Международное право древнего мира. «Управление и Оптимизация Производственного Предприятия»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Международное право Древнего мира (древние века - V в.). Международное право древнего мира


§ 3. Международное право в Древнем мире

"Попытки игнорировать историю неизбежно ведут к непониманию сущности явления и к ошибкам в его использовании. Неправильное толкование прошлого влечет за собой непонимание настоящего и ошибочную оценку будущего" <1>.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Статья И.И. Лукашука "Право международной ответственности" включена в информационный банк согласно публикации - "Международное публичное и частное право", 2002, N 2.

<1> Лукашук И.И. Право международной ответственности. М., 2004. С. 23.

История международного права и история международных отношений начинается с классической древности. "Ни идеи международного общения, ни, следовательно, международное право в древности не существовало" <1>. Решительным противником мнения о существовании международного права в древности является и известнейший ученый Ф.Ф. Мартенс.

--------------------------------

<1> Таубе М.А. История зарождения современного международного права: Средние века. 2-е изд. СПб.; Харьков.

Международным правом Древнего мира называют систему юридических принципов и норм, постепенно сложившихся в период с IV тысячелетия до н.э. по 476 г. н.э. и регулировавших отношения государств той исторической эпохи.

Авторы сегодняшнего дня, такие как О.В. Буткевич, утверждая, что "международные отношения возникли и существовали в период, когда еще не сложились государства и... имеют свои истоки и предпосылки формирования в отношениях первобытных племен, семейных кланов, групп", считают, что "решение вопроса о происхождении международного права прямо зависит от позиции, избираемой относительно появления и становления международных отношений как объекта его регулирования" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Буткевич О.В. Указ. соч. С. 168.

Особенности древнего международного права порождены природой и потребностями международных отношений и их участников. Межгосударственные правовые нормы начинают складываться с возникновением первых рабовладельческих государств на базе имевшихся правил догосударственного межплеменного "права". Документы свидетельствуют о нравственной вседозволенности в межгосударственных отношениях того времени. Например, Законы Ману закрепляли положения о том, что враг - это наш сосед; что мирные договоры должны заключаться с равными или более сильными королями, а на слабого короля надо нападать; что задачи послов - это осуществление миссии, поддержка договоров, интриги, использование секретных сил и т.д. То есть право рассматривалось как действующее лишь внутри страны, в международных отношениях ему не отводилось места.

Основными чертами межгосударственных правовых норм Древнего мира являлись:

1) правила из догосударственного межплеменного "права", закрепленные в обычаях и договорах;

2) религиозность;

3) регионализм;

4) обычай как главный источник международного права.

Центрами международной жизни считались Ближний Восток, Индия, Китай, Греция, Рим и др. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Международное публичное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. К.А. Бекяшева. М., 2003. С. 35.

Преобладание обычая, к примеру, в межплеменном общении является одной из особенностей древнего международного права. Обычай являлся стабильным средством регулирования долговременных отношений экономического характера и гарантией неизменности приобретаемых в результате выгод.

Международный договор Древнего мира содержал множество различных положений об урегулировании текущих международных отношений. Специальные международные акты, посвященные тем или иным отраслям межгосударственных отношений, отсутствовали, что, естественно, повлияло на сравнительно "низкую степень систематизации древнего международного права" <1>.

--------------------------------

<1> Буткевич О.В. Указ. соч. С. 240.

Первым межгосударственным нормам (конец IV - начало III тысячелетия до н.э.) предшествовали выработанные на протяжении многих веков правила общения между отдельными племенами и их союзами, которые были связаны с ведением переговоров, отправлением религиозных обрядов и принесением клятв в качестве средств обеспечения заключенных соглашений.

Конечно, эти обычаи оказали влияние на содержание международно-правовых актов. Одним из древнейших международно-правовых актов является договор, заключенный между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма около 3100 г. до н.э., согласно которому подтверждалась государственная граница и ее неприкосновенность; договор обязывал спорящие стороны решать спорные вопросы мирным путем; обязательство по исполнению договора гарантировалось клятвами с обращением к богам.

Право и религия в период Античности были едины, и это проявлялось в заключении договоров, соглашений, в создании международных обычаев, в процедуре объявления войны, ее ведения; религиозность прослеживалась в дипломатии. Что касается международных обычаев, то, к примеру, в Китае церемониальные процедуры отражали обычаи того времени и прием послов, и заключение договоров сопровождались обрядами и жертвоприношениями.

Признание религии другой стороны также имело огромное значение. Благодаря этому противоборствующие стороны могли объединиться, так как обещания, данные Богу с обеих сторон, считались нерушимыми; благодаря религии установился принцип международной ответственности (процедура приема и обмена посольствами, ведение переговоров, заключение договоров, правила обмена дарами).

Неравенство субъектов являлось также одной из особенностей международного права Древнего мира. Если в период зарождения норм международного права в Древнем Египте субъектами считались фараоны, цари и другие правители, то в Древней Греции субъектом международного права был каждый полис; Древняя Индия не знала равенства субъектов международного права.

Результатом явилось то, что сложился так называемый институт признания и государство, получившее "признание", признавалось независимым во внутренних и внешних делах.

Международному праву Древнего мира были известны принципы справедливости и равенства. Речь шла об установлении справедливых отношений, основанных на равенстве (Кодекс Хаммурапи, переписка месопотамских правителей). Также был известен принцип нерушимости правовых предписаний, что проявлялось в общем признании принципа pacta sunt servanda.

Понимание войны и отношение к ней в Древнем мире также были неоднозначны. Война являлась главным средством ведения внешней политики древнейших стран. Но надо отметить и то, что Древнему миру были известны институты нейтралитета и невмешательства (Древняя Греция). Особенностью этих институтов являлось то, что нейтралитет был возможен только во время войны, а невмешательство - и в мирное время.

Если в Египте во время войны господствовал неограниченный произвол <1> (побежденные и их имущество как добыча переходили в собственность победителя), то в Индии Законы Ману закрепляли гуманные правила ведения войны: запрещалось убивать просящих милостыню, сдавшихся в плен добровольно, спящих и безоружных. Эти так называемые гуманные правила ведения войны предусматривало и законодательство Моисея.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Лурье С.Я. Вопросы войны и мира 2300 лет тому назад // Летопись. N 6 (июнь 1916). С. 184 - 202.

Но надо отметить то, что все эти предписания были скорее религиозного характера, нежели юридического.

Следует остановиться и на таком институте Древнего мира, как институт международной ответственности, нормы и принципы которого не были сгруппированы наподобие норм и принципов, например посольского, договорного, торгового, морского права, права войны и т.д.

Положения данного института содержались в каждом международном нормативном акте древнего периода. Международная правовая ответственность долгое время сохраняла коллективный характер; причина заключалась в том, что личность в первобытном обществе считалась неотъемлемой частицей социума <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Буткевич О.В. Указ. соч. С. 246.

Дополнительной гарантией соблюдения права стали военные репрессалии, происходившие из принципа коллективной ответственности. Становление принципа ответственности за нарушение международных обязательств способствовало утверждению основных принципов международного права, а также росту эффективности механизма его регулирования. Положения ответственности включались в тексты международных актов и связаны были с религиозными нормами и стандартами.

Ученый-международник И.И. Лукашук, рассуждая об этапах становления права международной ответственности, утверждает, что "международная ответственность является частью механизма действия международного права, ее история представляет существенный аспект развития этого права", а также отмечает, что отношения в Древнем мире, а именно "отношения неограниченной вражды должны были уступить место первичной социальной регламентации". По мнению И.И. Лукашука, межгосударственные политические отношения регулировались нормами политического характера. Подчеркивая, что "утверждение относительно того, что международное право существовало в Древнем мире, является главным образом результатом перенесения современных представлений в совершенно иные условия. Судят по форме, игнорируя суть явления", И.И. Лукашук приходит к выводу, что "не существовало норм и об ответственности государств" <1>.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Статья И.И. Лукашука "Право международной ответственности" включена в информационный банк согласно публикации - "Международное публичное и частное право", 2002, N 2.

<1> Лукашук И.И. Право международной ответственности. С. 26.

Нельзя не согласиться с современным исследователем О.В. Буткевич в том, что "урегулирование положений относительно международной ответственности было вызвано необходимостью предотвратить проявления своеволия в международных отношениях..." <1>.

--------------------------------

<1> Буткевич О.В. Указ. соч. С. 247 - 248.

Позднее складываются институты проксенов <1> в Греции и преторов <2> в Риме, что явилось началом формирования консульского права.

--------------------------------

<1> Проксены - покровители иностранцев в Греции. Сначала этот институт носил личный характер, постепенно он приобрел государственные черты.

<2> Преторы - должностные лица, определяющие принципы и нормы, связанные с положением иностранцев и их пребыванием в Риме.

Для Индии и Китая были характерны институты посредничества и арбитражных судов. Древний Китай был знаменит и тем, что на общекитайском конгрессе впервые был подписан договор о ненападении, предусматривавший мирное разрешение споров (в 546 г. до н.э.).

В Древнем мире заключались и мирные договоры (если война не заканчивалась полным покорением одного из государств, то заключался мирный договор), а также договоры о покровительстве, которыми предусматривались сдача оружия, выдача противной стороной вождей и заложников.

Были известны Древнему миру и договоры о перемирии, которые подписывались командующим армией, консулом или легатом и подлежали ратификации.

Подводя итог вышесказанному, надо подчеркнуть: Древний мир не создал науки международного права, те или иные правила, которые действовали на практике, не могли быть названы системой международного права, и те союзы, которые существовали, нельзя назвать международными союзами.

Обобщая вышесказанное, можно отметить то, что основные характерные черты древнего международного права были обусловлены особенностями древних международных отношений. В круг вопросов межгосударственных отношений, подлежавших договорно-правовому урегулированию, входили: соглашения о союзе, о взаимной помощи, о нейтралитете, о государственных границах, об обмене спорными территориями, о порядке раздела военной добычи, о праве убежища, о правилах торговли, о праве контроля за каботажным плаванием. Известными были институты признания государств, арбитража, посредничества, нейтралитета и т.д. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Буткевич О.В. Указ. соч. С. 250.

Утверждая, что "осознание независимыми государствами необходимости подчиняться правовым нормам происходило весьма медленно" и приводя мнения Ю.Я. Баскина и Д.И. Фельдмана о том, что "международное правосознание начало формироваться лишь в XII веке", на наш взгляд, данный параграф можно завершить, приведя мнение И.И. Лукашука: "...международное право... могло появиться лишь тогда, когда межгосударственные отношения достигли достаточно высокого уровня развития. Государства должны были осознать необходимость во имя своих национальных и интернациональных интересов подчиниться нормам, обладающим юридической силой. Процесс этот оказался длительным" <1>.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Статья И.И. Лукашука "Право международной ответственности" включена в информационный банк согласно публикации - "Международное публичное и частное право", 2002, N 2.

<1> Лукашук И.И. Право международной ответственности. С. 28 - 29.

studfiles.net

Международное право Древнего мира.

Количество просмотров публикации Международное право Древнего мира. - 632

Основные характерные черты международного права Древнего мира сводятся к следующему˸

· неразвитость международного права (отсутствие межгосударственных отношений в их современном понимании; главными проявлениями международных отношений являлись торговля и война).

· регионализм (международные отношения и регулировавшие их правовые нормы складывались и поддерживались в основных известных нам центрах международной жизни древности - Индия, Китай, Вавилон, Греция, Рим, Египет).

· эпизодичность (в отношениях между государствами отсутствовало постоянство, они, как правило, устанавливались и поддерживались в связи с текущей потребностью и носили непостоянный и непродолжительный характер).

· преобладание обычных норм над договорными, обусловленное недостаточной развитостью международно-правовых отношений.

· господство права войны (отношения между государствами строились исключительно с позиции силы, война была основным средством внешней политики древних государств и определяла характер международных отношений – неравноправных отношений господства и подчинения, территориальных завоеваний, превращения побежденных в рабов и работорговля).

Однако уже началось зарождение принципов и институтов международного права˸

- Дипломатическое право (зарождение обычая устанавливать посольские отношения; в Греции направляемому послу вручались две сложенных и покрытых воском дощечки с текстом, которые назывались дипломами; в Средние века этот термин был заимствован и использован при формировании термина ʼʼдипломатияʼʼ; неприкосновенность послов, институт проксении и проксенов в греческих городах-полисах, проведение конференций).

- Договорное право (разнообразие практики заключения договоров, использование признанного договаривающимися сторонами языка, многообразие видов договоров˸ союзные, оборонительные, торговые, о ненападении, о перемирии, о капитуляции, о гостеприимстве, о взаимной помощи, о выдаче преступников, институт гарантий договоров).

- Право торговли (уже существовали торговые обычно-правовые и договорные нормы˸ о взаимном допуске купцов на территорию друг друга, не препятствовании их торговым операциям и вывозу купленных или обмененных товаров, расчетных знаках и измерениях).

- Право мореплавания (необходимость в регламентации морских связей, выработка норм, регулирующих порядок перевозки грузов по морю, найма судов, пользования морскими причалами, распределения убытков в случае кораблекрушения и др.).

- Правовой режим иностранцев (для древних обществ характерен общий принцип ʼʼчужеземец - врагʼʼ и частые от этого проявления ненависти и презрения к иностранцам (в греческом языке - ксенофобия), принцип решения их судьбы ʼʼна усмотрениеʼʼ правителя; в то же время уже встречаются и гарантии прав привилегированных иностранцев, купцов, существование института патроната над иностранцами в римских городах).

- Законы и обычаи войны (право каждого государства (т.е. правителя) на войну, повсеместный принцип ʼʼчужеземцы - врагиʼʼ, обычай объявления войны, право на завоевание и оккупацию чужой территории; право победителя в войне, право на добычу, право выкупа или обмена военнопленных, право на превращение побежденного населения в рабство; право нейтралитета, формирование и использование мирных средств урегулирования споров, ограничение средств и методов ведения войны).

referatwork.ru

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ПЕРИОДА ДРЕВНЕГО МИРА — КиберПедия

 

Система юридических принципов и норм, постепенно сложившихся в период с 4 тыс. до н.э. по 476 г. н.э. и регулировавших отношения государств той исторической эпохи, именуется международным правом Древнего мира.

Межгосударственные правовые нормы начали складываться в 4 тыс. до н.э. с возникновением первых рабовладельческих государств на базе уже имевшихся правил догосударственного межплеменного "права". Родиной международного права явился Ближний. Восток, долины рек Тигра, Евфрата, Нила. Именно там в 4 тыс. до н.э. образовались древнейшие государства. В процессе взаимодействия между ними формировались первые межгосударственные правовые нормы.

Основными чертами таких межгосударственных правовых норм были:

1) пришедшие из догосударственного межплеменного "права" правила, закрепленные в обычаях и договорах;

2) религиозность;

3) регионализм;

4) обычай как главный источник международного права.

В то время отсутствовали международные отношения в современном понимании. В сферу мирового рынка и глобальных связей не были включены целые континенты (Америка, Австралия, большая часть Африки), не известные европейцам, население которых жило еще при родовом строе. В различных географических районах имели место свои центры международной жизни (Ближний Восток, Индия, Китай, Греция, Рим и др.). Они включали сравнительно небольшие группы государств, поддерживающих между собой более или менее устойчивые связи.

Древнейшим из известных на сегодняшний день международно-правовым актом считается договор около 3100 г. до н.э., заключенный между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма. Он подтверждал государственную границу и говорил о ее неприкосновенности. По этому договору, споры сторон должны были решаться мирным путем на основе арбитража. Обязательство по исполнению договора гарантировалось клятвами с обращением к богам.

К первым древним договорам следовало бы отнести и договор хеттского царя Хаттушиля III с египетским фараоном Рамзесом II (начало XIII в. до н.э.). Это был договор, отражавший в своем тексте мир и братство двух народов, взаимную поддержку друг друга в войне против захватчиков, выдачу беглых рабов.

В период зарождения норм международного права его субъектами в Древнем Египте считались фараоны, цари и другие правители, а что касается Индии, то она не знала равенства субъектов международного права. Следствием этого явился институт признания и государство, получившее его, признавалось независимым во внутренних и внешних делах. В Древней Греции (VI - IV вв. до н.э.) субъектом международного права был каждый полис*, что предполагало его собственное гражданство и государственную территорию, а поэтому он (полис) имел право вести дипломатические сношения, объявлять войну и заключать мир.

* Полис - город-государство, форма социально-экономической и политической организации общества в Древней Греции.

 

Главным средством ведения внешней политики древнейших стран являлись войны. В Египте во время войны господствовал юридически неограниченный произвол. Побежденные и их имущество как добыча переходили в собственность победителя. В Индии обычаи права войны были наиболее развитыми, они получили закрепление в "Законах Ману" и "Артхашастра". Но если война и считалась правомерным действием, рассматривалась она как нежелательное явление. Здесь же встречались и определенные ограничения. Так, нельзя было убивать женщин, детей, стариков и раненых, а также лиц, сдавшихся в плен. Неприкосновенностью пользовались храмы и другие культовые сооружения и их служители. В то время уже существовали нормы, ограничивающие применение оружия. Небезынтересен и тот факт, что именно в Индии возникли первые юридические правила о ведении войны на море. В Китае (II - I тыс. до н.э.) аналогично складывались определенные нормы права войны, имевшие свою специфику. Поскольку Китай вел частые междоусобные войны, то и жизненный принцип "цаньши", означавший "поедание земель соседей", получил здесь наибольшее значение.

Что касается Греции, то она понимала войну как борьбу всех граждан одного полиса со всеми гражданами другого. Количество норм, ограничивающих применение определенного оружия, было не столь велико. Интересно также, что при взятии какого-либо вражеского города убийство мирных жителей считалось вполне правомерным. У греков не существовало режима пленных. Так, побежденные могли быть подвергнуты пыткам и убиты, а имущество их уничтожено. Наравне с этим в Греции уже знали состояние нейтралитета и невмешательства. Нейтралитет был возможен только во время войны, а невмешательство – и в мирное время.

А вот в Риме все войны считались справедливыми, ибо, по мнению римлян, велись они по воле богов. Вследствие этого войны не были связаны какими-либо юридическими ограничениями. Отсюда и жестокость римской армии, не щадившей никого. Даже святыни народов – храмы подвергались опустошению.

Не только в процедуре объявления войны и ее ведения была налицо религиозность, ее можно проследить и в дипломатии. В Китае вопросы церемониального характера отражали обычаи того времени. Так, сложившиеся ритуальные нормы о приеме послов и заключении договоров сопровождались обрядами и жертвоприношениями.

Древние греки не знали института постоянного дипломатического представительства, и чаще всего посольства носили единовременный характер. Послам выдавали документы, удостоверяющие их официальный статус и уполномочивающие на право ведения переговоров. Документ был в виде сдвоенных навощенных дощечек и именовался дипломом (отсюда и возникновение слова "дипломатия"). Неприкосновенность послов была общепризнанной, нарушение ее могло привести к войне. По существовавшему в Риме убеждению, послы находились под охраной богов и были также неприкосновенны. От послов требовалось великое искусство вести переговоры, заключать договоры о мире, союзе и взаимной помощи.

Позднее встречаются договоры о торговле и правах иностранцев, бесправное положение которых являлось серьезным препятствием в развитии торговых отношений. Наиболее ярким примером здесь была Греция. У греков стал складываться институт проксенов (покровителей), в начале своего развития носивший личный характер. Затем постепенно этот институт приобретает государственные черты. Проксен являлся защитником иностранных граждан в своем полисе. В Риме была создана должность претора перегринуса – должностного лица, определявшего принципы и нормы, связанные с положением иностранцев и их пребыванием в Риме. Он также разрешал споры между ними. Позднее из указанных институтов сформировалось консульское право.

В этот же период в Индии и Китае были известны различные формы посредничества и арбитражных судов. 'Так, в 546 г. до н.э. был созван общекитайский конгресс. Результатом его явилось подписание договора о ненападении, предусматривавшего мирное разрешение споров путем обращения спорящих сторон к арбитражу.

Заканчивается период международного права Древнего мира с падением Западной Римской империи в 476 г. н.э. К этому времени Рим вобрал в себя все "новорожденные" институты международного права и дополнил их своими специфическими чертами. Когда война не заканчивалась полным покорением, заключался мирный договор. С III в. до н.э. это был договор о покровительстве, который предусматривал предварительную сдачу оружия, выдачу противной стороной своих вождей и заложников. Побежденная сторона оставалась вместе с тем субъектом международного права. В дальнейшем договор о покровительстве стал заключаться и в мирное время. Государства, получившие его, становились союзниками Рима. От мирных договоров отличался договор перемирия. Последний подписывался командующим армией, консулом или легатом и, хотя вступал условно в силу немедленно, подлежал ратификации.

Период зарождения международного права плавно переходит в следующий, неразрывно связанный с возникновением феодальных отношений.

cyberpedia.su

Международное право: Конспект лекций

В.Т. Батычко        Международное право        Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.

Лекция 1. История возникновения и развития международного права

    

1.2. Международное право периода Древнего мира

Система юридических принципов и норм, постепенно сложившихся в период с 4 тыс. до н. Э. по 476 г. н. э. и регулировавших отношения государств той исторической эпохи, именуется международным правом Древнего мира.

Межгосударственные правовые нормы начали складываться в 4 тыс. до н. э. с возникновением первых рабовладельческих государств на базе уже имевшихся правил догосударственного межплеменного «права». Родиной международного права явился Ближний Восток, долины рек Тигра, Евфрата, Нила. Именно там, в 4 тыс. до н. э. образовались древнейшие государства. В процессе взаимодействия между ними формировались первые межгосударственные правовые нормы.

Основными чертами таких межгосударственных правовых норм были:

1) пришедшие из догосударственного межплеменного «права» правила, закрепленные в обычаях и договорах;

2) религиозность;

3) регионализм;

4) обычай как главный источник международного права.

В то время отсутствовали международные отношения в современном понимании. В сферу мирового рынка и глобальных связей не были включены целые континенты (Америка, Австралия, большая часть Африки), неизвестные европейцам, население которых жило еще при родовом строе. В различных географических районах имели место свои центры международной жизни (Ближний Восток, Индия, Китай, Греция, Рим и др.). Они включали сравнительно небольшие группы государств, поддерживающих между собой более или менее устойчивые связи.

Древнейшим из известных на сегодняшний день международно-правовым актом считается договор около 3100 г. до н. э., заключенный между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма. Он подтверждал государственную границу и говорил о ее неприкосновенности. По договору споры сторон должны были решаться мирным путем на основе арбитража. Обязательство по исполнению договора гарантировалось клятвами с обращением к богам.

К первым древним договорам следовало бы отнести и договор хеттского царя Хаттушиля III с египетским фараоном Рамзесом II (начало ХIII в. до н. э.). Это был договор, отражавший в своем тексте мир и братство двух народов, взаимную поддержку друг друга в войне против захватчиков, выдачу беглых рабов.

В период зарождения норм международного права его субъектами в Древнем Египте считались фараоны, цари и другие правители, а что касается Индии, то она не знала равенства субъектов международного права. Следствием этого явился институт признания, и государство, получившее его, признавалось независимым во внутренних и внешних делах. В Древней Греции (VI-IV вв. до н. э.) субъектом международного права был каждый полис, что предполагало его собственное гражданство и государственную территорию, а поэтому он (полис) имел право вести дипломатические сношения, объявлять войну и заключать мир.

Главным средством ведения внешней политики древнейших стран являлись войны. В Египте во время войны господствовал юридически не ограниченный произвол. Побежденные и их имущество как добыча переходили в собственность победителя. В Индии обычаи права войны были наиболее развитыми, они получили закрепление в «Законах Ману» и «Артхашастра». Но если война и считалась правомерным действием, то рассматривалась она как нежелательное явление. Здесь же встречались и определенные ограничения. Так, нельзя было убивать женщин, детей, стариков и раненых, а также лиц, сдавшихся в плен. Неприкосновенностью пользовались храмы и другие культовые сооружения и их служители. В то время уже существовали нормы, ограничивающие применение оружия. Небезынтересен и тот факт, что именно в Индии возникли первые юридические правила о ведении войны на море. В Китае (11-1 тыс. до н. э.) аналогично складывались определенные нормы права войны, имевшие свою специфику. Поскольку Китай вел частые междоусобные войны, то и жизненный принцип «цаныпи», означавший «поедание земель соседей», получил здесь наибольшее значение.

Что касается Греции, то она понимала войну как борьбу всех граждан одного полиса со всеми гражданами другого. Количество норм, ограничивающих применение определенного оружия, было не столь велико. Интересно также, что при взятии какого-либо вражеского города убийство мирных жителей считалось вполне правомерным. У греков не существовало режима пленных. Так, побежденные могли быть подвергнуты пыткам и убиты, а имущество их уничтожено. Наравне с этим в Греции уже знали состояние нейтралитета и невмешательства. Нейтралитет был возможен только во время войны, а невмешательство - и в мирное время.

А вот в Риме все войны считались справедливыми, ибо, по мнению римлян, велись они по воле богов. Вследствие этого войны не были связаны какими-либо юридическими ограничениями. Отсюда и жестокость римской армии, не щадившей никого. Даже святыни народов – храмы подвергались опустошению.

Не только в процедуре объявления войны и ее ведения была налицо религиозность, ее можно проследить и в дипломатии. В Китае вопросы церемониального характера отражали обычаи того времени. Так, сложившиеся ритуальные нормы о приеме послов и заключении договоров сопровождались обрядами и жертвоприношениями.

Древние греки не знали института постоянного дипломатического представительства, и чаще всего посольства носили единовременный характер. Послам выдавали документы, удостоверяющие их официальный статус и уполномочивающие на право ведения переговоров. Документ был в виде сдвоенных навощенных дощечек и именовался дипломом (отсюда и возникновение слова «дипломатия»). Неприкосновенность послов была общепризнанной, нарушение ее могло привести к войне. По существовавшему в Риме убеждению послы находились под охраной богов и были также неприкосновенны. От послов требовалось великое искусство вести переговоры, заключать договоры о мире, союзе и взаимной помощи.

Позднее встречаются договоры о торговле и правах иностранцев, бесправное положение которых являлось серьезным препятствием в развитии торговых отношений. Наиболее ярким примером здесь была Греция. У греков стал складываться институт проксенов (покровителей), в начале своего развития носивший личный характер. Затем постепенно этот институт приобретает государственные черты. Проксен являлся защитником иностранных граждан в своем полисе. В Риме была создана должность претора перегринуса - должностного лица, определявшего принципы и нормы, связанные с положением иностранцев и их пребыванием в Риме. Он также разрешал споры между ними. Позднее из указанных институтов сформировалось консульское право.

В этот же период в Индии и Китае были известны различные формы посредничества и арбитражных судов. Так, в 546 г. до н. э. был созван общекитайский конгресс. Результатом его явилось подписание договора о ненападении, предусматривавшего мирное разрешение споров путем обращения спорящих сторон к арбитражу.

Заканчивается период международного права Древнего мира с падением Западной Римской империи в 476 г. н. э. К этому времени Рим вобрал в себя все «новорожденные» институты международного права и дополнил их своими специфическими чертами. Когда война не заканчивалась полным покорением, заключался мирный договор. С III в. до н. э. был договор о покровительстве, который предусматривал предварительную сдачу оружия, выдачу противной стороной своих вождей и заложников. Побежденная сторона оставалась вместе с тем субъектом международного права. В дальнейшем договор о покровительстве стал заключаться и в мирное время. Государства, получившие его, становились союзниками Рима. От мирных договоров отличался договор перемирия. Последний подписывался командующим армией, консулом или легатом и, хотя условно вступал в силу немедленно, подлежал ратификации.

Период зарождения международного права плавно переходит в следующий этап, неразрывно связанный с возникновением феодальных отношений.

Предыдущая страница | Оглавление | Следующая страница

producm.ru

Международное право Древнего мира (древние века

А). Основные характерные черты международного права Древнего мира:

  • неразвитость международного права (отсутствие межгосударственных отношений в их современном понимании; международная сфера не занимала существенного места в жизни народов и государств; в силу этого не было объективной потребности в установлении и развитии постоянных и разнообразных международно-правовых отношений; главными проявлениями международных отношений являлись торговля и война).
  • регионализм (международные отношения и регулировавшие их правовые нормы складывались и поддерживались в основных известных нам центрах международной жизни древности - Индия, Китай, Вавилон, Греция, Рим, Египет).
  • эпизодичность(в отношениях между государствами отсутствовало постоянство, они, как правило, устанавливались и поддерживались в связи с текущей потребностью и носили непостоянный и непродолжительный характер).
  • преобладание обычных норм над договорными,обусловленное недостаточной развитостью международно-правовых отношений.
  • господство права войны(отношения между государствами строились исключительно с позиции силы, война была основным средством внешней политики древних государств и определяла характер международных отношений – неравноправных отношений господства и подчинения, территориальных завоеваний, превращения побежденных в рабов и работорговля).

Б). Зарождение принципов и институтов раннего международного права.

Особенность правового регулирования международных отношений в разных регионах мира.(Преобладающая сфера правового регулирования – торговля и война, преобладающий источник правового регулирования – международные обычаи; постепенный рост удельного веса международных договоров. Формирование и содержание древнеримского jus gentium).

Дипломатическое право(зарождение обычая устанавливать посольские отношения; данные отношения не носили постоянного характера, часто организовывались для выполнения единовременных поручений; практика направления и приема послов; в Греции направляемому послу вручались две сложенных и покрытых воском дощечки с текстом, которые назывались “дипломами”; в Средние века этот термин был заимствован и использован при формировании термина «дипломатия»; неприкосновенность послов13 , институт проксении и проксенов в греческих городах-полисах, проведение конференций).

Как правило, они не носили постоянного характера, организовываясь часто для выполнения единовременных межгосударственных поручений. Послы в Древнем мире пользовались неприкосновенностью, что являлось вынужденным исключением из общего правила для иностранцев (посол должен донести важные сведения, касавшиеся интересов не только своего государства, но и принимающей стороны).

Договорное право14(разнообразие практики заключения договоров, использование признанного договаривающимися сторонами языка, многообразие видов договоров: союзные, оборонительные, торговые, о ненападении, о перемирии, о капитуляции, о гостеприимстве, о взаимной помощи, о выдаче преступников, институт гарантий договоров. Пример: Древнейшим из дошедших до нас является договор между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма, заключенный около 3100 г. до н.э.15 Особенно показательным был международный договор 1278 г. до н.э.: фараон Египта Рамзес II и царь хеттов Хеттушила III заключили «добрый договор о мире и союзе, который должен обеспечить мир и союз навеки»)16.

Право торговли(торговля уже была довольно оживленной, торговые отношения поддерживались как внутрирегиональные, так и между различными регионами древнего мира, уже существовали и торговые обычно-правовые и договорные нормы: о взаимном допуске купцов на территорию друг друга, не препятствовании их торговым операциям и вывозу купленных или обмененных товаров, расчетных знаках и измерениях, в том числе и при обмене или выкупе военнопленных)17.

Право мореплавания (мореплавание и морская торговля стали приобретать межгосударственный характер, необходимость в регламентации морских связей, разработка норм, регулирующих порядок перевозки грузов по морю, найма судов, пользования морскими причалами, распределения убытков в случае кораблекрушения и др.).

Правовой режим иностранцев (для древних обществ характерен общий принцип «чужеземец - враг» и частые от этого проявления ненависти и презрения к иностранцам (в греческом языке - ксенофобия), нестабильность правового положения иностранцев, принцип решения их судьбы «на усмотрение» правителя; в то же время уже встречаются и гарантии прав привилегированных иностранцев, купцов, существование института патроната над иностранцами в римских городах).

Законы и обычаи войны (право каждого государства (т.е. правителя) на войну, повсеместный принцип «чужеземцы - враги», обычай объявления войны, право на завоевание и оккупацию чужой территории; жестокость права: право победителя в войне, право на добычу, право выкупа или обмена военнопленных, право на превращение побежденного населения в рабство; попытки упорядочить и гуманизировать ведение войны: право нейтралитета, формирование и использование мирных средств урегулирования споров, ограничение средств и методов ведения войны18).

В). Международно-правовые воззрения древних мыслителей.

Отсутствие систематизированных знаний и науки о международном праве. Однако отдельные высказывания и позиции ученых представляют и сегодня интерес. Платон советовал правителям в международных делах проявлять умеренность, избегать ненужных войн, стремиться к «вечному миру». Цицерон полагал, что весь мир представляет как бы «одно государство людей и богов». Это государство имеет свое право—право естественное и право народов. Нормы этого права неизменны. Они обязывают государство в той же мере, как и частное лицо; нормы права народов стоят выше норм внутреннего права.

Цицерон делил войны на «справедливые» и «несправедливые» («Ни одна война не является справедливой, если она не объявлена, если она не предпринята вследствие нанесенной обиды»)19, что оказало огромное влияние на последующие учения о международном праве на средневековых авторов по международному праву. К Цицерону же восходят корни учения об экстерриториальности (внеземельности) послов, которые находятся «как бы вне территории» страны, где пребывают, а потому неприкосновенны для ее властей.

Следует также отметить, что римский юрист Ульпиан (II век) дал международному праву определение, продержавшееся в науке несколько столетий: «Право народов составляют занятие, застроение и укрепление местностей, войны, плен, рабство, постлиминий (восстановление в правах вернувшихся пленных), мирные договоры, перемирия, священный долг не оскорблять послов и запрещение браков с чужеродцами. Правом же народов его называют потому, что этим правом пользуются почти все народы»20.

cyberpedia.su

§ 2. Международное право периода Древнего мира

Система юридических принципов и норм, постепенно сложившихся в период с 4 тыс. до н. э. по 476 г. н. э. и регулировавших отношения государств той исторической эпохи, именуется международным правом Древнего мира.

Межгосударственные правовые нормы начали складываться в 4 тыс. до н. э. с возникновением первых рабовладельческих государств на базе уже имевшихся правил догосударственного межплеменного «права». Родиной международного права явился Ближний Восток, долины рек Тигра, Евфрата, Нила. Именно там в 4 тыс. до н. э. образовались древнейшие государства. В процессе взаимодействия между ними формировались первые межгосударственные правовые нормы.

Основными чертами таких межгосударственных правовых норм были:

1) пришедшие из догосударственного межплеменного «права» пра- вила, закрепленные в обычаях и договорах:

  1. религиозность;

  2. регионализм;

  3. обычай как главный источник международного права.

В то время отсутствовали международные отношения в современном понимании. В сферу мирового рынка и глобальных связей не были включены целые континенты (Америка, Австралия, большая часть Африки), неизвестные европейцам, население которых жило еще при родовом строе. В различных географических районах имели место свои центры международной жизни (Ближний Восток, Индия, Китай, Греция, Рим и др.). Они включали сравнительно небольшие группы государств, поддерживающих между собой более или менее устойчивые связи.

Древнейшим из известных на сегодняшний день международно-правовым актом считается договор около 3100 г. до н. э., заключенный между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма. Он подтверждал государственную границу и говорил о ее неприкосновенности. По договору споры сторон должны были решаться мирным путем на основе арбитража. Обязательство по исполнению договора гарантировалось клятвами с обращением к богам.

К первым древним договорам следовало бы отнести и договор хеттского царя Хаттушиля III с египетским фараоном Рамзесом II (начало XIII в. до н. э.). Это был договор, отражавший в своем тексте мир и братство двух народов, взаимную поддержку друг друга в войне против захватчиков, выдачу беглых рабов.

В период зарождения норм международного права его субъектами в Древнем Египте считались фараоны, цари и другие правители, а что касается Индии, то она не знала равенства субъектов международного права. Следствием этого явился институт признания, и государство, получившее его, признавалось независимым во внутренних и внешних делах. В Древней Греции (VI—IV вв. до н. э.) субъектом международного права был каждый полис1, что предполагало его собственное гражданство и государственную территорию, а поэтому он (полис) имел право вести дипломатические сношения, объявлять войну и заключать мир.

Главным средством ведения внешней политики древнейших стран являлись войны. В Египте во время войны господствовал юридически не ограниченный произвол. Побежденные и их имущество как добыча переходили в собственность победителя. В Индии обычаи права войны были наиболее развитыми, они получили закрепление в «Законах Ману» и «Артхашастра». Но если война и считалась правомерным действием, то рассматривалась она как нежелательное явление. Здесь же встречались и определенные ограничения. Так, нельзя было убивать женщин, детей, стариков и раненых, а также лиц, сдавшихся в плен. Неприкосновенностью пользовались храмы и другие культовые сооружения и их служители. В то время уже существовали нормы, ограничивающие применение оружия. Небезынтересен и тот факт, что именно в Индии возникли первые юридические правила о ведении войны на море. В Китае (II—I тыс, до н. э.) аналогично складывались определенные нормы права войны, имевшие свою специфику. Поскольку Китай вел частые междоусобные войны, то и жизненный принцип «цаныпи», означавший «поедание земель соседей», получил здесь наибольшее значение.

Что касается Греции, то она понимала войну как борьбу всех граждан одного полиса со всеми гражданами другого. Количество норм, ограничивающих применение определенного оружия, было не столь велико. Интересно также, что при взятии какого-либо вражеского города убийство мирных жителей считалось вполне правомерным. У греков не существовало режима пленных. Так, побежденные могли быть подвергнуты пыткам и убиты, а имущество их уничтожено. Наравне с этим в Греции уже знали состояние нейтралитета и невмешательства. Нейтралитет был возможен только во время войны, а невмешательство — и в мирное время.

А вот в Риме все войны считались справедливыми, ибо, по мнению римлян, велись они по воле богов. Вследствие этого войны не были связаны какими-либо юридическими ограничениями. Отсюда и жестокость римской армии, не щадившей никого. Даже святыни народов — храмы подвергались опустошению.

Не только в процедуре объявления войны и ее ведения была налицо религиозность, ее можно проследить и в дипломатии. В Китае вопросы церемониального характера отражали обычаи того времени. Так, сложившиеся ритуальные нормы о приеме послов и заключении договоров сопровождались обрядами и жертвоприношениями.

Древние греки не знали института постоянного дипломатического представительства, и чаще всего посольства носили единовременный характер. Послам выдавали документы, удостоверяющие их официальный статус и уполномочивающие на право ведения переговоров. Документ был в виде сдвоенных навощенных дощечек и именовался дипломом

' Полис — город-государство, форма социально-экономической и политической организации общества в Древней Греции.

(отсюда и возникновение слова «дипломатия»).

послов была общепризнанной, нарушение ее могло привести к войне. По существовавшему в Риме убеждению послы находились под охраной богов и были также неприкосновенны. От послов требовалось великое искусство вести переговоры, заключать договоры о мире, союзе и взаимНОЙ ПОМОЩИ.

Позднее встречаются договоры о торговле и правах иностранцев, бесправное положение которых являлось серьезным препятствием в развитии торговых отношений. Наиболее ярким примером здесь была Греция. У греков стал складываться институт проксенов (покровителей), в начале своего развития носивший личный характер. Затем постепенно этот институт приобретает государственные черты. Проксен являлся защитником иностранных граждан в своем полисе. В Риме была создана должность претора перегринуса — должностного лица, определявшего принципы и нормы, связанные с положением иностранцев и их пребыванием в Риме. Он также разрешал споры между ними. Позднее из указанных институтов сформировалось консульское право.

В этот же период в Индии и Китае были известны различные формы посредничества и арбитражных судов Так, в 546 г. до н. э. был созван общекитайский конгресс. Результатом его явилось подписание договора о ненападении, предусматривавшего мирное разрешение споров путем обращения спорящих сторон к арбитражу.

Заканчивается период международного права Древнего мира с падением Западной Римской империи в 476 г. н. э. К этому времени Рим вобрал в себя все «новорожденные» институты международного права и дополнил их своими специфическими чертами. Когда война не заканчивалась полным покорением, заключался мирный договор. С III в. до н. э. был договор о покровительстве, который предусматривал предварительную сдачу оружия, выдачу противной стороной своих вождей и заложников. Побежденная сторона оставалась вместе с тем субъектом международного права. В дальнейшем договор о покровительстве стал заключаться и в мирное время. Государства, получившие его, становились союзниками Рима. От мирных договоров отличался договор перемирия. Последний подписывался командующим армией, консулом или легатом и, хотя условно вступал в силу немедленно, подлежал ратификации.

Период зарождения международного права плавно переходит в следующий этап, неразрывно связанный с возникновением феодальных отношений.

studfiles.net

Международное право Древнего мира

Поиск Лекций

Содержание

Введение………………………………………………………………………..……3

1. Периодизация международного права: Древность, Средневековье, эпоха буржуазных революций……………………………...…......................…………….4

1.1Международное право Древнего мира………………………….........…4

1. 2 Международное право Средних веков…………………………….....…6

1.3 Международное право Нового времени…………………………......…8

2. Современность 1991 - 2008 гг…………………..……...................….................10

3. Теоретическое наследие Ф.Ф. Мартенса и его вклад в развитие международного права…………………..……….................................................13

Задача.........................................................................................................................16

Список использованных источников…………………………………..………….18

Введение

Актуальность темы определяется тем, что международное право возникало во время распада родоплеменных отношений и образования первых государств. Первые государства возникли к IV тыс. до н.э. Именно в это время появились государства Древнего Востока: Вавилон, Ассирия, Египет, Индия, Китай, Персия и др. Следовательно, международное право как система юридических норм, регламентирующих поведение государств в их взаимных сношениях, начинала складываться в IV тыс. до н.э. В самом начале своего возникновения международное право носило характер обычного права. Обычай был не только основным, но и единственным источником международного права.

В основу возникновения международного права были положены уже существовавшие международные правила поведения. При первобытно - общинном строе эти правила регулировали сношения племен по вопросам совместной охоты, разграничения районов проживания, войны и мира, товарообмена и т.д.

С расколом общества на классы и образованием государств отдельные из межплеменных обычаев и обрядов, которые в новых исторических условиях стали выражать интересы господствующих эксплуататорских классов и охраняться соответствующей принудительной силой государственной организации этих классов, явились первыми нормами международного права. Международное право возникло там и тогда, где и когда возникло классовое общество и государство.

 

 

Периодизация международного права: древность, средневековье, эпоха буржуазных революций

Международное право Древнего мира

Межгосударственные правовые нормы начали складываться в 4 тыс. до н. э. с возникновением первых рабовладельческих государств на базе уже имевшихся правил догосударственного межплеменного "права". Родиной международного права явился Ближний Восток, долины рек Тигра, Евфрата, Нила. Именно там в 4 тыс. до н. э. образовались древнейшие государства. В процессе взаимодействия между ними формировались первые межгосударственные правовые нормы1.

Основными чертами таких межгосударственных правовых норм были: 1) пришедшие из догосударственного межплеменного "права" правила, закрепленные в обычаях и договорах; 2) религиозность; 3) регионализм; 4) обычай как главный источник международного права.

Отсутствовали международные отношения в современном понимании. В сферу мирового рынка не были включены целые континенты (Америка, Австралия, большая часть Африки), неизвестные европейцам, население которых жило еще при родовом строе. В различных географических районах имели место свои центры международной жизни (Ближний Восток, Индия, Китай, Греция, Рим и др.[1]

Одним из самых древних дошедших до нас международных договоров является договор хеттского царя Хаттушиля III с египетским фараоном Рамзесом II (заключенный в 1278 г. до н.э.). В нем восстанавливались дружественные отношения между двумя государствами после длительной войны, предусматривалась взаимная поддержка друг друга в войне против захватчиков и выдачу беглых рабов.

Главным средством ведения внешней политики древнейших стран являлись войны. В Египте во время войны господствовал юридически не ограниченный произвол. Побежденные и их имущество как добыча переходили в собственность победителя.

В Индии обычаи права войны были наиболее развитыми, они были закреплены в "Законах Ману" и "Артхашастра". Война считалась правомерным действием, но рассматривалась как нежелательное явление. Встречались и определенные ограничения1. Нельзя было убивать женщин, детей, стариков и раненых и т.д. Неприкосновенностью пользовались храмы и другие культовые сооружения и их служители. Существовали нормы, ограничивающие применение оружия.

В Китае (II—I тыс, до н. э.) аналогично складывались определенные нормы права войны, имевшие свою специфику. Поскольку Китай вел частые междоусобные войны, то и жизненный принцип "цаньши", означавший "поедание земель соседей", получил здесь наибольшее значение.

Не только в процедуре объявления войны и ее ведения была налицо религиозность, ее можно проследить и в дипломатии. В Китае вопросы церемониального характера отражали обычаи того времени. Сложившиеся ритуальные нормы о приеме послов и заключении договоров сопровождались обрядами и жертвоприношениями.

Древние греки не знали института постоянного дипломатического представительства; посольства носили единовременный характер. Послам выдавали документы, удостоверяющие их официальный статус и уполномочивающие на право ведения переговоров. Послы были неприкосновенны. От них требовалось великое искусство вести переговоры, заключать договоры о мире, союзе и взаимной помощи.

Позднее встречаются договоры о торговле и правах иностранцев, бесправное положение которых являлось серьезным препятствием в развитии торговых отношений.

Заканчивается период международного права Древнего мира с падением Западной Римской империи в 476 г. н. э. К этому времени Рим вобрал в себя все "новорожденные" институты международного права и дополнил их своими специфическими чертами. Когда война не заканчивалась полным покорением, заключался мирный договор. С III в. до н. э. был договор о покровительстве, который предусматривал предварительную сдачу оружия, выдачу противной стороной своих вождей и заложников. Побежденная сторона оставалась вместе с тем субъектом международного права. В дальнейшем договор о покровительстве стал заключаться и в мирное время. Государства, получившие его, становились союзниками Рима. От мирных договоров отличался договор перемирия. Последний подписывался командующим армией, консулом или легатом и, хотя условно вступал в силу немедленно, подлежал ратификации.

poisk-ru.ru