Герб россии древний. Герб Российской Федерации (герб России)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Герб России - мутант или древний символ? Герб россии древний


Введение в историю - История герба России

 

В России государственный герб появился раньше личных. Когда возникло единое Великорусское государство в конце XV века, у Великого князя Московского и всея Руси Ивана III появился гербовый знак, который стал на века государственным гербом России: сначала Московского великого княжества, затем – Московского царства, затем – Российской империи. Этим знаком стало изображение двуглавого орла.

Иван III

 

Оно очень древнее. Мы знаем, что его высекал на скалах ещё древний народ хеттов около 3300 лет назад. Что они подразумевали, изображая не существующую в природе двуглавую птицу, мы вряд ли уже точно узнаем.

Хеттский двуглавый орел с зайцами в лапах

 

Значительно позже, около 1500 лет назад, двуглавый орёл в качестве государственного знака начинают использовать императоры Византийской империи.

Изображение двуглавого орла из Византии

 

После Крестовых походов двуглавый орел появляется в гербах европейских королей и императоров. Одни историки считают, что Иван III взял его из уже погибшей к тому времени Византийской империи после того, как в 1472 г. женился на родственнице последнего византийского императора Софье Палеолог.

Слева - София Палеолог, справа – герб династии Палеологов.

 

Другие же - думают, что Великий князь Московский взял его из герба германского императора, чтобы показать, что он равен первым государям Европы.

Император Священной Римской империи германской нации и его герб. Фрагменты миниатюры 1484 г.

 

Первый раз мы видим двуглавого орла как символ государства Российского на оборотной стороне печати из красного воска, которой Иван III скрепил грамоту, данную его родственникам в 1497 г. На лицевой стороне печати был изображён святой Георгий Победоносец верхом на коне, поражающий копьём крылатого змея – символ зла.

Печать Ивана III

 

При первом русском царе Иване IV Грозном (внуке Ивана III) в XVI веке впервые на печати появляется двуглавый орёл, на груди у которого помещён щит с изображением Георгия Победоносца, а между головами расположена корона.

Слева направо: Иван IV Грозный, гербы Ивана Грозного и его сына Федора Иоанновича

 

Постепенно на гербе появлялись новые детали: три короны (по маленькой над каждой головой орла и большая – над ними), скипетр в правой лапе орла и держава – в левой.

 

Символы царской власти

 

Скипетр имел форму короткого жезла и символизировал царскую власть саму по себе, а держава представляла собой шар, увенчанный крестом и обозначавший власть царя над христианским миром.

 

Гербы (слева направо) при: Алексее Михайловиче (сер. XVII в.), Петре I  (н. XVIII в.), Павле I (к. XVIII в.).

 

Гербы (сверху вниз): н. 30-х гг. XIX в., н. 50-х гг. XIX в., н. 70-х гг. XIX в.

 

Окончательный вид герб Российской империи приобрел в конце XIX века.

 

Малый, средний и большой государственные гербы Российской империи (1882 г.).

 

wwedenie.ucoz.com

История герба России

История герба России очень древняя и интересная, она содержит множество фактов, связанных с его созданием. Первые сведения можно отнести еще к 1497 г., так как ученые доказали, что именно в это время на печати Ивана III, которая досталась ему от Василия Темного, было обозначение льва, терзающего змею (лев в то время был символом Владимирского княжества).

Чтобы сформировать идеологию объединившейся страны, к концу 15 века избрали новый символ власти. История герба России свидетельствует о том, что обозначением государственности был выбран Георгий-Победоносец (ранее его применяли еще в Киевской Руси). Другим символом избрали двуглавого орла.

История герба России указывает, что де-факто этим символом было оспорено право Габсбурской империи называться сильнейшим государством в Западной Европе. К тому же для этого был и формальный повод, ведь жена Ивана III, Софья Палеолог, была дочерью главы Морейского деспотата, а двуглавый орел был их родовым знаком.

С окончательной ликвидацией и прекращением зависимости от Золотой Орды, появилась первая великокняжеская печать. Историки пришли к мнению, что история герба России начинается с государственной эмблемы, изображенной на печати, которой была скреплена грамота удельных князей на земельные владения в 1497 г. В это же время появились изображения в Кремле на стенах Грановитой палаты в виде позолоченного двуглавого орла на красном поле.

В 1539-1589 гг. при Иване Грозном двуглавый орел переносится на герб России. История упоминает о дополнении его единорогом в центре. Затем его заменил всадник-змееборец – Московский символ. Позже появилась и православная символика, которая отражала роль официальной религии.

Всадника отождествляли с государем, а со времен И. Грозного он появился на русских печатях и монетах. Изображение, символизирующее великого князя, так воспринимали вплоть до начала 18 века. Только при Петре I (в 1710 г.) его стали именовать «святым Георгием». В те годы установилась имперская эмблематика.

Времена русской смуты в 1604-1606 гг. внесли свои изменения и в государственную символику. Были использованы традиции Западноевропейской геральдики: всадника повернули направо, а вместо креста появилась впервые третья корона. После 1625 года двуглавый орел с тремя коронами, означающими завоеванные Астраханское, Сибирское и Казанское царства, украшает герб России.

История правления Алексея Михайловича вносит свои корректировки, которые выражаются в появлении скипетра и державы. После 1699 года на гербе появляются элементы Андреевского ордена, которые были введены по настоянию правителя. Орел приобретает черный цвет на манер западноевропейских гербов. Указом 1704 года изображение наездника ( Георгия Победоносца) именуют «государем». Этому есть подтверждение в документах более поздних, 1730 годов.

История герба 1730-1740 гг. получает закрепившуюся надолго форму. Приглашенный императрицей Анной Иоанновной шведский гравер, по происхождению швейцарец, в 1740 г. выгравировал с небольшими изменениями Государственную печать, которую применяли до 1856 года.

Император Павел I после завоевания Наполеоном Мальты стал во главе Мальтийского Ордена, а история герба продолжала претерпевать изменения, и у орла размещают на груди крест. Во времена своего правления Павла I разрабатывается сложный герб Российской Империи, состоящий из 43 маленьких, который не успевают утвердить при его жизни. В 1830 появляются и другие различные варианты, но императором Николаем I было принято 2 официальных типа.

В 1856 году был утвержден малый герб, а проведенная геральдическая реформа Александра II в 1857 году приняла целый комплект образцов, состоящий из 110 рисунков. В дальнейшем, вплоть до февральской революции не происходит никаких изменений в этом важном государственном вопросе.

После прихода к власти Временного правительства в 1917 году потеряны все атрибуты герба, кроме орла. В таком виде он существовал до 24/07/1918 года, пока не был принят новый советский образец. В 1978 г. к нему добавили красную звезду. В 1992 г. на символе государственности упразднили надпись «РСФСР», заменив ее на другую - «Российская Федерация». Принятие современного государственного герба произошло в 1993 году.

fb.ru

Герб Российской Федерации (герб России)

Дата принятия: 30.11.1993, 25.12.2000

В червлёном поле золотой двуглавый орел, увенчанный двумя золотыми императорскими коронами и над ними такой же императорской короной с инфулами, держащий в правой лапе золотой скипетр, в левой – золотую державу, имеющий на груди щит, в червлёном поле которого обращенный едущий серебряный всадник в лазоревом плаще, поражающий серебряным копьем обращенного, опрокинутого и попранного конем чёрного дракона.

Официальное описание в конституционном законе: Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Воспроизведение Государственного герба Российской Федерации допускается без геральдического щита (в виде главной фигуры - двуглавого орла со всеми атрибутами).

С 2000 года седло под всадником обычно изображается красного цвета, хотя это не оговорено в описании (но именно такое изображение приводится в Приложение 1 к Федеральному конституционному закону "О Государственном гербе Российской Федерации"). До этого седло обычно изображалось белым цветом.

Утвержден Указом Президента РФ (#2050) "О Государственном гербе Российской Федерации" от 30 ноября 1993 года; Федеральным конституционным законом (#2-ФКЗ) «О Государственном гербе Российской Федерации», принятом 8 декабря 2000 года постановлением (#899-III) ГД Государственной Думы Федерального Собрания РФ, одобренным 20 декабря 2000 года Советом Федерации и подписанным Президентом РФ 25 декабря 2000 года.

Автор официального рисунка - петербургский художник Евгений Ильич Ухналёв.

Обоснование символики: В основе герба РФ - исторический герб Российской империи. Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия.

Источники: Официальный портал «Российская символика»

ВЕКТОРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ:

geraldika.ru

Герб России - мутант или древний символ?: lady_dalet

Напомню, что двуглавый орел заинтересовал меня после того, как я обратила внимание, что на юге Германии в одном из округов имеется тот же самый герб с двуглавым орлом.

Очень интересное дополнение к теме о двуглавом орле:

"Так что же делает этот двуглавый орел, глядя вправо и влево? Он не просто "бдит за востоком и западом", он контролирует воинов и священников! Первых он держит накоротке, не давая укусить, а вторым не дает открыть рот со своими советами. Это единоличный хозяин - царь, император, назовите как угодно, но власть у него действительно никем не ограничена. Вот, как я считаю, исходный смысл двух голов у современного орла! Чтобы ассоциация была более убедительной и полной, посмотрите на еще одно "совпадение" - правая лапа современного орла держит скипетр (аналог оружия, в лапе бывает и меч), т.е. правая лапа сжата в кулак, как и у древнейшего "орла", а левая лапа просто держит державу, т.е. пальцы разжаты, так же как и у более древнего прототипа. Вроде бы это мелочи, но это очередные "совпадения" и этого нельзя не признать.

На вопрос, вынесенный в название статьи, ответ найден - двуглавый орел является древнейшим символом единоличной неограниченной власти, которая прямым образом нарушает еще более древнее разделение людей по уровням духовного развития, которые отражены в Древней Азбуке - Азъ, Человек, Людин, и которые сохранились в Ведах в виде каст - брахманы, кшатрии, вайшья и шудры. И это очень важный момент.Обращу Ваше внимание на то, где располагалась Бактрия с Маргианой. Это Средняя Азия, север современного Афганистана с захватом кусков территорий почти всех бывших азиатских советских республик. Поэтому, вполне естественно, что главный исследователь данных культур, Виктор Сарианиди, считает бактрийцев индоариями. Но посмотрите внимательно на изображения №1, 19 и 27, приведенные на сайте экспедиции. Это индоарии? По-моему, семитских черт намного больше, а славянских нет вовсе.

К чему это я? К тому, что по оной из версий, именно территория Бактрии является местом зарождения зороастризма, который являлся прологом современных религий. Как раз в Бактрии обнаруживается древнейший город Балх, который до эпохи эллинизма являлся центром зороастризма, иудаизма и буддизма в Персии. Вероятно, что изначально территорию Бактрии населяли не индоарийские, а семитские племена, к чему, кстати, склоняются некоторые современные ученые. И эти племена были не очень довольны приходом индоариев с севера за две тысячи лет до нашей эры. Ведическое учение, которое несли индоарии с собой на юг, вряд ли сочеталось в понятиями единоличной власти. Человек слаб, и со временем индоарии написали Авесту, вместо Вед...

В конце одной из своих статей я уже высказывал предположение о том, что Ариев и Атлантов постоянно сталкивает лбами некая третья сила, истоки которой нужно искать в Тибете. Похоже, я нашел еще одно подтверждение собственным выводам, но теперь не в языке, а во вполне официальной археологии. До ухода в Европу и Тибет (после поражения Ариев (Кауравов) в Индии), представители этой третьей силы, похоже, заселяли как раз таки Бактрию, где издревле развивали мысль о единоличной власти. Арии выступили инструментом распространения данной мысли и, как результат, придумали и приняли зороастризм, христианство и далее по списку. Придумывали, скорее всего, не они, а представители исходного населения Бактрии, но это сути не меняет.

Глядя на современный герб России и на растущие, как грибы после дождя, религиозные храмы нельзя не заметить, что мысль, зародившаяся где-то в Бактрии в третьем тысячелетии до нашей эры жива и по сей день. С такими мыслями и символами надеяться на духовное возрождение (не в рамках религии), пусть даже и имея на руках Веды, увы, не приходится."

Все можно прочитать здесь: Герб России - мутант или древний символ?

http://navyserge.livejournal.com/38133.html

lady-dalet.livejournal.com

Герб России - мутант или древний символ?

орелТема данной статьи, несомненно, довольно сильно избита. Есть сторонники, как одной, так и другой версии. Но кто из них прав до конца не ясно. Двуглавые мутанты в природе встречаются, это факт, однако, было ли это возможным в древности или это исключительно "заслуга" современности? Про ископаемых с двумя головами мне, по крайней мере, не известно, да и могли ли древние принять такое уродство за нечто божественное? Версия про древний символ кажется более достойной внимания, что сразу же порождает вопрос о смысле данного символа. Об этом и пойдет речь в статье.Статья в Википедии предлагает некоторые сведения об истории двуглавого орла и аккуратно сообщает о его якобы шумерской природе. Неплохая статья с подборкой данных о двуглавом орле и вовсе однозначно утверждает, что при раскопках шумерского города Лагаш было обнаружено одно из самых древних его изображений. Вот оно:d42ecd58326bЭто же изображение использует и историк Федор Гайда в своей статье на эту же тему.Однако, достаточно долгий поиск хоть каких-то подобных изображений ни к чему не привел. Двуглавость персонажей не свойственна изображениям, которые находят в Шумере. Разных мутантов много, и люди-рыбы, и люди-птицы, а гибридов разных животных вообще без счета. Но двуглавых среди них нет. Плюс ко всему, на картинке изображен бог Нинурта, его зверем был лев, а не орел. Да и строить предположения по одному единственному, нет, даже не оригинальному изображению, а всего лишь по прорисовке, неизвестно кем и когда выполненной, считаю опрометчивым.Анализ других изображений памятников шумерской культуры показывает, что двуглавый орел имеет мало с ней общего. Можете посмотреть сами.Следующими по списку идут Хетты, которые так же использовали двуглавого орла как символ царской власти. Здесь уже все прозрачно и приводятся фото археологических памятников. Обычно этого:1296315779_ris1Современные исследователи сходятся в том, что орел это солярный символ и олицетворение царской власти. Да, все это верно, но это никак не объясняет наличие двух голов. Объяснение, что одна голова смотрит на восток, а другая на запад и, типа, вместе они олицетворяют всеобъемлющий контроль царя/императора за своей территорией, так же неудовлетворителен. Есть же еще север с югом, которые остаются не охваченными царским взором. Чего тогда голов не четыре?..

Сомневаться в чужих выводах намного проще, нежели предлагать свои предположения, но я попробую.На более глубокое понимание этого символа меня натолкнуло изображение топора из Бактрийско-Маргианского археологического комплекса:

BMACAxeWithEagleHeadedDemonAndAnimals3rd-Early2ndMilleniumBCEЭто, между прочим, XXIII по XVIII вв. до н. э., то есть задолго до первого изображения двуглавого орла на камне у хеттов, которое датируется XIII в. до н.э. Так как наличие двуглавых изображений у шумеров, на мой взгляд, никак не доказано, можно считать, что самое древнее изображение - бактрийское.На картинке выше изображен стилизованный топор, точнее его навершие. Центральной фигурой, несомненно, является двуглавый орел, пусть и с телом человека.Правой рукой "орел" удерживает, скорее всего, тигра, который почти во всех верованиях ассоциируется с силой, как созидающей, так и разрушающей. В Индии тигр является символом касты кшатриев (воины, правители). Подробнее можно прочитать здесь. Обратите внимание, что у тигра в пасти вставлена палка, которая не дает ему сомкнуть челюсти. То есть, тигр в таком расположении практически безопасен для "орла". Еще одна деталь, которую стоит подметить - держать тигра за горло можно только крепко сжав пальцы в кулак, иначе тигр вырвется.Левой рукой "орел" удерживает кабана, но удерживает он его очень условно. Никакой агрессии кабан не проявляет, он как бы просто висит на руке "орла". Глаза его прикрыты, а рука "орла" даже не держит его, а лишь прикрывает ему пасть. Кисть "орла" не сжата, это явно видно на картинке. Это тоже интересный момент. Кабан (свинья, вепрь) также может ассоциироваться с силой и агрессией, но под влиянием религии за свиньей закрепилась лишь негативная окраска. Напротив, в Китае и Индии свинья имеет очень положительный образ. У древних же кельтов кабан символизировал духовную власть друидов. Подробнее можно прочитать здесь.

Так что же делает этот двуглавый орел, глядя вправо и влево? Он не просто "бдит за востоком и западом", он контролирует воинов и священников! Первых он держит накоротке, не давая укусить, а вторым не дает открыть рот со своими советами. Это единоличный хозяин - царь, император, назовите как угодно, но власть у него действительно никем не ограничена. Вот, как я считаю, исходный смысл двух голов у современного орла! Чтобы ассоциация была более убедительной и полной, посмотрите на еще одно "совпадение" - правая лапа современного орла держит скипетр (аналог оружия, в лапе бывает и меч), т.е. правая лапа сжата в кулак, как и у древнейшего "орла", а левая лапа просто держит державу, т.е. пальцы разжаты, так же как и у более древнего прототипа. Вроде бы это мелочи, но это очередные "совпадения" и этого нельзя не признать.

На вопрос, вынесенный в название статьи, ответ найден - двуглавый орел является древнейшим символом единоличной неограниченной власти, которая прямым образом нарушает еще более древнее разделение людей по уровням духовного развития, которые отражены в Древней Азбуке - Азъ, Человек, Людин, и которые сохранились в Ведах в виде каст - брахманы, кшатрии, вайшья и шудры. И это очень важный момент.Обращу Ваше внимание на то, где располагалась Бактрия с Маргианой. Это Средняя Азия, север современного Афганистана с захватом кусков территорий почти всех бывших азиатских советских республик. Поэтому, вполне естественно, что главный исследователь данных культур, Виктор Сарианиди, считает бактрийцев индоариями. Но посмотрите внимательно на изображения №1, 19 и 27, приведенные на сайте экспедиции. Это индоарии? По-моему, семитских черт намного больше, а славянских нет вовсе.

К чему это я? К тому, что по оной из версий, именно территория Бактрии является местом зарождения зороастризма, который являлся прологом современных религий. Как раз в Бактрии обнаруживается древнейший город Балх, который до эпохи эллинизма являлся центром зороастризма, иудаизма и буддизма в Персии. Вероятно, что изначально территорию Бактрии населяли не индоарийские, а семитские племена, к чему, кстати, склоняются некоторые современные ученые. И эти племена были не очень довольны приходом индоариев с севера за две тысячи лет до нашей эры. Ведическое учение, которое несли индоарии с собой на юг, вряд ли сочеталось в понятиями единоличной власти. Человек слаб, и со временем индоарии написали Авесту, вместо Вед...

В конце одной из своих статей я уже высказывал предположение о том, что Ариев и Атлантов постоянно сталкивает лбами некая третья сила, истоки которой нужно искать в Тибете. Похоже, я нашел еще одно подтверждение собственным выводам, но теперь не в языке, а во вполне официальной археологии. До ухода в Европу и Тибет (после поражения Ариев (Кауравов) в Индии), представители этой третьей силы, похоже, заселяли как раз таки Бактрию, где издревле развивали мысль о единоличной власти. Арии выступили инструментом распространения данной мысли и, как результат, придумали и приняли зороастризм, христианство и далее по списку. Придумывали, скорее всего, не они, а представители исходного населения Бактрии, но это сути не меняет.

Глядя на современный герб России и на растущие, как грибы после дождя, религиозные храмы нельзя не заметить, что мысль, зародившаяся где-то в Бактрии в третьем тысячелетии до нашей эры жива и по сей день. С такими мыслями и символами надеяться на духовное возрождение (не в рамках религии), пусть даже и имея на руках Веды, увы, не приходится.

Дополнение:В комментариях получил от Константина Пономарева очень интересное описание прикладного смысла топора, рассмотренного в статье. Константин - биолог-охотовед, вероятно поэтому его анализ получился настолько содержательным и логичным с прикладной точки зрения. Я решил собрать его комментарии воедино и сделать дополнением к статье. Прикладной смысл не отрицает смысла духовного, который попытался найти я, а дополняет его. Орфография и пунктуация оставлены "как есть", сделал лишь разбивку на абзацы для лучшего, как мне кажется, восприятия.

Это охотничий топор очень знатного и богатого охотника, он призван приносить удачу владельцу и никогда не оставаться без добычи... Скорее всего мастер отливал топор по конкретному случаю произошедшему на охоте с заказчиком со слов или сам видел, т.к. выдумать подобный сюжет довольно сложно. Судя по тому как анатомически точно переданы пропорции животных, мастер входил в свиту охотника и сопровождал его на охоте, чтобы иметь возможность зарисовывать животных и снимать с них мерки...

...Изображённый Кабан (секач) уже повержен и он не живой, пасть и глаза закрыты, лезвие топора как бы вошло в тело кабана, это добыча охотника... Кабана он (человекоорел) может не держит, а удерживает, положил на него руку так сказать говоря этим "свою добычу не отдам никому, чего прикоснулся, моё", а почему рукой держит за пасть, скорее всего так было удобнее мастеру исходя от пропорций, длина руки, положение кабана, самым логичным было расположить руку на пасти чтоб не закрывать более значимые детали (закрытый глаз к примеру) и закрытая пасть символизирует отсутствие опасности...

...Тигр ... ручной-охотничий (как охотничья собака) призванный помогать охотнику в добыче животных, он вырывается, хочет крови и мяса поэтому охотнику приходится его сдерживать, полос на нём не видно, на шее и боках защитные латы от клыков кабана и когтей диких хищников, на спине не крылья, а что то типа сигнального флажка, чтоб тигра далеко было видно в высокой траве... палка в пасти может быть выполняла функцию кольца для подвязки какой нибудь кисточки. Бородка могла выполнять декоративную, украшательную функцию или как метка принадлежности конкретному хозяину-это по живому тигру, так и по топору можно узнать кому он принадлежит... кольцо в пасти или в ноздрях ранее широко использовалось в различных изделиях, дверные ручки в храмах вспоминаются, скульптурные композиции, сабли,мечи в охотничьих ножах до сих пор используется такой элемент. Может означать как власть человека над природой в широком смысле, подчинение природы человеку, приручение зверя человеком...

...По центру сам охотник стилизованный под двуглавого орла, возможно это родовой знак-тотем (двуглавый орёл). Говорить что головы смотрят на запад и восток (и при этом выпали север и юг) не корректно, объясняю. Поверхность земли плоская и двух орлиных голов больше чем достаточно для охвата всего вокруг не оставляя при этом слепых зон + великолепное зрение орла, в изображении на топоре это может означать Зверь от меня не уйдёт и не спрячется из моих цепких лап никто не вырвется... Он (человекоорел) просто удерживает тигра на расстоянии от кабана, чтоб тот его не разодрал от злости (хорошо обученную по кабану или медведю лайку тоже трудно оттащить от добытого зверя)... Удержание человекоорлом тигра одной рукой говорит о силе и власти владельца топора. показывает кто главный...Набедренная повязка подтверждает что действие происходило в жарком климате, где конкретно пусть учёные разбираются.Крылья у человекоорла свидетельствуют о высоком его положении в обществе, в прямом смысле, без мистики, как и головы (высоко сижу, далеко гляжу, всё вижу- в общем всё под контролем)... ...Немного об орлах: "Глаза орлов, высматривающих на поверхности земли жертву с огромной высоты полета, имеют удивительное морфофизиологическое строение сетчатки глаза. У них общее поле зрения, как и у человека, которое отображает реальность в масштабе 1:1, а вот в центральном пучке поля зрения все воспринимаемое увеличивается в 2,5 раза, т. е. оптическая система глаз пернатых хищников двойная! Орел с высоты полета видит мельчайшие детали на земле, как телеобъектив фотоаппарата, угол зрения дневных пернатых хищников почти 360 градусов...

...Топор являлся своеобразной фотографией с элементом своеобразного древнего фотошопа, с кабаном всё ясно и понятно, а вот тигр несёт в себе дополнительную смысловую нагрузку, это не просто какой то абстрактный тигр, а любимый тигр своего хозяина-товарищ и друг, вожак стаи таких же охотничьих тигров и отличительная черта его от других бородка-символ мужественности. Только поэтому его изобразили на топоре. Тигр воспитывался его хозяином с детства, вместе играли, отдыхали, спали в тени, поэтому охотник держит его одной рукой, потому что он друг и вреда хозяину не причинит. Возможно топор изготовлен в память о тигре, чтоб помнить...Еще раз хочу поблагодарить Константина за столько подробное и целостное описание рассматриваемого топора.

navyserge.livejournal.com

Герб России

Герб - двуглавый орел достался России в наследство от Византии после бракосочетания Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора, с великим князем Иваном III. Отчего греческая царевна предпочла московского князя остальным претендентам на ее руку? А претенденты из знатнейших европейских фамилий были, и всем Софья отказала. Может быть, она хотела выйти замуж за человека одного с ней православного вероисповедания? Возможно, но вряд ли непреодолимым препятствием был бы для нее брак с женихом, например, католической веры. Ведь не помешала православная вера перейти в подданство исламскому султану ее дяде Димитрию Палеологу, а позже и брату Мануилу. Основным мотивом был, бесспорно, политический расчет папы римского, у которого воспитывалась Софья. Но решение это пришло не вдруг и не просто.

Люди средневековья... От некоторых из них сохранились лишь имена и скудные сведения на страницах летописей, другие были участниками бурных событий, в хитросплетениях которых пытаются сегодня разобраться ученые. Жизнь Софьи (Зои) Палеолог пришлась на удивительное и сложное время правления в России одного из самых интересных ее государей - великого князя Ивана III, среди прозвищ которого фигурирует и такое - Грозный. Можно долго спорить о роли Софьи во внутригосударственной жизни страны, в борьбе за престол между детьми Ивана III. Но сейчас речь о другом. В конце ХХ века у нас появилась возможность заглянуть в лицо этой женщины: наука возрождения облика людей по костным останкам ныне развивается в России очень успешно. Ведущий специалист в этой области С. А. Никитин (Москва) воссоздал среди других и скульптурный портрет Софьи Палеолог. Перед нами лицо несомненно умной и сильной женщины, пережившей многое, в том числе сложные дворцовые интриги, и добившейся того, что именно ее старший сын Василий занял великокняжеский стол. Высокий уровень методик позволяет сегодня даже сравнивать черепа Софьи Палеолог и ее внука царя Ивана Грозного. Метод теневого фотоналожения (оригинальная разработка С. А. Никитина) четко показал, что это черепа близких родственников. Еще М. М. Герасимов, известный российский антрополог, отмечал в облике царя Ивана Васильевича черты средиземноморского типа, доставшиеся Грозному от его бабки, византийской принцессы Зои Палеолог. Крышку саркофага второй жены Ивана III украшает краткая эпитафия - "Софья", что, конечно же, не отражает события российской истории второй половины XV - начала XVI века, активной участницей которых была Софья Палеолог.

Сначала обратимся к истории Византии. В 395 году Римская империя разделилась на восточную (Византийскую) и западную. Византия считала себя преемницей Рима и - по праву. Запад вступил в период упадка культуры, духовной жизни, а в Константинополе общественная жизнь по-прежнему бурлила, процветали торговля, ремесла, был введен правовой кодекс Юстиниана. Сильная государственная власть ограничива ла влияние церкви на интеллектуальную жизнь, что благотворно сказывалось на образовании, науке и искусстве. Византия, являясь мостом между Европой и Азией, занимала важнейшее стратегическое положение. Но и воевать она была вынуждена на все четыре стороны - с персами, готами, аварами, гуннами, славянами, печенегами, половцами, норманнами, арабами, турками, крестоносцами.

С конца XII века звезда Византии постепенно клонится к упадку. То было время отчаянной, полной драматизма борьбы с могущественным соперником - турками, энергичным, воинственным и многочисленным народом. (Напор его не ослабевал и держал в ужасе Европу вплоть до XVIII века.) Постепенно, по частям турки захватывали земли империи. В конце XIV века им покоряются балканские славянские страны, и положение Византии становится критическим. Кульминация борьбы пришлась на XV век. Византия сражалась упорно, мужественно, изобретательно. Знаменитая византийская дипломатия проявляла чудеса находчивости. В значительной мере именно ее стараниями в свое время были совершены знаменитые крестовые походы рыцарей, существенно ослабившие турецкий султанат и отсрочившие крах империи.

В 1453 году османские войска осадили Константинополь - так изображает осаду старинная гравюра. Империя была обречена.

В 1453 году османские войска осадили Константинополь - так изображает осаду старинная гравюра. Империя была обречена.

Своих сил справиться с турецкой опасностью Византии не хватало. Только объединенные усилия всей Европы могли бы остановить турецкую экспансию. Но к такому объединению европейским политикам прийти не удавалось: камнем преткновения оставалась религиозная рознь между православной Византией и католическим Западом (как известно, раскол христианской церкви произошел в IX-XI веках). И тогда император Иоанн VII Палеолог предпринимает в 1438 году поистине историческую попытку сблизить церкви. Византия в то время находилась в тяжелейшем положении: под ее властью оставались ближайшие пригороды Константинополя, несколько мелких островов да деспотат Морея, с которым не было сухопутно го сообщения. Тонкая нить действующего перемирия с турками вот-вот должна была порваться.

Иоанн III договаривается с папой римским Евгением IV о созыве Вселенского собора с целью осуществить наконец объединение церквей. Византийцы проводят максимально возможную в тех обстоятельствах подготовку к собору, который, по их плану, должен принять общие для всего христианского мира церковные догматы. В ходе этой подготовки (для нашего рассказа факт очень важен) митрополитом московским назначают известного церковного деятеля, дипломата, оратора и мыслителя Исидора, убежденного сторонника объединения церквей (именно он невольно сыграл большую роль в судьбе Софьи Палеолог и Ивана Васильевича).

Великий князь московский Иван III (слева) в сражении с татарским ханом. Гравюра XVII века так символически изображает конец монголо-татарского ига.

Великий князь московский Иван III (слева) в сражении с татарским ханом. Гравюра XVII века так символически изображает конец монголо-татарского ига.

В 1438 году из Константинополя в Италию выехала делегация во главе с императором и патриархом. Митрополит Исидор с делегацией из России прибыл отдельно. Больше года в Ферраре, потом во Флоренции продолжались ожесточенные богословские споры. Они не привели к соглашению ни по одному пункту. К концу собора на греческую сторону было оказано сильное давление, и византийцы подписали итоговый документ, так называемую Флорентийскую унию, в которой согласились с католиками по всем позициям. Однако в самой Византии уния разделила народ на ее сторонников и противников.

Итак, слияния церквей не произошло, единственно правильный политический ход не состоялся. Византия осталась лицом к лицу с могущественным врагом. С легкой руки французских просветителей XVIII века, видевших в Византии оплот монархизма, о ней традиционно принято говорить как о стране загнивающей, застойной, дряхлеющей (такое отношение усиливалось неприязнью к православию). Наши мыслители Чаадаев и Герцен тоже ее не жаловали. У западных историков до сих пор в отношении к Византии сквозит легкое пренебрежение.

Иван III Васильевич правил на Московском престоле с 1462 по 1505 год.

Иван III Васильевич правил на Московском престоле с 1462 по 1505 год.

А между тем она стояла в самом важном стратегическом пункте, на границе Востока и Запада, владела проливами и держалась 1100 лет! Византия, пусть ослабевшая, не только героически боролась с многочисленными нашествиями, но и хранила колоссальный культурный потенциал, накопленный древними греками и римлянами. Когда в Европе царили церковное мракобесие и нетерпимость к любому отклонению от библейских канонов, в Константинопольском университете преподавалось римское право, все граждане Византии юридически были равны перед законом, грамотные люди зачитывались античными авторами, а в школах же учили читать по Гомеру! И еще не известно, когда бы появилось итальянское Возрождение, повернувшее человека от бесплодной схоластики к блеску античной культуры, если бы не постоянные культурные контакты европейцев с восточным соседом.

 

Слева -государственная печать Ивана Грозного. Справа - государственная печать Российской империи конца XVII века.

В апреле 1453 года Константинополь был осажден войсками турецкого султана Мехмеда II численностью, по разным оценкам, от 200 до 300 тысяч воинов. Мощнейшая по тем временам артиллерия, огромное количество осадной техники, большой флот, прекрасные специалисты по проведению подкопов и взрывных работ - все было направлено против великого города. Осада велась непрерывно и упорно. Чтобы лишить греков относительной безопасности их морских стен, во внутреннюю гавань Золотой Рог, защищаемую цепями, турки уже в ходе боев перевезли волоком по многокилометровому деревянному настилу 70 тяжелых боевых кораблей.

Что всей этой силе могли противопоставить византийцы? Мощные старинные каменные стены и башни, глубокие рвы, ловушки и другие оборонительные сооружения, построенные в разные времена прекрасными фортифика ционными инженерами. Город был неприступен для доогнестрельного оружия. Но на стенах почти не было артиллерии, и осажденные использовали в бою лишь камнеметные машины. Император смог выставить на стены только 7 тысяч воинов, в гавани находилось всего 25 кораблей. В самом городе шли непрекращающиеся религиозные споры между православными и католиками, спровоцированные принятием Флорентийской унии. Религиозная рознь сильно ослабила оборонный потенциал Константинополя. И это тоже учитывал Мехмед.

Но, несмотря ни на что, боевой дух защитников оказался невероятно высоким. Героическая оборона Константи нополя вошла в легенды. Оборону возглавлял и вдохновлял последний император Византии Константин XI Палеолог, мужественный и опытный воин с сильным и решительным характером. Полтора месяца отражаются все штурмы, все нападения с моря, разгадываются и ликвидируются подкопы.

Но 29 мая 1453 года во время последнего штурма под ударами ядер обрушилась часть стены. В пролом ринулись отборные части янычар. Константин собирает вокруг себя оставшихся защитников и бросается в последнюю контратаку. Силы слишком неравны. Видя, что все кончено, он, потомок древних греков, ринулся с мечом в руках в гущу боя и геройски погиб. Великий город пал. Византия погибла, но погибла непобежденной. "Погибаю, но не сдаюсь!" - девиз ее героических защитников.

Государственное знамя с изображением герба.

Государственное знамя с изображением герба.

Падение Константинополя произвело оглушительное впечатление во всем тогдашнем мире. Европейцы словно бы верили в чудо и ждали, что город вновь устоит, как бывало не раз в прошлом.

Три дня завоеватели убивают, грабят, насилуют, угоняют жителей в рабство. В огне гибнут книги, произведения искусства. Немногие могли спастись на кораблях. Начался исход в Европу из еще свободных византийских земель.

Из ближайших родственников Константина в живых остались два брата - Димитрий и Фома, которые правили каждый своей частью деспотата Морея на полуострове Пелопоннес. Турки планомерно присоединяли к султанату оставшиеся земли Византии. Очередь Мореи наступила в 1460 году. Димитрий остался на службе у султана. Фома уехал в Рим с семьей. После его смерти два его сына, Андрей и Мануил, и дочь Софья оказались на попечении папы римского.

Софья своим обаянием, красотой и умом заслужила всеобщую любовь и уважение в Риме. Но годы шли, ей пора замуж. Папа Павел II предлагает высокородных женихов, однако всех она отвергает (и даже короля Франции, и герцога миланского) под предлогом, что они не ее веры. Окончательное решение выдать Софью замуж за князя московского Ивана III Васильевича, овдовевшего несколько лет назад, папа принял под влиянием кардинала Виссариона. Виссарион Никейский, один из самых просвещенных людей своей эпохи, в прошлом православный митрополит - близкий друг и единомышленник Исидора московского в стремлении объединить церкви. Они вместе активно выступали на Флорентийском соборе, и, естественно, Виссарион много слышал и знал о России.

Великий князь московский был в ту пору единственным православным монархом, независимым от турок. Опытные политики в Риме видели, что усиливающаяся Россия имеет будущее. Римская дипломатия постоянно искала способы противодействия османской экспансии на Запад, понимая, что после Византии может наступить черед Италии. Поэтому в будущем можно было бы рассчитывать и на военную помощь России против турок. И тут такой удобный случай: браком вовлечь Ивана Васильевича в сферу римской политики и сделать попытку подчинить католическому влиянию огромную и богатую страну.

Итак, выбор сделан. Инициатива исходила от папы Павла II. В Москве обо всех тонких хитросплетениях в папском дворце и не подозревали, когда нагрянуло посольство из Италии с предложением династического брака. Иван, по своему обыкновению, советовался с боярами, с митрополитом, с матерью. Все дружно говорили ему одно, и он согласился. Последовал обмен посольствами. Затем были триумфальное путешествие невесты из Рима в Москву, торжественный въезд Софьи в Кремль, первое свидание молодых, знакомство невесты с матерью жениха и, наконец, свадьба.

А теперь посмотрим в исторической ретроспективе на некоторые важные события в жизни двух стран - Византии и России, - имеющие отношение к двуглавому орлу.

В 987 году великий князь киевский Владимир I заключил договор с византийским императором Василием II, по которому он помог императору подавить мятеж в Малой Азии, а взамен тот должен был отдать Владимиру в жены свою сестру Анну и прислать священников для крещения языческого населения. В 988 году на Руси официально вводится православие по византийским обрядам. Этот шаг определил дальнейшую судьбу и культуру России. Но принцесса не приехала. И тогда в 989 году великий князь захватывает византийскую колонию Херсонес в Тавриде. В последовавших переговорах пришли к соглашению: Владимир вернет город грекам, как только Анна приедет к жениху. Так все и получилось. Этот династический брак стал исключительным событием в то время: Анна - сестра Василия II и дочь предыдущего императора Романа II. До этого момента ни одна порфирородная принцесса или царевна византийская не выходила замуж за иностранца.

Порфирородными считались дети императоров, рожденные в особом помещении женской половины император ского дворца в Константинополе - Порфире. Императорами в Византии могли стать даже случайные люди, что, кстати, часто и происходило. Но порфирородными могли быть только дети правящих императоров. Вообще в раннем средневековье авторитет и престиж византийского двора в глазах европейцев были огромны. Королевские дома Европы почитали для себя за высшую честь иметь хоть какой-нибудь знак внимания от императора, не говоря уж о родственных связях. Поэтому женитьба Владимира на Анне имела большой резонанс в том мире и увеличила международный вес новой христианской державы в самом начале ее христианского пути.

И вот через пять веков последняя царевна уже погибшей Византии тоже выходит замуж за русского великого князя. В наследство она приносит в нашу страну древний герб Византийской империи - двуглавого орла. Погибшая некогда великая империя словно бы передавала эстафету стране тоже православной со складывающейся великорусской нацией.

Несколько слов о самых первых следствиях для России приезда Софьи с гербом ее предков. Высокообразо ванная по тем временам, она сама и ее греческие приближенные явно положительно повлияли на культурный уровень при дворе великого князя, на становление иностранного ведомства, на увеличение престижа великокня жеской власти. Новая жена поддерживала Ивана III в его стремлении наладить отношения при дворе, упразднить уделы и установить порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. Софья с ее ореолом императорского величия Византии была для русского царя идеальной женой.

Это было великое княжение. Фигура Ивана III Васильевича, в основном завершившего объединение русских земель в единое государство, была для своего времени по масштабности деяний сравнима разве что с Петром I. Одно из самых славных дел Ивана III - бескровная победа России над татарами в 1480 году после знаменитого "стояния на реке Угре". Полное юридическое освобождение от остатков ордынской зависимости ознаменова лось появлением на Спасской башне Кремля византийского, а теперь русского двуглавого орла.

Двуглавые орлы в гербах не такая уж редкость. С XIII века они появляются в гербах графов Савойских и Вюрцбургских, на баварских монетах, они известны в геральдике рыцарей Голландии и Балканских стран. В начале XV века император Сигизмунд I делает двуглавого орла гербом Священной Римской империи, а после ее распада в 1806 году двуглавый орел становится гербом Австрии (до 1919 года). И Сербия и Албания имеют его в своих гербах. Он же в гербах потомков греческих императоров.

Как он появился в Византии? Известно, что в 326 году император Римской империи Константин Великий делает двуглавого орла своим символом. В 330 году он переносит столицу империи в Константинополь, и с этого времени двуглавый орел - государственный герб. Империя распадается на западную и восточную, а двуглавый орел делается гербом Византии.

В появлении двуглавого орла как символа еще много непонятного. Известно, например, что он изображал ся в Хеттском государстве, сопернике Египта, существовавшем в Малой Азии во втором тысячелетии до нашей эры. В VI веке до н. э., как свидетельствуют археологи, двуглавый орел прослеживается в Мидии, восточнее бывшего Хеттского царства.

В 1497 году он впервые появляется как государственный герб на двусторонней восковой государственной печати России: на ее лицевой стороне изображен герб Московского княжества - всадник, поражающий дракона (в 1730 году официально получил название Святого Георгия), а на оборотной - двуглавый орел. Почти за пятисотлетнюю жизнь в России изображение орла на русском гербе неоднократно изменялось. На печатях двуглавый орел просуществовал до 1918 года. С Кремлевских башен орлов сняли в 1935 году. И вот 30 ноября 1993 года Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина двуглавый державный орел России вновь возвращен на российский герб. А в конце XX века Дума узаконила все атрибуты символики нашей страны.

Византийская империя была евроазиатской державой. В ней жили греки, армяне, турки, славяне и другие народы. Орел в ее гербе с головами, смотрящими на Запад и на Восток, символизировал в том числе и единство этих двух начал. Как нельзя более подходит это и для России, которая всегда была страной многонациональной, объединяющей под одним гербом народы и Европы и Азии. Державный орел России - не только символ ее государственности, но и символ тысячелетней истории, наших древних корней. Он - символ исторической преемственности культурных традиций - от погибшей великой империи, сумевшей сохранить для всего мира эллинскую и римскую культуры к молодой растущей России. Двуглавый орел - символ объединения и единства земель российских.

А. БАРЫБИН

nauka.relis.ru

История герба России

Слово герб происходит от немецкого слова эрбе, что значит наследство. Герб — символическое изображение, которое показывает исторические традиции государства или города. Гербы появились очень давно. Предшественниками гербов можно считать тотемы первобытных племен. У прибрежных племен в качестве тотемов были фигурки дельфинов, черепах, у племен степей — змеи, у лесных племен — медведя, оленя, волка. Особую роль играли знаки Солнца, Луна, воды. Время правления великого князя Ивана III (1462-1505 гг.) — важнейший этап складывания единого Российского государства. Ивану III удалось окончательно ликвидировать зависимость от Золотой Орды, отразив в 1480 году поход хана Ахмата против Москвы. В состав Великого княжества Московского вошли ярославские, новгородские, тверские, пермские земли. Страна стала активно развивать связи с другими государствами Европы, ее внешнеполитическое положение укрепилось. В 1497 году был принят общерусский Судебник — единый свод законов страны. Именно в это время — время успешного строительства российской государственности. Великий Князь Московский Иван III (1462-1505) женился на Византийской царевне Софье Палеолог и для повышения своего авторитета в отношениях с иностранными государствами принимает родовой герб Византийских царей — Двуглавого Орла. Двуглавый орел Византии олицетворял собой Римско-Византийскую империю, охватывающею Восток и Запад. Император Максимилиан II не дал однако Софье своего Императорского орла, орел изображенный на стяге Софьи Палеолог имел не Императорский а только цесарский венец. Тем не менее, возможность стать равным со всеми европейскими государями побудила Ивана III принять этот герб как геральдический символ своего государства. Превратившись из Великого Князя в царя Московского и взяв для своего государства новый герб — Двуглавого Орла, Иван III в 1472 г. возлагает на обе главы Цесарские венцы, одновременно на груди орла появляется щит с изображением иконы Св. Георгия Победоносца. В 1480 Царь Московский становится Самодержцем, т.е. независимым и самостоятельным. Это обстоятельство находит свое отражение в видоизменении Орла, в лапах его появляется меч и православный крест. Рухнувшая Византийская империя делает Русского Орла приемником Византийского и сын Ивана III, Василий III (1505-1533) возлагает на обе главы Орла одну общую самодержавную Шапку Мономаха. После смерти Василия III, т.к. наследник его Иван IV, получивший впоследствии название Грозный, был еще мал, наступает регентство его матери Елены Глинской (1533-1538), а фактическое самовластие бояр Шуйских, Бельских (1538-1548). И здесь Русский Орел претерпевает весьма комическое видоизменение. Ивану IV исполняется 16 лет, и он коронуется на царство и сразу же Орел претерпевает весьма существенное изменение, как бы олицетворяя собой всю эпоху царствования Ивана Грозного (1548-1574, 1576-1584). Но в царствование Ивана Грозного был период, когда он отрекся от Царства и удалился в монастырь, передав бразды правления Семену Бекбулатовичу Касимовскому (1574-1576), а фактически боярам. И Орел среагировал на происходящие события очередным изменением. Возвращение Ивана Грозного на трон вызывает появление нового Орла, главы которого увенчаны одной, общей короной явно западного образца. Но это еще не все, на груди Орла, вместо иконы Св. Георгия Победоносца появляется изображение Единорога. Почему? Об этом можно только догадываться. Правда, справедливости ради надо отметить, что Орел этот был Иваном Грозным быстро отменен. Умирает Иван Грозный и на троне воцаряется слабый, ограниченный царь Федор Иванович “Блаженный” (1584-1587). И снова Орел изменяет свой облик. В правление царя Федора Ивановича между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых: так называемый голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление «голгофского креста» в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России. Также известен и другой герб Федора Ивановича, который несколько отличается от вышеуказанного. В XVII веке православный крест часто изображался на русских знаменах. Знамена иноземных полков, входивших в состав русского войска, имели собственные эмблемы и надписи; однако на них помещался и православных крест, который указывал, что полк, воюющий под этим знаменем, служит православному государю. До середины XVII века широко использовалась печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован двумя коронами, а между голов орла возвышается православный восьмиконечный крест. Сменивший Федора Ивановича Борис Годунов (1587-1605) мог бы явиться родоначальником новой династии. Занятие им престола было вполне легально, но народная молва не хотела видеть в нем законного Царя, считая его цареубийцей. И Орел отражает это общественное мнение. Смутой воспользовались враги Руси и появление в этих условиях Лжедмитрия (1605-1606) было вполне закономерным, как и появление нового Орла. Надо сказать, что на некоторых печатях изображался другой, явно не русский Орел. Здесь события также накладывали свой след на Орла и в связи с Польской оккупацией Орёл становится очень похож на польский, отличаясь, разве что, двухголовием. Шаткую попытку установить новую династию в лице Василия Шуйского (1606-1610), живописцы из приказной избы отразили в Орле лишенного всех державных атрибутов и как бы в насмешку из места сращения голов вырастет не то цветок, не то шишка. Русская история довольно мало говорит о царе Владиславе I Сигизмундовиче (1610-1612), правда, он не был коронован на Руси, но указы издавал, на монетах чеканилось его изображение и Русский Государственный Орел имел при нем свои формы. Причем впервые в лапе Орла появляется Скипетр. Короткое и в сущности фиктивное правление этого царя фактически положило конец Смуте. Закончилось Смутное время, Россия отразила претензии на престол польской и шведской династий. Были побеждены многочисленные самозванцы, подавлены полыхавшие в стране восстания. С 1613 года по решению Земского собора в России стала править династия Романовых. При первом царе этой династии — Михаиле Федоровиче (1613-1645) прозванный в народе «Тишайшим» — Государственный герб несколько меняется. В 1625 году впервые двуглавый орел изображается под тремя коронами, на груди возвращался Георгий Победоносец, но уже не в виде иконы, в виде щита. Также, на иконах Георгий Победоносец всегда скакал слева напрово, т.е. с запада на восток навстречу извечным врагам — монголо-татарам. Теперь же враг оказался на западе, польские шайки и римская курия не оставили свох надежд привести Русь в католическую веру. В 1645 году при сыне Михаила Федоровича — царе Алексее Михайловиче — появилась первая Большая государственная печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован тремя коронами. С этого времени постоянно использовался именно такой тип изображения. Следующий этап изменения Государственного герба наступил после Переяславской Рады, вхождения Украины в состав Российского государства. На торжествах по этому случаю появляется новый, невиданный трехглавый Орел, который должен был символизировать собой новый титул русского царя: «Всея Великия и Малыя, и Белыя Руси Царь, Государь и Самодержец». К жалованной грамоте царя Алексея Михайловича Богдану Хмельницкому и его потомкам на город Гадяч от 27 марта 1654 года приложена печать, на которой впервые двуглавый орел под тремя коронами изображен держащим в когтях символы власти: скипетр и державу. В отличие от византийского образца и, возможно, под влиянием герба Священной Римской империи двуглавый орел начиная с 1654 года стал изображаться с поднятыми крыльями. В 1654 году кованый двуглавый орел был установлен на шпиле Спасской Башне Московского Кремля. В 1663 году впервые в русской истории из-под печатного станка в Москве вышла Библия — главная книга христианства. Не случайно в ней был изображен Государственный герб России и давалось его стихотворное «объяснение»: Тремя венцами орел восточный сияет, Веру, надежду, любовь к Богу являет, Криле простер, объемлет все мира конца, Север, юг, от востока аж до запада солнца Простертыми крыльями добре покрывает. В 1667 году, после долгой войны России с Польшей из-за Украины, было заключено Андрусовское перемирие. Для скрепления этого договора была изготовлена Большая печать с двуглавым орлом под тремя коронами, со щитом с ездецом на груди, со скипетром и державой в лапах. В этом же году появился первый в истории России Указ от 14 декабря «О титуле царском и о государственной печати», который содержал официальное описание герба: «Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великая и Малая и Белыя России самодержавца, Его Царского Величества Российского царствования, на котором три короны изображены знаменующие три великие Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства. На персях (груди) изображение наследника; в пазноктях (когтях) скипетр и яблоко, и являет милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержавца и Обладателя». Умирает царь Алексей Михайлович и наступает короткое и ничем не примечательное царствование его сына Федора Алексеевича (1676-1682). Трехглавый Орел заменяется старым двухглавым Орлом и при этом ничего нового собой не отражает. После недолгой борьбы с боярским выбором на царство малолетнего Петра, при регенстве его матери Натальи Кирилловны, на престол возводят второго царя — слабосильного и ограниченного Иоанна. А за двойным царским троном стоит царевна Софья (1682-1689). Фактическое царствование Софьи вызвало к жизни нового Орла. Продержался он однако не долго. После новой вспышки смуты — Стрелецкого бунта появляется новый Орел. Причем старый Орел не исчезает и оба они существуют некоторое время параллельно. В конце концов, Софья потерпев поражение, отправляется в монастырь, а в 1696 году умирает и царь Иоанн V, престол достается единолично Петру I Алексеевичу «Великому» (1689-1725). И почти сразу Государственный Герб резко меняет свои формы. Начинается эпоха великих преобразований. Столица переносится в Санкт — Петербург и Орел преобретает новые атрибуты. На главах появляются короны под одной общей большей, а на груди орденская цепь ордена Св. апостола Андрея Первозванного. Этот орден, утвержденный Петром в 1798 году, стал первым в системе высших государственных наград России. Святой апостол Андрей Первозванный, один из небесных патронов Петра Алексеевича, был объявлен покровителем России. Синий косой Андреевский крест становится основным элементом знака ордена Святого Андрея Первозванного и символом военно-морского флота России. С 1699 года встречаются изображения двуглавого орла, окруженного цепью со знаком Андреевского ордена. А уже в следующем году Андреевский орден размещают на орле, вокруг щита с всадником. С первой четверти XVIII века цветами двуглавого орла стали коричневый (естественный) или черный. Также важно сказать еще об одном Орле которого Петр нарисовал совсем еще мальчиком для знамени Потешного полка. У этого Орла была всего одна лапа ибо: «Кто только одно сухопутное войско имеет — одну руку имеет, но кто флот имеет две руки имеет». В короткое царствование Екатерины I (1725-1727) Орел снова изменяет свои формы, ироническая кличка «Болотная царица» ходила повсеместно и соответственно Орел просто не мог не изменится. Однако продержался это Орел весьма незначительный срок. Меньшиков обратив на него внимание приказал изъять его из употребления и ко дню коронации Императрицы появился новый Орел. Указом императрицы Екатерины I от 11 марта 1726 года было закреплено описание герба: «Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, на нем ездец в красном поле». После смерти Екатерины I в короткое царствование Петра II (1727-1730) — внука Петра I, Орел практически не изменился. Впрочем и правление Анны Иоанновны (1730-1740) и Ивана VI (1740-1741)- правнука Петра I, не вызывает практически никакого изменения Орла за исключением непомерно вытянутого вверх тела. Однако восшествие на престол Императрицы Елизаветы (1740-1761) влечет за собой кардинальное изменение Орла. Ничего не остается от императорской власти, да и Георгий Победоносец заменяется крестом (к тому же, не православным). Унизительный период России добавил унизительного Орла. На весьма кратковременное и чрезвычайно оскорбительное для русских людей царствование Петра III (1761-1762) Орел не среагировал никак. В 1762 году на престол вступает Екатерина II «Великая» (1762-1796) и Орел меняется приобретая могучие и грандиозные формы. В чеканке монет этого царствования было много произвольных форм герба. Наиболее интересная форма — Орел появившийся во времена Пугачева с огромной и не совсем привычной короной. Орел Императора Павла I (1796-1801) появился еще задолго до кончины Екатерины II как-бы в противовес ее Орлу для отличия гатчинских батальонов от всей Русской Армии, для ношения на пуговицах, бляхах и головных уборах. Наконец он появляется на штандарте самого цесаревича. Создает этого Орла сам Павел. В короткое время правления императора Павла I (1796-1801 гг.) Россия вела активную внешнюю политику, столкнувшись с новым для себя противником — наполеоновской Францией. После того как французские войска заняли средиземноморский остров Мальту, Павел I взял Мальтийский орден под свое покровительство, став гроссмейстером ордена. 10 августа 1799 года Павлом I был подписан Указ о включении в состав государственного герба мальтийских креста и короны. На груди орла под мальтийской короной располагался щит со Святым Георгием (Павел толковал его как «коренной герб России»), наложенный на мальтийский крест. Павел I сделал попытку ввести полный герб Российской империи. 16 декабря 1800 года он подписал Манифест, в котором описывался этот сложный проект. В многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. В центре находился вышеописанный герб в виде двуглавого орла с мальтийским крестом, большего, чем остальные размера. Щит с гербами наложен на мальтийский крест, а под ним опять появился знак ордена Святого Андрея Первозванного. Щитодержатели, архангелы Михаил и Гавриил, поддерживают императорскую корону над рыцарским шлемом и наметом (плащом). Вся композиция помещена на фоне сени-мантии с куполом — геральдического символа суверенитета. Из-за щита с гербами выходят два штандарта с двуглавым и одноглавым орлами. Этот проект не был окончательно утвержден. В результате заговора, 11 марта 1801 года Павел пал от рук дворцовых цареубийц. На престол вступает молодой Император Александр I «Благословенный»(1801-1825). Ко дню его коронования появляется новый Орел, уже без Мальтийских эмблем, но, по сути, этот Орел довольно близок к прежнему. Победа над Наполеоном и практически полный контроль над всеми процессами в Европе вызывает появление нового Орла. Он имел одну корону, крылья орла изображались опущенными (расправленными), а в лапах не традиционные скипетр и держава, а венок, молнии (перуны) и факел. В 1825 году в Таганроге умирает (по официальной версии) Александр I и на престол вступает сильный волей и осознанием долга перед Россией Император Николай I (1825-1855). Николай способствовал могущественному, духовному и культурному возрождению России. Это явило нового Орла, который с течением времени несколько изменился, но по-прежнему нёс в себе все те же строгие формы. В 1855-1857 годах в ходе геральдической реформы, которая проводилась под руководством барона Б.Кене, тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов. Рисунок Малого герба России, исполненный Александром Фадеевым, был высочайше утвержден 8 декабря 1856 года. Этот вариант герба отличался от предшествующих не только изображением орла, но и количеством «титульных» гербов на крыльях. На правом помещались щиты с гербами Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединенным гербом Великих Княжеств (Киевского, Владимирского, Новгородского), на левом — щиты с гербами Астрахани, Сибири, Грузии, Финляндии. 11 апреля 1857 года последовало Высочайшее утверждение всего комплекта государственных гербов. В него вошли: Большой, Средний и Малый, гербы членов императорской фамилии, а также «титульные» гербы. Одновременно были утверждены рисунки Большой, Средней и Малой государственных печатей, ковчегов (футляров) для печатей, а также печатей главных и низших присутственных мест и лиц. В общей сложности одним актом утвердили сто десять рисунков, литографированных А.Беггровым. 31 мая 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления. Также известен и другой Орёл Императора Александра II (1855-1881), где вновь возвращается Орлу блеск золота. Скипетр и держава заменяются факелом и венком. В продолжении царствования венок и факел несколько раз сменяются скипетром и державой и несколько раз возвращаются вновь. 24 июля 1882 года Император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, императорские короны стали изображать наподобие реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации. Большой российский государственный герб, Высочайше утвержденный 3 ноября 1882 года, есть в золотом щите черный двуглавый орел, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми такая же, но в большем виде, корона, с двумя развевающимися концами ленты андреевского ордена. Государственный орел держит золотые скипетр и державу. На груди орла герб Московский. Щит увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского. Намет черный с золотом. Вокруг щита цепь ордена св. апостола Андрея Первозванного; по сторонам изображения святых Архистратига Михаила и Архангела Гавриила. Сень золотая, коронованная императорскою короною, усеянная российскими орлами и подложенная горностаем. На ней червленная надпись: С Нами Бог! Над сенью государственная хоругвь, с восьмиконечным на древке крестом. 23 февраля 1883 года были утверждены Средний и два варианта Малого герба. В январе 1895 года было высочайше повелено оставить без перемен рисунок государственного орла, выполненный академиком А.Шарлеманем. Последний по времени акт — «Основные положения государственного устройства Российской империи» 1906 года — подтвердил все предшествующие законоположения, касающиеся Государственного герба, но при всех строгих контурах является наиболее эллегантным. С незначительными изменениями, внесенными в 1882 году Александром III, герб России просуществовал до 1917 года. Комиссия Временного правительства пришла к выводу, что сам по себе двуглавый орел не несет в себе никаких монархических или династических признаков, поэтому его, лишенного короны, скипетра, державы, гербов царств, земель и всех остальных геральдических атрибутов «оставили на службе». Совсем иного мнения придерживались большевики. Декретом Совнаркома от 10 ноября 1917 года вместе с сословиями, званиями, титулами и старорежимными орденами герб и флаг были упразднены. Но принять решение оказалось легче, чем выполнить. Государственные органы продолжали существовать и функционировать, поэтому еще полгода старый герб использовали там, где было необходимо, на вывесках с обозначением органов власти и в документах. Новый герб России был принят вместе с новой конституцией в июле 1918 года. Первоначально колосья не венчала пятиконечная звезда, ее ввели через несколько лет, как символ единения пролетариата пяти континентов планеты. Казалось, что двуглавый орел окончательно отправлен в отставку, но словно сомневаясь в этом, власти не спешили убирать орлов с башен московского кремля. Это произошло только в 1935 году, когда Политбюро ЦК ВКПб решилось заменить прежние символы рубиновыми звездами. В 1990 году Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. После всестороннего обсуждения Правительственная комиссия предложила рекомендовать Правительству герб — золотого двуглавого орла на красном поле. В 1993 году, указом Президента Б.Н.Ельцина двуглавый Орел был утвержден в качестве государственного герба. И наконец 8.12.2000 двуглавый Орел был утвержден Государственной Думой. За основу современного герба взят герб Петра I. Но двуглавый орел золотого цвета, а не черного, и помещён он на красном геральдическом щите. На протяжении истории нашего государства, каждый глава государства вносил свой вклад в развитие и формирование герба. При этом он старался, чтобы происходящие в этот момент исторические события и достижение, нашли отражения на гербе. Характер и политические взгляды тоже находили отражение в гербе. Изначально орел появился в России из распавшейся могучей Римской империи. Он был необходим молодому Российскому государству, как символ власти. Чем крепче становились Россия, тем увереннее и сильнее выглядел орел на гербе. Со временем у него появились все атрибуты власти: корона, скипетр и держава.

thebester.ru


Смотрите также