Путешествие в древнюю русь. Необычайное путешествие в Древнюю Русь. Грамматика древнерусского языка для детей, стр. 1
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Внеклассные мероприятия для учителя истории. 5—11 классы (Наталья Данилова). Путешествие в древнюю русь


Новости

Фамилия, имя, возраст

Название работы

№ ОО

Графика

1

Горбачев Андрей, 4 года

«Соловецкий монастырь»

ГБОУ школа № 1412 Москва

2

Чибисова Марианна, 7 лет

«Караван»

Школа № 771

3

Серебрякова Ксения, 7 лет

«Древний собор»

Школа № 1034 ДО 4

4

Ибрагимова Рината, 7 лет

«Храм»

ГБУ школа № 1034 ДО № 4

5

Боева Ольга, 6 лет

«Скоморохи на Руси»

Школа № 771

6

Уфилькина Виктория, 7 лет

«Преподобный Сергий»

Школа № 1828 «Сабурово»

7

Бадикова Полина, 7 лет

«Деревянный мир Руси»

Школа № 1347 ДО № 6

8

Банковская Виктория, 7 лет

«Святая Русь»

Школа № 423

9

Матюхин Тимофей, 10 лет

«Терем»

«Школа Бескудниково»

10

Пушкина Вера, 10 лет

«Деревушка»

«Школа Бескудниково»

11

Ерофеева Ульяна, 10 лет

«Колокольня»

«Школа Бескудниково»

12

Чернобай Софья, 10 лет

«Деревянный город»

«Школа Бескудниково»

13

Мартинюк Анастасия, 10 лет

«Древняя Русь»

Школа № 492

14

Липская Елизавета, 8 лет

«Древняя Русь»

Школа № 1554

15

Городилина Светлана, 8 лет

«Чаепитие»

Школа Им. Н.М. Карамзина

16

Вододохов Михаил, 9 лет

«Древняя Русь»

Школа № 1828 «Сабурово»

17

Румынина Екатерина, 10 лет

«Андрей Рублев»

Школа № 1828 «Сабурово

18

Бакай Полина, 11 лет

«Святые заступники Руси»

Школа № 1828 «Сабурово»

19

Алешина Полина, 10 лет

«Утро в деревне»

Школа № 1533

20

Андрианова Ева, 13 лет

«Золотые ворота Владимира»

Школа № 554

21

Башкирова Настя, 13 лет

«Встреча Марии с Елисаветой»

Детская худ.школа «Благовест»Раменский р-он при МОУ СОШ № 25

22

Генч Селинда, 10 лет

«Масленичные гуляния»

Школа № 1474

23

Кузнецова Дарья, 10 лет

«Русская красавица»

Школа № 892

24

Пирусский Владимир, 4 года + Мусин Эльдар, 4 года

«Русский богатырь»

АНО ОСШ «Город Солнца»

25

Замирбекова Айлона, 10 лет

«Что ни терем, ни изба – позолота да изба»

Школа № 629

26

Прибылова Василиса, 10 лет

«Стольный град»

ГБОУ Школа № 996

27

Попова Маша, 6 лет

«Рукодельница»

Воскресная школа Храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино

28

Засимов Артем, 10 лет

«Сергиево-Казанский кафедральный собор»

ГБОУ Школа № 904Козлова Наталья Алексеевна

29

Климова Наталья, 11 лет

Жив. Апостол

ГБОУ Школа № 654 им. А.Д. Фридмана

30

Попова Устинья, 10 лет

Рис. Храм

«Шк. Искусств 1» МОК

31

Родичева Варвара, 10 лет

Золотой перезвон. Пробуждение

Школа № 1474

32

Гладков Дмитрий, 6 лет

Рис. Тихий вечер, колокольный звон

Школа № 2094

33

Горсеван Александр, 10 лет

Жив. Дары волхвов

ГБОУ Школа № 654 им. А.Д. Фридмана

34

Буданцева Милана, 10 лет

«Райский сад»

ГБОУ Школа № 654 им. А.Д. Фридмана

35

Коровенкова Елизавета, 10 лет

«Помощница»

ГБОУ Школа № 2200

36

Васин Василий, 8 лет

«Кижи»

ГБУК «Центр культуры и спорта» Клубное формирование «Палитра»

37

Ерохина Ксения, 12 лет

«Осень»

Школа № 629

38

Латыпов Ринат, 4 года

«Богатырь»

ГБОУ Школа № 1474

39

Ткачева Настя, 12 лет

«Древняя Русь в ожидании истины»

Воскресная школа Храма Благовещения Пресвятой Богородицы в ФедосьиноТворческая студия «Благовест»

40

Лопатина Анастасия, 13 лет

«Русская церковь»

Школа № 1580 при МВТУ им. Н.Э. Баумана

Макеты

1

Пономаренко Мария, 6 лет

«Жаворонок», лепка из глины, роспись.

Школа № 423

2

Шатайло Валерия, Абрамова Татьяна, по 10 лет

«Богатырь в дозоре»

Школа № 904

3

Нетбай Роман, Оружейников Сергей, по 11 лет

«Доспехи воина»

Школа № 904

4

Грибеньков Егор, 10 лет

«Мой герой русский богатырь»

Школа № 904

5

Кузьминова Мария, 12 лет

«Лоскутное шитье. Чехлы для стульев»

Школа № 1877

6

Дмитриев Милан, 7 лет

Керамика «Игрушка»

Школа № 1474

7

Шандыбин Дмитрий, 6 лет

Аппликация «Барыня»

Школа № 2051 ДО № 2

8

Романова Амалия, 11 лет

Лоскутное шитье «Золотая рыбка»

ГБОУ Школа № 1877

9

Киткаева Ангелина, 13 лет

Поделка «Окно в Древнюю Русь»

Школа № 2120

10

Коллективная работа, 14 лет

«Берестяная грамота»

ГБПОУ Школа № 21 для обучающихся с ОВЗ по слуху

11

Спицина Мария, 17 лет

«Троица»

ГБПОУ Школа № 21 для обучающихся с ОВЗ по слуху

12

Шилкин Сергей, Кривомлин Глеб, Домничева Владислава, 5-6 лет

Изразец «Цветы»

ГБОУ Школа № 1474

rublev-museum.ru

Читать Необычайное путешествие в Древнюю Русь. Грамматика древнерусского языка для детей - Миронова Татьяна - Страница 1

ПЕРЕД ДАЛЬНЕЙ ДОРОГОЙ(вместо предисловия)

- Грамматика... - разочарованно протянет мой будущий читатель и наморщит нос. Постой! Не спеши закрывать книжку! Эта грамматика не простая. В ней много чудес.

Первое чудо. Ты узнаешь, как говорили твои предки семьсот лет назад. Ты услышишь, как они величали друг друга, как решали государственные споры, чему учили своих детей, даже как ссорились между собой, услышишь. Ты сможешь прочитать самые настоящие древнерусские письма, летописи, молитвы. И будь уверен, именно так писали и молились в Древней Руси. И детские считалки и дразнилки в этой грамматике тоже самые настоящие, древние, не придуманные.

Чудо второе. Ты увидишь, на какой земле жили твои предки, какие у них были города, монастыри, храмы, дома. "Грамматика" расскажет тебе, как создавали древнерусские люди книги и иконы, как они торговали и воевали, защищая родную землю от врагов. Еще ты узнаешь, как учились твои сверстники в древнерусских школах, в какие игры они играли, каких забавных человечков рисовали в своих ученических тетрадках. Все это не выдумано, не сочинено. Об этом узнали археологи и историки, читая берестяные грамоты и летописные своды, находя при раскопках потемневшие от времени воинские шлемы, оружие, осколки кувшинчиков для смешивания красок и ожерелья с угасшими каменьями. В "грамматике" старинные вещи ожили: обрели прежний нарядный блеск древнерусские мечи и шлемы, засияли теплым светом строгие лики святых на иконах, а вместо древних глиняных черенков - крутобокие расписные кувшины. Ты сможешь разглядеть их и... почти что рукой потрогать!

И, наконец, главное чудо. "Грамматика" выучит тебя древнерусскому языку. И тогда перед тобой раскроются листы рукописных книг глубокой, старины, они поведают тебе о многих удивительных делах, и ратных подвигах наших предков, вразумят, научат мудрости, дадут опору на долгие годы.

Так что не торопись закрывать эту книгу, мой будущий читатель, а отправляйся в Необычайное путешествие в Древнюю Русь...

КЛАДОИСКАТЕЛИ

Ваня открыл глаза. Найдя в ставнях дырку от сучка, в комнату просачивался бледный луч. Ходики на стене показывали половину шестого. Слава Богу, не проспал. В шесть часов они должны встретиться с Васькой на мосточке, что ведет к Чудиновскому оврагу, где, как вчера обнаружилось, уже неделю идут археологические раскопки.

С начала лета Ваня и Вася гостили у бабушек, чьи домишки на окраине Новгорода утопали в июльской буйной зелени. В какие только игры друзья не переиграли за месяц - и в войну, и в городки, и в чижика, в "классики" и то прыгали. Ваня даже книжки читал, да у бабушки, Веры Васильевны, их не больно много, новых-то книжек. Это старинных у нее целый сундук. Бабушка у Вани верующая. Каждый вечер открывает она толстую книгу в деревянном, обтянутом кожей переплете, книга лежит на столике перед иконами, и начинает размеренно читать:

ГОСПОДИ БОЖЕ НАШЪ, ЕЖЕ СОГРЕШИХЪ ВО ДНИ СЕМЪ СЛОВОМЪ, ДЕЛОМЪ И ПОМЫШЛЕНIЕМЪ, ЯКО БЛАГЪ И ЧЕЛОВЕКОЛЮБЕЦЪ ПРОСТИ МИ: МИРЕНЪ СОНЪ И БЕЗМЯТЕЖЕНЪ ДАРУЙ МИ: АНГЕЛА ТВОЕГО ХРАНИТЕЛЯ ПОСЛИ, ПОКРЫВАЮЩА И СОБЛЮДАЮЩА МЯ ОТЪ ВСЯКАГО ЗЛА: ЯКО ТЫ ЕСИ ХРАНИТЕЛЬ ДУШАМЪ И ТЕЛЕСЕМЪ НАШИМЪ, И ТЕБЕ СЛАВУ ВОЗСЫЛАЕМ ОТЦУ И СЫНУ И СВЯТОМУ ДУХУ НЫНЕ И ПРИСНО И ВО ВЕКИ ВЕКОВЪ. АМИНЬ.

Бабушка читает молитву, а Ваня, вслушиваясь в ее негромкое бормотание, удивляется незнакомым словам. Как это "согрешихъ"? Наверное, "согрешил"? Так бы бабушке и сказать. А вот это - "ныне и присно и во веки вековъ"... Чудно '! Все порывается Ваня расспросить бабушку об этом, да перебивать бабушкино чтение стесняется, а дождаться, когда бабушка кончит читать, сил у Вани не хватает, он засыпает. Утром спросить уже не о чем, забываются за ночь услышанные с вечера диковинные слова...

...Скука обволакивала Ваню и Васю как вязкая полуденная духота. Вчера вечером, сидя на пруду с удочками, они лениво грызли семечки, сплевывая шелуху в зеленое кружево прудовой ряски, изредка и неохотно вытаскивая удочки на берег, чтобы заменить червяка, обгрызенного хитрыми и осторожными карасями. Говорить и то было лень.

По ухабистому, отороченному высоким бурьяном проселку пропылил грузовик, в кузове которого, держась за борта, сидели ребята в зеленых просторных куртках и широкополых шляпах. Подпрыгивая на колдобинах, грузовик скрылся за поворотом.

- Студенты поехали, - дремотно зевнул Вася. - Бабушка говорит, в Чудиновском овраге копают.

- Трубы меняют? - лениво уточнил Ваня, он привык, что студентов, а его старший брат был студентом технологического института, всегда бросают срочно менять прохудившиеся трубы. Вася мотнул головой, рассматривая на ладони недоеденного карасями червяка:

- Бабушка говорит, из университета они. К ней заходили, расспрашивали, что да где до войны тут было, они памятники старины раскапывают, монеты ищут, кольца...

- Монеты?! - Сонливость как рукой сняло, Ваня вытаращился на Васю. - И ты молчишь! Они же клад ищут, ты что, не понял?! А мы тут с карасями рассиживаемся!

Ваня вскочил и торопливо выдернул из воды леску с болтающейся на ней пробкой и белым перышком, заменявшими поплавок, стал суетливо наматывать леску на длинное гибкое удилище. Продолжая быстро говорить, Ваня почему-то перешел на шепот:

- Раз экспедиция приехала, значит, точно клад есть. Столько народу зря не пришлют, понял?! У них наверняка есть карта, а там и место схоронки крестиком обозначено. Знаешь, как это делается? "Остров сокровищ" читал? Шайка пиратов прячет награбленное, рисует план, помечает, где клад спрятан, потом главный пират всех убивает, а карту прикарманивает. Ну а после его смерти карта пошла кочевать из рук в руки. Глядишь, и попала к какому большому профессору, он и отправил студентов за кладом, сам-то уж не может, поди, больно старенький. Они клад копают, а мы с тобой поплавки караулим.

- Ну, ты даешь! - неуверенно засмеялся Вася. - Пираты! У нас их сроду здесь не бывало.

- Пиратов не бывало?! А ушкуйники?! Кто по Ильменю купцов грабил? Да после них сколько угодно кладов осталось! Бросай своих желтоперых. Пошли!

Они попрятали удочки под огромный, в три обхвата дуб, здесь же оставили ржавую банку из-под червей и по мягкой от толстой пыли колее торопливо двинулись к поросшему редким кустарником оврагу.

Место раскопок мальчишки увидели сразу. Это был огороженный невысокими свежеструганными кольями дворик, от которого узкими лучами уходили в глубину оврага прорытые коридоры. Несколько человек маленькими лопатками, а кто и руками, аккуратно разгребали землю, обметали ее метелочками и щетками. Просеянную землю в ведрах и на носилках носили к дороге и ссыпали в кучи. Рядом с кольями на расстеленном белесом брезенте лежали потемневшие от времени вещи, похожие на те, что Ваня с бабушкой видели в музее Новгородского кремля - черенки, бусины, зазубренный нож с костяной ручкой, зеленовато бурые колечки, обломок железной палки. "Не густо", - подумал Ваня и толкнул Васю в бок.

- Вишь, до клада пока не добрались. Так что будем искать.

- Где? Здесь?! Увидят же! - Вася покрутил головой, место действительно было открытое.

- А ночь на что? - Ваня был настроен решительно.

- Ну уж нет, - уперся Вася. - Чего в темноте откопаешь, да и бабушка не отпустит.

- Тогда утром пораньше, - уступчиво согласился Ваня, он понимал, что и его бабушка Вера Васильевна не обрадуется ночным отлучкам внука.

На том они и порешили, окончательно договорившись обратной дорогой, что копать примутся рано утром, пока студенты спят, а бабушки пусть думают, что на речку пошли, рыбачить...

...Утро выдалось туманное, солнечные лучи не могли пробиться сквозь плотную молочную пелену, покрывшую луг и лес. В густом тумане не было видно мосточка, но Ваня привычно шагал но дороге, зная каждый ее поворот. Вот и мосток, но Васи на нем не оказалось. "Проспал небось", - удрученно вздохнул Ваня, но, вглядевшись в туман, заметил двигающуюся к мосточку темную фигурку. Он было спешно шагнул навстречу, да тут же удивленно и разглядел, что не один человек впереди, а двое, идут, торопятся, чуть ли не бегом. Ваня юркнул под мост, в липкие от росы, жгучие заросли крапивы, притаился.

online-knigi.com

Путешествие в Древнюю Русь (сценарий)

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО

Цель:

  • Вызвать интерес к углубленному изучению отечественной культуры;
  • Повторить ранее изученный материал по архитектуре Древней Руси.

Задачи:

  • Научить понимать преемственность традиций в развитии архитектуры: Киев — Владимир — Москва;
  • Воссоздать образ человека Средневековой Руси через игровую ситуацию.

Приложение 1 Музыкальный материал

  1. «Рассвет на Москва-реке». М. П. Мусоргский.
  2. «Богатырские ворота». М. П. Мусоргский. Из цикла «Картинки с выставки».
  3. «Прогулка».  М. П. Мусоргский. Из цикла «Картинки с выставки».

Приложение 2

  1. Московский Кремль времен Иоанна III. А. М. Васнецов
  2. Золотые ворота во Владимире.
  3. Успенский собор во Владимире.
  4. Икона Владимирской Богоматери.
  5. Дмитриевский собор во Владимире.
  6. Фрагменты каменной резьбы Дмитриевского собора.
  7. Церковь Покрова не реке Нерль.
  8. Успенский собор Московского Кремля.
  9. Внутренний вид Успенского собора в Москве.

Развитие личности учащихся в процессе работы над театральной постановкой:

  • освоение элементов актерского мастерства;
  • формирование навыков конструктивного общения;
  • преодоление боязни публичного выступления;
  • раскрепощение перед аудиторией;
  • формирование «чувства локтя» и взаимопомощи;

Действие I (в палатах Иоанна III)

Картина 1.

Приложение 1 №1 «Рассвет на Москва-реке» М. П. МусоргскийПриложение 2 №1. Московский Кремль времён Иоанна III. А. М. Васнецов

Выходят два боярина

Боярин 1: Горе-то, горе какое... Государь наш еще и с заутрени не вернулся, а тут вести такие.Боярин 2: Да-а... Кабы не попасть под горячую руку ненароком.Боярин 1: (крестится на икону) Господи! За что напасти такие шлешь?Боярин 2: Чу, шаги заслышались...Боярин 1: (крестится) Ну, Господи, не оставляй раба твоего, Петра.Входит Государь, Иоанн III (бояре кланяются ему)Бояре: Доброго здоровья! Да хранит Вас Господь, Великий княже.Иоанн III: Ох и хорошо на заутрене. Благодать... Здорово и вам, бояре. Что так рано пожаловали? Ну, сказывайте, что нового на земле русской деется? Да, смотрите, все без утайки. (Бояре молчат, мнутся, переглядываются...)Иоанн III:  Чего мнетесь, бояре? Аль приключилось что, аль беда какая? Сказывайте, чем наш люд православный печалится?Боярин 1:  Ох, батюшка, по грехам нашим посылает Господь наказание.Иоанн III:  Да говори же!Боярин 2:  Давеча на Москве трясун случился...Иоанн III:  (Крестится) Спасе, помилуй нас, грешных.Боярин 2:  … да и рухнул Успенский собор...Иоанн III:  Как так рухнул? Как так рухнул!? (в гневе) Что ж это на земле русской перевелись уж умельцы да мастера спорые!? Коли у нас храмы Божии будут рушиться на радость врагам нашим, как же устоит государство целое?

Картина 2

Входит Княгиня (Софья Палеолог)

Бояре: (кланяются) Почтение, матушка, великое.Княгиня:  И вам, бояре (кланяется государю) Соколик мой ясный, что тут у вас за крики спозаранку приключились? Чем опечален, Государь наш, что за кручина тебя снедает?Иоанн III: (В отчаянии) Нет, нет на земле русской более величия, нет мастеров спорых, нет голов разумных...(хватается за голову)Боярин 1: (обращается к княгине) Вчера, числа 20, месяца мая, лета 1474 от Рождества Христова трясуном храм Успения разрушился...Княгиня:  Да он же почти до куполов уж был возведен...(воскликнула княгиня)Иоанн III: (Тихо) Казню всех. (Смотрит на бояр, гневно) Всех казню!!!Княгиня: (Мягко) Да, беда большая. Но не будем сетовать, да на бояр да зодчих гневаться. Надобно сначала Богу помолиться, да с людьми знающими сговориться. Государь наш, поручи псковским мастерам во всем разобраться, о причине дознаться. А пока, батюшка, вели отроков наших позвать, проверим, исправно ли учатся, да как науки почитают.Иоанн III: (Вздыхает) И то правда, матушка. (Боярам) Позвать отроков!

Картина 3

Входят отроки, делают земной поклон.

Боярин 1: Вот, Государь-батюшка, отроки, они у летописца обучаются.Иоанн III: Вот и проверим. Поспрашивайте-ка, бояре да матушка княгиня, что в каком годе на Москве происходило?Княгиня: А скажите, отроки, когда впервые о Москве в летописи прописали?Отрок 1: Впервые про нашу Москву в летописях прописали в 1147 годе.Боярин 1: А чем славен 1156 год?Отрок 2: В этом годе, при князе Юрии Долгоруком, были возведены первые деревянные городские укрепления.Боярин 2: Так-так, хорошо. А что произошло в 1237 годе?Отрок 3: В этом годе большая печаль случилась. Батый сжег Москву и захватил в плен князя Владимира Юрьевича.Иоанн III: Да-а, тяжелые были времена.Боярин 1: Однако, Москва быстро отстроилась заново.(Отрокам) Ну, теперь, следующий ответь нам, а когда белокаменные соборы соборы появились на Москве?Отрок 4: При Иване-Калите, Государь. В первой половине 14 века были построены четыре белокаменных собора: Успенский, Архангельский, … Архангельский...(не может вспомнить, оглядывается на отроков, один из отроков подсказывает)...(продолжает говорить неуверенно) Иоанна Лествичника и Спаса на Бору.Иоанн III: Тогда же, отроки, соорудили и дубовый Кремль — в 1339 годе. А ты, отрок, учись лучше, а то велю розгами отходить.Княгиня: Батюшка, спроси вон того отрока, (показывает на отрока, тянущего руку) ишь как руку тянет.Иоанн III: Говори, отрок.Отрок 5: Хочу сказать, Государь, что в 1367 годе, Дмитрий Донской построил белокаменный Кремль, взамен деревянного.Иоанн III: Молодец, отрок! Любо-дорого смотреть. Учитесь и далее исправно.(Отроки кланяются и уходят)(Иоанн самому себе) Да, когда-то был белокаменным, а стал весь в деревянных заплатках.(Боярину) Ну что, Петре, что, псковские зодчие разобрались от чего рухнул собор?Боярин 2: Так мастер уж давно дожидается.

Картина 4

Входит псковский мастер, кланяется.

Мастер: Почтение вам, Государь-батюшка, и вам, славная государыня-матушка и вам бояре. Позвольте с докладом Вам (разворачивает свиток, читает) «Как постановила на до следствии наша комиссия причиной стала неисправно поставленная лестница, ибо зодчие внутрь стены ее устроили, и тем самым стену-то и ослабили, да и раствор был жидкий, не имел нужной клейкости.»Иоанн III: Где ж мастера то прежние?Мастер: Да кто где, Государь-батюшка, а больше то всего в полон татарский поуводили.Иоанн III: Ну не бывать тому, чтоб Москва без соборного храма стояла!Княгиня: Успокойся, сокол мой, не гневайся. А что как поставить храм итальянцев позвать? Они мастера изрядные. Я в Италии насмотрелась на их умение.  Пусть-ка и нам построят...Иоанн III: И то правда, матушка. (Боярам) Позвать сюда «фрязина»!

Картина 5

Входит архитектор Альберти Фиораванти, размахивает шляпой, здоровается на европейский манер.

Фиораванти: Вот перед вами не профан, я архитектор Альбертан.Иоанн III: (Княгине) Вот кривляка, Господи помилуй!(Фиораванти) Ну, здравствуй, здравствуй, «фрязин»Фиораванти: Я, Альберти Фиораванти! (Обиженно)Иоанн III: Да это все равно. Хочу великое дело тебе поручить, чтобы ты поновлением храма Успенского заправлять стал, отстроил бы его величию Руси соответственно. Так как прежде у нас мастера ставили в Киеве да во Владимире. Как, осилишь?Фиораванти: Что за сомненья, Государь! Я — архитектор в третьем поколенье! Я дожам венецианским отстраивал дворцы, я строил крепости, я лил колокола. Да вся Италия — моих рук дело!!! Да-да! Я так отстрою храм, что вы Москвы своей не узнаете, вторая Флоренция или Рим...Иоанн III: (Грозно поднимает руку, останавливает болтовню) Не надобно нам Италии твоей, ишь что удумал! У нас что ль не на что равняться и смотреть? Поезжай во Владимир, да посмотри, как строили наши старые мастера. А по возвращении посмотрим, чего ты стоишь! (Все уходят. Архитектор один).Фиораванти:  (Себе) Чтоб я, потомственный архитектор, учился у невежественных мужиков? Ха-ха, смешно. Да делать нечего, придется ехать.

Действие II(во Владимире)

Приложение 1 №2 «Богатырские ворота». М. П. Мусоргский. Из цикла «Картинки с выставки».

Приложение 2 №2. Золотые ворота во Владимире

Фиораванти:  (Оглядывается) Где это я?

Приложение 1 №2 «Прогулка».

Пять владимирцев (два мужчины и три женщины) прогуливаются, замечают чужестранца, с удивлением разглядывают его. 1-й: Вы, уважаемый чужестранец, в стольном граде Владимире (все кланяются Фиораванти). А вы откуда к нам пожаловали?Фиораванти:  Я, Альберти Фиораванти, из Болоньи, что в Италии. Великий Государь Иоанн III поручил мне строить главный собор на Москве. Да прежде велел посмотреть на ваши храмы, хотя мне не чему учиться!2-й: А вы все же посмотрите, раз Государь велел. Войдемте же в ворота.

Приложение 2 №3. Успенский собор во Владимире.

2-й: Вот наш главный храм всей Северо-Восточной Руси — Успенский собор. Он видел и ее величие, и разорение ордами Батыя. В соборе возводились на великое княжение замечательные полководцы — Александр Невский да Дмитрий Донской. Тут летописи составляли, благословляли на ратные подвиги храбрые владимирские полки... А заложили его по велению князя Андрея Боголюбского в 1158 году. В летописи писано: «Бог привел мастеров со всех земель для его постройки».Фиораванти: Место красивое.3-й: И красивое и на редкость удачное — на вершине 50-метрового холма, что над рекой Клязьмой. Но не сразу собор стал таким... Сперва то он был одноглавый, простоял почти 30 лет да и случился пожар.4-й: А в те года правил князь Всеволод Большое Гнездо, он то и велел его перестроить. Храм обнесли новыми стенами, большими по периметру, в старых пробили широкие арочные проемы, по углам поставили еще четыре купола. Так вот и получился пятиглавый собор.5-й: Это самая высокая постройка на Руси 12 века, даже выше Софийского собора в Киеве. А посмотрите, каким нарядным декором украшен храм. На фасадах кое-где появились резные каменные изображения — женские головки, морды львов. По вертикали стену расчленили тонкие полуколонки, а по горизонтали — аркатурно-колончатый пояс (непрерывная цепь декоративных арочек, опирающихся на колонки).1-й: А уж внутри как оформлен: стены расписаны фресками, гениального Андрея Рублева да Даниила Черного. Полы выложены цветной майоликовой плиткой. Но главная ценность — это наша заступница — святой образ Богоматери со Младенцем.

Приложение 2 №4. Икона Владимирской Богоматери.

2-й: Наш князь, Андрей Боголюбский, сын киевского князя Юрия Долгорукого, увез ее из Киева, и когда достигли нашей земли, кони встали, сколь их не понукали, не били, но сдвинуть не смогли. Так она тут и осталась и стала зваться Владимирской.Фиораванти: Да собор хорош, но в Италии я и не такое строил. Ну да ладно, теперь можно и ехать.

Приложение 2 №5. Дмитриевский собор во Владимире.

3-й: Ну что вы, господин чужестранец. Вы еще не все увидели. Посмотрите на этот собор. Он напоминает могучий уступ скалы. Поставлен был в конце 12 века в честь святого Дмитрия Солунского, покровителя князя Всеволода III.4-й: Стены, закомары, барабан Дмитриевского собора сплошь покрывает каменная резьба. Тут фигуры людей, птиц, зверей, фантастических существ, неведомые растения, орнаменты — более 500 скульптурных изображений.

Приложение 2 №6. Фрагменты каменной резьбы Дмитриевского собора.

На западном фасаде изображены Христос, Богоматерь и четыре евангелиста. На южном — первые русские святые Борис и Глеб. На северном, в левой закомаре — сидящий на троне князь Всеволод с сыновьями. На противоположном, южном фасаде, в правой закомаре — вознесение Александра Македонского на небо.Фиораванти: Да-а, таких рельефов я еще не видел...4-й: И не уведите, они уникальны, только у нас во Владимире и есть.Фиораванти:  Благодарю вас, уважаемые, я выполнил приказ царя и могу возвращаться в Москву.5-й: Нет, нет! Если вы не увидите это белокаменное чудо, значит вы ничего не видели во Владимирской земле.Фиораванти: Что еще за чудо?5-й: Это церковь Покрова Богородицы на реке Нерль.Фиораванти:  Какое странное название. Я знаю, что в Византии не было такого праздника... Покрова Богоматери...5-й: Да, он появился на Руси в 12 веке. Тут такая история вышла. Константинополь, по нашему Царь-град, был осажден арабами, и вот как-то раз, во время службы в одном из храмов, нашим русским паломникам Андрею Юродивому и его ученику Епифанию привиделась Богоматерь. Она распростерла над собравшимися свое покрывало и молилась об избавлении народа от бедствий. Поначалу Покров стал одним из главных праздников владимирских земель, а затем и всей Руси.

Приложение 2 № 7. Церковь Покрова не реке Нерль. Приложение 1 №1. «Рассвет на Москва-реке».

Фиораванти: О...! Эта церковь волшебна, воплощение женского изящества! Она как невеста в подвенечном платье. Велики русские мастера!!! Как же достигается такая легкость, почти невесомость?1-й: Дело в том, что после возведения фундамента на него сначала поставили не само здание, а белокаменный постамент, засыпанный землей. Получился своеобразный искусственный холм. Кроме того, церковь визуально разделена на две части аркатурно-колончатым поясом. Это-то и придает ей такую легкость.Фиораванти: Спасибо, уважаемые владимирцы, теперь я могу возвращаться. Действительно увидел я красоту русских храмов.

Приложение 1 №2 «Прогулка».  М. П. Мусоргский. Из цикла «Картинки с выставки».

Действие III(в Москве, палаты Иоанна III)

Иоанн прохаживается с Боярином 2 (входит Боярин 1)

Боярин 1: Государь! Итальянец вернулся.Иоанн III: Зови, зови. Чего-то он нам скажет?Входит Фиораванти: Великий государь! Воочию увидел я красоту русских храмов. Есть чему дивиться и учиться.Иоанн III:  Ну то-то же. Иди и строй по-русски! Величию Государства Московского подобающе! (Все уходят).

Приложение 1 №2 «Богатырские ворота». М. П. Мусоргский

Приложение 2 №8. Успенский собор Московского Кремля.

Эпилог.

(Боярские палаты. Четыре девушки занимаются рукоделием, входит матушка.)

Матушка: Вот дела-то на Москве развернулись! Какой собор «фрязин» этот отстроил. Белоснежный, величественный. Красотища! Четыре года строили...1-я девушка: Да не фрязин он, матушка, а Аристотель, батюшка сказывал, что так его прозвали за талант и знания. Строил он в «кружало да в правило».Матушка: Это как это?1-я девушка: Да с помощью циркуля да линейки.2-я девушка: Наши то мастера все секреты за ним подмечали: и как глубокий фундамент заложил, и известь особенной крепости замешивал...3-я девушка: А для подъема тяжестей лебедки применял.Матушка:  Вы то откуда про все про это знаете? Дома в светлице сидите.4-я девушка: А как в церковь ходили так батюшка нам все и рассказывал. И как государь наш приказал итальянцу построить собор, как раньше на Руси строили. Вот он и построил по подобию Успенского собора во Владимире.Матушка: А... то-то я смотрю что он так схож со владимирским.1-я девушка: Да, матушка, много схожего в убранстве: и пятиглавие, и позакомарное перекрытие...2-я девушка: И аркатурно-колончатый пояс, и перспективные порталы.3-я девушка: А стены и своды выложили из кирпича...Матушка: Что-то я не видела никакого кирпича.4-я девушка: Так у нашего собора стены облицевали белым камнем, в подражании владимирскому, вот кирпича вы и не увидели.1-я девушка: А батюшка сказывал, что у нашего собора есть отличие — почти не видно апсид. Их спрятали за выступ стены, и поэтому южный фасад почти симметричен.

Приложение 2 №9. Внутренний вид Успенского собора в Москве.

2-я девушка: А уж внутри то, как красиво... Колонны круглые, а не четырехугольные столбы-пилоны, хор нет и поэтому собор такой просторный. Матушка: То-то все видно отовсюду.4-я девушка: А я видела что летописец записывал о новом храме, я даже себе попросила его написать, чтоб вам прочитать: «Бысть же та церковь чюдна велми величеством своим и высотою, светлостью и зъвоностью и пространством, такова же прежде того не бывала в Руси, опроче Владимирской церкви!»

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

IV. Первое путешествие в Древнюю Русь

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 39Следующая ⇒

1. Беседа

— Отгадайте загадку.

Ты беседуй чаще с ней –

Будешь вчетверо умней. (Книга.)

— Существовали ли книги в Древней Руси? Какими были первые книги? (Первые книги существовали в Древней Руси. Но они были не такие, как сейчас, а рукописные, т. е. их пи­сали от руки.)

— Ребята, как же нам попасть в Древнюю Русь, какой вид транспорта мы выберем?

(Предположения детей. Скорее всего, они выберут машину времени.)

— В какой год нам лучше всего отправиться, кто из вас знает? (Дети предполагают. Учитель помогает определить время: на­чало XII века.)

2. Путешествие в XII век

— Путешествие в XII век начинается... Закройте глаза, сосчи­тайте от 5 до 1.

(Дети считают: 5,4, 3, 2, 1... пуск!)

— Приземлились. Откройте глаза. Что вы видите? Кого види­те? (Видим Печерский монастырь, келью, т. е. жилище мона­ха. Нестор пишет летопись.)

— А знаете ли вы, почему летописи получили такое название? Послушайте рассказ, который подготовили для вас одно­классники.

Ученик 1. С развитием на Руси письменности, она появи­лась у нас более тысячи лет тому назад, отдельные предания стали записывать, а затем их соединяли. Таким образом создавалась ис­тория народа и всей страны.

Ученик 2. Когда же появилось желание точно узнать о том или ином событии, стали проставлять даты. В то время на Руси год называли летом, и обычно рассказ о каком-то важном исто­рическом событии начинался словами: «В лето...» Так появилось название «летопись».

3. Знакомствос первым русским летописным сводом

— Сейчас вы получите карточки с небольшим текстом о пер­вом русском летописном своде. (Учитель раздает карточки с текстом.)

— Я вам дам на подготовку грамотного выразительного чтения 5 минут. После чего вы должны будете прочитать по цепоч­ке так, чтобы всем все было понятно.

(Подготовка учеников к чтению вслух.)

— Итак, слушаем вас. Стараемся запомнить как можно боль­ше информации.

(Дети читают по карточкам.)

Первыйрусский летописный свод

1. Первый дошедший до нашего времени русский летописный свод «Повесть временных лет» называется так по начальным словам, которые в подлиннике звучат так: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть».

2. Итак, задача «Повести...» — рассказать о происхождении Руси и русского народа, о первых русских князьях, вместе с тем в ней говорит­ся о соседних народах, о том, как была создана русская грамота, о походах русских князей, о нападениях первых кочевников — хазар и печенегов; далее летописец пишет о том, чему сам был современником, часто оче­видцем.

3. «Повесть временных лет» составлена в 1113 г. и связывается с име­нем монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Но дошла она в пе­реработке 1116г., сделанной игуменом Выдубицкого монастыря Силь­вестром, о чем мы и читаем соответственную запись.

4. Труд Сильвестра переписывался много раз. До нас дошел список, сделанный монахом Лаврентием в 1377 г. в Нижнем Новгороде и поме­щенный им в начало летописи, называемой по его имени Лаврентьевской.

5. И до Нестора русские книжники записывали события, свидете­лями которых они были или знали о которых от своих предшественни­ков. Все, что они записывали, вносили под соответствующим годом. Год в Древней Руси назывался летом, отсюда слово «летопись».

6. Нестор стремился как можно полнее отразить и современные ему, и минувшие деяния и для этого использовал самые разнообразные ис­точники: устные предания «старины далекой», связанные с местностью, городом или селением, рассказы очевидцев, песни, слагавшиеся в дру­жинной среде, договорные грамоты, княжеские завещания, переводные сочинения.

7. Все события, о которых узнавал летописец, он помещал в строгой хронологической последовательности, соединяя, сводя вместе различные источники. Тем же методом работали и последующие летописцы.

8. В каждом своде отражались разные, иногда противоречивые точки зрения. Летописец мог что-то опустить или прибавить, предпочесть одни свидетельства другим, но он никогда не искажал записей предшествен­ников.

9. Каждая эпоха находила в летописи что-то созвучное себе. В годы разделения Руси на уделы «Повесть...» напоминала об исконном единстве Русской земли и ее людей, о братстве русских князей, которые имели одного прародителя.

10. В XIII—XIV веках, в годы монголо-татарского нашествия, по­следующего ига был особенно актуален призыв к единению для отпора степному врагу. В период собирания русских земель вокруг Москвы мо­сковские великие князья находили в «Повести...» подтверждение того, что они — преемники князей киевских.

11. Составителю «Повести временных лет» свойственно уважение к предкам и доблестным традициям прошлого, высокое сознание чести и воинского долга. Нестор призывает защищать Русскую землю от внеш­них врагов и гневно обличает тех, кто бросает нож, — сеет вражду среди соплеменников.

12. Он осуждает князей, проявляющих жадность, «несытство», за­бывающих интересы родной земли ради приобретения чужих владений.

13. Напротив, летописец восхваляет князей-миротворцев, высоко ставит щедрость, заботу о людях, скромность, верность своему слову. Этический идеал был высок. Отклонение от него называлось грехом, то есть преступлением не только перед людьми, но и перед Богом.

14. «Повесть временных лет» — первое дошедшее до нас историче­ское произведение и первый памятник отечественной литературы. Она замечательна связностью и ясностью изложения. Ее повествование спо­койно, просто и сдержанно. Она рассказывает только о самом главном и значительном, оставляя без внимания мелочи.

15. Язык летописи точен и лаконичен. Краткость, отсутствие приукрашенности подчас кажутся излишними. Только постепенно под­даемся мы обаянию летописи, ее образности, начинаем чувствовать ее поэтичность, ценить ее скупые выразительные средства.

По Т.Н. Михельсон

4. Ознакомление с отрывком из летописи

Славяне пришлии сели по Днепру

Так начнем повесть сию.

Сели славяне по Дунаю, где ныне Угорская земля и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и стали называться по ме­стам, где селились. Так одни пришли и сели на реке по имени Мора­ва, и прозвались моравами, а другие чехами назвались. А вот еще те же славяне: белые хорваты и сербы. Когда волохи напали на славян на ду­найских и поселились среди них и стали притеснять их, то славяне те ушли и поселились на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки.

Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались поляна­ми, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Дви­не и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и имену­ется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Сулеи и прозвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская».

V. Физкультминутка

Кот и мыши

(Один из играющих — «кот Васька», остальные «мыши». «Васька» ходит по кругу, «мыши» поют.)

Ходит Васька серенький,

Хвост у Васьки беленький,

Глазки закрываются,

Когти расправляются.

Шерсть у Васьки пышная,

Поступь еле слышная,

Зубы - как игла.

(Все разбегаются. «Васька» ловит «мышей».)

VI. Путешествие продолжается

Работа над прочитанным текстом

— Как называется первый дошедший до нашего времени рус­ский летописный свод? («Повесть временных лет».)

— Какова была задача «Повести...»? (Рассказать о происхожде­нии Руси и русского народа и т. п.)

— В каком году составлена «Повесть временных лет», с чьим именем она связывается? (Она составлена в 1113 году, свя­зывается с именем монаха Нестора.)

— Какие источники использовал Нестор при записи? (Устные предания «старины далекой», рассказы очевидцев, песни, сла­гавшиеся в дружинной среде, договорные грамоты, княжеские завещания, переводные сочинения.)

— Чем нам, людям XX века, близки идеи «Повести временных лет» ? (Ее основной мотив — любовь к родине, к Русской земле.)

Чтение и обсуждение отрывка из летописи

— А сейчас послушайте отрывок из летописи «Славяне при­шли и сели по Днепру».

(Читают ученики, которые получили эти карточки.)

Беседа после чтения

— Где селились славяне?

— Как назывались славяне, расселившиеся по Днепру?

— Как назывались славяне, расселившиеся около озера Ильмень?

— Как называлась грамота? (Славянская.)

4. Кроссворд

— Разгадайте кроссворд.

По вертикали:

Г. Фамилия первопечатника. (Федоров.)

2. Самое великое чудо на свете. (Книга.)

3. Город, в котором установлен памятник Ивану Федорову. (Москва.)

4. Первый летописный свод назывался «Повесть времен­ных...». (Лет.)

По горизонтали:

5. Имя летописца «Повести временных лет»? (Нестор.)

6. В «Повести временных лет» рассказано о... Руси и русского народа. (Происхождении.)

Читайте также:

lektsia.com

Классный час "Путешествие в Древнюю Русь"

Классный час  "Путешествие в Древнюю Русь"

Эпиграф (см.А.С. Пушкина)

"…клянусь честью, что ни за что на свете, я не хотел бы переменить Отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков"

А.С. Пушкин

 Цель: обобщение и систематизация знаний по истории Древней Руси IX-XII вв.

Задачи:

- актуализировать известные учащимся знания о Древней Руси

- развивать познавательную активность учащихся, речь, умение

анализировать с опорой на ранее изученный материал;

- воспитывать уважение к прошлому своей страны, прививать

интерес к истории родного государства;

- умение общаться.

Оборудование:  мультимедийная презентация (Приложение), экран, проектор, компьютер, карточки с заданиями для каждой группы, сценарии славянских праздников, старославянские тексты, тексты исторических источников.

мультимедийное

Состав игроков:

- Жюри – учащиеся 10 класса

- 2 команды от двух 6-х классов

- зрители от двух 6-х классов

Форма проведения: игра - викторина.

Правила игры - викторины:

- Побеждает та команда,  которая набрала больше баллов.

Оформление: на классной доске:- высказывание А.С. Пушкина;- плакат с перечнем терминов и понятий по теме "Древняя Русь в

IX-XII вв.

- выставка детских рисунков на тему “Восточные славяне”.

Вступительное слово учителя:

Сегодня наше мероприятие посвящено Древней Руси. Вы расширите свои знания о наших предках – славянах, их образе жизни, быте, традициях. Классный час будет проходить в необычной форме – в форме игры – викторины между двумя командами, которые уже заранее были определены.

На Руси издавна была в ходу пословица: «Делу время – потехе час». Русский народ умел работать, защищать свою землю, но умел и хорошо веселиться и отдыхать.

Вот и мы сегодня постараемся и всерьёз и в шутку поговорить о Руси изначальной.

Должен ли человек любить свою родину? Знать её историю? Культуру? Владеть родной речью? Хотим ли мы знать о своей стране всё? Для этого надо обратиться к её истории, к давно прошедшим дням, к культуре и искусству русского народа – к фольклору, к старинным русским обычаям, шуткам и юмору, играм, пословицам и песням. Вот почему и называется наш классный час «Путешествие в Древнюю Русь» - путешествие в старину. В ходе классного часа каждый из вас пройдёт ряд испытаний, за каждый правильный ответ вы будете получать баллы, а в конце классного часа мы выявим, какая команда лучше всех знает историю нашей родины, её традиции, фольклор, обычаи.

Начало игры – викторины:

- разминка (участвуют все присутствующие):

 

"Что есть что?" (повторение основных терминов и понятий по теме "Древняя Русь - проводит учитель).

Термины и понятия:Полюдье, «неолитическая революция", "норманнская теория", индоевропейцы, погосты, уроки, отроки, князь, боярин, вотчина, дружина, вече, волхвы, смерды, ополчение, рядович, закуп, "военная демократия", монотеизм, политеизм, кормление, посадник, глаголица, идол, тиун.

Итак, мы начинаем путешествие в мир наших далеких предков.

II. Проведение игры.

I.Представление команд

II.Конкурс капитанов.

Задание: Кто, когда и кому говорил таковы слова:

6 «А»

 

  • "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". (Славянские послы варягам в 862 году).

  • "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит". (Древляне своему князю Малу в 945 году).

  • "Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим - должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвым не ведом позор. Если же побежим - позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь". (Святослав своей дружине перед битвой под Доростолом).

  • "О милая моя дружина, которую я вчера перебил, а сегодня она оказалась нужна. Отец мой умер, а Святополк сидит в Киеве и убивает братьев своих". (Ярослав Мудрый новгородцам).

 6 «Б»

  • "Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом". (Владимир киевлянам перед их крещением).

  • "Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкой дани, как муж мой, поэтому-то и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас этой малости". (Ольга жителям Искоростеня).

  • «Чего ради погубим дружины? Но сойдёмся, чтобы побороться самим. Если одолеешь ты, возьмёшь богатства мои, и жену мою, и детей моих, и землю мою. Если же я одолею, то возьму твоё всё». (Мстислав Тьмутараканский косожскому князю Редеде).

 2. Правление князей: определить последовательность

(1 минута)

А) Святослав

Б) Ольга

В) Игорь

Г) Владимир

Д) Олег

III задание (всей команде)

Гардарики – страна городов

Красотой всякой исполнена земля Русская. Храмами высокими, городами обильными, теремами узорчатыми, всего довольно в земле нашей. И слава о ней гремит по всем землям. Гилии, британцы, готы и варяги дивятся изобилию её, греки и римляне сказывают о процветании её. Бесермены сказывают, что были в нашей земле города великие издревле, нарекались они Куяния, Артавия и Славия. От тех городов и прочие города пошли.

Вот варяжские названия городов: Хольмгард да Эгельбьюборг. Как по-нашему те города прозываются?

(Возможно, Холбмгардом викинги называли Новгород или Рюриково Городище; Эгельбьюборгом называли Ладогу).

6»А» В русских городах много мастеров искусных. Каждый свои секреты ведает. Вот у горшечника своя тайна есть или на латинском языке – секрет. Что в глину добавляли, чтобы горшок крепче, да звонче был? И у зодчих своя тайна имеется. Что в цемент подмешивали, чтобы кладка крепче была? 

(Горшечники добавляли в глину песок или стебли трав; в цемент могли добавлять яичный белок).

6 «Б» Девицы-искусницы пряжу прядут старательно. Для чего девицам пряслице надобно? (Чтобы веретено быстрее вертелось).

У ручья кузнецы куют мечи булатные. Свивают прутья железные косичкою, да проковывают их тяжёлым молотом, получается клинок узорный. Как кузнецы булату особою крепость придавали?

 (Закаливали  его на углях).

6 «А» Вот и щитники со щитами из дерева. Чтобы те щиты крепче были, натягивают на них кожу бычью. В чём ту кожу варили, чтобы прочней была? 

(Кожу варили в воске).

6 «Б» Мастера плотники мастерят костёр узорчатый. Что на Руси кострами называли?  (Нарядный терем).

6 «А» и 6 «Б» А вот чернь, вот зернь, вот скань искусно сотворённая. Что сими словами называли?  (Украшение ювелирных изделий).

Загадки Хроноса

Команды должны расставить события в хронологическом порядке и прочитать зашифрованное слово.

6 «А»

И Крещение Руси

Г Начало правления Владимира Мономаха

О Издание «Русской Правды»

С Призвание варягов на Русь

Р Месть княгини Ольги

Т Первый поход руссов на Царьград

Б Убийство князей Бориса и Глеба

(Стрибог)

6 «Б»

В Начало правления Владимира Святого

Р «Щит на вратах Цареграда»

И Установление уроков и погостов

И Создание правды Ярославичей

И Начало правления Мстислава

К Смерть Рюрика

Ч Строительство Святой Софии в Киеве

(Кривичи)

IV.Задание - (для зрителей):

6 «А»

Другим князем был Олег, что свершил поход на Царьград. И был тот Олег мудр  да силён, и знак своей победы укрепил на вратах Цареграда. Чтобы взять сей город, приказал Олег ладьи на колёса поставить, и пошли ладьи посуху, как по морю. Тому греки поразились, и покорились Олегу. Выплатили греки ему дань множеством серебра, на варяжские корабли дали паруса шелковые. А  что прибил Олег к воротам цареградским? (Свой щит).

6 «Б»

По смерти Игоря стала править его жена Ольга. Глаголют, что происходила она из земли псковской, из рода Гостомысла, и звалась прежде Прекраса, ибо была весьма прекрасна и умна. Была она перевозчицей через реку, и когда перевозила княжича Игоря, то пленила его своей пригожестью и умом, и взял Игорь Ольгу в жёны. Когда же Игоря убили древляне, Ольга решила отомстить их князю, погубила многих его послов, а сам древлянский город сожгла птицами, привязав к ним труты горящие. Как прозывался тот сожжённый город Древлянской земли?(Искоростень).

6 «А» Какой древнерусский город летописец называет "Матерью городов русских"?

(Варианты ответа: Киев, Новгород, Псков, Москва, Суздаль, Владимир)

6 «Б» Раба в древней Руси называли:

закуп, рядович, холоп, тиун, огнищанин, смерд?

6 «А» и 6 «Б» - Когда в древней Руси начинали отсчет суток?

6 «А» и 6 «Б» - Отгадайте русскую загадку:

И копали меня,И крутили меня,На пожаре я был,На базаре я был,А как молод был —Всё людей кормил.Упаду — кости вокругРазлетаются,Но собаки к костямНе кидаются.

(Глиняный горшок)

V задание

Домашнее задание:

Представление команд. 6 «А» -------- 6 «Б»

VI.Циферблат: Командам предлагаются вопросы, связанные с цифрами.

ВОПРОС - ОТВЕТ

6 «Б»

1. Сколько километров разделяют Царьград и Константинополь? (Это название одного и того же города.)

2. Сколько русских богатырей изображено на картине Васнецова «Богатыри»? (Три.)

3. В каком веке Русь приняла христианство? (В Х в.)

4. В каких годах в средневековой Руси правила женщина? (945—957 гг.)

5. Какой князь по подсчётам историков за свою жизнь совершил около 50 походов? (Святослав.)

6. Что это?

- Он, кси, наш, мыслите, люди, како, и, фита, иже, зело, есть, добро, глагол, веди, аз. (Алфавит.)

6 «А»

1. Какой буквой древнерусского алфавита обозначалась цифра 3? (Г.)

2. В каком году было основано государство Киевская Русь? (882.)

3. Сколько храмов Святой Софии было построено на Руси? (Два.)

4. Как звали третьего правителя Древней Руси? (Игорь.)

5. Сколько сыновей было у князя Святослава? (Три.)

6. Когда на Руси появилось слово «азбука»?

(После 988 г., Крещения Руси.)

Переменка.

Пока жюри подводит итоги, у нас – “Переменка”. Мы с вами попытаемся вспомнить русские народные пословицы и поговорки. Каждая команда поочерёдно будет называть свою версию, максимальное время на обдумывание – 15 секунд. Команда, которая “продержалась” дольше всех, получает дополнительно 3 балла.

Подведение итогов игры.

Награждение победителей.

Заключительное слово учителя.

Наше мероприятие заканчивается. Но, не смотря на это, славянские традиции и обычаи останутся надолго в вашей памяти благодаря этой игре. Мы с вами окунулись в те далекие времена, которые сохранились в сознании современных людей в виде славянских обрядов, традиций, примет, суеверий и т.д. Мы не должны терять наши исторические корни, чтить и помнить обычаи и традиции наших предков.

infourok.ru

Внеклассные мероприятия для учителя истории. 5—11 классы (Наталья Данилова)

«Путешествие в Древнюю Русь»

(игра по истории для учащихся 6-х классов)

Цель: способствовать формированию познавательного интереса учащихся к истории своей страны.

Задачи:

актуализировать знания учащихся об истории Древней Руси, полученные на уроках истории,

развить умения учащихся сравнивать, обобщать понятия, развивать познавательные интересы и способности,

воспитывать уважение к истории России.

Условия игры: учащиеся делятся на команды по 5 человек. Выигрывает тот, чья команда наберет большее количество баллов.

Ход игры:

Приветствие участников, жюри, болельщиков.

Приветствие команды. Капитан объявляет название команды, демонстрирует эмблему (от 5 до 20 баллов за правильный ответ.)

Разминка (отвечает тот, кто первый поднимет табличку) (по 10 баллов за правильный ответ).

Вопросы:

Кого на Руси называли варягами? (норманнов, викингов)

Назовите трех братьев-основателей Киева? (Кий, Щек, Хорив)

Как называли ежегодный сбор князем дани с подвластных племен? (полюдье)

Какой князь основал Древнерусское государство? (Олег)

Что такое греческий огонь? (горячая смесь, которой византийцы сожгли ладьи русских)

Кто провел первую налоговую реформу на Руси? В чем она заключалась? (княгиня Ольга, установила уроки и погосты)

Этот князь никогда не нападал на врагов, не готовых к бою. Он посылал к ним гонцов с предупреждением: «Иду на вы!» (Святослав)

Чтобы отомстить этому племени, княгиня Ольга использовала птиц. (древляне)

Назовите главный торговый путь Руси. Почему его так называли? («Из варяг в греки» – соединял Балтийское море с Черным морем)

И повелел князь Владимир: «Если кто не придет завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом». Зачем Владимир повелел собирать людей у Днепра? В каком году это произошло? (крещение киевлян 988 г.)

Сценки «Соседи Древней Руси». Посмотрев сценки нужно угадать о каком государстве-соседе Древней Руси идет речь (по 30 баллов за правильный ответ).

Сценка №1

1: Здравствуй, Светозар!

2: Здравствуй, Вартислав!

1: С похода ли княжеского вернулся?

2: Были с князем в чудной стране. Все у них не по-нашему! Видел я, Светозар, город большой, где Волга с морем приветствуется. К дворцу мы на лодке плыли, стены окружают, да охраны ряды. Все каменное, да красного цвета. А во дворце том – каган сидит. Сторговались мы с ним мехами. Народ у них разный. Да все молятся одному богу.

(Ответ: Хазарский каганат)

Сценка №2

1: Деда, а расскажи еще ту сказку!

2: Какая же то сказка, то, правда, внучка! Молод я был тогда, с князем Олегом в поход ходили. Плыли по рекам, да по морям. Долго… пока чудо глазам не явилось – увидели мы город солнца – будто Ярило народился. Стены высокие, белокаменные. Купола на солнце блестят. Стоит на берегу – светит. Подошли мы – звон раздается, колокола бьют. Пристань шумная. Люда разного много – все торгует. А товары-то диковинные – ягоды черные гроздью, ткани шелка разные, масло. Говор-то не наш…

1: Деда, а бог?

2: Верно, внучка. А бог у них один. Молитвы ему посылают, помощи просят. На груди кресты носят. Такой вот город, внучка.

(Ответ: Византия)

Мешок вопросов. Капитаны вытаскивают по очереди вопросы из мешка – читают, команда отвечает (по 20 баллов за правильный ответ).

Категория «Верования славян»

Что такое язычество? (вера во множество богов)

Имя бога солнца у восточных славян (Ярило)

Имя бога грома и молний, войны и оружия (Перун)

Имя бога – повелителя ветра (Стрибог)

Имя бога – покровителя скотоводства (Велес (Волос)

Имя божества плодородия (Мокошь (Макошь)

В кого, по представлениям славян, превращались умершие предки (домовой)

В кого, по представлениям славян, превращались утонувшие женщины и дети (русалки)

Как назывались деревянные статуи богов (идолы)

Кто такие волхвы? (люди, которые могут общаться с богами, творить заклинания и предсказывать судьбу)

Сценки «Жители Древней Руси». Посмотрев сценки нужно угадать, о каких категориях зависимого населения Древней Руси идет речь (30 баллов за правильный ответ.)

Сценка №1

1: Здравствуй, Тихомир!

2: Здравствуй, сосед Миролюб!

1: Урожай-то в это лето малый. Все дожди, да туманы.

2: Верно, сосед. Беда у меня. Земли то у меня теперь нет. Пойду к богатому соседу – работать у него на земле стану, семью то мне кормить надо…

(рядович)

Сценка №2

1: Здравствуй, Миролюб!

2: Здравствуй, Тихомир!

1: Год-то неурожайный был. Гневается Мокошь на нас. Пошел я к боярину – долг просить – семян купить, да быка. Теперь так и живем – работаю на боярской земле, да свое хозяйство тяну. Как долг верну – свободен буду.

(закуп)

Конкурс капитанов (по 10 баллов за правильный ответ)

В чем разница между норманнами, варягами и викингами? (нет разницы)

Кто убил князя Олега? (по преданию – змея)

Какой город называют «матерью городов русских» и кто его так назвал? (Киев, князь Олег)

Какого князя погубила жадность? (Игорь)

Этому князю «не любо было жить в Киеве, а любо в Переяславце». (Святослав)

Этот князь крестился в Корсуне. (Владимир)

988 (Крещение Руси)

882 (образование Древнерусского государства)

907 (поход Олега на Царьград)

912—945 (правление Игоря)

980—1015 (правление Владимира)

882—912 (правление Олега)

Черный ящик (по 50 баллов за правильный ответ)

Этот предмет люди используют издревле. В Древней Руси он был в каждом доме. Известно, что отправляясь в долгое путешествие, каждый русский человек брал этот предмет с собой, причем у каждого такой предмет был свой, личный. Чтобы защититься от злых этот предмет всегда клали кверху дном. Самый простой работой считалось изготовление заготовок для этого предмета – называли их баклушами. Так появилось знаменитое выражение «бить баклуши» – так говори о человеке, который вообще ничего не делает. Помимо своего прямого назначение, этот предмет использовали и по-другому. Тогда говорят о таких приемах его использования, как «хлопушка», «копытце», «солнышко», «забор» и «веер». Через 3 минуты скажите, какой предмет в черном ящике. (Ответ: деревянная ложка)

Баллы за хорошее поведение зрителей – «Самый вежливый зритель»

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

kartaslov.ru

Конкурс детского творчества «Путешествие в Древнюю Русь»

Конкурс «Путешествие в Древнюю Русь» проводится в области детских творческих проектов и посвящён творчеству преподобного Андрея Рублёва и связанной с ним эпохой расцвета древнерусской культуры и искусства.

Организаторы конкурса: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, Городской методический центр Департамента образования города Москвы, Отдел религиозного образования и катехизации города Москвы, Фонд содействия сохранению культурного, исторического и духовного наследия имени преподобного Андрея Рублёва, Российская Академия Художеств.

В конкурсе ежегодно принимают участие обучающиеся 3–5-х классов общеобразовательных школ, а также художественных и воскресных школ столицы и других регионов Российской Федерации. Конкурс направлен на нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, приобщение детей к ценностям православной культуры, выявление и раскрытие молодых талантов, создание среды для творческого общения школьников.

Работы на конкурс принимаются с 1 ноября 2015 года по 11 апреля 2016 года по понедельникам, вторникам и четвергам с 11:00 до 16:00 по адресу: Москва, Андроньевская пл., д. 8

Положение конкурса Скачать положение [PDF] Победители прошлогоднего конкурса [XLSX]Фотоотчёт

Контактное лицо: Ялышева Людмила Борисовна (приём конкурсных работ).

Телефоны: 8 (495) 678-14-67, добавочный 242; +7 915 269-05-41.

Координатор от ГМЦ ДОгМ: Мигдисов Ярослав Сергеевич.

Телефон: +7 903 147-43-67.

Лучшие из представленных на конкурс работ отбираются членами жюри конкурса, в состав которого входят ведущие художники и искусствоведы страны. Выставка работ финалистов конкурса и награждение юных мастеров – победителей конкурса – традиционно проходят в галерее-трапезной «Хлебный Дом» Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

mosmetod.ru