Общественные организации древнего китая. Государственный и общественный строй Древнего Китая
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тайные общества в Китае. Общественные организации древнего китая


Общественные организации

Общественные организации являются важной составной частью политической жизни современного Китая. Все ныне существующие общественные организации Китая носят полуофициальный характер. «Правила регистрации и управления общественных организаций» предусматривают, что для создания общественной организации необходимо получить санкцию соответствующего ведомства. Под соответствующим ведомством подразумеваются соответствующие ведомства народных правительств выше уездного уровня, а также уполномоченные ими организации. Общественные организации в действительности находятся в подчинении соответствующих ведомств.

В настоящее время в Китае насчитывается приблизительно 2000 общественных организаций всекитайского характера. В их числе 200 входят в административную или ведомственную систему и состоят на государственном бюджете. Из вышеуказанных 200 общественных организаций Всекитайская федерация профсоюзов, Коммунистический союз молодежи Китая, Всекитайская федерация женщин имеют особый политический статус и широкое общественное влияние. Кроме того, еще 16 общественных организаций по политическому статусу стоят ниже вышеуказанных 3 организаций, однако тоже стоят особняком. Это: Всекитайский союз работников литературы и искусства, Всекитайское научно-техническое общество, Всекитайская ассоциация эмигрантов, возвратившихся из-за границы, Союз китайских писателей, Союз юристов Китая, Китайское народное общество дружбы с заграницей, Китайский комитет содействия развитию международной торговли, Китайская ассоциация инвалидов, Фонд памяти Сун Цинлин, Всекитайская ассоциация журналистов, Всекитайская федерация возвратившихся с Тайваня соотечественников, Общество выпускников военной академии "Хуанпу", Китайское научное общество народной дипломатии, Китайское общество Красного креста, Китайское общество идейно-политической работы среди рабочих и служащих, Ассоциация лиц, обучавшихся в Европе и Америке. Основные задачи, порядок организации и количество руководящих должностей в вышеназванных 19 общественных организациях утверждаются непосредственно соответствующими ведомствами центральных органов. Хотя эти общественные организации не являются правительственными, однако, в огромной степени исполняют частично административные функции.

(Китайский информационный Интернет-центр) 20/03/2003

russian.china.org.cn

Тайные общества в Китае

К началу XX в. в Китае существовало множество союзов, возникших в разные периоды и по различному поводу. В этой связи весьма любопытно высказывание французского журналиста Жана Рода, современника Синьхайской революции: «Большим обилием тайных обществ, - писал Род, - Небесная империя обязана тиранической власти законов, обычаев и обрядов, которые так жестоко поработили личность, что борьба с ними в защиту своей индивидуальности для единичного члена общества оказалась непосильной. Поэтому принадлежность к группе, сплоченной солидарностью общих интересов, является для китайца как бы необходимым условием его существования» .

Тайные общества отличались между собой числом членов, степенью распространенности, силой влияния, значимостью в социальной и политической жизни. Наиболее известными и крупными среди них были «Гэлао хуэй» («Общество старшего брата») и «Тяньди хуэй» («Общество Неба и Земли»). Следует иметь в виду, что под этими названиями подразумевается не какая-то одна организация, а целый конгломерат однотипных, родственных союзов, близких по своему назначению, целям и лозунгам, входивших в «систему» либо первого, либо второго общества .

Проблема типологии тайных союзов крайне важна для понимания их роли и места в социально-политической жизни китайского общества. Разнообразие концепций косвенным образом свидетельствует о многотипности тайных союзов.

По назначению, целям и характеру деятельности тайные союзы позднецинского периода Костяева А. С. крайне условно и со значительными оговорками делит на две крупные группы. Одна из них включала в себя главным образом организации материальной взаимопомощи и социальной самозащиты. Они создавались в интересах тех, кто в силу различного рода объективных и субъективных причин был выбит из системы производственных, земляческих, родственных и иных привычных связей, а потому оказался как бы вне официального общества. Эти люди остро нуждались в восполнении утраченного, в новой системе социальной защиты, способной облегчить им существование. Такую систему они и находили в тайных, корпоративных организациях.

В позднецинский период из-за весьма значительного количественного роста союзов, расширения их социального состава за счет не только деклассированных элементов, но и различных категорий трудового народа, в том числе и представителей привилегированных слоев общества, в данной группе тайных союзов все более заметным становилось размежевание на две подгруппы. Одну из них составляли союзы, которые изначально преследовали цель оказания своим членам, лишенным постоянных средств и источников существования, преимущественно материальной помощи. Эти организации объединяли тех, кто временно или уже навечно оказался вне сферы производства, не мог в силу объективных, а подчас и личных причин найти применение своим силам. Для таких людей тайные союзы с их принципами побратимства и взаимовыручки становились жизненно необходимыми, давали возможность как-то существовать.

В Китае история подобных организаций насчитывала много веков. Организации такого рода преследовали цель изъятия у имущей части населения материальных ценностей, прибегая к противозаконным методам - мошенничеству, воровству, азартным играм, кражам и грабежам. По своим действиям они напоминали бандитские шайки, но отличались от последних большей стабильностью, традициями, «возвышенными» наименованиями, считали себя наследниками «благородных рыцарей» средневековья.

Вторую подгруппу тайных союзов рассматриваемой группы формировали организации социальной и правовой самозащиты и взаимопомощи. Спектр этих объединений был более широким. Если говорить в целом, то они создавались теми, кто испытывал тот или иной дискомфорт (экономический, социальный, правовой, психологический), оказался по тем или иным причинам незащищенным. В основном в такие союзы вступали представители трудовой и имущей части населения. Значительная часть подобных людей принадлежала к мигрантам.

Часть союзов данной подгруппы носила узкокорпоративный и даже профессиональный характер. К ним можно отнести объединения соляных контрабандистов, основным районом распространения которых были провинции нижнего течения Янцзы (главным образом Чжэцзян и Фуцзянь). Известные в Китае «Цинбан» («Синее братство») и «Хунбан» («Красное братство») первоначально являлись организациями, защищавшими тех, кто был занят перевозкой податного зерна в Пекин по рекам, озерам и Великому каналу, а в конце XIX в. превратились в объединения соляных контрабандистов и лиц без определенных занятий.

Нередко неформальную корпоративную организацию создавали представители вполне «достойных» профессий (адвокаты и т.д.) с целью совместного проведения праздников, оказания взаимопомощи в особо экстренных случаях (свадьбы, похороны). Одним из таких объединений было «Гоудао хуэй» («Общество кривого меча»), члены которого, пользуясь своим служебным и общественным положением фактически насильственно взимали с местного населения деньги на проведение праздников.

Однако подавляющая масса союзов, особенно малочисленных, преследовала цель помогать «выжить» своим членам, оказывать им посильную единовременную помощь в случае болезни, временной потери работы и т.д. Среди них были и сугубо благотворительные общества, предназначенные поддерживать одиноких стариков. Создание подобного рода организаций было явлением широко распространенным. Они получали самые разнообразные наименования, которые отражали либо основное назначение, либо принципы внутренней организации (побратимства, равенства), либо законспирированные формы общения между членами общества (пароли), либо место постоянных сборов его членов .

В целом союзы данного подвида являлись преимущественно организациями взаимопомощи и самозащиты, что обнаруживалось в разнообразных формах их деятельности. Вместе с тем даже самые на первый взгляд «безобидные» из них несли в себе значительный заряд экономической и социальной неудовлетворенности, а потому потенциально были одновременно и организациями социального недовольства. В условиях экономического и политического кризиса они становились центрами массовой оппозиции и стихийного протеста.

Вторую крупную группу тайных союзов можно отнести к социально-политической оппозиции. В подавляющем большинстве это были антиманьчжурские объединения, возникавшие в разное время на протяжении почти двух столетий. Самым известным и могущественным было «Общество Неба и Земли». Первоначальным назначением входивших в него союзов было свержение цинской династии и восстановление на троне законного минского императора. Эта цель не исключала, а предполагала их функционирование в «мирное» время в качестве организаций взаимоподдержки, взаимовыручки и защиты от «несправедливости», притеснений.

Как и союзы первой группы, данные объединения имели широкий спектр наименований. Правда, по причинам конспирации их политические цели чаще всего в названиях не отражались, если не считать тех союзов, в названии которых фигурировал иероглиф «хун», содержащий намек на минскую династию.

Создание подобных организаций наблюдалось постоянно, но особенно многочисленными они стали в предреволюционные годы. Они притягивали к себе всех недовольных существующим порядком вещей, оппозиционеров и инакомыслящих из различных слоев и классов общества.

В первом десятилетии XX в. появилась особая категория оппозиционных организаций традиционного типа, что было результатом усилий первых китайских революционеров, направленных на установление сотрудничества с тайными союзами в целях совместной вооруженной борьбы против монархии. Китайские революционеры пытались объединить местные разрозненные и разобщенные организации на провинциальном и региональном уровнях, подчинить их своему руководству.

За период относительно активного сотрудничества революционеров с тайными обществами (1900-1908) было создано пять крупных организаций: «Синьхань хуэй» («Союз возрождения ханьцев»), «Лунхуа хуэй» («Общество цветка дракона»), «Хунцзян хуэй», «Тунчоу хуэй» («Союз всеобщей мести»), «Гунцзинь хуэй» («Союз всеобщего прогресса»). Притом только два из них - «Хунцзян хуэй» и «Лунхуа хуэй» оказались действительно массовыми и боеспособными . Остальные представляли собой своеобразный посреднический «буфер», с помощью которого осуществлялись связи между революционными и другими тайными обществами. Это были своего рода координационные центры, состоявшие главным образом из руководящего звена «базовых» союзов и революционеров. Наиболее характерной в этом плане организацией был «Гунцзинь хуэй».

Изложенная типологическая характеристика тайных союзов в начале XX в. крайне условна, ибо в исторической практике не существовала столь четкая и определенная грань между двумя основными группами союзов, а тем более между их подгруппами. Особенно это относится ко второй группе союзов - антиманьчжурским организациям, большинство из которых являлись также и объединениями взаимопомощи и самозащиты. Даже такой «классический» антицинский союз, как «Тяньди хуэй» в «мирное» время занимался оказанием различных видов помощи своим членам. Более явно выделялись организации материальной взаимопомощи, напоминавшие отчасти бандитские объединения. Нередко они именовались «братьями мутной воды» в отличие от «братьев чистой воды».

Практически невозможно установить, хотя бы приблизительно, количественное соотношение рассмотренных выше групп и подгрупп тайных союзов. Как нам представляется, наиболее многочисленными были союзы социальной защиты и взаимопомощи (вторая подгруппа первой группы), а наиболее политически и социально активными - антиманьчжурские организации.

В современной литературе появилась заслуживающая внимания тенденция соотносить социальный состав тайных обществ с особенностями социально-экономических процессов в переломный для Китая период формирования полуколониального, полуфеодального общества. При этом главное внимание обращается на процесс создания в недрах разрушавшейся старой традиционной структуры новых капиталистических отношений. Авторы подчеркивают, что союзы действовали преимущественно в городах (чэн), торговых поселках (чжэнь) и окрестных деревнях, вступали в них лица, связанные по роду своих занятий с товарным производством. Это были, с одной стороны, представители нарождавшейся буржуазии, главным образом мелкой и средней, а с другой - разного рода наемные работники, часть крестьян, низшие слои и категории трудового люда. В условиях бюрократического государства, при слабом развитии капиталистических отношений и те и другие, хотя и по-разному, страдали от неустойчивости своего экономического и жизненного положения, от низкого сословного и общественного статуса, от социальной и правовой незащищенности .

Типологическая характеристика тайных союзов, включающая такие важные компоненты, как основное назначение, социальный состав, идейно-политические установки (социально-политический идеал) будет неполной, если не коснуться проблемы эволюции данных организаций. Причем речь идет о двух временных рамках: об эволюции в течение рассматриваемого периода и в постсиньхайское и новейшее время.

В предсиньхайское десятилетие под влиянием кризисной ситуации в стране наблюдалось два типа эволюции. Один из них затронул главным образом организации профессионально-корпоративные, которые под влиянием конкретно-исторической ситуации постепенно превращались в полукриминальные или криминальные. Наиболее характерна в этом плане эволюция «Цинбана». Первоначально «Синее братство» занималось охраной и наймом лодочников, грузчиков и других, занятых перевозкой податного зерна в Пекин. С отменой перевозок по рекам и Великому каналу члены «Цинбана» оказались не у дел и обратились к противозаконным промыслам и занятиям - соляной контрабанде, азартным играм, мошенничеству и т. д., что, естественно, повлияло на характер союза.

Другой тип эволюции заключался в «политизации» союзов, их возраставшей включенности в оппозиционное режиму движение. Причем конкретное содержание и степень этой «политизации» для разных типов союзов были разными.

Корпоративные объединения взаимопомощи и социально-правовой защиты по мере нарастания в стране стихийного народного протеста все больше выходили за рамки своей повседневной, «мирной» деятельности, превращаясь в организации массовой оппозиции. Как объединения людей обездоленных они довольно чутко улавливали любое обострение противоречий, живо реагировали на конфликтные ситуации в том или ином районе. Хотя и с разной степенью активности, союзы становились участниками всех форм и направлений стихийных движений (антииностранных, «голодных» бунтов, антиправительственных). Часть союзов выдвигали антицинские лозунги борьбы и тем самым как бы «приближались» к союзам второй группы, к союзам политической оппозиции.

«Красные пики»

В начале XX в. широкое распространение в Китае получили тайные общества. Являясь одним из элементов традиционной социальной структуры, они возникали лишь в наиболее острые моменты исторического развития и представляли собой своеобразную реакцию населения на изменяющиеся условия жизни, когда происходила ломка традиционных отношений, жизненного уклада. В «смутное время» велись постоянные междоусобные войны, разорявшие крестьянские хозяйства, налоги были увеличены в 30 раз, зажиточные крестьяне стали бедняками, бедняки стали нищими, в стране свирепствовали террор и бандитизм .

Организация, ставившаяся главной целью самозащиту сельского населения от набегов бандитов и армий захватчиков, объединяли преимущественно деревенских жителей, крестьян.

Действия «Красных пик» по охране деревень в конкретных условиях китайской действительности являлись той формой борьбы, которая давала возможность крестьянству продолжать экономическую и социальную жизнь. К тому же защита имущества сельских жителей от бандитов и солдат предполагала также сохранение того же имущества от разорения, ибо непомерные налоги и поборы, вводившиеся местными властями, угрожали не меньше, чем обычные грабежи.

Основное назначение и цели общества отражали самые насущные интересы достаточно широких слоев сельского населения. По свидетельству самих членов этого общества, оно нужно было богатым для сохранения имущества, бедным - для сохранения жизни . Это в значительной степени предопределяло массовость организации, ее живучесть, способность к возрождению. «Красные пики» становились особенно активными в периоды, когда деревне угрожала внешняя, разрушительная сила.

Оборонное назначение «Красных пик» неизбежно выдвигало на первый план их военную, боевую активность, усиливало тенденцию превращения общества в военную организацию. Это подметил, в частности, Р. Славинский. Сравнивая уставы разных лет, он пришел к выводу, что первоначально «Красные пики» больше напоминали тайное общество, а позднее (конец 20-х и особенно 30-е годы) - боевую, военную организацию .

Настроения огромных масс населения, примкнувшего к тайным братствам, нашли отражение в лозунгах и требованиях, выдвигаемых этими организациями и зафиксированных в их документах. Например, § 3 устава общества «Красные пики» гласил: «Настоящий союз возлагает на себя следующий долг:

1) уничтожение туфеев (бандитов),

2) сметение с лица земли злых правительственных войск,

3) отказ платить все излишние налоги и дополнительные продовольственные взносы, борьба с принудительным сбором всевозможных поборов,

4) накатать корыстолюбивое и алчное чиновничество» .

Тайное общество «шэньбинов» («священные воины») в провинции Сычуанъ ставило своей целью «охрану законности и порядка». В уставе «Союза Небесного Учения» записано, что главная цель союза охрана своего собственного дома .

Важным документом для изучения деятельности тайных обществ является листовка «Обращение объединенного штаба «Красных пик» к населению города. Различные тайные общества часто прибегали к распространению такого рода листовок для популяризации своих лозунгов среди населения. Данное «Обращение» интересно тем, что в нем нашли отражение в концентрированном виде основные лозунги и требования, выдвигавшиеся практически всеми тайными обществами в то время. Листовка написана весной 1926 г.

Историческая канва событий такова. Во время Северного похода Национально-революционной армии 2-я Национальная армия под командованием генерала Юэ Вэйцзюня была расквартирована в провинции Хэнань. Недовольство «Красных пик» вызвали налоги, которыми командование 2-й Национальной армии обложило население провинции, а также репрессии против членов «Красных пик». В результате 300-тысячная 2-я Национальная армия потерпела поражение и была вынуждена оставить провинцию.

Однако положение населения не изменилось: старые налоги были восстановлены и даже увеличены, а на членов «Красных пик» обрушились репрессии.

Тогда в апреле мае 1926 года вспыхнуло новое восстание «Красных пик», на этот раз под лозунгом свержения диктатуры У Пейфу. Несмотря на самоотверженную борьбу восставших, они потерпели поражение. Листовка «Обращение» была написана именно в то время, когда объединенные войска «Красных пик» пытались штурмовать г. Кайфык, где находилась часть войск У Пейфу. Композиционно этот документ можно разделить на три части, две содержат описание несчастий и бед, которые несет диктатура У Пейфу сельским и городским жителям, а третья является призывом к объединению для борьбы с У Пейфу. В первой части говорится: «Соотечественники г. Кайфына!.. У Пейфу пришел в Хэнань, а пришел он потому, что обещал три года не собирать налог зерном и освободить от других тяжелых налогов и поборов... но не только не освободил от налога и других поборов, но и увеличил их в десятки раз. Вспомните, как мы с оружием в руках бросились в смертельную битву лишь для того, чтобы он пришел, и мы могли бы спокойно коротать свою жизнь. Сейчас он пришел, и словно бедствие обрушилось на нас, бедствие более лютое и жестокое, нежели приход шеньсийцев (имеется в виду 2-я Национальная армия): налоги, поборы! Сегодня нужно уплатить, завтра будут торопить с уплатой! Обменяли и продали зерно, заложили одежонку, а все не хватает монет, чтобы уплатить этот его налог зерном, будь он трижды проклят! Вы только поглядите: даже бандиты не идут ни в какое сравнение с жестокостью его отрядов. А он, знай себе, смотрит, как зверствуют бандиты на земле нашей, и палец о палец не ударит. Такое больше терпеть нельзя» .

Чтобы найти основу для объединения с городскими жителями, авторы листовки во второй ее части показывают: «У Пейфу для вас является бедствием ничуть не меньшим, чей для над в деревне: собирает каждый месяц налог на жилье, установил чрезвычайный налог на керосин, продал с молотка земли на 5 ли вокруг города, выпустил 5 млн. ассигнатов «Шелкового и Чайного Банка», насильно установил и пустил в оборот акции - это все посягательство на ваши жизненные интересы. Не только «большие» торговцы, но и «маленькие» лавочники непрерывно терпят убытка и разоряются. Разве вы можете такое терпеть? Разве вам хочется, чтобы хорошо налаженная торговля из-за этого пошла прахом? Если вы сможете набраться смелости и выступить против, мы, ваши братья в деревне, клянемся быть помощниками вам» .

Очевидно, что и для жителей города главным бедствием, были чрезмерные налоги и поборы. Насильственное распространение среди горожан банковских ассигнатов для сбора средств на содержание огромной армии тоже было одним из поборов. Тем самым листовка подчеркивала, что у жителей города и деревни был один враг. Наиболее привычный путь борьбы с этим злом лежал, по мнению большинства жителей огромной аграрной страны, через создание тайных обществ.

Третья часть «Обращения» проникнута идеей фатализма: «Как ни верти, все равно умирать, но уж лучше умереть в смертельной схватке с ним (У Пейфу), чем от налогов и поборов или от руки служки -чиновника». Авторы «Обращения» отметают всякую надежду у жителей города на уступки со стороны У Пейфу: «Нельзя верить их медовым речам, ведь за сладкими улыбками они прячут мечи». Заканчивается листовка призывом: «Соотечественники, поднимайтесь! Мы, ваши братья из деревни, клянемся быть помощниками вам в борьбе» .

Документ составлен непосредственными участниками событий. Обращает на себя внимание эмоциональная окрашенность листовки, в которой отразился облик восставших.

Тайные общества Хуацяо

Одно из своеобразных явлений, связанных с существованием в ряде стран китайских иммигрантских общин - наличие в их среде тайных обществ. Вопрос о тайных обществах китайских мигрантов - хуацяо нашел отражение в ряде работ.

После того как в 1644 г. квласти в Китае пришла чужеземная маньчжурская династия Цин, на юге и юго-востоке страны начинают действовать тайные антиманьжурские общества. Их целью провозглашалась борьба с маньчжурами, а главным лозунгом было: «Свергнем маньчжурскую династию Цин, восстановим китайскую династию Мин!» Ведущими среди этих обществ были «Тяньдихуэй» («Общество Неба и Земли»), «Санъхэхуэй» («Триада»), «Хунмэнхуай» («Союза братства Хунов»).

Ввиду ориентированности тайных союзов на вооруженную борьбу как основную сферу их функционирования вопросам военной подготовки в них отводилась весьма важная роль. Небезынтересно отметить, что эта подготовка проводилась в рамках традиционных, восходящих к раннему средневековью, китайских военно-прикладных искусств у-шу (куда входили искусство кулачного боя, борьба, фехтование на мечах и рапирах, искусство владения копьем и др.), а в качестве инструкторов военного дела зачастую выступали даосские и чань-буддистские монахи - «учителя-наставники», соединявшие эти занятия с чисто медитативной практикой .

Это были в большинстве случаев крестьянские организации, хотя среди их членов были представлены деклассированные элементы и многочисленные выходцы из беднейших слоев города. В антицинские лозунги члены тайных союзов стихийно вкладывали социальное содержание. Помимо антицинских тайные общества выдвигали лозунги и сугубо социального плана: «Бей чиновников и не трогай народа!», «Оберем богатых, поможем бедным!» . Каждая такая организация насчитывала от нескольких сотен до нескольких тысяч членов. В их деятельности принимали участие сотни тысяч, а в периоды максимальной активности - миллионы людей. Тайные союзы имели сложную иерархическую структуру, свой устав и ритуалы.

Опасаясь преследований со стороны цинских властей, многие члены тайных обществ бежали за границу, в те страны, где уже имелись компактные китайские общины. Вербуя новых сторонников, они создавали зарубежные организации антицинских тайных союзов. В Малайе на рубеже XVIII-XIX вв. имелось уже несколько таких организаций. В середине XIX в, тайные союзы хуацяо существовали во всех странах массовой китайской иммиграции - в Юго-Восточной Азии, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Мексике, Перу, Панаме, на Кубе, на Гаваях.

Касаясь причин создания этих организаций за рубежом, в среде эмиграции, многие авторы отмечают, что у мигрантов-одиночек, не связанных земляческими или родственными узами, не оставалось иного выхода, кроме вступления в тайное общество, которое брало их под свою защиту. «Не только мигранты-одиночки, но и целые организации хуацяо в интересах своей безопасности и самосохранения вступали в тесный контакт с тайными обществами», - писал один из них .

В вопросе о происхождении тайных обществ не вызывает сомнения, что они возникли как следствие тесных связей переселенцев со страной исходя итого, что это аналог организаций, действовавших в указанный период на территории самого Китая. Подобно союзам, существовавшим в Китае, их объединяла антиманьчжурская направленность, своей главной целью они прокламировали борьбу за свержение династии Цин.

Источниками финансирования тайных обществ являлись пожертвования от имущих хуацяо и влиятельных кланов, «вступительные взносы» новообращенных членов (для состоятельных хуацяо они были достаточно велики), а также средства, поступавшие от контрабанды, торговли наркотиками, опиекурилен и игорных домов, спекулятивных операций, рэкета и проч. Полученные различными путями и аккумулируемые в руках тайных обществ немалые средства шли на содержание жизнедеятельности этих организаций и их членов.

Эволюция тайных союзов хуацяо в этот период неразрывно связана с изменениями в самом эмигрантском сообществе, с интенсивной социально-классовой дифференциацией, с формированием слоя эмигрантской буржуазии, которая и пришла к руководству тайными союзами. Это были представители торговой буржуазии, использовавшие влияние тайных обществ для обеспечения интересов своих компаний. Из специфических организаций народного сопротивления и защиты интересов широких масс мигрантов тайные союзы хуацяо исподволь перерождались в органы эксплуатации трудящихся-иммигрантов. Именно в этот период многие из тайных обществ превращались в организации открыто гангстерского толка, борющиеся между собой за власть и сферы влияния, где уже не было и намека на политическую борьбу. В интересах руководства тайных обществ от рядовых членов скрывались первоначальные политические цели и задачи, во имя которых эти организации были созданы. Растущая аполитичность и забвение прокламировавшихся изначально установок пришли на смену былой политической активности .

Обрисованная выше ситуация стала меняться к концу XIX в. В этот период наряду с утерей тайными союзами могущества и безраздельного влияния на эмигрантскую общину в сфере хозяйственно-экономической (поскольку ряд хозяйственных функций постепенно переходит к новым социальным организациям - диалектно-земляческим ассоциациям) намечается заметное оживление их политической активности. Этот новый этап в эволюции тайных обществ хуацяо связан с подъемом в конце XIX -начале XX в. национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах, с ростом в них буржуазного национализма, с выходом на арену политической жизни Китая молодой буржуазной демократии. Ее апелляция к националистическим чувствам эмиграции, призывы к борьбе за единство нации и возрождение страны, за свержение цинской монархии постепенно находят отклик в среде эмиграции. Под влиянием изменившейся обстановки и с внедрением новых идей - идей буржуазного национализма - тайные союзы хуацяо, на первый взгляд глубоко погрязшие в хозяйственных делах и отошедшие от политики, проявили способность к регенерации политической активности, в известной мере возродив антиманьчжурский дух. Об этом, в частности, свидетельствуют события, связанные с деятельностью Сунь Ятсена в конце XIX - начале XX в.

Синьхайская революция 1911 - 1913 гг., завершившаяся падением маньчжурской династии, сняла с повестки дня главный политический лозунг тайных союзов: борьбу за ниспровержение Цинов. В самом Китае это имело следствием самороспуск ряда организаций - хотя далеко не всех, многие из них продолжали существовать еще длительное время.

Что касается тайных союзов хуацяо, то упомянутые события - Синьхайская революция и свержение Цинов - не привели к распаду и самоликвидации этих организаций. Одни из них стали организациями взаимопомощи, напоминая собой нечто вроде гибрида благотворительных организаций и касс взаимопомощи. Некоторые превратились в легальные политические партии буржуазного, точнее - буржуазно-националистического толка. Иные эволюционировали в типично гангстерские организации. Между тем наступило время, когда в политической и общественной жизни стали принимать участие политические партии, профессиональные союзы и культурные ассоциации хуацяо .



biofile.ru

Государственный и общественный строй Древнего Китая

ПРЕДМЕТ НАУКИ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

История государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они имеют прямое отношение, как к науке истории, так и к науке о государстве и праве. История государства и права зарубежных стран - правовая (юридическая) наука, которая изучает исторические процессы развития системы государственных и юридических учреждений, выявляет исторические закономерности развития государства и права в хронологической последовательности и проявляющиеся в определённом историческом пространстве. Она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития государства и права.

История государства и права зарубежных стран различает четыре периода истории:

- История Древнего Мира (до 5-6 в. до н.э.) – рабовладение.

- Средневековье (до 17-18веков до н.э.) – феодализм.

- История Нового Времени (до начала 20 века) – капитализм.

- Новейшее Время.

История государства и права изучает государство и право отдельных (зарубежных) стран мира в процессе их возникновения и развития действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Понятие Восток в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как историко-культурное, цивилизационное. Принципиальные различия восточного и западного цивилизационных путей развития заключались в том, что на Востоке, в отличие от Запада, где частная собственность играла господствующую роль, частнособственнические отношения, отношения частного товарного производства не занимали значительного места.

Здесь впервые в истории развития человеческого общества сложились те социальные и политические институты, государство, право, мировые религии, которые и породили со времени возникновения античных государств (Древней Греции и Рима) в I тысячелетии до н.э

Это сказалось на застойном характере восточных роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община, социальных структур и свобод. Одной из основных социальных форм, играющих решающую сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. Она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующе-контрольные функции древневосточного государства, особенности правовых систем.

Отсутствие господствующей роли частной собственности, застойный характер развития были главными определяющими чертами их типологического сходства в отличие от динамично развивающихся античных стран, а затем и стран Западной Европы, преемника античной цивилизации.

Стойкая многоукладность, историческая преемственность социальных, политических, правовых форм и институтов, господствующей религиозной идеологии дают основания определить в качестве главной отличительной черты древневосточных обществ - их традиционность. В Древнем Китае рано сложилась система эксплуатации управленческой знатью общинников-крестьян путем взимания ренты - налога, вначале в форме отработок на общественных полях, а затем путем присвоения правящей верхушкой части урожая с крестьянского надела. В древнем конфуцианском Китае и религия, и право изначально отвергали идею равенства людей, исходили из признания различий между членами китайского общества в зависимости от пола, возраста, места в системе родственных отношений и социальной иерархии. Здесь исключалось создание предпосылок не только для развития гражданского общества, частной собственности, субъективных прав и свобод, но и частного права как такового. Китайское традиционное право это прежде всего уголовное право, включающее нормы брачно-семейного, гражданского права, нарушение которых влекло за собой уголовное наказание.

В настоящее время на протяжении длительной истории китайского традиционного общества (со второй половины V в. до н.э. до второй половины XIX в. н.э.) имел место лишь один коренной качественный перелом в развитии производительных сил и общественного производства - в V-IV вв. до н.э. Этот период сопровождался разрушением общинной земельной собственности, ростом крупного частного землевладения, распространением арендных форм эксплуатации малоземельных и безземельных крестьян-издольщиков, сидящих как на частновладельческих, так и на государственных землях.

На Востоке отсутствовала четкость социально-классовых границ, например, существовали различные категории зависимого населения, занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами, или некие переходные категории свободных (от мелких землевладельцев к господствующему слою, в частности к мелкому купечеству и чиновничеству). Сословно-правовой статус индивида в обществе, как правило, не совпадал, расходился с его социально-экономическим положением.

Таким образом выделяются основные особенности государства и права Древнего Востока

1. Сословное неравенство неравный политико-правовой статус личности от рождения.

2. Наличие института рабовладения т.е. наличие в обществе объектов права, элементы патриархального рабства, коллективного рабовладения, рабы в домашнем хозяйстве.

3. Наибольшая экономическая ценность - земля, основные субъекты землевладения - храмы, общины.

4. Неразрывн.связь права и морали с религией. Жрецы участвовали в выработке правовых норм, были первыми древневосточными юристами (древнеиндийские брахманы).

5. Особенности форм права, не было отраслей, деления права на частное и публичное. Правовые нормы казуистичны, детализированы, что обуславливалось низкой юридической техникой.

В Древнем Востоке различали три основных социально-классовых образования:

1. Различные категории лиц, лишенных средств производства, зависимые подневольные работники, к которым относились и рабы.

2. Свободные мелкие производители - общинники-крестьяне и ремесленники, живущие своим трудом.

3. Господствующий социальный слой, куда входили придворная и служилая аристократия, командный состав армии.

Общие закономерности развития древневосточных многоукладных обществ не могут перечеркнуть конкретных особенностей каждого из них, связанных как с доминирующим положением того или иного уклада и различными формами их взаимодействия, так и с особенностями их социальных и политических институтов, со специфическими чертами их культурно-цивилизационного развития, особенностями быта, миропонимания людей, их способов религиозной ориентации.

ДРЕВНИЙ КИТАЙ

Китайское государство возникло во 2-м тыс. до н.э. Китайцы называют свою страну Чжунго – Срединное государство. Возникновение государства в Древней Китае связывают обыкновенно с тем, что в XVIII в. до н. э. союз племен, известный под названием Шань или Инь завершил покорение другого племенного союза. Глава победителей сделался «царем». Археологические данные Свидетельствуют, что в Иньском государстве широкое распространение получают все виды земледельческой техники той эпохи: соха и плуг (с металлическим сошником), борона, мотыга и пр. Земледелие стало основной отраслью деятельности. Существуют ремесла, торговля и денежное обращение. Создание первоначального примитивного государственного образования в Шан (Инь) было связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий. Это выразилось, во-первых, в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства – вана ,обладавшего значительной властью, во-вторых, в образовании административного аппарата, состоящего из многочисленных управителей, военачальников, жрецов и прочих, противостоящих массе общинников. В эпоху Инь утверждается верховная собственность царя-вана на землю, этому способствовали представления о ване как о земном божестве.

Социальное и политическое развитие народов всего бассейна реки Хуанхэ было значительно ускорено завоеванием царства Инь в конце XII в. до н.э. пришедшими с запада чжоусскими племенами, которые установили господство над населением всего Северного Китая, над множеством разрозненных родоплеменных коллективов, находящихся на различных стадиях разложения родовых отношений. Чжоусский ван был поставлен перед необходимостью организации управления огромной территорией. С этой целью он передал завоеванные земли в наследственные владения своим родственникам и приближенным, которые вместе с землей получали и соответствующие титулы.

История Древнего Китая обычно делится на четыре периода, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий: период Шан (Инь) (XV-XI вв. до н.э.), период Чжоу(XI - III вв. до н.э.). В период Чжоу выделяются особые периоды:

Чуньцю (VIII - V вв. до н.э.) и Чжаньго - "борющихся царств" (V-III вв. до н.э.), последний завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.).

Создание первоначального примитивного государственного образования в Шан (Инь) было связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий. Это выразилось, во-первых, в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства - вана, обладавшего значительной властью, во-вторых, в образовании административного аппарата, состоящего из многочисленных управителей, военачальников, жрецов и прочих, противостоящих массе общинников. В эпоху Инь утверждается верховная собственность царя-вана на землю, этому способствовали представления о ване как о земном божестве.

Чжоусский ван был поставлен перед необходимостью организации управления огромной территорией. С этой целью он передал завоеванные земли в наследственные владения своим родственникам и приближенным, которые вместе с землей получали и соответствующие титулы.

Особенностью этого периода является наличие в течении многих лет двух неизменных социальный институтов: традиционная крестьянская община и предельно развитая бюрократическая иерархия.

Высшая ступень социальной иерархии – царь. Государственный строй восточная деспотия. «Царь–сын неба».Трон передавался по наследству. Власть царя (Вана) обожествлялась. Власть правителя абсолютна, за ослушание – казнь вместе с семьей. Царь и его аппарат выполняли функции: забота об орошении и ирригации, сбор налогов, ведение войн. Затем рабовладельческая аристократия и жречество. Далее, рабовладельческая аристократия покоренных племен. В зависимости от близости к царю, аристократия обладала титулами, которые давали право на определённые привилегии. Должностные лица подразделялись на высших гражданских чиновников, военных чиновников, советников. Близкие советники – полководец, судья, главный жрец, великий гадатель. Старшие писцы записывали речи монарха, младшие – записывали его указы решения по судебным делам. Должности чиновников переходили по наследству. В духе конфуцианский принципов, для управления страной, кандидаты в чиновники должны были сдавать конкурсные экзамены. Традиция утверждала, что верхи всегда управляли низами. Правители имели штат соглядатаев, доносчиков, шпионов. В государстве имелась полиция. Стержнем управленческой системы были конфуцианские и даосские нормы. Идеал правителя – пассивность и бездеятельность. Основная часть населения свобод общинники. Были и рабы, которыми владели частные лица и государство. Источниками рабства являлся военный плен, продажа за долги, обращение в рабство за некоторые преступления, получение рабов в качестве дани. Рабы не могли иметь ни семьи, ни имущества.

Первоначально власть титулованных владельцев уделов сдерживалась силой центральной власти. Однако в VIII в. до н.э. удельные правители, бывшие верные подданные вана, начинают приобретать фактически полную независимость. Власть вана ограничивается пределами его владения-домена. Становясь местными царьками, удельные правители сами начинают жаловать земли за службу, обрастая своими вассалами, своим аппаратом управления. Таким образом, в чжоусском Китае господствует раздробленность с характерной ей междуусобицей, приводящей к захвату то одним, то другим местным царством позиций гегемона, к поглощению им более мелких царств.

www.coolreferat.com