Одежда древних удмуртов. Национальный костюм удмуртов Традиционная одежда Удмуртия
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Национальный костюм удмуртов Традиционная одежда Удмуртия. Одежда древних удмуртов


Оригинальный удмуртский национальный костюм

Эксперты называют удмуртский национальный костюм самым ярким, живым и колоритным среди народов России и бывших стран СНГ. Типичная для него комбинация цветов – белый, черный и красный. В национальном костюме удмуртов с начала 19 века начали выделяться три комплекса:

  • северный костюм был трехцветным;
  • южный - многоцветный;
  • бесермянский.

Удмуртский национальный костюм

Головные уборы северного комплекса

Удмуртский женский костюм имеет несколько вариантов головного убора:

  • шапка;
  • покрывало;
  • полотенце;
  • повязка.

Общепринятый девичий головной убор – такья – холщовая шапка, которую украшали монетками и кумачом. Дети носили котрес такью, она имеет круглую форму, девушки постарше – более продолговатую кузялэс такью. Кроме такьи популярны были и холщовые повязки на голову, которые обязательно оформлялись ленточками, позументом, вышивкой или блестками. Платки прялись из ситца или белого хоста. На праздники девушки надевали расписные кашемировые или шелковые платки. Замужние женщины носили красочно расшитые головные полотенца: йыр котыр, весяк кышет. Мужские головные уборы таким разнообразием не отличались: летом надевали валяные шляпы, зимой - шапки из овчины.

Южные головные уборы

  • Шапочки: пелькышет.
  • Налобные повязки: йыркерттэт, тятяк и укотюг.
  • Полотенце: йыркышет или чалма.
  • Айшон.
  • Платки.

Девушки-удмуртки надевали налобные повязки с платками. Укотюк – сложный головной убор. На кумач или холст нашивали полоски позумента с плотной бахромой, деревянными подвесками, позументными нитями, блестками. Налобные повязки взрослых женщин (йыркерттэт) выделялись нашитыми монетами и бусинками. Айшон – удмуртский аналог русского кокошника. Основа изготавливалась из бересты, обшивалась холстом и, конечно, спереди украшалась бисером, бусами и монетками. Сверху айшона надевали сюлык – белый расшитый холст. Свадебный сюлык имел важную отличительную особенность – массивную черную вышивку и кисточки по бокам из черных и красных нитей. Со дня свадьбы и вплоть до рождения первенца женщины носили сюлык черного цвета, далее - красный до самой старости.

Женский удмуртский национальный костюм

Удмуртский женский костюм

Женский североудмуртский наряд – древний и простой по покрою тип одежды. Основой было платье-рубаха: прямой плотный материал, прямоугольные рукава, вырез треугольный или овальный без воротника. Подол и рукава платья традиционно украшались вышивкой. Поперечная вышивка розеткой называлась колтырмач, а рельефная продольная с ромбообразным рисунком – гордэн. Удмуртский женский костюм северян обязательно включает в себя распашной кафтан шортдэрем. Его крой похож на рубаху, только воротник был квадратный отложной и рукава короткие. Шортдэрем богато украшался бусами, монетками, каури, полосками кумача и вышивкой на подоле и воротнике. Способов отделки кафтана было много:

  • зок кумак понэм – много кумача;
  • пичи кумач понэм – немножко кумача;
  • котыр кумач понэм – полоса кумача вокруг всего кафтана;
  • котуло – широкая полоса кумача до линии талии;
  • котрах тачкиё – отделка вышивкой на полах, подолах и плечах;
  • вожен шырем – зеленая вышивка по подолу;
  • гордэн шырем – красная;
  • сьодэн шырем – черная.

Национальный костюм удмуртов невозможно представить без передника (айшет, азькышет или ашшет), обшитого кружевами, тесьмой, узорами. Завязки изготавливались в виде кисточек из разноцветных кусочков ткани. По праздникам одежда дополнялась узорным поясом, на который сбоку вешали платочек. Подпоясывались все с напуском на переднике.

Удмуртский народный костюм

Удмуртский национальный костюм в качестве обуви предусматривает лыковые лапти по русскому образцу. В праздники надевали удмуртские народные лапти, которые имеют трапециевидную форму носка. Под лапти удмуртки надевали толстые белые холщовые чулки чуглэс, верхняя ткань красиво вышивалась узорами или кумачом. На чулки натягивались узорные тонкие марчанчуглэс.

Национальный костюм удмуртов мужчин

Национальный костюм удмуртов

Мужской удмуртский национальный костюм включает:

  • рубаху;
  • пояс или ремень;
  • штаны.

Рубаха – белая холщовая с вырезом на правой стороне груди и рукавами, которые украшены красными тонкими поперечными полосками. Ее мужчины всегда надевали навыпуск и подпоясывали ремнем или плетеным поясом. Штаны обычно плотные и темного цвета, чаще - синего. Мужская обувь, как правило, не украшалась. Летом носили лапти, зимой - валенки.

Сегодня удмуртский народный костюм редко используется по назначению. Их хранят в музеях или дома в сундуках как семейные богатства, надевают на выступления этнические фольклорные ансамбли. В деревнях сохранился обычай надевать национальную одежду на свадьбу и большие праздники.

fb.ru

Национальный костюм удмуртов Традиционная одежда Удмуртия

Национальный костюм удмуртов

Традиционная одежда Удмуртия.- http://identity2010.ru/?page_id=1294

http://www.finnougoria.ru/community/folk/19/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=357&ELEMENT_ID=2467

В традиционной одежде удмуртов два варианта: северный трёхцветный (белый, красный и чёрный цвета) и южный полихромный. Традиционное чёрно-бело-красное сочетание цветов впоследствии нашло отражение в государственных символах Удмуртской Республики – гербе и флаге.

Традиционная женская одежда – туникообразная рубаха с оборками, одежда типа халата, передник, высокий конусовидный головной убор с накидкой, узорные вязаные чулки, носки. Национальная обувь – лапти, башмаки, валенки. Верхняя одежда – овчинная шуба и кафтан туникообразного покроя, отрезной по талии, с боковыми клиньями, рукава вшивные «ложные». Соединительные швы выполнены ручным способом. Элементы декора расположены симметрично по вертикальной оси. Обычно кафтан шила невеста перед свадьбой, надевала его по приезде в дом жениха и не снимала на протяжении всего свадебного пира. В подобном кафтане молодуха ходила в первые дни после свадьбы, в нем же она должна была выполнять некоторые работы, в частности, в первый раз выгонять корову. Носили такие кафтаны либо, накинув на плечи, либо надевали, продев руки в прорези рукавов, которые затыкали за пояс сзади. Считалось, чем длиннее ложные рукава, тем богаче невеста. На фото:
Шорт дэрем – женская распашная одежда. Шерстяная домотканина, х/б ткань, кумач, тесьма, позумент, бисер, монет. Лоскутная аппликация. Конец XIX в. Казанская губ. Удмурты. Фонды РЭМ. Головной убор – важнейшая художественная деталь удмуртского костюма. Выходя из дому, женщины надевали глубокую куполообразную шапочку, сплошь вышитую белым бисером и раковинами каури, серебряными монетами и их жестяными имитациями. С боковых сторон шапочки спускались декоративные подвески из бисера и цветных бус. Немыслимы удмуртки в праздничном костюме без ювелирных украшений – бус, серёжек, браслетов, перстней. Со второй половины XIX века самым любимым украшением южных удмуртов становятся серебрённые мониста. Серебряные монеты нашивались на холщовую ткань, вплотную прилегая друг к другу. В результате получался сплошной серебряный каскад, окаймлённый разновеликими цепочками с нанизанными на них медными монетами. Верх такого нагрудного украшения был зашит бусами, облагороженными матовым цветом красно-коричневых кораллов. Нагрудное украшение играло роль талисмана-оберега, защищавшего от «дурного глаза».

Мужской костюм состоял из пестрядинных штанов и рубахи-косоворотки, подпоясанной тканым поясом, валяной шляпы, лаптей с онучами.

Удмуртская (вотская) рубашка ( дэрем)- http://costumer.narod.ru/text/volga-women-rub-udmurt.htm

«Нательной одеждой и одновременно верхним рабочим и выходным платьем для женщины-удмуртки служила и служит в отдельных районах и в настоящее время рубашка (дэрем), сшитая из белого холста или пестроткани (алача). Шили рубашку чаще всего на руках, льняными нитками»21, - писала В. Н Белицер в монографии по удмуртской одежде.

Она различает три типа удмуртской женской рубашки: 1-й, наиболее древний тип - туникообразная льняная белая рубашка, с вышитыми шелком и шерстью рукавами, по покрою почти совпадающая с рубашкой луговых мари. Одно основное полотнище, составляющее перед и спину; бока из прямых полотнищ, без клиньев в подоле; рукава из одной точи пришиваются перпендикулярно к основному полотнищу Отличие их от марийских в том, что ластовка под рукавом не квадратная, как на марийских рубашках, а треугольная. По вороту В.Н. Белицер не делает различия, относя к 1-му типу как рубахи с треугольным воротом (женская рубашка Балезинского района, рис № 11), аналогичным мордовскому так и рубашки с овальным вырезом по шее и косым грудным разрезом Более детальное разделение несомненно было бы существенно для монографии по одежде удмуртов так как указывало бы на мордовские или марийские связи в отдельных районах.

2-м типом удмуртской рубахи В. Н. Белицер считает получившую широкое распространение на территории Удмуртской АССР пестрядинную рубаху, того же типа, что и выше описанная нами туникообразная пестрядинная рубаха мари. Одно прямое основное полотнище из домотканой пестряди доходит несколько ниже колен, откуда начинается волан из пестряди же или из покупной материи Ворот имеет вырез по шее, обшитый невысокой полоской, в 1,5-2 см вышины, и прямой грудной разрез, обшитый вышивками или лентами покупной ткани. Ворот застегивается у шеи на пуговицу и петлю. Рукава пришиваются к основному полотнищу под прямым углом и имеют ластовицы. Боковые полотнища раскраиваются по диагонали сшиваются и пришиваются к основному полотнищу так чтобы широкая сторона образовала расширяющийся подол Варианты этой рубашки по отдельным районам тоже аналогичны вариантам пестрядинной рубашки у мари и у чуваш: расширяется волан оборка, расширяются рукава, и тогда они собираются в сборки по линии шва с основным полотнищем….. 

Удмуртия- Материальная культура Каталоги выставок-

http://narodudm.unatlib.org.ru/istoriya-i-kultura-udmurtskogo-naroda/materialnaya-kultura Одежда и украшения

  1. Белицер В. Н. Народная одежда удмуртов: Материалы к этногенезу / Белицер В. Н. - М.: Изд-во АН СССР, 1951. - 141 с.
Народы Волго-Камья донесли свою национальную культуру до наших дней. Особенно ярко она, в частности, проявляется в народной одежде. В этой работе автор систематизирует и обобщает материал по народной одежде удмуртов, опубликованный на страницах периодической печати, в отдельных статьях и исследованиях по этнографии, истории и географии народов Поволжья и Приуралья, использовав при этом новый этнографический материал, собранный автором во время этнографических экспедиций 1930, 1931 и 1938 гг.
  1. Виноградов С. Н. Удмуртская одежда / Виноградов С. Н. - Ижевск: Удмуртия, 1974. - 72 с.: ил.
В книге дано описание костюмных комплексов удмуртов. Книга богата фотографиями, кроме того, в приложении даны цветные рисунки автора, иллюстрирующие национальную одежду удмуртов.
  1. Вышитая одежда удмуртов, ХIХ-ХХ вв.: Каталог коллекции / Гос. музей этнографии народов СССР; Сост. Котова Е. Н. - Л., 1987. - 64 с.: [9] л. ил.

 

Фото 2. Женское нагрудное и черезплечное украшение южных удмуртов конца XIX- начала XX века:

[Фот.: цв.; 22,5 Х 30,5 см] // Климов К. М. Удмуртское народное искуссвто. - Ижевск, 1988. - С. 147.

  1. Голдина Е. В. Бусы Верхнего Прикамья конца IV-IX вв.: (По материалам могильников неволин. культуры): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук / Голдина Е. В.; Удм. гос. ун-т. - Ижевск, 1998. - 21 с.
  2. Головные уборы: Кат. Вып. 2. Головные полотенца / Сост.: Лебедева С. Х., Волкова Л. А.; Авт. вступ. ст. Лебедева С. Х. - Устинов, 1985. - 56 с. : ил. - (Одежда / Удм. респ. краевед. музей).

 

Фото 3. Женщина в головном уборе "айшон". Начало XX в.:

[Фот.; 8 Х 11,5 см] // Крюкова Т. А, Удмуртское народное изобразительное искусство. –

Ижевск-Л., 1973. - С. 45

  1. Ежегодник этнографического музея. 30 = Etnograafiamuuseumi ASTARAAMAT XXX / Гос. этнограф. музей ЭССР. - Таллин : Валгус, 1977. - 287 с. : ил. - На эст., рус. и нем. языках.
  2. Климов К. М. Ансамбль как образная система в удмуртском народном искусстве XIX-XX вв. / Климов К. М. - Ижевск : Издат. Дом "Удм. ун-т", 1999. - 330 с. : ил. - Библиогр.: с.303-326.-Прил.: с.327-330.ISBN 5-7029-0348-X, (в пер.) : 45 p., 500 экз. Рец.: Виноградов С. Трос полэс тау // Удмурт дунне. - 1999. - 26 окт.Пузанова Н. Три полосы на полотенце - символ трех миров // Удм. правда. - 1999. - 3 нояб.Пименов В.В. // Вордскем кыл. - 2000. - N 6. - C. 82-85.
  3. Косарева И. А. Традиционная женская одежда периферийных групп удмуртов (косинской, слободской, кукморской, шошминской, закамской) в конце XIX - начале XX в.- Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2000. - 226 с.: ил.

 

Фото 4. Костюм девичий. Северные удмурты. Нижняя Вятка. Нач.ХХ в. 

Фото 5. Костюм невесты. Северные удмурты. Нижняя Вятка. Нач.ХХ в.

  1. Лебедева С. Х. Удмуртская народная одежда / С. Х. Лебедева. - Ижевск : Удмуртия, 2008. - 39, [2] с. : ил.
  2. Лебедева С. Х. Удмуртская народная одежда = Удмурт калык дӥськут = Udmurt folk costume / С. Х. Лебедева ; пер. на удмурт. яз. Л. Д. Айтуганова, Д. Четвертных. - Ижевск : Удмуртия, 2008. - 204, [3] с. : ил. - (Федер. целевая программа "Культура России").
В книге С. Х. Лебедевой представлена богатая и разнообразная коллекция удмуртской народной одежды, собранная в этнографических экспедициях сотрудниками Национального музея Удмуртской Республики им. К. Герда, отражена история развития национального костюмного комплекса конца XIX - начала XX века. Цветные и чёрно-белые фотографии, чертежи и рисунки дают возможность читателю увидеть прекрасный мир одежды удмуртов, проживающих в разных регионах России.
  1. Молчанова Л. А. Удмуртский народный костюм : (история и символика) / Л. А. Молчанова. - Ижевск : Удмурт. гос. ун-т, 2006. - 121, [10] c. : цв. ил.
Л. А. Молчанова на основе археологических и этнографических данных, путем реконструкции костюмных комплексов, наглядно представляет этапы формирования удмуртского традиционного костюма, выявляет характерные особенности его оформления. В этой книге впервые предпринята попытка исследования знаково-символической функции костюмных узоров удмуртов.
  1. Одежда. Головные уборы: Головные полотенца: Кат.: Вып. 2. / Удм. респ. краевед. музей. - Устинов, 1985. - 57 с.
  2. Одежда. Головные уборы: Платки-покрывала, платки, шапочки, голов. уборы бесермян. женщин: Кат. Вып. 3 / Удмурт. респ. краевед. музей; Авт. вступ. ст. Лебедева С. Х.; Сост.: Волкова Л. А., Лебедева С. Х. - Устинов, 1986. - 40 с.
  3. Одежда древних удмуртов, VII в. до н. э. - XV в. н. э.: [Комплект ил.] / Зорина И. В. - [Ижевск], 2000. - 7 отд. л. в обл. - Библиогр. на отд. л. (матюкульт).
  

 

Фото 6. Костюм невесты. Бесермяне. Глазовский уезд Вятской губернии. Нач.ХХ в.

Фото 7. Костюм женский праздничный. Северные удмурты. Нижняя Вятка. Нач.ХХ в.

Фото 8. Костюм женский праздничный. Северные удмурты. Нижняя Вятка. Нач.ХХ в.

  1. Библиографический указатель русской этнографической литературы о внешнем быте народов России. 1700-1910 гг. : (Жилище. Одежда. Музыка. Искусство. Хоз. быт): (Из записок И.Р. Географ. Общества по отд. "Этногр.", Т. XI, Вып. 1) / Сост. Зеленин Д. К. - СПб : Тип. А.В. Орлова, 1913. - 1 мф. - Указ.: с. 632-654.- Алф. указ. авт.: с. 654-733.

www.dereksiz.org

Послание из прошлого: почему у удмуртов такой костюм? | Люди | ОБЩЕСТВО

Искусные мастерицы

Давно известно, что женщины-удмуртки всегда были прекрасными ткачихами, и в этой области им не было равных. Уже с 6-7 лет девочек учили прясть. В 12-13 лет они садились за ткацкий станок, ткали холсты. А к 16-17 годам становились искусными мастерицами. В этом возрасте девушка получала символические подарки от старшего брата или от мужа старшей сестры - красивую резную прялку и блоки к ткацкому станку. Это знак, что девушка должна готовить себе приданое. Обязательно - свадебный костюм, повседневные платья, ну и подарки для семьи будущего мужа и его родственников.

Приданое богатой девушки могло состоять из 40 пар вышитой одежды, 20 головных полотенец, налобных повязок, а еще она ткала к будущей свадьбе мужские рубахи, ковры, детские зимние и летние одеяла, скатерти и просто отрезы домотканины.

Костюмы северных и южных удмуртов очень сильно отличались. Фото: Национальный центр ДПИ и ремесел Удмуртии

Богато и со вкусом

Удмуртскую одежду шили из холста, сукна и овчины, почти вся она была домашнего производства.

Женский костюм северных удмуртов состоял из белой холщовой рубахи со съемным вышитым нагрудником, поверх рубахи - кафтан или холщовый белый халат с поясом, передник.

Южные удмуртки носили рубаху, сшитый в талию камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой. Поверх этой одежды надевали шерстяные и полушерстяные кафтаны и овчинные шубы. Обувью были лапти, башмаки или валенки.

Головные уборы - платки, шапочки, повязки, дополненные бисером, бусинами, монетами, - отличались большим разнообразием. Они отражали возрастное и семейное положение.

К тому же женщины-удмуртки любили украшать себя большим количеством серебряных монет, это было и демонстрацией богатства, и защитой от сглаза. А праздничная одежда включала в себя нагрудные, наплечные и поясные украшения, богатую вышивку, разнообразные декоративные детали: тесьму, позумент, монеты и т.д.

Мужской костюм удмуртов за века изменился мало. Фото: Национальный центр ДПИ и ремесел Удмуртии

Штаны да рубаха

При всем таком богатстве женской одежды удмурты совершенно не сохранили многообразие мужского костюма. Мужчины, судя по всему, одевались очень просто: рубаха-косоворотка, полосатые штаны, плетеный или кожаный пояс. На голове - валяная или овчинная шапка, на ногах - лапти, сапоги, валенки. Из украшений разве что перстень, но обязательно с родовой печатью.

Комментарий специалиста

Серафима Лебедева, историк-этнограф:

- Национальная одежда удмуртов, проживающих в разных районах республиках, да даже в соседних деревнях, всегда имела свои отличия. Традиционно удмуртский костюм разделяют на северный, южный, срединный, которые в свою очередь состояли из локальных костюмных комплексов. Например, северяне носили белые костюмы с яркой вышивкой, центральные и южные удмурты - клетчатую пестрядь. Более древняя одежда - белая, а южные удмурты многое переняли от тюрков.

В костюмах разнились крой, цвет. Отличались наряды женщин разных возрастов и социального круга - была одежда для девочки, девушки, невесты, зрелой и пожилой женщины. В праздничных вариантах использовались украшения из монет, нагрудные, чересплечные, поясные. А мужской костюм прост и функционален: клетчатая косоворотка, полосатые штаны и валяная шляпа.

 

 

Смотрите также:

www.udm.aif.ru

Национальный костюм удмуртов Традиционная одежда Удмуртия

Национальный костюм удмуртов

Традиционная одежда Удмуртия.- http://identity2010.ru/?page_id=1294

http://www.finnougoria.ru/community/folk/19/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=357&ELEMENT_ID=2467

В традиционной одежде удмуртов два варианта: северный трёхцветный (белый, красный и чёрный цвета) и южный полихромный. Традиционное чёрно-бело-красное сочетание цветов впоследствии нашло отражение в государственных символах Удмуртской Республики – гербе и флаге.

Традиционная женская одежда – туникообразная рубаха с оборками, одежда типа халата, передник, высокий конусовидный головной убор с накидкой, узорные вязаные чулки, носки. Национальная обувь – лапти, башмаки, валенки. Верхняя одежда – овчинная шуба и кафтан туникообразного покроя, отрезной по талии, с боковыми клиньями, рукава вшивные «ложные». Соединительные швы выполнены ручным способом. Элементы декора расположены симметрично по вертикальной оси. Обычно кафтан шила невеста перед свадьбой, надевала его по приезде в дом жениха и не снимала на протяжении всего свадебного пира. В подобном кафтане молодуха ходила в первые дни после свадьбы, в нем же она должна была выполнять некоторые работы, в частности, в первый раз выгонять корову. Носили такие кафтаны либо, накинув на плечи, либо надевали, продев руки в прорези рукавов, которые затыкали за пояс сзади. Считалось, чем длиннее ложные рукава, тем богаче невеста. На фото: Шорт дэрем – женская распашная одежда. Шерстяная домотканина, х/б ткань, кумач, тесьма, позумент, бисер, монет. Лоскутная аппликация. Конец XIX в. Казанская губ. Удмурты. Фонды РЭМ. Головной убор – важнейшая художественная деталь удмуртского костюма. Выходя из дому, женщины надевали глубокую куполообразную шапочку, сплошь вышитую белым бисером и раковинами каури, серебряными монетами и их жестяными имитациями. С боковых сторон шапочки спускались декоративные подвески из бисера и цветных бус. Немыслимы удмуртки в праздничном костюме без ювелирных украшений – бус, серёжек, браслетов, перстней. Со второй половины XIX века самым любимым украшением южных удмуртов становятся серебрённые мониста. Серебряные монеты нашивались на холщовую ткань, вплотную прилегая друг к другу. В результате получался сплошной серебряный каскад, окаймлённый разновеликими цепочками с нанизанными на них медными монетами. Верх такого нагрудного украшения был зашит бусами, облагороженными матовым цветом красно-коричневых кораллов. Нагрудное украшение играло роль талисмана-оберега, защищавшего от «дурного глаза».

Мужской костюм состоял из пестрядинных штанов и рубахи-косоворотки, подпоясанной тканым поясом, валяной шляпы, лаптей с онучами.

Удмуртская (вотская) рубашка ( дэрем)- http://costumer.narod.ru/text/volga-women-rub-udmurt.htm

«Нательной одеждой и одновременно верхним рабочим и выходным платьем для женщины-удмуртки служила и служит в отдельных районах и в настоящее время рубашка (дэрем), сшитая из белого холста или пестроткани (алача). Шили рубашку чаще всего на руках, льняными нитками»21, - писала В. Н Белицер в монографии по удмуртской одежде.

Она различает три типа удмуртской женской рубашки: 1-й, наиболее древний тип - туникообразная льняная белая рубашка, с вышитыми шелком и шерстью рукавами, по покрою почти совпадающая с рубашкой луговых мари. Одно основное полотнище, составляющее перед и спину; бока из прямых полотнищ, без клиньев в подоле; рукава из одной точи пришиваются перпендикулярно к основному полотнищу Отличие их от марийских в том, что ластовка под рукавом не квадратная, как на марийских рубашках, а треугольная. По вороту В.Н. Белицер не делает различия, относя к 1-му типу как рубахи с треугольным воротом (женская рубашка Балезинского района, рис № 11), аналогичным мордовскому так и рубашки с овальным вырезом по шее и косым грудным разрезом Более детальное разделение несомненно было бы существенно для монографии по одежде удмуртов так как указывало бы на мордовские или марийские связи в отдельных районах.

2-м типом удмуртской рубахи В. Н. Белицер считает получившую широкое распространение на территории Удмуртской АССР пестрядинную рубаху, того же типа, что и выше описанная нами туникообразная пестрядинная рубаха мари. Одно прямое основное полотнище из домотканой пестряди доходит несколько ниже колен, откуда начинается волан из пестряди же или из покупной материи Ворот имеет вырез по шее, обшитый невысокой полоской, в 1,5-2 см вышины, и прямой грудной разрез, обшитый вышивками или лентами покупной ткани. Ворот застегивается у шеи на пуговицу и петлю. Рукава пришиваются к основному полотнищу под прямым углом и имеют ластовицы. Боковые полотнища раскраиваются по диагонали сшиваются и пришиваются к основному полотнищу так чтобы широкая сторона образовала расширяющийся подол Варианты этой рубашки по отдельным районам тоже аналогичны вариантам пестрядинной рубашки у мари и у чуваш: расширяется волан оборка, расширяются рукава, и тогда они собираются в сборки по линии шва с основным полотнищем….. 

Удмуртия- Материальная культура Каталоги выставок-

http://narodudm.unatlib.org.ru/istoriya-i-kultura-udmurtskogo-naroda/materialnaya-kultura Одежда и украшения

  1. Белицер В. Н. Народная одежда удмуртов: Материалы к этногенезу / Белицер В. Н. - М.: Изд-во АН СССР, 1951. - 141 с.
Народы Волго-Камья донесли свою национальную культуру до наших дней. Особенно ярко она, в частности, проявляется в народной одежде. В этой работе автор систематизирует и обобщает материал по народной одежде удмуртов, опубликованный на страницах периодической печати, в отдельных статьях и исследованиях по этнографии, истории и географии народов Поволжья и Приуралья, использовав при этом новый этнографический материал, собранный автором во время этнографических экспедиций 1930, 1931 и 1938 гг.
  1. Виноградов С. Н. Удмуртская одежда / Виноградов С. Н. - Ижевск: Удмуртия, 1974. - 72 с.: ил.
В книге дано описание костюмных комплексов удмуртов. Книга богата фотографиями, кроме того, в приложении даны цветные рисунки автора, иллюстрирующие национальную одежду удмуртов.
  1. Вышитая одежда удмуртов, ХIХ-ХХ вв.: Каталог коллекции / Гос. музей этнографии народов СССР; Сост. Котова Е. Н. - Л., 1987. - 64 с.: [9] л. ил.

 

Фото 2. Женское нагрудное и черезплечное украшение южных удмуртов конца XIX- начала XX века:

[Фот.: цв.; 22,5 Х 30,5 см] // Климов К. М. Удмуртское народное искуссвто. - Ижевск, 1988. - С. 147.

  1. Голдина Е. В. Бусы Верхнего Прикамья конца IV-IX вв.: (По материалам могильников неволин. культуры): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук / Голдина Е. В.; Удм. гос. ун-т. - Ижевск, 1998. - 21 с.
  2. Головные уборы: Кат. Вып. 2. Головные полотенца / Сост.: Лебедева С. Х., Волкова Л. А.; Авт. вступ. ст. Лебедева С. Х. - Устинов, 1985. - 56 с. : ил. - (Одежда / Удм. респ. краевед. музей).

 

Фото 3. Женщина в головном уборе "айшон". Начало XX в.:

[Фот.; 8 Х 11,5 см] // Крюкова Т. А, Удмуртское народное изобразительное искусство. –

Ижевск-Л., 1973. - С. 45

  1. Ежегодник этнографического музея. 30 = Etnograafiamuuseumi ASTARAAMAT XXX / Гос. этнограф. музей ЭССР. - Таллин : Валгус, 1977. - 287 с. : ил. - На эст., рус. и нем. языках.
  2. Климов К. М. Ансамбль как образная система в удмуртском народном искусстве XIX-XX вв. / Климов К. М. - Ижевск : Издат. Дом "Удм. ун-т", 1999. - 330 с. : ил. - Библиогр.: с.303-326.-Прил.: с.327-330.ISBN 5-7029-0348-X, (в пер.) : 45 p., 500 экз. Рец.: Виноградов С. Трос полэс тау // Удмурт дунне. - 1999. - 26 окт.Пузанова Н. Три полосы на полотенце - символ трех миров // Удм. правда. - 1999. - 3 нояб.Пименов В.В. // Вордскем кыл. - 2000. - N 6. - C. 82-85.
  3. Косарева И. А. Традиционная женская одежда периферийных групп удмуртов (косинской, слободской, кукморской, шошминской, закамской) в конце XIX - начале XX в.- Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2000. - 226 с.: ил.

 

Фото 4. Костюм девичий. Северные удмурты. Нижняя Вятка. Нач.ХХ в. 

Фото 5. Костюм невесты. Северные удмурты. Нижняя Вятка. Нач.ХХ в.

  1. Лебедева С. Х. Удмуртская народная одежда / С. Х. Лебедева. - Ижевск : Удмуртия, 2008. - 39, [2] с. : ил.
  2. Лебедева С. Х. Удмуртская народная одежда = Удмурт калык дӥськут = Udmurt folk costume / С. Х. Лебедева ; пер. на удмурт. яз. Л. Д. Айтуганова, Д. Четвертных. - Ижевск : Удмуртия, 2008. - 204, [3] с. : ил. - (Федер. целевая программа "Культура России").
В книге С. Х. Лебедевой представлена богатая и разнообразная коллекция удмуртской народной одежды, собранная в этнографических экспедициях сотрудниками Национального музея Удмуртской Республики им. К. Герда, отражена история развития национального костюмного комплекса конца XIX - начала XX века. Цветные и чёрно-белые фотографии, чертежи и рисунки дают возможность читателю увидеть прекрасный мир одежды удмуртов, проживающих в разных регионах России.
  1. Молчанова Л. А. Удмуртский народный костюм : (история и символика) / Л. А. Молчанова. - Ижевск : Удмурт. гос. ун-т, 2006. - 121, [10] c. : цв. ил.
Л. А. Молчанова на основе археологических и этнографических данных, путем реконструкции костюмных комплексов, наглядно представляет этапы формирования удмуртского традиционного костюма, выявляет характерные особенности его оформления. В этой книге впервые предпринята попытка исследования знаково-символической функции костюмных узоров удмуртов.
  1. Одежда. Головные уборы: Головные полотенца: Кат.: Вып. 2. / Удм. респ. краевед. музей. - Устинов, 1985. - 57 с.
  2. Одежда. Головные уборы: Платки-покрывала, платки, шапочки, голов. уборы бесермян. женщин: Кат. Вып. 3 / Удмурт. респ. краевед. музей; Авт. вступ. ст. Лебедева С. Х.; Сост.: Волкова Л. А., Лебедева С. Х. - Устинов, 1986. - 40 с.
  3. Одежда древних удмуртов, VII в. до н. э. - XV в. н. э.: [Комплект ил.] / Зорина И. В. - [Ижевск], 2000. - 7 отд. л. в обл. - Библиогр. на отд. л. (матюкульт).
  

 

Фото 6. Костюм невесты. Бесермяне. Глазовский уезд Вятской губернии. Нач.ХХ в.

Фото 7. Костюм женский праздничный. Северные удмурты. Нижняя Вятка. Нач.ХХ в.

Фото 8. Костюм женский праздничный. Северные удмурты. Нижняя Вятка. Нач.ХХ в.

  1. Библиографический указатель русской этнографической литературы о внешнем быте народов России. 1700-1910 гг. : (Жилище. Одежда. Музыка. Искусство. Хоз. быт): (Из записок И.Р. Географ. Общества по отд. "Этногр.", Т. XI, Вып. 1) / Сост. Зеленин Д. К. - СПб : Тип. А.В. Орлова, 1913. - 1 мф. - Указ.: с. 632-654.- Алф. указ. авт.: с. 654-733.

dereksiz.org

удмуртский женский национальный костюм

Североудмуртский женский костюм представляет собой один из наиболее древних типов одежды пермских народов.

Летняя одежда северных удмурток состоит из распашного кафтана (шортдэрем), рубахи (дэрем). Дополняют их фартук без грудки (азькышет) и аппликативный нагрудник (муресазь).

Рубаха из белой домотканины туникообразного покроя, рукава из красно-белой домотканины с узорами, выполненными в технике браного ткачества. Композиция узора трехчастная, между частями оставлены белые просветы домотканины. Рубаха получает свое название «пестросаес» по оформлению рукавов. Шейный вырез рубахи овальный, по подолу прошита полоса красно-белой поперечнополосатой домотканины, иногда с включением элементов браного ткачества.

Рубаху обычно носили в паре с распашным кафтаном (шортдэрем). Его кроили как и рубаху, с отложным четырехугольным воротником и короткими рукавами с продольным разрезом на плече, через который продевался богато вышитый рукав рубахи. Полы, воротник, подол шортдэрема украшали вышивкой, иногда пришивали бусы, мелкие монеты, раковины каури; вышивка сопровождалась полоской кумача. В зависимости от способа украшения, цвета отделочных тканей, количества используемого кумача распашные кафтаны назывались по-разному. Биньыса, сирсо диськут. назван по технике вышивки, при которой полы и воротник вышивались двухсторонней гладью и шитьем по выдергу; зӧк кумач понэм отличался отделкой большим количеством кумача; пичи кумач понэм — небольшим количеством кумача; котыр кумач понэм отделывался кумачом по кругу; кӧтуло — полосками красных лент до низа живота; у котрак тачкиё — плечи, подол, полы отделывались вышивкой в сочетании с полосками кумачовых лент, вожен шырем отличался зеленой отделкой по подолу; гордэн шырем — красной отделкой.

Каждая пара женской одежды имела свой вариант вышитого нагрудника (кабачи), который представлял собой четырехугольный кусок ткани размером 20×30 см, сплошь вышитый шелком. Кабачи составляли принадлежность костюма замужней женщины, надевались они поверх рубахи, закрывая грудной разрез. В конце XIX в. на смену вышитым нагрудникам пришли аппликативные (муресазь), сшитые из разноцветных кусков тканей в сочетании с вышивкой. Иногда к ним пришивали монеты, пуговицы.

Неотъемлемую часть женского костюма составляли передники (азькышет) без грудки, их отделывали кружевами, тесемками, вышивкой. Узорные завязки к передникам плелись или ткались на специальных дощечках. В будни подпоясывались только фартуком, а в праздники надевали еще узорный пояс, к которому подвешивали полотенце или платок (урдэс кышет — боковой платок).

Зимой на белую рубаху надевали распашной кафтан, сшитый из клетчатой домотканины (кильымо шортдэрем), с отрезной спинкой, присборенный в талии, рукава втачные, длинные. Поверх распашного кафтана надевался фартук без грудки, при ношении он дополнялся теми же элементами, что и летняя одежда, исключается только нагрудник и треугольный платок. С зимней одеждой женщина надевала четырехугольный платок, сшитый из двух полос домотканины.

Зимой носили шубы из дубленой овчины обычно желтого цвета; праздничные шубы, нагольные или крытые тканью, были черного цвета.

goldmuseum.ru

Презентация "Народный костюм северных удмуртов"

ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ СЕВЕРНЫХ УДМУРТОВ

ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ СЕВЕРНЫХ УДМУРТОВ

2. Мифологическими персонажами удмуртского народа являются богини Инву, Шунды-мумы, Музъем-мумы. Именно с ними таинственным образом связаны традиционные цвета удмуртской народной одежды: белый, красный, чёрный. Инву – небесная роса, белая богиня – небожительница. Музъем-мумы – матушка – земля. Основной цвет с её изображением – чёрный. Шунды-мумы – мать Солнца. Её одежда красного цвета. По легенде она несёт чёрную чашу и проливает золотой свет на Землю.

2. Мифологическими персонажами удмуртского народа являются богини Инву, Шунды-мумы, Музъем-мумы. Именно с ними таинственным образом связаны традиционные цвета удмуртской народной одежды: белый, красный, чёрный.

Инву – небесная роса, белая богиня – небожительница.

Музъем-мумы – матушка – земля. Основной цвет с её изображением – чёрный.

Шунды-мумы – мать Солнца. Её одежда красного цвета. По легенде она несёт чёрную чашу и проливает золотой свет на Землю.

Чёрный цвет - символ земли и стабильности; Красный – цвет солнца и символ жизни; Белый – символ космос и чистоты нравственных устоев.

Чёрный цвет - символ земли и стабильности;

Красный – цвет солнца и символ жизни;

Белый – символ космос и чистоты нравственных устоев.

2. Мифологическими персонажами удмуртского народа являются богини Инву, Шунды-мумы, Музъем-мумы. Именно с ними таинственным образом связаны традиционные цвета удмуртской народной одежды: белый, красный, чёрный. Инву – небесная роса, белая богиня – небожительница. Музъем-мумы – матушка – земля. Основной цвет с её изображением – чёрный. Шунды-мумы – мать Солнца. Её одежда красного цвета. По легенде она несёт чёрную чашу и проливает золотой свет на Землю. ИНВУ ШУНДЫ -МУМЫ МУЗЬЕМ- МУМЫ

2. Мифологическими персонажами удмуртского народа являются богини Инву, Шунды-мумы, Музъем-мумы. Именно с ними таинственным образом связаны традиционные цвета удмуртской народной одежды: белый, красный, чёрный.

Инву – небесная роса, белая богиня – небожительница.

Музъем-мумы – матушка – земля. Основной цвет с её изображением – чёрный.

Шунды-мумы – мать Солнца. Её одежда красного цвета. По легенде она несёт чёрную чашу и проливает золотой свет на Землю.

ИНВУ

ШУНДЫ -МУМЫ

МУЗЬЕМ- МУМЫ

 праздничная Традиционная повседневная свадебная одежда ритуальная

праздничная

Традиционная

повседневная

свадебная

одежда

ритуальная

ДЭРЕМ

ДЭРЕМ

ШОРТДЭРЕМ

ШОРТДЭРЕМ

КАБАЧИ

КАБАЧИ

Налобная повязка

Налобная повязка

Фартук - азькышет

Фартук - азькышет

14. Мужская одежда удмуртов – белая, позднее пестрядинная рубаха-косоворотка, штаны из пестряди, чаще синие в полоску, ремень или шерстяной тканый пояс (кускерттон). Головные уборы – валяные шляпы, шапки из овчины. Обувь – онучи, лапти, сапоги, валенки. Верхней одеждой и у мужчин и у женщин были шерстяные кафтаны и шубы, отрезные по талии и со сборками, повседневные – неотрезные и без сборок, но приталенные.

14. Мужская одежда удмуртов – белая, позднее пестрядинная рубаха-косоворотка, штаны из пестряди, чаще синие в полоску, ремень или шерстяной тканый пояс (кускерттон). Головные уборы – валяные шляпы, шапки из овчины. Обувь – онучи, лапти, сапоги, валенки.

Верхней одеждой и у мужчин и у женщин были шерстяные кафтаны и шубы, отрезные по талии и со сборками, повседневные – неотрезные и без сборок, но приталенные.

15. Для окраски тканей использовались растительные красители, свойства которых знала каждая женщина. Так, из мха-плавуна крестьянки получали синюю и сиреневую краски, из подмаренника красную, из ольховой и дубовой коры - коричневую, крапивы - зеленую, для получения черного цвета к растительным красителям добавляли железные квасцы и так далее. В XVIII веке стали применяться покупные красители. Появились и специалисты, предлагающие свои услуги по покраске тканей.

15. Для окраски тканей использовались растительные красители, свойства которых знала каждая женщина. Так, из мха-плавуна крестьянки получали синюю и сиреневую краски, из подмаренника красную, из ольховой и дубовой коры - коричневую, крапивы - зеленую, для получения черного цвета к растительным красителям добавляли железные квасцы и так далее.

В XVIII веке стали применяться покупные красители. Появились и специалисты, предлагающие свои услуги по покраске тканей.

На уроке сегодня Я узнал... Особенно мне понравилось… Я понял… Меня удивило… Я похвалил бы себя за… Мне не понравилось… Самым интересным было…  

На уроке сегодня

  • Я узнал...
  • Особенно мне понравилось…
  • Я понял…
  • Меня удивило…
  • Я похвалил бы себя за…
  • Мне не понравилось…
  • Самым интересным было…

 

videouroki.net

Современный костюм

Этнический дизайн в Удмуртии стремительно набирает обороты: клетчатые платья и рубашки, тканные вручную пёстрые пояса, стилизованные монисто, расшитые монетами и пуговицами съёмные воротнички, футболки с профилем Кузебая Герда и символическими орнаментами.

Точные сведения о формировании удмуртского современного костюма отсутствуют. Можно предположить, что первый интерес к стилизованному костюму появился при создании сценических костюмов для самодеятельных коллективов. Современным костюмом стали заниматься более серьезно 15 лет назад, когда в Удмуртском государственном университете открылась новая специальность - «Художественное проектирование костюма».

Сложный традиционный костюм с каждым годом вдохновляет всё большее число современных дизайнеров. В последнее время в дизайнерском пространстве Удмуртии стало больше новых имён модельеров, работающих над эксклюзивными, стилизованными вещами. Ценность дизайнерских работ, созданных вручную - картин, подвесок, сумок – в том, что они существуют в единственном экземпляре.

Особым спросом у молодежи пользуются легкие нарядные платья из демократичных недорогих тканей – штапеля и льна, которые одновременно отражают и удмуртский народный стиль, и мировые подиумные тенденции. Они уместны не только для семейных праздников, но и для работы в офисе, похода в театр.

«Совсем непросто вписать традицию в современную моду», – подчеркивает ижевский искусствовед, исследователь истории и символики удмуртского народного костюма Людмила Молчанова. Будучи преподавателем института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета, Людмила Анатольевна разработала специальный курс по моделированию современного национального костюма. Вдохновила и воспитала не одно поколение дизайнеров. После знакомства с ней многие молодые авторы ощутили интерес к родному национальному костюму, глубинным корням, семантике и символике народного костюма и выбрали своей специализацией этническое направление.

Сама Людмила Анатольевна мотивами древне-удмуртского эпоса заразилась много лет назад - на съемках первого удмуртского художественного фильма "Тень Алангасара", где была гримером и художником по костюмам. С тех пор ею изучена масса трудов по археологии, благодаря полевым экспедициям и живому общению с носителями традицийсобран уникальный этнографический материал по символике костюмов. "Если костюм, выполненный по традиционным мотивам, не будет модным, кто же тогда его будет носить? Какой в нём смысл? Необходимо, чтобы традиция вписалась в моду. Этим я и занимаюсь со своими студентами, этому их и учу", – говорит дизайнер.

Этническая тема сейчас на пике популярности. Такие признаки народного костюма, как многослойность, декоративность, многоцветие вошли в моду. Часто традиционный крой, символика вышивок, узор, пестрядь, использование натуральных тканей и особый способ ношения костюма опосредованно, не напрямую указывают на удмуртскую традицию и органически вписываются в современный костюмный ансамбль.

Экспериментировать с народной одеждой, не теряяпри этом национальный колорит, может только человек, хорошо знающий традицию. Этим отличается творчество учениц Молчановой – Полины Кубиста и Веры Кузнецовой. Так, Вера много лет работает над сценическими костюмами для исполнителей удмуртской эстрады (ансамбль "Шулдыр ӝыт", "Малпан", Анна Плотникова), а в шоу-рум Полины приходят городские модницы, которые ценят удмуртскую идентичность и модный крой ее изделий.

Известно, что удмурты вкладывали глубокий смысл в создание своей одежды, подходя к этому разумно, с душой. Женщины носили закрытые платья, облачая себя, словно в раму. Одежда соответствовала возрасту, семейному положению и месту рождения носительницы. Ткани были исключительно натуральными.

По словам Людмилы Молчановой, одна из грубейших ошибок, которую допускают в работе неопытные удмуртские дизайнеры – пошив изделий из дешевых, искусственных тканей. "Скорее всего, это связано с финансовыми затруднениями начинающих дизайнеров, – поясняет исследователь. – Вообще для того, чтобы сшить современный национальный костюм, в первую очередь важно изучить традицию, почитать этнографические книги о традиционных узорах и орнаментах. Во многих современных удмуртских нарядах меня раздражает безвкусица и так называемый «гламур», когда слишком ярко, крупно, навязчиво изображают удмуртский узор или грубо нашивают его на тканевую основу. Подобная небрежность настораживает. Платье с нарушенной символикой, как правило, работает против хозяина. Носить такие вещи никому бы не советовала".

Важно отметить, чтотрадиционную одежду создавали люди, не имевшие специального образования, и исключительно вручную. При этом создатели удмуртского костюматонко чувствовали композицию и правильные пропорции. Есть чему поучиться у наших предков, результаты мастерства которых могут служить вдохновению современным авторам новых коллекций.

Изделия

www.decorudm.ru


Смотрите также