В древнем риме налоги. Налоги Древнего Рима Введение Развитие налоговой системы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Налоговая политика Римской империи (стр. 1 из 2). В древнем риме налоги


Налог с наследства в риме составлял

» Бланк по делу о наследстве 26 июля 2018 года

История налогов в Древнем Риме

Предлагаем ознакомиться с коротким очерком о налогообложении в Древнем Риме из книги Основные начала финансовой науки русского ученого Ивана Ивановича Янжула (1846-1914). Первое издание книги вышло в 1890 году. Но, поверьте, все еще актуально.

Рим в экономическом отношении имел значительное сходство с Грецией. Различие между обоими государствами заключалось в политической организации: в то время как в Греции весь политический строй основан был на союзном начале, хотя и извращенном по существу, Рим всегда стремился к единовластию. Вечный город не относился враждебно, не считал своим врагом того, кто был покорен им, кто находился уже под его властью но завоеванные области были для него все-таки провинциями, жители которых были далеко не равноправны с римлянами. В финансовом хозяйстве тем не менее наблюдается сходство с Грецией, и именно в том отношении, что и здесь доходы главным образом держатся также на произвольных и случайных источниках сознания необходимости собственного труда для поддержания государственного союза, как у современных нам народов, у римлян не существовало вечный город был пиявкой, которая высасывала соки из покоренных провинций.

В первый ранний период римской истории мы встречаемся несколько раз с принудительными прямыми и косвенными сборами с граждан, но налоги эти в большинстве случаев отличаются своей случайностью и недолговечностью. Налогом постоянным была только vicesima manumissionis (5 %-ный сбор с отпущенных на волю рабов) затем при царях существовал особый сбор с продажи соли, вызывавший большое неудовольствие Сервий Туллий подверг налоговому обложению самое имущество граждан, подвергавшееся оценке через каждые пять лет при цензе (lustrum). Отмененное при Тарквинии Гордом, это обложение было снова восстановлено во время республики Валерием Публиколой.

По мере того как владычество римлян распространялось все более и более с успехами римского оружия, эти сборы те

blankdok.ru

Налогобложение в древнем Риме — реферат

В древнем Риме граждан делили по территориальному и имущественному признакам. В Риме через каждые четыре года производилась перепись всех граждан и их имущества. На основании переписи (ценза) все население (включая патрициев и плебеев) делилось на шесть имущественных классов, или разрядов. Критерием имущественного положения гражданина считался размер его земельного надела. Позже имущественный ценз был установлен в денежной форме. Вместо прежних трех племенных триб Сервий Туллий разделил римское государство на четыре территориальные трибы.

 

 Деление граждан по  имущественному признаку использовалось  для распределения воинской повинности. Все свободное население, включая  патрициев и плебеев, было обязано  служить в ополчении. Первый  класс выставлял 96 центурий (сотен), в том числе 80 центурий тяжеловооруженной  пехоты и 18 центурий конницы;  все остальные классы, вместе  взятые, выставляли 95 центурий легкой  пехоты и вспомогательных отрядов.  Численность воинов в центурии (особенно в центуриях первого  класса) далеко не всегда достигала  ста человек. Вооружение и содержание  воинов ложилось на самих граждан,  а не на государство.

 

 Древний Рим дает  исключительно богатую почву  для анализа основ правового  регулирования по многим отраслям  права. Не является исключением  и налоговое регулирование —  многие налоговые платежи мы  обнаруживаем еще там и до  сих пор пользуемся полученным  в тот период опытом.

 

 Трансформация налоговой  системы Рима прошла несколько  исторических этапов, производных  от изменений государственного  устройства, особенно государственного  управления. В начале становления  налоговой системы, как подчеркивает  Д. Г. Черник, всё государство  состояло из города Рима и  прилегающей к нему местности.  В мирное время налогов не  было. Расходы по управлению городом  и государством были минимальными, поскольку избранные магистраты  выполняли свои должности безвозмездно, порой вкладывая собственные  средства. Это было почетно. Главную  статью расходов составляло строительство  общественных зданий. Эти расходы  покрывала обычно сдача в аренду  общественных земель. Но в военное  время граждане Рима облагались  налогами в соответствии со  своим достатком.

Значительное место в  государственных доходах Рима занимали иные, «предналоговые» формы, которые впоследствии сформировали налоговые платежи. Преимущественно это домены и регалии. В этих условиях право на государственные земли принадлежало одним патрициям, плебеи могли только выгонять скот на общественные пастбища. При этом сложно переплеталась общенародная, общинная и частная собственность, хотя практически всегда государство могло их вытребовать у владельцев обратно и распорядиться по-своему.

 Раннеримская налоговая система включала в себя собственно три вида налоговых платежей: трибутум, вектигалий и стипендий. Трибутум возник как имущественный налог с граждан Рима с позднейшей дифференциацией но провинциям. Вектигилий и стипендий возникли как различные формы пошлин, но с развитием налогообложения стипендий в итоге слился с вектигилием.

 В IV-III вв. до н. э. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговой системе. В колониях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размера состояния граждан. Определение суммы налога производилось каждые пять лет. Римские граждане, проживавшие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги.\

 В случае победоносных  войн налоги снижались, а порой  государственный налог отменялся  совсем. Необходимые средства обеспечивались  контрибуцией завоеванных земель. По свидетельству Т. Моммзена, при правлении Суллы (138 — 78 гг. до н. э.) в Риме граждане не платили уже никаких налогов, и единственные доходы государство получало от сдачи в аренду оставшихся у него земельных участков, из сборов таможенных и некоторых немногочисленных налогов на роскошь.

 В Римской империи куда входили различные провинции, были заложены и различия правового статуса налогоплательщиков в отношении жителей провинции как подданных империи и полноправных граждан. Жители провинций были обязаны платить налоги, что было свидетельством их зависимого положения. В провинциях собирались прямые и косвенные налоги, в основном в виде сборов, связанных с торговлей. Единой налоговой системы не существовало. Отдельные государства и общины были обложены по-разному. Те города и земли, которые оказывали более упорное сопротивление римским легионерам, после завоевания облагались более

высокими налогами. Кроме  того, римская администрация зачастую просто использовала систему налогов, сложившуюся в данной местности  до римлян. Изменялись лишь направление  и использование поступающих  средств. Так было, например в Сицилии, когда она в 227 г. до н. э. стала провинцией Рима. В целом в римскую казну провинции, как правило, платили меньше, чем своим прежним властителям. Но они несли расходы на содержание местной администрации, строительство общественных зданий, дорог и т. д. В таких римских провинциях, как Испания и Македония, важным источником доходов стали десятинные налоги с рудных и соляных копей .

 Показательно, что уже  в Древнем Риме налоги выполняли  различные функции. Помимо традиционных (фискальная, распределительная, контролирующая) они выполняли и производные, факультативные функции. Так, одним из обязательств налогоплательщиков было внесение сумм налогов в денежной форме. Это предполагало реализацию продукции, углубление разделения труда, развитие товарно-денежных отношений.

 Управление государственным  хозяйством Рима сосредоточивалось  в Сенате. Все деньги и ценности  хранились в Эрариуме (находившемся под храмом Сатурна), и ни один расход из этой кассы не мог быть произведен иначе, как по сенатскому декрету. В основании всей налоговой системы лежало поимущественное и поголовное обложение, причем второе распространялось только на провинциалов. Этим двум формам налогового обложения соответствовали оценка имущества и перепись, которые производились каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Сведения формировались на основании клятвенных заявлений налогоплательщиков о своем имущественном и семейном состоянии. Фактически таким образом зарождались основы налогового декларирования.

 

 Прямое налогообложение  в Древнем Риме.

 Важнейшим видом прямого  налога являлся трибитум — разновидность имущественного налога. В основе формирования налоговой обязанности лежала предварительная оценка имущества цензором. Она осуществлялась один раз в пять лет. Для этой цели все граждане, разделенные на грибы, собирались в полном вооружении на Марсовом поле; здесь цензор осматривал оружие каждого. В цензорские таблицы заносилось имя гражданина, сведения о его происхождении, роде занятий и величине имущества. В соответствии с величиной имущества граждане делились на несколько классов. Оценка имущества основывалась на добросовестном показании граждан; обмана со стороны последних почти нечего было опасаться — это было время самых строгих нравов. Впрочем, государство всегда могло знать число своих граждан; для этого закон предписывал при рождении каждого ребенка жертвовать медную монету в храм Юноны, в случае его смерти — в храм Венеры, а при облачении юноши в мужскую тогу такую же монету жертвовали в храм Юности. За неверные показания гражданин лишался всех своих прав и продавался в рабство. Разделенные на классы граждане несли податную тяжесть без изменения пять лет. Каждый ценз проверял их имущественные отношения и, если того требовали обстоятельства, вел к составлению новых списков отдельным классам; богатые вносились в высшие разряды, обедневшие пречислялись к низшим. Ценз не давал, впрочем, представления о действительной стоимости имущества, потому что при оценке не вычитались долги. Кроме того, некоторые предметы цензоры оценивали по собственному усмотрению выше их стоимости в качестве противодействия роскоши. Граждане шестого класса, куда зачислялись имевшие имущество, стоимость которого не превышала 1,5 тысячи асс, были свободны от подати и военной службы. С каждой тысячи асс взимался налог один или два асса в случае, когда это вызывалось государственной необходимостью. Вдовы и сироты платили деньги, шедшие на покупку лошадей для военной службы.

 Трибутум делился на гражданский и провинциальный. Первый выступал в форме имущественного налога. Провинциальный имел доменный характер, специфическую форму оброка с завоеванных земель. Он применялся в двух видах: поземельном и личном. Этот налог существовал при императорах и после Августа. Так, проведенная Августом в год рождения Иисуса Христа перепись, о которой говорится в Евангелии, не имела значения земельного кадастра, а была проверкой провинциальных трибутных доходов. Тот поземельный налог, которым Август грозил при нежелании подчиняться налогу с наследства, был также не что иное, как провинциальный трибут, который предполагал обращение частной собственности в государственную.

 Из состава трибутума впоследствии выделилась особая промысловая подать, пересматривающаяся, как и остальные, один раз в пять лет. Эту всеобщую подать платили все занимающиеся промыслами, кроме проституток. Со временем на его основе возник еще один платеж, включающий отчисления абсолютно со всех лиц, в том числе и лиц, занимавшихся «низкими» промыслами (проститутки, содержатели публичных домов, христиане, разносчики). Сбор с этих лиц, как оскорбляющих нравственное чувство, запрещалось вносить в государственную казну, и он шел на ремонт и постройку общественных театров, цирков и т. д.

 Что касается распределения  этого налога, то были заведены  особые книги — матрикулы,  куда записывалось всё, подлежащее  платежу. Распределение осуществлялось  не декурионом, а самими плательщиками  или их уполномоченными, из  чего следует, что налог был  распределительный, а не долевой.  Величина подати составляла 50-ю  долю или 2%. Данный налог не  пользовался популярностью в  Риме, и император Анастасий в  501 году решил отменить его,  как налог презренный, противный  божеству и недостойный самих  варваров.

 К числу прямых налогов  относилась и так называемая  уринная подать (налог на отхожие места). Этот налог был введен императором Веспасианом как промысловый налог с лиц, содержащих уличные отхожие места. Доходы этих лиц формировались из платы за пользование отхожими местами и доходов, получаемых от садовников и цветочников при удобрении почвы.

 В 6 году н. э. император  Август ввел налог с наследства, который был первым налогом  с наследств, воспринятым затем  многими налоговыми системами.  Этим налогом облагалось любое  наследство, достававшееся как родственникам,  так и неродственникам в размере 1/20 цены или 5%. При Каракалле ставка этого налога была увеличена вдвое (до 10%), однако позднее опять понижена до 5%.

 Д. Львов подчеркивал,  что доходность этого налога  была значительна. Известно, что  в Риме при Августе укоренился  обычай безбрачия, против которого  государство издавало строгие  законы; но они не были действенны. Имущество в результате безбрачия  часто переходило в чужие руки; богатые холостые люди, избегавшие  супружества, всегда были окружены  толпой бедных друзей, которые  терпели все капризы богатого  патрона, чтобы получить после  его смерти часть наследства (и  действительно получали), причем  в качестве неродственников должны были вносить незначительный налог; так, в частности, известно, что сам Октавиан получил легатов на сумму не менее 70 миллионов таллеров.

 Весьма интересна процедура  обсуждения и введения этого  налога. Не являясь сторонником  крутых мер, Август постепенно  старался привести общество к  осознанию необходимости его  введения. Поскольку доходов на  содержание армии не хватало,  он предложил Сенату назначить  особый налог с граждан. После  длительных обсуждений решение  так и не было принято. Наконец, Август устроил особую военную кассу, внеся за себя и Тиверия определенную сумму, и объявил, что будет делать этот взнос ежегодно. Так как частные лица и города не делали этого взноса, то появилась необходимость в постоянной подати. Август предложил, чтобы каждый сенатор письменно высказал свое мнение. Каждый из них предлагал свое, но все эти проекты, по мнению Августа, не годились. Тогда он принял решение, чтобы в эту кассу вносилось но 5% со всех наследств, за исключением незначительных и наследств, которые переходили к ближайшим родственникам. При этом он объявил, что нашел рекомендации относительно введения этого налога в бумагах Цезаря, авторитет которого был в глазах римлян чрезвычайно высоким. Налог этот взимался шесть лет, но римляне, считая его нарушением принципа права собственности, никак не могли с ним смириться, и неудовольствие дошло до того, что угрожало народным волнением. Тогда Август послал в Сенат требование указать другую подать, которая могла бы служить для удовлетворения экстраординарных расходов. Опять были внесены самые разные предложения и письменно представлены императору. Август мог судить но этим предложениям, что римляне согласятся скорее на любые другие налоги, чем на налог с наследства. Тогда он переложил этот налог на дома и земли и отправил оценщиков для описи недвижимого имущества городов и частных лиц, но при этом не обнародовал инструкций, которые были вручены этим оценщикам. Последнее Август сделал, чтобы внушить римлянам страх, что их имущество, в случае отказа от налога с наследства, будет обложено другими, более высокими сборами. Август грозил заставить римлян платить tributum provinciale, который до того вносился лишь жителями провинций и был довольно значительный. Римляне вынуждены были согласиться на налог с наследства, и этот налог, введенный Августом, вошел в общую податную систему римского государства.

 

 Главным источником  дохода в римских провинциях  служил поземельный налог. В  среднем его ставка составляла  одну десятую доходов с земельного  участка, хотя применялись и  особые формы налогообложения,  например, налог на количество  фруктовых деревьев, включая виноградные  лозы. Облагалась налогом и другая  собственность: недвижимость, живой  инвентарь, ценности.

 Каждый житель провинции  должен был платить единую  для всех подушную подать.

referat911.ru

Налоговая политика Римской империи

МИНИСТЕРСТВО образования и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

Кафедра «Менеджмента и маркетинга»

Дисциплина: «Налоговая система и налогообложение»

КонтрольнАЯ РАБОТА

на тему:

«Налоговая политика Римской империи»

Выполнил студент

факультета ЭСУ

_________ //

подпись, дата

/номер зачетной книжки /

Санкт-Петербург

2010

Содержание

Введение. 3

1. Древний Рим. 4

2. Средние века (V - XVI вв. н.э.)7

4. Новое время (XVI - XIX вв. н.э.)8

5. Новейшее время (c XIX в. н.э.)9

Заключение. 11

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм, которого, неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы.

Многовековой практикой налогообложения выработаны различные формы и методы контроля за сбором налогов, соблюдением налогового законодательства. Развитие и смена этих форм предопределялись развитием экономических и правовых институтов. Сбор налогов вначале осуществлялся многими правителями лично. В древнерусских княжествах пополнение казны происходило с помощью взимания дани, которая была, по существу, одним из первых прямых налогов. Дань обычно взималась «полюдьем» при объезде подвластных территорий князем или княжеской дружиной.

Великая Империя, Его государственное устройство стало образцом для государств Европы, которые появились гораздо позднее. Да и налоговая система римлян послужила примером для подражания. Такие понятия, как ценз, акциз, фискал, откупщик, дошли, до нас с тех далеких времен. Пока Рим оставался городом-государством, его налоговая система была не очень сложной. В мирное время налогов не существовало вовсе, а расходы покрывались путем сдачи в аренду общественных земель. Государственный же аппарат фактически содержал себя сам. Избранные магистраты не только исполняли обязанности безвозмездно, но еще и вносили на общественные нужды собственные средства, считая это почетным. В военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком, для чего раз в пять лет подавали избранным чиновникам-цензорам заявление о своем имущественном и семейном положении. На основании этих заявлений, ставших прообразом современных налоговых деклараций, и определялась сумма налога (ценз).

В IV-III вв. до н. э. Римское государство разрасталось, основывались или завоевывались новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговой системе. Римское государство росло, постепенно превращаясь в империю. Победоносные войны позволяли присоединять к нему все новые и новые земли, получившие название провинций. Усложнялась и налоговая система. На завоеванных землях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности, причем, чем более упорное сопротивление оказывали римским легионерам жители покоренных земель, тем более высоким налогом они облагались.

Основные налоги Римской империи, взимавшиеся в разных провинциях:

1. дорожная пошлина

2. налог на наследство

3. пошлины ввозные и вывозные

4. налог на вино, пшеницу, мыло

5. налог с жилища

6. сборы с определенной профессиональной деятельности: с банщиков, работорговцев и т. д.

7. налог на содержание стражников

Римские граждане, проживавшие вне Рима, платили как государственные[1] , так и местные налоги[2] . Но если в мирные времена они от государственных налогов освобождались, то коренные жители провинций таких налоговых льгот не имели, что служило символом их подчиненного положения. Налоги на доходы отсутствовали - их заменяли налоги на наследство и подушный налог, который платили все граждане Рима (по схеме горизонтальной справедливости).

Налоговые документы хранились в финансовом органе и служили базой для последующих переписей имущественного состояния (цензов).

Что же представлял собой провинциальный ценз в Римской империи? В Иудее, например, сведения о землевладении содержали:

1) наименование отдельного подворья, к какой общине оно относится и в каком угодье находится, кто является его двумя ближайшими соседями;

2) количество моргенов пахотных угодий, которые могут быть засеяны в ближайшие 10 лет;

3) сколько на участке имеется виноградных лоз;

4) сколько моргенов земли и сколько деревьев насчитывают оливковые плантации;

5) сколько моргенов лугов будет скошено в ближайшие 10 лет;

6) сколько приблизительно моргенов земли отводится под пастбища;

7) сколько моргенов земли приходится на лесные угодья, способные давать деловую древесину;

8) пол и возраст всех членов семьи.

Владелец земли был обязан оценить свои доходы сам.

Чиновник, контролирующий проведение ценза, имел полномочия уменьшить налог в тех случаях, когда в силу объективных причин снижалась продуктивность хозяйства. Так, если часть виноградных лоз погибла или засохли маслины, то они в ценз не включались. Но если владелец земли вырубил виноградные лозы или оливковые деревья, то ему приходилось привести уважительные причины, по которым он это сделал. В противном случае выкорчеванные деревья включались в ценз.

Сбором налогов в римских провинциях занимались откупщики. Контролировать их деятельность было довольно сложно, да и налогоплательщику было выгоднее дать взятку, нежели выплачивать непомерно высокие налоги. Коррупция и злоупотребление властью неизбежно вели к экономическому кризису, который разразился в I в. до н.э.

Чтобы исправить ситуацию, император Гай Юлий Цезарь (100 - 44 годы до н.э.) вынужден был пойти на налоговую реформу - уменьшить количество налогов и установить государственный контроль за налогообложением. Но налоговое бремя вновь стало возрастать. Император Октавиан Август (правивший в 27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) так же провел реформу финансовой системы. Он создал в провинциях финансовые учреждения, которые контролировали налогообложение, провел переоценку налогового потенциала провинций, для чего был произведен обмер каждой городской общины с ее земельными угодьями, составлены земельные кадастры и проведена перепись имущественного состояния граждан. Сбором налогов, главным из которых был поземельный, стали ведать государственные чиновники.

Со времен Древнего Рима ведется и подразделение налогов на прямые [3] и косвенные[4] . Так, к косвенным относились: налог с оборота (1%), налог при торговле рабами (4%), налог на освобождение рабов (5% их рыночной стоимости), а также налог с наследства (5%), которым облагались лишь граждане Рима и который имел целевое назначение - расходовался на пенсионное обеспечение профессиональных солдат. Уже в те далекие времена налоги не только играли фискальную роль, но и служили дополнительным стимулом развития товарно-денежного хозяйства. Ведь они вносились деньгами, для чего населению приходилось часть продукции продавать. Это углубляло разделения труда, урбанизацию.

Как это ни парадоксально, к концу существования этой могущественной империи древности государственный аппарат в ней располагал огромными богатствами. Эти богатства формировались к тому времени преимущественно за счет налогов на добычу полезных ископаемых, поборов с народов покоренных римлянами колоний и даров.

В Византийской империи, где только прямых налогов существовал 21 вид, а также всевозможные косвенные и чрезвычайные налоги, налоговое бремя привело к сокращению налоговой базы и ослаблению государства.

В Западной Европе во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

Современное европейское государство сформировалось в основном в ХVI-ХVII вв., однако его система налогообложения была еще далека от совершенства. После распада феодальной системы основным объектом налогообложения закономерно стала земля - ведь именно она в те времена была главным источником богатства в экономике всех стран. Поначалу размер земельного налога определялся площадью сельскохозяйственных земель, и лишь потом родилась идея брать налог в зависимости от того годового дохода, который землевладелец мог получить от использования своей земли. Затем в североамериканских колониях Великобритании был введен всеобъемлющий налог на собственность. Он взимался не только с земли как таковой, но и с построек на ней, а также личного имущества и ожидаемых доходов людей, которые на этой земле жили.

Значительная часть средств поступала в казну через систему чрезвычайных налогов, а их сбор находился в руках откупщиков, то есть дельцов, которые называли на торгах самую высокую цену за право сбора очередного налога и таким образом откупали его. Деньги поступали в государственную казну, а откупщик занимался сбором налогов, стараясь при этом получить максимальную прибыль за счет комиссионных. Надо ли говорить, к каким злоупотреблениям это приводило и насколько непопулярными личностями были откупщики у населения, если еще средневековый церковный деятель и философ Фома Аквинский называл налоги узаконенной формой грабежа.

mirznanii.com

Налогов в Древнем Риме - Римской империи

.

Налоги в Риме была очень старая учреждения. Изначально был вопрос не слишком обременительными, поскольку они составили около 1% от суммы налоговой базы. Они заявили, в собственность граждан, в том числе те, которые находятся в этой категории включают в рабов, которое было отнести к определенной группе ( instumentum Vocale.) Во время войны или других ситуациях, требующих дополнительных ресурсов они могут перейти к 3% от стоимости облагаемых товаров. Один из старейших, было уделено 167 г. до н.э. граждан поземельный налог. Он только восстановил императора Диоклетиана в третьем веке нашей эры

Вообще отличается Обыкновенные налогов (Ординарий tributum массовой) А Чрезвычайное положение (tributum extraordinarium), Который был применен в определенных ситуациях, например, для покрытия расходов на войну. Вообще выплачиваться наличными, хотя во время кризиса, было принято решение, чтобы собрать их в природе. Во всех провинциях были собраны в земельный налог (tributum соли.) Кроме того, сбор, взимаемый карты (tributum capitis.) Налоговая реформа была проведена до времени Диоклетиана. Для более слабых, менее благополучных слоев общества, так. заправкой (capitatio.) Значение этой пошлины не было, однако, несмотря на все то же самое. Основой для расчетов является так называемый. душу населенияЭто определило стоимость одного Колона. В зависимости от стоимости работ, возделывания земли, душу населения включают разное число глав (capitatio Humana) Владельцы скота должны были платить налог в зависимости от количества животных (capitatio animalium.) Тем не менее, плебейского населения бедных образцов в подушный сбор устанавливается ежегодно (capitatio plebeia.) Выгоду от налоговых льгот для определенных категорий людей, таких, как вдовы, дети. Земельный налог рассчитывается в зависимости от стоимости земли. Легли в основу iugum, Область, которая может быть сохранена и поправили один человек с телегой. Среди специальных налоговых необходимо выделить налог на наследство. Его значение было определено 5 процентов массы. Однако, и с момента выпуска произошло, и в частности наследования после ближайших родственников и мелких капель в стоимости 100 000 сестерциев.

Кроме того, налоги, государство выиграли от противопехотных (portorium.) Тема его в чем дело. Так как обвинения были освобождены только такие предметы, необходимые во время путешествия, и для собственного использования, но не может быть, по оценке сотрудника, предназначенных для коммерческих целей. Чтобы не вводить двусмысленности, есть юридическое обязательство zdeklarowania этих пунктов. Невыполнение этого условия, он может включать изъятие грузов. Duty была собрана в виде процента от стоимости, но она отличается не только в отношении некоторых видов вещей, но его стоимость может варьироваться в разных частях страны.

opee.ru

Налоги в Древнем Риме - Решить проблему клиента так просто!

 

Еще один отрывок из книги Чарльза Адамса «Для добра и зла: влияние налогов на развитие цивилизации» (Charles Adams «For Good and Evil: The Impact of Taxes on the Course of Civilization»).

Налоговые практики Римской империи

Римляне называли налоги «более - менее организованным грабежом», а налоговиков – «бандой грабителей». В Римской империи первые двести лет налоги были умеренными. Многие лидеры проявляли вообще неслыханную сегодня щедрость, оплачивая госрасходы из личных доходов. В Римской империи были периоды как без налогов, так и с очень высокими налогами. Ее история делится на два равных периода: 1) Республика (до 30 г. до н. э.), когда Римом руководил Сенат, и 2) Империя, которая закончилась в 476 году. В ранней Республике налоги были невысокими. Самая большая расходная статья - армия финансировалась богатыми гражданами, владельцами собственности. Они должны были служить год в армии без оплаты. Они даже сами себе покупали форму и оружие.

Дух добровольной работы пронизывал все структуры государства. Даже судьи работали бесплатно. Косвенные налоги на торговые операции давали большую часть необходимых доходов Республики. Первыми налогами были пошлины на экспорт и импорт. Поскольку большая часть торговли шла через порты, налог назывался portoria. При завоеваний новых колоний римляне сохраняли старую налоговую систему. В Испании импортная таможенная пошлина составляла 2%, на Сицилии, в Африке и Албании - 5%. Рабы и дань были результатами военных действий. С продажи каждого раба взимался 2-процентным налог с продаж. При освобождении раба надо было уплатить 5% от его стоимости. С рабов платили меньший подушный налог, чем с других. Торговля рабами была очень большим бизнесом. К примеру, свободный порт Делос мог принять вместить 120 тысяч рабов. В мирные времена основными поставщиками рабов были пираты. Команда захваченного корабля считалась частью добычи. Частные сборщики налогов также торговали рабами. Так король восточной провинции Рима жаловался Риму, что он не может набрать достаточное количество людей в легионы, потому что сборщики налогов забрали всех лишних мужчин в рабство. Если затем налоги выплачивались, то человек освобождался. Таким образом, он был чем-то вроде гаранта.

Ведение военных действий стоило денег, поэтому правители республики решили ввести военный налог – tributum. Данный налог представлял собой дань, которую собирали с разных товаров. Базой для военного налога были активы, которые оценивались каждые 5 лет во время переписи. За недекларирование доходов можно было попасть в рабство. Это решение принимал переписчик. Военный налог Рима был похож на греческий eisphora, но у греков этот налог не платили бедные, а иностранцы платили, а римлян – наоборот. Военный налог был прогрессивным по-своему. Товары роскоши – драгоценности, дорогая одежда женщин, дорогие повозки – оценивались в 10 раз выше, чем их рыночная цена. Другие предметы могли быть оценены на сумму, которая в 2 – 4 раза выше реальной, поэтому ставка 1% обманчива. Римляне по-своему оценивали базу для этого одного процента. В дополнении к этому богатые граждане были обязаны выдавать кредиты на содержание армии. В системе сбора данного налога был предусмотрен механизм возврата. Он запускался, если во время военных действий были завоеваны трофеи.

Блюстители порядка (цензоры) были самыми важными людьми Республики. Они делали оценку активов для сбора военного налога. Эти должности занимали бывшие сенаторы и консулы, политики преклонного возраста, Они избирались Собранием всех граждан Рима и были наделены полномочиями назначать и увольнять сенаторов. Таким образом, политики заканчивали свои карьеры, занимаясь решением налоговых проблем.

К середине второго века до н. э. налог на ведение войны был отменен. В последующие 400 лет римляне не платили прямых налогов. Налог был отменен, потому что провинции не могли содержать свои легионы. Завоеванные земли стали римскими. Их сдавали в аренду и брали налоги в виде своеобразных арендных платежей. Драгоценные металлы с заграничных шахт плыли в Рим. В своих северных и восточных провинциях римляне использовали новые методы сбора налогов. Именно поэтому римская империя просуществовала дольше греческой.

Тем не менее, система сбора дани имела целый ряд слабых мест. Ее трудно было контролировать. Она генерировала восстания. Ассирийцы тратили большие ресурсы на подавление налоговых бунтов. Единственным способом расправиться с бунтующим городом или провинцией – убить всех, но это снижало потенциал для уплаты налогов в будущем. Римляне вместо системы сбора дани использовали систему построения империи по провинциям. В каждую провинцию назначался правитель. У него была сильная армия и большие полномочия. Такая система была устойчивей, чем ассирийская.

Римская модифицированная система сбора дани была более справедливой, чем египетская или греческая. Римляне устанавливали те же налоги, что и для себя. Если в какой-то местности был подушный налог, он продолжал работать. Если был 10-процентный налог с урожая, его также никто не отменял. Оправдание дани в Рим было воспринято многими людьми, как справедливое. Это была плата за мир и стабильность. Римляне долгое время были в очень хороших отношениях с Сицилией. Они не вмешивались в налоговую систему этой провинции. Однако были правители, которые вопреки закону повышали ставки налогов, вмешивались в работу сборщиков налогов, требовали откаты. Примером наказания за такую деятельность является губернатор Верес. Он был уличен в коррупции, но наказание было своеобразным. Ему поручили взыскать с жителей Сицилии три состояния: одно для себя, другое – для армии и третье – для взяток суду, который рассматривал дела о вымогательстве.

Проблемы Рима начались в Испании. Сначала римский легион кормился за счет сборов с этой территории. Помощь из Рима не приходила. Коррумпированные сборщики налогов, которых нанял Сенат, погрузили на старые корабли разную рухлядь и отправили в Испанию. Корабли затонули, а сборщики налогов потребовали денег для компенсации стоимости кораблей и груза. Сицилия кормила Рим зерном, а Испания была источником золота и серебра. С 206 года до н. э. до 197 г. до . э. римляне вывезли из Испании 130000 фунтов (фунт – 373,2 грамма) золота и серебра. Этот запас стал основой стабильных римских денег. Ничто так не стимулирует колонизаторов на новые завоевания, как хороший урожай или обильная дать со своей провинции. Римская империя начала подготовку к своему закату.

Во втором веке до н. э. римские бизнесмены неаристократического происхождения захватили власть в Риме. Сенату урезали полномочия. Среди них было много сборщиков налогов, которые первыми захватывали выгодные посты во вновь завоеванных провинциях. Из-за их жестокости римлян стали называть безобразными, уродливыми. Они назывались publikani, потому что возвысились в государстве за счет Общего собрания граждан Рима. Аристократический Сенат не принимал простолюдинов, а Ассамблея не принимала законы. Она лишь могла накладывать на них вето. Около 130 г. до н. э. ассамблея получила право принимать законы. Эта практика продолжалась несколько лет и вскоре была отменена. Остались два закона: распределение бесплатного хлеба для бедняков Рима и новая налоговая система в богатой Греции и других провинциях. Decuma или 10-процентный налог с урожая заменял налоговые договора римского Сената. Данные налоги должны были собирать только publikani. Они получали эксклюзив на 5 лет.

Рим получил большие деньги вперед. Чтобы их собрать публикани должны были делать своеобразные пулы. Так появились первые корпорации societates publicanorum. На законодательном уровне была закреплена разница между акционерами и менеджментом. Акции этих корпораций продавались на Форуме в Риме, Это был первый в истории фондовый рынок. Акции публикани гарантировали стабильный доход. При этом никто не следил за тем, что творили публикани в провинциях. Вот что писал о них Цицерон: «проведению хорошей политики и выражению доброй воли мешают публикани. Если мы будем им противостоять, мы будем отчуждаться друг от друга и от государства… С другой стороны, если мы в каждой ситуации будем с ними соглашаться, мы разрушим благосостояние и интересы тех, кого мы должны защищать».

История с островом Родос и Римом является одной из самых примечательных налоговых историй античности. Рим не брал остров штурмом, а всего лишь превратил порт Делос в безналоговую гавань. В Родосе налог составлял 2%. В течение года объем торговли на Родосе сократился на 85%. Ежегодные поступления в 1 млн. серебряных драхм сократились до 150 тысяч. Коммерческий колосс разрушился, потому что купцам было выгодно не платить двухпроцентный налог. Римляне, нанеся удар по Родосу, проигнорировали тот факт, что родосцы защищали торговлю от пиратов, которые быстро воспользовались падением острова. Пираты быстро воспользовались дыркой в системе безопасности. Угроза от пиратов была такая большая, что на борьбу с ними был снаряжен Помпей, который вернулся с Рим победителем.

В провинциях часты были восстания. Митридат великий, который руководил провинцией на территории сегодняшней Турции, был в центре одного из таких восстаний. В один день во многих городах империи было убито 80 тысяч римских публикани. 20 тысяч бизнесменов в свободном порту делом также было убито. Митридат хотел добиться 5-летнего иммунитета на уплату налогов. После четырехлетней войны полководец Сулла разгромил силы повстанцев. Он сказал: «Я не буду совершать акты вандализма. Я только заставлю вас платить весь объем налогов за пять лет сейчас. К тому же, вы должны мне компенсировать издержки войны с вами». Для взыскания этих денег Сулла учредил институт «специальных агентов». Полномочия по сбору этих налогов назывались imperium или lectores. Вслед за Суллой мощным полководцем был Помпей, который также резко увеличил налоги на восточные провинции (подушный налог, налог на домашнее хозяйство, конфискация имущества на военные цели). Цицерон резко критиковал Помпея, потому что, среди всего прочего, он захватил его деньги в качестве принудительного займа.

Затем Римом правил Юлий Цезарь. Он считал, что мир в провинциях можно навести только при помощи умеренных налогов, а не сильных поборов. Он начал заключать налоговые соглашения с городами, которые в целом ряде случаев предусматривали снижение налогового бремени в зависимости от урожая. При Юлии Цезаре впервые за 150 лет отношения с восточным провинциями были мирными. Но потом наступил Ides of March в 44 г. до н. э. Убийство Цезаря омрачило отношения Рима с Востоком. Брут грабил города, убивал тех, кто отказывался платить налоги или отдавать ему свое имущество. На Родосе были захвачены все корабли. Люди под угрозой смерти должны были отдавать все свои драгоценности. Марк Антоний был еще хуже. Он приказал удвоить налоги на все города, которые поддерживали Брута. После битвы при Актиум Октавиан - победитель распустил представительный орган власти. На 1500 лет Рим стал вотчиной цезарей. Кто виноват в таком повороте событий? В первую очередь, публикани и налоговая система, которая сеяла разрушения, злобу и ненависть.

Из всех цезарей самых выдающимся является Август. Он сумел добиться самого продолжительного периода мира. Он упразднил воинственную Республику и положил конец расширению империи. Он принял статус Первого Гражданина вместо статуса императора. Он разрушил мощь республики, изменив направление налоговых потоков. Он не изменил формат римского правительства. Сенат по-прежнему правил, но Август был де-факто императором. Август учредил налоговое бюро и ликвидировал институт publikani. Он начал заключать налоговые договора с городами и провинциями. Косвенные налоги собирали энергичные бизнесмены – conductors. Вначале они были на комиссии, а потом работали бесплатно, на патриотической идее. Налоги собирались местными людьми на основе переписи. Они проводились для регистрации граждан для последующей оценки налоговой базы. Города получили право устанавливать свои налоги. Опять речь идет о 10 или 20-процентом налоге на урожай. Для обеспечения старости солдат август ввел налог на наследство. Он составлял 5%. Подарки детям и женам не облагались этим налогом. В Риме действовал налог с продаж. Он составлял 1% на все товары и 4% на рабов. После смерти Августа налог с продаж был сокращен вдвое. В 40 году Калигула вообще упразднил этот налог.

Интересны предложения Нерона: 1) налоговые правовые акты до этого были конфиденциальные, надо сделать общественно доступными, 2) на оплату долгов по налогам будет предоставляться год после объявления дефолта, 3) власти на местах и в губернаторы провинций должны отдавать приоритет делам против налоговых сборщиков (их злоупотреблений).

Великая эпоха Римского мира, длившаяся двести лет, закончилась в 180 году смертью Марка Аврелия. Он был императором, которые при пустой казне продавал с аукциона свои личные активы, чтобы покрыть госрасходы. С одной стороны, солдаты требовали повышения жалований. С другой – люди требовали снижения налогов. Пустая казна стала приговором Риму. Окончательной ошибкой Марка было назначение на престол своего сына, а не наиболее способного из граждан. Он был убит своим советником. Рим погрузился в столетие жестокости и кровопролития.

Налоговые записи сжигались. С аукциона продавалось имущество императоров. Девальвация динара превратила его в пустые деньги. Ко времени императора Септимиуса (210 год) в динаре осталось только 50% серебра. Еще через шестьдесят лет – только 5%. Чтобы выжить правительство прибегло к четырем способом получения дохода: 1) золотая корона или 1600 фунтов золота, 2) литургия, 3) налог на наследство, 4) военные трофеи. Все эти инструменты начал активно использовать Диоклетиан. Он пришел к власти в ситуации экономического хаоса. Сборщики налогов не брали обесцененные деньги, а солдаты не хотели получать в ней зарплату. Моря контролировались пиратами. Часты были бунты. Фермеров изгоняли из своих домов сборщики налогов. Государство вернулось к рабскому труду и конфискационным мерам.

В такой ситуации Диоклетиан ввел в империи чрезвычайное положение. Он приказал заморозить цены, перешел на сбор налогов в натуральной форме. Возврат к налоговому примитивизму был показательным. Чтобы осуществлять сбор налогов, была проведена перепись. Затем власти оценили, сколько люди должны платить, исходя из потенциала их активов. Мера стоимости динар была заменена на единицу продукции iugum. Он был равен 12,5 акрам лучшей земли, 25 акрам земли первой категории и 37,5 акрам земли второй категории. Можно только вообразить, какие споры разгорелись по поводу того, к какой категории отнести тот или иной участок земли. Как говорит Ч. Адамс, такая система все равно была проще, чем система подоходного налога сегодня. В то время она породила мощную бюрократию. Во многих исторических текстах указывалось, что сборщиков налогов было больше, чем налогоплательщиков. Гражданам империи ограничили право свободного передвижения, которое у них было с самого начала. В угоду своей налоговой системе Диоклетиан лишил своих сограждан права, которое у них было 1000 лет. Фермеры и их дети были обязаны оставаться на своей земле. Так римская империя погрузилась в тоталитаризм.

В сентябре каждого года правительство оглашало налоговые ставки на каждый iugum. Никто не знал заранее, какой налог надо будет платить. Диоклетиан положил начало популярной сегодня практике. Он декларировал начало реформ и снижение налогов, но вместо этого увеличивал их. Последователь Диоклетиана Константин посвятил империю в христианство и .. еще больше увеличил налоговую нагрузку. В 306 году он ввел прямой налог на торговлю и производство. Он собирался каждые четыре года. База – коммерческие операции. На деле он взимался практически с каждого предмета. Чтобы уплатить его, некоторые даже продавали детей в рабство, потому что налог собирался в золоте или серебре. Чтобы заставить родителей идти на такие акты отчаяния сборщики налогов применяли пытки. В те времена многие христианские мученики умирали скорее не по религиозным, а по налоговым соображениям. Один из немногих позитивов, который сделал Константин, заключался в переходе на золотой стандарт, но цена для людей от этого монетарного достижения была очень высокой. Императоры четвертого века страстно старались спасти империю, но остановить развал было невозможно.

Историки называют много причин падения Рима: депопуляция, болезни, войны, высокие налоги, истощение земли и даже греховодность. На самом деле, было несколько причин, которые определили ход развития событий. Ч. Адамс считает, что к этому списку надо добавить еще один важнейший фактор – уклонение от уплаты налогов. Если бы у римских властей было достаточно денег на армию для защиты страны от набегов варваров, то развала империи бы не было. При Диоклетиане бюрократия и армия резко увеличились. Армия насчитывала около 500 тысяч человек. В течение четвертого века сборщики налогов стали менеджерами рынка рабов. Малые фермы старались объединяться, но власти запретили этот процесс. Большие фермы не платили налоги по закону. Чтобы платить меньше налогов, землевладельцы давали взятки за занижение стоимости земли. Для богатых Сенат принимал одну амнистию налоговых долгов за другой. Многие историки указывали на феномен исчезающих налогоплательщиков. Одни были физически уничтожены или боялись заниматься производством, другие, что побогаче, просто обеспечивали себе налоговый иммунитет. Крестьяне умирали от недоедания, потому что все ресурсы забирали сборщики налогов. Некогда могущественный Рим, который гордился гарантиями свободы и демократии, пал под бременем государственного регулирования и огромной налоговой нагрузки.

Источник: http://liberty-belarus.info/content/view/1222/36/

centrobuh.livejournal.com

Налоги Древнего Рима Введение Развитие налоговой системы

Налоги Древнего Рима

Введение Развитие налоговой системы Древнего Рима характеризовалось огромным количеством налогов и попаданием в налоговую базу самого широкого спектра объектов, вплоть до самых экзотических, например таких как: • Сбор на содержание надзора за рынком. • Сбор за ярлык для ослов • Сбор на воздвижение статуй • Сбор на золотой венок в качестве выражения верноподданнических чувств представителю высшей власти. • . Сбор на содержание начальника района • Налог на мыло

Особенности налогообложения в мирное и военное время В мирное время • Общественные расходы покрывались путем сдачи в аренду общественных земель. Аппарат государства содержал себя сам и местные жители не платили никаких податей. Избираемые магистраты, которые избирались, не только безвозмездно исполняли обязанности, но еще и вносили на общественные нужды собственные средства на добровольной основе, считая это почетным В военное время • В во время войны граждане Рима облагались налогом от своего имущества, для этого раз в пять лет они подавали избранным чиновникам-цензорам заявление о своем имущественном и семейном положении, на основании которых определялась сумма налога (ценз).

Источники государственных доходов • Постоянные войны не только расширяли империю, но и создавали стабильный рынок рабов, способствовали расширению товарного обмена и повышению роли денег. • Жители провинций выплачивали единый подушный налог. Но лидирующим источником дохода в Древнем Риме была земельная подать, в среднем он составлял 10% с участка земли. Налогами облагали жилье, ценности, скот и рабов. Были в Риме и косвенные налоги, например, при продаже раба взимали 4%, а обычного товара — 1%.

Домены-(промысловый налог), первый источник формирования государственной казны. Сущноть заключается в том, что государство как хозяйствующий субъект вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность: сдавать имущество в аренду, организовывать казенные предприятия, приобретать ценные бумаги частных эмитентов и т. п. Регалии - доходы, полученные от эксплуатации исключительного права государства заниматься определенными видами деятельности. К числу регалий можно отнести судебные пошлины, доходы от эмиссии денег, таможенные пошлины и т. д Трибутум-разновидность имущественного налога, обложение, которому подлежали имущество римских граждан и провинциальные земли, составлявшие общественную собственность.

Косвенные налоги в Древнем Риме • Вектигаль- косвенный налоговый сбор, в широком смысле означал разнообразные косвенные сборы, по сути, представлявшие собой транзитную пошлину с товаров, перевозимых из одной местности в другую - через римское государство • Порториум (от portus - гавань) означал платеж, схожий по характеру с таможенной пошлиной. Римляне взимали его, однако, не только в гаванях с привозимых товаров и на границах империи как с провоза, так и с вывоза.

Налоговые органы Система сбора налогов была во многом производна или даже сливалась с органами финансового управления в целом. Исполнителями решений Сената были квесторы, управлявшие Эрариумом (централизованным денежным фондом). Причем одно из его отделений (Эрариум санктум) рассматривалось как запасная казна, расходуемая только в крайних случаях.

Заключение • Итак, подводя итог, нужно отметить, в Римской империи главным источником доходов служил поземельный налог, в размере 10% доходов с участка. Существовали и косвенные налоги (перекладываемые на покупателей товаров. • В целом этот этап развития налогообложения характеризовался огромным количеством налогов и попаданием в налоговую базу самого широкого спектра объектов, вплоть до самых экзотических • Характерной моделью поведения государств этого этапа было взятие за основу налоговой системы Римской империи и «обогащение» ее новыми формами налогов.

present5.com

Формирование налоговой системы Древнего Рима - Рефераты по Древнему Риму - Статьи по истории древнего Рима

ВВЕДЕНИЕ

1. Ранний Рим в Царский период

2. Экономика Рима в период Республики

3. Формирование налоговой системы в период Империи

ВЫВОД

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

С давних времен осуществлялся контроль за пополнением казны в любом государстве. История цивилизации свидетельствует, что в разные времена имели место разнообразные налоги и сборы - на имущество, на землю, на рабов, на коней, на собак, на скот и птицу, на пчел, подушные налоги, налоги на бороду, окна, двери, на наследство и т.д.

Налогообложение же, как система, приобрело свои характерные черты в Древнем Риме. Так, денежные средства Рима хранились в кассе Сената и не могли быть использованы без подписания сенаторского декрета. Один раз в 5 лет определялось имущественное состояние жителей государства и таким образом граждан относили к разным классам в финансовом обеспечении. Низший класс получал право не уплачивать налоги и сборы (имущество стоимостью меньше 1500 асс). Т.е. еще тогда был заложен фундамент принципа социальной справедливости платежей - налог уплачивался в зависимости от размера дохода или имущества. За уклонение от декларации имущества, жителей Рима лишали всех прав и продавали в рабство. Таким образом, создавалась система, которая позволяла правителям четко контролировать как имущество и доходы граждан, так и в полной мере наполнять казну государства. Основными налогами, которые взимались в натуральной форме были поземельный налог, налоги на живой инвентарь, фруктовые деревья, виноградники и недвижимость. При расчете налога на живой инвентарь, учитывался не только скот, но и рабы. Первым же денежным налогом был «трибут», который устанавливался для всех свободных граждан. Причиной его введения считается расширение товарных отношений и наличие излишков сельскохозяйственной продукции.

Экономическую историю и, соответственно, историю налогообложения Рима в эпоху Древнего мира можно разделить на 3 этапа:

1) хозяйственные отношения на территории Италии в первой половине І тыс. до н.э.

2) экономика Рима в период Республики (V - I в. до н.э.)

3) хозяйственная жизнь в Римской Империи (конец I в. до н.э. - V в. н.э.)

1. Ранний Рим в Царский период

Основой хозяйственной жизни Раннего Рима было сельское хозяйство, сохранявшее преимущественно натуральный характер. Основной культурой являлась пшеница. В наиболее развитых областях (Этрурия, Капания, Апулия) выращивали так же ячмень, просо, бобы; в менее развитых и гористых районах - полбу, ячмень, бобы, репу. Значительное развитие получили виноградарство и оливководство. Разводили крупный рогатый скот, лошадей, свиней. Торговля в это время была развита слабо.

VIII -- VI вв. до н.э. характеризуются разложением родовой общины. На место кровнородственных связей приходит принцип территориального расселения, внутри общины усиливается имущественное расслоение. Хозяйственно-юридической единицей стала большая патриархальная семья (familia), включавшая и рабов. Огромное значение для разрушения родового строя имели реформы царя Сервия Туллия (579-535 гг. до н.э.), который стремился найти опору вне родовой аристократии. Вся римская территория была разделена на 21 трибу (округ) - 4 городских и 17 сельских. Как и Солон в Афинах, Сервий Туллий ввел цензовый принцип деления мужского населения Рима на шесть имущественных разрядов. На основе имущественного ценза комплектовалось войско. Можно говорить о том, что эти реформы создали новое государственное устройство.

Римское сообщество было разделено на патрициев и плебеев. Патрициями в X--VIII вв. до н. э. назывались все римляне -- члены римской родовой организации (римский populus), имевшие представителей (старших в роде) в сенате, в совете отцов (patrez). В процессе разложения родоплеменного строя ими стали называться только члены знатных семей, противопоставлявших себя другим членам римского народа. Они становились покровителями обедневших родичей. Известны патрициальные роды Юлиев, Горациев, Куриациев и др. Глава семьи -- патриций (pater familias) обладал неограниченной властью над ее членами (вплоть до права казнить или продавать в рабство). Патрицианская семья получала от общины участок земли во владение и приусадебный участок площадью 2 югера (0,5 га) в собственность.

Особую группу жителей составляли плебеи, по-видимому, пришельцы из других областей -- не члены римской общины. Они считались юридически свободными, но не имели гражданских прав, обрабатывали небольшие участки земли, занимались торговлей и ремеслом. В их среде быстро шли процессы социального расслоения, но всех плебеев объединяло стремление к равноправию с патрициями, что связывалось с допуском к владению участками на общинных землях, которые считались собственностью города-государства. Патриции занимали общинные земли, внося небольшую арендную плату. Это и служило одной из главных причин ожесточенной борьбы плебеев против патрициев, которая разворачивалась с VI в. до н. э. В ходе этой борьбы разлагались и отмирали остатки родовых отношений и сформировалось Римское государство, имевшее специфически военный характер и основанное на особой структуре -- античной гражданской общине.

В VIII -- VI вв. до н. э. влияние Рима на Апеннинском полуострове возрастало. В VI в. Рим встал во главе Латинского союза, который объединял 47 племен. Царский период завершился в 509 г. до н. э., когда Тарквиний Гордый был изгнан из Рима.

2. Экономика Рима в период Республики

С этого времени расширяется территориальная экспансия Рима. До половины захваченных территорий передавалась в общинные земли, что приводило к обогащению патрициев. Ежегодные военные походы (с марта по октябрь) требовали поддержания и повышения боеготовности армии, осуществлять которые было все сложнее без участия плебеев. В 494 г. плебеи отказались участвовать в очередном походе и вынудили патрициев учредить институт народных трибунов -- неприкосновенных защитников своих интересов. Такая тактика в дальнейшем применялась плебеями неоднократно.

Борьба патрициев и плебеев. Одним из важнейших этапов этой борьбы стал 450 г., когда были приняты Законы XII таблиц.

Письменная фиксация римского права ограничивала произвол патрициев, прежде осуществлявших суд «по обычаю». Кроме того, Законы свидетельствуют о наличии в обществе отношений частной собственности. Детально разработано долговое право. Должник, не выплативший своего долга, попадал в кабалу и мог быть «продан за Тибр» или даже лишен жизни. Из законов явствует, что значительное развитие получили ростовщические операции, хотя размер процента еще контролируется (87 1/3 % годовых). По существу законодательство XII таблиц характеризует римское общество в период утверждения рабовладельческого строя, но при наличии стойких пережитков родовых отношений (например, кровная месть).

Только к III в. до н. э. плебеи в конце концов уравнялись в своих правах с патрициями. В 287 г. до н. э, был принят закон Гортензия, по которому решения плебейских собраний (плебисцитов) становились законом для всех граждан. Кроме этого браки между патрициями и плебеями более не запрещались; один из консулов обязательно выбирался из плебеев. Долговое рабство было отменено: в 326 г. до н. э. был принят закон Петелия, по которому гражданин отвечал за задолженность только своим имуществом. Право владения общественной землей ограничивалось: теперь каждый гражданин мог получить участок не более 125 га, что способствовало ускорению развития частной собственности на землю.

Многочисленной социальной прослойкой римского общества стали клиенты. Ими могли быть или отпущенные на волю рабы, или иноплеменники, или целые общины, вынужденные искать покровительства у патрициев. Они получали родовое имя патрона (отсюда -- патронат), земельные наделы, неся сельскохозяйственные и военные повинности в пользу патрона. Институт клиентелы (патроната) стал в дальнейшем прообразом новой формы зависимости -- колоната.

Рабы в рассматриваемый период еще не стали основной производительной силой общества. Рабство носило по преимуществу патриархальный (нерыночный) характер, Да и положение рабов существенно отличалось от классического варианта рабства. Позднее римский писатель Марк Варрон подразделял средства труда на три части: орудия говорящие, издающие нечленораздельные звуки и орудия немые; к первым он относил рабов, ко вторым -- волов и к третьим -- телеги. В это время раб еще не стал «говорящим орудием»: раба не включали в состав имущества, рабы отвечали за некоторые проступки перед судом, не поощрялось жестокое обращение с ними. Более того, рабы -- члены фамилий -- в III -- II вв. до н. э. могли получить пекулий (лат. собственность) -- имущество, с обязательством выплаты части дохода господам. Пекулий на правах владения получали городские рабы (ремесленники, вилики -- управляющие виллами), пастухи, земледельцы. Наделение рабов пекулиями обусловливало их имущественное расслоение и сближение части их со свободными.

Постоянные войны не только раздвигали границы Рима, но и создавали стабильный рынок рабов, способствовали расширению товарного обмена и повышению роли денег. Римские серебряные монеты - денарий и сестерций - стали основной валютой Средиземноморья. Развивалось меняльное дело, ростовщичество, причем в ростовщических операциях, разорявших целые города, принимала участие римская знать. Однако торговый капитал не финансировал и не организовывал производство, что свидетельствует о достаточно низком уровне экономического развития общества.

В IV в. до н. э. римляне покорили Среднюю Италию, а к 270 г. до н. э. Южную Италию и Сицилию. Борьба за господство на Средиземном море с Карфагеном продолжалась (с перерывами) с 264 по 146 гг. до н. э. и закончилась разрушением Карфагена. Одновременно в провинцию была превращена и Македония. Таким образом Рим превратился в крупнейшую державу. Позднее провинциями стали все прибрежные территории Средиземного моря, Италийский полуостров, Северная Африка, Пиренейский полуостров, все Восточное Средиземноморье. В числе римских провинций -- Испания, Галлия, Британия, Сицилия и др.

Одним из основных источников дохода Римского государства стали налоги с провинций. Их взимание в период Республики находилось в руках откупщиков -- публиканов, от которых сильно страдало население (величина ссудного процента в провинциях иногда достигала 48%). Кроме того, с провинциями велась неравноправная торговля, товары из них вывозились по заниженным (неэквивалентным) ценам. Императорские прокураторы руководили налоговой политикой в каждой провинции, контролируя наместников. Тяжелое экономическое положение провинции осложняло материальное положение их населения и приводило к массовым выступлениям. Земледелие

Основным занятием населения Рима оставалось земледелие, которое в горных и засушливых районах дополнялось скотоводством.

В Риме существовали практически все известные виды ремесла по обработке камня, металла, кожи, шерсти, изготовлении изделий из глины, ткачество. Самое развитое из ремесел -- гончарное производство. В VII--VI вв. до н. э. повышение спроса на гончарные изделия привело к специализации и созданию крупных мастерских. Производились посуда, строительная керамика (плиты для отделки фризов), а также веретена для ткацких станков, грузила для сетей, тигели, формы для отливки монет и статуй. Керамическими изделиями в Древнем Риме славилась Арреция.

Ремесленники объединялись в коллегии по профессиональному признаку. Коллегии возникли еще в Царский период и находились под контролем государства. В IV--III вв. до н. э. коллегии прообразовывались в государственные корпорации.

В каждом большом поместье имелись управляющий и его помощник с целым штатом надсмотрщиков и мастеров, в ведении которых находились рабочие. В обществе усиливалась социальная напряженность. Попытка возвратить прежние принципы землепользования в отношении общинных земель была предпринята братьями Тиберием и Гаем Гракхами. Избранный народным трибуном Тиберий Гракх в 133 г. до н. э. добился утверждения закона, по которому каждый гражданин мог иметь в своем пользовании не более 500 югеров общественной земли, остальная земля делилась между бедными гражданами (около 7,5 га на крестьянский двор) под условия наследственной аренды. Чтобы предотвратить новое разорение, эти земли нельзя было дарить или продавать. В III в. до н. э. этот принцип был отменен: все граждане, владевшие государственной землей в пределах 500 югеров, получали их в полную частную собственность. Это событие имело двоякое значение: с одной стороны, способствовало развитию товарно-денежных отношений в деревне, стремлению владельцев сделать имения более доходными, с другой - фактически открывала путь к концентрации земли в руках богачей.

После убийства Тиберия Гаю Гракху удалось возобновить деятельность комиссии и наделить землей около 75 тысяч семей. Но и он вынужден был признать свое поражение после вооруженного столкновения, в котором погибло около трех тысяч человек -- приказал своему рабу убить его. Закон не дал ожидаемых результатов, поскольку небольшие крестьянские наделы были не в состоянии обеспечить доходность хозяйства.

Концентрация земельной собственности продолжала развиваться одновременно с нарастанием социальных противоречий, что привело к массовым восстаниям рабов (138--132 до н. э, 104 --100 до н. э., 73 -- 71 до н. э. -- восстание Спартака). В начале 80-х гг. до н. э. в Риме началась гражданская война.

рим кадастр налоговый собственность

3 Формирование налоговой системы в период Империи

В условиях политического кризиса республиканская форма правления закономерно уступила место императорской власти через переходную форму диктатуры (Сулла и Цезарь). Как пишет Т. Моммзен, при правлении Л.К. Суллы (138 до Р.Х. - 78 до Р.Х.) в Риме граждане не платили уже никаких налогов, и единственные доходы, которые государство получало здесь, оно извлекало из отдачи в аренду оставшихся у него земельных участков, из сборов таможенных и некоторых немногочисленных налогов на роскошь

Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима, взимались регулярно.

Преобразование финансового хозяйства и прежде всего налоговой системы начал Гай Юлий Цезарь (100 до Р.Х. -- 44 до Р.Х.). Он отменил откуп по прямым налогам, сохранив только для косвенных. Для каждой общины была определена сумма, которую она должна была внести. Распределение и сбор ее возлагались на саму общину. Налоги были снижены, поскольку государство могло получать их непосредственно, и значительные суммы не шли теперь в карманы откупщиков. Многие города получили налоговые льготы, но некоторые за борьбу против Цезаря были наказаны повышением налогов.

Первым императором стал Октавиан Август (63 до Р.Х. -- 14 н.э.), который считается одним из самых ярких политических деятелей Рима. Он основал так называемые финансовые учреждения, которые контролировали процесс налогообложения. Их обязанностью было:

· определять граждан, которые должны уплачивать налоги;

· оценивать имущественное состояние граждан;

· хранить финансовые документы для следующего расчета налога (ценза).

Что представлял собой провинциальный ценз в Римской империи? В сведениях о землевладении в Иудее, например, указывались:

наименование отдельного подворья, к какой общине оно относится и в каком угодье находится; его два ближайшихх соседа;

количество моргенов пахотных угодий, которые могут быть засеяны в ближайшие десять лет;

сколько на участке имеется виноградных лоз;

сколько моргенов земли и сколько деревьев насчитывают оливковые плантации;

сколько моргенов лугов будет скошено в ближайшие десять лет;

сколько приблизительно моргенов земли отводится под пастбища;

сколько моргенов земли приходится на лесные угодья, способные давать деловую древесину;

пол и возраст всех членов семьи.

В эту эпоху Римская цивилизация вступила в полосу расцвета. Август покровительствовал искусству и наукам. В годы его правления в Риме был проложен водопровод, строились великолепные храмы, украшавшие города. Современники воспринимали эту эпоху как «золотой век». Рим превратился в огромную империю, разделенную на провинции. Они включали весь Италийский полуостров, Северную Африку, Пиренейский полуостров, все Восточное Средиземноморье, Испанию, Галлию, Британию, Сицилию и др. основным источником доходов провинций Рима был земельный налог. В среднем его ставка составляла 10% от суммы полученного дохода. Кроме того взимались платежи за недвижимость, рабов, крупный рогатый скот и др.

В позднеантичное время после всеобщей переписи населения (289--290) императором Диоклетианом (243--313) была введена поголовная подать для всех жителей империи, кроме Рима, установлены единые размеры налога, взимавшегося в основном натурой.

Основой налогообложения стали кадастры - описи налогоплательщиков, что способствовало их прикреплению к месту жительства.

Единый нормативный налог учитывал земельное владение и занятую в нем рабочую силу, он преимущественно взимался натурой, причем на 15 лет были установлены твердые выплаты, а ежегодная выработка считалась неизменной. Налогами начали облагаться освобожденные рабы, работорговля, наследование. Тем не менее основную часть доходов обеспечивали провинции.

Реформа усилила внутренние экономические противоречия. Прежде всего это коснулось земледелия. Несмотря на применение новых изобретений (колесный плуг, жатка с широким захватом, водяная мельница) земледелие становится все менее выгодной отраслью из-за низкой производительности рабского труда, несовместимого по сути с техническим прогрессом, а также из-за снабжения населения дешевым привозным хлебом. Так, в первые годы Империи в Остию ежегодно прибывало до шести тысяч кораблей, доставлявших около 5 млн. бушелей (1 англ. бушель -- примерно 36,4 дм3) хлеба из Египта и около 10 млн. бушелей из других провинций, предназначенных исключительно для снабжения населения Рима.

В связи с этим повысилась роль латифундий. Возникла новая организационная сельскохозяйственная форма -- сальтус -- крупное земельное имение. Наибольшими были сальтусы императорского дома, находившиеся в Италии и провинциях, преимущественно в Африке. Отдельным сальтусом или их группой ведало особое должностное лицо -- прокуратор. По закону императора Адриана (II в. н. э.) заимщикам пустующих земель сальтусов предоставлялись льготы и права, близкие к владельческим. Сальтусы императоров и сенаторов не входили в территорию городов, не облагались налогами; их население подчинялось городским магистратам.

Прибавочный продукт изымался в форме ренты, первоначально денежной, затем натуральной и издольной в соединении с отработочной. Это создавало возможность некоторое время выдерживать конкуренцию. Но изменившиеся политические условия (резкое сокращение притока рабов вследствие прекращения широкомасштабной агрессии) вынуждают рабовладельцев заботиться о естественном воспроизводстве рабов как основной производительной силы.

В Римской империи как форма аренды был широко распространен колонат. Колонами римские юристы называли любых арендаторов и тех, кто получал землю и инвентарь по договору или сидел на земле из поколения в поколение, и тех крупных арендаторов, которые обрабатывали землю с помощью своих рабов или сдавали землю небольшими участками субарендаторам.

В начале II в. н. э. колоны, находясь на положении свободных экономически и юридически арендаторов, вносили фиксированную арендную плату, обусловленную количеством и качеством используемой земли, а уже к концу века наиболее распространенной стала форма, фактически тождественная денежному оброку.

В конце II -- начале III в. в африканских провинциях возникла барщина, окончательно утвердившаяся в IV--V вв. К положению колонов из свободных граждан (ставших ими через систему клиентелы) постепенно приблизилось положение рабов (квазиколонов). Колонами могли становиться и свободные арендаторы, и вернувшиеся из города плебеи. Сначала в Риме проводилось четкая грань между квазиколонами и попавшими в зависимость через систему клиентелы свободными. Но постепенно эта грань стирается. Колонат превращался в основную форму эксплуатации земледельцев, близкую к феодальной. Фактически крепостничество колонов было оформлено конституцией Константина (332 г.) «О беглых колонах», где предписывалось возвращать колонов в приписанные имения, а в наказание заставлять их работать закованными.

III -- V вв. н.э. -- период кризиса поздней Римской империи, в основе которого лежал кризис рабовладельческих производственных отношений. Общими особенностями периода являются: сепаратизм провинций, нашествия варваров (готы, франки, аламаны и др.), восстания рабов, колонов, армейские перевороты, наличие большого числа деклассированных элементов в городах -- люмпенов.

Затрудняла управление экономикой и огромная территория Римской империи, С начала II в. н. э. римляне часто в сражениях терпели поражения, что приводило к приостановке притока дешевых рабов. Усиливались негативные стороны использования рабского труда, сокращались стимулы к труду у других слоев населения, приходили в упадок ремесла, усиливалась натурализация хозяйства. Неравноправное положение провинций усиливало их стремление к экономическому и политическому обособлению, что еще более осложняло хозяйственное положение метрополии и вынуждало искать более эффективные пути ведения хозяйства на Италийском полуострове. В недрах рабовладельческого строя зарождались протофеодальные отношения, крупные латифундии дробились на мелкие участки, колоны прикреплялись к земле. Экономическая нестабильность, обострение классовой борьбы подрывали хозяйственную и военную мощь Рима, что привело сначала к разделу Империи на Западную и Восточную (395 г. н.э.), а затем к завоеванию Рима варварскими народами (476 г. н.э.).

Многие хозяйственные традиции и устои Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно в империи существовал 21 вид прямых налогов. Среди них: поземельный налог, подушная падать, налоги на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов, заплатив который можно было освободиться от воинской повинности, пошлина на выдачу государственных актов и т. д. Если при строительстве здание превышало установленные заранее размеры, то взимался штраф, получивший название «налог на воздух». Особые налоги платили сенаторы, а также чиновники и военные, получившие повышение в должности. Однако обилие налогов отнюдь не привело к финансовому процветанию Византийской империи. Наоборот, следствием чрезмерного налогового бремени стало сокращение налоговой базы, а далее -- финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства.

ВЫВОД

Многие стороны современного государства имеют свои истоки в Древнем Риме. Проследим за развитием там налоговой системы. Первоначально все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время налогов не было. Расходы на управление городом и государством были минимальными, поскольку избранные магистраты исполняли свои должности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства, это было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Расходы обычно покрывала сдача в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии с достатком.

Определение суммы налога (ценз) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам клятвенное заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Как видим, еще тогда закладывались основы декларации о доходах.

В IV -- III вв. до Р.Х. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговой системе. В колониях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан. Определение суммы налогов производилось каждые пять лет. Римские граждане, проживающие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги.

В случае победоносных войн налоги снижались, а, порой государственный налог отменялся совсем. Необходимые средства обеспечивались контрибуцией завоеванных земель.

Рим превращался в империю, в состав которой входили провинции. Жители провинций были подданными империи, но не пользовались правами граждан. Они были обязаны платить налоги, что свидетельствовало о их зависимом положении. В провинциях собирались прямые и косвенные государственные налоги, в основном в виде сборов, связанных с торговлей. Единой налоговой системы не существовало. Отдельные государства и общины были обложены по-разному. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, после завоевания облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация зачастую просто использовала систему налогов, сложившуюся в данной местности до римлян. Изменялись лишь направление и использование поступающих средств. В целом в римскую казну провинции, как правило, платили меньше, чем своим прежним властителям. Но они несли расходы на содержиние местной администрации, строительство общественных зданий, дорог и т.д. В таких римских провинциях, как Испания и Македония, важным источником доходов стали десятинные налоги с рудных и соляных копей.

Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла в должной степени контролировать. Господство откупной системы при отсутствии четких правил в налогообложении привело к тому, что в провинциях царил полный произвол. Обычными явлениями стали злоупотребления, коррупция.

Преобразование налоговой системы начал Гай Юлий Цезарь. Он отменил откуп по прямым налогам, сохранив только для косвенных. Для каждой общины была определена сумма, которую она должна была внести. Многие города получили налоговые льготы. Эту деятельность продолжил император Август Октавиан. Во всех провинциях были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за налогообложением. Были сокращены услуги откупщиков, а там, где они сохранились, за их деятельностью установлен строгий государственный контроль. Заново была проведена оценка налогового потенциала провинций с целью более справедливо распределить налоги и увеличить их отдачу. Для этого проводились обмеры каждой городской общины с ее земельными угодьями, составлялись кадастры по каждому городу, содержавшие данные о землевладельцах. Проводилась перепись имущественного состояния граждан. Переписью руководили наместники провинций совместно с прокураторами, возглавлявшими финансовые учреждения провинций. Каждый житель был обязан в определенный день представить властям общины свою декларацию. Налоговые документы хранились в финансовом органе и служили базой для последующих переписей имущественного состояния (цензов). Владелец земли был обязан оценить все сам. Чиновник, контролирующий проведение ценза, имел полномочия уменьшить налог в тех случаях, когда в силу объективных причин снижалась продуктивность хозяйства.

Главным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например, налог на количество фруктовых деревьев.

Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь (крупный рогатый скот, рабы), ценности. Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать.

В 6 г. н. э. император Август ввел налог с наследства -- 5%. Этим налогом облагались лишь граждане Рима, но не провинций. Налог носил целевой характер. Полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных солдат. Ближайшие родственники солдат были от данного налога освобождены.

Помимо прямых налогов в Римской империи существовали и косвенные. Наиболее существенные из них: налог с оборота или акциз на внутреннее потребление по ставке обычно 1%; особый налог с оборота при торговле рабами по ставке 4%, налог на освобождение рабов по ставке 5% от их рыночной стоимости, акциз на соль. Акциз на соль платили только жители провинций, граждане города Рима были от него освобождены. Августом были введены новые таможенные пошлины во всех провинциях со всех вывозимых или ввозимых на продажу товаров. Величина пошлин дифференцировалась, в среднем ставка составляла 5%.

Государственные финансовые органы непосредственно не взимали налогов с граждан. Это делали общины. А вот оценка и определение налоговых поступлений общин, контроль за сроками поступления налогов государство держало в своих руках через органы фиска.

Уже в Римской империи налога не только выполняли фискальную функцию, но и играли роль дополнительного стимулятора развития хозяйства. Налоги вносились деньгами. Следовательно, население было вынуждено производить излишки продукции для продажи. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, урбанизации.

ЛИТЕРАТУРА

Довгалюк В.І. Податкова система: Навчальний посібник/ В.І. Довгалюк, Ю.Ю. Ярмоленко.- К.:ЦУЛ, 2007.-360 с

Іванов Ю.Б. Податкова система: Підручник/ Ю.Б.Іванов, А.І. Крисоватий, О.М.Десятнюк.-К.:Атіка,2006.-920с.

Онисько СМ. Податкова система: Підручник/ С.М.Онисько, ІМ. Тофан, О.В. Грицина; За заг. ред. С.М. Онисько.- 3-тє вид., виправл. і доп.-Львів: Магнолія Плюс, 2006.- 336 с.

Черник Д.Г. Основы налоговой системы: Учебник для вузов/ Д.Г.Черник, В.Морозов.- Изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 511с.

romans.at.ua