Гражданская община в системе отношений древнего мира. Общество древнего мира


Экономика стран Древнего мира.

Экономика Древнего Востока. В первых государствах Древнего Востока преобладал государственный сектор эко­номики, существовавший одновременно с общинной формой ведения хозяйства. Общинники имели наследственное пра­во на обработку земли и использование необходимых ре­сурсов (лесов, пастбищ, воды). Землей и другими ресурса­ми распоряжался аппарат власти — государство или храм, существовавший за счет избыточного продукта, получаемо­го у непосредственных производителей. Повинности произ­водителей-общинников приобретали различную форму — наи­более распространенной являлась практика выделения об­щиной части урожая государству, работа на полях храма, отработки в виде трудовой повинности. Так, на основе реди- стрибутивных (распределительных) отношений создавалась материальная основа функционирования государства и его институтов.

В дальнейшем развивается процесс приватизации, сопро­вождавшийся появлением частной собственности и рыноч­ных отношений. Возникают новые явления в экономике — земельная аренда, наемный труд, ориентация производите­лей на рынок и ростовщичество. Если ранее общество было более однородным, то теперь оно дифференцируется по иму­щественному признаку. Богатые общинники начинали ис­пользовать труд бедных, появляется долговое рабство. Этот новый тип экономических отношений не получил дальней­шего распространения. Государство сдерживало его разви­тие, так как данные процессы способствовали нарушению стабильности общества и ослаблению влияния государства.

В основном избыточный продукт уходил в города, где сконцентрировались ремесло и торговля. В Древнем Восто­ке преобладала транзитная торговля, поскольку в условиях общества такого типа внутренний рынок и рыночные отно­шения не могли быть сильно развитыми. Государство и об­щество, заинтересованные в стабильности существования, сдерживали развитие города искусственным путем. Поэто­му город, как и все общество, ориентировался не на разви­тие, а на консервацию существующих отношений.

Другая ситуация возникла в городах Восточного Среди­земноморья, где не было такого сильного государственного института. Особенно это касается финикийских городов, ориентированных на транзитную торговлю. Финикийцы предвосхитили и во многом способствовали становлению античной цивилизации, которая сформировалась в грече­ском обществе.

Социальная структура обществ Древнего мира.

Социальная структура Древнего Востока. Восточное общество было строго иерархично и организовывалось по типу пирамиды. Вершину пирамиды занимал правитель, обладающий освященной богами властью. Ниже его распо­лагались знать, жрецы, высшие чиновники. Многочислен­ный аппарат чиновников следил за управлением и функ­ционированием государства. Воины, служащие в составе постоянной армии, обеспечивали внутренний порядок в тюсударстве и его защиту от внешних врагов.

Основную часть общества составляли крестьяне-общин­ники. Сельская община являлась основной производствен­ной единицей общества, а основной ячейкой общины была большая патриархальная семья. В ходе процесса приватиза­ции появляется имущественное неравенство и, вследствие этого, зависимые категории населения. Зависимость могла выступать в форме долговой кабалы или арендных отноше­ний на землю.

В городах жили торговцы и ремесленники. Ремесленни­ки часто попадали в зависимость, оказываясь в составе го­сударственного или храмового хозяйства. Среди торговцев выделяется привилегированная прослойка купцов, занима­ющаяся транзитной торговлей с другими странами.

В самом низу общества находились рабы. Источником получения рабов был, в первую очередь, захват военноплен­ных и лишь позднее долговое рабство. Как уже говорилось, рабство было патриархальным, раб входил в состав боль­шой патриархальной семьи.

На Востоке в качестве организующей общество структу­ры сложилась система корпораций. Частично этими корпо­рациями становились уже известные социальные институ­ты (семьи, кланы, общины), частично — новые (касты, сек­ты, цехи). Корпорации на Востоке представляли собой спло­ченные и организованные группы населения, имеющие свой устав и свои нормы поведения, отличающие их от других корпораций. Корпорация обеспечивала его члену определен­ные гарантии защиты от произвола, обычного в восточном обществе. Человек был тесно вовлечен в жизнь корпорации. Обратной стороной этой вовлеченности выступало своеобраз­ное растворение человека в коллективе. Человек осознавал себя, прежде всего, как часть коллектива, а не отдельной личностью, независимой от других.

Через корпорации государству было проще контролиро­вать общество. Государственным чиновникам было доста­точно обратиться к главе корпорации, чтобы добиться же­лаемого.

В Индии сложилась структура общества, отличная от других древневосточных обществ. Индийское общество со­стояло из варн и каст. О четырех варнах было сказано выше. Со временем четвертая, низшая варна шудр стала повы­шать свой статус, сближаясь в своем положении с вайшья­ми, которые соответственно утратили часть своих позиций.

Варны кшатриев и брахманов находились на самом верху индийского общества. Между ними происходила по­стоянная борьба за власть. Брахманы опирались на не­пререкаемый религиозный авторитет. Согласно брахма­низму — древнейшей индийской религии, брахманы зани­мают более высокое социальное положение, чем кшат­рии. В итоге данное противостояние закончилось в пользу брахманов. Попытка кшатриев заменить брахманизм буд­дизмом и джайнизмом завершилась неудачей. Вплоть до настоящего времени в Индии доминирует развившийся из брахманизма индуизм.

Согласно представлениям жителей Древней Индии, че­ловек в течение земной жизни не мог выйти из состава сво­ей варны. Но, согласно закону кармы, хорошие и плохие поступки суммировались, и в итоге человек в будущей жиз­ни мог сменить варну на лучшую. Если плохие поступки преобладали, человек перерождался в шудру или животное. Закон кармы приводил к пассивности индийцев в социаль­ной жизни, способствуя их концентрации на нравственном совершенствовании.

Со временем система варн становилась только жестче и разветвленнее. Варны делились на подразряды — касты. Все общество превратилось в строгую систему каст. Вторгавши­еся в Индию завоеватели находили в этой структуре опреде­ленное место и вливались в нее как новая каста. Ниже сис­темы каст находились неприкасаемые, находящиеся вне общества и закона, любой контакт с ними был запрещен.

studfiles.net

Гражданская община в системе отношений древнего мира

Стр 1 из 2Следующая ⇒

Понятие гражданская община было введено в начальный оборот в 19 веке. И сначало это понятие возникло в рамках изучения античного материала. Прежде всего на материалах древнегреческого полиса. Лишь в 20 веке достаточный уровень изучения источников по истории древнего востока позволил применить это понятие также и к древневосточным обществам. (Игорь Михайлович Дьяконов ввел понятие применительно к востоку)

В результате гражданская община на сегодняшний день может быть признана как универсальный общественный институт древнего мира. Гражданская община означает как социальный экономичский так и политический институт древних обществ. Считается что институт гражданской община органически связан с позднепервобытниыми социальными интстутамию гражданская обшина формируется в результате разложения позднее первобытных институтов. Вместе с зарождением классовых отношений и государственностью.

Г.О. предшествует территориально-соседская община позднего и первобытного строя. Внутри которой созревал институт частной собственности.. однако частная собственность создавался в рамках обшины, за общиной было право верховной собственности. Т.о. гражданская община формаировалась не иначе как коллектив собственников земли. За пределами общины частная собственность в древнем мире отсутствовала. За пределам общины могла формироваться собственность внеобщиныых институтов (государственная).

Становясь коллективом собственников земли территориальная община наделяла своих членов комплексом прав и обязанностей. Функция собственников противопостовляла членов общины ее негражданам , не членам. В резульате этого сама община принимала нетолько социально-экономическую функцию, но и политическую функцию. Это превращало общинный коллектив собственников в граждан. А саму общину в ранний тип государства. Таким образом на самом раннем этапе истории государственности понятие государство совпадает с понятием община. А понятие гаржданство в такой общине является производным в…

Как особый тип государства, гражданская община в древности обладала всеми его основными признаками. Хотя эти признаки могли находиться еще в зачаточном состоянии. А это:

1. Публичный тип власти (отчужденная власть особым аппаратом принуждения и насилия). В гражданской общине носителем публичной власти носителем власти является весь общинный коллектив граждан собственников. Доступ граждан общины к власти и упралвению реализуется через аппарат общинного самоуправления. Он включает в себя общинное народное собрание, совет общинной знати и должность общинного лидера. Формально высшим органом власти является первый элемент.

Политическая эволюция государства-общины развивается в развитии трех тенденция, находящихся между собой в противоречиях, демократической, олигархической и монархической. Лишь в редких случаях гражднаская община преобретает демократическую модель управления (Древняя Греция). Гораздо чаще гражданская община преобретает аристократическо-олигархический характер правления.

2. Территориальный способ объединения людей. Гражданская община подпадает под этой признак. Она является территориальной. Но гражданская общины древности возникала из территориальных сосоедских общин позденго первобытного общества. а те в свою очередь были связаны родоплеменными отношениями (институтами) поэтому в гражданских общинах древнего мира мы обычно наблюдаем постепенное вытеснение, изживание родоплеменного начала территориальным.

3. Отчуждение аппаратом государственной власти прибавочного продукта. Это привод к появлению публичных налогов. Гражданской общине механизмы принуждения и отчуждения в виде аппарата публичной власти по отношению к самими общинникам отсутствуют, ибо сами общинники и есть государство. Это возможно только к негражданам. Для самих же общинников существует система общественных обязанностей. Первейшая обязанность: ополчение. На этой стадии четкого разграничения прав и обязанностей быть не может в принципе.

Совпадение общины и государства сохраняется лишь до определенного предела. Это совпадение заканчивается вместе с появлением крупных территориальных государств. Территориальные государства древности возникали как крупные межобщинные союзы, хотя и связанные военной силой. Внутри таких государств возникала надобщинная власть. Однако территориально гражданская община даже внутри таких надтерриториальных государств монархий продолжала сохранять свою главную функцию – верховный собственник земли, открывающая доступ к частной собственности только членам общины и только внутри. Сохраняя такую функцию гражданская община входила в состав территориальной монархии в качестве ее автономной единицы. Эта единица могла быть одновременно единицей административного деления территориального государства. Органы общинной власти при этом неизбежно теряли свой суверенитет. Уступая его царскому надтерриториальному аппарату центральному правительству. Местные органы сохраняли функции внутреннего самоуправления.

В социальной сфере г.о. выступала как главный источник социально-правового деления общества. из характера отношений в гражданской общине в древнем мире формировались основные группы сословия:

1. Включенность в общинно-гражданский коллектив формировала сословие полноправных свободных. Они были носителями основных прав и сопутствующих обязанностей, которые преобретались только в гражданской общине. Это право соучастия в собственности на землю, сооучасти в политическом управлении в общинных органах власти и обяззаность члена общинного ополчения. Именно община была как источником так и гарантом личных и имущественных прав человека.

2. За рамками общины формировалась сословие неполноправных свободных. Этот статус означал возможность обретения имущественных и личных прав лишь под покровительством полноправного свободного либо под покровительством государства.

также выделяется сословие рабов, не относящееся к общине.

 

Гражданская община формирует также и духовную сторону общественных отношений древности. Принадлежность к гражданской общине и вытекающий из этого статус полноправного свободного духовно является результатом покровительства конкретной общине конкретного культа. Через этот культ общинного-гражданский коллектив осознает себя единым социальным и политическим целым и противопоставляет себя другим общинно гражданским коллективам. В результате естественной формой мировоззрения человека древнего мира являлось язычество. Образование при этом на базе множества территориально-гражданских общин надтерриториальных монархий язычеству не противоречило. Связанные между собою политически а также, как правило общностью языка и происхождения общины создавали общий пантеон. Внутри которого культ покровителя центральной господствующей общины вмещающей в себя территоиально резиденцию правителя становился главным в пантеоне.

Итог. Кризис гражданской общины одновременно являлся кризисом всех систем из которых состояло общество древнего мира. Начало кризиса общинно гражданских институтов начинает прослеживаться с первого тысячелетия до н.э. кризис заключался в том что гражданская община начинала терять свою главную функцию верховного собственника своей земли, распределяющего эту собственность в рамках коллектива своих граждан.

Это сопровождалось появлением государств нового типа – империй. В рамках импрерий граница между сословиями полноправных свободных и неполноправных свободных истончалась и разрушалась. Класс мелких собственников состовлявших костяк общинно-гражданских автономных коллективов исчезал. На смену древнему гражданству приходили отношения подданства. Рядовой человек в этих отношениях из статуса полноправного свободного гражданина собственника низводился до функции налогоплательщика. Деградация и разрушения сословия полноправных свободных в области духовной привело к кризису язычества. Ибо нехуй. Ибо права и социальный статус уже ни как не зависели от культа покровителя общины. И духовные надежды на восстановление социального положения переносились в потусторонний мир. Результатом этого стало зарождение мировых религий.

Свое завершение кризис ощинно-гражданских институтов получил уже в рамках последней импрерии древнего мира, империи Рима в первые века нашей эры. Кризис третьего века для Римской империи.

 

mykonspekts.ru

Социальная структура общества в древнем мире, сословия и классы

Благоприятные возможности для жизни человека в бассейнах великих рек, контакты с жителями горных районов и плоскогорий привели к быстрому развитию производительных сил, возникновению довольно крупных поселений. В отдельных поселках сосредоточивается большое число людей, здесь уже в III тысячелетии до н. э. появляются внушительные по размеру общественные сооружения, оборонительные стены Для защиты от нападений врагов, т. е. возникают города.

Город — принципиально новое явление в истории того времени; он становится Центром управления и религиозного культа, в нем концентрируется ремесленное производство, обслуживающее нужды городского населения, правителя и его администрации, служителей культа, а также и соседнюю сельскохозяйственную округу. Создание производящей экономики, ирригационного земледелия и домашнего скотоводства, освоение металлов (меди, бронзы) для изготовления орудий труда, оружия и предметов быта, появление первых городов было настоящей революцией в развитии человеческого общества на Древнем Востоке. Результатом этой революции явилось разложение примитивных первобытнообщинных отношений, усложнение социальной структуры, разделение более или менее однородного родового общества на прослойки, различавшиеся по богатству, знатности, влиянию среди соплеменников и сородичей Появляется новый социальный институт — рабство, слабо известное в родовом обществе. Рабство стало возможным и даже необходимым на той стадии развития общества и его производительных сил, когда отдельный индивидуум мог дать не только необходимый, но и прибавочный продукт. Вот почему захваченных во время военных действий пленников не убивали как лишних едоков, а превращали в рабов, т. е. лишали всех прав и принуждали к труду. Основной функцией раба становится работа на своего господина. Рабство усложнило имущественную и иную дифференциацию родового общества: появляются богатые и бедные, знатные и простолюдины; часть общинни­ков разоряется из-за неурожаев, стихийных бедствий, маломощности хозяйства и деградирует до положения рабов.

Появляется также прослойка людей, которые не имеют средств производства, работают в принудительном порядке в го­сударственном или храмовом хозяйстве и получают за это продовольствие. И хотя они формально сохраняют свободу, имеют семью, фактически эти люди — подневольные работники, близкие рабам.

Постепенно сформировались три основные категории населения: категория рабов и близких им подневольных работников, категория мелких свободных производителей и господствующая категория, куда входили землевладельческая, придворная и служилая аристократия, командный состав армии, жречество, состоятельная верхушка земледельческих общин.

Каждая категория не была монолитна и однородна, а состояла из нескольких слоев, различавшихся по юридическому и бытовому положению, имущественной состоятельности. Например, среди рабов имелись рабы-чужеземцы, приравненные к вещи, и рабы-должники, сохранявшие элементы правоспособности; существовало также рабское положение младших членов семьи по отношению к отцу, домохозяину. Категория  мелких производителей состояла из свободных и зависимых земледельцев, ремесленников различного имущественного положения. Особенностью господствующей категории в странах Древнего Востока являлась её тесная связь с государственным аппаратом

Наличие трех основных категорий населения определило сложный характер социальных взаимоотношений в древневосточных обществах. Сохранились сведения о социальной борьбе, о восстаниях, в которых принимали участие рабы, зависимые работники и наиболее обездоленные слои категории свободных мелких производителей, главным образом рядовые члены земледельческих общин. Между различными слоями господствующей категории  имелись трения, перераставшие иногда в острые столкновения между военной и жреческой аристократией, жречеством и служилой знатью во главе с царем.

Важнейшей особенностью общественного устройства на Древнем Востоке является существование общин — основных социальных и территориальных единиц. Любое древневосточное государство, за исключением немногих городов, состояло из множества сельских общин, каждая из которых имела свою организацию и представляла собой замкнутый мирок. Древневосточные общины по происхождению восходят к родовым общинам, однако по своему содержанию, характеру и внутренней структуре они уже были новым явлением. Община утратила родовой характер и стала организацией соседей, живущих на определенной территории и связанных правами и обязанностями по отношению друг к другу, другим общинам и государству. Она состояла из отдельных домохозяйств, больших семей или семейных общин.

Внутри общин существовала имущественная и другая дифференциация, выделились богатая и знатная верхушка и бедняки, арендаторы чужой земли. Богатые и знатные общинники имели в своем распоряжении рабов. Несмотря на это община сохраняла коллективистские формы жизни и производства, что тормозило развитие частнособственнических отношений. Устойчивость общинной организации, коллективных начал в быту и производстве объясняется особенностями древневосточной экономики, социальной структуры и форм государственной власти, прежде всего организацией ирригационного земледелия. Отдельная семья, небольшое поселение не могли справиться с могучей речной стихией. Требовалось объединение усилий многих общин, руководимых государственной администрацией, чтобы создать систему каналов, водохранилищ, дамб и плотин.



biofile.ru

История Древнего мира. Традиционное общество. Общее и особенное в развитии древних цивилизаций.

Количество просмотров публикации История Древнего мира. Традиционное общество. Общее и особенное в развитии древних цивилизаций. - 895

Текст лекции.

Лекция 3. Ранние цивилизации, их отличительные черты.

Основные понятия:

Традиционное общество; Ван. Ном; Варны; Кшатрии; Шудры; Вайшьи; Брахманы.

Хронологически историю древнего общества делят на два периода.

I период- ϶ᴛᴏ 5 тысяч. до н.э. до 2 тысяч. до н.э. – период ранних цивилизаций. когда человек брал всœе у природы. научился производить необходимые вещи.

II период – 2 тысяч. до н.э. до 1 тысяч. н.э. – период Древних империй, развитых цивилизаций. В корне периода лежит совершенствование орудий труда, происходит рост технологических навыков и происходи развитие социальной структуры общества.

Географические рамки Древнего мира простираются от Средиземноморья, Северной Африки, до Передней Азии.

Древний Восток стал колыбелью современной цивилизации. Здесь появляются первые государства, первые города, письменность, каменная архитектура, мировые религии и многое другое, без чего невозможно представить нынешнее человеческое сообщество. Первые государства возникают в долинах крупных рек. Земледелие в этих районах было очень продуктивно, но для этого требовались ирригационные работы — по осушению, орошению, возведению дамб и поддержанию всœей ирригационной системы в порядке. Одна община не могла справиться с этим. Назревала крайне важно сть в объединœении всœех общин под контролем единого государства. Впервые это происходит сразу в двух местах независимо друг от друга — в Двуречье (долины рек Тигр и Евфрат) и Египте в конце IV—III тыс. до н. э. Позднее государство возникает в Индии, в долинœе реки Инд, а на рубеже III — II тыс. до н. э. — в Китае. Эти цивилизации получили в науке наименование речных цивилизаций.

В истории древних государств выделяются два базовых варианта развития — древневосточный и античный (Греция, Рим), каждый из которых имеет свою специфику. В этой главе рассматривается история древневосточных государств.

Традиционное общество - ϶ᴛᴏ общество, жизнь которого основана на сельском (натуральном) хозяйстве с использованием экстенсивных технологий и примитивном ремесле. Это общество, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество – аграрное общество.

Основная структурная ячейка традиционного общества — сосœедская община. В сосœедской общинœе преобладает зем­леделие с элементами скотоводства. В этой ситуации крестьяне требовали от государства, прежде всœего, стабиль­ности, которую могло обеспечить только сильное государство. Ослабление государства всœегда сопровождалось смутами, произволом чиновников, нашествиями врагов, расстройством экономики, особенно бедственным в условиях ирригационного земледелия. Как следствие — неурожай, голод, эпидемии, резкое падение численности населœения. По этой причине общество всœегда предпочитало сильное государство, передавая ему большую часть своих полномочий.

Самые первые государства на земле появляются в долинах крупных рек Нила, Тигра, Евфрата͵ там, где возможно было создать оросительные (ирригационные) системы — основу поливного земледелия. В долинах этих рек люди гораздо меньше, чем в других местах, зависели от природных условий, получали стабильные урожаи. Строительство ирригационных комплексов требовало совместной работы большого числа людей, ее четкой организации и являлось одной из важнейших функций первых государств, начальной формой которых были так называемые номы.

Ном представлял собой земли нескольких территориальных общин, административным, религиозным, культурным центром которых являлся город. Такие города—государства впервые возникали в конце IV тыс. до н.э. в Египте и Южной Месопотамии (нижние течения Тигра и Евфрата). Со временем номы превратились в объединœения какого-либо речного бассейна или объединились под властью более сильного нома, собирающего дань с более слабых.

С появлением в III тыс. до н.э. крупных государств начинает складываться особая форма социально-политического устройства — деспотия, характерная для большинства древневосточных стран на протяжении всœей их истории. Правитель государства в развитой деспотии обладал всœей полнотой власти, считался богом или, в крайнем случае, потомком богов. Большую роль в управлении страной играл бюрократический аппарат, где существовали четкая система рангов, субординация. На всœе трудовое населœение деспотического государства, кроме налогов, были возложены и государственные повинности — так называемые общественные работы.

В III тыс. до н.э. основной экономической единицей являлись крупные царские хозяйства, полностью господствовал натуральный тип производства. Торговые отношения развивались в рамках изолированных друг от друга регионов (Египта͵ Месопотамии, Индии) и существовали в основном в виде обмена.

Именно в III тыс. до н.э. начинают складываться рабовладельческие отношения, появляется патриархальное рабство, характерное для государств Древнего Востока (в отличие от античных государств, где существует классическое рабство).

Конец II тыс. до н.э. стал сложным периодом в истории древних государств. В это время заканчивается бронзовый век, когда орудия труда, оружие изготавливалось преимущественно из бронзы, начинается желœезный век. Культуру желœеза на территорию древних государств приносят молодые народы. В частности, так называемые народы моря, которые вторгаются на территорию Египта͵ в Малую Азию, Восточное Средиземноморье и оказывают сильное воздействие на весь Ближний Восток.

В других регионах Древнего мира на рубеже II—1 тыс. до н.э. также наблюдается активное движение племен. На территорию Ирана приходят индийские и персидские племена, в Индии долину Ганга начинают осваивать индоарийские племена.

2. Ранние цивилизации: Египет, Передняя Азия, Индия. Китай, Доколумбова Америка.

Цивилизация древнего Египта обязана своим появлением крупнейшей в мире реке Нил и ее ежегодным разливам.

В XXX в. до н.э. их объединил в одно государство фараон Мина,основавший первую династию египетских фараонов. Столицей государства стал город Мемфис, находившийся на границе Нижнего и Верхнего Египта.

В первой половинœе III тыс. до н.э. Египет — это крупное централизованное государство, проводящее активную внешнюю политику. Его влияние распространяется на области Синайского полуострова, южную Палестину, а также долину Нила южнее первого порога. В это время в Египте складывается централизованная деспотическая монархия, фараон обладает неограниченной властью, ему принадлежит весь земельный фонд страны, большие ресурсы рабочей силы.

Основой экономики являются крупные царские хозяйства, кроме того, выделяются земли храмам и, вероятно, — некоторым частным лицам. Практически всœе крестьяне-общинники превращаются в зависимую категорию царских людей — так называемых хему. Для управления страной создается разветвленный бюрократический аппарат, чиновники играют большую роль в жизни общества.

Примерно с середины III тыс. до н.э. власть фараонов начинает ослабевать, укрепляются позиции местной знати и единое государство распадается на полунезависимые номы, переживая период внутренней раздробленности, упадка. В XXII в. до н.э. фараону Ментухотепу I удается объединить страну, воссоздать централизованное государство, столицей которого становятся Фивы.

В конце III тыс. до н.э. в Египте начинается кризис царских хозяйств, требовавших больших расходов на управление, подчинœение зависимых работников.

На рубеже III—II тыс. до н.э. в Египте к власти приходит XII династия, основанная Аменемхетом 1 (первая половина XX в. до н.э) При нем и его преемниках наступает расцвет страны. При этом в XVIII в. До н.э. Египет был захвачен кочевыми племенами гиксосов, пришедшими из Азии, и в стране вновь началась внутренняя раздробленность.

В III тыс. до н.э. в долинœе Инда возникает Хараппская цивилизация, также относящаяся к типу цивилизации речных долин, как и Египетская и Шумерская. Здесь были созданы крупные ирригационные системы и основная часть населœения занималась поливным земледелием. Центрами этой цивилизации были крупные города Хараппа и Мохенджо- Даро, активно торговавшие с Месопотамией. Существовала эта цивилизация сравнительно недолго — она погибла на рубеже XIX—XVIII вв. до н.э. На рубеже III—II тыс. до н.э. к уже существующим древним цивилизациям добавляется еще одна — китайская, правда, ее развитие очень долго идет изолированно от остальных. В XVIII в. до н.э. на территории Китая среди множества городов-государств выделяется город Шан, возглавивший довольно крупное объединœение номов. Правитель Шана (более позднее название этого государства — Инь)носил титул вам, власть его была ограничена советом знати и народным собранием.

В конце II тыс. до н.э. государство Шан перестало существовать — оно было захвачено племенами чжоусцев, живших до этого в бассейне реки Вэй.

Централизованные государства в Месопотамии возникают во второй половинœе III тыс. до н.э. В Шумере на преобладающее положение претендуют Лагаш и его постоянный враг — Умма. После напряженной борьбы в XXIV в. до н.э. правители Уммы захватили Лагаш, а затем распространили свое господство почти на весь Шумер, сделав столицей город Урук. Вскоре, однако, это государство было захвачено Саргоном Древним (2316—2261 до н.э.) — царем города Аккад, который, организовав первое в истории постоянное войско, сумел создать в Месопотамии крупное централизованное государство с неограниченной властью царя. При нем значительно увеличились размеры царского хозяйства, была налажена оросительная система в общегосударственном масштабе, введена единая система мер и весов. Саргон Древний стал основателœем династии, которая правила в Месопотамии около полутора веков.

В начале XXII в. до н.э. власть над Южной Месопотамией перешла к городу Ур, где начала править так называемая третья династия Ура, представители которой носили титул царя Шумера и Аккада. Царская власть имела ярко выраженный деспотический характер — цари еще при жизни обожествлялись, был создан сильный центральный аппарат управления, в царских и храмовых владениях велся учет всœех направлений хозяйственной жизни. В XXI в. до н.э. были изданы законы — древнейшие из известных нам законодательных актов, в которых, к примеру, был установлен принцип денежного возмещения пострадавшему.

В конце XXI в. до н.э. третья династия Ура, ослабленная борьбой с кочевниками-завоевателями — аморейскими племенами, была свергнута. Централизованное государство в Месопотамии прекратило существование. Появилось множество местных династий аморейского происхождения.

referatwork.ru

Общество и религия древнего мира

Представления о душе, смерти, культ мёртвых Как бы далеко ни восходили мы к началу истории индоевропейской расы, ветвями которой являются греческие и италийские народы, нигде не встретим мы указаний на то, что среди этой расы существовала мысль, будто с прекращением краткой земной жизни для человека все кончается.

Священный огонь В доме всякого грека или римлянина находился алтарь, а на этом алтаре было постоянно немного пепла и горячих углей. И хозяину каждого дома вменялось в священнейшую обязанность поддерживать день и ночь этот огонь.

Семейная (домашняя) религия в древности Века человеческой истории показали, что человечество может принять какое-либо религиозное учение только при наличности двух условий: первое — учение это должно возвещать единого бога, второе — оно должно обращаться ко всем людям, всем быть доступным, не отвергать ни одного класса, ни одного народа. Первобытная же религия не выполняла ни одного из этих условий.

Значение и церемония брака Проникая в представления древних, мы видим, насколько важен был для них брачный союз и насколько необходимо было тут вмешательство религии. Для того, чтобы девушка могла служить иному, новому очагу, а не очагу своих предков, необходим был священный обряд, который бы давал ей на это право

Запрет на безбрачие Мы касаемся здесь одной из самых замечательных характеристических черт древней семьи. Религия, на почве которой она создалась, властно требует, чтобы семья не прекращалась. Угасшая семья — это умерший культ.

Усыновление. Закон агнации Необходимость продолжать беспрерывно домашний культ служила основанием права усыновления.

Право собственности в Древней Греции и Риме Древние основывали право собственности на началах, чуждых современным понятиям, и результатом этого является тот факт, что законы, которыми ограждалась собственность, весьма чувствительно разнятся от наших

Право наследования Так как право собственности было установлено ради совершения обрядов наследственного культа, то оно не могло прекратиться со смертью одного отдельного человека.

Власть отца в семье Отец занимает первое место близ очага; он возжигает его и поддерживает; он его верховный жрец. Во всех религиозных священнодействиях он исполняет самые высшие обязанности: он закалывает жертву, его уста произносят формулу молитвы, которая должна привлечь благоволение богов.

Мораль в семьях Совершенно естественно, что идея нравственности, как и идея религии, имела свое начало и свое развитие. Бог первобытных поколений этой расы был очень малым; постепенно люди сделали его более великим. Также и мораль. В начале очень узкая и несовершенная, она незаметно расширилась.

Значение рода Род представлял из себя нечто целое, и устройство его было вполне аристократическим; благодаря его внутренней организации римские патриции и афинские эвпатриды сохраняли так долго свои особые привилегии.

Фратрия, курия, триба Триба, как и фратрия и семья, сложилась с тем, чтобы стать независимым целым, так как и у нее был свой особый культ, из которого исключался всякий посторонний.

Образование гражданской общины в древности Гражданская община была федерацией. Вот почему она была обязана, по крайней мере в течение нескольких веков, уважать религиозную и гражданскую независимость триб, курий и семей и не имела сначала права вмешиваться в частные дела каждого из этих маленьких обществ.

Особенности городов в Древней Греции и Риме Город у древних не вырастал постепенно вследствие постепенного медленного роста количества людей и построек. Город основывался сразу, все целиком в один день.

Легенда об Энее Известно, что Эней основал Лавиниум, откуда вышли жители Альбы и римляне, и что вследствие этого он считался как бы самым первым основателем Рима.

Боги общины В древние времена связующим элементом всякого общества был культ. Подобно тому, как домашний алтарь собирал вокруг себя членов одной семьи, точно так же и гражданская община была собранием лиц, имевших общих богов-покровителей.

Религия Греческих и Римских общин Главной церемонией культа гражданской общины была тоже подобного рода трапеза. Её должны были совершать вместе все граждане в честь своих богов-покровителей.

Обряды Древняя религия не возвышала человеческий разум, не открывала жадному уму светозарного пути, в конце которого он мог бы провидеть Бога. Религия эта была плохо связанным целым, состоящим из мелких обычаев, мелочных обрядов.

Царь как глава древней гражданской общины Жрец общественного очага носил имя царя. Иногда ему присваивались и другие наименования; так как он был прежде всего жрецом пританея, то греки называли его часто пританом; иногда они называли его архонтом.

Выборы главы общины. Магистрат Подобно тому, как к жребию прибегали в храмах, чтобы выведать небесные тайны, точно так же обращались к нему и для выбора должностных лиц.

Роль закона в Древней Греции У греков и римлян, как и у индусов, закон был в начале частью религии. Древние кодексы гражданских общин были собранием ритуалов, обрядовых предписаний, молитв и вместе с этим законодательных постановлений.

Отличия гражданина от чужеземца в Риме, права граждан Гражданин узнавался по тому обстоятельству, что он принимал участие в культе гражданской общины, и от этого участия он получал все свои гражданские и политические права.

Понятие патриотизм в древности Государство, гражданская община, отечество — эти слова не были отвлеченными понятиями, как у наших современников, это было целое, состоящее из местных богов, ежедневного культа и господствовавших над душою верований.

Правила ведения войны, заключение мира Война поэтому имела странный вид. Нужно представить себе только два небольших войска, стоящих друг против друга; в середине каждого находятся статуи его богов, его алтарь, знамена — его священные эмблемы, у каждого свои оракулы, обещавшие успех.

Амфиктионии, федерации, колонии, метрополии Подобно тому, как гражданская община имела свой очаг в пританее, точно так же и соединенные гражданские общины имели свой общий очаг.

Жизнь обычных римлян и афинян Религия показывала человеку всюду богов, богов маленьких, легко раздражающихся и зложелательных. Она давила человека постоянным страхом возбудить этих богов чем-нибудь против себя и не давала ему никакой свободы действия.

Отсутствие независимости и индивидуальной свободы в Греции Гражданская община была основана на религии, ее построение было подобно церковной организации. Отсюда проистекала ее сила, отсюда проистекали также и ее всемогущество и неограниченное господство над своими членами.

Патриции и плебеи Древняя гражданская община, как и всякое человеческое общество, представляла в своей среде различные общественные слои, отличия и неравенства

Свержение царей в Афинах, Спарте, Риме Цари желали быть могущественными, отцы этого совершенно не хотели. И таким образом во всех гражданских общинах возгорелась борьба между царем и аристократией.

Приход аристократии к власти Начиная с этой эпохи и в течение некоторого периода времени, продолжительность которого весьма неодинакова для различных городов, управление гражданской общиной находится в руках аристократии.

Последствия свержения царской власти Перевороты, ниспровергшие царскую власть, изменили скорее внешний вид управления, чем самый строй общества.

Третий переворот, вход плебеев в гражданскую общину Рима Теперь образовался союз, с одной стороны, между членами патрицианских родов, с другой стороны, между людьми низших классов. Таким образом, стали лицом к лицу два сословия, два враждебных друг другу общества.

Законы Двенадцати Таблиц. Законы Солона Раньше закон был религиозным постановлением, он считался откровением, данным богами предкам. В новых же собраниях узаконений, наоборот, законодатель не говорит уже от имени богов.

Переход к демократии Государственный строй, который сменил собою господство религиозной аристократии, не был в самом начале демократическим.

Правила демократического управления По мере того, как совершались перевороты и общество все больше и больше удалялось от древнего строя, управление людьми становилось все труднее; требовались более подробные правила, более сложный и чувствительный механизм.

Демократия и бедность Когда ряд переворотов ввел политическое равенство среди людей и не было более места борьбе за принципы и за права, то люди стали бороться за свои материальные интересы.

Появление философии, изменения в политике и общественной жизни Две главные причины повлияли на падение политического строя, созданного Грецией и Италией. Первая - изменение в верованиях, вторая — римское завоевание.

Римские завоевания В деле римского завоевания можно различить два периода: один совпадает с тем временем, когда старинный муниципальный дух был еще очень силен; в это именно время Рим должен был преодолеть наибольшее количество препятствий. Второй период относится к тому времени, когда муниципальный дух уже значительно ослабел, завоевание сделалось тогда более легким и завершилось очень быстро.

Роль христианства в окончании эпохи древнего общества Победа христианства знаменует собою конец древнего общества. Вместе с победой новой религии заканчивается то социальное преобразование, начало которого мы видели шесть или семь веков до этого.

В течение его богатой истории, которая длится вот уже около 3 тысяч лет, Рим не раз называли Вечным городом. Хотя возникновение Рима как поселения восходит к 625 году до нашей эры, самым старым городом на нашей планете, который был населен постоянно, считается Библос, который находится на территории современного Ливана. Первые упоминания о нем появились еще за 5 тысячелетий до нашей эры.

Лингвисты не исключают того, что слово Рим произошло из языка этрусков от «rhome», что означало «сила» или «река». Также, возможно, что оно родственно корню «rum», означающему «вымя», что можно отнести к вымени волчицы, которая вскормила близнецов Ромула и Рема. Другим предположением является то, что город назван в честь дочери Энея, мифического царя, дочь которого звали Рома.

Так как в раннем Риме было мало женщин, люди Ромула ( 771-717 до нашей эры) похищали женщин из ближайшего италийского племени сабинов. Большинство девушек становились наградой тем, кто их выкрал, в то время, как самых красивых отдавали могущественным сенаторам.

Разделение полушарий мозга человека (разобщение)Рекомендации для людей с третьей группой кровиВлияние курения на органы внутренней секрецииВлияние курения на зрениеПричины курения и его вредЗависимость характера и группы кровиГруппы кровиИстория переливания крови (гемотрансфузии)Роль привычек у человекаРоль внимания в процессе обученияЗначение и анализ памяти человекаОсобенности детской памятиЧто нужно знать о памяти учителямМышление и рассудок человекаИнтерактивная сторона общенияПерцептивная сторона общенияСущность общения и коммуникативная функцияПоявление океанской и континентальной коры, материков и океановФакторы развития Земли

Космос

Виды галактикГеоцентрическая и гелиоцентрическая системы мираИстория развития астрофизикиТеория химической эволюции (Опарина—Юри)Теория эволюции вселеннойКак возникли живые существа на ЗемлеЯвляется ли человек предком обезьяныЗвезда Sirius (Сириус)Звезда Поллукс (Pollux)Звезда Аrcturus (Арктур)Звезда Aldebaran (Альдебаран)Звезда Rigel (Ригель)Звезда Pistol (Пистолет)Звезда Antares (Антарес)Звезда Mu Cephei (Мю Цефея)Звезда Canis Majoris (VY Большого Пса)

Рим - это единственный город, который имеет другое суверенное государство на своей территории. Это Ватикан, который еще известен и как самое маленькое государство в мире.

Статьи на тему Рима и Греции:

Ремесленники, фуллоны, ювелиры, врачи, прислугаЖильё и люди

Дипломатия со странами Азии и ИндииМорская торговля главные порты торговые путиЕгипетские ремесла и фаянсПредметы изобразительного искусства

Западная Римская Империя неофициально прекратила своё существование 4 сентября 476 года после отречения Ромула Августула под давлением Одоакра, хотя император Юлий Непот (признанный Восточной империей законным правителем) продолжал претендовать на престол до своей смерти в 480 году. Официально империя никогда не прекращала существования, свергнувший Ромула Августула Одоакр отослал императорские регалии в Константинополь, мотивируя это тем, что «как на небе одно Солнце, так на земле должен быть один император». Восточному императору Флавию Зенону ничего не оставалось, как признать свершившийся факт и даровать Одоакру титул патриция, хотя тот стал фактически независимым правителем Италии.

Западная Римская империя никогда не возродилась, несмотря на краткий период, когда часть её территории была отвоёвана Византией. После падения Западной Римской империи в истории Европы начался новый период: Средние века, иначе Тёмные века.

Боевые походы на Руси

Боевые действия и военные походы князя Святослава, Добрыни Никитича, князя ИгоряВооружённые силы древнерусского государстваИнформация в летописях

Пётр I

Всероссийский император и московский царь Петр I (известный также как Великий) родился в мае 1672 года. Сегодня историки считают его одним из самых выдающийся государственных деятелей того времени. После смерти своего отца Алексея Михайловича, четырехлетний Петр был отдан на воспитание его старшему брату - царю Федору Алексеевичу. Уже в юные годы мальчик интересовался военной деятельностью, и именно в связи с этим впоследствии создал свои «потешные» полки. Увлекался в молодости будущий император также судостроением и огнестрельным делом – все это заставляло его проводить многие месяцы в немецкой слободе.

На престол Петр Великий взошел в 1682 году, после смерти царя Федора. С того самого момента, как он получил власть над страной, он стал служить ее интересам. Война с Крымом была продолжена, Азовская крепость взята русскими восками. Дальнейшими действиями императора стало создание могучего флота. Если говорить о внешней политике того периода, то вся она, в основном, была направлена на поиски новых союзников в войне против Османской империи. Именно ради этого царь совершает свою знаменательную поездку в Европу. Про личность Петра 1 много говорит тот факт, что даже в это непростое для страны время он занимается изучением кораблестроения, устройством и культурой других стран. После того, как стало известно о стрелецком мятеже, император незамедлительно возвратился в Россию из Европы. Результатом поездки стало то, что он пожелал изменить свою родину и с этой целью принял множество нововведений. В качестве примера можно привести принятие летоисчисления по юлианскому календарю.

Для того, чтобы развитие торгового дела в России могло проходить полным ходом, нашей стране был необходим выход к Балтийскому морю. Осознавая это, Петр 1 стал вести военные действия со Швецией – это стало новым этапом его царствования. Далее он заключает мир с Турцией, и после захвата крепости Нотебург, начинает возведение города Санкт-Петербург. Полтавская битва в июне 1709 года ставит победную точку в войне со Швецией. После смерти короля этой страны, был заключен мирный договор между Россией и Швецией. Россияне получали желанный выход в Балтийское море, а также новые земли.

Титул императора был присвоен Петру 1 в 1721 году. Его личность, без сомнения, была одной из самых сильных и значимых в мировой истории. Он хотел поменять и людей, и само государство, и ему удалось это в полной мере. Памятники великому императору можно найти не только в российских городах, но и в большинстве стран Европы.

Статьи по истории

Описание Москвы времён Петра IРождение и Детство Петра IВосстание 1682 г.Церковный расколИгры в молодостиПравление Софьи, её свержениеВсепьянейший соборПервый визит АрхангельскВзятие Азовской крепостиПринц ОранскийВизит Петра в Англию, Польшу, Западную Европу, Швецию, ГолландиюКазни стрельцовЖизнь в эпоху Петра, изменения в одежде, положение женщин, образ жизниСтроительство южного флотаВооружение и стратегия войны в 17 векеПричины Северной войныКарл XIIСражение под НарвойПервые победы над шведамиИстория основания Санкт-Петербурга, особенности строительстваМеньшиков и ЕкатеринаПравление Петра IБоевые действия русских со шведами в 1704-1706 гг.Начало похода Карла 12 в РоссиюПродвижение войск Карла 12 в России в походе на МосквуСражение при Добром, поражение Левенгаупта, измена МазепыПодготовка к Полтавской битвеПолтавская битва, последствия победы капитуляция ЛевенгауптаОсманская империя во времена Петра IПоход на Балканы, Финская кампания, Второй поход на ЗападПрутский мирПётр I и Фридрих Вильгельм IВыдворение Карла 12 из ТурцииРазвлечения царского двораВизит в Париж и Францию в 1717 годуДетство царевичаОтношения с сыномСмерть АлексеяНападение Швеции на Норвегию в 1718Антироссийская политика АнглииМир со ШведамиВнутренняя политика, развитие коммерцииИзменения в церковной жизниРазвитие культуры и искусства при ПетреПерсидский походБолезнь и смертьВласть Верховного совета при Екатерине I

Древняя Япония:

Первые упоминания о Японии Европа услышала ещё в эпоху Средневековья, познав её вместе со смелыми путешественниками как страну неслыханной вежливости и сказочного богатства. Эти представления доминировали и тогда, когда в XVII-XVIII веках сначала португальскими, а потом голландскими купцами и миссионерами были обнародаваны многочисленные факты из жизни и истории этой далёкой для европейцев страны. Сегодня каждый может узнать из соответствующих источников, что Япония (на Японском языке Нихон) – это островное государство, которое занимает часть островов Японского архипелага приблизительно на 3400 км вдоль восточной части Азиатского материка, омытого водами Тихого океана. Япония первой встречает солнце из-за морского горизонта и поэтому носит гордое имя «Страна восходящего солнца». Национальный флаг великолепно отображает это в изображении красного овала солнца на фоне белого полотна.

Неугасающий интерес к Японии в наше время получил новый импульс в понимании её роли как единой в восточном регионе высокоразвитой капиталистической станы, которая заставляет считаться с собой и её неординарным культурным комплексом. Предметом анализа становится данный феномен и в самой Японии, которая видит в нём гарантии дальнейшего успешного развития. Японская культурологическая мысль, которая не имеет стойких исследовательских традиций и внутреннего единства и существует как поле столкновения реакционно-националистических и прогрессивно-демократических концепций, подошла, наконец, к пониманию необходимости дать объективный ответ на вопрос об уникальности японской культуры, тем самым определить постоянно действующие в ней вспомогательные стимулы.

Традиционно это предусматривает поворот к древнейшему опыту освоения человеком мира и нахождения ним своего культурно-образовательного потенциала. Но в Японии только после II Мировой Войны мифы про «эру богов», которые веками поддерживали авторитет власти и государственности, стали уступать место разговору про первичность общества, про японскую культуру. Эпоха палеолита в аспекте своих традиционных характеристик и на японской почве выявила единство общечеловеческих корней, неолит и энеолит сделали шаги в направлении спецификации японской культуры как культуры определённого народа. С этого времени на протяжении своего исторического существования она наряду с ярко выраженным традиционализмом постоянно демонстрирует умение ассимилировать элементы других культур, органично включая их в свой культурный комплекс.

Статьи по теме:

Архитектура и искусство Японии в 3-8 вв.Японские цариИстория отношений с Китаем и КореейИстория ЯматоКультурные связи, обзор литературыОбщественный строй, органы властиПисьменность, наука, технологииПолитическая история и внешние связиПредпосылки реформ ТайкаРазвитие Японии в 3-8 векахТрадиционно-бытовая культура, хозяйство, земледелиеУправление в клане ЯматоФормирование японского этносаФудзивара Каматари



biofile.ru

Социальная мысль Древнего мира и средневековья

Содержание лекции:

1.Проблемы человека в древнеиндийской социальной мысли.

Учение Конфуция

2. Социальная мысль в Древней Греции

3. Природа человека, общества и государства в учениях Августина и

Ф. Аквинского

 

1.Проблемы человека в древнеиндийской социальной мысли.

Учение Конфуция

Согласно историческим источникам, люди с глубокой древности интересовались социальными проблемами, т.е. вопросами совместной жизни и труда. Чаще всего изначально они носили религиозно-мифологический характер. Большая часть знаний об обществе не была систематизирована, носила донаучный характер.

История социальной мысли древней Индии конца второго - начала первого тысячелетия до н.э. связана с брахманизмом.

Индийская община составляла основу, структурную единицу общества, между людьми были установлены определенные отношения,

 

 

связи. Согласно Ведам, брахманизм требовал определенного образа жизни, следования ритуалам, регламенту. Кастовая система выступала первой формой структуруирования общества и выстраивания отношений между людьми.

Среди каст главной была каста брахманов. Брахман – проявивший знание и благородство, аскетизм и человеколюбие.

В то же время существовало неравенство социальных отношений, что усложняло взаимодействие людей. Желание сохранить религиозное господство над духовным миром личности, хотя и целостно формировало древнеиндийское общество, тем не менее, не способствовало становлению целостной личности.

В YI в. до н.э. в древнем Китае наибольшее влияние получают идеи Конфуция. В это время во всех китайских государствах происходит процесс внедрения государства в жизнь общин. Нестабильная ситуация в стране в условиях борьбы за власть наложило отпечаток на взгляды Конфуция, который искал модель идеального государства и личности, которые в совокупности должны были привести к согласию в обществе. Таким образом, его учение носило вполне социологические основания и цели.

Основное понятия этики Конфуция – «жэнь», принцип, определяющий отношения между людьми в обществе, а также одно из центральных понятий – понятие «благородный муж», идеальный человек. Во главе общества должен стоять «благородный муж», который личным примером будет воспитывать граждан.

Социологические идеи Конфуция и сегодня считаются этическими ценностями человеческой жизни.

Религиозно-этические взгляды мыслителей Индии и Китая дали образцы социологической мысли.

2. Социальная мысль в Древней Греции

Социальная мысль в Древней Греции – это первые попытки создать научные социальные теории. К примеру, в своих учениях Демокрит связывал возникновение государства с социальными потребностями людей.

Значительный вклад в социологию внес Платон.

В труде «Государство» он продолжает идеи Демокрита, ищет вариант идеального государства, рассуждает о демократии и чертах идеальной, демократичной личности.

Он излагает идеи социальной структуры общества, разделяя ее, как вам известно из философии, на три сословия, и проповедует аристократическую форму рабовладельческого государства.

Социальные идеи Платона изложены также и в других в работах, например, «Законы».

Социальная теория Платона развивает концепцию социологии личности. Он подчеркивает приоритет реальных, моральных человеческих отношений.

Классик древнегреческой философии Аристотель создает теорию происхождения государства, показывает социальную структуру общества – стратификацию из трех классов.

Государственные формы правления он делил, как вам известно, на «нормальные» и «ненормальные», наилучшей формой государственного устройства считал политию.

Социологический вклад Аристотеля интересен по настоящее время.

 

3. Природа человека, общества и государства в учениях Августина и

Ф. Аквинского

Становление феодализма в странах Западной Европы сопровождалось становлением сложной иерархической социальной структуры.

Основной религиозной идеологией западного средневековья был католицизм. Церковь была монополистом культурной и духовной жизни общества.

Своеобразие этого периода характеризуется тем, что развитие философской мысли непосредственно протекает в религиозно-теологическом русле апологетики христианского вероучения.

Предметом социально-философских воззрений становится вопрос о Боге, человеке, его жизни в обществе.

Наиболее полно эти воззрения нашли воплощение в трудах Августина Блаженного. Римская церковь признала Августина Блаженного, признанным «отцом» за его огромные заслуги в деле обоснования христианского вероучения с позиций гармонии веры и разума.

Августин обосновал свои идеи в труде «О граде Божьем».

Высшей целью человеческой жизни, по его мнению, должна стать любовь к Богу и осознание полной зависимости человека от Всевышнего. Бог — исходный и конечный пункт всех помыслов и поступ­ков человека.

Такой вывод Августин сделал после детального рассмотрения в своем главном произведении истории становления и развития человечества.

Эта история, по его мнению, разворачивается в двух царствах: «Граде земном» и «Граде Божьем». Сам Августин так говорит об этом: «Существовало всегда не более как два рода человеческого общения, которое мы, следуя Писаниям своим, справедливо можем называть двумя градами. Один из них составляется из людей, желающих жить в мире своего рода по плоти; другой — из желающих жить также по духу...

Итак, два града созданы двумя родами любви: земной — лю­бовью к себе, доведенною до презрения к Богу, и небесной — любовью к Богу, доведенною до презрения к самому себе.

Град земной — это мир зла и сатаны, в нем господствует похоть.

Град божий — это мир добра и Бога, где по любви служат взаимно друг другу и руководители, руководя, и подчиненные, повинуясь.

Вся история человечества и устройства мира, считал Августин, — это борьба двух градов. Град земной подвергает гонениям Град Божий, так как его жители самолюбивы и эгоистичны, а их стремление к мирской жизни постоянно приходит в противоречие со стремле­нием тех немногих, которые стремятся к жизни праведной. Для людей праведных Бог — высшая ценность, а любовь к нему и презрение к себе — цель жизни. Именно такие люди, покорные Богу и церкви, достойны Града Божьего, считает Августин. Так как церковь является представителем Божьего Града на Земле, то и власть ее выше любой светской власти, а монархи должны быть слугами церкви.

Философия Августина абсолютно теоцентрична.

В условиях распада Римской империи и ослабления светской власти христианская церковь становилась все более влиятельной политической

силой и нуждалась в теоретическом и философ­ском обосновании своей

идеологии. Потому понятен успех и боль­шой авторитет Августина, которые он, как крупнейший философ и теолог, имел в христианском мире в последующие столетия.

Примерно в XII – начале XIII вв. самым распространенным мировоззрением становится учение Ф. Аквинского. В своих трудах он ставил вопросы обо всех социальных институтутах общества. Он признавал целостность и иерархичность в природе и обществе.

Закрепляя общественное неравенство, он утверждал, что вся система общества в целом стремится к Богу, из воли которого выводится и власть государя. Светской власти подчинены лишь тела, а души – Богу.

Светская власть должна принадлежать церкви и наместнику Христа на земле римскому папе.

В дальнейшем социологические воззрения получили развитие в Европе в Новое время. В ХVII в. английские философы Т. Гоббс и Дж. Локк формируют теорию «общественного договора», согласно которому члены общества отдавали часть своих свобод государству, являющемуся гарантом соблюдения этого договора. ХVIII в. характеризовался столкновением двух подходов к определению общества: один подход трактовал общество как искусственное образование, противоречащее естественным склонностям людей, другой – как развитие и выражение природных влечений и чувств человека. Тогда же экономисты А. Смит и Д. Юм определили общество как трудовой союз людей, связанных разделением труда, а философ И. Кант – как человечество, взятое в историческом развитии.

Начало XIX в. было ознаменовано появлением идеи гражданского общества Г. Гегеля, назвавшего гражданским обществом сферу частных интересов, отличных от государственных.

 

Лекция №3

stydopedia.ru


Смотрите также