Государство древняя спарта. Государственное устройство спарты
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

§ 25. Спартанское государство. Государство древняя спарта


Государственное устройство спарты

В греческом мире архаической эпохи Спарта стала первым окончательно сформировавшимся государством.При этом, в отличие от большинства полисов, она выбрала свой путь развития, ее государственное устройство не имело аналогий в Элладе. В научной литературе часто можно встретить утверждение об олигархическом характере спартанского правления. Это не совсем верно. Во всяком случае, спартанская олигархия очень сильно отличалась от типичных олигархий Греции (например, коринфской или мегарской). Следует сказать, что уже античные теоретики испытывали затруднения при определении государственного устройства Спарты. Его называли то аристократическим, то тимократическим (т. е. основанным на власти наиболее отличившихся и почтенных граждан), то смешанным (т. е. соединяющим элементы различных политических систем). Последнее определение, пожалуй, кажется наиболее точным. Действительно, в спартанском государстве, созданном усилиями поколений реформаторов, причудливо переплетались институты, характерные для монархии, олигархии и даже демократии.

Политическая система Спарты складывалась на протяжении нескольких веков, хотя сами спартиаты были убеждены, что в своих основных чертах она была установлена уже легендарным Ликургом, которому приписывали авторство главного спартанского конституционного закона – «Великой ретры».Текст этого документа дошел до нас, и, судя по архаичности формулировок, его действительно следует относить к VIII или VII в. до н. э. Закон гласил: «Учредить тридцать старейшин с верховными вождями совокупно. От времени до времени созывать собрание… и там предлагать и распускать, но господство и сила да принадлежат народу». Таким образом, в «Великой ретре» были закреплены основные элементы спартанского государственного устройства: цари11, совет старейшин и народное собрание.

Спарта была едва ли не единственным греческим полисом, в котором в течение архаической эпохи не была ликвидирована царская власть. Высшими должностными лицами государства по‑прежнему оставались цари,причем царей одновременно было два, а значит (уникальная спартанская черта), правили две царские династии –АгиадыиЕврипонтиды.На вопрос о происхождении такого необычного феномена, как двойная царская власть, пока вряд ли возможно дать однозначный ответ. Скорее всего, это пережиток дуального членения социума, что было характерно для многих архаичных обществ. Спартанские цари считались прямыми потомками греческого мифологического героя Геракла и, соответственно, самыми знатными аристократами во всей Элладе. Власть их была наследственной. Цари были окружены большими почестями, которые оказывали им сограждане (даже за обедом царю полагалась двойная порция). Однако необходимо подчеркнуть, что спартанские цари отнюдь не были полновластными правителями. Фактически их полномочия сводились к функциям верховных главнокомандующих и верховных жрецов государства. Таким образом, Спарта, как и другие греческие полисы, была республикой, хотя и с некоторым монархическим «оттенком».

Государственное устройство Спарты схематично можно представить

Реально высшим органом управления в Спарте был совет старейшин – герусия.Его членов называлигеронтами.Герусия состояла из тридцати человек: в нее входили цари (по своей должности) и 28 граждан (не моложе 60 лет), избиравшихся в совет пожизненно. Геронтами становились, как правило, наиболее влиятельные и авторитетные спартиаты, выходцы из знатных семей. Именно герусия (а не цари) фактически руководила всеми государственными делами: вырабатывала проекты законов и постановлений, распоряжалась финансами полиса, играла роль верховного суда.

Как в любом греческом полисе, высшей властью в спартанском государстве было народное собрание – апелла.Оно объявляло войну и заключало мир, принимало законы, избирало должностных лиц (естественно, кроме царей). Но фактически апелла созывалась редко и нерегулярно (обычно по инициативе геронтов), и власть ее была ограничена. Власти вносили на рассмотрение народного собрания те или иные вопросы, а спартиаты должны были только голосовать «за» или «против», какие‑либо дебаты либо дискуссии не допускались. При этом в некоторых случаях (в частности, при избрании геронтов) применялся простейший способ голосования (Аристотель называет его «детским»), когда свое доверие либо недоверие тому или иному кандидату народ выражает громким криком, и побеждает тот, за кого кричали громче всего. Если апелла принимала решение, неугодное герусии, последняя могла отменить постановление собрания и назначить повторное голосование. Тем не менее какие бы ограничения ни накладывались на функционирование апеллы, все же, согласно положениям «Великой ретры», которые неукоснительно выполнялись, без согласия народа ни одно сколько‑нибудь важное решение не могло быть проведено в жизнь.

Спартанские гоплиты. Рисунок

Несколько позднее (возможно, в VIв. до н. э.) среди государственных институтов появилась коллегия, состоявшая из пяти эфоров(т. е. надзирателей). Эфоры избирались сроком на год. Эту должность мог занять любой спартиат, независимо от своей знатности и богатства; случалось, что эфорами становились совсем бедные люди. Таким образом, институт эфоров был бесспорно демократическим. Функции эфоров заключались в контроле над деятельностью других высших должностных лиц, с тем чтобы они соблюдали интересы гражданского коллектива. Особенно бдительно эфоры следили за тем, чтобы не допустить попыток перерастания власти царей в настоящую монархию или тиранию. Эфоры располагали необычайно большими полномочиями: они могли не только отстранить царя от власти, но даже приговорить его к казни. Начиная с VI^. до н. э. вся история Спарты полна конфликтов между царями и коллегией эфоров.

В тесной связи с государственным устройством Спарты находилась ее военная организация. Главную ударную силу войска составляла фаланга гоплитов.Спартанская тяжеловооруженная пехота с полным основанием считалась лучшей в греческом мире. Фаланге придавались вспомогательные легковооруженные отряды, состоявшие из периэков, а иногда даже из илотов. Верховное командование армией осуществляли цари, причем на войну отправлялись оба царя. Но поскольку между ними нередко возникали конфликты, что мешало слаженным действиям войска, то в конце ?Ів. до н. э. в интересах единоначалия было постановлено, чтобы впредь поход возглавлял один царь, а другой оставался в Спарте. При этом даже на полях сражений царь не имел абсолютной власти. Не он, а геронты и эфоры принимали решение о начале похода или об окончании военных действий. Послав царю шифрованный приказ, герусия могла в любой момент отозвать его с поля битвы на родину. Неподчинение приказам жестоко каралось. Даже в походе при царе всегда находился кто‑либо из эфоров, контролировавший все действия главнокомандующего.

Спартанская армия делилась на моры– отряды численностью 500–900 человек (в зависимости от демографической ситуации и степени опасности противника). В войске строго соблюдалась субординация. Командир моры –полемархподчинялся непосредственно царю. Полемарху подчинялись командирылохов(отрядов, состоявших из 100–150 человек), тем – командирыпентекостий(полусотен), а этим последним – командирыэномотий(самых малых подразделений, насчитывавших 25 человек). В целом в войске была весьма велика доля офицеров, а это всегда повышает боеспособность армии. Военно‑морскими силами полиса командовалнаварх.Впрочем, в эпоху архаики Спарта была преимущественно сухопутной державой.

Для государственного устройства Спарты, крупнейшего полиса Пелопоннеса, были характерны коллективизм и дисциплина (беспрекословное повиновение вышестоящим). Великие мыслители Древней Греции – Сократ, Платон, Аристотель – в той или иной мере считали Спарту образцовым полисом, достигшим наибольших успехов в организации жизни государства и сумевшим поэтому избежать междоусобных смут. Характерно, однако, что другие греческие полисы отнюдь не спешили заимствовать те или иные элементы устройства спартанского государства.

Источники

Самый информативный и достоверный источник о ранней истории Спарты – произведения величайшего спартанского поэта Тиртея(середина VII в. до н. э.). Из его стихов мы узнаем о многих сторонах жизни этого полиса, его социально‑политической организации, менталитете спартанцев, о войнах с Мессенией. Именно этот поэт первым из всех античных авторов цитирует «Великую ретру» Ликурга, подтверждая тем самым мнение о большой древности этого документа.

studfiles.net

§ 25. Спартанское государство. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс

§ 25. Спартанское государство

Образование Спартанского государства

Древняя Спарта

В южной части Греции, называемой Пелопоннесом, располагается область Лаконика. С запада, севера и востока ее окружают высокие труднопроходимые горы. Среди вершин раскинулась долина, орошаемая водами реки Эврот. Земля в долине плодородна и приносит щедрые урожаи два раза в год. Еще более славились земли соседней с Лаконикой области – Мессении. Главным занятием населения обеих областей с древнейших времен было земледелие. Здесь выращивали просо, ячмень, пшеницу, овощи.

Дорийцы, вторгшиеся на территорию Греции, дошли и до Пелопоннеса. В конце II тысячелетия до н. э. они подчинили себе Лаконику и основали на ее земле город-государство Спарту. Покоренное завоевателями ахейское население было обращено в рабов, которых называли илотами. Со временем спартанцы завоевали и Мессению. Ее население также было превращено в илотов. Каждый воин-спартанец получил на завоеванной территории большой надел земли с проживавшими на нем илотами. Они должны были ее обрабатывать. Но и сама эта земля, и илоты принадлежали не воину, а государству. Оно лишь предоставляло все это в пользование. Если же спартанец нарушал законы государства, рабов и землю у него отбирали.

Положение илотов отличалось от положения рабов в других полисах. Илоты отдавали хозяину половину своего урожая, а остальной его частью могли распоряжаться самостоятельно. Но если за пределами Спарты жизнь раба ценилась, то здесь, где их было намного больше, чем самих спартанцев, илотов убивали за малейшую провинность. Жители гористых, труднодоступных областей Лаконики сумели отстоять свою свободу. Спартанцы называли их периэками – соседями. Периэками стали называть и тех ахейцев, которые добровольно признали власть спартанцев. Они сохранили землю, свободу, но при этом не имели гражданских прав и не могли участвовать в народном собрании.

Пользуясь картой и текстом, расскажите о создании Спартанского государства.

Государственное устройство Спарты

Гражданами Спарты считались лишь потомки завоевателей-дорийцев. Высшим органом государства было Народное собрание. На нем выбирали старейшин – геронтов, которые вершили суд, следили за исполнением законов, созывали народные собрания. Свои посты они занимали пожизненно. В Спарте сохранилась и царская власть. Только царей у спартанцев было сразу два, и власть их была ограничена. Они пользовались примерно теми же правами, что и геронты, и входили в совет старейшин. На этом совете принимались важнейшие решения, которые затем выносились на утверждение Народного собрания. Цари в Спарте выполняли также и роль военачальников, по очереди командуя войском. За тем, чтобы геронты и цари не превышали данной им власти и не нарушали законов, наблюдали пять эфоров. Эфоры обладали огромной властью и даже могли смещать царей.

Спартанец. Бронзовая скульптура

Фактически вся власть в Спарте находилась в руках знатных людей, которых в Греции называли аристократами. Народное собрание могло лишь утверждать или отвергать те решения, которые выносил совет старейшин. Старейшины же избирались из представителей аристократических семей. По легенде, своим государственным и общественным устройством спартанцы были обязаны древнему законодателю Ликургу. Именно он ввел законы, которые регулировали жизнь Спартанского государства.

Хозяйство Спарты

Полноправным гражданам Спарты было запрещено посвящать себя какому-либо делу, кроме военного. Они не могли заниматься ни ремеслом, ни торговлей. Все ремесленники в Спарте были периэками, а торговцы – как правило, приезжими из других греческих городов. Правда, спартанцы покупали мало чужих товаров и предпочитали довольствоваться нехитрыми изделиями собственных ремесленников. Они изготавливали хоть и не слишком изысканную, зато прочную и удобную одежду, обувь, посуду. Ремесленники обеспечивали армию вооружением; изготовленное в Спарте оружие считалось лучшим в Греции.

Как вы думаете, почему спартанцам запрещалось заниматься ремеслом и торговлей? Какими причинами это было вызвано?

Торговля между Спартой и другими греческими полисами была затруднена еще и из-за спартанских денег. Ими служили тяжелые железные прутья, которых не было больше нигде. Остальные греки шутили, что спартанец, собирающийся на рынок, берет с собой не кошелек, а повозку.

Греческий царь руководит хозяйственными работами. Рисунок на вазе

Спартанское войско

Спартанцев было во много раз меньше, чем илотов и периэков. Чтобы держать зависимое население в повиновении, требовалась сильная армия. Спартанское войско, состоявшее из закаленных и дисциплинированных воинов, считалось сильнейшим в Греции. Спарта была единственным древнегреческим городом, не имевшим стен. Жители считали, что лучшие ее стены – они сами. Основную силу войска составляли тяжеловооруженные воины – гоплиты. Тело каждого из них защищал прочный бронзовый панцирь, а голову – шлем с гребнем из конских волос. Главной защитой служил окованный бронзой большой круглый щит. Каждая женщина, провожая мужа на войну, подавала ему этот щит со словами: «С ним или на нем» (то есть вернись с победой или умри). Оружием гоплита было длинное тяжелое копье и короткий острый меч.

Гоплит. Современный рисунок

Перед сражением гоплиты выстраивались в 8—10 ровных шеренг, стоявших друг за другом. Затем, прикрываясь щитами и ощетинившись копьями, они шли на врага тесно сомкнутым строем. Такое построение называлось фалангой. Наступающая фаланга представляла грозное зрелище. Спартанцы в своих кроваво-красных плащах и сверкающих доспехах, тесно сдвинув щиты, устремлялись на врага подобно несокрушимой стене.

Как воспитывали юных спартанцев

Воспитание в Спарте было очень суровым. Каждого новорожденного первым делом относили к геронтам. Они определяли его судьбу: слабого и болезненного младенца бросали в пропасть, а сильного и здорового возвращали матери. Она растила ребенка до семи лет. Затем мальчиков отдавали в школу, где они воспитывались до совершеннолетия. Там они развивали силу и выносливость, чтобы стойко переносить трудности. Их приучали спать на твердой земле, подстелив лишь циновку из камыша и укрывшись легким одеялом. Зимой и летом мальчики ходили без обуви, а единственной одеждой им служил плащ. Юных спартанцев учили совершать многодневные переходы без пищи и воды. Они должны были говорить коротко и ясно и лишь тогда, когда это необходимо. Такая речь называется лаконичной. Греки шутили, что речь мальчиков в Спарте услышишь реже, чем голос каменных статуй.

Ваза с изображением борющихся юношей

Бо?льшую часть дня юные спартанцы проводили на спортивных площадках. Там они прыгали, бегали, метали копья, учились сражаться на мечах. Их обучали также писать и считать. В спартанцах воспитывали презрение к роскоши, привычку обходиться лишь самыми необходимыми вещами. Раз в году юноши собирались по ночам в отряды, надевали маски и длинные плащи и отправлялись в селения илотов. Там они убивали самых сильных и уважаемых людей, способных поднять восстание против владычества Спарты.

Сражение между древнегреческими воинами. Роспись на вазе

Спарта – единственное из греческих государств, где большое внимание уделялось воспитанию девочек. Их приучали быть сильными, ловкими, заниматься физическими упражнениями. Как и мальчиков, девочек в Спарте учили читать и писать.

Подведем итоги

Одним из наиболее сильных государств Древней Греции была Спарта. Главной задачей спартанцев было удержать в повиновении превосходивших их по численности илотов и периэков.

Конец II тыс. до н. э. Завоевание дорийцами Лаконики и основание Спарты. «В продолжение пяти веков, пока Спарта оставалась верна законам Ликурга, она по своему строю и славе была первым государством в Греции».

Древнегреческий автор Плутарх

Вопросы и задания

1. Расскажите о государственном устройстве Спарты.

2. Расскажите о спартанском войске. Что свидетельствует о том, что оно действительно было лучшим в Греции?

3. Как воспитывали юношей спартанцев? Какую цель преследовало такое воспитание?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

§ 2. Государство в Спарте. История государства и права зарубежных стран. Часть1

§ 2. Государство в Спарте

Другим полисом, оказавшим большое влияние на историю Древней Греции, была Спарта. В основе возникновения государствa в Спарте, относимого обычно к VIII–VII вв. до н. э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя. Но если в Афинах эти закономерности привели практически к почти полному отмиранию родоплеменных отношений, то в Спарте процесс возникновения государства отличался существенными особенностями и сопровождался сохранением значительных остатков родовой организации.

Главной особенностью исторического развития Спарты было вмешательство в становление классового общества внешнего насильственного фактора. Миграция племен на Балканском полуострове, начавшаяся в XII в. до н. э., сопровождалась военными столкновениями между ними. Объединение завоевателей пришлых дорийских племен с местными ахейскими в долине Лакеонии привело к образованию спартанской общины и позволило ей в VIII–VII вв. до н. э. расширить пределы своих владений, поработить население завоеванной соседней области — Мессении и поставить в зависимость население, жившее на периферии завоеванной территории.

Завоевание привело к возникновению совместной собственности завоевателей на землю — основное в тех условиях средство производства — и рабов. Вместе с ней возникла и четкая классовая дифференциация — спартиаты превратились в господствующий класс рабовладельцев, а покоренные жители в рабов или неполноправных граждан.

Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя — два родоплеменных вождя (как результат объединения дорийских и ахейских племен), совет старейшин, народное собрание. Но она не давала достаточных средств для господства над покоренным населением, численность которого примерно в 20 раз превышала численность завоевателей. Объективно возникла потребность в организации политической власти, не совпадающей со всем населением, обеспечивающей незначительной его части господство над массой порабощенных.

В то же время необходимость господства над порабощенными массами, обеспечения их эксплуатации требовала единения спартиатов, сохранения некоторых элементов родоплеменной общности. Этому благоприятствовали и аграрный характер хозяйства Спарты, известная изоляция территории страны, замкнутой горными хребтами, что препятствовало развитию внешней торговли и товарно-денежных отношений. Совокупность этих обстоятельств обусловила сохранение значительных элементов военной демократии и в условиях окончательно оформившегося классового общества.

Социальное и политическое устройство Спарты этого периода было закреплено ретрой (договором), приписываемой легендарному законодателю Ликургу. Ликург как историческая личность, вероятно, не существовал, время его реформ точно не установлено. Считается, что ретра относится к VIII–VII вв. до н. э., а окончательно "ликургов строй" сложился к концу VII — началу VI в. до н. э. Ретра (возможно, их было несколько) пыталась решить две основные задачи — обеспечить единство спартиатов путем сдерживания имущественной дифференциации между ними и создать организацию их совместного господства над завоеванным населением.

Особенности общественного строя. В Спарте сложилось своеобразное классовое рабовладельческое общество, сохранившее существенные пережитки первобытнообщинных отношений.

Господствующий класс составляли спартиаты. Только они считались полноправными гражданами. При сохранении совместной собственности граждан на землю принадлежность к господствующему классу поддерживалась предоставлением каждому спартиату в пользование земельного надела (клера) вместе с прикрепленными к нему рабами — илотами, труд которых обеспечивал средствами существования спартиата и его семью. Земля разделена на 9000 примерно равных неделимых и неотчуждаемых клеров. Их нельзя было продать, подарить или завещать.

Жили спартиаты в подобии города, объединявшего 5 селений и напоминавшего своеобразный военный лагерь. Их быт был строго регламентирован. Главной обязанностью считалась военная. Для подготовки детей к выполнению этой обязанности их, начиная с семи лет, отдавали на государственное воспитание в специальные школы. Особые должностные лица — педономы вырабатывали у них дисциплинированность и беспрекословное выполнение указаний старших, силу и выносливость, военные навыки и храбрость. Обучение заканчивалось в 20-летнем возрасте. С 20 до 60 лет спартиаты несли военную службу. Взрослые мужчины объединялись в возрастные и иные союзы, определявшие социальный статус их членов. Немногие избранные граждане входили в привилегированный корпус 300 всадников. Женщины, почти полностью освобожденные от домашнего хозяйства и заботы о воспитании детей, обладали некоторой самостоятельностью и имели досуг для развития личности.

В целях поддержания единства спартиаты должны были участвовать в общественных трапезах — сисситиях, организуемых за счет установленных ежемесячных взносов спартиатов. Порции участников сисситий были равными. Почетные доли получали должностные лица. Одинаковыми были одежда и вооружение воинов. Поддержанию единства спартиатов способствовали и установленные Ликургом правила против роскоши. Запрещалось спартиатам и торговать, для них вводились тяжелые, неудобные в обращении железные монеты.

Однако эти ограничения не могли предотвратить развитие имущественной дифференциации, подрывавшей единство и "равенство" спартиатов. Поскольку земельные наделы наследовались только старшими сыновьями, остальные могли получить лишь выморочные наделы. Если таких не было, они переходили в разряд гипомейонов (опустившихся) и теряли право участвовать в народном собрании и сисситиях. Численность гипомейонов неуклонно возрастала, а численность спартиатов соответственно сокращалась — с девяти до четырех тысяч к концу IV в. до н. э.

Периеки — жители периферийных горных неплодородных районов Спарты — занимали в правовом отношении промежуточное положение между спартиатами и илотами. Они были лично свободны, обладали имущественной правоспособностью, но не пользовались политическими правами и находились под надзором особых должностных лиц — гармостов. На них распространялась военная обязанность: они должны были участвовать в сражениях в качестве тяжеловооруженных воинов. Основное занятие периеков — торговля и ремесло. По своему положению они были близки к афинским метекам, но в отличие от последних высшие должностные лица государства могли казнить их без суда.

Илоты — порабощенные жители Мессении — были собственностью государства. Они предоставлялись в распоряжение спартиатов, обрабатывали их землю и отдавали им около половины урожая (на домашних работах спартиаты использовали рабов из военнопленных). Хотя в Спарте, как и в Афинах, эксплуатация рабского труда стала основой общественного производства, коллективное спартанское рабовладение отличалось от классического рабства. Илотия была специфической формой рабства. Илоты практически самостоятельно вели свое хозяйство, не были товаром, подобно рабам, и свободно распоряжались оставшейся у них частью урожая. Их экономическое и социальное положение было близким к положению крепостных крестьян. Предполагается, что они имели семью и образовывали какое-то подобие общины, являвшейся коллективной собственностью общины спартиатов.

Илоты участвовали в войнах Спарты в качестве легковооруженных воинов. Они могли выкупиться на свободу, но в других отношениях были совершенно бесправными. Ежегодно спартиаты объявляли илотам войну, сопровождавшуюся массовыми убийствами. Впрочем, убийство илота допускалось и в любое другое время.

Организация власти. Государственный строй Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в государственную организацию, сохранявшую некоторые черты родо-племенной организации власти. Это привело к "ликургову строю", сложившемуся, как отмечалось, к VI в. до н. э. Некоторые историки рассматривают его как переворот, связанный с окончанием завоевания Мессении и установлением илотии, потребовавшими консолидации общины спартиатов путем уравнения их в экономическом отношении и политических правах, превращения ее в военный лагерь, господствующий над массами порабощенного населения.

Во главе государства стояли два архагета. В литературе их часто называют царями, хотя даже афинский базилевс, в отношении которого термин царь условен, обладал большей властью, чем спартанские вожди. Власть архагетов, в отличие от власти родо-племенных вождей, стала наследственной, что, однако, не делало ее прочной. Каждые 8 лет проводилось гадание по звездам, в результате которого архагеты могли быть преданы суду или отстранены от должности. Иногда они смещались и без этой процедуры.

Но в целом положение архагетов было почетным. Они получали большую часть военной добычи, совершали жертвоприношения, входили в состав совета старейшин, осуществляли суд по некоторым делам, имевшим значение для всей общины. Первона чально наиболее полной была военная власть архагетов. Им подчинялось войско, в походах они пользовались правом жизни и смерти. Однако в дальнейшем и их военные полномочия были существенно ограничены.

Совет старейшин (герусия), как и архагеты, — орган власти, унаследованный от родоплеменной организации. В состав герусии входило 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В герусию входили и оба вождя. Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение народного собрания, и тем самым имела возможность направлять его деятельность. Со временем полномочия герусии расширились. В случае несогласия геронтов и вождей с решением народного собрания они могли воспрепятствовать ему, покинув собрание. Герусия участвовала в переговорах с другими государствами, рассматривала уголовные дела о государственных преступлениях и вела судебные процессы против архагетов.

В народном собрании участвовали все спартиаты, достигшие 30-летнего возраста. Первоначально собрание созывали вожди, они же в нем председательствовали. Выступать в народном собрании могли только должностные лица или послы иностранных государств, участники же собрания лишь заслушивали выступления и голосовали. Голосование проводилось криком, а в спорных случаях участники собрания расходились в разные стороны.

Созыв народного собрания (кроме чрезвычайных) производился раз в месяц. На собрании принимались законы, избирались должностные лица, решались вопросы войны и мира, союза с другими государствами, рассматривались вопросы о наследовании должности вождя, определялось, кому из вождей возглавлять войско в походе и т. д. В решении всех этих вопросов роль собрания в силу существовавшей в нем процедуры была меньшей, чем роль народного собрания в Афинах. Но все же преуменьшать ее не следует. Право избрания должностных лиц, право отклонять внесенные ими предложения позволяли ему если не контролировать их, то во всяком случае оказывать на них влияние, заставлять считаться с собой. Только к IV в. до н. э. оно становится пассивным, и роль его падает.

Эфоры в Спарте появились с VIII в. до н. э. в результате острых конфликтов между родоплеменными вождями и родовой аристократией. Последняя, получавшая большую долю военной добычи и возможность угнетать свободных общинников, стремилась ограничить пожизненную власть вождей властью избираемых на определенный срок представителей аристократии. Ими стали пять эфоров. Они избирались из "достойных" на один год, действовали единой коллегией, принимавшей решения большинством голосов. Первоначально эфоры считались как бы помощниками архагетов и осуществляли судебное рассмотрение дел по имущественным спорам. С середины VI в. до н. э. власть эфоров заметно возросла. Они поставили под свой контроль архагетов — в походе их сопровож дали два эфора. Эфоры получили право созывать герусию и народное собрание и руководить их деятельностью. Вместе с герусией опи могли предотвратить принятие народным собранием неугодного им решения. К ним перешло руководство внешними сношениями Спарты и внутреннее управление страной, наблюдение за соблюдением спартиатами установленных порядков, суд над ними и наказание их, объявление войны и мира, контроль над деятельностью остальных должностных лиц (которых в Спарте было гораздо меньше, чем в Афинах). Деятельность самих эфоров практически не контролировалась — они отчитывались только перед своими преемниками. Особое положение эфоров подчеркивалось и их правом не участвовать в общих сисситиях и иметь собственный стол.

Кризис политической системы Спарты. Монолитная социальная структура господствующего класса, превратившегося в мощную военную организацию, способствовала быстрому возвышению Спарты среди греческих государств. К V в. до н. э. она установила свою гегемонию над почти всем Пелопоннессом, возглавив Пелопоннесскую симмахию. Застой в социально-экономической и политической жизни, духовное оскудение — цена господства над илотами — делают Спарту центром реакции в Греции. В то же время победа в Пелопоннесской войне (431–404 гг. до н. э.), громадная контрибуция, полученная с Афин, резко стимулировали процессы имущественной дифференциации спартиатов и развития товарно-денежных отношений. Они еще более усилились с разрешением в начале IV в. до н. э. дарения и завещания земельных наделов (продажа их по-прежнему не допускалась, но, вероятно, имела место). Увеличиваются размеры наделов знати и за счет приобретения земель (у илотов) на окраинах государства. Запрещение торговли перестает соблюдаться.

Былой аскетический спартанский образ жизни уходит в прошлое. Массовое разорение рядовых спартиатов ведет к потере ими земельных наделов и, следовательно, полноправия. Единство спартанской общины разрушается, ее военная мощь падает — число полноправных спартиатов сокращается, появляются наемники. Потеря в IV в. до н. э. Мессении в результате македонского завоевания Греции, а вместе с ней части земли и илотов, подорвала экономическую основу Спартанского государства.

Предпринимавшиеся в III в. до н. э. по требованию разорившихся спартиатов попытки восстановить старые порядки путем передела земли, уничтожения долгов, восстановления военного могущества предоставлением прав гражданства неполноправным жителям Спарты потерпели крах. Объективные закономерности развития рабовладельческого общества неумолимо вели к крушению социальных и политических порядков, сохранявших коллективистские пережитки общинного строя.

Окончательно ослабленная, раздираемая внутренней борьбой Спарта, как и все греческие государства, в середине II в. до н. э. подпадает под власть Рима.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru


Смотрите также