Искусство древних майя. Искусство Древнего мира
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Живопись. Часть 4. Искусство древних майя


Древняя культура майя и ее особенности. Цивилизации майя, ацтеков и инков, и их архитектура.

Добро пожаловать в наш уголок майянского искусства.

Майя и их культура

Архитектура и скульптура древних индейцев, майя живопись, Архитектура инков, мемориальные доски, статуи, скульптуры и настенные резные фрески (поверьте майя - это не только гадания индейцев майя). Обо всем этом, включая майя живопись, и не только вы можете прочесть здесь, и не только прочесть, но и посмотреть. На ваше обозрение выставлены древние скульптуры и огромные монолиты древней цивилизации майя. Мы предлагаем вам, окунутся в мир древних майя, посмотреть и ощутить все величие столь древней культуры. Мастера древности знали свое дело!

Майя искусство как многие полагают, является самым сложным и красивым среди всех культур древнего Нового Света, чего стоят статуи майя или тату индейцев майя. На отточенное и сложное чувство стиля, как и на все искусство майя, развивавшееся на протяжении всего Пред Классического периода ее истории (1500 год до нашей эры к 250 году нашей эры) огромное влияние оказала цивилизация Олмеков (эта древняя цивилизация, как предполагают, является, прародителем майянской империи). Другие цивилизации Центральной Америки, включая Теотихуакан и Толтеков, так или иначе, соприкасались с  искусством майя, которое достигло пика своего развития во времена Классического периода ( с 200 по 900 года нашей эры). Мастера майянской цивилизации прославились за счет использования нефрита, обсидиана и штукатурки в своих работах.

Майя архитектура: Майя создали большое число скульптур, многие из которых нетрудно, найти на своих местах или же в музеях по всему миру. Стандартная форма скульптуры майя это стела. Большие каменные плиты, крытые резными фигурками - все это архитектура майя. Многие изображают правителей городов и провинций, в которых они располагались, а других изображены боги или же они предназначались для ритуалов и молитв, направленных богам. Стелы почти всегда содержали иероглифы, они отыгрывали важную роль в определении значения каждой скульптуры и истории ее создания для древних майя. Другие каменные и резные работы, включая глиняные статуэтки, стелы, описанные ранее и каменные дощечки, изображают сцены кровавых жертвоприношений.

Майя в архитектуре майя использовали много нефрита в своем искусстве. У многих вырезанных с камня фигурок были нефритовые инкрустации, так же часто использовались ритуальные предметы, созданные из нефрита. Удивительно, что индейцы майя, которые не использовали металлические инструменты, создали такие запутанные и красивые объекты из нефрита, очень твердого и плотного по своей структуре материала. Превосходным примером изделия из нефрита является посмертная маска лорда Пэкэла, правителя Паленке. Маска в натуральную величину, созданная для его погребения, с "кожей" из нефрита и "глазами", сделанными из перламутра и обсидиана. 

По материалам: Лунный гороскоп 2013.

Опубликовано 18 Авг 2010 в категории Майя

Обсудить на форуме

mayax.ru

Цивилизация майя | Искусство Древнего мира

Цивилизация майя может похвастаться самой продолжительной историей на Американском континенте — она насчитывает более двух с половиной тысяч лет. К своему закату она начала клониться ещё в 900-е годы н. э., так что к моменту прибытия европейцев пик её развития давно минул: многие города были покинуты и разрушены, великая империя превратилась в отдельные соперничающие города-государства. Поэтому у европейцев нет достоверных свидетельств о культуре майя времён расцвета; сохранились лишь легенды о майя у ацтеков и множество архитектурных и археологических памятников.

Индейцы майя считаются создателями календаря в доколумбовой Центральной Америке. Этим календарём пользовались не только сами майя, но и другие народности, например, тольтеки и ацтеки. Приблизительно 400-м годом нашей эры датируется изображение первого солнечного календаря майя. Любопытно, что созданный «примитивной и отсталой» цивилизацией календарь лучше согласуется с астрономическим годом (более точно соответствует периоду обращения Земли вокруг Солнца), чем современный Григорианский календарь.

календарь майя

Высеченный в камне календарь Майя

Собственно, именно своим календарём майя и известны среди обывателей. В повседневной жизни майя пользовались двумя календарями: ритуальным (с периодом в 260 дней) и гражданским (365 дней). Ритуальный календарь назывался цолькин. Он делился на периоды по 20 и 13 дней, каждому дню соответствовал номер от 1 до 13; кроме того, у дней были названия, повторяющиеся с периодом 20 дней. Каждому названию дня соответствовал свой символ, называемый Солнечной Печатью, и изображавшийся в виде определенного рисунка. Гражданский календарь, имевший название хааб делился на 19 месяцев: 18 меся цев (каждый со своим названием) по 20 дней и один месяц из 5 дней — так называемых «дней без имён». Оба этих повседневных календаря комбинировались и не имели нумерации лет, потому что даты в них совпадали только один раз за полный цикл (52 года), что примерно соответствовало средней продолжительности жизни человека.

Конец каждого календарного цикла считался у майя несчастливым периодом, так как они не были уверены, что боги согласятся предоставить им следующий 52-летний цикл, что говорит о большом религиозном значении календарей в культуре майя. Письменность майя чаще всего называют глифами или иероглифами из-за того, что они похожи на иероглифы Древнего Египта. Этот термин несколько неверен из-за того, что эта письменность является словесно-слоговой, то есть отдельный символ может обозначать как слово, так и отдельный слог. Всего обнаружено около восьмисот различных символов с разными оттенками значений, из них активно использовались в текстах около пятисот, остальные изображались очень редко. Значение около шестисот символов расшифровано, что позволяет прочитать бóльшую часть сохранившихся надписей майя.

символы майя

Кодексы майя

Символы рисовались на керамических сосудах, стенах построек, вырезались на дереве и камне, записывались в так называемые кодексы майя, а иногда даже отливались из металла. Чаще всего символы представляют собой прямоугольники, содержащие рисунки: головы разных животных, растения, постройки, предметы обихода, природные явления, части человеческого тела, орудия труда и т. д. Большая часть письменных свидетельств майя была уничтожена испанскими священниками, и сохранившиеся тексты расположены, в основном, на стенах культовых сооружений и стел.

Похожие записи

ancientart.ru

Живопись. Часть 4. | Искусство древних майя | Кинжалов Ростислав Васильевич

4

К сожалению, пока что не обнаружено ни одной майяской рукописи классиче­ского периода, хотя мы можем совершенно определенно утверждать, что таковые име­лись. Об этом свидетельствуют, например, фрагменты, обнаруженные при раскопках в Вашактуне, Небахе и Сан Агустине. Сле­ды красок, сохранившиеся на остатках бумаги, показывают, что текст здесь сопро­вождался рисунками, так же как и в позд­нейших рукописях майя. Климат цент­рального района из-за своей влажности неблагоприятен для сохранения таких ма­териалов, как кожа, ткани и бумага, одна­ко можно все же надеяться, что при даль­нейших исследованиях в наиболее значи­тельных городах будет найдено хотя бы несколько крупных фрагментов иерогли­фических манускриптов.

Следует упомянуть еще об одном особом виде изобразительного искусства, по суще­ству, являющемся рисунком. Речь идет о граффити — процарапанных на гладкой штуковой поверхности стены изображе­ниях людей, животных, построек, а иногда и целых сценок. Некоторые из них грубы и довольно примитивны, другие, наоборот, поражают своими художественными до­стоинствами. Большинство граффити было обнаружено в шести тикальских зданиях; изучение показало, что они относятся к классическому периоду. Имеются подобные рисунки и в других городах, например в Хольмуле. Среди тикальских граффити в так называемом «Дворце Малера», дати­рующихся VII—VIII вв., выделяется, на­пример, великолепный рисунок танцора с прекрасно выраженной динамикой дви­жения и тщательной отделкой деталей ко­стюма. Невольно вспоминается танцующий из росписи вашактунской чаши, но тикальское граффити художественно значительно, более совершенно. В этом же здании дру­гое граффити передает сложную сюжетную композицию: на вершине пирамиды нахо­дится трон, на котором сидит человек со скипетром в руках; над ним высится ги­гантская фигура стоящего ягуара, который опирается передними лапами на длинный жезл; на спине ягуара — крупная маска в виде человеческого лица. Сцена эта жи­во напоминает рельеф на притолоке хра­ма I, о котором упоминалось выше. И там и здесь — возвеличение правителя, но пе­редано это абсолютно по-разному; на релье­фе — канонично и торжественно, в граф­фити — как непосредственное впечатление только что виденного.

искусство майяТанцоры. Правитель на троне. Правитель. Граффити. Тикаль.

Очень известны граффити из храма II, датирующиеся VII в. Среди них наиболее драматична церемония принесения в жерт­ву. На помосте возвышаются два столба, к которым привязан пленник; в его теле торчит копье или стрела. Справа от помо­ста находится человек в шлеме в форме птичьей головы, в руках у него лук или копьеметалка. Слева за происходящим на­блюдает женщина с беспомощно разведен­ными руками. Вся сцена передана живо и динамично несколькими крупными штри­хами, без мелких деталей. По-видимому, именно такого рода обряд жертвоприноше­ния пленных описал Диэго де Ланда. «Ко­гда наступал день, они [майя] собирались во дворе храма, и если его (пленника.— Р. К.) надлежало принести в жертву стрель­бой из лука, его раздевали догола, маза­ли тело голубой краской [и одевали ему] убор на голову. Приблизившись к демону [статуе божества], народ исполнял торже­ственный танец с ним, все с луками и стре­лами, вокруг столба, и танцуя, поднимали [пленника] на нем и привязывали, все вре­мя танцуя и все смотря на него. Подни­мался нечистый жрец, одетый и со стре­лой; была ли это женщина или мужчина, ранил его в скромную часть, извлекал кровь, спускался и смазывал ею лицо демона, сделав определенный сигнал тан­цующим. Они начинали пускать в него стрелы по очереди, когда, танцуя, быстро проходили по кругу; сердце же его бы­ло отмечено белым знаком, и таким обра­зом они превращали всю грудь в ми­шень, [выглядевшую] как щетина из стрел».25

искусство майяЖертвоприношение. Процессия. Животные. Граффити Тикаль.

Другое граффити из того же храма II привлекает внимание мастерски передан­ной сложной позой фигуры. Правитель сидит на троне, приподняв согнутую в ко­лене правую ногу и уперев в нее руку. Другой рукой он оперся на сиденье, левая нога вытянута. Он внимательно смотрит перед собой. Такое положение фигуры не встречается в других памятниках искус­ства майя.

Следует упомянуть также рисунок из «Пятиэтажного дворца». Он изображает процессию, возможно, религиозного харак­тера. Впереди идет невысокий музыкант, придерживая одной рукой у рта длинную деревянную трубку (ряды волнистых ли­ний обозначают звуки. Он ведет на повод­ке маленькую собачку. За этим персонажем следует второй трубач, а за ними шествуют два воина с копьями в руках и с причуд­ливыми прическами (или головными убо­рами).

На других граффити видны пирамиды, иногда со зданиями, крыши которых крыты соломой, лодки с парусами, знамена, различные животные (ягуар, олень, змея, птицы и др.) и, на

www.indiansworld.org

Искусство майя — WiKi

Майя создавали свои предметы искусства с помощью деревянных и каменных орудий, железо они начали использовать лишь в XI веке нашей эры, но распространению среди майя металлических орудий помешало испанское завоевание[1].

В каждом царстве майя были своеобразные региональные школы. Эти школы создавали стиль и традиции искусства в своем царстве, которым надлежало следовать[2].

В произведениях искусства майя отражались представления о могуществе и значительности человека. Многие произведения искусства старались передать черты реальной жизни, добивались живых образов. Изобразительное искусство использовалось элитой майя как идеологическое оружие. Большинство произведений восхваляло мощь и величие царей и элиты, утверждало что божества майя обладают безграничной силой[1]. Царей майя изображали следуя определенным правилам, которые были нацелены на их возвеличивание[2].

Искусство майя стало доминирующим в классический период[3].

Огромное количество произведений искусства майя было уничтожено испанцами после завоевания Эрнаном Кортесом Мексики. Однако, искусство майя оказало большое влияние на современное Мексиканское, Гондурасское и Гватемальское искусство. Испанские здания воздвигали в основном индейцы, помнившие архитектуру и скульптуру своих предков. Традиции искусства майя передавались индейцами из поколения в поколение. Однако, живописное искусство майя было забыто, интерес к нему появился только после открытия фресок Бонампака и Теотиуакана[4].

Влияние других народов

  Гигантские каменные головы с Монте-Альто, один из памятников, свидетельствующих о влиянии ольмеков на майя

В ранний период развития искусства майя[5] северные и центральные области майя испытывали влияние культуры ольмеков, однако, это влияние было слабым[6]. В частности, в то время, под воздействием культуры ольмеков, майя создавали круглые скульптуры[5].

Южные области майя испытывали сильное влияние Теотиуаканской культуры, причем влияние было очень сильным. Возможно, некоторые южные цари майя были родом из Теотиуакана, либо Теотиуакан обладал экономическим, политическим и идеологическим господством над южными майя[6].

В постклассический период (XI-XII веках нашей эры[7]) искусство майя частично (в первую очередь, в Чичен-Ице и Майяпане) было под воздействием завоевавших майя тольтеков[5]. В частности, в городе майя Чичен-Ице тольтеки построили здания с собственной архитектурой[7].

Влияние географических особенностей местности

Географическая среда также влияла на искусство майя. От неё зависело количество возможностей художника, а также, его вдохновение. Кроме того, особенности определенных местностей влияли и на характер искусства. Например, на севере полуострова Юкатана на монументах майя было огромное количество масок бога дождя Чаака. Причиной этого было малое количество воды в этой местности[8].

Архитектура

Архитектуру майя отличали арки, внутренние своды, симметричные и правильные фигуры, а также стилизованная внешняя отделка[7].

Живопись

Основным предназначением живописи майя было украшение, однако кроме того, живопись также имела определенный исторический и религиозный смысл[9]. Росписи майя были найдены в Вашактуне, Бонампаке и Паленке[10].

Музыка

Музыка майя была тесно связана с их песнями, а также с религией. Музыка охватывала различные части жизни майя. Существовали специальные боги, отвечавшие за музыку. В качестве инструментов использовали свистки, барабаны самых разных видов, а также тростниковые либо деревянные трубы. Также применяли трещотки и погремушки. кроме того, у майя был свой особый уникальный музыкальный инструмент, ныне использующийся в кубинских народных оркестрах[11].

Из-за связи с религией музыку майя запрещали и репрессировали конкистадоры[11].

Песни

Основная статья: Песни майя

Театр

Скульптура

Уцелело относительно много памятников скульптуры майя, несмотря на агрессию католической церкви[12].

Основной тематикой скульптуры майя было изображение богов, царей и жрецов. Их изображения были максимально идеализированы. Изображения простого люда наоборот, были подчеркнуто униженны[13].

Скульптура майя сочетала стилизованные и рельефные фигуры. Майя часто использовали свои скульптуры для украшения зданий, в частности, примером этого является пирамида в Чичен-Ице[3].

Ткачество

ru-wiki.org

Искусство майя — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Искусство майя — искусство мезоамериканской цивилизации майя.

Создание и особенности

Майя создавали свои предметы искусства с помощью деревянных и каменных орудий, железо они начали использовать лишь в XI веке нашей эры, но распространению среди майя металлических орудий помешало испанское завоевание[1].

В каждом царстве майя были своеобразные региональные школы. Эти школы создавали стиль и традиции искусства в своем царстве, которым надлежало следовать[2].

В произведениях искусства майя отражались представления о могуществе и значительности человека. Многие произведения искусства старались передать черты реальной жизни, добивались живых образов. Изобразительное искусство использовалось элитой майя как идеологическое оружие. Большинство произведений восхваляло мощь и величие царей и элиты, утверждало что божества майя обладают безграничной силой[1]. Царей майя изображали следуя определенным правилам, которые были нацелены на их возвеличивание[2].

Искусство майя стало доминирующим в классический период[3].

Огромное количество произведений искусства майя было уничтожено испанцами после завоевания Эрнаном Кортесом Мексики. Однако, искусство майя оказало большое влияние на современное Мексиканское, Гондурасское и Гватемальское искусство. Испанские здания воздвигали в основном индейцы, помнившие архитектуру и скульптуру своих предков. Традиции искусства майя передавались индейцами из поколения в поколение. Однако, живописное искусство майя было забыто, интерес к нему появился только после открытия фресок Бонампака и Теотиуакана[4].

Влияние

Влияние других народов

В ранний период развития искусства майя[5] северные и центральные области майя испытывали влияние культуры ольмеков, однако, это влияние было слабым[6]. В частности, в то время, под воздействием культуры ольмеков, майя создавали круглые скульптуры[5].

Южные области майя испытывали сильное влияние Теотиуаканской культуры, причем влияние было очень сильным. Возможно, некоторые южные цари майя были родом из Теотиуакана, либо Теотиуакан обладал экономическим, политическим и идеологическим господством над южными майя[6].

В постклассический период (XI-XII веках нашей эры[7]) искусство майя частично (в первую очередь, в Чичен-Ице и Майяпане) было под воздействием завоевавших майя тольтеков[5]. В частности, в городе майя Чичен-Ице тольтеки построили здания с собственной архитектурой[7].

Влияние географических особенностей местности

Географическая среда также влияла на искусство майя. От неё зависело количество возможностей художника, а также, его вдохновение. Кроме того, особенности определенных местностей влияли и на характер искусства. Например, на севере полуострова Юкатана на монументах майя было огромное количество масок бога дождя Чаака. Причиной этого было малое количество воды в этой местности[8].

Подвиды

Архитектура

Архитектуру майя отличали арки, внутренние своды, симметричные и правильные фигуры, а также стилизованная внешняя отделка[7].

Живопись

Основным предназначением живописи майя было украшение, однако кроме того, живопись также имела определенный исторический и религиозный смысл[9]. Росписи майя были найдены в Вашактуне, Бонампаке и Паленке[10].

Музыка

Музыка майя была тесно связана с их песнями, а также с религией. Музыка охватывала различные части жизни майя. Существовали специальные боги, отвечавшие за музыку. В качестве инструментов использовали свистки, барабаны самых разных видов, а также тростниковые либо деревянные трубы. Также применяли трещотки и погремушки. кроме того, у майя был свой особый уникальный музыкальный инструмент, ныне использующийся в кубинских народных оркестрах[11].

Из-за связи с религией музыку майя запрещали и репрессировали конкистадоры[11].

Песни

Театр

Скульптура

Уцелело относительно много памятников скульптуры майя, несмотря на агрессию католической церкви[12].

Основной тематикой скульптуры майя было изображение богов, царей и жрецов. Их изображения были максимально идеализированы. Изображения простого люда наоборот, были подчеркнуто униженны[13].

Скульптура майя сочетала стилизованные и рельефные фигуры. Майя часто использовали свои скульптуры для украшения зданий, в частности, примером этого является пирамида в Чичен-Ице[3].

Ткачество

Напишите отзыв о статье "Искусство майя"

Примечания

  1. ↑ 1 2 Ростислав Кинжалов, 1968, Введение.
  2. ↑ 1 2 Альберто Рус, 1986, [historic.ru/books/item/f00/s00/z0000102/st094.shtml Искусство на службе правящего класса].
  3. ↑ 1 2 Энциклопедический словарь, 2004, Доколумбово искусство, с. 293.
  4. ↑ Ростислав Кинжалов, 1968, Заключение.
  5. ↑ 1 2 3 Ростислав Кинжалов, 1971, [www.indiansworld.org/maya_culture_kinzhalov53.html#.VSPHIZDE-1t Литература, танцы и музыка. Часть 3.].
  6. ↑ 1 2 Альберто Рус, 1986, [historic.ru/books/item/f00/s00/z0000102/st095.shtml Исторический фактор].
  7. ↑ 1 2 3 Энциклопедический словарь, 2004, Доколумбова архитектура, с. 293.
  8. ↑ Альберто Рус, 1986, [historic.ru/books/item/f00/s00/z0000102/st096.shtml Географический фактор].
  9. ↑ Деметрио Соди, 1985, Майя.
  10. ↑ Альберто Рус, 1986, [historic.ru/books/item/f00/s00/z0000102/st100.shtml Живопись].
  11. ↑ 1 2 Ростислав Кинжалов, 1971, [www.indiansworld.org/maya_culture_kinzhalov67.html#.VRGpLeEY3rI Литература, танцы и музыка. Часть 7.].
  12. ↑ Ростислав Кинжалов, 1971, Литература, танцы и музыка. Часть 3.
  13. ↑ Альберто Рус, 1986, [historic.ru/books/item/f00/s00/z0000102/st099.shtml Скульптура майя].

Литература

  • Кинжалов, Ростислав Васильевич. [www.indiansworld.org/maya_art_kinzhalov.html#.VQa7h5DE-1s Искусство древних майя]. — Л.: Искусство, 1968.
  • Коллектив авторов. Новый большой иллюстрированный энциклопедический словарь. — М.: АСТ: Астрель, 2004. — 1200 с. — 5000 экз.
  • Рус Луилье, Альберто. Искусство майя // [historic.ru/books/item/f00/s00/z0000102/index.shtml Народ Майя] / Перевод с испанского Э. Г. Александренкова, научный редактор и автор предисловия В. И. Гуляев. — М.: Мысль, 1986. — 286 с.
  • Соди, Деметрио. [historic.ru/books/item/f00/s00/z0000013/st011.shtml Майя] // Великие культуры Мезоамерики. — М.: Знание, 1985. — 208 с.
  • Кинжалов, Ростислав Васильевич. [www.indiansworld.org/maya_culture_kinzhalov.html#.VRHDfuEY3rI Культура древних майя]. — Л.: Наука, 1971.

Отрывок, характеризующий Искусство майя

Все замолчали. Старый князь с улыбкой на лице смотрел на Ростопчина и одобрительно покачивал головой. – Ну, прощайте, ваше сиятельство, не хворайте, – сказал Ростопчин, с свойственными ему быстрыми движениями поднимаясь и протягивая руку князю. – Прощай, голубчик, – гусли, всегда заслушаюсь его! – сказал старый князь, удерживая его за руку и подставляя ему для поцелуя щеку. С Ростопчиным поднялись и другие.

Княжна Марья, сидя в гостиной и слушая эти толки и пересуды стариков, ничего не понимала из того, что она слышала; она думала только о том, не замечают ли все гости враждебных отношений ее отца к ней. Она даже не заметила особенного внимания и любезностей, которые ей во всё время этого обеда оказывал Друбецкой, уже третий раз бывший в их доме. Княжна Марья с рассеянным, вопросительным взглядом обратилась к Пьеру, который последний из гостей, с шляпой в руке и с улыбкой на лице, подошел к ней после того, как князь вышел, и они одни оставались в гостиной. – Можно еще посидеть? – сказал он, своим толстым телом валясь в кресло подле княжны Марьи. – Ах да, – сказала она. «Вы ничего не заметили?» сказал ее взгляд. Пьер находился в приятном, после обеденном состоянии духа. Он глядел перед собою и тихо улыбался. – Давно вы знаете этого молодого человека, княжна? – сказал он. – Какого? – Друбецкого? – Нет, недавно… – Что он вам нравится? – Да, он приятный молодой человек… Отчего вы меня это спрашиваете? – сказала княжна Марья, продолжая думать о своем утреннем разговоре с отцом. – Оттого, что я сделал наблюдение, – молодой человек обыкновенно из Петербурга приезжает в Москву в отпуск только с целью жениться на богатой невесте. – Вы сделали это наблюденье! – сказала княжна Марья. – Да, – продолжал Пьер с улыбкой, – и этот молодой человек теперь себя так держит, что, где есть богатые невесты, – там и он. Я как по книге читаю в нем. Он теперь в нерешительности, кого ему атаковать: вас или mademoiselle Жюли Карагин. Il est tres assidu aupres d'elle. [Он очень к ней внимателен.] – Он ездит к ним? – Да, очень часто. И знаете вы новую манеру ухаживать? – с веселой улыбкой сказал Пьер, видимо находясь в том веселом духе добродушной насмешки, за который он так часто в дневнике упрекал себя. – Нет, – сказала княжна Марья. – Теперь чтобы понравиться московским девицам – il faut etre melancolique. Et il est tres melancolique aupres de m lle Карагин, [надо быть меланхоличным. И он очень меланхоличен с m elle Карагин,] – сказал Пьер. – Vraiment? [Право?] – сказала княжна Марья, глядя в доброе лицо Пьера и не переставая думать о своем горе. – «Мне бы легче было, думала она, ежели бы я решилась поверить кому нибудь всё, что я чувствую. И я бы желала именно Пьеру сказать всё. Он так добр и благороден. Мне бы легче стало. Он мне подал бы совет!» – Пошли бы вы за него замуж? – спросил Пьер. – Ах, Боже мой, граф, есть такие минуты, что я пошла бы за всякого, – вдруг неожиданно для самой себя, со слезами в голосе, сказала княжна Марья. – Ах, как тяжело бывает любить человека близкого и чувствовать, что… ничего (продолжала она дрожащим голосом), не можешь для него сделать кроме горя, когда знаешь, что не можешь этого переменить. Тогда одно – уйти, а куда мне уйти?… – Что вы, что с вами, княжна? Но княжна, не договорив, заплакала. – Я не знаю, что со мной нынче. Не слушайте меня, забудьте, что я вам сказала. Вся веселость Пьера исчезла. Он озабоченно расспрашивал княжну, просил ее высказать всё, поверить ему свое горе; но она только повторила, что просит его забыть то, что она сказала, что она не помнит, что она сказала, и что у нее нет горя, кроме того, которое он знает – горя о том, что женитьба князя Андрея угрожает поссорить отца с сыном. – Слышали ли вы про Ростовых? – спросила она, чтобы переменить разговор. – Мне говорили, что они скоро будут. Andre я тоже жду каждый день. Я бы желала, чтоб они увиделись здесь. – А как он смотрит теперь на это дело? – спросил Пьер, под он разумея старого князя. Княжна Марья покачала головой. – Но что же делать? До года остается только несколько месяцев. И это не может быть. Я бы только желала избавить брата от первых минут. Я желала бы, чтобы они скорее приехали. Я надеюсь сойтись с нею. Вы их давно знаете, – сказала княжна Марья, – скажите мне, положа руку на сердце, всю истинную правду, что это за девушка и как вы находите ее? Но всю правду; потому что, вы понимаете, Андрей так много рискует, делая это против воли отца, что я бы желала знать… Неясный инстинкт сказал Пьеру, что в этих оговорках и повторяемых просьбах сказать всю правду, выражалось недоброжелательство княжны Марьи к своей будущей невестке, что ей хотелось, чтобы Пьер не одобрил выбора князя Андрея; но Пьер сказал то, что он скорее чувствовал, чем думал. – Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос, – сказал он, покраснев, сам не зная от чего. – Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот всё, что можно про нее сказать. – Княжна Марья вздохнула и выражение ее лица сказало: «Да, я этого ожидала и боялась». – Умна она? – спросила княжна Марья. Пьер задумался. – Я думаю нет, – сказал он, – а впрочем да. Она не удостоивает быть умной… Да нет, она обворожительна, и больше ничего. – Княжна Марья опять неодобрительно покачала головой. – Ах, я так желаю любить ее! Вы ей это скажите, ежели увидите ее прежде меня. – Я слышал, что они на днях будут, – сказал Пьер. Княжна Марья сообщила Пьеру свой план о том, как она, только что приедут Ростовы, сблизится с будущей невесткой и постарается приучить к ней старого князя.

Женитьба на богатой невесте в Петербурге не удалась Борису и он с этой же целью приехал в Москву. В Москве Борис находился в нерешительности между двумя самыми богатыми невестами – Жюли и княжной Марьей. Хотя княжна Марья, несмотря на свою некрасивость, и казалась ему привлекательнее Жюли, ему почему то неловко было ухаживать за Болконской. В последнее свое свиданье с ней, в именины старого князя, на все его попытки заговорить с ней о чувствах, она отвечала ему невпопад и очевидно не слушала его. Жюли, напротив, хотя и особенным, одной ей свойственным способом, но охотно принимала его ухаживанье. Жюли было 27 лет. После смерти своих братьев, она стала очень богата. Она была теперь совершенно некрасива; но думала, что она не только так же хороша, но еще гораздо больше привлекательна, чем была прежде. В этом заблуждении поддерживало ее то, что во первых она стала очень богатой невестой, а во вторых то, что чем старее она становилась, тем она была безопаснее для мужчин, тем свободнее было мужчинам обращаться с нею и, не принимая на себя никаких обязательств, пользоваться ее ужинами, вечерами и оживленным обществом, собиравшимся у нее. Мужчина, который десять лет назад побоялся бы ездить каждый день в дом, где была 17 ти летняя барышня, чтобы не компрометировать ее и не связать себя, теперь ездил к ней смело каждый день и обращался с ней не как с барышней невестой, а как с знакомой, не имеющей пола. Дом Карагиных был в эту зиму в Москве самым приятным и гостеприимным домом. Кроме званых вечеров и обедов, каждый день у Карагиных собиралось большое общество, в особенности мужчин, ужинающих в 12 м часу ночи и засиживающихся до 3 го часу. Не было бала, гулянья, театра, который бы пропускала Жюли. Туалеты ее были всегда самые модные. Но, несмотря на это, Жюли казалась разочарована во всем, говорила всякому, что она не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в какие радости жизни, и ожидает успокоения только там . Она усвоила себе тон девушки, понесшей великое разочарованье, девушки, как будто потерявшей любимого человека или жестоко обманутой им. Хотя ничего подобного с ней не случилось, на нее смотрели, как на такую, и сама она даже верила, что она много пострадала в жизни. Эта меланхолия, не мешавшая ей веселиться, не мешала бывавшим у нее молодым людям приятно проводить время. Каждый гость, приезжая к ним, отдавал свой долг меланхолическому настроению хозяйки и потом занимался и светскими разговорами, и танцами, и умственными играми, и турнирами буриме, которые были в моде у Карагиных. Только некоторые молодые люди, в числе которых был и Борис, более углублялись в меланхолическое настроение Жюли, и с этими молодыми людьми она имела более продолжительные и уединенные разговоры о тщете всего мирского, и им открывала свои альбомы, исписанные грустными изображениями, изречениями и стихами.

wiki-org.ru

Майя | Путь познания

Майя исторический и современный индейский народ, создавший одну из самых высокоразвитых цивилизаций Америки и в целом Древнего мира. Некоторые культурные традиции древних майя сохраняют ок. 2,5 млн. их современных потомков, представляющих более 30 этнических групп и языковых диалектов.ДРЕВНИЕ МАЙЯСреда обитания. В течение I — начале II тысячелетия н.э. народ майя, говорящий на различных языках семьи майя-киче, расселился на обширной территории, включающей южные штаты Мексики (Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан и Кинтана-Роо), нынешние страны Белиз и Гватемалу и западные районы Сальвадора и Гондураса. Эти территории, расположенные в тропической зоне, отличаются разнообразием ландшафтов. На гористом юге протянулась цепь вулканов, частью действующих. Когда-то здесь на щедрых вулканических почвах произрастали мощные хвойные леса. На севере вулканы переходят в известняковые горы Альта-Верапас, которые дальше к северу образуют известняковое плато Петен, отличающееся жарким и влажным климатом. Здесь и сложился центр развития цивилизации майя классической эпохи. Западную часть плато Петен дренируют реки Пасьон и Усумасинта, впадающие в Мексиканский залив, а восточную — реки, несущие воды в Карибское море. К северу от плато Петен влажность понижается вместе с высотой лесного покрова. На севере Юкатекских равнин влажные тропические леса сменяются кустарниковой растительностью, а на холмах Пуук климат настолько засушлив, что в древности люди селились здесь по берегам карстовых озер (сенот) либо сохраняли воду в подземных резервуарах (чультун). На северном побережье полуострова Юкатан древние майя добывали соль и торговали ею с жителями внутренних областей.Ранние представления о древних майя. Первоначально считалось, что майя проживали на обширных территориях тропических низменностей небольшими группами, занимаясь подсечно-огневым земледелием. При быстром истощении почв это заставляло их часто менять места поселений. Майя отличались миролюбием и проявляли особый интерес к астрономии, а их города с высокими пирамидами и каменными строениями служили также жреческими церемониальными центрами, где люди собирались для наблюдений за необычными небесными явлениями. По современным оценкам, древний народ майя насчитывал более 3 млн. человек. В далеком прошлом их страна была самой густонаселенной тропической зоной. Майя умели сохранять плодородие почв в течение нескольких веков и превращать малопригодные для сельского хозяйства земли в плантации, где выращивали маис, бобы, тыкву, хлопок, какао и различные тропические фрукты. Письменность майя основывалась на строгой фонетической и синтаксической системе. Дешифровка древних иероглифических надписей опровергла прежние представления о миролюбии майя: многие из этих надписей сообщают о войнах между городами-государствами и о пленниках, принесенных в жертву богам. Единственное, что не подверглось пересмотру из прежних представлений, — исключительный интерес древних майя к движению небесных тел. Их астрономы очень точно вычислили циклы движения Солнца, Луны, Венеры и некоторых созвездий (в частности, Млечного пути). Цивилизация майя по своим характеристикам обнаруживает общность с ближайшими древними цивилизациями Мексиканского нагорья, а также с отдаленными месопотамской, древнегреческой и древнекитайской цивилизациями.Периодизация истории майя. В архаический (2000-1500 до н. э.) и в ранний формативный периоды (1500-1000 до н. э.) доклассической эпохи в низменных районах Гватемалы обитали небольшие полубродячие племена охотников и собирателей, питавшихся дикими съедобными кореньями и плодами, а также дичью и рыбой. Они оставили после себя лишь редкие каменные орудия да несколько поселений, определенно датированных этим временем. Средний формативный период (1000-400 до н.э.) — первая сравнительно хорошо документированная эпоха истории майя. В это время появляются мелкие земледельческие поселения, разбросанные в джунглях и по берегам рек плато Петен и на севере Белиза (Куэльо, Кольха, Кашоб). Археологические данные говорят о том, что в эту эпоху майя не имели помпезной архитектуры, деления на классы и централизованной власти. Однако в последующий поздний формативный период доклассической эпохи (400 до н.э. — 250 н.э.) в жизни майя произошли серьезные изменения. В это время строятся монументальные сооружения — стилоботы, пирамиды, площадки для игры в мяч, наблюдается бурный рост городов. Внушительные архитектурные комплексы возводятся в таких городах, как Калакмуль и Цибильчальтун на севере полуострова Юкатан (Мексика), Эль-Мирадор, Яшактун, Тикаль, Накбе и Тинталь в джунглях Петена (Гватемала), Серрос, Куэльо, Ламанай и Номуль (Белиз), Чальчуапа (Сальвадор). Происходит быстрый рост возникших в тот период поселений, таких как Кашоб на севере Белиза. В конце позднего формативного периода развивается меновая торговля между удаленным друг от друга поселениями. Больше всего ценятся изделия из нефрита и обсидиана, морские раковины и перья птицы кецаль. В это время впервые появляются острые кремневые орудия и т.н. эксцентрики — изделия из камня самой причудливой формы, иногда в виде трезубца или профиля человеческого лица. Тогда же складывается практика освящения зданий, устройства тайников, куда помещались изделия из нефрита и прочие драгоценности. В последующий ранний классический период (250-600 н.э.) классической эпохи майяское общество сложилось в систему соперничающих городов-государств, каждый со своей царской династией. Эти политические образования обнаруживали общность как в системе управления, так и в культуре (язык, письменность, астрономические знания, календарь и т.д.). Начало раннего классического периода приблизительно совпадает с одной из древнейших дат, зафиксированных на стеле города Тикаль, — 292 н.э., что в соответствии с т.н. «долгим счетом майя» выражается цифрами 8.12.14.8.5. Владения отдельных городов-государств классической эпохи простирались в среднем на 2000 кв. км, а некоторые города, например Тикаль или Калакмуль, контролировали значительно большие территории. Политическими и культурными центрами каждого государственного образования являлись города с пышными сооружениями, архитектура которых представляла собой местные или зональные вариации общего стиля майяского зодчества. Здания располагались вокруг обширной прямоугольной центральной площади. Их фасады обычно украшали маски главных богов и мифологических персонажей, вырезанные из камня или выполненные в технике штукового рельефа. Стены длинных узких помещений внутри зданий часто расписывались фресками с изображениями ритуалов, праздников, военных сцен. Оконные перемычки, притолоки, лестницы дворцов, а также отдельно стоящие стелы были покрыты иероглифическими текстами, иногда с портретными вкраплениями, повествующими о деяниях правителей. На притолоке 26 в Яшчилане изображена супруга правителя Щит Ягуара, помогающая мужу одевать военные регалии. В центре городов майя классической эпохи возвышались пирамиды до 15 м высотой. Эти сооружения нередко служили усыпальницами почитаемых людей, поэтому цари и жрецы практиковали здесь ритуалы, имевшие целью установить магическую связь с духами предков. ХРАМ В ТИКАЛЕХРАМ В ТИКАЛЕ

Обнаруженное в «Храме надписей» захоронение Пакаля, правителя Паленке, дало много ценных сведений о практике почитания царских предков. Надпись на крышке саркофага гласит, что Пакаль родился (по нашему летосчислению), в 603 и умер в 683. Усопшего украшали нефритовое ожерелье, массивные серьги (знак военной доблести), браслеты, мозаичная маска, сложенная более чем из 200 кусочков нефрита. Пакаль был захоронен в каменном саркофаге, на котором были высечены имена и портреты его прославленных предков, таких, как его прабабушка Кан-Ик, имевшая немалую власть. В захоронения обычно помещали сосуды, по-видимому с едой и напитками, предназначенные для питания усопшего на его пути в загробный мир. В городах майя выделяется центральная часть, где жили правители с их родней и свитой. Таковы дворцовый комплекс в Паленке, акрополь Тикаля, зона Сепультурас в Копане. Правители и их ближайшие родственники занимались исключительно государственными делами — организовывали и возглавляли военные набеги против соседних городов-государств, устраивали пышные празднества, принимали участие в ритуалах. Члены царской семьи становились также писцами, жрецами, прорицателями, художниками, скульпторами и архитекторами. Так, в Доме Бакабов в Копане проживали писцы высшего ранга. За чертой городов население было рассредоточено в небольших деревнях, окруженных садами и полями. Люди жили большими семьями в деревянных домах, крытых тростником или соломой. Одна из таких деревень классической эпохи сохранилась в Серене (Сальвадор), где предположительно летом 590 произошло извержение вулкана Лагуна-Кальдера. Горячий пепел засыпал близлежащие дома, кухонный очаг и стенную нишу с расписными тарелками и бутылями из тыквы, растения, деревья, поля, в том числе поле с ростками кукурузы. Во многих древних поселениях постройки группируются вокруг центрального двора, где производились совместные работы. Землевладение носило общинный характер. В поздний классический период (650-950) население низинных областей Гватемалы достигало 3 млн. человек. Возросшие потребности в сельскохозяйственной продукции заставляли земледельцев осушать болота и применять террасное земледелие в холмистой местности, например по берегам Рио-Бек. В поздний классический период из состава сложившихся городов-государств начали выделяться новые города. Так, город Химбаль вышел из-под контроля Тикаля, что языком иероглифов возвещено на архитектурных сооружениях. В рассматриваемый период пика своего развития достигает майяская эпиграфика, однако содержание надписей на монументах меняется. Если раньше преобладали сообщения о жизненном пути правителей с датами рождения, женитьбы, восшествия на престол, смерти, то теперь основное внимание уделяется войнам, завоеваниям, захватам пленников для жертвоприношений. К 850 многие города на юге низинной зоны были покинуты. Полностью прекращается строительство в Паленке, Тикале, Копане. Причины случившегося до сих пор не ясны. Упадок этих городов мог быть вызван восстаниями, вражеским нашествием, эпидемией или экологическим кризисом. Центр развития майяской цивилизации перемещается на север полуострова Юкатан и западное нагорье — области, воспринявшие несколько волн мексиканских культурных влияний. Здесь на короткий срок расцветают города Ушмаль, Сайиль, Кабах, Лабна и Чичен-Ица. Эти пышные города превзошли прежние высотой зданий, многокомнатными дворцами, более высокими и широкими ступенчатыми сводами, изощренной резьбой по камню и мозаичными фризами, огромными площадками для игры в мяч.

РУИНЫ ПАЛЕНКЕ, в прошлом важного экономического и религиозного центра.РУИНЫ ПАЛЕНКЕ, в прошлом важного экономического и религиозного центра. СТЕЛА из города Копан.СТЕЛА из города Копан. КОНИЧЕСКАЯ АРКА - характерная деталь майяской архитектуры.КОНИЧЕСКАЯ АРКА — характерная деталь майяской архитектуры.

Майяская игра в мяч. Прототип этой игры с каучуковым мячом, требующей большой ловкости, возник в Месоамерике еще за две тысячи лет до н.э. Майяская игра в мяч, как и сходные игры других народов Месоамерики, заключала в себе элементы насилия и жестокости — она завершалась человеческим жертвоприношением, ради которого и затевалась, а игровые площадки были обрамлены кольями с человеческими черепами. Участвовали в игре только мужчины, разделенные на две команды, которые включали от одного до четырех человек. Задача игроков состояла в том, чтобы не дать мячу коснуться земли и довести его до цели, удерживая всеми частями тела, за исключением кистей рук и ступней. Игроки облачались в специальные защитные одежды. Мяч чаще бывал полым; иногда за каучуковой оболочкой скрывался человеческий череп. Площадки для игры в мяч состояли из двух параллельных ступенчатых трибун, между которыми располагалось игровое поле, подобное широкой мощеной аллее. Такие стадионы сооружались в каждом городе, а в Эль-Тахине их насчитывалось одиннадцать. По-видимому, здесь находился спортивный и церемониальный центр, где проводились широкомасштабные состязания. Игра в мяч отчасти напоминала гладиаторские бои, когда пленники, подчас представители знати из других городов, боролись за жизнь, чтобы не оказаться принесенными в жертву. Проигравших, связанных вместе, скатывали по лестницам пирамид, и они разбивались насмерть.Последние города майя. Большинство северных городов, построенных в постклассическую эпоху (950-1500), просуществовали менее 300 лет, за исключением Чичен-Ицы, дожившей до 13 в. Этот город обнаруживает архитектурное сходство с Тулой, основанной тольтеками ок. 900, что позволяет предположить, что Чичен-Ица служила форпостом или была союзником воинственных тольтеков. Название города образовано от майяских слов «чи» («рот») и «ица» («стена»), но его архитектура в т.н. стиле Пуук нарушает классические майяские каноны. Так, например, каменные крыши зданий держатся скорее на плоских балках, чем на ступенчатых сводах. Некоторые рисунки, вырезанные в камне, изображают совместно воинов майя и тольтеков в сценах битв. Возможно, тольтеки захватили этот город и со временем превратили его в процветающее государство. В постклассический период (1200-1450) Чичен-Ица какое-то время входила в политический союз с близлежащими Ушмалем и Майяпаном, известный как Лига Майяпана. Однако еще до появления испанцев Лига распалась, и Чичен-Ица, как и города классической эпохи, был поглощен джунглями. В постклассическую эпоху получила развитие морская торговля, благодаря чему на побережье Юкатана и близлежащих островах возникли порты — например, Тулум или поселение на острове Косумель. В поздний постклассический период майя торговали с ацтеками рабами, хлопком и птичьими перьями.

СКУЛЬПТУРА ИЗ УШМАЛЯ (10 в).СКУЛЬПТУРА ИЗ УШМАЛЯ (10 в). ОБСЕРВАТОРИЯ в городе Чичен-Ица.ОБСЕРВАТОРИЯ в городе Чичен-Ица.

Календарь древних майя. В соответствии с мифологией майя, мир создавался и уничтожался дважды, прежде чем наступила третья, современная эра, которая началась в переводе на европейское летосчисление 13 августа 3114 до н.э. От этой даты отсчитывали время в двух системах летосчисления — т.н. долгим счетом и календарным кругом. Основой долгого счета служил 360-дневный годовой цикл под названием «тун», разделенный на 18 месяцев по 20 дней в каждом. Майя пользовались скорее двадцатеричной, нежели десятеричной системой счета, и единицей летосчисления считали 20 лет (катун). Двадцать катунов (т.е. четыре века) составляли бактун. Майя применяли одновременно две системы календарного времени — 260-дневный и 365-дневный годовые циклы. Эти системы совпадали каждые 18 980 дней, или каждые 52 (365-дневных) года, обозначая важный рубеж конца одного и начала нового временного цикла. Древние майя рассчитали время вперед до 4772, когда, по их убеждению, наступит конец нынешней эпохи и Вселенная будет в очередной раз уничтожена.Майяские обычаи и социальная организация. Обряд кровопускания.На семьи правителей возлагалась обязанность проводить обряд кровопускания при каждом важном событии в жизни городов-государств — будь то освящение новых зданий, наступление посевной страды, начало или завершение военной кампании. По мифологическим представлениям майя, человеческая кровь питала и укрепляла богов, которые, в свою очередь, давали силу людям. Считалось, что наибольшей магической силой обладает кровь языка, ушных мочек и гениталий. Во время обряда кровопускания на центральной площади города собирались тысячные толпы людей, включая танцоров, музыкантов, воинов и знать. В кульминационный момент церемониального действа появлялся правитель, часто с супругой, и шипом растения либо обсидиановым ножом пускал себе кровь, делая разрез на пенисе. Одновременно жена правителя прокалывала себе язык. После этого они пропускали через раны грубую веревку из агавы, чтобы увеличить кровотечение. Кровь капала на полоски бумаги, которые затем сжигались на костре. Из-за потери крови, а также под воздействием наркотических веществ, голодания и прочих факторов участники ритуала прозревали в клубах дыма образы богов и предков.Социальная организация. Общество майя строилось по модели патриархата: власть и главенство в семье переходили от отца к сыну или брату. Общество майя классической эпохи было сильно стратифицированным. Отчетливое разделение на социальные слои наблюдалось в Тикале в 8 в. На самом верху социальной лестницы находились правитель и его ближайшие родственники, далее шла высшая и средняя наследственная знать, обладавшая разной степенью власти, за ними следовали свита, ремесленники, архитекторы разного ранга и статуса, ниже стояли богатые, но незнатные землевладельцы, потом — простые земледельцы-общинники, а на последних ступеньках находились сироты и рабы. Хотя эти группы контактировали между собой, они жили в отдельных городских кварталах, имели особые обязанности и привилегии и культивировали собственные обычаи. Древние майя не знали технологии выплавки металлов. Орудия труда они изготавливали преимущественно из камня, а также из дерева и раковин. Этими орудиями земледельцы рубили лес, пахали, сеяли, собирали урожаи. Не знали майя и гончарного круга. При изготовлении керамических изделий они раскатывали глину в тонкие жгутики и накладывали их один на другой либо слепляли пластины из глины. Обжигалась керамика не в печах, а на открытых кострах. Гончарным ремеслом занимались как простолюдины, так и аристократы. Последние расписывали сосуды сценами из мифологии или дворцовой жизни.

КЕРАМИЧЕСКАЯ УРНА - образец гончарного искусства майя.КЕРАМИЧЕСКАЯ УРНА — образец гончарного искусства майя.

Письмо и изобразительное искусство. Испанский епископ францисканец Диего де Ланда (1524-1579), прибывший на Юкатан в 1549, при переводе катехизиса работал с майяским писцом над системой передачи иероглифов латинским алфавитом. Однако письменность древних майя отличалась от алфавитного письма, поскольку отдельные символы часто представляли не фонему, а слог. В результате возникших расхождений между искусственным алфавитом Ланды и майяским письмом последнее было признано не поддающимся дешифровке. Сейчас известно, что майяские писцы свободно комбинировали фонетические и семантические знаки, особенно когда такое сочетание открывало возможности для игры слов. Писцы, составлявшие интеллектуальную элиту майяского общества, изготавливали сотни манускриптов. Они писали птичьими перьями на листах бумаги из древесной коры, которые складывались «гармошкой» под переплетами, обтянутыми шкурой ягуара. Католические миссионеры считали эти книги еретическими и предавали их огню. Сохранилось всего четыре манускрипта майя, известные как Мадридский, Парижский, Дрезденский и Грольерский кодексы. В Дрезденском кодексе имеется раздел, содержащий нечто вроде календаря земледельца, где даются предсказания на будущий год и указываются жертвоприношения, необходимые для получения хорошего урожая. Предсказание засухи передано одновременно письменным способом и рисунком умирающего от жары оленя с высунутым языком. Кроме того, в Дрезденском кодексе представлены расчеты движения планеты Венеры. Мадридский кодекс дает советы, как наилучшим образом сочетать с календарным циклом разного рода деятельности, например охоту или вырезание масок. Писцы являли свое искусство не только на бумаге, но также на камне, раковинах, керамических сосудах. Надписи, выполненные в технике штука, гарантировали большую сохранность, и потому царские генеалогии майя предпочитали запечатлевать на камне. Тексты на керамике, тоже выполненные знатью, отличались более личным характером. На керамических изделиях нередко указывалось имя владельца, предназначение изделия (тарелка, блюдо на ножках, сосуд для жидкости) и даже содержимое, например какао или маис. Керамика, расписанная таким образом, часто преподносилась в дар. Художники-керамисты иногда работали совместно с мастерами письма по камню. Для росписей использовались красный, синий, зеленый и черный цвета. Лучше всего стенные росписи майя сохранились в городе Бонампак на территории нынешней Мексики. Здесь изображены приготовления к битве, сама битва и воины с длинными копьями, сражающиеся бок о бок, принесение пленников в жертву и праздничный ритуальный танец.

ИСКУССТВО МАЙЯ. Великолепные образцы сохранившейся фресковой живописи обнаружены в одном из храмов города Бонампак в мексиканском штате Чьяпас.ИСКУССТВО МАЙЯ. Великолепные образцы сохранившейся фресковой живописи обнаружены в одном из храмов города Бонампак в мексиканском штате Чьяпас. ИЕРОГЛИФЫ МАЙЯИЕРОГЛИФЫ МАЙЯ ФРЕСКА, изображающая церемонию посвящения в сан жреца (Бонампак, Мексика).ФРЕСКА, изображающая церемонию посвящения в сан жреца (Бонампак, Мексика).

Религиозные верования. В пантеоне майя были представлены боги земли, дождя, ветра, молнии и прочих природных сил и явлений. С четырьмя сторонами света ассоциировались чаки, четыре бога дождя. Их необходимо было задабривать, чтобы они не наслали ливень и град. В религии майя не присутствовало христианских концепций греха, наказания и искупления — она была предназначена поддерживать равновесие природных стихий и обеспечивать плодородие земли. Даже в 20 в. на севере Юкатана практикуется религиозный обряд Ча Чак с целью задобрить богов и вызвать дождь при засухе.ЛИТЕРАТУРАЛанда Диего де. Сообщение о делах в Юкатане. М. — Л., 1955 Кнорозов Ю. Система письма древних майя. М., 1955 Кнорозов Ю. Письменность индейцев майя. М. — Л., 1963 Кинжалов Р. Искусство древних майя. Л., 1968 Гуляев В. Америка и Старый Свет в доколумбову эпоху. М., 1968 Кинжалов Р. Культура древних майя. М. — Л., 1971 Гуляев В. Древнейшие цивилизации Мезоамерики. М., 1972 Гуляев В. Города-государства майя. М., 1979 Кинжалов Р. Орел, кецаль и крест. СПб, 1991

putpoznania.ru

Интересное о древней цивилизации Майя

Интересное о древней цивилизации Майя

ИСТОРИЯ МАЙЯИсторический и современный индейский народ, создавший одну из самых высокоразвитых цивилизаций Америки и в целом Древнего мира. Некоторые культурные традиции древних майя сохраняют ок. 2,5 млн. их современных потомков, представляющих более 30 этнических групп и языковых диалектов.ДРЕВНИЕ МАЙЯСреда обитания. В течение I - начале II тысячелетия н.э. народ майя, говорящий на различных языках семьи майя-киче, расселился на обширной территории, включающей южные штаты Мексики (Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан и Кинтана-Роо), нынешние страны Белиз и Гватемалу и западные районы Сальвадора и Гондураса. Эти территории, расположенные в тропической зоне, отличаются разнообразием ландшафтов. На гористом юге протянулась цепь вулканов, частью действующих. Когда-то здесь на щедрых вулканических почвах произрастали мощные хвойные леса. На севере вулканы переходят в известняковые горы Альта-Верапас, которые дальше к северу образуют известняковое плато Петен, отличающееся жарким и влажным климатом. Здесь и сложился центр развития цивилизации майя классической эпохи. Западную часть плато Петен дренируют реки Пасьон и Усумасинта, впадающие в Мексиканский залив, а восточную - реки, несущие воды в Карибское море. К северу от плато Петен влажность понижается вместе с высотой лесного покрова. На севере Юкатекских равнин влажные тропические леса сменяются кустарниковой растительностью, а на холмах Пуук климат настолько засушлив, что в древности люди селились здесь по берегам карстовых озер (сенот) либо сохраняли воду в подземных резервуарах (чультун). На северном побережье полуострова Юкатан древние майя добывали соль и торговали ею с жителями внутренних областей.Ранние представления о древних майя. Первоначально считалось, что майя проживали на обширных территориях тропических низменностей небольшими группами, занимаясь подсечно-огневым земледелием. При быстром истощении почв это заставляло их часто менять места поселений. Майя отличались миролюбием и проявляли особый интерес к астрономии, а их города с высокими пирамидами и каменными строениями служили также жреческими церемониальными центрами, где люди собирались для наблюдений за необычными небесными явлениями. По современным оценкам, древний народ майя насчитывал более 3 млн. человек. В далеком прошлом их страна была самой густонаселенной тропической зоной. Майя умели сохранять плодородие почв в течение нескольких веков и превращать малопригодные для сельского хозяйства земли в плантации, где выращивали маис, бобы, тыкву, хлопок, какао и различные тропические фрукты. Письменность майя основывалась на строгой фонетической и синтаксической системе. Дешифровка древних иероглифических надписей опровергла прежние представления о миролюбии майя: многие из этих надписей сообщают о войнах между городами-государствами и о пленниках, принесенных в жертву богам. Единственное, что не подверглось пересмотру из прежних представлений, - исключительный интерес древних майя к движению небесных тел. Их астрономы очень точно вычислили циклы движения Солнца, Луны, Венеры и некоторых созвездий (в частности, Млечного пути). Цивилизация майя по своим характеристикам обнаруживает общность с ближайшими древними цивилизациями Мексиканского нагорья, а также с отдаленными месопотамской, древнегреческой и древнекитайской цивилизациями.Периодизация истории майя. В архаический (2000-1500 до н. э.) и в ранний формативный периоды (1500-1000 до н. э.) доклассической эпохи в низменных районах Гватемалы обитали небольшие полубродячие племена охотников и собирателей, питавшихся дикими съедобными кореньями и плодами, а также дичью и рыбой. Они оставили после себя лишь редкие каменные орудия да несколько поселений, определенно датированных этим временем. Средний формативный период (1000-400 до н.э.) - первая сравнительно хорошо документированная эпоха истории майя. В это время появляются мелкие земледельческие поселения, разбросанные в джунглях и по берегам рек плато Петен и на севере Белиза (Куэльо, Кольха, Кашоб). Археологические данные говорят о том, что в эту эпоху майя не имели помпезной архитектуры, деления на классы и централизованной власти. Однако в последующий поздний формативный период доклассической эпохи (400 до н.э. - 250 н.э.) в жизни майя произошли серьезные изменения. В это время строятся монументальные сооружения - стилоботы, пирамиды, площадки для игры в мяч, наблюдается бурный рост городов. Внушительные архитектурные комплексы возводятся в таких городах, как Калакмуль и Цибильчальтун на севере полуострова Юкатан (Мексика), Эль-Мирадор, Яшактун, Тикаль, Накбе и Тинталь в джунглях Петена (Гватемала), Серрос, Куэльо, Ламанай и Номуль (Белиз), Чальчуапа (Сальвадор). Происходит быстрый рост возникших в тот период поселений, таких как Кашоб на севере Белиза. В конце позднего формативного периода развивается меновая торговля между удаленным друг от друга поселениями. Больше всего ценятся изделия из нефрита и обсидиана, морские раковины и перья птицы кецаль. В это время впервые появляются острые кремневые орудия и т.н. эксцентрики - изделия из камня самой причудливой формы, иногда в виде трезубца или профиля человеческого лица. Тогда же складывается практика освящения зданий, устройства тайников, куда помещались изделия из нефрита и прочие драгоценности. В последующий ранний классический период (250-600 н.э.) классической эпохи майяское общество сложилось в систему соперничающих городов-государств, каждый со своей царской династией. Эти политические образования обнаруживали общность как в системе управления, так и в культуре (язык, письменность, астрономические знания, календарь и т.д.). Начало раннего классического периода приблизительно совпадает с одной из древнейших дат, зафиксированных на стеле города Тикаль, - 292 н.э., что в соответствии с т.н. "долгим счетом майя" выражается цифрами 8.12.14.8.5. Владения отдельных городов-государств классической эпохи простирались в среднем на 2000 кв. км, а некоторые города, например Тикаль или Калакмуль, контролировали значительно большие территории. Политическими и культурными центрами каждого государственного образования являлись города с пышными сооружениями, архитектура которых представляла собой местные или зональные вариации общего стиля майяского зодчества. Здания располагались вокруг обширной прямоугольной центральной площади. Их фасады обычно украшали маски главных богов и мифологических персонажей, вырезанные из камня или выполненные в технике штукового рельефа. Стены длинных узких помещений внутри зданий часто расписывались фресками с изображениями ритуалов, праздников, военных сцен. Оконные перемычки, притолоки, лестницы дворцов, а также отдельно стоящие стелы были покрыты иероглифическими текстами, иногда с портретными вкраплениями, повествующими о деяниях правителей. На притолоке 26 в Яшчилане изображена супруга правителя Щит Ягуара, помогающая мужу одевать военные регалии. В центре городов майя классической эпохи возвышались пирамиды до 15 м высотой. Эти сооружения нередко служили усыпальницами почитаемых людей, поэтому цари и жрецы практиковали здесь ритуалы, имевшие целью установить магическую связь с духами предков.

ПИСЬМО И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОИспанский епископ францисканец Диего де Ланда (1524-1579), прибывший на Юкатан в 1549, при переводе катехизиса работал с майяским писцом над системой передачи иероглифов латинским алфавитом. Однако письменность древних майя отличалась от алфавитного письма, поскольку отдельные символы часто представляли не фонему, а слог. В результате возникших расхождений между искусственным алфавитом Ланды и майяским письмом последнее было признано не поддающимся дешифровке. Сейчас известно, что майяские писцы свободно комбинировали фонетические и семантические знаки, особенно когда такое сочетание открывало возможности для игры слов. Писцы, составлявшие интеллектуальную элиту майяского общества, изготавливали сотни манускриптов. Они писали птичьими перьями на листах бумаги из древесной коры, которые складывались "гармошкой" под переплетами, обтянутыми шкурой ягуара. Католические миссионеры считали эти книги еретическими и предавали их огню. Сохранилось всего четыре манускрипта майя, известные как Мадридский, Парижский, Дрезденский и Грольерский кодексы. В Дрезденском кодексе имеется раздел, содержащий нечто вроде календаря земледельца, где даются предсказания на будущий год и указываются жертвоприношения, необходимые для получения хорошего урожая. Предсказание засухи передано одновременно письменным способом и рисунком умирающего от жары оленя с высунутым языком. Кроме того, в Дрезденском кодексе представлены расчеты движения планеты Венеры. Мадридский кодекс дает советы, как наилучшим образом сочетать с календарным циклом разного рода деятельности, например охоту или вырезание масок. Писцы являли свое искусство не только на бумаге, но также на камне, раковинах, керамических сосудах. Надписи, выполненные в технике штука, гарантировали большую сохранность, и потому царские генеалогии майя предпочитали запечатлевать на камне. Тексты на керамике, тоже выполненные знатью, отличались более личным характером. На керамических изделиях нередко указывалось имя владельца, предназначение изделия (тарелка, блюдо на ножках, сосуд для жидкости) и даже содержимое, например какао или маис. Керамика, расписанная таким образом, часто преподносилась в дар. Художники-керамисты иногда работали совместно с мастерами письма по камню. Для росписей использовались красный, синий, зеленый и черный цвета. Лучше всего стенные росписи майя сохранились в городе Бонампак на территории нынешней Мексики. Здесь изображены приготовления к битве, сама битва и воины с длинными копьями, сражающиеся бок о бок, принесение пленников в жертву и праздничный ритуальный танец.

Интересное о древней цивилизации Майя

ИСКУССТВО МАЙЯ. Великолепные образцы сохранившейся фресковой живописи обнаружены в одном из храмов города Бонампак в мексиканском штате Чьяпас.

Интересное о древней цивилизации Майя

ИЕРОГЛИФЫ МАЙЯ

Интересное о древней цивилизации Майя

ФРЕСКА, изображающая церемонию посвящения в сан жреца (Бонампак, Мексика).

Майя среди нас

Несмотря на значительное уменьшение численности этого народа, многочисленные потомки майя все еще живут среди нас. В мире насчитывается по разным оценкам до семи миллионов потомков майя, живущих в разных странах и сохраняющих остатки своей давней культуры. Часть из них ассимилировалась в окружающую культуру, но значительное число продолжают жить по своим обычаям, разговаривая на языке майя и соблюдая ритуалы (видоизмененные, не такие кровожадные, как в древности). Наибольшее количество майя проживает в мексиканских штатах Юкатан, Кемпече, Табаско и других с труднопереводимыми названиями (Yucatán, Campeche, Quintana Roo, Tabasco, Chiapas), а также в странах центральной америки – Белизе, Гватемала, части Гондураса и Эль Сальвадора). Ассимиляция происходит в обе стороны — из языка майя в другие пришло довольно много слов, таких как “shark” (акула), “cocoa” (какао). Если захотите выпендриться перед друзьями и сказать “спасибо” по-майянски, скажите “Йак диос боотик”.

Интересное о древней цивилизации Майя

Дети майяНарод майя славился в числе прочего своим стремлением улучшить “красоту” своих детей, причем весьма варварскими способами. К примеру, детям до определенного возраста, особенно из знати, приходилось несколько часов в день носить прижатую к лицу доску, чтобы лицо стало “плоским”, что было свидетельством красоты и богоизбранности. Еще один “признак” красоты – косоглазие, которое достигалось подвешиванием маленького предмета перед глазами младенца од тех пор, пока он полностью не окосеет (жесть...) Детей называли по наименованию дня, в который они родились, при чем существовали списки названий дней с “женскими” и “мужскими” именами, и родители строго следовали принятому порядку.

Интересное о древней цивилизации Майя

Хорошие доктора

Медицина в цивилизации майя была тесно связана с культурой и религией, и при этом находилась на очень высоком для своего времени уровне. Медицинскими знаниями обладали только небольшая горстка избранных — шаманы, которые являлись посредниками между материальным и духовным миром, к тому же им приходилось хорошо разбираться в медицине того времени – раны зашивались, используя человеческий волос, переломы костей сращивались, используя специальные колодки, существовали даже опытные “стоматологи”, изготавливающие зубные протезы из нефрита и бирюзы... Понятно, что такая медицина была доступна только очень немногим...

Интересное о древней цивилизации Майя

Жертвоприношения

Несмотря на то, что человеческие жертвоприношения остались в прошлом, современные потомки майя практикуют кровавые обряды и в наше время. В качестве жертв используются, правда, куры, но сам процесс, песнопения, одежда, выпивание крови во многом остались в первозданном виде.

Интересное о древней цивилизации Майя

Майя и глюки

Майя широко применяли галюциногенные препараты (а что оставалось в то время делать?), особенно в религиозных церемониях и в медицинских целях. Определенные виды кактусов (пейотлевые), некоторые травы, грибы, табак использовались для приготовления напитков, вызывающих сильные галлюцинации и ослабляющих боль. Способы введения этих веществ также были весьма разными, в том числе через задний проход – этот весьма болезненный процесс показан на майянской статуэтке сверху. Как страшно было жить.

Интересное о древней цивилизации Майя

КалендарьНаверное, самым известным в наше время достижением майя является календарь. Он назывался Тзолкин, в году насчитывалось 18 месяцев по 20 дней в каждом, а также особый девятнадцатый, несчастливый месяц, насчитывавший всего пять дней. Это был общественный календарь, кроме него существовал особый религиозный. Для каждого дня в месяце существовало свое обозначение, связанное с тем или иным растением/животным, например первый день месяца был днем лилии, десятый – орла, двадцатый – собаки. В календаре существовало 5 несчастливых “плавающих” дней.

Интересное о древней цивилизации Майя

Игры

Из игр майя историкам больше всего известна игра с мячом под названием Пок-а-Ток. В нее играли на ровной площадке неправильной формы, с одной стороны которой на высоте двух-трех метров находилось каменное “кольцо”, расположенное вертикально. Игра продолжалась до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не попадал мячом в кольцо. В большинстве случаев эта игра заканчивалась жертвоприношением. представляю современный футбол с таким окончанием…

Интересное о древней цивилизации Майя

Излишества

Историки считают, что майя пользовались жевательной резинкой для чистки зубов. Производили они ее из плодов деревьев Чикозапоте (Chicozapote), которые распространены на американском континенте во время расцвета цивилизации майя (известно около 30 видов). Зубы, кстати, нуждались в чистке, так как майя были большими любителями шоколада, который они называли “Напиток Богов” . Шоколад они употребляли как в жидком, так и в твердом виде, правда почти всегда в него добавляли совсем непривычные для нас ингредиенты, вроде красного перца...

Интересное о древней цивилизации Майя

Почему они ушли?

Один из главных вопросов, интересующий историков и обывателей, интересующихся майя – почему они бросили свои жилища и куда исчезли? Версий существует множество, от похищения инопланетянами до недостатка пищи. Одно из самых здравых предположений относится к культуре предсказаний, гороскопов и календаря майя. Считается, что для каждого жителя майя жрецы составляли свой гороскоп, в котором точно предсказывалось, что с ним произойдет, вплоть до даты смерти. Этот гороскоп человек слышал от матери с самого рождения, и утверждения из него для него были бесспорной истиной. Согласно предсказаниям жрецов в определенное время наступал конец света, и все были к нему готовы. Это сыграло с жителями злую шутку – они просто бросили свои дома, уйдя встречать приход конца света в горы... Что с ними случилось потом – неизвестно, как и то, правдива ли эта версия. По крайней мере, она более реалистична, чем захват майя летающими тарелками.

Интересное о древней цивилизации Майя

Источник

fun-space.ru


Смотрите также