Схема управления древним государством. Ответы по «Истории государственного управления» в России. Приятного изучения. Оглавление
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Как управлялось Древнерусское государство: краткая характеристика. Схема управления древним государством


Схема 1. Система управления Древнерусским государством в X в. — КиберПедия

Схема 1. Система управления Древнерусским государством в X в.

 

Схема 2. Система управления Новгородской феодальной республикой («господином Великим Новгородом»)

 

1 Высший орган власти в Новгороде, собрание свободных горожан – владельцев дворов и усадеб. Решало вопросы внутренней и внешней политики, приглашало князя, заключало с ним договор. На вече собирались посадник, тысяцкий и архиепископ.

2 Приглашался вечем.

3 Осуществлял управление и вершил суд, контролировал деятельность князя.

4 Возглавлял народное ополчение, вершил суд по торговым делам.

5 С 1156 г. – выборная должность. Возглавлял церковь в Новгороде, ведал казной республики и ее внешними сношениями.

6 Самоуправляющиеся территориально‑административные и политические единицы.

 

Схема 3. Высший, центральный и местный государственный аппарат России в XVII в.

 

 

 

Схема 4. Социально‑сословное представительство на Земских соборах XVII в.

 

 

Схема 5. Органы власти и управления в Российской империи в 20–70 гг. XVIII в.

 

 

Схема 6. Сословная структура Российской империи во второй половине XVIII в.

 

Схема 7. Органы власти и управления губернии и уезда в конце XVIII в.

 

Схема 8. Судебные учреждения губернии и уезда в конце XVIII в.

 

Схема 9. Управление городом в конце XVIII в.

 

 

Схема 10. Структура управления Российской империей в первой четверти XIX в.

1 Абсолютный монарх.

2 Сохранил свои функции высшего законосовещательного, административного и судебного правительственного учреждения по делам Русской православной церкви со времени Петра Великого.

3 «Хранитель законов» империи – высший орган надзора за соблюдением законодательства.

4 Учрежден в 1810 г. по инициативе М. М. Сперанского как высший законосовещательный орган. Председатель и члены назначались императором из влиятельных чиновников. По должности в состав Государственного совета входили министры.

5 Высшее административное учреждение, совещание императора с высшими чиновниками по вопросам управления государством. Создан одновременно с министерствами. Состоял из министров и главноуправляющих на правах министров. После учреждения Государственного совета его председатель и председатели департаментов Совета вошли в Комитет министров.

6 Общегосударственное высшее учреждение, орган, связывающий императора со всеми правительственными учреждениями по важнейшим вопросам внутренней политики. В ее составе было создано (в разные годы) 6 отделений. Особое место среди них занимало III отделение – орган политического сыска и следствия.

7 Центральные органы управления, созданные на основе единоначалия в 1802 г. взамен коллегиальных органов. Подверглись преобразованиям в 1810–1811 гг.

Схема 11. Высшие и центральные государственные учреждения Российской империи после 1905 г.

 

 

Схема 19. Органы государственной власти и управления СССР

По Конституции 1977 г.

1 Согласно статье 6 Конституции СССР 1977 г. КПСС признавалась руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций.

2 Республиканские, краевые, областные и другие партийные организации и их комитеты организовывали исполнение директив ЦК КПСС.

3 Высший орган государственной власти в СССР, возглавляющий единую систему Советов. Состоял из двух равноправных и равновеликих палат. Сессии ВС СССР созывались два раза в год.

4 Избирался по избирательным округам с равной численностью населения.

5 Избирался по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 – от каждой автономной республики, 5 – от автономной области, 1 – от автономного округа.

6 Высший орган государственной власти, постоянно действовавший в период между сессиями ВС СССР. Избирался на совместном заседании палат в составе Председателя Президиума, первого заместителя Председателя, 15 заместителей Председателя (по одному от каждой республики) и 21 члена Президиума ВС СССР. Был подотчетен ВС СССР.

7 Правительство СССР – высший орган государственного управления, формировался на 1‑й сессии ВС СССР нового созыва, был ответствен перед ВС СССР и подотчетен ему, в период между сессиями ВС СССР – подотчетен Президиуму ВС СССР. Имел право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ союзных республик.

8 Центральные органы государственного управления: 32 общесоюзных и 30 союзно‑республиканских министерств СССР, 6 общесоюзных и 12 союзно‑республиканских государственных комитетов СССР.

9 Правительства союзных республик. Были ответственны перед ВС союзных республик и подотчетны им. Имели право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ автономных республик, отменять распоряжения и решения исполнительных комитетов краевых, областных и нижестоящих народных депутатов.

10 Высшие органы власти в союзных республиках.

11 Возглавлял систему органов народного контроля, избирался ВС СССР сроком на 5 лет.

12 Высший судебный орган СССР, на который возлагался надзор за судебной деятельностью судов СССР. С 1979 г. выступал в качестве суда первой инстанции, рассматривал дела в порядке надзора и в кассационном порядке. Избирался ВС СССР сроком на 5 лет в составе Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей, кроме того, в его состав входили председатели Верховных судов союзных республик по должности.

13 Назначался ВС СССР сроком на 5 лет, был подотчетен ему, в период между сессиями ВС – Президиуму ВС СССР; назначал прокуроров союзных и автономных республик, краев, областей и автономных областей, по его представлению ВС СССР назначал Главного военного прокурора.

Схема 1. Система управления Древнерусским государством в X в.

 

cyberpedia.su

Как управлялось Древнерусское государство: краткая характеристика

Вопрос о том, как управлялось Древнерусское государство, – одна из ключевых лекций в школьном и университетском курсах по истории. Эта тема очень важна для понимания сложившейся структуры и механизма функционирования власти в державе. Это был переходный период. В обществе всё ещё были довольно сильны общинные порядки и родоплеменные связи. Тем не менее они постепенно уходили в прошлое под влиянием усиливающейся княжеской власти.

Ранний этап

Организация общественной жизни во многом зависела от того, как управлялось Древнерусское государство. С самого начала своего возникновения оно отличалось довольно сильными позициями центра, сумевшего уже к X веку подчинить себе соседние племена, так именно с этого времени они уже не упоминались в летописях. Фигура князя играла важную роль в предгосударственный период. Он возглавлял дружину в походах и выполнял защитную и военную функции.

В историографии существует точка зрения, что он изначально был руководителем торговых славянских экспедиций. Они сопровождались большими опасностями и потому нуждались в охране. Впоследствии глава дружины приобрел значительный вес в обществе. Это привело к захвату им основных рычагов управления. Таким образом, при ответе на вопрос, как управлялось Древнерусское государство, следует учитывать этот важный исторический аспект для понимания происхождения и истоков власти правителя.

как управлялось древнерусское государство

Изменение княжеского статуса

Киевские правители опирались, как и раньше, на свою дружину. Поначалу именно она была основой их могущества и влияния. При этом показателен тот факт, что в рассматриваемое время господствовал принцип братства в войске, когда предводитель считался всего лишь первым среди равных. Это особенно важно при освещении темы, как управлялось Древнерусское государство. Поскольку это позволяет понять механизмы взаимодействия князя с своим окружением.

Но уже в эти века наблюдался процесс укрепления и роста престижа правителя. Теперь он не только выполнял военные функции, но также постепенно превращался в политического главу общества. Князь принимал законы, судил, собирал налоги, словом, взял на себя все те прерогативы, которые присущи государственному правителю. Тем не менее при нём не было развитого бюрократического аппарата, что позволяет многим историкам применительно к рассматриваемому времени говорить о раннефеодальной монархии, а не об абсолютной.

как управлялось древнерусское государство при ярославе мудром

Усиление князя

Для наглядного объяснения системы функционирования власти можно рассмотреть вопрос о том, как управлялось Древнерусское государство при Ярославе Мудром. В историографии принято считать, что именно при нём окончательно оформилось политическое устройство молодой державы. Во многом это объясняется тем обстоятельством, что он был создателем первого письменного законодательства, что свидетельствует об развитости общества в это время.

При правителе состоял совет – Дума, которая выполняла совещательную функцию. В неё входили представители знатных родов и наиболее приближённые к правителю люди. Выше уже говорилось о том, что к X веку князья подчинили себе племенные центры. Однако они не могли сами непосредственно руководить этими землями.

как управлялось древнерусское государство при ярославе

Поэтому на местах контроль осуществляли местные удельные правители. Отвечая на вопрос, как управлялось Древнерусское государство при Ярославе Мудром, следует также упомянуть про отдельную категорию лиц, которые также занимали видные места в руководстве. Речь идёт о посадниках и волостелях. Они контролировали более мелкие территориальные единицы.

Самоуправление

Нельзя забывать и о народных организациях, которые также были весьма весомой силой в рассматриваемое время. С ними центр не мог не считаться. Вече представляло собой весьма серьёзную силу. Иногда оно выступало на стороне правителя, но иногда и поднимало восстание. Орган занимал важное место в городской жизни, поэтому о нём нужно обязательно упомянуть, говоря про то, как управлялось Древнерусское государство при Ярославе.

как управлялось древнерусское государство схема

Раздробленность

Князь одновременно много способствовал укреплению позиций центра. Но вместе с тем перед смертью он разделил все свои владения между сыновьями. Это впоследствии привело к распаду единого государства. Впрочем, в это время подобный шаг был неизбежен. Ведь в обществе всё ещё были очень сильны родоплеменные отношения, которые определяли жизнь не только простого населения, но представителей власти. И тема «Как управлялось Древнерусское государство», схема которой представлена в этой статье, наглядно показывает, что у правителя не было сильного аппарата для поддержания своего статуса.

fb.ru

Ответы по «Истории государственного управления» в России. Приятного изучения. Оглавление

Приятного изучения.

Оглавление

1) «Военная демократия» как организация управления у восточных славян в догосударственный период.

2) Образование Древнерусского государства. Организация власти и управления в нем (IX–XII вв.).

3) Десятичная система управления в Древней Руси. Характеристика института наместничества и кормлений.

4) «Русская правда» – первый свод русских законов и правовая основа великокняжеской власти.

5) Возникновение удельной системы на Руси. Ее характеристика и роль в распаде Древнерусского государства.

6) Государственные образования на Руси в начальный период политической раздробленности (XII–XIII вв.).

7) Вечевой строй и особенности управления в Новгородской и Псковской республиках (XII–XV вв.).

8) Организация княжеской власти и дворцово-вотчинной системы управления в русских землях в период политической раздробленности.

9) Особенности управления русскими землями-княжествами в условиях вассальной зависимости от Золотой Орды.

10) Изменения в управлении на Руси в период возвышения Москвы (XIV–XV вв.).

11) Предпосылки создания Московского централизованного государства. Характерные особенности и черты его политического устройства в XV–XVI вв.

12) Избранная рада и реформы управления (центрального и местного) Ивана Грозного.

13) Сословно-представительная монархия в России: общая характеристика, особенности, государственные институты (XVI – середина XVII вв.).

14) Общероссийские судебники 1497 и 1550 годов: общая характеристика и роль в начале становления самодержавной власти в России.

15) Возникновение приказной системы управления в России: ее характеристика, принципы деятельности, эволюция в XV–XVII вв.

16) Формирование аристократической модели государственной службы в России в XV–XVII вв. Содержание принципа «местничества».

17) Соборное уложение 1649 г. как правовая основа феодальной государственности в самодержавной власти России.

18) Боярская аристократия, ее место и роль в управлении Московским государством в XV–XVII вв.

19) Роль и место Русской православной церкви в Московской Руси. Стоглавый собор и значение его решений для управления государством.

20) Утверждение абсолютизма в России: его основные черты, особенности и этапы осуществления, результаты.

21) Административные реформы Петра I: причины, содержание, этапы осуществления, результаты.

22) Правительствующий Сенат и органы государственного надзора при Петре I.

23) Коллегиальная система управления в России: история создания и принцип функционирования.

24) «Генеральный регламент» и «Табель о рангах»: содержание и значение для создания бюрократической модели государственной службы в России.

25) Изменения в государственном управлении и положении чиновничества в период «дворцовых переворотов».

26) «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II и проекты государственного преобразования России второй половины XVIII в.

27) Изменения в системе органов центрального управления в России в 1762–1796 гг.

28) Судебная и полицейская реформы Екатерины II.

29) Губернская (1775 г.) и городская (1785 г.) реформы в России XIX в.: их содержание и значение.

30) Государственное управление в России при Павле I.

31) Российская монархия в первой четверти XIX в. и поиски верховной властью ее усовершенствования.

32) Возникновение министерской системы в России, ее характерные черты и особенности.

33) Проект государственных преобразований М. М. Сперанского и его практическая реализация в первой четверти XIX века.

34) Высшие и центральные государственные учреждения Российской империи в первой четверти XIX в.: система, компетенция, порядок взаимоотношений.

35) Конституционные проекты декабристов по государственному преобразованию Российской империи.

36) Изменения в системе высших органов власти и управления во второй четверти XIX в.

37) Местное управление в Российской империи в первой половине XIX в. Особенности управления окраинами.

38) Статус чиновничества и особенности государственной службы в России в первой половине XIX в. «Устав о службе гражданской».

39) Кодификационная деятельность в России в первой половине XIX в. Полное собрание и Свод законов Российской империи.

40) Буржуазные реформы 60–70-х гг. XIX в. и их влияние на систему государственной власти и управления Российской империи.

41) Крестьянская реформа (1861 г.) в России и ее правовое определение.

42) Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы и формирование всесословного самоуправления в России.

43) Судебная реформа 1864 г.: правовое содержание и значение.

44) Изменения в центральном и местном управлении в России при Александре III.

45) Положение чиновничества в России во второй половине XIX – начале XX вв.

46) Манифест 17 октября 1905 г. и новая редакция Основных законов Российской империи 1906 г. Правовое определение положения императора в обновленной государственной системе России.

47) Создание Государственной думы, ее место в системе высшей государственной власти России: компетенция, организация, регламент работы, порядок принятия законодательных решений (1905–1917 гг.).

48) Государственный совет и его расформирование в 1906 г. Место в системе высшей государственной власти России.

49) Изменения в системе центральной исполнительной власти в России в начале XX века. Министерская реформа 1905 г.

50) Состояние государственной власти и изменения в системе управления накануне и в годы Первой мировой войны (1906–1916 гг.).

51) Кризис монархической системы и чрезвычайные органы управления в России накануне Февральской революции.

52) Временное правительство и государственные учреждения в России в 1917 г.

53) Деятельность Советов в условиях буржуазной республики (февраль-октябрь 1917 г.).

54) Всероссийское Учредительное собрание в России (история подготовки, итоги выборов, начало деятельности и разгон).

55) Создание Советского государства и формирование новой системы государственных и судебных органов (октябрь 1917 – 1918 гг.).

56) Конституция (Основной закон) РСФСР 1918 г.: история создания, содержание, характерные черты, значение.

57) Государственное управление в РСФСР в годы гражданской войны и военной интервенции.

58) Становление советского управленческого аппарата. Понятие номенклатуры.

59) Развитие советской судебно-правовой системы в 1920-е г. Судебная реформа 1922–1923 гг.

60) Система государственного управления в Советском государстве в 1920-е гг.

61) Предпосылки и причины образования СССР. Конституция СССР 1924 г. – правовая основа союзного государства.

62) Причины утверждения, сущность и основные черты административно-командной системы в СССР.

63) Развитие советской системы управления в 1930-е гг.

64) Конституция 1936 г.: разработка, принятие, общая характеристика.

65) Государственное управление в СССР в период Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.).

66) Государственное управление в СССР в послевоенный период (1945–1953 гг.).

67) Попытки реформирования административно-командной системы государственного управления в СССР в 1950-е – 1960-е гг.

68) Конституция СССР 1977 г. Система государственных органов власти и управления.

69) Перестройка органов государственной власти и управления во второй половине 1980-х – начале 1990 гг.

70) Начало создания парламентской системы в СССР. Введение института Президентства.

71) Основные причины и последствия распада СССР. Создание СНГ.

72) Закрепление государственно-правовых основ РФ в Конституции РФ 1993 г. Федеральное собрание и институт Президентства в РФ.

73) Становление новой системы государственной власти и управления в современной России. Реформирование местного управления и самоуправления.

74) Государственная служба в РФ: ее становление, правовое закрепление, принципы организации.

studfiles.net

общество и государство. Боярские вотчины



1. Объясните, что объединяло племена и народы в древнерусском государстве.

Племена в государстве может объединять общий язык, религия, законы и культура. Считается, что в Древнерусском государстве были едины древнерусский язык, но в разных городах бытовали разные диалекты. У языческой религии в разных регионах также были свои особенности, но позже православие было одинаковым всюду. Русская Правда была одной для всего государство, но Пространная Правда была принята относительно поздно, а Краткая описывала не все возможные случае преступлений, значит действовало параллельно с обычным правом (устными законами), которое также могло отличаться от города к городу. Единая культура в Древнерусском государстве складывалась, но также имела свои особенности в отличии от региона. Надёжнее всего племена объединяла власть Рюриковичей. Потому когда род Рюриковичей также распался и каждый из его представителей стал заботиться о своём уделе, распалось и государство.

2. Расскажите об управлении древнерусским государством.

Верховная власть была в руках у великого князя, который контролировал местных князей. Со временем киевский князь отстранил от власти местные династии, а в подвластные города стал назначать своих родственников и бояр. Бояре или старшая дружина также ограничивала власть великого князя, который должен был с этими влиятельными людьми советоваться во всех важных дела. Определённую роль играли также вече городов. Формально они могли решать только внутренние дела городов, но порой они решали важные вопросы или даже изгоняли и призывали князей, включая великого князя киевского.

3. Составьте схему, отражающую иерархию (расположение по значению, старшинству) основных групп населения Руси. Чем определялось высокое положение человека? Кто занимал самое низкое положение?

Высокое положение человека определялось его происхождением и делами при жизни (даже сыновья великих князей, не проявлявшие больших способностей, теряли свои позиции в пользу более способных братьев, часто просто недолго жили). Самое низкое положение занимали холопы – фактически рабы. Иерархия разных групп населения выглядела так (без учёта церкви, которая образовывала свою иерархию):

4. Как на Руси возникали боярские вотчины? Сравните это с появлением средневековых феодальных владений в Западной Европе. Что было общим?

И феодалы Западной Европы, и русские бояре владели землями, которые передавали по наследству. Но в Европе процесс возникновение таких феодов был более сложным. Вначале возникли бенефиции (которыми владели лишь условно, в обмен за службу), а только потом эти бенефиции перешли в полную собственность и стали феодами. Вотчины, скорее всего, бояре сразу получили в собственность.

5*. Проведите обсуждение вопроса «Кто чем полезен государству?». Выскажите ответ от имени одного из представителей различных слоёв древнерусского населения — знатного боярина, дружинника, сельского жителя, ремесленника, торговца.

Бояре управляли городами, менее значительными, для которых не хватало князей. Они составляли ядро дружины. Благодаря своему богатству они могли купить лучшее вооружение, потому часто обеспечивали победу всего войска. Кроме того, во многом на богатства князей и бояр создавалась культура того времени (которая состояла из их заказов и из заказов церкви, которые она оплачивала во многом из пожертвований тех же князей и бояр).

Младшие дружинники составляли самую многочисленную часть дружины. Дружина была основой войска, когда нужно было оборонять свою землю от врагов. А также именно дружина ходила в походы против дальних земель, присоединяла их к государству и приносила домой добычу, которая вливалась с русскую экономику.

Ремесленники создавали все предметы, окружавшие людей и нужные им для жизни – от подков и гвоздей до церквей и мечей.

Торговцы привозили заграничные товары. Но что гораздо важнее, благодаря ним ремесленники могли покупать еду, а их клиенты – товары ремесленников.

resheba.com