Рабы древнего рима. Рост рабовладения. Источники рабства Древнего Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Рабство в Древнем Риме. Рабы древнего рима


Рабство в Древнем Риме

Рабство в Древнем Риме

В нашем представлении понятия рабство и Древний Рим неотделимы дру 15215n131p 1075; от дру 15215n131p 1075;а. Жизнь в древней Италии замерла бы без рабского труда, который применялся и в сельском хозяйстве, и в ремесленных мастерских. Рабами были актеры, врачи, учителя, секретари, гладиаторы.

Самое низшее положение среди рабов занимали сельские рабы. В отличие от городского раба, жившего полупраздной жизнью, нахватавшегося всяких сведений и даже не лишенного некоторого лоска, сельский раб от зари до зари был занят неустанной работой. Праздничных дней у него не было, разве что по праздникам он выполнял более легкую работу.

[Илл. - Раб, работающий закованным в цепи. По изображению на гемме. Стр. 408]

В сельских усадьбах устраивались небольшие - от шести до девяти метров - комнатушки для рабов, с голыми, грубо оштукатуренными стенами, простым кирпичным полом, обычно даже не залитым раствором, который бы сделал его более ровным. Общим помещением для всей сельской семьи, или фамилии (так называли рабов, живших и работавших в усадьбе) была деревенская кухня. Здесь готовилась пища, здесь же рабы обедали; на кухне они могли отогреться и отдохнуть. В долгие зимние вечера и по утрам, пока не рассвело, рабы тут же и работали: вили веревки, плели корзины, обтесывали колья.

Обязательным помещением в любой сельской усадьбе был эргастул - глубокий подвал со множеством узких окошек, пробитых так высоко, что до них не дотянуться рукой. Эргастулы предназначались для закованных, то есть наказанных рабов, которые, в отличие от "развязанных", ходили в цепях и не могли жить по отдельным комнатушкам.

Надсмотрщик (в Древнем Риме он назывался "вилик") считался рабом на особом положении: и еда, и помещение были у него, конечно, лучше, чем у остальных рабов,

Городская фамилия отличалась от сельской не столько по месту своего пребывания, сколько по функциям. К сельской фамилии принадлежали рабы, занятые в скотоводстве и земледелии, а также обслуживающий их персонал; к городской фамилии - рабы, служившие хозяину и его семье и заботившиеся о благоустройстве его дома. К ним относились повара, пекари, кондитеры, носильщики, закупщики провизии, птичники, рыбаки, массажисты, домоправители, казначеи, садовники, метельщики, уборщики, ткачи, привратники, лектикарии, несшие носилки господ, рабы, прислуживавшие за столом, рабы, провожавшие хозяйских дети в школу, рабы, ведавшие господской одеждой, и просто челядь без определенных обязанностей.

Доверенные рабы были агентами господ в различных делах: им поручали столь частые в римском государстве подкупы, они занимались торговлей и ростовщичеством, так как их хозяевам-сенаторам запрещалась такого рода деятельность; рабы снаряжали морские экспедиции, собирали квартирную плату с жильцов доходных домов, отправлялись с поручениями хозяина в провинцию.

Всех этих разнообразных слуг надо было содержать, и притом содержать хорошо, потому что слуги в приличном доме должны были отличаться красотой, цветущим видом и соответствующим одеянием. Именно об этом говорит Цицерон, обличая пороки Пизона: "У него нет ничего изящного, ничего изысканного. прислуживают неопрятные рабы, некоторые из них даже старики; один и тот же раб у него и повар, и привратник."

Очевидно, однако, что большое количество слуг могли себе позволить лишь состоятельные люди, имевшие огромные особняки. Большинству римского населения, населявшему квартиры многоэтажных инсул, просто негде было разместить не то что несколько сот, а несколько десятков рабов. А при дороговизне римских квартир снимать еще одно помещение для рабов было бы накладно человеку даже хорошего достатка. Видимо, Марциал, укладывая в своем стихотворении раба на "жалкую подстилку", был недалек от истины.

Инсула - многоквартирный жилой дом, доходный дом в Древнем Риме.

Трудно сказать, какова была численность городской фамилии, хотя для второй половины I в. до н.э. нам известен, благодаря Горацию, во всяком случае, порядок этой цифры. Описывая человека, бросающегося из одной крайности в дру 15215n131p 1075;ую, поэт говорит, что у него было то 200 рабов, то 10, из чего можно сделать вывод, что двести было наибольшим, а десять - наименьшим числом слуг у "светского" современника Горация.

Городские фамилии уже в достаточно ранний период истории Рима стали включать в себя еще одну категорию рабов - образованных людей, так называемую рабскую интеллигенцию. Испокон веков рабами были актеры, рано вошло в обычай иметь рабов-учителей. В I в. до н.э. образованные рабы - писцы, чтецы, библиотекари, врачи - стали непременной принадлежностью фамилии. Некоторые из таких образованных рабов, впоследствии вольноотпущенников, становились известными учеными, писателями, риторами. Общеизвестно рабское происхождение знаменитых комедиографов Теренция и Цецилия Статия. Рабом был один из самых знаменитых мимографов Публилий Сир. Почти все грамматики и многие риторы, биографии которых приводит Светоний, происходили из рабов.

Теренций (190 - 159 гг. до н.э.) - выдающийся древнеримский комедиограф.

Понятно, что образованные рабы занимали в фамилии совершенно особое положение. Хозяева всячески поощряли способных рабов, гордились ими, искали для них сильных покровителей. И дело здесь не столько в человеколюбии, сколько в тщеславии и быстро растущей потребности в работниках умственного труда в связи с развитием культуры и усложнением хозяйства.

Приобрести раба можно было на рынке. Цены на рабов в Риме очень колебались и зависели от состояния раба, от его способностей и образованности. Огромные суммы выкладывали за красивых танцовщиц, сотни тысяч сестерций платили за актеров и дру 15215n131p 1075;их высококвалифицированных рабов. Во время крупных завоевательных войн цены на рабов резко падали. В период покорения Сардинии цены на сардинских рабов так упали, что даже появилась поговорка: "Дешев, как сард". В I в. н.э., во время завоевания Понтийского царства, рабов продавали по 4 денария за голову, хотя средняя рыночная цена на рабов тогда равнялась 300-500 денариям.

Довольно часто в Риме рабов отпускали на волю. Отпущенный раб становился либертином, вольноотпущенником, и принимал родовое имя хозяина. Но отпуск на волю не разрывал полностью отношений зависимости, либертин переходил в число клиентов своего бывшего господина - теперь патрона.

Значительно отличалось от положения домашних и сельских рабов положение рабов-ремесленников, труд которых использовался в специально организованных мастерских, принадлежавших крупным собственникам или свободным ремесленникам. Рабовладельцы довольно рано поняли, что можно насильно заставить человека работать в поле, на мельнице, в рудниках, но для того, чтобы расписать сосуд, вышить золотом плащ, вырезать изящную гемму, выковать тончайшие хирургические инструменты, нужно было дать рабу надежду на свободу и благосостояние, обеспечить нормальные условия труда.

Со временем среди рабов-ремесленников выделяются рабы ставшие владельцами рабочей силы или средств производства. Они становились зажиточными отпущенниками, но даже будучи еще рабами, по своему положению стояли ближе к свободным собственникам ремесленных мастерских, чем к обычным рабам.

Да и в целом городские рабы, трудившиеся в ремесленных мастерских, не могли быть изолированы ни от свободных наемных работников, ни от свободного плебса, большая часть которого состояла из тех же ремесленников, мелких торговцев, поденщиков. Рабы-ремесленники входили в разнообразные коллегии, включавшие или только рабов и отпущенников, или смешанного состава. А домашние слуги и подавно позволяли себе разные развлечения: посещали цирюльни, где римляне обменивались городскими новостями и сплетнями, ходили в театр и трактиры.

Рабы-слуги, также как ремесленники, имели пекулий (так называлось имущество, выделяемое главой семьи ее членам - сыновьям и рабам). Пекулий был важнейшим отличием дельного и хорошего домашнего раба от раба "негодного". Своеобразными источниками по истории рабства в Древнем Риме являются комедии Плавта и Теренция. Так вот, и у того и дру 15215n131p 1075;ого рабы то и дело жалуются на хозяев, по любому поводу вымогающих у них подарки: по случаю дня рождения, своего или детей, совершеннолетия сына и т.д.

Плавт (Тит Макций Плавт, 250 - 184 гг. до н.э.) - древнеримский драматург, автор более ста комедий.

Однако ни рабы-ремесленники, ни домашние, ни тем более сельские рабы, не были застрахованы от самых суровых наказаний. За небольшую провинность раба заставляли с надетой на шею двузубой вилкой обойти ближайшие окрестности, громко рассказывая о своем проступке. За более тяжкие провинности рабов пороли розгами или "треххвосткой" - плетью в три ремня с узлами, заковывали в тяжелые цепи и колодки, посылали на мельницу, где они вращали жернова в специальных ошейниках, мешавших дотянуться до рта и есть муку; клеймили им лбы, заточали в карцеры и эргастулы, пытали, подвешивая на всю ночь к кресту, наконец, казнили, обычно распиная на кресте.

[Илл. - Наказание раба плетью. Рисунок с бронзового горшка, найденного в Помпеях. Стр. 551]

Кроме того, хозяин считал себя вправе не лечить заболевшего раба: того просто отвозили на остров Асклепия на Тибре, и там оставляли. И все же самым страшным наказанием, страшнее всех пыток и казней, была отсылка на рудники. Работники рудников приносили своим хозяевам невероятные прибыли, но быстро истощались и умирали от невыносимых трудностей, от тяжелейшего труда под землей под ударами надсмотрщиков.

Асклепий - бог врачевания, аналогичный греческому Эскулапу.

Известно древнее сенаторское постановление, запрещавшее разрабатывать рудники в Италии, несмотря на их богатство, а также цензорский закон о золотых приисках в земле Верцелл, предписывавший ограничивать количество работников пятью тысячами человек. Эти факты позволяют некоторым ученым делать вывод, что правительство боялось сосредоточивать в Италии в одном месте большое число рабов, особенно рабов-рудокопов, чья участь была самой страшной, а потому и готовность восстать наибольшей.

Однако, несмотря не все меры предосторожности, не всегда удавалось сдерживать нараставшее недовольство рабов. В Италии то и дело вспыхивали восстания. Уже начало II в. до н.э. было неспокойным: в окрестностях Рима, затем в Этрурии, в Апулии и Калабрии одно за дру 15215n131p 1075;им подавлялись крупные движения и заговоры рабов. А во второй половине столетья в Сицилии, одном из самых крупных центров рабовладения, вспыхнуло восстание, которое далеко переросло рамки местных заговоров. За пять лет в руки рабов перешли почти все крупные города острова - Энна, Агригент, Тавромений, Катана, Мессана. Положение стало настолько угрожающим, что на пылающий остров были двинуты консульские армии.

Рабы защищались с необычайным мужеством. Город Тавромений удалось взять только после долгой осады, когда осажденные в нем рабы дошли, по словам Диодора, до такой степени истощения, что "начав питаться детьми, они перешли потом к женщинам и кончили взаимным истреблением". Но и при таких условиях римским войскам удалось захватить Тавромений только благодаря измене одного раба.

Та же участь постигла Энну, и вскоре весь остров был прочесан и освобожден от мятежных рабов. Сицилийское восстание повлекло за собой несколько вспышек в Италии и Греции, а всего через тридцать лет, в 104 году до н.э., в Сицилии вновь началось восстание. Учитывая опыт предыдущего восстания, на этот раз рабы создали свое государство со столицей в Триокале. Царем государства рабов был провозглашен Сальвий, искусный гадатель, принявший имя сирийского узурпатора Трифона.

В 101 г. до н.э. восстание, охватившее всю восточную часть острова, было подавлено. Только тысяча рабов продолжали отчаянно сопротивляться, но, в конце концов, и они сдались на условиях сохранения жизни. Консул 101 года Маний Аквилий отправил их в Рим гладиаторами. Там, не желая быть забавой для римской толпы, они перебили дру 15215n131p 1075; дру 15215n131p 1075;а перед выходом на арену.

В начале лета 73 г. до н.э. в одной из гладиаторских школ Капуи около 200 рабов составили заговор, который, во-видимому, был раскрыт. Но 70 гладиаторам, вооруженным чем попало, удалось вырваться из школы и бежать из города. Они ушли на Везувий и стали оттуда совершать набеги на окрестности.

Во главе бежавших гладиаторов стояли галлы Крикс и Эномай и фракиец Спартак, спустя почти две тысячи лет овеянный, благодаря итальянскому писателю-гарибальдийцу Р. Джованьоли, славой романтического борца за свободу.

[Илл. - Предполагаемое изображение Спартака. Стр. 609]

Побеги гладиаторов случались довольно часто, поэтому в Риме не придали особого внимания очередному инциденту. Высланный из Капуи на усмирение беглецов небольшой отряд был разбит, и в руки повстанцев попало настоящее оружие, которым они с радостью заменили ненавистное вооружение гладиаторов.

После этого отряд Спартака одержал еще две победы над римскими легионами, и это стало поворотным событием в ходе восстания, охватившего теперь почти весь юг полуострова: Кампанию, Луканию и Апулию. Войско Спартака насчитывало уже около 120 тысяч человек. Понимая все трудности вооруженной борьбы с Римом, Спартак решил собрать как можно больше рабов и через восточные Альпы вывести их из Италии, где они стали бы свободными и могли вернуться в свои родные места.

Но, дойдя до города Мутины, когда дорога к Альпам была открыта, и планы Спартака, казалось, близки к осуществлению, он неожиданно повернул на юг. После блестящих побед настроение в войске Спартака поднялось настолько, что об уходе из Италии не могло быть и речи. Рабы требовали от своего вождя, чтобы он вел их на Рим, и Спартак вынужден был подчиниться, хотя и понимал, что невозможно захватить город, который в свое время не смогли взять ни Ганнибал, ни самниты.

Римское правительство мобилизовало для борьбы все наличные силы. Дорога к Риму оказалась отрезана, и Спартак стал прорываться на юг, чтобы перебросить часть своих войск на Сицилию. С севера по пятам Спартака шел Красс, возглавлявший армию в восемь римских легионов. Весной 71 г. до н.э. в Апулии армия Спартака, зажатая кольцом правительственных войск, вступила в последнюю битву. Рабы сражались с мужеством отчаяния, 60 тысяч их во главе со Спартаком пали. Шесть тысяч рабов, попавших в плен, были распяты на крестах вдоль дороги, ведущей из Капуи в Рим. Так закончилось это восстание, которое 18 месяцев потрясало Италию.

* * *

Изо дня в день, из года в год, в рудниках ли, на плантациях, в городской ли фамилии, протекала в Риме полная трудов и лишений жизнь рабов. Ни протесты, ни восстания не могли разрешить всех противоречий между хозяевами и рабами. И только один раз в год, в декабре, с 17 по 23 число, в дни, посвященные Сатурну, в Риме оживала старая, заимствованная у греков сказка о золотом веке. О том времени, когда миром правил не Юпитер (или Зевс), а его отец Сатурн (или Кронос), когда не было ни страданий, ни трудов, когда Земля по своей воле отдавала людям свои дары и когда Дева - Правда жила еще среди людей.

Сатурн - древнеримский бог плодородия и земледелия, отец Юпитера.

На время Сатурналий - так назывался в Риме праздник, отмечаемый в последние дни декабря - рабы объявлялись свободными: При Сатурне ведь рабов не было. Всем полагалось общее угощение - господа, клиенты, рабы пировали за одним столом.

Не было никаких наказаний, рабам позволялись всяческие вольности - этого требовала установленная предками декабрьская свобода (libertas Decembris).Как слабое подражание щедрости Земли в век Сатурна, дарившей все даром, завели обычай преподносить дру 15215n131p 1075; дру 15215n131p 1075;у подарки. Дарить можно было все, что угодно, но обязательными, очевидно, символическими подарками были восковые свечи и детские игрушки.

Свечи, или сатурнальские огни, символизировали нарастание дня, словно оповещая о зимнем солнцестоянии, с которым совпадали сатурналии. А куклы были символическим жертвоприношением Сатурну от хозяина, выкупавшего у зимнего бога себя и членов своей семьи. Так что сатурналии были в основном праздником рабов и детей.

После того, как христианство стало господствующей религией во всей римской империи, о Сатурналиях забыли, а к зимнему солнцестоянию теперь был приурочен дру 15215n131p 1075;ой праздник - Рождество Христово, позаимствовавшее у языческих Сатурналий добрую половину своей обрядности - и угощение прислуги, и одаривание детей, и лакомства, и даже восковые свечи.

www.scritub.com

Древний Рим – кратко об истории, летоисчислении и рабстве

Одной из величайших цивилизаций Древнего мира по праву считается Великая Римская империя. До ее расцвета и долгое время после краха западный мир не знал более могущественного государства, нежели Древний Рим. За короткий промежуток времени эта держава смогла покорить себе огромные территории, а ее культура продолжает оказывать влияние на человечество и по сей день.

История Древнего Рима

Историй одного из самых влиятельных государств Античности начиналась с небольших поселений, расположенных на холмах вдоль берегов Тибра. В 753 году до н. э. эти поселения объединились в город, получивший название Рим. Он был основан на семи холмах, в болотистой местности, в самом эпицентре постоянно конфликтующих народов – латинов, этрусков и древних греков. С этой даты началось летоисчисление в Древнем Риме.

Согласно древней легенде, основателями Рима были два брата – Ромул и Рем, которые были детьми бога Марса и весталки Реми Сильвии. Оказавшись в центре заговора, они были на волосок от смерти. От верной гибели братьев спасла волчица, которая вскормила их своим молоком. Повзрослев, они основали прекрасный город, который был назван в честь одного из братьев.

Ромул и Рем

Рис. 1. Ромул и Рем.

Со временем из простых земледельцев вышли прекрасно подготовленные воины, которым удалось покорить не только всю Италию, но и многие соседние страны. Система управления, язык, достижения культуры и искусства Рима распространялись далеко за его пределы. Закат Римской империи пришелся на 476 год до н.э.

Периодизация истории Древнего Рима

Становление и развитие Вечного города принято делить на три важнейших периода:

  • Царский. Древнейший период Рима, когда местное население состояло по большей части из беглых преступников. С развитием ремесел и формированием государственного строя Рим начал развиваться быстрыми темпами. В этот период власть в городе принадлежала царям, первым из которых был Ромул, а последний – Луций Тарквиний. Правители получали власть не по наследству, а назначались сенатом. Когда для получения заветного трона начали использовать манипуляции и подкупы, сенат принял решение сменить политическое устройство в Риме и провозгласил республику.

В древнегреческом обществе было широко распространено рабство. Наибольшими привилегиями пользовались рабы, прислуживавшие господам в доме. Тяжелее всего приходилось невольникам, чья деятельность былая связана с изнурительной работой на полях и разработках залежей полезных ископаемых.

  • Республиканский. В этот период вся власть принадлежала Сенату. Границы Древнего Рима начали расширяться за счет завоевания и присоединения земель Италии, Сардинии, Сицилии, Корсики, Македонии, Средиземноморья. Возглавляли Республику представители знати, которые избирались на народном собрании.
  • Римская империя. Власть все еще принадлежала Сенату, однако на политической арене появился единый правитель – Император. На тот отрезок времени Древний Рим настолько увеличил свои территории, что управлять империй становилось все сложнее. Со временем произошел раскол державы на Западную Римскую Империю и Восточную, которая впоследствии переименовалась в Византию.

Градостроительство и архитектура

К строительству городов в Древнем Риме подходили с большой ответственностью. Каждый крупный населенный пункт был построен таким образом, чтобы в его центре пересекались две перпендикулярные друг другу дороги. На их пересечении располагалась центральная площадь, рынок и все самые важные сооружения.

Инженерная мысль в Древнем Риме достигла своего наивысшего расцвета. Предметом особой гордости местных архитекторов стали акведуки – водоводы, по которым в город ежедневно поступал большой объем чистой воды.

Акведук в Древнем Риме

Рис. 2. Акведук в Древнем Риме.

Одним из древнейших храмов Древнего Рима был Капитолий, построенный на одном из семи холмов. Капитолийский храм был не только средоточием религии, он имел большое значение в укреплении государства и служил символом силы, власти и могущества Рима.

Многочисленные каналы, фонтаны, прекрасная система канализации, сеть общественных бань (терм) с холодными и горячими бассейнами существенно облегчали городским жителям их жизнь.

Прославился Древний Рим и своими дорогами, которые обеспечивали войскам и почтовой связи быстрое передвижение, способствовали развитой торговли. Их строительством занимались рабы, которые рыли глубокие траншеи, а затем заполняли их гравием и камнем. Римские дороги были настолько добротны, что смогли благополучно пережить не одну сотню лет.

Культура Древнего Рима

Делами, достойными истинного римлянина, были философия, политика, земледелие, война, гражданское право. На этом базировалась ранняя культура Древнего Рима. Особое значение уделялось развитию наук и разного рода исследованиям.

Древнеримское искусство, в частности, живопись и скульптура, имело много общего с искусством Древней Греции. Единая античная культура породила множество прекрасных писателей, поэтов, драматургов.

Римляне очень любили развлечения, среди которых наибольшим спросом пользовались гладиаторские бои, гонки на колесницах и охота на диких зверей. Римские зрелища стали альтернативой невероятно популярным в Древней Греции Олимпийским играм.

Гладиаторские бои

Рис. 3. Гладиаторские бои.

Что мы узнали?

При изучении темы «Древний Рим» мы узнали кратко самое главное про Древний Рим: историю его возникновения, особенности становления государства, основные этапы развития. Мы познакомились с древнеримским искусством, культурой, архитектурой.

Тест по теме

obrazovaka.ru

2.4. Античное рабство Древнего Рима

Главная страница
Банковское делоГосударственное управлениеКультурологияЖурналистикаМеждународная экономикаМенеджментТуризмФилософияИстория экономикиЭтика и эстетика

2.4. Античное рабство Древнего Рима

  Древнеримская история берет свое начало с постепенного разложения родового строя римской общины и формирования рабовладельческого государства. Это государство возникло в виде римской аристократической республики. Государство вело непрерывные войны, в результате которых Рим подчинил себе соседние с ним области, и Апеннинский полуостров полностью оказался под властью Рима.   С середины III и до середины II веков до н. э. Рим вел войну против крупного североафриканского рабовладельческого государства Карфагена. Карфагенян римляне называли пунами: отсюда и произошло название «пунические войны». В результате ряда военных операций Рима Карфагенское государство потерпело поражение, а город Карфаген был полностью разрушен. После этого римляне продолжают свою экспансию и захватывают Грецию, Македонию и полностью Пиренейский полуостров.   На рубеже новой эры Рим превращается в рабовладельческую империю, во главе которой стоят императоры , захватившие всю власть в свои руки. В результате новых захватнических войн границы Римской империи еще более растянулись. Римская империя представляла собой огромную территорию от Англии на севере до Египта на юге и от Испании на западе до Персии на востоке. Главным источником пополнения рабов в Риме были войны. Особенно много пленных было обращено в рабство после пунических войн. Римская империя стала наиболее развитым государством древности. Труд рабов полностью вытеснил свободный труд. Основная масса рабов была сосредоточена в сельском хозяйстве, которое имело в римской экономике главенствующее значение в отличие от экономики Древней Греции, где главное место занимали ремесло и торговля. На основе рабского труда в Древнем Риме возникло большое количество обширных рабовладельческих хозяйств - латифундий (лотос - обширный, фундес - имение).  Рабовладельческие латифундии из-за дешевизны рабского труда и использования преимуществ простой кооперации труда производили продукцию с меньшими издержками, чем мелкие хозяйства свободных крестьян. Из-за этого свободное крестьянство разорялось и попадало либо в долговое рабство, либо пополняло ряды нищих.  Кроме сельскохозяйственных рабов, в Риме выделялись и городские рабы, среди которых были представители разных профессий, такие как повара, телохранители, учителя, актеры, музыканты, носильщики, скороходы, ремесленники разных специализаций. Жестокая эксплуатация громадного количества рабов в Риме позволила поднять его хозяйство на новую, более высокую ступень. Бурно развивались животноводство, садоводство, виноградарство, зерновое производство и т. д. Высокого уровня достигло развитие ремесленничества, особенно в области строительства ирригационных сооружений, многоэтажных зданий, дворцов, храмов. В Риме был построен один из первых водопроводов, который представлял собой одно из самых значительных достижений римской материальной культуры.  Рабовладельческое хозяйство в Риме сохраняло в основном натуральный характер, но развитие сельского хозяйства и различных ремесел вызывали необходимость обмена и способствовали развитию внутренней и внешней торговли. Во внешней торговле Древнего Рима преобладал импорт, т. е. римляне мало вывозили, но зато много ввозили. Из захваченных провинций привозили преимущественно предметы роскоши. Постепенно развитие Римской империи стало сталкиваться с непреодолимыми противоречиями.  С начала II века н. э. военные победы римлян все чаще стали сменяться военными поражениями, и стал иссякать главный источник пополнения рабов.  Последствия этого не замедлили сказаться, эффективность рабского труда стала снижаться, т. к. рабский труд был высокоэффективным только в условиях массового его применения. Снижение эффективности рабского труда привело к упадку хозяйства Древнего Рима, что выражалось в исчезновении ремесел, в уменьшении населения городов, их запустении и в сокращении торговли.  Поскольку крупное рабовладельческое производство стало экономически невыгодным, а часто и невозможным вообще, то римские рабовладельцы вынуждены были отпускать на волю рабов, латифундии дробить на мелкие участки, к которым стали прикреплять вольных рабов. Эти люди представляли собой слой мелких производителей, занимавших промежуточное положение между крестьянами и рабами, имевших определенную заинтересованность в результатах своего труда. Вольных рабов называли колонами, которые были предшественниками будущих средневековых крепостных крестьян. Так в недрах рабовладельческого общества зарождались элементы нового феодального строя.  Разложению римского рабовладельческого хозяйства способствовало действие не только экономических, но и политических факторов, в частности, обострение классовой борьбы. Восстания рабов не прекращались и переплетались с борьбой эксплуатируемых крестьян и ремесленников против рабовладельческой верхушки, крупных землевладельцев. Удары изнутри Римской империи все чаще стали дополняться ударами извне со стороны соседних варварских племен.  С разорением, деклассированием римского крестьянства снизилась боеспособность некогда непобедимой римской армии, т. е. ослабла военная мощь Римской империи. Государство стало не в состоянии поддерживать порядок внутри империи и охранять ее границы. В результате этого ослабления в конце IV века Римская империя была разделена на две части: восточная с центром в Константинополе и западная с центром в Риме.  Между Римом и Константинополем сразу же началась борьба за первенство, которая еще больше подтачивала силы Древнего Рима. Ослаблением Римской империи воспользовались варварские народы, и в 476 году Рим был завоеван варварами. Таким образом, западная Римская империя погибла. Гибель Римской империи явилась одновременно и гибелью рабовладельческого строя в целом, что сопровождалось прямыми разрушениями производительных сил, значительным понижением общего уровня экономического развития, возвратом к натуральному хо- зяйству, упадком материальной и духовной культуры. На смену рабовладению пришел феодальный способ производства.  Таким образом, экономическая история Древнего Востока показывает зарождение рабовладения, история Древней Греции - его развитие, частично и упадок его, история Древнего Рима - расцвет рабовладельческого хозяйства, кризис и гибель рабовладельческого способа производства и создание условий для перехода к феодализму. История античности имеет большое значение для современной жизни т. к. без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства, науки, без рабства не было бы и Римской империи. А без того фундамента, который был заложен греками и римлянами, не было бы и современной Европы.

Вопросы для повторения

  1. Основные характеристики рабства Древнего Востока.  2. Как формировалось античное рабство Древней Эллады и Древнего Рима?  3. Как произошло разложение римского рабовладельческого хозяйства?

textb.net

Рабство в Риме - Гладиаторы

рабство в риме

В Древнем Риме в период между III в. до н. э. и II в. н. э. рабовладельческий строй достиг наибольшего развития. Поэтому возникновение, расцвет и упадок рабовладельческого общества лучше всего можно проследить, изучая историю Древнего Рима.

Рабы появились в Риме с незапамятных времен, когда он был маленьким городом, центром примитивного земледельческого народа. Римляне жили тогда большими семьями — фамилиями. Возглавлял семью «отец фамилии». Он распоряжался всем имуществом семьи, а также трудом, судьбой и самой жизнью своих детей, внуков, правнуков и немногочисленных рабов, принадлежавших к фамилии. Рабы по положению тогда еще не очень отличались от свободных членов фамилии, подчиненных ее главе. Те и другие не могли иметь своего имущества, перед законом их представлял «отец фамилии», все они участвовали в культе покровителей фамилии — богов Ларов. У имевшегося в каждом доме алтаря Ларов раб искал спасения от гнева господина.

Различие между свободными и несвободными членами фамилии проявлялось только после смерти ее главы: свободные сами становились полноправными «отцами» своих фамилий, а рабы вместе с другим имуществом переходили к наследникам умершего главы фамилии. В ту пору рабы еще до некоторой степени признавались людьми. Они сами отвечали за преступления, совершенные против посторонних лиц, хотя бы и сделанные по приказу хозяина. В условиях натурального хозяйства, когда каждая фамилия сама обеспечивала свои хозяйственные нужды и редко покупала что-либо на стороне, еще не было надобности чрезмерно эксплуатировать рабов, трудившихся вместе с господином и его семьей. Однако постепенно положение менялось. Непрерывные победоносные войны за землю и добычу превратили Рим в центр огромной державы.

Приток материальных ценностей, знакомство с высокой культурой и более утонченным образом жизни Древней Греции и восточных государств со временем изменили старый крестьянский Рим. Войны, участие в эксплуатации завоеванных провинций обогатили многих римлян. Они скупали земли, строили для себя новые городские дома и сельские виллы, приобретали произведения искусства и предметы роскоши, давали детям хорошее образование.

Для всего этого требовались деньги. Нажить их можно было продажей сельскохозяйственной и ремесленной продукции. Сил членов семьи для ее разраставшегося производства уже не хватало, к тому же богатые люди стали презирать физический труд. Свободные же бедняки предпочитали вербоваться в армию, работать на больших строительствах, предпринимавшихся государством, или жить на государственное пособие, которое выплачивалось бедным гражданам за счет военной добычи и дани с провинций. Поэтому основной рабочей силой в сельском хозяйстве и ремесле становились рабы, и число их все возрастало. Именно в этих отраслях использовалась основная масса римских рабов.

Но рабы были нужны не только для производства товаров. Росла страсть римлян к зрелищам, особенно к боям гладиаторов, и гладиаторские школы пополнялись рабами. Богатые римляне обзаводились многочисленными слугами, среди которых были не только повара, кондитеры, цирюльники, горничные, конюхи, садовники и т. п., но и ремесленники, библиотекари, врачи, педагоги, актеры, музыканты. Политические деятели нуждались в достаточно ловких и образованных доверенных агентах, всецело от них зависевших. Рабы проникали во все сферы жизни, росло их число, множились их профессии.

Рабами становились дети рабынь. В рабство попадали задолжавшие римским дельцам провинциалы. Рабов скупали в провинциях, привозили из-за рубежа. Их поставляли на специальные рынки пираты, которые захватывали людей на кораблях и в прибрежных селениях. На невольничьих рынках выше всего ценились уроженцы Греции и Малой Азии, обученные ремеслам, а иногда и наукам. За них платили по нескольку десятков тысяч сестерциев.

Но основное количество рабов в III—I вв. до н. э. Рим получал в результате завоевательных войн и карательных экспедиций. Захваченных в бою пленников и жителей мятежных провинций обращали в рабство. Так, при расправе над восставшим Эпиром одновременно было продано в рабство 150 тыс. человек. В сельском хозяйстве трудились италики, галлы, фракийцы и македонцы. В среднем простой раб стоил 500 сестерциев, примерно столько же, сколько стоила 1/8 га земли.

В III в. до н. э. был издан закон, приравнивавший раба к домашнему животному. Раба называли «говорящим орудием». Отныне за любые действия раба отвечал его хозяин. Раб обязан был ему слепо повиноваться, даже если господин приказывал ему совершить убийство или грабеж. Хозяин мог его убить, заковать в цепи, заточить в домашнюю тюрьму (эргастул), сдать в гладиаторы, сослать на работу в рудники. И уж, конечно, только сам владелец определял, сколько часов в день должен трудиться раб и как следует его содержать. Особенно тяжким было положение сельских рабов. Знаменитый деятель II в. до н. э. Катон Цензор, создавший руководство по ведению сельского хозяйства, сводил рацион рабов до необходимого минимума. Он считал, что раб должен за день наработаться так, чтобы вечером заснуть мертвым сном: тогда ему не будут приходить в голову нежелательные мысли. Выходить за границы имения, общаться с посторонними, даже участвовать в религиозных церемониях рабу запрещалось. По закону раб не мог иметь семьи, его родственные связи не признавались. Лишь в виде особой милости господин мог разрешить рабу завести некое подобие семьи и воспитывать своих детей.

Несколько иным было положение рабов в городском ремесле. Умелых мастеров, чьи изделия отвечали вкусам взыскательного покупателя, нельзя было заставить работать только из-под палки. Им часто предоставляли некоторую самостоятельность, давали возможность собрать деньги на выкуп. Городские рабы повседневно общались со свободными ремесленниками и трудящейся беднотой, входили иногда в их профессиональные и религиозные объединения — коллегии.

Особое место занимали образованные рабы. Их хорошо содержали, часто отпускали на свободу, и в последние два века республики из их числа вышли многие деятели римской культуры. Так, отпущенными на волю рабами были первый римский драматург и организатор римского театра Ливии Андроник и знаменитый комедиограф Теренций. Большинство врачей и преподавателей грамматики (включавшей и литературоведение) и ораторского искусства составляли вольноотпущенники.

Положение той или иной группы рабов определяло и ее место в классовой борьбе. Городские рабы обычно выступали вместе со свободной беднотой. Сельские рабы не имели союзников, но, как самые угнетенные, они были и наиболее активными участниками восстаний II—I вв. до н. э. В эти века бурного развития рабовладения и особенно жестокой эксплуатации рабов классовая борьба носила очень острый характер. Рабы бежали за границы римской державы, убивали господ, во время войн переходили на сторону противников ненавистного им Рима и во II в. до н. э. не раз поднимали восстания.

В 138 г. до н. э. в Сицилии, где в то время было множество пленных рабов из Сирии и Малой Азии, началась первая большая война рабов. Восставшие выбрали своим царем Эвна, принявшего обычное для сирийских царей имя Антиоха. Вторым их вождем был выдвинут уроженец Киликии — Клеон. При вождях состоял выборный совет. Повстанцам удалось захватить значительную часть Сицилии и в течение шести лет, до 132 г. до н. э., успешно отражать натиск римских легионов. Лишь с большим трудом римляне овладели крепостями повстанцев Энной и Тавромением, подавили восстание и расправились с его вождями.

Но уже в 104 г. до н. э. в Сицилии вспыхнуло новое восстание рабов. Снова были избраны совет и два вождя — провозглашенный царем Трифон и Афенион. Они захватили обширную территорию. Только в 101 г. до н. э. повстанцы были разгромлены и их столица Триокало захвачена. Сицилийские восстания вызвали отзвук и среди рабов Италии, поднявших мятежи в нескольких городах.

Наивысшего напряжения борьба рабов достигла в восстании Спартака. В 74 г. до н. э. 78 гладиаторов, среди которых был и фракиец Спартак, бежали из гладиаторской школы в Капуе; беглецам удалось захватить повозки с оружием для гладиаторов. Они обосновались на вулкане Везувий, куда стали стекаться бежавшие из окрестных имений рабы. Вскоре их отряд дошел до 10 тыс. человек. Вождем был избран Спартак — талантливейший организатор и полководец. Когда против рабов выступил трехтысячный отряд под командой Клодия, занявший подступы к Везувию, воины Спартака сплели из виноградных лоз канаты и по ним неожиданно спустились с неприступной кручи в тыл Клодию, откуда они нанесли ему сокрушительный удар. Новые победы позволили Спартаку завладеть значительной частью южной Италии. В 72 г. до н. э., имея уже 200 тыс. человек, он двинулся на север. Против восставших были посланы армии под командованием обоих римских консулов. Спартак разгромил их и достиг города Мутина на севере Италии.

Некоторые историки считают, что Спартак стремился перейти Альпы и вывести рабов в еще свободные от римского ига земли. Другие полагают, что он намеревался, увеличив еще больше свое войско, идти на Рим. И действительно, хотя из Мутины путь к Альпам был открыт, а римское правительство еще не располагало силами, чтобы преградить Спартаку путь на север, он снова повернул на юг. Он задумал пройти всю Италию, привлекая новых повстанцев, затем переправиться на кораблях пиратов в Сицилию и там поднять многочисленных рабов. Тем временем правительство успело собрать армию, во главе которой стал Красе — видный политический деятель и богатейший человек Рима. Жестокими карами, прибегая к децимации — казни каждого десятого солдата в частях, оказавшихся неустойчивыми, Красе восстановил дисциплину в своих отрядах. Двигаясь вслед за Спартаком, он оттеснил повстанцев на Бруттийский полуостров. Они оказались между морем и римским войском. Пираты обманули Спартака, не дали судов и сорвали план переправы в Сицилию. В героическом порыве Спартак сумел прорваться через укрепления Красса в Луканию. Здесь и произошла последняя битва с Крассом. Спартак был убит, его армия разгромлена. Тысячи повстанцев были распяты на крестах. Лишь немногие спаслись, они еще несколько лет продолжали борьбу и в конце концов были перебиты. В. И. Ленин называл Спартака одним из самых выдающихся героев одного из самых крупных восстаний рабов. Почему же рабы не могли победить? Победоносная революция возможна лишь тогда, когда существующий способ производства уже изжил себя, когда на смену ему идет новый, более передовой. Рабовладельческий же способ производства был тогда в самом расцвете и еще продолжал развиваться. Никакой программы переустройства общества у рабов не было. Рим был на вершине своего военного и политического могущества. И хотя между римской беднотой и богатой знатью шла острая борьба (см. ст. «Борьба за землю в Древнем Риме»), сельские рабы не нашли союзников среди римских граждан. Восстания сельских рабов, на труде которых зиждилась основная отрасль римского хозяйства, пугали не только богатых, но и бедных. Наконец, и сами рабы, поставленные вне закона, вне общества граждан, разобщенные, не имевшие никакой организации, уроженцы различных стран, не могли осознать себя единым классом.

После гибели Спартака больших восстаний рабов Рим уже не знал. Но рабы никогда не прекращали свою борьбу, протекавшую в разных формах. Репрессия против рабов усилились в конце I в. до н. э., когда после гражданских войн единоличным правителем государства в 27 г. до н. э. стал император Август. При нем сбежавших во время гражданских войн рабов казнили или возвращали господам, под страхом смерти рабам запрещалось вербоваться в воинские части, что иногда допускалось во время гражданских войн. Был издан закон: если господина убивали, всех рабов убитого, находившихся под одной кровлей или на расстоянии окрика, подвергали пыткам и казнили за то, что они не пришли на помощь. «Ибо, — гласил закон, — рабу надлежит ставить жизнь и благо господина выше своих собственных».

События последних лет республики показали, что отдельные господа уже бессильны противостоять рабам. С установлением империи функцию их подавления государство взяло на себя. Вместе с тем, боясь выступлений доведенных до отчаяния рабов, императоры были вынуждены все более ограничивать самоуправство господ. Рабы особенно жестоких хозяев могли просить императорских чиновников, чтобы их принудительно продали более человечным владельцам. У господ было отнято право убивать рабов, отдавать их в гладиаторы и на рудники, постоянно держать в эргастулах и оковах. Такие наказания отныне мог налагать только суд.

В I в. до н. э.— I в. н. э. сельское хозяйство и ремесло в Италии достигли очень высокого уровня. Однако расцвет рабовладельческого производства был недолгим. Несмотря на все старания хозяев, производительность рабского труда повышалась мало. Рабы по-прежнему ненавидели господ, при случае убивали их, уходили в отряды разбойников, бежали за границы империи, переходили к ее врагам. «Проворство и ум в рабе, — писал агроном IV в. н. э. Палладий,— всегда близки к неповиновению и злоумышлению, тупость же и медлительность — к добродушию и покорности». А другой агроном I в.н.э. — Колумелла, советуя не пожалеть 8000 сестерциев на покупку ученого виноградаря, замечает, что таких виноградарей из-за их более живого ума и строптивости приходится ночью держать в эргастулах и выгонять на работу в колодках. Рабов нельзя было заставить работать с тщательностью, диктуемой агрономическим опытом. Сельское хозяйство перестало прогрессировать. Тот же Колумелла писал: «Дело не в небесном гневе, а в нашей вине. Мы отдаем сельское хозяйство, как палачу на расправу, самому негодному из рабов».

Чем обширнее было поместье, тем труднее было следить за рабами, поэтому раньше других пришли в упадок крупные хозяйства — латифундии. Не удивительно, что во II—III вв. н. э. обширные земельные пространства в латифундиях оставались необработанными и приходили в запустение.

Жизнь заставила самих рабовладельцев изменить условия жизни и труда рабов не только в ремесле, но и в сельском хозяйстве. Чтобы заинтересовать раба в результатах его труда, землевладельцы нередко выделяли ему собственное хозяйство — пекулий, включавшее землю, орудия производства, а иногда и других рабов. Формально владельцем пекулия оставался господин, но раб, обладатель пекулия, отдавал ему только часть продукта, остальное сохранял для своей семьи. Еще чаще раба отпускали на волю бесплатно или за выкуп, но с тем чтобы часть времени отпущенный работал на господина. Во II—III вв. н. э. большая часть земли в латифундии дробилась на мелкие участки, сдававшиеся в аренду рабам, вольноотпущенникам и свободным. Такие арендаторы назывались колонами. Так же дробились на части и сдавались в аренду большие мастерские.

К концу Римской империи рабы не исчезли, но были оттеснены на задний план колонами. В то же время колоны попадали во все большую зависимость от землевладельца, а в начале IV в. н. э. они были прикреплены к земле. И независимо от того, был ли колон (держатель участка, посаженный на землю) раб или свободнорожденный, его продавали вместе с его участком.

Колоны же теперь стали главными участниками классовой борьбы. Они поднимали восстания, длившиеся с III по V в. н. э. Ослабляя империю, эти восстания облегчили соседним с империей народам победу над ней.

Колоны были уже предшественниками средневековых крепостных крестьян. С кризисом рабовладельческого способа производства зарождались новые феодальные отношения (подробнее об этом см. ст. «Европа на рубеже древности и средних веков»). Рабство, первоначально способствовавшее расцвету сельского хозяйства, ремесла, политической мощи и культуры Рима, в конце концов из-за непримиримых противоречий между рабами и рабовладельцами привело к окончательному упадку и гибели римскую державу.

romanpeace.ru

Рост рабовладения. Источники рабства Древнего Рима

Сельское хозяйство и ремесла с конца III в. развивались на базе рабовладельческого способа производства. Рабовладение су­ществовало с самого начала истории Рима, но ведущим рабовла­дельческий способ производства в Италии становится не ранее та- рентинской и пунических войн

Превращение Рима в мировую державу сопровождалось захва­том не только денег, золота, серебра, меди и дорогих вещей, но и огромного количества рабочей силы — рабов. После взятия Та­рента, например, было продано в рабство сразу 30 тыс. человек, в войне с македонским царем Персеем в 157 г. захвачено тоже 30 тыс. человек. Тиберий Семпроний Гракх, отец римских трибу­нов братьев Гракхов, в 177 г. в Сардинии обратил в рабство

более 80 тыс. «Тогда, — замечает Ливий,— так много продавалось рабов и они были так дешевы, что слово «сардинец» сделалось си­нонимом вообще дешевого товара» (sardi venales, alus alio nequior). Еще более жестоким было порабощение 150 тыс. эпир­цев в 167 г. В 177 г. было захвачено 5 тыс. иллирийцев. Охота за рабами была одним из стимулов военных экспедиций и нале­тов римских полководцев. В 171 г. консул Гай Кассий Лонгин (С. Cassius Longinus) даже был обвинен в набеге на альпийские народ­ности с целью захвата рабов.

Особенно много рабов дала третья Пуническая война. По сви­детельству Аппиана, Сципион Эмилиан вывез из Карфагена 60 тыс. рабов, большая часть которых была продана в самом Риме. Косвенным доказательством многочисленности рабов в Римской республике во II в. служат наличие большого числа воль­ноотпущенников и их роль в социально-экономической и полити­ческой жизни Рима. Между прочим, из вольноотпущенников вы­шел народный трибун Габиний (vemae nepos), введший в 139 г. тай­ное голосование, Публий Фурий и др. Во время суда раздражен­ный Сципион заявил: «Как могут меня смущать крики людей, подобных вам, для которых Италия является мачехой, которых я недавно привел сюда как пленных?». В следующие столетия с ростом римского империализма захваты еще более участились и соответственно увеличилось число рабов.

Война была одним из основных источников приобретения ра­бов, но не единственным. Наряду с войной первостепенное место в системе античной экономики занимало пиратство. После раз­грома морских держав, Карфагена и эллинистических государств, своим флотом задерживавших распространение пиратства, оно приняло громадные, дотоле неслыханные размеры. Захватываемые пиратами рабы доставлялись на невольничьи рынки, главный из которых в римское время находился на острове Делосе.

Во II и I вв. Римской республики рабовладение приняло весь­ма широкие размеры, большие, чем в каком-либо другом государ­стве античного мира. Рабский труд применялся в мастерских, в сельском хозяйстве, рудниках, общественных работах и в домах частных лиц — домашние слуги, повара, актеры, музыканты, пе­дагоги и т. д. К сожалению, за отсутствием статистических дан­ных общая цифра рабского населения в Италии в конце Респуб­лики не может быть установлена. Несомненно одно, что больше всего рабов было в Южной Италии и Сицилии, очагах рабских революций. Напротив, в северных частях Италии дольше сохра­нялись свободные землевладельцы и рабское население не было так велико, как на юге.

Основным источником рабства в древности всегда была война. Но в Риме благодаря особенностям его истории война как источник общего вос­производства рабов играла большую роль, чем на Востоке и в Греции.

Вторым источником рабства была за­долженность. Правда, по отношению к римским гражданам долговое рабство было фактически уничтожено законом Пе- телия и Папирия. Но в провинциях дело об­стояло иначе: провинциалы не имели пра­ва гражданства, и римские ростовщики массами продавали их в рабство за долги. Во время подготовки к борьбе с кимврами и тевтонами (около 105 г.) Марий получил от сената право приглашать себе на по­мощь союзников из числа окраинных го­сударств. С такой просьбой Марий обра­тился к царю Вифинии Никомеду. Тот отве­тил, что большинство вифинцев, уведенных римскими откупщиками, томятся в рабстве в провинциях. Вероятно, Никомед несколь­ко сгустил краски, но, как бы там ни было, сенат вынес постановление, чтобы никто из свободнорожденных союзников не нахо­дился в рабстве. На основании этого поста­новления сицилийский претор в течение нескольких дней освободил более 800 че­ловек. Этот факт, сообщаемый Диодором (фрагменты XXXVI книги), ярко иллюстри­рует положение вещей на римской пери­ферии в конце II в.

Третьим источником пополнения мас­сы рабов являлось пиратство, которое в римскую эпоху достигло неслыханных размеров. В три последних века Респуб­лики на малонаселенных побережьях вос­точной половины Средиземного моря — Иллирии, Киликии, на Кипре — пираты со­здали целые государства с крепостями и флотом. Случалось, что из-за пиратов приостанавливалась морская торговля, а в Риме хлеб сильно поднимался в цене вследствие невозможности подвезти его из провинций. Дерзость пиратов доводила до того, что они нападали на побережья Италии и Сицилии.

Римское правительство вело с пирата­ми упорную борьбу. Мы уже говорили о войнах в Иллирии. Помпей в 67 г. получил диктаторскую власть над районом Среди­земного моря и его побережьем для ликви­дации пиратских гнезд. С пиратами боро­лись Цезарь и Октавиан. На некоторое вре­мя военные меры давали результат, но, пока существовала рабовладельческая си­стема, полностью уничтожить пиратство было невозможно. С одной стороны, значи­тельная часть пиратов состояла из беглых рабов. Не случайно после подавления крупных восстаний рабов пиратство усили­валось в огромной степени. С другой сто-

роны, сама рабовладельческая система частью питалась морским разбоем, так как пираты являлись крупными поставщиками живого товара на невольничьих рынках. Морские разбои были весьма выгодным занятием, и немало богатых людей Средиземноморья вкладывало свои день­ги в пиратские предприятия. Таким обра­зом, пиратство являлось органической ча­стью рабовладельческого строя и полно­стью ликвидировать его было невозможно. К этому нужно добавить, что в эпоху граж­данских войн пираты как организованная сила часто использовались воюющими сторонами.

Четвертым источником рабства явля­лось естественное воспроизводство рабов. Сын рабыни становился рабом, и каждому господину было выгодно, чтобы у его ра­бынь рождалось как можно больше детей. Такие рабы, родившиеся и выросшие в до­ме (vernae), ценились рабовладельцами, так как они считались более послушными. Поэтому господа принимали различные меры для поощрения рождаемости у ра­бынь, например освобождение от работ, отпуск на волю и т. п.

Однако решить таким путем проблему общего воспроизводства рабов было не­возможно, так как процент рождаемости у них в целом был невелик из-за сурового режима, отсутствия законной семьи, казар­менного образа жизни, нежелания рабов иметь детей и пр.

Римские рабовладельцы прибегали даже к организации специальных рабских питомников. Диодор (фрагмент XXXIV кни­ги) говорит о существовании таких питом­ников в Сицилии во II в. В них разводили рабов на продажу, и рабовладельцы пар­тиями покупали там нужную им рабочую силу.

Одним из моментов воспроизводства рабов было их обучение, повышение их квалификации. Выше мы говорили, каким образцовым рабовладельцем был Катон. Он занимался и обучением малолетних ра­бов, перепродавая их потом с выгодой. За­нимался обучением рабов и Красс, круп­ный римский богач первой половины I в.

Наряду с этими четырьмя основными источниками рабства было еще несколько второстепенных, не имевших большого значения. Так, свободного человека можно было продать в рабство в виде наказания за некоторые преступления, например за уклонение от военной службы. Отец мог три раза продать в рабство сына, и только после третьей продажи сын выходил из- под власти отца. Впрочем, в последние века Республики право отцов продавать детей фактически, по-видимому, сошло на нет.

Рабов приобретали обычно дву­мя способами: или получали непо­средственно из военной добычи, или покупали на рынке. Первый спо­соб практиковался в армии. Полко­водцы были почти бесконтрольными распорядителями военной добычей и имели полную возможность даром приобрести себе любое количество рабов. Но и рядовые воины могли кое-чем поживиться. Так, Цезарь часто дарил своим солдатам по од­ному рабу на человека.

Однако главным источником част­ного воспроизводства являлась по­купка рабов на рынке. Невольничьи рынки существовали во всех город­ских центрах Римской державы. В са­мом Риме рынок рабов находился возле храма Кастора. Наибольшей известностью пользовался невольни­чий рынок на Делосе, где, по словам Страбона (XIV 5, 2), иногда продава­лось до 10 тыс. рабов в день.

Рабы, которых выводили на ры­нок, выставлялись обнаженными, чтобы покупатель мог наглядно убе­диться в доброкачественности предлагаемого товара. Обычно они имели отличительные знаки: либо выкрашенные белой краской ноги, либо шерстяной колпак на голове. У военнопленных, выведенных на про­дажу, был на голове венок.

Продавец должен был осведом­лять покупателя о всех недостатках раба. Иногда на шее раба висела дощечка, на которой были указаны его племенное происхождение, воз­раст и т. п. Закон предусматривал, что если после продажи у раба об­наружатся скрытые недостатки, то сделка расторгалась.

Цены на рабов в Риме подверга­лись очень большим колебаниям. Неимоверно высокие цены, о кото­рых до римской эпохи и не подозре­вали, обусловливались развитием роскоши и непроизводительных расходов. За красивых танцовщиц выбрасывали огромные суммы. Сотни тысяч сестерций платили за актеров и представителей других высококвалифицированных про­фессий.

«Наивысшая до сего дня цена, — пишет Плиний 1, — за какую был

продан человек, рожденный в раб­стве, была, насколько мне известно, дана за грамматика Дафниса... 700 тыс. сестерций... В наше время эта цена была превзойдена, и при­том в значительной степени, акте­рами, которые покупали себе сво­боду на свои доходы, так как суще­ствует предание, что уже у наших предков актер Росций зарабатывал в год 500 тыс. сестерций» ’.

Резкие падения цен на рабов наблюдаются в периоды крупных завоеваний.

В I в., в период завоевания Пон- тийского царства, рабов продавали по 4 денария за голову, тогда как средняя рыночная цена на раба рав­нялась 300—500 денариям. Посмо­трим теперь, в каких отраслях хо­зяйства применялся рабский труд в Риме. На первом месте в этом отно­шении нужно поставить домашнее хозяйство. Причем необходимо подчеркнуть непроизводительный по преимуществу характер домаш­него рабского труда. Подавляющее большинство «городской фами­лии» 2 являлось полупаразитической группой, состоявшей из прислуги, челяди. В богатых и даже средних римских домах часть «фамилии», обслуживавшая непосредственно господскую семью, была непропор­ционально велика по сравнению с тем количеством рабов, которые работали в домашних мастерских или были отпущены на оброк. Бога­тый римский дом имел сотни рабов, начиная от привратников, скорохо­дов, судомоек, уборщиц и кончая парикмахерами, маникюршами, учителями, врачами, управляющи­ми. агентами для поручений и т. п.

По сравнению с домашними ра­бами рабы-ремесленники, ра­ботавшие на рынок, были сравни­тельно немногочисленны. Это были рабы, отпущенные на оброк своими господами или принадлежавшие собственникам мастерских. Вооб­ще удельный вес рабского труда в промышленности Италии был, по- видимому, невелик.

Широко применялся труд рабов в строительном деле: упомянутый

выше Красс имел больше 500 стро­ительных рабочих-рабов. То же са­мое нужно сказать о горном деле: в серебряных рудниках в Испании, около Нового Карфагена, работало до 40 тыс. рабов.

Рабы были заняты в качестве служащих в торговых домах, бан­кирских конторах, в компаниях от­купщиков (societates publicanorum) и других частных предприятиях.

Наконец, многочисленную кате­горию составляли в Риме го­сударственные рабы.

Одной из важнейших сфер при­менения рабского труда было сель­ское хозяйство Италии. Это вызыва­лось как аграрным характером страны, так и концентрацией зе­мельных владений начиная со II в. Крупное же сельское хозяйство со­здавало благоприятные условия для массового применения труда рабов. По этому вопросу у нас есть хоро­шие источники в виде агрономи­ческих сочинений Катона и Варрона, а также произведения писателя I в. н. э. Колумеллы. По этим источни­кам можно проследить развитие римского сельского хозяйства и эволюцию рабского труда на протя­жении почти трех столетий.

Катон указывает', каков был обычный состав рабов для обслужи­вания оливкового сада в 240 югеров (около 60 га): вилик (надсмотрщик над рабами, обычно сам из рабов), вилика (ключница, часто жена ви-лика), 5 работников, 3 пахаря, 1 погонщик ослов, 1 свинопас, 1 ов­чар — итого 13 человек. Для виноградника в 100 югеров Катон устанавливает такую норму: вилик, вилика, 10 работников, 1 пахарь, 1 погонщик ослов, 1 человек, кото­рый смотрит за ивняком, 1 свино­пас — итого 16 человек. Очевидно, виноградник был более трудоемким хозяйством, чем оливковый сад.

Эти нормы рабочей силы кажут­ся низкими. Но не нужно забывать, что Катон дает только перечни по­стоянных рабочих из рабов. Во вре­мя сбора и выжимки оливок и вино­града дополнительно нанималось некоторое количество свободных рабочих.

Нормы Катона относятся только к поместьям незернового характера Средней Италии. Крупные скотоводческие латифундии юга и зерно­вые хозяйства Сицилии требовали значительно большего количества рабов.

Катон сообщает интересные данные о продовольствии и одежде рабов. Вилик, вилика и овчар полу­чали меньше хлеба, чем рабы, заня­тые на тяжелой работе; зимой ра­бам полагалось меньше хлеба, чем летом. Вино для рабов Катон сове­тует изготовлять из выжимок. Из одежды он рекомендует давать ра­бам через год попеременно тунику и короткий плащ. Старую одежду следует отбирать, чтобы рабы дела­ли из нее лоскутные одеяла.

Катон дает массу советов по уходу за скотом и его лечению. Он указывает даже рецепт жертвы бо­гам за волов, чтобы они были здо­ровы. И рядом с этим расчетливый хозяин ни слова не говорит о том, как лечить больных рабов. В настав­лении вилику просто сказано:

«Рабам не должно быть плохо; пусть они не мерзнут и не голодают. Вилик неизменно должен держать их на работе; так легче удержит он их от воровства и проступков... Если он будет попустительствовать (ра­бам), хозяин не должен оставить это безнаказанным» 2.

Интересно в этом пункте срав­нить Катона с Колумеллой, писав­шем в I в. н. э., в период уже начав­шегося кризиса рабовладельчес­кого хозяйства. Оказывается, Колу- мелла больше заботится о здоровье рабов, чем Катон. Так, например, он дает советы, как устраивать поме­щение для рабов:

«Помещения для рабов, которые ходят на свободе, должны быть об­ращены на юг; для закованных, если их много, следует иметь эргастул 3 в подвальном помещении, как можно лучше устроенный в санитарном от­ношении, с большим количеством узких окон для света, расположен­ных на такой высоте, чтобы до них нельзя было достать рукой. Для ско­та делаются сараи, в которых он не будет страдать ни от холоду, ни от зноя; у рабочих волов должно быть два хлева — зимний и летний.,.»

Несмотря на это характерное со­поставление рабов со скотиной, Колумелла больше ценит здоровье раба, чем Катон, писавший в период рас­цвета рабовладельческой системы.

Юридическое и бытовое поло­жение частных рабов в Риме II—I вв. до н. э. было чрезвычайно тяже­лым К Это объясняется рядом при­чин: большим количеством рабов и их дешевизной, т. е. возможностью легко заменять старого или больно­го раба, концентрацией рабов в крупных поместьях и в домашнем хозяйстве, что вызывало необходи­мость держать их в постоянном страхе, и т. п. Римский раб стоял вне защиты закона по отношению к своему господину (убийство или увечье чужого раба преследовались в порядке гражданского права, как порча чужого имущества). Только совершенно исключительная жесто­кость могла вызвать в редких случа­ях вмешательство цензора или на­родного трибуна.

Раб был вещью, орудием произ­водства. Варрон пишет:

«Теперь я скажу, какими сред­ствами возделываются поля. Неко­торые разделяют эти средства на две группы: на людей и на орудия, без которых они не могут возделы­вать. Другие делят их на три части: орудия говорящие, орудия, издаю­щие нечленораздельные звуки2, и орудия немые. К говорящим отно­сятся рабы, к издающим нечлено­раздельные звуки — волы, к не­мым — телеги».

Раб, отпущенный на волю, ста­новился либертином (вольно­отпущенником). Отпуск на волю (manumissio) не разрывал полно­стью отношений зависимости, так как вольноотпущенник переходил в число клиентов своего бывшего господина (теперь патрона), прини­мая его родовое (а часто и личное) имя. Он обязан был иногда оста­ваться в доме господина, иногда платить ему оброк и т. п. Поэтому часто отпуск раба на волю, осо­бенно раба-ремесленника, заво­дившего свою мастерскую, был вы­годен рабовладельцу, тем более что обычно раб выкупал себя за деньги.

Вольноотпущенничество в Риме было развито очень сильно. Для крупных римских рабовладельцев при их широком образе жизни, не­производительных затратах капита­ла, спекуляциях, при невозможнос­ти сенаторам легально заниматься торговлей (по закону Клавдия) нуж­ны были кадры всякого рода дове­ренных людей, подставных лиц, агентов для поручений и т. п. Для этого лучше всего подходили ли- бертины. Вот почему всякий бога­тый человек в Риме имел десятки, а иногда и сотни клиентов из вольно­отпущенников. Не забудем также, что эти клиенты содействовали по­литическому влиянию своего патро­на. Вольноотпущенники пользова­лись в Риме если и не всеми, то многими политическими правами, хотя и должны были записываться только в 4 городские трибы.

magref.ru


Смотрите также