Быт древний китай. Книга "Древний Китай [История, быт, нравы]" из серии Что есть что - Скачать бесплатно, читать онлайн
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Целью нашего проекта является изучение культуры,религии,быта Древнего Китая. Быт древний китай


Книга "Древний Китай [История, быт, нравы]"

Последние комментарии

онлайн

 
 

Древний Китай [История, быт, нравы]

Древний Китай [История, быт, нравы]
Автор: Хачатурян Валерия Марленовна Жанр: Детские образовательные, История Серия: Что есть что Язык: русский Год: 2001 Издатель: Слово Город: Москва Добавил: Admin 23 Июл 12 Редактировал: Хун Ахпу 29 Янв 17 Проверил: Admin 30 Янв 17 Формат:  DJVU (9402 Kb)  PDF (2311 Kb) Скачать бесплатно книгу Древний Китай [История, быт, нравы]

Рейтинг: 0.0/5 (Всего голосов: 0)

Аннотация

Эта книга из серии `Что есть что` рассказывает об истории Древнего Китая с первобытных времен до конца эпохи Хань, его традициях и государственном устройстве, философии Конфуция и Лао-цзы, мировоззрении китайцев и их повседневной жизни, искусстве, науке,ремеслах и о многом другом. Для детей школьного возраста.

Объявления

Где купить?

Нравится книга? Поделись с друзьями!

Другие книги автора Хачатурян Валерия Марленовна

Другие книги серии "Что есть что"

Похожие книги

Комментарии к книге "Древний Китай [История, быт, нравы]"

Комментарий не найдено
Чтобы оставить комментарий или поставить оценку книге Вам нужно зайти на сайт или зарегистрироваться
 

 

2011 - 2018

www.rulit.me

Древний Китай | Искусство Древнего мира

Географическое положение

На северо-восток от Индии, за высокими и неприступными горами Гималаями расположился Китай. В старину китайцы называли свою страну “Поднебесной империей” и “Серединным царством”, потому что считали, что на лежит среди четырех морей – Восточного, Южного, Песчаного и Скалистого. “Песчаным морем” они называли пустыню Гоби, а “Скалистым” – Тибет, горную страну по ту сторону Гималаев.

Две великие реки текут в Китае – Янцзы и Хуанхэ, что означает соответственно длинная река и желтая вода. Действительно, в реке Хуанхэ вода желтоватого цвета, потому как в ней много глины. По ее берегам селились первые землепашцы, которые выращивали зерно, разводили свиней и крупный рогатый скот.Случалось, что Хуанхэ разливалась и затапливала деревни, поэтому ее называли рекой, которая рвет сердца. Но со временем древние китайцы научились делать каналы и отводить несчастья.

Поверья древних китайцев

Как и другие древние народы, в старину китайцы поклонялись силам природы, которых представляли себе в виде добрых и злых духов и богов. Дракон был повелителем дождей, гроз и речной воды, а со временем он стал символом царствования.

Китайцы считали основателем древней царской династии Великого Юя. Они почитали пять священных гор, главной из которых была Тайшань. Считалось, что она соединяет небо и землю. Самой сильной клятвой китайцев считалось выражение: ” Пока желтая река не станет мелкой, пока Тайшань не сравняется с землей, клянусь…” Кроме этого китайцы очень уважительно относились ко своим предкам. На их могилах они приносили жертвы и считали, что духи прадедов могут помочь им в земной жизни.

Быт китайцев

Основной едой китайцев считается рис, а выращивать его тяжело. Для этого поля со всех сторон ограждались невысоким возвышением, которые приносили туда воду. По колени в воде земледельцы пахали землю и сажали в болоте рис. Собранный урожай измельчали в ступе и готовили различные блюда. Чаще всего рис просто варили и ели деревянными палочками, которыми китайцы пользуются и поныне, так как остальные народы ложками и вилками.

Шелкопрядство

С древних времен китайцы разводили шелкопрядов. Это небольшие червячки, которые питаются листьями шелковицы. Они обматываются тоненькими шелковыми ниточками и создают коконы. Китайцы научились разматывать эти коконы и ткать с ниток шелк. Он получался настолько тонким, что ткань шелковая легко проходила через кольцо. Поэтому шелк очень ценился, а народ им расплачивался вместо денег. Носить шелковую одежду имели право только богатые и знатные люди. Технология производства держалась втайне,. Во втором столетии до нашей эры был проложен Большой шелковый путь. Через степи, горы и пустыни караваны с верблюдами везли китайский шелк на запад.

Изобретение фарфора

В шестом столетии до нашей эры китайские мастера изобретают фарфор. Из него начинают производить чашки и красивые вазы. Перед тем, как вылепить сосуд, фарфоровую глину – каолин – закапывали в землю на несколько десятилетий. Фарфоровая посуда была красивой и дорогой. Продавали ее на вес золота, а технологию держали в секрете, особенно для иностранцев.

Похожие записи

ancientart.ru

Целью нашего проекта является изучение культуры,религии,быта Древнего Китая

Целью нашего проекта является изучение культуры ,религии ,быта Древнего Китая.

  • Целью нашего проекта является изучение культуры ,религии ,быта Древнего Китая.

Задачей нашего проекта , является изучение истории и возникновения Древнего Китая, изучить религиозную жизнь людей Древнего Китая, письменность , искусство.

  • Задачей нашего проекта , является изучение истории и возникновения Древнего Китая, изучить религиозную жизнь людей Древнего Китая, письменность , искусство.

История Китая начинается со времён правителя Фу Си, жившего за 30—40 веков до начала нашей эры. Согласно преданиям, именно боги вдохновили его на написание священной книги древнего Китая «Ицзин», из которой проистекла теория о том, что физическая Вселенная возникла и развивается благодаря чередованию инь и ян. Относительно остальной истории - в древних летописных источниках не упоминается никаких других правителей Китая, предшествующих династии Шан (1766—1122 гг. до н. э.).

  • История Китая начинается со времён правителя Фу Си, жившего за 30—40 веков до начала нашей эры. Согласно преданиям, именно боги вдохновили его на написание священной книги древнего Китая «Ицзин», из которой проистекла теория о том, что физическая Вселенная возникла и развивается благодаря чередованию инь и ян. Относительно остальной истории - в древних летописных источниках не упоминается никаких других правителей Китая, предшествующих династии Шан (1766—1122 гг. до н. э.).

  • Древний Китай возник на основе неолитических культур, сложившихся в 5 - 3 тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ стал главной территорией формирования древней цивилизации Китая, в течении длительного времени развивавшейся в условиях относительной изоляции. Лишь с середины 1 тысячелетия до н. э. начинается процесс расширения территории, в южном направлении, сначала в район бассейна Янзы, а затем и дальше на юг. На грани нашей эры государство Древнего Китая выходит уже далеко за пределы бассейна Хуанхэ, хотя северная граница, этнической территории древних китайцев остаётся почти неизменной.

  • Древнекитайское классовое общество и государственность сформировались несколько позже, чем древние цивилизации Древней Передней Азии, но тем не менее, после своего возникновения они начинают развиваться в достаточно быстром темпе и в Древнем Китае создаются высокие формы экономической, политической и культурной жизни, которые приводят к складыванию оригинальной общественно-политической и культурной системы.

Религии Китая никогда не существовали в форме жестко централизованной «церкви». Традиционная религия Древнего Китая представляла собой смесь местных верований и церемоний, объединенных в единое целое универсальными теоретическими построениями ученых мужей. Тем не менее, как среди образованных слоев населения, так и среди крестьян наибольшую популярность завоевали три великих философских школы, зачастую называемые тремя религиями Китая: конфуцианство, даосизм и буддизм.

  • Религии Китая никогда не существовали в форме жестко централизованной «церкви». Традиционная религия Древнего Китая представляла собой смесь местных верований и церемоний, объединенных в единое целое универсальными теоретическими построениями ученых мужей. Тем не менее, как среди образованных слоев населения, так и среди крестьян наибольшую популярность завоевали три великих философских школы, зачастую называемые тремя религиями Китая: конфуцианство, даосизм и буддизм.

Лао-цзы (он же - Ли Эр) - философ, живший в VI в. до н. э. в Древнем Китае. Считается основателем даосизма, хотя в своем настоящем виде даосизм имеет весьма мало общего с философией самого Лао-цзы, настолько последняя подверглась различного рода дополнениям и искажениям. Лао-цзы – автор знаменитого трактата “Дао-дэ-цзин”, посвященного ключевому в философии даосозма понятия Дао. Трактат даёт простор для разнообразных интерпретаций и стал каноническим сочинением религиозного даосизма.

  • Лао-цзы (он же - Ли Эр) - философ, живший в VI в. до н. э. в Древнем Китае. Считается основателем даосизма, хотя в своем настоящем виде даосизм имеет весьма мало общего с философией самого Лао-цзы, настолько последняя подверглась различного рода дополнениям и искажениям. Лао-цзы – автор знаменитого трактата “Дао-дэ-цзин”, посвященного ключевому в философии даосозма понятия Дао. Трактат даёт простор для разнообразных интерпретаций и стал каноническим сочинением религиозного даосизма.

Даосизм – одна из великих мировых религий. Не смотря на то, что фундамент даосизма был заложен ещё в IV в. до н. э., как развитое религиозное направление он  стал складываться лишь в начале Средних веков. Это было связано с крушением огромных империй Древнего Китая Цинь и Хань, сопровождавшимся 100-летними войнами. В тот период любой человек — из высшего сословия или из низшего, житель срединных земель или окраин — не находил опоры ни в семье, ни в общине, ни в государстве.

  • Даосизм – одна из великих мировых религий. Не смотря на то, что фундамент даосизма был заложен ещё в IV в. до н. э., как развитое религиозное направление он  стал складываться лишь в начале Средних веков. Это было связано с крушением огромных империй Древнего Китая Цинь и Хань, сопровождавшимся 100-летними войнами. В тот период любой человек — из высшего сословия или из низшего, житель срединных земель или окраин — не находил опоры ни в семье, ни в общине, ни в государстве.

Конфуций – основатель этико-политического учения "конфуцианство", был рожден в VI веке до н.э. от правителя города Чеухиен в небольшом царстве Лу на севере древнего Китая. Отец Конфуция Шу Лиан-хо  имел двух жён. От первой жены у него было девять дочерей, а от второй - слабый сын, который вскоре умер. Когда Шу Лиан-хо исполнилось 70 лет, он всерьёз задумался о наследнике и решил жениться ещё раз. Его третьей женой стала прекрасная Чинг Тси, младшая из трёх дочерей семейства Йён.

  • Конфуций – основатель этико-политического учения "конфуцианство", был рожден в VI веке до н.э. от правителя города Чеухиен в небольшом царстве Лу на севере древнего Китая. Отец Конфуция Шу Лиан-хо  имел двух жён. От первой жены у него было девять дочерей, а от второй - слабый сын, который вскоре умер. Когда Шу Лиан-хо исполнилось 70 лет, он всерьёз задумался о наследнике и решил жениться ещё раз. Его третьей женой стала прекрасная Чинг Тси, младшая из трёх дочерей семейства Йён.

Конфуцианство - этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае, спустя 300 лет после смерти Конфуция. Созданная Конфуцием система философских взглядов, оказала огромное воздействие на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы Конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. рядом основополагающих сочинений Конфуция и затем развиты его учениками и последователями Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др.

  • Конфуцианство - этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае, спустя 300 лет после смерти Конфуция. Созданная Конфуцием система философских взглядов, оказала огромное воздействие на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы Конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. рядом основополагающих сочинений Конфуция и затем развиты его учениками и последователями Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др.

В 1-11вв. Из Центральной Азии и Индии в Китай проникает буддизм. Особенно интенсивно растет число сторонников этой религии в 5-7вв.: в 5в. В буддийских монастырях-3000 человек, в 6в-82700, в 7в. на севере страны в 30000монастырей около 2 млн. человек. С конца 4в. Буддизм был признан государственной религией. Но временами светская власть ощущала разрушающее влияние буддизма или необходимость пополнить казну и делала это за счет монастырей: изымались земли, сокращалось число рабов при монахах , переплавлялись бронзовые статуи Будд.

  • В 1-11вв. Из Центральной Азии и Индии в Китай проникает буддизм. Особенно интенсивно растет число сторонников этой религии в 5-7вв.: в 5в. В буддийских монастырях-3000 человек, в 6в-82700, в 7в. на севере страны в 30000монастырей около 2 млн. человек. С конца 4в. Буддизм был признан государственной религией. Но временами светская власть ощущала разрушающее влияние буддизма или необходимость пополнить казну и делала это за счет монастырей: изымались земли, сокращалось число рабов при монахах , переплавлялись бронзовые статуи Будд.

Терракотовая армия, погребённая (210-209 год до н.э. ) вместе со своим правителем Цинем Шихуанди, первым императором феодального Китая, должна была, вероятно, предоставить ему возможность удовлетворять свои властные замашки в потустороннем мире так же, как он делал это при жизни. И хотя вместо живых воинов вразрез привычной традиции вместе с императором были похоронены их глиняные копии, что некоторыми специалистами расценивается как весьма прогрессивный шаг, не следует забывать, что кроме статуй воинов было закопано по различным оценкам до 70 тысяч ! рабочих вместе со своими семьями, а также около трех тысяч наложниц. И эти люди, в отличие от солдат, были вполне реальными.

  • Терракотовая армия, погребённая (210-209 год до н.э. ) вместе со своим правителем Цинем Шихуанди, первым императором феодального Китая, должна была, вероятно, предоставить ему возможность удовлетворять свои властные замашки в потустороннем мире так же, как он делал это при жизни. И хотя вместо живых воинов вразрез привычной традиции вместе с императором были похоронены их глиняные копии, что некоторыми специалистами расценивается как весьма прогрессивный шаг, не следует забывать, что кроме статуй воинов было закопано по различным оценкам до 70 тысяч ! рабочих вместе со своими семьями, а также около трех тысяч наложниц. И эти люди, в отличие от солдат, были вполне реальными.

  • Армия глиняных воинов покоится в боевом построении в параллельных склепах в 1,5 километрах на восток от гробницы самого императора. Последняя, в свою очередь, находится в 33 км на восток от г. Ксиан (Xi’an), современного административного центра провинции Шаанкси (Shaanxi), одной из центральных провинций Китая

Гробницы 13 минских императоров и их супруг находятся в живописной долине в 45 км к северо-востоку от Пекина. Здесь похоронены все императоры династии Мин за исключением троих. Прах первого императора находится в Нанкине, место захоронения второго неизвестно, поскольку он был насильно свержен своим дядей, восшествие на престол третьего считалось незаконным, поэтому он не был удостоен чести быть похороненным среди равных.

  • Гробницы 13 минских императоров и их супруг находятся в живописной долине в 45 км к северо-востоку от Пекина. Здесь похоронены все императоры династии Мин за исключением троих. Прах первого императора находится в Нанкине, место захоронения второго неизвестно, поскольку он был насильно свержен своим дядей, восшествие на престол третьего считалось незаконным, поэтому он не был удостоен чести быть похороненным среди равных.

  • Место для императорских гробниц выбиралось очень тщательно в соответствии с канонами "фэншуй" под руководством неутомимого императора Юнлэ, по поручению которого также было начато строительство Запретного города и Храма неба. Раз в год правитель должен был появляться здесь для отправления ритуалов, связанным с поклонением духам предков.

  • На протяжении всей истории, понятие семьи объединяло китайскую нацию, сыновняя почтительности была на первом месте - показать неуважение к отцу считалось величайшим преступлением. Под влиянием конфуцианских ценностей, а также веры в то, что предки требуют постоянных знаков внимания, в противном случае, они причиняют всякие неудобства живым, культ поклонения предкам стал одной из центральных религиозных практик древнего Китая.

Гробницы императоров Мин служат прекрасным образчиком проявления сыновней почтительности и величия правящего дома. Многие из них начинали строительство своих усыпальниц сразу после того, как занимали трон, строительные работы зачастую прекращались лишь со смертью заказчика.

  • Гробницы императоров Мин служат прекрасным образчиком проявления сыновней почтительности и величия правящего дома. Многие из них начинали строительство своих усыпальниц сразу после того, как занимали трон, строительные работы зачастую прекращались лишь со смертью заказчика.

  • Для обозначения главного входа в долину в 1540 году была установлена Мемориальная арка. Сооружение в 12 метров высотой и 31 метр шириной служит свидетельством того, что императоры не жалели никаких средств для того, чтобы украсить свой последний путь.

  • Далее следуют Великие красные врата, построенные в 1426 году. На этом месте посетители должны были спешиться и идти далее своим ходом. Дойдя до Павильона стел, поддерживаемого четырьмя колоннами, можно было увидеть самую большую в Китае каменную стелу, на которой были высечены имена всех ушедших императоров. После отделки в 1435 году, она покоится на четырех мифических черепахах - символе долголетия.

  • За павильоном открывается мифическая Тропа духов. По обе стороны от нее можно увидеть мифических животных и чудовищ, таких как Цилин - существо с рогами на голове и чешуйчатым телом, символизирующим мудрость или Сечжи - с головой льва и туловищем лошади, символ правосудия. Также здесь находятся статуи военных, гражданских и императорских чиновников, которые были призваны служить императору в его загробной жизни.

Из 13 усыпальниц две открыты для посещения: Чанлин и Динлин. При строительстве гробниц использовалась традиционная символика. Перед ними расположены квадратные участки, символизирующие Землю. На этих площадках выстроены мемориальные залы, в которых проводились ритуальные церемонии. Рядом были насыпаны курганы, олицетворяющие Небо.

  • Из 13 усыпальниц две открыты для посещения: Чанлин и Динлин. При строительстве гробниц использовалась традиционная символика. Перед ними расположены квадратные участки, символизирующие Землю. На этих площадках выстроены мемориальные залы, в которых проводились ритуальные церемонии. Рядом были насыпаны курганы, олицетворяющие Небо.

  • В гробнице Динлин покоятся останки императора Ванли, тринадцатого императора Мин, который находился у власти 48 лет и умер в 1620. Две его супруги также захоронены рядом с ним. На строительстве усыпальницы было занято 600 тыс. рабочих, строительство длилось 6 лет. Раскопки гробницы проходили в 1956-1958 гг., подземные покои были обнаружены археологами по чистой случайности благодаря найденной каменной плите, оставленной рабочими. На ней был описан путь к гробнице.

  • Открытие входа в нее также было сопряжено с огромными трудностями: древние конструкторы разработали уникальный замок, который автоматически закрывал двери с внутренней стороны. Около Динлин находится выставочный зал, в котором собраны многочисленные экспонаты, относящиеся к этому захоронению. Сама подземная усыпальница теперь открыта для посещения.

  • Император Юнлэ и его супруга были захоронены в гробнице Чанлин, первой и самой большой из всех. Ее строительство длилось 28 лет и закончилось в 1427 году. Само по себе уникальное строение вмещает в себя самый большой в Китае погребальный зал. Массивные колонны, выполненные в том же стиле, что и их аналоги в Запретном городе, говорят о том, что тень императора будет вечно нависать над миром живых.

  •  

  • Парадный костюм императора

настенная роспись из монастыря Дуньхуан с изображением буддийского рая

  • настенная роспись из монастыря Дуньхуан с изображением буддийского рая

китайская живопись Ма Линь. Благоухание весны- ясное небо после дождя.

  • китайская живопись Ма Линь. Благоухание весны- ясное небо после дождя.

   Первые образцы древнего китайского письма "цзягувэнь" --  иероглифического письма на костях животных и панцирях черепах --  были обнаружены в 1899 г.  

  •    Первые образцы древнего китайского письма "цзягувэнь" --  иероглифического письма на костях животных и панцирях черепах --  были обнаружены в 1899 г.  

  •      На 100 тыс с лишним костных фрагментах, лопатках и черепаховых  щитках сохранилось примерно 4700 иероглифов. К настоящему времени  удалось расшифровать почти 1800 иероглифов, которые стали  бесценным материалом для изучения истории и культуры эпохи Инь,  отдельных периодов истории Древнего Китая, а также эволюции  китайской письменности.        Гадательные надписи на костях животных и панцирях черепах  появились в тот же исторический период, когда и древнеегипетские  иероглифы, письменность американских индейцев майя и шумерская  клинопись. Однако последние три вида письменности постепенно  канули в вечность, и лишь древние знаки "цзягувэнь" оказались  прочными корнями китайской иероглифической письменности, которая  жива и поныне. 

  •      Уже в древнейших письменных знаках на костях животных и  панцирях черепах прослеживается такая характерная черта,  наследуемая всеми более поздними видами китайского письма, как  расположение каждого иероглифа в пространстве воображаемого  квадрата. Знаки располагаются в строке вертикально, сверху вниз, а если надпись состоит из нескольких строк, то они читаются справа  налево. Такой порядок письма сохранялся в Китае на протяжении трех тысячелетий

rpp.nashaucheba.ru

Китайская семья и быт в Китае | 2rin.ru

Китайская семья и быт в Китае

Жилье в Китае

Правила строительства одинаковы и для домов, и для храмов, и для дворцов. Все здания имеют прямоугольную форму, их размеры определяются расстояниями между осями колонн. Иероглиф, который мы индифферентно переводим как «дом» или «семья» (цзя), буквально обозначает совокупность людей (членов семьи, челядь, рабов) и строений, которые служат для первых помещениями.

Идеальное жилище семьи состоит из нескольких дворов, окаймленных жилыми домами и вспомогательными помещениями, обычно имеющими лишь один этаж, гораздо реже — два. Эти дворы разделяются зданиями, в центральной части которых находятся двери, под ними порог, который достаточно высоко поднят, с тем, чтобы не позволить проникнуть в жилье ползучим духам. Самые богатые жилища имеют, даже в городе, сады, которые можно обозревать из крытых галерей. Именно в эпоху Тан (618—907 гг.) начали поднимать уголки кровель — это была дорогостоящая мода, сначала она коснулась лишь храмов и дворцов, однако достаточно быстро она распространилась на все дома богатых семейств.

Дом, в принципе, служит кровом для нескольких поколений, хозяин дома живет в задней его части. Главное помещение находится в самой глубине, на оси, идущей от основной двери, — там находится алтарь предков, обставленный соответствующей мебелью (кресла и низкие столы). Только одни двери выходят прямо во внешний мир. Окна красивых домов, выходящие во дворы или в сады, украшены деревянными планками, составляющими определенный геометрический рисунок, закрываются они промасленной бумагой.

В китайском доме эпохи Тан было немного мебели: сиденья и столы (низкие столики, столы обеденные, письменные, для музыкальных инструментов) составляли вместе с сундуками для одежды основную часть мебели, к которой следует прибавить полки, скамеечки и особые шкафы-витрины, где были выставлены древние или драгоценные предметы, и, конечно, домашний алтарь со своим столом для приношений. Жаровни зимой или резервуары со льдом летом согревали или охлаждали помещения, служившие для приемов. На стене были параллельно друг к другу выписаны изречения — наставления или цитаты, напоминающие о деяниях или о личности главы семьи или его предков, иногда были изображены их портреты. Хозяин дома мог иметь библиотеку; книги, листья которых были сшиты гармошкой, были сложены стопками в шкафчики, впрочем, на их месте мог находиться какой-нибудь красивый предмет. На письменном столе располагались «четыре сокровища» ученого: брусок сухой туши, тушь, кисти и бумага. В этом месте он принимал наиболее близких для себя гостей, своих детей и в некоторых случаях, в эпоху Тан, свою супругу, если у них была духовная общность, имевшая гуманитарную основу.

Первый двор был весь огорожен стенами и представлял собой род прихожей, ведущей к главным дверям. Спальные комнаты обычно были маленькими. В доме существовали и такие удобства, как баня и туалет.

Конечно, бедные люди не жили в таких жилищах. Они обитали в маленьких домах, иногда двух- или трехэтажных, удобства в них были весьма условными. Спать людям приходилось, сбившись в каждой комнате в кучу. Между тем были некоторые постоянные элементы: отсутствие окна, выходящего на улицу, высоко поднятый порог, центральный двор и общие принципы конструкции обнаруживались повсюду.

Клан и семья

Китайская семья, основная ячейка общества, которое целиком построено по ее образу, базируется на паре, образуемой двумя супругами. Мужчина фактически может иметь лишь одну главную жену, другие же могут являться или второстепенными супругами (их часто обозначают по очередности их вхождения в семью: вторая супруга, третья…), или сожительницами. Эта семья связывается в форму родства узами ритуального характера (культ, возносимый общему предку), экономического (финансовая помощь, предоставляемая члену клана в случае нужды, поиск наследников усопших в случае отсутствия у них детей) и юридического (запрет заключать брак с человеком, который носит то же самое семейное имя, казнь родни преступника в особо тяжелых случаях). Клан, сообщество людей, являющихся выходцами из одного места и носящих одинаковые семейные имена, в конце XX в., после нескольких десятилетий перерыва, вновь взял на себя ту же роль (проявляющуюся, к примеру, посредством инвестирования капитала из заграницы в родовое место жительства клана), которую он уже играл в жизни Китая в эпоху Тан (618—907 гг.). Принадлежность к семье и к клану определяется фигурой отца. Супруга покидает свое родовое гнездо и становится членом семьи своего мужа. Таким образом, теперь предкам своего мужа она воздает почитание, даже если она сохраняет свой собственный патроним на протяжении всей жизни . В простых семьях зачастую бывает так, что девочку практически удочеряют как будущую невестку, и так она очень рано входит в семью своего мужа.

Супруги и сожительницы

а) Главная жена пользуется важными прерогативами: единственная подлинная хозяйка дома, она является законной матерью и признается в таковом качестве всеми детьми семьи. Разводы возможны, но они строго регламентируются. Они могут осуществиться по мотивам судебного порядка (осуждение одного из супругов дает другому возможность развестись) или в случае явной измены со стороны женщины. Разводы не столь часты, поскольку брак, помимо всего прочего, понимается и как альянс между семьями, разрушение которого — дело деликатное. Разрыв брачных уз в ряде случаев приводит к требованиям возмещения убытков, к примеру, возвращения приданого.

б) Второстепенные жены, в принципе, находящиеся под властью главной жены, входят в семью через заключение брака, и отвергнуть их совсем нелегко. Дети, которых они приносят в мир, согласно ритуальным правилам, считаются детьми хозяина дома и главной супруги. Семья, находящаяся на более низком социальном уровне, чем семейство предполагаемого будущего мужа, может считать себя польщенной, если одна из ее дочерей будет принята в это семейство на правах второстепенной супруги.

в) Сожительницы не имеют почти никаких прав. Покупаемые как рабыни, они могут быть прогнаны или перепроданы, и их статус ближе к статусу прислуги, чем к статусу второстепенных жен. Что касается их детей, то они могут быть признаны и официально приняты в семью четой хозяев либо же могут остаться на положении прислуги в доме.

Дети

Цель брака — обеспечить долговечность семьи, и, таким образом, заиметь, по крайней мере, одного сына, который смог бы продолжить поддержание культа предков. Одна поговорка гласит, что если супруга к своим тридцати годам не подарила мужу ни одного ребенка, то ее долг — продать свои драгоценности, с тем чтобы купить ему сожительницу. Однако существуют и другие средства обеспечить потомство. Если у супружеской пары нет сыновей, но лишь одна или несколько дочерей, то глава семьи всегда может усыновить зятя, дать ему свое имя и сделать его своим сыном, который сможет отправлять культ предков. Другая возможность заключается в усыновлении сына одного из своих братьев, уже являющегося членом семьи, который также станет полноправным сыном того, кто его усыновит. Наконец, остается возможность прибегнуть к усыновлению с внешней стороны, которое зачастую представляет собой замаскированную покупку, если не идет речь о простой, не замаскированной покупке. Таким образом, мы видим, что ритуальная и социальная обязанность обеспечить потомство мужского пола может выполняться с использованием большой изворотливости в плане используемых средств.

Как это имеет место и в делах другого рода, выбор той или иной процедуры усыновления зависит от социального уровня семьи и ее средств.

Интимные отношения

Эпоха Тан (618—907 гг.), без сомнения, выделяется в истории Китая наличием наиболее либеральных нравов. Случающиеся встречи между молодыми людьми обоих полов нередко приводят к тому, что браки заключаются ввиду возникшего взаимного влечения двух будущих супругов, хоть это и не вписывается в установленные порядки. После того как двое молодых людей познакомились и условились о реализации взаимных намерений, следует та же самая процедура (обращение к посреднику, отправка посланца и т.д.), что и в случае брака, предрешенного семьями жениха и невесты.

Глава семьи обязан исполнять свой супружеский долг в отношении своих жен и сожительниц. Понятно, что в таких условиях сексуальная роль, играемая куртизанками увеселительных кварталов, проходит на втором плане — после проявления ими общественных талантов. Речь идет о наличии талантов литературного и компанейского плана: общая культура, способность к светскому общению, любовь к шахматам, к игре на музыкальных инструментах, к танцам и т.д. Так, один из сортов бумаги был изобретен известной куртизанкой эпохи Тан; и тем, что мы до сих пор располагаем многочисленными любовными поэмами, мы обязаны обитательницам увеселительного квартала Чанъаня. Прежде всего, в качестве постоянного украшения пиров и увеселительных мероприятий упоминают тексты той эпохи куртизанок, окруженных группами молодых блистательных людей или богатых негоциантов. Некоторые из этих молодых женщин поддерживают, кроме того, «официальные» связи с высокопоставленными персонами.

Кроме того, роль куртизанок ценится как в Китае эпохи Тан, так и на сегодняшнем Западе во время коммерческих или политических переговоров: умело выбранные молодые женщины могут обеспечить продвижение по службе чиновнику или помочь заключению договора. При этом не пренебрегают и их талантами, требуемыми в спальне. Тексты эпохи Сражающихся царств (453—222 гг. до н.э.) уже принимают во внимание использование этого рода дипломатического оружия.

Социальное положение куртизанок отнюдь не постыдно. Они занимают признанное место в обществе и ни в коем случае не приравниваются к проституткам, которые не пользуются никакими гражданскими правами. Известные и чествуемые женщины, куртизанки появляются на официальных приемах, выбирают себе любовников; зачастую их перекупают богатые покровители, которые от случая к случаю используют их таланты в плане сбора информации в политической и финансовой среде, где они обычно вращаются.

С проститутками дело обстоит совершенно иначе. Принадлежат ли они частному лицу или государству (в результате осуждения, наличия родственных связей с человеком, приговоренным к тяжелому наказанию, или же являясь военной добычей), находятся в самом низу социальной лестницы. Они заточаются в дома терпимости, откуда их выпускают лишь для выполнения ими тяжелых принудительных работ (уборка улиц, опорожнение выгребных ям и т.д.).

Наконец, в противоположность установлениям последующих эпох, особенно при Мин (1368— 1644 гг.) и Цин (1644—1911 гг.), замужние женщины в эпоху Тан имеют свободу передвижения, которая обеспечивает им частые выходы в свет, присутствие на собраниях и, если представится случай, связи вне своей семьи. Кроме того, бывает так, что они участвуют в пиршествах в компании своих супругов.

Гомосексуализм не более и не менее част и допускаем в обществе в Китае эпохи Тан, чем в классической Европе. Становясь модным, когда ему предается сам император, он вновь обретает сдержанные формы, со своими определенными местами увеселений и проституции, в период следующего правления. Между тем следует заметить, что гомосексуализм противоречит и учению тантрического буддизма, использующего эротическое искусство как инициационный путь, ведущий к обретению мистического знания, и даосской эротико-медицинской дисциплине должного поведения в спальне. Эта последняя, умело гармонизируя циркуляцию сущностей инь, женских, но присутствующих также и в мужчине, и ян, мужских, но присутствующих также и в женщине, призвана обеспечить своим адептам, откровенно говоря, преимущественно мужского пола, более продолжительную жизнь и цветущее здоровье.

 

 

2rin.ru

Книга "Древний Китай [История, быт, нравы]" из серии Что есть что

Последние комментарии

онлайн

 
 

Древний Китай [История, быт, нравы]

Древний Китай [История, быт, нравы] Автор: Хачатурян Валерия Марленовна Жанр: Детские образовательные, История Серия: Что есть что Язык: русский Год: 2001 Издатель: Слово Город: Москва Добавил: Admin 23 Июл 12 Редактировал: Хун Ахпу 29 Янв 17 Проверил: Admin 30 Янв 17 Формат:  DJVU (9402 Kb)  PDF (2311 Kb) Скачать бесплатно книгу Древний Китай [История, быт, нравы]

Рейтинг: 0.0/5 (Всего голосов: 0)

Аннотация

Эта книга из серии `Что есть что` рассказывает об истории Древнего Китая с первобытных времен до конца эпохи Хань, его традициях и государственном устройстве, философии Конфуция и Лао-цзы, мировоззрении китайцев и их повседневной жизни, искусстве, науке,ремеслах и о многом другом. Для детей школьного возраста.

Объявления

Где купить?

Нравится книга? Поделись с друзьями!

Другие книги автора Хачатурян Валерия Марленовна

Другие книги серии "Что есть что"

Похожие книги

Комментарии к книге "Древний Китай [История, быт, нравы]"

Комментарий не найдено
Чтобы оставить комментарий или поставить оценку книге Вам нужно зайти на сайт или зарегистрироваться
 

 

2011 - 2018

www.rulit.me


Смотрите также