объекты. Ай Ханум, Бактрия (Афганистан), 2 г. до н.э.
Сцена из Ашурбанипала (668-627 гг. до н.э.), взятие эламского города Hamaru. Ассирийская колесница с возницей и лучником, которых защищают щитами воины. Ассирийский рельеф из Ниневии, алебастр, около 650 г. до нашей эры.
Рамзес II в битве при Кадес едет на колеснице (рельеф в Абу-Симбел). 
Битва на колесницах, Каркемиш, IX век до нашей эры; базальтовый рельеф.
Колесницы часто ассоциируются с древней египетской цивилизацией. Их использовали в качестве оружия во время Нового царства. Многие считают колесницу супероружием древнего мира.

Некоторые полагают, что колесницы были созданы во время вторжения гиксосов (хотя нет никаких фактических доказательств в поддержку этой гипотезы). История колесницы, однако, началась за тысячу лет до её появления в древнем Египте. Нужно отправиться на запад Египта, чтобы обнаружить её древние корни.

В 1927-1928 гг. британский археолог Леонард Вулли проводил раскопки королевского кладбища Ура, расположенного на территории современного Ирака. Он обнаружил артефакт, известный сегодня как королевский стандарт Ура (третье тысячелетие до нашей эры). На одной стороне этого артефакта изображена месопотамская военная машина, похожая на четырёхколесную повозку, которую тянут четыре осла.

Художник даже показал, как используется это оружие, изобразив его в различных состояниях движения. Ослы сначала идут, потом бегут, а затем скачут. Для уточнения, что это было оружие войны, художник добавил растоптанных врагов под колесницей.

Это одно из самых ранних известных изображений колесницы, хотя она сильно отличается от тех, которые использовались египтянами. Помимо того, было четыре, а не два колеса, другое отличие в том, что колеса месопотамских колесниц были сплошными, а не со спицами. В некотором смысле это можно рассматривать как протоколесницу.

Принято считать, что конструкция колеса была в дальнейшем усовершенствована на Ближнем Востоке, колесница стала такой, с какой мы больше знакомы сегодня. Изображение колесницы можно видеть, например, на анатолийских печатях второго тысячелетия до нашей эры.

В отличие от своих месопотамских предшественников, эти колесницы имеют колёса с четырьмя спицами. Авторы археологического исследования предположили, что этот этап развития колесниц проходил в более ранние времена в степях Евразии. Раскопки курганов культуры Синташта-Петровка дали объекты, напоминающие части колесницы.

В то время как сама колесница сгнила и превратилась в пыль, нижние части колёс оставили отпечатки на земляном полу погребальной камеры. Некоторые части колесницы сохранились. Археологи отметили, что эта колесница, возможно, была использована не в военных походах, а в ритуальных гонках, которые были обычной арийской практикой.

Колесница была больше, чем просто эффективной машиной для убийства. В IX веке до нашей эры колесницы использовались в составе ударных войск ассирийцев. Позже колесницы на поле боя заменила более эффективная кавалерия. Тем не менее колесницы ещё сохранились у ассирийцев. Вместо военных кампаний их использовали в различных церемониях.

На рельефе, украшающем зал во дворце Ашурбанипала в Ниневии, изображён царь на колеснице (увенчанный зонтом) во время депортации врагов. Другой рельеф из дворца показывает, что колесницы также использовались ассирийцами во время охоты львов. В египетской гробнице Амарна есть рельеф, на котором изображён фараон Эхнатон и его жена Нефертити, едущие на колеснице.

Другие фараоны, однако, использовали колесницы во время войны. Самым известным, возможно, является Рамсес II. В битве при Кадес, и у египтян, и их врагов хеттов, были колесницы. Колесницы египтян, однако, сильно отличались от колесниц хеттов. Египетские колесницы были легче и быстрее.

Египетские колесницы использовались в основном для защиты пехоты, и территории Египта и Ханаана не подходили для развёртывания тяжёлых колесниц. Египетские колесницы использовались в качестве мобильных платформ для ведения огня.

Воины на колеснице были вооружены луками и стрелами, а также несколькими короткими копьями, они обрушивали на врага град стрел. Кроме того, колесницы также идеально подходили для того, чтобы догонять и поражать бегущего противника.

Большинство людей знают об использовании колесниц в древности на Ближнем Востоке, меньше известно о том, что колесницы были и в других древних государствах. Об этом мы расскажем в следующей статье.

xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai

средство передвижение и боевая единица

Колесница – древнее средство передвижения, единица вооружения и транспорт царей, двухколесная повозка (двуколка), использующая как движущую силу скаковых животных (в основном лошадей).

Самые ранние колесницы были в ходу уже в 5 тысячелетии до н.э. Колесницы использовались —

  • культура воронковидных кубков (V тыс. до н.э.),
  • ямной культурой (IV тыс. до н.э.),
  • синташта (III тыс. до н.э.),
  • шумеры (III тыс. до н.э.).

Принято говорить, что впервые колесница появилась в Древнем Египте в 18 столетии до нашей эры. По письменным источникам установлено, что фараон Тутмос III в битве при Меггидо против ханаанских царей лично возглавлял боевые колесницы. А самая крупная битва колесниц (около 7 тысяч) состоялась при Кадеше в 1299 году до н.э.

В Китае и Индии одна колесница приходилась на 100 солдат. В Ассирии — на 200. В Египте конца II тыс. до н.э. — на 50. В сухопутной армии Карфагена — даже одна на 20 солдат. Есть указания, что у хеттов колесница приходилась даже на 10 человек, но это маловероятно.

В VIII в. до н.э. ассирийцы изобрели совершенно новые запряжки колесниц. Во первых, было запряжено уже 4 лошади, а в колеснице размещалось до 4 воинов. Кстати, именно такое вооружение после дало преимущество хеттам перед Египтом.

Но уже во II тыс. до н.э. от колесниц пришлось частично отказаться. В то время уже освоили верховую езду, и по экономическим подсчетам намного выгоднее были 2 всадника на лошадях, нежели в колеснице. Сами колесницы было на то время высокотехнологичным и дорогостоящим изделием.

Также в основном из-за экономических причин колесницы стали уходить в прошлое, несмотря на явный фактор преимущества. По подсчетам 6000 человек пехоты и 200 колесниц могли уничтожить армию пехоты численностью в 10 тыс.

Еще одна функция, которую выполняли колесницы кроме военных и сакральных, спортивная. Такие колесницы имели открытую верхнюю часть. Наибольшие соревнования происходили в Риме на ипподроме и с вместительностью 150 тыс. зрителей.

Штандарт мира и войны. Ур, ок 2200 г. до н.э.

Штандарт мира и войны. Ур, ок 2200 г. до н.э.

Рамсес II в битве при Кадеше. Храм Абу-Симбел.

Рамсес II в битве при Кадеше. Храм Абу-Симбел.

Фигурка колесничего, найденная в Хараппе.

Фигурка колесничего, найденная в Хараппе. Ок. 2000 г до н.э.

Два воина на колеснице, в шлемах из клыков кабана

Два воина на колеснице, в шлемах из клыков кабана. Фреска из Пилоса. Ок. 1350 г. до н.э.

Расскажи друзьям:

Оцени:

Загрузка...

civilka.ru

Боевые колесницы - это... Что такое Боевые колесницы?

Колесница появилась на юге Европы, в Причерноморье и в Индии.

Колесница — большой колёсный экипаж, использовавший как движущую силу скаковых животных.

История

Изобретение колесниц

Колесницы были древнейшим способом использования лошадей на войне, а также древнейшим видом военной техники вообще. Как свидетельствуют древнейшие модели запряжек и Тель-Халафское изображение, появились они около второй половины четвёртого тыс. до нашей эры.

Для создания колесниц требовалось два изобретения: возможность управлять животными из кузова и колесо. Их-то, предположительно, изобрели шумеры. Первоначально, тягловой силой были ослы и онагры. Самым ранним вариантом "боевой колесницы" был транспортный возок-арсенал, возимый на поле боя за командиром и лучшими воинами. Но достаточно быстро "прото-колесничие" оценили преимущества передвижения на поле боя перед собственно рукопашной схваткой - они сели в кузова, которые продолжали возить возницы-щитоносцы. В момоент рукопашной, возницы держали повозку возле места боя и подавали своим "рыцарям" новое вооружение взамен сломаного (медь, камень и непрочное дерево легко ломались). Для повышения мобильности возничих так же начали усаживать в кузова запряжек. Это была первая функция боевых колесниц - транспортная.

Одновременно с транспортно-маневренной функцией у нового рода оружия появилась и вторая: при сближении с противником воины из кузовов запряжек могли метать дротики и стрелять из лука (в Междуречье этого периода лук был крайне редким оружием, только после изобретения аккадского треугольного лука это оружие стало весьма массовым). То есть, запряжка стала "подвижной огневой точкой".

Тогда же появилась и третья функция боевых колесниц - ударная. Она появилась в середине третьего тыс. до н. э. как ответ на появившуюся месопотамскую протофалангу. ударные колесница имели двухместный кузов и была двухосными, в отличие от более раннеих одноосных. Они включали такой характерный элемент конструкции, как высокий щит, защищавший спереди экипаж из двух человек. К колеснице крепилась коробка с запасом дротиков.

Изображение шумерской ударной колесницы, Урский штандарт, ок. 2500 г. до н. э.

Основным оружием этой колесницы был не воин, а дышло и копыта животных. Хотя эта колесница и не могла ещё развить высокую скорость, удар по достаточно плотному пехотному строю его опрокидывал.

Отметим, что после установления в 23 в. до н. э. власти династии Аккаде, в связи с изменением структуры армии в Междуречье превалирующими функциями боевых запряжек стали стрелковая и транспортная.

Следующим революционным для боевой колесницы шагом было изобретение удил. До этого ослы управлялись калькой с бычей упряжки. Именно то позволило запрячь в колесницу лошадей (ослов гор, как их называли в Междуречье), которые как домание животные стойлового содержания (верховой езды ещё не было - следовательно невозможно табунное разведение) были известны скотоводам степи и лесостепи Евразии уже несколько сот лет.

Именно конная упряжка создала из колесницы грозное и всесокрушающее оружие, встяхнувшее всю Ойкумену. Произошло это в первой четверти второго тыс. до н. э. Именно тогда колесница перестала быть локальным явлением Междуречья с стала вершительницей судеб народов - арии на "громовых запряжках" ворвались в долину Инда, шаньцы в 18 в.до н. э. захватили Китай (вернее центральную часть нынешнего Китая), в Европе носители культуры терра-мар и иже с ними значительно потеснили автохтонов в горы и леса. Египту так же досталось, но не от степняков Евразии, а от ближневосточных кочевников (гиксосов), весьма быстро принявших на вооружение конные колесницы.

Именно сплав месопотамской колесницы и "арийской" лошади создали "классическую" колесницу. Вероятно, центров появления конной боевой колесницы было два: север Балкан (Баденская культура) и раён северо-восточного Ирана. Недавно найденные на Южном Урале захоронения с колесницами позволили чётко увязать ближневосточные и дальневосточные запряжки начала второго тыс. до н. э. Как известно, арийские племена хоронили своих воинов вместе с лошадьми прямо в колесницах. Древнейшая известная ученым колесница классического типа не из Междуречья обнаружена в районе Кривого Озера (Челябинская область), на археологическом объекте синташтинской культуры, и датируется 2000 г. до н. э.

Арийский способ боя, с достаточно большей долей вероятности можно реконструировать как смесь транспортной и стрелковой функций, благо высокая скорость запряжек (в Иране на рубеже 3-го - 2-го тыс. изобрели колесо со спицами (по крайней мере, самое раннее изображение такого колеса именно оттуда)) этому весьма способствало. Судя по археологическим данным "раннебалканский" вариант применения колесниц имел достаточно глубокие "шумерские" корни - боевые запряжки через Малую Азию в Южную Европу попали именно в варианте двуосников, да и позднее кельты - прямые наследники Баденской культуры, помимо одноосных "восточных" типов колесниц до самого позднего времени использовали двуосные "боевые телеги", причём в ударном варианте (Тит Ливий кн. 10).

Египетские колесницы

Кавалерия Древнего Египта

Начиная с середины второго тыс. до н. э. "арийская" традиция применения боевых колесниц начала дифференцироваться на "восточную" и "западную". Отличительной особенностью "восточной" стало то, что главной функцией "кшатриев" стал дистанционный обстрел противника из лука, а спешивание осуществлялось как второстепенный приём. (Махабхарата, Сыма-Цянь Исторические записки, Древнеегипетские изображения, особенно в Карнаке и Луксоре).

"Западная" традиция наоборот, стала "драгунской", при стрельбе и метании с колесниц как вспомогателных действиях (Илиада, греческие мзображения Микенского периодов, Пилосский архив).

Отсутствие в "арийской" традиции ударного элемента обусловлена отсутствием в этот период цели для подобных колесниц - в Евразии первой половины второго тыс. до н. э. практически не было строёв, подобных фаланге. Исключение составлял Египет со своей знаменитой пехотой, но туда не добрался даже отголосок шумерских двуосников. Поэтому новое изобретение ударной колесницы в этом регионе случилось только через тысячу лет.

При гиксосских фараонах, и после свержения этой династии, главной силой египетского войска стали двухместные колесницы, подобные тем, что в ту пору составляли и ядро месопотамских армий, перевооружённых на "арийский" лад.

15 мая 1468 до н. э. состоялась первая документированная битва в истории -Мегиддо где египетский фараон Тутмос III сражался против ханаанских царей. Блестящий полководец, Тутмос III, лично возглавляя размещенные по центру боевые колесницы, наголову разбил разрозненные сирийско-палестинские войска.

Самой крупной колесничной битвой в древней истории считается Битва при Кадеше (1299 г. до н. э.), в которой со стороны египтян, хеттов и сирийцев участвовало до семи тысяч колесниц.

В конце второго тыс. до н. э. человечество освоило верховую езду. это не отменило боевые колесницы, тем более, что и способы применения, и возможности у этих родов войск были разные. Но с экономической точки зрения кавалерия нанесла сокрушительный удар по колесницам: два всадника хот и куда менее эффективны чем одна колесница, но несравнимо дешевле. В кочевой среде это сразу же уничтожило колесницу - даже путём неимоверного напряжения всех производственных сил запряжками можно было обеспечить не более 10% воинов, а вообще и меньше - при захвате шаньцами среднего течения Хуанхэ на 6000 пехоты приходилось всего 200 запряжек. А посадив всех 6400 человек на лошадей можно было получить невероятно мобильный, хотя и не очень сильный отряд (как показал опыт противостояния того же Китая и кочевников, когда войска сходились в стратегически равных условиях(все одинакого сыты отдохнувши и здоровы), 6000 пехоты и 200 колесниц всегда били 10000 всадников, другое дело, на то они и кавалеристы, чтобы вступать в бой только тогда, когда пехотинцы падали с ног тот усталости, а лошади запряжек от бескормицы).

Именно поэому звезда "классических" колесниц начала постепенно клонится к упадку: "западно-арийский" вариант быстрее, "восточно-арийский" медленнее.

С военной точки зрения отказываться от колесниц было полной бессмыслицей, но когда в Греции, а затем и в Италии исчезла социальная группа, выезжающая в битву на колесницах, умерли и колесницы. И тут даже дело не в появлении классической фаланги - в той же Италии класическое манипульное построение создавалось именнодля взаимодействия с собственными колесничими частями, а в ближнем бою легион великолепно перистраивался в единый строй, а исключительно в социально-экономических причинах.

Показательно, что южные кельты (галлы) и островные (британцы и ирландцы) прекрасно сохранили и развили навык колесничего боя, сплавив воедино шумеро-малоазиатские и аккадо-арийские принципы их применения, к тому же с прибавлением очень сильной кавалерии именно потому, что вплодь до римского завоевания (а в ирландии и до скандинавского) у них сохранилась не просто богатая (всадники), а очень богатая (колесничие) и многочисленная знать. Например, после второй высадки Цезаря в Британии и неудачных для островитян авангардных боёв пехота британцев была распущена по домам, а сопртивлялись летучие отряды, численность которых была такова: 6000 всадников и 4000 колесниц (Гай Юлий Цезарь Записки о галльской войне). И римлянам было очень сложно с ними бороться - конница отсекала лёгкие силы, колесницы при сближении испеользовались как стрелковые помосты, а при прямой атаке или обороне воины из кузовов спешивались и строились в фалангоподобный строй, легко опракидывающий растянутого или огорошеного противника. Сложился устойчивый тандем: лёгкая колесница - кавалерия.

"Восточно-арийский" способ применения колесниц сдал свои права только в тех регионах, где не было развитой экономики - в Китае колесницы благополучно просуществовали как полноправный род оружия до монгольского завоевания, в Индии, в некоторых районах, итого позже, разумеется, они уже сильно отличались от первоначальной конструкции, но функцию подвижной стрелковой точки сохранили.

На Ближнем Востоке колесничим апофеозом стало время Новоассирийского царства, когда в грандиознейших битвах сходилась масса колесниц в два, а то и в три раза большая, чем под Кадешем - например в битве при Каркаре (8-й в. до н. э.) только со стороны антиассирийских союзников было почти 15000 колесниц, не считая остальных сил (более 40000 всадников и около 100000 пехоты). Судя по некоторым данным имено ассирийцы, воюя с египтянами, вновь изобрели ударные запряжки, но уже на принципиально ином уровне. Основным типом колесниц ассирийцев были запряжки четвернёй с увеличиным в размерах корпусом, в которых размещалось 3-4 воина, причём один из них обязательно был щитоносцем. Подобное "утяжеление" запряжек произошло ещё у потивников Египта хеттов.

Китай, кстати, пошёл несколько иным путём: колесницы из оружия наступательного постепенно стали становиться оружием оборонительным - когда отряды в 5-7 колесниц начали выполнять роль "крепостных башен" в тех живых стенах, которыми перегораживала поля сражений пехота. Именно поэтому, дополнительные поражающие элементы на дальневосточных запряжках выполняли роль подвижных рогаток, а не предназначались для сокрушения вражеских строёв.

Похожая тенденция наблюдалась и в центральной Индии, но там тяжёлые запряжки начали увеличивать в высоту и ставить позади традиционных индийских пехотных "цепей" (как по другому назвать этот строй, когда на один погонный метр фронта приходится 3-4 пехотинца).

Но помимо тяжёлых стрелковых запряжек и в Индии, и в Китае продолжали бытовать лёгкие, тактически соединённые со всадниками, как это практиковалось и в кельтской Британии. Надо заметить, что тандем: лёгкие запряжки - конница был у лидийцев и в Урарту.

Надо отметить, что в Греции колесничая традиция не подверглась полному забвению - на севере в Беотии и Фессалии колесничие формироваия посуществовали по крайней мере до персидского нашествия (Плутарх Жизнеописание Пелопида), да и позднее, на примере Киренаики Эней-тактик (4 в. до н. э.) настоятельно советовал создавать колесничие отряды, но не для действий в бою как раньше, а для быстрого оперативного маневра, когда непосредственно в сражении из кузовов колесниц делается подобие засеки оглоблями вперёд, а воины вместе с возницами создают единую фалангу.

Разумеется, помимо боевой функции колесницы выполняли сакральную, а в Европе ещё и спортивную. Недаром римский триумфатор въезжал в город на колеснице.

В транспортныхи спортивных колесницах ездили 1-2 человека. Среди колесниц наибольшей популярностью пользовались carrus. Верхняя часть такой повозки была открыта, а передняя закрыта. В ней обычно ехали возница и пассажир. Колесница, в которую запрягались две лошади, называлась biga (бига), три лошади — triga (трига), четыре лошади — quadriga (квадрига). Колесный бандаж делался из железа. Когда колесницы не использовались, колеса с них снимались для лучшей сохранности.

В Риме колесничные гонки устраивались главным образом на гигантском ипподроме Циркус Максимус, который имел сидячие места для 150 000 зрителей и располагался в долине между холмами Палатин и Авентин. Возможно, Циркус Максимус ведёт свою историю ещё от этрусков, но около 50 года до н. э. Юлий Цезарь перестроил его, увеличив до 600 метров в длину и 225 метров в ширину. Колесницы запрягались четверней («квадрига», quadriga) или парой («бига», biga), но более важными считались, конечно, гонки на четвернях. Иногда, если колесничий хотел продемонстрировать своё мастерство, он мог запрячь до 10 лошадей сразу, но управлять такой "гроздью" было крайне сложно. В частности, Митридат Евпатор гордился тем, что на торжественных выездах он единолично управлял запряжкой из 16 лошадей (Аппиан).

Северо-восточная Индия, куда дошёл Александр Македонский, ещё не вооружилась тяжёлыми экипажами. покахательно, что в битве с царём Пором (Пуаравой, по Индийски), было только 300 лёгких колесниц, действующих совместно с конницев в русле традиционных индо-персидских тактических решений, что против Македонца было совершенно неприемлемо.

И в Китае, и в Риме примерно в одно и тоже время (3-5 вв. н. э.) на основе колесницы было создано специфическое оружие - подвижный лафет для лёгкой метательной установки, причём, если баллиста-арбалет были относительно небольшими, то расчёт полностью находился в кузове и мог стрелять на ходу. Подобные конструкции, а частности в Европе дожили до позднего средневековья (итальянские "батареи" - повозки со стрелками и станковыми арбалетами, а позже и с 1-2 лёгкими пушками).

Помимо использования колесниц в Китае и Корее в оборонительных целях, особенно против кавалерииности для защиты на марше и прикрытия лагеря в Средневековье и особенно активно в борьбе против киданей[1], военная мысль попыталась возродить пограничные конно-колесничие корпуса, но удачно реализовать этот замысел не удалось из-за недостачи лошадей (Школяр Китайская доогнестрельная артиллерия М.: Наука, 1980 г.).

Серпоносные колесницы

biga (бига)-Колесница для гонок

Решая проблему борьбы с вражеской лёгкой пехотой и кавалерией ассирийцы установили на ступицах колес колесниц длинные ножи, — так появились «серпоносные» или "косящие" колесницы. Серпы оказывали на противника не только сильное моральное воздействие но и поражала отряды лёгкой пехоты противника, взаимодействующие с вражескими запряжками. Следующим шагом стала установка остриёв копий на дышло - теперь колесница могла снова атаковать влоб регулярную тяжёлую пехоту.

Наибольшую известность эти экипажи получили благодаря персам — в дополнении к установке серпов и копий, те стали и защищать лошадей броней и поставили ещё серпы под осью вниз. Хотя это и снижало проходимость колесницы, но значительно повышало смертоносность экипажа при атаке.

Ещё одной проблемой была прочность колёс - решалась она в разных народов по разному, но оптимума достигли именно персы, они начали делать цельнобронзовые колёса. Конечно, это несколько увеличило вес корпуса, но значительное увеличение прочности, а главное диаметра колеса, увеличить проходимость при той же скорости.

При правильном применении это оружие было чрезвычайно эффективно, но, к моменту нападения Александра Македонского на персидского колосса, ни о какой эффективности говорить не приходилось.

Позднее, серпоносные колесницы в очень больших количествах (многие сотни (Полибий)) встречались на вооружении армий диадохов. Они были значительно усовершенствованы по сравнению с персидским прототипом: стали более проходимы, получили возможность практически безопасно атаковать влоб македонскую фалангу с длинными сариссами. К сожалению, описание войн диадохов сохранилось очень плохо, поэтому совершенно неизвестно, где и когда они использовались. Плутарх в своём жизнеописании Деметрия Полиоркета подчёркивал, что он был настолько хорошим полководцем, что мог разбить и опрокинуть колесницы Антигона, что говорит о их высокой военной ценности. Позже колесницы с косами (серпами) применил Митридат Великий, в частности, с их помощью он полностью уничтожил войско легата Лукулла Триария в первой битве при Зеле. Через несколько лет на том же самом месте серпоносные колесницы сына Митридата Фарнака чуть было не уничтожили армию Юлия Цезаря. Путём невероятных усилий тому удалось победить (Аппиан, Митридатовы войны, Александрийская война анонимного автора). В римскую и парфянскую армии косящие колесницы не вписывались тактически, поэтому начался их упадок. Но, по некоторым данным (Шахнамэ, Чатран и маджатик) этот род войск возродился и в сасанидском Иране, и в средневековой Византии (Анна Комнин), но применялся не очень широко - стоимость такой колесницы была очень высокой, а если учитывать и сложность подготовки экипажей, то чрезмерно высокой и для Ирана, и для Византии.

Роль колесниц в армии

Количество колесниц в составе армий могло сильно разниться. В Китае и Индии одна колесница приходилась на 100 солдат. В Ассирии — на 200. В Египте конца II тысячелетия — на 50. В сухопутной армии Карфагена — даже одна на 20 солдат. Есть указания, что у хеттов колесница приходилась даже на 10 человек, но это маловероятно.

Колесницы по своему времени представляли собой достаточно дорогостоящие и технологичные изделия. В Ассирии имелся царский завод по производству колесниц, причем стратегические материалы (главным образом дерево разных пород) свозились со всего известного ассирийцам мира. Только ценой подобных затрат удавалось сочетать прочность конструкции с её легкостью, позволявшей размещать в коляске трёх человек, вместо 1-2 у менее изощрённых народов.

Примечания

В Викисловаре есть статья «колесница»

dic.academic.ru

Око Ра - боевая небесная колесница в древнем Египте

Фиванский миф об истреблении людей

Согласно популярному фиванскому мифу об истреблении людей, Ра сначала создал Первый мир, отличный от нашего, и, заселив его созданными им людьми, мирно им правил. Когда он состарился, тело его стало дряблым, а волосы - цвета лазури, силы стали покидать бога и его ум притупился. Тогда люди замыслили против Ра заговор. Они собрали большое войско и двинулись штурмовать дворец бога. Однако Ра, обладавший божественной проницательностью, раскрыл заговор и вознамерился наказать бунтовщиков (по другой версии, ему сказал о заговоре Тот)... - Сын мой Ра, - ответил мудрый старик Нун. - Сын мой Ра, бог более великий, чем создавшие его и сотворившие его! Крепок твой трон, и велик страх от тебя, - да направится твоё Око (Ра) против оскорбивших тебя!Воистину! - согласились остальные боги. - Нет другого Ока, которое могло бы быть перед ним и воспрепятствовать ему, когда оно сходит в образе Хатхор.- Ваш совет хорош, - подумав, промолвил Ра и посмотрел на людей своим Глазом-Солнцем, направляя в их стан испепеляющие лучи урея. Но люди были готовы к этому и успели укрыться за высокой горой, в пустыне, - поэтому лучи не причинили им никакого вреда, испепелив землю в стороне от войска. Мятежники продолжали наступать, рассыпавшись на небольшие группы и прячась за скалами и камнями. Ра не смог прожечь скалы, хотя напрягал свое Око до тех пор, пока оно не заслезилось.Тогда бог Солнца велел своему Оку в образе Хатхор отправиться в пустыню и жестоко наказать дерзких, непокорных людей.Хатхор-Око приняла обличье женщины-львицы и получила имя Сехмет. Полная ярости, она набросилась на людей и принялась безжалостно их уничтожать одного за другим, орошая пустыню кровью и разбрасывая вокруг себя куски мяса...Ра ужаснулся, увидя, какую бойню учинила Хатхор. Гнев его на людей окончательно прошёл...

Гелиопольский миф о Гебе, пытавшемся завладеть Глазом Ра (Оком Уаджет)

Через двадцать семь дней после начала царствования Геб решил обойти свои владения. Он отправился на восток и встретил там людей, которые рассказали ему о доблести Шу, о том, как Шу сражался с Апопом и о том, как он поместил себе на лоб Глаз или Око Ра.- Это Око, - сказали люди, - обладает великой силой и называется Око Уаджет. Если поместить его на лоб, оно своими ослепительными лучами будет убивать врагов.Едва Геб услышал это, он решил во что бы то ни стало заполучить Око. Бог отправился на его поиски и через несколько дней встретил Око у подножия горы. Геб бросился к нему и хотел его схватить, но Око внезапно превратилось в кобру-урей и выпустило яд. Бога земли охватило пламя...

Эти  и  другие египетские мифы, на мой взгляд, являются хорошим подтверждением того, что Глаз Ра (Око Ра, Око Уаджет) относился к смертоносному оружию богов и несущей его небесной колеснице, пилотами которых являлись богини - апсары. Так, в мифе об истреблении людей Ра, пытаясь наказать мятежников, направил в них испепелящие лучи своего урея. Они сожгли землю в стороне от войска. Однако, люди, которые были готовы к такому ходу событий, успели укрыться за высокой горой и смертоносные лучи не причинили им никакого вреда. Как Ра ни старался, он не мог прожечь скалы. Однако, как только Хатхор-Око или урей полетела на место событий, она произвела там страшное опустошение всего за один вечер. Потому что люди больше не могли укрываться от нее, летящей в боевой колеснице. По всей вероятности, эта колесница (или, скорее, колесницы) несла ядерное, химическое или какое-то другое аналогичное им по воздействию оружие. Подтверждением этому является приготовление свитой Ра семи тысяч сосудов "пива с толчёным красным порошком диди", который они разлили по всем полям, на которых произвела опустошение Хатхор. Возможно, это было сделано для того, чтобы нейтрализовать остаточную радиацию, химическое заражение или ликвидировать какие-то другие последствия, вызванные применением оружия богов.В мифе о сотворении Земли Атум направил свое Око в океан на поиски пропавших детей и через некоторое время оно нашло их. Мне трудно объяснить это  иначе, чем отправкой Атумом на поиски детей  летательного аппарата. Тем более, что за время долгого отсутствия Ока Атум сделал себе другое.В еще одном сказании о Горе Бендехском он представлен в виде крылатого солнечного диска, взмывшего в небеса и мгновенно уничтожившего своих врагов. В дальнейшем Гор патрулировал на этом диске небо на носу Ладье Вечности, а вместе с ним были два солнечных Око - Нехбет и Уаджет (по другим данным, Хатхор и Маат или Тефнут), которые бесжалостно испепеляли врагов Ра.Наконец, миф о Гебе, пытавшемся завладеть Глазом Ра или Оком Уаджет, которое выпустило в него "яд", так, что бога Земли охватило пламя, также позволяет отождествить Глаз Ра с оружием богов или летающей колесницей.

www.dopotopa.com

Реферат Боевые колесницы

скачать

Реферат на тему:

План:

    Введение
  • 1 История
    • 1.1 Изобретение колесниц
    • 1.2 Египетские колесницы
    • 1.3 Серпоносные колесницы
      • 1.3.1 Тактика противодействия колесницам
  • 2 Роль колесниц в армии
  • Примечания

Введение

Колесница в Египте

Карта распространения повозок вместе с миграциями индоевропейцев согласно курганной гипотезе

Колесни́ца — большая двухколёсная повозка, использующая как движущую силу скаковых животных.

1. История

1.1. Изобретение колесниц

Колесницы были древнейшим видом военной техники вообще, а также использовались в Олимпийских играх. Как свидетельствуют изображения на Штандарте из Ура, появились они около 2600 лет до нашей эры.

Для создания боевых колесниц требовались две инновации: приручение лошади и изобретение лёгких колёс со спицами, позволяющее создавать быстроходные повозки.

Самым ранним вариантом «боевой колесницы» был транспортный возок-арсенал, возимый на поле боя за командиром и лучшими воинами. Но достаточно быстро «прото-колесничие» оценили преимущества передвижения на поле боя перед собственно рукопашной схваткой — они сели в кузова, которые продолжали возить возницы-щитоносцы. В момент рукопашной возницы держали повозку возле места боя и подавали своим «рыцарям» новое вооружение взамен сломанного (медь, камень и непрочное дерево легко ломались). Для повышения мобильности возничих так же начали усаживать в кузова запряжек. Это была первая функция боевых колесниц — транспортная.

Одновременно с транспортно-маневренной функцией у нового рода оружия появилась и вторая: при сближении с противником воины из кузовов запряжек могли метать дротики и стрелять из лука (в Месопотамии этого периода лук был крайне редким оружием, только после изобретения аккадского треугольного лука это оружие стало весьма массовым). То есть, запряжка стала «подвижной огневой точкой».

Тогда же появилась и третья функция боевых колесниц — ударная. Она появилась в середине третьего тыс. до н. э. как ответ на появившуюся месопотамскую протофалангу. ударные колесницы имели двухместный кузов и были двухосными, в отличие от более ранних одноосных. Они включали такой характерный элемент конструкции, как высокий щит, защищавший спереди экипаж из двух человек. К колеснице крепилась коробка с запасом дротиков.

Изображение шумерской ударной колесницы, Урский штандарт, ок. 2500 г. до н. э.

Основным оружием этой колесницы был не воин, а дышло и копыта животных. Хотя эта колесница и не могла ещё развить высокую скорость, удар по достаточно плотному пехотному строю его опрокидывал.

Отметим, что после установления в XXIII в. до н. э. власти династии Аккаде, в связи с изменением структуры армии в Междуречье превалирующими функциями боевых запряжек стали стрелковая и транспортная.

Честь изобретения классических колесниц (на колёсах со спицами) приписывается ранним индо-европейским племенам, кочевавшим на юге России. Именно из этой степной зоны распространились они по всему миру — в Митанни, Китае и Европе. Самые ранние классические колесницы были обнаружены в захоронениях индоевропейских племен на территории Южного Урала. Как известно, арии хоронили своих воинов вместе с лошадьми прямо в колесницах.

Именно изобретение колеса на спицах создало из колесницы грозное и всесокрушающее оружие, встяхнувшее всю Ойкумену. Произошло это в первой четверти второго тыс. до н. э. Именно тогда колесница стала вершительницей судеб народов — арии на «громовых запряжках» ворвались в долину Инда, шаньцы в XVIII в. до н. э. захватили Китай (вернее центральную часть нынешнего Китая), в Европе носители культуры терра-мар и иже с ними значительно потеснили автохтонов в горы и леса. Египту так же досталось, но не от степняков Евразии, а от ближневосточных кочевников (гиксосов), весьма быстро принявших на вооружение конные колесницы.

Центр появления конной боевой колесницы это район северо-восточного Ирана и Южного Урала. Недавно найденные на Южном Урале захоронения с колесницами позволили чётко увязать ближневосточные и дальневосточные запряжки начала второго тыс. до н. э. Древнейшая известная учёным колесница классического типа обнаружена в районе с. Черноречье (Челябинской области), на археологическом объекте синташтинской культуры — в могильнике Кривое Озеро (курган 9, м.я.1), и датируется XX—XVIII вв. до н. э.[1])

Арийский способ боя, с достаточно большей долей вероятности можно реконструировать как смесь транспортной и стрелковой функций, благо высокая скорость запряжек (в Иране на рубеже 3 — 2 тысячелетия изобрели колесо со спицами (по крайней мере, самое раннее изображение такого колеса именно оттуда)) этому весьма способствало. Судя по археологическим данным «раннебалканский» вариант применения колесниц имел достаточно глубокие «шумерские» корни — боевые запряжки через Малую Азию в Южную Европу попали именно в варианте двуосников, да и позднее кельты — прямые наследники Баденской культуры, помимо одноосных «восточных» типов колесниц до самого позднего времени использовали двуосные «боевые телеги», причём в ударном варианте[2]).

1.2. Египетские колесницы

Кавалерия Древнего Египта

Фараон в бою на колеснице

Начиная с середины второго тыс. до н. э. «арийская» традиция применения боевых колесниц начала дифференцироваться на «восточную» и «западную». Отличительной особенностью «восточной» стало то, что главной функцией «кшатриев» стал дистанционный обстрел противника из лука, а спешивание осуществлялось как второстепенный приём[3].

«Западная» традиция наоборот, стала «драгунской», при стрельбе и метании с колесниц как вспомогателных действиях[4].

Отсутствие в «арийской» традиции ударного элемента обусловлена отсутствием в этот период цели для подобных колесниц — в Евразии первой половины второго тыс. до н. э. практически не было строёв, подобных фаланге. Исключение составлял Египет со своей знаменитой пехотой, но туда не добрался даже отголосок шумерских двуосников. Поэтому новое изобретение ударной колесницы в этом регионе случилось только через тысячу лет.

При гиксосских фараонах, и после свержения этой династии, главной силой египетского войска стали двухместные колесницы, подобные тем, что в ту пору составляли и ядро месопотамских армий, перевооружённых на «арийский» лад.

15 мая 1468 года до н. э. состоялась первая документированная битва в истории — Мегиддо где египетский фараон Тутмос III сражался против ханаанских царей. Блестящий полководец, Тутмос III, лично возглавляя размещенные по центру боевые колесницы, наголову разбил разрозненные сирийско-палестинские войска.

Самой крупной колесничной битвой в древней истории считается Битва при Кадеше (1299 г. до н. э.), в которой со стороны египтян, хеттов и сирийцев участвовало до семи тысяч колесниц.

В конце второго тыс. до н. э. человечество освоило верховую езду. это не отменило боевые колесницы, тем более, что и способы применения, и возможности у этих родов войск были разные. Но с экономической точки зрения кавалерия нанесла сокрушительный удар по колесницам: два всадника хоть и куда менее эффективны чем одна колесница, но несравнимо дешевле. В кочевой среде это сразу же уничтожило колесницу — даже путём неимоверного напряжения всех производственных сил запряжками можно было обеспечить не более 10 % воинов, а вообще и меньше — при захвате шаньцами среднего течения Хуанхэ на 6000 пехоты приходилось всего 200 запряжек. А посадив всех 6400 человек на лошадей можно было получить невероятно мобильный, хотя и не очень сильный отряд (как показал опыт противостояния того же Китая и кочевников, когда войска сходились в стратегически равных условиях (все одинаково сыты отдохнувшие и здоровы), 6000 пехоты и 200 колесниц всегда били 10000 всадников, другое дело, на то они и кавалеристы, чтобы вступать в бой только тогда, когда пехотинцы падали с ног тот усталости, а лошади запряжек от бескормицы).

Именно поэтому звезда «классических» колесниц начала постепенно клонится к упадку: «западно-арийский» вариант быстрее, «восточно-арийский» медленнее.

С военной точки зрения отказываться от колесниц было полной бессмыслицей, но когда в Греции, а затем и в Италии исчезла социальная группа, выезжающая в битву на колесницах, умерли и сами колесницы. И тут даже дело не в появлении классической фаланги — в той же Италии классическое манипулярное построение создавалось именно для взаимодействия с собственными колесничими частями,-а в ближнем бою легион великолепно перистраивался в единый строй,- а исключительно в социально-экономических причинах.

Показательно, что южные кельты (галлы) и островные (британцы и ирландцы) прекрасно сохранили и развили навык колесничего боя, сплавив воедино шумеро-малоазиатские и аккадо-арийские принципы их применения, к тому же с прибавлением очень сильной кавалерии именно потому, что вплодь до римского завоевания (а в ирландии и до скандинавского) у них сохранилась не просто богатая (всадники), а очень богатая (колесничие) и многочисленная знать. Например, после второй высадки Цезаря в Британии и неудачных для островитян авангардных боёв пехота британцев была распущена по домам, а сопротивлялись летучие отряды, численность которых была такова: 6000 всадников и 4000 колесниц [5]. И римлянам было очень сложно с ними бороться — конница отсекала лёгкие силы, колесницы при сближении использовались как стрелковые помосты, а при прямой атаке, или же обороне воины из кузовов спешивались и строились в фалангоподобный строй, легко опрокидывающий растянутого, или впавшего в замешательство, противника. Сложился устойчивый тандем: лёгкая колесница — кавалерия.

«Восточно-арийский» способ применения колесниц сдал свои права только в тех регионах, где не было развитой экономики — в Китае колесницы благополучно просуществовали как полноправный род оружия вплоть до монгольского завоевания, в Индии, в некоторых районах, и того позже. Разумеется, они уже сильно отличались от первоначальной конструкции, но функцию подвижной стрелковой точки сохранили.

На Ближнем Востоке апофеозом колесниц стало время Новоассирийского царства, когда в грандиознейших битвах сходилась масса колесниц в два, а то и в три раза большая, чем под Кадешем — например в битве при Каркаре (8-й в. до н. э.) только со стороны антиассирийской коалиции было почти 1500 колесниц, не считая остальных сил (более 4000 всадников и около 10000 пехоты). Судя по некоторым данным, именно ассирийцы, воюя с египтянами, вновь изобрели ударные запряжки, но уже на принципиально ином уровне. Основным типом колесниц ассирийцев были запряжки четвернёй с увеличенным в размерах корпусом, в которых размещалось 3-4 воина, причём один из них обязательно был щитоносцем. Подобное «утяжеление» запряжек произошло ещё у противников Египта хеттов.

Китай, кстати, пошёл несколько иным путём: колесницы из оружия наступательного постепенно стали становиться оружием оборонительным, — когда отряды в 5-7 колесниц начали выполнять роль «крепостных башен» в тех живых стенах, которыми перегораживала поля сражений пехота. Именно поэтому, дополнительные поражающие элементы на дальневосточных запряжках выполняли роль подвижных рогаток, а не предназначались для сокрушения вражеского строя.

Похожая тенденция наблюдалась и в центральной Индии, но там тяжёлые запряжки начали увеличивать в высоту и ставить позади традиционных индийских пехотных «цепей» (как по другому назвать этот строй, когда на один погонный метр фронта приходится 3-4 пехотинца).

Но помимо тяжёлых стрелковых запряжек как в Индии, так и в Китае продолжали использоваться и лёгкие, тактически соединённые со всадниками, как это практиковалось и в кельтской Британии. Надо заметить, что тандем: лёгкие запряжки — конница существовал также у лидийцев и в Урарту.

Надо отметить, что в Греции колесничая традиция не подверглась полному забвению — на севере в Беотии и Фессалии колесничие формироваия просуществовали по крайней мере до персидского нашествия (Плутарх, Жизнеописание Пелопида), да и позднее, на примере Киренаики, Эней-тактик (4 в. до н. э.) настоятельно советовал создавать колесничие отряды, но не для действий в бою как раньше, а для быстрого оперативного манёвра, когда непосредственно в сражении, из кузовов колесниц оглоблями вперёд создается подобие засеки, а воины, вместе с возницами, выстраиваются в единую фалангу.

Разумеется, помимо боевой функции колесницы выполняли сакральную, а в Европе ещё и спортивную. Недаром римский триумфатор въезжал в город на колеснице.

Император Тит въезжает в Рим на квадриге. Рельеф на арке Тита

ипподром Циркус Максимус

В транспортных и спортивных колесницах ездили 1-2 человека. Среди колесниц наибольшей популярностью пользовались carrus. Верхняя часть такой повозки была открыта, а передняя закрыта. В ней обычно ехали возница и пассажир. Колесница, в которую запрягались две лошади, называлась biga (бига), три лошади — triga (трига), четыре лошади — quadriga (квадрига). Колесный бандаж делался из железа. Когда колесницы не использовались, колеса с них снимались для лучшей сохранности.

В Риме колесничные гонки устраивались главным образом на гигантском ипподроме Циркус Максимус, который имел сидячие места для 150 000 зрителей и располагался в долине между холмами Палатин и Авентин. Возможно, Циркус Максимус ведёт свою историю ещё от этрусков, но около 50 года до н. э. Юлий Цезарь перестроил его, увеличив до 600 метров в длину и 225 метров в ширину. Колесницы запрягались четверней или парой, но более важными считались, конечно, гонки на четвернях. Иногда, если колесничий хотел продемонстрировать своё мастерство, он мог запрячь до 10 лошадей сразу, но управлять такой «гроздью» было крайне сложно. В частности, Митридат Евпатор справедливо гордился тем, что на торжественных выездах он единолично управлял запряжкой из 16 лошадей [6].

Северо-восточная Индия, куда дошёл Александр Македонский, ещё не вооружилась тяжёлыми экипажами. Показательно, что в битве с царём Пором (Пуаравой), было только 300 лёгких колесниц, действующих совместно с конницей в русле традиционных индо-персидских тактических решений, что против Македонца было совершенно недостаточно.

И в Китае, и в Риме примерно в одно и то же время (III—V вв. н. э.) на основе колесницы было создано специфическое оружие — подвижный лафет для лёгкой метательной установки, причём, если баллиста-арбалет были относительно небольшими, то расчёт полностью находился в кузове и мог стрелять на ходу. Подобные конструкции, а частности в Европе дожили до позднего Средневековья (итальянские «батареи» — повозки со стрелками и станковыми арбалетами, а позже и с 1-2 лёгкими пушками).

Помимо использования колесниц в Китае и Корее в оборонительных целях, особенно против кавалерииности для защиты на марше и прикрытия лагеря в Средневековье и особенно активно в борьбе против киданей[7], военная мысль попыталась возродить пограничные конно-колесничие корпуса, но удачно реализовать этот замысел не удалось из-за недостачи лошадей (Школяр Китайская доогнестрельная артиллерия М.: Наука, 1980 г.).

1.3. Серпоносные колесницы

Веспасиан — триумфатор

biga (бига)-Колесница для гонок

Решая проблему борьбы с вражеской лёгкой пехотой и кавалерией ассирийцы установили на ступицах колес колесниц длинные ножи, — так появились «серпоносные» или «косящие» колесницы. Серпы оказывали на противника не только сильное моральное воздействие но и поражала отряды лёгкой пехоты противника, взаимодействующие с вражескими запряжками. Следующим шагом стала установка остриёв копий на дышло — теперь колесница могла снова атаковать в лоб регулярную тяжёлую пехоту.

Наибольшую известность эти экипажи получили благодаря персам — в дополнении к установке серпов и копий, те стали и защищать лошадей броней и поставили ещё серпы под осью вниз. Хотя это и снижало проходимость колесницы, но значительно повышало смертоносность экипажа при атаке.

Ещё одной проблемой была прочность колёс — решалась она у разных народов по разному, но оптимума достигли именно персы, они начали делать цельнобронзовые колёса. Конечно, это несколько увеличило вес корпуса, но значительное увеличение прочности, а главное диаметра колеса, увеличить проходимость при той же скорости.

При правильном применении это оружие было чрезвычайно эффективно, но, к моменту нападения Александра Македонского на персидского колосса, ни о какой эффективности говорить не приходилось.

Позднее, серпоносные колесницы в очень больших количествах (многие сотни [8]) встречались на вооружении армий диадохов. Они были значительно усовершенствованы по сравнению с персидским прототипом: стали более проходимы, получили возможность практически безопасно атаковать в лоб македонскую фалангу с длинными сариссами. К сожалению, описание войн диадохов сохранилось очень плохо, поэтому совершенно неизвестно, где и когда они использовались. Плутарх в своём жизнеописании Деметрия Полиоркета подчёркивал, что он был настолько хорошим полководцем, что мог разбить и опрокинуть колесницы Антигона, что говорит о их высокой военной ценности. Позже колесницы с косами (серпами) применил Митридат Великий, в частности, с их помощью он полностью уничтожил войско легата Лукулла Триария в первой битве при Зеле. Через несколько лет на том же самом месте серпоносные колесницы сына Митридата Фарнака чуть было не уничтожили армию Юлия Цезаря. Путём невероятных усилий тому удалось победить[9]. В римскую и парфянскую армии косящие колесницы не вписывались тактически, поэтому начался их упадок. Но, по некоторым данным (Шахнамэ, Чатран и маджатик) этот род войск возродился и в сасанидском Иране, и в средневековой Византии[10], но применялся не очень широко — стоимость такой колесницы была очень высокой, а если учитывать и сложность подготовки экипажей, то чрезмерно высокой и для Ирана, и для Византии.

1.3.1. Тактика противодействия колесницам

На протяжении веков пехота вырабатывала приёмы защиты от атаки боевых колесниц. Так, в эпоху диадохов защитная тактика фаланги заключалась в том, что гоплиты расступались, пропуская колесницу в тыл, где она становилась добычей вспомогательных отрядов (данный приём облегчался тем, что возницы спрыгивали с колесниц до того, как те достигали вражеского строя, и колесница оставалась неуправляемой).

Римляне со времён Юлия Цезаря также разработали эффективные методы противодействия колесницам. В битве при Магнесии атака серпоносных колесниц селевкидского царя Антиоха Великого была успешно отбита воинами Л.Корнелия Сципиона, применившими целый комплекс тактических приёмов:

Сражение на правом фланге римлян началось атакой серпоносных колесниц. Евмен <союзный римлянам царь Пергама, командовавший правым флангом> приказал выдвинуться вперед критским лучникам, пращникам, римским метателям дротиков и нескольким эскадронам (турмам) конницы. Римляне и их союзники действовали в рассыпном строю. Они обстреливали колесницы со всех сторон, целясь в лошадей, а также громкими и нестройными криками пугали коней. При приближении противника подвижные пехотинцы уклонялись от столкновения. Одни колесницы остановились из-за гибели лошадей. Лошади других заметались. Нервы возниц не выдержали. Часть из них повернули назад, другие отступали по направлению к центру, к слонам. Всадники Евмена их преследовали и громкими криками усиливали панику. В стремлении избежать столкновения с серпами и обезумевшими лошадьми арабские воины на верблюдах расстроили свои ряды. Смятение перекинулось на катафрактов. В конце концов, колесницы и верблюды покинули пространство между армиями.

— Дмитрий Шкрабо, Битва при Магнесии[11]

Таким образом, действия хорошо обученной пехоты, использующей уязвимые стороны данного вида оружия, позволяли не только защититься от колесниц, но и заставить их нанести серьёзный урон собственным войскам. Это обстоятельство практически ликвидировало боевую ценность серпоносных колесниц к концу эллинистической эпохи.

2. Роль колесниц в армии

Количество колесниц в составе армий могло сильно разниться. В Китае и Индии одна колесница приходилась на 100 солдат. В Ассирии — на 200. В Египте конца II тысячелетия — на 50. В сухопутной армии Карфагена — даже одна на 20 солдат. Есть указания, что у хеттов колесница приходилась даже на 10 человек, но это маловероятно.

Колесницы по своему времени представляли собой достаточно дорогостоящие и технологичные изделия. В Ассирии имелся царский завод по производству колесниц, причем стратегические материалы (главным образом дерево разных пород) свозились со всего известного ассирийцам мира. Только ценой подобных затрат удавалось сочетать прочность конструкции с её легкостью, позволявшей размещать в коляске трёх человек, вместо 1-2 у менее изощрённых народов.

Примечания

  1. Виноградов Н. Б. Могильник бронзового века Кривое Озеро в Южном Зауралье. — Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 2003. — 362 с.
  2. Тит Ливий кн. 10
  3. Махабхарата, Сыма-Цянь Исторические записки, Древнеегипетские изображения, особенно в Карнаке и Луксоре
  4. Илиада, греческие мзображения Микенского периодов, Пилосский архив
  5. Гай Юлий Цезарь Записки о галльской войне
  6. Аппиан
  7. К вопросу о применении колесницы «комчха» — Корея — a l t a i c a . n m . r u - altaica.nm.ru/korea/article3.dhtml
  8. Полибий
  9. Аппиан, Митридатовы войны, «Александрийская война» анонимного автора
  10. Анна Комнин
  11. Журнал «Воин», № 12'2003, С.2-12

wreferat.baza-referat.ru

Колесо времен IV династии или почему в Древнем Египте так долго не было повозок? - Сергей Алданов

Загадка, право. Считается, что колесо принесли в Египет гиксосы. Их боевые колесницы дали им возможность завоевать мощное государство, каким Египет все же был и во времена Среднего Царства.Но: ведь колесо было известно египтянам! В истории считается, что Египет много позаимствовал из Месопотамии. Считалось, что там колесо и было изобретено (рис. 1) примерно в 3500-3400 гг. до н.э.  (впрочем, почти одновременно с ним колесо появилось на территории современной Польши – известно изображение повозки на керамическом горшке из Броночиц)800px-Standard_of_Ur_-_WarРис. 1 Колесницы Ура – примерно 2500-2600 г.  до н. э.  Инкрустированная шкатулка Standard of Ur – Британский музей.А относительно недавняя находка вот этой игрушки (рис. 2), перевернула представления о  возможном времени и месте изобретения повозки.

cartoyРис. 2 Игрушка из Северного Курдистана (город Qoser), датируемая 5500 гг. до н.э.  Музей провинции Мардин, Турция.

Но факт тот, что соседи Египта колесо знали и использовали его весьма плодотворно.Но ведь и Египет узнал колесо и стал использовать не позже,  чем в 2600-2500 гг. до н.э.! Как гончарный круг, который позаимствовал весьма поздно, лишь, по мнению английской исследовательницы, во времена фараона Снофру (правил 2543–2510)  (Doherty, Sarah 2013. The origins and the use of the potters wheel in Ancient Egypt. PhD Thesis, Cardiff University). Так и колесо для осадной лестницы (рис. 3 и 4).arnold4460676068picture-25-103Рис. 3. Колесная лестниц и башня –  могилы Kaemheset (Saqqara) и Intef (Qurna), шестая пятая и одиннадцатая династии  - по книге Dieter A. Building in Egypt; Pharaonic Stone Masonry (New York and Oxford 1991) . Избражение лестницы и колес на соотвествующих фресках.

Насчет датировки могилы Каемхесета -  ломались копья исследователей ( McFarlane, A. 2004. Mastabas at Saqqara. Kaiemheset, Kaipunesut, Kaiemsenu, Sehetepu and others. – Oxford, Aris and Phillips (The Australian Centre for Egyptology Reports). Первначальный критерий – попадание захоронения  в могилы 6-ой династии, был отвергнут, потому что стилистически могила заметно отличается от соседей. Скорей всего, она появилась там раньше окружающего кладбища.  Имен фараонов в ней не нашли, а стилистические критерии (маленькие парики, стилистика безмятежности и юности лиц, периодичность изображений), по исследовательнице Надин Шерпион (Nadine Cherpion), позволяют отнести ее ко времени 4-ой династии, не позже правления фараона Джедефры 2482–2475 до н.э.  Энн МакФэрлэйн Ann McFarlane ее оспаривает и по другим критериям (стиль панельных фасадов, мотивы фресок и пр), относя могилу к концу 5-ой династии (То есть к 2400-2300 гг до н.э.). Так или иначе, могила возникает в диапазоне примерно 150 лет (2500-2350), то есть  использование колеса для осадных башен впервые отмечается к 25-24 вв. до н.э. Почему же колесо не стало распространенным уже в те времена? Вероятно, оно не казалось столь удобным в обычном применении – по песку колесу ехать трудно и оно проигрывает волокушам, саням и вьючным животным.

Однако, вопрос не такой простой: технология не может быть локализованной лишь в одной области. Так что есть наджеда найти новые факты.

aldanov.livejournal.com


Смотрите также