Горшечники в древнем египте. Разработка урока по истории на тему "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте" (5 класс, параграф 7)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Как жили ремесленики в древнем Египте? (усадьба,дом,одежда,быт,еда.). Горшечники в древнем египте


КАК ЖИЛИ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И РЕМЕСЛЕННИКИ В ЕГИПТЕ Древний

КАК ЖИЛИ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И РЕМЕСЛЕННИКИ В ЕГИПТЕ Древний мир 5 класс

Проверка домашнего задания Страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря - … Египет Высокий тростник, из которого изготавливали бумагу - … папирус Опасные каменистые преграды в реке - … пороги Та часть страны Египет, где Нил распадается на несколько рукавов, образующих огромный треугольник - … дельта Островки зелени в пустыне- … оазисы Правитель Древнего Египта - … Фараон

Проверка домашнего задания Можно ли назвать Египет «даром Нила» ? Вопрос 2 стр. 37 вопрос 3 стр. 37 Загадка…

Жители Древнего Египта. Фараон Писцы Вельможи Воины Ремесленники Земледельцы БОЛЬШИНСТВО НАСЕЛЕНИЯ ?

Жители Египта ФАРАОН – владыка Египта, правитель, царь ВЕЛЬМОЖИ – царские советники, военачальники Воины, стражники ПИСЦЫ - сборщики налогов ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И РЕМЕСЛЕННИКИ - простые жители Египта, налогоплательщики

Найдите на стр 38 значение слова налоги Налоги – это часть доходов, которую жители отдавали в казну государства. Из чего состоял налог египтян?

Труд земледельцев Что такое орошение земли?

Труд земледельцев Огромного труда требовало орошение полей. На берегах Нила египтяне строили каналы, отделявшие одно поле от другого и земляные насыпи, защищавшие их во время разлива Нила - дамбы. Благодаря насыпям вся страна, если смотреть на неё сверху, была похожа на шахматную доску. Почему для египтян было важно заниматься орошением земли? Что такое орошение земли?

Труд земледельцев . При помощи шадуфов поливали сады и огороды, куда не доходила вода во время разлива. Опишите, как действовал шадуф.

Труд земледельцев

Стр 39 Читаем абзац 2 Что выращивали земледельцы в Египте?

Сбор винограда Расскажите, пользуясь рисунком древнеегипетской настенной росписи, как происходил процесс сбора и переработки винограда.

Жизнь простых египтян Простые египтяне жили в глиняных домах, а летом под навесом. В центре хижины располагался очаг, на полу лежали циновки. Стр 40 Как питались древние египтяне? Их пища была скромной : хлеб, финики, вяленая рыба, по праздникам – мясо и вино. Продукты хранились в глиняных кувшинах.

Жизнь простых египтян Стр 40. Как одевались древние египтяне? Какое новое слово вы узнали? Амулет

Ремёсла и обмен В египетских городах все необходимое для жизни люди могли купить на базаре. Денег тогда не существовало, так что горожане обменивали одни товары на другие.

Ремёсла и обмен За каким занятием художник изобразил египтян? Как назывались люди, занятые изготовлением различных изделий?

Ремёсла и обмен Стр. 41 Какими ремёслами занимались древние египтяне? В Египте трудились мастера различных ремёсел: горшечники, ткачи, кожевники, столяры, кораблестроители

Писцы собирают налоги Писцы очень нужны вельможам и фараону. Они сосчитают и запишут все, что им прикажут: и сколько зерна в казне, и каков размер полей, обрабатываемых земледельцами, и какой налог каждый из них ежегодно обязан отдать. .

Писцы собирают налоги А земледельцы боятся писцов и жалуются на судьбу. Но в положенное время к берегу причаливает лодка. В ней сидят писец и несколько стражников с прутьями и палками — горе тому, у кого не хватит зерна. 2/3/2018

Подведем итог. ü На какие группы делилось население Древнего Египта? ü Что выращивали египетские земледельцы? ü Какие ремесленные специальности существовали в Древнем Египте? ü Что означает понятие «налоги» ? ü Кто платил налоги? ü Как называли сборщиков налогов?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ § 7. Составить рассказ от имени египетского земледельца или ремесленника о том, как прошел его день, на каких работах он был занят, что ел на обед.

present5.com

Разработка урока по истории на тему "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте" (5 класс, параграф 7)

Раздел: Древний Восток

Глава 4. Древний Египет

Параграф 7. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

План:

  1. Жители Египта: от фараона до простого земледельца.

  2. Труд земледельцев.

  3. В гостях у египтянина.

  4. Ремёсла и обмен.

  5. Писцы собирают налоги.

1. Жители Египта: от фараона до простого земледельца.

В древнем Египте люди делились по занимаемым должностям. Всесильным владыкой Египта был фараон. Египтяне верили, что их правители-фараоны ведут свой род от могущественного бога Солнца Ра и сами являются божествами. Они считали, что фараоны могут общаться с богами как с равными, и через них боги сообщают людям свою волю. Поэтому приказания фараонов исполнялись беспрекословно. Фараон обладал безграничной властью над своими подданными. В его руках были жизнь и смерть любого из них, включая и самых знатных вельмож. Случалось, что за заслуги цари Египта возвышали выходцев из простого народа. Но бывало, что и самые знатные вельможи, попав в немилость, лишались всех богатств и званий и ссылались в каменоломни. Власть фараона передавалась по наследству. Ему принадлежала вся земля в государстве. Часть её он жаловал за службу воинам, чиновникам, вельможам. Вместе с наделами земли фараон давал им и работников-земледельцев, которые эту землю обрабатывали.

Фараону подчинялись вельможи – знатные люди, царские советники, военачальники. Самыми знатными и влиятельными среди вельмож были правители homob. После объединения Египта номархи потеряли прежнюю самостоятельность, но сохранили власть над своими землями, а также право передавать их по наследству. От имени фараона они вершили суд, смотрели за порядком и следили, чтобы налоги исправно поступали в царскую казну. Множество знатных вельмож жили при дворе фараона, составляя его свиту. Они исполняли обязанности казначея, распорядителя пиров и увеселений, хранителя царских сандалий и множество других. Вельможи рангом пониже командовали войсками, следили за строительством крепостей, каналов и дорог, распоряжались работами в царских мастерских, рудниках и каменоломнях. Знати принадлежали сотни рабов, огромные стада и обширные земли с работающими на них земледельцами. Одевались вельможи в роскошные одежды из тончайшей льняной ткани. Они носили дорогие украшения из золота, серебра и драгоценных камней. У них было множество прислуги. Повара готовили изысканные блюда, парикмахеры следили за причёской, лекари за здоровьем, слуги с опахалами защищали от горячих солнечных лучей. Если вельможа покидал свой дом, его несли на носилках, чтобы ноги сановника не касались дорожной пыли.

На службе у фараона и вельмож состояли многочисленные писцы. Они записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, идущие в казну. Большое, хорошо обученное войско обеспечивало могущество фараона. На полях, на строительстве, в мастерских трудились земледельцы и ремесленники, которые составляли большинство египетского народа. Они должны были прокормить не только себя, но и фараона, его вельмож, писцов, слуг. Земледельцы платили налоги – отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота: телят, козлят, ягнят. (Налоги – это продукты труда, которые крестьяне и ремесленники отдавали в казну фараона).

2. Труд земледельцев. Главным занятием жителей Египта было земледелие. Борясь с заболачиванием почв, египтяне строили вдоль берега Нила дамбы. (Дамба — земляная насыпь). Через отверстия в них на поля проходило столько воды, сколько требовалось для полива. В глубь страны тянулись каналы. Они способствовали более равномерному орошению всей долины. Со временем вся долина Египта покрылась густой сетью оросительных сооружений.

Египетские земледельцы научились орошать даже возвышенности и склоны холмов, окружавших долину. Они подавали туда воду при помощи особых приспособлений — шадуфов. Шадуф напоминал колодезный журавль: к его концу привязывалось кожаное ведро, которым зачерпывали воду из водоёма, а затем поднимали и переливали её в водоём, расположенный выше по склону. Там находился другой шадуф, подававший воду еще выше, и так далее.

В древности египтяне обрабатывали поля мотыгами, позднее стали использовать деревянный плуг с медным наконечником.

3. В гостях у египтянина.

Фараоны жили в роскошных дворцах, которые украшались необычными растениями, скульптурами. Зачастую дворцы фараонов были покрыты золотом. Внутри помещение поражало необыкновенной росписью, для создания которой приглашали лучших в мире художников. Аристократы и обеспеченные египтяне во всем старались подражать фараону. Очень часто их дома представляли собой уменьшенную копию дворца правителя.

А простые египтяне жили в небольших домах, выстроенных из обожжённого на солнце кирпича и покрытых пальмовыми листьями. Вблизи домов разбивали небольшие садики. Там росли гранатовые деревья, смоковницы, финиковые пальмы и виноград. Плоды смоковниц, финики и виноград ели свежими и сушили впрок. Из фиников и винограда изготавливали также вино. Каждая семья имела небольшой огород, где росли лук, фасоль, огурцы, дыни. Имелись в хозяйстве и домашние животные — коровы, свиньи, козы, овцы. Они давали молоко, шерсть, мясо. Кроме того, животных использовали на сельскохозяйственных работах. Разводили и птиц — голубей, уток, гусей, даже журавлей.

 Из того зерна, что останется в доме, растирая его между двумя камнями, женщины приготовят муку. Из этой муки они замесят тесто и в горячей золе напекут лепёшек. Дерева в Египте мало, потому детей посылают собирать сухую траву, сучья и навоз, который сушат и тоже используют как топливо для очага.

Многие дома бедных египтян построены из тростника, обмазаны илом, вместо крыши тростниковая циновка. Двери запираются редко. Как вы думаете, почему? На самом деле они не запираются потому, что красть в таком доме нечего. На полу вместо кровати циновки, около очага стоит глиняная посуда. Простые египтяне носили одежду из грубого льняного полотна. Из-за жаркого климата мужчины носили лишь набедренные повязки из белёного полотна, а женщины — прямые узкие платья. Обязательными для египтян, независимо от возраста, пола и сословия, к которому они принадлежали, были парики. И мужчины, и женщины носили парики, пользовались косметикой, ярко подводили глаза. Египтяне имели разные украшения и амулеты, которые, как они думали, защищают от злых духов.

4. Ремёсла и обмен.

В Древнем Египте существовало множество различных ремёсел. Были горшечники, ткачи, кожевники, столяры, кораблестроители и другие мастера. Кузнецы изготавливали из меди орудия труда и оружие. Ткачи пряли и ткали льняное полотно. Гончары лепили красивую посуду из глины. Были ремесленники и других специальностей: строители, плотники, корабельщики, кожевники. Особенно славились египетские ювелиры. Они умели делать великолепные украшения из драгоценных камней, золота, серебра. Но серебра в Египте не было, его привозили из дальних стран, и ценилось оно даже выше золота. Долгое время драгоценным металлом считалось в Египте и железо. Выплавлять его не умели, а получали из найденных метеоритов. (Метеориты — небольшие небесные тела, иногда падающие на землю). Поэтому железо в древности называли «небесным металлом» и как величайшую драгоценность обрамляли в золото и серебро.

Ремесленники сельским хозяйством не занимались, посвящая своё время лишь ремеслу. Необходимые же им продукты питания они выменивали у земледельцев на посуду, медные орудия, ткани или недорогие украшения. Денег в то время ещё не было, и поэтому различные продукты и предметы просто обменивали друг на друга. Торговля велась путем обмена. Чаще всего стоимость товара соизмерялась с определенным количеством зерна. Если приходилось оценивать товар, то говорили: он стоит столько же, как корова, или как два мешка зерна, или как десять медных колец. Ремесленники, как и земледельцы, должны были платить фараону налоги и нести повинности. В счёт налогов они отдавали часть своих изделий.

  1. Писцы собирают налоги.

В Египте у фараона и вельмож на службе состояли писцы. Они записывали приказы, собирали налоги, подсчитывали доходы для казны. Писцов можно видеть на древнеегипетских изображениях: на коленях они держат листки для записей, а правой руке у них тростинка для письма. Писцы сосчитают и запишут всё, что им прикажут: и сколько зерна в казне, и каков размер полей, обрабатываемых земледельцами, и какой налог каждый из них ежегодно обязан отдать. 

Земледельцы живут небогато, боятся писцов и жалуются на судьбу. Однако в назначенное время к берегу причаливает лодка, в которой сидят писец и несколько стражников с прутьями и палками – все обязаны уплатить налог в полном объёме, неплательщики и должники будут наказаны!

Подведём итоги. Египетские вельможи были самыми богатыми и знатными людьми Древнего Египта. С их помощью фараон управлял государством. А земледельцы и ремесленники составляли самую многочисленную, но и самую бесправную часть населения Египта.

Закрепление изученного материала

  • На какие группы делилось население Древнего Египта? (Фа­раоны, вельможи, земледельцы, ремесленники, писцы.)

  • Какие ремесленные специальности существовали в Древ­нем Египте? (Скульптор, медник, каменщик, брадобрей, ткач и т. д.)

  • Что обозначает понятие «налоги»? (Платеж чем-либо фа­раону или государству.)

  • Кто платил налоги? (Все зависимые от знати категории на­селения.)

  • Как называли сборщиков налогов? (Писцы.)

infourok.ru

ГОРШЕЧНИК

Словари

Никифор Архимандрит, Библейская энциклопедия

Выберите букву

ГОРШЕЧНИК (Иер 18:2, 19:1, Мф 27:1; см. Глина). Глиняные сосуды употреблялись Египтянами и Евреями для различных целей, преимущественно же для приготовления пищи. Иногда в таких сосудах хранились письменные обязательства (Иер 12:14). Черепицы с изображениями и письменами были в употреблении не только в Египте и Ассирии, но и в Палестине (Ис 30:14, Иез 4:1). В Иерусалиме было особенное сословие -царских горшечников (1Пар 4:23), и одна местность, вероятно населенная горшечниками, получила от них свое название (Иер 18:2, 19:1, Мф 27:7). "Сделав, же совещание (первосвященники), купили на чих землю горшечника, для погребения странников, говорит ев. Матфей. И дали их (тридцать сребренников) за землю горшечника" (27:7-10).

Это слово в других словарях

горшечник - (1Пар 4.23; Пс 2.9; Ис 45.9; Иер 18.2; 19.1,11; Плач 4.2; Мф 27.7,10; Рим 9.21) — мастер по изготовлению глиняной посуды, которая была в древности наиболее распространенной. Для горшечника характерно то, что его материал — глина абсолютно, буквально послушна его рукам. Горшечник - евр. йоцер. Египтяне и арабы с древних времен славились выделкой посуды из глины, в чем мы можем убедиться по сохраняющимся в музеях сосудам. Без сомнения, этим занимались и израильтяне. Деревянная посуда была неизвестна древним; вино и воду они сохраняли и носили в глиняных кувшинах. Плиний, живший во время разрушения Иерусалима, передает, как нечто неслыханное, что к северу от Альп сохраняют вино в бочках с обручами. Бондарное производство на востоке было весьма редко. Сосуды, упоминающиеся в Библии, приготовлялись из глины или из кожи. Поэтому искусство приготовления глиияной посуды на Востоке достигло высокой степени совершенства. В Библии часто встречаются символические картины, изображающие мастерскую горшечника. Власть горшечника над глиной, которую он разминает ногами (Ис 41.25), кладет на кружало и делает по своему усмотрению тот или другой вид посуды (Ис 45.9), сравнивается апостолами и пророками с властью Бога, создавшего человека из праха, воле Которого никто не может противостоять. "Что глина в руке горшечника, то вы - в руке Моей, дом Израилев" (Иер 18.1 и дал.). "Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для пометного употребления, а другой для низкого?" (Рим 9.21, Срав. Ис 64.8). Описанная пророком работа горшечника изображена на древних египетских рисунках. Горшечник вращает кружало ногою, рукою же придает сосуду ту или иную форму. Рядом с ним стоит сосуд с водою, которой он мочит глину. После того, как сосуд сформирован, к нему приделывают ручку, разрисовывают его и ставят в печь (Иер 43.9). горшечник - (1Пар 4.23; Пс 2.9; Ис 45.9; Иер 18.2; Иер 19.1,11; Плач 4.2; Мф 27.7,10; Рим 9.21) - мастер по изготовлению глиняной посуды, которая была в древности наиболее распространенной. Для горшечника характерно то, что его материал - глина абсолютно, буквально послушна его рукам. ГОРШЕЧНИКИ -

Делающие из глины разные сосуды (Иер. 19,11; Плач 4,2).«Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев» (Иер. 18, 6).«Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» (Рим. 9, 21).И будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они со¬крушатся» (Откр. 2, 27).

земля горшечника - (Мф 27.7,10) — см. Акелдама. Земля горшечника - поле, купленное на деньги Иуды Искариота (Мф 27.7), находилось, вероятно, в долине Гиммон, где еще во времена Иеремии была мастерская горшечника (Иер 18.2, Иер 19.1). См. "Акелдама". Земля горшечника - -> Акелдама. земля горшечника - (Мф 27.7,10) - см. Акелдама.

vboge.com

Древний Восток. Древний Египет. 5 класс. История Древнего мира. - Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

Комментарии преподавателя

После объединения Египта около 3000 лет до н.э. в государстве довольно быстро сложилась система управления. Владыкой Египта был фараон, которого считали сыном царя богов Ра. Вельможи, окружавшие фараона, исполняли роли советников и военачальников. Писцы занимались учетом урожая и налогов. Власть фараона обеспечивала хорошо подготовленная армия, набиравшаяся из местного населения и наемников-чужеземцев.

На полях трудились земледельцы, кормившие себя, свои семьи, а так же фараона, вельмож, писцов и воинов. В мастерских и на строительстве трудились ремесленники. Земледельцы и ремесленники обязаны были платить налоги в царскую казну, отдавая часть урожая, скот и произведенные товары.

Земледельцы, работавшие на своих участках, сами изготавливали для себя орудия труда. Когда Нил разливался, основной заботой земледельца являлось изготовление орудий для последующей работы на пашне, а так же присмотр за каналами и дамбами. Иногда земледельцев во время разливов могли привлекать к строительным работам при возведении гробниц фараонов и вельмож.

Когда вода уходила, земледелец шел нанимать рабочий скот для вспашки, за которого нес личную ответственность перед владельцем быков. Вспашка поля производилась при помощи плуга. После подготовки земли, производилась посадка зерна. Для того, чтобы зерна проникли как можно глубже в почву по полю прогоняли стада овец, свиней или коров. В основном египтяне выращивали зерновые культуры, в первую очередь ячмень и пшеницу, а также лен. Существовали огороды, где выращивали овощи, и сады, где росли фрукты и виноград.

После сбора урожай подлежал обязательной описи и назначался налог, который обязан был заплатить земледелец. Если по какой-то причине он этого сделать не мог, то долг брался с его соседей.

Жили простые египтяне очень скромно. Дома строили из тростника, обмазывая его илом или глиной. Пол в таких домах специально не делали, спали на тростниковых циновках, постеленных на голой земле. Поскольку дерева в Египте очень мало, то очаги обычно топили сухой травой. Из-за жаркого климата египтяне носили очень мало одежды. Мужчины носили  набедренные повязки, а женщины легкие платья из волокон льна. Дети до 12 лет ходили и вовсе без одежды.

Питались египтяне продуктами со своих огородов. Из выращенного зерна изготавливали муку, пекли лепешки. Ловили и ели рыбу, а так же собирали финики и виноград. По праздникам египтяне ели мясо. Египтяне были людьми глубоко верующими, поэтому в домах обязательно присутствовали различные амулеты и фигурки богов, защищавшие от злых духов и несчастий.

В Египте развивались ремесла. Люди научились строить дома из камня, в которых даже в самые жаркие дни сохранялась прохлада. Для знати египетские мастера изготавливали нарядные одежды и обувь, красивую мебель, посуду и украшения. В городах трудились горшечники, кожевники, ткачи и кораблестроители и другие ремесленники. Активно шла торговля. Поскольку денег еще не было, то одни товары обменивали на другие. Например, хлеб могли обменять на горшки, рыбу на зерно и т.д.

 

 

 

В Древнем Египте появилась письменность. Существовала специальная группа людей – писцы. Писали на папирусе, материале, изготовленном из тростника и похожем на бумагу. Фараон и вельможи были очень заинтересованы в писцах. Благодаря их записям можно было узнать, сколько собрано зерна, посчитать, сколько налогов могут заплатить люди.

Земледельцы боялись писцов. В положенное время к берегу причаливала лодка, в которой находился писец и несколько стражников. Они собирали налоги и жестоко наказывали тех, кто не мог заплатить.

 

 

К занятию прикреплены файл  «Это интересно!» и файл  «Тест». Вы можете скачать файлы  в любое удобное для вас время .

Использованные источники: 

http://www.youtube.com/watch?v=WWsjbwkMMyA

 

www.kursoteka.ru

Древний Восток. Древний Египет. 5 класс. История Древнего мира. - Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

Комментарии преподавателя

После объединения Египта около 3000 лет до н.э. в государстве довольно быстро сложилась система управления. Владыкой Египта был фараон, которого считали сыном царя богов Ра. Вельможи, окружавшие фараона, исполняли роли советников и военачальников. Писцы занимались учетом урожая и налогов. Власть фараона обеспечивала хорошо подготовленная армия, набиравшаяся из местного населения и наемников-чужеземцев.

На полях трудились земледельцы, кормившие себя, свои семьи, а так же фараона, вельмож, писцов и воинов. В мастерских и на строительстве трудились ремесленники. Земледельцы и ремесленники обязаны были платить налоги в царскую казну, отдавая часть урожая, скот и произведенные товары.

Земледельцы, работавшие на своих участках, сами изготавливали для себя орудия труда. Когда Нил разливался, основной заботой земледельца являлось изготовление орудий для последующей работы на пашне, а так же присмотр за каналами и дамбами. Иногда земледельцев во время разливов могли привлекать к строительным работам при возведении гробниц фараонов и вельмож.

Когда вода уходила, земледелец шел нанимать рабочий скот для вспашки, за которого нес личную ответственность перед владельцем быков. Вспашка поля производилась при помощи плуга. После подготовки земли, производилась посадка зерна. Для того, чтобы зерна проникли как можно глубже в почву по полю прогоняли стада овец, свиней или коров. В основном египтяне выращивали зерновые культуры, в первую очередь ячмень и пшеницу, а также лен. Существовали огороды, где выращивали овощи, и сады, где росли фрукты и виноград.

После сбора урожай подлежал обязательной описи и назначался налог, который обязан был заплатить земледелец. Если по какой-то причине он этого сделать не мог, то долг брался с его соседей.

Жили простые египтяне очень скромно. Дома строили из тростника, обмазывая его илом или глиной. Пол в таких домах специально не делали, спали на тростниковых циновках, постеленных на голой земле. Поскольку дерева в Египте очень мало, то очаги обычно топили сухой травой. Из-за жаркого климата египтяне носили очень мало одежды. Мужчины носили  набедренные повязки, а женщины легкие платья из волокон льна. Дети до 12 лет ходили и вовсе без одежды.

Питались египтяне продуктами со своих огородов. Из выращенного зерна изготавливали муку, пекли лепешки. Ловили и ели рыбу, а так же собирали финики и виноград. По праздникам египтяне ели мясо. Египтяне были людьми глубоко верующими, поэтому в домах обязательно присутствовали различные амулеты и фигурки богов, защищавшие от злых духов и несчастий.

В Египте развивались ремесла. Люди научились строить дома из камня, в которых даже в самые жаркие дни сохранялась прохлада. Для знати египетские мастера изготавливали нарядные одежды и обувь, красивую мебель, посуду и украшения. В городах трудились горшечники, кожевники, ткачи и кораблестроители и другие ремесленники. Активно шла торговля. Поскольку денег еще не было, то одни товары обменивали на другие. Например, хлеб могли обменять на горшки, рыбу на зерно и т.д.

 

 

 

В Древнем Египте появилась письменность. Существовала специальная группа людей – писцы. Писали на папирусе, материале, изготовленном из тростника и похожем на бумагу. Фараон и вельможи были очень заинтересованы в писцах. Благодаря их записям можно было узнать, сколько собрано зерна, посчитать, сколько налогов могут заплатить люди.

Земледельцы боялись писцов. В положенное время к берегу причаливала лодка, в которой находился писец и несколько стражников. Они собирали налоги и жестоко наказывали тех, кто не мог заплатить.

 

 

К занятию прикреплены файл  «Это интересно!» и файл  «Тест». Вы можете скачать файлы  в любое удобное для вас время .

Использованные источники: 

http://www.youtube.com/watch?v=WWsjbwkMMyA

 

www.kursoteka.ru

«Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте»

Тема урока: «Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте».

Тип урока: урок открытия новых знаний

  1. Цели  урока:
- деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), 

- содержательная цель: расширение понятийной  базы  за счет включения в нее новых элементов: налоги, орошение, вельможа, писец, шадуф, амулет.

  - воспитательная цель: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

2. Задачи:

- личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.

- метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой   план, тезисы,   формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;

- предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование:  ПК, презентация «Земледельцы и ремесленники», карточки с заданиями для индивидуальной работы

Ход урока:
I. Микромодуль интригующего образа.

Учитель: «Ребята, вы верите в чудеса? Говорят, что в Древне Египте существовало необыкновенное животное, которое приносило счастье. Как вы думаете, кто же это мог быть? (Дети высказывают свои предположение, и после нескольких фраз учитель продолжает). «Сегодня тот, кто будет правильно отвечать на все вопросы, делать красивые записи в тетради получит это «счастье», изображение которого я предусмотрительно запечатала в конверт. Поэтому предлагаю вам начать «погоню за счастьем» и ответить на мои вопросы».

II. Микромодуль мышления на основе «воспоминания».

За каждый правильный ответ дети получают жетончики, в конце урока подсчет.

Что такое дельта Нила?

Что такое оазис?

Когда начинается разлив Нила?

Благодаря чему в Египте высокие урожаи?

Какие два царя были изначально в Египте?

В каком году Египет объединился? (Учитель предлагает написать эту дату всем детям в тетради, затем спрашивает одного ученика)

Благодаря какому фараону произошло объединение Египта?

2. Индивидуальное задание – двум детям раздаются конверты, которые содержат задания.

В первом конверте лежат красная и белая короны, карта Египта и следующее задание:

«С помощью карты и двух корон подготовить рассказ об объединении Египта»

Во втором конверте лежат карандаш, «ленту времени» и задание:

«На ленте времени отметьте примерную дату объединения Египта»

3. Творческое задание - ученик получает квадратики из цветной бумаги. Его задача - придумать слово, написать буквы на отдельных кусочках, перемешать, сформулировать вопрос и предложить отгадать слово классу.

«Придумать и зашифруй слово, которое относится к теме «Государство на берегах Нила». Разгадайте зашифрованное слово.

Фронтальный опрос – это очень быстро задаёт вопросы, а дети мгновенно отвечают.
III. Изучение нового материала

- Сегодня мы с вами будем разговаривать о том, как жили древние египтяне. Во всех домах находились маленькие вещицы, которые считались оберегами от всех злых духов. Я предлагаю повесить такой оберег и в нашем классе.

Учитель крепит первый амулет на доску, после рассказа каждой логической части должен появляться очередной амулет
1. Логические части:

Жители Египта

Актуальное: Ребята, а кем работают ваши родители? Существует много профессий, занятий людей. (Ответы детей)

Историческое: «В древнем Египте люди по занимаемым должностям делились немного иначе. Всесильным владыкой Египта был фараон. Ему подчинялись вельможи. На службе у фараона и вельмож стояли многочисленные писцы. Могущество фараона обеспечивало большое, хорошо обученное войско.

На полях, на строительстве, в мастерских трудились земледельцы и ремесленники, которые составляли большинство египетского народа.

Земледельцы платили налоги – отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота: телят, козлят, ягнят.

Огромного труда требовало орошение полей. На берегах Нила египтяне строили земляные насыпи, отделявшие одно поле от другого. Страна была похожа на шахматную доску. Для орошения копали каналы.

Вопрос: Ребята, повторите пожалуйста, кто жил в древнем Египте?

Интересный факт: А чтобы обмолоть выращенное зерно египтяне раскладывали колосья на твердой ровной площадке и прогоняли по ним скот.

По ходу этого рассказа на доске должны появляться выделенные слова виде транспарантов и дети должны записывать их в тетради

Затем учитель должен обратиться к учебнику и вместе с детьми посмотреть на картинки параграфа 7

2. В гостях у египтянина

Актуальное: Ребята, а чем вас сегодня кормили в столовой? Или что было у вас на завтрак? (…..)

Историческое: «Сейчас я предлагаю отправиться на завтрак в дом египтянина… (………).

Из зерна, растертого между камнями, получилась мука. Из муки женщины замесят тесто и испекут горячие лепешки. Но чтобы разжечь костёр необходимо дерево, которого в Египте очень мало, поэтому дети собирают сухую траву, сучья и навоз.

На обед, кроме лепешки, может быть одна – две луковицы и вяленая рыба, а иногда сладкие плоды – финики, инжир, виноград.

Только по праздникам египтяне едят мясо, пьют пиво и вино.

Дом же построен из тростника, обмазан илом, вместо крыши тростниковая циновка. Двери запираются редко. Как вы думаете, почему? (Дети отвечают.) «На самом деле они не запираются потому, что красть в таком доме нечего. На полу вместо кровати циновки, около очага стоит глиняная посуда. Хозяева в малом количестве одежды – очень жарко. Но у них есть амулеты.

Вопрос: Ребята, давайте еще раз посмотрим в учебник, на странице 37 есть картинка удивительного изобретения египтян. Как называется это изобретение?» (Дети ищут, смотрят, отвечают на вопрос – «шадуф».)

Интересный факт: «А вы знаете, что в каждом доме были свои оберегающие амулеты и статуэтки. Вот, например, одна из них…

Дети включаются в разговор, бурно обсуждают их завтрак

На столе учителя должно стоять блюдо, накрытое салфеткой. На этом блюде могут лежать продукты: мука, булочка, луковица, рыбка, финики, виноград

Учитель показывает статуэтку или же браслет

3. Мастера. Писцы и налоги

Актуальное: Ребята, как вы думаете, можно составить рассказ по какой- нибудь картинке? Давайте мы с вами попробуем это сделать?

Историческое: Египетские художники, жившие 4 тыс. лет назад, изобразили строительство дома. (….)

«В Египте были горшечники, ткачи, кожевники, столяры, кораблестроители – всех мастеров трудно даже перечислить.

Сохранилось и изображение, которое есть у нас в учебнике на странице 39, оно показывает нам меновую торговлю.

На древнеегипетских изображениях можно увидеть и писцов. Писцы очень нужны фараону. Они считают и записывают всё, что им прикажут. Но все земледельцы бояться писцов, потому что они забирают у них зерно.

Вопрос: Ребята, перечислите всех мастеров древнего Египта. (Дети перечисляют: горшечники, ткачи, кожевники, столяры, кораблестроители.)

Интересный факт: «Земледельцы боялись писцов и жаловались на свою судьбу: саранча и гусеницы испортили посевы, на полях появились мыши. Но в положенное время к берегу причаливает лодка. В ней сидит писец и несколько стражников с прутьями и палками – горе тому, у кого не хватает зерна для уплаты налога!»

Дети смотрят на картинку с41, пытаются самостоятельно предположить, как же проходило строительство.
IV. Микромодуль действенного закрепления:

Учитель показывает транспаранты с главными словами урока и задаёт следующие вопросы: Перечислите всех жителей древнего Египта. Чего требовала земля? Расскажите о труде земледельца.

Что ели египтяне? Что носили египтяне?

Чем занимались египтяне? Кто собирал налоги?

V. Раскрытие интриги.

Ребёнок, заработавший наибольшее количество жетонов получает конверт со «счастьем», вскрывает его и показывает всем картинку со священным жуком-скарабеем.

VI д/з
  1. Не все дети знают, почему этого жука почитали египтяне. Поэтому в качестве домашнего задания им будет необходимо помимо параграфа приготовить рассказ о скарабее.
  2. Составить рассказ от имени египетского земледельца о том, как прошел его день,
  3. с42 рубрика Поразмышляй
Конверт со счастьем

http://magic.jofo.ru/data/userfiles/4988/images/381563-scarabey3.jpghttp://magic.jofo.ru/data/userfiles/4988/images/381563-scarabey3.jpg

http://magic.jofo.ru/data/userfiles/4988/images/381563-scarabey3.jpgКонверт №1

«С помощью карты и двух корон подготовить рассказ об объединении Египта»

http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/2000000/1632000/1631402-ce9186d6bc0a0b3d.jpg

Конверт №2

карандаш, «лента времени» и задание:

«На ленте времени отметьте примерную дату объединения Египта»d:\алеся\история уроки\лента времени\лента времени.png

Конверт №2

карандаш, «лента времени» и задание:

«На ленте времени отметьте примерную дату объединения Египта»d:\алеся\история уроки\лента времени\лента времени.png

Конверт №2

карандаш, «лента времени» и задание:

«На ленте времени отметьте примерную дату объединения Египта»d:\алеся\история уроки\лента времени\лента времени.png

Конверт №2

карандаш, «лента времени» и задание:

«На ленте времени отметьте примерную дату объединения Египта»d:\алеся\история уроки\лента времени\лента времени.pngКонверт №2

карандаш, «лента времени» и задание:

«На ленте времени отметьте примерную дату объединения Египта»d:\алеся\история уроки\лента времени\лента времени.pngКонверт №3квадратики из цветной бумаги

Творческое задание. Придумать слово, написать буквы на отдельных кусочках, перемешать, сформулировать вопрос и предложить отгадать слово классу, которое относится к теме «Государство на берегах Нила».

Разгадайте зашифрованное слово.

фараон
вельможи
писцы
войско
земледель
цы
ремесленн
ики
горшечни
ки
ткачи
кожевник
и
столяры
кораблестроители
налоги – отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота: телят, козлят, ягнят.

http://arkeofili.com/wp-content/uploads/2015/01/musk2.jpghttp://forum.rozamira.org/uploads/monthly_04_2012/post-1279-1334430349.jpg

http://fianitik.ru/image/cache/data/silver/stone_skazka/01.2014/34673_01-640x640.jpg

omedicin.ru

Как жили ремесленики в древнем Египте?...

Древний Египет - одна из древнейших цивилизаций мира, которая зародилась на северо-востоке Африки. Властителем Египта считался фараон, которому прислуживали вельможи. Ремесленники и земледельцы представляли большую прослойку населения Древнего Египта и находились в подчинении у вельмож. В градации жителей Древнего Египта эти два сословия занимали низменные положения. Далее мы расскажем, как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Рабочие будни Земледельцы и ремесленники кормили не только себя, но еще и вельмож, писцов, воинов фараона. Большая часть наработанного земледельцами и ремесленниками уходила в государственную казну. День земледельца в Древнем Египте начинался с восходом солнца, а заканчивался на закате. Вся жизнь земледельца была тесным образом связана с Нилом - одной из величайших речных систем в мире. Когда река разливалась, нужно было следить, чтобы орошенными оставались не только поля и земли вблизи Нила, а также и те, которые были на некотором отдалении. На полях, которые располагались далеко от реки Нил, древние египтяне прокапывали каналы, которые перекрывали специальными плотинами. Когда Нил разливался, плотины отворяли. После процесса полива крестьяне приступали к севу. Мягкая, плодородная египетская земля удобрялась илом и не требовала каких-то колоссальных усилий при обработке. Жали египетские земледельцы и крестьяне с помощью деревянных серпов, где в качестве режущей части использовались кремниевые вкладыши. Впоследствии серпы стали изготавливать из бронзы. Первые сжатые колосья крестьяне относили своему господину - вельможе. Еще одну большую прослойку общества в Древнем Египте составляли ремесленники: горшечники, кожевники, ткачи. Изделия своего труда они не продавали, так как на тот момент не существовало еще товаро-денежных отношений. Однако у историков существуют мнения и гипотезы о том, что некое мерило стоимости было, на древнеегипетских изображениях можно увидеть, как некоторые покупатели несут с собой маленькие коробочки. Предположительно, это были коробочки для измерения зерна. В процессе обмена часто фигурировали не только товары, но и услуги. Например, один богатый вельможа очень щедро вознаградил мастеров-ремесленников, построивших ему роскошную гробницу. Жилище Как обстояла жизнь ремесленников и земледельцев в Древнем Египте с бытовой точки зрения? Следует сказать, что дома ремесленников и земледельцев не могли похвалиться особо изысканным убранством. Основным назначением их жилища была защита от жары днем и от пронизывающего холода и ветра по ночам. В качестве строительного материала использовался не камень, что странно, ведь Египет - страна, богатая камнем, а глина. Причем кирпич лепили из смеси глины и камыша с навозом. Это придавало дополнительную прочность строению. Чтобы попасть в дом ремесленника, нужно было спуститься на пару ступеней вниз, так как уровень пола в доме был ниже, чем уровень земли. Делали это для того, чтобы в доме всегда было прохладно. Пища Питались ремесленники и земледельцы достаточно невкусной, но сытной пищей - лепешками из ячменя. Редко употребляли в пищу мясо и овощи и, как правило, получали их от вельмож. Основным продуктом питания ремесленных и крестьянских сословий было корневище папируса, приготовленное специальным образом и приобретавшее в процессе готовки крахмальный вкус. Что же касается напитков простонародья, то основным было пиво. На сельскохозяйственных работах существовал специальный человек, который следил, чтобы земледельцу вовремя подносили напиток. Многие ученые считают, что это все же было не пиво, а квас. Внешний вид Атрибуты одежды земледельцев и ремесленников не отличались особым разнообразием. Стандартный костюм выглядел следующим образом: набедренная повязка или юбка длиною до колен, повязка на голову. Ходили крестьяне босиком, сандалии стали использоваться в Древнем Египте в более поздний период расцвета цивилизации.

Оцени ответ

nebotan.com