Древняя цивилизация ацтеков. Цивилизация Ацтеки. Особенности ее культуры (стр. 1 из 4)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя цивилизация ацтеков (стр. 2 из 2). Древняя цивилизация ацтеков


Древняя цивилизация ацтеков - часть 2

В полную противоположность порядкам в европейских колониях, человека могли объявить рабом, если он пытался предотвратить побег раба (если только он не был родственником хозяина), никто не пытался помогать, владельцу поймать раба. Также раба нельзя было продать без его согласия, кроме случаев, когда власти квалифицировали раба как непослушного. (Непослушность определялась по лени, попыткам побега и плохому поведению). Непослушных рабов заставляли носить деревянные шейные кандалы с обручами сзади. Кандалы были не просто знаком вины; их устройство усложняло побег в толпе или в узких проходах.

При покупке закованного в кандалы раба покупателю сообщали, сколько раз этого раба перепродавали. Раба, проданного четырежды как непослушного, могли продать на жертвоприношение; такие рабы продавались за более высокую цену.

Однако если закованный раб представлялся в королевском дворце или храме, он получал свободу.

Ацтек мог стать рабом в качестве наказания. Приговоренного к смерти убийцу могли отдать в рабы вдове убитого по ее желанию. Отец мог продать сына в рабство, если власть объявляла сына непослушным. Должников, не платящих долги, так же могли продать в рабство.

Кроме того, ацтеки могли продавать как рабов сами себя. Они могли оставаться свободными достаточно долго, чтобы насладиться ценою своей свободы,- около года,- после чего шли к новому хозяину. Обычно, это было уделом неудачливых игроков и старых «ауини» - куртизанок или проституток.

Развлечения и игры

ацтек империя коммуникация

Несмотря на то, что можно было пить «пульке», (сброженный напиток с невысоким содержанием алкоголя), ацтекам запрещалось напиваться до достижения шестидесятилетнего возраста; нарушение этого запрета каралось смертью.

Как и в современной Мексике, ацтеки были страстными игроками в мяч, но в их случае это был «тлачтли», ацтекский вариант древней месоамериканской игры «улама». В эту игру играли цельным резиновым мячом размером с человеческую голову. Мяч называли «олли», откуда происходит испанское «уле», означающее резину.

По другим данным мяч был каменным, а игра в него отличалась необычайной жестокостью – вес мяча был настолько велик, что было большой проблемой закинуть его в специальное кольцо, расположенное достаточно высоко, не причинив себе физических повреждений.

Участника игры, попавшего мячом в кольцо, приносили в жертву.

Ритуальная игра в мяч оканчивалась жертвоприношением лучшего игрока или капитана команды победителей. (По другим источникам в жертву приносили капитана и игроков проигравшей команды).

Жертвоприношение участника забившего «гол» являлось большой честью как для него самого, так и для всей его семьи. Участники, которые не проявляли достаточно ловкости во время игры, оставались жить, но вместе со своими семьями низвергались к самой низшей социальной прослойке общества.

Обучение

До четырнадцати лет обучение детей было в руках их родителей. Существовало устное предание (набор устных наставлений), называемый уэуэтлатолли («пословицы стариков») которое передавало морально-этические идеалы ацтеков.

Существовали реплики, и поговорки на каждый случай, были слова для приветствия рождения и слова прощания при смерти.

Юноши шли в школу с 15-ти лет. Существовало два типа образовательных учреждений. В тепочкалли обучали истории, религии, военному искусству, а также торговле и ремеслу (крестьянскому или мастеровому). В кальмеках, куда в основном ходили сыновья пилли, сосредотачивались на обучении лидеров (тлактоков), жрецов, ученых-учителей и писцов. Они обучались ритуалам, грамоте, летосчислению, поэзии и, как и в тепочкалли, боевым искусствам.

Ацтекские учителя предлагали спартанский режим обучения – холодные бани утром, тяжелая работа, физические наказания, кровопускания шипами и испытания на выносливость – с целью формировать мужественный народ.

Девушек обучали домашнему ремеслу и воспитанию детей, их не учили читать и писать.

Для одаренных детей существовали две основные возможности: одних отправляли в дом песен и танцев, а других – в дом игры в мяч. Оба рода занятий имели высокий статус.

Питание

Ацтеки создали искусственные острова, или чинампы, на озере Тнскоко; на этих островах выращивали зерновые и садовые культуры. Основными продуктами питания ацтеков были маис (кукуруза) бобы и тыквенные. Чинампа были очень эффективны и давали до семи урожаев в год, на основе текущих урожаев чинампа собирали продовольствия на 180000 человек. Много говорилось о недостатке белков в питании ацтеков как довод в поддержку теории существования у них каннибализма, но эти утверждения малодоказательны: сочетание маиса и бобов дает необходимую норму важнейших аминокислот, что снимает проблему недостатка белков. Более того, у ацтеков было большое разнообразие другой пищи: они ловили акоцилов, маленьких креветок, изобилующих в озере Тескоко, собирали водоросль спирулину, богатую флавопротеинами, которая использовалась в разных видах выпечки; также они употребляли в пищу насекомых: сверчков, червей, муравьев и личинок. В насекомых содержится больше белков, чем в мясе, и по сей день, они являются деликатесами в некоторых районах Мексики. Ацтеки содержали домашних животных вроде индейки и ицкуинтли (порода мясных собак), хотя обычно мясо этих животных предназначалось для особых случаев – ситуаций выражения благодарности и уважения. Еще одним источником мяса была охота – лани, кабаны, утки…

На мое мнение если у ацтеков существовал каннибализм, то, скорее всего не от недостатка белка или мяса, а скорее из каких либо религиозных соображений и традиций, например, способ показать и почувствовать силу величия и превосходства над другими людьми.

Ацтеки широко использовали агаву; из нее получали еду, сахар, напитки (пульке) и волокна для веревок и одежды. Хлопок и драгоценности были доступны только для элиты. Подчиненные города выплачивали ежегодную дань в виде предметов роскоши (например, перьев и богато украшенных костюмов).

После испанского завоевания некоторые пищевые культуры, - например, амарант, - оказались под запретом, что привело к сокращению пищевого рациона и хроническому недоеданию жителей.

Поэзия

Поэзия была единственным достойным занятием ацтекского воина в мирное время. Несмотря на потрясение эпохи, некоторое число поэтических произведений, собранных во времена Конкисты, дошло до нас. Для нескольких десятков поэтических текстов даже известны имена авторов, например Несауалько-йотль и Куакуцин. Мигель Леон-Портилья, наиболее известный переводчик с науатля, сообщает, что именно в стихах мы можем найти истинные намерения мысли ацтеков, независимо от «официального» мировозрения.

В подвальном этаже Великого Храма находится «Дом Орлов» где в мирное время ацтекские военноначальники могли выпить пенящегося шоколада, покурить хороших сигар и посоревноваться в поэзии.

Стихи сопровождались игрой на ударных инструментах. Одна из наиболее распространенных тем стихов «жизнь – реальность или сон?» и возможность встречи с Создателем. Ацтеки любили драму, однако ацтекский вариант этого вида искусства было бы трудно назвать театром. Наиболее известные жанры – представления с музыкой и акробатическими выступлениями и представления о богах.

Воинственность ацтеков

Никто из других народов так не стремился к воинской славе, как ацтеки. Самой почетной считалась смерть в сражении или на жертвенном камне. Воины, погибшие в бою, жертвы, а также женщины, умершие во время родов, могли надеется на самый высокий почет в загробном мире; почти все другие, несмотря на социальное положение, были вынуждены четыре года скитаться по подземелью, прежде чем достичь низшего уровня потустороннего царства, которое ацтеки называли Землей мертвых, или «нашим общим домом».

Одной из причин воинственности была религия. Каждую ночь повторяется борьба Солнца с Луной и звездами, и если Уицилопочтли проиграет сражение, то жизнь обречена на гибель в темноте. Силы божества должны восстанавливаться каждый день и согласно представлениям ацтеков для этого как нельзя лучше подходит человеческая кровь, которую они называли «драгоцейнейшей водой».

Ученые не единогласны в подсчетах, сколько людей ацтеки убивали ежегодно, но скорее всего по всей империи в жертву приносили около 20000 человек.

В мире враждующих государств очень много можно было добиться исключительно воинским мастерством, и ацтеки прекрасно это поняли. По сведениям из кодексов, сообщениям испанцев и результатам археологических раскопок, в Месоамерике так и не появилось никаких развитых орудий ведения войны. Исход битвы зависел исключительно от мастерства отдельных воинов. В таких условиях победителем станет тот, кто добьется двух целей – упрочения воинской организации и повышения морального духа бойцов. Вся ацтекская культура была построена так, чтобы максимально обеспечить достижение этих целей.

Есть особая логика в стремлении ацтеков к военным успехам. Примечательно, что ацтеки почти не пытались покорить завоеванные народности. Они не строили крепостей и не оставляли гарнизонов в тылу врагов.

Вместо этого они стремились напугать другие города-государства этого региона: только страх возмездия поддерживал поступления дани. Любой намек на то, что ацтеки больше не являются непобедимыми, вызвал бы немедленное восстание, тем и воспользовались испанцы, которым помогали местные жители, желавшие свергнуть угнетателей.

Однако ацтекская военная машина была безотказной и настолько разработанной, насколько позволял уровень развития общества. Вся энергия государства была направленна на увеличение военной мощи. С 20 лет любой здоровый мужчина мог быть призван на военную компанию, которая регулярно начиналась осенью, после сбора урожая и окончания летних дождей. Кроме того, были и профессиональные воины из числа знати и простолюдинов, отличившихся на поле боя. Никаких других обязанностей они не выполняли, а содержались в основном за счет дани с завоеванных городов.

Сражения представляли собой в основном беспорядочную и яростную рукопашную, где каждому предоставлялось много возможностей отличиться. По героизму они более напоминали сражения гомеровской Греции, нежели европейские вооруженные маневры того времени. Обычно бой начинался с обстрела из луков и пращей. Потом сходились войска, выстроившиеся длинной шеренгой, стрелял дротиками из атлалей. В авангарде шли бывалые ветераны, которые и вступали в рукопашную схватку с противником.

Целью военных действий было заставить покоренные народности признать господство ацтеков и платить им дань. К 1519 г. Подобная участь постигла около 370 городов, и размеры дани, поставляемой в Теночтитлан ежегодно, были грандиозны. Дань включала в себя 7000 т. Зерна, 4000 т. Бобов, 2 млн. хлопковых плащей вместе с меньшим числом военных доспехов, щитов и головных уборов из перьев.

В ходе раскопок Великого храма, было обнаружено множество предметов роскоши, большинство из которых попало к ацтекам в качестве дани, поскольку они не встречаются в долине Мехико.

mirznanii.com

Древняя цивилизация ацтеков — Альтернативный взгляд Salik.biz

Америка хранит в себе множество тайн, несмотря на то, что была открыта несколько столетий назад. До прихода на эту землю европейцев, на территории континента проживали три развитые и древние цивилизации – ацтеки, инки и майя.

Ацтеки были самым многочисленным народом Мексики. Число ацтеков составляло почти полтора миллиона человек. Изначально ацтеки были кочевым племенем, которое охотилось на животных.

По легенде, в 12 веке они покинули свою мифическую родину — остров Астлан и, в конце концов, поселились у озера Тескоко. Здесь они освоили земледелие и построили город Теночтитлан. Благодаря завоеваниям правителей города, территория, на которой хозяевами были ацтеки, значительно расширилась. «Ацтеками» теперь стали называть всех носителей этой культуры. Вплоть до завоевания испанцами у ацтеков сохранялись свои традиции.

На воде, преимущественно, озерах, ацтеки сооружали искусственные островки для того, чтобы заниматься земледелием, выращивать множество различных культур. Достижения были высоки и в ремесленном деле. Также ацтеки умели делать пульке – алкогольный напиток молочного цвета, изготавливаемый из сока агавы.

Города ацтеков были четко поделены на прямоугольные участки, а народные собрания проходили, как у всех представителей древних цивилизаций на главной площади. Улицы в Теночтитлане заменяли каналы, потому что город был построен на участке земли в центре озера Тескоко. Сообщение с берегом осуществлялось при помощи дамб и мостов. Питьевая вода доставлялась в дома по водопроводам.

Самыми почитаемыми божествами у ацтеков были те, которые в той или иной степени оказывали влияние на урожай. Но самым чтимым был бог войны Уицилопочтли. Народ ацтеков верил в конец света, и для того, чтобы продлить 52-летний цикл нахождения солнца на небосклоне совершали человеческое жертвоприношение богу Уицилопочтли. Это был своеобразный религиозный обряд, жрец с помощью ножа рассекал жертве грудь и вырывал еще пульсирующее сердце окропляя кровью алтарь.

Пик развития культуры ацтеков пришелся на XIV — начало XVI вв. Главными архитектурными сооружениями являлись каменные пирамиды с усеченной вершиной. На этой вершине находился храм. Дома, где жили представители знати, облицовывались камнем. Было распространено увлечение скульптурой. Широко известны скульптуры голов из камня: «Воин-Орёл», «Голова мёртвого», «Печальный индеец». На некоторых строениях сохранились стенные росписи с изображениями божеств или воинов. Ацтеки умели делать различные украшения, мозаику, изготовляли вазы и керамику. Их культура была истреблена испанцами, во время их походов в 1519-1521 гг.

Культура ацтеков тесно связана с различными преданиями и легендами. Несмотря на то, что точно известно, где именно жили ацтеки, место, откуда они пришли, до сих пор остается загадкой. Существует легенда, что предки ацтеков появились в долине Анауак после долгого путешествия из Ацтлана.

Если верить легендам, в долине Анауак ацтеки слыли глупыми и нецивилизованными, но упорные представители этого народа стали учиться, и вскоре получили знания от всех народов, с которыми они жили. Народ, от которого они получили наибольшее количество информации, тольтеки, у ацтеков практически обожествлялись.

Традиции ацтеков, в основном, перенятые у других народов, однако мифы о сотворении мира и создании Тескатлипоки и Кетцалькоатля из их культуры никуда не исчезли.

Как и у многих империй Европы, империя ацтеков имела довольно пестрый этнический состав. Государство держалось больше на отлаженной системе налогообложения, а не на системе управления. Несмотря на большую дань, уровень жизни граждан завоеванных ацтеками городов только улучшался после их вторжения. Между городами была налажена отличная система коммуникаций. Дороги предназначались не для коней и телег, а для пеших путешествий. Благодаря хорошей системе контроля ходить из одного города в другой могли даже женщины, абсолютно не боясь за свою жизнь, а каждые десять-пятнадцать километров располагались самые первые мотели: с «кафе», «спальными местами» и, нередко, «ванными». По этим дорогам регулярно передвигались гонцы, передававшие ацтекам новости из разных городов.

Образование у ацтеков было на высоте. Дети до 14 лет учились дома. У народа существовал своеобразный устный кодекс моральных устоев ацтеков. Девочкам рекомендовалось следить за своей внешностью, однако при этом не переусердствовать с косметикой, а также во всем слушаться мужа и быть для него поддержкой в сложных жизненных ситуациях.

В 15 лет мальчики отправлялись в школу. Школы у ацтеков были двух типов. В школах первого типа юноши учились на торговцев и ремесленников, изучали историю, религию, военное дело. Все остальные школы воспитывали будущих вождей, жрецов, учителей. Некоторые источники утверждают, будто юноши имели право выбирать, в какие учебные заведения они хотят поступить.

Девушки же в школу не ходили. Читать и писать они не умели, зато мастерски овладевали домашним ремеслам и умели воспитывать детей. Одаренные дети пели и танцевали или же играли в мяч. Оба увлечения считались престижными для мальчиков и девочек.

В мяч играли не только дети, но и взрослые. Для этого они использовали большой мяч из резины. Кстати, испанское слово «уле» берет свое начало именно из этой игры, т.к. такой мяч у ацтеков носил название «олли».

Также у ацтеков существовали, так называемые, букмекерские конторы. Дело в том, что ацтеки обожали играть в мяч, а если не могли делать этого сами, ставили на команду. Поставить можно было все, что угодно: еду, богатство, наложниц и даже свободу! Тогда, в случае проигрыша ставки, человек становился рабом выигравшей команды.

По итогам ритуального матча совершалось жертвоприношение. Разные источники противоречат друг другу в том, кого же, все-таки, возносили на алтарь. Одни говорят, что жертвой становился лучший игрок команды победителей, по данным других источников игрок проигравшей команды.

Так или иначе, никто не знает, как это было на самом деле, и как в действительности жили ацтеки. Устои потомков ацтеков, живущих в наше время в центральной Мексике, мало похожи на те, что царили на этой земле в Средневековье. Как знать, может быть, совсем скоро откроются новые факты об этой удивительном и необычном народе.

salik.biz

Древняя цивилизация ацтеков

На языке науатль, родном языке ацтеков, слово «ацтек» означает буквально «некто из Ацтлана», мифического места, расположенного где-то на севере.

Сами ацтеки называли себя «мешина», или «теночка» и «атлальтелолька» - в зависимости от города происхождения (Теночтитлан, Тлателолько) Что касается происхождения слова «мешика» (mexica. От которого, собственно, и происходит слово «Мексика»), то высказываются весьма различные версии его этимологии: слово «Солнце» в языке науатль, имя вождя ацтеков Мешитли (Мекситли, Мекшитли), - тип водоросли, произростающей в озере Тескоко. Самый известный переводчик с языка науатль Мигель Леон-Портилья, утверждает, что это слово означает «середина луны». Самоназвание «теночки», возможно, происходит от имени Теноча – еще одного легендарного вождя.

Легенды и традиции

Согласно легенде, различные группы, которые впоследствии стали ацтеками пришли с севера «из места» называемого Ацтлан, и принадлежали к последнему из семи науатлаков (nahuatlaca, »говорящие на науатле», от слова «tlaca», означающего «человек»).

По легенде, Ацтеков вел бог Уицилопочтли, что означает «колибри левой стороны». Общеизвестна легенда об орле, сидевшем на кактусе, на острове посреди озера и поедавшем змею, — образ из пророчества, гласившего, что именно в таком месте должно основать новый дом. Эта сцена – орел, поедающий змею, — изображена на мексиканском флаге.

Итак, в 1256 г. Ацтеки остановились на скале, омываемой родником и окруженной зарослями ауэуете. Это был Чапультепек, тогда – лес. Перед ними простиралось озеро Тескоко.

К приходу ацтеков земли вокруг озера Тескоко давно были поделены между прибрежными городами-государствами. Признав верховную власть правителя города Аскопоцалько, ацтеки обосновались на двух небольших островах и построили Тлателолько (Тлалтелолько). Теночтитлан (город Теноча) был основан в 1325 году. Со временем он стал большим искусственным островом, теперь это место – центр Мехико.

Согласно легенде, когда ацтеки прибыли в долину Анауак местное население считало их самой нецивилизованной группой, но ацтеки решили учиться; и они взяли все знания, какие только могли, от других народов, — большей частью от древних Тольтеков (которых могли путать с более древней цивилизацией теотиукана). Для ацтеков тольтеки были создателями всей культуры, слово «тольтекайотль» было синонимом культуры. Легенды ацтеков отождествляют тольтеков и культ Кецтальтоакля с мифическим городом Толлан (современная Тула, штат Идальго, Мексика) который они также отождествляли с более древними теотиуканами.

Ацтеки переняли и совместили некоторые традиции со своими собственными; среди них и миф о сотворении мира, описывающий четыре великих эпохи, каждая из которых заканчивалась вселенской катастрофой. Наша эра – Науи–Оллин «пятая эпоха, пятое солнце или пятое сотворение», - которое избежало разрушения благодоря самопожертвованию бога Нанауатля, что значит «весь в ранах», самый малый и смиренный бог, страдавший от болей, вызванных тяжкой болезнью; он превратился в солнце. Этот миф связан с древним городом Теотиуканом (место превращения бога), который уже был, покинут и заброшен в те времена, когда в долину современного Мехико пришли ацтеки.

Другой миф описывает Землю как создание двух богов-близнецов – Тескатлипоки и Кецталькоатля. Тескатлипока потерял стопу при создании мира, поэтому изображается без стопы и обнаженной костью. В некоторых разновидностях культа Кетцалькоатля также называют белым Тескатлипокой.

Империя

Ацтекская империя, подобно большинству европейских империй, была весьма разнообразна этнически; это была скорее единая система сбора дани, нежели единая система управления.

Хотя города под властью ацтеков облагались большой данью, раскопки показывают устойчивый рост благосостояния простолюдинов после подчинения этих городов. Торговля велась даже с вражескими городами. Единственный народ, одержавший победу над ацтеками, пурепеча – был главным производителем медных топоров.

Основным управленческим вкладом ацтеков стала система коммуникаций между завоеванными городами. В Месоамерике не было тягловых животных и колесных транспортных средств, и дороги строились для передвижения пешком. Обычно строительство дорог было частью дани. За дорогами постоянно следили, так что даже женщины могли путешествовать в одиночку; путешественники могли отдохнуть, принять пищу и даже посетить уборную каждые 10-15 километров. Также по этим путям постоянно курсировали гонцы (пайнани), державшие ацтеков в курсе последних событий.

Создание империи ацтеков привело к одному из крупнейших демографических взрывов: население Месоамерики увеличилось с 10 до 15 миллионов человек.

Самого важного чиновника правительства Теночтитлана европейцы обычно называют ацтекским императором. С языка науатль титул императора Уэй Тлатоани – переводится примерно как «Великий Оратор» тлатоке (ораторы) являлись аристократией, высшим классом общества. Власть тлатоани росла с возвышением Теночтитлана. Ко времени правления Ауицотля титул «тлатоани» можно считать аналогом императорского, но, как и в Священной Римской Империи, он не передавался по наследству.

С 1397 по 1487 гг. империю возглавил Тлапаэлель (с науатля – «отважное сердце»). Он мог стать тлатоани, но предпочел остаться в тени циновки ягуара. Тлакоэлель был племянником тлатоани Ицкоатля и братом Чимальпопоки и Мотекусомы Ильукамина и носил титул «Сиуакоатль», то, что приказывалось Тлакоэлелем, осуществлялось как можно скорее. Это был жесткий реформатор; он создал новую структуру управления страной, приказал сжечь большинство ацтекских книг, утверждая, что все они лживы, и переписал историю ацтеков. Кроме того Тлакаэлель реформировал религию, поставив племенного бога Уицилопочтли на один уровень с древними богами Тлалоком, Тескатлипокой и Кетцалькоатлем. К его же подвигам относят введение обычая «цветочных войн» и установление постоянных человеческих жертвоприношений для того, чтобы Солнце продолжало двигаться по небу. Эти установления послужили скорейшему падению ацтекской империи во времена Конкисты и похода Кортеса.

К моменту Конкисты государство ацтеков занимало территорию от Мексиканского залива до Тихого океана, от устьев рек Бальсас и Панукодо до земель майя. Отдельные колонии существовали на землях современных Гватемалы, Перу, Колумбии и Венесуэлы. С другой стороны, город-государство Тласкала на севере долины Пуэбло не подчинялись ацтекам.

Структура классов

Традиционно общество разделялось на два социальных слоя, или класса: масеуалли (люди), или крестьянство, и пилли (знать). Изначально статус знати не передавался по наследству, хоть у сыновей пилли был лучший доступ к ресурсам и обучению, так что им было проще стать пилли. Со временем социальный статус стал наследоваться.

Подобным образом ацтекские воины становились пилли благодоря своим воинским достижениям. Только те, кто брал пленников в войне, могли стать постоянными воинами; и со временем воинская слава и награбленное в войне делали их пилли. Как только ацтекский воин захватывал четверо или пятеро пленников, его называли текиуа, и он мог получить ранг Орла или Ягуара, позже он мог получить ранг тлакатеккатль или тлакочкалькатль. Чтобы стать тлатоани, нужно было захватить хотя бы семерых пленных. Когда юноша достигал совершеннолетия, он не стригся до тех пор, пока не захватит своего первого пленника; иногда двое или трое объединялись для этого, тогда их называли ияк. Если после определенного времени – обычно трех битв – они не могли взять пленника, они становились масеуалли, считалось позором быть воином с длинными волосами, означающими отсутствие пленных; однако находились и такие, кто предпочитал быть масеуалли.

Богатая воинская добыча привела к появлению третьего класса, не являвшегося частью традиционного общества ацтеков: почтека (или торговцы). Их деятельность не была исключительно коммерческой; почтека также были хорошими лазутчиками. Воины их презирали, однако, так или иначе, отдавали им награбленное в обмен на одеяла, перья, рабов и другие товары.

В поздние годы империи понятие масеуалли изменилось. Было подсчитано, что только 20% населения занимались сельским хозяйством и производством продовольственных товаров. Система хозяйствования, называемая чинампа, была очень эффективна, она могла обеспечить продовольствием 190000 жителей. Также значительное количество продовольствия получалось в виде дани и благодоря торговле. Ацтеки были не только завоевателями, но и умелыми ремесленниками и предприимчивыми торговцами. Позже большинство масеуалли посвятили себя искусству и ремеслам, их работы были важным источником прибыли для города.

Раскопки некоторых ацтекских городов показывают, что большинство предметов роскоши было произведено в Теночтитлане. Необходимо больше исследований, чтобы установить, верно ли это для остальных районов, но если торговля была так важна для ацтекского хозяйства, как это представляется, это может объяснить возвышение почтека как влиятельного класса.

Рабство

Рабы, или «тлакотин» также составляли важный класс, отличавшийся от военнопленных. Это рабство также сильно отличалось от того, что наблюдалось в европейских колониях и имело много общего с рабством классической древности. Во-первых, рабство было личным, не передаваемым по наследству, дети раба были свободны. У раба могла быть личная собственность, и даже собственные рабы. Рабы могли купить собственную свободу, и рабы могли быть свободными, если они были способны доказать, что с ними жестоко обращались, или у них были дети от хозяев, или они были замужем за своими владельцами.

Обычно при смерти владельца те рабы, чья работа высоко ценилась, освобождались. Остальные рабы передавались как часть наследства.

Другой, весьма поразительный способ освобождения раба был описан Мануэлем Ороско-и-Берра: если на базаре раб мог избежать пристального наблюдения хозяина, выбежать за стены рынка и наступить на человеческие экскременты, он мог представить свое дело судьям, которые освобождали его. Затем бывшего раба мыли, давали ему или ей новую одежду (чтобы он или она не носили одежду, принадлежавшую бывшему хозяину) и объявляли свободным.

В полную противоположность порядкам в европейских колониях, человека могли объявить рабом, если он пытался предотвратить побег раба (если только он не был родственником хозяина), никто не пытался помогать, владельцу поймать раба. Также раба нельзя было продать без его согласия, кроме случаев, когда власти квалифицировали раба как непослушного. (Непослушность определялась по лени, попыткам побега и плохому поведению). Непослушных рабов заставляли носить деревянные шейные кандалы с обручами сзади. Кандалы были не просто знаком вины; их устройство усложняло побег в толпе или в узких проходах.

При покупке закованного в кандалы раба покупателю сообщали, сколько раз этого раба перепродавали. Раба, проданного четырежды как непослушного, могли продать на жертвоприношение; такие рабы продавались за более высокую цену.

Однако если закованный раб представлялся в королевском дворце или храме, он получал свободу.

Ацтек мог стать рабом в качестве наказания. Приговоренного к смерти убийцу могли отдать в рабы вдове убитого по ее желанию. Отец мог продать сына в рабство, если власть объявляла сына непослушным. Должников, не платящих долги, так же могли продать в рабство.

Кроме того, ацтеки могли продавать как рабов сами себя. Они могли оставаться свободными достаточно долго, чтобы насладиться ценою своей свободы, — около года, — после чего шли к новому хозяину. Обычно, это было уделом неудачливых игроков и старых «ауини» - куртизанок или проституток.

Развлечения и игры

Несмотря на то, что можно было пить «пульке», (сброженный напиток с невысоким содержанием алкоголя), ацтекам запрещалось напиваться до достижения шестидесятилетнего возраста; нарушение этого запрета каралось смертью.

Как и в современной Мексике, ацтеки были страстными игроками в мяч, но в их случае это был «тлачтли», ацтекский вариант древней месоамериканской игры «улама». В эту игру играли цельным резиновым мячом размером с человеческую голову. Мяч называли «олли», откуда происходит испанское «уле», означающее резину.

По другим данным мяч был каменным, а игра в него отличалась необычайной жестокостью – вес мяча был настолько велик, что было большой проблемой закинуть его в специальное кольцо, расположенное достаточно высоко, не причинив себе физических повреждений.

Участника игры, попавшего мячом в кольцо, приносили в жертву.

Ритуальная игра в мяч оканчивалась жертвоприношением лучшего игрока или капитана команды победителей. (По другим источникам в жертву приносили капитана и игроков проигравшей команды).

Жертвоприношение участника забившего «гол» являлось большой честью как для него самого, так и для всей его семьи. Участники, которые не проявляли достаточно ловкости во время игры, оставались жить, но вместе со своими семьями низвергались к самой низшей социальной прослойке общества.

Обучение

До четырнадцати лет обучение детей было в руках их родителей. Существовало устное предание (набор устных наставлений), называемый уэуэтлатолли («пословицы стариков») которое передавало морально-этические идеалы ацтеков.

Существовали реплики, и поговорки на каждый случай, были слова для приветствия рождения и слова прощания при смерти.

Юноши шли в школу с 15-ти лет. Существовало два типа образовательных учреждений. В тепочкалли обучали истории, религии, военному искусству, а также торговле и ремеслу (крестьянскому или мастеровому). В кальмеках, куда в основном ходили сыновья пилли, сосредотачивались на обучении лидеров (тлактоков), жрецов, ученых-учителей и писцов. Они обучались ритуалам, грамоте, летосчислению, поэзии и, как и в тепочкалли, боевым искусствам.

Ацтекские учителя предлагали спартанский режим обучения – холодные бани утром, тяжелая работа, физические наказания, кровопускания шипами и испытания на выносливость – с целью формировать мужественный народ.

Девушек обучали домашнему ремеслу и воспитанию детей, их не учили читать и писать.

Для одаренных детей существовали две основные возможности: одних отправляли в дом песен и танцев, а других – в дом игры в мяч. Оба рода занятий имели высокий статус.

Питание

Ацтеки создали искусственные острова, или чинампы, на озере Тнскоко; на этих островах выращивали зерновые и садовые культуры. Основными продуктами питания ацтеков были маис (кукуруза) бобы и тыквенные. Чинампа были очень эффективны и давали до семи урожаев в год, на основе текущих урожаев чинампа собирали продовольствия на 180000 человек. Много говорилось о недостатке белков в питании ацтеков как довод в поддержку теории существования у них каннибализма, но эти утверждения малодоказательны: сочетание маиса и бобов дает необходимую норму важнейших аминокислот, что снимает проблему недостатка белков. Более того, у ацтеков было большое разнообразие другой пищи: они ловили акоцилов, маленьких креветок, изобилующих в озере Тескоко, собирали водоросль спирулину, богатую флавопротеинами, которая использовалась в разных видах выпечки; также они употребляли в пищу насекомых: сверчков, червей, муравьев и личинок. В насекомых содержится больше белков, чем в мясе, и по сей день, они являются деликатесами в некоторых районах Мексики. Ацтеки содержали домашних животных вроде индейки и ицкуинтли (порода мясных собак), хотя обычно мясо этих животных предназначалось для особых случаев – ситуаций выражения благодарности и уважения. Еще одним источником мяса была охота – лани, кабаны, утки…

На мое мнение если у ацтеков существовал каннибализм, то, скорее всего не от недостатка белка или мяса, а скорее из каких либо религиозных соображений и традиций, например, способ показать и почувствовать силу величия и превосходства над другими людьми.

Ацтеки широко использовали агаву; из нее получали еду, сахар, напитки (пульке) и волокна для веревок и одежды. Хлопок и драгоценности были доступны только для элиты. Подчиненные города выплачивали ежегодную дань в виде предметов роскоши (например, перьев и богато украшенных костюмов).

После испанского завоевания некоторые пищевые культуры, - например, амарант, - оказались под запретом, что привело к сокращению пищевого рациона и хроническому недоеданию жителей.

Поэзия

Поэзия была единственным достойным занятием ацтекского воина в мирное время. Несмотря на потрясение эпохи, некоторое число поэтических произведений, собранных во времена Конкисты, дошло до нас. Для нескольких десятков поэтических текстов даже известны имена авторов, например Несауалько-йотль и Куакуцин. Мигель Леон-Портилья, наиболее известный переводчик с науатля, сообщает, что именно в стихах мы можем найти истинные намерения мысли ацтеков, независимо от «официального» мировозрения.

В подвальном этаже Великого Храма находится «Дом Орлов» где в мирное время ацтекские военноначальники могли выпить пенящегося шоколада, покурить хороших сигар и посоревноваться в поэзии.

Стихи сопровождались игрой на ударных инструментах. Одна из наиболее распространенных тем стихов «жизнь – реальность или сон?» и возможность встречи с Создателем. Ацтеки любили драму, однако ацтекский вариант этого вида искусства было бы трудно назвать театром. Наиболее известные жанры – представления с музыкой и акробатическими выступлениями и представления о богах.

Воинственность ацтеков

Никто из других народов так не стремился к воинской славе, как ацтеки. Самой почетной считалась смерть в сражении или на жертвенном камне. Воины, погибшие в бою, жертвы, а также женщины, умершие во время родов, могли надеется на самый высокий почет в загробном мире; почти все другие, несмотря на социальное положение, были вынуждены четыре года скитаться по подземелью, прежде чем достичь низшего уровня потустороннего царства, которое ацтеки называли Землей мертвых, или «нашим общим домом».

Одной из причин воинственности была религия. Каждую ночь повторяется борьба Солнца с Луной и звездами, и если Уицилопочтли проиграет сражение, то жизнь обречена на гибель в темноте. Силы божества должны восстанавливаться каждый день и согласно представлениям ацтеков для этого как нельзя лучше подходит человеческая кровь, которую они называли «драгоцейнейшей водой».

Ученые не единогласны в подсчетах, сколько людей ацтеки убивали ежегодно, но скорее всего по всей империи в жертву приносили около 20000 человек.

В мире враждующих государств очень много можно было добиться исключительно воинским мастерством, и ацтеки прекрасно это поняли. По сведениям из кодексов, сообщениям испанцев и результатам археологических раскопок, в Месоамерике так и не появилось никаких развитых орудий ведения войны. Исход битвы зависел исключительно от мастерства отдельных воинов. В таких условиях победителем станет тот, кто добьется двух целей – упрочения воинской организации и повышения морального духа бойцов. Вся ацтекская культура была построена так, чтобы максимально обеспечить достижение этих целей.

Есть особая логика в стремлении ацтеков к военным успехам. Примечательно, что ацтеки почти не пытались покорить завоеванные народности. Они не строили крепостей и не оставляли гарнизонов в тылу врагов.

Вместо этого они стремились напугать другие города-государства этого региона: только страх возмездия поддерживал поступления дани. Любой намек на то, что ацтеки больше не являются непобедимыми, вызвал бы немедленное восстание, тем и воспользовались испанцы, которым помогали местные жители, желавшие свергнуть угнетателей.

Однако ацтекская военная машина была безотказной и настолько разработанной, насколько позволял уровень развития общества. Вся энергия государства была направленна на увеличение военной мощи. С 20 лет любой здоровый мужчина мог быть призван на военную компанию, которая регулярно начиналась осенью, после сбора урожая и окончания летних дождей. Кроме того, были и профессиональные воины из числа знати и простолюдинов, отличившихся на поле боя. Никаких других обязанностей они не выполняли, а содержались в основном за счет дани с завоеванных городов.

Сражения представляли собой в основном беспорядочную и яростную рукопашную, где каждому предоставлялось много возможностей отличиться. По героизму они более напоминали сражения гомеровской Греции, нежели европейские вооруженные маневры того времени. Обычно бой начинался с обстрела из луков и пращей. Потом сходились войска, выстроившиеся длинной шеренгой, стрелял дротиками из атлалей. В авангарде шли бывалые ветераны, которые и вступали в рукопашную схватку с противником.

Целью военных действий было заставить покоренные народности признать господство ацтеков и платить им дань. К 1519 г. Подобная участь постигла около 370 городов, и размеры дани, поставляемой в Теночтитлан ежегодно, были грандиозны. Дань включала в себя 7000 т. Зерна, 4000 т. Бобов, 2 млн. хлопковых плащей вместе с меньшим числом военных доспехов, щитов и головных уборов из перьев.

В ходе раскопок Великого храма, было обнаружено множество предметов роскоши, большинство из которых попало к ацтекам в качестве дани, поскольку они не встречаются в долине Мехико.



biofile.ru

Цивилизация Ацтеков

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

Цивилизация Ацтеков.

Студента подготовительного факультета,

группы ЮЮ-74,

Щербакова Алексея Вячеславовича

Преподаватель: Савичева Елена

Михайловна

Москва1997год

СОДЕРЖАНИЕ

ИЗ ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ АМЕРИКИ

1. АЦТЕКИ

2. ПИСЬМЕННОСТЬ АЦТЕКОВ

3. ЦАРСТВО АЦТЕКОВ

4. АЦТЕКСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

5. ЯЗЫК АЦТЕКОВ

6.РЕЗЮМЕ

ЛИТЕРАТУРА

ИЗ ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ АМЕРИКИ.

Континент Америка с периода его открытия и до сих пор хранит

в себе множество загадок. До завоевания континента европейцами -

это была самобытная сплоченность нескольких культур.

Ученые углубленно занимаются изучением трех, наиболее ярких,

цивилизаций, история которых насчитывает сотни лет - это древние

цивилизации ацтеков, инков и майя.

Каждая из этих цивилизаций оставила для нас множество свиде-

тельств своего существования, по которым мы можем судить об эпохе

их расцвета и о внезапном упадке или частичном исчезновении вооб-

ще.

Каждая культура несет в себе изученный и еще изучаемый ог-

ромный культурный пласт, выраженный в творениях архитектуры, сви-

детельствах письменности, в останках ремесленного искусства, а

также в дошедшем до нас языке.

Сталкиваясь каждый раз с древней культурой Латинской Америки

и не редко с современной, мы находим много интересного в ней и

еще больше неразгаданного и окруженного ореолом мистики. Чего

стоит один миф о сказочной стране "El dorado". Многие фрагменты

далекой эпохи существования цивилизаций инков, ацтеков и майя, к

сожалению, навсегда утрачены, но остается многое с чем мы не-

посредственно соприкасаемся, но оно также дает нам пути к разгад-

ке многого, порой необъяснимого, нам, современным людям, относи-

тельно искусства в целом тех далеких миров.

Проблема изучения этих древних культур до недавних пор зак-

лючалась в "закрытости для глаз и умов ученых всего мира" самой

Лат. Америки. С большими препятствиями и интервалами в перерывах

велись и ведутся работы, связанные с раскопками и поисками архи-

тектурных сокровищ. Только в последнее время, за исключением ли-

тературных сведений, расширен доступ к территориям и местам, свя-

занных с обитанием на них древних племен и народов.

Люди, побывавшие там и рассказывающие об увиденном, кажутся

переполненными самыми необычными впечатлениями от пережитого и

увиденного. Они с упоением рассказывают о местах, где, якобы,

когда-то совершались религиозные обряды, о древних индейских хра-

мах, о многом, чего мы не могли бы себе ясно представить, не уви-

дев на яву. Слушая их, представляешь и понимаешь все величие и

ценность памятников древних цивилизаций, они несут с собой по-

истине огромный слой информации, необходимой для осознания и пра-

вильного восприятия бытия наших предков и в целом истории разви-

тия человечества .

В обобщение трех культур хотелось бы дать общий, подчеркива-

ющий их своеобразие, словесный портрет каждой.Среди древних циви-

лизаций Америки можно выделить ацтеков, майя и инков. Корни этих

великих цивилизаций теряются в глубине веков. Многое остается не-

известным о них, но известно, что они достигли высокого уровня

развития. Майя, ацтеки и инки имели огромные достижения в астро-

номии, медицине, математике, архитектуре и строении дорог. Майя

имели очень точный календарь, хотя и не располагали телескопами и

другими специальными устройствами для наблюдения за небом. Кален-

дари ацтеков и инков очень похожи, между тем, на календарь майя .

Ацтеки были народом очень воинственным, который в XIII веке

обитал в долине Анауак, где сейчас находится город Мехико, терри-

тория которой была впоследствии расширена в результате длительных

завоевательных войн и превращена в основную политическую зону Те-

ночтитлан, столицу ацтекского государства, численность населения

которого была 60000 человек до начала "конкисты".

Имели ацтеки обширные знания в области астрономии, которые

унаследовали от более древних культур. Цивилизация ацтеков насле-

довала также архитектуру пирамид, скульптуру и живопись.Ацтеки

добывали и обрабатывали золото, серебро, уголь. Они построили

множество дорог и мостов.

У ацтеков было развито искусство танца и множество видов

спорта; театр и поэзия.Ониэ имели игру в мяч очень похожую на се-

годняшний баскетбол. И, согласно легенде, капитану команды, кото-

рая однажды проиграла, отрубили голову.

У ацтеков было очень хорошо поставлено образование, препода-

вались такие дисциплины, как: религия, астрономия, история зако-

нов, медицина, музыка и искусство войны.

Государство инков достигло своего апогея в XY веке. Его

население насчитывало более 12 миллонов человек. Религия инков

имела культ бога Солнца, согласно которому они назначали своих

императоров. Общество не строилось на основах демократии, так как

делилось на классы. Народ должен был заниматься сельских хо-

зяйством или ремеслами и был обязан обрабатывать земли. Торговля

была развита плохо. Столица империи инков имела коммуникации со

всей территорией империи посредством великолепных мостов и дорог.

(Собственный перевод с испанского языка фрагмента из книги "Куль-

тура индейцев" стр. 5 - 6).

Далее предметом моего более подробного рассмотрения станет

цивилизация ацтеков. Я не просто так остановил свой выбор на ац-

теках, так как меня заинтересовал тот факт, что их культура сох-

ранилась до сих пор и многочисленные племена ацтеков живут в наше

время, обитая на своих исконных землях.

1. АЦТЕКИ.

Ацтеки наиболее многочисленный индейский народ Мексики.

Численность около 1,3 млн.человек (на 1977 г.). Язык - науатль.

Большинство ацтеков - сельскохозяйственные и промышленные рабо-

чие, лишь небольшая часть их сохранила старый хозяйственный ук-

лад. Первоначально ацтеки - бродячее охотничье племя. История его

начинается с ухода во второй половине 12 века с мифической праро-

дины - остров Астлан ("место цапель" - отсюда название племени;

второе название ацтеков - теночки). После долгих скитаний ацтек и

поселились на озеро Тескоко, перешли к земледелию и основали око-

ло 1325 г. город Теночтитлан (современный Мехико), ставший цент-

ром государства. Название ацтеки стало применяться ко всем носи-

телям ацтекской культуры. В результате многочисленных завоева-

тельных походов правителей Теночтитлана ацтекская культура расп-

ространилась далеко пределы долины Мехико.

У ацтеков Теночтитлана,вплоть до испанского завоевания сох-

ранялись старые племенные традиции, в том числе деление на 4

фратрии и 20 родов с выборными должностными лицами. На высшие

должности избирались члены одной семьи, существовало рабство, с

подвластных городов взималась дань. На озерах ацтеки развили ори-

гинальные приемы земледелия - сооружение искусственных островков

("плавучие сады" - чинампа). Болота осушались с помощью сети ка-

налов. Ацтеки выращивали несколько сортов кукурузы и бобов, ка-

бачки, тыкву, томаты, зеленый и красный перец, маслиничные куль-

туры, хлопчатник. Из сока агавы изготовлялся опьяняющий напиток

пульке. Ремесла (обработка камня и дерева, гончарное дело, тка-

чество) отделились от земледелия и достигли высокого развития.

Орудия делались из камня, главным образом из обсидиана. Металл

(медь, золото) шел на изготовление украшений.

Города имели правильную планировку, связанную отчасти с

разделом земли между родами на прямоугольные участки. Центральная

площадь служила местом народных собраний. В Теночтитлане вместо

улиц были каналы с пешеходными дорожками по сторонам - город был

построен на острове посреди озеро Тескоко и соединен с берегом

многочисленными дамбами и мостами. Питьевая вода подавалась по ак-

ведукам. Более всего почитались божества ветра, дождя и посевов

связанные с земледелием, а также бог войны. Большое распростране-

ние у ацтеков имел ритуал человеческих жертвоприношений богу Уи-

цилопочтли.

Культура ацтеков впитала в себя богатые традиции народов,

живших на территории Центральной Мексики, главным образом, толь-

теков, миштеков и других. У ацтеков были развиты медицина и аст-

рономия, имелись зачатки письменности. Искусство их переживало

расцвет в 14 - начале 16 вв. Основными монументальными сооружени-

ями были четырехгранные каменные пирамиды с храмом или дворцом на

усеченной вершине (пирамида в Тенаюке к Северу от Мехико). Дома

знати строились из адобов и облицовывались камнем или штукатури-

лись; помещения распологались вокруг внутреннего двора. Стены

культовых зданий украшались рельефами, росписями,узорной кладкой.

Монументальная культовая скульптура - статуи божеств, орнаменти-

рованные алтари - поражает грандиозностью, тяжеловестностью (ста-

туя богини Коатликуэ высотой 2,5 м). Знаменит так называемый "Ка-

мень Солнца". Всемирно известны реалистические каменные скуль-

mirznanii.com

Цивилизация Ацтеки. Особенности ее культуры

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТОЛЬЯТТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Реферат по курсу «Культурология»

На тему: «Цивилизация Ацтеки. Особенности ее культуры»

студента 3-го курса

специальности «Финансы и кредит»

факультета «Управление и финансы»

Масютенко Ильи Валерьевича

Тольятти 2002 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 3

Актуальность изучения культуры древних народов. 3

История ацтеков. 5

Скитания ацтеков. 5

Создание империи. 6

Образ жизни ацтеков. 6

Образование. 8

Завоевательные войны и управление империей. 8

Религия. 9

Календарь ацтеков. 10

Заключение. 11

Список используемой литературы. 13

Введение.

«Ацтеки — название народов, населявших долину Мехико незадолго до испанского завоевания Мексики в 1521. Этот этноним объединяет многие племенные группы, которые говорили на языке науатль и обнаруживали черты культурной общности, хотя имели свои собственные города-государства и царские династии. Среди этих племен главенствующее положение занимали теночки, и “ацтеками” иногда называли только этот последний народ. Под ацтеками также имеют в виду могущественный тройственный союз, созданный теночками Теночтитлана, аколуа Тескоко и тепанеками Тлакопана, установившими свое господство в Центральной и Южной Мексике в период с 1430 по 1521.»[1]

Ацтекские города-государства возникли на обширном горном плато под названием “долина Мехико”, где теперь расположена столица Мексики. Эта плодородная долина площадью ок. 6500 кв. км простирается приблизительно на 50 км в длину и ширину. Она лежит на высоте 2300 м над у.м. и со всех сторон окружена горами вулканического происхождения, достигающими в высоту 5000 м. Во времена ацтеков своеобразие ландшафту придавала цепь соединяющихся озер с самым обширным из них — озером Тескоко. Озера питались горными стоками и ручьями, и периодические наводнения создавали постоянные проблемы для населения, жившего на их берегах. Вместе с тем озера давали питьевую воду, создавали среду обитания рыб, водоплавающих птиц и млекопитающих, а лодки служили удобным средством передвижения.

Тройственный союз подчинил своей власти огромную территорию от северных областей нынешней Мексики до границ Гватемалы, включавшую разнообразные ландшафты и природные зоны — относительно засушливые районы севера долины Мехико, горные ущелья нынешних штатов Оахака и Герреро, Тихоокеанские горные хребты, прибрежные равнины Мексиканского залива, буйные влажные тропические леса полуострова Юкатан. Тем самым ацтеки получили доступ к разнообразным природным ресурсам, которых не было в местах их первоначального проживания.

Обитатели долины Мехико и некоторых других ареалов (например, тлашкаланцы, жившие на территории нынешних штатов Пуэбла и Тласкала) говорили на диалектах языка науатль (букв. “благозвучие”, “складная речь”). Он был принят как второй язык у ацтекских данников и стал языком-посредником почти во всей Мексике в колониальный период (1521–1821). Следы этого языка обнаруживаются в многочисленных топонимах типа Акапулько или Оахака. По некоторым оценкам, ок. 1,3 млн. человек до сих пор говорят на языке науатль или его варианте науат, чаще называемом “мехикано”. Этот язык входит в семью макронауа юто-ацтекской ветви, распространенной от Канады до Центральной Америки и включающей около 30 родственных языков.

Актуальность изучения культуры древних народов

Континент Америка с периода его открытия и до сих пор хранит в себе множество загадок. До завоевания континента европейцами - это была самобытная сплоченность нескольких культур. Ученые углубленно занимаются изучением трех, наиболее ярких, цивилизаций, история которых насчитывает сотни лет - это древние цивилизации ацтеков, инков и майя.

Каждая из этих цивилизаций оставила для нас множество свидетельств своего существования, по которым мы можем судить об эпохе их расцвета и о внезапном упадке или частичном исчезновении вообще.

Каждая культура несет в себе изученный и еще изучаемый огромный культурный пласт, выраженный в творениях архитектуры, свидетельствах письменности, в останках ремесленного искусства, а также в дошедшем до нас языке. Сталкиваясь каждый раз с древней культурой Латинской Америки и не редко с современной, мы находим много интересного в ней и еще больше неразгаданного и окруженного ореолом мистики. Чего стоит один миф о сказочной стране "Eldorado". Многие фрагменты далекой эпохи существования цивилизаций инков, ацтеков и майя, к сожалению, навсегда утрачены, но остается многое, с чем мы непосредственно соприкасаемся, но оно также дает нам пути к разгадке многого, порой необъяснимого, нам, современным людям, относительно искусства в целом тех далеких миров.

Проблема изучения этих древних культур до недавних пор заключалась в "закрытости для глаз и умов ученых всего мира" самой Латинской Америки. С большими препятствиями и интервалами в перерывах велись и ведутся работы, связанные с раскопками и поисками архитектурных сокровищ. Только в последнее время, за исключением литературных сведений, расширен доступ к территориям и местам, связанных с обитанием на них древних племен и народов.

Предметом моего более подробного рассмотрения станет цивилизация ацтеков. Я останавливаю свой выбор на ацтеках, так как меня заинтересовал тот факт, что их культура сохранилась до сих пор и многочисленные племена ацтеков живут в наше время, обитая на своих исконных землях.

И все-таки стоит глубоко задуматься над тем, кто такие ацтеки? Опираясь на то, что ученые мира не могут дать ясный ответ на многие явления этой древней цивилизации, а главное, не могут дать объяснение уровню ее развития в те времена. На самом деле удивительно то, что в эпоху, когда Европа только мечтала о многих открытиях в области разных наук, там, на Американском континенте, уже существовали такие цивилизации, которые давно уже перешагнули через барьер многих научных достижений и развивались гораздо более быстрыми темпами, чем это делала Европа. Примечателен и тот факт, что в мире древних цивилизаций Америки первобытность нравов граничила с необычайной осведомленностью во множестве наук, появление многих из которых в обществе такого типа вообще не укладывалось в сознании умов тогдашних европейцев, да впрочем, и сейчас нам еще сложнее понять этот парадокс древних цивилизаций.

Актуальность этой темы возникает сама собой потому, что человека всегда движет чувство недостаточности знаний, и он никогда не остановится в исследовании различных явлений, если осталось хоть одна капля непонятного. Видимо такова природа человеческого разума.

История ацтеков.

Исторический фон .

Культура ацтеков была последним звеном в длинной цепи развитых цивилизаций, процветавших и приходивших в упадок в доколумбовой Месоамерике. Самая древняя из них, культура ольмеков, развивалась на побережье Мексиканского залива в 14—3 вв. до н.э. Ольмеки подготовили почву для формирования последующих цивилизаций, поэтому эпоху их существования называют предклассической. Они имели развитую мифологию с обширным пантеоном богов, воздвигали массивные каменные сооружения, были искусны в резьбе по камню и гончарном ремесле. Их общество отличалось иерархичностью и узкой профессионализацией; последнее проявлялось, в частности, в том, что религиозными, управленческими и хозяйственными вопросами занимались специально обученные люди («Народы Америки» т.2, стр. 28).

Эти черты ольмекского общества получили дальнейшее развитие в последующих цивилизациях. Во влажных тропических лесах юга Месоамерики на сравнительно краткий исторический срок пышно расцвела цивилизация майя, оставившая после себя обширные города и множество великолепных произведений искусства. Приблизительно в то же время похожая цивилизация классической эпохи возникла в долине Мехико, в Теотиуакане — огромном городе площадью в 26—28 кв. км и с населением до 100 тыс. человек.

В начале 7 в. Теотиуакан был разрушен в ходе войны. На смену ему пришла культура тольтеков, расцвет которой приходится на 9–12 вв. Тольтекская и прочие позднеклассические цивилизации (включая ацтекскую) продолжали тенденции, заложенные в предклассическую и классическую эпохи. Избытки сельскохозяйственной продукции способствовали росту населения и городов, богатство и власть все больше концентрировались в верхних слоях общества, что привело к формированию наследственных династий правителей городов-государств. Усложнялись религиозные обряды, основанные на политеизме. Возникли обширные профессиональные прослойки людей, занятых интеллектуальным трудом и торговлей, а торговля и завоевательные походы распространяли данную культуру на обширную территорию и приводили к образованию империй.

Скитания ацтеков.

Название “ацтеки” (букв. “люди Астлана”) напоминает о легендарной прародине племени теночков, откуда они совершили многотрудное путешествие в долину Мехико. Ацтеки были одним из многих бродячих или полуоседлых племен чичимеков, которые мигрировали из пустынных районов северной Мексики (или даже более отдаленных) в плодородные сельскохозяйственные области Центральной Мексики.

«Мифологические и исторические источники указывают, что скитания теночков заняли более 200 лет с начала или середины 12 в. до 1325. Покинув остров Астлан (“Место Цапель”), теночки дошли до Чикомостока (“Семь пещер”), мифической отправной точки странствий многих бродячих племен, в том числе тлашкаланцев, тепанеков, шочимилько и чалько, каждое из которых когда-то отправилось из Чикомостока в длительное путешествие на юг, в долину Мехико и близлежащие долины»[2] .

Теночки последними ушли из Семи Пещер, ведомые главным божеством своего племени, Уицилопочтли (“Колибри левой стороны”). Их путешествие не было плавным и непрерывным, поскольку время от времени они надолго останавливались, чтобы возвести храм или разрешить с помощью оружия внутриплеменные раздоры. Родственные племена теночков, уже обосновавшиеся в долине Мехико, встретили их со смешанными чувствами. С одной стороны, они были желанны как храбрые воины, которых воюющие между собой города-государства могли использовать в качестве наемников. С другой стороны, их порицали за жестокие обряды и обычаи. Первое святилище теночки воздвигли на холме Чапультепек (“Холм Кузнечика”), затем переходили из одного города в другой, пока в 1325 не выбрали для поселения два островка на озере Тескоко.

mirznanii.com

Цивилизация Ацтеков

страница 1

Цивилизация Ацтеков.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 ИЗ ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ АМЕРИКИ  

АЦТЕКИ  

ПИСЬМЕННОСТЬ АЦТЕКОВ

ЦАРСТВО АЦТЕКОВ

АЦТЕКСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

ЯЗЫК АЦТЕКОВ

РЕЗЮМЕ  

ЛИТЕРАТУРА  

 

ИЗ ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ АМЕРИКИ.

Континент Америка с периода его открытия и до сих пор хранит в себе множество загадок. До завоевания континента европейцами это была самобытная сплоченность нескольких культур.

Ученые углубленно занимаются изучением трех, наиболее ярких, цивилизаций, история которых насчитывает сотни лет - это древние цивилизации ацтеков, инков и майя.

Каждая из этих цивилизаций оставила для нас множество свидетельств своего существования, по которым мы можем судить об эпохе их расцвета и о внезапном упадке или частичном исчезновении вообще.

Каждая культура несет в себе изученный и еще изучаемый огромный культурный пласт, выраженный в творениях архитектуры, свидетельствах письменности, в останках ремесленного искусства, а также в дошедшем до нас языке.

Сталкиваясь каждый раз с древней культурой Латинской Америки и не редко с современной, мы находим много интересного в ней и еще больше неразгаданного и окруженного ореолом мистики. Чего стоит один миф о сказочной стране "El dorado". Многие фрагменты далекой эпохи существования цивилизаций инков, ацтеков и майя, к сожалению, навсегда утрачены, но остается многое, с чем мы непосредственно соприкасаемся, но оно также дает нам пути к разгадке многого, порой необъяснимого, нам, современным людям, относительно искусства в целом тех далеких миров.

Проблема изучения этих древних культур до недавних пор заключалась в "закрытости для глаз и умов ученых всего мира" самой Лат. Америки. С большими препятствиями и интервалами в перерывах велись и ведутся работы, связанные с раскопками и поисками архитектурных сокровищ. Только в последнее время, за исключением литературных сведений, расширен доступ к территориям и местам, связанных с обитанием на них древних племен и народов.

Люди, побывавшие там и рассказывающие об увиденном, кажутся переполненными самыми необычными впечатлениями от пережитого и увиденного. Они с упоением рассказывают о местах, где, якобы, когда-то совершались религиозные обряды, о древних индейских храмах, о многом, чего мы не могли бы себе ясно представить, не увидев наяву. Слушая их, представляешь и понимаешь все величие и ценность памятников древних цивилизаций, они несут с собой поистине огромный слой информации, необходимой для осознания и правильного восприятия бытия наших предков и в целом истории развития человечества.

В обобщение трех культур хотелось бы дать общий, подчеркивающий их своеобразие, словесный портрет каждой. Среди древних цивилизаций Америки можно выделить ацтеков, майя и инков. Корни этих великих цивилизаций теряются в глубине веков. Многое остается неизвестным о них, но известно, что они достигли высокого уровня развития. Майя, ацтеки и инки имели огромные достижения в астрономии, медицине, математике, архитектуре и строении дорог. Майя имели очень точный календарь, хотя и не располагали телескопами и другими специальными устройствами для наблюдения за небом. Календари ацтеков и инков очень похожи, между тем, на календарь майя.

Ацтеки были народом очень воинственным, который в XIII веке обитал в долине Анауак, где сейчас находится город Мехико, территория которой была впоследствии расширена в результате длительных завоевательных войн и превращена в основную политическую зону Теночтитлан, столицу ацтекского государства, численность населения которого была 60000 человек до начала "конкисты".

Имели ацтеки обширные знания в области астрономии, которые унаследовали от более древних культур. Цивилизация ацтеков наследовала также архитектуру пирамид, скульптуру и живопись. Ацтеки добывали и обрабатывали золото, серебро, уголь. Они построили множество дорог и мостов.

У ацтеков было развито искусство танца и множество видов спорта; театр и поэзия. Ониэ имели игру в мяч очень похожую на сегодняшний баскетбол. И, согласно легенде, капитану команды, которая однажды проиграла, отрубили голову.

У ацтеков было очень хорошо поставлено образование, преподавались такие дисциплины, как: религия, астрономия, история законов, медицина, музыка и искусство войны.

Государство инков достигло своего апогея в XY веке. Его население насчитывало более 12 миллионов человек. Религия инков имела культ бога Солнца, согласно которому они назначали своих императоров. Общество не строилось на основах демократии, так как делилось на классы. Народ должен был заниматься сельским хозяйством или ремеслами и был обязан обрабатывать земли. Торговля была развита плохо. Столица империи инков имела коммуникации со всей территорией империи посредством великолепных мостов и дорог.

(Собственный перевод с испанского языка фрагмента из книги "Культура индейцев" стр. 5 - 6) .

Далее предметом моего более подробного рассмотрения станет цивилизация ацтеков. Я не просто так остановил свой выбор на ацтеках, так как меня заинтересовал тот факт, что их культура сохранилась до сих пор и многочисленные племена ацтеков живут в наше время, обитая на своих исконных землях.

  1. АЦТЕКИ.

Ацтеки наиболее многочисленный индейский народ Мексики.

Численность около 1,3 млн. человек (на 1977 г.) . Язык - науатль.

Большинство ацтеков - сельскохозяйственные и промышленные рабочие, лишь небольшая часть их сохранила старый хозяйственный уклад. Первоначально ацтеки бродячее охотничье племя. История его начинается с ухода во второй половине 12 века с мифической прародины - остров Астлан ("место цапель" - отсюда название племени; второе название ацтеков - теночки) . После долгих скитаний ацтеки поселились на озеро Тескоко, перешли к земледелию и основали около 1325 г. город Теночтитлан (современный Мехико) , ставший центром государства. Название ацтеки стало применяться ко всем носителям ацтекской культуры. В результате многочисленных завоевательных походов правителей Теночтитлана ацтекская культура распространилась далеко пределы долины Мехико.

У ацтеков Теночтитлана, вплоть до испанского завоевания сохранялись старые племенные традиции, в том числе деление на 4 фратрии и 20 родов с выборными должностными лицами. На высшие должности избирались члены одной семьи, существовало рабство, с подвластных городов взималась дань. На озерах ацтеки развили оригинальные приемы земледелия - сооружение искусственных островков ("плавучие сады" - чинампа) . Болота осушались с помощью сети каналов. Ацтеки выращивали несколько сортов кукурузы и бобов, кабачки, тыкву, томаты, зеленый и красный перец, маслиничные культуры, хлопчатник. Из сока агавы изготовлялся опьяняющий напиток пульке. Ремесла (обработка камня и дерева, гончарное дело, ткачество) отделились от земледелия и достигли высокого развития.

Орудия делались из камня, главным образом из обсидиана. Металл (медь, золото) шел на изготовление украшений.

Города имели правильную планировку, связанную отчасти с разделом земли между родами на прямоугольные участки. Центральная площадь служила местом народных собраний. В Теночтитлане вместо улиц были каналы с пешеходными дорожками по сторонам - город был построен на острове посреди озеро Тескоко и соединен с берегом многочисленными дамбами и мостами. Питьевая вода подавалась по акведукам. Более всего почитались божества ветра, дождя и посевов связанные с земледелием, а также бог войны. Большое распространение у ацтеков имел ритуал человеческих жертвоприношений богу Уицилопочтли.

Культура ацтеков впитала в себя богатые традиции народов, живших на территории Центральной Мексики, главным образом, тольтеков, миштеков и других. У ацтеков были развиты медицина и астрономия, имелись зачатки письменности. Искусство их переживало расцвет в 14 - начале 16 вв. Основными монументальными сооружениями были четырехгранные каменные пирамиды с храмом или дворцом на усеченной вершине (пирамида в Тенаюке к Северу от Мехико) . Дома знати строились из адобов и облицовывались камнем или штукатури лись; помещения распологались вокруг внутреннего двора. Стены культовых зданий украшались рельефами, росписями, узорной кладкой.

Монументальная культовая скульптура - статуи божеств, орнаментированные алтари - поражает грандиозностью, тяжеловестностью (статуя богини Коатликуэ высотой 2,5 м) . Знаменит так называемый "Камень Солнца". Всемирно известны реалистические каменные скульптурные изображения голов: "Воин-Орел", "Голова мертвого", "Печальный индеец". Особенно выразительны небольшие каменные или керамические фигурки рабов, детей, животных или насекомых. На ряде архитектурных памятников сохранились остатки стенных росписей с изображениями божеств или шествующих воинов. Ацтеки мастерски выполняли украшения из перьев, полихромную керамику, мозаику из камня и раковин, вазы из обсидиана, тончайшие ювелирные изделия.

Богатая и самобытная культура ацтеков была уничтожена в результате испанского завоевания 1519-21 г. г.

  2. ПИСЬМЕННОСТЬ АЦТЕКОВ.

Пиктографическое письмо с элементами иероглифики, которым пользовались ацтеки, известно с 14 века. Материалом для письма служили кожа или бумажные полоски, складывавшиеся в виде ширмы.

Определенной системы расположения пиктограмм не существовало: они могли следовать и горизонтально и вертикально, и методом бустрофедон (противоположное направление соседних "строк", т.е. серий пиктограмм) . Основные системы ацтекской письменности: знаки для передачи фонетического облика слова, для чего использовался так называемый ребусный метод (например, для написания имени Itzcoatl изображалась стрела itz-tli над змеей coatl) ; знаки иероглифического характера, передающие определенные понятия; собственно фонетические знаки, особенно для передачи звучания аффиксов. К моменту испанского завоевания, прервавшего процесс развития ацтекской письменности, все эти системы существовали параллельно, их употребление не было упорядочено.

  3. ЦАРСТВО АЦТЕКОВ.

Государственное образование ацтеков в Мексике в 14 - начале 16 вв с центром в г. Теночтитлан (современный Мехико) до 1348 находилось в зависимости от правителей г. Кулуакан в 1348-1427 г. г.

- от "тиранов" г. Ацкапоцалько. В конце 20-х годов 15 века правитель ацтеков Ицкоатль возглавил "союз трех городов" Теночтитлана, Тескоко, Тлакопана(Такуба) и нанес поражение правителям Ацкопоцалько. В результате завоевательных войн, которые вели Ицкоатль и его преемники (Моктесума I Гневный, правил в Ауицотль 1440-1469 г. г. ; Ашаякатль 1469-1486 г. г. ; Ауицотль 1486-1503 г. г.) , в состав Ацтекского царства вошла не только долина реки Мехико, но и вся Центральная Мексика. Наивысшего расцвета Ацтекское царство достигло при Моктесуме II (1503-1519 г. г.) . В 15 -нач. 16 вв. было значительно развито рабство. Главный правитель Ацтекского царства (тлакатекутли) формально являлся выборным вождем, фактически же его власть была наследственной. Формирование основных классов общества не было завершено (положение члена общества определялось его принадлежностью не только к классу, но и к касте, которых в Ацтекском царстве насчитывалось свыше 10) . К 1521 году Ацтекское царство было завоевано испанцами.

 4. АЦТЕКСКИЙ КАЛЕНДАРЬ Камень Солнца (Piedra del Sol) . "Ацтекский календарь", памятник ацтекской скульптуры 15 века, представляет собой базальтовый диск (диаметр 3,66 м, вес 24 т) с резными изображениями, обозначающими годы и дни. В центральной части диска изображен лик бога Солнца Тонатиу. В Камне Солнца нашли символическое скульптурное воплощение представления ацтеков о времени. Камень Солнца найден в 1790 в г. Мехико, а сейчас хранится в музее антропологии (рис 3) .

Ацтекский календарь (calendario azteca) - система летоисчисления у ацтеков, имел черты, сходные с календарем майя. Основу ацтекского календаря составлял 52-летний цикл - сочетание 260-дневной ритуальной последовательности (так называемого священного периода или тональпоуалли) , состоявшей из комбинации недельного (13 дней) и месячного (20 дней, обозначались иероглифами и числами) циклов, с солнечным или 365-дневным годом (18-20-дневных месяцев и 5 так называемых несчастливых дней) . Ацтекский календарь был тесно связан с религиозным культом. Каждая неделя, дни месяца, часы дня и ночи были посвящены различным божествам.

Большое ритуальное значение имел обряд "нового огня", совершающийся по истечении 52-летних циклов.

5. ЯЗЫК АЦТЕКОВ.

Язык науатль (nahuatl) входит в семью макронауа юто-ацтекской ветви таньо-ацтекской филии. Существуют и другие классификации (например, американский ученый Н. Мак-Куаун включает язык ацтеков в коранскую подгруппу юто-ацтекской ветви) . Распространен в Мексике (предположительно с 6 века) , число говорящих около 1,3 млн на 1977 год. С 14 века известна письменность, с 16 века - на основе латинской графики.

В грамматической структуре ацтекского языка отмечаются черты агглютинации и умеренного полисинтетизма. Формы словоизменения и словообразования образуются: путем присоединения аффиксов, главным образом суффиксов, к неизменяемому корню, например: icxatl "овца", icxacame "овцы" (tl - суффикс немаркированной формы существительного) ; редупликацией (удвоением) начального слога корня: teotl - "бог", teteotl - "боги"; позиционно: tepostli - "железо", mecatl "цепь", teposmecatl - "железная цепь"; объединением целых слов в едином словокомплексе: totolin - "курица", tell"камень", axcalli- "хлеб", totoltetl- " яйцо", totoltetlaxcalli"яичница" (буквально курица-камень-хлеб) . Для выражения пространственных и временных отношений широко используются послеслоги.

Фонологическая система ацтекского языка обнаруживает черты так называемого тихоокеанского типа: вокализм развит относительно слабо (i: e: a: o) , для консонантизма характерно противопоставление нелабиализованных лабиализированных задних (k: k) , наличие аффрикат (c, c, te) и гортанной смычки (?) . В ацтекском языке самая богатая в юто-ацтекской семье серия взрывных согласных. Современный ацтекский язык испытал большое влияние испанского языка, особенно в лексике. Ацтекский язык используется в начальной школе, на нем издаются учебники, специальная литература для чтения (хрестоматии, сборники фольклора и др) .

  6. Р Е З Ю М Е

В заключении проделанной работы по изучению народа ацтеков хотелось бы дать оценку раскрытого материала и показать сохраняющуюся актуальность данной темы. Изучая ацтеков и их культуру, становится понятным и видимым богатство их традиций и монолитность накопленного ими опыта за период своего существования.

И все-таки стоит глубоко задуматься над тем, кто такие ацтеки? Опираясь на то, что ученые мира не могут дать ясный ответ на многие явления этой древней цивилизации, а главное, не могут дать объяснение уровню ее развития в те времена. На самом деле удивительно то, что в эпоху, когда Европа только мечтала о многих открытиях в области разных наук, там, на Американском континенте, уже существовали такие цивилизации, которые давно уже перешагнули через барьер многих научных достижений и развивались гораздо более быстрыми темпами, чем это делала Европа. Примечателен и тот факт, что в мире древних цивилизаций Америки первобытность нравов граничила с необычайной осведомленностью во множестве наук, появление многих из которых в обществе такого типа вообще не укладывалось в сознании умов тогдашних европейцев, да впрочем и сейчас нам еще сложнее понять этот парадокс древних цивилизаций.

Актуальность этой темы возникает сама собой потому, что человека всегда движет чувство недостаточности знаний, и он никогда не остановится в исследовании различных явлений, если осталось хоть одна капля непонятного. Видимо такова природа человеческого разума.

Недостаточность реальных свидетельств и объяснений тех или иных явлений древней культуры сама собой порождает все новые и новые исследовательские поиски в сторону предмета изучения, ведь иначе и быть не может. Мне бы, в свою очередь, хотелось подчеркнуть актуальность того, что я, достаточно долго соприкасаясь с культурой испаноговорящих стран, постепенно начинаю познавать истоки возникновения этой культуры и ее исторической трансформации. Для меня стало интересным понять существование многих слов местного происхождения, употребляемых в разговорной речи и литературе наряду с чистыми языковыми формами. Особенно интересно разнообразие диалектов и его корней в истории. Порой своеобразие диалектов напрямую связано с древним языком, превалировавшим на данной территории в период ее освоения колонизаторами, но этим занимается другая очень интересная наука - лингвистика.

Древняя цивилизация Америки остается кладовой знаний для всех областей научного мира. Этнографы находят для себя массу мало изученных или не изученных вообще племен и народов, проживающих в труднодоступных районах бассейна реки Амазонка. Историки и археологи посредством археологических находок и других свидетельств открывают для себя и для мира неизвестные эпизоды истории древнего мира Америки. Свидетельством этого может служить факт внимания ученых и паломничества туристов в города Мачу-Пикчу и Куско, древнюю столицу империи инков.

 

Литература.

1. Народы Америки т. 2, М., 1959

2. Вайян Дж., История ацтеков, пер. с англ., М., 1949

3. Кинжалов Р. В. Искусство древней Америки, М., 1962

4. Латинская Америка: энциклопедический справочник, т. I - М., Советская энциклопедия, 1979

5. Максаковский В. П., Географическая карта мира: 230 "каналов углубления" к курсу "Экономическая и социальная география мира", Ярославль, 1995

 страница 1 скачать файл

Смотрите также:

Цивилизация Ацтеков 106.44kb. 1 стр.

Артефакты Ацтеков 40.48kb. 1 стр.

Архитектура древних цивилизаций америки 61.73kb. 1 стр.

moglobi.ru

Ацтеки – древняя ацтекская цивилизация. Религия ацтеков, боги ацтеков, их ритуалы и обычаи.

Ацтекская Цивилизация - ацтеки, государство древних ацтеков.

Большинство ученых и историков полагают, что цивилизация древних ацтеков занимала территории современной Аризоны, Нью-Мехико, Невады, и Колорадо. История данной цивилизации (ацтекская цивилизация) берет свое начало в конце 12-ого столетия, во время миграции на территории центральной Мексики. Современные мексиканцы имеют смешанную кровь испанских и местных родословных, они являются потомками ацтеков и других местных народов той эпохи, располагавшихся на территории центральной Америки. Продвинутая и преуспевающая ацтекская цивилизация c красивыми и сложными городами, вот какое представление складывается у современного человека об этой древней цивилизации.

Ацтеки, их цивилизация

На пике своего развития население ацтеков насчитывало приблизительно 15 миллионов человек, которые жили почти в 500 сообществах. Ацтеки были культурно развиты в музыке, искусстве, ремесле, и науках. Музыка играла важную роль в ацтекских религиозных ритуалах, музыка служила переходным моментом между человеком и богами в ритуале поклонения. Приблизительно 10% всего населения жило в столице ацтекской цивилизации, в городе Tenochtitlan. В этом прославленном городе во главе всего стояло правительство, управляющее всеми аспектами городской жизни, оно выполняло судебные функции, управляло сельским хозяйством, и распоряжалось экономикой государства.

Ацтекская культура – Экономика ацтекского государства.

Ранняя экономика государства ацтеков была построена на бартерной системе, причиной тому являлось предкапиталистическое общество. Незначительные торговые сделки заключались только при покупке бобов какао, импортированных из низменностей. На рынках страны, которые развивала ацтекская культура, маленький кролик стоил около 30 бобов, яйцо стоило 3 боба, в то время как большие закупки ткани могли обойтись купцу от 65 до 300 какао бобов. У развитой империи ацтеков было тщательно продуманное иерархическое общество, которое состояло из четырех классов (сословий).

1. Дворяне (Знать) (наивысшая ступень в классовой системе, обладающая властью, правящее сословие.), 

2. Простой человек ацтекской культуры (большая часть населения, в основном фермеры), 

3. Рабы (работающие на земле дворян), 

4. Рабы (в число рабов входили пленники и обязанные(люди не способные оплатить свою свободу).

Ацтеки, их города и культура

Правящие сословия, которые формировала ацтекская культура, такие как дворянство и крестьяне, наделенные властью, обычно передавались по наследству, однако в число и тех и других можно было попасть через образцовое служение императору, среди рабов данный вид повышений получил широкое распространение.

Ацтекская империя - Жизнь и Религия ацтеков.

Религия ацтеков была построена на богатых церемониях и жертвоприношения богам. Ацтеки поклонялись сотням богов и богинь; каждый бог представлял различный аспект жизни. Проектирование одежды, главным образом для высших сословий, занимало важную часть ацтекской жизни как культурной, так и обыденной. Обычно изготовлением одежды для религии ацтеков и просто для жизни занимались женщины, одежду богато украшали бусинками, цветами и драгоценными металлами. Золото являлось основным драг металлом в ацтекском государстве. Религия ацтеков часто пользовалась золотом. Фактически, золотые запаси центральной Америки являлись основной причиной испанской оккупации ( Походы Кортеса на Мексику в 1519 году).

Церемонии ацтеков поклонения богам были важным атрибутом посевных в течение сельскохозяйственных сезонов, дабы гарантировать хорошие урожаи проводились ритуалы, не уступающие королевским пирам и коронациям. Во время этих церемоний проводились ритуалы жертвоприношения, многие из жертв были военными заключенными или детьми. Ацтеки, как диктовала религия ацтеков, верили, что человеческие сердца и кровь давали силу богам и успокаивали их, когда они были сердиты. Строились целые храмы для ритуалов жертвоприношения. Ацтеки верили во многих богов, которым они ежедневно отдавали дань. Считается, около 250 тысяч человек ежегодно жертвовалось богам в ацтекском государстве. 

По материалам: Лунные дни 2013.

Опубликовано 12 Авг 2010 в категории Ацтеков

Обсудить на форуме

mayax.ru


Смотрите также