Изображение древнее солнца. Символ Солнца. Изображение его в разных культурах. Часть первая, наскальные изображения.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

СОЛНЦЕ И ЗОРИ В ПРАСЛАВЯНСКОМ И СЛАВЯНСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. Изображение древнее солнца


Символ Солнца. Изображение его в разных культурах. Часть первая, наскальные изображения.

В мастерской мы часто делаем украшения, посвященные разным стихиям - воде и ветру, земле и огню. Еще мы делаем много штук, которые рассказывают про лес - про весеннюю звенящую листву, или про таинственные лесные тропы, или про старые мудрые деревья. Но так уж получилось, что больше всего украшений мы делаем про солнце, или даже - про солнца, потому что никогда не знаешь точно, сколько именно светил ходит по небу того мира, о котором сложится следующая история.Люди изображали солнце с незапамятных времен, не говоря уже о том что ему поклонялись и его обожествляли - поэтому когда делаешь такие вещи, то неизменно чувствуешь себя частью длинной-длинной вереницы художников, кузнецов, ювелиров, и даже немного шаманов, которые рисовали солнечные диски на своих бубнах, рассказывающих об устройстве мира.Поэтому нам стало интересно, с чего же все началось? Как люди разных культур, разных эпох и разных климатических поясов изображали Солнце, как этот символ менялся, усложнялся и дополнялся, как переплетался с другими символами и знаками, как превращался в орнаменты и замысловатые узоры?Тема эта оказалась очень интересной, сложной и практически безграничной - действительно, нет такого народа в символике которого не встречалось бы солнечного символа, и в то же время удивляет единообразие этих изображений в разных культурах, отделенных друг от друга не только километрами, но и веками. Начнем с самого начала?

Часть первая, доисторическая. Наскальные изображения VII-III тысячелетий до нашей эры.

Сиволические изображения солнца - в виде диска, диска с точкой, диска с расходящимися лучами или креста заключенного в круг - встречаются еще в наскальных рисунках каменного и бронзового веков, как отдельное изображение или в комбинации с изображениями людей, животных и других символов.Это - начало начал, одновременно и символ, и "рисунок с натуры" - тот самый диск, который мы видим над головой каждый день (если повезет), и который видели наши далекие предки тысячи лет назад.

солнце

Кстати, есть предположение, что диск с точкой внутри - это не просто символическое изображение солнца, а изображение гало - эффекта, когда вокруг солнца образуется "корона", светящееся кольцо.

символ солнца

Жители Северной Европы изображали солнце в виде колеса, или креста в круге - ингда в сочетании с фигурами людей или ладей,"перевозящих солнце" по небосклону. Эти наскальные рисунки - родоначальники знаменитого кельтского креста.

история символа солнцасолярный символ

А это - Ирландия, "Камень Семи Солнц", один из самых красивых неолитических памятников с изображением солнечного диска - вернее, целых семи дисков! О его практическом назначении до сих пор существуют только догадки.

изображения солнца

Тоже Ирландия - здесь и колесо, и гало, и расходящиеся лучи, и даже солнце с прямыми лучами, освещающими землю.

Очень много петроглифов - наскальных рисунков - сохранилось в южной части Северной Америки и в Мексике.Здесь можно найти все разнообразие известных символов, и не меньше - таких, которые еще только предстоит разгадать.

Такие же точно символы встречаются в наскальных росписях на территории современных Грузии и Армении - здесь можно найти изображения, похожие на цветок, и даже несколько "солнц" в одном круге. Такие символы уже почти похожи на орнамент.

В Сибири - традиционное северное колесо-крест,"гало", и расходящиеся круги.

Отдельная история - изображение солнца с двумя или тремя лучами, направленными в сторону "земли". Такие рисунки встречаются в разных местах Европы и Азии. Что это, дорога к солнцу или что-то, или от него? Отражение солнца в воде, или солнечные лучи, выходящие из-за туч?

А вот такой петроглиф c изображением солнечного символа красуется на эмблеме Pueblo Grande Museum - музея археологии в США, штате Аризона

При работе над статьей использовались материалы из открытых источников в интернете.

www.livemaster.ru

Религия Солнца. В поисках затерянного мира (Атлантида)

Религия Солнца

По мнению атлантологов, поклонение Солнцу как главному божеству было одной из основных черт атлантской культуры, которая перешла ко всем народам, подпавшим под влияние атлантов.

В Египте, например, культ Солнца был самым древним и самым длительным из всех культов. Ссылаясь на то, что в Туринском папирусе воспоминание о боге Солнца — Ра — соединяется с каким-то смутным преданием о потопе, пожарах и большом бедствии, атлантологи предполагают, что культ Солнца занесён в Египет из Атлантиды. К тому же центром солнечного культа в доисторическом Египте до его объединения был город Иуну в дельте Нила, в царстве Севера, куда прежде всего могли проникнуть атланты. Этот город позднее греки назвали Гелиополис — Город Солнца.

Здесь строились трапециевидные храмы, украшенные солнечными дисками, и здесь совершался особый, солнечный культ.

Египтяне верили, что бог Солнца ежедневно, совершив свой круг по небу, спускается под Землю, в преисподнюю, где плывёт на своей ладье всю ночь, чтобы утром снова плыть по небосводу. В последней части преисподней живёт огромный змей, через тело которого должна пройти солнечная ладья.

Кроме египтян, по свидетельству Геродота, в Северной Африке поклонялись Солнцу берберские племена марокского Атласа, почитавшие женщин. Их высшими божествами были Солнце и Луна.

Кроме того, они поклонялись богу Посейдону — божеству океана и озера Тритониды.

К северо-востоку от Мёртвого моря в местности Телейлат-Гхассуль найдены памятники старины, относящиеся к V тысячелетию до нашей эры. Дома построены из кирпичей неправильной формы, часто на каменном фундаменте. Стены домов изнутри были покрыты настоящей росписью. Рисунки посвящены культу Солнца. Например, один рисунок изображает поклонение княжеской семьи солнечному диску. Другие рисунки, до сих пор не объяснённые, по-видимому изображают всемогущую силу Солнца, которое победоносно прогоняет и уничтожает все злые силы природы. Главный рисунок изображает ежедневный путь Солнца с восемью лучами, красными и чёрными, от его выхода из ворот солнечного дворца вплоть до его возвращения.

Культ Солнца процветал и в древней Палестине. По-видимому, здесь первоначально солнечным божеством был Самсон. Имя этого легендарного героя означает «Солнечный муж» или «Солнце».

Сила Самсона заключалась в его длинных волосах, которые символизировали солнечные лучи. В борьбе с врагами он унёс ворота города, что связано с обычным эпизодом солнечных мифов: Солнце проходит через ворота, чтобы попасть на небосвод. Как солнечное божество, Самсон боролся против тёмных сил природы.

У древних хеттов в Малой Азии царя называли «моё солнце», и царь изображался с посохом солнечного бога. В древних могилах Ирана встречаются солнечные диски и стилизованные изображения Солнца. Судя по их обилию, в центре религиозных верований здесь также стоял образ божества Солнца.

У шумеров в древней Месопотамии солнце называлось богом Баббар, у вавилонян — Шамаш или Мардук — олицетворение молодого Солнца, или Нергал — владыка солнечного зноя.

На цилиндрах-печатях постоянно встречается изображение солнечного бога. Он стоит поставив ногу на гору, а служители отворяют ему ворота, украшенные фигурами львов. На других печатях солнечный бог изображён сидящим в лодке или побеждающим чудовищ — полубыков и полульвов.

Цари города Ур, подчёркивая божественность своей власти, иной раз прямо называли себя «сынами солнечного бога».

Царь Хаммураби принимает законы из рук бога Солнца.

В древней Индии Солнце считалось высшим божеством. При раскопках в Мохенджо-Даро (город IV тысячелетия до н. э.) найдено много амулетов с эмблемами Солнца. В середине нарисован круг — Солнце, а кругом расположены, наподобие лучей, головы четырёх животных, подчинённых Солнцу богов. Позднее в индийской мифологии Солнце называется то Митра — владыка дня, то Сурья — Солнце-светило, то Савитар. Каждое утро богиня утренней зари отворяет небесные ворота, и Сурья в колеснице, запряжённой рыжими конями, отправляется в путь. Савитар тоже изображается едущим в золотой колеснице по небу. Его зовут «златоруким» и «широкоруким», потому что лучи Солнца — это его руки.

А по самым древним преданиям о Геракле, оказывается, что «Столбы Геракла» действительно были двумя высокими каменными колоннами. Они стояли рядом со статуей героя Геракла у Гибралтарского пролива, и на них горели неугасимые огни. Один был посвящён богу Солнца, а другой — богу Ветра и Бурь, который последовал за колесницей Солнца до Антильских островов.

Храмы Солнца, обелиски и солнечные диски из чистого золота повторяются в Мексике и в Перу. Солнечные диски найдены в Иране, Индии и Скандинавии.

Колесницы и лодки Солнца из бронзы и золота найдены во время раскопок в Трундхольме (Скандинавия), в Ютландии, Исландии, Англии и на Эгейских островах.

Считая, что Солнцу поклонялись только народы атлантской культуры, атлантологи подчёркивают, что по обе стороны океана, у народов Перу в Америке и у египтян в Африке, Солнце считалось могущественным воплощением единого божества, и правление народов было настоящей солнечной иерархией. Во главе стоял царь-жрец, называемый Солнцем, братом или сыном Солнца — неограниченный властитель. Рядом с ним занимала место его жена, сестра или ближайшая родственница, единственная женщина, которая имела право наравне с царём входить в храм Солнца.

И хотя многие народы древности верили в бессмертие души, только египтяне и перуанцы были убеждены, что человеческая душа продолжает жить в потустороннем мире в своей телесной оболочке, для чего они и бальзамировали трупы. Обычай бальзамирования трупов был ещё у йорубов, этрусков, гуанчей, потому что они, по мнению атлантологов, были потомками атлантов.

В Египте мумии переносились в священных ладьях из дома к усыпальнице, что было символом перехода в другой мир. Египтяне верили, что существует мир умерших где-то на далёком западе, куда бог Солнце сходит каждую ночь, и что существуют «поля блаженных», «поля яств», куда не всякому удавалось попасть, так как эти поля окружены водой. Иногда умерший уговаривал ястреба или ибиса перенести его через воду, иногда дружественные духи доставляли ему судно, на котором он мог переехать; иногда бог Солнце переправлял его на своей ладье. Но это зависело от перевозчика, который не всех принимал в ладью, а только тех, о которых было сказано в «Книге мёртвых»: «Он праведный перед небом и землёй и перед островом». В этом упоминании острова атлантологи видели смутное воспоминание об Атлантиде, так же как в древнем представлении индийцев о том, что благой бог Вишну живёт где-то за Гималаями «на белом острове», и в легенде шумеров о боге воды, устроителе земли и отце всех богов — Эа, который жил посреди моря на острове Дильмун, где не было ни болезней, ни смерти, ни старости.

Египетский корабль Солнца.

В древнеиндийской и древнегреческой мифологиях путь в страну мёртвых преграждает река, через которую умерший переправляется в священной ладье, а у древних мексиканцев умерший должен был пересечь глубокие воды Хиухнахуапан, чтобы достичь страны мёртвых Миктлан.

Атлантологи полагают, что в течение тысячелетий религии народов хранили, таким образом, древнейшие воспоминания человечества об Атлантиде — цветущей стране на острове среди воды: это был Аменти (поля блаженных) египтян, Миктлан мексиканцев, орошаемый четырьмя реками Эдем евреев, Елисейские поля греков и т. д., — куда все народы надеялись вернуться после смерти на священных ладьях.

В наскальных рисунках Америки, Европы и Африки найдены почти одинаковые изображения священной ладьи с солнечным диском, как символом таинственного перехода после смерти в потусторонний мир.

Эти изображения сделаны почти за четыре — пять тысяч лет до нашей эры. Они найдены в Скандинавии, Ирландии, Нормандии, Испании. Изображения путешествия мертвецов на ладье Солнца имеются в Египте додинастического периода, на скалах в Новой Гвинее и в Нубии, на всём протяжении от берегов Красного моря до верхнего Нила, по берегам Персидского залива и на цилиндрических печатях шумеров в Месопотамии. Они встречаются также на островах Суматра и Борнео. А в Америке священные ладьи выцарапаны на скалах в Калифорнии, Британской Колумбии и Мексике. Эти рисунки имеются главным образом в прибрежных районах, то есть там, говорят атлантологи, куда могли проникать представители морского народа, люди одной культуры.

Это было изображением корабля богов, — вернее, бога Солнца и корабля мёртвых. Как Солнце возрождается каждый день, так и мёртвый должен был родиться вторично и продолжать жить в потустороннем мире.

Наскальные изображения ладьи Солнца.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

СОЛНЦЕ И ЗОРИ В ПРАСЛАВЯНСКОМ И СЛАВЯНСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ » Перуница

СОЛНЦЕ И ЗОРИ В ПРАСЛАВЯНСКОМ И СЛАВЯНСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Сходные изображения солнца и зорь у индоарийцев и славянВ славянском фольклоре и в индоарийских Ригведе и Атхарваведе, сохранились образы Солнца и его спутниц - Зорь. Эти образы восходят к древним представлениям - от первоначальных фетишистских (Солнце в виде кольца, колеса) до позднейших антропоморфных. Наряду с фольклорными и литературными источниками, сохранились также славянские и индоарийские изображения Солнца и Зорь. Однако эти изображения, славянские и индоарийские, между собой до сих нор не сравнивались, и не объяснялся смысл некоторых изображений. Настоящая статья является попыткой восполнить до некоторой степени этот пробел. В статье сравниваются индоарийские памятники скульптуры (I в. до н. э.- XI в. н. э.) со славянскими памятниками скульптуры и живописи. Рассматриваемые изображения подчас примитивны в технике исполнения, но высокопоэтичны и представляют значительный научный интерес

Обзор дневного пути Солнца (от восхода до заката). В приводимых рис.1-3 Утренняя Заря выпускает Солнце на небосвод. И конце этого пути Вечерняя Заря приготовилась встретить Солнце на закате

Так, в Новгородской Хлудовской псалтыри конца XIII в. (Исторический музей в Москве) на стр. 278 об. древнерусский художник нарисовал миниатюру на тему: Молящийся всю ночь Исайя (рис. 1). Он изобразил двух женщин. Одна из них - огненно-красная (возле нее надпись: зоря утренняя) - держит и правой руке красное Солнце в виде кольца. В ее левой руке - лежащий на плече факел, оканчивающийся ящичком, от которого идет светло-зеленая полоса, переходящая затем в темнозеленую. Полоса эта заканчивается в правой руке другой женщины зеленого цвета; возле нее надпись - зоря вечерняя. Из складок её левого рукава выглядывает птица. О том, что утренняя заря, по представлению народа, светлее вечерней, сказано в белорусской песне: Вичерния заря - ясна, свитавая (утренняя) - ящо ясьней , и в русской песне: Ложилась я спать в темную вечернюю зорю.., вставала я в красную утреннюю зорю.

Восточнославянский фольклор также знает две зари. К ним взывали люди о помощи. Например: Умоюсь я в утреннюю зорю утренней росою и очерчу себя безымянным пальцем и скажу: Гой еси ты Заря утренняя и ты Заря вечерняя, пади ты на мою рожь, дабы она росла, как лес высока, как дуб толста!"» . «Я свою скотину заговариваю, дъвеми зарами - раньняй и вечерняй - застановляю.

О том, что кольцо являлось символом Солнца, свидетельствует старинная игра у русских и чехов: искание золотого кольца - солнца, скрытого...во мраке зимних облаков и туманов. При этом пели: Наше золото пропало, оно порохом запало, призаиндевело. В фольклоре можно найти и другие факты, свидетельствующие, что Солнце называлось кольцом.

Барельеф, весьма схожий по сюжету с миниатюрой Хлудовской псалтыри XIII в., был высечен в Индии во II-III вв. н.э. в пещерном храме Nasik . Одна женщина факелом зажгла колесо Солнца, начавшее полет по небу (рис. 2). Другая женщина приготовилась встретить Солнце при его закате. И на некоторых других индийских барельефах изображались две женщины - богини зорь, Уша и Пратюша. В древнеиндийской Ригведе, богиня зари Ушас чаще всего показана в образе светозарной красавицы. В образе юной женщины приходит Ушас (I, 48). Сияет, она, женщина, чудесным блеском (I, 113). Приближаешься ты, богиня, смеющаяся, юная (I, 123). В образе юной женщины заблистала она, понуждая все живое к деятельности (VII, 77). Она-прекрасная женщина, дочь Неба (IV, 52).

В древнем индоарийском сборнике Атхарваведе упоминаются две зари Ушас (VIII, 9, 12). О Солнце в обществе Зорь говорится также в другом гимне Атхарваведы (VII, 22, 2). Антропоморфные богини зорь были известны не только у славян и индоарийцев, но и у ираноарийцев (Уша), греков (Эос), римлян (Аврора), латышей (Аушра), армян, хеттов.

В Ригведе находим и древний образ Солнца в виде колеса - I, 130, 9; I, 174, 5; I, 175, 4; IV, 28, 2; V, 62 и др. Подобное представление сохранилось и в славянском фольклоре. В известные годовые праздники у славян и немцев зажигали колесо, которое, по свидетельству средневековых писателей, принималось за священное изображение солнца. Русские поселяне, встречая во время масленицы весеннее солнце, возят сани, посредине которых утвержден столб, а на столбе одето вертящееся колесо. У болгар декабрь назывался коложег, т.е. месяц возжжения солнечного колеса - время, когда нарождается Солнце. В Ишимском уезде говорили про отсталых людей: Жили в лесу, молились колесу. В народных песнях пели: Колесом-колесом сонычко в гору йде, Сонце колесом у гору идзеть. Солнце называлось колесом в Эдде - у англосаксов, шведов, датчан, готов .

На резных и раскрашенных воротах словацкой крестьянской усадьбы (Очова у Зволенской Слатины, начала XX в.) изображен восход и заход Солнца, показанного в виде круга (рис. 3). Па одном столбе ворот вырезана Утренняя Заря в виде человекообразной фигуры с золотистой головой. Над ней сияние, а еще выше - утреннее Солнце, покатившееся по своей дороге-дуге. На другом конце дуги - заходящее Солнце, которого ждет внизу Вечерняя Заря, над ее головой переливается вечернее сияние. Там же, кроме того, изображен ряд потемневших солнц, сошедших с небесной дуги. Возможно, что это умершие солнца, о которых много раз говорится в славянском фольклоре.

Утренняя Заря выносит Солнце. Еще в одном из гимнов Ригведы (V, 80, 1) утверждалось: Богиня Ушас (Заря) приносит Солнце. Без Утренней Зорюшки Солнышко не взойдет,- говорила русская пословица .

В одном из белорусских заговоров сказано: Сегодня а ранку Зара занялася, у неби на порози з Сонцем споткалася; залатые ключи у ручки брала, дубовую дзверку одмыкала, шоуковый полог подымала, соунийко на небо выпущала, добрую дорогу провещала». Индоарийская богиня зари (Ушас) также утром открывала ворота Неба (Ригведа, I, 48, 15; IV, 51). На одной из сторон Збручского идола Х в. (юго-западная Русь) изображена богиня с солнечным кольцом в руке (рис. 4), таким же как у Утренней Зари в Хлудовской псалтыри XIII в.;

Узор на полотенце из Олонецкой губернии (рис. 5) показывает двух зорь, выносящих на руках Солнце . Уходят при восходе Солнца звездные птицы. Из славянского фольклора также известны подобные представления о созвездиях.

Утренний выезд Солнца на колеснице с конями У сербов сохранилось предание о золотой колеснице и белых ретивых конях Солнца. В польской сказке Солнце ездит в алмазной двухколесной повозке на двенадцати сивках-златогривках. Подобные представления известны также у ираноарийцев, греков, римлян и немцев .

На спинке крестьянских саней прошлого века мы видим Солнце в его дворце (рис. 6). Скоро восход. Стоят две зари у выходов из дворца. Резво скачут к Солнцу его кони. Птицы ожидают восхода Солнца.

На крестьянской вышивке Тверской губернии XIX в. (рис. 7) к человекообразному Солнцу подъезжают Зори на его конях. Одна из подъезжающих Зорь, как и в Хлудовской псалтыри XIII в., - красного цвета (Утренняя Заря), Другая Заря - зеленого цвета (Вечерняя Заря). По славянским преданиям, Зори - божественные девы; они прислуживают Солнцу и смотрят за его белыми конями . На рассматриваемой вышивке Солнце, как и Зори, в женской одежде. В славянском фольклоре Солнце также иногда представлялось женщиной,- образ, идущий из далеких времен матриархата. Так, русская пословица говорит: Сонца - родная матушка, месяц - родной батюшка. В русской свадебной песне: Ясен месяц - жених, красное солнце - невеста. Русские загадки про Солнце: Красная девушка по небу ходит; Красная, девушка в окно глядит; Встану я рано, бело да румяно; умоюсь росой, распущу золотые косы. Как взойду на горы в венце золотом, да гляну светлыми очами, и человек и зверь обрадуются.

Ряд примеров о женской природе Солнца приведен также в труде А.Н. Афанасьева - Поэтические воззрения славян на природу (т. I, стр. 70, 71, 74-76, 79, 80), а также у Л. Майкова в его Великорусских заклинаниях, 108.

В некоторых гимнах Ригведы изображена солнечная богиня Surya (I, 167; X, 184, 3; X, 85). Богиня Surya упоминается также в Атхарваведе: VI, 82; XIV, 1; XIV, 2Известны богини Солнца: латышско-литовская Saule, германские Sol и Sunnа, немецкая Frau Sonne (24).

В индоарийской Ригведе в ряде гимнов говорится о небесных поездках солнечного бога Сурьи на колеснице с запряженными конями (I, 130, 2; I, 50, 8; I, 115, 3; I, 121,13; I, 163, 10; II, 17, 4; IV, 45, 6; V, 45, 10; X, 138, 2, 3 и др.).

Соответствует этим представлениям изображенный на древнеиндийском храмовом барельефе (Bhaja, I в. до и, э.) утренний выезд солнечного бога Сурьи на колеснице, запряженной четверкой лошадей (рис. 8). Здесь Сурья сам правит конями. По обеим его сторонам сидят две богини зорь Уша и Пратюша. Напуганные светозарным поездом, улетают поспешно прочь женообразные демоны тьмы. Здесь нет опасных для Сурьи драконов. Бог солнца Сурья на колеснице, по сторонам которого находятся богини зорь Уша и Пратюша, стреляющие из луков в нападающих демонов, изображены на индийских храмовых барельефах в I-XI вв. н. э. в Бодхгайя, Элюра, Нуггехалли, Бхумаре и Джупагархе

Нападения врагов на дневное Солнце При восходе Солнца его охраняли Зори. Но вот одинокое светило уже движется по небесному пути. И здесь на него иногда нападали зубатые, крылатые змеи (драконы). Затмение Солнца сербы передавали глаголами: изjecти се, ухватит се. В одной старинной записи 1448 г. сказано - помну сунце, и другой - 1433 г, - погибе сунце. Нападают на солнце алы (драконы, змеи). В них стреляют люди или быот в котлы, чтобы отпугнуть чудовищ. Подобные поверья были распространены и среди других славянских народов.

Под 1065 годом в Повести временных лет (М.-Л., 1950, I) записано: Солнце пременися и не бысть светло, но акы месяц бысть, его же невегласи глаголют: снедаему сущу. Змей, нападающий на Солнце, изображен в русском Псалтыре (рис. 9) XV в. На задке маленьких саней прошлого века, находящихся в Историческом музее в Москве, показано схематически нападение на Солнце двух змеев с широко раскрытыми пастями, со стреловидными концами лап и хвостов. Солнце изображено в виде кольца со стреловидными лучами: оно приготовилось к обороне . Как сообщали русские летописи, летающие змеи иногда наносили Солнцу кровавые раны: явися Солнце, кровавы лучи испущающи - или: погибе Солнце - и потом - обратися в кровь. Индоарийцы верили, что во время солнечного или лунного затмения демон Гагу или чудовищный змей стремится проглотить захваченноеим светило; санскрит обозначает затмение словами нападение, битва Рагу, взятие в плен, пожирание. Подобные названия затмения Солнца есть в языках: персидском, ирландском и литовском .

Сравнение славянских изображений Солнца и Зорь с индоарийскими показывает их значительное сходство даже по отдельным сюжетам, подтверждаемое также древними литературными памятниками и фольклором

СОЛНЦЕ И ЗОРИ В ПРАСЛАВЯНСКОМ И СЛАВЯНСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Христианское духовенство при деятельной поддержке феодалов вело в славянских странах жестокую борьбу с языческой идеологией, в том числе и с языческим искусством, уничтожая идолов, их храмы и все принадлежности культа. Поработало и время над уничтожением деревянных и других недолговечных предметов народных культов.

Вот почему так ценны для науки и искусства немногие дошедшие до нашего времени славянские языческие изображения, часть из которых рассматривается и в настоящей статье.

В последние пять — семь веков н. э. языческий смысл этих изображений был уже утрачен славянскими народами, а изображения, иногда несколько видоизменившись, перешли в качестве орнамента в народное прикладное искусство. Поэтому их былой смысл уясняется в наше время лишь при сопоставлении с историческими, археологическими и этнографическими памятниками, а также с учетом соответствующих пережитков древних представлений в устном фольклоре славян.

Автор в своей предыдущей статье «Сходные изображения солнца и зорь у индоарийцев и славян» 1 показал древние образы восхода и дневного пути Солнца. Там были приведены также и славянские фольклорные материалы о Солнце и его спутницах — Зорях. В настоящей статье показаны другие изображения этих мифических персонажей: заходящее Солнце и встречающие его Зори, ночной покой Солнца под охраной Зорь, а также рождение Зарей нового Солнца после смерти его предшественника — старого Солнца.

Заходящее Солнце и души умерших людей. У древних славян существовало поверье, что вместе с заходящим Солнцем уходили на тот свет и души умерших людей.

Сербы не советовали засыпать в то время, когда садится Солнце, чтобы оно не увлекло за собой в загробный мир и того, кто спит при его закате. Во многих деревнях Валахии хоронили мертвеца с таким расчетом, чтобы направить душу умершего вместе с отходящим на покой Солнцем, иначе Душа могла заблудиться и стать жертвой вампира.

В древней Руси еще в XII в. существовало поверье, что «зашедшю солнцю, не достоить мертвеца хоронити, но тако погре[б]сти, яко еще высоко». У чехов выражение «Ze nine since zapada» означало: «уже близится моя смерть» .

Представления о связи Солнца с царством мертвых засвидетельствованы и У ДРУГИХ народов .

Вот почему на некоторых урнах с полей погребения Поморской культуры 700—400 года до н. э., выкопанных на территории современной Польши, изображены заходящее Солнце и встречающая его Заря или две Зари (Вечерняя или Утренняя).

Рисунок человекообразной Зари с широкими покровами мы видим на погребальной урне в Буковце (pow. Obornicki). Заря встречает заходящее Солнце, которое изображено в виде розетки (рис. 1).

На урне из Накеля нарисованы спустившееся с неба заходящее Солнце и две Зари по его сторонам в виде стилизованных человеческих фигур . У Зорь длинные покровы вроде плащей (рис. 2).

Подобные изображения высечены и на сербских надгробных памятниках XIV—XVI вв. Так, Заря с солнечным кольцом в правой руке изображена (рис. 3) на надгробном памятнике в Гровиште.

Схематизированные фигуры двух Зорь изображены на могильном памятнике на Долгом поле (рис. 4). Между Зорями — Солнце в виде розетки. Полумесяц поднимается на небо, как бы сменяя Солнце.

Некоторые надгробные памятники на кладбищах XIX и начала нашего века в Словакии сохранили в виде языческих пережитков весьма древние изображения Зари и спустившегося с неба Солнца.

Так, деревянный надгробный памятник в Vel'ky Lorn pri Lucenci (рис. 5) изображает Зарю, на груди которой находится Солнце в виде круга. Вечернее восьмилучевое Солнце у ног Зари вырезано на деревянном надгробном памятнике кладбища в Детве (рис. 6).Ночной покой Солнца, о х р а н я е м о г о 3 о р я м и.

Нам известно изображение Солнца на ночном покое, охраняемого двумя Зорями, VII—IV в. до н. э. Это — рисунок на урне времен лужицкой культуры (Gorka, pow. Koscianski) из полей погребений (рис. 7). Потемневшее Солнце находится между Зорь с треугольными лицами, у которых глаза и носы — также в виде треугольников.

Изображения Солнца с двумя Зорями найдены в полях погребений Черняховской культуры конца II—IV в. н. э. на территории Украины. Так, на прорезной пластинке сел. Черняхово б. Киевской губернии изображено Солнце с головой в виде кольца и по сторонам Солнца — нагнувшиеся к нему две Зари с такими же кольцеобразными головами и развевающимися одеждами . Эти одежды покрыты орнаментом из зерни (рис. 8).Сходное изображение (рис. 9) и на прорезной фибуле, найденной возле сел. Трощин б. Каневского уезда Киевской губ.

«Солнце днем работает, а ночью отдых берет» — говорила русская пословица . На-севернорусской вышивке XIX в. изображено причудливое здание, в котором находятся Утренняя и Вечерняя Зори. Над ними лучистое Солнце, остановившееся для ночного покоя. Снаружи у берега две ладьи, которые привозят и отвозят Солнце и Зори (рис. 10).

На прялке б. Ярославской губернии (прошлого или начала нашего века) изображено (рис. 11) идолообразное Солнце и нагнувшиеся к нему гибкие Зори в покрывалах. Эту композицию напоминают и ранее показанные две резные пластинки Черняховской культуры конца II—IV вв. н. э. с изображениями Солнца и прильнувших к нему Зорь (рис. 8, 9).

Есть два удивительных изображения на чешских вышивках конца XIX в. с весьма древним сюжетом, где подбор цветов передает затухание разноцветного Солнца и Зорь в подземном дворце.

На вышивке женской одежды из Влчнова Солнце показано в виде идола с розеткой вместо лица (рис. 12). Очертания идола уже стали черными , Светлые цвета еще сохранились кое-где на розетке, еще пылают красным светом руки идола, но скоро все потемнеет, так как Солнце прикрыли две черные птицы ночи . По сторонам Солнца две Зари — сильно измененные женские фигуры. Их головы — в красных очертаниях, сияют золотистым блеском. Простерты красные руки, держащие светильники, которые излучают заревую полосу над Солнцем и Зорями. Но черный свет начинает уже преобладать в изображении Зорь. Над подземным дворцом на поверхности земли видны человеческие жилища — полуземлянки, озаренные золотистым вечерним светом на фоне уже потемневшего неба.

Такие же полуземляночные хижины изображены и на другой чешской вышивке из окрестностей Блатнице , изображающей подземный дворец с Солнцем посредине в виде человекообразной фигуры с красной головой, от которой исходят три белых луча, и с туловищем белого, черного и красного цвета (рис. 13). Под Солнцем видны черно-красно-голубые фигурки двух его коней . Касаются Солнца полулежащие по его сторонам две Зари. У них зеленые головы в белых головных уборах, над ними — золотистые полукруги с голубыми лучами на белом фоне. У Зорь — красные руки, разноцветные туловища. Как и в предыдущей вышивке здесь передана борьба светлых дневных тонов с черными красками побеждающей Ночи.

Зимняя смерть Солнца и рождение его преемника—нового Сол н ц а. По распространенному в старину среди славян и других индоевропейских народов поверью, в конце декабря происходит смерть одряхлевшего Солнца и рождение нового Светила .О ежегодном рождении Солнца говорили также А. Потебня и О. Миллер . Бытовала сербская поговорка: «Спросили волка, когда самый большой мороз будет? А он ответил: „В то время, когда солнце родится"»

У древних римлян справлялся зимний праздник «Natales solis invicti» («Рождение непобедимого Солнца») .

«Возрождение солнца было началом нового времени года, оно обещало приход тепла и света. Естественно, что на этом периоде сосредоточивалось внимание трудового народа; праздник возрожденного Солнца являлся для крестьян одним из самых значительных и сопровождался разнообразными обрядами, песнями, увеселениями».

Сага Олафа Тригвессона рассказывает, что в Х в. при русском князе Владимире Святославовиче, когда он был еще язычником, в первый день праздника Иолы в княжеском дворце собирались люди, а мать князя гадала о будущем . Праздник Иолы — скандинавское название праздника зимнего солнцеворота, праздновавшегося не только у нас и в Скандинавии, но и в целом ряде других стран.

Сюжет ежегодного рождения Солнца отразился и в древнем изобразительном искусстве славян.Таков рисунок на урне из лужицких полей погребения (700—400 г. до н. э.) из Раковника в Чехословакии . В середине рисунка — ветвистая Заря, рождающая Солнце (рис. 14). Возле головы Солнца мелкие кружки, изображающие сияние.

На киевском серебряном наруче (браслете) XII—XIII в. , хранящемся в Киевском историческом музее, изображены мифологические сцены (рис. 15). На среднем из трех изображений каждой створки наруча выгравирована на черневом фоне Заря. Лицо обнаженной, полногрудой Зари прикрыто покровом, на ее спине — два крыла или развевающиеся покровы. С присущей язычеству откровенностью показаны раздвинутые ноги богини, рождающей Солнце, как и полагается, головой вниз; на одной створке рождающееся Солнце — одноглазое. Рождение Солнца происходит в подземном дворце, где зимой ползают крылатые змейки.

Другие мифические персонажи, изображенные на браслете: танцующая Заря, сестра Роженицы; Белее, чьим внуком назван певец-гусляр Боян в «Слове о полку Игореве»; бог дружинников Перун с мечом и щитом

Парь змеек — большой крылатый Змей прячет морду под крыло от нестерпимо яркого света Солнца, рождающегося от Зари

Известно русское народное поверье, что змеи уходили осенью в землю й находились там до первого весеннего грома. По болгарскому поверью, ценный царь — очень большая змея с крыльями. Сербы также верили, что змеи имеют своего «старейшину»; он зовется «змиjски цар», «змиjска царица», «змиjски кнез». У словаков на Коляду дети ходили с змеею (ha-dem), сделанною из деревянных дощечек; пасть змей — красная, а на голове позолоченная корона. Таким образом сохранились следы почитания змеиного царя на Святках, т. е. примерно в то время, когда рождалось новое Солнце.

На средневековом надгробном памятнике в Do-nje Ваге (Югославия) представлена человекообразная Заря (рис. 16) с прихотливыми изгибами покровов. У ее ног — новорожденное Солнце в виде кольца.На светце, хранящемся в Историческом музее в Москве, также изображено рождение Солнца Зарей (рис. 17). Рождаемое Солнце имеет вид диска. Это изображение на светце напоминало зимой жителям полутемной и холодной избы, что новорожденное Солнце весной начнет входить в силу, разгоняя зимний мрак и холод.

Рассмотренные сходные языческие изображения отражают донаучные представления древних славян о важнейших явлениях природы, связанных с солнцем, могучим источником жизни. Искусство донесло до нас, опровергая мнение буржуазных ученых об убогости славянского язычества, фантастические образы, рожденные воображением древних славян.

Языческие образы Солнца и его спутниц Зорь бытовали у праславян по крайней мере еще с середины первого тысячелетия до н. э., затем на протяжении около двух с половиной тысячелетий, почти до нашего времени.

Л. А. Зарубин

www.perunica.ru

значение, 61 фото татуировки, эскизы

Символы, которые обозначают небесные тела или силы природы, распространены в эскизах нательных рисунков. Особое внимание следует обратить на главную звезду – Солнце. Этот рисунок выполняется как одиночным так и с другими элементами. Солнце как образ для нательных рисунков был популярным в древние времена. И это не удивительно…

Все культуры и религии отдавали должное божеству, которое символизирует солнце. Не упускали из виду и солнечный круг, который стал предметом поклонения. Солнце – главный источник дарующий свет, защиту от холода и жизнь. Поэтому люди во все времена почитали солнце и приносили всевозможные жертвы. В современных культурах также есть место для солнцепоклонников. Татуировка солнце занимает почетное место среди других нательных рисунков с изображением светил и космических тел.

  • Первобытные люди

    Солнце как нательный рисунок определено в категорию древних символов. Изображения светила присутствовали еще в рисунках первобытных людей.

    Это важно!

    Звезда занимает главное место среди других божеств в духовной системе.

    В мифологиях всех народов существуют истории о появлении и движении солнца, его влиянии на все живое.

  • Египет

    Древние египтяне почитали солнце как высшее божество и отводили ему главное место в пантеоне богов. Символизировал солнце главенствующий бог египетский религии — Ра. Это божество выступало защитником фараонов.

    Это интересно!

    Бог Ра как верховное божество пантеона характеризуется способностью всезнания и всевластия.

  • Киевская Русь

    На Руси солнце почитали как воплощение остроты разума и символ власти. Славяне часто передавали образ солнечного божества (бог Хорс) в виде могучего всадника с золотыми кудрями, который перемещается по небу на золотой колеснице.

  • Древние кельты

    В кельтских верованиях солнце выступало символом вечной жизни, бессмертия, а также гармонии неба и земли. Изображения солнца кельтами отличается от рисунков в других религиях и культурах. Кельтское солнце – это светило сплетенное с узелков, окрученное огненными языками. Солнечный круг как элемент татуировки присутствует в категории кельтский крест в центре изображения.

  • Ацтеки

    Племена ацтеков отождествляли солнце с чистотой духа, возвышенными чувствами, свободу и силу природы. Татуировка наносилась только главным вождям племени.

  • Япония

    Япония известна как Страна восходящего солнца. Японская культура представляет главное светило как богиню Аматерасу, которая является покровительницей женщин и змей, а также обладает закатами и восходами.

  • Солнце в чб варианте на рукеЧерно-белая татуировка солнца на руке

    Другие народы и культуры

    В христианской религии солнце символизирует главные божественные образы – Бог и Сын Божий. Кроме того, солнце выступает воплощением Слова Божьего, дарующего жизнь праведным людям и бессмертие. Таким образом, изображение выражает истину, просвещение и возвышенность.

    Евреи отождествляют солнце с волей Бога и всевластием.

    Греки воспринимали и почитали солнце как всевидящий глаз главного божества духовного пантеона – Зевса.

    Племена Маори воспринимали Солнце и Луну, как глаза небес.

    Древние племена индейцев поклонялись главному светилу как сердцу неба.

    Выбирая татуировку солнце, значение следует тщательно изучить, не упустив ни малейшей детали.

    Красно-желтое солнце в виде цветка лотоса на спинеСолнце в виде лотоса на спине

    Солнце и луна

    Важно!

    Солнце как источник жизни и света все народы воспринимают и почитают как символ мужчин. Луна – воплощение женского начала.

    Зачастую эти символы объединяют и, таким образом, татуировка солнце эскизы передает гармонию и единения мужского и женского начал.

    Светило выполненное в черном цвете открывает суть человека. Такое изображение характерно для участников правых объединений. А также представителей неоязычництва и ариософии. Солнце в темных тонах называли космоцентром или центром Вселенной. В дальнейшем этот символ был выбран для идентификации нацистов и тех, кто исповедовал неоязычництво.

    Солнце с месяцемСолнце и месяц на одной татуировке

    Астрологи утверждают, что Солнце – это первопричина жизни, аккумулирующая положительную энергетику и тепло.

    Отзыв:

    У меня присутствует татуировка с изображением солнца и луны. Парная тату. Пред тем как решиться на поход в салон, долго взвешивала за и против, советовалась с друзьями, имевшими подобный опыт. Татуировке уже 4 года. И я ни одной секунды не пожалела, что решилась на это. Да и изображение не совсем стандартное. Надо отдать должное мастеру, который привнес новизну и стилизировал рисунок.

    Любовь, Москва

    Солнце с украшениями на плечеСолнце, на которое навешаны украшения, татуировка на плече

    Особенности изображения солнца. Восход или закат

    Кроме цветового решения, формы светила, татуировка солнце – фото это подтверждает – может отличаться расположением на небосводе.

    Солнце, которое изображалось восходящим, всегда соотносили с началом жизни, рождением, лучшей порой. Тогда как заходящее солнце выступает символом смерти и увядания.

    Татуировка солнце среди тюремных наколок

    Человек, который носит на теле изображение солнца, демонстрирует свой авторитет и превосходство перед другими заключенными. Зачастую такое влияние он получил еще в колонии для несовершеннолетних. Также такой символ набивают заключенные, которые стремятся получить свободу.

    Солнце с украшениями на спинеТакое же солнце с украшениями, только на спине

    Композиции с солнцем

    Распространенная татуировка солнце, эскизы которой включают не только светило, но и другие элементы. В этом случае солнце может быть декорировано разнообразными орнаментами. Кроме того, символ солнца может передаваться как изображение цветов, которые воспринимают как воплощение главного светила. Это лотос, подсолнух, хризантема и другие. Согласно представлениям древних народов солнце иногда ассоциируется с животными и птицами, которые обладают силой и мощью. Например, орел, лев, змея, дракон.

    Татуировка солнце обладает положительными характеристиками, выступает акцентом светлой души человека, положительной энергии, а также благоразумия.

    Отзыв:

    Здравствуйте. Решила поделиться и своим опытом в области татуировок. Я в отличие от множества людей, которые «решаются» сделать татуировку, ни минуты не думала. Сделала ее, не задумываясь, надо ли она вообще. Но результат меня абсолютно не расстроил. Тату получилась аккуратная, качественная и яркая, с глубоким смыслом. Да и находится она в укромном месте, где не каждый заметит. Мой рисунок размещается на спине под волосами. Советую, продумать оптимальный вариант нанесения татуировки. Таким образом, она подарит вам только удовольствие и уверенность в себе.

    Натали, Санкт-Петербург

    Видео: обзор татуировок в виде солнца

    Эскизы татуировки солнце

    Понравилась статья? Расскажите друзьям: Оцените статью, для нас это очень важно:

    Проголосовавших: 1 чел.Средний рейтинг: 5 из 5.

    otatuirovkah.ru


    Смотрите также