Цельс древний рим. Жизнь замечательных врачей. Авл Корнелий Цельс
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Фармация в Древнем Риме. Цельс древний рим


Авл Корнейлий Цельс - древнеримский врач и хирург

Изучить опыт пациентов и выбрать пластическую операцию или косметологическую процедуру можно на главной странице сайта

«Латинским Гиппократом» и «римским Цицероном» называли автора единственного дошедшего до нас труда « О медицине», древнеримского ученого-энциклопедиста, медика и хирурга, Авла Корнелия Цельса. Давая советы, как прожить долго и в отменном здоровье, Цельс пишет о необходимости как можно больше времени проводить на природе, «бывать то в городе, то в деревне», регулярно и последовательно заниматься физическими упражнениями, ибо «праздность расслабляет тело, а труд укрепляет его».

Авл Корнелий Цельс, жил, по разным данным, с 30-25 г.до нашей эры до 40-45 г. нашей эры. Это было время правления императоров Августа и Тиберия. Есть также мнения, что он дожил до эпохи правления Нерона и умер около 50-го года нашей эры. Родился он в Риме или в Вероне.

На сочинениях трех столпов - Гиппократа, Цельса и Галена основываются наши знания о древней медицине. Как и в случае Галена, репутация и авторитет Цельса были столь высоки, что его воззрения стали основополагающими вплоть до эпохи Возрождения, то есть на протяжении тринадцати веков. В эпоху Возрождения его коллега Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (1493–1541), о котором речь пойдет в следующей статье, будучи честолюбивым и желая признания, даже взял себе псевдоним Парацельс (превосходящий Цельса).

Соображения Цельса о пластической хирургии, доктрина о малярии указывают на высокий уровень развития медицины в древнеримской цивилизации. С присущей ему прозорливостью он объяснил природу повышенной температуры тела и жара усилиями природы избавиться от болезни, населяющей тело. Уже тогда он дал описания реконструктивных операций по восстановлению деформированных ушей, носа и губ. Он изложил ценнейшие сведения о трепанации черепа и об ампутации конечностей, о заболеваниях костей, об опухолях, грыжах и язвах. В энциклопедическом труде «О медицине», входящем в обширное издание «Искусства» (”Artes”), Цельс описал лечение вывихов, переломов, некрозов, а также привел перечень способов остановки кровотечений, перевязки и обработки ран.

Цельс интересовался не только медициной. Принадлежа к роду знатных патрициев, он был разносторонне образован и обладал широким кругозором. В сферу его интересов входили традиционные для того времени дисциплины – философия, риторика, юриспруденция, военная наука и земледелие. Медицинское образование он получил в Медицинской школе, основанной императором Августом. Также его учили знаменитые в то время греческие врачи. Будучи богатым рабовладельцем, практиковал он, излечивая своих рабов в специальном стационаре для рабов. Там он лечил частые в то время заболевания, применяя как свои методы, так и общеизвестные. Будучи противником вивисекции, он считал правильным изучать анатомию, вскрывая трупы, а не приговоренных к смертной казни преступников.

Корнелий Цельс систематизировал научную терминологию, заменив разрозненные греческие названия латинскими терминами.

Подробно изучив послегиппократовское наследие, Цельс указывает на деление медицины на три части – «диетическую», которая «лечит лекарствами», хирургическую, которая лечит при помощи рук» и фармацевтическую. Лекарствами под названием «материа медика», выступали сырые или едва обработанные продукты, например, кровь козленка, гиены, собаки, а также паутина и насекомые. Присыпками для ран служил пепел птиц, моллюсков , животных. Чтобы воспрепятствовать нагноениям и разного рода заражениям, в качестве присыпки использовался измельченный «магнезийский камень», притягивающий железо. С этой же целью применялся ладан, медная ржавчина и медная окалина. Широко использовались соки и выжимки из растений. Например, головную боль и «носовую слизь» лечили смесью сока лука-порея с мёдом, закапывая его в нос или уши. Многие из рецептов того времени применяются до сих пор в народной или нетрадиционной медицине. В качестве наружных средств использовались пластыри (из металлов, отваров или трав), компрессы и ароматические лепешки. Существовали также лекарственные формы для глаз. Они готовились по принципу мазей, а затем разбавлялись до нужной консистенции женским молоком или яичным белком. В то время уже применялись ингаляции, в качестве основы в которых использовались выпаренные смолы и их смесь с водой.

Несмотря на сомнения историков медицины в хирургической практике Корнелия Цельса, данное им подробнейшее описание некоторых операций, приводит к выводу о личном участии медика в их проведении. Образ хирурга из труда «О медицине» сохранял свою актуальность вплоть до XIX века, пока не появилась анестезия. Цельс говорит о том, что хирург должен быть молодым, или близким к молодому возрасту, человеком. Не иметь трепета в правой руке, а левой владеть, как правой. Его не должны смущать крики больного (операции проходили без обезболивания), но при этом он не должен затягивать операцию. Сострадания в нем должно быть достаточно, чтобы желать вылечить больного, а бестрепетности столько, чтобы крики больного его не задевали.

В те времена поражения металлическим оружием были достаточно распространенными. Авл Корнелий Цельс указывает, что прежде всего надо извлечь инородное тело. Важным открытием, сделанным Цельсом, были способы остановки кровотечения. Он описывает тампонаду с лекарственными средствами. Если кровь не останавливается, необходимо наложить жгуты. Если и этот метод оказался бесполезным, больному делали прижигание. После чего рану следовало зашить, промокнуть уксусом или вином и наложить полотняную повязку. После остановки кровотечения рану надо было промыть.

Цельс также подробно описал хирургическое вмешательство при пупочной грыже и даже полостную операцию при ранении кишок. После их осмотра и удаления (ножницами) всего лишнего и почерневшего, их следовало промыть с маслом, вправить, а затем зашить обе раны - на брюшной стенке и коже. Для правильного рубцевания раны применялся медицинский клей, рана промокалась губкой и свежей шерстью, вымоченной в уксусе.

Корнелий Цельс впервые описал операцию при катаракте, а также операцию, которую до сих пор называют «разрез Цельса» - боковое промежностное камнесечение. В гинекологии и акушерстве Цельсу тоже принадлежит немало открытий, например, поворот на ножки при родовспоможении описал именно он.

Цельс был настоящим первопроходцем в том, что касается хирургии. Им применялись и были описаны многие хирургические инструменты - скальпель, молоточек, резекционные шипцы, зонды, сверла, трепан. Подтверждением существования и применения всех этих инструментов стали раскопки Помпеи, погибшей от извержения вулкана в 79-м году нашей эры. Там были обнаружены тонкой работы функциональные хирургические изделия из бронзы – щипчики, ножи, пинцеты, катетеры, зеркала.

Важной заслугой древнеримского почитаемого врача Авла Корнелия Цельса была систематизация существовавших к тому времени знаний его великих соотечественников и коллег – Гиппократа, Герофила, Эразистрата, Асклепиада. Записанные Цельсом опыт и открытия внесли неоценимый вклад в историю медицины и до сих пор являются фундаментом для современного понимания хирургии эпохи эллинизма.

medgel.ru

Цельс, Авл Корнелий - Знаменитые Римляне

цельс, авл корнелий

ЦЕЛЬС, АВЛ КОРНЕЛИЙ (Aulus Cornelius Celsus) (первая половина 1 в. н.э.), римский ученый-энциклопедист, автор сочинения Искусства (Artes), охватывавшего сельскохозяйственные науки, медицину, военное дело, риторику, философию и юриспруденцию. Медицинский раздел О врачебном деле (De re medica) в 8 книгах – единственная сохранившаяся часть сочинения. Хотя Цельс не был практикующим врачом (о нем мы знаем лишь, что он жил в эпоху Тиберия) и его труд адресован неспециалистам, сочинение представляет большой интерес, поскольку является основным источником сведений по медицине поздней античности. Идеи, которые высказывает Цельс в таких областях, как пластическая хирургия или учение о малярии, свидетельствуют о высокой степени развития медицины в его время. В своем труде Цельс чаще всего ссылается на Асклепиада, врача из Вифинии, практиковавшего в Риме. Но Цельс был еще и большим почитателем Гиппократа и одним из первых стал популяризировать учение греческого врача среди римлян. Цельса даже называли «латинским Гиппократом». На сочинении Цельса, наряду с Гиппократовым корпусом (собранием сочинений школы Гиппократа) и трудами Галена, основываются практически все наши познания в области античной медицины. Труд Цельса был опубликован в 1478 и явился одной из первых книг по медицине в Европе. Еще в 16 в. слава и авторитет Цельса были столь высоки, что Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (1493–1541), знаменитый алхимик и врач, принял имя Парацельс (что значит «превосходящий Цельса»). Анатомические описания Цельса кратки, но весьма внятны. Цельс был против вивисекции человека, но вскрытие трупов считал возможным. Цельс указывал, что пульс – недостаточный показатель состояния здоровья, поскольку зависит от пола, возраста и телосложения пациентов. Он отмечал, что даже временное расстройство пищеварения приводит к ослаблению пульса.

Цельс оставил превосходное описание малярии. Его мнение, что жар вызывается предпринимаемыми природой усилиями по выведению из организма вредоносных веществ, намного опередило его время.

Цельс предложил литотомию (камнесечение) – операцию по раздроблению камней в мочевом пузыре. Описал пластические операции по восстановлению носа, губ и ушей. Интересовался лечением ран, переломов, вывихов, заболеваний костей, некрозов. Описывал фистулы, язвы, опухоли, грыжи, ампутацию конечностей и трепанацию черепа. Перечислил методы остановки кровотечений и способы перевязки кровеносных сосудов.

romanpeace.ru

АВЛ КОРНЕЛИЙ ЦЕЛЬС | Симпосий Συμπόσιον

Годы рождения я смерти Авла Корнелия Цельса, римского ученого - энциклопедиста и врача, точно не установлены. Сопоставляя однако упоминания о нем многих римских писателей, приходят к выводу, что Цельс жил в конце I века до н. э. и в первой половине I века н. э. Общепризнанным является мнение, что время жизни Цельса следует отнести к правлению императоров Августа (27 г. до н. э. - 14 г. н. э.) и Тиберия (14-37 гг. н. э.). Называют (также предположительно) и более точные даты: 25-30 гг. до н. э. - 45-50 гг. н. э Возможно, что Цельс дожил до времени правления Нерона (54-68 гг. н. э.). Местом рождения Цельса предположительно считают города Верону или Рим.Разносторонне образованный человек, Цельс писал о сельском хозяйстве, риторике, философии, праве, военном деле и медицине. Его капитальный труд "De medicina" ("О медицине") в восьми книгах, единственный из его трудов дошедший до нас, составляет VI- XIII книги огромной энциклопедии "Artes" - "Искусства", написанной Цельсом.Сочинение "О медицине" создано им, вероятно, около 25-30 гг. н. э.Русский врач Александр Бернард, посвятивший Цельсу свою диссертацию на степень доктора медицины[1], высказал предположение, что учителями Цельса были его старшие современники[2], выдающиеся греческие врачи, практиковавшие в Риме, Мегет, Трифон и Евельпист. Вполне допустимо, что Цельс пополнил свои медицинские знания в основанной Августом schola medicorum (Медицинской школе)[3].Упоминания римских писателей о Цельсе весьма многочисленны. Луций Юний Модерат Колумелла (конец I века до н. э, - 65 г. н. э.) пишет:[4] "В "аше время Корнелий Цельс в пяти книгах изложил весь свод знаний"[5]. Он же называет Цельса "Весьма прославленным писателем нашего времени"[6].Известный оратор и теоретик ораторского искусства Марк Фабий Квинтилиан (около 30-96 гг. н. э.) также неоднократно упоминает о Цельсе в своем сочинении "обучение оратора"[7] и, между прочим, характеризует его писательскую манеру, отмечает, что Цельс писал "не без изящества и блеска".Упоминает о Цельсе и Плиний Старшии[8] (23/24-79 гг. и. э.). Сочинение "О медицине" написано ясным, и простым языком. Тот же Квинтилиан, оценивая ораторские способности Цельса, отмечал:[9] "... что касается оратора, то, конечно, нет разногласий в отношение Цельса, который 'несомненно следовал за Цицероном".Язык Цельса близок к языку классического периода, к так называемой "золотой латыни".Цельса называли "Medicorum Cicero" (медицинским Цицероном) и "Latinus Hippocrates" (латинским Гиппократом), а это - высокое (признание разнообразных достоинств его обширного труда.Цельс написал своего рода (практическое руководство по медицине, которое он смог создать, занимаясь лечением больных в своем "валетудинариуме"[10] для рабов.Вслед за поэтом и философом - материалистом Лукрецием (99-55 гг. до н. э.) Цельс продолжает разработку научной латинской терминологии. В ряде случаев он вводит новые медицинские термины на латинском языке, заменяя ими традиционные греческие названия, которые зачастую приводятся им параллельно.О том, что Цельс был горячим поборником латинского языка, на своем личном примере показавшим его плодотворность как языка науки, свидетельствует также эпиграмма, дошедшая до нас под именем Корнелия Цельса[11]. В ней звучит определенная гордость за латинский язык, на котором написано еще не много трудов, но и "per pauca volumina" ("благодаря немногим творениям") римляне прославились не меньше греков (намек на греков можно усмотреть в последнем стихе эпиграммы). Вот она:"Dictantes Medici quandoque et Apollinis artesMusas Romano iussimus ora loqui.Nec minus est nobis per pauca volumina famae,Quam quos nulla satis bibliotheca capit.""Наше веление Музам - всегда говорить по-латыни,Коль Аполлона-Врача станут они излагать.И при немногих твореньях стяжали мы славы не меньшеТех, кто дивиться отвык даже несчетным трудам".(Перевел Ю. Шульц)

Так как в эпоху Цельса латинская медицинская терминология находилась еще в периоде становления, то у него нередко одно и то же слово выражает различные понятия. Так слово vuinus означает и рану и язву, a cancer - и раковые образования и омертвение. Ienis sacer в понимании Цельса трактуется объединение, то как опоясывающий лишай, то как острое воспалительное заболевание типа гангрены (в народной медицине - "Антонов огонь"). При описании некоторых заболеваний кожи, например в VI книге, дается слишком общее описание признаков.В своем трактате Цельс резюмирует достижения древне-римской медицины по диэтетике. патологии, терапии, хирургии. В этот труд Цельс внес данные я из собственного богатого опыта.В диссертации А. Бернарда, например, приведены многочисленные и интересные высказывания ученых и врачей XIX в., которые единодушно отмечали большую ценность (и не только историческую) седьмой, хирургической книги Цельса: техника некоторых операций со времен Цельса до их времени не претерпела, или почти не претерпела каких-либо существенных изменений. Разделы трактата, посвященные оперативной хирургии, особенно созвучны современному материалистическому пониманию нашей науки.Сочинение Цельса "О медицине" было найдено в середине XV века (около 1443 г) Фомой Перетончелли де Сарцана, а первое его издание (editio princeps) вышло в свет во Флоренции в 1478 году. За ним последовало Миланское издание 1481 года и три Венецианских (1493, 1496, 1497 гг.). Таким образом, только до конца ΧV века в Италии вышло пять изданий Цельса.В XVI столетии труд Цельса издавался около 25 раз (в Лейдене, Венеции, Париже, Антверпене, Базеле и других крупных университетских городах).XVII век прибавил к ним еще десять изданий, XVIII - около пятнадцати, а всего с 1478 года сочинение Цельса издавалось более семидесяти раз.Следует отметить, что в ряде старых изданий, начиная с Венецианского (1518 г.), напечатанного в типографии Альда Мануция, за Цельсом помещалась медицинская дидактическая поэма Квинта Серена Самоннка (нач. III в. н. э.) "Liber medicinalis" (смотри приложение). Вместе с Цельсом Серен Самоник находится кроме того в изданиях 1528 и 1566 гг., а также в Падуанском издании 1722 годаСреди изданий прошлого столетия следует отметить несколько изданий Тарга: 1801 г. (Цвейбрюккен), 1806 г. (Страсбург), 1810 г. (Верона) и 1828 г. (Москва), издание Риттера и Альберса 1835 г. (Кельн), издание Ведрена 1876 г. (Париж), и особенно издание Даремберга 1859 г. (Лейпциг), с которого и сделан настоящий перевод Цельса.Новейшее полное издание Цельса вышло в 1915 году[12].В Германской Демократической республике в 1955 г.'[13], для студентов-медиков были изданы в оригинале фрагменты труда Цельса вместе с клятвой Гигапократа и отрывком из агрономического трактата "О сельском хозяйстве" Марка Теренция Варрона (30-е годы 1 в. до н. э.).Труд Цельса еще с XVI века неоднократно переводился на западно-европейские языки. Первый немецкий перевод был издан в г. Майнце еще в 1531 году. Лучший немецкий перевод - Шеллера, вышедший вторым изданием в 1906 году (Брауншвейг). Первый французский перевод вышел в 1753 году (Париж), первый английский - в 1756 году (Лондон), а итальянский - в 1828 году (Милан).На русский язык (в 1907 году) была переведена только седьмая книга его труда, посвященная вопросам хирургии[14]. Настоящий перевод является первым полным. переводом сочинения Цельса на русский язык.Был или не был Цельс врачом? На этот счет существуют два противоположных мнения. Одни ученые Гиршберг, Гезер, Даремберг, Мейер-Штейнег и другие, отдавая известную дань распространенному тогда гиперкритицизму, не считают его врачом. К ним примыкает, хотя и с некоторыми оговорками, С. Ковнер [15]. Эта же точка зрения на Цельса принята и во многих учебных пособиях по истории медицины.И. Л. Гейберг, не считая Цельса специалистом, и отмечая в частности его заслуги в изложении высоких достижений хирургии Александрийского. периода, следующим образом характеризует весь труд Цельса: "Медицина дала в I в. н. э. отрадно поражающее произведение, - небольшой справочник Корнелия Цельса, самое лучшее, что внесли римляне во всю научную литературу"[16].Другие ученые, в том числе и А. Бернард в своей диссертации, напротив придерживаются противоположного мнения, полагая, что Цельс несомненно был врачом. А. Бернард довольно обстоятельно разбирает этот вопрос и. приходит к выводу, что в труде Цельса "всюду виден практический врач". Мы также присоединяемся к его вывозу.Действительно, Цельс использовал всю многочисленную научную литературу по медицине от Гиппократа и до Асклепиада. Сушествует мнение[17], что Цельс в своем сочинении использовал даже труды древнеиндийской медицины, и в частности Аюр-Веду Сушруты,[18] одного из первых индийских врачей. Однако А. Бернард доказывает обратное,[19] а именно то, что не Цельс заимствовал из индийской медицины, но у самого Цельса был заимствован целый ряд положений и описаний. Эти заимствования попали затем в книгу Сушруты, которая, как известно, пополнялась столетия спустя после смерти ее первоначального автора.[20] По мнению А. Бернарда это могло произойти начиная с эпохи Августа, когда римляне впервые завязали отношения с Индией. Однако этот интересный вопрос до сих лор остается открытым и нуждается в специальном исследовании.В издании Цельса, вышедшем в Цвейбрюккене в 1786 году, помещена посвященная Цельсу латинская эпиграмма одного из ученых нового времени, И. Дузы:

"Ты городские дела описал и хозяйство деревни,И медицина твоя также достойна хвалы.После, как ритор, коснулся достоинств военного дела;Именно это, о Цельс, Марса сближает и Муз".(Перевел Ю. Шульц)

Медицина - лишь одна из сторон многообразной деятельности римского ученого - энциклопедиста, но и сама по себе эта сторона имеет для нас большое познавательное значение. Сочинение Авла Корнелия Цельса "О медицине$1 - обширный и интересный труд, в котором изложены основные принципы и теории медицинской науки до-галеновского Рима.

Действ, член Академии Медицинских Наук СССРВ. Н. ТЕРНОВСКИЙЗав. Курсом Латинского языка 2-го МГМИ им. Н. И. ПироговаЮ. Ф. ШУЛЬЦ

[1] «Значение Цельса в медицине и в частности в хирургии». СПБ. 1907 г. Стр. 48.[2] Время их жизни предположительно относят к концу I века до н. э.[3] По мнению С. Ковнера «История древней медицины», Выпуск 3, Киев, 183, Стр. 994 «… первая медицинская школа, по всей вероятности, была основана Асклепиадом, а первое здание для нее воздвигнуто на Эквилине при Августе или Тиберии и получило название schola medicorum».[4] "О сельском хозяйстве" (1, 1, 14).[5] Перевод всех отрывков принадлежит Ю. Шульцу.[6] "О сельском хозяйстве" (М, 17, 4).[7] (книга X, глава 1, § 124).[8] "Естественная история" (XIV, 4).[9] (книга VII, глава 1, § 10).[10] "Валетудинариум". буквально означает: "здравница". Первоначально так назывались военные госпитали, а затем "просто больницы, в том числе и больницы для рабов.[11] Е. Bährens “Poëtae Latini minores”. Том 5, № 94. 1883 г.[12] С. Cornelii Celsi quae supersunt rec. F. Marx.[13] Celsus. «Ein lateinisches Lescheft». Rusgewählt unq herausgegepen von W. KrenKel. Leipzig Teubner 1955 r.[14] А. Бернардом (в приложении к упомянутой диссертации).[15] «История древней. медицины». Выпуск 3, стр. 763.[16] «Естествознание и математика в классической древности» перевод с немецкого). М—Л. 1936. Стр. 84—85.[17] Ф. Р. Бородулин «Лекции по истории медицины». Лекция 3 и 6. Медгиз. Москва 1955 г.[18] Интересно, что исследователи расходятся в определении времени жизни Сушруты. Это время определяется ими в диапазоне от VI века до н. э. и до VIII века н. э., когда Аюр–Веда была переведена на арабский язык. Дж. Неру в своей книге «Открытие Индии» (Москва, 1955 г., стр. 118) относит время жизни Сушруты к «первым векам христианской эры».[19] Указанное сочинение, стр. 53—56.[20] По мнению Н. А. Богоявленского, («Индийская медицина в древнерусском врачевании». Медгиз. Москва. 1956 г. стр. 7) Сушрута лишь объединил· высказывания «Вед», касающиеся хирургии и комментировал их.

simposium.ru

Цельс — WiKi

Мы практически ничего не можем сказать о философе Цельсе как исторической личности. Само его имя известно только по книге Оригена «Против Цельса» («Contra Celsum») в которой он подвергает критике выпады Цельса с точки зрения христианского богослова, представителя ранней патристики. Ориген упоминает двух философов, носивших имя «Цельс», один из которых жил при имп. Нероне, второй — при Адриане.

По-видимому, книга «Правдивое слово» принадлежит второму из упомянутых, и это предположение помогает отождествить его с Цельсом, которому Лукиан посвящает свою сатиру «О кончине Перегрина».

С достаточной уверенностью можно говорить, что это был образованный римлянин или грек, философ и мыслитель, виртуозно владевший пером, так что по словам того же Оригена, под влиянием Цельса некоторые из христиан отреклись от своей веры.

Ориген считал его эпикурейцем — скрывающим свои истинные взгляды под маской приверженности платонизму. Современные исследователи склоняются к тому, что Цельс был скорее философом-платоником, «обвинения» его в эпикурействе представляют собой полемический выпад со стороны Оригена, призванный дискредитировать автора «Правдивого слова» в глазах читателей-христиан. Несмотря на то, что в духе эпикуреизма возможно истолковать отдельные его высказывания (о вечности мира, об отрицании провидения, об отношении к чародейству) — во всём остальном Цельс проявляет себя как философ-платоник, но сам платонизм достаточно изменился за прошедшие века, став в какой-то мере эклектической философией, впитавшей в себя достижения многих школ. Характерно также, что упомянув и процитировав в своём произведении Платона — 28 раз, Гераклита — 9, Пифагора — 7, Сократа — 3, Эпиктета — 2, Эмпедокла — 1, неназванных «стоиков» — 1, и при том ни разу не упоминает Эпикура.

Кроме философии автор «Правдивого слова» отлично был знаком с исторической и художественной литературой своего времени, (в частности, только благодаря ему до нас дошли фрагменты из Гераклита — I, 5; VII, 62; VI, 12; VI, 42; Эмпедокла — VIII, 53; Ферекида — VI, 42; комедии неизвестного автора — VI, 78).

Вероятно, он путешествовал в Египте, Сирии и Палестине, причём в Финикии, и Палестине (VII, 11), и в Египте (VI, 41) он разоблачал шарлатанов и магов. Этот последний аспект может служить дополнительным доказательством в пользу тождественности автора «Правдивого слова» и Цельса — друга Лукиана — их взгляды и интересы в достаточной мере совпадали. Он хорошо знал современные ему христианские писания и книги Ветхого Завета, был настолько хорошо знаком с писаниями христиан-гностиков, что порой Ориген становится в тупик (V, 62; VI, 27).

Кроме «Правдивого слова» под именем Цельса были известны несколько книг, критикующих магию и чародейство, но уже Ориген не был уверен, принадлежат ли они тому же автору или его однофамильцу. Книги эти до нас не дошли.

  • Бог, не изменившись в плохую сторону, не может приблизиться к человеку.
  • Христианское учение не представляет собой ничего оригинального, оно уходит своими корнями в восточную мифологию.
  • Применение на практике христианского учения угрожает государству.

Примеры взглядов Цельса из «Правдивого слова»:

Как и все крикуны, они собирают толпы рабов, детей, женщин и зевак. Я пишу с горечью, лишь потому что мне самому горько. Приглашающие нас на Мистерии мастера говорят иначе. Они говорят: придите к нам те, чьи уста и руки чисты, те, кто не запятнан преступлением, те, чья совесть чиста перед Богом, те, кто вершил справедливо и жил честно. Христиане же говорят: придите те, кто грешил, те, кто дитя или дурак, те, кто несчастны и убоги, и вы войдете в царствие небесное. Мошенник, вор, негодяй, отравитель, осквернитель храмов и гробниц, — это их новообращенные.

Идея об инкарнации бога просто абсурдна; почему люди считают себя настолько выше пчел, муравьев и слонов, что ставят себя в такое уникальное положение к своему создателю? И с какой стати бог решил прийти к людям как еврей? Христианская идея божественного провидения — нонсенс, оскорбление для самого божества. Христиане как сонм лягушек на болоте или синод червей на куче навозе, квакают и пищат: «Ради нас был создан мир!»

Иисус, они говорят, был послан спасти грешников; не был ли он послан помочь тем, кто держал себя вдали от греха? Они говорят, что Бог спасет нечестного человека, если тот покается и смирится, а на честного человека, кто с пеленок придерживался добродетелей, он (Бог), даже не посмотрит.

Превыше всего, христиане не лояльны и каждая церковь, это незаконная коллегия, институт, смертельный во все времена, особенно при Марке Аврелии. Почему христиане не могут связать себя с великими философскими и политическими деятелями мира? Правильно поставленное поклонение любым богам и демонам вполне сочетается с чистым монотеизмом, им следует отказаться от сумасшедшей идеи обратить всех правителей к своей вере или добиться универсального соглашения о всех божественных вещах.

Цельс приводит некоторые аргументы, адресованные христианам якобы «от имени евреев»: Иисус был рожден вне брака и вырос на египетских премудростях. Его претензии на «Божественное положение» опровергаются его нищетой и несчастным концом жизни. Христиане не имеют подтверждения в Ветхом Завете, и их разговоры о пришествии, якобы «открытом» только некоторым из их приверженцев, являются глупостью. При этом Цельс пишет, что евреи почти столь же смешны, как и их враги, которых они критикуют: те считают, что Спаситель с небес уже пришёл, а эти всё ещё ждут Его пришествия, хотя при этом у евреев есть преимущество древней нации с древними верованиями.

С презрением высказывается об экзорцистах, «которые явно сами были в одной лиге с демонами», и чрезмерном количестве недисциплинированных бродяг, называющих себя пророками, которые странствуют через лагеря и города, навязываясь к их обитателям.

Для Цельса было предпочтительнее поверить, что в каждом уголке мира существует своё собственное божество, а пророки и сверхъестественные вестники появлялись в разных местах вместо одного. Кроме того, что христианство является плохой философией и построено на фиктивной истории, оно также не заслуживает уважения — христианские учителя в основном ткачи и сапожники, не имеющие власти над людьми с образованием.

Цельс призывал христиан преодолеть свой изоляционизм от римского общества, не уклоняться от службы в легионах, особенно в пограничной страже, так как стало труднее сдерживать натиск германцев. Он утверждал, что неповиновение христиан ослабляет империю, а новая «иудейская» религия противоречит всем традиционным римским ценностям и вносит раскол в общество.

В своем сочинении Цельс утверждал, что Иисус был внебрачным сыном римского солдата, служившего в Иудее, по имени Пантера[3].

ru-wiki.org

Фармация в Древнем Риме

История Древнего Рима длилось от основания города Рим в 8 веке до н.э. до падения Римской Империи в 476 г. н.э.

Три периода:

  • Царский – середина 8 в. до н.э. – 510 г. до н.э.,

  • Республиканский – 510 – 30 гг. до н.э.,

  • Императорский – 30 г. до н.э. – 476 г. н.э.

Древний Рим – одна из самых могущественных древних цивилизаций, достигшая пика своего величия во 2 веке н.э., когда под властью Империи оказались народы Северной Африки, Средиземноморья, Европы и Ближнего Востока.

В свою очередь ДР создал культурную почву для европейской цивилизации, оказав определяющее влияние на средневековую и последующую историю.

Медицина и фармация получили в Древнем Риме бОльшие возможности развития, чем в Древней Греции, которая была раздроблена на ряд мелких городов-государств. Более высокий уровень развития государственности выразился в наличии регулярной армии, что обусловило создание военных госпиталей (валетудинариев – букв. здравниц), высокую подготовку лагерных врачей, врачей легионов, судовых врачей и т.д.

Древние римляне продолжили совершенствовать гигиенические и профилактические мероприятия. До нашего времени сохранились многие памятники крупного гражданского строительства, свидетельствующие о внимании римлян к сохранению здоровья: водопровод, канализация (клоака), бани (термы). Некоторые бани были рассчитаны на тысячи купающихся одновременно. При термах имелись площадки для физических упражнений и состязаний, для отдыха и принятия пищи, для народных собраний.

В сохранившихся древнейших законоположениях римлян, например в «Законах 12 таблиц», содержались постановления санитарного характера: запрещение захоронений внутри города, указания по благоустройству кладбищ, предписание пользоваться водой для питья не из реки Тибр, на берегах которой расположен Рим, а ключевой водой с Сабинских гор.

В Императорском Риме со времен Нерона (54–68 г. н.э.) была введена должность архиятров – главных врачей, наблюдавших за деятельностью рядовых медиков. Первым архиятром и лейб-медиком Нерона был Андромах Старший из Крита. Он известен тем, что усовершенствовал предложенный царем Митридатом Понтийским териак. Териак существовал в форме медовой кашки, куда входило 57 ингредиентов, главным из которых был опий. Это средство широко применялось врачами-фармацевтами Востока и Запада. Впоследствии должности архиятров были введены в отдаленных провинциях Римской империи для наблюдения за здоровьем римских воинов и чиновников. Врачи состояли при цирках, театрах, общественных садах, а также при объединениях ремесленников. Встречаются указания на выполнение врачами функций судебных медиков. Так, видный врач Антилл был привлечен к расследованию обстоятельств убийства Юлия Цезаря в 44 г. до н.э.

Кроме того, в Риме проживало множество вольноопределяющихся врачей по всем специальностям, в том числе по глазным, ушным, кожным и др. заболеваниям.

Роль древних «семейных» медицинских школ резко снизилась. На первое место вышли специальные медицинские школы (тоже частного характера). Для поступления в такую школу требовалась общая подготовка по грамматике, литературе, истории, риторике, математике и астрономии. В школах обучение велось несколькими преподавателями по следующим предметам:

  • Анатомия с физиологией,

  • Фармация с токсикологией,

  • Патология с терапией,

  • Хирургия,

  • Акушерство с гинекологией.

В качестве наглядных пособий существовали ботанические атласы, гербарии растений, модели органов в норме и патологии. Слушателей водили в частные больницы, в военные госпитали, в амбулатории и к больным на дом. Лекторы составляли учебники, причем предмет излагался в виде вопросов и ответов. Впоследствии эти учебники были взяты за основу преподавания медицины и фармации в университетах средневековья (Салерно, Монпелье, Париж и др.)

Развитие медицины и фармации в Древнем Риме было, безусловно, связано с богатыми традициями Др.Греции. Однако оно имело и свои характерные черты, унаследованные из опыта врачевания коренного населения Италии – этрусков, сабинян, латинян и др. народов.

Значительное место в древнеримской народной медицине и фармации занимало лечение травами и сельскохозяйственными растениями, прежде всего сырой капустой, уксусом, медом.

В Древнем Риме наряду со специализацией врачей появляются первые признаки выделения фармации в самостоятельную отрасль медицины. В те времена при больницах уже устраиваются отдельные помещения (officinae), в которых изготавливались и хранились различные медикаменты и лекарственные препараты.

В ДР продолжали развиваться два направления познания мира: материалистическое и идеалистическое. Большое распространение среди древнеримских медиков получила философская система грека Эпикура, продолжателя материалистического учения Демокрита. Характерные черты учения Э. – антирелигиозная направленность, опирающаяся на знания, достигнутые к тому времени. Главный интерес для эпикурейцев представлял чувственный мир, поэтому их основной этический принцип – удовольствие. Но Э. представлял удовольствие не упрощенно и вульгарно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь теми потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний стоит отказаться, для этого необходимы мудрость и благоразумие. Жизнь – вот главное наслаждение.

Выразителем взглядов Эпикура в ДР являлся Тит Лукреций Кар (99–55 гг. до н.э.), изложивший суть эпикурейского учения в поэме «О природе вещей» – своего рода энциклопедии, содержащей основы атомистического учения: сведения о материи и ее строении из мельчайших невидимых движущих частиц, о некоторых явлениях физики, метеорологии, об элементах биологии, о происхождении животных, строении их тела и др.

Под влиянием учения Э. сложились взгляды видного римского врача Асклепиада из Вифании (128–56 гг. до н.э). Здоровье, по Асклепиаду, сохраняется при нормальном движении частиц тела и при нормальном состоянии пустых пространств между частицами – пор и каналов. При их засорении и закупорке, при застое или нарушении движения частиц возникают болезни. Особое значение А. придавал «невидимому дыханию» кожи. Это кожное дыхание (испарение), как и общее движение частиц в теле, необходимо поддерживать прежде всего общей чистотой, частыми омовениями, а затем и более сильными стимуляторами: растиранием, потением, физическими упражнениями. А. рекомендовал движение во всевозможных формах: ходьбу пешком, бег, езду верхом и в экипаже, на лодке, на корабле. Если больной не мог самостоятельно двигаться, врач рекомендовал носить его и раскачивать. Значительное место в системе А. наряду с физио- и бальнеотерапией занимало климатолечение.

К лекарствам Асклепиад относился весьма осторожно и в некоторых случаях давал под видом лекарств чистую воду, объясняя другим врачам, что это во всяком случае лучше, чем давать яды.

Принципом Асклепиада в полном соответствии с эпикурейской философией было: «Лечить верно (надежно), быстро и приятно». «Приятное» лечение по системе А., противостоящее грубым приемам «кровожадных мучителей и живодеров», сделало его исключительно популярным в Риме. Асклепиад лечил диетой, которая была превосходно разработана с давних пор. Он ввел в диетику лишь один новый принцип: пища должна быть вкусной.

Асклепиад и его школа представляли передовое материалистическое направление в медицине античного Р. Этому направлению противостояло идеалистическое учение, виднейшими последователями которого были Корнелий Цельс и Клавдий Гален.

Авл Корнелий Цельс (30-25 г. до н.э. – 45-50 г. н.э.) римский ученый-энциклопедист и врач. Он писал о сельском хозяйстве, риторике, философии, праве, военном деле и медицине. В свой обширный «Лечебник» он включил все ЛС и медицинские сведения, известные к тому времени, начиная с «Аюр-Веды» Сушруты и кончая Асклепиадом. Уже этим Цельс оказал крупную услугу медицине и фармации, поскольку изложил в своем труде точки зрения врачей более раннего периода, подлинные труды которых до нас не дошли.

Цельс критически относился к девизу Асклепиада «Лечить надежно, быстро и опасно». Он указывает, что это лишь благое пожелание: слишком большая торопливость и погоня за приятным могут сделаться опасными. Цельс считал также неверным утверждение Асклепиада, будто бы начавшаяся болезнь может быть прервана быстрым вмешательством, т.к. всякая болезнь имеет свой цикл развития, и она проходит этот цикл, не считаясь ни с каким вмешательством врача. Эту мысль он резюмирует в афоризме: «Болезнь сама по себе, а медицина сама по себе». Следовательно, Цельс соглашается с постулатами жрецов, которые утверждали, что болезни ниспосылаются богами, и не медицине с ее ничтожными средствами бороться с волей богов.

Тем не менее «Лечебник» Авла Корнелия Цельса для современной фармацевтической науки является своеобразной римской фармакопеей, в которой выделены и описаны некоторые фармацевтические разделы, касающиеся приготовления лекарственных форм.

Гораздо более сложным и значительным было творчество знаменитого римского врача и фармацевта Клавдия Галена (131–201 гг.). Он шесть лет прослужил врачом в школе гладиаторов в Пергаме. Позднее переехал в Рим и был принят при дворе императора Марка Аврелия на должность лейб-медика.

До нас дошло около 140 медицинских работ Галена. В них он создал научную систему врачебного искусства. В учении об этиологии Гален следовал Платону и причиной болезни считал разлад между телом и душой, выход тела из подчинения душе.

Гален описал около 450 лекарственных растений и примерно 250 препаратов животного и минерального происхождения. По номенклатуре они близко совпадали с ЛП «Лечебника» Цельса. Все препараты Г. делит на простые и сложные, а также на определенные фармакологические группы: слабительные, кровеостанавливающие, местного действия, антидоты и т.д. Наиболее важной задачей терапии Г. считал умение воспользоваться этими тонкими различиями в действии лекарств, назначать их в зависимости от существующих показаний.

Своей многогранной деятельностью Г. как бы подвел итог достижениям всей существовавшей до него медицины и фармации. Авторитет этого ученого был весьма велик при жизни и оставался непоколебимым в течение последующих 13 столетий. Работы Галена являлись предметом изучения в средние века в Салерно, в Византии и Арабских халифатах.

С точки зрения истории фармации наибольший интерес вызывает деятельность Галена-фармацевта. Он являлся продолжателем дела Цельса, стремившегося к отделению фармацевтической деятельности от медицинской. У Галена была своя аптека, при которой находилась лаборатория, где изготавливались ЛС. Лекарства по преимуществу были растительного происхождения и многие из них были довольно сложны по составу.

Заслуги Галена в развитии мировой фармации:

  1. создание целой группы новых лекарственных препаратов и соответствующего технологического оборудования;

  2. теоретическое обоснование применения новых лекарств;

  3. введение определенной регламентации в приготовление лекарств из растений: установление весовых и объемных соотношений сырья (частей растений) и экстрагентов (вина, уксуса, меда).

NB! Г. настойчиво оспаривал мнение последователей Гиппократа, утверждавших, что лекарства в природе имеются в готовом виде и в оптимальном составе. Поэтому до Галена врачи применяли в своей практике целые растения или органы животных. Гален же доказывал, что в природных средствах есть как полезные, так и ненужные (балластные) вещества, и их необходимо отделять друг от друга. Это положение Галена актуально и в наше время при разработке суммарных и индивидуальных препаратов из лекарственного растительного и животного сырья.

В средине века выдающимся ученым Парацельсом в честь Галена целая группа ЛП названа галеновыми и новогаленовыми препаратами. Это название она носит и в современной науке. Учреждения, в которых получают эти препараты, называют галеновыми лабораториями, галеново-фармацевтическими фабриками и т.д.

После падения Западной Римской империи в 476 г. н.э. Восточная империя (Византия) сохранилась и продолжала существовать в условиях постепенно складывавшегося общественного строя – феодализма. В Византии получило свое завершение развитие фармации и медицины рабовладельческого строя.

(Для самостоятельной работы)

Наука о лекарственных растениях в Древнем Риме активно развивалась. Во второй половине первого столетия появилось энциклопедическое сочинение Гая Плиния Секунда (Второго) (23–79 гг.) – «Естественная история». В ботанической части этого труда описано свыше тысячи растений, т.е. больше, чем у каждого из предшественников Плиния.

Одновременно с энциклопедией Плиния появился труд, пользовавшийся известным авторитетом в средине века и служивший руководством для ботаников, врачей и фармацевтов вплоть до эпохи Возрождения. Это ботанические труды Диоскорида (первый век н.э.). Книга «Лекарственные средства» была написана в 70 г. н.э. В своем труде Диоскорид обстоятельно описал около 600 видов растений, имеющих отношение к лечебному искусству.

studfiles.net

Публий Ювентий Цельс — WiKi

Публий Ювентий Цельс (лат. Publius Iuventius Celsus; полное имя Публий Ювентий Цельс Тит Ауфидий Гоэний Севериан (лат. Publius Iuventius Celsus Titus Aufidius Hoenius Severianus) — древнеримский юрист и правовой деятель I-II веков н. э. Часто именуется Цельс Младший или Цельс-сын (Celsus filius), так как являлся сыном известного юриста Ювенция Цельса (с тем же именем — Publius Iuventius Celsus).

У этого термина существуют и другие значения, см. Ювенций. У этого термина существуют и другие значения, см. Цельс.В Википедии есть статьи о других людях с именем Севериан.

Как и его отец принадлежал к прокульянцам — римской школе юристов. Стал её руководителем после отца и считается последним выдающимся её представителем.

Цельс Младший был претором при Нерве (в 106 или 107 году), наместником Фракии до 114 года, дважды консулом (при Траяне и Адриане), а также проконсулом Азиатской провинции. Входил в личный совет императора Адриана.

Цельс считается одним из выдающихся представителей римской юриспруденции, с оригинальным, творческим и независимым складом ума.

Он находил удовольствие в разрешении юридических проблем и оставил после себя сборник их решений (Digestorum libri XXXIX). В его состав вошли предположительно уже изданные ранее более мелкие сборники (Commentarii, Epistolae, Quaestiones). В качестве консула Цельс был инициатором постановления Сената о делах по наследству, которое получило его имя (Senatus Consultum Iuventianum, 129 г.).

Главный труд Цельса — «Дигесты», расположенные по системе «Edictum perpetuum». Из произведений Цельса сохранилось 142 фрагмента (места) из «Пандект» — Дигест Юстиниана (Corpus iuris civilis) и различные изречения, цитированные позднейшими авторами.

Стиль Цельса лаконичен, ему принадлежит не одна законченная и сжатая формулировка, например, известное определение права: «лат. Jus est ars boni et aequi» (Право — искусство добрых и справедливых поступков). Отличительная черта его трудов — «необыкновенное изящество изложения». В дигестах его мысли часто передаются с прибавкой: «ut eleganter Celsus inquit».

Многие шаги на пути дальнейшего развития римского права сделаны по его почину. Яркий пример в этом отношении представляет 18 pr. D. 41, 2. Римское право едва только овладело новой для него тогда идеей владения через представителя, как Цельс сделал еще шаг вперёд в области умственных операций над юридической материей, установив так называемое constitutum possessorium, где хотя и происходит переход владения с одного лица на другое, но по обоюдному согласию сторон прежний владелец продолжает владеть вещью не suo nomine, a для нового приобретателя.

ru-wiki.org

ЦЕЛЬС, АВЛ КОРНЕЛИЙ | Энциклопедия Кругосвет

ЦЕЛЬС, АВЛ КОРНЕЛИЙ (Aulus Cornelius Celsus) (первая половина 1 в. н.э.), римский ученый-энциклопедист, автор сочинения Искусства (Artes), охватывавшего сельскохозяйственные науки, медицину, военное дело, риторику, философию и юриспруденцию. Медицинский раздел О врачебном деле (De re medica) в 8 книгах – единственная сохранившаяся часть сочинения. Хотя Цельс не был практикующим врачом (о нем мы знаем лишь, что он жил в эпоху Тиберия) и его труд адресован неспециалистам, сочинение представляет большой интерес, поскольку является основным источником сведений по медицине поздней античности. Идеи, которые высказывает Цельс в таких областях, как пластическая хирургия или учение о малярии, свидетельствуют о высокой степени развития медицины в его время. В своем труде Цельс чаще всего ссылается на Асклепиада, врача из Вифинии, практиковавшего в Риме. Но Цельс был еще и большим почитателем Гиппократа и одним из первых стал популяризировать учение греческого врача среди римлян. Цельса даже называли «латинским Гиппократом». На сочинении Цельса, наряду с Гиппократовым корпусом (собранием сочинений школы Гиппократа) и трудами Галена, основываются практически все наши познания в области античной медицины. Труд Цельса был опубликован в 1478 и явился одной из первых книг по медицине в Европе. Еще в 16 в. слава и авторитет Цельса были столь высоки, что Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (1493–1541), знаменитый алхимик и врач, принял имя Парацельс (что значит «превосходящий Цельса»).

Анатомические описания Цельса кратки, но весьма внятны. Цельс был против вивисекции человека, но вскрытие трупов считал возможным. Цельс указывал, что пульс – недостаточный показатель состояния здоровья, поскольку зависит от пола, возраста и телосложения пациентов. Он отмечал, что даже временное расстройство пищеварения приводит к ослаблению пульса.

Цельс оставил превосходное описание малярии. Его мнение, что жар вызывается предпринимаемыми природой усилиями по выведению из организма вредоносных веществ, намного опередило его время.

Цельс предложил литотомию (камнесечение) – операцию по раздроблению камней в мочевом пузыре. Описал пластические операции по восстановлению носа, губ и ушей. Интересовался лечением ран, переломов, вывихов, заболеваний костей, некрозов. Описывал фистулы, язвы, опухоли, грыжи, ампутацию конечностей и трепанацию черепа. Перечислил методы остановки кровотечений и способы перевязки кровеносных сосудов.

Проверь себя!Ответь на вопросы викторины «История в фактах»

Как звали девушку, которая пробыла королевой Англии всего 9 дней?

www.krugosvet.ru


Смотрите также