История древнего хорезма.  Хорезм -  краткая история древнего и великого государства
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ХОРЕЗМ — ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ХОРЕЗМА. История древнего хорезма


Хорезм - История Древнего Хорезма

 

ХОРЕЗМ

      Между Средней Азией и Великой степью (территория Казахстана), как бы на стыке двух миров – кочевого и оседло-земледельческого располагалась территория самого северного центра цивилизации — Древнего Хорезма, вот почему в его истории нашли отражение все бурные конфликты, происходящие как с одной стороны, так и с другой.

      Обилие воды, плодородная земля и умеренный климат привлекали сюда издревле огромные массы людей, которые оседая здесь, освоили этот благодатный край и превратили его в прекрасный оазис, ставший центром древнейшей культуры, которую академик С.П.Толстов назвал «хорезмской цивилизацией». Одним из многочисленных памятников этой древней мировой культуры является Топрак-кала – город-крепость, возникший в низовьях Амударьи и олицетворявший собой могущество правителей этой области, колоссальные достижения его созидателей и безграничное трудолюбие его строителей, простых тружеников. Это был подлинный строительный и архитектурный шедевр древности!

 

КАЛЫ ДРЕВНЕГО ХОРЕЗМА

 

      Самым главным сокровищем Топрак-калы, писал С.П.Толстов, оказались монументальные росписи и монументальная глиняная скульптура. В залах крепости найдено много скульптур и изображений людей и животных. Подчеркивая богатство красок и реалистичность изображений скульптур, С.П.Толстов делает вывод о существовании самостоятельного хорезмийского художественного центра. В композиционном решении было много общего с рисунками современных хивинских ковров, узбекских и таджикских сюзане и каракалпакских узорных кошм. Это свидетельствует о глубокой преемственности традиций народного творчества. Об этом же «говорят» яркие цвета, насыщенные тона многочисленных сложных орнаментов и занимательные сюжеты настенных росписей.

      Топрак-кала имел величественный вид и поражал своей масштабностью, что свидетельствовало о росте политической власти государства, занимавшего огромную территорию и пользующегося влиянием далеко за пределами данного оазиса. Но жизнь его была коротка, также как и век государства, которое он представлял. Город-крепость просуществовал, начиная с I по III вв. нашей эры. Это было время, когда Хорезм входил в состав Кушанского царства.

      Спустя некоторое время этот глиняный гигант оказался заброшенным. Рядом с ним появляются в V в. укрепленные замки. Ко времени арабского завоевания (VIII в.) их насчитывалось в Хорезме десятки тысяч. Выделялись крупные укрепленные поселения, которые являлись общинно-родовыми домами, что говорило о сохранении и укреплении общинно-родовых отношений.

 

ИРРИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА ДРЕВНЕГО ХОРЕЗМА

 

      Жизнь в Хорезме концентрировалась на сравнительно узких полосах (несколько км. в ширину)  вдоль отдельных каналов, причем ирригационные сооружения были созданы с высоким для того времени искусством. У истоков этих каналов находился большой укрепленный пункт для охраны. Общая площадь орошения в низовьях Амударьи составляла в то время 1,3 млн. га, что в 4 раза превышает современную орошаемую площадь Хорезмской области. Вся жизнь, все благосостояние жителей зависели от развития ирригации и ирригационных сооружений. Их сохранение требовало огромного труда сотен тысяч людей. Рабов брать было неоткуда, да и их труд в этих условиях был непроизводителен. Поэтому община была единственным средством привлечения крестьян на работы по строительству ирригационных сооружений и содержания их в постоянном рабочем режиме.

      Ирригация – община – государство – вот что было главной основой сложившегося хозяйственного механизма древнего Хорезма, где община играла ключевую роль. В ее сохранении было заинтересовано все общество – правители, земледельцы и сами общинники.

      Сельское хозяйство было ориентировано на выращивание злаковых культур – проса, ячменя, пшеницы. Широко было развито садоводство, бахчеводство, и виноградарство. Виноград выращивался в огромных «специализированных» хозяйствах и большая часть урожая использовалась для производства вина. Важную роль играло и скотоводство с преобладанием мелкого рогатого скота.

      В ремесленном производстве заметную роль играла  металлургия, где ведущими отраслями были литье и обработка железа, производство мелких изделий. Развито было также гончарное производство, причем во многих поселениях явно видны отдельные кварталы гончаров. Кроме керамической посуды производились и терракотовые (обожженная глина) статуэтки. Целый ряд мощных очагов керамического производства располагался на границе со степью, что дает основание предполагать целенаправленную работу на кочевников. Археологические находки свидетельствуют о наличии косторезных мастерских, где изготавливались костяные и роговые накладки для сложных луков, булавки и иголки. Широкое распространение получило ткачество хлопчатобумажных и шерстяных тканей. Развивалось и стеклоделие, но скорее всего оно ограничивалось изготовлением наборных поясов, бус и вставок в перстни.

      В I в. нашей эры в Хорезме начинают чеканить медную монету (разменную), что свидетельствует о развитии товарно-денежных отношений в обществе. За образец медного номинала была взята парфянская и иранская медь. Большое количество монет было кушанского производства. В это же время чеканят и серебряные хорезмийские монеты, которые повторяли тетрадрахмы Евкратида – правителя Греко-Бактрии. Появление монет было связано с растущим оживлением торговых отношений на Великом шелковом пути, северное ответвление которого проходило через Хорезм.

 

ЗОРОАСТРИЗМ В ДРЕВНЕМ ХОРЕЗМЕ

 

      Господствующей религией был зороастризм, но, видимо, в Хорезме проповедовался его особый «хорезмский вариант», своими корнями, уходящий в местные первобытные верования. Преобладал ассуарный (ассуарий — рака) обряд захоронения. Обнаруженные городища (например, Кой-Крылган-кала), связанные с заупокойным культом и погребальные святилища свидетельствуют о большом влиянии религии на общество.

      Хорезм в античный период представлял больше географическое понятие, чем самостоятельное – политическое. Он входил в различные государственные объединения вплоть до XI в. Беруни утверждал, что хорезмшахи  являются потомками персидских царей и ведут свою генеалогию от эпохи Ахеменидов. Известно, что Ахемениды провозгласили себя «шахиншахами», т.е. «царями царей», а все подвластные им территории управлялись от их имени просто шахами, т.е. царями. Так появились ширваншахи (правители территории по западному побережью Каспийского моря), так появились и хорезмшахи. Этот титул сохранялся за правителями Хорезма до начала XIX в., т.е. до образования Хивинского ханства, хотя лишь короткий период (1097-1231гг.) хорезмшахи были властителями Хорезма, во все остальные времена они были номинальными правителями огромной территории, где властвовали владельцы отдельных укрепленных поселений (кала). Эти поселения стали основой небольших политических объединений, разделивших Хорезм на мелкие государства. Они представляли собой захолустные княжества с городом, округой, поселениями ремесленников, ирригационными и оборонительными сооружениями и царьками местного значения, носившими пышные титулы.

«ИЗ КНИГИ «МОЯ РОДНАЯ ИСТОРИЯ»
Историк-востоковед Хидоятов Г.М.
(в сокращении, адаптировано)
читать далее…>>>

АЛЬ- САМАРКАНД — ИСТОРИКО ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ТУРЫ ПО ДРЕВНИМ ГОРОДАМ 

alsamarkand.com

Хорезм. Древний Восток

Полёт через тысячелетия[89]

В VIII в. н. э. жил учёный математик Ибн-Муса, а чтобы все знали, откуда он родом, Ибн-Муса прибавил к своему имени «ал-Хорезми», что значит «из Хорезма». Ибн-Муса ал-Хорезми хорошо знал греческую геометрию, индийскую математику и очень много работал над углублением своих знаний. Он оставил много учёных трудов. Одна из его работ была особенно знаменитой — это трактат, в котором впервые в мире были сформулированы все положения современной алгебры. «Ал-Джабр» назвал Ибн-Муса ал-Хорезми этот трактат, и отсюда произошло и само название «алгебра».

Где же находился древний Хорезм, откуда был родом создатель алгебры Ибн-Муса ал-Хорезми? В северо-восточной части Узбекской ССР, там, где цветущие сады и поля перемежаются с непроходимыми песками пустыни, было расположено много-много сотен лет назад хорезмское царство.

В III–II тысячелетии до н. э. здесь поселились древнейшие обитатели, которые оставили в пустыне следы своих стоянок, в 1 тысячелетии до н. э. было образовано первое рабовладельческое государство, а в III в. н. э. хорезмские послы появились пои дворе римских императоров. В X–XIII вв, н. э. здесь было богатое государство могущественных хорезмшахов.

Обо всём этом говорят многочисленные остатки больших городов, развалины крепостных стен и башен, а также следы разветвлённой сети каналов. Их мёртвые, засыпанные песком русла и сейчас ещё можно разглядеть в безжизненных просторах пустыни. Здесь тысячелетиями продолжалась жизнь, складывались различные культуры, — об этом рассказывают и развалины средневековых замков, и города рабовладельческого государства, и древнейшие, памятники, каменного века.

В XIII в. орды кочевников Чингис-хана разгромили хорезмское царство, сожгли города, разрушили каналы, и цветущая страна превратилась в безводную пустыню.

Пятью столетиями раньше, в VIII в., арабский завоеватель Кутейба варварски уничтожил научную литературу хорезмцев и изгнал её учёных.

Вот что говорит об этом великий хорезмский учёный ал-Бируни: «И всеми способами рассеял и уничтожил Кутейба всех, кто знал письменность, кто хранил её предания, всех учёных, что были среди них, так что покрылось всё это мраком и нет истинных знаний о том, что было известно из их истории…»

Долгов время история древнего Хорезма оставалась загадкой, окутанной туманом легенд и преданий. И только теперь, благодаря работам советских археологов, которое извлекают из недр земли, из песков пустыни древние памятники хорезмской культуры, постепенно рассеивается этот, туман, и мы узнаём подлинную историю древних хорезмцев, предков современных узбеков и каракалпаков.

Развёрнутым фронтом двинулись археологи во все концы Советского Союза за новыми сведениями по истории нашей родины. Среди них почётное место занимает Хорезмская экспедиция Академии наук СССР под руководством лауреата Сталинской премии Сергея Павловича Толстова.

Раскопки в Хорезме.

Экспедиция впервые приступила к раскопкам в пустынях южной Каракалпакии в 1937 г. Уже предварительная разведка здесь дала очень интересные монеты, обломки глиняной посуды и другие памятники.

Начался трудный и опасный переход на верблюдах через ряды огромных вздыбленных барханов. Ветер крутил вихри песков, и всё пространство казалось волнующимся морем. Верблюды осторожно ступали по песчаным склонам. Казалось, нет конца этому путешествию в пустыне. Но проводник уверенно шёл вперёд: там должны быть развалины крепостей, которые носили такие предостерегающие имена: «Кой-Крылган-кала»

(«Крепость погибших баранов»), «Адам-Ульчен-кала» («Крепость мёртвого человека»), «Кум-Баскан-кала» («Крепость, засыпанная песком»). Но ни эти названия, ни даже озеро «Барса-кельмес» («Пойдёшь — не вернёшься») не могли остановить археологов; исследователи неуклонно двигались вперёд.

По дороге их застигла песчаная буря. Всё пространство заполнилось тучами раскалённого песка. Исследователи с трудом добрались до стен древних развалин, где можно было укрыться от всепроникающих песчинок. Несмотря на ужасающий вихрь и, крутящиеся тучи песка, больно хлеставшие и обжигавшие лицо, работы не прекращались ни на минуту. Разведка продолжалась, обследованы были несколько крепостей, установлены места древних каналов, намечены пункты будущих раскопок.

Несмотря на приобретённый опыт, на хорошее снаряжение экспедиции, трудности археологической работы в пустыне по-прежнему оставались огромными. Только энтузиазм советских учёных, их самоотверженная преданность делу позволили в течение первых лет достигнуть больших результатов. За четыре года было пройдено 1 500 километров разведочных маршрутов, открыто 400 новых памятников, тщательно раскопано 14 поселений. Были установлены границы хорезмского царства в древности и в средневековье, найдены русла древних каналов.

….. В 1945 г., после победоносного разгрома гитлеровской Германии и окончания войны, раскопки возобновились с невиданным энтузиазмом. Особенно это можно сказать про раскопки последующих лет, когда археологи с земли поднялись в небо и с высоты полёта стали обозревать огромные просторы пустыни. Вот как описывает С. П. Толстов в своём дневнике экспедиции полёт над пустыней:

«С высоты открывается широкая панорама памятников. На фоне темно-серых пухлых солончаков ясно видна оросительная система — большой канал в виде двойного светлого пунктира обветренных бугров, остатков боковых дамб, с несколькими параллельными полосами боковых, более старых русел, проходя с юга на север к востоку от развалин. Ясно видно ответвление, уходящее на северо-запад, обходя развалины с запада. Летим над Топрак-кала, и сразу возникают перед нами в новом виде многократно исхоженные нами окрестности крепости. С земли — это монотонное пространство черновато-серых, мёртвых, пухлых солончаков, местами покрытое заросшими буграми. Сейчас перед нами за пределами стен города открывается картина сложных планировок. С севера от города вырисовываются очертания обширного прямоугольного пригорода и чёрная решётка внутренних планировок, выделяющихся на серой поверхности солончака.

На юг от ворот города, прямо продолжая линию его главной улицы, тянется прямая, светлая полоса, упирающаяся в нескольких километрах в берег описанного выше канала — видимо, след ведшей в город большой древней дороги».

Когда во время первой мировой войны военные лётчики поднялись над. Сирийской пустыней, они сделали — целый ряд интересных наблюдений, обнаружили места древних, городов, развалины крепостей. Фотографирование с воздуха позволило обнаружить планы древних городов и укреплений, не видных с земли. Это уже давно натолкнуло археологов на мысль о том, чтобы пользоваться помощью авиации при раскопках. Но до сих пор это были случайные разведочные полёты на небольшом пространстве, фотографирование отдельных памятников, июни были очень мало связаны с самими работами на раскопках.

Советский учёный С. П. Толстов впервые ввёл авиацию в практику раскопок, совершил обследование большого района и изучил при помощи авиации много новых сторон в истории древнего Хорезма. 26 августа 1946 г. лётная группа экспедиции вылетела на двух самолётах с посадочной площадки и начала обследование района «земель древнего орошения», где работали археологи.

Внизу под крылом самолёта простирается вся эта область, бывшая когда-то цветущим краем, изрезанным вдоль и поперёк сверкающими на солнце каналами. Теперь же здесь только бесконечные пески пустыни, а среди них тут и там разбросаны следы древней жизни, следы некогда цветущей культуры.

Вот они, эти трудно различаемые с земли следы: непонятные очертания древней ирригационной сети, скрывающиеся за размытыми буграми и валами, контуры древних городов. Как легко читать с воздуха развернувшуюся внизу археологическую карту; легко потому, что за пять лет скитаний в пустыне каждый памятник, каждый холмик тщательно обследован и изучен внизу, на месте.

15 октября того же года были окончены лётные работы экспедиции, был завершён «полёт через тысячелетия», как называет его С. П. Толстов. 9 тысяч километров осталось позади, был обследован весь район «земель древнего орошения».

Авиаразведка помогла экспедиции изучить древнюю ирригационную сеть и нанести её на карту древнего Хорезма. Были сделаны с воздуха аэросъёмки и точно составлены планы поселений и городов, обнаружено более двухсот новых археологических памятников.

Археологическая экспедиция открыла давно забытую книгу истории древнего Хорезма и рассеяла туман окутывающих её легенд и сказаний; После многолетних работ Хорезмской экспедиции под руководством Сергея Павловича Толстова, после выхода в свет его большого труда «Древний Хорезм», удостоенного в 1949 г. Сталинской премии, мы имеем полное право сказать, что в главных чертах история древнего Хорезма, прошлое нашей Узбекской Советской социалистической республики нам уже известно. Осталось ещё много неясного, ещё не на все вопросы можно дать ответы, нужно решить ещё много важных и серьёзных задач — работы впереди ещё много. Но всё же первый шаг, и притом очень большой, шаг, уже сделан.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Хорезм Википедия

Хорезм
VIII в. до н.э. — 1924 год Flag of Khiva 1920-1923.svg
Столица
Язык(и) ХорезмийскийХорезмско-тюркскийПерсидскийЧагатайский
Религия ЗороастризмИслам
Форма правления Абсолютная монархияОлигархия
Династия Сиявушиды (прим. 1200-320 годы до н. э.), Афригиды (305-995), Мамуниды (995-1017), Алтунташ (1017-1041), Ануштегиниды (1097-1229), Суфи-кунграты (1359-1388), Шибаниды (1511—1695), Чингизиды (1695—1740), Тукайтимуриды (1746-1770), Кунграты (1763—1920)
Преемственность
Хорезмская НСР →

Хоре́зм (авест. Xvairizem; др.-перс. Huwarazmish; перс. خوارزم‎ Xvārazm; туркм. Horezm, узб. Xorazim, حارزم) — древний регион и государство[1], цивилизация Центральной Азии, с центром в низовьях реки Амударья — область развитого ирригационного земледелия, ремесла и торговли. Впервые упоминается в источниках с VII века до н. э. Через Хорезм проходил Великий шёлковый путь. С конца III века столицей Хорезма был город Кят; в конце X века столица переносится в город Гургандж.

Доахеменидский период

Название страны Хорезм впервые встречается в сохранившихся источниках с VIII—VII веков до н. э. Существуют различные интерпретации названия Хорезм. По одной этимологии «кормящая земля», по другой — «низкая земля»[2]. С. П. Толстов считал, что название Хорезм переводится как «Страна хурритов» — Хваризам. Около VIII—VII веков до н. э. Хорезм вступил в новую эру своей истории, когда хорезмийцы, по словам ал-Бируни, начали вести летоисчисление по годам правления царей. В этот период Хорезм становится мощным государством с заметной централизацией, о чём свидетельствуют построенные в VIII—VI веках до н. э. грандиозные ирригационные сооружения.

Археологические раскопки фиксируют на территории древнего Хорезма существование неолитической кельтеминарской культуры древних рыболовов и охотников (4-е — 3-е тысячелетие до н. э.). Прямым потомком этой культуры является относящаяся к середине 2-го тысячелетия до н. э. тазабагьябская культура бронзового века, скотоводческая и земледельческая. Есть также сообщения античных авторов о контактах жителей Хорезма с народами Колхиды на торговых путях по Амударье и Каспийскому морю, по которым шли среднеазиатские и индийские товары в кавказские владения через Эвксинский Понт (Εὔξενος Πόντος — др.-греч. название Чёрного моря). Это подтверждается и материальной культурой, элементы которой встречаются на раскопках древних памятников среднеазиатского Междуречья и Кавказа.

Так как стоянки суярганской культуры, как и часть тазабагьябских, расположены на такырах, лежащих над погребёнными барханами, есть основание полагать, что около середины 2-го тысячелетия до н. э. произошло осушение этого района, возможно связанное с прорывом Аму-дарьи через западный отрезок Султан-Уиздага и образованием современного русла. Может быть с вызванным этими изменениями в географии верхней дельты Аму-дарьи вторичным её заселением и связано колонизационное движение южных племён, столкнувшихся здесь с племенами окрестностей южнохорезмского озера и, судя по признакам тазабагьябского влияния в керамике суярганской и позднейшей амирабадской культуры, ассимилировавшихся с ними. Есть все основания полагать, что эти племена составляли восточную ветвь народов яфетической системы языков, к которой относятся современные кавказские народы (грузины, черкесы, дагестанцы и др.), и к которой принадлежали создатели древнейших цивилизаций Двуречья, Сирии и Малой Азии.

— С.П. Толстов. По следам древнехорезмийской цивилизации. Ч. II. Гл. V [1]

Можно сказать только одно: связи народов Средней Азии с переднеазиатским этнографическим миром уходят в глубокую, доиндоевропейскую древность, и без учёта роли среднеазиатских племён вряд ли может быть до конца решён вопрос о происхождении яфетических народов древней Передней Азии и созданных ими государств.

— Каково бы ни было направление этих связей, Хорезм — «Земля Хварри (Харри)» не может не учитываться в разрешении хуррийской проблемы во всем её объёме.

— С.П. Толстов. По следам древнехорезмийской цивилизации. Ч. II. Гл. V [2]

К середине 2-го тысячелетия относятся также стоянки суярганской культуры. Согласно аль-Бируни, древнехорезмийские системы летоисчисления начинали счёт лет в XIII веке до н. э. Ряд исследователей отождествляет с древним Хорезмом упоминаемую в Авесте северную страну «Айрьянем-вэджо».

К началу 1-го тысячелетия до н. э. относится возникновение амирабадской культуры. Городища этого периода — это огромные загоны для охраны скота с «жилыми стенами», в которых жило по нескольку тысяч человек; описания таких поселений содержатся в Авесте.

От империи Ахеменидов до античной эпохи

В середине VI века до н. э. Хорезм был завоеван Киром Вторым и включен в состав империи Ахеменидов. Кир назначил своего сына Таноксиарка наместником Хорезма, Бактрии и Парфии. Хорезм упоминается в Бехистунской надписи Дария I. Геродот в «Истории» сообщает, что Хорезм входил в 16-ю сатрапию персидской империи, а также о том, что хорезмийцы принимали участие в походе Ксеркса 480 года до н. э. на Грецию. Хорезмийцы принимали участие в строительстве столицы Ахеменидской империи — Персеполь. Воины-хорезмийцы служили в ахеменидском войске в разных частях империи. Один из них, по имени Даргоман, упоминается в Верхнем Египте. На Бехистунской скале сохранились изображения древних хорезмийцев.

Ещё до походов Александра Македонского в Среднюю Азию Хорезм обрёл независимость от Ахеменидов. В V веке до н. э. на основе арамейского письма была разработана хорезмийская письменность. На месте древнего городища Топрак-кала археологи обнаружили остатки архива документов на хорезмийском языке. Хорезмийское письмо использовалось до VIII века. Основной религией древних хорезмийцев был зороастризм. При археологических исследованиях памятников древнего Хорезма были найдены оссуарии — глиняные ящики для захоронения костей умерших людей.

В результате завоевательных походов Александра Македонского государство Ахеменидов было уничтожено. В 328 году до н. э. правитель Хорезма Фарасман отправил к Александру послов во главе со своим сыном Фратаферном. Александру было предложено совершить совместный поход в Закавказье, но у царя Македонии были иные планы и он отказался.

Хорезм в античную эпоху и раннем средневековье

Хорезм IV век до н. э. — I век н. э. был могущественным государством. Во II в. до н. э. был захвачен кочевыми племенами.

Из древнейших царей Хорезма пока известны имена правителей, выпускавших свои монеты. Это Артав, правитель I века н. э. Из последующих царей известен Артрамуш конец II — начало III века н. э.[3][неавторитетный источник? 381 день] Вазамар, вторая половина III века н. э. и др.[4][неавторитетный источник? 381 день].

В этот период возведено множество укреплённых городов с мощными стенами и башнями, представлявших собой единую систему крепостей, защищавших границу оазиса со стороны пустыни. Огромное количество бойниц, каждая из которых обстреливает только узкое пространство, в силу чего у каждой бойницы должен был стоять специальный лучник, говорит о том, что весь народ был ещё вооружён и ведущую роль играло не профессиональное войско, а массовое народное ополчение. Около 175 года до. н. э. Хорезм вошёл в состав Кангюя.

В последней трети I века до н. э. Хорезм в составе Кангюя выступает как могущественный союзник западных гуннов. Власть Хорезма распространяется в это время далеко на северо-запад. По сведениям «Истории младшей династии Хань», восходящим к самому началу н. э., Хорезм (который описывается здесь как Кангюй — «страна канглов») подчиняет страну аланов, простиравшуюся в то время от северного Приаралья до восточного Приазовья.

Согласно источникам в I веке н. э. была введена хорезмийская эра и введён новый календарь. По словам великого хорезмийского учёного Абу Рейхана аль-Бируни (973—1048) впервые хорезмийское летоисчисление было введено в XIII веке до н. э.

Предполагают, что с середины I века н. э. до конца II века Хорезм был под влиянием Кушанского царства. Для этого периода характерны крепости, воздвигнутые центральным правительством и занятые гарнизонами постоянного войска. В начале IV века, при падишахе Африге, столицей Хорезма становится город Кят. В последующую эпоху, между IV и VIII веками, города Хорезма приходят в запустение. Теперь Хорезм — это страна многочисленных замков аристократии и тысяч укреплённых крестьянских усадеб. С 305 по 995 год Хорезмом правила династия Афригидов, представители которой носили титул хорезмшах. Между 567—658 годами Хорезм был в определённой зависимости от Тюркского каганата. В китайских источниках упоминался под названием Хусыми (呼似密).

От арабского завоевания до завоевания сельджуками

Первые набеги арабов на Хорезм относятся ещё к VII веку. В 712 году происходит завоевание Хорезма арабским полководцем Кутейбой ибн Муслимом, учинившим жестокую расправу над хорезмийской аристократией. Особенно жестокие репрессии Кутейба обрушил на учёных Хорезма. Как пишет в «Хрониках минувших поколений» аль-Бируни, «и всеми способами рассеял и уничтожил Кутейба всех, кто знал письменность хорезмийцев, кто хранил их предания, всех учёных, что были среди них, так что покрылось всё это мраком и нет истинных знаний о том, что было известно из их истории во время пришествия к ним ислама».

Арабские источники почти ничего не говорят о Хорезме последующих десятилетий. Зато из китайских источников известно, что хорезмшах Шаушафар в 751 году посылает посольство в Китай, воевавший в это время с арабами. В этот период происходит кратковременное политическое объединение Хорезма и Хазарии. Об обстоятельствах восстановления арабского суверенитета над Хорезмом ничего неизвестно. Во всяком случае, лишь в самом конце VIII века внук Шаушафара принимает арабское имя Абдаллаха и чеканит на своих монетах имена арабских наместников.

В X веке начинается новый расцвет городской жизни Хорезма. Арабские источники рисуют картину исключительной экономической активности Хорезма в X веке, причём ареной деятельности хорезмийских купцов становятся окружающие степи Туркменистана, западного Казахстана, а также Поволжье — Хазария и Булгария, и обширный славянский мир Восточной Европы. Рост роли торговли с Восточной Европой выдвигал на первое место в Хорезме город Гургандж, сделавшийся естественным центром этой торговли. В 995 году последний афригид Абу-Абдаллах Мухаммад был взят в плен и убит эмиром Гурганджа Мамуном ибн-Мухаммадом. Хорезм был объединён под властью Гурганджа.

Хорезм в эту эпоху был страной высокой учёности. Выходцами из Хорезма были такие выдающиеся учёные, как Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми, Ибн Ирак, Абу Рейхан аль-Бируни, аль-Чагмини.

В 1017 году Хорезм был подчинён султану Махмуду Газневи, а в 1043 году завоёван тюрками-сельджуками.

Основным тюркоязычным населением в Хорезме начиная с X века являются туркмены[5][6].

Хорезм при Хорезмшахах-Ануштегинидах

Основателем новой династии в Хорезме стал тюрок Ануш-Тегин, возвысившийся при сельджукском султане Малик-шахе (1072—1092). Он получил титул шихне Хорезма. С конца XI века идёт постепенное освобождение Хорезма от сельджукского протектората и присоединение новых земель. Правитель Хорезма Кутб ад-Дин Мухаммед I в 1097 году принимает древний титул хорезмшаха. После него на престол взошёл его сын Абу Музаффар Ала ад-дин Атсыз (1127—1156). Его сын Тадж ад-Дин Ил-Арслан в 1157 году полностью освобождает Хорезм от сельджукской опеки.

Государство Хорезмшахов в 1220 году

При хорезмшахе Ала ад-Дин Текеше (1172—1200) Хорезм превращается в огромную среднеазиатскую империю. В 1194 году войско хорезмшаха разбивают войско последнего иранского сельджукида Тогрул-бека и утверждают суверенитет Хорезма над Ираном; в 1195 г. багдадский халиф Насир терпит поражение в бою с хорезмийцами и признает власть Текеша над восточным Ираком. Успешные походы на восток, против каракитаев, отворяют Текешу дорогу в Бухару.

Сын Текеша Ала ад-Дин Мухаммед II в 1200—1220 завершает дело отца. Он отнимает у каракитаев Самарканд и Отрар, простирает свою власть на далёкую область Газны на юге Афганистана, подчиняет западный Иран и Азербайджан. Войско Мухаммеда предпринимает поход на Багдад, не удавшийся, впрочем, из-за наступления ранней зимы, закрывшей перевалы, и из-за известий о появлении на восточных границах Хорезмской империи монгольского войска.

Культура Хорезма в IX—XIIIв

В этот период культура Хорезма достигла высокого развития. Среди выдающихся ученых Хорезма можно привести имена Мухаммада аль-Хорезми, Абу Рейхана аль-Бируни,Махмуд аз-Замахшари и др.

Монгольский период

В 1218 году Чингисхан отправил в Хорезм посольство с предложением о союзе. Хорезмшах Ала ад-Дин Мухаммед II отказался идти на сделку с «неверными» и по предложению правителя Отрара Кайыр хана казнил послов-купцов. Чингисхан потребовал выдачи Кайыр-хана, но Мухаммед отказался выдавать двоюродного брата своей матери и вновь казнил одного из участников следующего монгольского посольства. Весной 1219 года, не окончив завоевания Китая, Чингисхан отправил 200-тысячное войско в Хорезм. Хорезмшах не решился дать генеральное сражение, оставив своё войско разбросанным отдельными отрядами по городам и крепостям всего государства. Один за другим под натиском монголов пали все крупные хорезмские города. Все они были подвергнуты разрушению, а множество хорезмийцев уничтожено.

Хорезмшах с остатками войска вначале отступил в свои персидские владения, после чего бежал с небольшим отрядом в прикаспийскую область и скончался на острове Абескун в Каспийском море (отождествляется с Ашур-Адой)[7][8].

Сын хорезмшаха Джелал ад-Дин Мангуберды продолжал борьбу с монголами до 1231 года. Он дважды разгромил войско монголов на территории современного Афганистана, но был разбит самим Чингисханом в битве при Инде. Джелал ад-Дин Мангуберды погиб в 1231 году в Закавказье. Последним потомком рода хорезмшахов-ануштегинидов был Сайф-ад-дин Кутуз, которому ненадолго в 1259 году удалось прийти к власти в Египте. Его войска во главе с полководцем Бейбарсом смогли, наконец, остановить монголов в битве при Айн-Джалуте в 1260 году[9].

В 1220 году Хорезм вошёл в состав Монгольской империи, затем в улус Джучи (Золотая Орда). В этот период Ургенч был заново отстроен и стал одним из главных торговых центров Центральной Азии. Культура хорезмийцев сыграла значительную роль в культурном развитии Золотой Орды.

Хорезм в период правления кунгратов и Тимуридов

В 1359 году северный Хорезм во главе с представителями династии Суфи-кунгратов задолго до Куликовской битвы, впервые обрёл независимость от Золотой Орды. Кунграты Хорезма выпускали монеты с арабскими надписями: Выпущено в Хорезме. Власть богу. Мухаммад и именами 4 праведных халифов.[10]

Однако, усилившись, кунграты захватили и южную часть Хорезма, которая принадлежала Чагатайскому улусу. Приход к власти Тимура, который претендовал на наследие улуса Чагатая привело к конфликту. В 1370-х годах правителем Хорезма был Хусайн Суфи, сын Тонгдая, из рода кунграт, который решил вести бескомпромисную борьбу с Тамерланом. В результате, в 1372 году Тамерлан предпринял поход против Хорезма. Его армия вышла из Самарканда, прошла Бухару и захватила хорезмийскую крепость Кят. Хусайн Суфи далее не мог сопротивляться Тамерлану и умер в осаждённом Хорезме. После кончины Хусайна Суфи на трон сел его младший брат, Юсуф Суфи. В 1376 году Хорезм вошёл в состав империи Тимура, а его правители бежали в Золотую Орду. В 1387 году кунграты Хорезма поддержали поход золотоордынцев во главе с Тохтамышем против Тимура и они совместно ограбили земли Мавераннахра. После этого Тимур решил окончательно присоединить Хорезм в состав своей империи.

Хорезм в XVI — первой половине XVIII века

В 1505 году после многомесячной осады (ноябрь 1504 — август 1505) Мухаммад Шейбани-хан овладел Ургенчем, и Хорезм вошёл в Бухарское ханство.

В 1512 году новая династия узбеков, отпавших от Шейбанидов, встала во главе самостоятельного ханства Хорезма.

Первоначально столицей государства был Ургенч.

В 1598 году Амударья отступила от Ургенча и столица была перенесена на новое место в Хиву.

В связи с изменением русла Амударьи в 1573 году столица Хорезма была перенесена в Хиву.

С XVII века в российской историографии Хорезм стал называться Хивинским ханством. Официальным названием государства являлось древнее название — Хорезм.

Хорезм во второй половине XVIII — начале XX века

В 1770-х годах к власти в Хорезме пришли представители узбекской династии кунграт. Основателем династии был Мухаммад Амин-бий. В этот период были построены шедевры архитектуры Хорезма в столице Хиве. В 1873 году при правлении Мухаммад Рахим-хана II Хорезм стал вассалом Российской империи. Кунграты правили до 1920 года, когда после двух войн с Советским Туркестаном были свергнуты в результате победы Красной армии.

Хорезмская народная советская республика

Хоре́змская наро́дная сове́тская респу́блика была создана в феврале 1920, в результате Хивинской революции, когда хан Хорезма отрёкся от престола, и официально был объявлен Первый Хорезмский Курултай (Собрание) 26 апреля 1920. 30 октября 1923 года на 4-м Всехорезмском съезде Советов была преобразована в Хорезмскую Социалистическую Советскую Республику, была принята конституция. Осенью 1924 года в связи с национально-территориальным размежеванием в Средней Азии 5-й Всехорезмский съезд Советов (29 сентября — 2 октября 1924) объявил о самоликвидации ХССР, и 27 октября 1924 года её территория была разделена между Узбекской ССР, Туркменской ССР и Каракалпакской АО РСФСР.

Крупные исследователи древнего и средневекового Хорезма

Ю. А. Рапопорт, С. П. Толстов, Л. С. Толстова, Б. И. Вайнберг.

Правители Хорезма

Правители Северного Хорезма Правители Южного Хорезма Имя Годы правления Титулы Имя Годы правления Титулы
Представители Улуса Джучи Представители Чагатайского улуса

Примечания

  1. ↑ Рапопорт Ю. А. Краткий очерк истории Хорезма в древности // Приаралье в древности и средневековье. М., 1998,с.28
  2. ↑ Рапопрот Ю. А., Краткий очерк истории Хорезма в древности // Приаралье в древности и средневековье. Москва: Восточная литература, 1998,с.28
  3. ↑ Монеты Хорезма
  4. ↑ Монеты Хорезма
  5. ↑ Л.Ошанин " Антропологический состав населения Средней Азии и этногенез ее народов", 1957 г..
  6. ↑ Галина Петровна Васильева. Преобразование быта и этнические процессы в северном Туркменистане. — Наука,, 1969. — 400 с.
  7. ↑ Бартольд В. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Том I. — Москва: Издательство восточной литературы, 1963. — С. 493—494.
  8. ↑ Буниятов З. М. Государство хорезмшахов-Ануштегинидов 1097-1231. — Москва: Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1986. — С. 148.
  9. ↑ Буниятов З. Государство хорезмшахов-ануштегинидов (1097—1231), Москва, 1986
  10. ↑ Описание монет Хорезма второй половины XIV века

Литература

  • Веселовский Н. И. Очерк историко-географических сведений о Хивинском ханстве от древнейших времён до настоящего времени. СПб., 1877.
  • Виноградов А. В. Тысячелетия, погребенные пустыней. М.: Просвещение, 1966.
  • Толстов С. П. Новогодний праздник «каландас» у хорезмийских христиан начала XI века. Материалы и исследования по этнографии и антропологии СССР, 1946, 2, с. 87-108.
  • Б. Грозный. Протоиндийские письмена и их расшифровка. Вестник древней истории 2 (11). 1940.
  • Толстов С. П. По следам древнехорезмийской цивилизации. М.-Л.: 1948.
  • Кыдырниязов М.-Ш. Материальная культура городов Хорезма в XIII—XIV веках. Нукус: Каракалпакстан, 1989.
  • «Троицкий вариант» № 60, c. 8 (2010)

Ссылки

wikiredia.ru

Древние Хорезм и Канка

Между двух пустынь – Каракумы и Кызылкумы находится небольшая область, называющаяся Хорезмский оазис. Здесь располагалось государство, существовавшее почти две тысячи лет – Хорезм. В переводе с местного диалекта это название можно было перевести, как «кормящая земля». Первые признаки государственности появились в этом регионе Средней Азии в VII веке до н.э.

История не сохранила до нашего времени практически никакой информации о правителях древнего Хорезма, однако, нет никаких сомнений о факте существования здесь достаточно сильной и вполне централизованной государственной структуры. Грандиозные ирригационные сооружения, построенные в тот период, сохранились на протяжении многих веков, и они обеспечивали достаточно высокоуровневое сельское хозяйство в этой непростой для выращивания растений местности.

В конце VI века до н.э. Хорезм был завоёван Персией, однако, владычество персов было недолгим. Примерно через сто лет Хорезм обретает независимость. С началом походов Александра Македонского правители Хорезма формально переходят на его сторону, однако не участвуют ни в каких боевых действиях. Войска Александра проходят на север Хорезма и там основывают город Антиохия Заяксартская. И здесь начинается самое интересное…

Дело в том, что у историков нет однозначного ответа на вопрос – кто и когда основал этот город. Мало того, в представлении историков достаточно долгое время Антиохия была «виртуальным городом», то есть были свидетельства её существования, в летописях сохранились подробности её основания и переименования впоследствии в Харашкент. Сохранились даже сведения о её разрушении, однако найти сам город ещё ни у кого не получалось.

В 60 километрах от современного Ташкента располагалось древнее городище, называемое Канка. Это был, судя по всему, религиозный центр государства Кангюй. Название Канка означает словосочетание «жертвенная кровь»; очевидно, здесь располагался один из религиозных центров зороастризма. Однако, с другой стороны, находки, сделанные в Канке, имели довольно странный характер. Во-первых, они очень подозрительно совпадали (как по составу, так и по временным интервалам) с теми находками, которые могли быть в Антиохии. Во-вторых, стены древнего городища очень уж сильно напоминали постройки эллинистического периода. Это позволило учёным в XX веке сделать предположение о том, что Канка и есть тот самый легендарный город Харашкент, получивший при основании имя Антиохия.

Уникальность этого древнего города состоит в том, что фактически он использовался как минимум четырьмя культурами, каждая из которых оставила в нем свой неповторимый след. Основали его, скорее всего, потомки древних греков, переселившихся в Среднюю Азию в середине III века до н.э. Следующими его хозяевами до первого века нашей эры стали жители кангюйского государства. После этого он входил в состав Кушанского царства – конгломерата из нескольких регионов древней Индии, Пакистана и Афганистана. И последними его хозяевами были хорезмийцы в период с IV по XII века нашей эры. Именно тогда город стал называться Харашкент.

Однако, загадки древнего города на этом не закончились. Совсем недавно совместными усилиями археологов-энтузиастов и работников кафедры археологии Ташкентского национального университета в Канке были обнаружены следы культуры, ещё более древней, чем эллинистическая. Даже по самым скромным оценкам археологов, возраст находок исчисляется четырьмя-пятью тысячами лет. То есть, греческий военачальник Демодам, основавший Антиохию Заяксартскую, построил свою крепость вовсе не на пустом месте.

Глубина культурного слоя древнего города оказалась примерно на 10 метров ниже эллинистического периода. Кем же были первые жители легендарной Канки? Частично ответ на этот вопрос даёт священная книга зороастрийцев Авеста. В ней упоминается серверный народ, значительно обогнавший в своём развитии жителей древней Персии. Этот народ владел знаниями, недоступными многим жителям Средней Азии того времени. Например, они владели искусством постройки огромных крепостей и выплавки черных металлов. Официальная история рассматривает период 1-2 тысячелетий до н.э., как время Суярганской культуры, венцом достижений которой были глиняные постройки и выплавка меди. В то же время, никакими доказательствами существования более развитых цивилизаций в том регионе наука не располагает.

Не менее загадочным является и факт исчезновения этой неизвестной цивилизации. Учитывая характер разрушений, которые были обнаружены под развалинами Канки, можно сделать вывод, что произошла какая-то катастрофа, связанная либо с грандиозным взрывом, либо пожаром. Вулканической активности в данном регионе нет, несмотря на близость Альпийско-Гималайской складчатости, поэтому учёные допускают версию о гибели города от гигантского метеорита.

Даже по официальным историческим меркам, город просуществовал очень длительное время – более полутора тысяч лет. Но, всему прекрасному рано или поздно приходит конец. «Головокружение от успехов» после объединения огромных территорий настолько оторвало последнего царя Хорезма, Текеша, от реальности, что он дважды казнил послов Чингисхана, предлагавших ему взаимовыгодный союз. Стерпеть такого великий хан не мог. Он прервал свою кампанию по завоеванию Китая и направил в Хорезм в 1219 году часть своей армии. Меньше года ушло у него на полный разгром армий Текеша и его сына Джелала. Антиохия Заяксартская, он же Канка, он же Харашкент был разрушен армией Чингисхана.

История Хорезма закончилась, начался период монгольского владычества; он продлился почти 150 лет и закончился отделением Хорезма под властью Суфийской династии от монгольского ханства. А ещё через десяток лет Хорезм присоединил к своему царству легендарный Тамерлан. Забавным фактом было то, что правители Суфийской династии, якобы «завоевавшие независимость» Хорезма от Орды, с приходом Тамерлана бежали не куда-нибудь, а именно в Орду. Но это всё не имело никакого значения для Канки. Этот город выпал из истории почти на восемьсот лет…

No related links found

tainy.net

История древнего великого государство Хорезм кратко

 

Древний Хорезм – один из наиболее старых очагов культуры, который находился на северо-западе современного Узбекистана. Многие считают, что начало государству здесь положил город Хорезм, однако такого города на самом деле никогда не существовало – это всего лишь название для всей территории. Развитие цивилизации здесь началось еще с неолита, 6-5 тысячелетия до н.э. Со временем здесь развилась пышная городская культура, развивающаяся за счет ремесел и торговли. История древнего Хорезма впервые прослеживается по Авесте, написанной в первом тысячелетии до н.э.. В этом древнем тексте упоминалось название «Hvairizem».

Природа не наградила древний Хорезм природными богатствами – климат здесь резкий, почвы засолены, и не хватает воды. И лишь солнце здесь светит примерно 300 дней в году, поэтому одно из значений слова Хорезм – «Земля солнца», достаточно близко к истине. История древнего Хорезма получила свое развитие благодаря стараниям его жителей, которые имели большой опыт строительства ирригационных сооружений, позволяющих вести здесь земледелие. Древнейшими городами этого периода являются Базар-кала, Кунюрли-кала и прочие. И хотя, как было сказано выше, город Хорезм не существовал, столицей в этот период был храмовый город Топрак-кала, венец древнехорезмийской культуры. Однако независимость этот регион смог получить только во время владычества тюркского каганата.

В 5-8 веках н.э. Государство Хорезм стало развиваться в сторону феодализма. Здесь появились замковые формы поселения, которые заменили собой неукрепленные города времен кушанской системы. Городов в это время было немного, однако они являлись торговыми и ремесленными центрами, и были прекрасно защищены. В экономике Мавераннахра Хорезм важную роль, поскольку здесь пролегала одна из ветвей Шелкового пути. В 8 веке здесь выделялись города Кят, Харазапс и Ургенч.В начале 8 века на Хорезм был захвачен арабами, но уже в начале 10 века начался период, известный как Великий Хорезм. Это был период наибольшего могущества этого государства, именно в хорезмийских городах жили наибольшие энциклопедисты Востока периода Средневековья – Беруни и Абу Али ибн Сина. Однако этот период расцвета был оборван в первой половине 13 века.

Великий Хорезм пал под ударами Золотой Орды Чингисхана, предательски напавшему на это государство после заверений в мире и добрососедских отношениях. Послав торговый караван, Чингисхан либо через своих людей, либо чужими руками уничтожил его, получив, таким образом, прекрасный повод для агрессии. (Стратегия, которую практиковали те захватнические государства, в которых когда-либо была сильна монгольская власть, вплоть до нашего времени). Избавиться от последствий монгольского правления удалось только в 17 веке. В период с 1643 по 1663 года, при правлении Абдулгази хана государство Хорезм снова выделилось как самостоятельная единица, однако полную независимость он смог получить только к концу текущего века. С этого времени это государство называлось Хивинским ханством.

 С 18 по 19 века ханство активно вело торговлю с Уралом, Поволжьем и Сибирью, поэтому в регионе наблюдался значительный экономический подъем, а новыми крупными городами стали Хива и Новый Ургенч. В наше время Хива является уникальным во всем среднеазиатском регионе явлением – этот город сохранил свой первозданный вид, это живой памятник градостроительства многовековой давности. В пределах стен города осталась практически в неизменном виде уличная планировка и застройки. Внутренний город Хивы – Ичан-кала- в Узбекистане сегодня считается заповедником истории и архитектуры, на территории его проживает около шести тысяч людей.

antiquehistory.ru

Загадки истории Древнего Хорезма

Хорезм интересен не только многочисленными руинами крепостей античного и ранне-средневекового периода. Он по праву может считаться Родиной одной из древнейших религий мира – зороастризма. Исследователи «Авесты» - священной книги зороастрийцев считают, что именно территория Большого Хорезма (сюда входили территории непосредственно Хорезма, Туркмении, Афганистана вплоть до северного Ирана) была очагом возникновения этой древней религии.

Хорезм – одна из самых древних историко-культурных областей Средней Азии. Источники эпохи арабского завоевания называют Хорезм - Страной тысячи крепостей. И в самом деле, сегодня на территории Хорезмской области археологами обнаружено множество древних городищ, некогда бывших мощными крепостями и царскими дворцами. Самыми известными из них являются Топрак-кала, Джанбас-Кала, Кой-Крылган-кала, Кызыл-Кала и Аяз-кала (Кала в переводе означает крепость). Даже сегодня грандиозность и масштабы руин поражают своим великолепием и мощью. Тысячи крепостей раскинулись на огромных просторах безводных степей и как исполинские истуканы они хранят тайны Древнего Хорезма.

Хорезм интересен не только многочисленными руинами крепостей античного и ранне-средневекового периода. Он по праву может считаться Родиной одной из древнейших религий мира – зороастризма. Исследователи «Авесты» - священной книги зороастрийцев считают, что именно территория Большого Хорезма (сюда входили территории непосредственно Хорезма, Туркмении, Афганистана вплоть до северного Ирана) была очагом возникновения этой древней религии. Существует разногласия по поводу того, где именно на территории Большого Хорезма была написана Авеста, но большинство ученых считают, что это, несомненно, современный Хорезм.

Одна из самых интересных загадок истории древнего Хорезма – это вопрос об идентичности понятий «страна ариев» и Большой Хорезм. Вопрос о происхождении арийцев и их исконном месте обитания до сих пор остаётся одним из самых загадочных в истории человечества. Многие народы Азии и Европы пытались доказать свою принадлежность к арийским племенам, но только территория Большого Хорезма совпадает по географическим и природным условиям, указанным в Авесте как «Ариана Вайчох» - место обитания ариев.

Огромную роль Хорезм сыграл в развитии караванной торговли, связавшей в средние века отдаленные друг от друга тысячами километров народы и страны. В Китай и Монголию торговые караваны отправлялись и прямо из Ургенча - через Кызылкумы, на Сырдарью и далее на восток. Другой торговый путь связывал Иран и Среднюю Азию с Восточной Европой. Северным форпостом и одновременно крупным рынком и ремесленным центром этого пути как раз и являлся Ургенч. Отсюда караваны уходили в далекие, пролегавшие по пустынным и безводным районам пути: на Сырдарью, к Каспийскому морю и, главное, на северо-запад в страны булгар и хазар. Шедшие оттуда товары привозились на рынки Хорезма, а уже отсюда, в свою очередь, распространялись дальше по караванным путям.

Путь торговых караванов из Ургенча на северо-запад через Плато Устюрт был очень трудным из-за географических и природных условий, но, несмотря на это через каждые 25 - 30 км караванщики и сопровождавшая их часто стража для защиты от кочевников могли найти и воду, и корм для верблюдов, и место для ночлега. История Хорезма по своей древности не уступает истории таких древних цивилизаций как египетская, месопотамская и индийская. Она насчитывает почти три тысячи лет и является самой древней на территории Центральной Азии. Хорезм уникален памятниками архитектуры, которые по сложности конструкций не уступают египетским пирамидам и греческим храмам. Особый интерес представляет хорезмская культура, которая по своей самобытности резко отличается от культуры остальных регионов Центральной Азии.

xorazmiy.uz

Хорезм Википедия

Хорезм
VIII в. до н.э. — 1924 год Flag of Khiva 1920-1923.svg
Столица
Язык(и) ХорезмийскийХорезмско-тюркскийПерсидскийЧагатайский
Религия ЗороастризмИслам
Форма правления Абсолютная монархияОлигархия
Династия Сиявушиды (прим. 1200-320 годы до н. э.), Афригиды (305-995), Мамуниды (995-1017), Алтунташ (1017-1041), Ануштегиниды (1097-1229), Суфи-кунграты (1359-1388), Шибаниды (1511—1695), Чингизиды (1695—1740), Тукайтимуриды (1746-1770), Кунграты (1763—1920)
Преемственность
Хорезмская НСР →

Хоре́зм (авест. Xvairizem; др.-перс. Huwarazmish; перс. خوارزم‎ Xvārazm; туркм. Horezm, узб. Xorazim, حارزم) — древний регион и государство[1], цивилизация Центральной Азии, с центром в низовьях реки Амударья — область развитого ирригационного земледелия, ремесла и торговли. Впервые упоминается в источниках с VII века до н. э. Через Хорезм проходил Великий шёлковый путь. С конца III века столицей Хорезма был город Кят; в конце X века столица переносится в город Гургандж.

ru-wiki.ru


Смотрите также