Основные занятия древнее двуречье. Конспект урока по истории Древнего мира на тему: "Древнее Двуречье" (5 класс)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Методическая разработка урока: «Древнее Двуречье». Основные занятия древнее двуречье


Методическая разработка урока: «Древнее Двуречье»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 58 г. Пензы

Методическая разработка урока:

«Древнее Двуречье»

Автор: Ягодина Наталья Владимировна,

учитель истории, высшей квалификационной

категории

МБОУ СОШ № 58 г. Пензы

Урок: «Древнее Двуречье».

Цель: познакомить школьников с географическим положением и природой Древнего Двуречья, с занятиями населения, религиозными верованиями, развитием письменности и культурой этой страны.

Задачи:

  • Развивать навыки работы с исторической картой.

  • Учить анализировать фрагмент исторического документа.

  • Расширять познавательный интерес школьников.

Термины и понятия: Передняя Азия, Месопотамия (Междуречье), клинопись, глиняные таблички.

Оборудование и дидактический материал: учебник, настенная карта "Древний Восток", презентация «Древнее Двуречье», пакет документов, глиняные таблички, заостренные палочки.

Тип урока: комбинированный урок

Вид урока: урок - путешествие

Форма урока: урок – погружение

Ход урока

1.Орг. момент

Здравствуйте дорогие ребята! Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Начинаем наш урок. Его эпиграфом будут слова:

«Река времен в своем стремленье -Уносит все дела людей.И топит в пропасти забвеньяНароды, царства и царей».

На уроках истории мы каждый раз вспоминаем с вами события далёкого прошлого, изучаем историю разных стран и народов. А сегодня я предлагаю вам отправиться со мной в путешествие? Хотите?

А где вы хотели бы оказаться? В прошлом или настоящем? Почему?

Я предлагаю отправиться в далекое путешествие, в прошлое - страну, которая называется Древнее Двуречье. Согласны?

2.Подготовительный этап

Я буду вашим экскурсоводом, и вы можете задавать мне вопросы, которые возникнут в ходе нашего путешествия, а я постараюсь на них ответить. У меня будут помощники - они будут раздавать и собирать у вас необходимые документы. Это Дима, Миша и Женя.

( прикрепляю бейждики).

А ещё на путешествие у нас не так много времени, нам его с вами нужно беречь. Поэтому хранителем времени у нас будет Оля и её помощник Денис. Они будут нам напоминать о том, что время приближается к окончанию. Когда в древности спрашивали, сколько времени прошло, то они отвечали, сколько песка утекло. Поэтому у хранителя времени будут песочные часы. Получите их, пожалуйста.

3. Повторение ранее изученного материала

А чтобы попасть в Двуречье, нам надо совершить длительный авиаперелет. Поэтому в начале, чтобы получить билет нам необходимо вспомнить, всё о стране, которую мы изучали на прошлых уроках – о Древнем Египте.

Давайте все вместе ответим на вопросы:

  1. Царь Древнего Египта (Фараон).

  2. Растение, из стеблей которого делали материал для письма (Папирус).

  3. Знак письменности Древнего Египта (Иероглиф).

  4. Гробница египетских фараонов (Пирамида).

  5. На каком материке находится Египет? (Африка).

  6. Столица Древнего Египетского царства (Мемфис).

  7. Место в пустыне, где есть растительность и вода (Оазис).

  8. Бог Солнца древних египтян (Ра).

  9. Здание, где люди поклонялись богам (Храм).

  10. Назовите священных животных Древнего Египта (кошка, бык, крокодил, ибис и т.д.)

Молодцы, билет на путешествие мы с вами получили. А теперь заполняем необходимые документы для перелёта - визу и декларацию. Все документы, которые вы будете заполнять необходимо, сдать в конце урока, за это вы получите оценку. Мои помощники раздайте, пожалуйста, пакет необходимых документов. Откройте их и ознакомьтесь. Сначала нужно заполнить визу, а зетам применив свои знания по истории Древнего Египта декларацию.

(Приложение 1)

Самостоятельная работа по заполнению визы и декларации.

( на заполнение визы – 3 минуты, на декларацию- 5 минут).

Ребята отложите заполненные документы. Скажите, какова цель нашего путешествия?

Мы хотим побывать с вами в стране, где никогда не были. Чтобы вам хотелось узнать об этой стране?

Варианты ответов

Учитель обобщает полученные ответы.

Нам хочется узнать, каковы особенности этой страны

4. Объяснение нового материала.

В разное время эту страну называли Междуречьем, Месопотамией или Вавилонией. Древнее Двуречье находится на территории Передней Азии, в долине которой протекают реки Тигр и Евфрат, там издревле существовали очаги земледелия. Примерная дата возникновения государства 5000 лет. О древнейшей истории Двуречья знаем довольно мало, так как на месте многих поселений, городов не сохранилось ни руин, ни гробниц подобных Египетским пирамидам, ни остатков храмов – лишь глиняные холмы.

Открываем дневник путешественника и записываем:

Древнее Двуречье - страна, расположенная в Передней Азии, между рек Тигр и Евфрат. (Приложение 2)

Вывод учителя.

А что бы наше путешествие было успешным, нам необходимо ознакомиться с природно - климатическими условиями. Природные условия Двуречья очень схожи с Древним Египтом. Откроем учебник с.63 и сравним климатические условия двух стран.

Мы высаживаемся в аэропорту и отправляемся посмотреть страну. Обязательно посетив её музеи.

Показ презентации.

Ну что ж, мы немного устали, пора нам размять уставшие от похода по музеям ноги.

Физкультминутка. Учитель называет слова, если слово относится к первобытным людям - поднять руки, к Жителям Древнего Египта – присесть.

Вождь, пирамида, жрец, старейшина, собирательство, мумия, саркофаг, родовая община,

Молодцы.

Основное занятие жителей Двуречья – земледелие. А что там выращивали?

Возьмите из файла документ, давайте его прочитаем и ответим на вопросы.

Работа с документом (Приложение 3) запись в дневник путешественника

Вывод учителя.

Несмотря на отсутствие строевого леса и камня, здесь строили дворцы и храмы, жилые дома. Строительным материалом являлась глина, из которой делали большие кирпичи. Но самое интересное предназначение глины - использование ее в качестве писчего материала. На холмах Двуречья археологами найдены среди обломков глиняной посуды и кирпичей таблички, покрытые значками в виде клинышков. Эти знаки называются КЛИНОПИСЬЮ.

Записать определение в дневник путешественника

КЛИНОПИСЬ - вид письма Древнего Двуречье.

Знаки выдавливались на мягкой глине концом специально заостренной палочки. Затем табличку обжигали и в таком виде ее можно было хранить очень долго, т.к. она становилась очень прочной. Множество таких табличек сохранилось до наших дней.

Каждый знак в клинописи - это рисунок, который означал целое слово.

(учитель рисует на доску несколько знаков и обозначение)

И сейчас мы отправляемся на урок в школу Древнего Двуречья.

Работа в парах, один рисует на глиняной табличке, другой в тетраде, затем меняются.

Учитель: Скажите ребята, а где вам было удобнее писать. Как вы думаете почему?

Вывод учителя.

5. Закрепление изученного материала.

На путешествие подходит к концу. А чтобы вернуться обратно домой, мы должны выполнить тест по теме нашего путешествия.

Выполнение теста. (5 минут)

Помощники собирают папки с документами.

На следующий урок вы узнаете, как хорошо вы справились с заданиями во время путешествия.

6. Рефлексия

- Вам понравилось путешествие?

- Что вы узнали нового, интересного?

- Что вы сегодня дома захотите рассказать своим родителям о нашем уроке?

Ответы уч-ся

7.Всем спасибо за урок! Запишите домашнее задание

Параграф 13, читать, отвечать на вопросы.

1 ряд - Пересказ мифа о всемирном потопе.

2 ряд – пересказ сказания о Гильгамеше

3 ряд – составить рассказ от имени ученика школы Древнего Двуречья.

Дополнительное задание: перед вами пословицы первых жителей Междуречья, предлагается дома найти русские варианты: а) Бедняк занимает - себе забот наживает.

б) Хорошо одетому всегда рады. в) Он еще не поймал лисицу, а уже делает для нее колодку.

Итог урока: В завершение хотелось бы сказать, что народ Древнего Двуречья внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут большие открытия. Может быть, эти открытия сделаете вы сами.

Информационные источники:

1.festival.1september.ru/articles/583070

2.http://festival.1september.ru/articles/210980/

3.kaibych.narod.ru/8.doc

4.О.А.Северина. История древнего мира. 5 класс. Поурочные планы. Часть I. Волгоград, 2003 5.В.Г.Петрович. Н.М.Петрович Уроки истории 5 класс. Москва, «Сфера», 2003 г

Приложение № 1

Виза

ФИО___________________________________________________________________

Пункт назначения ____________________________________________________________

Зhello_html_mb71c419.pngаполните пропуски в тексте:

Я, фараон Хеопс, которому построили самую высокую пирамиду. Моя страна находится вдоль полноводной реки ____________ , которая одаривает землю. Люди моей станы занимаются _________________ . Сбор в пользу государства - _____________. Высокий тростник в Египте, из которого изготавливали материал для письма - ______________ .

Приложение № 2

Дневник путешественника

  1. Древнее Двуречье - ____________________________

Крупные города-______________________________

hello_html_m58bbd9df.jpg

hello_html_m394cce2c.jpg

2. Занятия жителей Древнего Двуречья: ________________________________________________ ________________________________________________

3. Клинопись- ____________ hello_html_m50a509f.png

_______________________ _______________________

_______________________

Приложение № 3

Вся Вавилония, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды Деметры напротив, плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изобилии, что урожай здесь вообще сам- двести, В (хорошие годы) - даже сам -триста. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Что просо и сезам (масленичное растение) бывают там высотой с дерево, мне хорошо известно, но я не стану рассказывать об этом. Я знаю ведь, сколько большое недоверие встретит мой рассказ о плодородии различных хлебных злаков у тех, кто сам не побывал в Вавилонии. Оливкового масла вавилоняне совсем не употребляют, но только из сезама. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм изготавливают хлеб, вино и мед…

Вопросы к документу:

  • Какая земля существовала в Древнем Двуречье?

  • Какие культуры выращивали жители этой страны?

  • Какие занятия существовали у жителей этой страны?

Тест “Древнее Двуречье”

Выберите правильный ответ.

1. Двуречьем назывались страна, расположенная между реками;

А. Инд и Ганг Б. Евфратом и Тигром В. Хуанхэ и Янцзы

2. Когда возникло государство Двуречье?

1. Более 5000 лет назад 2. Более 3000 лет назад 3. Более 2000 лет назад

3. Основным строительным материалом в Двуречье были:

А. Дерево Б. Глина В. Камень

4. Основное занятие жителей Двуречья:

А. Собирательство Б. Охота В. Земледелие

5. Жители Двуречья писали:

А. Иероглифами Б. Буквами В. Клинописью

Приложение № 4

Фото с урока.

hello_html_741bf036.jpghello_html_7773733.jpg

hello_html_482d4de5.jpghello_html_148263ce.jpg

hello_html_m25892ef4.jpghello_html_m15a6407a.jpg

infourok.ru

5 кл. Древнее Двуречье

Тема урока: Древнее Двуречье.

Форма урока:

Тип урока: урок изучения нового материала. l-ый урок по теме "Западная Азия в древности" в 5 классе. (8-й в разделе «Древний Восток»)

Цель:

  1. Знакомство с древним государством - Двуречье, где возникла столь же древняя и развитая, как в Египте, земледельческая цивилизация.

  2. Совершенствование умений сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, анализировать исторический документ на уровне, работать с исторической картой.

Задачи:

  • дидактические: познакомить учащихся с географическим положением, природно-климатическими условиями Древнего Двуречья, с зарождением государственности;

• развивающие: формировать картографические и хронологические способности учащихся, активизировать познавательные возможности, способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала, развитию внимания, памяти, логического мышления и исторического воображения, развивать навыки работы с историческим источником, учить извлекать новые знания из текста учебника, давать полные аргументированные ответы на поставленные вопросы, объяснять значение терминов и понятий и умение оперировать ими;

Методы и приемы:

  • устный: объяснение, рассказ, беседа, фронтальный опрос;

  • печатно-словесный: работа с терминами и понятиями, с историческим источником, составление опорного конспекта;

  • наглядный: работа с картой, иллюстрациями;

  • инновационный: демонстрация презентации урока.

Оборудование урока: Карта Азии, мультимедийная презентация, рисунки учащихся по теме Египет, раздаточный материал по Истории Древнего мира, учебник для 5 класса (А.А. Вигасина), тетради.

1. Организационный момент.

Сегодня мы совершим увлекательно путешествие в древнее гос-во, узнаем много нового, интересного. Но прежде чем мы перейдем к новой теме давайте вспомним ранее изученный материал.

2. Повторение пройденного материала.

  1. Где находиться Древний Египет /северо-восточная Африка/

  2. Какая река протекает по территории этого государства /Нил/ З. Куда она впадает /Средиземное море/

  3. Как называлась первая столица единого египетского государства?/Мемфис/

  4. Повелитель Египта/ фараон/

  5. Главное занятие жителей Древнего Египта/Земледелие/

  6. Приспособление для полива /шадуф/

  7. Плодородный слой, основное удобрение на полях/ил/

  8. Растение, материал для письма /папирус

  9. Жилище богов /храм/

  10. Служители бога /жрецы/

  11. Растение, материал для письма /папирус/

3.Изучение новой темы.

План.

  1. Природные и климатические условия Древнего Двуречья.

  2. Занятия жителей Двуречья

  3. Религия и письменность древних жителей Двуречья. 1. Изучение первого пункта плана.

Рассказ учителя.

Мы закончили изучать историю Древнего Египта. Каждый из вас подготовил сообщение на тему, которая заинтересовала его больше всего. Такие сообщения мы будем делать после завершения каждого изученного государства, а в конце года отведём урок, что бы прочитать наиболее интересные.

Мы знаем, что египтяне участвовали в длительных военных походах. При фараоне Тутмосе границы Египта была отодвинута до реки Евфрат. Как можно было добраться египтянам до этой реки?

Работа по карте.

Слайд№1. Из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземного моря, где находится Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добраться до реки Евфрат.

Как вы думаете, с чего мы начнём изучение этого государства? (географическое положение, природные условия, занятия, религию и письменность.)

Природные и климатические условия Древнего Двуречья. Занятия жителей Двуречья

Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним древним государством Междеречье, сравним природные условия Египта и Междуречья. Как они повлияли на образ жизни населения этих двух стран?

Слайд №2. работа в тетради. Записывают тему и план урока. План.

  1. Природные и климатические условия Древнего Двуречья.

  2. Занятия жителей Двуречья

  3. Религия и письменность древних жителей двуречья.

Слайд №3

Слайд №4

Почему государство называлось Двуречье? Работа в тетради.

Словарная работа.

Двуречье - страна, расположенная в передней Азии, близ рек Тигр и Евфрат. Двуречье ещё называют Месопотамией, что в переводе с древнегреческого языка означало «Земля между реками» или междуречье. Обе реки текут с севера на юг с гор Закавказья в Персидский залив. Местность делится как бы на две части: на севере - гористая и каменистая, а на юге- совсем ровная и камней там нет.

Слайд №6

Шумеры - древние жители - появились в Двуречье в IV тыс. до н.э.. Из-за частых разливов рек они селились в горах и на возвышенностях. Но разливы рек проходили бурно: порою потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося и жилища, и загоны для скота.

Слайд №7

В Двуречье возник миф о всемирном потопе.

В нем рассказывается, как стихия истребила почти всех людей.

Слайд №8

«Род людской прогневал богов. Боги решили истребить людей Черная туча закрыла небо.

Что было светлым - во тьму обратилось. Ливень обрушился на землю, вода затопила ее ...

Все живое погибло ... »

Поэма о Гильгамеше.

Слайд №9

-Объясните рождение мифа о всемирном потопе географическим положением Двуречья и известными вам из истории Египта природными явлениями?

-Какие реальные события могли подразумеваться под словом «потоп»? (Разливы рек Тигр и Евфрат.)

Какую информацию о людях Двуречья даёт этот документ? (О существовании у них религиозных верований)

Слайд №10

Сравните природные условия Египта и Двуречья. Природные условия Двуречья очень похожи на природу древнего Египта,причём как положительные (обилие солнечного света, разливы,плодородный ил), так и неблагоприятные (топи, отсутствие леса,строительного камня)

Вопрос классу. Каким занятиям благоприятствовала природа Древнего Двуречья?

2 Изучение второго вопроса плана.

Работа с классом. Вместе с классом, выполняя задания, определить главные занятия жителей Двуречья.

Задание 1. Основой жизни здесь была вода. Зимой, в сезон дождей, а также во время разлива вода была в избытке, в остальное время года её не хватало. Особенно остро недостаток воды ощущался в местах, удалённых от рек. Лишенная влаги, опалённая солнцем почва высыхала и трескалась, а в низовьях рек перенасыщенные водой земли заболачивались, превращаясь в непроходимые топи. Сооружение каналов и плотин было направлено на развитие этого занятия. О каком занятии идёт речь?

Работа в тетради.

Земледелие

Задание 2. После орошения земли, когда земля хорошо пропитывалась водой, на поле выпускали быков с обвязанными копытами: они выравнивали поле и вытаптывали сорняки. Успехи в земледелии привели к росту поголовья скота: на пастбищах паслись стада коров, овец, коз и свиней. О каком занятии идёт речь?

Работа в тетради.

Скотоводство.

Задание 3. В южном Двуречье не хватало много видов сырья (строительного камня, леса), но в избытке выращивали зерно, финики, производили шерсть, товары, которые можно было обменять на те, в которых они нуждались. Как называется занятие, в ходе которого производится обмен одних товаров на другие с помощью денег?(Вместо денег в Двуречье использовали слитки серебра определенного веса.)

Работа в тетради.

Торговля.

Ремёсла.

Поселения древних земледельцев стали превращаться в города. Они стояли на берегах рек. Основным материалом в строительстве была глина, из которой делали кирпичи.

Кирпич сушили на солнце, поэтому крепостные стены делали очень широкими.

Зачем ? (необожженный кирпич легко крошится, поэтому стену надо было делать очень широкой)

Глина - самый распространенный материал, применяли его и для изготовления посуды, и для сооружения дамб.

3.Изучение третьего пункта плана.

В центре города возвышалась высокая ступенчатая башня- храм. Только жрецам было позволено подниматься на вершину башни. Те, кто оставались у подножия, верили, что жрецы там беседуют с богами .Каждый этаж её строился на более узком основании , так что башня уступами поднималась к небу.Строили их из больших глиняных кирпичей.

В Древнем Двуречье существовало много богов: в одном городе больше всего почитали бога солнца Шамаша, в другом - бога луны Сина, Мудрым считали бога воды Эа, к богине плодородия Эштар люди обращались с просьбой о богатых урожаях

  • Почему почитаемые боги Двуречья так или иначе связаны с природными факторами? (Жители Двуречья не могли объяснить многие явления природы, а от них зависела их жизнь, вероятно, поэтому они и преклонялись этим богам.)

Но самое интересное предназначение глины - использование её в качестве писчего материала. Для деловой переписки нужен был простой и дешевый материал. Но папирус на берегах Тигра и Евфрата не рос. Поэтому жители Двуречья писали на глиняных дощечках. Значки в виде клинышков выдавливали на табличках из мягкой глины концом специально заострённой палочки. Так сложилось особое письмо Двуречья - клинопись.

Словарная работа.

Клинопись- вид письма Древнего Двуречья. 4.Закрепление знаний, полученных на уроке.

Предлагается игра. Условие игры: Задается вопрос если дети согласны то хлопают, если не согласны - топают. (Игра в тоже время заменяет физкульт. минутку.)

Вопросы:

  1. Междуречие иначе называется Двуречье. (Да)

  2. Двери у бедняков были деревянные. (Нет.)

  3. Ур и Урук это название рек. (Нет.)

  4. Бога солнца звали Шамаш. (Ответ предлагается найти в 3 пункте параграфа). (Да)

  5. К богине Иштар ходили за урожаем и детьми. (Ответ предлагается найти в 3 пункте параграфа). (Да.)

  6. Религия жителей Двуречья - языческая. (Да.)

  7. Клинопись- это узоры на посуде. (Нет.)

  8. В природно - климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. (Да.)

  9. Гробницы Египта и Двуречья не имеют ничего общего и схожего. (Исходя из того, как дается ответ, выборочно находим правильный ответ в пункте 4: «Подземные гробницы»). (Нет.)

6. Обобщение изученного материала. Вопросы по целям

7. Домашнее задание:

Параграф 13 читать для ответа на вопросы на странице 65.

Дополнительное задание:

1 уровень: Задается домашнее задание слабым ученикам пересказать « Миф о всемирном потопе».

2 уровень: Раздаются напечатанные пословицы первых жителей Междуречья, предлагается дома найти русские варианты:

а) Бедняк занимает - себе забот наживает. б) Хорошо одетому всегда рады.

в) Он еще не поймал лисицу, а уже делает для нее колодку.

3 уровень: 1) Сильным предлагается найти ответ на вопрос: В клинописи несколько сот разных знаков. Почему так много? Почему знаки письма в Двуречье имели клинообразную форму?

2)По желанию, творческое задание: составить рассказ о том, как учились в школах Двуречья.

8. Итог урока. Выставление оценок

infourok.ru

Конспект урока. Древнее Двуречье.

Тема урока: Древнее Двуречье.

Форма урока: открытие новых знаний.

Цель: Знакомство с древним государством –Двуречье.

- Формировать знания об особенностях древнего государства на берегах рек Тигр и Евфрат;

- Развивать умения учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы, работать по карте, отвечать кратко на проблемные вопросы;

- Воспитывать у учеников чувство толерантности и интерес к предмету.

Оборудование урока: Карта Азии, раздаточный материал по Истории Древнего мира, учебник для 5 класса (А.А. Вигасина), тетради.

2. Повторение пройденного материала

- На предыдущих уроках мы познакомились с вами с историей Древнего Египта. Познакомились с его природными условиями, географическим положением, занятиями населения структурой обществ, религиозными верованиями, изобретениями и открытиями, сделанными в древности.- Покажите на карте его месторасположение.

- Направления завоевательных походов.

- До какой реки на востоке доходили границы данного государства?

- Как называлось государство, расположенное между реками Евфрат и Тигр? (Вавилония)

3. Мотивация

- Вавилонию египетские воины не захватили, но рассказывали о стране много странных фактов: у этого государства целых три названия, там «реки текут наоборот», «а книги после пожара, не сгорели, стали только прочнее». А вы знаете, что поговорка «Око за око, зуб за зуб» пошло из Вавилонии? Предлагаю разгадать данные загадки, отправившись в путешествие по Древней Вавилонии.

- Чтобы успеть узнать много интересной и полезной информации, как нужно работать на уроке? (активно, дружно, отвечать на вопросы)

- Давайте и мы сегодня с вами будем работать активно, и все вместе, чтобы узнать много интересного о Древнем Мире. А конкретно, какую страну мы с вами будем изучать? (Вавилонии). Тема урока на слайде. (Слайд 2)

4. Постановка проблемы

- попробуем разгадать первую загадку. У Данного государства три названия.

- Как вы думаете, почему эту страну так называли?

- Ученые говорят, что природные условия и занятия жителей Древнего Двуречья очень похожи на Египет? (не знаем)

5. Построение проекта выхода из затруднения

Какие особенности данных стран нужно сравнивать?

- Природные условия.

- Занятия людей.

- Грамотность.

- Верования.

- Правителей.

- Какие выводы можно сделать по таблице?

Вывод: Очевидно, люди в Двуречье также зависели от природы, как и в Египте. Земля была плодородной. Почва была в Двуречье глинистой, поэтому вода не впитывалась и затопляла поля.

Каждую весну реки Тигр и Евфрат наполнялись дождевой и талой водой и широко разливались. Земледельцы научились пользоваться этими временными излишками влаги, столь необходимой для повышения плодородия почвы. Драгоценную воду удерживали благодаря системе прудов, а затем постепенно отводили по густой сети оросительных каналов на свои поля в течение всего жаркого и засушливого лета. Так возникло ирригационное земледелие. Каналы одновременно служили и транспортными путями, по которым перевозили людей и грузы.

Разгадаем вторую загадку: «Река течет наоборот».

-Скажите мне, пожалуйста, направление течения реки Нил. (Она текла с Юга на север и впадала в Средиземное море. А вот реки Тигр и Евфрат текли наоборот с Севера на юг и впадали в Персидский залив, поэтому египтяне и были удивлены такому факту.

- В Двуречье с 1792года правил умный правитель Хаммурапи. Так вот этот человек создал впервые сборник законов, который археологи нашли написанные на каменном столбе. Эти законы касались всех жителей Вавилонского государства.

2 задание (занятия)

Прочитайте текст из законов Хаммурапи, и составь перечень занятий жителей

  1. Если человек поленится укрепить плотину своего поля, в его плотине произойдет прорыв и будет затоплена возделанная земля, он должен возместить хлеб, который погубил.

  2. Если человек срубил в саду человеке дерево без ведома хозяина, то должна за это заплатить

  3. Если какой-либо ремесленник возьмет малолетнего в воспитанники и научит его своему ремеслу, он не может быть потребован обратно.

  4. Если строитель построил дом человеку, то должен жать ему в подарок 2 сикля серебра за каждый сар площади дома.

  5. Если корабельщик соорудит судно и сделает свою работу ненадежно, так что судно станет течь, то корабельщик должен сломать это судно, сделать прочное, и за свой счет отдать его хозяину.

  6. Если человек украдет оросительное орудие с обрабатываемой земли, он дожжен отдать хозяину орудия 5 сиклей серебра.

  7. Если человек купит из руки сына человека или из руки раба человеа без свидетелей, то его должно назвать вором и убить.

- Какие выводы можно сделать на основе данного документа? (земледелие, ремесло, торговля, кораблестроение, строительство). Похожи занятия вавилонян на занятия египтян? (Да)

- из чего строили дома египтяне? А простые вавилоняне строили дома из обожженной глины, т.к. деревья в Вавилонии не росли. И лишь у богатых людей дома строились из глины, а двери стояли деревянные.

Вывод: И в Египет и в Двуречье строили жилища, храмы, гробницы, но в Египет строили из камня, а в Двуречье из глины.

- Так вот ребята поговорка «Око за око, а зуб, за зуб» появилась как раз после того, как были расшифрованы законы Хаммурапи. Разрешалось выколоть глаз, если тебе выколют.

3 задание Грамотность

Заполните таблицу

Дополнительные вопросы:

Письменность называлась клинопись, знаки на письме были похожи на маленькие клинышки (Презентация)

- что-то схожее с Египтом есть?

- Пришло время разгадать четвертую загадку.

Рассказ о библиотеке Ашшурбанапала.

- Царь соседнего государства Ассирии, приобрел глиняные книги у Вавилонии, но так случилось, что во время нападения на Ассирию вся библиотека сгорела. Почему благодаря пожару библиотека была спасена?

А книги не пострадали, они стали только прочнее. Почему? (Глина после обжига становиться прочнее)

6. Первичное закрепление

Заполни пропуски

Страна, лежащая между двумя реками имеет три названия: _______________, _____________________, ___________________

В Двуречье протекают две реки: ____________ и ______________.

Письмо, возникшее в древности в Южном Двуречье, называется ____________. Знаменитым вавилонским царем, который написал законы был _____________________.

7. Рефлексия учебной деятельности

Учитель: По какому государству мы путешествовали сегодня? Ученики: По Вавилонии.

Давайте вернемся к тому что у нас с вами было запланировано ( пункты плана)

Сегодня на уроке мы с вами познакомились с географическим положением Двуречья, его природными условиями, узнали об основных занятиях населения, о письменности.

 Решение проблемы урока: Так одинаковы государства Египет и Междуречье? Ваши версии?

В чем схожи, и чем отличаются Египет и Двуречье?

  1. Происходили разливы рек

  2. Занятия земледелие и ремесло.

Различия:

1. Разливы Тигра и Евфрата происходили бурно

2. Строили все из глины

3. Письмо клинопись и на глиняных табличках

Что вам больше всего запомнилось и понравилось в нашем путешествии? Что вызвало затруднения, какие задания вам показались наиболее сложными? Ответы учеников.

Что не понял?

Сдайте путевые листы. Спасибо всем за работу.

Домашнее задание: параграф 13, прочитать, Рабочая тетрадь №45 контурная карта.

Источники:

1. http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/11/24/konspekt-uroka-drevnee-dvureche-fgos

2. http://www.uchmet.ru/library/material/144888/

3. http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/01/08/konspekt-uroka-drevnee-dvureche

4. http://festival.1september.ru/articles/641893/

5. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории древнего мира 5 класс// «Вако» Москва 2010//

6. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории древнего мира 5 класс выпуск 1, //М. Просвещение 2013//

Приложение

1 задание

Местоположение и природа

 Жаркий, засушливый

 Жаркий, засушливый

Реки

 

 

Разливы рек

 

 

Как сохраняли влагу

 

 

2 задание

Прочитайте текст из законов Хаммурапи, и составь перечень занятий жителей

  1. Если человек поленится укрепить плотину своего поля, в его плотине произойдет прорыв и будет затоплена возделанная земля, он должен возместить хлеб, который погубил.

  2. Если человек срубил в саду человеке дерево без ведома хозяина, то должна за это заплатить

  3. Если какой-либо ремесленник возьмет малолетнего в воспитанники и научит его своему ремеслу, он не может быть потребован обратно.

  4. Если строитель построил дом человеку, то должен жать ему в подарок 2 сикля серебра за каждый сар площади дома.

  5. Если корабельщик соорудит судно и сделает свою работу ненадежно, так что судно станет течь, то корабельщик должен сломать это судно, сделать прочное, и за свой счет отдать его хозяину.

  6. Если человек украдет оросительное орудие с обрабатываемой земли, он дожжен отдать хозяину орудия 5 сиклей серебра.

  7. Если человек купит из руки сына человека или из руки раба человеа без свидетелей, то его должно назвать вором и убить.

3 задание

Грамотность

Заполните таблицу

4 задание

Заполни пропуски

Страна, лежащая между двумя реками имеет три названия: _______________, _____________________, ___________________

В Двуречье протекают две реки: ____________ и ______________.

Письмо, возникшее в древности в Южном Двуречье, называется ____________. Знаменитым вавилонским царем, который написал законы был _____________________.

ВЫВОД

infourok.ru

Конспект урока на тему: "Древнее Двуречье"

Тема: «Древнее Двуречье»

Цели: Обучающая: Познакомить учащихся с государствами Древнего Двуречья; Развивающая: Продолжить формирование умений работать с географическими картами, анализировать исторические документы на элементарном уровне; Воспитательная: Воспитание эстетически развитой личности. Тип урока: Урок изучения нового материала; Плана:

1. Географическое положение Двуречья; 2. Древнейшие города и занятия древних шумеров; 3. Занятия и быт жителей Двуречья; Оборудование: доска, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», проектор.

Ход урока

I Организационный момент: Приветствие. Актуализация целей урока. II Изучение нового материала: Вводное слово учителя. Сегодня мы с вами продолжаем изучение удивительного мира Древней истории. ? С каким государством мы с вами знакомились на прошлых уроках? (Древний Египет). Мы познакомились с Древним Египтом и узнали, какая природа и климат там существовали, кто населял эту страну и чем занимались эти люди. Так же познакомились со структурой государственного устройства. Мы узнали, что Египет был одной из самых ранних цивилизаций Древнего Востока?

1. Что мы понимаем под словом цивилизация? Цивилизация – это стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности. 2. Чем цивилизация отличается от первобытного общества? Наличие письменности, городов, государств. Но, недалеко от Египта, на территории Западной Азии раскинулось еще одна страна, Древнее Двуречье. Работа с картой: Показать на карте расположение государства и описать природные условия. Двуречье – это территория, расположенная между реками Тигром и Евфратом, сейчас эта территория принадлежит Ираку. Это обширная, плоская равнина. Разливы Тигра и Евфрата не такие бурные как разливы Нила, короткие и неожиданные, поэтому люди здесь жили в страхе перед наводнением. Наносная почва Двуречья отличалась высоким плодородием, но при отсутствии постоянного орошения солнце быстро превращало его в беспощадную пустыню буквально в нескольких шагах от берега реки. Уже известный вам историк Геродот оставил подробное описание природных условий Древнего Междуречья и занятий его жителей. Работа с документом: Вопросы к документу: 1. Какая земля существовала в Древнем Двуречье? (плодородная) 2. Какие культуры выращивали жители этой страны? По описанию Геродота Двуречье имело плодородную землю и, поэтому здесь было развито земледелие. Выращивали в основном пшеницу, ячмень, просо и сезам. Древние племена Междуречья со временем объединились для совместного проживания в укрепленные поселения. Постепенно, эти поселения превращались в города – центры небольших государств. Так более 5 тыс. лет назад в нижнем течении рек Тигра и Евфрата древний народ «шумеры» образовал первое государство в Древнем Двуречье. В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира. Неизвестно, откуда они пришли на эти земли. Их язык не был похож ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. Эти странные люди основали в Двуречье крупные центры, города-государства. Самыми древнейшими городами были Ур и Урук. Предположите, что могли представлять собой эти города-государства? III Физкультминутка Давайте, попробуем “оживить” хвалебную песню древне шумерской богини плодородия Иштар, заменяя некоторые слова движениями. Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует. От лучей твоих оживают цветы и растения на полях. Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу. Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы. Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу. Встали, руки вверх, потянулись. Кистями рук делаем “фонарики” Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев. Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб. Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

Мы с вами продолжаем наше путешествие по Древнему Двуречье. Давайте с вами перенесемся в древний вавилонский город. Одним из важного города был храм. 1. Что такое храм? (Жилище богов) 2. Где мы с вами уже встречались с похожими сооружениями? (в Египте) 3. Что можно сказать о верованиях Древнего Двуречья? (они были язычниками). Работа по учебнику: стр.64-65, прочитать §13 п.3. Ответить на вопрос: Какие боги были в Древнем Двуречье? У жителей Древнего Двуречья было много богов, но особо почитаемыми были боги и богини связанные с явлениями природы: ШАМАШ – бог Солнца СИН – бог Луны ЭА – богиня воды ИШТАР – богиня плодородия 1. Почему основные почитаемые боги Двуречья так или иначе были связаны с явлениями природы? (шумеры не могли объяснить многих явлений природы, а от ни зависела во многом их жизнь). 2. Вспомните, кому было позволено находиться в храме, жилище богов? (жрецам). 3. Подумайте, какую роль играли жрецы в Двуречье? В Древнем Двуречье тоже существовало особое письмо, которое называлось – КЛИНОПИСЬ (запись термина в тетрадь) Работа с текстом учебника: стр.65-66; 1. На чем писали в Древнем Двуречье? (писали на глиняных дощечках) 2. На что похожа клинопись Древнего Двуречья? (письменность была похожа на рисунки) 3. Сколько знаков было в клинописи Древнего Двуречья? (в клинописи было несколько сот знаков) 4. Где учились клинописи древние шумеры? (В Древнем Двуречье обучались в школах). IV Закрепление На сегодняшнем уроке, мы узнали, что… 1. В западной Азии есть государство… 2. Государство Древнего Двуречья возникло около… 3. Главные реки Древнего Двуречья называются… 4. Крупные города-государства Двуречья называются… 5. Населения Древнего Двуречья называли… 6. Основными занятиями шумеров были… 7. Шумеры верили в… 8. Основными богами шумеров были… 9. Жилищами богов шумеры считали… 10. Особое письмо жителей Древнего Двуречья называлось… V Подведение итогов: Выставление оценок с комментированием. Домашнее задание: 1. § 13. И ответить на вопросы на стр. 66 2. Рабочая тетрадь: задание №46, 47 на стр. 39-41.

Приложение Документ 193…Земля же ее орошается дождем мало, и это сперва питает корни хлеба; однако посев вырастает, и хлеб вызревает при помощи орошения из реки, но не так как в Египте, где сама река разливается на поля, но с помощью орошения рукам или насосами (черпательными машинами, приводимыми в движение рабочим скотом). …Все Междуречье, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды. Земля приносит их в таком изобилии, что урожаи здесь бывают раза два, а то и три в год. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Там просо и сезам (масленичное растение) бывают высотой с дерево. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальмы приготовляют хлеб, вино и мед.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока "Древнее Двуречье"

ДРЕВНЕЕ ДВУРЕЧЬЕ

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья, с содержанием законов Хаммурапи, и их значением для жителе Вавилона.

  2. Продолжить формирование умения работать с географической картой

  3. Формирование умения анализировать исторические документы, делать выводы, самостоятельно строить рассказ, давать устный отзыв на ответы других учащихся.

Представим себе, что из Египта мы отправляемся в путешествие. И отправимся мы на С-В из самой северной столицы Египта, где между Средиземным и Красным морем есть перешеек, по которому можно перебраться на Синайский п/о. К Северу от полуострова находятся страны Палестина, Сирия и Финикия (с которыми нам еще предстоит познакомиться). А к Востоку простирается огромная аравийская пустыня. Лишь через много дней странствий по пескам на верблюдах, мы вновь сможем увидеть край похожий на чудесный сад.

Что это за государство? Где же вы оказались? Междуречье

Почему страна носит такое название

Страна имеет много названий эта лежит между двумя большими реками – Евфрат и Тигр. Отсюда ее название – Двуречье или Междуречье.

Вы знаете, что начинаем с рассказа по карте

Вспомним план

Место нахождения: Передняя Азия (Западная)

Водные объекты Реки, моря. Тигр, Евфрат. Они разливались так же как и Нил, но разливы короткие, бурные и неожиданные. Могли снести все на своем пути (жилища, пастбища, посевы). Люди жили в постоянном страхе перед наводнением, строили насыпи. Особенно опасно во время прилива, когда вода в Персидском заливе поднимается

Климат Кто может предположить какой климат?

более жаркий и сухой, чем в любой другой части света. Сезон дождей зимой

На землях Древнего Двуречья не было ни строительного камня, ни леса, ни полезных ископаемых, а страна была богатой. Почему?

Дети выполняют первое индивидуальное задание. Используют описания сделанные Геродотом, путешествуя по Древнему Двуречью. Учащиеся работают с источником, отвечают на поставленный вопрос.

Индивидуальная работа с документом

Геродот. История

... Вся Вавилония, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Са­мый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды Деметры (древнегреческая богиня плодородия). Напротив, плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изоби­лии. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Что просо и сезам (масличное растение) бывают там высотой с де­рево. Я знаю сколь большое недоверие встретит мой рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех, кто сам не побывал в Вавилонии. Оливкового масла вави­лоняне совсем не употребляют, но только из сезама. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед...

Вопросы к документу:

- Какая земля существовала в Древнем Двуречье? (Земля очень плодо­родная)

- Какие культуры выращивали жители этой страны? (Пшеница, яч­мень, просо, сезам, финиковые пальмы.)

- Какие занятия существовали у жителей Двуречья? (Строили каналы, занимались земледелием, делали вино, мед, пекли хлеб.)

Основные занятия. Во время прилива вода заливает всю страну, и на плодородной почве откладывается слой песка и глины.

Крупные города. Города возникали из поселений земледельцев, становились центрами небольших государств. Самые крупные Ур, Урук. Они находились на берегу реки или канала, что бы плавать из города в город. Города долго воевали между собой - Вавилон

ЗАДАЧА

В развалинах Ура, глубоко под землею, археологи нашли гробницы древних правителей этого города. Каждая гробница была похожа на дом. Возле покойного находилось все, что могло ему пригодиться в царстве мертвых, – золотой шлем, кинжал, украшения.

При жизни он привык не только к своим вещам, но и к свите. Рядом с ним лежали его воины с оружием, возница с повозкой, музыканты с инструментами, слуги. Здесь же стояли и кубки, из которых они выпили яд. После кончины своего владыки они все должны были умереть, чтобы служить, охранять и развлекать его в загробном мире.

Какие выводы можно сделать на основании этих погребений?

Молодцы: А теперь мы переходим к сравниваем Египет и междуречье

а) климатб) рекив) полезные ископаемые

  • Как называются реки в Египте и Двуречье? (Обратите внимание на тот факт что в Египте одна река, а в Двуречье – две.)

  • Какие природные явления происходят с реками в этих странах?

  • Почему в Египте река Нил считалась добрым богом, а в Двуречье обе реки (особенно Тигр) считались злыми богами?

Д/з параграф читаем. Составить и выучить рассказ по атласу.

Решение исторических задач:

А) Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежавших ученикам школы - будущим писцам. На этих клинописных табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов.

- Что можно узнать по этим табличкам о жизни людей того времени?

(Писали на глиняных табличках, существовали школы, люди были грамотными, писали клинописью.)

Для письма нужен простой и дешевый материал. Но папи­рус на берегах Тигра и Евфрата, не рос. Поэтому жители Двуречья писали на глиняных дощечках. Если документ был важный, то табличку обжига­ли, как кирпич. После этого ее можно было хранить долго. Множество таких табличек сохранилось и до наших дней. Позже из глины научились делать кирпичи, и строить из них дома, храмы и дворцы.

Б) В документе написано о мальчике, который опоздал на занятия, плохо учился и был несколько раз наказан ударами палки. А когда он вече­ром рассказал об этом отцу, тот очень обеспокоился. На другой день отец пригласил учителя. Его посадили на почетное место, угостили хорошим вином, потом подарили учителю нарядную одежду и надели на палец кольцо.

- Подумайте, чем был обеспокоен отец ученика? Почему он прини­мал учителя как высокого гостя и сделал ему дорогие подарки?

Ответ: Отец был обеспокоен тем, что из сына при таком отношении выйдет плохой писец, а писцы в то время очень ценились, так как они были по­мощниками царей...

В) В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколь­ко гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др.

- Какие выводы можно сделать на основании этих погребений?

Ответ: Во-первых, у жителей древнего города Ура существовали религи­озные верования, так как вера в загробную жизнь заставляла их хоронить вместе с хозяином и слуг, и конюхов, и музыкантов. Во-вторых, наличие нера­венства среди людей, появление богатых и бедных, так как из 2000 гробниц всего лишь несколько отличались от других. Но чем! Золотыми украшениями и нахождением там слуг, конюхов и т.д.

В развалинах Ура, глубоко под землею, археологи нашли гробницы древних правителей этого города. Каждая гробница была похожа на дом. Возле покойного находилось все, что могло ему пригодиться в царстве мертвых, – золотой шлем, кинжал, украшения.

При жизни он привык не только к своим вещам, но и к свите. Рядом с ним лежали его воины с оружием, возница с повозкой, музыканты с инструментами, слуги. Здесь же стояли и кубки, из которых они выпили яд. После кончины своего владыки они все должны были умереть, чтобы служить, охранять и развлекать его в загробном мире.

а) климатб) рекив) полезные ископаемые

  • Как называются реки в Египте и Двуречье? (Обратите внимание на тот факт что в Египте одна река, а в Двуречье – две.)

  • Какие природные явления происходят с реками в этих странах?

  • Почему в Египте река Нил считалась добрым богом, а в Двуречье обе реки (особенно Тигр) считались злыми богами?

ЗАДАНИЕ №1

Геродот. История

... Вся Вавилония, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Са­мый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды Деметры (древнегреческая богиня плодородия). Напротив, плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изоби­лии. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Что просо и сезам (масличное растение) бывают там высотой с де­рево. Я знаю сколь большое недоверие встретит мой рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех, кто сам не побывал в Вавилонии. Оливкового масла вави­лоняне совсем не употребляют, но только из сезама. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед...

Вопросы к документу:

- Какая земля существовала в Древнем Двуречье? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

- Какие культуры выращивали жители этой страны______________________________________________________________________________________________________________________________

- Какие занятия существовали у жителей Двуречья? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ №2

«РЕШЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

А) Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежавших ученикам школы - будущим писцам. На этих клинописных табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов.

- Что можно узнать по этим табличкам о жизни людей того времени?

Б) В документе написано о мальчике, который опоздал на занятия, плохо учился и был несколько раз наказан ударами палки. А когда он вече­ром рассказал об этом отцу, тот очень обеспокоился. На другой день отец пригласил учителя. Его посадили на почетное место, угостили хорошим вином, потом подарили учителю нарядную одежду и надели на палец кольцо.

- Подумайте, чем был обеспокоен отец ученика? Почему он прини­мал учителя как высокого гостя и сделал ему дорогие подарки?

В) В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколь­ко гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др.

- Какие выводы можно сделать на основании этих погребений?

ЗАДАНИЕ №3

ИСПРАВТЕ ОШИБКИ В ТЕКСТЕ УЧЕНИКА

Наконец, утром после длительного пути, египетский купец Гильгамеш попал в страну Шумер. Он сразу отправился в столицу этого единого государства – город Ур. Плывя на корабле к Уру, египтянин отметил, что река Евфрат, как и Нил впадает в Средиземное море. В Уре его поразил своей красотой храм главному шумерскому богу Тоту, сложенный из белого камня, который добывали в местных каменоломнях. В столице Шумера Гильгамеш заключил выгодную сделку о поставках в эту страну зерна из Египта в обмен на дерево, медь, камень. Эти товары были в изобилии в междуречье. Составленный договор на глиняной дощечке, шумерские купцы, как было принято у них, записали иероглифами черной краской.

Вопросы для сравнения

Египет

(различия)

Общие черты

Двуречье

(различия)

  1. Местоположение

  1. Водные объекты

  1. Климат

  1. Занятия

Вопросы для сравнения

Египет

(различия)

Общие черты

Двуречье

(различия)

  1. Местоположение

  1. Водные объекты

  1. Климат

  1. Занятия

Вопросы для сравнения

Египет

(различия)

Общие черты

Двуречье

(различия)

  1. Местоположение

  1. Водные объекты

  1. Климат

  1. Занятия

infourok.ru

Конспект урока по истории Древнего мира на тему: "Древнее Двуречье"

Конспект урока по истории Древнего мира в 5-м классе.

Тема урока: «Древнее Двуречье».

Цель:

1. Познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением Древнего Двуречья. Сформировать представление учащихся о занятиях, религии, письменности жителей Двуречья.  

2. Продолжить формирование умений анализировать исторический документ на элементарном уровне, работать с историко-географической картой, уметь читать легенду карты, анализировать текст и выделять главное.

3. Содействовать пониманию того, что история Древнего мира – часть Всемирной истории.

Тип урока: изучение новой темы и первичное закрепление знаний

Учебное оборудование:

  • Презентация «Древнее Двуречье».

  • Карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

  • Атласы.

  • Исторический документ «Геродот. История».

  • Индивидуальные задания-карточки.

  • Таблица «Боги Двуречья».

Оформление доски: тема урока, план изучаемой новой темы, новые слова (Евфрат и Тигр, Двуречье или Междуречье, Ур и Урук, клинопись), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

(Эмоциональный настрой детей).

Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории. Чтобы увидеть, кто оставил более значительный след, за каждый ответ вы будете получать свои следы, а в конце урока мы увидим, чей след оказался самым значительным.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Древний Египет».

Историческая эстафета». Ребята, мы продолжаем с вами путешествие по удивительному, загадочному миру, миру Древней истории.

1-й этап. «Знаешь ли ты, где находится…»

- Египет

- Нил

- Дельта

- Оазисы

- С каким государством мы с вами знакомились на прошлых уроках?

- Территория, куда совершали свои походы фараоны Египта?

Всё перечисленное нужно показать на карте.

2-й этап. Знаешь ли ты термины и даты…»

- Религия – …

- Налоги - …

- Бронза - ….

- Культура - …

- Государство - …

- Когда объединились Северное и Южное царства Египта?

3-й этап. Исторические (творческие ) задачи.

А) по пыльным дорогам Азии гонят в Египет огромные стада овец, коров, быков, коней, везут награбленное золото, бронзу, ткани, дерево. Но главная добыча – множество пленников. Почему пленники считались главной добычей на войне?

Б) Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своим». Большой честью считалось, если фараон позволил поцеловать свою сандалию. О чём свидетельствуют эти факты? Какая связь существует между религией и государственной властью?

В) Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила»? Подумайте, прав ли был Геродот?

4-й этап. О ком или о чём идёт речь?

- всесильный владыка Египта - ……

- богатый и знатный человек в Египте - …

- маленькие, зелёные островки в пустыне - …

- материал для письма - …

- подневольный человек - …

- сплав меди и олова - …

- сборы в пользу государства - …

- вырезанная из камня фигура льва с головой человека - …

III. Изучение новой темы.

Тема нашего сегодняшнего урока «Древнее Двуречье или Междуречье».

План изучения нового материала:

  1. Страна двух рек. Географическое положение Двуречья.

  2. Занятия жителей Двуречья.

  3. Древнейшие города Двуречья

  4. Религия древних жителей Двуречья.

  5. Письменность.

На доске записана тема урока.

1.Страна двух рек. Географическое положение Двуречья.

Итак, ребята мы познакомились с историей Древнего Египта. Узнали местоположение, природные и климатические условия Египта. Выяснили занятия и быт древних египтян. Охарактеризовали письменность и религию. Мы узнали, что египтяне участвовали в длительных военных походах. При фараоне Тутмосе граница Египта была отодвинута до реки Евфрат? Как можно было добраться египтянам до этой реки? Недалеко от Египта, на территории Западной Азии раскинулась еще одна страна, Древнее Двуречье.

Работа по карте (с.31 учебника). Показ презентации. Предположите маршрут путешествия из Египта в Междуречье. Какие страны и земли придется пройти путешественнику? Ответы учащихся (Из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземного моря, где находятся Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добраться до реки Евфрат).

- Давайте посмотрим на карту и найдем на ней страну Двуречье. Как вы думаете, почему, она получила такое название?

- Как называются современные государства, по территории которых протекают реки Тигр и Евфрат?

- Где берут своё начало реки Тигр и Евфрат?

- Какая местность по берегам рек Тигр и Евфрат?

Двуречье – это область, в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат (в Западной Азии) от Персидского залива на юге до Армянского нагорья на севере, одна из колыбель евроазиатской цивилизации. Современные государства Сирия, Турция, Ираку. Это обширная, плоская равнина. Разливы Тигра и Евфрата не такие бурные, как разливы Нила, короткие и неожиданные, поэтому люди здесь жили в страхе перед наводнением. Наносная почва Двуречья отличалась высоким плодородием, но при отсутствии постоянного орошения солнце быстро превращало его в беспощадную пустыню буквально в нескольких шагах от берега реки.

Уже известный вам историк Геродот оставил подробное описание природных условий Древнего Междуречья и занятий его жителей. Итак, давайте почитаем, как описывает эту великолепную страну Геродот.

2. Занятия жителей Двуречья.

Работа с историческим материалом.

Геродот. История. (Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М., 1987. – С.58.) Документ распечатан на каждую парту.

Вопросы к документу:

  • Какая земля была в Древнем Двуречье?

  • Какие культуры выращивали жители этой страны?

  • Какие занятия существовали у жителей Двуречья?

3. Древнейшие города Двуречья.

Более 5 тыс. лет назад в нижнем течении рек Тигра и Евфрата древний народ «шумеры» образовал первое государство в Древнем Двуречье. В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира. Неизвестно, откуда они пришли на эти земли. Их язык, не был похож ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. Эти странные люди основали в Двуречье крупные центры, города-государства.

  • Найдите эти города на карте и скажите, как назывались города?

  • Предположите, что могли представлять собой эти города-государства?

4. Религия жителей Двуречья

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

- прочитать п. 3, параграфа 13, с. 64 учебника. «Башни от земли до неба». Заполнить таблицу (по образцу)

Боги

Явления природы, которые они отражают

ШАМАШ

Бог Солнца

  • - почему почитаемые боги Двуречья, так или иначе, связаны с природными факторами?

  • - какую роль играли жрецы в Двуречье?

Миф о потопе (учебник, с. 65)

Вопросы к документу:

  • Из-за чего возник потоп?

  • Какому человеку Бог Эа сообщил о предстоящем потопе?

  • Какие реальные события могли подразумеваться под словом «потоп»?

  • Какую информацию о людях Двуречья даёт этот документ?

  • Какие сведения о жизни людей можно узнать из этого мифа? Что в мифе, по-вашему, правда, а что вымысел?

Разливы рек Тигр и Евфрат.

Разливы Тигра и Евфрата не такие, как разлив Нила, - короткие, бурные и неожиданные, поэтому люди, населявшие Двуречье, жили в постоянном страхе перед наводнением. Оно особенно опасно во время прилива, когда вода в Персидском заливе поднимается. Тогда воды рек заливают всю страну, и на плодородной почве откладывается толстый слой песка и глины. Поэтому именно в Двуречье возник миф о всемирном потопе, который погубил почти всех людей.

Земледельцы жили в Двуречье с глубочайшей древности, ещё в первобытную эпоху. А государства возникли приблизительно в то же время, что и в долине реки Нила – более пяти тысяч лет назад.

Сказание о Гильгамеше (с. 64 учебника)

Самостоятельно составить вопросы по тексту сказания.

5. Письменность.

Решение творческой задачи.

Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежавших ученикам школы – будущим писцам. На этих клинописных табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов.

- Что можно узнать по этим табличкам о жизни людей того времени?

В древнем Двуречье существовало особое письмо, которое называлось – КЛИНОПИСЬ (запись термина в тетрадь).

Сообщение учащегося.

Шумеры создали первую систему письменности в обозримой истории человечества. Она называется клинопись…Для деловой переписки нужен простой и дешевый материал. Но папирус на берегах Тигра и Евфрата не рос. Поэтому жители Двуречья писали на глиняных дощечках. Если документ был важный, то табличку обжигали, как кирпич. После этого её можно было хранить долго. Множество таких табличек сохранилось и до наших дней. Позже из глины научились делать кирпичи и строить из них дома, храмы, дворцы. А какие религиозные верования существовали у жителей Двуречья?

IY. Закрепление изученного на уроке.

1.Рабочая тетрадь (выпуск 1) задание № 46

На сегодняшнем уроке, я узнал, что…

  1. В западной Азии есть государство…

  2. Государство Древнего Двуречья возникло около…

  3. Главные реки Древнего Двуречья называются…

  4. Крупные города-государства Двуречья называются…

  5. Населения Древнего Двуречья называли…

  6. Основными занятиями шумеров были…

  7. Шумеры верили в…

  8. Основными богами шумеров были…

  9. Жилищами богов шумеры считали…

  10. Особое письмо жителей Древнего Двуречья называлось…

2. Заполните таблицу:

Условия, благоприятные для развития хозяйства в Южном Междуречье

Условия, неблагоприятные для развития хозяйства в Южном Междуречье

V. Итог урока (домашнее задание целесообразно задать в начале урока)

Параграф 13 – читать, пересказывать

Вопросы на стр. 66 Дополнительное задание:

подготовить развёрнутый ответ на вопрос: «Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья?», рабочая тетрадь задание №46 (40)

Выставление оценок совместно с учениками.

infourok.ru

Древнее Двуречье. Урок в 5-м классе |

Цель:

ознакомить учащихся с природой,климатическими условиями, местоположением накарте Древнего Двуречья; основными занятиямижителей, развитием письменности.

Задачи:

  • Продолжить формировать умения сравниватьгеографическую среду Египта и Древнего Двуречья.
  • Развивать навыки работы с исторической картой.
  • Анализировать фрагмент историческогодокумента.

Термины и понятия:

Передняя Азия, Месопотамия(Междуречье), клинопись, глиняные таблички.

Оборудование и дидактический материал

:учебник, настенная карта «Древний Восток»,атласы, пакет документов, заостренные палочки.

Ход урока

Орг. момент

Здравствуйте дорогие ребята! Очень приятновидеть вас в хорошем расположении. Вы готовыначать урок?

2. Объяснение нового материала.

Я сегодня предлагаю вам отправиться со мной впутешествие? Хотите?

А где вы хотели бы оказаться?

Я предлагаю отправиться в далекое путешествие,в прошлое — страну, которая называется ДревнееДвуречье. Согласны?

Я буду вашим гидом и вы можете задавать мневопросы, которые возникнут в ходе нашегопутешествия, а я постараюсь на них ответить.

Отправляемся в путь!

Но чтобы попасть в Двуречье, нам надо совершитьдлительный авиа перелет. У вас на столах лежитпакет необходимых для перелета документов.Откройте их и ознакомьтесь. Сначала нужнозаполнить декларацию. (Приложение 1)

Cамостоятельная работа

Скажите, какова цель нашего путешествия?

Варианты ответов

Учитель обобщает полученные ответы.

Рассказ учителя о географическом положенииДревнего Двуречья. (сопровождается работой снастенной картой).

Словарная работа

Древнее Двуречье — страна, расположенная вПередней Азии, между рек Тигр и Евфрат.(Приложение 2)

Запись в марш. лист

Вывод учителя.

Природные условия Двуречья очень схожи сДревним Египтом.

Вспомните, пожалуйста, климатические условияДревнего Египта.

Ответы уч-ся

Мы высаживаемся в аэропорту и отправляемсяпосмотреть страну.

Дети, как выдумаете, какие занятияраспространены у жителей Древнего Двуречья?(Учитель дополняет и обобщает полученные ответы)

Работа с документом (Приложение 3)

запись в марш. лист

Вывод учителя.

3. Несмотря на отсутствие строевого леса икамня, здесь строили дворцы и храмы, жилые дома.Строительным материалом являлась глина, изкоторой делали большие кирпичи. Но самоеинтересное предназначение глины — использованиеее в качестве писчего материала. На холмахДвуречья археологами найдены среди обломковглиняной посуды и кирпичей таблички, покрытыезначками в виде клинышков. Эти знаки называются КЛИНОПИСЬЮ.

Записать определение в маршр. лист

КЛИНОПИСЬ —

вид письма Древнего Двуречья.

Знаки выдавливались на мягкой глине концомспециально заостренной палочки. Затем табличкуобжигали и в таком виде ее можно было хранитьочень долго, т.к. она становилась очень прочной.Множество таких табличек сохранилось до нашихдней.

Каждый знак в клинописи- это рисунок, которыйозначал целое слово.

(учитель рисует на доску несколько знаков иобозначение)

Представим, что вы богатые жители ДревнегоДвуречья и нам надо написать письмо своемуродственнику. Вам в написании письма помогутподсказки на доске, в учебнике с. и ваша фантазия.

Работа в парах, составление текста письма

Ваши письма готовы, осталось только их высушитьв печи, чтобы оно стало прочным и отправлять.

Вывод учителя.

На путешествие подходит к концу.

  • Что вам понравилось в путешествии? Или непонравилось?
  • Что вы узнали нового, интересного?
  • Хотели бы еще совершить путешествия в другуюстрану?

Ответы уч-ся

Закрепление изученного материала.

Чтобы вернуться обратно домой, мы должнывыполнить викторину. (Приложение 4)

Выполнение викторины в тетради

(Учитель проверяет правильность выполнениявикторины учащимися)

Уч-ся обмениваются тетрадями и проверяют

Подведение итогов работы, выставление оценок.

Всем спасибо за урок! Запишите домашнее задание

Запись в дневники д/з

Параграф 13, чит., придумать условные знаки инаписать письмо своему другу, при этом указавусловные обозначения.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

goxi.ru