Древнейшим коллективом людей было. Контрольная работа по всеобщей историии для 5-х классов
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

3. История развития общественных отношений. Древнейшим коллективом людей было


Контрольная работа по всеобщей историии для 5-х классов

Контрольная работа по теме «Жизнь первобытных людей»

1 вариант

1.Верно ли следующее утверждение?

Умение изготавливать орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.

1) Верно 2) Неверно

    2.С возникновением земледелия

    1) появились первые религиозные верования

    2) появились первые постоянные поселения

    3) появились первые жилища

    3. Все члены родовой общины….

    1) занимались земледелием и скотоводством

    2) происходили от одного предка

    3) участвовали в военных походах

    4. Расположите в правильной последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу

    А) возникновение плужного земледелия

    Б) появление первых людей на территории нашей Родины

    В) обработка металлов

    Г) появление людей разумных

    Д) возникновение скотоводства

    Ответ:

     

     

    5. Установите соответствие между понятиями и их определениями. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующие буквы

    ПОНЯТИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    А) человеческое стадо 1) древнейшие занятия людей

    Б) вождь 2) древнейший коллектив людей

    В) собирательство и охота 3) глава племени во время войны

     

    Ответ:

     

    6. Первобытные люди верили в существование (продолжите перечень)

    1) души

    2) оборотней

    3)____________________________________________________________________________

    4)____________________________________________________________________________

    5)____________________________________________________________________________

    7. Скот, орудия труда, собственное хозяйство на своем участке земли, урожай – это то, что

    1) принадлежало большой семье

    2) принадлежало только вождям и старейшинам

    3) отличало родовую общину от человеческого стада

    8. Объединение нескольких родовых общин, живущих в одной местности, - это

    1) государство

    2) племя

    3) большая семья

    9. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.

    Жизнью племени управлял________________________. На время войны избирался_____________.

    Его и ___________________прославляли как_________________ людей.

    10. Разделение труда и обмен – что связывает эти явления?

    1) разделение труда сделало обмен необходимым

    2) обмен породил разделение труда 3) эти явления никак не связаны

    Контрольная работа по теме «Жизнь первобытных людей»

    2 вариант

    1.Верно ли следующее утверждение?

    Прошло почти 2 млн лет, прежде чем древнейший человек превратился в человека разумного

    1) Верно 2) Неверно

      2.Земледелие появилось

      1) позже обработки металлов

      2) примерно в одно время со скотоводством

      3) позже возникновения родовых общин

      3. Все члены племени (Укажите Неверный ответ)

      1) подчинялись решениям совета старейшин

      2) являлись родичами

      3) говорили на одном языке

      4. Расположите в правильной последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу

      А) возникновение мотыжного земледелия

      Б) овладение огнем

      В) возникновение плужного земледелия

      Г) появление родовых общин

      Д) изобретения лука и стрел

      Ответ:

       

       

      5. Установите соответствие между понятиями и их определениями. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующие буквы

      ПОНЯТИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

      А) неравенство 1) отделение ремесла от земледелия

      Б) идол 2) деление на бедных и богатых

      В) разделение труда 3) изображение богов и духов

      Ответ:

       

       

       

      6. Древние земледельцы использовали различные орудия труда (продолжите перечень)

      1) мотыгу

      2) __________________

      3)___________________

      4)___________________

      7. Происхождение от общего предка, общий язык, относительно постоянный состав – это признаки

      1) родовой общины

      2) большой семьи

      3) человеческого стада

      8. Самые опытные и мудрые члены рода, руководившие жизнью родичей, - это

      1) вожди; 2) старейшины; 3) мудрецы

      9. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.

      Древнейшие люди появились не позднее__________________________ лет назад. Древнейшим коллективом людей было_____________________________________. Основными занятиями вплоть до возникновения земледелия и скотоводства были__________________________, _____________ и _____________________________.

      10. Земледелие и постоянные поселения – что связывает эти явления?

      1) земледелие сделало возможным появление постоянных поселений

      2) появление постоянных поселений было причиной возникновения земледелия

      3) эти явления никак не связаны

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      Школьный портал для учителей и учеников

      1 часть.

      Выберите правильный ответ:

      Палка-копалка, дубина, заостренный камень – это

      предметы, которыми пользовались на охоте;древнейшие орудия труда;предметы, которые умели изготавливать обезьяны.

      Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли

      племя;семью;союз племен.

      Вера в существование в природе сверхъестественных сил называется

      колдовством;искусством;религией.

      Предполагаемой областью прародины человека является

      Северная Европа;Восточная Африка;Южная Австралия.

      Древние люди вместе охотились, занимались собирательством, заботились о детях, защищались от чужаков. Все они считались

      друзьями;согражданами;сородичами.

      Земледелие возникло

      примерно 2 млн лет назад;примерно 40 тыс. лет назад;примерно 10 тыс. лет назад.

      Земледелие и постоянные поселения. Что связывает эти понятия?

      появление постоянных поселений было причиной возникновения земледелия;земледелие сделало возможным появление постоянных поселений;эти явления никак не связаны.

      Важнейшим изобретением первобытных людей является

      пурпурная краска;письменность;лук и стрелы.

      Египтяне называли свою страну «даром Нила». Это название объясняется тем, что:

      боги подарили египтянам Нил;каждый день египтяне приносили Нилу жертву;Нил орошает земли речной долины, удобряет их илом и делает плодородными.

      После объединения Верхнего и Нижнего Египта столицей стал город

      Фивы;Ахетатон;Мемфис.

      2 часть.

      Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.

      Древнейшие люди появились не позднее ______________ (а) лет назад. Древнейшим коллективом людей было _____________ ___________ (б). Основными занятиями вплоть до возникновения земледелия и скотоводства были ___________ (в) и _____________ (г).

      Нарисуйте «линию времени». Отметьте на «линии времени» 30 г. до н. э. и 14 г. н.э. Напишите, какой год был раньше. На сколько лет раньше?

      Установите соответствие. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

      А) мотыга, плуг 1) неравенство

      Б) богатые и бедные семьи 2) земледелие

      В) ремесленники и земледельцы 3) разделение труда

      Ответ:

      А

      Б

      В

      Продолжите перечень.

      В облике древнейших людей преобладали звероподобные черты:

      приплюснутый нос;надбровный валик;________________;________________.

      Найдите 5 исторических ошибок в сочинении ученика.

      «Первые земледельцы и скотоводы.

      Наступило время жатвы. На хлебное поле вышли сородичи с серпами. Своими приплюснутыми носами и выступающими вперед челюстями они напоминали обезьян.

      Три женщины устроили состязание – чей сноп будет больше. Победила самая юная – ее связка стеблей ячменя с колосьями была самой большой.

      — Нечестно! – заметил руководитель родовой общины, высокий парень, следивший за работой. – У тебя серп железный, а у них-то медные.

      Тут в загоне рядом с полем тревожно заблеяли овцы и козы. Они сломали загородку и побежали в лес. Не съели бы их волки! Как вернуть беглецов? Собак в поселке не было – в те времена они еще не стали домашними животными. Но скоро и людям стало страшно. Прямо на поселок двигалось стадо мамонтов. Еще немного – они растопчут и поле, и хижины. Кто-то из родичей догадался поджечь траву и хворост: едкий дым заставил мамонтов повернуть, и оно обошли поселок стороной».

      Первый (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников по истории

      5 класс

      Ответы:

      1 часть.

      2132332333

      2 часть.

      А – двух миллионов (2 млн)

      Б – человеческое стадо

      В, Г – охота, собирательство

      Раньше был 30 г. до н.э., он был раньше на 44 года.А 2, Б 1, В 3.Длинные руки, уходящий назад лоб, прыгающая походка.1) В период возникновения земледелия человек уже не был похож на обезьяну (человек был современного вида).

      2) Руководителем родовой общины не мог быть молодой парень (руководил родовой общиной самый опытный и мудрый старик).

      3) Железо выплавлять люди еще не умели.

      4) Собаки были прирученными животными.

      5) Мамонтов уже не было.

      6) Использование огня в таких целях не было возможно.

      shkola-zanyatij.ru

      3. История развития общественных отношений

      Первыми орудиями труда человека были оббитый камень и палка. Люди добывали себе средства существования охотой, которую вели совместно, и собирательством. Сообщества людей были небольшими, они вели кочевой образ жизни, передвигаясь в поисках пищи. Но некоторые сообщества людей, жившие в наиболее благоприятных условиях, начали переходить к частичной оседлости. Важнейшим этапом в развитии человека стало изобретение языка. Вместо сигнального языка животных, способствующего их координации на охоте, люди получили возможность выражать языком абстрактные понятия «камень вообще», «зверь вообще». Такое применение языка привело к возможности обучать потомство словами, а не только примером, планировать действия до охоты, а не во время ее и т. д. Сначала первобытные люди пользовались огнем, получаемым при пожарах, от ударов молний и т. д. Поскольку добывать огонь они ещё не умели, огонь приходилось постоянно поддерживать, но со временем первобытные люди научились добывать огонь сами (подробнее смотри статью Освоение огня древними людьми). Любая добыча делилась между всем коллективом людей. Орудия же труда, бытовая утварь, украшения находилась в пользовании отдельных людей, но хозяин вещи был обязан ею делиться, и кроме того, любой мог взять чужую вещь и пользоваться её без спроса (пережитки этого до сих пор встречаются у отдельных народов). Восходящие к Энгельсу марксистские представления о раннем первобытном обществе содержат предположение, что первоначально половые отношения между людьми внутри коллектива были беспорядочными (промискуитет). Однако эта идея не является общепризнанной — тем более, что даже у человекообразных обезьян полного промискуитета не наблюдается. Так или иначе, неконтролируемое проявление полового инстинкта, даже когда оно не вело к открытым столкновениям между соперниками, мешало единству формирующейся общины. Коллективная охота требовала сплоченности всех её участников. Поэтому возник запрет на половые отношения между членами коллектива в период, предшествовавший охоте, и самой охоты. Подавление возможности удовлетворения полового инстинкта внутри одной праобщины заставляло её членов искать половых партнеров в других. Завязывание половых отношений между членами разных праобщин сделало возможным полный запрет половых отношений между членами каждого из первобытных коллективов (экзогамия). Так каждая праобщина превратилась в род, и на смену промискуитету пришёл групповой дуально-родовой брак. Члены родов, составлявших дуальную организацию, жили раздельно. В этих условиях человек всю жизнь принадлежал к коллективу, в котором родился, то есть к тому, к которому принадлежала его мать. Поэтому первоначальные роды были материнскими. Два или несколько ближайших родов стали объединяться в племя. Роды возглавляли старейшины. Естественным кормильцем человека была его мать — вначале она его вскармливала своим молоком, затем вообще брала на себя обязанность обеспечивать его пищей и всем нужным для жизни. Эту пищу должны были добывать на охоте мужчины — братья матери, принадлежавшие к её роду. Так стали образовываться ячейки, состоявшие из нескольких братьев, нескольких сестер и детей последних. Они жили в общинных жилищах. Лишь затем возникла парная семья — образование постоянных пар на более или менее продолжительный срок. Она превратилась в моногамную семью — пожизненное единобрачие отдельных пар.[6]Специалисты в настоящее время в основном считают, что во времена палеолита и неолита — 50–20 тысяч лет тому назад — социальное положение женщин и мужчин было равным, хотя ранее считалось, что сначала господствовал матриархат. С изобретением лука охота усовершенствовалась, была приручена собака, ставшая помощником человека на охоте. Постепенно охота привела к приручению животных — появилось первобытное скотоводство. Из собирательства выросло земледелие: семена диких растений, собранных людьми и не использованных полностью, могли давать всходы около жилищ. Предполагают, что земледелие впервые зародилось в Передней Азии. Этот переход был назван неолитической революцией (X–III тысячелетия до н. э.). Результатом того, что средства к существованию стали более обеспеченными, стал существенный рост общей численности населения: на рубеже V–IV тысячелетий до н. э. на Земле уже проживало около 80 млн. человек.[7]. Позже люди овладели плавкой металлов (сначала меди, затем и железа), что позволило создавать более совершенные металлические орудия труда. Изменение экономики с чисто присваивающей на производящую привело и к изменению общества. У земледельческих племен типом поселения стала деревня в которой проживала одна община, которая из родовой превращалась в соседскую. Большие общинные дома отошли в прошлое, и в каждом доме теперь проживала одна патриархальная семья. Собственность на землю была коллективной — внутри коллектива отдельные люди или семьи владели участками земли, которые можно было обрабатывать, но нельзя передать другиму в пользование. У одних общин земельные участки ежегодно перераспределялись, у других перераспределение происходило один раз в несколько лет, у третьих, возможно, участки раздавались в пожизненное землепользование. Орудия труда, жилище, домашняя утварь, одежда, украшения, хозяйственный инвентарь находились в частной собственности, но пережитки общинного пользования сохранялись до нашего времени. Прирост населения земледельцев и скотоводов, как правило, был выше, чем у охотников-собирателей ввиду большей продуктивности производящего хозяйства. Соответственно, та же территория могла прокормить значительно больше людей. Аграрные общины стали заполнять Землю, как ранее до этого её заполняли охотники. Важным элементом общественной организации были мужские союзы. Мужская часть общины выбирала вождя из числа мужчин, которые выделялись из общей массы личными талантами, знаниями, богатством и щедростью. Сначала такие люди (так называемые бигмены) были влиятельны благодаря своим личным качествам, а затем власть вождей стала передаваться по наследству. Результатом этих процессов стало появление привилегированных слоев общества — вождей, жрецов, а также наиболее удачливых в хозяйственной деятельности. Возникло имущественное неравенство. Вожди начали требовать приношений себе от рядовых общинников. Захваченные в войнах между племенами пленные становились рабами. Сначала соседние роды и племена обменивались тем, что им давала природа: солью, редкими камнями и т. п. Дарами обменивались как целые общины, так и отдельные люди; это явление получило название дарообмена. Одной из его разновидностей был «немой обмен». Затем выделились племена земледельцев, скотоводов и тех, кто вёл земледельческо-скотоводческое хозяйство, и между племенами с разной хозяйственной ориентацией, а впоследствии и внутри племен, развивался обмен продуктами их труда. Некоторые исследователи полагают, что племена охотников, не принявшие аграрного образа жизни, начали «охотиться» на крестьянские общины, отнимая еду и имущество. Так сложилась дуальная система производящих сельских общин и грабящих их дружин бывших охотников. Вожди — предводители охотников постепенно перешли от набегового грабежа крестьян к регулярным регламентированным поборам (дани). Для самозащиты и защиты подданных от набегов конкурентов строились укреплённые города. Последним этапом догосударственного развития общества стала так называемая военная демократия. Стали возникать вождества — политические единицы, включающавшие в себя несколько деревень или общин, объединенных под постоянной властью верховного вождя. Племена стали объединяться в союзы племен, которые постепенно стали преобразовываться в народности. Народности росли за счёт естественного прироста населения, за счёт дальнейшего объединения с соседними племенами и за счёт завоеваний чужих земель и покорения других племён и народностей. Скорее всего, именно так возникли первые государства в Месопотамии, Древнем Египте и Древней Индии в конце 4 – начале 3 тысячелетия до н. э.[8]Но целый ряд племён продолжал жить родовым строем ещё очень продолжительное время. Даже в настоящее время существуют такие племена (смотри статью Неконтактные народы).

      studfiles.net