Земледелие древняя греция. Сельское хозяйство и животноводство в Греции - проблемы и достижения
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Организация земледельческого пространства в Древней Греции. Земледелие древняя греция


Земледелие и садоводство Древней Греции

Возделанная земля занимала лишь небольшую часть общей площади (около 20%), однако именно она определяла жизнь греков. Основными культурами, производившимися в Древней Греции, были ячмень, оливки, виноград. Мясо было дорого и доступно только богачам. Все, что подавалось для еды, кроме хлеба, рассматривалось как дополнение к нему, как «приправа». Лепешки выпекались из пшеничной муки, вместо дрожжей употреблялись винные осадки.

Преобладающей зерновой культурой была культура ячменя, так как ячмень мог произрастать и на неглубоких слоях почвы. Ячменная мука обычно замешивалась на воде и подавалась в виде мучной похлебки или крутой каши. Иногда делали и ячменные лепешки (из теста с примесью молока, масла или меда), но эти лепешки не выпекались, а сушились на солнце. Ячменные каши и похлебки были основным «хлебом» большинства земледельческого населения Греции.

При увеличении народонаселения городов остро вставала «хлебная проблема», особенно там, где своего хлеба не хватало. Подвоз хлеба при стихийном характере торговли и трудности далеких морских перевозок никогда не был систематическим, поэтому иногда даже из-за незначительного неурожая возникал голод, и росли цены на хлеб.

При малом плодородии Греции большую роль в сельском хозяйстве играла культура оливок. Оливки служили для греков едой, из них приготовлялось масло, употреблявшееся в пищу; для очищения тела от грязи натирались оливковым маслом. Глиняные светильники с опущенным в них фитилем наполнялись оливковым маслом. Тусклый свет глиняных коптилок освещал по вечерам дома и служил единственным источником света для рабов, работавших в рудниках глубоко под землей.

Обычной едой греков, кроме хлеба, были оливки, овощи, козий сыр и рыба. Оливки употреблялись в пищу в свежем виде, маринованными в уксусе и засоленными.

Оливковые деревья сажались рядами; между отдельными деревьями одного ряда старались соблюдать расстояние около 12 м, расстояние между рядами было около 18 м. При такой посадке обеспечивалось свободное развитие корней и наибольшая плодоносность деревьев. Поэтому только богатые землевладельцы могли иметь на своей земле большие оливковые рощи. У средних и мелких землевладельцев на участке было немного деревьев, между которыми обычно сеяли ячмень. Оливковое дерево живет очень долго. Средняя продолжительность жизни и плодоношения дерева 250 лет. В течение первых 16—18 лет жизни оливковые деревья не дают урожая. Наибольшей плодоносности дерево достигает, начиная с 40 лет жизни. Поэтому ущерб, наносимый земледельцам войной, часто грозил им полным разорением. Возвращаясь после войны домой, крестьяне с отчаянием смотрели на обугленные пни вырубленных олив, восстановление которых требовало не менее 40 лет. Значение оливководства в хозяйстве Аттики ярко отражено в софокловском гимне в честь Аттики:

Есть тут дерево

Несравненное…

Само сеялось,

Само выросло,

Устрашение Копий вражеских,

И цветет у нас

В изобилии:

Серебристая маслина —

Сень над детской колыбелью,

И никто — ни юный возрастом,

Ни обремененный годами —

Ствол ее рукой хозяйской

Не осмелится срубить

Око Зевса-покровителя

И Афина синеглазая

Вечно дерево священное

От погибели хранят.

(Софокл, Эдип в Колоне, cтр. 701—724)

Большую роль в сельском хозяйстве играло виноградарство и виноделие. Вино, смешанное с водой, было самым распространенным напитком. Наряду с оливками и оливковым маслом вино служило одним из главных предметов сельскохозяйственного экспорта. Из садовых культур особенно следует отметить фиги (винные ягоды). Они потреблялись и в свежем, и в сухом виде; сушеные фиги вывозились на продажу. Очень распространены были и огородные культуры. Овощи приготовлялись разнообразно; лук и чеснок служили приправой ко многим блюдам, но в большом количестве употреблялись и в сыром виде, особенно беднейшими слоями населения.

Смотрите также:

istoriyadrevnegomira.ru

Сельское хозяйство и животноводство в Греции

Топографические и климатические особенности Греции таковы, что на её сельскохозяйственных угодьях можно выращивать самые разные культуры, начиная от тропических и заканчивая теми, которые культивируются в северных районах Европы. В стране обрабатывается около 30 процентов земли, причем большая часть наделов принадлежит частным предприятиям и некрупным хозяйствам.

В ВВП Греции доля сельского хозяйства составляет 7 процентов, в отрасли трудится примерно 12 процентов работающих граждан. На данный момент ЕС обширно субсидирует греческих фермеров, которые, заметим, активно привлекают к труду рабочую силу из-за рубежа. Больше всего работников-иностранцев прибывает сюда из Румынии и Албании.

Сельское хозяйство и животноводство в ГрецииЖивотноводство в ГрецииОливковые рощи

Животноводство в Греции

Несущественную роль в греческом сельском хозяйстве играет животноводство. Обусловлено это малым количеством кормов и недостаточными по площади земельными наделами, коими располагает большая часть крестьян. Гористая местность позволяет выращивать не более 4,5 миллионов голов коз и порядка 8 миллионов овец. Реальных возможностей обеспечить выпас большего числа скота в стране не имеется.

Поголовье свиней и коров в Греции еще меньше (в общей сложности - порядка 1,8-1,9 миллионов). А кроликов и птицу разводят в нескольких районах страны, причем исключительно для собственных нужд, продавая третьим лицам незначительную их часть. В тех греческих районах, которые характеризуются гористой местностью, также «для себя» разводят мулов, ослов и лошадей, используемых для сельскохозяйственных работ как тяговую силу.

Земледелие в Греции

Основой агропромышленного комплекса Греции является земледелие. Сельскохозяйственные предприятия страны выращивают ряд культур, идущих на экспорт. К ним относят оливки, табак, цитрусовые, виноград, хлопчатник.

Относительно засушливый климат Греции обуславливает необходимость орошения земель, используемых аграриями. На сегодняшний день более половины всех пахотных угодий общей площадью 2,5 миллиона гектаров приходится орошать. При этом урожайность сельскохозяйственных культур, выращиваемых в Греции, невысока, несмотря на эти мероприятия. Также много проблем у работников агропромышленного сектора вызывает эрозия местных почв, с которой здесь ведут борьбу постоянно.

К самым важным сельскохозяйственным продуктам Греции относят помидоры (их выращивают в год более 1,7 миллионов тонн), картофель, сахарную свеклу, маслины, бобовые и зерновые культуры. В удачные годы греческие крестьяне собирают более 5 миллионов тонн зерновых. Некоторое количество ячменя, кукурузы и пшеницы импортируется.

Греческие персикиЦитрусовые плантацииПарниковые хозяйства Греции

Помощь от государства и мирового сообщества

За последние три десятка лет правительство страны вложило немало финансовых средств в сельское хозяйство, но добиться по-настоящему эффективной отдачи от него пока не получается. Больших фермерских хозяйств в Греции очень мало. Как уже говорилось, в основном на земле на «хлеб насущный» зарабатывают частные крестьянские хозяйства, которым очень трудно справится с факторами, делающими их работу не всегда прибыльной.

Благодаря регулярным финансовым вливаниям в агросектор Греции со стороны стран Европейского сообщества, в стране стали появляться крупные агропромышленные фирмы. Они используют современные средства механизации и технологии выращивания культур.

Заметим, что в свое время (в 20-ом столетии) именно новые способы ведения хозяйства дали возможность греческим аграриям увеличить производство ряда зерновых культур. Многие специалисты уверены, что и нынче инновационные методики помогут сельскому хозяйству Греции «подняться на ноги».

Гордость крестьян страны - олива и табак

На южных островах, а также в южных и центральных регионах Греции плодоносят оливковые рощи, занимающие более полумиллиона гектаров земли. Греческое оливковое масло славится по всему миру, благодаря своему качеству и особым технологиям производства.

По показателям изготовления и продажи оливкового масла страна уступает в Европе лишь итальянцам и испанцам. Олива - национальный греческий продукт, любимый потребителями во многих государствах.

Также высоко оценивается покупателями и качество греческого табака, который выращивается на холмах Македонии и Фракии. В этих же местностях есть посевы ячменя, кукурузы, риса (плантации этих культур, кроме того, можно найти в низовьях Стримона и Вардара). А вот цитрусовые (мандарины, лимоны, апельсины) растут в Греции на землях, расположенных по морским берегам. Данные культуры не выращиваются лишь на севере.

Отдельно отметим развитие парниковых хозяйств в Греции. Те сельскохозяйственные культуры, которые не получается растить на открытой местности и в садах, греки выращивают в теплицах.

www.grekomania.ru

Земледелие в древней Греции.. Греция. Туристический портал

земледелие в древней греции

Земледелие Древнего Рима

сельскохозяйственных культур. Для того чтобы получить новые территории под пашню и сады, они вырубили и выжгли великолепные дубравы, стали вырубать леса, покрывающие склоны гор. Расширяя площади посевов и по­головье скота, греки мало заботились о защите легких каменистых почв от эрозии и истощения. В результате сельскохозяйственные земли давали все меньший и меньший урожай. На месте истощенных полей и пастбищ, расти­тельность которых была буквально под корень срезана многочисленными стадами овец и коз, они же вытаптывали молодые побеги деревьев. Говорят, что «Грецию съели козы». На месте пастбищ возникли разреженные заросли невысокого шипастого дуба кермеса и ксерофитные кустарники. Эти расте­ния очень устойчивы к пожарам, но при частом их повторении заросли сме­нялись сухими лугами. Попытка выпасать на них овец и коз приводит к по­следней стадии вырождения ландшафта - появлению пустошей, где между редкими куртинами невысоких трав лежит обнаженная почва или голые по­роды.

Так в результате бесхозяйственной человеческой деятельности на мес­те некогда бескрайных дубрав возник современный ландшафт - кустарнико­вые заросли, вперемежку с сухими лугами и пустошами.

Древний Рим не имел такого ряда выдающихся математиков и филосо­фов, как Греция. Но от Рима работ по земледелию осталось больше, чем от греков. По этим работам мы можем преимущественно знакомиться с быто­выми и экономическими условиями того времени. Искать в них развития теоретических взглядов на питание растений и животных дело бесполезное.

Греческая культура проникла в Рим за 200 лет до нашей эры в связи с завоеванием Южной Италии и распространением римского влияния в других средиземноморских странах. Это дало толчок развитию римской культуры. И когда Рим победил Грецию, то победители восприняли культуру побежден­ных.

Завоевание Египта римлянами привело к переселению виднейших еги­петских ученых в Рим. В Александрии имелась богатейшая библиотека древ­него мира, насчитывавшая 700 тыс. свитков.*

В Риме происходило накопление знаний, но их трудно было обобщить. Например, древние римляне знали не только действие навоза (нетрудно заме­тить, что если лошадь оставила на лугу испражнения, то на этом месте появ­ляется более темная зелень и наблюдается лучший рост травы), но они знали также действие золы, гипса, знали действие зеленого удобрения (запаханного люпина), вообще улучшающее действие бобовых, хотя они и не догадыва-

* Она погибла в VI в. при нашествии арабов-магометан. Завоевателю Омару приписывает­ся следующее изречение: «Или в этих книгах то же, что в Коране, тогда они излишни, или они противоречат Корану, тогда они вредны, а потому — сжечь их».

Источник: http://studopedia.ru/3_155739_zemledelie-drevnego-rima.html

eduotdyhat.ru

Земледелие в древней Греции.. Греция. Туристический портал

земледелие в древней греции

Земледелие Древнего Рима

сельскохозяйственных культур. Для того чтобы получить новые территории под пашню и сады, они вырубили и выжгли великолепные дубравы, стали вырубать леса, покрывающие склоны гор. Расширяя площади посевов и по­головье скота, греки мало заботились о защите легких каменистых почв от эрозии и истощения. В результате сельскохозяйственные земли давали все меньший и меньший урожай. На месте истощенных полей и пастбищ, расти­тельность которых была буквально под корень срезана многочисленными стадами овец и коз, они же вытаптывали молодые побеги деревьев. Говорят, что «Грецию съели козы». На месте пастбищ возникли разреженные заросли невысокого шипастого дуба кермеса и ксерофитные кустарники. Эти расте­ния очень устойчивы к пожарам, но при частом их повторении заросли сме­нялись сухими лугами. Попытка выпасать на них овец и коз приводит к по­следней стадии вырождения ландшафта - появлению пустошей, где между редкими куртинами невысоких трав лежит обнаженная почва или голые по­роды.

Так в результате бесхозяйственной человеческой деятельности на мес­те некогда бескрайных дубрав возник современный ландшафт - кустарнико­вые заросли, вперемежку с сухими лугами и пустошами.

Древний Рим не имел такого ряда выдающихся математиков и филосо­фов, как Греция. Но от Рима работ по земледелию осталось больше, чем от греков. По этим работам мы можем преимущественно знакомиться с быто­выми и экономическими условиями того времени. Искать в них развития теоретических взглядов на питание растений и животных дело бесполезное.

Греческая культура проникла в Рим за 200 лет до нашей эры в связи с завоеванием Южной Италии и распространением римского влияния в других средиземноморских странах. Это дало толчок развитию римской культуры. И когда Рим победил Грецию, то победители восприняли культуру побежден­ных.

Завоевание Египта римлянами привело к переселению виднейших еги­петских ученых в Рим. В Александрии имелась богатейшая библиотека древ­него мира, насчитывавшая 700 тыс. свитков.*

В Риме происходило накопление знаний, но их трудно было обобщить. Например, древние римляне знали не только действие навоза (нетрудно заме­тить, что если лошадь оставила на лугу испражнения, то на этом месте появ­ляется более темная зелень и наблюдается лучший рост травы), но они знали также действие золы, гипса, знали действие зеленого удобрения (запаханного люпина), вообще улучшающее действие бобовых, хотя они и не догадыва-

* Она погибла в VI в. при нашествии арабов-магометан. Завоевателю Омару приписывает­ся следующее изречение: «Или в этих книгах то же, что в Коране, тогда они излишни, или они противоречат Корану, тогда они вредны, а потому — сжечь их».

Источник: http://studopedia.ru/3_155739_zemledelie-drevnego-rima.html

www.eduotdyhat.ru

Земледелие в Греции - Древняя Греция

земледелие в греции

Значительную роль в эволюции социальной структуры играло общественное мировоззрение. Как и в Египте, мифология в Греции изначально фиксировала и символически интерпретировала сезонные земледельческие работы: культ Деметры, богини плодородия (дочь которой, Персефона, треть года проводит в подземном царстве), культ Диониса, бога плодородия и виноградной лозы, виноделия; орфический культ. Позднее, как и в Египте, возник мотив загробного мира, потустороннего существования. В культе Деметры счастливое посмертное существование (воздаяние) обеспечивалось посвящением и выполнением определенных обрядов.

У орфиков и в культе Диониса родилась идея бессмертной души, способной на существование отдельно от тела. Но если орфики создали сложную картину посмертного воздаяния, считая, что душа переселяется из одного тела в другое, и отодвигая момент слияния с божеством в далекое будущее, то простонародный культ Диониса демонстрировал возможность регулярного освобождения души под воздействием вина, в оргиастических шествиях. Демократическому сознанию импонировала такая легко достижимая свобода, иллюзорное, но реально ощутимое улучшение своего положения.

Независимо от своего содержания различные культы выполняли консолидирующую роль: либо в местных (родовых) полисных масштабах, либо становились идеологией даже межполисных объединений: дорический гексаполис вокруг святилища Аполлона в Книде, объединение 12-ти племен Северной и Центральной Греции с центром в Дельфах (19, 60). Объединения племен как бы на религиозной почве стали прообразом последующих политических и военных союзов.

Под влиянием трудовой и социальной практики мифология была подвергнута несвойственной ей систематизации (Гесиод) и даже направленной обработке (орфики). Но этапным в зарождении новой формы сознания следует считать осмысление аллегорического, предметно-вещественного содержания мифа, например, миф о Дионисе воспринимался как иносказание о возделывании виноградника и получении вина (22, 164). В период возникновения философии такого рода бытовые интерпретации мифов продолжались и множились (4,99-101).

Различие в социальных позициях основных противостоящих сил — земледельцев, аристократии и купечества — способствовало окончательному формированию основных направлений в философии — материализма, объективного и субъективного идеализма, которые определили в свою очередь и основные подходы в искусстве.

Ценностные установки, характерные для героической эпохи, были результатом ориентации на родовые идеалы, тогда как для гражданского общества достаточными были нормы, т. е. следование законам (материализм). Оппозиционное отношение к крепнущему влиянию тор-гово-ремесленной чужеземной идеологии сблизило впоследствии общины с ее родовой аристократией так, что аристократ Платон выступал против частной собственности, возведя общинные идеалы и традиции военной демократии в принцип государственного устройства. Сам объективный идеализм Платона можно истолковать как поэтизацию закона, процесса его осознания, государственного воплощения.

Поскольку для торгово-ремесленного слоя законы полиса долгое время были враждебными, а этническая среда чуждой, постольку все общественные нормы поведения воспринимались им как искусственные, субъективные (софисты). Такая точка зрения была близка рабам и деклассированным элементам. Следует, однако, иметь в виду, что отношение к различным течениям в философии менялось в зависимости от изменения положения данного слоя в обществе.

Распад старых родовых связей, рост личной экономической самостоятельности привели к росту самосознания, фактически к становлению личности в современном смысле этого слова. Возник интерес к внутреннему духовному миру человека, к его индивидуальным особенностям. Это кардинальное изменение структуры субъекта не могло быть еще осознано, но было отмечено и выражено в различных формах общественного сознания.

Прежде всего интерес к внутреннему миру выразился в оформлении лирики как литературного жанра (в VII в. до н.э.). И естественно, что ведущей темой нового жанра стала любовь. Наряду с наиболее яркой лирикой о любви-страсти (поэтесса с о. Лесбос Сапфо, Алкей, Пин-дар) возникла лирика о любви-игре, развлечении или разновидности интеллектуального общения, где также проявляется индивидуальность (Анакреонт).

Наряду с интимной лирикой (а быть может, в противовес) возникла лирика гражданская, обратившаяся уже к обществу, а не к отдельному герою (Солон, Тиртей), а также ямбы - стихи назидательной, нередко сатирической направленности (Архилох, Мимнерм, Гиппонакт).

Сочетание различных типов мировоззрения с лирическим началом создало греческую трагедию — наивысшее достижение античной культуры периода высокой классики. Для драматических представлений строили на склонах холмов обширные амфитеатры, рассчитанные на десятки тысяч зрителей.

Трагедия, возникшая из культовых игр и ритуалов праздника Диониса, первоначально являла собой усложненный диалог хора с актером (затем двумя, тремя). Великие Дионисии (март-апрель) знаменовались состязаниями трагиков: каждый представлял три трагедии и драму сатиров. Вместо подвигов в трагедии изображались страсти и страдания человека.

serres.ru

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ГРЕЧЕСКИХ ОБЩИН. Древняя Греция

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ГРЕЧЕСКИХ ОБЩИН

Воссоздавая образ жизни греческого общества по поэмам Гомера, надо иметь в виду, что описанная в «Илиаде» и «Одиссее» историческая действительность была подвергнута поэтом отчасти сознательной, отчасти невольной идеализации. Традиционные формы жизни находят в поэмах наиболее яркое отражение, а о новых, динамично развивающихся явлениях сказано мало.

В гомеровском обществе не осталось и следа от централизации, присущей микенскому обществу. Повсюду утвердились первобытные, патриархальные отношения, базировавшиеся на родовых и семейных связях. Род как самостоятельная ячейка общества уже сошел с исторической арены, и ведущая роль перешла к примитивной сельской общине, называвшейся демосом. Как правило, эти общины занимали небольшую территорию, ограниченную горными хребтами или водным пространством, и были мало связаны между собой. Чтобы иметь возможность существовать на этой изолированной площади, членам общины приходилось осваивать все виды хозяйственной деятельности и использовать интенсивные формы ведения хозяйства. Природные условия Средиземноморья обусловили распространение на всей территории, заселенной греками, однотипных форм хозяйствования.

Хозяйственная жизнь гомеровского общества уже далека от примитивной организации жизни при родовом строе. Наиболее полная картина повседневного сельского быта предстает на щите Ахилла, выкованном богом Гефестом. В основном это земледелие, использующее различные приемы обработки почвы.

Сделал на нем и широкое поле, тучную пашню,

Рыхлый три раза распаханный пар; на нем землепашцы

Гонят яремных волов, и назад и вперед обращаясь…

Далее выделал поле с высокими нивами; жатву

Жали наемники, острыми в дланях серпами сверкая.

(«Илиада», XVIII, 541-551)[5]

Греки возделывали практически все полевые, садовые и огородные культуры, распространенные в Средиземноморье. На искусно обработанной почве хлебопашцы выращивали пшеницу, ячмень, полбу[6], которые составляли основу питания древних греков.

Помимо земледелия, в гомеровскую эпоху широкое распространение получает садоводство. В «Одиссее» описан обширный сад Алкиноя, где росло

Много дерев плодоносных, ветвистых, широковершинных,

Яблонь, и груш, и гранат, золотыми плодами обильных,

Также и сладких смоковниц и маслин, роскошно цветущих;

Круглый там год, и в холодную зиму, и в знойное лето,

Видимы были на ветвях плоды…

Там разведен был и сад виноградный богатый…

(«Одиссея», VII, 114-122)

Парис, пасущий стадо. Рисунок на вазе

Занимались они и скотоводством, роль которого в хозяйственной жизни древних греков была значительной. Гомер неоднократно говорит о стадах овец, коз, свиней, от которых получали мясо, молоко, сыр, шерсть, а также упоминает быков, без которых невозможно пашенное земледелие. Кроме того, в эпоху, когда еще не была изобретена монета, скот выступал мерилом богатства. Так, во время тризны при погребении Патрокла Ахилл устроил состязания, где

Мздой победителю вынес огонный треножник, огромный,

Медный, – в двенадцать волов оценили его аргивяне;

Мздой побежденному он рукодельницу юную вывел,

Пленную деву, – в четыре вола и ее оценили.

(«Илиада», XXIII, 702-705)

В то же время упоминания о ремеслах – кузнечном, гончарном, плотницком, кожевенном, ткацком и др. – и ремесленниках встречаются редко. Необычайно ярко, с точно выписанными деталями изображена кузница бога Гефеста, где в горнах пылает огонь и раздуваются двадцать мехов, а на тяжелой наковальне огромным молотом бог-искусник выковывает чудесное оружие Ахиллу. Однако такие мастерские были еще редкостью. Большинство ремесленников не имели постоянного места жительства. В поисках работы они переходили из одного поселения в другое, надеясь получить от землевладельца заказ на изготовление необходимых в хозяйстве инструментов и утвари. Однако основные орудия труда и нехитрую мебель в эту эпоху земледелец предпочитал изготавливать сам и на то, чтобы использовать чужой труд, крестьянин-общинник шел только при крайней нужде:

…Приглашает ли кто человека чужого

В дом свой без нужды? Лишь тех приглашают, кто нужен

на дело:

Или гадателей, или врачей, иль искусников зодчих,

Или певцов, утешающих душу божественным словом…

(«Одиссея», XVII, 382-385)

В этих условиях торговые отношения в греческом обществе оставались неразвитыми. Практиковался прямой обмен одних товаров на другие. Как правило, ремесленники за изготовленные изделия получали либо продукты питания, либо куски бронзы, меди или железа.

Единственными торговцами в гомеровскую эпоху были финикийцы – знаменитые во всем мире купцы и мореходы. Они привозили на своих кораблях к берегам Греции диковинные товары из заморских стран. Торговые контакты были эпизодическими. Купцы выгружали товары на берег и торговали ими до тех пор, пока не распродавали все. В основном это были благовония, украшения и предметы роскоши (подобные описанному Гомером золотому ожерелью с диковинным янтарем), пользовавшиеся неизменным успехом у родовой знати. Взамен они скупали вино, масло, кожи, металлы. О финикийцах ходила дурная слава: они не гнушались заниматься и пиратством. Нередки были случаи, когда, распродав товар, они насильно увозили для продажи в рабство женщин или детей, как это было с царским сыном Звмелом.

Основной социально-экономической ячейкой, обеспечивавшей существование натурального хозяйства в древнегреческом обществе, выступает патриархальная семья – ойкос. В ее рамках протекала вся жизнь греческого общинника. Главной ценностью была земля, а основой самообеспечения патриархальной семьи – земледелие. Земля, которая традиционно была общинной собственностью, периодически подвергалась переделам. Право на получение надела имели только свободные и полноправные общинники. Наделы распределялись по жребию, а потому назывались клерами (т. е. жребиями). Ко времени Гомера практика переделов уже была изжита и участки стали закрепляться в частную собственность. Это привело к появлению богатых земельных собственников. В этот период басилеи (т. е. аристократы) уже владеют теменами – крупными земельными наделами. Соответственно, появляются и общинники, лишившиеся своих наделов. Но, несмотря на ряд различий, хозяйства и басилея и простого общинника однотипны.

 «Ахилл и Аякс, играющие в кости». Чернофигурная амфора (VI в. до н. э.)

Наглядно об этом свидетельствуют описанные Гомером владения Одиссея. Его жилище больше похоже на крестьянский дом, чем на дворец ахейского царя в микенскую эпоху. Перед входом во «дворец» красуется самое ценное для крестьянина – большая навозная куча. В центральном «зале», где происходят трапезы, полом является плотно утрамбованная земля. Помещения грязные, стены и потолок закопченные (дом отапливается по-черному), нет никаких росписей или украшений,  характерных для дворцовой архитектуры. В дом запросто заходят бродяги и попрошайки и в ожидании подачки усаживаются возле пирующих. Владелец ойкоса, как это было заведено у Лаэрта, отца Одиссея, разделяет трапезу со своими рабами, а в холода спит вместе с ними на теплой золе возле очага. Да и по внешнему виду басилей похож на крестьянина-общинника. В целом жилище главы аристократической патриархальной семьи отличается от крестьянского дома только большими размерами.

Много схожего между басилеем и простолюдином также в хозяйственной деятельности и повседневном поведении. На щите Ахилла басилей изображен следящим за вспашкой поля. Подобно рачительному крестьянину, басилей сам, без управляющих, надсмотрщиков и писцов, как это делали ахейские цари, ведет свое хозяйство. Он точно знает, кто и что у него производит, где и какие работы выполняются. Он сам все учитывает и распределяет по кладовым: и зерно, и вино, и оливки, и ремесленные изделия, и слитки металлов. Он участвует в трудовом процессе вместе со своими работниками. Как это в свое время делал отец Одиссея, так это делает и Одиссей. Перед свадьбой из пня собственноручно срубленной оливы Одиссей изготавливает брачное ложе. Когда ахейские басилеи прибывают на Итаку, чтобы призвать Одиссея отправиться на войну с Троей, то застают его вспахивающим поле. Причем Одиссей гордится умением косить и пахать не меньше, чем военными подвигами.

Если б весною, когда продолжительней быть начинают

Дни, по косе, одинаково острой, обоим нам дали…

Или, когда бы, запрягши нам в плуг двух быков круторогих…

Дали четыре нам поля вспахать для посева, тогда бы

Сам ты увидел, как быстро бы в длинные борозды плуг мой

Поле изрезал…

(«Одиссея», XVIII, 367-376)

Трудолюбивы и жены басилеев. Пенелопа работает за ткацким станом, а Навсикая, дочь Алкиноя, вместе со служанками стирает белье. И это обычная картина жизни греческой знати.

Конечно, хозяйство аристократа больше по размерам, в доме больше комнат, а в услужении и на различных работах занято немало работников. Потерявшему надел крестьянину остается либо наниматься на работу к зажиточному общиннику, либо становиться нищим бродягой. Гомер упоминает фетов-поденщиков, которые обрабатывают поля басилея за плату. Поденщики хотя и сохраняют личную свободу, но стоят на самой нижней ступени в социальной иерархии гомеровского общества.

Есть в ойкосе знатных лиц и рабы. У Одиссея – это пастухи Эвмел и Меланфий. В доме Одиссея есть также двенадцать рабынь, а Алкиною помогают в хозяйстве пятьдесят рабынь. В гомеровском обществе рабство только зарождается, оно еще домашнее. Это патриархальное рабство. Рабы пока мало участвуют в производственном процессе и в основном заняты в домашнем хозяйстве, трудятся как подсобные работники рядом с хозяином. Кроме того, рабы хотя и потеряли личную свободу, но являются младшими членами семейной общины. Благодаря этому они сохраняют с хозяином патриархально близкие и даже дружеские отношения, как, например, между Одиссеем и Эвмелом. Такое доброе расположение могло в итоге обернуться щедрой наградой в виде участка земли, разрешения обзавестись семьей и т. д. Но патриархальные отношения не исключают и жестокого наказания раба в случае неповиновения или предательства. Расправившись с женихами, Одиссей вешает предавших его рабынь на корабельном канате, а Меланфия, отрубив ему уши, нос, руки и ноги, еще живым бросает на съедение собакам.

При всем различии в размерах хозяйства простого общинника и представителя знати, при наличии рабов и наемников в домах басилеев ойкос и аристократа и общинника по организации трудовой деятельности и повседневной жизни предстают типологически сходными социально-экономическими ячейками. Именно наличие однотипного ойкоса на всей территории, где расселились греки, способствовало разрушению связей господства и подчинения между единоличным правителем и остальным обществом, столь характерных для Востока и крито-микенской цивилизации. В предполисный период в ойкосе возникают новые формы социальных связей в обществе и структурах власти, которые определили новые направления социально-политического развития общества.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Организация земледельческого пространства в Древней Греции

План

Введение Общее положение в сельском хозяйстве Организация производства в сельском хозяйстве Террасное земледелие Положение свободных мелких производителей       Полис. Аграрный полис Изгнание персов с северного побережья Эгейского моря, освобождение греческих полисов в черноморских проливах и западной Малой Азии привели к созданию довольно обширной хозяйственной зоны, включающей Эгейский бассейн, побережья Черного моря, Южную Италию и Сицилию, внутри которой сложились прочные экономические связи, питающие хозяйство отдельных полисов. В результате побед над персидскими войсками греки захватили богатую добычу, включающую материальные ценности и пленных. Так, например, после битвы при Платеях (479 г. до н. э.) греки, по сведениям Геродота, «нашли шатры, убранные золотом и серебром, позолоченные и посеребренные ложа, золотые сосуды для смешивания вина, чаши и другие питьевые сосуды. На повозках они отыскали мешки с золотыми и серебряными котлами. С павших врагов они снимали запястья, ожерелья и золотые мечи, а на пестрые вышитые одеяния варваров никто и не обращал внимания. Золота было взято так много, что его продавали так, как будто это была медь». Рабские рынки Эллады были заполнены многочисленными пленными. В относительно короткий срок (50 лет) было продано свыше 150 тыс. человек. Часть рабов и богатой добычи были направлены в производство, пошли на устройство новых ремесленных мастерских, рабовладельческих поместий, новое строительство. Война вызвала к жизни новые потребности и создала дополнительные стимулы для хозяйственного развития. Нужно было строить огромный флот (в несколько сотен кораблей), возводить мощные оборонительные сооружения (например, систему афинских укреплений, так называемые «длинные стены»), нужно было оснащать армии, которых греки никогда ранее не выставляли, оборонительным и наступательным оружием (панцири, щиты, мечи, копья и т. д.). Естественно, все это не могло не двигать вперед греческую металлургию и металлообработку, строительство, кожевенное дело и другие ремесла, не могло не способствовать общему техническому прогрессу. Под влиянием этих факторов в Греции середины V в. до н. э. сформировалась экономическая система,. просуществовавшая без особых изменений до конца IV в. до н. э. Она основывалась на использовании рабского труда. Греческая экономика в целом не была однородной. Среди многочисленных полисов можно выделить два основных типа, отличающихся по своей структуре. Один тип полиса — аграрный с абсолютным преобладанием сельского хозяйства, слабым развитием ремесла и торговли (наиболее яркий пример — Спарта, а также полисы Аркадии, Беотии, Фессалии и др.). И другой тип полиса, который можно условно определить как торгово-ремесленный, — в его структуре роль ремесленного производства и торговли была довольно значительной. В этих полисах была создана товарная рабовладельческая экономика, которая имела довольно сложную и динамичную структуру, а производительные силы развивались особенно быстро. Примером таких полисов были Афины, Коринф, Мегары, Милет, Родос, Сиракузы, ряд других, как правило, расположенных на морском побережье, иногда имеющих небольшую хору (сельскохозяйственную территорию), но вместе с тем и многочисленное население, которое нужно было кормить, занять производительным трудом. Полисы этого типа задавали тон экономическому развитию, были ведущими хозяйственными центрами Греции V—IV вв. до н. э. Определение ведущего типа греческих полисов как торгово-ремесленных не означает, что сельское хозяйство в них отошло на задний план, перестало быть важной отраслью. Отнюдь нет. Сельское хозяйство в торгово-ремесленных полисах было ведущим наряду с торговлей и ремеслом, являлось основой всей экономической системы. Вот почему характеристику хозяйственной жизни торгово-ремесленных полисов необходимо начинать с описания сельского хозяйства, как важнейшей основы их экономики. В целом сельское хозяйство Греции V— IV вв. до н. э. имело следующие особенности: многоотраслевой характер, в нем преобладали трудоемкие интенсивные культуры (виноградарство и маслиноводство), использовался рабский труд, для него была характерна товарная направленность ведущей хозяйственной ячейки — рабовладельческого поместья, как нового типа организации сельскохозяйственного производства. Итак, в Греции V—IV вв. до н. э. сложился новый тип экономики, отличный от экономической структуры ведущих древневосточных стран: интенсивной, товарной при сохранении ее натуральной основы. Он требовал значительных вложений, высокого уровня организации хозяйства, применения рабского труда, создавал благоприятные условия для самого существования греческого общества, для развития замечательной греческой культуры. Общей особенностью сельскохозяйственного производства торгово-ремесленных полисов Греции было наличие многих отраслей: хлебопашества, виноградарства, маслиноводства, огородничества-садоводства, скотоводства. Основным продуктом питания грека был хлеб, и потому хлебопашество было одной из главных культур. Однако на хоре торгово-ремесленных полисов, как правило, было мало плодородных земель, преобладали холмистые с каменистой почвой, трудные для вспашки и обработки, обладающие небольшим естественным плодородием. Это предопределило невысокий уровень развития хлебопашества в греческих полисах этого типа. Ассортимент сельскохозяйственных орудий был беден: примитивный безотвальный плуг, мотыга, серп для срезания колосьев, лопата для провеивания, волокуша для выдавливания зерна из срезанных колосьев на току. Удобрения применялись мало, наиболее распространенной системой земледелия было двуполье. В этих условиях урожаи получались невысокие, видимо, сам -3, сам -4. Питательная, но капризная для возделывания пшеница высевалась на малых площадях, преобладающей зерновой культурой был менее ценный, но дающий относительно неплохие урожаи на почвах Греции неприхотливый ячмень. Ячменный хлеб, ячменная каша или лепешки были основной пищей древнего грека. В целом в торгово-ремесленных полисах, довольно часто располагающих небольшой хорой и значительным населением, своего зерна, даже такого, как ячменное, не хватало, и угроза голода была совершенно реальной. Зерновая проблема — одна из самых острых в торгово-ремесленных полисах классической Греции V— IV вв. до н. э. Если греческое хлебопашество находилось на невысоком уровне, то другие отрасли, в частности виноградарство, оливководство и садоводство-огородничество, процветали. Обилие солнца, достаточное количество осадков оказались благоприятными для культур винограда, оливок, плодовых деревьев и овощей. Вино, оливковое масло, смоквы, овощи становятся, как и хлеб, основными продуктами питания древних греков. Особый подъем переживают виноградарство и оливководство. Под виноградники и оливковые рощи отводят ранее пустующие земли. Расчищались от зарослей и вводились в сельскохозяйственный оборот холмистые, засушливые или каменистые участки. Разрабатывались хорошо продуманные правила по уходу за виноградной лозой и маслиной: их удобряли, подрезали несколько раз в году, выводили новые сорта, улучшающие вкус плодов, умело защищали от холода и ветра. Греки получали довольно высокие урожаи винограда и маслин, которые не только обеспечивали нужды местного населения, но и позволяли продавать излишки. Собранные плоды потреблялись в свежем виде, шли на изготовление изюма, маслины мариновались, но из большей части продукции готовили вина и масло. Греческое масло и некоторые сорта вин славились по всему Средиземноморью и шли на экспорт, принося большие доходы. Самыми знаменитыми в V—IV вв. до н. э. считались вина хиосское, фасосское, косское и лесбосское. Древнегреческие виноделы не располагали набором многих современных, в том числе и химических, средств для нейтрализации образующейся при брожении виноградного сока уксусной кислоты, и потому процесс приготовления хорошего вина был довольно сложным. Чтобы вино не скисло и не превратилось в уксус, в него добавляли морскую воду (иногда до 50%), толченый мрамор, гипс, известь и даже золу. Вот почему, когда вскрывали сосуд со свежеприготовленным вином, оно было мутным и густым, и его для употребления необходимо было процедить и разбавить водой. Как правило, греки пили вино, всегда разбавляя его водой в пропорции: 1 часть вина —3—4 части воды. Получали некрепкий, порядка 4—6 градусов алкоголя, тонизирующий напиток, который хорошо утолял жажду в жаркое время года. Уход за виноградниками, масличными, плодовыми деревьями, приготовление вина и масла требовали много забот и рабочих рук, эти культуры могли успешно осваиваться только при наличии дополнительной рабочей силы. Развитие греческого виноградарства, оливководства, садоводства было тесно связано с внедрением в сельском хозяйстве рабского труда. Обеденный стол грека нельзя представить без фруктов (чаще всего это были смоквы или фиги, похожие на современный инжир) и овощей: лука, чеснока, капусты, зелени. Это предопределило значительную роль огородничества и садоводства, их высокий уровень. К тому же для садов и огородов не требовалось много земли, что при небольших размерах хоры греческих торгово-ремесленных полисов было одним из факторов их широкого распространения. Скотоводство занимало небольшое место в системе греческого сельскохозяйственного производства. Мясо и молоко не были основными продуктами питания древних греков, лошади практически не применялись как тягловая сила, греческая конница была вспомогательным родом войска и потому лошадей было мало. Зато разводили овец (а получаемая шерсть являлась основным сырьем для изготовления одежды), рабочий и тягловый скот (быков, ослов, мулов) В гористой Греции на ограниченной территории мелких полисов не было обширных пастбищ и это не могло не сдерживать развития греческого скотоводства.

Организация производства в сельском хозяйстве

Отделение ремесла от сельского хозяйства стало важным фактором и условием развития как земледелия, так и ремесленного производства, определило рост специализации и профессионализма работников. В области ремесла это способствовало техническому прогрессу и организации четко оформившихся отраслей: металлургии и обработки металлов, керамического производства и кораблестроения. Крупные достижения были сделаны в металлургии и обработке металлов. Греческие мастера хорошо освоили так называемый сыродутный способ получения железа. В VIII—VI вв. до н. э. греческие металлурги разработали технологию обработки железа, стали широко применять его для изготовления оружия (мечи, кинжалы, наконечники копий) и орудий труда (лемехи для плугов, разные виды ножей, молоты, мотыги, лопаты, кузнечные инструменты). Греки научились придавать особую твердость железу (закаливать) через проковку на кузнечной наковальне или через науглероживание железа, т. е. могли получать некоторые виды стали (славилась лаконская сталь). Огромное значение для широкого распространения железа в разных отраслях производства имела разработка технологии соединения различных кусков железа методом сварки и спайки, открытых мастером Главком с острова Хиос. Основными производственными ячейками в сельском хозяйстве Греции V—IV вв. до н. э. были небольшой участок земледельца (3—5 га) — гражданина данного полиса, возделываемый трудом членов его семьи, которым могли помогать 1—2 раба, и поместье в 15—25 га, обрабатываемое рабами (15—25 рабов). Хозяйство того и другого типа было многоотраслевым, практически в каждом хозяйстве возделывались зерновые, был разбит виноградник, имелись маслинные посадки, сад из плодовых деревьев, огород, паслись небольшие стада овец, коз. Если продукция крестьянского двора, как правило, шла на удовлетворение потребностей семьи земледельца и была мало связана с рынком, то в рабовладельческих имениях получали значительные излишки продукции: зерна, вина, масла, — которые продавались на местном рынке или шли на экспорт. Примером поместья, установившего тесные связи с рынком, является хозяйство афинского политического деятеля Перикла. Представитель знатной аристократической семьи, Перикл, по сведениям Плутарха, организовал такое управление своим имением, «какое считал самым простым и экономным. Все сборы годового урожая он целиком продавал, а потом жил и удовлетворял потребности своего дома, покупая на рынке все самое необходимое... В его доме ни в чем не было изобилия, какое обыкновенно бывает в больших и богатых домах, но все расходы и приходы строго проверялись по счету и тщательно учитывались. Всю эту систему управления хозяйством Перикла в точности проводил один из его рабов, по имени Евангел, обученный и подготовленный, как никто другой, самим Периклом к такому ведению хозяйства».

Террасное земледелие

"Строители цивилизации нагорья" преобразовали горные склоны в поля, освоив террасное земледелие. Террасирование склонов и ирригация - неотъемлемая и характерная черта древних цивилизаций. Эти методы увеличения урожайности издавна были известны в Древней Греции, где все жители городов могли рассчитывать на высокий жизненный уровень только в том случае, если умели заставить тоненькую струйку воды, проделать долгий путь, а также уберечь почву на холмах от эрозии. О том, что террасирование склонов осуществлялось уже в глубокой древности, свидетельствует тот факт, что им пользуются, хотя и в значительно меньших масштабах, даже некоторые современные африканские племена вплоть до западного Дарфура. Сотни тысяч акров тщательно возделывались под сельскохозяйственные культуры, которые занимали склоны почти до самой вершины.

Положение свободных мелких производителей

Греческое общество состояло не только из рабов и их владельцев. Рядом жили и трудились мелкие свободные производители - земледельцы, собственники или арендаторы небольших земельных участков, владельцы ремесленных мастерских, розничные торговцы, поденщики или матросы, обслуживающие морские перевозки, городской люд. Это был самый многочисленный класс в греческих полисах. Если брать в качестве примера Афины V-IV вв. до н. э., то в состав этого класса следует включить представителей третьей (зевгиты) и четвертой (феты) социально-имущественных групп по классификации Солона. Кроме зевгитов и фетов сюда входило большинство афинских метеков - свободных лиц, не имеющих прав афинского гражданства. Мелкие производители трудились на земельных участках, в ремесленных мастерских, рудниках или на строительстве, где не применяли, как правило, рабского труда. Известны случаи использования мелкими ремесленниками или земледельцами рабского труда в качестве дополнительной рабочей силы: основной рабочей силой был сам земледелец или ремесленник и члены его семьи. В состав мелких производителей входили мелкие земледельцы; ремесленники и торговцы, имевшие гражданские права; ремесленники и торговцы-метеки. Связанные с разными отраслями хозяйства, имеющие разное юридическое положение, эти социальные группы отличались друг от друга интересами, иногда имели разную политическую ориентацию. В любом греческом полисе социальная группа мелких свободных земледельцев была одной из важнейших. От ее экономического благосостояния, политической активности, гражданской зрелости зависели крепость полисных институтов, функционирование демократических учреждений, характер социально-политических столкновений. Мелких земледельцев обычно называют крестьянами. Этот термин применяют и к земледельцам греческих полисов. Однако следует отметить ряд особенностей античного крестьянства, отличающих их как от древневосточных общинников, так и от крестьян феодального общества. Насколько нам известно из материалов афинской истории, земледелец был лично свободным, т. е. независимым от других лиц или государства, собственником земельного участка (в большинстве случаев от 3 до 5 га), обеспечивавшего его прожиточный минимум. Земледелец, как правило, не платил налогов с земли. Для приобретения орудий труда, одежды и других ремесленных изделий крестьянин вывозил на рынок и продавал сельскохозяйственные продукты, т. е, выступал отчасти как товаропроизводитель. Он был связан с рынком, знал цены, торговцев, обладал известным хозяйственным кругозором. Однако связи его с рынком были спорадическими, на продажу шла лишь небольшая часть урожая. По греческим законам собственником земли мог быть только член полисного коллектива, полноправный гражданин. Мелкие землевладельцы были такими полноправными гражданами, участниками народных собраний, могли избираться на различные должности, служили в гражданском ополчении. Участие в народных собраниях, где обсуждались важнейшие вопросы внутренней и внешней жизни, развивало личность античного крестьянина, формировало чувство собственного достоинства и социальной значимости. В ряде демократических полисов часть крестьянства была грамотной, посещала театральные представления. В комедиях афинского драматурга Аристофана представлен тип афинского мелкого землевладельца - экономически обеспеченного, активного участника народных собраний, политически развитого, достаточно культурного человека.

www.coolreferat.com


Смотрите также