Конспект урока "Культура и история Древней Греции". Конспект древней греции


Конспект урока "Культура и история Древней Греции"

Культура и история Древней Греции.

(Урок - игра «Найди ошибку»)

Щербакова И.Н. - учитель истории и обществознания МОУ «КСОШ №55»

Цели урока:

Предметные УУД

- формировать целостное представление об историческом развитии человечества;

- создавать яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейшей цивилизации Древнего мира;

- применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древней Греции;

- формировать представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

- датировать события и процессы в истории Древней Греции;

- характеризовать важнейшие факты истории Древнего мира;

- давать образную характеристику исторических личностей, описывать памятники истории и культуры;

Познавательные УУД

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

- анализировать, обобщать факты и явления.

Коммуникативные УУД

- уметь работать в группе;

- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учётом мнения других людей.

Оборудование:

1.Плакаты «Цены на рабов и скот в Древней Греции в 5 веке до н.э.»

2. «Семь чудес света»,

3. «Крылатые выражения»

4. Конверты и шкатулка с заданиями для команд.

5. Карта

Эпиграфы:

«Историк должен отделить истину от лжи…» (Гёте)

«Древние не знали вражды между наукой и искусством. В хороводе девяти муз Эрато, покровительница элегии, шла рядом с Клио, ведавшей историю…(Валерий Брюсов).

Этапы игры:

  1. Древнегреческий театр.

  2. Семь чудес света.

3.Мифы Древней Греции.

4.Имена, их происхождение.

5. Крылатые выражения.

6. Викторина.

7. Конкурс «Знаю ли я события»

Учитель: «Наша игра называется «Найди ошибку». Класс разделён на 4 команды, каждая из которых в ходе игры будет работать либо над общими для всех, либо над специальными заданиями, объединёнными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности.

Работу команд будет оценивать жюри….

Все задания объединены одной целью – найти ошибку, указать на неё и дать правильный, аргументированный ответ. Поэтому первый эпиграф к нашему уроку звучит так: «Историк должен отделить истину от лжи…» (Гёте).

В словах второго эпиграфа отражена специфика нашего урока: как у древних греков литература и история шли рядом, взаимодополняя друг друга и взаимообогащяясь, так и у нас на уроке история и литература объединены, имея один источник, одну основу – богатейшую культуру Эллады»

Учитель «Представим себе, что мы в Элладе. В театре на острове Самос. Рынок. Время действия – 5 век до н.э. Продают рабов и скот.

Погонщик ослов стоит 140 драхм;

Золотых дел мастер – 180 драхм;

Раб для работы в рудниках – 180 драхм;

Бык – 50 драхм;

Свинья – 3 драхмы.

Знатный богатый Ксанф отправляется на рынок для покупки раба для работы по дому. (Далее йдёт текст, в котором надо найти ошибки)

«Ксанф пришёл на рынок вместе с женой. Увидев уродливого, убого одетого Эзопа, останавливается.

Ксанф (его играет актёр небольшого роста, поэтому в верхних рядах театра его плохо видно) спрашивает «Кто ты такой?»

infourok.ru

Культура Древней Греции - конспект урока

Культура Древней Греции

Урок – введение

Слайд 1 «Древние цивилизации»

Учитель:

-Какие древние цивилизации изображены на слайде?

Учащиеся:

-Культуры Древнего Египта, Месопотамии, Древней Индии, первобытная культура.

Учитель:

-На слайде показаны произведения пространственных видов искусств: архитектура, живопись. А сейчас прозвучит фрагмент литературного текста и вам нужно по данному тексту определить, к какой культуре относится он.

  1. Цитата из «Книги мёртвых».

«Слава тебе, бог великий, владыка обоюдной правды. Я пришел к тебе, господин мой. Ты привел меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобой в чертоге обоюдной правды, которые живут, подстерегая злых и питаясь их кровью в день отчета перед лицом Благого. Вот я пришел к тебе, владыка правды; я принес правду, я отогнал ложь. Я не творил несправедливого относительно людей. Я не делал зла. Не делал того, что для богов мерзость. Я не убивал. Не уменьшал хлебов в храмах, не убавлял пищи богов, не исторгал заупокойных даров у покойников. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей, не увеличивал весовых гирь, не подделывал стрелки весов. Я чист, я чист, я чист, я чист».

Учащиеся:

-Это текст можно отнести к культуре Древнего Египта, т.к. она была обращена в вечность и имела развитый заупокойный культ.

Слайд 2 «Книга Мёртвых»

Учитель:

- Это цитата из «Книги Мёртвых», сборника религиозных текстов, которые помещали в гробницу с целью помочь усопшему преодолеть опасности в потустороннем мире и обрести благополучие в посмертии.

Учитель:

- Какие произведения искусства Древнего Египта также свидетельствуют о культе вечности?

Учащиеся:

-Пирамиды, храмы, гробницы, каноническая скульптура, живопись.

Учитель:

- Кого в большей степени обслуживала культура Древнего Египта?

Учащиеся:

- Фараонов, жрецов, знать.

Учитель:

-А теперь прочитаем другие высказывания.

Слайд 3 «Афоризмы древних греков».

Приятны завершённые труды.

Прекрасное даётся нелегко.

Только трудом можно научиться.

Корни образования горькие, но плоды сладкие.

Упрекай друга наедине, хвали – публично.

Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя.

Не ищи счастья – оно всегда у тебя внутри.

Учитель:

- К кому обращены эти высказывания?

Учащиеся:

- Они обращены к людям и поучают их.

Учитель:

- Что можно сказать о содержании этих высказываний?

Учащиеся:

- Они мудрые, помогают осознать природу самого человека и человеческих взаимоотношений, сущность окружающего мира и т.д.

Учитель:

- Произнесены они были более 2,5 тысячелетий назад и принадлежат философам Гомеру, Аристотелю, Солону, Сократу, Пифагору.

Слайд 4 «Древняя Греция».

Учитель:

- Родиной их была Древняя Греция.

Слайд 5 «Влияние древнегреческой культуры»

Влияние древнегреческой или античной культуры обнаруживается во всех странах мира. Многие выражения, унаследованные от греков, мы употребляем повседневно, не вспоминая об их источнике. Это "Гомерический смех", "лебединая песня", «троянский конь"; обыденные слова, такие как «школа, церковь, демократия, тетрадь, огурец, фабрика, мастер, коммунизм, федерация, губернатор»; собственные имена - Адриан, Александр, Василий, Ирина и многое другое перешло к нам от греков. На почве Греции выросло современное человечество. Без фундамента, заложенного древними греками, не было бы России, какой мы ее знаем, и вся земная цивилизация имела бы другой вид.

Слайд 6 «Результаты древнегреческой культуры»

В течение всего трех веков (VIII-V в.в. до н.э.) в Греции возникло правовое государство, родилась поражающая силой воображения мифология, выработались основные жанры искусства, были заложены основы физики, астрономии, медицины и других наук, высказаны и развиты, иногда до крайних пределов, многие философские мировоззрения, политические идеологии, которые потом варьировались на все лады европейскими мыслителями). Такие культурные результаты в других цивилизациях достигались лишь спустя тысячелетия.

Учёные называют феномен культуры Древней Греции «греческим чудом». В чём его секрет? На этот вопрос вам необходимо дать ответ самим, исходя из знаний полученных на сегодняшнем уроке.

Слайд 7 «Греческое чудо. Феномен древнегреческой культуры»

Тема урока «Греческое чудо. Феномен древнегреческой культуры»

Учитель:

-В чём причины греческого чуда? На этот вопрос вам необходимо ответить в конце урока.

Слайд 8 «Карта Древней Греции»

- Давайте посмотрим на географическую карту. Каково местоположение Древней Греции? Греция как средиземноморская страна расположена на стыке трёх континентов - Европы, Азии, Африки. Многие заливы и бухты Греции имели удобные гавани, что содействовало развитию мореходства, а оно обеспечивало интенсивный информационный обмен, взаимообогащение культур. Интересен разнообразный природный ландшафт Древней Греции. Горы разъединяют, защищают, требуют внутренней мобилизации, мужества, море манит и зовёт в дорогу, в неизвестные дали, леса и долины заставляют трудиться. Всё это в целом способствовало формированию богатства мировоззрения.

Слайд 9 «Русский поэт 20 века Максимилиан Волошин»

Русский поэт так сказал о Древней Греции:

Всё было осязаемо и близко –

Дух мыслил плоть и чувствовал объём,

Мял глину перст и разум мерил землю…

Мир отвечал размерам человека,

И человек был мерой всех вещей…

М. Волошин, русский поэт 20 века.

Учитель:

В начале урока мы обратили внимание на то, что в отличие от Древнего Египта в Древней Греции всё связывалось с человеком. Древнегреческий философ Протагор сказал: «Человек - мера всех вещей».

Слайд 10 «Человек – мера всех вещей».

Слайд 11, 12, 13 «Древнегреческие боги»

Даже древнегреческие боги имели не звероподобный облик, а человеческий. Они жили, как люди, семьями, имели такие же чувства (радость, гнев, печаль, любовь и т.д.), обитали рядом на горе Олимп и даже иногда спускались к людям на землю. Их поведение также близко человеческому.

Слайд 14 «Полис».

Древние греки первыми создали для себя города – полисы с демократической формой правления. Одним из главных завоеваний Древней Греции - свобода слова.

Слайд 15 «Демократия – свобода слова»

Поэтому Древнюю Грецию можно считать родиной философии – науки о сущности различных явлений природы, сущности человека, общества.

Слайд 16 «Сократ»

Ученик1.

Часто жители Афин видели философа Сократа, который любил задавать горожанам вопросы. Он был сыном каменотёса (скульптора) Софрониска и повитухи Фенареты. Благодаря отцу получил разностороннее образование. Участвовал в Пелопоннесской войне. Проявил мужество и спас молодого юношу Алкивиада, ставшего впоследствии его другом и учеником. Сократ одним из первых направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности. Сократ был диалектиком, то есть мастером выяснять суть предмета посредством вопросов и ответов в непринуждённой беседе. Подчас за свои философские беседы он получал много тумаков. Однажды, получив пинок, Сократ это стерпел, а когда кто-то подивился, он ответил: "Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд?" Сократ жил в постоянной нужде. «Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам». Он не заботился о содержании семьи. «Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть». Сократ всегда расхаживал по городу босиком, в одной накидке. Часто, глядя на множество выставленных на продажу вещей, он говорил себе: «Как много есть на свете вещей, без которых я могу обойтись». Сократ считал, что счастье достигается путём самосовершенствования, а не накопления материальных богатств. «Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее». «Совершенство человека – это состояние души». Сократ не создал ни одного философского текста. Он ничего не записывал. Он не брал платы со своих учеников – не торговал своей мудростью. Ему принадлежат высказывания, актуальные и сегодня. И сейчас мы очень часто на уроках используем знаменитый сократовский вопросо-ответный характер искания истины.

Слайд 17 «Платон».

Ученик 2.

Достойным учеником Сократа был Платон. По отцу Платон был не просто высокого происхождения, но отдаленным потомком последнего аттического царя Кодра. Мать Платона происходила по прямой линии от брата знаменитого афинского законодателя первой половины VI в. до н.э. Солона, тоже родовитого аристократа, автора общественных реформ. Платон был отличным гимнастом, а также отличался в таких видах спорта, как борьба и верховая езда. Есть сведения, что за успехи в борьбе он получил первую премию на Истмийских, а, возможно, также и на Пифийских состязаниях. Платон отличался таким высоким ростом и крепким телосложением, что получил прозвище которое так и осталось за ним навсегда и отстранило собой имя Аристокл, данное ему родителями в честь деда: ведь "платос" по-гречески значит ширина, или широта (в данном случае имелись в виду широкие плечи и грудь борца Аристокла). Говорили даже, что это прозвище, навсегда оставшееся за философом, дал ему не кто иной, как Сократ. Платон учился также музыке и живописи. Кроме того, он отдавался поэзии. Ему приписывали произведения эпического стиля и лирику, он писал трагедии, и притом настолько значительные, что одна его трагическая тетралогия уже была передана актерам для репетиций, но тут, как сообщают достоверные источники, происходит знакомство Платона с Сократом, и Платон сжигает все свои поэтические произведения.

Путешествуя по Сицилии, своими высказываниями он прогневал правителя, За что был продан в рабство, но затем выкуплен друзьями. Хозяин, который его купил, не взял деньги за выкуп. На эти деньги Платон купил сад в афинском пригороде, называвшемся Академией в честь местного героя Академа, организовал здесь свою философскую школу, которая просуществовала целое тысячелетие до середины 6го века. Платон был настоящим учеником Сократа, не знавшим компромиссов. До сих пор существует афоризм Платона «Сократ мне друг, но истина дороже». Платон утверждал, что миром правят истины. В своих философских трудах он стремился к идеалу.

Слайд 18 «Агон – состязание, соревнование»

Учитель:

Благодаря философам древние греки стремились к постоянному совершенствованию, дух состязательности. Греки называли это словом агон - состязание. Состязания проводились между музыкантами и поэтами. Дионисии - древнегреческие театральные празднества в честь бота   Диониса,   также   проходили   в виде  соревнования драматургов.   Драматурги-победители пользовались большим почетом, их имена увековечивались в специальных грамотах.

Особое значение агон приобрел в спортивных состязаниях, получивших свое воплощение в существующих поныне Олимпийских играх. В дни состязаний прекращались все военные столкновения. Атлет, трижды победивший в играх («олимпионик»), получал право заказать у прославленного скульптора свою статую и поставить ее в священной роще, окружавшей главную святыню города — храм Зевса, Сами игры были священными и устраивались в честь великой победы Зевса над своим отцом — жестоким Кроном. В храме Зевса Олимпийского — главной святыне Олимпии — находилась знаменитая статуя Зевса из золота и слоновой кости, сделанная великим скульптором Фидием. Атлеты состязались в беге (самым тяжелым видом был бег греческих воинов в полном вооружении), кулачной борьбе, езде на колесницах, метании диска и копья.

Слайд 19 «Калокагатия».

Но не только физическая сила и выносливость были основой восторгов древних греков, их преклонения перед спортсменами. Древние греки считали, что физическое совершенство, красота  тела   неразрывно  связаны   с  духовной   красотой. интеллектуальной развитостью. И здесь уже речь идёт о важнейшем принципе древнегреческой культуры, о калокагатии, подразумевавшей   гармоничное  единение  внутренней внешней красоты в человеке.

Слайд 20 «Антропоцентризм»

Учитель:

- Мы уже говорили, что культура Древней Греции имела гуманистическую направленность. Это ярко проявилось в искусстве. Многие искусствоведческие термины связаны с человеком.

Слайд 21 «Вазопись»

Учитель:

- Древнегреческие сосуды имеют части: горло, тулово, ножку, ручки.

Слайд 22 «Архитектура»

Учитель:

- Древнегреческий архитектор Витрувий подчёркивал, что прекрасно здание только тогда, когда оно имеет пропорции хорошо сложённого человека.

Слайд 23 «Парфенон»

- При строительстве Парфенона архитектор Иктин повторил в нём основные пропорции человеческой фигуры, но увеличил их в 10 раз.

Слайд 24 «Скульптура»

-Древним грекам удалось создать эталон красоты человека в пластике.

Слайд 25 «Литература»

-Благодаря им мы читаем свои любимые произведения: романы, стихи, т. к. именно древние греки заложили основы родов литературы – эпос, драму, лирику.

Слайд 26 «Театр»

- Квинтэссенцией искусства в Греции стал древнегреческий театр с его воспитательной функцией. Древние греки, приходя в театр, должны были испытать катарсис – потрясение, «очищение» искусством, стать мужественней, воспитывать волевые качества.

Слайд 27 «Дельфийские танцовщицы»

-История не оставила нам образцов музыки Древней Греции, т.к. не было нотной записи. Но впечатление о ней есть в древнегреческой поэзии. Однако сегодня мы вслушаемся в музыку французского композитора конца 19 – нач. 20 веков Клода Дебюсси, который побывал в Дельфах и под впечатлением красоты этого полиса создал произведение «Дельфийские танцовщицы». Вслушиваясь в музыку, задайтесь вопросом:

-В чём же феномен «Греческого чуда»?

Слайд 28 «Феномен греческого чуда»

Ответы школьников должны подвести к тому, что Древняя Греция определила главную общечеловеческую ценность – человека. Но это не просто человек, а человек-мыслитель, созидатель, победитель. Именно такому человеку удалось создать классическое, т.е. совершенное искусство.

infourok.ru

Опорный конспект по теме «Культура Древней Греции»

Скачать файл

Этапы развития древнегреческой культуры

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

1.Минойская, крито-микенская культура (3-2 тыс. лет до н.э.)

2. Темные века (гомеровский период) 11-9 вв. до н.э.

3. Архаичный этап культуры (8-6 вв. до н.э.)

4. Классический период (5-4 вв. до н.э.)

5. Эллинистический период

(4 -2 вв. до н.э.)

Достижения Архаичного этапа культуры

-колонизация побережья Средиземного моря,

-рост городов,

-чеканка монеты.

-принятие и усовершенствование алфавита (введение гласных).

-Олимпийские игры (в честь Зевса Олимпийского)

-ранние формы древнегреческого искусства — скульптура и вазопись (чернофигурная керамика),

— основные типы монументальной скульптуры.

-развитие мифологии — источника литературы и философии

Первые литературные произведения

«Илиада» (события десятого года Троянской войны)

«Одиссея» (странствия царя Одиссея)

Автор Гомер

Типы литературы

-эпос

-драма

-лирика

Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов.

Отдельно стоящие скульптуры, рельефы — использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников.

Сюжеты — мифология, повседневная жизнь, победители спортивных состязаний.

Статуи в натуральную величину появляются около 7 в. до н. э.

Куросы – изображения юношей, коры – изображения девушек.

Храмы строились из дерева из камня, умеренных размеров, прямоугольная форма, окруженная со всех сторон колоннадой. Крыша двускатная, трёхугольный фронтон Здание перегорожено поперечной стеной, внутри замкнутое со всех сторон помещение — святилище, где стояла статуя божества, и куда никто не имел права входить, кроме жрецов.

Достижения классического этапа культуры

Скульпторы

Фидий Мирон

Поликлет Леохар

Пракситель Скопас

Лисипп

Скульптура

-установление канона пропорций человеческого тела

-воплощение идеала человека в больших культовых статуях

Основное представление о мире у греков сводилось к тому, что мир — это театральная сцена, а живущие в нём люди — актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят.

Театральные представления проходили в праздник Великих Дионисий. На круглой площадке — «орхестре» («площадка для пляски») размещался хор. Тут же играли актеры. Чтобы выделиться, актер надевал обувь на высоких подставках — котурнах. Позади орхестры находилось небольшое деревянное строение — «скена» («палатка»), где актеры готовились к выступлению в новой роли, меняли маски, в которых выступали. Маски делались из глины. Каждому определенному характеру и настроению соответствовала «своя» маска. Так, силу и здоровье представлял смуглый цвет маски, болезненность — желтый, хитрость — красный, гнев — багровый. Гладкий лоб выражал веселое настроение, а крутой — мрачное. Маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актера. Обычно театральные представления начинались утром, а заканчивались с заходом солнца.

Эсхил — основоположник трагедии, автор более семидесяти произведений

В основе пьес — конфликт между человеческими страстями и духовностью. Главный мотив творчества – прославление гражданского мужества, патриотизма.

Один из героев трагедий – непримиримый богоборец Прометей, несгибаемый борец за высокие идеалы, за счастье людей, воплощение разума, символ борьбы за освобождение человечества от тирании, воплощенной в образе жестокого и мстительного Зевса, рабскому служению Прометей предпочел муки.

Софокл написал 125 драм, изображал людей идеальных, сосредоточив основное внимание на диалоге. выделяя различные линии поведения в одном и том же конфликте.

Еврипид откликался на вопросы политической и социальной жизни, выдвигал разнообразные общественные проблемы, новые идеи, изображал людей с их влечениями и порывами, радостями и страданиями, заставлял зрителей раздумывать над своим местом в обществе, над отношением к жизни.

Аристофан автор комедии, умевший направлять свои сатирические «стрелы» против современных ему политических деятелей, писателей, философов. Герои комедий различные слои общества, торговцы, ремесленники, рабы. В комедиях нет почтения к богам, их иногда высмеивали, соединяя реальное и фантастическое и доводя осмеиваемую идею до абсурда.

Достижения Эллинистического периода

Центр науки – Александрия.

Научный центр – Мусейон – храм муз, дочерей Зевса и богини памяти Мнемозины. Александрийская библиотека

Расцвет библиотечного дела.

Введение новой системы образования.

Тяга к спортивным зрелищам. Греческий общенародный язык.

философия

-ионийская философия (Гераклит, Диоген)

-пифагорейская школа

— элейская школа (Сократ, Платон, Аристотель,)

— атомистическая школа (Эпикур)

наука

История (Геродот, Гекатей, Фукидид, Ксенофонт)

Математика (Евклид, Архимед, Пифагор)

Астрономия (Аристарх Самосский, Гиппарх, Птолемей)

gimmedoc.ru

Конспект урока "Живопись Древней Греции"

Интегрированный урок : ( история, ИЗО, МХК)

Конспект урока по теме :Живопись Древней Греции (7 класс)

Цели:

  • познакомить учащихся с произведениями античного искусства гончаров (вазами, чашами, сосудами), особенностями их росписи, мотивами в греческой вазописи; учить выполнять роспись декоративной плитки или тарелки по мотивам греческой вазописи;

  • развивать умение анализировать предметы искусства,

  • выявлять пропорции, цветовую гамму, особенности изображения людей;

  • воспитывать мотивацию к учебной деятельности?

  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.

Оформление: Вырезанные из бумаги силуэты античных ваз различных форм с их названиями; на интерактивной доске - репродукции росписей на античных вазах из альбома «Культура Древнего мира»; вазы, украшенные греческим орнаментом и рисунками.

Эпиграф к уроку: Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу.

«Подумаешь, вазы!» - подумали мы,

Другим были заняты наши умы.Сначала на них мы взглянули, скучая,потом мы к одной пригляделись случайно,потом загляделись...И, может быть, часникак не могли оторваться от ваз.

... То вазы-гиганты,то карлики вазы,и каждая ваза - с рисунком-рассказом!

Ход урока.

Организация урока:

Приветствие.

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Учитель: Добрый день, рада вас всех видеть. Сегодня я приглашаю вас совершить экскурсию в Эрмитаж. (показываю фрагмент фильма диск «Знаменитые музеи Санкт-Петербурга») После просмотра читаю строки из стихотворения Олега Тарутина «Античные вазы». А как вы думаете, почему я взяла эти строки эпиграфом к нашему уроку?

Ученики: Потому, что мы сегодня будем изучать античную вазу.

Учитель: Да правильно. Но немного истории. К сожалению древнегреческие произведения живописи утрачены безвозвратно. Но по дошедшим до нас письменным источникам известно, что живопись почиталась в Элладе наравне со скульптурой, а живописцы пользовались такой же славой, как и ваятели. Да и как могло быть иначе у народа, влюбленного в земную красоту, когда все кругом сияло яркими красками юга. Подобно скульптуре, прекрасной, радостной и жизнеутверждающей, должна была быть и живопись Древней Эллады. Самым ярким отблеском греческой живописи является ныне греческая керамика, дошедшая до нас в многочисленных хорошо сохранившихся и нередко превосходнейших образцах.

Давайте перенесемся в центр Древней Греции, в город Афины, в один из его кварталов-Керамик. (Просмотр кадров из д/ф «Культура Древней Греции» с видом Керамика»)

Вспомните, что вам известно из истории об этом районе.

Ученики: Узкие немощеные улочки. Тротуаров не было. Горожане вышвыривали отбросы прямо на улицу. Вечерами из-за грязи и зловонных луж по Керамику нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляным факелом.

Учитель: Тем не менее Керамик был известен далеко за пределами Греции, здесь жили гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы. А теперь посмотрите на эти вазы, сделанные мною из бумаги. Какую особенность вы можете заметить?

Ученики: Разнообразие форм.

Учитель: Ох уж эти греки, они во всем следовали закону функциональности! Они считали, что предмет должен быть красив и удобен. Форма каждого сосуда строго соответствовала его назначению. Давайте попробуем выявить назначение этих ваз.

(Работа в группах. Каждая группа получает слово с названием сосуда: амфора; килики; кратер; гидрия; лекифы. Их задача с помощью интернета, учебников, собрать основную информацию о сосуде, найти нужную форму вазы на доске и представить классу- 5-7 минут на работу в группах; по 2-3 минуты на представление). Во время представления сосудов учащиеся схематично зарисовывают форму сосуда и подписывают его.

( Выступление учеников).

Учитель: Спасибо всем, а теперь вернемся к росписям на вазах. Вглядитесь в росписи двух ваз.

(Показывает изображение росписей чернофигурную и краснофигурную)

Чем они отличаются друг от друга?

Ученики: На одних –черные фигуры, на других- красные.

Учитель: Значит, какие бывают греческие вазы?

Ученики: Чернофигурные и краснофигурные.

Учитель: Как вы думаете какая роспись возникла раньше? Почему?

Ученики: Чернофигурные- раньше, они более простые.

Учитель: Вспомните, на какие периоды делится история Древней Греции?

Ученики: Архаика, классика и эллинизм.

Учитель: Действительно, чернофигурная роспись сугубо декоративная, преобладала в период архаики, или, как его сейчас называют, в гомеровский период. Какова была техника чернофигурной росписи? Что такое меандр?

(Работа с учебником. Найти ответ.)

Ответы учеников. Учитель показывает на доске строгие геометрические орнаменты-меандр)

Учитель: А какие сюжеты изображались на вазах?

Ученики: Мифологические сюжеты.

Учитель: А в центре вех этих росписей кто стоит?

Ученики: Человек.

Учитель: Главной задачей искусства для древних греков было воплощение идеального типа человека, гармонично соединяющего физическое и духовное совершенство. Творимая искусством идеальная красота рождает в человеке благородное стремление к самоусовершенствованию. (Показываю работы учащихся прошлых лет)

Каждый из вас тоже способен творить, творить по-своему. Я хочу, чтобы моя коллекция ваз пополнилась вашими рисунками. Для этого выберите вазу той формы, которая вам больше всего понравилась, и нарисуйте ее.

(Ученики выполняют задание; звучит «Сиртаки»)

Рефлексия: Учитель начинает предложение, а ученик заканчивает:

  • Я знаю…

  • Я понимаю…

  • Для меня было открытием…

  • У меня получилось….

  • Мне понравилось…

Домашнее задание: Распишите к следующему уроку свою вазу, а сюжеты росписи возьмите из стихотворения, посвященного огромной коллекции ваз Эрмитажа, которым я открыла наш урок.

(Учитель раздает листочки с отрывками из стихотворения «Античные вазы». На следующем уроке вместе с учениками выбираем лучшие и устраиваем выставку)

... То вазы-гиганты,то карлики вазы,и каждая ваза - с рисунком-рассказом!... Герой в колеснице летит на войну.Плывут аргонавты в чужую страну.Персей убивает Медузу Горгону.Афина Паллада диктует законы.Сражается с Ректором грозный Ахилл(И Ректор, как видно, лишается сил) ...А вот Артемида, богиня охоты,из меткого лука стреляет в кого-то.А это на лире играет Орфей.А это вручают спортивный трофей.А вот - Одиссей, подающий советы.А это - кентавры...А это...А это...Но мы описать, и не пробуем враз Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

Литература:

  1. И.Э. Кашекова, А.Л. Кашеков. Изобразительное искусство. Учебник для 7-го класса. – М. : Баласс, 2013.

  2. Диск «Знаменитые музеи Санкт-Пирербурга»

  3. http://www.liveinternet.ru/users/3166127/post111911094

  4. http://documentaryfilm.ru/2011/12/25/dokumentalnyj-film-onlajn-drevnyaya-greciya/

infourok.ru

Конспект урока "Боги Древней Греции"

Урок № 33

Тема урока: Религия древних греков.

Цель урока - формирование учебных действий учащихся:

изучить культы основных древнегреческих богов и ге­роев, познакомить учащихся с

мифами о них; сравнить религию древних греков и египтян; подвести учащихся к

пониманию общих закономерностей религиозных верований воз­никших вследствие

зависимости людей от сил природы; продолжить формирование умений работать с

текстом учебника и его иллюст­рациями, умение выделять главное.

Метапредметные УУД

  1. Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи; строить логически обоснованные рассуждения; критически оценивать поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде таблицы.

  2. Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.

3 Регулятивные- определять цель, проблему в деятельности

Предметные УУД – ознакомление с пантеоном древнегреческих богов и основами возникновения

политеистических религий, понимание значения роли религии в жизни

древнегреческого общества.

Личностные УУД - уважение к прошлому своей страны, воспринимаемое сквозь призму всемирного

цивилизационного процесса , аргументированное оценивание поступков, с опорой

на общечеловеческие нравственные ценности

Тип урока: проблемно-поисковый

Межпредметные связи: анализ письменных источников(+ литература),составление логических цепочек (+геометрия), работа с картой (+география),

Ход урока

I. Организационный момент. Определение психологического настроя учащихся.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь, поприветствуйте наших гостей улыбкой.

- На ваших партах находятся по два смайлика. Я прошу вас поднять тот смайлик, который отражает ваше настроение на данный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"»

    1. Работа учащегося у доски (с помощью рисунка к мифу назвать крылатое выражение и его значение)

а) «ахиллесова пята» - уязвимое место

- Почему Ахиллес был почти неуязвим?

(учитель вывешивает на доске имя богини морей Фетиды)

б) «яблоко раздора» - причина спора

- Кто начал спор из-за яблока? Кто его бросил?

(учитель вывешивает на доске имена богинь - Геры, Афины, Афродиты и Эриды)

в) «троянский конь» - хитроумный план

- Почему троянцы вкатили коня в город?

2. Задание для учащегося на карточке.

а) «О, владыка морей! Отец мой!

Пусть Одиссей никjда не увидит Отчизны,

Если же волей судьбы он достигнет Итаки,

Пусть возвратится один, на чужом корабле

И несчастье найдет в своем доме!»

- Кому принадлежат эти слова?

- Кому они были адресованы?

(учитель вывешивает на доске имя бога морей Посейдона)

б) "Сестры мои, погрузитеся в лоно пространного моря,

В дом возвратитесь отца, и, увидевши старца морского,

Все вы ему возвестите, а я на Олимп многохолмный,

Прямо к Гефесту иду: не захочет ли славный художник

Дать моему Ахиллесу блистательных славных оружий"

- Кому могут принадлежать эти слова?

- Что и у кого она просила?

(учитель вывешивает на доске имя бога кузнеца Гефеста)

в) "Бога, богиня, меня о приходе моем вопрошаешь.       Все я правдиво тебе сообщу: ведь сама мне велишь ты.       Зевс приказал мне явиться сюда, хоть сам не желал я

Он говорит, что находится здесь злополучнейший самый

Все его спутники в море погибли, его самого же       К этому острову ветер принес и волны пригнали.       Этого мужа велит он тебе отослать поскорее,       Ибо ему не судьба в отдаленьи от близких погибнуть,       Но суждено ему близких увидеть и снова вернуться  В дом свой с высокою кровлей и в милую землю родную".

- Кому могут принадлежать эти слова?

- Кому они были адресованы?

(учитель вывешивает на доске имя бога торговли Гермеса)

3. Работа с исторической картой (показать маршрут Одиссея домой)

4. Задание на карточках для остальных учащихся (написать имена героев поэм Гомера) (Приложение №1)

III. Вывод учащимися темы и цели урока

- Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданиями. Посмотрите внимательно на доску, Что объединяет все эти имена? (Это боги)

- Какой вывод, по Древней Греции вы можете сделать, исходя из этих данных? (древние греки верили в богов)

- Какое слово мы можем использовать в данном случае? (религия)

- Хотели бы вы больше узнать о богах , которым поклонялись греки?

- Тогда сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока(слайд)

- Что бы вы хотели узнать о религии древних греков? (каким богам поклонялись, почему)

VI. Физминутка

Встали дружно, потянулисьБогу солнца улыбнулись!Богу ГЕБУ наш поклонМногократным будет он.Руки вверх к богине НУТ Пусть немножко отдохнут.Тело наше сделай кругПовтори АМОНА путьГотовы из знанийПлести сотни сотПоможет нам в этомБог мудрости ТОТ.

- Скажите, что помогла нам вспомнить наша физминутка? (египетских богов)

V. Постановка проблемного задания (слайд)

- Мы можем с вами сравнить религии двух народов: египтян и греков?

- Давайте мы вернемся к этому заданию в конце нашего занятия.

V. Переход к изучению новой темы

      1. Беседа с учащимися.

- Почему люди в древние времена верили в богов? (Потому, что человек не мог объяснить многие явления природы.)

- Исходя из того, что мы видим на доске, каким известным нам словом мы можем назвать религию древних греков? (язычество)

2. Рассказ учителя о месте обитания греческих богов (работа с исторической картой и слайдом)

- В Северной Греции расположена самая высокая гора Олимп, высота которой около 3 км. Древние греки считали, что на заснеженной вершине Олимпа в золотых роскошных дворцах большой семьей живут боги. Они проводят время в пирах и развлечениях, порой ссорясь между собой. Иногда вмешиваются в дела людей, участвуют в их войнах. Наказывают тех, кто осмелился нарушить их волю.

3. Работа с иллюстрацией учебника (стр. 135), с раздаточным материалом (работа в группах) (Приложение №2)- пантеон греческих богов и заполнение таблицы в технологических картах

(Приложение №3)

Имена богов

Покровителями каких занятий они считались

Какие явления объясняются действиями богов

Атрибуты

ЗЕВС

(бог Земли и неба)

покровитль всего человечества

дождь, гром и молния, гроза, движение туч по небу

орел и молния

ПОСЕЙДОН

(бог морей)

мореплавание, коневодство

морские стихии (бури, землетрясения)

трезубец и дельфин

АИД

(бог подземного царства)

земледелие

смерть людей

цербер, колесница, запряженная черными лошадьми

ГЕРА

(богиня хранительница семьи)

брак и супружеская верность, женщины и дети

брак

покрывало, диадема

АРТЕМИДА

(богиня природы и охоты)

животные и охота

возникновение заговоров и ритуалов

лань, золотой лук и стрелы

АПОЛЛОН (ГЕЛИОС)

(бог солнца и искусств)

искусство

появление солнца и развитие искусств

кифара, лавровый венок

АФИНА

Богиня войны и мудрости

ремесло

возникновение ремесла и знаний

копье, щит, шлем,сова

АФРОДИТА

(богиня любви и красоты)

мореплавание, цветение и плодородие

возникновение земной любви

яблоко, зеркало

ДЕМЕТРА

(богиня плодородия)

сельское хозяйство, земледелие, садоводство

смена времен года

пучок колосьев

ДИОНИС

(бог растительных сил природы)

театральное искусство и виноделие

виноградничество, появление театра

жезл, увитый виноградной лозой, гроздь винограда

ГЕФЕСТ

(бог огня и кузнечного дела)

кузнечное ремесло

Прометей похитил огонь и дал людям

молот и наковальня

ГЕРМЕС

(вестник богов)

торговля, путешествия

появление и развитие торговли

жезл, крылатые сандали и шлем

АРЕС

(бог войны)

война

начало войн

меч, доспехи

низшие божества

(сатиры - низшие козлоногие лесные божества

нимфы - юные девы, олицетворяющие силы и явления природы)

музыкальные инструменты

- Что объясняли древние греки действиями богов? (природные явления и занятия)

4. «Чудеса света» древней Греции (сообщения учащихся)

- Боги Древней Греции  могущественны и коварны, – так считали древние греки. Они боялись и почитали своих богов, потому что боги покровительствовали их занятиям. Что бы задобрить своих богов греки приносили жертвы богам, возводили в их честь храмы, создавали о них сказания.

а) Статуя Зевса Олимпийского (сообщение учащихся) (слайд)

б) Храм Артемиды в Эфессе (сообщение учащихся)(слайд)

в) Коллос Родосский (сообщение учащихся)(слайд)

VI. Выполнение проблемного задания (слайд)

- Сравните религии древних египтян и древних греков. Что в них общего?(язычество, объяснение природных явлений; вера в жизнь после смерти)

- Сравните облик египетских и греческих богов.

- Почему древние греки изображали своих богов в виде людей? (Они верили в силу человека.)

  • Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в ре­лигии египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря? (Это связано с разными природными климатическими условиями, в которых жили греки и египтяне. В Египте поч­ти не бывает дождей и Средиземное море не играло в их жиз­ни большой роли. В Греции же нет реки, подобной Нилу, от которой зависела бы вся хозяйственная жизнь страны, зато море в жизни греков играло огромную роль)

V. Закрепление изученного материала. (беседа с учащимися)

  • Никто не верит теперь, что на вершине Олимпа живут боги. От веры в олимпийских богов остались только легенды и мифы. Однако ученые и мы с вами изучаем мифы древних греков. Почему древние греки верили в существование олим­пийских богов?(Они не могли объяснить явления природы, от которых зависела порой их жизнь...)

  • Почему сейчас люди не верят в них? (Потому что наука может объяснить многие сложные явления, происходящие в природе.)

  • Объясните тогда, почему ученые изучают легенды и мифы? (Это исторический источник, он позволяет представить мир, в котором жили древние греки.)

VI. Рефлексия по сингапурской методике

- Напишите на листочках по два слова, связанные с темой нашего урока.

- Положите их на стол.

- Возьмите листочки и составьте предложения с этими словами.

VII. Самооценка учащихся

VIII. Определение психологического самочувствия детей в конце занятия.

- Я прошу вас поднять тот смайлик, который отражает ваше настроение на данный момент.

IX. . Домашнее задание: прочитать § 28 стр. 134-138 найти информацию о 12 подвигах Геракла, по желанию нарисовать одного из богов древних греков.

Приложение №2

1) Зевс - сильнейший из всех богов. Он является покровителем всего человечества. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром - всё это происходит по воле Зевса. Взмахнет Зевс рукой - удары грома раскатываются по небу, сверкнет молния – и хлынут потоки дождя. Он - тучегонитель и громовержец. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный Зевсом на Земле! Взмахнёт могучий бог правой рукой и поразит клятвопреступника пламенной молнией. Поэтому те, кто клянутся, всегда призывают Зевса в свидетели. «Клянусь Зевсом!» - говорят у эллинов.

Зевс оберегает домашний порядок. У эллинов во дворе каждого дома - жертвенник великого бога. Свою волю, Зевс может передать людям, послав священную птицу - орла. Если греки видят орла, они считают, что им будет сопутствовать удача. Один раз в четыре года в Олимпии греки устраивают Олимпийские игры в честь бога Зевса.По преданию, именно в Олимпии Зевс одержал победу над своим отцом Кроном.

Крону сказали о том, что его дети отнимут у него власть. Тогда он решил съесть своих детей, рожденных от Реи. Однажды, когда родился Зевс, Рея решила подсунуть Крону камень, завернутый и пеленку. Так и получилось, что Зевс остался жить, и когда он вырос - победил своего отца Крона и заставил его вернуть всех своих братьев: Посейдона и Аида и сестер: Геру, Деметру.

- Кто такой Зевс?

- Какие атрибуты для него характерны и почему?

- Кому покровительствовал Зевс?

- Какие природные явления объясняли греки действиями Зевса?

2) В городе Милете больше других богов почитали владыку морей Посейдона. Для милетян морская торговля - основа жизни. А судьба мореплавателя - в руках Посейдона. Ударит грозный бог морей своим трезубцем, и поднимается на море страшная буря, вздымаются огромные пенящиеся волны, как лёгкие скорлупки, швыряют они корабли, захлёстывают их или с силой разбивают о прибрежные скалы. Но отложит свой трезубец Посейдон - утихают волны, спокойна бескрайняя гладь моря, и могут продолжить свой путь мореплаватели. А Посейдон на колеснице, запряженной золотогривыми конями, спускается на дно моря в великолепный дворец, где живёт он со своей женой Амфитритой. Богу морей и его супруге послушны обитатели глубин - морские чудовища.  В сопровождении морских божеств Посейдон мчится по морю на своей колеснице, запряженной дивными конями с длинными золотыми гривами. Когда он взмахивает своим трезубцем, на море поднимается буря, а когда простирает его над бушующими волнами, они успокаиваются.Ударами трезубца он колеблет землю, сдвигает горы, создаёт бездонные пропасти, обращает вспять течение рек. Горе тому, кто оскорбит владыку морей!

- Кто такой Посейдон?

- Какие атрибуты для него характерны и почему?

- Чему покровительствовал Посейдон?

- Какие природные явления объясняли греки действиями Зевса?

3) Самый мрачный из богов - Аид - царит глубоко под землёй, в царстве мёртвых. Вход в его царство находится там, где заходит солнце, глубокая пропасть ведёт в царство Аида с поверхности земли. Нет оттуда возврата. Так как Аид был богом подземного царства, то считается, что он являлся покровителем земледелия, так как все корни растений находятся под землей.

В царстве мёртвых катят свои волны реки Стикс и Ахерон. Угрюмый перевозчик Харон перевозит души умерших через мрачные воды Ахерона. Трехглавый пёс Цербер сторожит вход в царство Аида. Иногда Аид появляется на Земле на колеснице, запряженной черными лошадьми, чтобы забрать к себе людей в царство мертвых.

Древние греки сжигали умерших на кострах. При этом на глаза умерших клали монеты. В момент сожжения душа человека покидала его тело и попадала в царство мертвых, а перевозчик Харон, для того, чтобы перевезти душу умершего брал за свою работу монеты.

Лишь немногим могучим героям позволили боги посетить царство умерших и вернуться на землю. Одиссей побывал там и увидел тени героев Троянской войны. Побывал там и Геракл. Он принёс из царства мёртвых адского пса Цербера, это был один из двенадцати подвигов героя.

- Кто такой Аид?

- Какие атрибуты для него характерны и почему?

- Чему покровительствовал Аид?

- Какие природные явления объясняли греки действиями Аида?

4) Душами мужчин подземного царства повелевает Аид, душами женщин - жена его Персефона, дочь богини плодородия Деметры. Аид похитил её, когда она, юной девушкой, беззаботно собирала цветы в поле. Горько плакала и отбивалась Персефона, но умчал её на колеснице, запряжённой чёрными конями, мрачный Аид. Жалобный крик дочери услыхала Деметра. Девять дней бродила богиня по земле, с факелами в руках искала она дочь и тёмными ночами. На десятый обратилась Деметра к всевидящему богу Солнца - Гелиосу и от него узнала, что дочь её по воле Зевса находится в царстве мёртвых.

Безгранично было горе Деметры. Ушла она от богов и, чтобы никто не мог узнать её, приняла образ старухи. Проливая горькие слёзы, блуждала она по земле. Но как только Деметра покинула Олимп, на земле стали засыхать виноградники и оливковые деревья, растения и животные погибли от засухи. Среди смертных начался голод, люди перестали приносить жертвы богам. Опасаясь гибели всего живого, Зевс послал к Деметре вестницу богов Ириду. Долго уговаривала Деметру вестница богов. Но Деметра объявила, что она не вернётся на Олимп, пока не увидит Персефону. Тогда Зевс послал к Аиду Гермеса, который объявил ему волю великого Зевса: Аид должен отпустить Персефону к матери. С огромной радостью бросилась Персефона к колеснице и помчалась на землю. Но перед отъездом Аид дал ей съесть гранатовое зёрнышко - символ брака - и тем навсегда связал её с царством мёртвых.

По решению Зевса две трети года - весну и лето - Персефона проводит с матерью на земле. В это время цветут деревья и цветы, а поля дают хлеб. Поэтому главным атрибутом Деметры является пучок колосьев с зарном. А на треть года спускается Персефона под землю к мрачному Аиду, и земля замирает, засыхает растительность, с тем, чтобы пышно расцвести, когда вновь вернётся на землю Персефона.

- Кто такая Деметра?

- Какие атрибуты для нее характерны и почему?

- Чему покровительствовала Деметра?

- Какое природное явление объясняли греки действиями Деметры?

5) Много у Зевса детей, вместе с ним пирующих в светлых чертогах Олимпа. Самый прекрасный из них - бог солнечного света, покровитель искусств, златокудрый Аполлон, любимый сын Зевса. Без промаха разят врагов стрелы его лука. Он поразил ими страшное чудовище - дракона Пифона, жившего в Дельфийском ущелье. И с тех пор в Дельфах находится святилище Аполлона.

В Древней Греции бога Аполлона изображали стройным юношей с волнистыми кудрями до плеч,

в длинных одеждах, в лавровом венке и с лирой в руках. 

Чтят златокудрого бога и на острове Делосе, где он родился. Все умолкают, когда Аполлон появляется со своими спутницами - музами. Их девять, и каждая из них - покровительница науки или искусства (Каллиопа – муза эпической поэзии; Клио – муза истории; Мельпомена – муза трагедии; Талия – муза комедии; Полигимния – муза священных гимнов;Терпсихора – муза танца;

Эвтерпа – муза поэзии и лирики; Эрато – муза любовной и свадебной поэзии; Урания – муза науки).С восторгом внимают боги хору муз и игре Аполлона на струнах. Дивно играет прекрасный бог, но не переносит он ни насмешек, ни замечаний. Жестоко наказал Аполлон фригийского бога полей, сатира Марсия, за то, что тот стал состязаться с ним в музыке. Победу присудили Аполлону, а Марсия Аполлон повесил, содрав с него кожу.

- Кто такой Аполлон?

- Какие атрибуты для него характерны ?

- Чему покровительствовал Аполлон?

- Какое природное явление объясняли греки действиями Деметры?

6) Боятся люди встреч с сестрой-близнецом Аполлона, вечно юной прекрасной Артемидой - богиней природы и покровительницей охоты. С колчаном с золотыми стрелами за спиной и золотым луком в руках, лёгкая и быстрая, она преследует дичь по горам и лесам. Её любимые спутницы и подруги - нимфы - богини полей и лесов. Ее любиое животное - лань. Охотники посвящаютАртемиде первых убитых животных, головы и клыки кабанов. Считается. что благодаря Артемиде возникли заговоры и различные ритуалы. Горе смертному, который приблизится к юной богине! Стрелы её так же метко разят, как и стрелы божественного Аполлона. Жестоко расправились Аполлон и Артемида со смертной женщиной Ниобой, оскорбившей их мать Латону. Семь сыновей и семь дочерей было у Ниобы. Возгордившись, отказалась Ниоба приносить жертвы Латоне, родившей только двух детей. Услышав жалобы матери, перебили Аполлон и Артемида всех детей Ниобы меткими стрелами. Окаменела от горя несчастная мать, она превратилась в скалу, из которой бьёт источник. Вечно плачет Ниоба о своих детях.

- Кто такая Артемида?

- Какие атрибуты для нее характерны ?

- Чему покровительствовала Артемида?

- Чьей сестрой-близнецом она была?

- Какое природное явление объясняли греки действиями Артемиды?

7)Нет на Олимпе богини, прекраснее Афродиты. Из белоснежной пены морских вод родилась прекрасная богиня, близ острова Киферы. Поэты называют её «рожденною из пены». Раньше всего начали чтить Афродиту жители островов Киферы и Кипра, где росла прекрасная богиня. В прибрежных областях Древней Греции Афродиту, богиню, родившуюся из морской пены, чтили как повелительницу морских волн и молили ее о благополучном плавании.Атрибутами богини были золотое яблоко и зеркальце.

С радостью приняли её боги Олимпа в свои чертоги. Куда ни ступит богиня - повсюду благоухают цветы. Дикие звери следуют за ней, как ручные. Афродита -богиня любви и красоты.Она добра и нежна ко всем, кроме тех, кто любит лишь самого себя. Так, ею был наказан холодный и гордый красавец юноша Нарцисс, влюбившийся в собственное отражение в воде. Не ел и не пил Нарцисс, любуясь самим собой. Измученный голодом и тоскою, он умер, но тела его не нашли. На том месте, где умер Нарцисс, вырос белый красивый цветок.

- Кто такая Афродита? Как еще называли эту богиню?

- Какие атрибуты для нее характерны ?

- Чему покровительствовала Афродита?

- Какое явление в жизни людей объясняли греки действиями Афродиты?

8) Страшен и людям, и богам кровожадный Арес - бог войны. Фракию, где живут воинственные племена, считают родиной Ареса. В честь Ареса воины, идущие в бой, издают дикий воинственный клич. С мечом в руке, в полном вооружении носится Арес на колеснице по полю боя. Ужасен Арес во время битвы. Он разит даже тех, кому обещал помощь. Не любит Ареса и его отец - великий Зевс. Арес ненасытен во вражде и убийствах и не различает в бою правых и виноватых. Его появление подобно буре. Ужас овладевает обеими воюющими сторонами, когда раздается его вопль, подобный воплю тысяч воинов в пылу битвы. Появление Ареса всегда означает начало резни.Сыновья Ареса Фобос (страх) и Деймос (ужас) сопутствуют своему отцу в кровопролитных битвах.Из всех областей Древней Греции бог Арес больше всего почитался в Лаконии, у воинственных спартанцев.

- Кто такой Арес?

- Какие атрибуты для него характерны ?

- Чему покровительствовал Арес?

- Какое явление в жизни людей объясняли греки действиями Ареса?

9) В полном вооружении, в шлеме и с острым копьём вышла Афина из головы Зевса. Вздрогнул Олимп, когда богиня спустилась на землю. Грозная богиня помогала героям Эллады. Она вернула на родину Одиссея. Являясь древним божеством, Афина сосредоточила в своих руках управление многими явлениями природы и сторонами жизни: в свое время она была и повелительницей небесных стихий, и богиней плодородия, и врачевательницей, и покровительницей мирного труда; она научила людей строить дома, обуздывать коней и т. п.Постепенно ее деятельность была ограничена о войной, внесением разумности в действия людей и женским ремеслом (прядением, ткачеством, вышиванием и т. п.) Афину почитают как покровительницу городской жизни. Она богиня мудрости, покровительница ремесла. Любимому городу - Афинам - богиня подарила священное оливковое дерево. Она научила эллинов различным ремеслам и сама была искусна в различных мужских и женских работах. Аргонавтам она помогала строить корабль, а эллинам, сражавшимся под Троей, - деревянного коня. Особенно искусна богиня Афина в ткачестве.

Как и все боги, Афина не выносит соперничества смертных. В безобразного паука превратила она девушку Арахну, осмелившуюся состязаться с ней в искусстве ткать покрывало. Работа Арахны не уступала по красоте покрывалу богини, но за дерзость девушка была жестоко наказана.

- Кто такая Афина?

- Какие атрибуты для нее характерны и почему?

- Чему покровительствовала Афина?

- Какое явление в жизни людей объясняли греки действиями Афины?

10) Бог Гефест был сыном Зевса и Геры. Когда Гефест родился он был очень некрасивым и тогда богиня-мать Гера сбросила с Олимпа в пропасть хилого и некрасивого маленького Гефеста. На всю жизнь Гефест остался хромым.

Но его укрыла богиня Фетида на дне моря. Там научился он ковать «кольца витые, застежки, уборы волос, ожерелья». Бог-кузнец всегда имел при себе наковальню и молот, с помощью которых создал много прекрасного. По просьбе Фетиды Гефест выковал чудесное вооружение её сыну - славному герою Ахиллу. Гефест - бог огня и кузнечного дела.Именно Гефест выковал оружие и греческому герою Гераклу.

Сделал Гефест и золотое кресло для своей матери богини Геры. Кресло было очень красиво, но, едва богиня села в него, её обвили несокрушимые путы, и она уже не могла подняться. Только Гефест мог освободить Геру, но он был очень на нее обижен и его нелегко было уговорить сделать это. Тогда богу огня и кузнецов поднесли чашу вина. Забыл свои обиды Гефест, освободил Геру и остался среди богов. Он построил для них золотой дворец на вершине Олимпа.

У Гефеста был друг - внук богини Земли Прометей. Вопреки запрету Зевса Прометей похитил в кузнице друга огонь и принес его людям, за что Зевс приказал Гефесту приковать своего друга цепями к дикому утесу. Ежедневно прилетал к утесу орел и клевал печень Прометея. Спасло Прометея умение предсказывать будущее. Он предсказал Зевсу, что от его брака с богиней Фетидой родится сын, который станет сильнее Зевса и лишит его власти. За это Зевс приказал Гераклу убить стрелой орла и освободить прометея.

- Кто такой Гефест?

- Какие атрибуты для него характерны ?

- Чему покровительствовал Гефест?

- Какое явление в жизни людей объясняли греки действиями Гефеста и его Друга Прометея?

 11) Искусен и Гермес - быстрый вестник богов, покровитель дорог и путников. Поэтому за его спиной крылья, на ногах - сандалии с крыльями, а на голове шлем с крыльями. В руках Гермеса - жезл. В Элладе на всех перекрёстках стоят каменные столбы с головою Гермеса наверху - гермы. Он провожает души умерших в подземное царство Аида, заботится о стадах и заблудившихся овцах. Покровительствует Гермес и торговым делам, посылая богатство. Он научил людей азбуке и искусству счёта, изобрёл для них меры веса. Гермес хитёр, ловок и изворотлив. Он искусный вор. Ещё ребёнком он угнал стадо коров у Аполлона. Веселый проказник Гермес любит пошутить над богами – он украл однажды у Зевса скипетр, у Посейдона - трезубец, у Ареса - меч, а у Аполлона - лук и золотые стрелы. Гермеса чтут путешественники, купцы и даже воры

- Кто такой Гермес?

- Какие атрибуты для него характерны ?

- Чему покровительствовал Гермес?

- Какое явление в жизни людей объясняли греки действиями Гермеса?

12) Богиня Гера, считавшаяся в Древней Греции сестрой и женой Зевса прославлялась как покровительница супружества, олицетворение супружеской верности

В Древней Греции богиню Геру изображали высокой величавой женщиной, одетой в длинное платье и увенчанной диадемой - головным украшением в виде венца. В руке она держит скипетр – символ своей верховной власти.

Один из мифов Древней Греции о богах рассказывает, как Зевс, раздраженный покушением Геры на его сына Геракла, подвесил ее на цепях к небосклону, привязав к ногам тяжелые наковальни, и подверг бичеванию. Но это было сделано в порыве сильного гнева. Обычно же Зевс относился к Гере с таким уважением, что другие боги, бывая у Зевса на советах и на пирах, выказывали высокое почтение его супруге.

- Кто такая Гера?

- Какие атрибуты для нее характерны?

- Чему покровительствовала Гера?

- Какое явление в жизни людей объясняли греки действиями Геры?

13) Дионис (Вакх), в Древней Греции – бог растительных сил природы, покровитель виноградарства и виноделия. Поэтому основными атрибутами Диониса были гроздья винограда и виноградная лоза. Также Диониса считали богом веселья и покровителем театральных зрелищ.

Бог Дионис считался сыном Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма. Богиня Гера возненавидела Семелу и захотела ее погубить. Она убедила Семелу, чтобы та попросила Зевса явиться к своей смертной возлюбленной в обличье бога с громами и молниями, чего он никогда не делал (являясь к смертным, он изменял свой облик). Когда Зевс приблизился к дому Семелы, молния выскользнула из его руки и попала в дом; в пламени вспыхнувшего пожара Семела погибла, родив перед смертью слабого, не способного жить ребенка. Но Зевс не дал сыну погибнуть. Из земли вырос зеленый плющ, который прикрыл ребенка от огня. Затем Зевс взял спасенного сына и зашил его в свое бедро. В теле Зевса Дионис окреп и родился во второй раз из бедра громовержца. Согласно мифам Древней Греции, Диониса воспитывали горные нимфы и демон Силен

- Кто такой Дионис?

- Какие атрибуты для него характерны ?

- Чему покровительствовал Дионис?

- Какое явление в жизни людей объясняли греки действиями Диониса?

Приложение №3

Имена богов

Покровителями каких занятий они считались

Какие явления объясняются действиями богов

Атрибуты

ЗЕВС

ПОСЕЙДОН

АИД

ГЕРА

АРТЕМИДА

(

АПОЛЛОН (ГЕЛИОС)

АФИНА

АФРОДИТА

ДЕМЕТРА

ДИОНИС

ГЕФЕСТ

ГЕРМЕС

АРЕС

Прочтите отрывки из поэм Гомера и выполните задания к ним

1) «О, владыка морей! Отец мой!

Пусть Одиссей никода не увидит Отчизны,

Если же волей судьбы он достигнет Итаки,

Пусть возвратится один, на чужом корабле

И несчастье найдет в своем доме!»

- Кому принадлежат эти слова?

- Кому они были адресованы?

2) "Сестры мои, погрузитеся в лоно пространного моря,

В дом возвратитесь отца, и, увидевши старца морского,

Все вы ему возвестите, а я на Олимп многохолмный,

Прямо к Гефесту иду: не захочет ли славный художник

Дать моему Ахиллесу блистательных славных оружий"

- Кому могут принадлежать эти слова?

- Что и у кого она просила?

3) "Бога, богиня, меня о приходе моем вопрошаешь.       Все я правдиво тебе сообщу: ведь сама мне велишь ты.       Зевс приказал мне явиться сюда, хоть сам не желал я

Он говорит, что находится здесь злополучнейший самый

Все его спутники в море погибли, его самого же       К этому острову ветер принес и волны пригнали.       Этого мужа велит он тебе отослать поскорее,       Ибо ему не судьба в отдаленьи от близких погибнуть,       Но суждено ему близких увидеть и снова вернуться  В дом свой с высокою кровлей и в милую землю родную".

- Кому могут принадлежать эти слова?

- Кому они были адресованы?

kopilkaurokov.ru

Конспект урока " Мифы Древней Греции"

Тема: Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.

Цели урока:

Образовательные цели: расширить кругозор учащихся; познакомить их с Грецией; рассказать о возникновении древнегреческих мифов, отражении в них представлений греков об окружающем их мире; познакомить учащихся с героями мифов; раскрыть героический образ Геракла.

Развивающие цели: стимулировать познавательный процесс, развивать коммуникативные способности учащихся; раскрыть потенциальные возможности детей; развивать творческие способности и интерес к литературе, русскому языку, учить использовать различные источники, в том числе Интернет, для поиска различной информации.

Воспитательные цели: воспитывать у учащихся инициативность в построении совместной учебной деятельности; формировать умение работать в команде; воспитывать у учащихся эстетический вкус.

Задачи:

1.дать определение мифу;

2.развивать смысловое чтение как осмысление цели чтения;

3.развивать навык определения основной и второстепенной информации;

4.развивать умение работать в группе, умение слушать и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении и взаимодействовать с одноклассниками и взрослыми;

5.пробудить интерес к изучению дополнительных источников по истории, литературе, мифологии;

Ожидаемые результаты:

1.В результате занятия учащиеся смогут:

2.давать определение понятию миф,

3.выявить особенности мифа,

4.приводить в пример не менее 5-ти мифов Древней Греции,

5.научиться работать в группе,

6. развить умение взаимодействовать с одноклассниками,

Использованные методы и приемы: технология интерактивного обучения, интегрированное обучение, технологии КСО (работа в группах), элементы технологии развития критического мышления, игровые технологии обучения.

Тип урока: урок повторения и усвоения новых знаний.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: персональный компьютер.

Ход урока.

Орг.момент: сообщение темы урока, цели урока, запись в рабочий лист даты и темы урока.

Слайд 1

Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы вспомним мифологию Древней Греции, познакомимся с «Подвигами Геракла, с фразеологизмами мифологического происхождения»

Много веков назад на Балканском полуострове поселился народ, который впоследствии стали называть греками. А еще их называли эллинами, а их страну - Элладой. От древних греков остались нам их предания, их древние сказания - мифы.

Давайте вспомним определение мифа.

МИФ (от греч. mytos) — древнее народное сказание о богах или героях (истор. лит.). Миф, греч., древнее предание и повествование о божествах и обладающих сверхчеловеческой силой героях в котором, в конкретной форме выразились верования и все вообще миросозерцание древних народов. Запишите в рабочих листах значение слова «Миф».

Слайд 2

Учитель:

Греки представляли себе богов в виде идеальных существ, обладавших всеми чувствами, свойственными человеку: радость, гнев, печаль, зависть, ненависть. Герои греческой мифологии - люди земные, из плоти и крови, их подвиги рождали в людях веру в человека и в лучшее будущее.

Слайд 3

Все боги жили на высокой горе Олимп, всегда закрытой от людей облаками, питались нектаром и амброзией. Каждый из богов занимался своим делом, покровительствовал своему ремеслу или отвечал за определенный участок мира. Люди на земле молились богам, воздвигали им храмы, приносили дары и жертвы.

А сейчас давайте проверим, как вы знаете мифологические персонажи. Ваше задание: по описанию определить, о каком боге идет речь.

Слайд 4

Кто это?

Этот бог всегда изображался юным, красивым и стройным, осталась даже поговорка: "Красив, как:..". Он победитель тьмы и злых духов, бог света и солнца, он - покровитель искусств, вдохновения, вокруг него всегда толпятся прекрасные музы.

Слайд 5  Аполлон

Слайд 6

Она родилась из пены морской, богиня красоты, любви и вечной молодости. Она прекрасна, никто не в силах противиться ее чарам. Ее сын имеет крылья и колчан с волшебными стрелами, способными любого заставить испытать муки любви.

Слайд 7 Афродита

Слайд 8

Это хромой бог - кузнец. Он добр и простодушен, никому не делает зла, послушен Зевсу. А еще он умеет ковать волшебные доспехи и оружие, которые делают неуязвимым того, кто ими воспользуется.

Слайд 9 Гефест

Слайд 10

Перед нами могущественная богиня мудрости и победы. Сам отец - грозный Зевс побаивается своей дочери. Ей построено, пожалуй, самое большое количество храмов, в ее честь называют боевые корабли, ее расположения и покровительства добиваются многие герои.

Слайд 11 Афина

Слайд 12

Она жена грозного Зевса, богиня календарного года, покровительница браков и семьи, обладает гордым, упрямым и сварливым характером, очень ревнива, хотя и не без причины.

Слайд 13 Гера

Слайд 14

Геракл, что значит «прославленный Герой».

Когда Гераклу исполнилось 20 лет, он отправился к царю Еврисфею, чтобы совершить 12 подвигов и исполнить волю богов.

В древней Элладе родился герой,

Путь его труден и сложен порой,

Но лишь в настоящей нелёгкой борьбе

Он славу добыл и богам и себе.

Словарная работа

Герой- литературный персонаж.

Герой- греческой мифологии сын или потомок божества и смертного человека. Обычно наделен сверхчеловеческими способностями и непомерной силой, в отличие от богов, он лишен бессмертия. Запишите в рабочих листах значение слова «Геракл».

Проверка домашнего задания–викторина(задание дано на предыдущем уроке)

1.Что означает имя Геракл? (Сначала Геракла звали Алкидом. После того, как Геракл убил собственных детей в порыве безумства, которое наслала на него Гера, оракул велел носить ему имя Геракл, т.е. «прославленный Герой» или «благодаря Гере».)

2.Что обещали боги Гераклу за успешную службу? (Бессмертие.)

3.Чем была хороша шкура немейского льва? (Она была неуязвима для стрел.)

4.Каким образом Геракл победил немейского льва? (Задушил его.)

Какое болотное чудище должен был убить Геракл? (Лернейскую гидру.)

5.Кто породил Лирнейскую гидру? «Ехидным» мы называем человека, зло иронизирующего над другими. В греческой мифологии Ехидна - чудовище, полудева-полузмея, породившая целый ряд чудовищ: Сфинкс, Цербера, немейского льва, химеру и др. В переносном смысле - злой, язвительный и коварный человек.

6.С помощью какого подарка Афины Геракл одержал победу над стимфалийскими птицами? (Трещотки помогли спугнуть птиц.)

7.Кто опустошал леса в окрестностях Марафона? (Критский бык.)

8.Сколько времени преследовал Геракл керинейскую лань? (Больше года.)

9.Чем была необычна лань? (У неё были золотые рога и медные копыта.)

10.Кому принадлежала керинейская лань?(Артемиде).

11.Чей пояс должен был принести Геракл и кому? (Пояс царицы амазонок Ипполиты, дочери Эврисфея Адмете.)

12.С помощью какого явления природы Геракл победил эриманфского вепря? (Геракл загнал вепря в глубокий снег.)

13.Назовите имя владельца коней-людоедов. (Диомед.) Чем кормил Диомед коней?(Человеческим мясом)

14.Назовите имя пастуха, пасшего стадо Гериона? (Эвритион.)

15.Кто правил царством мёртвых? (Аид – бог подземного царства.)

16.Кто стоял на страже у Аида? (Ужасный пёс Кербер /Цербер.) Цербер - чудовищный трехглавый пес со змеиным хвостом, охранявший вход в подземное царство. Отсюда слово "цербер" употребляется в значении: злой, свирепый надсмотрщик.Слайд 18

17.Какой подвиг был самым трудным? (12-й – яблоки Гесперид.)

18.Когда Антей получал великую силу? (Когда прикасался к земле, т.к. был сыном богини земли)

19. Кто принёс Гераклу яблоки Гесперид? Как звали держащего небесный свод? (Атлас.)/ Атлант

20.Кто были родители Геракла?( Зевс и смертная женщина Алкмена )

Изучение нового материала. Работа с текстом

(слушание аудиозаписи мифа народным артистом СССР Николаем Караченцевым.)

А сейчас приготовьтесь прослушать миф о шестом подвиге Геракла, читает народный артист Н.Караченцев. Внимательно следите по тексту

Проверка понимания прочитанного.

•Чем этот подвиг героя отличался от предыдущих? (Раньше Гераклу больше требовалась сила, а теперь понадобился и ум, так как только умный человек мог найти такой выход из сложной ситуации).

• Можно ли назвать такой поступок героя подвигом? (Да, потому, что за один день вычистить то, что загрязнялось 30 лет, да еще и сделать это своими силами - это не обычный поступок, а подвиг).

• Была ли польза от этого поступка Геракла кому-нибудь, кроме Авгия? (Да, облегченно вздохнули люди из окружающих сел, к которым полился смрад из царских конюшен и отравлял им воздух).

• О каких чертах характера героя можно сделать выводы? (Ум, мудрость, любовь к людям).

•Что Геракл основал на деньги Авгия? (Олимпийские игры)

•За сколько дней Геракл хотел очистить скотный двор Авгия? (1)

•Сколько быков сын Зевса хотел получить за эту работу? (Одну десятую часть)

•Как часто проходят Олимпийские игры? (Раз в 4 года)

•Чем награждают победителя игр? (Оливковым венком)

Во многих делах можно обойтись одним умом, без храбрости, но ни в чем нельзя ограничиться одной храбростью, без ума.(индийская народная мудрость)

Миф «Золотые яблоки Гесперид» (На доске написан план текста. Задача учащихся – расположить пункты в правильном порядке и записать в рабочий лист.)

4. Хитрость Геракла.

2. Геракл встречает Атланта.

5. Что стало с яблоками.

1. Сад Гесперид.

3. Обман Атланта.)

– О ком идет речь в мифе? (О Геракле и Атланте.)

– Кто такой Атлант? (Титан, вынужденный в наказание за бунт держать небесный свод на своих плечах.)

– Кто такие Геспериды? (Нимфы с прекрасными голосами, которым принадлежал чудесный сад.)

– Зачем Гераклу понадобилось отправиться в сад Гесперид?(Эврисфей приказал герою добыть золотые яблоки, растущие в этом саду.)

– Найдите в тексте мифа описание сада Гесперид. Прочитайте, как выглядел этот сад.

– Для чего Эврисфею понадобились яблоки? (Он хотел погубить героя.)

– Как вы думаете, какой пункт плана будет первым? (Сад Гесперид.)

– Что же увидел Геракл, когда дошел до сада? (Титана, держащего небо.)

– С каких слов началось знакомство героев? Зачитайте их.

Все вы прекрасно знаете, что держать небо на плечах невозможно. Древние греки и другие народы верили, что небо – это твердый купол, который поддерживает на своих плечах титан Атлант. Они также считали Землю плоской, как блюдо, которое стояло на слонах, китах и огромной черепахе. Древние греки думали, что, если титан не будет поддерживать небо, оно упадет и уничтожит все живое на земле.

– Скажите, как называется второй пункт нашего плана. (Геракл встречает Атланта.)

– Согласился ли Атлант выполнить просьбу Геракла? (Да.)

– Что попросил Атлант у героя? (Подержать за него небо.)

– Найдите в тексте описание того, как чувствовал себя Геракл с огромной ношей на плечах. (Один из учеников зачитывает вслух это место в тексте.)

– Как Атлант решил обмануть героя? (Предложил отнести яблоки, а сам хотел бросить Геракла с ношей.)

– Укажите третий пункт плана. (Обман Атланта.)

– Хотел ли Геракл согласиться на предложение титана? (Сначала – да.)

– Как герой перехитрил титана? (Геракл согласился, но попросил Атланта подержать небо, чтобы он мог сделать подушку на плечи.)

– Что произошло потом? (Геракл оставил Атланта с ношей и ушел.)

– Как вы думаете, почему Атлант хотел обмануть героя?

(Примерный ответ. Атлант хотел обмануть Геракла, потому что он очень устал, держа небесный свод на своих плечах, и стремился освободиться от этой ноши.)

– С какой стороны показал себя Геракл? (Геракл ответил хитростью на хитрость.)

– Найдите название для этой части мифа. (Хитрость Геракла.)

– Теперь уже ясно, что пятый пункт нашего плана называется

≪Что стало с яблоками≫. Взял ли Эврисфей яблоки Гесперид? Почему? (Нет, ему нужна была гибель Геракла, а не яблоки.)

– Что потом случилось с яблоками? (Афина возвратила их Гесперидам.)

– Был ли поход за яблоками последним подвигом Геракла? (Нет, его ждали другие приключения.)

Собери пазлы «Один из подвигов Геракла» (работа в парах)

Краткий пересказ мифа по картинке.

— Олимпийские боги приглашали людей участвовать в их битвах со страшными гигантами, так появились герои.

— Подвиги каких героев вам известны?

(Прометей, Персей, Сизиф, Тантал, Геракл, Дедал, Тесей).

Слайд 17

Древнегреческая мифология – источник творчества поэтов, писателей, художников, скульпторов, композиторов.

Современное человечество заимствовало у Древней Греции множество слов и понятий. Например, название многих планет, звезд и созвездий Солнечной системы взяты из античной мифологии: Юпитер, Сатурн, Марс, Нептун, созвездия Ориона и др.

Из античных времен пришли к нам и некоторые устойчивые выражения, крылатые слова. Вспомним мифы, из которых они взяты и определим их значение.

Слайд 18

а) Сизифов труд

Сизиф вкатывает на гору камень из последних сил, не достигнув вершины, камень срывается, и все начитается опять.

Сизиф был осужден за жадность, присвоение чужого богатства

Значение: тяжелая, бесконечная и бесплодная работа.

б) Авгиевы конюшни

Значение: запущенное грязное помещение, крайний беспорядок в делах, требующий огромных усилий для устранения.

в) Танталовы муки

Рядом вода и пища, но Тантал не может утолить ни голод, ни жажду. Страх, что нависшая скала упадет. Наказан за обман богов, вероломство и зависть.

Значение: нестерпимые мучения от сознания желанной близости и невозможности ее достигнуть.

Итог, оценки.

-В мифах отразилось мировосприятие древнего человека, его понимание добра и зла.

-Как вы думаете, какие качества Геракла отражали представления наших предков об идеальном человеке? Именно эти качества помогли Гераклу стать положительным героем древних сказаний.

Рефлексия.

Таким образом, мы выяснили, что Геракл был величайшим героем древнегреческой мифологии. Анализируя его образ, мы говорим о тех положительных качествах характера, о тех нравственных ценностях, которые были присущи народу Древней Греции.

Домашнее задание. Выполнить задания в рабочих листах.

infourok.ru

План-конспект урока истории на тему «Культура Древней Греции»

Цели урока

Образовательные – повторить, закрепить и обобщить изученный материал по курсу «История Древнего мира» на тему «Культура Древней Греции».

Развивающие - совершенствование навыков работы с различными формами наглядных материалов, разными видами раздаточного материала, с видеоматериалом.

Воспитательные – приобщить учащихся к сокровищнице мирового искусства, научить получать эстетическое удовольствие от общения с культурой.

Коррекционные – коррекция способности восприятия устной информации, выявления фактических ошибок в устном рассказе, способности разбираться с раздаточным материалом наглядного характера, определения взаимосвязи исторических понятий.

Тип урока – урок-повторение, рассчитан на повторение пройденного материала, его систематизацию, обобщение и закрепление. В ходе урока используются различные формы опроса учащихся: с применением ТСО, раздаточного и наглядного материала.

Главная задача – установить качество усвоения пройденного материала.

Ход урока.

План-конспект урока истории на тему Культура Древней Греции

Б) реконструкция статуи Афины в Парфеноне;

В) изображение афинской агоры;

Г) подготовка атлетов в Олимпии.

Учитель просит учеников посмотреть на пособия и рассказать, что и кто на них изображён, что они знают об этом.

В конце подводит итог ответам школьников.

1 Каждому школьнику раздаётся карточка с изображением четырёх объектов: это могут быть и боги Древней Греции; изображение Парфенона, Эрехтейона, амфитеатра, плана города Афины, различные ордера т. д.

2 Каждый ученик должен, глядя на карточку, объяснить, что на ней изображено. Учащиеся отвечают по одному, по цепочке. Учитель подводит итог ответам.

Учитель предлагает учащимся просмотреть видеоматериал по теме «Экскурсия по афинскому акрополю», и ответить на вопросы:

А) Какие военные функции, помимо административных, культовых и религиозных выполнял акрополь?

Б) Какие культовые сооружения в афинском акрополе известны современным учёным?

Учитель оценивает ответы учеников.

5. Каждому ученику учитель заранее составляет кроссворд из 10-12 слов. Задача школьников – за 5 минут правильно ответить на вопросы и разгадать кроссворд.

6. Учитель предлагает детям внимательно прослушать текст телеграмм и ответить на вопрос, кто из исторических персонажей мог быть их автором. Учитель читает 6 «телеграмм». Подводит итог.

7. Учитель показывает ученикам «Черный ящик». Задаёт вопрос: «Здесь лежит то, на основании чего мы можем судить о живописи в Древней Греции. Что это?»

Полную информацию смотрите в файле. 

videouroki.net


Смотрите также