Этикет древнего человека. Правила этикета: Не дави блох на людях
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

4 Этикет в эпоху античности. Этикет древнего человека


Этикет. История возникновения этикета. Правила поведения в общественных местах.

Этикет. История возникновения этикета. Правила поведения в общественных местах.

01 апреля 2013     Калейдоскоп, Этикет этикет. история

Почти каждый человек знает, что такое этикет. Конечно, мы стараемся следовать его правилам, но не всегда получается, т.к. существует много областей жизни, где есть свой этикет. И всё знать невозможно. Прежде всего, надо определиться что же такое этикет на самом деле. Этикет – это правила, законы, запреты, устои общества, которым необходимо следовать в интересах хорошего тона.

Чтобы понять, что мы делаем правильно, а что нет, начнем с изучения истории этикета. В дальнейшем мы опубликуем несколько статей по различным этикетам.

История возникновения этикета.

Разное время, разные народы диктовали свои правила. О них мы сейчас и будем вести разговор. Вернемся на многие тысячелетия назад. Какой мог быть этикет в первобытном обществе? Если ты добытчик, то волен есть добычу как угодно и где угодно. А если твое положение в племени достаточно высоко, то и вести себя можешь как угодно. Но даже в этом диком обществе существовали свои каноны бытия. Например, поклонение богам, стихиям. Люди относились почтительно к богам, и их посредникам – шаманам. Видимо, это и было самым первым проявлением этикета.

Далее рассмотрим картину Древней Греции. Общество перестало быть диким, оно достигло определенных высот в культурном и научном развитии. И это, несомненно, повлияло на этикет. Появились такие направления его, как деловой и застольный этикет. Конечно, это было только начальной стадией.

А вот жители Спарты уже следовали более строгим нормам. Хотя на наш современный взгляд, эти правила тоже кажутся странными. Одно из них – поощрение наготы в общественных местах (чтобы человек имел возможность показать свое тело таким, каким оно есть и не прятать изъяны). Второе предписание – обед вне дома, состоящий из одного блюда – брандахлысты. У спартанца, нарушившего эти правила, очень страдала репутация. Одновременно, в Греции правила этикета были диаметрально противоположны: приличная одежда и обед в кругу семьи.

Продолжим свой экскурс в историю этикета и рассмотрим средневековье. Иначе говоря, тёмные века. Начался упадок в развитии общества и этикет почти перестал существовать. Несмотря на это, именно тогда и появилось это слово – этикет, первый раз оно было употреблено при дворе Людовика XIV. В Европе в ту пору существовал культ поклонения даме. Однако, рыцари хранили верность лишь днем, а ночью забавлялись с местными красотками. Хотя они же и дали нам две хороших традиции – рукопожатие и правило снимать головной убор, чем показывали отсутствие намерения воткнуть в спину собеседника нож и отсутствие враждебности. В любом случае, этикету придавалось маленькое значение. В основном, ему следовали лишь при дворе.

И как противоположность Европе, в Феодальной Японии и Китае придавали значение каждой мелочи: жесту, движению человека. Правила этикета были равносильны законам. Враждебный взгляд, меч рукоятью вперед, отказ от предложенной тарелки риса, непочтительность могли привести к войне между кланами, вплоть до истребления одного из них.

Эпоха Ренессанса характеризуется расцветом технического прогресса, живописи, усилением контакта между разными странами. В то время и произошел огромный виток в развитии правил этикета. Этикет стал эквивалентом образованности и элегантности. Например, стало правилом мыть руки перед едой, уметь пользоваться столовыми приборами, соблюдать в одежде скромность, отказавшись от пышности.

Что касается России, то здесь весь этикет со времен средневековья заменяла одна книга – «Домострой», которая была написана монахом Сильвестром при царе Иване IV. Её основой было правило: мужчина – глава семьи и только он решает что хорошо, а что плохо. И только Петр I усмотрел, что правила домостроя давно устарели, позаимствовал европейские книги этикета.

В наше время, путём долгого отбора, жизненного опыта разных народов, этикет оставил в себе самые лучшие правила. Но это нельзя считать завершенным. Общество развивается и в каждой сфере его нужны свои правила поведения. Вместе с обществом будет развиваться и этикет, вбирая в себя все самое лучшее и необходимое. А мы рассмотрим далее как надо себя вести в современном обществе, чтобы не испортить впечатление.

Первое впечатление

Люди, общаясь друг с другом, создают в своем сознании образ собеседника, который основывается на восприятии внешности, речи, жестов, манеры поведения. Всё перечисленное и составляет имидж человека. Недаром существует поговорка «встречают по одёжке». Ведь именно во время первой встречи, а именно, как показали исследования, в течение первых десяти секунд знакомства или беседы создается первое впечатление о человеке. Чаще всего, оно играет решающую роль в судьбе каждого, например, при приеме на работу, при первом свидании.

Понятие «имидж» можно считать близким по силе воздействия на окружающих понятию «харизма». Только харизма дается человеку от рождения, а вот над имиджем можно поработать. Нужно только определить каким он должен быть, исходя из ваших целей и задач.

Например, если вы создаете себе имидж делового человека, то прекрасно впишетесь бизнес среду. Такой имидж связан с ограничениями в манере поведения, в одежде. Может быть, вы в глубине души испытываете дискомфорт, но вы просто обязаны соответствовать статусу. Несомненно, эти ваши усилия окупятся. Бывали случаи, когда солидный имидж при приеме на работу одного, имел большее значение, чем диплом другого.

Чтобы добиться положительного имиджа, необходимо много работать над ним и над собой. Вот несколько характеристик, которые отличают такой имидж: опрятный, привлекательный внешний вид, спокойная реакция как на критику, так и на похвалу, четкая, грамотная, правильная речь и многое другое.

Мимика и жесты в общении.

Чтобы речь была более выразительной, существуют жесты. Если у вас не получаются отточенные и своевременные жесты, то лучше руками не размахивать, а стоять спокойно, т.к., здесь тоже важна сдержанность и умеренность.

У каждого народа имеется свой язык жестов. Например, поднятый вверх большой палец в России означает одобрение, В США, Англии – голосование на дорогах или показатель, что все в порядке. Резко поднятый вверх палец – оскорбление, ругательство, но в Греции это означает «заткнись». В России, если мы считаем что-то на пальцах, то загибаем их в кулак, в Германии – наоборот, разгибают. Европеец, когда говорит о себе, показывает на грудь, азиат – на нос.

Поэтому, нельзя торопиться с выводами. Ведь смотреть и видеть – разные понятия. И мимика, и жесты могут оказаться лишь устойчивыми привычками собеседника, порой даже вредными. Мы привыкли считать, что если человек скрестил на груди руки, то это признак того, что он закрыт от собеседника. На самом деле, возможно он просто замерз. Вялое, слабое рукопожатие – не обязательно признак слабости или обиды, оно может быть вызвано болезненной царапиной на руке, или привычкой беречь руки (для музыкантов).

Не надо забывать, что жестами и мимикой можно управлять и многие этим успешно пользуются.

Правила поведения в общественных местах.

А сейчас мы, непосредственно, перейдем к этикету. Пока в общих чертах, а в следующих статьях рассмотрим каждый в отдельности.

Дверь. Начнем с входной двери. Сегодня крайне редко можно наблюдать, как двое людей спорят возле открытой двери: «Нет, только после Вас». Наше время диктует иные правила, иные скорости. И если кто-то кого-то пропускает вперед, тут не до церемоний – надо проходить. И это правильно. Но! По этикету мужчина должен пропустить женщину вперед, младший – старшего, подчиненный – начальника. Из двух людей, равных по возрасту и положению, первым проходит тот, кто ближе к двери. Если вы пришли домой с гостем, то первым должна войти хозяйка, а гость – следом. Гость входит первым, если хозяин мужчина. Если гость первый раз у вас в доме и не знает дороги, то вначале входит хозяин, говоря «Пожалуйста, за мной». Если гость женщина, правила те же. В случаях, когда гостя надо провести по учреждению или квартире, где есть еще двери, хозяин открыть ему дверь, затем, слегка опередить его перед следующей дверью, открыть ее, пропустить гостя и повторить все то же со следующей дверью.

Лестница. Казалось бы, что особенного можно сказать о правилах этикета на лестнице, но и здесь существуют свои законы. Поднимаясь по лестнице, мужчина должен идти позади женщины. Исключение составляют только те случаи, когда лестница ненадежная или темная. Спускаясь по лестнице, первым идет мужчина.

Если на узкой лестнице вам встретился пожилой человек, начальник или женщина, надо замедлить шаг, отойти в сторону и пропустить встречного. Женщины, пожилые люди и дети не должны отходить от перил, даже если это нарушает правила правостороннего движения.

Лифт. Поскольку лифт считается общественной территорией, находясь в нем, можно не снимать головной убор и здороваться с теми, с кого обычно приветствуете. Если женщина едет в лифте без спутника, она сама нажимает нужную кнопку. Если в лифте находится мужчина, и стоит близко к панели, он должен спросить остальных, в первую очередь женщин, какой этаж им нужен и нажать соответствующие кнопки.

Эскалатор. Мужчина дает возможность женщине первой войти на идущий вверх эскалатор, если нет отдельной причины для того, чтобы помочь ей сойти с эскалатора.

Магазин. В дверях магазина следует вначале пропустить выходящих, а потом войти самим. В магазинах и больших учреждениях мужчина не должен снимать головной убор. Но если это индивидуальное обслуживание, то шляпу следует снимать и приветствовать того, кто вас обслуживает. Подойдя к кассе, вы должны уже иметь наготове приблизительную сумму денег, а не задерживать остальных покупателей поиском денег в карманах и кошельке.

Автор: Татьяна Алёшина Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на мужской журнал manorama.ru обязательна!

Продолжение читайте на сайте:

Столовый этикет. Правила поведения за столом.

www.manorama.ru

История возникновения этикета | Обучонок

Слово «этикет» появилось при короле Людовике XIV во Франции.

На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости.

Отсюда и произошло понятие «этикет» - воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

король франции Людовик XIVЭти карточки назвали «этикетками».

Этикет Средневековья

Многие правила зародились еще в средневековье. Например, снимать шляпу или перчатку при приветствии.

Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей и ему нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало.

Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью показать, что он находится в кругу друзей.

Еще позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин всегда приветствовали, снимая головной убор.

И в таком виде этот ритуал сохранился и в XIX веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже короли Франции, которые не снимали шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее при появлении дамы.

Обычай рукопожатия

Обычай рукопожатия имеет более древнюю историю. Человек протягивал невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. До наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять.Этикет Египта

Этикет в Египте

С давних времён летописцы, философы, писатели и поэты давали многочисленные рекомендации относительно поведения человека за столом.

В Древнем Египте в III тысячелетии до н. э. одной из популярных рукописей был сборник добрых советов «Поучения Кочемни».  

В сборнике в виде рекомендаций отца сыновьям объяснялась необходимость практически обучать молодых людей правилам приличия и образцового поведения в обществе.

Уже тогда у египтян считалось необходимым пользоваться столовыми приборами, также умение есть красиво, бесшумно. Такое поведение расценивалось как большое достоинство и необходимый компонент культуры.

Соблюдение правил этикета доходило до абсурда. Даже была такая поговорка:«Этикет делает королей рабами двора».

Случаи из истории, когда стремление соблюсти этикет могло стоить людям жизни

Испанский король Филипп III во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелся огонь, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Придворный, который должен был следить за огнем в камине, отсутствовал. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало его лицо, и загорелись кружева на его одежде. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней.

А при испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.

Этикет России

Развитие этикета в России

В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету.

Первая книга по этикету называлась «Домострой». В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни.

Петр I, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы.

При Петре I в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало» или "Показания к житейскому обхождению". Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе.

Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.

Перейти к странице 4. Что такое этикет?

obuchonok.ru

Правила этикета. Происхождение. Традиции. Особенности

 

Этикетом называют совокупность норм поведения, принятых в обществе. Сегодня существуют различные виды этикета - столовый, офисный, дипломатический... Если хотите прослыть воспитанным человеком, приходится усваивать эти правила. Интересно, каким же образом они появились на свет и вообще - зачем нам нужны? Попробуем ответить на эти вопросы.

Откуда взялись правила этикета. 9195.jpegВпервые слово «этикет» было употреблено при дворе французского короля Людовика XIV: на одном из приемов гостям раздали карточки со сводами правил - так называемые «этикетки». Но первые предписания, как следует держаться в тех или иных ситуациях, встречаются еще на глиняных табличках шумеров и древних египтян.

Большую роль играл этикет в Древней Индии с ее кастовой системой. В Древнем Китае к первой половине I тысячелетия до нашей эры были выработаны нормы поведения - «ли», в которых регламентировалась вся человеческая жизнь буквально до мелочей. Например, мужчинам предписывалось ходить только по правой стороне улицы, а женщинам - только по левой.

В XI-XII веках сформировались правила западноевропейского этикета. Они четко определяли границу между различными сословиями, а также между представителями разных ступеней дворянской иерархии. Так, за торжественным обедом при французском королевском дворе все пэры должны были занимать свои места согласно статусу - кто-то оказывался ближе к монарху, а кто-то - дальше от него.

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ТОП:

Язык цветов, незаслуженно забытый

Азы фэн-шуй в городской квартире

Ремонт. Почти даром

В этом разделе: Новости партнеров

В первой половине ХIV столетия был издан первый кодекс хороших манер «Il Galateo», автором которого являлся флорентиец Джованни делла Каза. Изложенные в нем предписания казались не только особ аристократического происхождения, но и представителей других сословий, то есть были универсальными.

Однако все-таки самых строгих правил этикета придерживались при королевских дворах Европы. Появилась даже специальная должность - церемониймейстер (знаток придворного этикета). Во Франции во времена абсолютизма жизнь двора полностью подчинялась требованиям этикета. Так, во время трапезы монарха все подданные, не являвшиеся членами королевской фамилии, должны были стоять. Королева и принцы могли сидеть на стульях, остальные члены королевской семьи - на табуретках. Последней привилегии могла также удостоиться фаворитка короля.

Откуда взялись правила этикета. 9194.jpegВ XVIII столетии собственные нормы этикета появились и у буржуазии. Правила были довольно строгими. Например, женщине запрещалось оставаться наедине с мужчиной, если он не был ее мужем или близким родственником... Хотя на деле многие нарушали эти предписания.

В России вплоть до реформ Петра I основная масса населения придерживалась уклада, изложенного в сборнике «Домострой», вышедшем в XVI веке. Там были подробно прописаны правила содержания домашнего хозяйства и семейной жизни. Весь уклад жизни был пропитан религиозностью. У женщин не было фактически никаких прав, им предписывалось во всем подчиняться мужу, молиться, вести хозяйство и растить детей.

Жестко регламентировались правила гостеприимства. Так, гостей принимали в соответствии с их возрастом и общественным статусом. Если являлись в гости к равному по статусу, то подъезжали прямо к крыльцу. Если хозяин дома имел более высокий статус, то останавливались у ворот и шли через двор пешком. Те, кто стоял на более высоких ступенях общественной иерархии, не должны были сами навещать «низших по званию», только наоборот... Позднее Петр I стал вводить этикет западного образца, но это касалось лишь верхушки общества, а низшие слои еще долго продолжали жить по Домострою.

Начиная с XVIII столетия правила этикета в обязательном порядке подлежали изучению, по крайней мере, дворянскими детьми. Например, девушек учили, как вести себя с молодыми людьми, как встречать гостей, как держаться с родственниками или старшими по «званию».

В наши дни норм этикета - как писаных, так и неписаных, существует огромное множество. Есть национальные правила этикета, действующие в рамках одной страны или народности, а есть профессиональные. Очень важен этикет в сфере дипломатии, так как несоблюдение принятых формальностей может повлечь за собой международный конфликт. Есть также медицинский, юридический, воинский этикет... Свои разновидности этикета существуют в области бизнеса и даже в Интернете.

В каких-то ситуациях строгое соблюдение правил необходимо, в каких-то можно обойтись без условностей и формальностей... Но некие общие нормы приняты практически везде: так, людей более высокого социального статуса называют на «вы», младший в разговоре не должен перебивать старшего по возрасту, мужчина должен открывать перед женщиной дверь, и так далее.

Зачем же следовать правилам этикета? Прежде всего, чтобы отдать дань общественному статусу другого человека. И, наконец, для того, чтобы наш собеседник чувствовал себя с нами комфортно. Недаром говорится, что ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. 

Читайте также:

Этикет в общественных местах

Что такое респираторный этикет

Деловой этикет: правила хорошего тона

Телефонный этикет - это должен знать каждый!

Деловой этикет: правила поведения за столом

Правила этикета: Не дави блох на людях.

Любимская Дарья  '; //-->
Правила этикета. Происхождение. Традиции. ОсобенностиЭтикетом называют совокупность норм поведения, принятых в обществе. Сегодня существуют различные виды этикета – столовый, офисный, дипломатический... Если хотите прослыть воспитанным человеком, приходится усваивать эти правила. Интересно, каким же образом они появились на свет и вообще – зачем нам нужны? Попробуем ответить на эти вопросы.
http://www.missus.ru/articles/family/afisha/24-05-2011/etiket/6179

www.missus.ru

4 Этикет в эпоху античности - Этикет

 Нравственное сознание (как личности, так и народа в целом) отражается не только в религии, но и в светской форме морализаторства – этической науке. Религия и этика – это два пласта, две разновидности теоретического уровня нравственного сознания, которые взаимопроникают, взаимообуславливают друг друга. Рассматривая различные религиозные доктрины, изучая этические концепции различных эпох можно узнать многое о нравах и этикетных нормах, свойственных тому или иному народу.

 Каждый народ сформировал свои правила поведения, которые при всем их многообразии и постоянной изменчивости имеют общие черты. На стиль жизни, быта, общения людей оказывают влияние многие факторы: и природные условия, и климат, и экономические процессы, и вся предшествующая история, и перспективы развития народа и страны.

 Народы, живущие по соседству, часто имеют не только схожие природно-климатические зоны, но и некоторую, до известной степени, общую историю. Взаимовлияние, взаимопроникновение культур происходит через торговые, научные, производительные и другие связи в мирных условиях, и через прямую агрессию и оккупацию в период войн, междоусобиц. Чем ближе живут народы друг к другу на географическом пространстве, тем больше сказывается и на них временное, культурное пространство. Не случайно, поэтому, принято говорить о цивилизации Запада и о цивилизации Востока – как о двух наиболее крупных культурно-исторических образованиях в истории человечества.

 Каждая из этих цивилизаций имеет долгую историю. Каждая выработала свои традиции – и в сфере производства, и в сфере искусства, и в религии, и в воспитании, и в быту, и в образе мышления как таковом. И, конечно, у каждой цивилизации есть свои нормы поведения и общения людей между собой, свои представления о том, как человек должен одеваться, говорить, двигаться “на людях”. То есть, попросту говоря, у каждой цивилизации есть свой этикет.

 Под Западной цивилизацией принято подразумевать Старый Свет – Европу. Европейский этикет, явление достаточно единое, однородное. Но это единство образовалось не сразу. Первоначально этикетные формы носили явный отпечаток народных традиций, затем приобрели сословный характер, что позволяет говорить не о “французском” или “английском” этикете, а об этикете “дворянском” или “буржуазном”, этикете “двора” или “этикете простолюдинов”.

 Становление и развитие этикета, его различные нормы и правила, изменение этикета с течением времени нашли свое отражение и в фольклоре, и в произведениях литераторов, мыслителей, философов различных эпох.

 Ранее уже отмечалось, что этикет как составная часть внешней культуры человека, как свод некоторых этических принципов неразрывно, ограниченно связан с понятием эстетического, прекрасного. Сложная система взаимоотношений этического и эстетического, которая характеризуется не только единством, но и, подчас, противоречивостью, сложилась исторически. Эта взаимосвязь отражена в истории философской мысли, где этические и эстетические концепции слиты, подчас, воедино, и невозможно рассказывать об эволюции нравов без того, чтобы не упомянуть теорий о красоте.

 Рассмотрим представление о красоте в античности.

 Самые ранние, впервые письменно зафиксированные нормы поведения появились на территории Месопотамии. Литературные тексты Древнего Шумера позволили выделить “первые моральные идеалы”. По мнению шумеров, высокие моральные качества были божественным предначертанием. Бог солнца Уту и богиня истины, правосудия и милосердия Нанше следили за соблюдением норм поведения: “В первый день каждого нового года Нанше судила людей за содеянное. Гнев ее вызывают:

·       тот, кто идет путем порока, тяготеет к произволу...

·       тот, кто не выполняет установленные правила, нарушает договоры...

·       тот, кто взирает благосклонно на места погибели...

·       тот, кто подменяет тяжелую гирю легкой гирей...

·       тот, кто подменяет большую меру малой мерой...

·       тот, кто, съев нечто ему не принадлежащее, не говорит: “Я это съел”...

·       тот, кто выпил и не говорит: “Я это выпил”...

 В Древней Греции и этические, и эстетические нормы являются свойствами самого бытия, космоса, мира богов, природы и людей. Образцом поведения через мифотворчество объявляются поступки богов, которые не осмысливаются критически, и, поэтому, всегда носят двойственный, противоречивый характер. Например, Аполлон прекрасен. Прекрасен и хитроумен Гермес. А если он и обманывает Аргуса – то это отнюдь не мешает ему быть образцом поведения и воплощением космической гармонии.

 Из глубины веков пришло понимание красоты как неотъемлемого качества самой жизни, самого мира природы и вещей. Но уже в эпосе Гомера впервые появляется новое понимание красоты: красота не столько самих вещей, сколько красота отношений, возникающих между вещами и явлениями. Прекрасное может относиться не только к самой вещи, к производству, оно характеризует и области быта, сознания, все проявления общественной и личной жизни греков. Критерием прекрасного часто выступает его жизненное значение или связь с традициями: прекрасно то, что соответствует традициям, что способствует утверждению аристократического сознания.

 Примером такого понимания красоты может служить философия Пифагора, в которой основным эстетическим законом бытия называется числовая гармония.

 В текстах Эсхила (близкого по взглядам к Пифагору) категория красоты применяется для оценки отношения человека к обычаям, нравам века. Прекрасно защищать Родину, умирать, побеждая на войне, обучаться мудрости у стариков. Для грека миф был реальностью, религия – действительностью, вера сливалась с пониманием, реальное – с идеальным. Всякое расчленение добра и красоты было возможно лишь при наличии этой общей, объединяющей основы. Способность обнаруживать красоту в любых вещах и явлениях, в строении космоса и в моральном совершенстве можно объяснить условиями жизни античного общества. Целостность древнегреческого города-государства, которая в сознании отождествлялась с космосом, не допускала самоопределения личности, противопоставления реального и идеального, утилитарного – чистому наслаждению красотой.

 Гераклит трактовал природу прекрасного несколько иначе – прекрасное проявляет себя в отношениях с другими явлениями. Например, самая прекрасная обезьяна безобразна по сравнению с человеком, но и прекраснейший человек безобразен по сравнению с богом; высшая, с точки зрения человека, добродетель есть лишь слабое подобие идеи бога. Относительный характер прекрасного и морального вызван, по Гераклиту, еще и различными обычаями: то, что у одних народов считается нравственным и прекрасным, у других – безнравственным и безобразным, то, что одними одобряется и восхваляется, другими осуждается. Особенно наглядно это проявляется в религиозных и семейно-брачных отношениях.

 Идеи относительности, релятивности, прекрасного развиваются и в учениях софистов. Мораль видоизменяется вместе с изменяющимися условиями жизни.

 В эту эпоху ( V век до нашей эры) также развиваются идеи о самоценности красоты и независимости морали от воли богов. Яркой фигурой среди тех, кто отстаивал эти идеи, был Сократ. В обвинении, которое выдвинули против него на суде, была характерная фраза: “Сократ погрешает и преступает меру должного...”. Сократ, конечно, не

был первым, кто начал потрясать основы (имеется в виду основы древнегреческого понимания красоты как явления, изначально присущего самому космосу). Просто личность Сократа была очень яркой, а его вклад в развенчание признанных богов, традиций и обычаев является уникальным. Этика Сократа построена на новом принципе: истинная польза и истинное блаженство связаны с активностью, деятельностью самой личности. Нравственное объявляется результатом познания, добродетель – внутренним свойством человека.

 Платон рассматривает личность, ее культурный и моральный облик, как продукт развития общества и государства. В политике и искусстве Платон защищал традиции прошлого, не принимал новых веяний. Пристрастие к традициям Платона вызвано его верой в незыблемость моральных основ аристократического государства. Анализ природы прекрасного и нравственного (что в Древней Греции называлось единым словом “калокагатия”), проделанный Платоном во многих его трудах, приводит его к глобальному назидательному выводу: “Прекрасное – трудно. Это я, кажется, узнал!”

 Аристотель в своем учении о человеке рассматривает добродетели как качества, которые приобретаются в процессе человеческой жизни и деятельности. Добродетели оказываются средством к достижению цели (но высшей целью у Аристотеля, высшей человеческой добродетелью, является созерцание, которое любят ради него самого). Человек, живущий по принципу калокагатии, выступает мерилом истины, добродетели и красоты.

 В дальнейшем, с упадком античной культуры, переосмысливаются и нормы поведения человека в обществе. Киренаики в Греции провозгласили единственной целью человеческого существования – наслаждение, отрицая все другие нормы и принципы бытия. Римский поэт Овидий, развивая эти идеи в своем “Искусстве любви”, говорил: “Всякий думает о своем наслаждении”. “Говорить ли мне о том, что добродетель всюду у нас смешана с пороком? Дружба, верность – только пустые звуки... Старайся нравиться мужу своей возлюбленной. Ничто не облегчит тебе так достижение твоей цели, как дружба мужа”. Овидий не отказывает в советах и женщинам: “Что делать женщине, если ее возлюбленный более легкомысленен, чем она? Быть может, и она может иметь несколько возлюбленных? Это кажется нам невероятным, но это сущая правда”. Овидий воспевает утехи любви, напоминая о бренности жизни: “Годы проходят, как вода. Ушедший поток не вернется к своему источнику. Прожитый час прошел безвозвратно”.

 Однако есть неизбежная логика поведения “ловца удовольствий”: его пресыщенную чувственность могут подстегнуть лишь все более утонченные наслаждения, что, в конце концов, ведет к извращенности. В “Сатириконе” Петрония мелькает непрерывный калейдоскоп извращенной, опустошающей чувственности – каждое следующее наслаждение подхлестывает, как удар кнутом, заставляет быть изобретательным в поиске наслаждений. Поэт Эвмолл говорит: “Все позволенное – противно, и вялые, заблудшие души стремятся к необычному...” Эпикур, напротив, воспевает безмятежность духа, которая достигается добродетелями, и, прежде всего, мудростью.

 Наиболее категоричны в противопоставлении внутреннего и внешнего мира – стоики. Прекрасным и этичным для стоика может быть лишь внутренняя стойкость и красота. Все внешнее – ничтожно и преходящее. Марк Аврелий писал: “Что нужно разлагать предметы, которые кажутся нам привлекательными, выясняя их малую ценность и сбрасывая с них блестящее одеяние, которыми они украшают себя. Единственное благо – духовная свобода и добродетель, взятые “сами по себе”.

 В античной литературе мы часто сталкиваемся с обычаями и правилами поведения того времени. Например, в скандинавской “Заае” довольно подробно рассказывается об обычаях застолий, и особое внимание уделяется правилам произнесения тостов.

 Тем или иным нормам и правилам поведения посвящены многие, даже очень древние, трактаты и книги. Так, Гомер в “Одиссее” описывает нравы богов и героев. Их поступки и образ мыслей предлагаются в качестве образца для подражания простым смертным. Интересно, что при этом сколь-нибудь устойчивого морального кодекса еще не формулируется. Просто есть герои, они совершают героические поступки, и не задумываются над их нравственным содержанием.

 Гесиод в книге “Труды и дни” также уделяет немало внимания нравам и традициям. Например, выписывает правила поведения для женщин, те нормы, которые должна соблюдать мужнина жена. И у Гесиода, в отличие от Гомера, уже есть нравственная позиция, уже есть определенные, сформулированные правила поведения людей. В основе его кодекса – труд, справедливость, бережливость, расчетливость, законность.

 “Признак изящества – приличие, признак щегольства – излишество”, – так рассуждал о нормах приличия афинский оратор Исократ (436 – 338 гг. до нашей эры).

 Знаменитые “семь мудрецов” Древней Греции формулируют свои этикетные нормы: “Почитай старших”, “Обуздывай гнев” (Хилон), “Спеши угодить родителям” (Фалес), “О богах говори: они есть” (Биас), “Предпочитай старые законы, но свежую еду” (Периандр), “Ничего – слишком” (Соломон) и пр.

 Античная культура осознавала себя культурой городской. Эллины – даже в эпоху раздробленности – осознавали себя не только членами определенной городской общины (полиса), но и представителями одного из эллинских племен. Каждая форма сознания предполагала определенные стереотипы поведения, актуализировавшиеся в зависимости от обязательств. И в культурном контексте собственно этическое самосознание с его коренным противопоставлением “эллин-варвар” обладало повышенной актуальностью.

 В период античности большое влияние на умы и души людей (граждан полиса) оказывали философы, к которым в то время относили всех, посвящающих себя умственным занятиям. Причем, влияние это распространялось не только через беседы, трактаты и публичные выступления. Предметом обсуждения и образцом для подражания становилась повседневная жизнь философа, особенности его поведения, речи и т.д. Таким образом, своего рода этикетным кодексом становились для учеников и последователей жизнь и манеры учителя.

 Сознательное культивирование правил, определяющих внешние формы поведения – этикета, ряд исследователей относят к периоду античности (древняя Греция и Древний Рим). Именно в это время наблюдаются первые попытки специального обучения людей красивому поведению. Само “красивое поведение” в это время практически совпадало с добродетелями античного человека, с его представлениями о нравственности и гражданственности. Сочетание красивого и нравственного (благородного) обозначалось у древних греков понятием, как уже упоминалось, “калокагатия” (греч. “калос” – прекрасный, “агатос” – добрый). Основой калокагатии было совершенство и телесного сложения, и духовно-нравственного склада. Наряду с красотой и силой она заключала в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность. В этом смысле в античности не было этикета как собственно внешней формы проявления культуры человека, поскольку не было самого противопоставления внешнего и внутреннего (этикетного и нравственного).

 Правила повседневного поведения лишь в самой общей форме ориентировали человека на проявление его личных добродетелей. Поведенческие нормы не указывали, как следует действовать в конкретных ситуациях, и давали только общее направление деятельности, представляя каждому максимальную свободу выбора поведения.

 Главное для древних греков было – жить разумно, просто по заветам предков и законам государства, избегая излишеств и крайностей. Иначе говоря, важнейшим принципам, определявшими их стратегию поведения, были принципы “разумности” и “золотой середины” (“разумной меры”).

 Нормы поведения были ориентированы на человеческую разумность, рассудительность и несли в себе заряд целесообразности. Хорошим воспитанием считалось то воспитание, которое научает человека, прежде всего, самостоятельно думать, размышлять, а, умея думать, он сам сообразит, где и как себя вести, какой вариант поведения предпочесть. Не случайно, поэтому именно в эпоху античности приобрели такую популярность диалоги как форма поиска наиболее правильного, истинного варианта ответа на поставленные вопросы. Вспомним хотя бы “Застольные беседы” Плутарха, построенные на принципах диалога, спора мудрецов, выясняющих, какое поведение человека в тех или иных жизненных обстоятельствах будет более предпочтительным. А предпочтительными оказывались те варианты поведения, которые отличались практичностью, целесообразностью, разумностью! Так, например, при обсуждении вопроса о том, “почему, поднявшись с ложа, следует немедленно убрать постель”, участники беседы пришли к выводу: “...это наставление, скорее всего, направлено против дневного сна: утром следует тотчас устранить обстановку, располагающую ко сну; отдыхать надо ночью, а поднявшись утром, работать, не уподобляясь мертвому телу: ведь от спящего человека пользы не больше, чем от мертвеца”.

 Кроме того, важным считалось не внешнее оформление поступка, не его форма, а его смысл, содержание. Философ Фалес говорил: “Надобно не с виду быть пригожим, а с норову хорошим”.

 В это время формируются, в частности, представления о обходительности. (Нравственный прообраз того, что позже стали называть манерами). Согласно концепции Аристотеля, она бывает трех родов: “Первый род – в обращении: например, в том, как обращаются ко всем встречным и приветствуют их, протягивая руку. Второй – когда приходят на помощь всякому бедствующему. И, наконец, третий род обходительности – когда бывают гостеприимными в застольи”. Своеобразным примером обходительности третьего рода и

благородства может служить поступок Юлия Цезаря: “... когда у кого-то

на обеде было подано старое масло вместо свежего и остальные гости от него отказались, он один брал его даже больше обычного, чтобы не показать, будто он упрекает хозяина в небрежности или невежливости”.

 Важнейший принцип культуры античности – принцип “золотой середины”, “разумной меры” – в несколько трансформированном виде вошел в число основных принципов этикета, правил хорошего тона.

 Аристотель подробно изложил его в своих трудах: “Быть достойным человеком – значит обладать добродетелями... добродетель есть некая середина между противоположными страстями.... избыток и недостаток присущи порочности, а обладание серединой – добродетели.... добродетель есть сознательно избираемый склад (души), состоящий в обладании серединой по отношению к нам, причем определенной таки суждением, каким определит ее рассудительный человек, желающий быть достойным человеком, ведь в любом деле трудно держаться середины”.

 В реальной жизни античного общества этот принцип “разумной меры” не всегда удавалось соблюдать, особенно в период Римской империи. Жизнерадостность, стремление к благу и удовольствиям, присущие античному человеку, нередко перерастали в излишества в приеме пищи, увеселениях и т.п., о чем существует немало исторических свидетельств. Так, например, Светоний повествует о том, что римский император Клавдий “до еды и питья был жаден во всякое время и во всяком месте... От стола он отходил не раньше, чем, отяжелев и взмокнув, и тут же ложился навзничь, чтобы во сне ему облегчили желудок, вставив перышко в разинутый рот”. А император Вителий устраивал “пиры по три раза в день, а то и по четыре – за утренним завтраком, дневным завтраком, обедом и ужином”. Неразвитости этикетных норм способствовало и то обстоятельство, что единой формой римского самосознания было самосознание общинное. Здесь нет противостояния с варварами. Раб, при соблюдении определенных правил приписывался к римской общине. Понятие “римлянин” никогда не было этническим в собственном смысле слова.

 С одной стороны, тому кто усвоил один из гражданских языков Римской империи, открывалась дорога к образованию и восприятию общей для всех римлян культурной традиции, локальные варианты которой оставались при этом весьма разнообразными. С другой стороны, вливание столь разнородных вариантов и культурных традиций размывали основы нравственных категорий и правил поведения империи, что вело к падению нравов.

 В целом культура этого периода была замкнутой мужской культурой. Женщины считались существами низкими по развитию, поэтому они не допускались к культурно-политической, гражданской жизни общества. Философ Фалес (а по некоторым источникам – Сократ) даже говорил, что он “... за три вещи благодарен судьбе: во-первых, что он человек, а не животное; во-вторых, что он мужчина, а не женщина; в-третьих, что он эллин, а не варвар”.

 Личностным образцом того времени был образец мужского типа поведения, благородного человека, героя, несущего в себе единство нравственных, гражданских, эстетических черт. Благородство связывалось прежде всего с аристократическим происхождением. Благородного мужчину должна была отличать красивая речь и учтивость. “Имеется в виду не какая-нибудь риторика, но речь, отличающая верхние слои общества от простонародья”. Именно культура речи на протяжении следующих столетий была одним из наиболее ярких проявлений этикетной культуры человека, своеобразной “этикеткой”, подчеркивающей его классовую и культурную принадлежность.

 Учтивость проявлялась во всем: учтивый человек не стремился выйти на первый план, вел себя сдержанно, проявлял тактичность по отношению к гостям, не задавал лишних вопросов.

 Благородный человек “щедр и широк по натуре, соблюдая, однако, середину между плебейским швырянием денег на ветер и мелочной привязанностью к деньгам. Сам он оказывает благодеяния, но принимать их стыдится. За благодеяние он воздает еще большим благодеянием, чтобы во всем иметь превосходство”.

 Кроме того, он избегает резких движений и говорит спокойно. Он предпочитает “владеть вещами прекрасными и не приносящими пользы, ибо это свойственно человеку самодостаточному”.

 Но все же главная отличительная черта благородного человека – это забота о чести, стремление к славе и почестям.

 В условиях беспрерывных войн военный успех и военная доблесть оказывались естественным путем к славе. Подъем по лестнице должностей или, что, по сути, то же самое, почестей делался источником еще большей славы. Должность становилась достоянием фамилии, которая получала право хранить изображения прославленных предков. Подвиги членов фамилии делали ее “знатной”, то есть знаменитой, а слава предков обязывала потомков не только ее блюсти, но и стараться ее превзойти.

 Вместе с тем безудержное стремление к первенству и славе нередко принимало извращенные и даже комические формы. Достаточно вспомнить исторический анекдот о том, как Алкивиад отрубил хвост своей собаке, чтобы привлечь к себе внимание афинян. Или трагический пример истории с Геростратом, который поджег храм Артемиды Эфесской с целью прославиться. И это ему вполне удалось, его имя стало нарицательным.

 “Заботе о собственной чести неизбежно сопутствует и боязнь прослыть смешным... Незаслуженным бесчестием аристократ пренебрегает, хотя никому не позволит себя задевать, ибо спокойно сносить обиду пристало рабу....Он не выказывает свою силу над теми, кто стоит ниже его, зато держится величественно с людьми высокопоставленными”.

 Отличительной чертой аристократа является презрение к физическому труду, как и любому платному занятию. Он должен избегать клейма профессионализма, и это, безусловно, роднит его с дворянами и джентльменами последующих эпох. В мирное время он любит роскошные обеды, пение, музыку, свежесть одежд, сладострастные бани и мягкое ложе.

 Описанный образ представителя этого праздного аристократического класса противопоставляется типу простака (или, как его еще называли, “неотесанного”), который контрастно оттенял черты благородного человека. Ученик Аристотеля Феофраст изобразил его в своем произведении под названием “Характеры” следующим образом: “А неотесанный вот какой человек....Сапоги носит непомерно большие и выше колен, так что видна его нагота. На улицах города ничто его не удивляет и не поражает, только когда увидит быка, осла или козла, то останавливается и внимательно разглядывает. Доставая что-нибудь из кладовой, он тут же наестся и хлебнет неразбавленного вина... Завтракает на ходу, задавая корм скотине... В бане он поет и сапоги подбивает гвоздями”.

 В целом в Римской империи высшие слои общества приходят к мысли о необходимости выделиться, занять особое положение в обществе и подчеркнуть его с помощью особой этикетной атрибутики в одежде, украшениях, в оформлении застолий и поведении за трапезой и т.д., закрепив все это в особых правилах приличия. Так начинают складываться основы собственно этикетного поведения.

 В Древнем Риме к Юлию Цезарю обращались просто “Цезарь”. С укреплением императорской власти начали вырабатываться особые правила обращения к монарху и правила, регламентирующие жизнь двора. Византийский император Константин стал внедрять иерархические отношения среди аристократии и ввел титулы, которые были обязательны при обращении к лицам, принадлежавшим к знати. Соответственно рангу и титулу каждый придворный должен был участвовать в церемониях, выполняя строго определенные функции.

 

intellect.ml

История этикета

Парень и девушкаСлово "этикет" имеет такую длинную историю, что тот факт, откуда оно берет свое начало уже давно забыт, и человечеству остается только догадываться и предполагать о том, где и когда появилось это понятие. Однако если обратиться к некоторым историческим сводкам, то в некоторых из них предполагается, что слово "этикет" появилось во время царствования легендарного Людовика XIV для обозначения некоторых нововведений в культурной жизни королевского двора. Именно при Великом Людовике XIV всем гостям двора стали вручать специальные карточки, или так называемые этикетки. На этикетках были написаны правила поведения, которых должны были придерживаться все гости без исключения, находясь на территории королевского двора. По одной из версий история этикета началась именно с этого момента, а само название - этикет получил от названия карточек. Однако есть и сторонники другой версии, по которой история этикета насчитывает не менее пяти тысяч лет.

Древний и средневековый этикет

Ни для кого не секрет, что великая цивилизация Древнего Рима, создавая свою национальную культуру, за основу взяла культуру Греции, в силу родственного воинствующего менталитета. Вспыльчивый нрав, невоздержанность в поведении, желание превосходить других в роскоши нарядов, непокорный характер древних римлян – все это нашло отражение в этикете одной из самых мощных и величественных цивилизаций древности. В эпоху средневековья для многих стран был характерен свой неповторимый этикет. История этикета Византии очень интересна, так как он отличается своей пышностью и каноничностью, тем самым воплощая в себе черты Восточной и Западной культуры.

Этикет на Востоке

В кафеЕще за долго до того, как возникло само понятие «этикет», это явление существовало на Востоке. Коренным жителям Европы до сих пор с большим трудом и усилием дается японский этикет. История этикета в Японии очень своеобразна и самобытна. Этикет в этой стране очень тонок и деликатен. Главное в нем – это забота о том, чтобы в общении собеседник чувствовал себя комфортно и ни в коем случае не оказался в неловкой ситуации. Но не только Япония славилась своей тактичностью. Как себя правильно вести и преподать в обществе знали и жители Древнего Китая.

Этикет за океаном

В США первые упоминания о правилах поведения в обществе относятся к периоду президенствования Джорджа Вашингтона. История этикета в США началась с того момента, когда будущий президент, будучи четырнадцатилетним подростком, изучил перевод книги французского монаха, датируемой 1640 годом, и собрал около ста десяти "Правил приличного поведения". Некоторые из них гласили: «Не дави блох на людях, не чешись за столом…» В настоящее время в Америке открыт и действует Институт этикета, основательницей которого является Эмилия Пост. Ее книги по этикету и культуре поведения в обществе известны и популярны не только в Америке.

Российский этикет

Достаточно длительный период времени жители России в своем быту опирались на традиции «Домостроя». Эта книга – величайшее культурное наследие Средневековой Руси, была написана в период правления Ивана IV священником Сильвестром и оставалась актуальной и почитаемой вплоть до XVIII века. Основные принципы быта по «Домострою» заключались в том, что отец являлся единоличным главой любой семьи, он мог и жестоко наказать любого члена семьи в случае неповиновения ему. С приходом на российский престол Петра I, в быт населения Российской империи стали активно внедряться европейские манеры. Для этого Петр I велел переиздать известную европейскую книгу «Юности честное зерцало». Многие из норм этикета, приведенных в этом произведении, не потеряли актуальности и в наши дни.

www.raut.ru

Немного о развитие этикета - История развития этикета - Каталог статей

   С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы пове­дения для того, чтобы облегчить себе жизнь. По­жалуй, без них нельзя было выжить даже в пер­вобытнообщинном обществе. 

   Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что этикет как свод определенных пра­вил поведения появился одновременно с возник­новением первобытного человеческого общества как необходимое условие его существования.                                                                                                  Первоначально эти правила были едиными, то есть они регламентировали одновременно юри­дические, экономические, кровнородственные, религиозные и нравственно-этические отношения. Им подчинялись все члены общины. Таким обра­зом, этикет в этот период времени не выступал самостоятельно, отдельно от других правил, ре­гулирующих общественную жизнь первобытного коллектива, а представлял собой часть этих об­щих правил. 

   Разумеется, подобные правила были ненаписанными и негласными, они рождались из есте­ственной потребности всего коллектива и регу­лировались им. Хранителями подобных знаний были старейшины.

   Чуть позже, когда общество перешло на но­вый этап своего развития, нормы этикета выде­лились в самостоятельные правила и стали фиксироваться письменно. Правда, это были не спе­циальные своды правил, а различные упомина­ния о них в художественных произведениях.

   Уже в древних египетских, римских руко­писях, гомеровской «Одиссее» говорится о пра­вилах поведения людей в различных жизненных ситуациях. В это время были строго регламенти­рованы взаимоотношения высших и низших со­словий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин.

                                                                                               

   Нарушение этих правил влекло за собой тя­желые последствия: совершить поступок, руко­водствуясь только собственными желаниями, означало предать и тем самым исключить себя из своего племени, своего сообщества.

   В древних шумерских литературных текстах были изложены первые правила поведения, ко­торые, по мнению шумер, были завещаны чело­веку богами, поэтому их необходимо неукосни­тельно выполнять.

   В древнескандинавском памятнике литерату­ры «Эдде» содержатся не только подробное опи­сание поведения за столом, но и правила произ­несения тостов. О культуре поведения за столом упоминает в своем произведении «Искусство любить» древнеримский поэт Овидий.

   Кодекс принятых норм поведения невольно отражал тенденции развития общества: уклад жизни, мировоззрение людей, классовые раз­личия. Со временем появился не только бытовой этикет, но и политический. Он регулировал вне­шнюю жизнь общества: взаимоотношения с дру­гими государствами.

   Первое свидетельство появления политичес­кого, или дипломатического этикета - письмен­ный договор о мире, выгравированный на сереб­ряной пластинке, который был заключен египет­ским фараоном Рамзесом Вторым и хеттским царем Хаттушилем Третьим в 1278 г. Несмотря на то, что египтяне проиграли войну, Хаттушилю Третьему было выгодно иметь в лице Египта своего союзника, поэтому он подписывает мир­ный договор.

   Таким образом, дипломатический (политичес­кий) этикет появился раньше всех остальных разновидностей этикета.

   Огромное значение межгосударственным отношениям придавали в Древнем Египте. Перего­воры проводились в торжественной обстановке в соответствии с огромным количеством правил и сложных ритуалов. Со временем появились по­слы — представители правительства государства в других странах.

    В Древней Греции послы носили специаль­ные жезлы, которые свидетельствовали об их представительской миссии — это так называе­мые «жезлы Гермеса».

    На верхушке жезла, обвитого лавром, были прикреплены крылья птицы и два переплетен­ных узла. Узлы символизировали расторопность и хитрость, а крылья — маневренность и подвижность. Послы были знатоками международного этикета, очень часто именно от их знания поли­тической обстановки и правил, принятых в дан­ной стране, зависела участь переговоров.

    В Древнем Риме политический этикет был развит еще больше. Так, например, в честь при­ема иностранных послов в Риме устраивались празднества, а при отъезде обе стороны обмени­вались подарками.

   Средние века богаты всевозможными трак­татами, дающими советы и рекомендации на все случаи жизни. Не обошлось здесь и без трактата о поведении, о том, что требуется от каждого воспитанного человека: учтивость и вежливость.

   Первоначально этикет регламентировал пра­вила поведения людей, принадлежащих к выс­шему обществу. Таким образом, возникает еще одна разновидность этикета — придворный этикет.

                                                                                               

   В 1204 году появилась книга «О правилах поведения» («Дисциплина клерикалис»), написан­ная испанским автором Петроусом Альфонси. Это первый памятник общегражданского этикета.

   На основе этого сочинения были составлены многие последующие книги по этикету. Вначале это были книги о правилах поведения придвор­ных. Затем появились и книги, предназначенные для более широкого круга читателей. Эти книги содержали правила поведения за столом, учили правильно вести беседу, принимать гостей и т. д. Одной из таких книг стала изданная в Гамбурге в 1716 году «Книга о вежливом поведении и дос­тойном обхождении как с высокими и почтенны­ми персонами, так и с дамами, а также о том, каким образом дама может соблюсти вежливость по отношению к нам». Автором этой книги был Менантес.

   В период раннего средневековья законодате­лем этикета являлась церковь, позднее эта фун­кция постепенно перешла в светские руки.

   

intelegentburo.ucoz.ru

Не дави блох на людях

Правила этикета: Не дави блох на людях. девушки

Обычай старше закона, а воспитание важнее происхождения — эти истины известны еще из глубокой старины. Сегодня, как правило, люди бессознательно придерживаются норм поведения, не задумываясь об истории и причинах их возникновения. Когда же появился этикет и в нашу жизнь вошли такие привычные сегодня предметы обихода, как, например, салфетка?

Прежде всего, стоит сказать о том, что сам термин "этикет" ввел в обиход Людовик XIV, на королевских приемах которого гостям вручали карточки (этикетки) с правилами поведения.

Однако еще задолго до появления данного термина правила поведения за столом и в обществе создали жители Востока. Так, многовековыми традициями обусловлен японский этикет, сложнейшей в результате иерархии сословных расслоений. Японские правила обязывают к крайней деликатности, в их основе лежит стремление не поставить собеседника в неловкое положение. О том, как себя вести в обществе, знали и жители Древнего Китая. Древнекитайский этикет насчитывает более тридцати тысяч церемоний. Свои представления о нормах поведения за столом и в обществе разработали и древние греки. В основе древнегреческого этикета лежала любовь к Родине, готовность отдать жизнь за нее, а также поклонение разуму, силе и красоте.

Читайте также: Кто девушку ужинает? или Издержки эмансипации

Также в разделе

Самое читаемое

Укроп не так то простДесять хитрых приемов, чтобы просыпаться с идеальной прической Свой свод правил хорошего поведения разработал для граждан США и первый американский президент Джордж Вашингтон. Уже в четырнадцать лет, воспользовавшись английским переводом труда французского монаха, изданного в 1640 году, он составил сто десять "Правил приличного поведения". В их число вошли такие, как "не чешись за столом", "не ковыряй вилкой в зубах", "не дави блох на людях" и другие. Позднейшие своды правил хорошего тона в Америке во многом основаны на сочинениях известного писателя и политического деятеля Б. Франклина. Но самым популярным автором книг по культуре поведения на Западе сегодня является Эмилия Пост, в стране даже существует Институт этикета, носящий ее имя.

Что касается России, то до XVIII века наши предки жили, руководствуясь "Домостроем" — сводом правил священника Сильвестра, жившего в эпоху Ивана Грозного (XVI век). Согласно установленной традиции, единоличная власть в семье принадлежала отцу, который выступал в роли семейного судьи. Основоположником западных манер этикета в России стал Петр I. Для просвещения дворянских детей царь велел трижды переиздать популярную в Европе книгу "Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов". Многие из правил этого издания не утеряли актуальности и сегодня.

Отдельно стоит сказать об истории правил поведения за столом. Общеизвестно, что застолье происходит по-разному у разных народов. Так, большинство народов Азии во время еды сидят на полу, покрытом матрасами и коврами. Продукты в этом случае кладут на разостланную на полу скатерть или невысокий столик. В отличие от жителей Азии, европейцы всегда едят за высоким столом, что исторически расценивается, как правильное, христианское поведение. Символический смысл стола в народной традиции можно усмотреть в народном выражении "стол — это Божий престол", поскольку он уподоблялся церковному престолу в алтаре, на котором совершается жертвоприношение.

Большую роль всегда играл порядок рассаживания вокруг стола, определяющий ход всей трапезы. Наиболее почетным местом восточные славяне считали место во главе стола, в красном углу под иконами. Там обычно сидел глава семьи мужского пола. Сбоку от хозяина садились старшие мужчины, за ними младшие, на самом дальнем конце стола — женщины. Те, кому не хватало места за столом, ели на лавке или возле печи. Приветствовали и потчевали женщин всегда после мужчин.

Стоит отметить, что у большинства народов внутреннее пространство дома делилось на части, наделяемые различным символическим значением: правую и левую, более почетную и менее почетную, мужскую и женскую. У многих народов наиболее престижным считалось место напротив входа.

Самым важным продуктом при любой трапезе на Руси всегда считался хлеб. Именно этот продукт символизировал счастье и благополучие дома. Его называли "Божий дар". Наши предки верили, что вместе с куском хлеба человек получает и свою "долю", т. е. судьбу. Такое отношение к хлебу определило и конкретные правила обращения с ним. Так, нельзя было доедать хлеб за другим человеком, поскольку считалось, что таким образом забирается счастье и сила не доевшего. Нельзя также было есть хлеб за спиной другого человека — славяне верили, что таким образом у стоящего впереди отнимают силу. Во многих культурах преломление хлеба являлось ритуальным жестом, скрепляющим клятвы и договоры.

Таким образом, в России трапеза всегда начиналась с хлеба и заканчивалась им. Поэтому и сегодня хлеб едят параллельно с прочими блюдами в течение всего приема пищи. Стоит отметить, что такой традиции никогда не было ни на Западе, ни даже в соседней Прибалтике.

Вторым священным продуктом у русского народа всегда была соль. Сочетанием "хлеб — соль" отгонялись злые духи. Его произносили в конце трапезы как знак ее окончания, и оно же было формулой приглашения на пир (на "хлеб — соль"). С солью обращались очень бережно: отсыпали себе немного соли на скатерть, но никогда не обмакивали хлеб в солонку и не брали из нее пальцами, что считается дурным тоном и сегодня. Большое значение соли придавали и народы Средней Азии, именно ей они всегда начинали и заканчивали трапезу. В Древнем Риме преподнести гостю в дар соль означало предложение дружбы. Как и у греков, у римлян и у арабов опрокинуть солонку означало разорвать дружбу. Вероятно, отсюда берет начало и известная примета: просыпать соль — к ссоре.

Общепринятым правилом этикета на Руси издревле было молчаливое поглощение пищи. Считалось, что во время еды человек как бы умирает для этого мира и его жителей. Традиционно за еду всегда благодарили бога, а не хозяйку, как это принято у нас сегодня. Застолье представляло собой как бы обмен с богом: его благодарили за пищу, а хозяин дома, восседающий во главе стола под иконами, распоряжался застольем как бы от его имени, бдительно наблюдая за поведением гостей.

По старинным традициям в трапезе также всегда участвовали и злые силы. Именно поэтому у многих народов Европы запрещено стучать по столу ложками, ножом или пальцами, поскольку ранее считалось, что это привлекает нечистую силу. Кроме того, нельзя оставлять ложку так, чтобы она опиралась ручкой на стол, а другим концом на тарелку, поскольку таким путем, как по мосту, в блюдо с трапезой может пробраться нечистая сила.

Читайте также: Театр начинается не с вешалки…

Стоит также сказать, что ложки и ножи вошли в обиход сервировки стола лишь в XVI веке. Вилка индивидуального пользования получила распространение во второй половине XVI-XVII вв., причем церковь осуждала ее как "дьявольскую роскошь". В России же эти приборы стали широко использоваться лишь спустя 200 лет после распространения их в Европе. До появления тарелок еду брали пальцами с общего блюда, используя ломоть хлеба или деревянную дощечку, на которые клали свою порцию пищи.

Непростым был путь на оформленный по правилам этикета стол и салфетки. Так, жители Древнего Египта вместо салфеток использовали небольшие кусочки хлеба, а древние греки — фиговые листочки. Салфетки из асбестовых волокон (они используются сейчас при производстве шифера) придумали римляне. Стоили они дорого, и их не нужно было стирать. Вместо этого их прокаливали на открытом огне, как теперь чугунные сковороды, пока органические остатки не выгорали. Первые же полотняные салфетки появились в том же Древнем Риме уже на рубеже старой и новой эры. Они были именными, украшенными вышитыми вензелями инициалов хозяина. В Азии в далекие времена было принято ставить на стол емкость с ароматной водой, которой мыли руки после трапезы.

Первую салфетку в том виде, в котором мы используем ее сегодня, изобрел знаменитый Леонардо да Винчи, который очень любил устраивать веселые трапезы для друзей. Во времена ученого в период застолий многие люди вытирали испачкавшиеся столовые приборы о скатерти и полы собственной одежды, а также использовали для этих целей шкурку живого кролика. Но Леонардо брезгливо относился к подобным вещам и впервые ввел правило, согласно которому у каждого человека, сидящего за столом, рядом со столовым прибором должен был лежать собственный кусок ткани, которым можно было бы вытереть руки. Позднее популярность полотняных салфеток напрямую зависела от ношения усов и бород. К примеру, в Британии, где принято было бриться, салфетки и сегодня не считаются предметом первой необходимости.

В Россию салфетки завез Пётр I и велел всем утираться после обеда. Когда Владимир Даль составлял свой "Толковый словарь", салфетки уже прочно закрепились в обиходе российской аристократии. При этом салфеткой называли и маленькую скатерть для чайного столика, чаще цветную. Сами салфетки были намного больше, чем сейчас. Их красиво вышивали, покрывали узорами и передавали в качестве приданого. Точную дату происхождения имеет современная бумажная салфетка — июнь 1887 года. Запатентовал это изобретение англичанин Джон Дикинсон.

В заключении стоит также сказать о правилах этикета, которые необходимо помнить каждому современному человеку. Так, согласно общепринятым правилам, возле дверей мужчина должен пропустить женщину вперед, младший — старшего, подчиненный — начальника. Из двух людей, равных по возрасту и положению, первым проходит тот, кто ближе к двери. Если человек пришел домой с гостем, то первой должна войти хозяйка, а приглашенный — следом. Но гость входит первым, если хозяин мужчина. Если гость первый раз в доме и не знает дороги, то вначале входит хозяин, говоря "Пожалуйста, за мной". Эти правила одинаковы для гостей мужского и женского пола. В случаях, когда гостя надо провести по помещению, где есть еще двери, хозяин открыть ему дверь, затем, слегка опережает его перед следующим проходом, открывает его, пропуская гостя и повторить все то же со следующей дверью. В дверях магазина следует вначале пропустить выходящих, а потом проходить внутрь самим. В магазинах и больших учреждениях мужчина не должен снимать головной убор. Но если это индивидуальное обслуживание, то шляпу следует снимать и приветствовать того, кто обслуживает. Подойдя к кассе, следует подготовить заранее приблизительную сумму денег, а не задерживать остальных покупателей поиском денег в карманах и кошельке.

Читайте также: Деловой обед: тонкости этикета

Существуют отдельные правила этикета и на лестнице. Поднимаясь по лестнице, мужчина должен идти позади женщины. Исключение составляют только те случаи, когда лестница ненадежная или темная. Спускаясь по лестнице, первым идет мужчина. Если на узкой лестнице встретился пожилой человек, начальник или женщина, надо замедлить шаг, отойти в сторону и пропустить встречного. Женщины, пожилые люди и дети не должны отходить от перил, даже если это нарушает правила правостороннего движения.

Что касается лифта, то он считается общественной территорией, и находясь в нем, можно не снимать головной убор и здороваться с теми, кого обычно приветствуете. Если женщина едет в лифте без спутника, она сама нажимает нужную кнопку. Если в лифте находится мужчина, и стоит близко к панели, он должен спросить остальных, в первую очередь женщин, какой этаж им нужен и нажать соответствующие кнопки.

Безусловно, следование несложным правилам этикета играет большую роль в современной жизни, ведь оно не только показывает человека с лучшей стороны и позволяет произвести хорошее впечатление на окружающих, но также делает повседневное общение более приятным и легким.

Язык жестов. Видеоурок Ангелины Шам

Юлия Чмеленко  '; //-->
Правила этикета: Не дави блох на людяхОбычай старше закона, а воспитание важнее происхождения - эти истины известны еще из глубокой старины. Сегодня, как правило, люди бессознательно придерживаются норм поведения, не задумываясь об истории и причинах их возникновения. Когда же появился этикет и в нашу жизнь вошли такие привычные сегодня предметы обихода, как, например, салфетка?
http://lady.pravda.ru/articles/psycho/19-09-2013/10592-etiket/

lady.pravda.ru


Смотрите также