Древний египет обелиск. Архитектурный элемент, пришедший из Древнего Египта: обелиск – это...
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Один из самых больших обелисков в Египте – обелиск города Асуан. Древний египет обелиск


Египетский обелиск в Стамбуле или О чем говорят иероглифы Обелиска Феодосия

Этот материал будет попыткой собрать доступную информацию о Египетском обелиске в Стамбуле или Обелиске Тутмоса III из Фив и осмыслить отрывочные исторические сведения. Также я попробую дать чувственный посыл к трепетным душам желающим проникнуть в тайны бытия!) Статья насыщена большим количеством иллюстративного материала, множеством фотографий, исторических выкладок, переводов иероглифических надписей, посвятительных надписей Феодосию и много чем еще. Поэтому этот пост, наверное, для тех, кто хочет внимательно и с расстановкой рассмотреть фотографии обелиска, познакомиться с историей его появления и в удовольствие порассуждать (помедитировать) о судьбе этого исторического памятника и не только...

Древний Египет для меня нечто большее чем просто любопытство по ряду моментов. Тем ни менее в "Стране Фараонов" я не был и ощутить этот удивительный контекст Древнего Египта удалось именно в Стамбуле. Это удивительный город где История причудливо соединила разные народы, культуры и религии. Уникальная атмосфера великого города незабываема и неповторима. Обелиск Тутмоса III завораживает, побуждает отбросив все земное впитывать и впитывать образ этого поразительного древнеегипетского архитектурного творения.02.Обелиск Феодосия или Египетский обелиск в Стамбуле

Иероглифические символы нанесены на гранях обелиска с ювелирной точностью и без малейших изъянов. Видны даже тончайшие штрихи этих изображений. Иероглифы поражают своим совершенством, какой-то внутренней силой и многозначительной таинственной недосказанностью. Так кажется, что это действительно послание в Вечность и сейчас ты один из тех, кто получает это трепетное послание из глубины веков. А сколько еще людей примут его в необозримом далеком будущем?! Умели-таки фараоны оставить вечную и впечатляющую память о себе и своем народе.03.Обелиск Феодосия или Египетский обелиск в Стамбуле

Обелиск Феодосия - лучше всех сохранившийся из привезённых в Константинополь обелисков и единственный из привезённых непосредственно из Египта. Второй сохранившийся древнеегипетский обелиск из порфира и сильно повреждённый находится во дворе Стамбульского археологического музея доступа к которому сейчас нет. По некоторым сведениям в пределах Ипподрома существовали и другие египетские обелиски меньших размеров, но если они и есть - обелиски эти все еще ждут своего обнаружения.

04.Обелиск Феодосия или Египетский обелиск в Стамбуле

Изначально этот обелиск находился в южной части Великого Храма Атума-Ра-Амона, у седьмого пилона и был установлен как парный у входа в храм Амона в Фивах между 1457 и 1448 гг. до н. э. (возможно 1490 г. до н.э.). Обелиск посвящен юбилею в честь тридцатилетия правления фараона Тутмоса III и его воинских побед (архитектор Пуемра). Надписи на обелиске прославляют военные победы и завоевания Тутмоса (Тутмеса) III в Месопотамии, или просто - на водах и реках, или на реке Евфрат, или в земле Нахарина (на юге Сирии).

Изготовлен обелиск в каменоломнях из асуанского розового гранита, длиной от 28 до 32 м, массой до 540 т. Обелиск Тутмоса III имел первоначальную высоту 37,77 метра и вес около 542,94 тонны. Храм этот в Египте сохранился, и говорят, там до сих пор можно найти то самое место-основание, откуда был "выломан" обелиск.05.Храм Амона Ра в ФивахФото Worldprint.com

Приказал доставить этот обелиск в Константинополь, видимо, еще Константин Великий (272-337 гг.), а осуществил проект его сын - Констанций (317-361 гг.). Но тогда этот обелиск довезли только до Александрии. Там и бросили. Сохранилось письмо, адресованное александрийцам преемником Констанция, императором Юлианом Отступником (331-363 гг.): “Я узнал, что у вас есть гранитный обелиск, который лежит на берегу как что-то ненужное. А ведь блаженной памяти Констанций построил баржи, чтобы отвезти его в мой родной Константинополь. Но он умер, и теперь Город требует памятник от меня. Я дарую вам разрешение воздвигнуть статую мне; вы получите колоссальную фигуру человеческих пропорций вместо гранитного блока с египетскими письменами. Более того, до меня дошли сведения, что некоторые люди начали поклоняться этому камню и спят на его вершине - это еще сильнее убеждает меня, что я должен убрать его и разделаться с этими суевериями. Те, кто смотрит на спящих там, среди ужасной грязи и нечестия, утрачивают веру в богов”.

Что интересно, статую Юлиана в Александрии действительно воздвигли (есть даже легенда, что она потом покидала свой пьедестал, пугая горожан), но сам император через год погиб, и когда именно обелиск доплыл до Константинополя, неизвестно. Видимо во время транспортировки он и переломился: его нижняя часть, около 10 м, еще в раннеосманское время находилась неподалеку от Ипподрома (в настоящее время не обнаружена ни в Египте, ни в Стамбуле), а основная часть обелиска, имеющая в высоту 19,6 м и массой около 282 тонн, была водружена с помощью специального подъемного крана (герана) на бронзовых опорах на составное мраморное основание. Есть версия что обелиск был доставлен в Константинополь целиком, установлен, но через некоторое время упал и надломился. После этого обелиск через некоторое время был воздвигнут снова, но уже в нынешнем укороченном варианте...06.Обелиск Феодосия или Египетский обелиск в Стамбуле

07.Обелиск Феодосия или Египетский обелиск в СтамбулеМногозначительное "молчание Истории"...

08.Обелиск Феодосия. Стамбул.

Не владея древнеегипетской технологией подъема и установки обелисков в "пятку", римские архитекторы вынуждены были его поднять и на весу установить на бронзовые "крабы"-опоры, находящиеся на очень сложном мраморном пьедестале. Это сделал префект Города Прокл в 390 г. в правление императора Феодосия I (346-395 гг.).09.Обелиск Феодосия. Стамбул.

После 395 года н.э. обелиск был переоборудован в фонтан: входную водопроводную трубу врезали в правый фасад пьедестала, а их выходы вывели в четыре сосуда, крепившиеся на кронштейны на бронзовых "крабах". Вода, переполняя их, стекала вниз. Верхняя часть пьедестала на стыке левого и заднего фасадов имеет следы реставрации. На фото ниже хорошо видны кронштейны крепления этих сосудов на "крабах".10.Обелиск Феодосия. Стамбул.

11.Обелиск Феодосия. Стамбул.

Рассмотрим для начала пьедестал Обелиска Феодосия. В отличие от самого обелиска, он мраморный, а не гранитный, и хотя ему на две тысячи лет меньше, время оставило на нем свои веские следы. Постамент изготовлен в 390 г., специально под этот обелиск и украшен рельефами.Пьедестал состоит из двух частей. Нижняя, представляет двухъярусный монолит. Ее нижний ярус - прямой параллелепипед с квадратом в основании. Верхний - аналогичная фигура, но с меньшим квадратом в основании и с вырезанными на углах ячейками для кубических "крабов" красного гранита. На них покоится верхняя часть пьедестала, имеющая практически кубическую форму. На ней расположены еще четыре "краба", но уже из монолитной бронзы, на которых и установлена игла обелиска.12.Обелиск Феодосия. Стамбул.

13.Обелиск Феодосия. Стамбул.

Все четыре стороны пьедестала покрыты рельефами и двумя посвятительными надписями одного содержания на латинском и греческом языках: если совсем кратко, - "Феодосий I, с помощью префекта претория Прокла, воздвиг эту четерехугольную колонну, лежавшую на земле".

На главном фасаде, в верхней части, в стаме (пространстве под Кафизмой императорской ложей), изображен Феодосий Великий с венком в руках для победителя заезда. Здесь, в окружении коринфских колонн, император награждал победителей. Изображенный на рельефе Феодосий как раз поэтому и держит в руках венок. С ним - два принца, один из которых, вероятно, Евхерий, сын военачальника Стилихона и приемной дочери Феодосия Серены. Жить этому мальчику оставалось недолго: в 408 г. он был убит вместе с отцом по подозрению в заговоре. Вокруг царственной семьи стоят охрана и чиновники, а нижней части барельефа - зрители, а кроме того, танцовщики и музыканты, которые в перерывах между забегами устраивали на арене представления. Кстати, по обе стороны оркестра показаны два органа, и это - самые первые дошедшие до нас изображения именно духовых, а не гидравлических органов.

14.Обелиск Феодосия. Стамбул.

В нижней части - посвятительная надпись на латыни.15.Обелиск Феодосия. Стамбул.

Подробно эта надпись от лица обелиска гласит: “Некогда я с трудом подчинялся кротким владыкам, даже имея приказ объявить о победе после уничтожения тиранов. (Однако) Феодосию и его вечным потомкам покорно все! Я был побежден и обуздан в течение тридцати дней. Под руководством Прокла я вздымаюсь к небесам”.

Если внимательно приглядеться к обеим надписям (на греческом и латыни - на противоположной стороне пьедестала), то станет заметно, что имя Прокла (в последней нижней их строке) вырезано иными буквами, чем остальные слова, да и место, где оно написано, углубляется внутрь поверхности плиты. Это - живое свидетельство бурной и жестокой политической истории конца IV в. Уже осенью 392 г., всего через два года после установки обелиска, Прокл проиграл придворную интригу своему сопернику Руфину, был объявлен вне закона, бежал, но потом, поверив лживым обещаниям о беспристрастном суде, вернулся в Город и был казнен, а его имя выскоблили из надписи. Однако фортуна переменчива - после смерти императора Феодосия в 395 г. Руфин возмечтал о царской власти и сам был казнен новым императором Аркадием, причем публично, на Ипподроме. Тогда и вернули Проклу доброе имя, в знак чего последнее вновь было высечено на прежнем месте, хотя в спешке его восстановили с ошибкой - оно стоит в именительном падеже вместо дательного.

16.Обелиск Феодосия. Стамбул.

На правом фасаде мраморного цоколя (в сторону Айя-Софии), в верхней части, в Кафизме и около нее - те же персонажи. Здесь изображены Феодосий, который держит в руках свиток, а также его рано умерший сын Грациан и Евхерий; иногда утверждают, что чиновник, стоящий за их спинами, - это Прокл. Прямо над вертикальным отверстием от водопроводной трубы - христианское знамя, “лабарум”. Под ними - ворота Дворца.17.Обелиск Феодосия. Стамбул.

В нижней - барельеф, показывающий процесс транспортировки обелиска.18.Обелиск Феодосия. Стамбул.

19.Обелиск Феодосия или Египетский обелиск в Стамбуле

20.Обелиск Феодосия или Египетский обелиск в Стамбуле

Иероглифы на обелиске изображенные на пьедестале аккуратно перерисованы, это позволяет увидеть, что монумент уже имеет свой нынешний, "обломанный" вид. Зато его цоколь пока еще лишен каких бы то ни было украшений. Справа от обелиска на рельефе видны своды Карцеров - четырех ворот Ипподрома (из двенадцати). Там были стойла с железной решеткой. По сигналу Карцеры разом распахивались и оттуда вылетали готовые к состязаниям колесницы.

21.

Процесс транспортировки обелиска

22.Обелиск Феодосия. Стамбул.

23.Обелиск Феодосия. Стамбул.Египетский обелиск с северо-востока

На тыльном (западном) фасаде (в сторону Города), в его верхней части - знакомый вид Кафизмы и персонажей ее занимающих.24.Обелиск Феодосия. Стамбул.

25.Обелиск Феодосия. Стамбул.

26.Обелиск Феодосия. Стамбул.

27.Обелиск Феодосия. Стамбул.

В его нижней части (на фото выше) - изъявление покорности императору вождями варваров. Трое справа - в меховых одеждах, кожаных ботинках и длинных узких штанах, так называемых браках (отсюда наши “брюки”). Это германцы. Ношение штанов как раз в IV в. входило в моду среди римлян, но власти законодательно боролись с этим варварским поветрием. Слева представлены три персонажа в широких штанах-анаксиридах, кафтанах с рукавами и фригийских колпаках. Это персы.28.Обелиск Феодосия. Стамбул.

На нижнем основании - текст надписи на греческом языке, сочиненный элегическим дистихом: “Четырехугольный столп целую вечность лежал на земле пустой обузой. Один лишь император Феодосий, дерзнув его поднять, пригласил Прокла - и столь громадный столп вознесся вверх всего за тридцать два дня”. Дело в том, что Феодосий отсутствовал в Городе в течение всего 390 г., пока обелиск доставляли и устанавливали, - он вернулся лишь в ноябре 391 года. Похоже, что Прокл заказывал надпись сам, и придворный поэт хотел выслужиться именно перед ним...) Обратим внимание, что количество дней не совпадает в сравнении с надписью на латыни и обращенной к Кафисме (Голубой мечети). Чтобы объяснить эту разницу, вывели даже теорию, согласно которой после первой установки, занявшей 30 дней, обелиск якобы упал и вторично его поднимали уже 32 дня...29.Обелиск Феодосия. Стамбул.

На левом (от основного) южном фасаде (в сторону Мраморного моря), в верхней части, опять Кафизма.30.Обелиск Феодосия. Стамбул.

В середине трибуны мы видим Кафисму, а в ней (слева направо) - Гонория и Аркадия, будущих императоров, соответственно, Запада и Востока Империи, их отца императора Феодосия I, а еще Валентиниана II, правителя Запада. Кто здесь главнее - явствует даже из размеров фигур. Обратим внимание на удивительные прически стражников - длинные волосы были (как и штаны) германской модой.31.Обелиск Феодосия. Стамбул.

По обеим сторонам от иператора также находятся военночальники конницы и пехоты - Comes Domesticorum.Императорская семья, сановники и военноначальники наблюдают ристания (барельеф в нижней части верхнего постамента).

Вообще, эта грань несет на себе самые реалистичные портреты, особенно жизнеподобны изображения чиновников.

32.Обелиск Феодосия. Стамбул.

В нижнем регистре показаны бега колесниц. Видна спи́на, а на ней статуя Ники на колонне, два обелиска и оварий, то есть высокая платформа, на которой стояли семь деревянных яиц, опускавшихся по одному после прохождения очередного круга забега.

33.Обелиск Феодосия. Стамбул.

34.Обелиск Феодосия. Стамбул.

Теперь, наверное, как по мне, самое интересное - сам обелиск Тутмоса III.

Начнем как и с барельефами - с восточной стороны "смотревшей" некогда на Кафизму (сейчас на Голубую мечеть).35.Обелиск Феодосия. Стамбул.

Надпись на восточной стороне обелиска (в сторону Голубой мечети) гласит, "Хор, Бык Могучий, воссиявший в Фивах, Обе Владычицы, упроченный царством, подобно Ра в небесах, Хор Золотой, священный явлениями, могучий силой, царь Верхнего и Нижнего Египта, Менхеперра, избранный Ра. Сотворил он (обелиск) как памятник свой отцу своему Амону-Ра, владыке престолов Обеих земель, поднял он...".36.Обелиск Феодосия. Стамбул.

37.Обелиск Феодосия. Стамбул.

Северная сторона обелиска.

38.Обелиск Феодосия. Стамбул.Обелиск Тутмоса III - вид с северной стороны.Надпись на северной стороне обелиска (со стороны Айя-Софии): "Хор, высокий короной Хеджет, возлюбленный Ра, царь Верхнего и Нижнего Египта, Обе владычицы, являющий Маат, возлюбленный Обеими землями, Менхеперра, подобие Ра, владыка силы, повергающий страну каждую, творящий границу свою (от) изголовья земли к топям Нахарины..." (эта сторона на фото)

39.

Обелиск Феодосия. Стамбул.

40.Обелиск Феодосия. Стамбул.

41.Обелиск Феодосия. Стамбул.

42.Обелиск Феодосия. Стамбул.

43.Обелиск Феодосия. Стамбул.

44.Обелиск Феодосия. Стамбул.

45.Обелиск Феодосия. Стамбул.

Египетский обелиск с южной стороны (со стороны Мраморного моря).46.Обелиск Феодосия. Стамбул.Обелиск Тутмоса III - вид с южной стороны.

Надпись на обелиске с южной стороны (со стороны Мраморного моря): "Хор, Бык могучий, возлюбленный Ра, царь Верхнего и Нижнего Египта, Менхеперра, возвеличенный Ра, тот, кого поднял Атум, когда был он младенцем, руками обеими Нейт, матери богов, чтобы был он царем, захватившим земли все на срок долгий, владыка празднества Сед..."

47.

Обелиск Феодосия. Стамбул.

Почему-то именно южная сторона Египетского обелиска привлекла существенно больше моего внимания...Немного углубимся относительно надписи на этой его стороне.48.Обелиск Феодосия. Стамбул.

49.Обелиск Феодосия. Стамбул.

50.Обелиск Феодосия. Стамбул.

51.Обелиск Феодосия. Стамбул.

52.Обелиск Феодосия. Стамбул.

В общем выводов делать не будем. Примем все к сведению и продолжим лучше с удовольствием рассматривать эти таинственные иероглифы и ловить мгновения Вечности...)53.Обелиск Феодосия. Стамбул.

54.Обелиск Феодосия. Стамбул.

Если увеличить фото выше, то можно даже увидеть глаза и некую "улыбку змеи", до того тонка и впечатляюща работа по нанесению этих символов вечности на розовом асуанском граните обелиска.55.Детали древнеегипетского иероглифа

56.Обелиск Феодосия. Стамбул.

57.Обелиск Феодосия. Стамбул.

Обойдем обелиск и рассмотрим в заключение надписи с западной стороны (со стороны Города).58.Обелиск Феодосия. Стамбул.

Египетский обелиск с западной стороны.59.Обелиск Феодосия. Стамбул.Обелиск Тутмоса III - вид с западной стороны.

Надпись на западной стороне обелиска (со стороны Города): "Хор, Бык могучий, воссиявший в Истине, царь Верхнего и Нижнего Египта, Менхеперра, сотворенный Ра, тот, кто пересек великий противоток Нахарины (т.е. Евфрат) в мощи и в силе во главе армии своей, совершив великую бойню..."

60.Обелиск Феодосия. Стамбул.

Два фото ниже почти одинаковы, но выложил оба потому как присутствует освещение одного фрагмента обелиска с разных углов и возможно будут видны такие детали в одном фото не улавливаемые в другом.61.Обелиск Феодосия. Стамбул.

62.Египетский обелиск в Стамбуле

63.Египетский обелиск в Стамбуле

Ну а это - наш главный герой крупным планом - Тутмос III или Мен-Ра-хепер-Ра...64.Тутмос III

65.Египетский обелиск в Стамбуле

66.Египетский обелиск в Стамбуле

67.

68.Египетский обелиск в Стамбуле

Достаточно выразительный образ, я так мыслю, дренеегипетского жреца...69.Египетский обелиск в Стамбуле

70.Обелиск Феодосия. Стамбул.

Вполне можно понять мистический страх простых византийцев видевших в этих странных непонятных символах нечто загадочное, темное и страшное...71.Египетский обелиск в Стамбуле

Начиная со средневизантийского времени, надписи на обелиске раз за разом пытались расшифровать, и все время выходило нечто зловещее. Якобы нашли однажды такого мудреца, который сумел прочитать эти письмена, а прочтя, заплакал и сказал, что лучше уж он не будет переводить написанное, да и сам бы предпочел теперь этого не знать...)

72.Египетский обелиск в Стамбуле

73.Обелиск Феодосия. Стамбул.

74.Обелиск Феодосия. Стамбул.

Заключения не будет, потому как, что тут говорить - если читателю удалось в результате помедитировать то каждый останется наедине со своими неповторимыми впечатлениями, мыслями и чувствами. На том и закончу. Мир Вам и Вашему Дому!

vladimirdar.livejournal.com

Новый самый большой обработанный камень в мире

Кликабельно 2000 рх

Когда то давно я выкладывал пост о самом большом обработанном камне в мире, который находится в Ливане.  И до сего момента был уверен. что именно этот камень под названием «Южный камень» является самым большим — он лежит в карьере близ Баальбека. Размеры этой каменной глыбы - 23 м в длину, 5,3 м в ширину и 4,55 м в высоту. Весит она приблизительно 1000 тонн.

Оказывается это не так. Самым большой обработанный камень в мире ВОТ :

 

Обелиск (вход 1OLE.) находится на восточном берегу Нила в километре от центра Асуана. До обелиска нужно ехать по улице Эль-Бандар (el-Bandar St.). Рядом — несколько гробниц с круглыми крышами древнего кладбища эпохи Фатимидов. Обелиск, слитый со скалой, из которой его хотели высечь, лежит всей своей массой (1200 т) и во всю длину (42 м) на гранитном ложе.

Обелиск намеревалась воздвигнуть царица Хатшепсут, но обелиск бросили, оставив незаконченным, потому что обнаружили в нем несколько трещин. По этой причине он никогда не был отделен от скалы. Если бы его поставили, это был бы самый большой из известных нам обелисков. Его окружают древние карьеры, протянувшиеся почти на 6 км, где трудились рабочие, которые извлекали огромные каменные блоки для строительства храмов и дворцов.

 

 

Это была адская работа! Надо было долбить скалу твердым камнем, чтобы появились достаточно широкие и глубокие трещины. Туда вбивали деревянные клинья и поливали их водой, расширяясь, клинья раскалывали скалу. Работа проводилась с трех сторон с бесконечными предосторожностями на всех этапах, чтобы не расколоть каменный блок. В соответствии с предполагаемым назначением блок обтачивали на месте. Затем его помещали на деревянные сани, которые тащили или животные, или люди, спуская его к воде, к специальной платформе.

 

 

Ее сооружали из строительного мусора, на который каменщики помещали несколько слоев кирпича, покрытого толстым слоем влажной тины. Баржу, которая должна была перевозить каменные блоки, ставили перед отливом рядом с берегом. Баржа садилась на мель, и теперь можно было её загружать. В следующий паводок платформа снова оказывалась на воде и была готова к транспортировке. Разгрузку проводили тем же способом.

 

 

Учитывая примитивные мягкие металлические инструменты древних египтян, обелиск в Северном карьере показывает нам удивительный подвиг технологии. При раскопках археологи многое узнали о методах камнерезки. И даже та ошибка, которую совершили строители во время его сооружения, не помешало ему неподвижно крепиться к скале вот уже более 3000 лет!

 

 

При слове Древний Египет у подавляющего большинства людей, естественно, возникает ассоциация с пирамидами или мумиями. Но не менее известным видом монументального зодчества древних египтян являются обелиски. Слово «обелиск» — греческого происхождения, означающее шампур или вертел, и появилось оно в поздний период, когда греки установили тесные контакты с Египтом. Сами же египтяне обозначали обелиск как «бен-бен». Так назывался упавший с неба в начале времен камень пирамидальной формы, который установили на столб в священной столице городе Инну (греки называли его Гелиополем). Этот камень бен-бен, помещенный на столб, был спрятан от глаз непосвященных в храме Феникса, но, как известно, он исчез еще в древности. Обелиск повторяет форму древнего священного бен-бена в виде правильного квадратного в сечении столба с пирамидальной вершиной, устремленной в небо.

Известно, что навершие обелисков обычно покрывалось золотом или медью, которые до сегодняшнего дня, естественно, не сохранились. Практически все известные обелиски были изготовлены из розового гранита, который добывался в каменоломнях, располагавшихся возле первого порога Нила, там, где сегодня лежит современный город Асуан. Здесь Нил прорезает скальное тело Нубийского нагорья и окончательно вырывается на равнину, принимая свои привычные величественные размеры. В асуанских каменоломнях египтяне добывали розовый гранит начиная с эпохи Древнего царства а, возможно, и ранее. Розовый гранит, несомненно, являлся для древних египтян особой горной породой. Из него создавались наиболее важные архитектурные и скульптурные формы: порталы храмов, саркофаги, статуи царей и, конечно, обелиски.

 

 

До нашего времени дошли, естественно, далеко не все. Причем большая их часть сегодня находится за пределами Египта. После установления здесь своего господства, римляне начали активный вывоз обелисков в Рим, не считаясь особенно с физическими и финансовыми затратами. И сегодня в Вечном городе высятся 13 обелисков. В XIX веке французы и англичане устроили настоящую охоту за древнеегипетскими древностями, не обойдя своим вниманием и обелиски, весившие по нескольку сот тонн. Поэтому сегодня египетские обелиски трех тысячелетней давности можно увидеть в Париже, Лондоне и даже Нью-Йорке. Согласно сохранившимся источникам наибольшего расцвета возведение обелисков достигло в период Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.). Особенно «отличились» в возведении гранитных монолитов наиболее известные фараоны этого времени — Тутмос III и Рамсес II.

 

 

Последний, как считается, за время своего правления успел воздвигнуть 23 обелиска. Средняя высота больших обелисков равнялась 20 метрам, вес превышал 200 тонн. Один из обелисков, изготовленных при Тутмосе III, находится сейчас в Риме и имеет высоту в 32 м. Примерно треть из сохранившихся до сегодняшнего дня 27 обелисков не превышает в высоту 10 м. Практически все известные сегодня обелиски покрыты по всей поверхности иероглифическими надписями, славящими царя и его деяния. Посвящались обелиски верховному солнечному божеству и, как правило, устанавливались парами. Технология производства священных каменных столбов включала в себя три этапа: вырубка монолита из материнской скалы и его шлифовка, транспортировка к месту возведения и, наконец, установка. Все три технологических стадии считаются достаточно хорошо известными, поскольку до нашего времени дошел ряд письменных источников, описывающих изготовление обелисков и набор изображений из погребальных сооружений и храмов, где отражены разные этапы этого процесса. Считается, что вырубка камня производилась следующим образом: в начале в скале вырубали отверстия, располагая их по прямой, затем в них забивали деревянные клинья и поливали их водой. Дерево разбухало и разламывало породу. Получившиеся блоки выравнивали с помощью пил и, при необходимости, шлифовали.

 

 

Еще древнеримский историк Плиний Старший (I в. н.э.) упоминает, что процесс пиления камня осуществлялся при помощи тонких пил, под полотно которых постоянно подсыпали мелкодисперсный песок, который служил в качестве абразива. Транспортировка каменных блоков осуществлялась при помощи деревянных салазок, под которые подливали воду или разжиженный ил для улучшения их скольжения. Многочисленные изображения таких санок хорошо известны как в изобразительном искусстве, так и в археологических находках. Так перемещали камень на небольшие расстояния. Дальние транспортировки осуществлялись по Нилу с использованием специальных барж, которые тянули небольшие гребные суда. При перевозке крупных монолитов таких судов могло быть несколько десятков. Установка обелиска осуществлялась при помощи наклонной насыпи, которая представляла собой кирпичную конструкцию, разделенную на многочисленные отсеки, забутованные песком и щебнем. Насыпь имела очень небольшой уклон и, соответственно, очень значительную длину. Обелиск затаскивали по ней нижним концом вперед и воздвигали на пьедестал.

Казалось бы данный исторический вопрос можно считать хорошо изученным и не вызывающим каких-либо сомнений. Однако факты — упрямая вещь, особенно те, которые лежат, в прямом смысле этого слова, на поверхности. Значительную часть древних асуанских каменоломен уже поглотила территория современного города Асуана. В этих гранитных каменоломнях расположен единственный в Египте обелиск, который остался незавершенным, т.е. неотделенным до конца от материнской скалы. И вот он-то и вызывает целый ряд парадоксальных вопросов, ответить на которые современная наука не может. Прежде всего, следует отметить, что это самый большой из известных в Египте обелисков. Его длина составляет 41,8 м! Асуанский обелиск не имеет никаких надписей, поэтому датировать его не могут. Но из-за его гигантских размеров обелиск относят ко времени Древнего царства, т.е. к эпохе Великих пирамид. Обелиск расположен на поверхности и лежит под небольшим углом, следую направлению слоев гранитного массива.

 

 

По всему периметру монолит окружен узкой траншеей менее 1 м шириной, которая повторяет контур обелиска. Таким образом, получается, что обелиск выдолблен в скале, и работы велись сверху, а не с боков. Какой инструмент здесь использовался? Понятно, что о применении пил говорить здесь не приходится. Боковые стороны обелиска и окружающей его траншеи имеют следы большого округлого инструмента. Ширина следа составляет 27 см. Итальянский исследователь А.Прети в конце 80-х годов прошлого века предположил, что следы оставлены вращающейся фрезой, которую древние египтяне использовали для вырезания монолита из скалы. Откуда у древних мог быть такой инструмент? Впрочем, аналогичные следы встречаются во множестве на горизонтальных поверхностях вокруг обелиска. И похожи они, скорее на следы от гигантской стамески. Но можно ли представить себе стамеску с рабочей кромкой в 30 см, режущей гранит словно пластилин? На самом монолите, кстати говоря, имеются многочисленные следы пропилов и традиционной техники колки при помощи клиньев.

 

 

Но они оставлены явно в более поздние времена и эти попытки не нанесли существенного урона монолиту. Ни расколоть, ни распилить его не удалось. Предполагают, что асуанский обелиск остался незавершенным, поскольку в ходе работ была допущена ошибка и монолит треснул. Действительно, верхнюю часть обелиска пересекает продольная трещина, нарушившая его цельность. Но причины такого разлома не обязательно кроются в просчетах строителей. Это мог быть, к примеру, результат землетрясения. Не стоит обвинять в глупости или нерадивости древних инженеров, которые смогли выполнить такой объем работ, тем более, что способ решения данной технической задачи нам не понятен. Более того, проблему можно поставить и несколько иначе: раз древние вырезали подобный монолит, значит, они собирались его куда-то транспортировать и устанавливать. И тогда возникает еще ряд вопросов. Во-первых, каким образом монолит, расположенный внутри скалы и окруженный узкой траншеей по периметру, можно отделить от этой скалы? Ведь обелиск лежит на скале, неотделенной осталась только его нижняя стенка. Как можно в такой ситуации использовать пилы? Пропилить по горизонтали сорок метров гранитной породы, не нарушив при этом прямой плоскости и избежав надлома монолита под собственным весом? В литературе приводятся разные цифры для веса асуанского монолита, но в среднем они колеблются вокруг цифры в 1200 тонн. Это самый тяжелый в мире искусственный монолит! Хотя не очень понятно, почему фигурирует такая цифра.

 

 

Понятно, что взвесить такого исполина никто не в состоянии и его вес вычисляется арифметически. Хотя обелиск остался неотделенным от скалы, его запланированные размеры хорошо известны. Высота должна была бы составить 41,8 м, обелиск имеет квадратное сечение со сторонами 4,2 м на 4,2 м. Его стороны тянутся параллельно на всем протяжении, только в верхней части сужаюсь и образую вершину. При средней плотности гранита в 2600 кг на м куб. легко вычислить вес монумента. И если не учитывать незначительную поправку на суженную вершину, расчетный вес асуанского обелиска должен был бы приближаться не к 1200 тоннам, а составить примерно 1900 тонн! Понятно, что ничего подобного асуанскому обелиску не было ни в древнем мире, ни в новейшей истории человечества. И древние инженеры собирались такой монолит куда-то двигать и после — устанавливать.

 

 

Книга рекордов Гиннеса полна примеров, когда человек в одиночку сдвигает большегрузные автомобили, самолеты и железнодорожные вагоны. Но во всех этих случаях речь идет об огромных грузах, поставленных на колеса и двигать их надо по ровной горизонтальной поверхности. Каким образом можно решить задачу по транспортировке по неровной гористой местности цельного монолита весом почти в 1900 тонн? И на этом загадки, связанные с асуанским обелиском не исчерпываются. В десятке метров от обелиска расположены два вертикальных колодца или шахты, пробитых вертикально в теле гранитной скалы. Их глубина составляет примерно 3-4 м, диаметр — около 80 см. По форме отверстия представляют собой нечто среднее между кругом и квадратом. Инспектора службы древности, работающие в Асуане, объяснили, что эти колодцы египтяне выдалбливали с целью выяснения направления трещин в скальном массиве. Может быть такое объяснение верно, таких колодцев на территории каменоломен не два, а около десяти. Но остается вопрос о том, какой инструмент использовался при этом? Дело в том, что стенки колодцев имеют гладкую равномерную поверхность без всяких следов сколов, возникает ощущение, что породу просто вынули при помощи установки, аналогичной той, что используется для бурения скважин.

Вот так выдалбливали обелиск

 

Только здесь речь идет о граните. Искусство обработки этой твердой вулканической породы достигло в Древнем Египте небывалых высот. И оно вызывает не только уважением, но и изумление. Действительно, нельзя же объяснить все принципом «упорство и труд все перетрут». Этого не достаточно. Дошедшие до нас образцы древнеегипетской гранитной архитектуры демонстрируют не только высочайший уровень технологии обработки и строительства, но и требуют наличия у древних достаточно совершенных знаний в области естественных наук. Причем, чем ближе мы подходим к истокам египетской цивилизации, тем эти показатели выше. Технология строительства, которую демонстрируют памятники плато Гизы, не была после превзойдена или усовершенствована. Наоборот, налицо процесс деградации многих аспектов ранней египетской цивилизации, которые мы наблюдаем в III тысячелетии до н.э. в период Древнего царства.

Сам феномен возникновения такого культурного комплекса с упорядоченной системой иероглифического письма, разработанным календарем, с развитой технологией монументального строительства, вызывает неподдельное изумление. И в этом аспекте совершенно уместны и правомерны идеи тех исследователей, которые считают Древний Египет наследником еще более древней и более развитой цивилизации, следов которой до нас дошло очень мало. Но следы такие есть, их надо только не пропустить мимо внимания, суметь изучить и правильно интерпретировать.

 

 

 

Вот таким обелиском он должен был стать в будущем:

 

 

Ну или вот например таким, как знаменитый Луксорский обелиск, стоящий сейчас во Франции.

 

 

Для сравнения —   высота обелиска достигает 23 метров, вес равняется 220 тоннам, возраст – 3600 лет. На всех четырех сторонах монумента изображены иероглифы и рисунки, которые были высечены во славу Рамсеса II. На Луксорском обелиске запечатлели и самые важные моменты его перевозки из Египта в Париж. С двух сторон вокруг памятника в середине 19 века архитектором Гитторфом были созданы изящные фонтаны, которые функционируют и по сегодняшний день. В 1999 году пик обелиска был облачен в золотой наконечник, на отливку которого было потрачено полтора килограмма золота высшей пробы.

 

 

В южной части Асуана когда-то была площадь, где находились древние карьеры гранита. Он считался самым ценным камнем, который использовался для строительства в египте. Сейчас эта площадь интересует туристов имеющимся здесь памятником, который все еще прикреплен к одной из скалы – незаконченный обелиск.

Вообще, сам Северный карьер – это прекрасное место для посещения тех, кто заинтересован в изучении древнейших технологий. Он славился своим производством гранита, который использовался в строительстве погребальной камеры Великой пирамиды Хеопса, а также в качестве облицовочного камня в других пирамидах. Каждая скала в нем показывает на себе отпечаток древних камнерезов.

 

 

Площадь северного карьера была раскопана совсем недавно. Здесь были найдены ранее неизвестные объекты из гранита, в том числе фрагменты колонн и статуй. К югу от обелиска археологи обнаружили надпись, приуроченную к 25 году царствования Tuthmose III. Также близ него были откопаны ниши еще семи больших обелисков, которые сегодня находятся в храмах в Карнаке и Луксоре.

Входной билет в музей под открытым небом, как еще называют Северный карьер, обойдется в 30 EGP.

Северный карьер расположен рядом с кладбищем Фатимидов, в южной части Асуана. К нему легко добраться на такси или пешком в гору от нубийского музея.

 

 

Все больше потайных уголков и ранее неизведанных мест открывается в асуанских карьерах. Вот и ложе обелиска (-ов) Тутмоса III можно воочию лицезреть. А почему именно Тутмоса III?  Потому что именно работники его написали прямо на стенке карьера о добыче двух обелисков для его величества

 

In the 23rd year of his majesty , the mighty Horus “ refers to the king” of Kemet” Egypt name” “who is blessed by Nakhebet and Wajet” the vulture goddess of Upper Egypt and the cobra snake of lower Egypt” Eternity to him who is like Ra “ the Sun” in the sky. The living god, master of offerings “and “ structures of the beloved gods , king of Upper and Lower Egypt- {Men –Kheper-Ra}, child of Ra of his body, his beloved { Thut-moses III } master of offerings, he who is given the life as the Sun forever, made with love two great obelisks in the abode of Amun, in the Karnak.”

 

 

Асуан (Aswan) – город на юге Египта, расположенный на правом берегу реки Нил, примерно в 865 км от Каира. Один из самых сухих населенных пунктов на планете. Население – 275 000 человек (2008).

Асуан на протяжении многих веков был торговым центром на караванном пути. Через город, занимающий правый берег реки, еще в древности шли торговые потоки из Нубии и обратно. Сегодня на улицах Асуана не торгуют слоновой костью и драгоценной древесиной, но третий город Египта наполнен ароматами и пряностями, прибывшими с юга. Местные рынки своим колоритом и запахами напоминают суданские базары.

Между Асуаном и Луксором курсируют многочисленные туристические теплоходы. По дороге они, как правило, делают остановки в Ком-Омбо и Эдфе, где можно осмотреть прекрасно сохранившиеся древние храмы.

Основная масса туристов приезжает в Асуан в зимние месяцы. В это время город наполняется толпами туристов.

В Асуане есть очаровательный Ботанический сад, дача и мавзолей Ага-Хана, развалины монастыря Святого Симеона и Нубийский музей, который находится несколько на окраине. Музей занимает площадь в 50 000 м², и включает не только выставочные залы, но и библиотеку, учебные центры, а также зеленый парк вокруг.

 

 

 

 

[источники]

источникиhttp://www.95live.ru/http://tourweek.ru/http://www.yestravel.ru/http://www.egypt-best.ru/

 

А я вам напомню еще про Загадочный народ Анасази — строители пещерных городов, а так же вспомните Баальбек. История. Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=27907

masterok.livejournal.com

Архитектурный элемент, пришедший из Древнего Египта: обелиск – это...

Образование 8 июня 2016

В статье расскажем о том, что такое обелиск, когда впервые зародился этот элемент архитектуры, разберем историю Луксорского обелиска.

Архитектура

Люди всегда уделяли искусству огромное значение, в том числе и архитектуре. Жизнь большинства древних цивилизаций мы знаем в основном благодаря сохранившимся строениям и элементам архитектурного стиля, к примеру, к таковым относятся пирамиды майя в Южной Америке. Конечно, далеко не все народы оставляли после себя столь значимые следы в истории, к тому же даже в наше время дома и прочие постройки в первую очередь используются с практической точки зрения, и вековой долговечностью с изысканными строительными решениями они не отличаются.

Наверное, наиболее известная историческая эпоха — это Древний Египет. И по сей день культура этого ныне мертвого народа вызывает восхищение. И, помимо пирамид, до наших дней дошел один очень важный для древних египтян такой архитектурный элемент, как обелиск. Так что такое обелиск, как он используется в наше время? Об этом мы и поговорим.

Определение

обелиск это

Обелиски использовались и в Древней Греции, но там они имели чисто практическое значение, к примеру, в качестве гномон (специальных указателей, прообразов часовых стрелок) солнечных часов. В то время как в Древнем Египте обелиск – это символ солнца, и, вообще, один из излюбленных элементов архитектуры и символизма. Рассмотрим более подробно историю египетских обелисков и их назначение.

Видео по теме

Устройство и назначение

что такое обелиск

Египетские обелиски (по крайней мере те, что сохранились до наших дней) представляют собой монолиты, которые были высечены из однородной каменной глыбы. Обычно материалом выступал красный гранит, что добывался в Асуане. А устанавливались они попарно вдоль входов в храмы.

В силу несовершенства инструментов, изготавливались обелиски очень долго и кропотливо. К примеру, обелиск Хатшепсут высекали на протяжении семи месяцев. Теперь мы знаем, что такое обелиск. Рассмотрим основные характеристики.

Их стороны было принято покрыть иероглифами, чьи тексты в большинстве случаев сводились к прославлению богов и действующих фараонов. Иногда, если подобное сооружение имело особое значение, его покрывали сплавом золота с серебром. Правда, делалось это только с верхушкой обелиска. Так что в Древнем Египте обелиск – это важный элемент религиозного культа и символизма.

Историкам точно известно, что искусством изготовления обелисков египтяне владели уже во времена 4-й династии, но самые древние, которые сохранились до наших дней, датируются 5-й династией. Отличительная их особенность - это небольшой размер, чуть больше трех метров. Если говорить о тех, что сохранились до наших времен на том же месте, что и были установлены, то самым старым является обелиск Сенусерта. А наиболее высокий из законченных - тот, что установлен в Карнаке, высота его более 24 метров. К слову, по примерным подсчетам весит он 143 тонны. Как видим, обелиск – это сооружение, которое бывает очень разным по размеру.

Распространение

обелиск фото

Постепенно из Египта обелиски стали распространяться по всему миру. Первыми странами, в которых появилась мода на них, были Палестина и Финикия. Правда, там их производили посредством составления из отдельных сегментов, что сильно упрощало процесс изготовления. Далее обелиски стали распространятся по Византии, Ассирии и даже Эфиопии. Немалое их количество было вывезено в Римскую Империю. К примеру, тот, что ныне установлен перед Латеранской базиликой в Риме, был создан в Карнаке, весит 230 тонн и высота его составляет 32 метра. Правда, первое, что приходит на ум, глядя на такой обелиск, как же его транспортировали? Даже в наше время перевозка подобного груза не такая уж и простая задача.

Во времена Ренессанса обелиски стали популярны среди итальянских архитекторов в качестве элементов общей композиции. А затем, начиная с середины XIX века по мере роста интереса общественности и историков к Древнему Египту, многие страны занимались тем, что бесконтрольно вывозили к себе различные предметы искусства и старины. К примеру, в Санкт-Петербурге на набережной Невы стоят сфинксы, но мало кто знает, что привезены они прямиком из Египта, и возраст их несколько тысяч лет.

Наше время

луксорский обелиск

И в наши дни обелиски очень популярны как архитектурный элемент и как отдельная скульптура символического значения или памятник. Самым крупным является монумент Вашингтона в США, его высота составляет 169 метров.

В России же распространение обелиски получили, начиная со времен правления Екатерины II, и устанавливались в честь воинских побед и достижений. То есть можно самим определить значение слова «обелиск». Это архитектурный памятник, который выглядит как столб, сужающийся кверху.

Постепенно обелиски вышли из моды как элемент дизайна или архитектуры, однако стали использоваться в качестве памятников воинской славы. К примеру, очень часто можно встретить обелиски над братскими могилами времен Великой Отечественной войны. А в российских городах установлены памятники выдающимся историческим и военным деятелям прошлый лет, к примеру, обелиск в честь Минина и Пожарского в Нижнем Новгороде, на месте командного пункта Суворова на Бородинском поле и прочие.

Луксорский обелиск

значение слова обелиск

В 1831 году правитель Египта Мехмет Али подарил Франции Луксорский обелиск, который изначально был воздвигнут в честь Рамзеса II. Уже в 1833 году он был доставлен в Париж и после королевского совещания установлен на площади Согласия, где и по сей день можно увидеть обелиск. Фото его предоставлено чуть выше. На нижней части монумента изображен процесс его доставки.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Современные архитектурные элементы, пришедшие с древних временДомашний уют Современные архитектурные элементы, пришедшие с древних времен

В каждую эпоху бытовал свой подход к декорированию зданий. Используемые зодчими архитектурные элементы подчеркивали стиль и принадлежность к определенной культуре. Эти традиции дошли и до наших дней. Фасады совр...

Колонна - это важный архитектурный элементДомашний уют Колонна - это важный архитектурный элемент

Архитектурное понятие "колонна" - это вертикальная опора, которая несет на себ...

Беседка: своими руками из подручных материалов создаем интересный архитектурный элементДомашний уют Беседка: своими руками из подручных материалов создаем интересный архитектурный элемент

Каждый владелец загородного дома стремится оборудовать свой участок с максимальным комфортом. И непременным атрибутом грамотной организации считается такой универсальный архитектурный объект, как уютная беседка. Своим...

Кариатида – это архитектурный элемент, который популярен в любом стилеИскусство и развлечения Кариатида – это архитектурный элемент, который популярен в любом стиле

Кариатида – это название архитектурной колонны, которая приняла форму женской фигуры. Самый известный пример можно найти на южном крыльце храма Эрехтейон на Акрополе в Афинах.Древние преданияВ эл...

Первые следы иероглифического письма в Древнем Египте: из какой эпохи они к нам пришли?Образование Первые следы иероглифического письма в Древнем Египте: из какой эпохи они к нам пришли?

Возникновение письменности произош...

Настоящее чудо света – это ремесленники в Древнем ЕгиптеОбразование Настоящее чудо света – это ремесленники в Древнем Египте

В 1905 году итальянский археолог и востоковед Эрнесто Скиапарелли, уже обессмертивший свое имя обнаружением гробницы Нефертари, первой главной жены Рамсеса II, совершил еще одно удивительное открытие. На западном бере...

Кносс - это один из древнейших городов на планете. Достопримечательности Кносса (фото)Путешествия Кносс - это один из древнейших городов на планете. Достопримечательности Кносса (фото)

История земли чрезвычайно длинная. Но не так уж много древних крепостей остались до нашего времени. Один из памятников, что частично уцелел, - Кносс. Это город, который поражает легендами, витающими вокруг него.

Анубис - это божество Древнего Египта с головой шакала, бог смертиДуховное развитие Анубис - это божество Древнего Египта с головой шакала, бог смерти

Один из самых таинственных древнеегипетских богов – это Анубис. Он заведует царством мертвых и является одним из его судей. Когда египетская религия только начинала свое существование, бога воспринимали как черн...

Воины Древнего Египта - это меджаи?Образование Воины Древнего Египта - это меджаи?

На рубеже IV-III тыс. до н. э. по берегам реки Нил в Африке раскинулась одна из наиболее могущественных и развитых цивилизаций древности. Остатки культуры Древнего Египта до сих пор поражают величием ...

Что такое саркофаг? Интересные факты из истории Древнего ЕгиптаОбразование Что такое саркофаг? Интересные факты из истории Древнего Египта

Культура Древнего Египта оставила яркий и выразительный след в мировой цивилизации. В этой загадочной стране процветал культ загробной жизни, с молодых лет люди начинали готовиться к смерти, особенно фараоны и вельмож...

monateka.com

Один из самых больших обелисков в Египте – обелиск города Асуан

Все, кто планирует путешествие в Египет, конечно же, в первую очередь мечтают о посещении древних пирамид. Но ведь не только пирамидами славится древний Египет. Эта страна как ни одна страна в мире богата и другими архитектурными и монументальными памятниками.

1170.аф.2

Одним из видов памятников древнего Египта являются обелиски. Слово «обелиск» имеет греческие корни и переводится, как вертел, а в другой интерпретации - шампур. Но сами египтяне предпочитали называть обелиски своим словом, которое звучало, как «бен-бен». Таким же словом египтяне назвали камень, который упал с неба и имел форму пирамиды, со временем его установили на столб и спрятали в храме Феникса, откуда он впоследствии бесследно исчез.

1170.аф.3

Надо сказать, что создание обелисков стало одним из любимых занятий могущественных фараонов эпохи Тутмоса III и Рамсеса II. За время своего правления они возвели наибольшее количество обелисков. А это влекло за собой очень большие затраты. Ведь, чтобы создать обелиск, его сначала выдалбливают в скале, после чего отделяют от нее и доставляют к будущему месту установки. Как правило, доставка производилась по реке Нил. Чтобы были понятны масштабы проделанных работ по возведению обелисков, достаточно сказать, что их вес достаточно часто превышал 200 тонн.

1170.аф.4

Коль речь идет об обелисках, то, конечно же, нельзя обойти вниманием обелиск, который находится в египетском городе Асуан. Он считается единственным в своем роде. Его уникальность заключается в том, что он остался не отделенным от скалы, в которой был выдолблен к тому же это один из самых больших обелисков в Египте из всех обнаруженных. Длина данного творения равна почти 42 метрам. Правда, ученые не могут точно определить время, когда был сделан этот обелиск, потому что на нем не было обнаружено ни одной надписи.

1170.аф.5

В принципе это не единственная загадка этого обелиска. Единственное, что ученые могут утверждать с высокой степенью вероятности, так это то, что работы по созданию этого монументального знака были прекращены по причине появления в нем трещины. Зато осталось загадкой, каким образом такой огромный мегалит (а в нем по некоторым подсчетам от 1200 до 1900 тонн) обработали прямо в скале, причем стенки остались гладкими.

set-travel.com

ОБЕЛИСК - Древнеегипетский словарь-справочник - История

ОБЕЛИСК

обелиском называется четырехугольный столб, который кверху идет несколько уже и оканчивается маленькой пирамидой. Все более значительные обелиски высечены из красного гранита, гладко отполированы и покрыты со всех сторон высеченными иероглифами. Они стоять на кубе из того же камня, который выдается со всех сторон.

Египтяне обыкновенно ставили обелиски перед храмами и дворцами; иероглифические надписи на них гласят, какой царь построил такой-то дворец, какому богу посвящен храм и т. п. Большая часть обелисков высотою от 50 до 100 футов. Самый высочайший был вывезен из Египта, во время владычества римлян, при Императора Констанцие II, и поставлен в римском цирке. В V столетии по Р. X. он был опрокинут варварами, во время их нашествия на Европу, и лежал разбитый на три куска и покрытый осколками, пока при папе Сиксте V, в 1588 г., Доминико Фонтано не воздвиг его снова. Теперь он стоить в Риме, на площади, перед церковью Иоанна Латранского, и имеет около 179 футов высоты. Каких же громадных трудов и, вместе с тем, искусства требовалось на то, чтобы выломить из скалы такой громадной величины камень, положить на землю, не расколоть его, поворачивать его, отполировать, покрыть сверху до низу высеченными иероглифами, наконец, перевезти, поднять и поставить! Ведь 179 футов. равняются высоте башни; а египтяне умели уже совершать такие подвиги искусства и труда в те времена, когда люди у нас, в Европе, жили еще в пещерах, одевались в звериные шкуры и, вообще, вели жизнь, ближе подходящую к жизни животных, нежели к жизни людей!

С. Самойлович, "Очерки современного Египта", 1874 г.

Древнеегипетский словарь-справочник. 2012

Словари → История → Древнеегипетский словарь-справочник

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ОБЕЛИСК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

slovar.cc

Обелиски » Комета-Возмездие

 

 

«Религия есть познание Бога. Наука есть познание Вселенной»

П.Я. Чаадаев

 

image001К ст. Обелиски. Египетский обелиск
В этой статье я раскрою сразу несколько тайн, связанных с обелисками. В классическом виде египетский обелиск представляет собой стелу (от греч. stela – столп) из полированного красного, цвета огня, гранита, увенчанную золотистой пирамидкой, которая называлась «пирамидион». (от pira- огонь). Значительно позже, римляне заменили «пирамидион» на звезду, вследствие чего, греческое слово «стела» (обелиск), латиняне стали производить от латинского слова «stella» – «звезда», правомерно полагая, что это столп электроразрядного взрыва «волосатой звезды» (кометы). Египтяне устанавливали стелы в память о жертвах Критского космического катаклизма на территориях храмов и мемориальных комплексов, а также на местах массовой гибели людей, погибших в огне космической катастрофы. Ведь обелиск символизировал огненный столб высотного электроразрядного взрыва. А диаметр зоны поражения такого взрыва мог достигать десятков и даже сотен километров. (Например, скромный космический взрыв Тунгусской кометы, образовал две зоны поражения в эвенкийской тайге, диаметром свыше тридцати километров каждый). Традиция устанавливать обелиски на местах массовых захоронений и мемориальных комплексах, возникла позже, и сохранилась до настоящего времени, правда, горящий пирамидион на обелисках почти повсеместно был заменен звездой, или крестом, что, в общем, не противоречит изначальной мифологической символике обелиска, как места космической катастрофы. Менее известно, что вместо пирамидиона, звезды или креста, обелиски увенчивали и золотым яблоком (символ метеорита), что также не противоречит изначальной символике обелисков. В Египте обелиск изготавливали в виде четырехгранного суживающегося кверху столпа, символизирующего солнечный луч. Эти солнечные лучи египтяне называли «техами», а греческое слово «обелиск» (obeliscus) в дословном переводе означает «копье», и нам еще десятки раз придется встречать в мифологических текстах это слово, как один из символов Критской катастрофы и символ Ромула-Квирина.Однако современные исследователи почему-то считают, что слово «обелиск» по-гречески означает «вертел» (!?), неправомерно воспроизводя значение этого слова от греческого слова оbelus - вертел. Между прочим, это зафиксировано в БСЭ и десятке других современных коммерческих энциклопедий. Более того, греческое слово obeliscus современные исследователи переводят как небольшой вертел. Однако такое невнятное объяснение мифологического термина « обелиск » могло возникнуть только в «народной мифологии», и оно не имеет ничего общего с уранической мифологией древних египетских жрецов. А ведь раньше, в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, термин « обелиск » объяснялся правильно: «Обелиск -четырехгранный, кверху суживающийся столб, увенчанный заострением в виде пирамиды.
image003                  К ст. Обелиски
Он служил у древних египтян символом постоянства и олицетворением солнечных лучей. Слово обелиск — греческое, и означает собственно копье; египтяне же называли памятники этого рода "техами". Обелиски большей частью иссечены из гранитного монолита и испещрены иероглифами; они ставились попарно, преимущественно перед пилонами храмов, а также при входе в гробницы древнего царства». … Так почему же обелиск – небольшой вертел? И какое отношение вертел, имеет к мемориальным комплексам и храмам. Полагаю, что этого не смогут объяснить даже составители энциклопедий.Обелиски изготавливали из цельных гранитных блоков, и они достигали значительной высоты. Например, высота известного обелиска Сенусерта I превышала тридцать метров, а в папирусах Среднего царства сообщается об обелисках, высота которых превышала 57 метров.Венчавший обелиск пирамидион, как правило, изготавливался из чистого золота, или сплава золота с серебром.Повсеместно обелиски стали устанавливать в Египте после Критской космической катастрофы 1528 года до н.э., во время правления Аменхотепа IV, основателя культа Атона. В Египте обелиски обычно изготавливались и устанавливались попарно, перед пилонами храмов, или при входах в гробницы, выполняя функцию надгробия и как бы символизируя вход во «врата Шеола».Причиной этого могли быть космические тандем-взрывы, характерные для всех глобальных катастроф.Самыми известными в настоящее время являются обелиски, называемые «иглы Клеопатры», но воздвигнуты они были при фараоне Тутмосе III, в XV веке до н.э., после космической катастрофы 1528 года до н.э.Все стороны египетских обелисков покрывались иероглифами, с гимнами в честь бога Солнца Ра. Обелиски принято называть египетскими, потому что они были сделаны в древнем Египте, однако это символика гаксосов, владевшими Египтом в период Среднего царства. В настоящее время известно тридцать египетских обелисков, но только семь из них остались в Египте. При этом тринадцать обелисков находятся в Риме. И надо сказать, что к доставке их из Египта в Рим, папа Римский принимал самое деятельное участие. Остальные египетские обелиски находятся в Стамбуле (бывш. Константинополь), Париже, Лондоне, Флоренции, Нью-Йорке и других местах. Из Египта мода на обелиски распространилась по всему миру. В Египте обелиски называли также «солнечными пальцами» (напомню, что термин «рука» служил для обозначения «кометы-возмездие» (она же комета Гиксос)). В Риме впервые на египетских обелисках стали устанавливать кресты, как символ космической катастрофы.
obeliskК ст. Обелиски. Площадь Св. Петра в Риме с 40-метровым древнеегипетским обелиском в центре
Напомню, что это не противоречило изначальной символике обелисков, ведь в египетской мифологии обелиск символизировал электроразрядный взрыв метеорита, воплощенный в граните. А для объяснения причины установки крестов на египетские обелиски, была придумана незамысловатая легенда. Она рассказывает, что в Риме, среди простолюдинов долгое время считалось, что покрытые непонятными иероглифами обелиски, обладают магической силой, и поэтому в средние века у обелисков в ночное время тайно совершались колдовские обряды. И чтобы прекратить это безобразие, Папа Сикст Пятый распорядился на каждый обелиск водрузить по кресту. Вот такая легенда. На самом же деле католическая Церковь просто заимствовала удивительной красоты космическую символику обелисков, у пришедшей в упадок египетской цивилизации. Так же поступили и мусульмане. Символика обелисков, оказалась весьма привлекательной для христианской Церкви, и поэтому самые известные и крупные обелиски были вывезены из Египта в Европу и Америку. В 390 году, по приказу императора Феодосия I в городе Стамбуле установили египетский обелиск, привезенный из Луксора.Ещё один обелиск был установлен в Мекке. В исламской традиции обелиск считается символом Сатаны, и во время хаджа в Мекку, мусульмане забрасывают обелиск камнями. С точки зрения мифологии обряд безупречен.Исследователи считают, что если бы не трудности монтажа и чрезвычайно дорогая транспортировка, то обелиски из Египта вывезли бы все до единого. Например, самый большой из римских обелисков, находившийся в Большом цирке Рима, в XVI веке упал со своего основания. Сказалось отсутствие опыта работы с подобными объектами. Ведь египтяне, в отличие от наших современников, культовые объекты строили на века.
image005К ст. Обелиски. Обелиск на соборной площади в Троице – Сергиевой Лавре
В Египте обелиски всегда посвящались солнцу. Однако позже, в Европе их стали устанавливать и в честь знаменательных событий. Египетские обелиски не имеют аналогов и их число весьма невелико.Любопытно, что в России памятный обелиск был установлен в 1792 г. по распоряжению митрополита Платона на соборной площади в Троице – Сергиевой Лавре. На вершине этого обелиска установлен позолоченный шар (яблоко)(см. ст. «Яблоко раздора»). 

kometa-vozmezdie.ru

Обелиск - это... Что такое Обелиск?

Trajan Circus Max.gif

Обели́ск (др.-греч. ὀβελίσκος — «небольшой вертел») — сужающийся к верху монумент, в большинстве случаев квадратный в сечении[1]. Важный элемент архитектуры Древнего Египта, где обелиски были символами Солнца. В Древнем Риме обелиски использовали, как гномоны солнечных часов или поворотные знаки в цирках.

История обелисков

Египетские обелиски — монолитные, высеченные из однородной глыбы камня (как правило, асуанского красного гранита).

Устанавливались попарно по сторонам от входа в храм. Из надписи у подножия обелиска Хатшепсут в Карнаке известно, что на его высечение ушло семь месяцев. Все четыре стороны египетских обелисков было принято покрывать иероглифами, прославляющими бога Ра и фараонов. Египтяне нередко придавали навершию обелиска пирамидальную форму и покрывали его электрумом (сплав золота с серебром).

Хотя доподлинно известно, что египтяне умели вытёсывать обелиски ещё во времена 4-й династии, наиболее древние сохранившиеся образцы относятся к правлению 5-й династии и отличаются небольшими размерами (не более 330 см в высоту). Из тех обелисков, что до сих пор стоят на первоначальном месте, наидревнейшим является обелиск Сезостриса I в Гелиополе. Тутмос I воздвиг в Карнаке обелиск высотой 24 метра, шириной в 180 см и весом в 143 тонны.

Из Египта мода на обелиски распространилась в Палестину и Финикию, где их было принято составлять из нескольких сегментов. Среди других цивилизаций известны Чёрный обелиск в Ассирии, Аксумский обелиск в Эфиопии и обелиск Константина в Византии.

Не менее дюжины обелисков было перевезено римскими императорами в Рим. Самый большой из древних обелисков — весом в 230 тонн и высотой 32 метра — происходит из Карнака и ныне стоит перед Латеранской базиликой в Риме.

В эпоху Ренессанса обелиски стали использоваться итальянскими архитекторами для решения градостроительных задач, в качестве композиционного акцента в архитектурных ансамблях площадей (пьяцца Сан-Пьетро, пьяцца дель Пополо). Следуя этой традиции, в XIX веке были вывезены из Египта три «иглы Клеопатры» (на самом деле — обелиски времён Рамзеса II), которые теперь стоят на площади Согласия в Париже, на набережной Темзы в Лондоне и в Центральном парке Нью-Йорка.

В России обелиски стали устанавливаться со времён Екатерины II в ознаменование крупных военных побед (Кагульский обелиск в Царском Селе, Румянцевский обелиск в Санкт-Петербурге). В 1985 году из монолитного гранита установлен пятигранный обелиск «Городу-герою Ленинграду» на площади Восстания.

Самый высокий существующий обелиск — монумент Вашингтона — был открыт в столице США в 1884 году;его высота превышает 169 метров.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

dic.academic.ru


Смотрите также