Легенды древней индии. Текст книги "Легенды и предания древней Индии"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

5 асан из мифов и легенд Древней Индии. Легенды древней индии


5 асан из мифов и легенд Древней Индии

Когда поезд несется по путям, разрушенным землетрясением, наш герой ложится поперек расщелины и спасает пассажиров от неминуемой гибели. Когда его любимая женщина тонет, запертая в машине, он останавливает вращение Земли и приходит ей на помощь. Кларк Кент, в повседневной жизни скромный очкарик, на самом деле Супермен, прекрасный и способный на безумства герой, одаренный исключительной силой, призванный защищать честных и невиновных и, конечно же, противостоять злу.

В детстве персонажи, подобные этому, пленяли наше воображение. Потом мы повзрослели, набрались жизненного опыта и цинизма, и волшебные истории о смелых героях и прекрасных принцессах перестали нас волновать. А жаль. Йога отчасти восполняет эту потерю. За труднопроизносимыми названиями асан, входящих в нашу практику, скрываются легенды о страстных и необузданных героях древнего индийского эпоса, способных менять облик, читать мысли и совершать подвиги, недоступные простым смертным.

Тем, кто вырос в Индии, святые и мудрецы, о которых рассказывают Махабхарата, Рамаяна и Пураны, знакомы так же хорошо, как европейцу или американцу Супермен. Между тем для западного человека, занимающегося йогой, будет совсем нелишним узнать побольше об этой важной части индийской культуры. Знание поможет не только более осознанно относиться к практике. В индийском эпосе прочитываются основополагающие жизненные принципы, руководствуясь которыми мы убережем себя от неправильных поступков и неверных решений.

Вирабхадра

В следующий раз, когда жизнь бросит вам вызов, призовите на помощь дух великого воина, в честь которого названа Вирабхадрасана (поза Воина).

Вирабхадра – сын Шивы (бога-разрушителя, считающегося самым могущественным богом индуизма). После того как жена Шивы – Сати погибла (она была унижена своим отцом Дакшей и совершила самосожжение), в глубоком отчаянии Шива выдернул два волоса из своих буйных кудрей и сотворил из них воина Вирабхадру и жестокую богиню Кали. Сделав их предводителями своих войск, он послал их отомстить за смерть Сати. Но Вирабхадра и Кали не просто кровожадные воины. Как и Шива, они разрушают во благо. Их истинный враг – эго. Срубая голову эго, они помогают нам познать смирение. Практикуя одну из трех версий Вирабхадрасаны, мы развиваем ум воина, который должен сражаться, побеждать и идти дальше, не почивая на лаврах, воина, чей взгляд устремлен во все стороны одновременно и который видит суть всех вещей и событий. При выполнении позы наш взгляд охватывает пространство вокруг, но мы пытаемся не терять концентрацию, не позволяя ему увлекать нас за собой. Вирабхадрасана учит нас идти по жизни, не отклоняясь от своего пути. Если вы попробуете вообразить себя бесстрашным воином, посланным выполнить божественную миссию, то, возможно, откроете в себе новые силы при выполнении асан, а может быть, это придаст вам решимости в разрешении трудных жизненных ситуаций.

joga3.jpg

Васиштха и Вишвамитра

Нетрудно увидеть сходство между двумя асанами – Васиштхасаной и Вишвамитрасаной. Они обе являются балансами на руках, но Васиштхасана успокаивает, просветляет ум и соотносится с саттвой. Вишвамитрасана – заряжающая, «огненная» поза, ее характеризует раджас.

Саттва (природное качество просветления и чистоты) и раджас (природное качество активности, движения) воплощены и в двух мудрецах – Васиштхе и Вишвамитре, сражавшихся друг с другом за обладание волшебной коровой изобилия Нандини. На первый взгляд эта история описывает самые обычные мотивы человеческих поступков – соперничество и алчность. Но за внешней простотой сюжета скрывается глубочайшая мудрость. Речь идет о противопоставлении божьего дара, полученного по рождению, без усилий, и духовных достижений – результата упорного труда.

Сын бога Брахмы Васиштха принадлежал к наивысшей касте и по рождению был предназначен для достижения духовных высот и обладания мирскими благами, в том числе и волшебной коровой. Вишвамитру нельзя было назвать столь щедро одаренным счастливчиком. Будучи царем, он принадлежал к касте кшатриев, воинов, второй в иерархии после священной касты браминов, и не имел такой силы духа и земного влияния, как Васиштха.

Как и большинство индийских мудрецов, Вишвамитра обладал могучей волей. Сначала он попытался увести Нандини силой, но безуспешно. В ходе борьбы оба мудреца продемонстрировали все свои достоинства. Васиштха проявил терпимость и совершенное самообладание. И даже когда воины Вишвамитры убили сто его сыновей, он сохранил спокойствие и удержался от мести за убийство.

Во время сражения царь Вишвамитра неожиданно понял, что хочет обладать не просто коровой изобилия – ему нужно обрести просветление. И он сделал все для того, чтобы стать брамином. Желая искупить вину, он предался суровому аскетизму и добился этого благородного положения. В итоге, когда Вишвамитра изменил себя и стал праведником, даже Васиштха пришел воздать ему должное. Именно поэтому поза Вишвамитры более сложная, чем поза Васиштхи: садхана (духовная практика) Вишвамитры была более трудной.

joga5.jpg

Аштавакра

Отцам никогда особенно не нравилось, если их отпрыски оказывались умнее их самих. В большинстве культур любое проявление самонадеянности со стороны сына сулит ему немало проблем с отцом. Легенда об Аштавакре повествует об этом классическом противостоянии отцов и детей.

Аштавакра умудрился пересечь границы дозволенного и понести наказание, даже не успев покинуть утробу. Находясь во чреве матери, он услышал, как отец ошибся, повторяя Веды, древнеиндийское священное писание, и поправил его. Рассвирепев, отец проклял сына, и мальчик родился со скрученными в восьми местах конечностями, почему и получил имя Аштавакра: от слов «ашта» – восемь и «вакра» – кривой. Множество изгибов в Аштавакрасане напоминают о проклятии, которое Аштавакра победил с помощью ума, упорства и почтительного отношения к родителям.

Несмотря на жестокое проклятие отца, он оставался преданным сыном. Когда мальчику было 12 лет, его отец потерпел фиаско в философском диспуте и был изгнан в водяное царство Варуны, бога смерти. И хотя путешествие потребовало невероятных усилий, Аштавакра добрался до царского двора, чтобы бросить вызов человеку, взявшему верх над его отцом. Во дворе люди смеялись над Аштавакрой из-за его уродливой внешности, но лишь до тех пор, пока он не заговорил. Тогда все поняли, что он невероятно умен и проницателен, несмотря на свой юный возраст. Аштавакра одержал победу в диспуте, добившись свободы для своего отца, а те, кто насмехался над ним, стали его учениками, включая и самого царя.

История Аштавакры иллюстрирует человеческую склонность судить о вещах по их внешнему виду, а не по их истинной сути. Аштавакрасана кажется очень трудной позой, но в действительности она является одним из самых легких балансов на руках, если вы знакомы с техникой ее выполнения. Эта поза учит нас тому, что, даже если обстоятельства кажутся нам крайне запутанными, всегда есть способ упорядочить их, и, если мы знаем, как это сделать, ситуация оказывается не такой уж сложной. Эта асана требует не столько физических усилий, сколько знания – она не для борьбы; самое важное чувство в ней – это свобода.

joga4-4.jpg

Хануман

Могущественный вождь обезьян Хануман почитаем в Индии повсюду. В Рамаяне сказано, что он продемонстрировал свою величайшую преданность богу Раме, обойдя весь мир в поисках его любимой жены Ситы, которая была похищена. Желание Ханумана служить своему учителю было столь велико, что он совершил грандиозный прыжок через океан, чтобы найти ее.

Поза, названная в честь Ханумана, – продольный «шпагат» – не из простых. Она раскрывает подколенные связки, четырехглавые мышцы, укрепляет поясницу. Но главная ценность этой асаны в том, что она учит нас искать и находить в себе качества, присущие Хануману: чистую мотивацию, твердую убежденность в неделимости того, чему свыше предназначено быть вместе, и готовность принять любое испытание.

Благодаря силе нашей преданности и чистоте стремлений мы обретаем способность летать, тогда как прежде могли лишь ходить по земле, – вот чему учит нас эта история. Хануманасана напоминает нам о том, что мы можем сами освободить себя от узких рамок нашей собственной ограниченности и пустячных проблем.

joga1.jpg

Горакша и Матсиендра

Учитель Матсиендра и его ученик Горакша считаются основателями хатха-йоги. Скручивания позвоночника, к которым относится, в частности, и Матсиендрасана, символизируют поворот передней части тела, то есть сознательного, к задней части – к подсознательному. Они привносят свет в темноту и темноту в свет. Именно так два первых практика хатха-йоги экспериментировали с очищением тела, чтобы освободить ум.

Считается, что Матсиендра был реальным историческим лицом. Он родился в Бенгалии и был почитаем непальскими буддистами как инкарнация Авалокитешвары, бодхисаттвы сострадания. Существует много версий истории превращения Матсиендры в реализованного Мастера.

По одной из версий, младенец Матсиендра был выброшен в океан, потому что, согласно расположению планет, его рождение несло дурное предзнаменование. Проглоченный гигантской рыбой, он случайно подслушал учение Шивы о тайнах практики йоги, которое тот излагал своей супруге Парвати в потайной пещере на дне океана. Матсиендра был зачарован. Проведя 12 лет в рыбьем брюхе и изучая все это время духовные практики йоги, он освободился, будучи уже просветленным Мастером.

Матсиендрасана – одна из нескольких асан, описанных в «Хатха-йога Прадипике» – тексте, датированном XIV веком. Это глубокое скручивание хорошо знакомо большинству учеников. Но мало кто из йогов Запада освоил Горакшасану – сложный баланс на коленях в позе Лотоса. В йогической традиции Горакша часто считается более влиятельным из двух адептов.

Главный ученик Матсиендры – Горакша был выходцем из низшей касты. Согласно легенде, его мать, крестьянка, молила Шиву о том, чтобы он послал ей сына. Шива дал ей волшебный пепел, чтобы она съела его и смогла забеременеть. Однако женщина не поверила в благотворные свойства пепла и высыпала его на навозную кучу. Двенадцать лет спустя Матсиендра, прослышав об обещанном ребенке, посетил женщину. Когда она призналась, что выбросила пепел, Матсиендра настоял, чтобы она вернулась к той навозной куче, – и там она обнаружила двенадцатилетнего Горакшу.

Горакша известен как йогин-чудотворец, использовавший свои волшебные силы, чтобы помогать своему гуру. Имя Горакша означает «защитник коров», а в Индии эти животные являются воплощением света сознания. Возможно, это не просто имя, а указание на духовные заслуги йогина.

Метафорически история Горакши повествует о том, что, когда что-либо в нашей жизни выглядит не так, как нам бы хотелось, мы часто попросту отвергаем это. Но даже в самой неприглядной вещи может быть скрыто великое благо.

joga2.jpg

yogajournal.ru

Забытая реальность — МИФЫ О СОЗДАНИИ МИРА. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

В контексте темы «Мифы о создании мира» Индия известна несколькими версиями появления всего сущего на Земле.Наиболее известная из них похожа на греческие предания, потому что также повествует о том, что вначале на Земле господствовала непроглядная тьма Хаоса. Она была недвижима, но полна скрытого потенциала и великой силы. Позже из Хаоса появились Воды, которые породили Огонь. Благодаря великой силе тепла в Водах появилось Золотое Яйцо.

На тот момент в мире не существовало небесных светил и измерения времени. Тем не менее, в сопоставлении с современным счетом времени, Золотое Яйцо плавало в безбрежных водах океана около года, после чего возник прародитель всего по имени Брахма. Он и разбил яйцо, вследствие чего верхняя его часть превратилась в Небо, а нижняя — в Землю. Между ними Брахмой было помещено воздушное пространство.

Далее прародитель сотворил страны света и положил начало отсчету времени. Таким образом, по преданию индийцев, возникла Вселенная. Однако Брахма почувствовал себя очень одиноко и пришел к выводу, что нужно создать живые существа. Сила мысли Брахмы была настолько велика, что он смог с ее помощью сотворить шестерых сыновей — великих владык, и других богинь и богов. Утомившись от столь глобальных дел, Брахма передал власть над всем существующим во Вселенной своим сыновьям, а сам удалился на покой.

Что касается появления людей в мире, то, согласно индийской версии, они родились от богини Саранью и бога Вивасвата (который из Бога превратился в человека по воле старших богов). Первые дети этих богов были смертными, а остальные — богами. Первым из смертных детей богов умер Яма, в загробном мире ставший повелителем царства мертвых. Другой смертный ребенок Брахмы — Ману — пережил Великий Потоп. От этого бога и произошли люди.

Пируши — Первый Человек на Земле.Другая #легенда о создании мира повествует о появлении Первого Человека, названного Пируши (в других источниках — Пуруши). Этот миф характерен для периода брахманизма. Родился Пуруши благодаря воле Всемогущих Богов. Однако позже Пируши принес себя в жертву создавшим его Богам: тело первозданного человека было рассечено на части, из которых возникли небесные светила (Солнце, Луна и звезды), само небо, Земля, страны света и сословия человеческого общества.

Наивысшим сословием — кастой — считались Брахманы, возникшие из уст Пуруши. Они являлись жрецами богов на земле; знали священные тексты. Следующим по значимости сословием стали кшатрии — правители и воины. Их Первозданный Человек создал из своих плеч. Из бедер Пуруши появились торговцы и земледельцы — вайшьи. Низшим сословием, возникшим из ступней Пируши, стали шудры — подневольные люди, выполнявшие роль слуг. Самое незавидное положение занимали так называемые неприкасаемые — к ним нельзя было даже прикасаться, иначе человек из другой касты немедленно становился одним из неприкасаемых. Брахманы, кшатрии и вайшьи по достижении определенного возраста посвящались и становились «дважды рожденными». Их жизнь делилась на определенные этапы: Ученический (человек учится жизни у более мудрых взрослых и набирается жизненного опыта). Семейный (человек создает семью и обязан стать порядочным семьянином и домохозяином). Отшельнический (человек покидает дом и живет жизнью монаха-отшельника, умирая в одиночестве).Брахманизм предполагал существование таких понятий, как Брахман – основа мира, его причина и сущность, безличный Абсолют, и Атман – духовное начало каждого человека, присущее только ему и стремящееся к слиянию с Брахманом.

С развитием брахманизма возникает и идея #Сансары – круговращения бытия; Инкарнации – перерождения после смерти; Кармы – судьбы, закона, который определит, в каком теле человек родится в следующей жизни; Мокши – идеала, к которому нужно стремиться человеческой душе. Говоря о разделении людей на касты, стоит отметить, что они не должны были контактировать между собой. Проще говоря, каждое сословие общества было изолировано от другого. Слишком жесткое кастовое деление объясняет тот факт, что мистическими и религиозными проблемами могли заниматься исключительно брахманы – представители высшей касты. Однако позже возникают и более демократические религиозные учения – буддизм и джайнизм, занимавшие противостоящую официальному учению точку зрения. Джайнизм стал очень влиятельной религией внутри страны, но так и остался в ее границах, в то время как буддизм превратился в мировую религию с миллионами последователей. Несмотря на то что теории создания мира глазами одного и того же народа отличаются, в целом общее начало в них есть — это присутствие в любой легенде некого Первочеловека – Брахмы, который в итоге стал основным божеством, в которого верили в Древней Индии.

Космогония Древней Индии.Самая поздняя версия космогонии Древней Индии видит в основании мира триаду Богов (так называемую Тримурти), в состав которой входили Брахма-Создатель, Вишну-Хранитель, Шива-Разрушитель. Их обязанности были четко распределены и разграничены. Так, Брахма циклически рождает Вселенную, которую хранит Вишну, и уничтожает Шиву. Пока есть Вселенная — длится день Брахмы. Как только Вселенная перестает существовать, наступает ночь Брахмы. 12 тысяч Божественных лет — такова циклическая продолжительность и дня, и ночи. Эти года состоят из суток, которые равны человеческому понятию года. После столетней жизни Брахмы его сменяет новый Брахма. В целом, культовое значение Брахмы второстепенно. Свидетельством этому служит существование всего двух храмов в его честь. Шива и Вишну, наоборот, получили широчайшую популярность, преобразовавшуюся в два мощных религиозных течения – шиваизм и вишнуизм.http://fb.ru #Мифы #Легенды #Сотворениемира

Источник: vk.com

xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai

Индийские легенды: «Хранители мира» — Язычество

В нижнем царстве Брахма уверенно вступил на престол наследник Яма, и мир достался правителям четырех стран света. Владыкой мудрого и благородного Востока стал Индра. Восток находится под специальной охраной слона Айраватой, который является одним из четырех мировых слонов, держащих землю. Индре помогают семь небесных мудрецов, он управляет звездами, планетами и облаками.

Простому человек и тогда, и сейчас не дано управлять звездами, но кое-какие преимущества у современного человека все же есть. Например, с помощью приборов ночного видения nightforce становится возможным открыть для себя охоту ночью, не прерывая, таким образом, любимое занятие.

Яма получил Юг, охранниками которого выступают бдительные Шарбары, два ужасных пса. Яма спокоен за безопасность своего безграничного владения, он спокойно живет в золотом дворце, до которого не дойдут вопли грешников. Яма наслаждается пением хоров апсар и гандхарвов. Опорой его царства является голова слона Махаладмы.

Запад выбрал Варуна. Ему принадлежат все воды, а место его проживания – роскошный белый дворец на дне Океана, окруженный волшебными садами. На деревьях не листья, а драгоценные камни и кораллы, которые недоступны для собирателей жемчуга. По саду проплывают разноцветные и яркие рыбы, они являются мирными обитателями подводного царства. Варуна царствует над четырьмя океанами, реками, источниками и ручьями. Запад надежно охраняет слон Вамана.

Королевство Севера досталось любимцу Брахмы, Кубере, который стал хозяином земных сокровищ. Он получил подарок от Брахмы в виде летающей колесницы Пушпака. Кубера имеет шарообразный живот, три ноги, две руки, один глаз, восемь зубов. Одного глаза он лишился тогда, когда тайком пытался наблюдать за Умой и Шивой. По этой причине Ума возненавидела его навсегда, но вот Шива сжалился над ним, поскольку Кубера покаялся восемь столетий, к тому же они были соседями. Ведь имения Шивы расположились на севере в горных местностях правителя Зимы Хималая.

Дворец Куберы напоминает белое облако. Его сопровождают якши, но как они выглядят, никто толком не знал. Одни рассказывали о красоте, молодости и неимоверной силе якшов, другие же уверяли, что они коротконогие карлики. Об остальных слугах Куберы тоже никто не имел представления. Кубера был очень гостеприимным, и за это некоторые боги его любили и часто гостили у него, например, апсары и гандхарвы.

18/10/2013

pagandom.ru

Мифы и легенды древней Индии: О тульсии

Базилик перед домомИтак, история о священном базилике, в которую верят в нашей семье.

Однажды, на берегу Ганга, прекрасная девушка Тульси увидела медитирующего Ганешу и влюбилась в него! Она попросила его стать ее мужем, но получила отказ и, рассердившись, пожелала ему жену против его воли. В ответ Ганеш напророчил ей брак с демоном и превращение в цветок. Раскаявшись, девушка стала просить прощение и Ганеш смягчился: «О, Тульси, ты будешь королевой среди растений. Все Боги будут любить тебя, а Кришна особенно, но ты никогда не будешь мне приятна!»

Так и вышло. Чистейшая и благоверная Тульси стала женой демона, верная ему, она каждый день молилась за своего мужа, что делало его неуязвимым, пока он сеял смерть и хаос. Чтобы победить врага, Бог Вишну принял его образ и явился к Тульси под видом ее мужа. Проведя с ней ночь, он нарушил ее дхарму (святость), демон стал беззащитен и Боги его тут же убили..

Узнав об обмане, Тульси прокляла Вишну (верховного Бога) и он превратился в камень. Но мольбы о прощении Вишну тронули сердце убитой горем женщины и она решила отдать свою жизнь взамен на жизнь окаменевшего Бога, т.к. ее муж, ее личный Бог, все равно был мертв.. Тульси взошла на погребальный костер и так простилась с жизнью..

Воскресший Вишну, пораженный преданностью Тульси, объявил ее одной из своих жен и на месте пепелища выросло растение, которому было дано имя – Тульси. Лорд Вишну назвал тулси, или базилик по-нашему, священным растением и пожелал чтобы его всегда украшала гирлянда из его листьев.

С тех пор тулси становится неотъемлемой частью всех индуистских обрядов. Считается, что поклонение перед этим растением радует Кришну и он будет особенно благосклонен к семье, где растет и почитается это растение. Женщины же, проводящие пуджу перед этим растением, молятся о благополучии мужа, оберегают его от несчастий, как когда-то это делала Тульси.

russianindia.ru

Читать книгу Легенды и предания Древней Индии Судхина Гхоша : онлайн чтение

Судхин ГхошЛегенды и предания древней Индии

…Если исчезнет волшебство,

В мертвый лес превратится наш мир.

Бхавабхути

Пальван-борец

Жил некогда борец по имени Пальван, и был он человеком горячим.

– Я нисколько не боюсь демонов, – заявил он как-то на рыночной площади. – А что до гномов и гоблинов, – продолжал он, – то я готов сыграть с ними в мяч.

– А что ты скажешь о злых духах? – спросили жители деревни, столпившиеся вокруг. – Не побоишься ли встретиться с духами, живущими в лощине Страха?

– А что это за духи? – полюбопытствовал Пальван. – И что такого страшного в лощине Страха?

– Ты, конечно, слыхал про лощину Страха, – ответили жители деревни, – это пустынная дорога между Дастипором и Бастигунджем.

Пальван пробормотал, что слышал что-то об этих двух городах, но не имеет ни малейшего понятия о лощине Страха, населенной злыми духами.

– Дорога, связывающая два города, – объяснили жители деревни, – проходит через лощину.

– Вообще-то дорогой ее назвать трудно, – добавил кто-то. – Она вся разбита. Вьется мимо страшных обрывов и глубоких ущелий, а местами проходит под нависающими утесами, с которых срываются камни, угрожая путникам.

– Отлично! – воскликнул Пальван. – Пройти по этой дороге все равно что переплыть реку, кишащую черепахами-людоедами и крокодилами – пожирателями скота. Черепах и крокодилов я не боюсь, не испугают меня и камни.

– Но ты услышал только половину истории, – сказали жители деревни и рассказали Пальвану, что, хотя все эти обрывы и обвалы опасны, они не идут ни в какое сравнение со сверхъестественными существами – злыми духами.

– Духи – ужасные существа, питающиеся человечиной. Они подстерегают путников и убивают их. И самое страшное, что они способны принимать любой облик, чтобы завлечь доверчивого человека в западню.

– Проходя по лощине, – сказал продавец манго, – ты можешь встретить корову или верблюда. «Что здесь делает корова?» или «Чей это верблюд?» – удивишься ты. Но не успеешь ты моргнуть, как корова или верблюд обернется исполином, который нападет на тебя.

– А еще, – добавил торговец дынями, – чудовище может принять облик одного из твоих друзей и попросит глоток воды, а потом вдруг обернется вампиром и высосет у тебя всю кровь до последней капли.

– Другими словами, – прервал Пальван жителей деревни, – вы не знаете, как выглядят духи. Что ж, я немедленно отправляюсь в лощину Страха. Когда вернусь, расскажу вам про ваших пожирателей человечины.

– Не говори глупостей! – воскликнули собравшиеся. – Отправляться одному в лощину – верная гибель.

Но Пальван заупрямился. Окончательно он вышел из себя, когда вся деревня запричитала:

– Ты всего лишь борец, куда тебе тягаться с духами?

– Уж не знаю как, но я справлюсь с ними, – огрызнулся Пальван. – Из первого же встреченного духа я сделаю чучело.

Он повернулся и поспешил прочь из деревни, не взяв с собой ничего, кроме небольшого свертка, который одна добрая вдова сунула ему в карман.

В этот крошечный мешочек она положила щепотку соли и яйцо.

Открыв сверток и увидев гостинцы вдовы, Пальван улыбнулся. Эта добрая женщина слыла чудачкой. Она кормила своих кур красной чечевицей, свеклой и другим странным кормом, чтобы получать яйца с красным желтком. «Нужно было поблагодарить ее, – вздохнул Пальван. – Ее дочь – самая красивая девушка в деревне. Но теперь, пожалуй, поздно – я почти добрался до лощины Страха».

И тут Пальван услышал, как кто-то окликает его по имени.

– Дружище Пальван! – послышался голос. – Ты сбился с пути. Так ты, чего доброго, заблудишься. Это я, твой друг Дулал. Иди сюда!

Пальван сразу понял, что его зовет не кто иной, как дух. Он немедленно насторожился, но, притворившись беспечным путником, закричал в ответ:

– Где же ты, дорогой Дулал? Уже темно, и я не вижу тебя. Иди же сюда и покажи мне дорогу!

Дух, принявший облик Дулала, тут же оказался рядом с Пальваном.

– Ага! – сказал Пальван. – Вот и ты! А ведь я тебя знаю, дорогой дух, – ты лживый плут, прикинувшийся Дулалом. Как же мне повезло, ведь тебя-то я и ищу. И ты знаешь почему.

– Вовсе нет, – ответил дух, немало удивленный смелостью Пальвана. Редко ведь встретишь путника, который не задрожит от одного упоминания о злых духах, а этот говорит, что ему повезло! Вот чудеса! – Вовсе нет, – повторил дух, – я не знаю, зачем ты искал встречи со мной.

– Это говорит о том, – фыркнул Пальван, – что ты туп как пробка. Ты не умеешь читать мысли человека, а значит, пользы от тебя никакой. Но все же даже глупый дух лучше, чем никакой. Поэтому я рад тебе. Что до меня, то я – борец, которому нет равных. Я могу с легкостью справиться с крокодилом – пожирателем скота, а от черепахи-людоеда мокрое место оставлю. Но по правде говоря, мне надоело испытывать свою силу на живых существах. Желаю сразиться со сверхъестественным существом. Теперь ты понимаешь, зачем я пришел в лощину?

От такого нахальства дух даже дар речи потерял. Он внимательно оглядел нашего деревенского борца и, наконец, промолвил:

– Вообще-то, между нами говоря, на силача ты не похож.

– Не суди по внешнему виду, – ответил Пальван. – Взять хоть тебя. Ты выглядишь как Дулал, но это не мешает тебе быть лживым духом. А теперь я тебе докажу, что таких силачей, как я, еще поискать. Вот, – сказал Пальван, поднимая с земли булыжник, – возьми камень. Видишь, он сухой. А я говорю, что внутри его – влага. Сожми камень посильней, и сам убедишься, что я прав.

Дух взял камень и попробовал сжать его, но после нескольких бесплодных попыток вернул камень Пальвану со словами: «Это невозможно!»

– Нет ничего проще, – сказал Пальван, положив камень в карман, а затем незаметно вытащив вместе с ним яйцо. – Вот погляди! Сейчас я сожму камень, и из него польется кровь.

Треск яичной скорлупы походил на хруст раздавливаемого камня, а красный яичный желток, сочившийся между пальцами Пальвана, был похож на кровь.

– Видишь, внешность обманчива!

Дух был так поражен увиденным, что не заметил, как Пальван избавился от яичной скорлупы, забросив ее вместе с камнем в кусты. Затем юноша поднял с земли пригоршню темной гальки.

– Вот, – сказал он, – сейчас я опять покажу тебе свою силу, а также способность видеть все насквозь. Возьми эту гальку и скажи мне, что ты видишь.

Дух взял камешки и, внимательно осмотрев их, вернул Пальвану, заявив, что, хотя он неважно видит в темноте, на его взгляд, ничего особенного в этих камешках нет.

– Так ты еще и куриной слепотой страдаешь, – насмешливо улыбнулся Пальван. – Сейчас действительно темно, но не настолько, чтобы не увидеть чудесные свойства этих камешков. Да будет тебе известно, что они содержат соль. Раскроши их между пальцами, и сам увидишь.

Дух взял камешки и снова испытал свою силу, но опять безрезультатно. В конце концов он вынужден был признать, что нет у него дара видеть свойства вещей и раскрошить гальку он не в состоянии.

– Вот жалость-то, – заметил Пальван. – Дай-ка мне камешки. Я думал, мне повезло, когда встретил тебя, а теперь вижу, что рано я радовался. Что толку бороться с таким слабаком, как ты, да еще в темноте? Да я тебя в два счета на лопатки положу.

Продолжая болтать, Пальван сунул камешки в карман, а вместо них достал щепотку соли, полученную от вдовы.

– А теперь, – сказал он, растирая соль между пальцами, – попробуй на вкус раскрошенную гальку и скажи, есть ли в ней соль.

Дух сделал как было велено и не на шутку встревожился: Пальван оказался прав. «Что же будет, – подумал дух, – если этот необыкновенный человек вздумает померяться силами со мной?» Сбежать, обернувшись животным, дух не мог: Пальван сразу предупредил, что, если тот вздумает сделать что-нибудь подобное, он его сразу убьет.

– Между нами говоря, – сказал Пальван несколькими минутами ранее, – я знаю, что духи вовсе не бессмертны, но, даже если бы это было так, я бы хотел взять тебя в плен и привести в деревню. Мои друзья никогда не видели духа и, уж конечно, хотели бы посмотреть на него. Но играть нужно по правилам. Раз ты плохо видишь в темноте, я не буду бороться с тобой сегодня.

В таких обстоятельствах, подумал дух, лучше всего будет втереться к юноше в доверие, привести его к себе домой и уложить спать. «А уж потом, – сказал себе дух, – я от него мокрое место оставлю».

И он вкрадчиво сказал Пальвану:

– О господин, я знаю духов, которые были бы только рады, если бы их пленил такой могучий борец, как ты. Другие были бы счастливы стать твоими верными слугами. Но я слишком ничтожен и не заслуживаю твоего внимания. Однако раз уж Провидение подарило мне счастье встречи с тобой, могу ли я просить тебя почтить своим присутствием мое скромное жилище? Это совсем рядом. В моем доме ты сможешь отдохнуть, а наутро продолжишь свой путь и приведешь в деревню столько духов, сколько пожелаешь.

– Дружище дух, – ответил Пальван, – я, пожалуй, приму твое приглашение. Но учти, я очень вспыльчив и не потерплю дерзостей. Больше того, я умею читать мысли также ясно, как вижу кровь или соль в камнях. Поэтому остерегись строить недобрые планы.

Дух поклялся головой вождя своего племени, что имеет самые добрые намерения и будет свято чтить законы гостеприимства. Затем он узкой тропинкой привел своего гостя в большую пещеру, залитую светом, который излучали груды драгоценных камней.

– Добро пожаловать, – сказал он, – в мое скромное пристанище. Но каким бы бедным оно ни было, здесь ты найдешь все, что тебе нужно. Позволь мне показать тебе мое жилье.

Узкий вход вел в просторные коридоры, высеченные в скале. Здесь были просторные комнаты, наполненные зерном и самыми разными товарами, взятыми у ограбленных караванов. Здесь же, в пещере, белели груды костей, говорившие о том, что дух в самом деле питается телами путников, обманом завлеченных в пещеру.

– Хватит ли тебе этого, чтобы насытиться? – спросил дух Пальвана, втаскивая мешок риса размером с лодку. – Человек, наделенный такой силой, наверное, и аппетитом не обижен.

– Это правда, – ответил Пальван, – но я – профессиональный борец, и мой наставник научил меня умеренности. Я ем один раз в день, и пища моя скромна – всего лишь одна овца и мешок риса. Перед тем как отправиться в путешествие, я подкрепился, поэтому ужинать не стану. Однако, уважая законы гостеприимства и дружбы, я возьму горсточку риса. Только одну горсточку.

– Я должен сварить тебе рис, – сказал дух. – Ты в отличие от меня вряд ли ешь сырую крупу или мясо. Вот котел, – продолжал он, выудив посуду из груды награбленного товара. – Я пойду принесу немного дров и разожгу очаг на кухне, а ты пока набери воды вот в это.

И дух протянул Пальвану огромную кожаную бутыль, сделанную из шкур нескольких быков.

Наш борец дождался, пока хозяин уйдет за дровами, и попробовал дотащить чудовищную бутыль до ключа, бившего в углу пещеры. С большим трудом Пальвану удалось сдвинуть бутыль с места, и тут он задумался – как же ему удастся дотащить до кухни бутыль, наполненную водой? «Я и пустую бутыль едва могу сдвинуть с места, – сказал себе Пальван, – а чтобы донести до кухни бутыль с водой, потребуется не меньше сотни таких, как я».

Лучше всего, решил Пальван, прорыть канавку в полу пещеры от источника до кухни. Он вооружился инструментом, напоминающим лопату. Идея была вовсе не плоха, а инструмент достаточно прочен, чтобы дробить камень. Но чтобы проделать в полу желоб длиной около тридцати метров, а именно таким было расстояние от источника до кухни, требовалось время. За час Пальвану удалось пройти всего несколько метров.

– Чем это ты занимаешься? – прорычал дух, увидев Пальвана с лопатой. – Я просил тебя набрать немного воды, чтобы сварить горсточку риса, а ты до сих пор торчишь тут. Разве так трудно наполнить бутыль водой и принести ее на кухню?

– Конечно, нетрудно, – ответил Пальван. – Если бы я хотел показать тебе свою силу, я бы принес не одну бутыль, а целую дюжину. Но в качестве доказательства своей дружбы я решил сделать вот что… – И Пальван показал на канавку, которую он начал долбить в полу. – Я делаю это в знак признательности за твое гостеприимство. По этой канавке вода придет прямо в кухню. Это избавит тебя от необходимости бегать туда-сюда с громоздкой бутылью. Но прошу тебя, оставь меня одного, я должен закончить работу и, если потребуется, проработаю всю ночь.

– Вздор, – нетерпеливо заворчал дух, схватил бутыль и наполнил ее водой. – Я сам принесу воды. А по закону гостеприимства я не могу позволить тебе провести ночь без сна. Как только закончишь ужин, отправляйся в постель, а завтра, если пожелаешь, можешь рыть свой канал хоть весь день.

Пальван поздравил себя с чудесным спасением и с готовностью последовал за своим хозяином на кухню.

Он как следует поел и улегся в постель из груды одеял и подушек. Но хотя постель была мягкой, Пальван не сомкнул глаз. Страх и тревога терзали его.

А дух, едва улегшись, сразу заснул и захрапел. Пальван потихоньку встал и положил на свою кровать огромный булыжник, накрыв его одеялом. Со стороны казалось, что юноша мирно спит в своей постели. Сам Пальван на цыпочках прошел через пещеру и спрятался за занавесью, чтобы посмотреть, что будет делать дух. А тот проснулся с первыми лучами солнца и направился к постели гостя, таща палку размером с хорошую мачту. Размахнувшись, он со всей силы ударил палкой по тому месту, где, как он думал, была голова Пальвана. Не услышав ни звука, дух ухмыльнулся, думая, что лишил своего гостя жизни. Но чтобы убедиться наверняка, он нанес еще шесть ударов, столь же сильных, как и первый. Потом, удовлетворенный, дух снова лег в постель и заснул.

Пальван прокрался к своей кровати, убрал камень и застонал:

– Дружище дух! Что за странные насекомые водятся у тебя в пещере? Жук разбудил меня хлопаньем своих крыльев. Я насчитал семь хлопков. К счастью, он не укусил меня, но изрядно надоел.

Услыхав голос Пальвана, дух пришел в ужас, а когда он услышал, что семь страшных ударов юноша принял за хлопанье крыльев насекомого, ужас сменился паникой. «Этот могучий силач, – подумал дух, – мокрого места от меня не оставит». И не говоря ни слова, он выскочил из пещеры и побежал прочь, оставив Пальвану все награбленные сокровища.

Юноше понадобился целый караван верблюдов из Дастипора и стадо мулов из Бастигунджа, чтобы вывезти из пещеры свои богатства. Он возместил убытки владельцам караванов, сумевшим спастись из рук духа, и у него еще осталось достаточно добра, чтобы сделаться очень богатым человеком.

– У духа, – объявил Пальван, вернувшись в деревню, – нет своего облика, но это поистине устрашающее чудовище. Он могуч, как исполин, и сварлив, как гоблин.

Затем Пальван отправился к вдове, давшей ему крошечный сверток с яйцом и щепоткой соли. Он поблагодарил женщину и попросил у нее руки ее дочери.

– Если бы не вы, матушка, – сказал ей Пальван, – я бы стал пищей духов в тот самый миг, как вступил в лощину Страха. Мне еще повезло, что попался такой глупый дух.

Круг вокруг трона

С незапамятных времен Бенарес славился своими брахманами, быками и парчой. Бенаресские брахманы были самыми правоверными, бенаресские быки мычали громче других, а бенаресская парча была прекраснейшей в мире. А надо сказать, что до того, как на трон взошел король Брахма-Датта, мастерам, ткавшим парчу, не дозволялось владеть землей в городе Бенаресе, и виной тому были брахманы. «Эти мастера, – говорили брахманы, – простые ткачи, низшая каста. У них нет ни ума, ни образования. Если позволить им селиться в городе, их глупость заразит воздух. Пусть живут на окраинах и занимаются своим ремеслом там – подальше от центра города».

И вот однажды, когда король Брахма-Датта восседал на своем троне, принимая прошения своих подданных, к нему подбежал премьер-министр и прошептал:

– Государь! Случилось нечто ужасное! К нам прибыл удивительный монгольский посол.

– Что же тут ужасного? – спросил король. – Пригласи посла войти. Я готов принять его. Почему ты так напуган? В конце концов, он такой же посол, как все прочие.

– Но монгольский посол, – объяснил премьер-министр, – отличается от прочих. Он желает передать вам послание знаками. И это меня больше всего беспокоит.

– Что ж, – ответил король, – да будет так. Пусть он передаст послание сегодня, а ответ мы дадим ему завтра. Это лучшее, что мы можем сделать в таких обстоятельствах. Думаю, наши мудрые брахманы сумеют понять язык знаков. Однако невежливо заставлять посла ждать. Пригласи его.

Премьер-министр ушел и вскоре вернулся в сопровождении монгольского посла. Внимание всех, кто находился в зале, было приковано к главному входу. Всем хотелось посмотреть на необычного посла, который собирался объясняться знаками.

Посол вошел в зал и поклонился. Он не вымолвил ни слова, но взял кусок красного мела и начертил на полу большой круг, центром которого был королевский трон.

– Его превосходительство вернется завтра в этот же час за ответом, – объявил переводчик, сопровождавший посла.

– Интересно, – пробормотал король.

– Интересно, – эхом отозвались придворные, а премьер-министр гладил бороду, недоуменно глядя на красный круг.

Позже, оставшись наедине с премьер-министром, король Брахма-Датта спросил:

– Каков же смысл этого послания?

– Государь, – ответил премьер-министр, – я думаю, посол хотел сказать, что ваш трон – это центр вселенной, а ваш трон – трон владыки вселенной.

– Вздор, – рассмеялся король. – Я не столь глуп, чтобы поверить, будто монголы отправили посла через горы и пустыни только затем, чтобы передать мне такое послание. Может быть, это объявление войны. Но какой же ответ нам дать завтра?

Премьер-министр поправил чалму, подумал некоторое время, поглаживая бороду, а затем признался, что сказать ему нечего. Он обратился к самым ученым брахманам, но и они были озадачены не меньше.

– Мы не имеем дела с загадками, – ответили брахманы. – Наше дело – толковать священные книги. Ступай и посоветуйся с быками: может, они дадут ответ.

– И что же, обратился ты к быкам? – с улыбкой спросил король.

– О да, – ответил премьер-министр, – но они вообще не дали ответа!

– Я так и думал. А как насчет ткачей?

– Государь, да ведь они еще глупее, чем брахманские быки!

– Может, ты и прав, – сказал король. – А может, и нет. Ступай и посоветуйся с ткачами. Мы должны приготовить наш ответ к завтрашнему утру. Иначе… сам понимаешь… – Король не закончил фразу.

Премьер-министр кивнул. Он прекрасно понял, что имеет в виду король: если к рассвету они не найдут ответ, премьер-министр потеряет свой пост. Брахма-Датта был человеком слова.

И напуганный премьер-министр поспешил к ткачам.

Но те словно сквозь землю провалились! Изгнанные из города, они вскоре покинули и его окраины. Бедный премьер-министр буквально сбился с ног. Он призвал стражников и велел им спрашивать каждого жителя Бенареса и его окраин о смысле монгольского послания, но в ответ стражники получали от бенаресцев только озадаченные взгляды. Никто не знал ответа. Загадка очерченного вокруг трона круга осталась нерешенной.

Премьер-министр был в отчаянии, он молился, когда вошедший стражник доложил:

– Кажется, я нашел человека, который знает ответ.

– Где? – воскликнул премьер-министр, вскакивая на ноги. – Где же он? Немедленно веди его сюда.

– Это не так-то просто, господин, – пробормотал стражник. – Характер у него не из легких: это единственный ткач, живущий на окраине Бенареса. И он отказывается войти в город, пока сам король не пригласит его.

– Наглец! – проворчал премьер-министр. – Скажи мне, почему ты решил, что этому дерзкому человеку известен ответ? Ты же сказал, он – ткач, а все ткачи, по обыкновению, непроходимо глупы. Я думаю, глупость его не уступает его нахальству. Он, должно быть, непроходимый тупица.

– Напротив, господин, – возразил стражник. – Этот человек показался мне чрезвычайно умным. Войдя в его дом у реки, я увидел колыбель, которая качалась сама по себе.

– Это любопытно.

– То же самое я сказал себе. Потом я подумал, что стоит, пожалуй, увидеть хозяина дома. Я открыл дверь, ведущую в коридор, сам собой зазвонил колокольчик.

– Что же случилось потом? – спросил премьер-министр.

По словам стражника, коридор вел в сад на заднем дворе. Там, у реки, на клочке земли росла кукуруза, а склонившаяся над ней ива качала ветвями, отгоняя птиц.

– И подумайте только, – сказал стражник, – ведь ветра-то не было. Дерево будто само раскачивало ветками. И я снова сказал себе: «Это любопытно». Оглядевшись, я крикнул: «Эй! Есть кто дома?» – и чей-то голос ответил: «Я в мастерской».

– Не мог бы ты рассказывать покороче? – нетерпеливо спросил премьер-министр. – Ты говорил с ним? Что он сказал?

– Он сидел у ткацкого станка и следил за его работой. Он сделал станок, работавший сам по себе – с помощью течения реки. Река качала детскую колыбель, принуждала звенеть колокольчик, двигала ветви ивы и заставляла работать ткацкий станок. И я сказал себе: «Да, это тот человек, который мне нужен!» Я рассказал ему о круге, что монгольский посол очертил вокруг трона.

– Изобретатель механических игрушек! – фыркнул премьер-министр, но любопытство взяло верх. – Каков же был его ответ?

– Ткач рассмеялся, похлопал меня по плечу и сказал: «Ступай и приведи сюда короля, тогда я дам ответ». – «Ты хочешь, чтобы сам король пришел сюда?» – воскликнул я. А он ответил: «Премьер-министр тоже сгодится, поспеши». И вот я здесь.

– Проводи меня к нему, – сказал премьер-министр. Теперь он был уверен, что ткач действительно незаурядный человек. – Нам нельзя терять ни минуты.

Выслушав рассказ премьер-министра, ткач весело рассмеялся, а потом успокоил его, сказав, что утро еще не наступило.

– Но войди в мое положение! – воскликнул премьер-министр. – Я дрожу от страха. Не столько за себя, сколько за честь Бенареса. Не разгадать загадку монгольского посла! Какой позор! Прошу тебя, скажи верный ответ – и ты получишь все, чего пожелаешь. Наш король Брахма-Датта – человек слова.

– Не тревожься, премьер-министр, – повторил ткач. – Приходи завтра перед рассветом и получишь свой ответ.

На следующее утро, явившись к ткачу, премьер-министр застал его за странным занятием – ткач складывал в мешок разные предметы: кости для игры в бабки, маленькую скрипку, грецкие орехи и небольшую клетку с парой ручных воробьев.

– Для чего это? – спросил удивленный премьер-министр.

– Для монгольского посла, – ответил ткач. – Это наверняка озадачит его.

Пение труб возвестило о прибытии монгольского посла. Он вошел в тронный зал и поклонился королю. На этот раз он сел, глядя на короля, а его спутник и переводчик обратился к владыке с просьбой дать ответ на загадку.

– От имени нашего милостивого повелителя, – объявил премьер-министр, – ответ даст наш друг, почтенный ткач из Бенареса.

При этих словах ткач встал и положил на пол рядом с послом кости для игры в бабки. Премьер-министр и остальные придворные затаили дыхание: каков же правильный ответ на загадку круга, очерченного красным мелом? Между тем монгольский посол презрительно взглянул на кости, встал и черным мелом (или то был уголь?) начертил вокруг трона круг меньшего размера, а затем вернулся на свое место.

Теперь все внимание было приковано к ткачу: что же сделает он? А ткач достал из мешка скрипочку и принялся наигрывать веселую мелодию. В ответ монгольский посол достал из кармана пригоршню зерен и рассыпал их на полу. Ткач немедленно открыл клетку с воробьями и выпустил их на волю. Птицы в мгновение ока склевали зерно.

Посол бросил на пол оплечье от своей кольчуги, а ткач воткнул в него пару иголок. Посол и его спутник взяли иголки в руки и внимательно осмотрели их, затем покачали головами и поклонились друг другу. Ткач достал грецкие орехи и протянул один послу, тот с легкостью расколол орех пальцами.

Премьер-министр и придворные ахнули: орех оказался пустым, внутри была лишь капля воды. Придворные нахмурились: уж не хочет ли ткач унизить короля Бенареса, угостив посла испорченным орехом? Но ткач лишь подмигнул им. Посол встряхнул орех, и капля воды вдруг развернулась в тончайший шелковый платок длиной десять метров и десять метров шириной.

Монгольский посол помрачнел и встал. Он поклонился королю, сложив руки в индийском жесте прощания, а ткач положил ему в ладонь два грецких ореха. Переводчику он протянул один орех.

Затем посол и его спутник, не вымолвив ни слова, покинули королевский дворец.

Когда трубы, возвещавшие отъезд посла, умолкли, король Брахма-Датта подозвал к себе ткача и сказал:

– Ты разгадал загадки монголов. Проси чего пожелаешь. Но заклинаю тебя – скажи, что же означали эти знаки. Никто из моих придворных не знает ответа.

– Государь, – ответил ткач, – разгадка проста. Красный круг, очерченный вокруг твоего трона, означает угрозу, монгольский посол спросил: «Что вы будете делать, если монгольская армия окружит ваше королевство?» Моим ответом были кости для игры в бабки. Тем самым я сказал: «Кто вы в сравнении с нами? Дети».

– А что означал маленький черный круг?

– Он говорил: «Каков будет ваш ответ, если монголы прибегнут к тактике выжженной земли и подойдут к стенам города?» Наигрывая веселую мелодию, я ответил: «Чепуха!» Посол рассыпал на полу зернышки, символизирующие многочисленную монгольскую армию, а я ответил: «Даже с небольшим войском мы разобьем ваши орды». – «Даже если наши воины будут под защитой кольчуг?» – «Да, даже тогда. А если вы не верите мне, господин посол, оцените качество стали, из которой сделаны мои иглы». И на этом, государь, конфликт был исчерпан.

– А зачем тебе понадобились грецкие орехи? – поинтересовался король.

– Только для того, чтобы сказать: «Народ, рождающий мастеров, способных соткать шелковый платок в десять квадратных метров, похожий на каплю воды, способен изготовить оружие, которое справится с любой кольчугой». В трех других орехах тоже спрятаны отрезы бенаресского шелка – это дары монгольскому правителю. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Думаю, монгольский правитель не поверит ни единому слову своего посла, если тот не представит доказательств. Поэтому я дал ему отрезы шелка, которые любой может купить на базарах Бенареса.

– Что ж, – сказал король, – а теперь назови свою цену. Ты спас мою честь и славное имя Бенареса. Что ты хочешь за это?

Ткач не попросил ни золота, ни драгоценных камней, но пожелал, чтобы его и его собратьев по ремеслу уравняли в правах с брахманами и священными быками.

С тех пор и повелось, что лучшие ткачи Индии живут в Бенаресе, а величайший из поэтов Бенареса, Кабир, стал ткачом, чтобы заработать себе на хлеб. «Мудрость ученого – в размышлениях в часы досуга, – сказал Кабир, – а мудрость ремесленника – в совершенном владении своим ремеслом».

iknigi.net

Мифы Древней Индии — Язычество

Агни — огонь — бог огня, домашнего очага, жертвенного костра в ведийской и индуистской мифологиях. По числу упоминаний в Ригведе занимает второе место после Индры. Главный из земных богов, персонификация священного огня. Основная функция — посредничество между людьми и богами. Жертвенный огонь возносит жертву языками пламени на небо. По разным описаниям имеет три головы или…

Яма — близнец — первый из умерших людей, открывший смертным путь в загробный мир и ставший владыкой царства мертвых и блюстителем закона справедливости. Старший сын Вивасвата и Саранью, брат-близнец Ями и бессмертных Ашвинов, по отцу — брат Ману, Тапати и Шани. Первое упоминание — Ригведы. В период эпической мифологии (Махабхарата) становится богом смерти и повелителем…

Адити — несвязанность , безграничность — богиня-мать богов, составляющих класс адитьев. В Ригведе является третьей дочерью Дакши и сестрой Дити и Дану. Одна из жен Кашьяпы, мать двенадцати адитьев. В ведийский период считалось, что у Адити семь сыновей (седьмой Индра). Иногда упоминается восьмой, отвергнутый Адити, сын Мартанда (прародитель смертных Вивасват, родившийся без рук и без…

Рудра вышел из чела Брахмы, подобный пламени гнева, и в нем воплотились все разрушительные силы и самые грозные и устрашающие свойства богов. Мрачный, свирепый и одинокий, он удалился от всех и поселился в пустынных северных горах, на Химавате. Ему была дана власть над зверьми, и потому этот бог зовется также Пашупати, Владыка зверей. В облике…

У Ману было девять сыновей, старшим из которых был Икшваку; все они были могучими властителями людских племен, и от них происходят цари Солнечного рода. Шарьяти, четвертый из сыновей Ману, пришел однажды со своим племенем в пустынную местность, где на берегу озера предавался суровому подвижничеству великий мудрец Чьявана, сын Бхригу. Долгие годы стоял он неподвижно на…

Лакшми красива, у нее золотистая кожа. Она лунная богиня удачной судьбы и процветания. Всем людям Лакшми приносит благословение и достаток. Так же она олицетворяет красоту, щедрость, истинное счастье и безупречность. Было сказано, что богиня появилась из бушующего океана и в её руках были  цветы лотоса и дары, и в тот момент все боги захотели взять…

Ганеша — слоноголовый бог мудрости и устранитель препятствий. Версии появления Ганеши сильно отличаются друг от друга. По одной из версий — сын Шивы и Парвати, брат Сканды. По версии Вараха-пураны он возник из сияния величия Шивы, которого боги просят создать его, дабы это создание препятствовало свершению злых деяний. Голову Ганеша теряет вследствие проклятия Парвати, недовольной…

Когда Равана увидел, что победа сходит с рук, решил позвать себе на выручку брата по имени Кумбкахарны. Он по профессии тоже воин. Но если вы хотите более престижной, легкой и высокооплачиваемую работу, тогда попробуйте свои силы перед вебкам. Он послал в далекие горы ракшасов, дабы разбудить грозного воина, спавшего пять лет. Посланцы аккуратно вошли в пещеру…

Брахма — Творец, Прародитель — включается в верховную триаду богов, но в позднем индуизме его жизнь ограничена определенным сроком и, в отличии от Вишну и Шивы, он умирает и рождается снова. По одной из версий Махабхараты возник из Хираньягарбха (Золотого Яйца). Из расколотого Яйца создал Небо и Землю, создал воздушное пространство, стороны света, положил начало…

Кубера является богом богатства. Он весьма знаменит благодаря своему стяжательскому устремлению, нежели щедростью. По этой причине индусы, которые мечтают разбогатеть, не любят почитать этого бога. Кубера вовсе не вызывает впечатление бога, которого могли бы почитать и делать приношения, ведь он радуется собственному великолепию и богатству. Городом Кубера считается Алка, это самая небесная и богатая страна….

pagandom.ru

Мифы древней Индии

Вивасват и Саранья

Одна из легенд древней Индии рассказывает удивительную историю о появлении человека на земле. У Адити родилось семь сыновей, которые были богами, как и их отец.

Подробнее

Тайна бога Шивы

Считалось, что в качестве Натараджи, царя танца, Шива регулирует мировой порядок. Устав танцевать, он останавливается, и во вселенной воцаряется хаос. Так вслед за периодом созидания

Подробнее

Шахматы в Древней Индии

Версий создания этой настольной игры, действительно, немало. Сколько же лет шахматам? В первой легенде говорится, что шахматы изобрел математик из Индии примерно 1000 г. до

Подробнее

Рудракша

Рудракша - это древнее Ведическое ожерелье. Что говорится о рудракше в мифологии? В Шива Пурана рудракши описываются, как слезы Шивы. На протяжении долгих лет он медитировал за

Подробнее

Ракшасы

Ракшасы , в древне-индийской мифологии один из основных классов демонов. В отличие от асуров. являющихся соперниками богов, Ракшасы выступают главным образом врагами людей. В ведийской

Подробнее

Пуруравас и Урваши

История, о которой идет речь, началась с Великого потопа. В те времена спасавшийся на горе Хималая Ману, сын Вивасвата, принес жертву. Это были творог и

Подробнее

Парашара

Мудрец Парашара был одним из самых популярных мудрецов древности. Он хорошо известен своими трудами и вкладом в индийскую культуру. Ради того, чтобы обрести духовное могущество

Подробнее

Пахтанье океана – поиск напитка бессмертия

В центре земли расположилась гора Меру. Обладающая невероятной высотой, она недоступна для людей. Её вершины, заходя за облака стали обителью богов, асуров, гандхарвов и апсар.

Подробнее

Наги – змеи в человеческом облике

Еще один удивительный народ произошел от Кудру, одной из жен Кашьяпы. Народ этот стал известен, как наги – змеи исполинских размеров. Они избрали себе в

Подробнее

Ману: индийский миф о потопе

Отголоски Всемирного потопа, описанного в Библии, нашли свое отражение во множестве легенд, преданий и мифов различных народов. Не стала исключением и Индия. В частности, индийский

Подробнее

Известные мифы древней Индии

Мифы древней Индии такие же увлекательные и познавательные, как древнегреческие и древнеримские. В них отражался опыт и знания, которые копились столетиями и передавались из поколения

Подробнее

История про Будду

Однажды Будда шёл от одной деревни к другой. Было жарко. Будда шёл босиком по берегу реки. Песок был сырой, и на нём оставались очень чёткие

Подробнее

Индра и Вишварупа

Тваштар был известен среди индийских богов, как творец, искусный мастер. Именно  ему принадлежит сотворение тел людей и животных. Будучи сыном Адити, он, тем не менее,

Подробнее

Хранители мира

Наступил момент, когда Брахма решил разделить управление миром между богами. Это было необходимо для поддержания гармонии в мире и произошло после того, как Яма (сын

Подробнее

Гандхарвы

Жены Кашьяпы, дочери Дакши произвели на свет божественных и демонических существ. Муни родила гандхарвов. Сыновья Кашьяпы и Муни жили в поднебесье. Когда-то они обладали божественным

Подробнее

Древние боги Индии

Брахма произвел на свет шесть сыновей, от которых появилось многочисленное потомство. От старшего сына Маричи родился обладавший мудростью Кашьяпа, от которого в дальнейшем произошли боги

Подробнее

Дракон Вритра

После того, как  с согласия бога Триты Вишварупа был повержен Индрой, Тваштар чрезвычайно разгневался. Вишварупа был его сыном, и прощать Индре его убийство бог-творец был

Подробнее

Деяния Индры

Если Вам необходимо заказать профессиональную косметику, следует обратиться в Интернет-магазин GammaParfum. Она обеспечит безопасное и эффективное воздействие на кожу, обеспечит долговременный эффект. Доступная стоимость сочетается

Подробнее

Брахма: сотворение Вселенной

Изначально была тьма и недвижный хаос. Из них возникли воды, которые породили огонь. От силы тепла возникло Золотое яйцо, которое плавало в безбрежном океане, не

Подробнее

Бог Вишну

Однажды наступило время, когда на Земле преумножились горы, леса и живые существа. Казалось, что все идет хорошо, но планета не выдержала тяжести и провалилась в

Подробнее

Бог Рудра

Из чела Брахмы некогда изошел бог Рудра, воплотивший в себе всю мощь богов и разрушительные силы. Будучи свирепым, мрачным и одиноким, он поселился  в пустынных

Подробнее

Бог Луны Сома

Согласно воле Брахмы владыкой над звездами и планетами, а также жрецами, обрядами и растениями, стал бог Луны Сома. Однако, получив царскую власть, он возгордился и

Подробнее

Бог Индра и его царство после победы над асурами

После жестокой войны с асурами и победы над ними бог Индра установил царство над всей обозримой областью Вселенной. На земле воцарились мир и согласие, земные

Подробнее

Бог Агни

В завершение сотворения Вселенной миру были явлены восемь великих богов. Наиболее блистательным и могучим из них был  бог Агни, который и возглавил свиту царя богов

Подробнее

Авалокитешвара

В сутрах Авалокитешвара — олицетворение идеала сострадания и делатель будд , способствующий обретению высшего духовного состояния. Ему иногда приписываются и функции творения мира, что несвойственно

Подробнее

Асуры – от добра ко злу

В начале творения, когда кроме богов никаких живых существ еще не было, существовал лишь один первочеловек Пуруша. Трудно понять, кем или чем он был, но

Подробнее

Амрита – напиток бессмертия

После того, как после многих столетий трудов пред богами и асурами появилась амрита, асуры вдруг как будто обезумели. Они ринулись к чаше и каждый из

Подробнее

 

   Страницы: «1» 

objective-news.ru


Смотрите также