Светильники древнего рима. Вечные светильники древности / Египет :: История :: страны :: Рим :: хитрая жопа :: под катом еще
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

В Швейцарии нашли «клад» бронзовых римских светильников. Светильники древнего рима


Освещение в древности

Как освещался римский дом?

Настолько избалованы мы электричеством, что сложно нам представить себе, какое в древности было плохое освещение.

Огонь римляне добывали таким же образом, каким получали его в Европе по прошествии восемнадцати веков, как была установлена Империя. В области добывания огня люди оказались консерваторами.

Получали огонь высекая искру при ударе о кремень сталью. На трут сыпались искры, и он начинал тлеть, а потом огонь надо было раздуть. Почти каждый римлянин имел при себе кресало (кремень), трут и огниво. Таким образом, огонь получали вплоть до сороковых годов XIX в. После появились спички.

У римлян обычным источником света была масляная лампа. Со времени каменного века она мало изменилась, когда первобытные охотники свои пещерные жилища освещали лампами, выдолбленными из камня и наполненными жиром, в них горел фитиль изо мха.

Римская лампа, как и греческая, — это глиняный плоский сосуд, имеющий отверстие посередине и с вытянутым носиком. Иногда таких носиков было несколько. Маслом или ворванью (жир морского зверя, чаще всего тюлений), лампа наполнялась через среднее отверстие, сюда поступал воздух, а в «носики» вставлялись фитили. Такие лампы могли висеть на цепочках, как наши люстры, или стоять на столах.

Освещение в древности

Канделябр и лампадарий.

Особенно эффектно выглядели лампы, поставленные на канделябры — высокие подставки из дерева, бронзы или мрамора. Многие из них, отделанные резьбой и позолотой, были таким же украшением комнаты, как статуи или картины. Несколько отличались от канделябров лампадарии — на них лампы не ставились, а подвешивались к ним.

Масляные лампы давали свет относительно яркий, но сильно коптили, и много труда приходилось затрачивать, для очистки стен от копоти, а так же с мебели и домашней утвари.

Факелы (обычно обрывки просмоленного каната), имели меньшее значение, свет их был непостоянным, колеблющимся, и давали они жирную сажу. Свечи были мягкие, сальные или восковые, по этой причине древний подсвечник представляет собой шип для накалывания свечи, а не форму, в которую вставляется более поздняя твердая свеча (стеариновая).

При плохом освещении распорядок дня был совершенно иным, чем у нас. Если мы ходим в гости и принимаем гостей вечером, если у нас вечером концерт, спектакль, свадьба, собрание или заседание, в античное время люди смотрели цирковое представление драму или комедию с утра, празднества утром начинались, пиры происходили еще засветло. Бывали, конечно, и исключения. Одна из бань, обнаруженная в Помпеях во внутренних помещениях имела густой слой копоти; баня эта работала по вечерам.

Вечером в римском доме было темновато. Зато днем, несмотря на отсутствие окон, было вполне светло — яркое южное солнце атрий освещало хорошо через потолочное отверстие.

informvest.ru

Предметный мир Древнего Рима.

По преданию, Рим был основан Ромулом и Ремом в 754 году до н. э. В раннюю пору своего существования он был республикой, а с 49 г. стал управляться императором. Границы государства в период расцвета простирались от Британии на севере до Сирии на юге, от Испании на западе до Армении на востоке. В 476 г. был низложен последний император, и Римское государство перестало существовать.

Рим времен своего расцвета был громадным, перенаселенным и, вместе с тем, очень хаотично застроенным городом. Улочки шириной 4-6 м предназначались лишь для пешеходов. Днем никаких повозок и тележек на улицах не было, вельмож переносили на носилках. Громадные по тем временам скопления людей самых разных сословий и национальностей требовали совершенной организации городской жизни. Был устроен водопровод, канализация, существовала служба охраны порядка, пожарная служба и т.д.

Для многотысячной массы любителей увеселений устраивались всевозможные зрелища – гладиаторские бои, цирковые представления, для которых были воздвигнуты специально оборудованные сооружения. Совершенно особым видом культурного общения людей было пребывание в термах – огромных банях с бассейнами, местом для гимнастических упражнений, отдыха и даже библиотекой. На улицы города выходили многочисленные торговые помещения, лавки, мастерские, харчевни. Устройство всех этих небольших заведений было хорошо продумано. Лавка мясника с навешанными тушами, четко и экономно спланированная, или, выражаясь современным языком, закусочная, были примерами организации функциональной среды. Остроумно устроена была, например, лавка обувщика, в которой раскрывающиеся во время торговли створки использовались для выставки товара и была предусмотрена плоскость для опирания ноги при примерке.

Нам известны два типа жилища римлян: домус – отдельно стоящий дом, и инсула – многоэтажный дом. В своем первоначальном виде инсулы, как и их обстановка и утварь, в них находившаяся, не сохранились.

О том, каков был домус, можно судить по находкам в Геркулануме и Помпеях – городах, погибших в результате извержения Везувия в 79 г. н. э.

Жилые комнаты домуса располагались вокруг атриума – центрального помещения с большим отверстием в потолке. Стекавшая вниз дождевая вода собиралась в водоеме, называемом комплювиумом. Свет из атриума попадал в окружавшие его помещения, отделявшимися обычно от него занавесками. Наружные стены дома, выходившие на улицу, были глухими.

Публичный характер римской жизни сформировал чуждую интимности и уюту в нашем понимании этого слова бытовую среду. Мебели и домашней утвари было немного, в помещениях пространство превалировало над предметами. Почти не было корпусной мебели (во всяком случае, в парадных комнатах), хотя по сравнению с греческой культурой мы сталкиваемся уже с большим количеством предметов и их функциональным многообразием.

Время сохранило немногое; почти все, что было сделано из дерева и тканей утрачено полностью, о формах мебели и о том, как она была расставлена, можно судить лишь по косвенным источникам.

Сидения, легкие столики, переносные треножники и курильницы – вот из чего состояло предметное наполнение комнат. Римляне признавали несколько типов сидений (и для дома и для улицы): это табуреты на вертикальных ножках или Х-образных опорах и кресла на изогнутых ножках (катедра). Монументальные тронообразные сидения солиум ставились в храмах и предназначались для священнослужителей.

Вообще каждый из видов сидений имел строгое назначение, а потому играл и знаковую роль. Например, двойной ширины табурет на точеных ножках – бицеллиум – предназначался для видных сановников. Известен надгробный памятник с барельефным изображением этого сидения, свидетельством знатности покойного. Сидения на скрещенных опорах селла курулис предназначались для членов сената, а подобное же сидение, называемое селла императорис – для императора.

По-особому обставлялся триклиний – т.е. традиционное пиршество на составленных определенным образом ложах вокруг небольшого столика с яствами и вином.

Основой ложа была деревянная или металлическая, установленная на профилированные ножки рама с натянутыми на нее ремнями. И подголовник, и рама, и ножки отличались пластическим богатством.

Были распространены небольшие столики на одной ножке ( моноподии), а иногда и на четырех опорах, накрытых круглой столешницей. Возможно, она снималась и служила подносом для подачи очередной смены блюд. Легкие, состоящие из металлических стержней переносные столики иногда бывали устроены так, что могли менять высоту. С ними схожи и треножники, на которые ставились вазы с цветами и фруктами, курильницы и прочее.

В предметах мебели заметно характерное для Рима соотношение конструкции и внешнего декора. Скульптурный и орнаментальный декор обогащал конструктивное устройство предметов. Богатство пришедших с Востока мотивов дополнялось безудержной фантазией, порождавашей причудливое сочетание звериных лап, растений, фрагментов человеческой фигуры – так называемым гротеском.

В пору римской цивилизации появились дотоле неизвестные приборы для приготовления пищи. Прежде всего, это аутепса, устройством напоминавшая современный самовар – металлическая емкость на ножках для жидкости. В расположенную посередине полость закладывались раскаленные угли, которые нагревали эту жидкость. Тот же прибор служил для охлаждения вина или воды, но тогда полость заполнялась льдом или снегом. Опорожнялась аутепса при помощи черпака. В более совершенных приборах уже имелся кран, а емкость закрывалась крышкой на петлях.

Сохранилось несколько других предметов, в которых сочетались жаровня и емкость для жидкости, которая подогревалась нагретыми углями. И все эти, в общем, утилитарные устройства украшались наложенной на них скульптурой в самых причудливых сочетаниях.

Вилками и ножами за столом не пользовались: еду нарезали слуги. Но было два вида ложек: лигула (большая с фигурной ручкой) и кохлеар (поменьше, с заостренным концом для того, чтобы раскрывать створки раковин и разбивать скорлупу яйца).

Большого совершенства достигла кухонная посуда. Найденный в Помпеях набор такой посуды содержит ведра, кастрюли, сковороды, формы для печенья и проч. Все эти предметы морфологически целесообразны, но при этом обильно украшены орнаментикой.

К числу предметов домашнего обихода, в которых причудливо уживалась техническая мысль с самым безудержным декорированием, с полным правом можно отнести разного рода светильники. Сам способ освещения оставался неизменным: горящий фитиль в резервуаре с маслом. Масляный светильник нещадно коптил и давал мало света. Увеличить световой поток можно было только за счет множественности источников света. Это и дало толчок к созданию светильников, в которых собиралось несколько источников света; из одного сосуда выходило несколько фитилей, а сам этот сосуд приобретал порой сложную форму – удлиненную, похожую на барку, звездообразную, кольцеобразную и т.п. В большинстве своем светильники оттискивались из глины, но у состоятельных граждан в обиходе бывали и бронзовые светильники, а так как возможности объемно-пространственного строения у металла несравненно больше, чем у керамики, светильники имели тонкие ручки с изящными перехватами тулова, украшались объемной изобразительной скульптурой и орнаментикой.

Светильники иногда подвешивались, иногда же бывали переносными, порою представляя собой сложную конструкцию – канделябр. Традиционно он состоял из основания, ствола и завершения, на котором и устанавливался сам сосуд с фитилем или несколько сосудов. Иногда тонкий стержень мог изменять высоту, иногда же невысокие настольные светильники представляли собой скульптурные композиции с включением растительных мотивов, фигур животных и человека, на которых укреплялись сами источники света.

Культура древних римлян естественно находила отражение в их одежде. Во всех своих разновидностях она не сшивалась, а оставлялась комбинацией драпировок, скрепленных специальными булавками – фибулами.

Мужская одежда – тога - была знаком свободного гражданина, рабы не имели право ее носить. Она состояла из полотнища около пяти метров в длину и двух с половиной метров в ширину. Количество полос на тоге определялось положением человека в обществе. Тога надевалась поверх хитона, мало отличавшегося от греческого.

Женская одежда – палла - была также одной из разновидностей драпировки.

Достигшая в Риме большого для того времени совершенства разнообразная военная техника, за исключением личного оружия и доспехов, щедро орнаментированных и украшенных эмблемами, естественно не претендовала на художественное оформление.

Римское государство заканчивало собой эпоху античной цивилизации. За время ее существования была сформирована специфическая предметно-пространственная среда как в масштабах города, так и жилища со всеми ее составляющими – мебелью, домашней утварью – прототипами современного вещного мира.

Читайте также:

lektsia.com

Архитектура Древнего Рима - часть 4

Деревянная мебель украшалась резьбой, позолотой, инкрустацией из дерева других цветов, эмали, кусочков фаянса, золота и серебра. Существовала также мебель декоративная, неподвижная, делавшаяся из белого или цветного мрамора с мозаичными досками на столах. Римские патриции не слишком загружали особняки мебелью, окружая себя лишь необходимым. Как уже было сказано, греческие формы приобретали у римлян более богатое декоративное оформление. Общие формы древнеримской мебели, при изяществе и изысканности главных линий, страдают некоторой пресыщенностью орнаментации и излишеством украшений, причем конструктивные части ее остроумно маскируются всевозможными скульптурными украшениями в виде розеток, накладок и пр.

Как и греки, римляне любили проводить большую часть времени в полулежачем состоянии. Поэтому вокруг обеденного стола обычно ставили три ложа (каждое — на трех человек). Мужчины возлежали на них («грековали»), а женщины сидели на стульях. Тяжелые прямоугольные столы для трапез были деревянными: либо на одной опоре — в виде колонны, либо на трех — в форме звериных лап. В атриуме находились мраморные столики, украшенные резьбой, на которых хранилась посуда для гостей (столовые серебряные сервизы, чаши, кубки).

Кровати в древнем Риме были очень похожи на греческие. Остов кровати по большей части делался из дерева с инкрустацией из черепахи, слоновой кости, цветного стекла, а также бронзовыми деталями (головами львов, лошадей). Между стенками остова помещалась решетка из бронзовых прутьев, на которую клался матрац. Ложе имело точеные ножки прямоугольной или гнутой формы, или в виде лап животных. У ложа простирался «ковер» из кубиков мозаики. На базе кровати возникли известные носилки, в которых знатный римлянин «был передвигаем» по городу. В спальнях стояли маленькие деревянные или бронзовые столики на трех ножках — для светильников.

За четырехугольным столом с трех сторон ставились ложа, четвертая оставалась свободной для подачи кушаний. На каждом таком ложе помещалось по три человека. Стол с тремя ложами вокруг назывался триклиниумом; так же стала называться и комната, в которой обедали. Когда в конце республики в моду стали входить круглые столы, ложа стали делать полукруглой формы, и они, получили название «сигма».

Круглые столы укреплялись на трех ножках, сделанных в виде звериных лап, иногда изящно изогнутых и богато украшенных. У прямоугольных столов вместо отдельных ножек делались сплошные боковины с сильной рельефной резьбой, которая изображала двойные фигуры грифонов, львов, орлов и пр. Столовая доска иногда делалась гладкой, иногда украшалась мозаикой или каменной инкрустацией.

Наиболее драгоценными считались столовые доски, сделанные из туи, росшей в Африке на горах Атласа, где ствол ее достигал диаметра 1,50 м; у древних римлян это дерево называлось «цитрус». Известны, например, баснословные суммы, уплаченные Цицероном за доску из такого дерева. Верхние доски, в зависимости от рисунка древесины, разделялись на волнистые, крапчатые, тигровые, с павлиньим пером и т. д. Менее состоятельные люди довольствовались фанерованными столовыми досками. Бронзовые подставки для ламп и складные столики отличаются логично сконструированными мотивами.

Мебель для сиденья, опять-таки, похожа на греческие формы. Особенно распространенными в Римской империи были складкой курульный (парадный) стул и удобная, хотя и громоздкая, кафедра — кресло для знати, созданное на основе греческого клисмоса. На этом табурете с плоским сиденьем из слоновой кости или металла без спинки, на перекрещенных в виде буквы X кривых ножках право сидеть принадлежало только высшим чинам древнеримской иерархии: консулам, преторам и пр.

К числу мебели особого характера принадлежит и скамья, рассчитанная на двоих, но на которой сидел обычно только один человек. Такая скамья называлась бицеллиумом, а право пользоваться ею было особым преимуществом высших должностных лиц или же граждан, имевших особые заслуги перед государством. Стулья со спинкой назывались катедрой, а кресло домохозяина, так же как и императорский трон, называлось солиумом. Делалось оно с подлокотниками, имело высокие ножки, богато украшенная спинка его доходила до плеч сидящего, но иногда делалась и значительно более высокой. Кресло это обыкновенно стояло на невысоком постаменте. Прямые ножки у столов, кресел и скамей древние римляне нередко заменяли богато и изысканно отделанной доской. Зачастую ножкам придавали форму львиных лап с крыльями, оканчивающихся вверху головою зверя. Подлокотники кресел изображали грифонов, сфинксов, львов.

Шкафы в жилище были непопулярны, ими обставлялись в основном лавки. Вещи же хранились в сундуках. Наиболее солидный из них назывался арка. Он был полностью обит железом, никогда не передвигался и служил для хранения особо ценных вещей (такой «сейф» античности).

Вся древнеримская мебель может быть разбита на две большие группы:

а) мебель деревянная, украшенная резьбой, позолотой, инкрустацией из дерева других цветов, эмали, кусочков фаянса, золота и серебра;

б) мебель декоративная, неподвижная, делавшаяся из белого или цветного мрамора с мозаичными досками на столах.

Кроме этих двух типов, существовала еще бронзовая мебель, стоявшая ближе к первой группе. Все эти группы мебели имеют общие пропорции и орнаментальные украшения.

Среди других бронзовых предметов обстановки в этих раскопках найдены многочисленные канделябры, светильники, треножники и другие предметы обстановки. Канделябры делались в виде солидных граненых стержней с расходящимися вверху завитками, на которые подвешивались лампочки. Светильники представляли собой длинные и тонкие стержни на подставке из трех лапок с небольшой лампадкой в виде вазочки наверху. Треножники имеют разнообразную форму и рисунок и предназначались для поддерживания круглых блюд-жаровен. Формы древнеримской мебели вдохновляли художников позднейших эпох и особенно начала XIX в., когда на почве ее изучения возник стиль ампир.

Прикладное искусство достигло в Древнем Риме высокого развития: резные и чеканные золотые и серебряные чаши, сосуды из стекла, оправленного в золото, прекрасные ткани украшали интерьеры домов в Риме. В моде были ткани с каймой, которая, как и в одежде, указывала на знатность хозяев. Такой тканью обтягивались подушки, набитые пухом германских гусей, из нее шили покрывала. Римляне славились выделкой меха и кожи, используемых в интерьере. Шелковые ткани ввозились из Китая.

Ярким декоративным акцентом в доме были произведения из мозаичного стекла (римляне применяли технику инкрустации формы разными цветными кусочками). Эффектно смотрелись и сосуды из синеватого или зеленоватого стекла — чаши, кубки, вазы в форме виноградной кисти, человеческих фигур, птиц, рыб, животных. Особым изяществом отличались стеклянные объемы, вдуваемые в стеклянные или серебряные ажурные футляры (так называемое кельнское стекло). Все эти изделия украшались гравировкой, золочением или росписью, имитирующей «двухслойное стекло» и придающей предметам сходство со знаменитыми римскими камеями (резными камнями).

Римским искусством завершилось искусство античности. Но его достижения воскреснут впоследствии в романском стиле, эпоха классицизма возьмет их за образец, а «наполеоновский» стиль ампир вообще будет нарочитой копией римского стиля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, рассмотрев подробнее эту работу мы можем отметить, что римляне ничего особенного к греческим формам не добавили, разве что скрыли их простоту и ясность за вычурностью декора. Здесь заимствовалось все, что можно было приспособить к господствующим вкусам.

Строки великого Вергилия прекрасно выражают понимание римлянами своей культурной миссии — управлять покоренными народами, рационально использовать их таланты, перенимать их лучшие достижения и распространять до самых отдаленных границ Римской империи.

После падения Римской империи в 476 году до н.э. начался новый этап в развитии предприятий гостеприимства. Античное наследие на протяжении веков питало и продолжает питать мировую культуру и науку. Античность продолжает в нас жить, это основание того мира, в котором мы живем сейчас. Связь между эпохами, поколениями, людьми – это проявление жизни человечества как единого живого целого, в котором неразрывно связано прошлое, настоящее и будущее.

Рассматривая достижения древних цивилизаций, нам остается только удивляться и восхищаться находчивостью и эстетичностью наших далеких предков: столь современным кажется сегодня их быт и культура. И, думается, что европейцы не так уж много изобрели кардинально нового с той поры в сфере дизайна интерьера.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. www.avialine.com

2. www.mir-chudes.narod.ru

3. www.world fortresses.ru

4. www.archiline.narod.ru

5. www.best home.ru

6. www.hoteltv.com

7. Туризм и гостиничное хозяйство. Под ред. Проф., д.э. н. Чудновского А. Д. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд. ЭКМОС, 2001.-400с.

mirznanii.com

комиксы, гиф анимация, видео, лучший интеллектуальный юмор.

Возникновение, основные периоды и тенденции в эволюции культуры

Рождение культуры не было единовременным актом. Оно представляло собой долгий процесс возникновения и становления и потому не имеет точной даты. Тем не менее хронологические рамки этого процесса вполне установимы. Если считать, что человек современного вида - homo sapiens - возник примерно 40 тыс. лет назад (80 тыс. по новым данным), то первые элементы культуры возникли еше раньше — около 150 тыс. лет назад. В этом смысле культура старше самого человека. Этот срок можно отодвинуть еше дальше, до 400 тыс. лет. когда наши дальние предки начали использовать и добывать огонь. Но поскольку под культурой мы обычно имеем в виду прежде всего духовные явления, постольку более приемлемой представляется цифра в 150 тыс. лет. так как именно к этому времени относится появление первых форм религии, являющейся главным источником духовности. В этот огромный интервал времени — полтораста тысячелетий — и проходил процесс становления и эволюции культуры.

Периодизация развития культуры

Тысячелетняя история культуры позволяет условно выделить в ней пять больших периодов. Первый начинается 150 тыс. лег назад и завершается примерно в IV тыс. до н.э. Он приходится на культуру первобытного общества и может быть назван периодом младенчества человека, который во всем делает первые робкие шаги. Он учится и научается говорить, но не умеет еще как следует писать. Человек сооружает первые жилища, сначала приспосабливая для этого пещеры, а затем строя их из дерева и камня. Он также создает первые произведения искусства — рисунки, живопись, скульптуры, которые подкупают своей наивностью и непосредственностью.

Вся культура данного периода была магической, поскольку покоилась на магии, принимавшей самые различные формы: колдовство, заклинания, заговоры и т.д. Наряду с этим складываются первые религиозные культы и ритуалы, в частности культы мертвых и плодородия, ритуалы, связанные с охотой и захоронением. Первобытному человеку повсюду грезилось чудо, все окружавшие его предметы были окутаны магической аурой. Мир первобытного человека был чудесным и удивительным. В нем даже неодушевленные предметы воспринимались как живые, обладающие магической силой. Благодаря этому между людьми и окружавшими их вешами устанавливались близкие. почти родственные связи.

Второй период длился с IV тыс. до н.э. до V в. н.э. Его можно назвать детством человечества. Он по праву считается самым плодотворным и богатым этапом человеческой эволюции. С этого периода культура развивается на цивилизационной основе. Она имеет не только магический, но и мифологический характер, поскольку определяющую роль в ней начинает играть мифология, в которой наряду с фантазией и воображением присутствует рациональное начало. На этом этапе культура обладает практически всеми аспектами и измерениями, включая этнолингвистические. Основные культурные очаги представляли Древний Египет, Двуречье, Древняя Индия и Древний Китай, Древняя Греция и Рим, народы Америки. Все культуры отличались яркой самобытностью и внесли огромный вклад в развитие человечества. В этот период возникают и успешно развиваются философия, математика, астрономия, медицина и другие сферы научного знания. Многие области художественного творчества — архитектура, скульптура, барельеф — достигают классических форм, высочайшего совершенства. Особого выделения заслуживает культура Древней Греции. Именно греки, как никто другой, были по духу настоящими детьми, и потому их культуре в наибольшей степени присуще игровое начало. В то же время они были вундеркиндами, что позволило им во многих областях на целые тысячелетия опередить время, а это в свою очередь дало полные основания говорить о «греческом чуде».

Третий период приходится на V-XVII вв., хотя в некоторых странах он начинается раньше (в III в. — Индия, Китай), а в других (европейских) заканчивается раньше, в XIV-XV вв. Он составляет культуру Средневековья, культуру монотеистических религий — христианства, ислама и буддизма. Его можно назвать отрочеством человека, когда тот как бы замыкается в самом себе, переживает первый кризис самосознания. На этом этапе наряду с уже известными культурными центрами появляются новые — Византия, Западная Европа, Киевская Русь. Ведущие позиции занимают Византия и Китай. Религия в этот период имеет духовное и интеллектуальное господство. Вместе с тем, находясь в рамках религии и Церкви, философия и наука продолжают развиваться, а в конце периода научное и рациональное начало начинает постепенно брать верх над религиозным.

Четвертый период является относительно небольшим, охватывает XV-XVI вв. и именуется эпохой Возрождения (Ренессанса). Он соответствует юношескому возрасту человека. когда тот ощущает необычайный прилив сил и наполняется безграничной верой в свои возможности, в способность самому творить чудеса, а не ждать их от Бога.

В строгом смысле эпоха Возрождения характерна главным образом для европейских стран. Ее наличие в истории других стран достаточно проблематично. Она составляет переходный этап от средневековой культуры к культуре Нового времени. В культуре этого периода происходят глубокие изменения. В ней активно возрождаются идеалы и ценности греко-римской античности. Хотя позиции религии остаются достаточно прочным, она становится предметом переосмысления и сомнения. Христианство переживает серьезный внутренний кризис, в нем возникает движение Реформации, из которого рождается протестантизм. Главным идейным течением становится гуманизм, в котором вера в Бога уступает место вере в человека и его разум. Человек и его земная жизнь провозглашаются высшими ценностями. Невиданный расцвет переживают все виды и жанры искусства, в каждом из которых творят гениальные художники. Эпоха Возрождения отмечена также великими морскими открытиями и выдающимися открытиями в астрономии, анатомии и других науках.

Последний, пятый период начинается с середины XVII в., вместе с Новым временем. Человека этого периода можно считать вполне взрослым. хотя ему далеко не всегда хватает серьезности, ответственности и мудрости. Данный период охватывает несколько эпох. XVII-XVIII вв. в социально-политическом плане именуются эпохой Абсолютизма, в течение которой во всех областях жизни и культуры происходят важные изменения.

В XVII в. рождается современное естествознание, и наука приобретает невиданную общественную значимость. Она начинает все активнее теснить религию, подрывая ее магические, иррациональные основания. Возникшая тенденция еще более усиливается в XVIII в., веке Просвещения, когда религия становится предметом суровой, непримиримой критики. Ярким свидетельством тому стал знаменитый призыв Вольтера «Раздавите гадину!», направленный против религии и Церкви.

И здание французскими философами — просветителями многотомной «Энциклопедии» (1751-1780) можно считать переломным моментом, своеобразной демаркационной линией, отделяющей прежнего, традиционного человека с религиозными ценностями от нового. современного человека, главными ценностями для которого выступают разум, наука, интеллект. Благодаря успехам пауки Запад выходит на ведущие позиции в мировой истории, которые уступает ему остающийся традиционным Восток.

В XIX в. в европейских странах утверждается капитализм, опирающийся на достижения науки и техники, рядом с которыми начинают неуютно чувствовать себя не только религия, но и искусство. Положение последнего отягощалось тем. что буржуазные слои — новые хозяева жизни — в массе своей оказались людьми низкого культурною уровня, неспособными к адекватному восприятию искусства, которое они объявили ненужным и бесполезным. Под воздействием возникшего в XIX в. духа сциентизма участь религии и искусства в конце концов постигла и философию, которая также все больше оттеснялась на периферию культуры, становилась маргинальной, что по-особому проявилось в XX в.

В XIX в. в мировой истории возникает еще одно важное явление — вестернизация, или экспансия западноевропейской культуры на Восток и другие континенты и регионы, которая в XX в. достигла впечатляющих масштабов. Прослеживая основные тенденции в эволюции культуры, можно сделать вывод, что их истоки восходят к неолитической революции, когда человечество осуществляло переход от присваивающей к производящей и преобразующей технологии. С этого момента существование человека шло под знаком прометеевского вызова природе и богам. Он последовательно продвигался от борьбы за выживание к самоутверждению, самопознанию и самореализации.

В культурном плане содержание эволюции составляли две основные тенденции - интеллектуализация и секуляризация. В эпоху Возрождения задача самоутверждения человека в целом была решена: человек приравнял себя к Богу. Новое время устами Бэкона и Декарта поставило новую цель: с помошыо науки сделать человека «господином и повелителем природы». Эпоха Просвещения разработала конкретный проект достижения этой цели, который предполагал решение двух главных задач: преодоление деспотизма, т.е. власти монархической аристократии, и обскурантизма, т.е. влияния церкви и религии.

Наука и культура

В ходе эволюции существенно изменялось соотношение между наукой и искусством. У Леонардо да Винчи наука и искусство еше находятся в равновесии, единстве и даже гармонии. После него это равновесие нарушается в пользу науки, и тенденция к интеллектуализации прогрессивно нарастает. Значение прошлого и традиций уменьшается, тогда как значение настоящего и будущего усиливается. При этом культурное поле дифференцируется и каждая область стремится к независимости и самоуглублению. Во всех областях культуры — и особенно в искусстве — роль субъективного начала возрастает. В философии Кант утверждает, что разум диктует природе законы, что предмет познания строится самим познающим. В искусстве Рембрандт одним из первых обнаруживает безмерные глубины внутреннего мира человека, сопоставимые с внешней Вселенной. В романтизме, а затем в модернизме и авангарде примат субъективного начала доходит до высшей точки.

К середине XX в. научно-техническая и технологическая революции подводят тенденции интеллектуализации и секуляризации к практически полному воплощению, вследствие чего культура ripe- терпевает фундаментальные, качественные изменения. В современном обществе центр культурного и духовного влияния сместился от традиционных институтов — церкви, школы, университета, литературы и искусства — к новым, и прежде всего к телевидению. По мнению французского социолога Р. Дебрс, основным средством культурного влияния во Франции XVII в. была церковная проповедь, в середине XVIII в. — театральная сцена, в конце XIX в. — речь адвоката в суде, в 30-е гг. XX в. — ежедневная газета, в 60-с гг. — иллюстрированный журнал, а сегодня — регулярная телепередача. В современную культуру входят три основные составляющие: традиционно-гуманитарная. включающая в себя религию, философию. традиционную мораль, классическое искусство: научно-техническая, или интеллектуальная, включая искусство модернизма и авангарда; массовая. Первая в той или иной мере воспринимается сегодня в качестве устаревшей и занимает весьма скромное место. Вторая, с одной стороны, пользуется огромным престижем, но, с другой стороны, в силу своей исключительной сложности не осваивается подавляющим большинством людей и потому не становится в полном смысле культурой. Отсюда известная проблема ликвидации «второй неграмотности», связанной с освоением компьютера.

Третья — массовая — имеет безраздельное господство, однако собственно культура нередко выступает в ней в качестве исчезающе малой величины. Именно поэтому современная культура становится все более эфемерной, поверхностной, упрощенной и обедненной. Она все больше лишается нравственного и религиозного беспокойства, философской проблемности и глубины, адекватного самосознания и самооценки, подлинной духовности. И хотя внешне культурная жизнь нашего времени изобилует громкими событиями, внутренне она поражена серьезным недугом, переживает глубокий кризис духовности.

Бездуховность современной культуры становится все более угрожающей и вызывает растущее беспокойство. Еше Ф. Рабле в свое время заметил, что наука без тесной связи с совестью ведет к руинам души. Сегодня это становится очевидным. Наша современность часто определяется как великое опустение душ. Поэтому в поисках путей возрождения духовности взоры многих обращаются к религии. Французский писатель А. Мальро заявляет: «XXI век будет религиозным или его не будет совсем». Сторонники англо-американского неоконсерватизма видят спасение человечества в возврате к докапиталистическим ценностям, и прежде всего к религии. С ними солидарны участники французского течения «новая культура», которые также возлагают надежды на традиционные идеалы и ценности. В 1970-е гг. на Западе возникла так называемая культура постмодернизма, понимаемая ее создателями и сторонниками как культура постиндустриального и информационного общества. Постмодернизм выражает разочарование в идеалах и ценностях Просвещения, ставших основой всей современной культуры. Для него характерно стремление к размыванию границ между наукой, философией и искусством, к отказу от всякого радикализма, от иерархии и противопоставления традиционных ценностей — добра и зла, истины и заблуждения и т.д. Он также представляет собой попытку преодоления оппозиции между массовой и элитарной культурой и искусством, между массовыми вкусами и творческими устремлениями художника.

Постмодернизм полон противоречий, неопределенностей и эклектики. Уходя от многих крайностей прежней культуры, он приходит к новым. В искусстве постмодернизм, в частности, вместо авангардистского футуризма исповедует пассеизм, отвергает поиск нового и культ эксперимента, предпочитая им произвольное смешение стилей прошлого. Возможно, пройдя через постмодернизм, человечество научится, наконец, устанавливать равновесие между ценностями прошлого, настоящего и будущего.

joyreactor.cc

В Швейцарии нашли «клад» бронзовых римских светильников

В каждом из светильников, оказавшихся «начинкой» древнего кухонного сосуда, нашлось ещё и по мелкой монете.

В коммуне Виндиш на севере Швейцарии (кантон Аргау) в ходе охранных раскопок, предшествующих крупному строительству, обнаружили необычную находку – римский керамический кухонный сосуд, наполненный бронзовыми светильниками. Кроме них, в сосуде были обугленные кости животных.

Сосуд со светильниками. (Фото: Aargau canton archeology department.)

Сосуд со светильниками. Крупный план. (Фото: Aargau canton archeology department.)

Сосуд на месте обнаружения. (Фото: Aargau canton archeology department.)

Античные светильники были устроены довольно просто: внешне они похожи на современные заварочные чайники, внутрь которых наливали масло, а через носик продевали фитиль. В сосуд из Швейцарии кто-то положил 22 таких масляных лампы. Каждая из них украшена небольшими изображениями, среди которых есть богиня Луна, гладиатор, лев, павлин, а также эротическая сцена.

Внутри у всех светильников было по монете. Они датируются 66–67 гг. н.э. Монеты оказались небольшого номинала, так что вряд ли это был способ сберечь накопления, а, скорее всего, символический жест.

То, что в Виндише раскопали античные предметы, само по себе неудивительно. Археологи уже находили в коммуне следы присутствия римлян, как в виде отдельных артефактов, так и в виде остатков фундаментов от зданий той эпохи. Кроме того, известно, что здесь находился римский военный лагерь Виндонисса.

Однако сосудов со светильниками внутри раньше здесь не находили. Специалисты, ведущие раскопки, говорят, что ничего не знают о том, находили ли что-то подобное в других регионах. «Мы предполагаем, что это ритуальное захоронение», – отметил Георг Мэттер (Georg Matter), подчеркнув, что пока это лишь предположение. С какой целью было совершено захоронение предметов, загадка.

Лагерь Виндонисса контролировал торговые и военные пути в римской провинции Реция. Он был построен в 15 г. до н.э. на месте более древнего кельтского укрепления. С 14 по 101 годы н. э. в Виндониссе поочерёдно стояли три разных легиона (XIII, XXI и XI). При императоре Домициане территория империи расширяется, укрепление теряет свой приграничный статус, а с ним – и военное значение. Однако его по-прежнему контролируют римские войска, а, кроме того, он продолжает жить, как обычный населённый пункт. В 270 г. границы империи вновь меняются и Виндонисса опять оказывается на переднем фланге. Около 300 г. римляне строят здесь новое укрепление – Castrum Vindonissense, которое существовало минимум до 406 г.

По материалам The Local (Switzerland).

www.nkj.ru

комиксы, гиф анимация, видео, лучший интеллектуальный юмор.

Вечные светильники древности

В эпоху всеобщего разграбления древних усыпальниц Египта, Греции и Рима поползли слухи о том, что в гробницах помимо всего прочего находились чудесные лампы, которые горели со времени погребения и самоуничтожались или тухли, когда в захоронение врывалась вооруженная кирками и заступами толпа вандалов. Подобных сведений было так много, что ученые заинтересовались этим вопросом и нашли достаточно убедительные доказательства у античных и средневековых мыслителей относительно правдивости утверждения о том, что древние мастера умели изготовлять лампы, горящие без замены топлива и фитиля тысячелетиями. Также было сделано открытие, что эти лампы не чадили, не считая легкого облачка дыма при их разбивании или тушении, что объясняло одну из загадок древнеегипетских пирамид: как мог живописец наносить фрески на недоступные для света участки стен, не испортив при этом копотью масляных ламп и факелов свою работу.

Знаменитая "багдадская батарея" и древнеегипетский рисунок с предметами, похожими на нее. Возможно, в древности люди знали электричество и умели его использовать.

Свидетельства о вечно горящих лампах были собраны вместе, обобщены и проанализированы. Подобная лампа была обнаружена в гробнице дочери Цицерона — Туллиолы близ Аппиевой дороги во времена папства Павла III. Эта лампа горела в герметически закрытом помещении, то есть вдобавок ко всему еще и без доступа кислорода, 1600 лет, освещая погруженное в прозрачный раствор, препятствующий разложению, тело юной девушки с длинными золотистыми волосами.

Ворвавшийся в усыпальницу ветерок затушил пламя лампы, зажечь которую вторично не удалось. Такого же качества лампы находили по всему миру в местах древнейших цивилизаций с высокоразвитой духовной культурой. О вечно горящей лампе писал Плутарх, утверждая, что этот светильник висел над дверью храма Юпитера-Аммона; святой Августин дополнял повествование, упоминая в своих сочинениях древнеегипетскую «дьявольскую» лампу, которую не гасили ни вода, ни ветер, в храме Венеры.

Необычные предметы на древнеегипетском барельефе. Лампы?

joyreactor.cc


Смотрите также