Живопись древняя русь. Open Library - открытая библиотека учебной информации
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Книга: «Живопись Древней Руси». Живопись древняя русь


Книга: Живопись Древней Руси

Живопись Древней РусиИздание представляет собой собрание наиболее значительных памятников искусства Древней Руси XI - начала XIII века, то есть созданных до татаро-монгольского нашествия. В него вошли произведения Киева… — Художник РСФСР, (формат: 62x94/8, 120 стр.) Подробнее...19822000бумажная книга
Живопись Древней РусиИздание представляет собой собрание наиболее значительных памятников искусства Древней Руси XI - начала XIII века, то есть созданных до татаро-монгольского нашествия. В него вошли произведения Киева… — Художник РСФСР, (формат: 62x94/8, 120 стр.) Подробнее...19821700бумажная книга
Н. Б. СалькоЖивопись Древней Руси XI - начала XIII века. Мозаики. Фрески. ИконыИздание представляет собой собрание наиболее значительных памятников искусства Древней Руси XI - начала XIII века, т. е. созданных до татаро-монгольского нашествия. В него вошли произведения Киева… — Художник РСФСР, (формат: 60x108/6, 312 стр.) Подробнее...1982890бумажная книга
Живопись Древней Руси (находки и открытия)Для истории русского искусства 50-60-е годы ХХ столетия явились временем открытий. Еще недавно казалось, что в музеях уже собраны почти все сохранившиеся древнерусские иконы и вряд ли можно ожидать… — Аврора, (формат: 230x300, 120 стр.) Подробнее...197079бумажная книга
Г. К. Вагнер, Т. Ф. ВладышевскаяИскусство Древней РусиВ предлагаемой книге искусство Древней Руси X - XVII вв. впервые рассматривается комплексно под углом зрения новейших теоретических разработок в области истории древнерусской общественно-философской… — Искусство, (формат: 70x100/16, 256 стр.) Подробнее...1993840бумажная книга
Даркевич В.П.Цивилизация Древней Руси XI-XVII вековКнига посвящена истории, материальной и духовной культуре древнерусских городов и монастырей в их развитии с XI по XVII век. Рассматриваются проблемы происхождения икультурно-исторической роли… — Белый город, (формат: 70x100/16, 256 стр.) Русская книга Подробнее...201025562бумажная книга
Э. С. СмирноваЖивопись Обонежья XIV - XVI вековОбонежье, как называли земли по берегам Онежского озера и прилегающие к ним районы,- одна из обширных северных областей древней Руси. Это сокровищница памятников деревянного зодчества, родина… — Наука, (формат: 70x90/16, 188 стр.) Памятники древнерусского искусства Подробнее...1967660бумажная книга
Э. С. СмирноваЖивопись Великого Новгорода. Середина XIII - начало XV векаВеликий Новгород - один из крупнейших художественных центров Древней Руси. В XIII - начале XV века идет становление собственно новгородской живописной традиции, сыгравшей значительную роль в… — Наука, (формат: 84x108/16, 392 стр.) Подробнее...1976760бумажная книга
Н. В. РозановаРостово-Суздальская живопись XII - XVI веков. АльбомРусские иконы, давно утратившие свое культовое значение, до сих пор пленяют гармоничностью красок, поражают глубиной и благородством мыслей и чувств их создателей. Они свидетельствуют о высокой… — Изобразительное искусство, (формат: 60x90/8, 192 стр.) Подробнее...1970750бумажная книга
Н. В. РозановаРостово-Суздальская живопись XII - XVI веков. АльбомРусские иконы, давно утратившие свое культовое значение, до сих пор пленяют гармоничностью красок, поражают глубиной и благородством мыслей и чувств их создателей. Они свидетельствуют о высокой… — Изобразительное искусство, (формат: 60x90/8, 192 стр.) Подробнее...1970590бумажная книга
Государственный Русский музей. Живопись XII - начала XX векаГосударственный Русский музей — сокровищница русского искусства, гордость страны и ее культуры по праву считается музеем мирового значения. По полноте и разнообразию своих коллекций это крупнейшее в… — Изобразительное искусство, (формат: 60x108/8, 216 стр.) Музеи мира Подробнее...1993200бумажная книга
Древнерусская живописьКультурное наследие Древней Руси велико и многообразно. Памятники искусства, созданные ее художниками и архитекторами, по сей день поражают высоким мастерством. Самобытным и индивидуальным талантом… — Аврора, (формат: 62x94/8, 120 стр.) Новые открытия Подробнее...19691300бумажная книга
Русские народные сказки. Живопись Палеха, Мстёры, Холуя (на английском языке)В альбом-сувенир включены русские народные сказки: "По щучьему велению", "Репка", "Колобок", "Морозко", "Хаврошечка", "Гуси-лебеди", "Царевна-лягушка" и другие, иллюстрированные мастерами русской… — Медный всадник, (формат: 60x108/6, 312 стр.) Книги на английском языке Подробнее...2014631бумажная книга
Русские народные сказки. Живопись Палеха, Мстёры, Холуя (на итальянском языке)В альбом-сувенир включены русские народные сказки: "По щучьему велению", "Репка", "Колобок", "Морозко", "Хаврошечка", "Гуси-лебеди", "Царевна-лягушка" и другие, иллюстрированные мастерами русской… — Медный всадник, (формат: 60x108/6, 312 стр.) Книги на итальянском языке Подробнее...2014631бумажная книга
Русские народные сказки. Живопись Палеха, Мстёры, Холуя (на немецком языке)В альбом-сувенир включены русские народные сказки: "По щучьему велению", "Репка", "Колобок", "Морозко", "Хаврошечка", "Гуси-лебеди", "Царевна-лягушка" и другие, иллюстрированные мастерами русской… — Медный всадник, (формат: 60x108/6, 312 стр.) Книги на немецком языке Подробнее...2014631бумажная книга

dic.academic.ru

Живопись Древней Руси

История Живопись Древней Руси

просмотров - 61

Несмотря на то, что перебрал много книг по истории и культуры Древней Руси, практически во всœех из них я не нашел ничего про настоящую исконно русскую живопись, то есть живопись, которая сохранилась с дохристианской эпохи развития Древней Руси. В некоторых книгах есть заметки, что живопись всœе же существовала до крещения, однако она представляла собой грубо выдолбленные на стенах сооружений (изб) рельефные картинки, которые затем раскрашивались подручными красками (охрой, белилами и.т.д). Короче говоря, хотя я хотел показать истинно древнерусскую культуру мне всœе же придется рассмотреть христианскую русскую живопись, к примеру, иконы.

"Древнерусская живопись – одна из самых высоких вершин мировой культуры, величайшему духовному достоянию нашего народа. Древнерусская живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень важную и совсœем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определœен ее характер. Неотделима от самого предназначения древнерусской живописи и достигнутая ею высота. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение. По этой причине в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово».

Прежде всœего это Священное Писание, Библия («Библия» по-гречески – книги) – книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа. Священное Писание состоит из Нового Завета͵ куда входят Евангелие и еще несколько произведений, написанных апостолами – учениками Христа͵ и Ветхого Завета , содержащего книги, созданные вдохновенными пророками еще в дохристианскую эпоху. Кроме Священного Писания, причислялся к христианскому слову, почитался несущим христианскую истину широкий круг произведений, созданных в течение веков народами разных стран: Ближнего Востока и Малой Азии, Греции, славянских земель и самой Древней Руси. В данный круг прежде всœего входят апокрифы – древнейшие повести, посвященные тем же лицам и событиям, о которых повествует Библия. Апокрифы не считались богодухновенными, но многие из них были признаны исторически достоверными, дополняющими Писание. Затем – многочисленные жития святых (биографические повести о них). Важное место в христианском слове занимают и используемые в богослужении поэтические, гимнографические произведения, посвященные событиям и лицам Священного Писания, святым и событиям их жизни.

Воплотить слово, эту грандиозную литературу, нужно было как можно яснее – ведь это воплощение должно было приблизить человека к истинœе этого слова, к глубинœе того вероучения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он исповедовал. Искусство византийского, православного мира – всœех стран, входящих в сферу культурного и вероисповедного влияния Византии, – разрешило эту задачу, выработав глубоко своеобразную совокупность приемов, создав невиданную ранее и никогда больше не повторившуюся художественную систему, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ.

"Образ" по-гречески – икона. И уже с глубокой древности слово "икона" стало употребляться и употребляется до сих пор как прямое название для получивших широкое распространение в живописи византийского мира отдельных самостоятельных изображений, как правило, написанных на доске. Но в широком смысле иконой, ᴛ.ᴇ. образом, воплотившим слово, является всœе созданное этой живописью: и изображения, неотделимые от самих зданий храмов, мозаики, выложенные на их стенах из кубиков драгоценного стекла, фрески, написанные по покрывающей эти стены штукатурке, и миниатюры, украшающие страницы рукописных книᴦ. Стремясь подчеркнуть предназначение и характер живописи византийского православного мира, зачастую к ней целиком, а не только собственно к иконам относят термин «иконопись».

В течение долгих веков живопись византийского, православного мира, в том числе и живопись древнерусская, несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства. И именно в глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в том числе и живопись Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту.

Но со временем и искусство всœего византийского мира, и искусство Древней Руси постигло забвение. Пала под ударами турок-завоевателœей сама Византийская империя, оказались завоеванными мусульманами некогда христианские страны Малой Азии и многие славянские государства. В этих бедах, пережив татаро-монгольское нашествие, по существу выстояла одна Русь. После падения Византии она была подлинным центром православной культуры. Забвение, разорение постигли древнерусскую культуру и искусство не в результате покорения иноземцами, а в момент высочайшего подъема русской государственности при Петре I. Реформы Петра, повернувшие Россию на Запад, отринули культурное наследие Древней Руси; живопись самобытная, имеющая свои истоки в византийской традиции, заменялась живописью западноевропейского типа.

Живопись Западной Европы исходно росла из тех же христианских корней, по-своему важно было для нее и христианское слово. Но развитие этой живописи пошло по иному пути. Она выработала не только иные, не связанные с церковной традицией жанры и виды (портрет, натюрморт, пейзаж), но, начиная с эпохи Возрождения, и сюжеты Священного Писания передавала совершенно иным способом, чем живопись византийского круга. Западноевропейская живопись не созидала священный образ, а стремилась изобразить тех, кто описан в Библии и Евангелии, как обычных людей, а события, о которых там рассказывается,– как любые другие обычные события человеческой жизни. В приближении к повсœедневной реальности видело западноевропейское искусство единственный путь к подлинной правде, и в передаче этой реальности его мастера достигли огромных успехов, выработали для этого особые художественные принципы.

Русская живопись после петровских реформ, в том числе живопись церковная, строится на этих новых, западноевропейских принципах. И хотя чисто религиозное уважение к древним иконам сохранялось в европеизированном, просвещенном русском обществе, но сами отличия живописи древнерусской от европейской воспринимались им лишь как доказательства русской отсталости и варварства. Постепенно сама эта живопись, как и вся допетровская старина, предавалась забвению. Древняя, восходящая к Византии художественная система в сильно упрощенном виде сохранялась лишь в крестьянском иконописании, центрами которого были несколько «иконописных» сел – Палех, Мстера и Холуй. Приверженность к древней иконе, как и ко всœему допетровскому строю жизни, в известной степени продолжала существовать только в народной – крестьянской и отчасти купеческой среде. Но, к счастью, это забвение древних национальных корней не было в России окончательным. Через сто лет после петровских реформ к ним обратилась новая, созданная как раз в результате реформ русская культура, русская интеллигенция. Растущее значение России, ее победа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г, послужили мощным толчком для развития национального самосознания. У просвещенных людей, у историков, писателœей, поэтов возник интерес к прошлому страны, к ее истории. И уже второе десятилетие Х1Х века было ознаменовано появлением «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина – труда, в котором, по словам А. С. Пушкина, «древняя Россия, казалось, была найдена, как Америка – Коломбом». Это была книга, открывшая русскую историю самым широким кругам образованного общества. Вместе с «открытием» древней России родился и интерес к ее культуре, положено было начало ее изучению через обращение фольклору, к народной жизни, где многие черты этой культуры, допетровская старина еще продолжали жить. «При свете европейского просвещения нам нужно хорошенько рассмотреть самих себя», – писал Н.В. Гоголь. И «рассматривая себя», русские люди находили в своем историческом прошлом такие сокровища, которых не знало европейское Просвещение.

В начале ХIХ века было открыто и обрело известность величайшее произведение древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве». Вслед за тем в течение всœего столетия разыскиваются учеными другие литературные произведения на страницах древних рукописей. Ученые, поэты, писатели собирают и записывают хранящиеся в живой устной народной традиции памятники древнего литературного творчества – былины, сказки, песни. И со времен Пушкина древнерусская литература, древнее литературное творчество народа становятся источником вдохновения для русских писателœей, живым ключом, питающим новую, «европейскую» русскую литературу.

Одновременно с древней литературой открываются и национальные истоки в музыке, начинается собирание и запись народных песен, развивается интерес к древним церковным песнопениям. И русские композиторы от М. И. Глинки до С. В. Рахманинова неуклонно обращаются к этим истокам, каждый по-своему обогащает ими свое творчество.

Интерес к древнерусской культуре вызвал обращение и к ее живописи. Уже в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин упоминает о древнерусских художниках, приводит почерпнутые из летописи сведения об их произведениях. Эти сведения привлекают внимание, становятся предметом изучения и для более молодых историков, но настоящее приобщение к древнерусской живописи, открытие ее подлинных сокровищ произошло много позже, чем это случилось со словесностью и музыкой.

Дело в том, что люди ХIХ столетия древнерусской живописи по-настоящему просто не видели. Потемнели, покрылись пылью и копотью уцелœевшие в древних храмах фрески и мозаики, и в буквальном смысле стали невидимы иконы – главная, самая многочисленная часть древнерусского наследия. Ведь фресками и в особенности мозаиками в древности украшали далеко не каждую церковь, а иконы были обязательно не только в каждом храме, но и в каждом доме. Причина этой невидимости икон – в той особой живописной технике, в которой они создавались. Доска, на которой должна быть написана икона, покрывалась загрунтованной тканью – паволокой, и само изображение наносилось на паволоку темперой, т. е. минœеральными красками. А сверху изображение покрывалось прозрачной олифой. Олифа хорошо проявляет цвет и, что еще важнее, прекрасно предохраняет живопись от повреждений. Но при этом олифа обладает свойством со временем темнеть, и за 70 – 100 лет она темнела настолько, что почти совсœем скрывала находящуюся под ней живопись. В древности на Руси знали и применяли способы удаления потемневшей олифы, ᴛ.ᴇ. способы «расчистки» древней живописи. Но способы эти были достаточно трудоемки, и со временем иконы стали не расчищаться, а «поновляться», т. е. поверх потемневшей олифы писалось новое изображение. Зачастую на древних иконах делалось в течение веков несколько таких поновлений – первоначальная живопись в таком случае закрывалась несколькими слоями записей, верхний из которых также был покрыт олифой. В начале ХIХ века, к тому моменту, когда возник интерес к допетровской культуре, потемнели уже и произведения ХVII века. На всœех древних иконных досках представали лишь силуэты, контуры изображений, проступающие сквозь потемневшую, почерневшую олифу. Иконная чернота стала восприниматься как исходное свойство самой древней живописи..."

Cписок используемой литературы:

1. Андреевсакая Т П, Воронцов А.В История России IX-XVIII вв. Контрольные и проверочные работы.

2. История: 3000 тестов и проверочных работ для поступающих в вузы.

3. Энциклопедия истории России 862-1917. Мультимедийная программа. – Коминфо, 1997-2001.

4. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. - М.: "Изобразительное искусство", 1983. - 262 с.

5.Маерова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. - М.: "Русский язык", 1990. - 269 с.

Читайте также

  • - Живопись Древней Руси

    Несмотря на то, что перебрал много книг по истории и культуры Древней Руси, практически во всех из них я не нашел ничего про настоящую исконно русскую живопись, то есть живопись, которая сохранилась с дохристианской эпохи развития Древней Руси. В некоторых книгах есть... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Живопись и музыка древней Руси

    АрхеологияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБотаникаБухгалтерский учётВойное делоГенетикаГеографияГеологияДизайнИскусствоИсторияКиноКулинарияКультураЛитератураМатематикаМедицинаМеталлургияМифологияМузыкаПсихологияРелигияСпортСтроительствоТехникаТранспортТуризмУсадьбаФизикаФотографияХимияЭкологияЭлектричествоЭлектроникаЭнергетика

    Чему нас учит история религий? Что они повсюду раздували пламя нетерпимости, устилали равнины трупами, поили землю кровью, сжигали города, опустошали государства; но они никогда не делали людей лучше.

    Русское искусство в средневековье определялось христианским мировоззрением. Еще в языческое время на Руси была развита архитектура, в основном древесная: долгое время славились наши «древодели».

    Летописцы оставили нам свидетельство того, что до каменной новогородской Софии на месте Новгородского кремля располагался "тринадцатиглавый деревянный Софийский собор", возведённый новгородцами в конце Х в. Живопись и музыка древней Руси У восточных славян, вполне возможно, были свои деревянные храмы и что они были многоголовыми. Многоглавие, таким образом, было исконно русской чертой зодчества, переняты в дальнейшем искусствоведами Киевской Руси. С христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храмов, типичная для православных греко-восточных стран. Крестово-купольный формы храмы, прямоугольные в плане, с 4 или более столбами, интерьер делится на продольные (по оси запад-восток) части - нефы (три, пять или более). Четыре центральных столба объединяются арками, которые поддерживают через паруса барабан купола. Пространство под куполом, благодаря окнам барабана, залито светом. Это центр храма. Алтарные помещения - апсиды располагаются на восточной стороне интерьера, обычно какими-то округлыми частями выступающие на внешней стороне; площадь в западной части обычно называют "притвором", "нартексом". В этой же части на втором ярусе размещены хоры, где были князь и его приближенные во время богослужения. Ячейки, которые примыкают к пространству под куполом, перекрыты сводами цилиндрической формы. Живопись и музыка древней Руси. Все пространство в центре храма в плане образует крест, откуда и пошло название системы подобного храма крестово-купольный. В домонгольском храме отличительной чертой было разделение фасада вертикальными плоскими пиастрами (по-древнерусски - лопатками) на "прясла". Овальное завершение прясла называется "закомарой" (их форма определяется посводным покрытием). История искусства древней Руси. В интерьере Древней Руси использовалась роспись стен насыщенных ярких цветов (синего, зелёного, красного... - "расписной терем"), болдахины на кроватях, витражи на окнах, своды на потолках, израсцовые печи... Искусство Киевской Руси имело огромное значение для дальнейшего развития художественной культуры русского народа и братских народов - белорусского и украинского.

     

    Природа сказала женщине: будь прекрасной, если сможешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно.

    Архитектура и живопись. Музыка.

    Киевская Русь славилась многочисленными городами. Строители Киевской Руси создавали замечательные сооружения из дерева, камня и кирпича. Основным строительным материалом служило дерево. Из него возводили жилье, оборонительные сооружения, мосты и церкви. Жилища преимущественно были одноэтажными, в больших городах встречались двухэтажные постройки. Их стены представляли собой срубную или каркасно-столбовую конструкцию. Развитие каменного строительство ускорилось после внедрения христианства. В течение 989 - 996 гг. по приказу князя Владимира была построена каменная церковь Богородицы, на содержание которой князь дарил десятую часть своих доходов, отсюда и ее название - Десятинная.

    Новый этап в развитии зодчества Киевской Руси связан со строительством во времена Ярослава Мудрого в стольном граде Киеве. В 1037 г. началось строительство самого величественного и знаменитого из всех руських храмов - собора Святой Софии. Наряду с богослужениями в соборе проходили торжественные государственные церемонии.

    В 30-х гг. XI в. сооружается также главный въезд в Киев - Золотые ворота, а в 1073 - 1089 гг. - Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Этот собор стал образцом церковной архитектуры.

    Величественные каменные сооружения, сохранившиеся до наших дней, создавались и в других городах Киевской Руси. В Чернигове и Владимире-Волынском были возведены Успенские соборы, в Галиче- церковь Св. Пантелеймона. В Переяславе построена Михайловская церковь, а в Перемышле - дворец.

    Украшением монументальных сооружений была фресковая живопись (роспись минеральными красками по сырой штукатурке).

    Лучше всего сохранилась она в киевском Софийском соборе. Высокохудожественные реалистичные фрески этого и других соборов являются ценным источником изучения мировоззрения, быта, обычаев наших далеких предков.

    На одной из фресок изображен музыкант, играющий на смычковом инструменте, напоминающем скрипку. На другой фреске двое музыкантов трубят в трубы, третий играет на флейте, четвертый бьет в тарелки, пятый перебирает струны лютни, шестой играет на инструменте, напоминающем арфу. Изображения музыкантов и музыкальных инструментов (гусли, свирели, бубны и пр.) встречаются среди археологических находок. Все это, как и церковное хоровое пение, указывает на развитие и распространение музыкального искусства в Киевской Руси.

    Наряду с музыкой и пением наших предков с детства окружали изделия прикладного искусства. Это были деревянные миски и ложки, вырезанные из кости пуговицы, гребешки, ручки ножей, керамическая посуда с художественной росписью, недорогие украшения и т. п. Русичи любили красоту и умели ее ценить.

    8.

    studopedya.ru


    Смотрите также