Изображение древних шествий. Эти таинственные изображения встречались в древнем мире повсеместно. Вот это да!
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Космические корабли в Библии и на иконах (фото). Изображение древних шествий


Основные типы изображения Иисуса Христа

Центральный образ всего христианского искусства – образ Спасителя, или Спаса, как его называли на Руси. Слово Иисус переводится с греческого именно как Спаситель, ибо он пришел в мир спасти человечество ради жизни вечной. Христос означает помазанник, то есть царь – тот, кто помазан на царство (в древности обряд вступления монарха на престол сопровождался помазыванием лба «освященным маслом» – миром. Этот обычай унаследовали все христианские монархии).

Вопрос о подлинном облике Иисуса Христа занимал умы христиан со времен первых его последователей. Евангелия не оставили нам описания внешности Спасителя. На протяжении II-IV вв. складывались два типа представлений о нем: одно основывалось на образе исторического Иисуса Назорея с выраженными сиро-палестинскими чертами, другое, более позднее, – на идеализированном греко-римском образе. Со временем вторая точка зрения возобладала благодаря Иоанну Златоусту, заявившему, что «Иисус был прекрасен». Одновременно с ним блаженный Иероним считал, что «если бы Иисус не имел чего-то божественно-прекрасного в самом лице и взоре, апостолы ни в коем случае не последовали бы за Ним тотчас же».

В первые века существования новой религии чаще всего можно было встретить образ Христа в виде юного, безбородого отрока, что, безусловно, связывалось с многовековой античной традицией изображать бога в виде прекрасного юноши (ведь боги не могут стариться!). Однако позднее сложилась собственная христианская традиция представлять Спасителя в образе «средовека» – то есть человека средних лет, что соответствовало возрасту, в котором Христос окончил земную жизнь.

Церковь Сан-Витале, VI в.

Церковь Св. Аполлинария, VII в.

Мавзолей Галлы Плацидии, V в.

Образы юного Христа в ранневизантийском искусстве. Мозаики из храмов Равенны V- VII вв.

Канон изображения Христа выработался в Византии к VIII в., а в следующем столетии было зафиксировано описание того иконографического типа, согласно которому лик Спасителя должен быть «благостен, со сдвинутыми бровями, красноокий (красный – красивый), с долгим носом, русыми волосами, имеющий темную бороду». От этого описания и отталкивались художники на протяжении многих веков.

Образы Христа на византийской (VI в.) и древнерусской иконах (XV в.)

Сохранились предания о чудесном происхождении первоначального изображения Христа. Согласно легендам лик Иисуса был запечатлен нерукотворным (то есть не сотворенным рукой человека) образом – на полотенце (плате, убрусе) и на глиняной доске (черепице, чрепии). Самым древним является образ Нерукотворного Спаса, или Святого убруса, который восходит ко временам земной жизни Христа.

Предание гласит, что царь Авгарь, правитель сирийского города Эдессы, узнав о чудесах, творимых Иисусом, послал к нему своего слугу Ананию, бывшего талантливым живописцем. Царь страдал проказой и задумал исцелиться с помощью портрета Спасителя. Пришедший в Иерусалим Анания пытался написать образ Христа, однако нестерпимый свет, шедший от лика Спасителя, мешал разглядеть его черты. Тогда Христос решил помочь отчаявшемуся художнику: он велел принести воду и чистое белое полотенце (убрус), затем умыл лицо и вытер его убрусом, на котором чудесным образом запечатлелся божественный лик. Царь Авгарь, излечившийся от проказы в тот миг, когда прикоснулся к убрусу, велел закрепить его в нише над городскими воротами. Позднее, при правнуке Авгаря, не признававшего христианской веры, образ был заложен глиняной доской и замурован. Спустя несколько столетий во время нашествия персов местному епископу явилась Богородица и велела открыть образ. И тогда перед пораженными жителями предстал не только Нерукотворный Лик: на глиняной доске, закрывавшей плат, также чудесным образом отпечатался образ Христа. Город был спасен от неприятеля, и с этого времени, как гласит легенда, начинается поклонение Нерукотворному Образу.

Чаще всего он встречается в двух вариантах – Спас на убрусе (на белом фоне) и Спас на чрепии (или на керамии), который отличается кирпично-красным фоном лика. Второй вариант Нерукотворного Образа пользовался большой любовью на Руси. Именно такой Спас украшал знамена московских, тверских, ярославских князей, выступал защитником русской земли и покровителем русского воинства. Под стягом с образом Нерукотворного Спаса сражался в Куликовской битве Дмитрий Донской.

Спас Нерукотворный на убрусе. Древнерусская икона XIV в.

Спас Нерукотворный (на чрепии). Древнерусская икона XII в.

Спас Нерукотворный на убрусе с предстоящими. Древнерусская икона XVI в.

Образ Спаса Нерукотворного представляет собой изображение лика Христа в окружении крестчатого нимба. Это единственная икона, в которой нимб имеет форму полностью замкнутого круга, выражающего совершенство и гармонию мирового устройства. Положение лика в центре круга символизирует центральную роль Спасителя в мироздании.

Терновый венец в православных иконах не изображается, этот вариант встречается только в западноевропейском искусстве, и связан он совсем с другой легендой. Она гласит, что во время крестного шествия на Голгофу некая праведная жена Вероника, видя страдания Христа, подала ему свой платок утереть лицо. На этом платке и запечатлелось нерукотворное изображение Христа. Одна из главных реликвий христианства, именуемая «плат Вероники», хранится ныне в соборе св. Петра в Риме и показывают ее  верующим единственный раз в году – в пятую воскресную вечерю Великого Поста. Память о св. Веронике запечатлелась и в Иерусалиме: шестая остановка Виа Долороса (Крестного пути Христа) отмечена часовней св. Вероники, а кусок колонны, вмурованный в стену, обозначает место, где в древности находился дом праведной жены.

Плат св. Вероники. Картина Д. Фетти. XVII в.

Иисус Христос – царь на небе и на земле, он владеет и душами, и телом, и судьбой людей. Поэтому в искусстве с очень давних времен появился образ Христа, подчеркивающий его значение владыки и судии, повелителя мира: Спас Вседержитель. Этот величественный образ сложился в эпоху торжества христианства под влиянием существовавших правил изображения римских императоров.

Христос Вседержитель. Древнерусская и византийская иконы XIV в.

Христос Вседержитель (по-греч. Пантократор) – это поясное изображение Спасителя, восседающего на троне с поднятой в благословляющем жесте правой рукой и книгой Священного Писания в левой. Такое изображение, помимо икон, часто встречается в храмовых росписях: фигура Христа Вседержителя помещается в центральном куполе, уподобленном небесным сферам. Согласно богослову Николаю Месариту Пантократор изображается таким образом, что по-разному воспринимается различными группами зрителей. Его взгляд направлен на всех сразу и на каждого в отдельности. Он смотрит «благосклонно и дружелюбно на имеющих чистую совесть», а для того, кто творит зло, глаза Вседержителя «сверкают гневно, отчужденно и неприязненно», а лик его выглядит «разгневанным, страшным и полным угрозы». Правая рука благословляет идущих верным путем и предупреждает свернувших с него, удерживает их от неправедного образа жизни.

Образ Христа Вседержителя в куполах храмов (собор св. Софии, Киев, XI в.

Церковь Спаса Преображения в Новгороде, XIV в., фреска

С теми же атрибутами Владыки мира – с Евангелием в левой руке и с поднятой в знак благословения десницей – изображался Иисус Христос в композициях, получивших название «Спас в силах». Однако здесь фигура восседающего на престоле Христа окружена различными, выработанными долгой традицией символическими знаками, указывающими на полноту его власти над миром. Фигура Спасителя на престоле предстает в обрамлении ромба, овала и четырехугольника, чья совокупность символизирует образ Вселенной. Красный четырехугольник обозначает землю, в его углах помещены ангел, лев, телец и орел – символы четырех евангелистов, благовествующих славу Спасителя во все концы земли (тетраморф).  Можно дать ссылку на материал «Система живописного оформления христианского храма», тетраморф  В символизирующем небо голубом овале роятся служащие Христу «ангельские чины» – крылатые серафимы и херувимы; подножие трона поддерживают таинственные «силы небесные», давшие название изводу – в виде крылатых, алых, усыпанных глазами колец (так в Средние века понимали фразу «исполненные очей»). Саму фигуру Христа окружает огненный ромб – знак мощной, животворящей, исходящей от него энергии. Огненный ромб и идущие от фигуры Спасителя золотые лучи символизируют божественную славу Иисуса Христа.

Спас в силах. Икона XV в. Тверская школа иконописи.

Андрей Рублев. Спас в силах. Икона XV в.

Икона подобного типа чаще всего помещается в центре иконостаса как воплощение верховного божества, его господства над небом и землей. Царствующий над миром Христос предстает и как его грозный судия; подходящие к нему с обеих сторон Богородица, Иоанн Предтеча, архангелы и святые молят его о милости и снисхождении к людским грехам.

Деисусный чин Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Конец XV в. Центральная икона – Спас в силах

 

Марина Григорян

ru.santosepulcro.co.il

Эти таинственные изображения встречались в древнем мире повсеместно. Вот это да!

Древний мир для современных учёных – тайна за семью печатями. Какие-то сведения о жизни наших предков можно узнать только по дошедшим до нашего времени артефактам. При этом учёные отмечают, что во многих культурах в разных уголках древнего мира встречаются очень похожие мотивы. Но и сегодня никто не может сказать точно, как в то время распространялась информация и что может означать это явление. В этом обзоре таинственные древние артефакты, которые находят в разных уголках планеты.

«Мастер животных»

Месопотамия «Мастер животных» — изображение человека в сопровождении двух животных, которых он держит на поводу. Встречаются изображения различных животных — от змей до быков и львов. Один из самых древних примеров — 5000-летняя печать из Урука, на которой мужчина удерживает на месте двух козлов. В течение 3000 лет этот символ был распространен повсеместно и встречался на всем: от монгольских петроглифов бронзового века до бронзовых сосудов Рима и Афганистана. Люди таинственной культуры долины Инда использовали его на печатях, а скифы буквально на всем, что только можно представить. Текущая теория состоит в том, что данный мотив возник в древней Месопотамии и в конце концов стал ассоциироваться с героем Гильгамешем. Но почему он стал настолько популярным, неизвестно.

«Три зайца»

Китай Три зайца — относительно простой символ, который состоит из изображения трех зайцев или кроликов расположены в треугольнике так, чтобы казалось, что у них по два уха (на самом деле на символе всего три уха). Этот символ можно встретить в древних буддийских пещерных храмах, на текстильных изделиях династии Суй, сделанных в седьмом и восьмом веках, в средневековых английских церквях и на монгольских монетах из эпохи Чингисхана. Он появляется в старинных украинских синагогах и соборах Франции и Германии. Пока не ясно, как этот символ стал настолько популярным и даже, что он должен изображать.

Бог с посохами

Анды Образ бога с посохами встречался по всем Андам до начала испанских завоеваний. На этом символе изображена клыкастая фигура с посохом в каждой руке. Ранее считалось, что она символизирует какого-то конкретного бога, но теперь исследователи начали утверждать, что это на самом деле несколько богов, изображенных в одной позе. Самое древнее подобное изображение было найдено на калебасе и датируется он примерно 2000 г. до н. э.

Каменные шары

Ирландия Тому, кто хочет вывести из себя любого британского археолога, нужно спросить его о резных каменных шарах. Хотя подобные шары находили в археологических памятниках по всей Великобритании и Ирландии (большинство — в Шотландии), никто не имеет ни малейшего представления, что это такое. Большинство шаров относятся к периоду позднего неолита, примерно к 3000-2500 годам до нашей эры. Они практически идентичны по размеру и в большинстве случаев сделаны симметрично. Существуют различные теории относительно их использования, но ни одна из них не была доказана. Как ни странно, почти всегда находят только по одному шару (максимум в одном месте было найдено три штуки в Скара Брей).

Чашевидный знак

от Ирландии до Намибии Подобный символ является одним из самых распространенных в древней истории. Его дизайн довольно простой — это круглая выемка, вырезанная в камне, и окруженная концентрическими кольцами. Символ встречался почти повсюду: от Ирландии до Намибии, от Таити до Перу. Но популярен он был не везде одинаково. К примеру, он был очень распространен в западной части Северной Америки, но редко встречался в древней Центральной Америке. Хотя археологи склонны считать, что символы чаш с кольцами из разных регионов не связаны, их настоящее назначение неизвестно.

Каменные круги

Сенегал Каменные круги, вероятно, наиболее знакомы людям благодаря знаменитому Стоунхенджу. Подобные памятники можно найти в других местах в Великобритании, да и в общем, камни, выстроенные в круг, были популярны во всем древнем мире. Например, «таулы» на острове Менорка представляют собой монолиты с плоским камнем на вершине. Считается, что они были построены в какой-то момент между 1000 и 500 годами до н.э. В отличие от многих древних символов, каменные круги, вероятно, строились независимо во многих местах, хотя они могут иметь общую функцию. Например, каменные круги Сенегала и Гамбии были построены после в 700 годах н.э., через тысячи лет после британских каменных кругов. Основная теория гласит, что они использовались для наблюдения за звездами.

Отпечатки рук

Борнео Отпечатки рук встречаются повсюду в пещерах и на скалах: от Европы до Индонезии и юга США. Они были наиболее распространенной формой искусства эпохи палеолита. Такие отпечатки рук, оставленные путем распыления краски поверх наложенной на скалу руки, появились в Европе и на Борнео примерно в одно время, около 40 000 лет назад.

Трискелион

Мальта Тройная спираль или трискелион является древним символом, который был чрезвычайно популярен в кельтском искусстве и в древних Сицилии и южной Италии (Плутарх предположил, что возможно символ происходит от треугольной формы Сицилии). Некоторые из лучших примеров трискелиона можно найти в Ньюгрейндже, знаменитом ирландском памятнике, построенном около 3200 г. до н.э. Тем не менее, символ намного старше. К примеру, возраст трискелионов, найденных на Мальте, по крайней мере на 1000 лет больше. Другими словами, символ на тысячи лет старше пирамид Египта.

«Трой таун»

Греция «Трой таун» представляет собой специфическое изображение лабиринта, которое было впервые найдено на этрусском кувшине для вина, датируемым седьмым веком до н.э. Это изображение было популярно в древнем мире и его можно было встретить как на греческих монетах, так и в виде граффити на стенах домов в Помпеях. Каким-то образом изображение лабиринта выжило на протяжении всего средневековья. Валлийские пастухи в XVI веке «рисовали» его на земле, выкапывая рвы. В Скандинавии и Балтии точно такие же лабиринты делали из камней. Изображение было популярно среди коренных американцев в Аризоне 18-го века, хотя они, возможно, узнали о нем от европейцев. Цель изображения неизвестна, хотя предполагается, что оно было связано с народной магией и обрядовыми танцами.

klikabol.com

Жанры в изобразительном искусстве в живописи. Деление картин по жанрам

Купить картины в анималистическом жанре

Анималистика (произошло от лат. animal - животное), анималистический жанр - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются животные.

Купить картины в аллегорическом жанре Аллегорический жанр (от греч. allegoria - иносказание) - жанр изобразительного искусства, в котором в художественное произведение закладывается скрытый и тайный смысл. В этом жанре трудно изобразимые идеи (например добро, сила, власть, справедливость, любовь и т.д.) показываются иносказательно через изображения живых существ, животных или человеческих фигур с атрибутами, за которыми исторически закрепился символический, легко читаемый смысл. Аллегорический жанр наиболее характерен для искусства Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма.
Купить картины в батальном жанре

Батальный жанр (произошло от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются темы войны: сражения, военные походы, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы.

Купить картины в былинном жанре

Былинный жанр - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются сцены из былин и народного фольклора.

Купить картины в бытовом жанре

Бытовой жанр (жанровая живопись) - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без прикрас.

Купить натюрморт Ванитас

Ванитас (от лат. vanitas, букв. - «суета, тщеславие») - жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании.

Купить живопись в жанре ведута

Ведута - жанр Венецианской живописи 18 века, в котором изображается городской пейзаж в виде панорамы, с соблюдением масштаба и пропорций. Великий представитель этого стиля в живописи - венецианский художник Каналетто (1697-1768). В России родоначальником архитектурной ведуты были живописцы Ф.Я.Алексеев, М.Н.Воробьёв, С.Ф.Щедрин.

Купить картины в жанре городской пейзаж

Городской пейзаж (архитектурный пейзаж) - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются городские улицы, здания.

Купить натюрморт завтрак

Завтрак - подвид жанра натюрморт в голландском натюрморте XVII в. Завтрак - изображение накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари.

Купить картины в жанре интерьер

Интерьер (произошло от фр. intérieur - внутренний) - жанр, в котором предметом изображения является изображение внутреннего вида помещения.

Купить картины в иппическом жанре

Иппический жанр (произошло от греч. hippos - лошадь) - жанр изобразительного искусства, в котором главным мотивом является изображение лошади.

Купить картины в историческом жанре

Исторический жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, а также социально значимым явлениям в истории общества.

Антонио Каналетто. Каприччо с классическими руинами

Каприччо (произошло от итал. capriccio, буквально - каприз, прихоть) - архитектурный пейзаж-фантазия. Самые известные художники писавшие каприччо: Франческо Гварди, Антонио Каналетто.

Карикатура

Карикатура (произошло от итал.caricare - преувеличивать) - особый жанр изобразительного искусства, объединяющий изображения, в которых: сознательно создается комический эффект; соединяется реальное и фантастическое; преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей и др.

Купить картины в мифологическом жанре

Мифологический (от греч. mythos - предание) - жанр изобразительного искусства, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы и легенды древних народов

Купить картины в жанре марина

Морской пейзаж (марина) (произошло от фр. marine, итал. marina, от лат. marinus - морской) - жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид. Яркий представитель этого жанра - И.К.Айвазовский (1817-1900).

Купить картины в жанре натюрморт

Натюрморт (в переводе с фр. - мертвая, неодушевленная натура) - это художественное изображение различных предметов быта. Ими могут быть: посуда, домашняя утварь, фрукты, овощи, цветы, дичь или любое их сочетание. Самые известные школы в написание натюрморта - фламандская и голландская, в которых по-своему решили задачу передачи цвета и композиции.

Купить картины в жанре ню

Ню (произошло от фр. nu - нагой, раздетый) - один из жанров изобразительного искусства, посвященный изображению нагого тела, преимущественно женского. В своём развитии ню тесно связан с изображением обнажённого человеческого тела и воплощает идеал красоты данной страны и эпохи. Ню зарождается в эпоху Возрождения в рамках мифологического, аллегорического, исторического и бытового жанров. Формирование ню как жанра происходит в 17 веке с распространением идей сенсуализма: изображения нагого тела проникаются откровенно чувственным началом.

Купить картины в жанре обманка Обманка - один из жанров изобразительного искусства, характерной чертой которого являются особые приемы перспективной живописи, которые создают эффект обмана зрения, стирают грань между реальностью и изображением.
Купить натюрморт охотничьи трофеи

Охотничьи трофеи, охотничий натюрморт - олицетворение голландского натюрморта XVII-XVIII веков. Жанр Охотничьи трофеи был связан с модой на охоту богатой буржуазии и аристократии. Самыми крупными мастерами охотничьего натюрморта были Мельхиор де Хондекутер и Ян Баптист Веникс. Почти во всех натюрмортах Хондекутера рядом с битой дичью изображены живые звери, что делает картины необыкновенно выразительными и динамичными. Веникс очень часто показывал дичь на фоне парков. Благодаря сопоставлению зелени деревьев и теплых оттенков шерсти животных и оперения птиц изображение становилось необыкновенно выразительным и красочным.

Купить парсуну Парсуна (от лат. persona - личность, особа) - условное наименование произведений русской портретной живописи XVII в. - переходная между иконой и светским произведением форма портрета.
Купить картины пастораль

Пастораль (произошло от фр. pastorale, пастушеский, сельский) - жанр поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь.

Купить картины в жанре пейзаж

Пейзаж (произошло от фр. paysage - страна, местность) - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.

Заказать портрет

Портрет (произошло от фр. слова portrait) - это художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира. Делится на индивидуальный, групповой, парадный, автопортрет.

Купить картины в религиозном жанре

Религиозный жанр, религиозная живопись - жанр изобразительного искусства, основными сюжетами которого являются эпизоды из Библии и Евангелия.

Купить сюжетно-тематические картины

Сюжетно-тематическая картина - смешивание традиционных жанров живописи (бытового, исторического, батального, композиционного портрета, пейзажа и др.), возникшее в советском искусствознании и в художественной практике 1930-х гг

www.art-spb.ru

Космические корабли в Библии и на иконах (фото)

Вот что написано об этом в Ветхом Завете, в книге  пророка Иезекииля (гл. 1)

1 И было в тридцатый год, в четвертый месяц, в пятый день месяца, когда я находился среди переселенцев при реке Ховаре, отверзлись небеса, и я видел видения Божии.

2 В пятый день месяца (это был пятый год от пленения царя Иоакима),

3 было слово Господне к Иезекиилю, сыну Вузия, священнику, в земле Халдейской, при реке Ховаре; и была на нем там рука Господня.

4 И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него,

5 а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, - и таков был вид их: облик их был, как у человека;

6 и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла;

7 а ноги их - ноги прямые, и ступни ног их - как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь, (и крылья их легкие).

8 И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их;

9 и лица у них и крылья у них - у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего.

10 Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех.

11 И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их.

12 И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались.

13 И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня.

14 И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния.

15 И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их.

16 Вид колес и устроение их - как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе.

17 Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались.

18 А ободья их - высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз.

19 И когда шли животные, шли и колеса подле них; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса.

20 Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах.

21 Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных был в колесах.

22 Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их.

23 А под сводом простирались крылья их прямо одно к другому, и у каждого были два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их.

24 И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; а когда они останавливались, опускали крылья свои.

25 И голос был со свода, который над головами их; когда они останавливались, тогда опускали крылья свои.

26 А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем.

27 И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него.

28 В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом.

Напомню, что также мы рассказывали о  описании Солнечной системы в Ветхом завете. и волшебный инструмент царя Соломона.

www.chronoton.ru

Древнейшие изображения Распятия: a_kudryavets

Репост отсюда с моими комментариями.

1. Магическая гемма из Британского музея - первое по хронологии изображение. Датируется концом 2 – началом 3 века от РХ, происходит из Газы.

Фигура бородатого человека с длинными волосами, распятого на высоком Т-кресте с коротким основанием. Кисти привязаны к кресту, ноги с согнутыми коленями разведены в сторону и как будто висят в воздухе.

Над головой фигуры буквы: υιε. Надпись в 8 строк слева и справа от изображения: πατηριη|σουχριστε|σοαμνωα|μωαωια|.σηιουω||.αρταννα|..υσιου|..ι... → Υἱέ, Πατήρ, Ἰησοῦ Χριστέ. 'Сын, Отец, Иисус Христос.' (J. Spier). Также возможно читается ἀρτάνη (“повешен”). На обороте магическая надпись с именами ΒΑΔΗΤΟΦW и CΤΡΑΠΕΤΚΜΗ. Также вроде бы прочитывается «Эммануил». Связь с христианской общиной этого амулета не очевидна. Однако и предположение о том, что гемма принадлежала нехристианскому магу, исцелявшему «именем Христовым», столь же недоказуемо.

2. Гемма Нотта (Nott gem) была куплена в начале 19 века в Риме английским коллекционером Джорджем Фредериком Ноттом. Ее местонахождение неизвестно, поэтому приходится ориентироваться на фотокопии гипсового отпечатка. Иисус стоит на колонне или столпе, широко раскинув руки под прямым углом. Над головой нимб. Справа и слева от пьедестала по шесть фигур, при этом ближние к нему фигуры изображены с поднятыми руками, касающимися основания колонны. Надпись EHCO XPECTOC, последние две буквы помещены справа и слева от агнца, изображенного под сценой Распятия. Предположительная датировка 4 век.

3. Гемма из Констанцы. Происходит из румынского города Констанца, где была найдена вместе с несколькими десятками других античных гемм 1-3 вв. РХ. Обнаженная фигура Христа, распятого на Т-кресте. Руки распростерты, положение кистей указывает на то, что они могут быть привязаны к кресту, также как на гемме из Газы, хотя это и не очевидно. С каждой стороны от распятия по шесть маленьких задрапированных в паллиумы фигур, изображающих 12 апостолов (?).Обращает на себя внимание, что ноги Христа находятся на том же уровне, что ноги апостолов. Сверху греческая надпись ΙΧΘΥΣ. Датировка на сайте Британского музея 3-4 вв. РХ, хотя есть аргументы пользу более ранней даты 2-3 вв. Местонахождение - Британский музей.

Маловероятно, что на этих геммах представлены сцена Голгофы. Во-первых, Евангелия свидетельствуют, что апостолы не присутствовали при Распятии. Во-вторых, в число 12-ти тогда должен входить Иуда, что маловероятно. Изображение, вероятно, носит символический, апокалиптический характер и может являться прототипом иконографической схемы Христос среди 12 апостолов, по шесть справа и слева от него. Такое их расположение мы встречаем в поздних изображениях проповеди Христа и Тайной вечери и т.д. Однако более близким кажется раннехристианский мотив поклонения кресту, который встречается в изобразительном искусстве 4-5 веков. На саркофаге из Ватикана два апостола прикоснулись руками к лавровому венку лабарума, что напоминает гемму Нотта. Общий смысл изображения – торжественное провозглашение победы над смертью, поклонение небесному кресту. Это же толкование можно распространить на гемму Нотта и гемму из Констанцы.

Саркофаг 4 века РХ. Хранился в Ватикане, в настоящее время утерян.

4. Барельеф из капеллы Санта Сабина, Рим. Датировка: время правления папы Целестина I (422-433). Иисус изображен в окружении двух разбойников, фигуры которых значительно уменьшены. Все трое стоят (также, как Иисус стоит на гемме Нотта и гемме из Консанцы) в молитвенной позе «Оранта», распространенной в раннехристианский период. Ладони все троих прибиты гвоздями к брускам (?), однако ни одного креста не видно.

Sheckler и Leith в своем исследовании, посвященном дверям Санта Сабины предположили, что прототипом для этого изображения послужила сцена с изображением Трех отроков в горящей печи (Дан. 3).

5. Саркофаг из слоновой кости с изображением Евангельских сцен, около 450 года. Хронологически это первое изображение соответствующее текстам канонических Евангелий и ортодоксальной церковной традиции. Мы видим римского центуриона, наносящего удар копьем и мужскую и женскую фигуры (Дева Мария и Иоанн Богослов), предстоящие перед крестом. Слева – Иуда, повесившийся на дереве. На кресте надпись REX IUD[AEORUM].

Руки распростерты и прибиты гвоздями к кресту. Ноги прямые, следов того, что они прибиты или каким-то образом прикреплены к кресту нет.

Выражение лица, мускулистый торс и сама поза Иисуса не демонстрируют никаких намеков на страдание и контрастируют с фигурой мертвого повесившегося Иуды.

Типологически с одной стороны изображение близко к гемме Нотта и частично к гемме из Констанцы (распростертые под прямым углом руки, прямые ноги), с другой к барельефу из Санта Сабины (пробитые гвоздями ладони рук).

6. Очень грубое изображение распятия без малейших намеков на крест. Голова окружена нимбом, от которого исходят три луча. Вниз справа и слева две фигуры. Вверху надпись на «Иисус Мессия» (?). На обороте надпись на непонятном языке. Датировка: на сайте Британского музея датируется 4-5 вв. РХ. Хотя Spier и некоторые другие настаивают на более поздней датировке, указывая на то, что мотив согнутого страдающего тела Иисуса не встречается раньше 600 РХ. Справа и слева от Распятого две коленопреклоненные (?) фигуры. Возможно Дева Мария и Иоанн Богослов (?). Сиро-Палестинский регион. Местонахождение - The British Museum

7. Распятие из Евангелия Раббулы, около 586 РХ. В последнее время появилось предположение, что миниатюры Евангелия были созданы раньше, а затем просто вложены в него. Иисус одет в длинный колобиум. Руки и ноги прибиты гвоздями к кресту. Руки Иисуса, также как двоих разбойников распростерты под прямым углом.

В Латеранском реликвариуеме (около 600 РХ) Иисус, также как на миниатюре из Евангелия Раббулы изображен одетым в длинный колобиум.

8. Рисунок из London Oriental Manuscript, около 600 РХ. Манускрипт представляет собой коптскую заклинательную книгу. Изображение распятия иллюстрирует "Молитву, которую Иисус Христос произнес на кресте". Здесь впервые распятый Иисус и разбойники изображены в разных позах. Его руки распростерты, тогда как руки разбойников отведены за спину. Современное православное объяснение этого мотива тут.

Замечание к пунктам 2, 4 и 6. Распятие изображено без креста - его нет и в помине. Это тот самый случай, когда изображён антропоморфный Анкх. Аналогичный вариант, когда И-Х в виде Анкха шествует на осле:

Полноценные 4-конечные кресты есть только в пп. 7 и 8, в пп. 1 и 2 изображены "паллиативные" тау-кресты (3-конечные).

Замечание к пункту 3. Джентльмен на кресте имеет не канонический бородатый образ - у него вообще изображён клюв, что указывает на бога Сола (слева):

Гравюра с изображением бога Сола и Гекаты. "Images Depicting the Gods of the Ancients", 1556г.

Ничего страшного, ибо мы знаем, что И-Х чуть больше, чем наполовину - Аполлон (Хор Бехдетский). Очевидно, в то время не все и не везде ещё знали, что И-Х частично Осирис, у которого первый заимствовал бородатый лик.

Общее замечание к пп. 2 и 3. Вокруг распятия толпятся 12 апостолов, что не соответствует евангельскому сюжету, из чего следует, что не все были знакомы с евангелиеями, а скорей всего, катехизис вообще отсутствовал. И каждый трактовал сюжет по-своему или придерживался старых канонов, как, например, Митра в окружении 12 зодиакальных созвездий (=апостолов):

Слева - барельеф Митры из Сидона, справа – из Модены.

Замечание к пункту 5. И снова нет креста! Есть намёки на горизонтальную перекладину, к которой прибиты руки, а ноги при этом свободны и опираются на подставку. Вообще, ноги прибиты только в п.7, а в остальных - свободны и даже на некоторых изображениях разведены в стороны. Это снова говорит о том, что главным было показать антропоморфный Анкх, а не казнь на кресте.

Вместе с тем обращаем внимание, что автор резьбы по кости был знаком с каноническим текстом Евангелия, о чём свидетельствует композиция барельефа.

Замечание к пункту 8. На мой взгляд, по бокам от распятия изображены девочки в юбках, что соответствует иконописному канону Осириса, которого сопровождают Исида и Нефтида.

a-kudryavets.livejournal.com


Смотрите также