Древних афин суд. Право Древней Греции. Суд, его органы и процесс в Древних Афинах.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Афинское право. Судебно-правовая система Древней Греции. Древних афин суд


20 Суд и процесс в древних Афинах.

Изначально базилевс судил суд самостоятельно (иногда с пом. Совета старейшин) затем часть судебных полномочий была передана Ареопагу (Верховный Суд), затем с течением времени появлялись фесмофеты, гелиэя, тиранна (третейский суд). Т.е. судебные функции постепенно переходили от царя к народу. Во времена расцвета Афинской демократии система судебных инстанций была следующей:

Ареопаг. Судил умышленные убийства, нанесение тяжких ран и увечий, поджоги и отравления.

Эфеты. Коллегия из 51 человека. Ведала делами о непредумышленных убийствах, наемных убийцах, убийствах ра­бов и метэков.

Фесмофеты. Коллегия из 6 архонтов и одного секретаря. Указывали, какой комиссии гелиэи и где заседать, судили законы, если они противоречили основным законам Афин, надзирали за магистратами и т.д.

Гелиэя (суд присяжных) - одна из главных судебных ин­станций Афин. Заседала каждый день в составе 10 судебных присутствий по 501 члену. Избирались жре­бием архонтами и фесмофетами из числа граждан по филам. Гелиастом мог стать гражданин, которому исполнилось 30 лет, если он не лишен чести и не является должником государ­ства.

Полномочия – обширны. Через коллегию номофетов отменяла ста­рые и принимала новые законы. Су­д второй инстанции по отношению к решениям магистратов. Рассматривали апелляции, устанав­ливали более строгое наказание за преступление по делам, рассматриваемым магистратом.

Диэтеты (мировые судьи). Точное количество диэтетов не известно. Дизтетом или мировым судьей мог быть гражданин Афин, дос­тигший 60-летнего возраста. Отказываться от должности диэтета было нельзя. Диэтеты разбирали иски свыше 10 драхм. Суть этого суда состоит в примирении сторон. Решение диэтетов можно было обжаловать.

Судьи по демам в составе 40 человек , по 4 от каждой фи­лы. Разбирали иски ценой ниже 10 драхм, судом второй ин­станции по отношению к ним были диэтеты.

Коллегия одинадцати - подсудны дела разбойников, ночных воров, карманных воров, осуществляла надзор за тюрьмами и за исполнением приговоров.

Коллегия исагогов в составе 5 человек, которая под председательством архонта-эпонима рас­сматривала: "дела о приданом, когда обязанный вернуть его, не отдает... когда человек, заняв деньги под процент в одну драхму, не платит долга... когда кто-нибудь, желая открыть мастерскую на площади, займет у другого средства на обзаведение. Дела об оскорблениях, об обще­ствах, товариществах, о рабах и вьючных животных..." и т.д.

Специальные суды: морские, торговые, промышленные.

Большинство магистратов в целом может с успехом претендовать на роль судебного органа, так как они совмещали в своем лице судебные и административные полно­мочия.

УЧЕНИЕ ОБ ИСКАХ

Правом на иск (dike) в Афинах обладал только совершенно­летний гражданин. За метэков в начале это делал их простат, впоследствии метэки стали это делать сами. Иск мог быть подан только лично, представительство не допускалось.

Наиболее общими видами исков были иски частные и публичные (защита общих интересов). Изначально в письменной форме подавались некоторые публичные, а позднее все виды исков. Публичный процесс требовал объявления о нем народу, частный такой публикации не требовал. По публичным искам истцу не полагалось никакого возна­граждения, кроме морального удовлетворения от сознания ис­полненного гражданского долга. Частный иск предполагал материальную выгоду. От частного иска в отличие от публично­го, истец мог отказаться в любую минуту. Предъявление публич­ного иска не требовало уплаты судебной пошлины, тогда как процесс по частному иску не начинался без ее уплаты. Частные иски могли быть направлены против личности и иски о вещах.

СУДЕБНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Неформальные доказательства, например, атмосферное явление, истолкованное мантиками. Но фор­мальным Божьим Судом это не являлось.

Свидетельские показания (до IV в. до Р.Х. - устные, потом письменные, зачитывались в суде). Свидетелями не могли быть: лицо заинтересован­ное, недееспособное, лишенное прав, свидетель по слухам (не очевидец), женщина и дети. Допускались свидетельства со слов умерших, заочные показания от находящихся за грани­цей лиц, метэков и рабов (под пыткой). В качестве свидетельства можно было рассмотреть широко известный факт, знакомый суду. Лжесвидетельства наказывались.

Документы. Законы, дого­воры, завещания и т.п. акты.

Клятва и пытка – только как подтверждение основных доказательств - свидетельств и доку­ментов.

ВИДЫ ПРОЦЕССОВ (krisis)

Процесс и его стадии зависели от вида судебной инстанции, где рассматривался иск.

Суд в Ареопаге. В могилу убитого его ближай­ший агнат втыкал копье в знак предстоящего мщения. Дело передавалось на предварительное рассмотрение архонту-басилевсу. 3 месяца - следствие. На 4-й месяц ар­хонт определял, какому суду подлежит убийца - Ареопагу или эфетам.

Ареопаг рассматривал дело в течение 3 дней на от­крытом воздухе и ночью. Обвиняемый при произнесении речи стоял на "камне обиды", обвинитель - "камне непрощения". В каждую ночь произносилась речь обвинения и защиты. После первой ночи обвиняемый мог беспрепятственно удалиться в добровольное пожизненное изгнание, после 2-й ночи уже не мог. На 3-й день судьи по приглашению архонта-басилевса голосовали решение. Если подавалось равное количе­ство голосов "за" и "против", обвиняемый считался оправдан­ным.

Суд в Гелиэе. Процесс начинался с вызова (в присутствии двух свидетелей) ответчика к тому магистрату, кото­рый имел право на предварительное рассмотрение иска. В случае отка­за явиться ответчик проигрывал дело. В установленный день истец и ответчик прибывали к маги­страту, истец платил пошлину в зависимости от цены иска.

По получении иска магистрат проводил предварительное следствие (анакрисис), выяснялись все обстоятельства дела, приводились доказательства, опрашивали истца и ответчика, их ответы фиксировались. Доказатель­ства складывались в особые сосуды и опечатывались. Стороны могли договориться во время этой стадии о перенесении их дела к диэтетам. Запрещалось за­тягивать время анакрисиса (вчинение встречного иска, оспаривание юрисдикции, и т.п.).

День заседания гелиэи для окончательного рассмотрения дела определялся жребием. Окончательное заседание суда начиналось с зачитывания иска и возражений на него ответчика. Истцу и ответчику - право выступить (по частным искам – 1 вы­ступление, по публичным – 2). По окончании прений глашатай суда предлагал сторонам обжаловать действия друг друга. Затем судьи без обсуждения приступали к голосованию. Дело выиграно, если за него подавалось большинство голосов, при = голосов ответчик считался оправданным. Если в законе не указана санкция по этому делу, судьи по вынесении решения определяли ее - обычно следовали за санкцией, которую предлагал истец (обвинитель

studfiles.net

22. Судебная система Древних Афин.

С древнейших времен каждый член общины разбирался со своим обидчиком сам. Его контролировали лишь в том, что касалось его работы, а личная жизнь никого не интересовала. Человеческая жизнь в то время не имела большой ценности, на обиду люди отвечали собственной расправой. За убийство мстили убийством: если не могли достать самого обидчика, то старались убить кого-нибудь из его близких родственников. Только в том случае, если силы обеих сторон были одинаковы и если люди не хотели драться, они искали посредника. Им мог стать базилевс или его приближенный, а так же уважаемые в округе старики. Тогда устраивался суд. Судьи садились полукругом на гладких камнях и звали обоих поссорившихся. Сами судившиеся платили судьям за их суд. Чтобы не было обмана и судья не боялся, что сделает свое дело даром, наперед на глазах у всех выкладывалось золото, которое должно было пойти судьям в награду. Позднее был образован суд эфетов, который перенял у ареопага дела о неумышленных убийствах. Эфеты в числе 51 человека избирались исключительно из знати. В зависимости от характера преступления они судили в различных помещениях. В Палладионе они судили по делам о неосторожном убийстве и о покушении на убийство. Виновные в этих преступлениях временно изгонялись из Аттики, а имущество их конфисковывалось.

24. Пелопонесская война: причины, ход и итоги.

Пелопонне́сская война́ (431—404 до н. э. ) — военный конфликт в Древней Греции, в котором участвовали, с одной стороны, Афины и их держава, и Пелопоннесский союз под предводительством Спарты с другой. Между Афинами и Спартой давно существовали противоречия. Афины представляли собой демократию, тогда как в Спарте власть находилась в руках олигархии. В полисах, входивших с ними в союз, обе стороны старались утвердить аналогичный собственному государственный строй. Кроме того, политические противоречия усугублялись принадлежностью к различным народностям: так, афиняне были ионийцами, тогда как спартанцы и, в свою очередь, их союзники — в основном дорийцами. Пелопоннесская война делится историками на два периода. В первый период («Архидамова война» ) спартанцы предпринимали регулярные вторжения в Аттику, в то время как Афины использовали своё преимущество на море для рейдов на побережье Пелопоннеса и подавления любых признаков недовольства в своей державе. Этот период закончился в 421 году до н. э. с подписанием Никиева мира. Договор, однако, был вскоре нарушен возобновившимися стычками в Пелопоннесе. Спарта, получив внушительную поддержку от Персии, построила значительный флот. Это позволило ей оказать помощь зависимым от Афин государствам в Эгейском море и в Ионии, подрывая мощь Афинской державы и окончательно лишая Афины превосходства на море. Уничтожение афинского флота при Эгоспотамах (405 г. до н. э. ) не оставило афинянам шансов на продолжение войны, и в следующем году Афины сдались.

26. Древний Рим в период принципата

Период империи начинается с возвышения Августа (27 г. до н.э. — 14 г. н.э.) и заканчивается разграблением Рима варвара¬ми и смещением последнего императора в 476 г. Период принципата характеризуется неспешным преобразованием властных функций верховного правителя при формальном сохранении прежних учреждений. Институт принцепса был изве¬стен еще в царский период и означал влиятельное лицо либо в общине , либо среди лиц, перечисленных в списке сенаторов.

Первый император Окта¬виан Август использовал этот термин и титул в значении "первый гражданин Римского государства".

Государственный строй периода принципата иногда называют республиканской монархией либо республиканской империей. Первые принцепсы сде¬лали свои полномочия пожизненными и стремились к совмещению нескольких высших магистратур одновременно. Принцепс становился одновременно консулом, цензором, народным трибуном и первосвященником. Наибольшую автономию сохраняла в этот период должность претора, сочетавшего административные функции с полномочия¬ми уголовной юрисдикции. При Адриане личный Совет возглавлял начальник императорской гвардии, который сочетал верховные судебные полномочия с верховным командованием. Сенатские провинции фактически имели двойное подчинение — сенату и императору.

studfiles.net

Право Древней Греции. Суд, его органы и процесс в Древних Афинах.

Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО

100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:

Узнать стоимость работы

Древнейшим источником афинского права являлся естественный обычай. Обычное право впервые было записано в 621 г. до н.э. при архонте Драконте. В начале VI в. до н.э. и позже одним из основных источников гражданского права было законодательство Солона. В V-IV в. до н.э. все большее значение приобретает закон, т. е. постановление народного собрания.

В Афинах сравнительно высокого уровня достигла частная собственность, хотя она и носила на себе следы своего происхождения из коллективной общинной собственности. В интересах общества в целом частная собственность ограничивалась. Это выражалось в том, что на собственников государством налагались значительные повинности. Практиковались частные конфискации имущества.

Энергично защищалась собственность на раба, который, как и везде, считался "говорящим орудием", не имевшим даже собственного имени, а только кличку.

О широкой свободе распоряжения собственностью и владением свидетельствует наличие разного вида сделок: договора товарищества, купли-продажи, найма, ссуды, займа, личного найма и подряда, поклажи и т. д. В одном из законов говорилось: "Каждый может отдать свое имущество любому гражданину, если он не лишился рассудка, не выжил из ума от старости или не попал под влияние женщины".

Семейное право. Брак считался разновидностью договора купли-продажи, причем невеста рассматривалась как объект сделки. Вступление в брак считалось обязательным, уклонение от женитьбы расценивалось как забвение культа предков. К холостякам относились как к больным. Нарушение супружеской верности не имело для мужа юридических последствий. Супругу разрешалось иметь в своем доме наложницу. После отца господином женщины был муж. Женщина не могла от собственного имени заключать сделки. Застигнув на месте преступления любовника жены, оскорбленный супруг мог безнаказанно убить его.

Разрешался брак между дядей и племянницей, братом и сестрой. Последнее считалось проявлением уважения к обычаям старины. При наличии сыновей дочь не получала наследства. Власть домовладыки была весьма значительной. Отец при малейшей непочтительности к себе со стороны детей мог лишить их наследства.

Уголовное право. В уголовном праве заметны пережитки родового строя. В ряде случаев признавалась кровная месть. Дела об убийстве, как правило, возбуждались родственниками. За убийство можно было откупиться. Обвинение могло носить характер частного или публичного. Афинскому уголовному праву были известны следующие виды преступлений:

* Государственные преступления (государственная измена, оскорбление богов, обман народа, внесение в народное собрание противозаконных предложений, ложный донос по делам о политических преступлениях).

* Преступления против личности. Помимо убийств, сюда следует отнести: причинение увечья, нанесение побоев, клевету, оскорбление.

* Преступления против семьи (дурное обращение детей с престарелыми родителями, опекуна с сиротами, родственников с дочерьми-наследницами).

* Имущественные преступления. При краже, если таковая совершалась ночью, преступника дозволялось убить на месте преступления.

В числе наказаний встречались:

* смертная казнь;

* продажа в рабство;

* телесное наказание;

* лишение свободы;

* штрафы;

* конфискация;

* атимия, т. е. бесчестье (лишение некоторых, либо всех гражданских прав).

Изначально базилевс судил суд самостоятельно (иногда с помощью Совета старейшин) затем часть судебных полномочий была передана Ареопагу (Верховный Суд), затем с течением времени появлялись фесмофеты, гелиэя, тиранна (третейский суд). Т.е. судебные функции постепенно переходили от царя к народу. Во времена расцвета Афинской демократии система судебных инстанций была следующей:

Ареопаг. Судил умышленные убийства, нанесение тяжких ран и увечий, поджоги и отравления.

Эфеты. Коллегия из 51 человека. Ведала делами о непредумышленных убийствах, наемных убийцах, убийствах рабов и метэков.

Фесмофеты. Коллегия из 6 архонтов и одного секретаря. Указывали, какой комиссии гелиэи и где заседать, судили законы, если они противоречили основным законам Афин, надзирали за магистратами и т.д.

Гелиэя (суд присяжных) - одна из главных судебных инстанций Афин. Заседала каждый день в составе 10 судебных присутствий по 501 члену. Избирались жребием архонтами и фесмофетами из числа граждан по филам. Гелиастом мог стать гражданин, которому исполнилось 30 лет, если он не лишен чести и не является должником государства.

Полномочия – обширны. Через коллегию номофетов отменяла старые и принимала новые законы. Суд второй инстанции по отношению к решениям магистратов. Рассматривали апелляции, устанавливали более строгое наказание за преступление по делам, рассматриваемым магистратом.

Диэтеты (мировые судьи). Точное количество диэтетов не известно. Дизтетом или мировым судьей мог быть гражданин Афин, достигший 60-летнего возраста. Отказываться от должности диэтета было нельзя. Диэтеты разбирали иски свыше 10 драхм. Суть этого суда состоит в примирении сторон. Решение диэтетов можно было обжаловать.

Коллегия одинадцати - подсудны дела разбойников, ночных воров, карманных воров, осуществляла надзор за тюрьмами и за исполнением приговоров.

Коллегия исагогов в составе 5 человек, которая под председательством архонта-эпонима рас-сматривала: "дела о приданом, когда обязанный вернуть его, не отдает... когда человек, заняв деньги под процент в одну драхму, не платит долга... когда кто-нибудь, желая открыть мастерскую на площади, займет у другого средства на обзаведение. Дела об оскорблениях, об обществах, товариществах, о рабах и вьючных животных..." и т.д.

Специальные суды: морские, торговые, промышленные.

Большинство магистратов в целом может с успехом претендовать на роль судебного органа, так как они совмещали в своем лице судебные и административные полномочия.

Правом на иск (dike) в Афинах обладал только совершеннолетний гражданин. За метэков в начале это делал их простат, впоследствии метэки стали это делать сами. Иск мог быть подан только лично, представительство не допускалось.

Неформальные доказательства, например, атмосферное явление, истолкованное мантиками. Но формальным Божьим Судом это не являлось.

Процесс и его стадии зависели от вида судебной инстанции, где рассматривался иск.

Суд в Ареопаге. В могилу убитого его ближайший агнат втыкал копье в знак предстоящего мщения. Дело передавалось на предварительное рассмотрение архонту-басилевсу. 3 месяца - следствие. На 4-й месяц архонт определял, какому суду подлежит убийца - Ареопагу или эфетам.

Ареопаг рассматривал дело в течение 3 дней на открытом воздухе и ночью. Обвняемый при произнесении речи стоял на "камне обиды", обвинитель - "камне непрощения". В каждую ночь произносилась речь обвинения и защиты. После первой ночи обвиняемый мог беспрепятственно удалиться в добровольное пожизненное изгнание, после 2-й ночи уже не мог. На 3-й день судьи по приглашению архонта-басилевса голосовали решение. Если подавалось равное количество голосов "за" и "против", обвиняемый считался оправданным.

Суд в Гелиэе. Процесс начинался с вызова (в присутствии двух свидетелей) ответчика к тому магистрату, который имел право на предварительное рассмотрение иска. В случае отказа явиться ответчик проигрывал дело. В установленный день истец и ответчик прибывали к магистрату, истец платил пошлину в зависимости от цены иска.

По получении иска магистрат проводил предварительное следствие (анакрисис), выяснялись все обстоятельства дела, приводились доказательства, опрашивали истца и ответчика, их ответы фиксировались. Доказательства складывались в особые сосуды и опечатывались. Стороны могли договориться во время этой стадии о перенесении их дела к диэтетам. Запрещалось затягивать время анакрисиса (вчинение встречного иска, оспаривание юрисдикции, и т.п.).

students-library.com

Суд и процесс в древних Афинах. — КиберПедия

 

Изначально базилевс судил суд самостоятельно (иногда с пом. Совета старейшин) затем часть судебных полномочий была передана Ареопагу (Верховный Суд), затем с течением времени появлялись фесмофеты, гелиэя, тиранна (третейский суд). Т.е. судебные функции постепенно переходили от царя к народу. Во времена расцвета Афинской демократии система судебных инстанций была следующей:

Ареопаг. Судил умышленные убийства, нанесение тяжких ран и увечий, поджоги и отравления.

Эфеты. Коллегия из 51 человека. Ведала делами о непредумышленных убийствах, наемных убийцах, убийствах ра­бов и метэков.

Фесмофеты. Коллегия из 6 архонтов и одного секретаря. Указывали, какой комиссии гелиэи и где заседать, судили законы, если они противоречили основным законам Афин, надзирали за магистратами и т.д.

Гелиэя(суд присяжных) - одна из главных судебных ин­станций Афин. Заседала каждый день в составе 10 судебных присутствий по 501 члену. Избирались жре­бием архонтами и фесмофетами из числа граждан по филам. Гелиастом мог стать гражданин, которому исполнилось 30 лет, если он не лишен чести и не является должником государ­ства.

Полномочия – обширны. Через коллегию номофетов отменяла ста­рые и принимала новые законы. Су­д второй инстанции по отношению к решениям магистратов. Рассматривали апелляции, устанав­ливали более строгое наказание за преступление по делам, рассматриваемым магистратом.

Диэтеты (мировые судьи). Точное количество диэтетов не известно. Дизтетом или мировым судьей мог быть гражданин Афин, дос­тигший 60-летнего возраста. Отказываться от должности диэтета было нельзя. Диэтеты разбирали иски свыше 10 драхм. Суть этого суда состоит в примирении сторон. Решение диэтетов можно было обжаловать.

Судьи по демам в составе 40 человек , по 4 от каждой фи­лы. Разбирали иски ценой ниже 10 драхм, судом второй ин­станции по отношению к ним были диэтеты.

Коллегия одинадцати -подсудны дела разбойников, ночных воров, карманных воров, осуществляла надзор за тюрьмами и за исполнением приговоров.

Коллегия исагоговв составе 5 человек, которая под председательством архонта-эпонима рас­сматривала: "дела о приданом, когда обязанный вернуть его, не отдает... когда человек, заняв деньги под процент в одну драхму, не платит долга... когда кто-нибудь, желая открыть мастерскую на площади, займет у другого средства на обзаведение. Дела об оскорблениях, об обще­ствах, товариществах, о рабах и вьючных животных..." и т.д.

Специальные суды: морские, торговые, промышленные.

Большинство магистратовв целом может с успехом претендовать на роль судебного органа, так как они совмещали в своем лице судебные и административные полно­мочия.

УЧЕНИЕ ОБ ИСКАХ

Правом на иск (dike) в Афинах обладал только совершенно­летний гражданин. За метэков в начале это делал их простат, впоследствии метэки стали это делать сами. Иск мог быть подан только лично, представительство не допускалось.

Наиболее общими видами исков были иски частные и публичные (защита общих интересов). Изначально в письменной форме подавались некоторые публичные, а позднее все виды исков. Публичный процесс требовал объявления о нем народу, частный такой публикации не требовал. По публичным искам истцу не полагалось никакого возна­граждения, кроме морального удовлетворения от сознания ис­полненного гражданского долга. Частный иск предполагал материальную выгоду. От частного иска в отличие от публично­го, истец мог отказаться в любую минуту. Предъявление публич­ного иска не требовало уплаты судебной пошлины, тогда как процесс по частному иску не начинался без ее уплаты. Частные иски могли быть направлены против личности и иски о вещах.

 

СУДЕБНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Неформальные доказательства, например, атмосферное явление, истолкованное мантиками. Но фор­мальным Божьим Судом это не являлось.

Свидетельские показания (до IV в. до Р.Х. - устные, потом письменные, зачитывались в суде). Свидетелями не могли быть: лицо заинтересован­ное, недееспособное, лишенное прав, свидетель по слухам (не очевидец), женщина и дети. Допускались свидетельства со слов умерших, заочные показания от находящихся за грани­цей лиц, метэков и рабов (под пыткой). В качестве свидетельства можно было рассмотреть широко известный факт, знакомый суду. Лжесвидетельства наказывались.

Документы.Законы, дого­воры, завещания и т.п. акты.

Клятва и пытка – только как подтверждение основных доказательств - свидетельств и доку­ментов.

 

ВИДЫ ПРОЦЕССОВ(krisis)

Процесс и его стадии зависели от вида судебной инстанции, где рассматривался иск.

Суд в Ареопаге. В могилу убитого его ближай­ший агнат втыкал копье в знак предстоящего мщения. Дело передавалось на предварительное рассмотрение архонту-басилевсу. 3 месяца - следствие. На 4-й месяц ар­хонт определял, какому суду подлежит убийца - Ареопагу или эфетам.

Ареопаг рассматривал дело в течение 3 дней на от­крытом воздухе и ночью. Обвиняемый при произнесении речи стоял на "камне обиды", обвинитель - "камне непрощения". В каждую ночь произносилась речь обвинения и защиты. После первой ночи обвиняемый мог беспрепятственно удалиться в добровольное пожизненное изгнание, после 2-й ночи уже не мог. На 3-й день судьи по приглашению архонта-басилевса голосовали решение. Если подавалось равное количе­ство голосов "за" и "против", обвиняемый считался оправдан­ным.

Суд в Гелиэе.Процесс начинался с вызова (в присутствии двух свидетелей) ответчика к тому магистрату, кото­рый имел право на предварительное рассмотрение иска. В случае отка­за явиться ответчик проигрывал дело. В установленный день истец и ответчик прибывали к маги­страту, истец платил пошлину в зависимости от цены иска.

По получении иска магистрат проводил предварительное следствие (анакрисис), выяснялись все обстоятельства дела, приводились доказательства, опрашивали истца и ответчика, их ответы фиксировались. Доказатель­ства складывались в особые сосуды и опечатывались. Стороны могли договориться во время этой стадии о перенесении их дела к диэтетам. Запрещалось за­тягивать время анакрисиса (вчинение встречного иска, оспаривание юрисдикции, и т.п.).

День заседания гелиэи для окончательного рассмотрения дела определялся жребием. Окончательное заседание суда начиналось с зачитывания иска и возражений на него ответчика. Истцу и ответчику - право выступить (по частным искам – 1 вы­ступление, по публичным – 2). По окончании прений глашатай суда предлагал сторонам обжаловать действия друг друга. Затем судьи без обсуждения приступали к голосованию. Дело выиграно, если за него подавалось большинство голосов, при = голосов ответчик считался оправданным. Если в законе не указана санкция по этому делу, судьи по вынесении решения определяли ее - обычно следовали за санкцией, которую предлагал истец (обвинитель).

 

Законодательство Ликурга

Основным источником наших знаний о Ликурге является его жизеописание, созданное Плутархом, который опирался на множество источников, до нас не дошедших.

Предание гласит, что готовя реформу, Ликург объездил ряд стран: Крит, Малую Азию, Египет, где ознакомился с местными обычаями. Вернувшись, он обратился к Оракулу в Дельфах, который дал ему т.н. “Великую ретру”. Ликург называл все свои постановления ретрами, чтобы убедить всех, что они даны оракулом.

Исследователи считают эпоху законодательства царя Ликурга (IX в.) эпохой дорийского синойкизма. Синойкизм проявился и в том, что в Лаконике существовал только один город дорийцев - Спар­та, от названия которого получили свое прозвание и жители этой местности.

По совету Дельфского оракула Ликург разделил народ на филы и обы, ввел общегосударственный культ Зевса и Афины, учредил Совет старейшин из 30 членов, который сдерживал царскую власть (т.к. имел = ей право голоса) и поддерживал ее (становясь на сторону царя, чтобы дать отпор демократическим стремлениям). В народных собраниях никто не имел права высказывать своего мнения народ мог только принимать или отвергать предложения геронтов и царей.

Ликург ввел в государственную жизнь самый настоящий коммунизм, сделав собственником земли государство, которое распределяло земельные наделы только среди граждан. Отчуждать эти наделы запрещалось, если они становились вымо­рочными, то государство само заботилось об их судьбе. Известны постановления Ликурга против роскоши, против упот­ребления золота и серебра (приказал употреблять железную монету, но она была очень тяжелой и громоздкой + железные деньги не ходили в других государствах). Ликург разрешил строить спартиатам дома только при помощи пилы и топора.

Законы Ликурга не были писаными. Предполагалось, что они войдут в нравы и образ жизни, чтобы сжиться с ними навсегда.

Запретил вести войну с одними и теми же неприятелями, чтобы, привыкнув оказываться сопротивление, они не сделались воинственными.

Для проверки благосостоя­ния граждан учредил Сисситии - общественные обеды в среднем из 15 участвующих лиц, которые устраивались вскладчину. Каждый сиссит обязан со своего участка земли постав­лять определенное количество продуктов.

Она также постановил давать всему подрастающему поколению "спартанское воспитание" за гос.счет. Реформа была направлена на воспитание воинов. Слабых новорожденных кидали в пропасть, крепких же отдавали кормилицам, которые воспитывали в них силу и смелость

Спарта просуществовала до 146 до РХ, оставаясь верной законам Ликурга в течение 5 веков. До этого времени ее государственное устройство не претерпело практически никаких изменений.

 

 

cyberpedia.su

Суд присяжных в Древней Греции (гелиея)

Одним из важнейших органов афинской демократии был Суд присяжных — гелиея. По преданию, она была создана еще во времена Солона, на рубеже VII–VI вв. до н. э. Роль гелиеи в V–IV вв. до н. э. возросла, и ее влияние в государственной жизни стало довольно высоким. Афинская гелиея избиралась в количестве 6 тыс. граждан, причем в ее состав могли быть избраны лица не моложе 30 лет, имеющие определенный жизненный опыт и некоторые знания, как правило, отцы семейств. Член гелиеи распределялись по 10 палатам (дикастериям) по 600 человек в каждой (500 человек разбирали дела, 100 человек считались запасными). Большое число членов всей гелиеи и отдельных палат можно объяснить как обилием различных судебных дел в таком большом и многолюдном городе, как Афины, так и стремлением предотвратить подкуп судей (подкупить большое число судей трудно, к тому же афиняне распределяли судебные дела между палатами по жребию). Некоторые особо важные дела рассматривались на объединенном заседании нескольких (до трех) палат. Гелиея была высшим судебным органом Афин, и потому ее компетенция была очень широка. В сущности говоря, гелиея разгружала Народное собрание от судебных дел и тем самым как бы дополняла его.

Древнегреческий сосудДревнегреческий сосуд. Фото: davide ferro

Избираться в гелиею можно было по нескольку раз, что вело к накоплению у гелиастов опыта ведения судебных дел, повышало их профессионализм, компетентность решений. Судебные разбирательства в гелиее проводились совместно с соответствующими магистратами. Архонт, стратег или член какой-либо другой коллегии председательствовал на заседании той или иной палаты, проводил предварительное расследование, что улучшало процедуру судебного разбирательства, вносило в нее необходимый порядок.

В Афинах не существовало государственных обвинителей и специалистов — защитников, как в судах нового и новейшего времени. Обвинение и защита носили частный характер. Обвинитель вносил заявление соответствующему магистрату и приводил к нему обвиняемого. Магистрат проводил предварительное расследование, передавал дело в суд и председательствовал при его разборе в соответствующей палате. Судебный процесс основывался на принципе состязательности: обвинитель приводил доказательства вины, ответчик их опровергал. После выслушивания речей обвинителя и ответчика гелиасты голосовали; дело считалось решенным, если за него проголосовало свыше половины членов палаты. Ответчик либо освобождался от обвинения, либо подвергался наказанию: тюремному заключению, конфискации имущества, денежному штрафу; самыми суровыми были приговоры к изгнанию или смертной казни, лишению гражданских прав.

Тщательно разработанная процедура судебного процесса, большое число опытных судей, продуманные меры против подкупа делали афинскую судебную систему эффективным органом демократического строя. В нашем распоряжении нет данных о несправедливых решениях афинских судов, о злоупотреблениях или судебном произволе. Напротив, даже политические противники афинской демократии были вынуждены отдать должное объективности и компетентности афинских судов. Каждый гражданин Афин в течение своей жизни независимо от своего имущественного положения мог стать членом гелиеи и применить свои способности в различных судебных разбирательствах.

Кроме разнообразных судебных дел на гелиею была возложена ответственная задача по охране всей системы афинской демократии. Так, афинскую конституцию оберегали с помощью специального разбирательства, называемого «графэ параномон», или жалобы на противозаконно. Суть его заключалась в следующем: каждый афинский гражданин имел право выступить с заявлением, что принятый Народным собранием закон противоречит существующему законодательству или принят с нарушением установленного порядка. Как только такое заявление поступало, действие обжалуемого закона приостанавливалось, а специальная палата гелиеи под председательством архонтов начинала тщательное расследование жалобы. Если жалоба признавалась справедливой, то неправильно принятый закон кассировался, а его автор приговаривался к крупному денежному штрафу, изгнанию или даже смертной казни за то, что он ввел своих сограждан, участников Народного собрания, в заблуждение. Возможность подать «жалобу на противозаконно» предохраняла афинян от внесения в Народное собрание непродуманных законопроектов. Вместе с тем если «жалоба на противозаконие» не подтверждалась, то инициатора жалобы привлекали к ответственности за сутяжничество. Институт графэ параномон, таким образом, давал каждому гражданину право выступить в защиту существующих законов, всего строя афинской демократии.

Еще одной охранительной мерой демократического строя была система постоянной и строгой отчетности практически всех афинских должностных лиц. Прежде чем уйти со своего поста после годового исполнения обязанностей, каждый магистрат отчитывался или в Народном собрании, или в Совете 500, или в специальных комиссиях и в случае обнаруженных злоупотреблений привлекался к самой строгой ответственности. Такая система отчетности была необходима потому, что частая сменяемость (через год) должностных лиц могла вести к безответственности, коррупции и злоупотреблениям служебным положением.

В целом же афинская демократия в V–IV вв. до н. э. была хорошо развитой, продуманной, тщательно разработанной системой, которая успешно действовала в сложных исторических условиях, решала самые различные проблемы социально-экономической, политической и культурной жизни.



biofile.ru

Афинское право. Судебно-правовая система Древней Греции. — КиберПедия

Древнейшим источником афинского права являлся естественный обычай. Обычное право впервые было записано в 621 г. до н.э. при архонте Драконте. В начале VI в. до н.э. и позже одним из основных источников гражданского права было законодательство Солона. В V-IV в. до н.э. все большее значение приобретает закон, т. е. постановление народного собрания.

В Афинах сравнительно высокого уровня достигла частная собственность, хотя она и носила на себе следы своего происхождения из коллективной общинной собственности. В интересах общества в целом частная собственность ограничивалась. Это выражалось в том, что на собственников государством налагались значительные повинности. Практиковались частные конфискации имущества.

Энергично защищалась собственность на раба, который, как и везде, считался "говорящим орудием", не имевшим даже собственного имени, а только кличку.

О широкой свободе распоряжения собственностью и владением свидетельствует наличие разного вида сделок: договора товарищества, купли-продажи, найма, ссуды, займа, личного найма и подряда, поклажи и т. д. В одном из законов говорилось: "Каждый может отдать свое имущество любому гражданину, если он не лишился рассудка, не выжил из ума от старости или не попал под влияние женщины".

Семейное право. Брак считался разновидностью договора купли-продажи, причем невеста рассматривалась как объект сделки. Вступление в брак считалось обязательным, уклонение от женитьбы расценивалось как забвение культа предков. К холостякам относились как к больным. Нарушение супружеской верности не имело для мужа юридических последствий. Супругу разрешалось иметь в своем доме наложницу. После отца господином женщины был муж. Женщина не могла от собственного имени заключать сделки. Застигнув на месте преступления любовника жены, оскорбленный супруг мог безнаказанно убить его.

Разрешался брак между дядей и племянницей, братом и сестрой. Последнее считалось проявлением уважения к обычаям старины. При наличии сыновей дочь не получала наследства. Власть домовладыки была весьма значительной. Отец при малейшей непочтительности к себе со стороны детей мог лишить их наследства.

Уголовное право. В уголовном праве заметны пережитки родового строя. В ряде случаев признавалась кровная месть. Дела об убийстве, как правило, возбуждались родственниками. За убийство можно было откупиться. Обвинение могло носить характер частного или публичного. Афинскому уголовному праву были известны следующие виды преступлений:

* Государственные преступления (государственная измена, оскорбление богов, обман народа, внесение в народное собрание противозаконных предложений, ложный донос по делам о политических преступлениях).

* Преступления против личности. Помимо убийств, сюда следует отнести: причинение увечья, нанесение побоев, клевету, оскорбление.

* Преступления против семьи (дурное обращение детей с престарелыми родителями, опекуна с сиротами, родственников с дочерьми-наследницами).

* Имущественные преступления. При краже, если таковая совершалась ночью, преступника дозволялось убить на месте преступления.

В числе наказаний встречались:

* смертная казнь;

* продажа в рабство;

* телесное наказание;

* лишение свободы;

* штрафы;

* конфискация;

*атимия, т. е. бесчестье (лишение некоторых, либо всех гражданских прав).

Изначально базилевс судил суд самостоятельно (иногда с помощью Совета старейшин) затем часть судебных полномочий была передана Ареопагу (Верховный Суд), затем с течением времени появлялись фесмофеты, гелиэя, тиранна (третейский суд). Т.е. судебные функции постепенно переходили от царя к народу. Во времена расцвета Афинской демократии система судебных инстанций была следующей:

Ареопаг. Судил умышленные убийства, нанесение тяжких ран и увечий, поджоги и отравления.

Эфеты. Коллегия из 51 человека. Ведала делами о непредумышленных убийствах, наемных убийцах, убийствах рабов и метэков.

Фесмофеты. Коллегия из 6 архонтов и одного секретаря. Указывали, какой комиссии гелиэи и где заседать, судили законы, если они противоречили основным законам Афин, надзирали за магистратами и т.д.

Гелиэя (суд присяжных) - одна из главных судебных инстанций Афин. Заседала каждый день в составе 10 судебных присутствий по 501 члену. Избирались жребием архонтами и фесмофетами из числа граждан по филам. Гелиастом мог стать гражданин, которому исполнилось 30 лет, если он не лишен чести и не является должником государства.

Полномочия – обширны. Через коллегию номофетов отменяла старые и принимала новые законы. Суд второй инстанции по отношению к решениям магистратов. Рассматривали апелляции, устанавливали более строгое наказание за преступление по делам, рассматриваемым магистратом.

Диэтеты (мировые судьи). Точное количество диэтетов не известно. Дизтетом или мировым судьей мог быть гражданин Афин, достигший 60-летнего возраста. Отказываться от должности диэтета было нельзя. Диэтеты разбирали иски свыше 10 драхм. Суть этого суда состоит в примирении сторон. Решение диэтетов можно было обжаловать.

Коллегия одинадцати - подсудны дела разбойников, ночных воров, карманных воров, осуществляла надзор за тюрьмами и за исполнением приговоров.

Коллегия исагогов в составе 5 человек, которая под председательством архонта-эпонима рас-сматривала: "дела о приданом, когда обязанный вернуть его, не отдает... когда человек, заняв деньги под процент в одну драхму, не платит долга... когда кто-нибудь, желая открыть мастерскую на площади, займет у другого средства на обзаведение. Дела об оскорблениях, об обществах, товариществах, о рабах и вьючных животных..." и т.д.

Специальные суды: морские, торговые, промышленные.

Большинство магистратов в целом может с успехом претендовать на роль судебного органа, так как они совмещали в своем лице судебные и административные полномочия.

Правом на иск (dike) в Афинах обладал только совершеннолетний гражданин. За метэков в начале это делал их простат, впоследствии метэки стали это делать сами. Иск мог быть подан только лично, представительство не допускалось.

Неформальные доказательства, например, атмосферное явление, истолкованное мантиками. Но формальным Божьим Судом это не являлось.

Процесс и его стадии зависели от вида судебной инстанции, где рассматривался иск.

Суд в Ареопаге. В могилу убитого его ближайший агнат втыкал копье в знак предстоящего мщения. Дело передавалось на предварительное рассмотрение архонту-басилевсу. 3 месяца - следствие. На 4-й месяц архонт определял, какому суду подлежит убийца - Ареопагу или эфетам.

Ареопаг рассматривал дело в течение 3 дней на открытом воздухе и ночью. Обвняемый при произнесении речи стоял на "камне обиды", обвинитель - "камне непрощения". В каждую ночь произносилась речь обвинения и защиты. После первой ночи обвиняемый мог беспрепятственно удалиться в добровольное пожизненное изгнание, после 2-й ночи уже не мог. На 3-й день судьи по приглашению архонта-басилевса голосовали решение. Если подавалось равное количество голосов "за" и "против", обвиняемый считался оправданным.

Суд в Гелиэе. Процесс начинался с вызова (в присутствии двух свидетелей) ответчика к тому магистрату, который имел право на предварительное рассмотрение иска. В случае отказа явиться ответчик проигрывал дело. В установленный день истец и ответчик прибывали к магистрату, истец платил пошлину в зависимости от цены иска.

По получении иска магистрат проводил предварительное следствие (анакрисис), выяснялись все обстоятельства дела, приводились доказательства, опрашивали истца и ответчика, их ответы фиксировались. Доказательства складывались в особые сосуды и опечатывались. Стороны могли договориться во время этой стадии о перенесении их дела к диэтетам. Запрещалось затягивать время анакрисиса (вчинение встречного иска, оспаривание юрисдикции, и т.п.).

cyberpedia.su

Суд в древних Афинах | fizika-ili-himija.ru

Суд в древних Афинах был достаточно непростым.

Верховный суд в Афинах

В Древней Греции Афины прославились как город-государство. В нем зародилась демократия и выборный суд. Это произошло в 594 году до н.э. после того, как афиняне на Народном собрании избрали прямым голосованием архонта (человека, которому народ доверял власть в городе). Им стал политик и поэт Солон - мудрый, но обедневший потомок из знатного рода.

  • Солон за небольшое время провел невиданные в Древней Греции реформы и установил законы:
  • Рабам-должникам вернулась свобода.
  • Отменялось долговое рабство.
  • Возвращалась собственность земледельцам, в которых она была забрана за долги.
  • Рабов, проданных за пределы Афин, выкупали за деньги государственной казны и возвращали в Афины.
  • Весы в городе имели один стандарт.

Солон наделил Народное собрание полной властью, в котором могли участвовать все жители города. Таким образом, архонтом мог стать любой обеспечен житель афинского полиса ли аристократ или выходец из народа. Чтобы разница между бедными и богатыми ни была ощутима, всех жителей Афин стали называть гражданами. Так появилась демократия.

Путем голосования избирался не только архонт, но и все должностные лица в Афинах. Выборным был и выборный суд. О нем мы поговорим более подробно.

Выборный суд или Гелиэя владел практически неограниченной властью и влиянием на государственную жизнь Афин. Он охранял систему афинской демократии, а также оберегал законы, которые были прописаны в конституции.

Ежегодно в выборный суд избирались 6000 афинян любого состояния по жребию. Единственное, это должны быть люди старше 30 лет, которые не совершили никаких проступков при жизни. Вы спросите, зачем так много людей избиралось в суд? Ответ достаточно прост: такое большое количество людей сложно подкупить. Также большим количеством легче проводить расследования и принимать правильные решения. Выборный суд можно сравнить с современной полицией, прокуратурой и судом в одном лице.

Перед первым судебным заседанием все избранные народом судьи должны были принести клятву, в которой они обязывались все решения принимать с законом и совестью без лишней страсти и ненависти, несмотря на личную антипатию или симпатию к подозреваемому. Суд внимательно выслушивал обе стороны и не принимал никаких подарков в качестве подкупа.

Заседание было открыто для народа, и каждый присутствующий мог повлиять на решение суда, голосуя за решения суда по или против, камешками черно-белого цвета.

Выборный суд в Афинах рассматривал дела не только гражданского или уголовного правонарушения. Каждый житель Афин мог обратиться к нему с жалобой на закон, принятый Народным собранием. Выборный суд рассматривал дело и если закон действительно сомнителен, то его действие прекращалось до окончания расследования. Если в ходе расследования выяснялось, что закон противоречит демократии, то его автора строго наказывали. В случае, когда подана жалоба оказалась неправомерной - терзался жалобщик. Таким образом, через выборный суд каждый афинян мог отстаивать свои права. Это было его высшее предназначение - защитить демократию в полисе.

Надеемся, что сообщение помогло узнать новую информацию о демократическую систему Афин. А свой рассказ о выборный суд в Афинах Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Автор: JG (Джей Джи) В рубрике: История

fizika-ili-himija.ru


Смотрите также