Костюм древней византии. История костюма Византии 4-6 веков. Картинки с описанием
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

15. Костюм Византийской империи. Костюм древней византии


История костюма Византии 4-6 веков. Картинки с описанием

Иллюстрации, изображающие костюмы Древней Византии от художника Tom Tierney. Большинство картинок чёрно-белые, поэтому могут быть использованы как раскраска. В этой подборке представлены костюмы начиная с создания Византийской империи в 4 веке до её расцвета в 6 веке при императоре Юстиниане.

Первый император Византии Константин Великий (272-337) и его мать Елена (ок. 250—330). 

Император Византии Константин Великий и Равноапостольная Елена

Женская и мужская одежда простолюдинов-христиан. 4 век. На женщине - туника с длинными рукавами, одетая под столу с короткими рукавами. На мужчине - туника с длинными рукавами и плащ.

византийская женская и мужская одежда

Знатная византийская женщина и чиновник. Женщина одета в столу, украшенную золотым шитьём. Под столой - туника. На голове - диадема с прикрепленной паллой (палла похожа на шаль). На мужчине - туника, мантия и сапоги.

византийский женский и мужской костюм

Одежда христиан-простолюдинов. 4 век На мальчике и мужчине одета камизия (рубашка).

Одежда византийских христиан-простолюдинов. 4 век

византийский женский и мужской костюм. 4 век. На мужчине - туника и сандалии. На женщине - далматика, шарф на голове и сапожки на ногах. В Византии женская обувь была обычно красного цвета.

византийская мужская туника и женская далматика

византийская императорская чета. 4 век. На императоре - шёлковая туника, парчовый плащ, скреплённый фибулой. На ногах - чулки и туфли. На императрице - шёлковая камизия под длинной туникой и мантией.

Мужская туника, парчовый плащ, фибула. Женская камизия, туника, мантия

Христианка и знатная женщина. 4 век. На христианке - палла и стола. На знатной византийке - далматика и палла.

Христианка и знатная женщина. 4 век. На христианке - палла и стола. На знатной византийке - далматик и палла.

Византийская пара. 4 век. На мужчине - туника и брюки, плащ с двумя застёжками. На женщине - туника поверх камизии, палла.

Византийская пара. 4 век. На мужчине - туника и брюки, плащ с двумя застёжками. На женщине - туника поверх камизии, палла.

Византийские пастухи. 4 век. Слева: пастух в короткой тунике поверх камизии, на ногах чулки и сапоги. Справа: пастух в короткой тунике, плащ.

 Византийские пастухи. 4 век

византийские воины: офицер и пехотинец. 4-5 века. На офицере - шлем, доспех-лорика, шерстяной плащ, кожаные брюки, кожаные сапоги. На пехотинце - шлем, туника поверх льняной камизии, шерстяные брюки, кожаные сапоги.

византийские воины: офицер и пехотинец

византийский император Флавий Аркадий (377-408) и солдат. На императоре - камизия под туникой и металлической лорикой, сапоги. На солдате - льняная камизия, кожаная лорика, юбка, нарукавники, чулки, кожаная обувь.

византийский император и солдат

византийская пара. 5 век. На женщине - камизия под далматикой. На мужчине - камизия.

византийская пара. 5 век. На женщине - камизия под далматикой. На мужчине - камизия.

византийский император Флавий Аркадий и служанка. На императоре - туника, пурпурная мантия. На служанке - шляпа, куртка, брюки (в персидском стиле).

византийский император Флавий Аркадий и служанка

Знатный византиец и христианка. 5 век. На мужчине - туника и мантия. На женщине - камизия и мантия

Знатный византиец и христианка, 5 век

христианский проповедник и византийский воин. 5 век. На проповеднике - туника под мантией с вышитым крестом. На воине - металлическая лорика,  кожаный фартук и камизия.

христианский проповедник и византийский воин. картинки

Костюмы знатных византийцев. 6 век. На мужчине слева - длинная камизия под туникой. На мужчине справа - длинная камизия под тогой.

камизия, туника, тога византийской знати. картинки

Костюмы византийской знати. 6 век. На мужчине - короткая мантия поверх туники с декоративным фартуком, парчовые облегающие брюки. На голове - фригийский колпак. На женщине - далматика и палла.

Костюмы византийской знати. 6 век Император Юстиниан Великий (483-565) и его жена Феодора (500-548). Юстиниан Великий и Феодора

Костюмы императрицы Феодоры. Слева - стола поверх камизии. На голове - шёлковая палла. Справа - палла с передником-таблионом.

Костюмы императрицы Феодоры

Костюмы византийских придворных из свиты Юстиниана. На мужчине - мантия поверх туники. На женщине - длинная туника, поверх неё шёлковая палла, тюрбан на голове.

Костюмы византийских придворных из свиты Юстиниана

mir-kostuma.com

Костюм Византии

Для Византии характерно слияние римско-эллинистической культуры и христианства.Культурная жизнь регламентировалась установленным церемониалом. Этому же соответствовала и одежда. Традиционно она была антично-римской, но с новоперсидскими, а позже и арабскими мотивами.

Мужской костюм в Византии

Главным элементом мужского византийского костюма была туника с узкими длинными рукавами. Она могла быть короткой или длинной, на плечах и груди украшалась вышивкой.Поверх туники надевалась верхняя, длинная одежда («талар»), без рукавов и очень широкая. Носили византийцы плащи и штаны. Штаны были двух типов: короткие, до колен, и длинные. Обе половины штанов надевались как отдельные части: в виде чулок, прикрепляющихся завязками к поясу. С короткими штанами надевали плотно обтягивающие ногу чулки.Верхней одеждой византийцам служил плащ наподобие римского сагума или лацерны, края которого скреплялись аграфом на правом плече.

Женский костюм в Византии

Женская византийская одежда была длинной, прямой, из плотной ткани и полностью скрывала тело. Первоначально она сохраняла формы римско-греческого костюма. Нижней одеждой знатных дам была туника. Они также носили широкие, длинные, плотно прилегавшие к шее столы с длинными рукавами. Поверх надевалась вторая туника с открытыми рукавами. Вся эта одежда была богато украшена каймой и вышивкой (в этом прослеживаются восточные мотивы). С IV-V вв. силуэт одежды становится более прямым, появляются различные накидки.Женщины из низов довольствовались одеждой в основном из однотонных грубых тканей.

на мужчине - верхняя туника-далматика, мантия-сагум, узорчатые штаны

на женщине - костюм императрицы: туника-далматика, узорчатый плащ и византийский воротник

мужской и женский византийский костюм
Обувь в Византии

Византийская обувь изготовлялась из цветной кожи и войлока и украшалась различными обшивками.Мужчины обувались в закрытые сандалии с ремешками, переплетавшимися почти до колен, и мягкие сапоги, которые подвязывались под коленом ремешком. Со времен императора Юстиниана закон обязывал всех служащих носить обувь черного цвета. Обувь императора была пурпурного цвета.Женщины ходили в башмаках из мягкой цветной (белой, красной, желтой) кожи. Богатые дамы носили шелковые и парчовые башмачки, расшитые жемчугом, вышивкой, драгоценными камнями.

Головные уборы в Византии

В Византии, как и в Древнем Риме, головные уборы носили редко — лишь для защиты от непогоды или жаркого солнца. Крестьяне, работавшие в поле, и путешественники надевали круглые меховые шляпы с полями, низкие шапки и колпаки с отворотом.Знать щеголяла в плоских беретах, расширявшихся кверху, а в IX в. стала модной круглая высокая шапка, похожая на фракийскую.Женскими головными уборами служили платки, головные сетки, богато украшенные чепцы. Замужние женщины носили особую повязку восточного типа, спирально обвитую двумя платками разного цвета (наподобие императорской тиары).

Украшения и косметика в Византии

Множество украшений поступало в Византию с Востока, а также из Греции и Италии — как очень дорогих и роскошных, так и доступных людям со скромными средствами. Ювелиры Византии многое переняли от греков и этрусков и достигли высокого мастерства в обработке драгоценных камней и янтаря.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян

mir-kostuma.com

Костюм Византии

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАНЫ

В 395 г. н. э. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Западная была разрушена восстаниями рабов и завоевана варварами — германцами и галлами, Восточная, объединившая под своей властью Египет, Сирию, Малую Азию, Грецию, выстояла и стала называться Византией.

Византия унаследовала от античного Рима старые государственные формы и бюрократический аппарат. Однако рабство тормозило развитие способа производства, и на смену ему приходят новые общественные отношения — феодальные.

Господствующей религией было христианство, которое являлось огромной экономической и политической силой. Оно же играло решающую роль в формировании византийской культуры и искусства.

В искусстве Византии и эстетических взглядах V —VII вв. отразились все противоречия эпохи, связанные с ломкой старых и формированием новых общественных отношений: влияние античности, восточных традиций и новой христианской тематики.

Ведущими видами искусства этого периода являются архитектура, монументальная живопись, художественное ремесло, в том числе производство тканей, вышивка. Сохранившиеся мозаики и барельефы византийских церквей, иконопись являются основными источниками, отражающими эстетический идеал и костюм человека той эпохи.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КРАСОТЫ

Находясь под глубоким влиянием христианской религии, византийская эстетика отделяла мир чувственный от мира духовного и противопоставляла один другому. Чувственная природа человека объявлялась скверной и греховной, поэтому ее необходимо было преодолевать на протяжении всей жизни. Отсюда красота – это добродетель во славу бога.

На смену античной красоте и гармонии человеческого облика приходит новый тип красоты – духовной. Тело всячески маскируется. Особый интерес у художников вызывает изображение лица. Огромные глаза, удлиненный овал лица, маленький, лишенный всякого намека на чувственность рот и подчеркнуто высокий лоб. Голова становится центром духовной выразительности облика мужчины и женщины, плоская, бесформенная фигура лишается живых, естественных пропорции и линии, и костюм приобретает особое значение.

При этом одним из противоречий византийской культуры было то, что наряду с провозглашением идеала-духовной красоты ее характеризует страсть к роскоши, связанной с ритуалами церкви. Во внешнем облике и костюме человека это проявлялось в использовании великолепных дорогих тканей, ювелирных украшений, в повышенной декоративности костюма.

ТКАНИ, ЦВЕТОВАЯ ГАММА

Византийские ткачи славились изготовлением великолепных шерстяных, шелковых, парчовых тканей, ковров. Их искусств/) возросло с развитием производства шелка-сырца в середине VI в. Фактура византийских тканей была разнообразна, но преобладали плотные, тяжелые, неэластичные ткани, затканные или вышитые металлическими нитями, драгоценными камнями.

Рисунок — крупный, четкий, плоскостный, что также имело большое значение в нивелировке форм тела. Часто он выполнял не только эстетическую, но и символическую функцию. Так, изображение орла, льва являлось символом власти на одежде императора и знати. На одном костюме могло быть изображено до 600 сцен на библейские темы. На одеждах культово-религиозного назначения широко применялись золотая вышивка и тканый узор. Цветовая гамма поражала разнообразием сочетаний, огромным количеством цветов и оттенков. На рис. 49 показаны образцы византийских тканей VIII — X вв.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ ОДЕЖДЫ

Новое представление о красоте, использование неэластичных, с крупным, плоскостным орнаментом драгоценных тканей обусловили появление новых форм одежды, в которых господствующей становится «футляр», очень простой по покрою, делающий тело как бы бесплотным. Эта форма, впервые появившись еще в Риме в эпоху Империи, в Византии становится основной и получает свое дальнейшее развитие.

Мужской костюм

Основными видами мужской одежды являются туника, штаны, палудаментум, пенула, лорум. По названиям они мало чем отличаются от римских, однако формы претерпели существенные изменения. Из костюма почти исчезли драпировки, а там, где они остались, античную мягкость и пластику заменили тяжелые цилиндрические фалды, придающие силуэту и всей фигуре человека форму цилиндра. Туника напоминала позднюю римскую тунику с длинными, суженными книзу рукавами. Покрой туники у различных классов был однотипен, различаясь лишь длиной и качеством ткани. Короткую тунику выше коленей носила беднота. Византийскую тунику, так же как и римскую, часто украшали неширокими продольными полосами или вышивкой. Штаны — несомненное заимствование из стран Востока — были обязательной частью мужского костюма. Они состояли из двух несшитых половин и прикреплялись тесемками к поясу. Длина штанов была различной: до коленей, до щиколоток, с носочной частью. Палудаментум — верхняя одежда императора и знати.

Низшие классы носили плащи на завязках спереди или распашную одежду различной длины с рукавами.

На мозаике церкви св. Виталия в Равенне изображен император Юстиниан с придворными. Император в белой короткой тунике. Ее боковой разрез, низ узкого рукава и плечо украшены вышивкой. Сверху пурпурный палудаментум, ниспадающий тяжелыми круглыми фалдами. На правом плече он застегнут дорогой фибулой с тремя подвесками, на уровне груди — сословное украшение из золотой парчи с рисунком, на ногах — пурпурные вышитые башмаки. Так же одеты придворные, но на них палудаментумы белые с пурпурным знаком сословия без вышивки и иные, чем у императора, сословные вышивки на плечах туники (рис. 50).

Епископ и священники одеты в длинные белые туники с длинными широкими рукавами, укра-шенные по переду и низу рукавов пурпурными полосами, в цветную пенулу и шарф, украшенный бахромой и крестами. Воины одеты в короткие цветные туники с нагрудными украшениями (рис. 51).

С VII в. неотъемлемой частью императорского костюма делается лорум — широкий длинный шарф из золотой парчи с драгоценными камнями (рис. 52). Позже в костюме царя и бояр Древней Руси, испытавшем большое влияние костюма Византии, верхняя часть лорума превратится в круглый вышитый накладной воротник, средняя — в широкую вышитую полосу. Обувь византийцев — сапоги, подвязанные узкими ремешками, или мягкие башмаки. Головные уборы — колпаки с остроконечной или сферической тульей и слегка отстающим околышем.

Женский костюм

Основные виды женской одежды: туника, стола, пенула, мафорий.

Еще в большей степени, чем в мужской одежде, силуэт женского костюма стремится к цилиндрической форме, маскирующей тело. На мозаике храма св. Виталия изображена императрица Феодора со свитой. На ней белая стола с богатой вышивкой по бокам и низу и пурпурная императорская мантия с каймой крупного орнамента. На “шее массивное широкое ожерелье из золота и драгоценных камней, на голове — золотой венец, на ногах — вышитые золотом башмаки. Роскошно одеты и придворные дамы. На них одноцветные вышитые столы и пенулы из узорчатых тканей. Такое сочетание узорных и одноцветных тканей было излюбленным в декоративном решении ансамбля (рис. 53).

Наряду с роскошными светскими одеждами из дорогих тканей в византийский период появляется накидка мафорий, закрывающая верхнюю часть женской фигуры и голову. Концы ее перекрещиваются спереди и перебрасываются на спину. Вместе с длинной столой такая накидка придает фигуре аскетический вид, отрешенный от всего земного. Этот костюм настолько соответствовал требованиям христианской религии и эстетики, что становится постоянной одеждой святых в иконописи (рис. 54). Женщины неимущих классов, хотя и сохраняли в своей одежде основные формы и силуэт, но делали ее более легкой и приспособленной к условиям труда и быта, из дешевых, скромных тканей.

ВЛИЯНИЕ ВИЗАНТИЙСКОГО КОСТЮМА НА КОСТЮМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

Византийский костюм оказал большое влияние на костюм средневековой Европы и особенно Древней Руси, с которой был развит культурный и торговый обмен. Футлярообразный силуэт, закрытые одежды, соответствующие основным идеям христианства, долго бытовали в Европе. Великолепные, художественно отделанные ткани были образцом подражания в изготовлении одежды для знати. Такие виды античной одежды, как туника, далматика, пенула, мантия, претерпев соответствующие изменения в византийском костюме, оказались приспособленными к жизни на века.

>Источник: Каминская Н. М. «История костюма»

 

www.thingshistory.com

Костюм Византии - Сайт учителя изобразительного искусства Белозеровой Натальи Николаевны

Первый император Византии Константин Великий (272-337) и его мать Елена (ок. 250—330). 

Император Византии Константин Великий и Равноапостольная Елена

Женская и мужская одежда простолюдинов-христиан. 4 век. На женщине - туника с длинными рукавами, одетая под столу с короткими рукавами. На мужчине - туника с длинными рукавами и плащ.

византийская женская и мужская одежда

Знатная византийская женщина и чиновник. Женщина одета в столу, украшенную золотым шитьём. Под столой - туника. На голове - диадема с прикрепленной паллой (палла похожа на шаль). На мужчине - туника, мантия и сапоги.

византийский женский и мужской костюм

Одежда христиан-простолюдинов. 4 век На мальчике и мужчине одета камизия (рубашка).

Одежда византийских христиан-простолюдинов. 4 век

византийский женский и мужской костюм. 4 век. На мужчине - туника и сандалии. На женщине - далматика, шарф на голове и сапожки на ногах. В Византии женская обувь была обычно красного цвета.

византийская мужская туника и женская далматика

византийская императорская чета. 4 век. На императоре - шёлковая туника, парчовый плащ, скреплённый фибулой. На ногах - чулки и туфли. На императрице - шёлковая камизия под длинной туникой и мантией.

Мужская туника, парчовый плащ, фибула. Женская камизия, туника, мантия

Христианка и знатная женщина. 4 век. На христианке - палла и стола. На знатной византийке - далматика и палла.

Христианка и знатная женщина. 4 век. На христианке - палла и стола. На знатной византийке - далматик и палла.

Византийская пара. 4 век. На мужчине - туника и брюки, плащ с двумя застёжками. На женщине - туника поверх камизии, палла.

Византийская пара. 4 век. На мужчине - туника и брюки, плащ с двумя застёжками. На женщине - туника поверх камизии, палла.

Византийские пастухи. 4 век. Слева: пастух в короткой тунике поверх камизии, на ногах чулки и сапоги. Справа: пастух в короткой тунике, плащ.

 Византийские пастухи. 4 век

византийские воины: офицер и пехотинец. 4-5 века. На офицере - шлем, доспех-лорика, шерстяной плащ, кожаные брюки, кожаные сапоги. На пехотинце - шлем, туника поверх льняной камизии, шерстяные брюки, кожаные сапоги.

византийские воины: офицер и пехотинец

византийский император Флавий Аркадий (377-408) и солдат. На императоре - камизия под туникой и металлической лорикой, сапоги. На солдате - льняная камизия, кожаная лорика, юбка, нарукавники, чулки, кожаная обувь.

византийский император и солдат

византийская пара. 5 век. На женщине - камизия под далматикой. На мужчине - камизия.

византийская пара. 5 век. На женщине - камизия под далматикой. На мужчине - камизия.

византийский император Флавий Аркадий и служанка. На императоре - туника, пурпурная мантия. На служанке - шляпа, куртка, брюки (в персидском стиле).

византийский император Флавий Аркадий и служанка

Знатный византиец и христианка. 5 век. На мужчине - туника и мантия. На женщине - камизия и мантия

Знатный византиец и христианка, 5 век

христианский проповедник и византийский воин. 5 век. На проповеднике - туника под мантией с вышитым крестом. На воине - металлическая лорика,  кожаный фартук и камизия.

христианский проповедник и византийский воин. картинки

Костюмы знатных византийцев. 6 век. На мужчине слева - длинная камизия под туникой. На мужчине справа - длинная камизия под тогой.

камизия, туника, тога византийской знати. картинки

Костюмы византийской знати. 6 век. На мужчине - короткая мантия поверх туники с декоративным фартуком, парчовые облегающие брюки. На голове - фригийский колпак. На женщине - далматика и палла.

Костюмы византийской знати. 6 век Император Юстиниан Великий (483-565) и его жена Феодора (500-548). Юстиниан Великий и Феодора

Костюмы императрицы Феодоры. Слева - стола поверх камизии. На голове - шёлковая палла. Справа - палла с передником-таблионом.

Костюмы императрицы Феодоры

Костюмы византийских придворных из свиты Юстиниана. На мужчине - мантия поверх туники. На женщине - длинная туника, поверх неё шёлковая палла, тюрбан на голове.

Костюмы византийских придворных из свиты Юстиниана

artstudiozazerkalie.jimdo.com

Византийский костюм - vita_colorata

Когда мы смотрим на иллюстрации Билибина то думаем, что царица одета в русский царский костюм, однако художник изобразил царский византийский "дресс-код", который он взял скорее всего с русских фресок и икон.

Вот, к примеру, икона из ярославского музея иконы. Мы узнаем богатые ткани, скорее всего парчовые, с золотой нитью. Богатую, вышитую драгоценными каменьями оторочку, характерные широкие рукава из которых торчит нижняя рубашка с расшитым золотом краем, венец-тиару на голове.

Этот царский костюм сложился в Византии и перекочевал уже к нам вместе с византийским каноном фресковой росписи и иконописи. Византия вообще долгое время была законодательницей моды, потому, что её богатства и роскошь императорского костюма были предметом зависти у более бедных европейских монархов. Такой костюм сложился не сразу, историки костюма делят развитие византийской моды на несколько периодов, кто-то на три. Было бы странно, если бы за 1000 лет существования государства одежда не видоизменялась, хотя за последние тысячу дет европейская одежда изменилась гораздо значительнее. С одной стороны бег времени убыстрился, с другой - византийцы были достаточно консервативны. Здесь каноны были важнее новшеств. Изначально, поскольку Константинополь был преемником Рима, одежда здесь походила на позднеримскую, в этот период римской истории немного отошли богатые драпировки, которыми славилась римская мода, одежда стала в большей мере обрисовывать тело. В Византии этот процесс шел дальше и постепенно появился четкий контур одежды, в которой красота достигалась не многочисленными драпировками, а узорчатыми тканями, рельефными вышивками, декором.

Одежда на раннехристианской миниатюре, еще вполне римская. Воины носят короткие туники, не мешающие сражаться. Длина туники выдавала профессиональную принадлежность и статус. Римлянин отличался от варвара тем, что носил тогу и не носил штанов. Однако варваризация общества привела к тому, что штаны стали предметом одежды привычным и для римлян. К тому же, Константинополь значительно севернее, и там эта часть одежды должна была прижиться уже по функциональным причинам.

Постепенно широкая полоса внизу и по плечам стала отличительной чертой византийской одежды.

Раннехристианские надгробия показывают, как выглядели женщины в то время. Лицо дамы явно взято с античных образцов богинь, тот, кто рисовал в школе или в училище, как я Геру, сразу узнает каноны богини. Но обязательный для христианки плат на голове и восточный тюрбан с восточной тиарой выдают другое время и место. Многое в византийском костюме появилось под влиянием восточного костюма. В том числе и тиары. Да и разноцветье и восточная роскошь.

Прекрасно виден костюм того времени на мозаиках 6 века из Сан-Витале в Равенне. По ним можно изучить и мужской и женские костюмы. На императоре Юстиниане одет палудаментум, спадающий тяжелыми складками и скрепленный на плече фибулой с драгоценными камнями и тремя подвесками. На уровне груди палудаментум имеет золотой парчевый "клавус ".Под плащом видна белая туника, боковые разрезы которой украшены вышивкой. Узкие рукава туники ( а мы уже видим отчетливо рукава ) украшены цветными полосами, на плечах овальные вышивки. На голове императорская тиара.  Придворные одеты похоже, но менее роскошно. Обувь у всех открытая с переплетами. И в мужской и в женской одежде использовалась пенула - короткий римский плащ без рукавов, но в Риме вырез был посередине, а в Византии располагался сдвинутым к плечу.

Императрица Феодора с придворными дамами также одета уже по византийскому канону, который предписывал христианке скрывать свое тело и волосы. Однако здесь мы не увидим христианской скромности и смирения, византийская страсть к роскоши подталкивала одеваться в роскошные одежды, богатые вышитые ткани изысканных цветов, столы и пенулы из самых дорогих шелковых тканей, затканных золотом. Благодаря двум сбежавшим из Китая монахам византийцы узнали китайские секреты, шелк и парча стали любимыми тканями знати На императрице белая стола с богатой отделкой по бокам и по низу, императорская пурпурная мантия, украшенная каймой с изображением человеческих фигур, застегнутая на плече фибулой. На ногах шитые золотом башмаки. Массивное ожерелье из золота и драгоценных камней одето сверху мантии. На голове венец в два яруса из золота и драгоценных камней. Обязательной частью женской одежды стал мафорий, прикрывавший спину, плечи и голову. Спереди концы мафория перекидывались через плечи крест-накрест. Это костюм хорошо известный по изображениям  Богородицы.

Придворные дамы одеты в столы из мягких тканей, тонкие вуали на головах, и далматики из плотной парчи с асимметричным вырезом низа.

Волхвы, несущие дары одеты уже в панталоны. Изначально они были разъемными по типу чулок. Шапки с остроконечной тульей и слегка отстающим околышем были  общеупотребительны, их форма оказала влияние на головные уборы Древней Руси.

Постепенно одежда стала более жесткой и столпообразной. Сложившийся канон можно встретить повсюду, куда проникла византийская цивилизация: на армянских миниатюрах, русских иконах, фресках макендонских храмов.

На этой фреске хорошо виден императорский "лорум". Лорум надевали следующим образом: один конец опускали спереди (посередине) и на уровне груди, отвернув его под углом, затем перекидывали его через плечо на спину. На спине из лорума делали петлю, через неё продевали оставшийся свободный конец, пропускали его наперед и располагали по левой руке. Лорум постепенно становится за счёт многочисленных украшений и золотых накладок таким тяжёлым, что его уже невозможно согнуть. И поэтому к его концу начинают пришивать кусок легкой шелковой ткани.

София Константинопольская

Мозаики раннехристианского Рима.

На стенах римских раннехристианских базилик можно разглядеть одежду разных времен.

Эта фотография мне нравится особенно тем. что на ней получились фрагменты декора церкви, разделенные многими столетиями, но преемственность видна, видны истоки представлений о богатстве и красоте. Упомяну еще, что золото в мозаиках в Византии символизировало не всегда богатство: золотой фон  - символ божественного света. Поэтому золото в костюме императора это символ богоизбранности.

Храм в Палермо, в котором мозаики выполнили византийские мастера, 12 век.

В декоре ткани императрицы из Лесново видны двуглавые орлы, которыми Софья Палеолог одарила Россию.

Император и императрица в храме Софии Константинопольской.

Дошедшие до нас ветхие образцы византийских тканей вызывают восторг тонкостью ткачества и сложностью рисунка.

Богатство вышивки золотом и камнями вызывало у европейских монархов желание разграбить византийские сокровищницы. Недаром столько походов было на Константинополь ! Надо сказать, что византийские купцы были хитры, товары продавали за большие деньги и кроме того, Византия была на пути  шелков с Востока и блюла свои интересы.

Неудивительно, что доставшиеся византийские богатства ценились. В этом византийском шлеме венчалась Констанс Арагонская.

В городе Монце жила когда-то королева Теоделинда, ее жизнь отражена в чудесных фресках капеллы в Монце, Теодолинда была королевой лангобардов.

Корона состоит из шести прямоугольных чеканных золотых сегментов, соединенных вертикальными шарнирами и украшенных эмалью и драгоценными камнями, образующими рельефные вставки в форме крестов и цветов. Размеры каждого из сегментов, изготовленных из золота приблизительно 800-й пробы, составляют 5,3 — 5,5 см в высоту и 7,9 — 8,1 см в ширину. Железная корона получила свое название от узкой полосы железа шириной приблизительно один сантиметр, идущей по внутренней ее части. Согласно традиции эта полоса представляет собой расплющенный гвоздь — один из тех гвоздей, которыми Иисус Христос был прибит к кресту.

История Железной короны восходит к 324 году, к тем временам, когда императрица Елена, мать императора Константина Великого, начала свои известные раскопки в Иерусалиме на Голгофе с целью отыскания подлинных реликвий, связанных с последними часами земной жизни Иисуса Христа. Ей удалось, в частности, найти Крест Господень и гвозди, которыми тело Христа было прибито к кресту. Крест остался в Иерусалиме, а гвозди Елена отправила в Константинополь своему сыну императору Константину Великому.

Несколько гвоздей Константин отослал в дар различным политическим и церковным деятелям, используя реликвии как инструмент дипломатии. Таким образом один гвоздь оказался в Италии — в точности неизвестно. Спустя два века папа римский Григорий Великий (590 — 604) подарил этот гвоздь Теодолинде, королеве лангобардов.

В дальнейшем Железной короной короновались все без исключения императоры Священной Римской империи. Ею короновались такие известные исторические личности, как Карл Великий, Оттон I, Генрих IV, Фридрих I Барбаросса. Corona Ferrea являет собой символ преемственности традиций Византии с её христианскими устоями и представлениями об императорской роскоши. И король Генрих Восьмой в плаще с золотой оторочкой на фоне ковров и богатых тканей вполне продолжатель традиций.

vita-colorata.livejournal.com

Сундук Истории: Византийская одежда

Территория Византии включала в себя восточные провинции, некогда принадлежавшие Римской империи: Грецию, Египет, Малую Азию, Сирию. Поэтому в эпоху раннего Средневековья в византийском костюме сочетались детали античной одежды и традиции Востока, подвергшиеся влиянию христианской религии. Барельефы, иконы, мозаики того времени – вот основные источники, по которым изучается византийская одежда. Местные ткачи слыли искусными мастерами. Они производили шелковые, парчовые, шерстяные ткани в основной плотной (неэластичной) фактуры, расшитые драгоценными камнями, серебряными или золотыми нитями. Затканный рисунок был четким, крупным, орнаментальным; если речь шла об одежде императора или знати, то на ткани часто  изображались лев и орел – символы власти.
Византьийская ткань
Простая по крою форма одежды, напоминавшая футляр, появилась еще в Римской империи, а в Византии стала основной. Под ней скрывались изгибы человеческого тела, что максимально соответствовало религиозным представлениям эпохи – телесная чувственность объявлялась греховной, следовательно, тело необходимо было всячески маскировать. Тем не менее Церковь не имела ничего против вопиющей роскоши – византийская одежда, включая ритуальное облачение церковнослужителей, отличалась излишней декоративностью и обилием ювелирных украшений. Мужской костюм Византии Пенула, туника, лорум, штаны, палудаментум – вот составляющие части мужского костюма. И хотя названия со времен Римской империи остались практически теми же, но формы заметно изменились. Так, в византийской одежде почти исчезли мягкие античные драпировки, замененные тяжелыми цилиндрическими фалдами. Туника с длинными, сужающимися книзу рукавами, по крою напоминала позднеримскую. По ее длине и качеству использованной ткани можно было судить то, к какому социальному классу принадлежит ее обладатель. Короткие туники (выше колен)носила беднота, кроме того, их одежда не украшалась каймой и вышивкой.

Верхней одеждой низших сословий был плащ, а император и знать носили палудаментум. Например, на мозаике из церкви св. Виталия (Равенна) император Юстиниан изображен в белой тунике, рукава и боковой разрез которой украшает вышивка. Пурпурный палудаментум застегнут на плече фибулой с подвесками. Грудь императора украшает золотая узорная парча, а обут он в вышитые башмаки. Костюм придворных почти такой же, только его цветовое решение иное.

Мужская византийская одежда

Кроме того, в VII веке обязательной деталью костюма императора становится лорум – длинный широкий шарф, украшенный драгоценными камнями. Обувью для всех сословий и полов служили либо мягкие башмаки, либо сапоги, подвязанные узкими ремешками. Колпак с тульей в форме сферы (как вариант, остроконечный)  и немного отстающим околышем – таков мужской головной убор византийцев.

Лорум

Византийский головной убор

Женский византийский костюм Гардероб знатных византиек состоял из туники, столы, пенулы и мафория. Общий силуэт женского костюма, полностью закрывающего тело, напоминал цилиндр. Императрица Феодора, изображенная на мозаике, одета в белую вышитую по низу  столу, поверх которой накинута мантия с широкой орнаментальной каймой. Расшитые золотой нитью башмаки, венец и широкое ожерелье с драгоценными камнями, покрывающее плечи, дополняют костюм императрицы.
Женский византийский костюм

Придворные дамы одеты в одноцветные столы, украшенные вышивкой. К слову, этот вид рукоделия не просто высоко ценился, но и во многом определял византийский стиль в одежде. На плечи знатных дам накинуты узорчатые пенулы. Вообще, объединение в одном ансамбле однотонной и узорной ткани – одна из особенностей женской византийской одежды.

Женская византийская одежда
Представительницы других социальных слоев, разумеется, одевались в платья из дешевых материалов, сохраняя неизменной цилиндрическую форму одежды. В Византии появилась также накидка, покрывающая голову и верхнюю часть женского тела. Называлась она «мафорий». Концы мафория перекрещивались спереди, а затем перебрасывались на спину. Все святые и мученицы на русских иконах изображены в подобных накидках, что, в общем-то неудивительно, если учесть влияние соседней Византии. Однако не только древнерусские княжества испытали на себе влияние византийского стиля в одежде. На протяжении долгого времени средневековая европейская мода так же следовала византийскому образцу. Впрочем, им вдохновляются и  некоторые современные модельеры. Вот, например, два платья из коллекции английского дизайнерского дома «Александр Маккуин». Сама же коллекция 2010 года стала современной версией византийского стиля в одежде. 
"Византийская" коллекция дизайнерского дома "Александр Маккуин"
Каминская  Н. «История костюма» Иллюстрации: некоторые взяты из книги-источника Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com.  If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please. 

sundukistorii.blogspot.com

15. Костюм Византийской империи

После перенесения столицы в Константинополь переселившиеся сюда римляне перенесли сюда и многие свои обычаи, и поначалу византийская одежда ничем не отличалась от западноримской. Но многообразное влияние Востока было так сильно, что очень скоро римляне утратили почти все, что было у них римского. При византийском дворе был введен восточный этикет со всей его роскошью. В одежде влияние Востока выразилось сначала главным образом в роскошных дорогих материях; вместо легких шерстяных тканей, из которых делались классические костюмы, на костюмы византийских вельмож идут тяжелые шелковые, атласные и парчовые ткани, падающие неподвижными складками.

В первое время в Византии в форме и покрое одежды и мужчины, и женщины хранили верность древнеримской одежде. Мужчины носили длинную рубаху-юбку с узкими и длинными рукавами (туника или хитон), поверх туники иногда надевался талар, похожий на тунику, но доходивший до земли и без рукавов, к тому же настолько широкий, что плечи спускались на руки, образуя подобие широких рукавов. Поверх туник набрасывали плащ, который скрепляли на правом плече аграфом.

Женская одежда состояла из туники, надевавшейся на голое тело. Сначала женщины носили столу в виде длинной рубашки, расширявшейся книзу и снабженной узкими рукавами. Вскоре столу начали шить с широкими рукавами, отчего стали видны узкие рукава нижней туники, сшитой обычно из полотна.

Приблизительно до конца IV века греческие одежды хитон и гиматий встречались и у простых византиек; подобно мужчинам, они застегивали их на правом плече или спереди на груди. Иногда они накидывали их сзади на плечи, и оба верхних конца перекрещивались на груди и закидывались на спину. Верхний край хитона, лежащий на спине, натягивался на голову и образовывал нечто вроде капюшона. Мантия, представлявшая собой полукруглый кусок ткани, часто на концах украшалась кистями. Для мантий обычно выбирали однотонную ткань и подол всегда украшали красивым шитьем. Особенной любовью пользовались красная стола и голубая мантия. На византийских изображениях Богоматери постоянно повторяются эти цвета; и до сих пор наиболее употребительным одеянием Божьей Матери на ее изображениях являются красная рубашкообразная стола и наброшенная на голову синяя мантия.

На смену античной красоте и гармонии человеческого облика приходит новый тип красоты — духовный. Тело всячески маскируется. В связи с этим все сильнее проявляется мотив окутывания всех частей тела до такой степени, что даже туника с рукавами, доходившая до ступней, постепенно становится совершенно гладкой и, лишенная складок, напоминает мешок, под которым уже даже не угадываются линии тела.

Тяжелый, массивный, прямоугольный силуэт византийского костюма (мужского и женского) построен на прямых вертикальных линиях, скрывающих линию талии и другие естественные формы фигуры. Отношение ширины одежды к росту составляет 1:3, размеры головы к росту — 2:6,5. Эти соотношения придают костюму монументальность, устойчивость, которая подчеркивается декоративными горизонтальными линиями отделки и особенно воротником — оплечьем, широким, круглым или фигурно вырезанным, пышно декорированным золотом и драгоценностями.

В мужской одежде встречается также изображение плаща, который, по преданию, носили только Христос, апостолы и некоторые святые: он имел форму гиматия древних греков, точнее, ту идеальную форму, которую сохраняют христианские образы и в современном искусстве.

Жесткой и пышной была одежда знатных дам. Туника и стола были богато украшены вышивкой, отделкой по краям и почти полностью утратили свой античный характер. Только плащ оставался еще близким к античному типу: он накладывался сзади на оба плеча, а концы спереди забрасывались крест-накрест назад. Этот костюм настолько соответствовал эстетике христианской религии, что стал постоянной одеждой святых в иконописи.

Обувью женщин служили богато украшенные, пестрые, мягкие, похожие на чулки полусапожки. Мужчины римские сандалии и башмаки сменили на более или менее высокие сапоги, которые, в свою очередь, позднее были заменены богато украшенными красными полусапожками, обернутыми ремнями, плотно облегавшими голень и ступню.

Предметом роскоши как у мужчин, так и у женщин был пояс, сделанный иногда из золота и украшенный драгоценными камнями. У женщин драгоценными украшениями служили серьги, всевозможные пряжки и браслеты. Были в ходу роскошные ожерелья, к которым подвешивались медальоны.

Общая характеристика стиля Барокко

studfiles.net


Смотрите также