Должности древнего рима. Должностное лицо в Древнем Риме и его полномочия
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

2.4. Высшие избираемые должности Древнего Рима. Должности древнего рима


2.4. Высшие избираемые должности Древнего Рима.

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные (чрезвычайные). К ординарным магист­ратурам относились должности консулов, преторов, цензо­ров, квесторов, эдилов и др.

Консулы (в Риме избирались два консула) были выс­шими магистратами и возглавляли всю систему магистра­тур. Особенно существенными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоря­жаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что осо­бенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать обще­обязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права. Вначале избирался один претор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граждан (го­родской претор), а другой — дела с участием иностранцев (претор перегринов). Постепенно число преторов увеличи­лось до восьми.

Два цензора избирались раз в пять лет для составле­ния списков римских граждан, распределения их по три­бам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нрав­ственностью и издание соответствующих эдиктов. Квесто­ры, бывшие сначала помощниками консулов без специаль­ной компетенции, со временем стали ведать (под контро­лем сената) финансовыми расходами и расследованием не­которых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к кощгу республики достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, тор­говлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.

Коллегии "двадцати шести мужей" состояли из двад­цати шести человек, входивших в пять коллегий, ведав­ших надзором за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.

Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие. Затем, по мере увеличения роли сената, активность плебейских трибунов пошла на убыль, а попытка Гая Гракха во II в. до н.э. уси­лить ее окончилась крахом.

Экстраординарные магистратуры создавались только в. чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому. государству обстоятельствах — тяжелая война, большое восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. Дик-. татор назначался по предложению сената одним из консу­лов- Он обладал неограниченной властью, которой подчиня­лись все магистраты. Право veto плебейского трибуна на него не действовало, распоряжения диктатора не подле­жали обжалованию, и за свои действия он не нес ответ­ственности. Правда, в первые века существования респуб­лики диктатуры вводились не только в чрезвычайных об­стоятельствах, а для решения конкретных задач и полномо­чия диктатора ограничивались рамками этой задачи- За ее пределами действовали ординарные магистратуры. В пери­од расцвета республики к диктатуре почти не прибегали.

Срок диктатуры не должен был превышать шести ме­сяцев. Вместе с тем в период кризиса республики это пра-т вило было нарушено и появились даже пожизненные дик­татуры (диктатура Суллы "для издания законов и устрой­ства государства").

К экстраординарным магистратурам могут быть отне­сены и комиссии децемвиров, образованные в период одно­го из подъемов борьбы плебеев за свои права для подготов­ки Законов XII таблиц, созданных в 450—451 гг. до н.э.

studfiles.net

Положение должностного лица в Древнем Риме

Система управления, принятая в большинстве государств современного мира, возникла в период становления древних цивилизаций Рима, Египта, Греции и Китая. Монархия была представлена централизованной властью фараона или императора, чиновники управляли в городах-полисах Древней Греции.

История возникновения института должностных лиц в Древнем Риме

Во время становления Республики возникла необходимость в распределении функций управления, дарованных римским народом и аристократией. Представители народа и верхушки общества наделялись полномочиями в рамках определенных ограничений. Так появился институт «должностного лица», схожий с понятием в современном обществе. Под этим определением понимался человек, находящийся на службе в государстве и являющийся органом власти.Власть в Древнем Риме выстраивалась по вертикали. Верхний чин присваивался высоким чиновникам, отдающим приказы по совершению конкретных действий служащими в определенной сфере. Нижнюю ступень занимали советники и помощники начальника. Средним звеном, связующем должностных лиц Древнего Рима различных рангов, были заместители глав управлений.Власть также распределялась по горизонтали. Чиновники, наделенные одинаковым объемом прав и полномочий, могли отменять принятые коллегами решения.На должности в государство принимались только граждане Древнего Рима со статусом свободно рожденного. Вольноотпущенники, то есть получившие свободу бывшие рабы, не могли претендовать на работу в органах управления. Вместе с тем, их сыновья, появившиеся в браке от свободного человека, могли.

патриции древнего рима фотоКак распределялась власть должностных лиц в Древнем Риме

В отношении полномочий чиновных лиц в Риме действовали следующие ограничения:

  • на должность поступали при достижении определенного возраста;
  • действовал срок полномочий;
  • граждан могли выбрать на пост повторно;
  • власть ограничивалась определенной территорией — городом, регионом;
  • лица назначались для решения вопросов в конкретной сфере.

Период службы, в основном, признавался равным 36 месяцам. К этой категории относились квесторы, преторы, эдилы, консулы и цензоры. Народные трибуны добивались положения аристократов. Для них открывались возможности карьеры, в юности их могли назначить на должность офицера легиона, в возрасте 25-30 лет — эдила, в 40-45 лет — претора, к 50 — консула.В качестве примера можно привести должность консула. Они управляли в городах. В их подчинении находились проконсулы, осуществляющие полномочия на сельсхозяйственных землях за пределами городских стен. Остальные граждане для консулов и проконсулов находились в состоянии privati — подчинных.

юридические лица в древнем римеВиды должностных лиц в Древнем Риме

Высшее должностное лицо в Древнем Риме именовалось «империум». Власть царей, именуемых «потестас», перешла к ним из дореспубликанской эпохи. Процедура передачи власти прописывалась в законе куриатов. В их полномочия входил созы Сената и Народного собрания (комиции). На рассмотрение органов поступали запросы о создании законов, предоставлялись отчеты. Во время военных действий с другими государствами, из империум выбирали диктатору, наделенного высшей властью в империи. Он мог единолично отдавать приказы и распоряжаться судьбой всей страны и народа. К статусу добавлялась цель назначения, к примеру, «Диктатор из-за войны».Избранные во время военных и народных волнений диктаторы провозглашали себя единоличными пожизненными управителями, как Гай Юлий Цезарь и Корнелий Сулла. Этот чин был упрощен в Риме по приказу Марка Аврелия.Чиновники назначались также на время проведения религиозных праздников. Они служили на добровольных началах и не получали жалования от Республики. При назначении на должность выдавалась тога, которая оставалась до момента оставления чина или смерти римлянина.Занятие высоких должностей влияло на социальной статус сыновей. Дети тех, кто находился в курульном чине, становились аристократами. Они становились главами семей, и их посмертное изображение на маске хранилось потомками. Должностные лица, начиная с квесторов, могли избираться в высший орган управления Древнего Рима — Сената.Решения должностных лиц обжаловались в Народном собрании или Сенате.

drevniy-egipet.ru

должность в Риме, 6 букв, сканворд

должность в Риме

Альтернативные описания

• высшее выборное должностное лицо в древнем Риме

• дипломатический ранг

• должность римского полководца Суллы

• постоянный дипломатический представитель в каком-либо городе или районе другого государства

• тайная террористическая организация в Германии в 1920—33, финансировавшаяся монополиями

• должностное лицо, защищающее интересы своего государства и его граждан в другом государстве

• кто в посольстве за визы отвечает?

• старший бурсак, наблюдавший за своими товарищами

• переведите на латынь «уполномоченный представитель»

• опера американского композитора Д. Менотти

• постоянный представитель

• сотрудник МИД

• дипломат-миссионер

• дипломат

• дипломат-посланник

• представитель сената

• кто за визы отвечает?

• коллега посла и атташе

• представитель государства

• «визовый» дипломат

• высшая выборачная должность в республике, глава государства в мирное время и войска во время войны

• должность

• постоянный представитель страны

• защитник граждан на чужбине

• разновидность посла

• уполномоченный МИДа

• собрат дипломата

• Посол, дипломат

• Дипломатический пpедставитель, назначаемый в какой-либо гоpод иностpанного госудаpства

• Дипломатическая должность

• Верховный магистрат Древнего Рима

• Террористическая организация (1920-1933)

• кто в посольстве за визы отвечает

• кто за визы отвечает

• м. лат. в республиках, первое правительственое лицо; род поверенного от правительства, в торговом городе иной державы. Консульша, жена консула. Консулов, консульшин, ему, ей прнадлежщ.; консульский, к консулу относящ.. Консульство ср. звание, должность консула, дом и канцелярия его

• официальное лицо государства

• переведите на латынь "уполномоченный представитель"

• "визовый" дипломат

• ранг в дипломатии

• выдает в посольстве визы

scanwordhelper.ru

Легат (Древний Рим) - это... Что такое Легат (Древний Рим)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Легат.

Лега́т (от лат. legatus, legare, «предписывать, назначать, делегировать») — так назывались у римлян посланники, отправляемые к другим правительствам или народам.

Республика

В древнейшую эпоху право сноситься с иноземными народами принадлежало фециалам. Позднее, когда в сенат вошли и плебеи, установился обычай назначать для таких сношений особенных депутатов, рекомендованных полководцем (высшим магистратом) и утвержденных сенатом. Принятие поручения было обязательно. Иногда отдельные лица добровольно вызывались взять на себя обязанности посла. Народное собрание не вмешивалось в избрание. Особой квалификации для легата не было установлено; обыкновенно, но не всегда, назначались сенаторы. Самый знатный из выбранных легатов назывался princeps legationis. Габиниев закон (67 год до н. э.) ограничил состав легатов только сенаторами.

Империя

В императорскую эпоху легат провинций и легионов выбирались безусловно из сенаторов. Не мог быть легатом магистрат, находящийся на службе. Постоянных легатов было при наместнике один или три (1 при пропреторе, 3 при проконсуле), а в исключительных случаях — по 15 и даже 25 (например, Гней Помпей Великий, по Габиниеву закону 67 года, получил 15 легатов). Чрезвычайных легатов было по 2 или по 4, позднее по 3; в особо важных случаях назначалось по 5 и 10 человек. Особых инсигний у легатов не было; как сенаторы, они имели только право держать при себе ликторов.

В императорское время только легат пропретор имели право носить фасции. Право посылать и принимать послов существовало лишь между сенатом и теми государствами и иноземными фамилиями, которые пользовались hospitium и amilicia (дружбой и союзом гостеприимства) римского народа. Компетенция легата была двоякая:

1) на их обязанности лежало быть посредниками при объявлении войны или заключении мира. Они принимали от сената грамоту, передавали её по принадлежности, приносили ответ и делали доклад об исполнении поручения (это называлось legationem renuntiare, l. referre, или просто renuntiare). При этом они не имели полной исполнительной военной власти (imperium), а только auctoritas (полномочие). От подобных депутаций надо отличать так называемые legationes liberae (вольные посольства), то есть официальные командировки по частным делам, нечто вроде отпуска. В I веке до н. э. такие командировки вызвали массу злоупотреблений и были ограничены законом Цицерона (68 год до н. э.) и Юлия Цезаря.

2) Легаты были советниками при магистрате и участвовали в его делах. Существовала (с 146 года до н. э.) коллегия из 10 легатов (decem legati), с помощью которых магистрат устраивал дела в только что покоренной стране, согласно организации, декретированной сенатом. Прикомандированные к внегородским магистратам легаты уже рано появляются в анналах военной истории. Они отличаются от постоянных военных чиновников (tribuni nulitum, praefecti sociorum, praefecti alae) тем, что их функции не были приурочены к той или другой военной должности, имели характер временный и возлагались по усмотрению главнокомандующего. В начале II века до н. э. была введена должность постоянных легатов при наместниках в заморских провинциях, позднее они появились и в самой Италии. Их назначение — составлять совет главнокомандующего (consilium). Теодор Моммзен видит в них сенаторскую коллегию, контролирующую действия магистрата. С течением времени должность легата стала доставаться лишь сенаторам или лицам близким к сенату по рождению. Военные легата в отсутствие главнокомандующего и претора замещали его (legatus pro praetore), в отсутствие квестора исполняли казначейские обязанности, а также творили суд. При Цезаре легаты командовали легионами.

Во время империи деятельность легатов сделалась шире, полноправнее и определеннее. Так называемые легаты Августа пропреторы (legati Augusti pro praetore) посылались в императорские провинции и были избираемы на неопределенный срок самим императором, из числа консуляров и преториев, и притом сенаторов. На их обязанности лежало управлять провинцией, отправлять суд, в случае необходимости командовать войсками. В некоторых провинциях судебная власть была передана особому legatus iuridicus, который был подчинен легату Августа. В его же подчинении находились легионные легаты; в менее значительных провинциях последние были самостоятельными правителями. Легат Августа пропретор назывался также quinquefascalis, ибо имел право на 5 ликторов. В провинциях сенаторских, где требовался проконсул, legatus proconsulis pro praetore был его помощником. В преторских провинциях такой легат был один, в консульских — 3. Со времени Траяна центральная власть прямо вмешивалась в управление общин через посредство особых чиновников, которые назначались сперва лишь в чрезвычайных случаях и назывались legati Augusti (или quinquefascales) ad corrigendum statum civitatium liberarum. Особо от этих императорских чиновников стояли провинциальные легаты, которые, как депутаты от городов, собирались раз в год в главном городе провинции. Цель этого собрания была контролировать ведение финансовых дел, составлять бюджет культа и определять для покрытия его налоги. Оно же посылало депутации в сенат или к императору по разным делам, издавало постановления относительно сооружения памятников и т. д. Как военный чиновник, легат командовал легионом или корпусом вспомогательных войск, но со времени Галлиена эта должность была заменена префектурой (praefectus legionis). При Калигуле легионный легат в сенаторской провинции Африке сделался наместником отделенной от Африки и обращенной в императорскую провинцию Нумидии, с титулом legatus Augusti legionis III Augustae.

Литература

dik.academic.ru

Должностное лицо в Древнем Риме и его полномочия

Мало кто знает, что большинство терминов, обозначающих современную систему управления государством, берет свое начало из… Древнего Рима. Державы с развитой системой управления бывали и раньше в античную эпоху – например, Египет, Китай, Греция. Однако монархическое устройство полностью подчиняло чиновников воле фараона или царя, а демократия в Древней Греции ограничивалась лишь пределами полиса (города и прилегающей области). В эпоху становления Республики встал вопрос о распределении управленческих функций между избираемыми представителями от аристократии и народа (плебса), а также о делегировании им полномочий и их ограничении. Именно в это время и появился термин «должностное лицо» - понятие, очень близкое нам по своему значению.

В русском языке это слово ассоциируется со словом «долг». Но, в отличие от «должника», понятия «должность» и «должностное лицо» несут позитивную смысловую окраску. Человек в чине – это представитель государства в определенной области, ограниченной своими полномочиями и олицетворяющий власть. Шкала рангов в бюрократическом аппарате имеет свою вертикаль (от начальника, к заместителям и к различным советникам и помощникам), а также горизонталь (когда равноправные представители власти могут приостанавливать и отменять решения своих коллег).

Должностное лицо в Древнем Риме избиралось лишь из свободно рожденных мужчин (вольноотпущенник не мог быть избранным, а его сын уже мог), достигших определенного возраста. Мало того, что к каждому чину имелся тщательно прописанный в законах минимальный возраст вступления в полномочия, так еще указывался срок, на который можно было этим заниматься, возможность быть избранным повторно, и региональные границы, на которые расширялась юрисдикция данного поста. Например, власть консулов ограничивалась стенами города, а проконсулы управляли сельской местностью за его пределами. По отношению к управленцу остальные граждане, даже высоко рожденные, были privati – людьми частными, подчиненными.

Было в Риме и высшее должностное лицо, называемое «империум», Верховная власть - «потестас» - перешла ему от царей дореспубликанского периода. Процедура наделения такими полномочиями была прописана в особом куриатском законе. Эти чины имели право созывать Сенат и комиции (собрания народа), вносить свои законопроекты, выступать с докладами. Когда страна пребывала в опасности, на время избирали диктатора, которому передавали всю высшую власть. Этот человек имел право единолично управлять страной. Часто к его титулу присоединяли цель избрания – например, «Диктатор по причине войны». Некоторые избранные на чрезвычайные посты провозглашали себя пожизненными управителями (Корнелий Сулла, Гай Юлий Цезарь). Эту должность упразднил лишь Марк Аврелий. Кстати, подобными полномочиями наделяли чиновников не только на время нависшей над страной опасности. «Диктатор забивания гвоздя» - так называлась должность распорядителя во время религиозных празднеств.

Должностное лицо в период Республики не получало зарплаты. Это было почетное звание. Каждому чину соответствовала определенная тога – она хранилась у хозяина и после оставления им должности, в ней его и хоронили. Некоторые посты повышали всю семью в социальном ранге - сыновья тех, кто был в курульном чине, считались аристократами; сам же носитель данного звания становился родоначальником своей фамилии, его восковая посмертная маска хранилась и чтилась потомками. Также сановники имели отведенные места в ложах в амфитеатрах. Начиная с квесторов, оставившие должность люди имели право быть избранными в Сенат.

Будучи на службе у Республики, должностное лицо было ограничено правом обжалования и аппеляции. Прошение о пересмотре решения можно было подать народному собранию, Сенату или равноправному коллеге управленца. Чины могли быть и постоянные, не ограниченные сроком действия, хотя на многие должности люди назначались не более чем на 36 месяцев. К таким постам относились преторы, консулы, квесторы, эдилы и цензоры. За исключением народных трибунов, на такие места в Древнем Риме в основном претендовали семьи аристократов. Их карьера была предсказуемой: юность в звании офицера легиона, потом в 27 лет должность квестора, в 37 – эдила, в 40 – претора, в 43 – консула или цензора.

fb.ru

Легат (Древний Рим) - это... Что такое Легат (Древний Рим)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Легат.

Лега́т (от лат. legatus, legare, «предписывать, назначать, делегировать») — так назывались у римлян посланники, отправляемые к другим правительствам или народам.

Республика

В древнейшую эпоху право сноситься с иноземными народами принадлежало фециалам. Позднее, когда в сенат вошли и плебеи, установился обычай назначать для таких сношений особенных депутатов, рекомендованных полководцем (высшим магистратом) и утвержденных сенатом. Принятие поручения было обязательно. Иногда отдельные лица добровольно вызывались взять на себя обязанности посла. Народное собрание не вмешивалось в избрание. Особой квалификации для легата не было установлено; обыкновенно, но не всегда, назначались сенаторы. Самый знатный из выбранных легатов назывался princeps legationis. Габиниев закон (67 год до н. э.) ограничил состав легатов только сенаторами.

Империя

В императорскую эпоху легат провинций и легионов выбирались безусловно из сенаторов. Не мог быть легатом магистрат, находящийся на службе. Постоянных легатов было при наместнике один или три (1 при пропреторе, 3 при проконсуле), а в исключительных случаях — по 15 и даже 25 (например, Гней Помпей Великий, по Габиниеву закону 67 года, получил 15 легатов). Чрезвычайных легатов было по 2 или по 4, позднее по 3; в особо важных случаях назначалось по 5 и 10 человек. Особых инсигний у легатов не было; как сенаторы, они имели только право держать при себе ликторов.

В императорское время только легат пропретор имели право носить фасции. Право посылать и принимать послов существовало лишь между сенатом и теми государствами и иноземными фамилиями, которые пользовались hospitium и amilicia (дружбой и союзом гостеприимства) римского народа. Компетенция легата была двоякая:

1) на их обязанности лежало быть посредниками при объявлении войны или заключении мира. Они принимали от сената грамоту, передавали её по принадлежности, приносили ответ и делали доклад об исполнении поручения (это называлось legationem renuntiare, l. referre, или просто renuntiare). При этом они не имели полной исполнительной военной власти (imperium), а только auctoritas (полномочие). От подобных депутаций надо отличать так называемые legationes liberae (вольные посольства), то есть официальные командировки по частным делам, нечто вроде отпуска. В I веке до н. э. такие командировки вызвали массу злоупотреблений и были ограничены законом Цицерона (68 год до н. э.) и Юлия Цезаря.

2) Легаты были советниками при магистрате и участвовали в его делах. Существовала (с 146 года до н. э.) коллегия из 10 легатов (decem legati), с помощью которых магистрат устраивал дела в только что покоренной стране, согласно организации, декретированной сенатом. Прикомандированные к внегородским магистратам легаты уже рано появляются в анналах военной истории. Они отличаются от постоянных военных чиновников (tribuni nulitum, praefecti sociorum, praefecti alae) тем, что их функции не были приурочены к той или другой военной должности, имели характер временный и возлагались по усмотрению главнокомандующего. В начале II века до н. э. была введена должность постоянных легатов при наместниках в заморских провинциях, позднее они появились и в самой Италии. Их назначение — составлять совет главнокомандующего (consilium). Теодор Моммзен видит в них сенаторскую коллегию, контролирующую действия магистрата. С течением времени должность легата стала доставаться лишь сенаторам или лицам близким к сенату по рождению. Военные легата в отсутствие главнокомандующего и претора замещали его (legatus pro praetore), в отсутствие квестора исполняли казначейские обязанности, а также творили суд. При Цезаре легаты командовали легионами.

Во время империи деятельность легатов сделалась шире, полноправнее и определеннее. Так называемые легаты Августа пропреторы (legati Augusti pro praetore) посылались в императорские провинции и были избираемы на неопределенный срок самим императором, из числа консуляров и преториев, и притом сенаторов. На их обязанности лежало управлять провинцией, отправлять суд, в случае необходимости командовать войсками. В некоторых провинциях судебная власть была передана особому legatus iuridicus, который был подчинен легату Августа. В его же подчинении находились легионные легаты; в менее значительных провинциях последние были самостоятельными правителями. Легат Августа пропретор назывался также quinquefascalis, ибо имел право на 5 ликторов. В провинциях сенаторских, где требовался проконсул, legatus proconsulis pro praetore был его помощником. В преторских провинциях такой легат был один, в консульских — 3. Со времени Траяна центральная власть прямо вмешивалась в управление общин через посредство особых чиновников, которые назначались сперва лишь в чрезвычайных случаях и назывались legati Augusti (или quinquefascales) ad corrigendum statum civitatium liberarum. Особо от этих императорских чиновников стояли провинциальные легаты, которые, как депутаты от городов, собирались раз в год в главном городе провинции. Цель этого собрания была контролировать ведение финансовых дел, составлять бюджет культа и определять для покрытия его налоги. Оно же посылало депутации в сенат или к императору по разным делам, издавало постановления относительно сооружения памятников и т. д. Как военный чиновник, легат командовал легионом или корпусом вспомогательных войск, но со времени Галлиена эта должность была заменена префектурой (praefectus legionis). При Калигуле легионный легат в сенаторской провинции Африке сделался наместником отделенной от Африки и обращенной в императорскую провинцию Нумидии, с титулом legatus Augusti legionis III Augustae.

Литература

dic.academic.ru


Смотрите также