Фаюмские портреты древнего египта. Фаюмские портреты. Взгляд из глубины веков
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Погребальные фаюмские портреты. Серия 2. Фаюмские портреты древнего египта


Портрет фаюмский в истории искусства :: SYL.ru

Портрет считается наиболее трудной формой живописи - данный жанр высоко ценится как искусствоведами, так и непрофессиональными почитателями классического рисунка.

Фаюмские портреты древнего Египта являются уникальными объектами, содержащими в себе массу интересных и полезных сведений о коптском периоде.

Изучение портретов уже открыло и продолжает открывать для нас новую информацию об обычаях и мировоззрении людей, живших в начале первого тысячелетия нашей эры. Огромное значение имеют материалы и способ изготовления портретов, ведь по прошествии 2 тысячелетий уникальные краски не утратили прочность и яркий цвет.

Происхождение названия

Надгорбные портреты с ликами потрясающей глубины и красоты можно было найти по всему Египту, но большая их часть находилась на территории Фаюмского бассейна, в частности, в Хаваре и Адриане (римский Антинополь).

Некоторые ошибочно считают, что портрет фаюмский назван так лишь по географическому месту обнаружения артефакта, однако это не так. Данный термин объединяет общий стиль и назначение рисунков.

Традиция погребальных портретов

Чтобы понять, с какой целью писались фаюмские портреты, нужно обратиться к истории и культуре древнего Египта. Отношение египтян к загробной жизни как к существованию в новой ипостаси обуславливало культ похоронных обрядов. Погребальные портреты были необходимым атрибутом сакральных ритуалов.

Изначально предполагалось, что мумии времён фараонов до н. э. не имели наложенных портретов, и так называемые фаюмские портреты – своеобразное новшество в египетской культуре, которое связывается с завоеванием Египта римлянами. Однако, на самом деле, традиция писать лица покойников для Египта начала первого тысячелетия, не была новинкой. Таким способом египтяне оформляли свои саркофаги уже задолго до наступления новой эры. Постепенно нарисованные изображения заменились масками.

С установлением греко-римского владычества в начале новой эры, эллинистическое искусство незаметно вошло в быт египтян, и рисунки снова принялись вытеснять маски. В некоторых могилах маска и портрет располагались по соседству.

Историки приводят убедительные аргументы в пользу того, что смена способов наглядно демонстрировать лик покойного напрямую связана с экономическим состоянием государства. Период масок всегда совпадал со временем расцвета экономики и с высоким уровнем благосостояния народа, а снижение уровня жизни сопровождалось заменой масок рисованными портретами.

Портрет фаюмский относится к римскому периоду с начала или конца 1 в. н. э. и далее. Неизвестно точно, когда производство портретов закончилось, но недавние исследования ограничивают их период серединой 3 в.

Портрет фаюмский является одной из самых больших групп в числе очень немногих сохранившихся техник живописи традиционно классического жанра.

Многие элементы фаюмских технологий были позаимствованы и продолжены в византийской и западной традиции в пост-классический период, в том числе местной традицией коптской иконографии Египта.

Портреты покрывали лица мумифицированных покойников. Сохранившиеся образцы указывают на то, что панели с портретами были установлены в полоски ткани, которыми оборачивали тела. Почти все они попали в руки учёных после того, как были варварски отделены от мумий.

Как правило, это портреты одного человека, а точнее, фронтальное изображение его головы и верхней части грудной клетки. С точки зрения художественной традиции, образы выдержаны более в греко-римской манере, нежели в египетской. По технике исполнения портреты делятся на две группы:

  • энкаустика;
  • темпера.

Первые, как правило, более высокого качества. В настоящее время известно около 900 портретов.

История нахождения портретов

Первые мумии с портретами были обнаружены в 1615 г. итальянским путешественником Пьетро делла Валле. Свои находки он привёз в Европу. Сейчас они находятся в Дрезденском Музее современного искусства.

С этого времени интерес к искусству Египта начал расти, однако вплоть до XIX в. никаких новых артефактов обнаружено не было. В 1887 г. историк и путешественник Даниэль Мари Фуке, будучи в Египте, услышал о том, что в некоей пещере находится много портретов, снятых с мумий. Он немедленно отправился туда, но было уже слишком поздно. Его малосведущие в искусстве предшественники использовали большую часть расписанных дощечек на дрова для обогрева пещеры, так как в это время года ночи в Египте очень холодные. Из 50 портретов уцелело только два. Они и достались Фуке. Точное место обнаружения находки неизвестно, предположительно, Эр-Рубайят оазиса Файюм.

Вскоре после визита Фуке, эти же места исследовал австрийский коллекционер Теодор Граф. Ему также досталось несколько портретов. За помощью в признании их художественной и исторической ценности он обратился к лейпцигскому египтологу Эберсу. В результате в Европе вспыхнул ажиотажный интерес к египетскому искусству, и погребальные портреты, наряду с монетами и предметами быта периода фараонов Птолемеев, притянули к себе пристальное внимание, а специфическая эстетика этих изображений сделала их востребованными на мировом рынке предметов искусства.

Археолог Флиндерс Петри

Параллельно с этим, но руководствуясь научным подходом, начал исследование египетских захоронений британский учёный и археолог Флиндерс Петри. В 1887 г., в Хаваре, он откопал римский некрополь, в котором сохранился 81 портрет. На выставке в Лондоне добытые им артефакты вызвали настоящий фурор.

В следующем году учёный вновь обратился к раскопкам, но теперь ему мешали немецкие и египетские коллекционеры и торговцы антикваром. Эти вандалы вынудили Петри прекратить изыскания. Следующая его экспедиция в Египет состоялась лишь через два десятилетия - зимой 1910-11 гг.. В результате, археолог отыскал ещё 70 портретов, но часть из них оказалась в чрезвычайно плачевном состоянии.

За очень немногими исключениями, методика раскопок и систематизация находок, описанная Петри в путевом дневнике, до сих пор считается примером того, как следует правильно вести археологические расследования и фиксировать их результаты и обнаруженные артефакты.

Несмотря на то, что опубликованные им исследования не полностью отвечают современным стандартам, они остаются наиболее важным источником для идентификации подлинности фаюмских надгробных портретов.

Идентификация портрета

На большинстве из них официальное, но приукрашенное изображение одной фигуры. Лицо смотрит прямо, чуть-чуть в сторону. Даты нанесены в нижней части картины, в районе бюста, на монохромном фоне, который в отдельных случаях бывает дополнительно декорирован.

Лица как мужского, так и женского пола. Возрастной диапазон от детства до старости.

Большинство сохранившихся надгробных портретов написаны на досках, точнее - панелях из привозных лиственных пород деревьев (дуба, липы, платана, инжира, кедра, кипариса и цитрусовых). Древесина нарезана на тонкие прямоугольные пластины, наподобие шпона, и гладко отполирована. Готовые панели наложены на мумии, на место, где находится лицо, и закреплены полосками ткани так, что создаётся эффект окна. Иногда портреты выполнены на холсте или прямо поверх полосок ткани, которыми обёрнута мумия.

Техника живописи

Фаюмские портреты писались в двух техниках:

  • энкаустика - техника рисования густыми горячими восковыми красками;
  • темпера - разведение сухих пигментов свежим яичным желтком.

Энкаустические изображения поражают яркостью, контрастностью и насыщенностью цветов, а также сравнительно крупными мазками, создающими импрессионистический эффект. Темперные картины имеют более тонкую градацию оттенков и приглушённые цвета, что создаёт более сдержанную тональность произведений. В некоторых случаях для изображения венков и украшений применено золочение.

Встречаются портреты, выполненные в смешанной технике с использованием густых горячих восковых и жидких холодных темперных красок.

На части портретов, под краской, присутствует слой грунтовки. Также было обнаружено, что на некоторые грунтовки нанесён черновой набросок портрета.

Материалы и способ изготовления портретов показывают ступенчатость изменения традиций живописного искусства при выполнении реалистических изображений. Натурализм произведений египетских мастеров проявляется в знании анатомического строения лица. Трёхмерность большинству фигур придаёт и владение художниками искусства моделирования формы и объёма, путём использования света и тени. Эта же цель поддерживается градуировкой тонов, прорисовкой теней и бликов, обозначающих направление солнечного света.

Возраст изображённых персон

На большинстве портретов – люди молодого возраста и дети. Первоначально этот странный факт объяснялся низкой продолжительностью жизни, однако новейшие исследования, проведённые с помощью компьютерной томографии, выявили, что во многих случаях портреты писались с живых людей и долгое время украшали гостиные жилых домов, что вполне отвечало греческой традиции. Получается, что возраст изображённого не имеет отношения к возрасту усопшего!

Всё же эта точка зрения оспаривается рядом учёных. В пользу последней версии говорит и тот факт, что часть портретов сделана прямо на бинтах, покрывающих мумию. В указанном контексте новейшие исследования подтверждают, что, скорее всего, портреты были нарисованы уже после смерти, а индивидуальность им придали отдельные, оговоренные с заказчиком, детали. Эти же учёные высказывают мнение, что и сам силуэт, то есть набросок, контур лица, делался по каким-то общим схемам. В качестве аргумента приводятся также данные римской переписи населения.

Социальный статус портретируемых

Люди, запечатлённые на портретах, по-видимому, принадлежали к высшему классу богатых военнослужащих, государственных и религиозных деятелей - портрет мог позволить себе далеко не каждый египтянин. Флиндерс Петри утверждает, что из всех найденных мумий, портреты были лишь на 1-2%. Дороговизна объяснялась высокой стоимостью красок и материалов. Сама работа художников приравнивалась к ремесленной и оценивалась крайне низко.

В этом отношении показательна ситуация с так называемой могилой Алины. Обычное для Египта семейное захоронение содержало четыре мумии – самой Алины, её двоих детей и мужа. Мумии Алины и детей были с портретами, а на мумии мужа лежала объёмная позолоченная гипсовая маска. Отсюда вывод - гипсовые маски более престижны.

Тип лиц, изображённых на портретах, имеет, в основном, греческое происхождение. Это подтверждает и тот факт, что надгробные надписи сделаны на греческом языке. Под портретом, рядом с именем, нередко указана профессия усопшего, однако, зная, какова функция фаюмских портретов с точки зрения египетской религии, и её отношение к загробному миру, нельзя утверждать наверняка – реальная это профессия или лишь то, к чему стремился покойный.

Так, например, в пояснительной надписи к портрету женщины по имени Гермиона, содержится слово «грамматика». Долгое время бытовало мнение, будто бы это указывает на то, что при жизни Гермиона работала учительницей – причина, подвигнувшая Флиндерса Петри пожертвовать данный портрет первому женскому колледжу Великобритании - Гиртону (Кембридж). В настоящее время считается, что надпись свидетельствует, скорее, об образовании женщины, нежели о её профессии. Факт, впрочем, не противоречащий желанию учёного символически объединить грамотных женщин прошлого с образованными соотечественницами.

Что касается причёсок и одежды, то в них прослеживается сильное влияние римской моды. Женщины и дети часто изображены с дорогими украшениями и в красивой, изящной одежде. Мужчины – в форменной одежде, указывающей на служебное положение. На некоторых мужских портретах запечатлены мечи или навершия, как у воинов римской армии.

Путеводитель по провинциальной моде Рима

Портрет фаюмский демонстрирует разные по стилю и моде причёски, одежду и украшения. Для исследователей это хорошее вспомогательное средство по установлению даты написания картины. Отталкиваясь от изображений царствующих особ, снабжённых точными сведениями, нетрудно составить более-менее правильное представление о времени написания портретов их подданных. В большей степени это касается изображения женщин, так как их мода более изменчива и скоротечна.

В основе одежды – хитон. На мужчинах он традиционно белого цвета, а на женщинах –однотонный, но окрашенный в красный, синий, жёлтый, розовый или фиолетовый цвет, иногда белый. Часто он отделан элегантной светло-красной, светло-зелёной или тёмно-золотой полосой. Примечательно, что ни на одном изображении не встречается традиционная римская тога – только греческий хитон.

Что касается ювелирных изделий, то почти на всех мужских портретах головы украшают золотые венки, которые в обычной жизни в то время никто не носил.

Драгоценные украшения – золотые цепи, массивные кольца, диадемы, серьги, шпильки, кулоны и сетки для волос присутствуют только на женских портретах. Всё это вполне согласуется с традициями, бытовавшими на греко-римском Востоке.

Значение фаюмского портрета для развития мирового искусства

Все позднеантичные и византийские стили так или иначе вытекают из стиля египетских надгробных портретов коптского периода, поэтому не удивительно, что фаюмский портрет в истории римского искусства занимает первое место. Абсолютно точно, что по значимости и влиянию на развитие живописи и ваяния, у него нет соперников. Умение египетских художников создавать на своих картинах объём подтолкнуло римских мастеров искать собственные способы воплощения трёхмерных сюжетов на полотне и в мраморе.

Обратная перспектива, применённая египтянами при написании лиц, была заимствована у них для изображения на иконах ликов святых – лишённые чувственности темперные лица и очень большие глаза, устремлённые прямо на зрителя, как будто из другого, горнего, мира, вызывают ощущение многомерности пространства и причастности к нематериальной жизни.

Музеи

Сегодня знаменитые произведения искусства древности представлены во всех главных музеях мира. Есть фаюмские портреты в Эрмитаже и в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. В 2002 г. в ГМИИ была организована уникальная выставка-экспозиция по Восточному Египту «Путь к бессмертию». В неё включено 16 надгробных панелей из 22-х имеющихся в собрании музея.

Фаюмский портрет в Пушкинском музее появился благодаря отечественному египтологу, коллекционеру и меценату В. С. Голенищеву. Часть его коллекции хранится и в Эрмитаже, но её держат в запасниках.

Самый ценный фаюмский портрет в Пушкинском музее изображает молодого человека в белой тоге и с золотым венком из лавровых листьев. Этот экспонат датирован концом 1 в. н.э. Он наиболее хорошо сохранён и содержит большое количество неоспоримых, значительных и интересных сведений.

Многие фаюмские портреты древнего Египта включены в экспозиции лучших музеев мира, в частности, это касается Британского музея, Королевского музея Шотландии, музея искусств «Метрополитен» в Нью-Йорке и «Лувра» в Париже.

К сожалению, большинство портретов было добыто непрофессионалами, поэтому лишь малая часть из них содержит основательное историко-художественное описание. Этот факт серьёзно снижает качество информации, которую можно было бы почерпнуть из уникальных артефактов. В результате общая значимость основной массы картин, а также их конкретная интерпретация остаются спорными.

www.syl.ru

Погребальные фаюмские портреты. Серия 2: vakin

Серия 1

Фаюмские портреты – древнеримские провинциальные портреты, названные в честь египетского оазиса Фаюм, где они были найдены. Эллины, обосновавшиеся в Египте в период 1 века до н.э. - 3 века н.э., использовали такие портреты в своём погребальном культе, располагая их на саванах примерно так, как сегодня на памятниках выполняют фото. В нашем обзоре 20 из 800 известных сегодня портретов, на которых запечатлены современники Христа.

Первое описание погребальных портретов датируется 1615 годом, когда итальянский исследователь Пьетро делла Валле привёз в Европу из оазиса Саккара-Мемфиса два портрета. Они и сегодня хранятся в коллекции Государственного художественного собрания Дрездена.

И хотя интерес к культуре Египта был весьма высок, следующий раз о погребальных портретах заговорили только в 19-ом веке. В 1827 году появилось ещё два портрета, правда, информация о том, откуда они были привезены, до сегодняшнего дня не дошла. Не исключено, что это были Фивы или опять Саккара.

В 1820 году по заказу правительства Германии барон Минутоли приобрёл несколько погребальных портретов, но они погибли вместе с другими древними артефактами при кораблекрушении. Несколько портретов были привезены в Лондон и во Флоренцию. Людей, изображённых на портретах, считали членами семьи архонта Поллиоса Зотера из Фив, который многократно упоминается в письменных источниках, но это мнение оказалось ошибочным.

Когда в 1885 году Хант и Гренфелл начали раскопки в Файюме, им даже в голову не приходило, что эта кампания сделает их всемирно известными. Во время своей экспедиции археологи обнаружили в греко-римских захоронениях Фаюма мумии, завёрнутые в куски использованного папируса.

Изучив эти документы, они обнаружили совершенно уникальные фрагменты работ классических авторов. Таким образом в мир вернулись неизвестные ранее работы Аристотеля, Софокла, Менандра и многих других. Во время раскопок были так же обнаружены так называемые "портреты из Файюма". Находили погребальные портреты и позже.

Историки утверждают, что римские колонисты сравнительно быстро впитали местные верования и стали хоронить своих мертвецов в египетском стиле. Но, в отличие от коренных жителей, вместо традиционных масок, они делали портреты умерших.

Благодаря сухому египетскому климату поразительно реалистические изображения мужчин и женщин сохранились очень хорошо. На некоторых портретах краски выглядят ещё свежими. Главная особенность фаюмских портретов заключается в том, что при их создании использовалась сусальное золото.

На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других – только головные повязки или венки, иногда отдельные детали одежды. Выполнялись портреты на древесине различных пород как местных (тис, смоква, липа, платан), так и импортированных (сосна, кедр, кипарис, кедр, дуб).

На сегодняшний день известно 800 фаюмских портретов.

Деталь

Источник: kulturologia.ru

Полностью fotki.com

vakin.livejournal.com

Фаюмские портреты - Кривое зеркало памяти

Египет навсегда останется богатой сокровищницей для всех веков и народов, для ученых многих отраслей наук, которых интересовали искусство, богатая культура, своеобразная природа этой страны. Так и Плиний Старший в своих трудах свидетельствует, что живопись получила свое название в Египте, где она была известна еще за 6000 лет до греков. Этим искусством занимался знаменитый Гермес Трисмегист, а ему его передал последний потомок Ноя. Древность живописи в Египте доказывается еще и тем, что Моисей в «Книге Бытия» запрещает народу израильскому подражать фигурам, рисованным египтянами. Эти свидетельства убеждают, что живопись в Египте уже в те времена была доведена до того совершенства, которое было связано с предписаниями. Так, например, религия древних египтян запрещала всякое изучение анатомии, а для изображения человека предписывала несколько известных нормальных поз, отклониться от которых художник уже не мог.

К числу произведений древней египетской живописи относятся знаменитые фаюмские портреты, которые впервые были найдены в 1887 году при раскопках захоронений близ деревушки эр-Рубайат в Фаюмском оазисе. Впоследствии такие портреты стали находить и в других местах (Мемфисе, Аквинкуме и т.д.), но по месту первых больших находок они все получили название «фаюмских».

Единичные фаюмские портреты и до этого хранились в некоторых западных музеях, но внимание ученых они к себе почему-то не привлекали. Только после археологических находок в конце 1880-х годов в некоторых городах Западной Европы (Вене, Берлине, Париже и др.) были устроены выставки фаюмских портретов, и тогда портретами заинтересовались ученые. В настоящее время в музеях мира насчитывается более 600 фаюмских портретов, особенно первоклассные памятники собраны в Государственных музеях Берлина, Египетском музее в Каире, Лувре, Британском музее, в нашей стране такие портреты есть в Эрмитаже и Пушкинском музее изобразительных искусств. 

Первые фаюмские портреты, как уже говорилось выше, были обнаружены археологами в пустыне Хавора, где находился некрополь эллинистического города Арсиноя (древнего Крокодилополиса). Фаюмский оазис, совершенно отделенный от долины Нила, не мог не создать в своей живописи чисто местных особенностей. После завоевания Египта сначала Грецией (IV век до н.э.), а потом Римом (30-е годы до н.э.) греки и римляне восприняли многие черты древнеегипетской культуры, между прочим, и культ мертвых со всеми его обрядами и непременным бальзамированием тел.

Египтяне с древних времен покрывали лицо забинтованной мумии маской, в греко-римский период вместо маски они стали использовать портреты, написанные на доске или на холсте. Эти портреты они прикрепляли к лицу мумии так, что из бинтов, ее окружающих, была видна только голова изображенного на портрете человека. Другими словами, из небольшого отверстия среди бинтов, как из окошечка, выглядывало реалистически изображенное лицо покойного.

Гробницы в Фаюмском оазисе и других местах были полуразграблены еще в древнее время, но оказавшиеся на мумиях живописные портреты (их было 94) от египетских старьевщиков-перепродавцов попали в руки венскому антиквару Теодору Графту. У него с ними познакомился известный египтолог и писатель Георг Эберс, который сразу же оценил историческую и художественную значимость фаюмских портретов. Потом к коллекции Т. Графта добавилось еще 40 портретов, найденных в 1887—1888 годы Флиндерсом Петри.

Долгое время возникновение фаюмских портретов относили к эпохе Птолемеев (IV—I века до н.э.), однако некоторые специалисты предполагали, что фаюмские портреты появились во время римского господства в Египте. Было и еще одно мнение — что фаюмские портреты появились в первой половине I века нашей эры и существовали до IV века. В настоящее время окончательная датировка фаюмских портретов относится к I—II веку нашей эры.

Помимо чисто научного способа датировки портретов, время их исполнения помогли установить... прически. Мода на мужские и женские прически представляла в Римской империи вполне определенную величину. Эпоха правления каждого императора отмечалась новой модой в этой области, более того, императрица или отдельная представительница императорского дома изобретали каждая для себя только ей свойственную прическу. Формы женских причесок в Египет привозились в виде моделей-головок. Если моды на мужские прически никогда не запаздывали, то модели тех или иных женских причесок в провинциях существовали гораздо дольше, чем в самом Риме. Это предположение ученых оказалось справедливым и для тех городов Фаюмского оазиса, которые не были центром Египта.

Фаюмские портреты, как правило, исполнялись на доске, но иногда археологам попадались и портреты, написанные на холсте, а потом наклеенные на деревянную дощечку. Для этого чаще всего использовались устойчивые к гниению породы дерева — кедр, сикомора, пиния (итальянская сосна), кипарис.

Большинство фаюмских портретов (по крайней мере, самые ранние из них) выполнено в древней технике энкаустика — то есть красками на воске. Краски обычно наносились прямо на дерево, без предварительной ґрунтовки. Художники использовали разной величины кисти и каустерии — разогретые металлические стержни с лопаточкой на конце (их еще называют цестром). Работа была чрезвычайно сложной и трудоемкой, энкаустика требовала навыков и сноровки, поскольку никаких исправлений делать не позволялось. Краски нужно было наносить на навощенную доску расплавленными. Быстро застывающий воск образовывал неровную, богатую рефлексами красочную поверхность, что еще больше усиливало впечатление объемности изображения.

Фон фаюмских портретов обычно всегда однотонный — от различных оттенков коричневого и серого до голубовато-стального. Эта сочная, прозрачная, насыщенная светом тональность позднее сменилась блеклостью и мертвенностью условно трактованных портретов. Любой из фаюмских портретов, как бы живописен он ни был, остается ритуальным, связанным с мумией. Это обусловило и передачу возраста в фаюмской живописи — смешанном греко-римско-египетском искусстве. Еще с эпохи Древнего царства в Египте существовали изображения юношей, людей среднего и преклонного возраста, и все же наиболее популярным видом изображения был некий вневозрастной, идеальный образ — в большинстве случаев юный, с застывшей на лице улыбкой.

В Копенгагенском музее хранится портрет мужчины, изображенного в расцвете сил. В таком же среднем возрасте находился и некий Деметрий из Бруклинского музея, хотя письменные источники свидетельствуют, что оба они умерли глубокими стариками. Из фаюмских экспонатов, находящихся в Пушкинском музее изобразительных искусств, лучшей является пелена с портретом мужчины. На ней (согласно принятой в Египте иконографии) изображен Анубис — древнеегипетский бог бальзамирования и проводник в загробное царство. Он представляет душу умершего на суд Осириса. Душа на этом саване имеет тот вид, который человек имел при жизни. Рядом стоит мумия этого же человека с маской на лице.

Вся сцена, изображенная на погребальном саване, выдержана в египетском плоскостно-декоративном стиле, только фигура в центре составляет исключение. Умерший, по-видимому, был римлянином, и соответственно фигура, олицетворяющая его душу, написана почти по всем правилам искусства, близкого к греко-римскому стилю. Вся пелена написана по трафарету, какие в большом количестве заготовлялись ремесленниками, а центральная фигура, вероятно, была приписана позже.

бенно интересно на этом изображении лицо, написанное на отдельном куске холста и нашитое на пелену. Оно представляет собой портрет, написанный рукой весьма искусного мастера. Такие портреты писались по специальному заказу и позже прилаживались к трафаретным композициям на пеленах.

Хранится в Пушкинском музее и так называемый «Портрет юноши», на котором изображен смуглый красавец. Твердые черты лица, смелый разлет бровей, огромные горящие глаза его выражают темперамент горячий, может быть, даже необузданный. Четкий, словно литой из бронзы силуэт, подчеркнутый в колорите контраст, сочетающий белый, темно-коричневый и черный цвета, —все это усиливает внутреннюю напряженность образа. Портрет этот, видимо, был написан для погребения, однако золотой фон нанесли тогда, когда доска была уже вставлена в бинты.

Текст Надежды Иониной

arvenundomiel.livejournal.com

Фаюмский портрет — икона до иконописи.

Иконопись глубоко коренится в богословии православной Церкви, однако ведет свою культурную родословную — из античного искусства. Никакое культурное явление не создается «с чистого листа», не возникает просто «из воздуха».

Потому для правильного понимания иконописи всегда важно понимать тот культурный контекст, в рамках которого возникло иконописание. Ведь первые иконописцы, первохристианские художники, так или иначе, были детьми своей эпохи, их художественное мастерство создавалось в рамках художественных течений, которые возникли до них и которые существовали параллельно с ними. Именно с этой точки зрения нас должно интересовать позднеантичное искусство.

Что такое эллинизм

Искусство Римской Империи, не смотря на определенные региональные особенности, в основе своей было продолжением искусства эллинизма.Эллинизм сформировался в результате походов Александра Македонского на Восток. Греческие государства, образовавшиеся после этого похода, создали почву для смешения культуры завоевателей и местных народов. Вот эта вот смесь античной традиции с традициями древнего Египта, Персии и т.д. и есть эллинизм. Римская Империя, завоевав большую часть эллинистических государств, также вошла в культурный ареал эллинизма. И на этой почве синтеза западных и восточных традиций возникла позднее великая византийская культура.

Долгое время об античном искусстве мир судил почти исключительно по скульптуре и архитектуре, образцы которых дошли до потомков в той или иной степени сохранности. А вот об античной живописи можно было получить представление в основном из письменных источников или немногочисленных образцов монументальных росписей Древнего Рима, или же по росписям древнегреческой посуды. Со временем археология вносила свои коррективы в изучение истории живописи, все больше приоткрывая завесу над творчеством древних художников.

Своего рода сенсацией стала находка в в Египте полуразграбленных захоронений периода римского владычества. В  1887 году в Фаюмском оазисе были обнаружены мумии, внешний вид которых отличался от тех, что находили до сих пор. Традиционно египетские мумии заключались в футляры или саркофаги, которые украшались масками, воспроизводящими черты покойного. Но в фаюмских погребениях никаких масок не было, вместо них присутствовали живописные портреты усопших. Эти портреты произвели на культурную публику конца XIX века неизгладимый эффект. Они продолжают поражать и сейчас.

Первые находки были сделаны возле современного селения эр-Рубайят (которое расположено недалеко от древней Филадельфии), позднее к ним прибавились портреты, найденные чуть дальше, в местности Хавара (находящейся на месте некрополя древней Арсинои, которая ещё раньше называлась Крокодилополем). Поскольку большая часть артефактов  были найдены именно в районе Фаюмского оазиса, за ними закрепилось название «фаюмских портретов». Хотя позднее подобные картины были обнаружены и в других регионах Египта: в Мемфисе, Антинополе, Ахмиме и Фивах.

Всего на сегодняшний день найдено более 900 портретов. Время создания этих портретов I—III века по Р.Х. — время, когда Египет был завоеван римлянами. За несколько столетий до этого  в Египте правила греческая династия Птолемеев – потомков одного из соратников Александра Македонского. Правящей элитой, разумеется, тоже были греки. Потому неудивительно, что одновременно с традиционным египетским искусством существовало и искусство греческих завоевателей и синтезированное эллинистическое искусство, впитавшее в себя обе традиции.

Это коснулось всех аспектов культурной и религиозной жизни древних египтян указанного периода, в том числе и погребальных обрядов. До нас дошли примеры погребальных изображений, выполненных как  в более древней, собственно египетской традиции (рельефные погребальные маски), так и в более новой – греко-римской (погребальные портреты).

Чем фаюмские портреты интересны христианам?

Чем эти артефакты могут быть интересны христианам? Только ли своей красотой? Мало ли в мире других прекрасных произведений искусства, почему именно фаюмский портрет?

Стоит обратить внимание на один немаловажный факт – египетские погребальные изображения предназначались не просто для созерцания (хотя, как считается, многие из них писались с живых людей), они создавались для погребений. Общеизвестно, какое огромное значение древние египтяне уделяли загробной жизни. И погребальные изображения были одним из важнейших аспектов жизни за гробом. У древних египтян считалось, что после смерти человека       его мистический двойник – Ка — отделяется от тела, но он может вселиться в изображение умершего и таким образом получит новою жизнь. Именно для этого египтяне изготовляли различные изображения покойных. Очень важно было, чтобы художник добился максимального сходства изображения с умершим, иначе Ка может не узнать свой портрет и будет обречен на скитания.

 

Портрет с точки зрения вечности

Фаюмские портреты были не просто изображением человека, не просто «фотографией», которая бы передавала его сиюминутный облик. Они изображали человека «с точки зрения вечности», художники стремились изобразить не просто внешний облик умершего, но его вечную душу (хотя, конечно, слово «душа» в данном случае стоит употреблять с известной степенью осторожности, ведь представления о ней в древнеегипетской религии не очень совпадает с христианским учением). Так или иначе, фаюмский портрет, это образ вечной, в известном смысле – бессмертной личности.

Именно это обстоятельство и роднит фаюмский портрет с иконой. И, как эллинских философов порой называют «христианами до Христа», поскольку античная философия подготовила ту почву, на которой выросло богословие, также и фаюмский потрет можно, в некотором смысле, назвать «иконой до иконописи».

Особенности композиции

Композиция фаюмского портрета обычно имеет погрудное построение (поясные изображения встречаются реже).

Головы персонажей, как правило, повернуты в три четверти. Прямых фронтальных изображений мало. Взгляд направлен либо прямо, либо поверх «зрителя». Источник света, который формирует светотеневой рисунок лица,  чаще всего «расположен» сверху и немного слева от изображенного – правая (от зрителя) сторона лица обычно затенена, независимо от того, в какую сторону развернут персонаж, затененная сторона носа передается широкой темной линией. Эта особенность светотеневого моделирования присутствует и в более условных, плоских изображениях.

Лица не отражают эмоций. Глаза, зачастую, широко раскрыты. Фон условный, обычно — однотонный светлый либо золотой.

Стоит также отметить такую стилистическую особенность большинства фаюмских портретов (особенно поздних), как своеобразную асимметричность. Левая часть лица часто отличается от правой (глаза, брови, уголки губ, уши и т.д. могут быть разного размера, расположены на разном уровне, изображены под разными углами). Этот прием не свойственен собственно эллинистическому искусству, в нем  можно видеть новое веяние в живописи. По сути это — та же попытка передать объем предмета и его перспективное искажение, но более динамично и экспрессивно.

Подобные стилистические приемы встречаются и в иконописи

Интересно, что подобные стилистические приемы встречаются и в иконописи. Технически же фаюмские портреты также близки первым христианским иконам (о них мы уже говорили ранее). Подавляющее большинство фаюмских изображений написано на деревянных дощечках (реже – на загрунтованных холстах). Основная живописная техника – энкаустика (живопись красками на основе воска), так же, как и в случае с первыми иконами.

Здесь могут возразить: такое узкоэтническое явление, как египетский погребальный портрет, не может в полном смысле являться предтечей христианской иконы. Но в том-то и дело, что фаюмские портреты, как мы уже упомянули, относятся не только к Египту, они восходят к греко-римской традиции. И если изображения для мумий и саркофагов являются характерной особенностью именно египетского региона, то в других частях Римской Империи была своя традиция – ритуальные портреты предков, которые располагались в атриумах римских домов или ритуальные же портреты императоров и магистратов, которые стилистически в принципе не отличались от погребальных портретов Египта. Другое дело, что примеры таких произведений можно пересчитать по пальцам. А египетские захоронения, по ряду причин, в гораздо большем объеме донесли до нашего времени то, что не сохранилось в других уголках бывшей Римской Империи.

И сейчас, спустя столько лет, после обнаружения фаюмских потретов, они способны поражать. Кто-то даже находит сходство со своими современниками. Просто вглядитесь в эти лица. Посмотрите в глаза, раскрытые Вечности.

pravlife.org

Фаюмские портреты. Взгляд из глубины веков

Фаюмские портреты — погребальные портреты, созданные в технике энкаустики  в Римском Египте I—III веков н. э.

 

В настоящее время в музеях мира насчитывается более 600 фаюмских портретов, особенно интересные портреты собраны в Государственных музеях Берлина, Египетском музее в Каире, Лувре, Британском музее, в нашей стране такие портреты есть в Эрмитаже и Пушкинском музее изобразительных искусств.

 

Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе (расположенном на восточных окраинах Ливийской пустыни, которая в древности была заселена египтянами) в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри.

 

Фаюмские портреты были открыты в 1615 Пьетро делла Балле в одном из захоронений и как экзотические диковинки отправлены в Европу. Их выставляли в Кунсткамерах, и они поражали зрителей. Впоследствии такие портреты стали находить и в других местах (Мемфисе, Аквинуме и т.д.), но по месту первых больших находок они все получили название «фаюмских».

 

Несмотря на постоянный рост интереса к Древнему Египту, погребальные портреты вновь привлекли к себе внимание лишь в начале XIX в.

 

Греки составляли значительную часть населения Фаюма. Они появились здесь после завоевания Египта Александром Македонским.

 

В результате естественной ассимиляции они переняли многое из обычаев египтян, также, как и римляне, которые прибыли сюда после смерти Клеопатры и аннексии Египта Римом в 30 до н. э.

 

Хотя население города было смешанным — египтяне, греки, сирийцы и римляне, но египтяне были, главным образом, торговцами, ремесленниками, слугами и рабами. Богатую же и знатную часть жителей составляли иностранцы, некоторые из них были римскими должностными лицами, а другие — потомками Птолемеевских греков.

 

Об этом свидетельствуют сохранившиеся могилы и мумии, покрытые позолоченными масками, — в основном на них написаны греческие и римские имена, такие как Artemidorus, Demetrius, Titus и т. п.

 

Греки и римляне восприняли многие черты древнеегипетской культуры, между прочим, и культ мертвых со всеми его обрядами и непременным бальзамированием тел. Египтяне с древних времен покрывали лицо забинтованной мумии маской, в греко-римский период вместо маски они стали использовать портреты, написанные на доске или на холсте. Неизвестные художники Фаюма писали портреты с натуры восковыми красками, что придает необычный эффект объемного изображения.

 

 

 

 

Фаюмские портреты, как правило, исполнялись на доске, но иногда археологам попадались и портреты, написанные на холсте, а потом наклеенные на деревянную дощечку. Для этого чаще всего использовались устойчивые к гниению породы дерева — кедр, сикомора, пиния (итальянская сосна), кипарис.

 

 

 

 

 

 

 

Большинство фаюмских портретов (по крайней мере, самые pанние из них) выполнено в древней технике энкаустики (от греческого слова ehkaio — вжигаю) — то есть красками на воске. Краски обычно наносились прямо на дерево, без предварительной ґрунтовки. Художники использовали разной величины кисти и каустерии — разогретые металлические стержни с лопаточкой на конце (их еще называют цестром).

 

Работа была чрезвычайно сложной и трудоемкой, энкаустика требовала навыков и сноровки, поскольку никаких исправлений делать не позволялось. Краски нужно было наносить на навощенную доску расплавленными. Быстро застывающий воск образовывал неровную, богатую рефлексами красочную поверхность, что еще больше усиливало впечатление объемности изображения. Картины исполненные этим способом сохраняют свежесть цвета и долговечны. Последнему способствовал и засушливоый климат Египта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Важная особенность фаюмских портретов мумии помимо долговечности восковых красок — использование тончайшего золотого листа. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других были добавлены только венки и головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды. Некоторые портреты были выполнены на полотне, загрунтованном клеем.

 

 

 

 

 

 

 

Другая техникой живописи, используемая в портретах была темперой, в которой пигменты смешаны с растворимыми в воде связующем, наиболее часто животном клее. Темперные портреты выполнены на светлых или темных фонах, смелыми ударами кисти и тончайшей штриховкой. Их поверхность — матовая, в отличие от глянцевой поверхности картин, выполненых энкаустикой. Лица на темперных портретах обычно показаны фронтально и проработка светотени менее контрастна, чем в энкаустических панелях. Кроме того, некоторые группы были созданы в смешанной технике темперы и энкаустики.

 

 

 

 

 

 

 

 

Люди на портретах находятся как бы по ту сторону земной жизни. Их лица имеют строгое выражение, взгляд огромных глаз, устремленный мимо, сквозь зрителя, видит что-то, недоступное живым. Фаюмский портрет — настоящее чудо в истории искусства. Созданный множество веков назад, он донес до нас "живые" облики людей, в которых в эпоху романтического восприятия римско-египетского искусства видели лица отпрысков египетского царского дома Птоломеев.

 

Традиция реалистического изображения портретируемых удерживалась в III в., но поздние портреты исполнены в более условной манере. Объем сменила сухая контурная линия, краски стали однотонными, облик модели обрел черты аскетизма. Предпочтение, которое художник III века отдает духовному началу перед телесным, свидетельствует о важных переменах в восприятии мира жителями Римской империи в последние столетия ее существования.

 

«Изменение всего облика искусства надо искать в больших переменах, происшедших в экономике, политике и всех сферах идеологии Римской империи того времени. Захват христианством все более широких кругов населения, развитие мистических культов Востока, развитие местных элементов культуры повлияли на формирование искусства и в особенности на фаюмский портрет, в большой мере носивший культовый характер. Портрет этот не исчезает, но изменяется стилистически. В нем по-иному осмыслен образ человека.» В IV в. с утверждением в Египте христианства и прекращением практики бальзамирования тел умерших фаюмские портреты, находившиеся в последнем этапе своего развития, постепенно исчезают.

Irene.

 

7lostworlds.ru

Фаюмские портреты - удивительные факты

Египет навсегда останется богатой сокровищницей для всех веков и народов, для ученых многих отраслей наук, которых интересовали искусство, богатая культура, своеобразная природа этой страны. Так и Плиний Старший в своих трудах свидетельствует, что живопись получила свое название в Египте, где она была известна еще за 6000 лет до греков.

Фаюмские портреты Этим искусством занимался знаменитый Гермес Трисмегист, а ему его передал последний потомок Ноя. Древность живописи в Египте доказывается еще и тем, что Моисей в «Книге Бытия» запрещает народу израильскому подражать фигурам, рисованным египтянами. Эти свидетельства убеждают, что живопись в Египте уже в те времена была доведена до того совершенства, которое было связано с предписаниями. Так, например, религия древних египтян запрещала всякое изучение анатомии, а для изображения человека предписывала несколько известных нормальных поз, отклониться от которых художник уже не мог.

К числу произведений древней египетской живописи относятся знаменитые фаюмские портреты, которые впервые были найдены в 1887 году при раскопках захоронений близ деревушки эр-Рубайат в Фаюмском оазисе. Впоследствии такие портреты стали находить и в других местах (Мемфисе, Аквинуме и т.д.), но по месту первых больших находок они все получили название «фаюмских».

Единичные фаюмские портреты и до этого хранились в некоторых западных музеях, но внимание ученых они к себе почему-то не привлекали. Только после археологических находок в конце 1880-х годов в некоторых городах Западной Европы (Вене, Берлине, Париже и др.) были устроены выставки фаюмских портретов, и тогда портретами заинтересовались ученые. В настоящее время в музеях мира насчитывается более 600 фаюмских портретов, особенно первоклассные памятники собраны в Государственных музеях Берлина, Египетском музее в Каире, Лувре, Британском музее, в нашей стране такие портреты есть в Эрмитаже и Пушкинском музее изобразительных искусств. 

Фаюмские портреты Первые фаюмские портреты, как уже говорилось выше, были обнаружены археологами в пустыне Хавора, где находился некрополь эллинистического города Арсиноя (древнего Крокодилополиса). Фаюмский оазис, совершенно отделенный от долины Нила, не мог не создать в своей живописи чисто местных особенностей. После завоевания Египта сначала Грецией (IV век до н.э.), а потом Римом (30-е годы до н.э.) греки и римляне восприняли многие черты древнеегипетской культуры, между прочим, и культ мертвых со всеми его обрядами и непременным бальзамированием тел.

Египтяне с древних времен покрывали лицо забинтованной мумии маской, в греко-римский период вместо маски они стали использовать портреты, написанные на доске или на холсте. Эти портреты они прикрепляли к лицу мумии так, что из бинтов, ее окружающих, была видна только голова изображенного на портрете человека. Другими словами, из небольшого отверстия среди бинтов, как из окошечка, выглядывало реалистически изображенное лицо покойного.

Гробницы в Фаюмском оазисе и других местах были полуразграблены еще в древнее время, но оказавшиеся на мумиях живописные портреты (их было 94) от египетских старьевщиков-перепродавцов попали в руки венскому антиквару Теодору Графту. У него с ними познакомился известный египтолог и писатель Георг Эберс, который сразу же оценил историческую и художественную значимость фаюмских портретов. Потом к коллекции Т. Графта добавилось еще 40 портретов, найденных в 1887—1888 годы Флиндерсом Петри.

Фаюмские портреты Долгое время возникновение фаюмских портретов относили к эпохе Птолемеев (IV—I века до н.э.), однако некоторые специалисты предполагали, что фаюмские портреты появились во время римского господства в Египте. Было и еще одно мнение — что фаюмские портреты появились в первой половине I века нашей эры и существовали до IV века. В настоящее время окончательная датировка фаюмских портретов относится к 1—11 веку нашей эры.

Помимо чисто научного способа датировки портретов, время их исполнения помогли установить... прически. Мода на мужские и женские прически представляла в Римской империи вполне определенную величину. Эпоха правления каждого императора отмечалась новой модой в этой области, более того императрица или отдельная представительница императорского дома изобретали каждая для себя только ей свойственную прическу. Формы женских причесок в Египет привозились в виде моделей-головок. Если моды на мужские прически никогда не запаздывали, то модели тех или иных женских причесок в провинциях существовали гораздо дольше, чем в самом Риме. Это предположение ученых оказалось справедливым и для тех городов Фаюмского оазиса, которые не были центром Египта.

Фаюмские портреты, как правило, исполнялись на доске, но иногда археологам попадались и портреты, написанные на холсте, а потом наклеенные на деревянную дощечку. Для этого чаще всего использовались устойчивые к гниению породы дерева — кедр, сикомора, пиния (итальянская сосна), кипарис.

Фаюмские портреты Большинство фаюмских портретов (по крайней мере, самые ранние из них) выполнено в древней технике энкаустика — то есть красками на воске. Краски обычно наносились прямо на дерево, без предварительной ґрунтовки. Художники использовали разной величины кисти и каустерии — разогретые металлические стержни с лопаточкой на конце (их еще называют цестром). Работа была чрезвычайно сложной и трудоемкой, энкаустика требовала навыков и сноровки, поскольку никаких исправлений делать не позволялось. Краски нужно было наносить на навощенную доску расплавленными. Быстро застывающий воск образовывал неровную, богатую рефлексами красочную поверхность, что еще больше усиливало впечатление объемности изображения.

Фон фаюмских портретов обычно всегда однотонный — от различных оттенков коричневого и серого до голубовато-стального. Эта сочная, прозрачная, насыщенная светом тональность позднее сменилась блеклостью и мертвенностью условно трактованных портретов. Любой из фаюмских портретов, как бы живописен он ни был, остается ритуальным, связанным с мумией. Это обусловило и передачу возраста в фаюмской живописи — смешанном греко-римско-египетском искусстве. Еще с эпохи Древнего царства в Египте существовали изображения юношей, людей среднего и преклонного возраста, и все же наиболее популярным видом изображения был некий вневозрастной, идеальный образ — в большинстве случаев юный, с застывшей на лице улыбкой.

Фаюмские портреты В Копенгагенском музее хранится портрет мужчины, изображенного в расцвете сил. В таком же среднем возрасте находился и некий Деметрий из Бруклинского музея, хотя письменные источники свидетельствуют, что оба они умерли глубокими стариками. Из фаюмских экспонатов, находящихся в Пушкинском музее изобразительных искусств, лучшей является пелена с портретом мужчины. На ней (согласно принятой в Египте иконографии) изображен Анубис — древнеегипетский бог бальзамирования и проводник в загробное царство. Он представляет душу умершего на суд Осириса. Душа на этом саване имеет тот вид, который человек имел при жизни. Рядом стоит мумия этого же человека с маской на лице.

Вся сцена, изображенная на погребальном саване, выдержана в египетском плоскостно-декоративном стиле, только фигура в центре составляет исключение. Умерший, по-видимому, был римлянином, и соответственно фигура, олицетворяющая его душу, написана почти по всем правилам искусства, близкого к греко-римскому стилю. Вся пелена написана по трафарету, какие в большом количестве заготовлялись ремесленниками, а центральная фигура, вероятно, была приписана позже.

Особенно интересно на этом изображении лицо, написанное на отдельном куске холста и нашитое на пелену. Оно представляет собой портрет, написанный рукой весьма искусного мастера. Такие портреты писались по специальному заказу и позже прилаживались к трафаретным композициям на пеленах.

Хранится в Пушкинском музее и так называемый «Портрет юноши», на котором изображен смуглый красавец. Твердые черты лица, смелый разлет бровей, огромные горящие глаза его выражают темперамент горячий, может быть, даже необузданный. Четкий, словно литой из бронзы силуэт, подчеркнутый в колорите контраст, сочетающий белый, темно-коричневый и черный цвета, —все это усиливает внутреннюю напряженность образа. Портрет этот, видимо, был написан для погребения, однако золотой фон нанесли тогда, когда доска была уже вставлена в бинты.

Источник:Ионина Н. А. 100 великих картин

xn--80auyf7a.xn--p1ai

фаюмский портрет как предтеча иконописи

Когда мы говорим «фаюмский портрет», то у любителей живописи перехватывает дыхание. И не только у них. Перехватывает дыхание у археологов, которые и открыли феномен миру, и у иконописцев. Последним дорог фаюмский портрет именно тем, что он послужил тем основанием, на котором началось вырабатывание иконописного канона.h2bСвое название портреты получили по области Фаюм (от египетского слова, означавшего озеро), расположенной на восточных окраинах Ливийской пустыни, которая в древности была заселена египтянами. Сейчас - это фактически дальний пригород Каира.3bd6583af5a14653b7b54db2c9fe7f3e_LФаюмские портреты были открыты в 1615 Пьетро делла Балле в одном из захоронений и как экзотические диковинки отправлены в Европу. Их выставляли в Кунсткамерах, и они поражали зрителей. Впоследствии такие портреты стали находить и в других местах (Мемфисе, Аквинуме и т.д.), но по месту первых больших находок они все получили название «фаюмских».Единичные фаюмские портреты давно были в некоторых западных музеях, но внимание ученых они к себе долгое время не привлекали. Почему? Да просто потому, что учёные часто проходят мимо того, что не вписывается в их представление об эпохе. Не могли учёные-египтологи представить себе, что настолько «реалистичный портретный» жанр мог существовать в закованном в тиски символизма Древнем Египте.Гробницы в Фаюмском оазисе и других местах были полуразграблены еще в древнее время, но оказавшиеся на мумиях живописные портреты (их было 94) от египетских старьевщиков-перепродавцов попали в руки венскому антиквару Теодору Графту К 1887 Теодор Граф составил большую коллекцию портретов. У него с ними познакомился известный немецкий египтолог и писатель Георг Эберс, который сразу же оценил историческую и художественную значимость фаюмских портретов. Потом к коллекции Т. Графта добавилось еще 40 портретов, найденных в 1887—1888 годы Флиндерсом Петри.После публикации им данных о коллекции, в 1888 Фаюмский портрет вошел в мировую историю искусства.В некоторых городах Западной Европы (Вене, Берлине, Париже и др.) были устроены выставки фаюмских портретов, и тогда портретами заинтересовались ученые.загруженное (6)Фаюмский оазис, совершенно отделенный от долины Нила, не мог не создать в своей живописи чисто местных особенностей. После завоевания Египта сначала Грецией (IV век до н.э.), а потом Римом (30-е годы до н.э.) греки и римляне восприняли многие черты древнеегипетской культуры. В том числе ими был воспринят и культ мёртвых со всеми его обрядами и непременным бальзамированием тел. Египтяне с древних времен покрывали лицо забинтованной мумии маской. А в греко-римский период вместо маски они стали использовать портреты, написанные на доске или на холсте.загруженное (10)Неизвестные художники Фаюма писали портреты восковыми красками, что придает необычный эффект объемного изображения. загруженное (1)Многие склоняются к тому, что портреты писались с натуры. И т к египетским художникам были запрещены работы с мёртвым телом, логично предположить, что портреты заказывались заранее. Или, что существовал другой жанр портрета – например, на папирусе, с которого уже изготовлялись живописные копии для посмертных лицевых досок.Эти портреты прикрепляли к лицу мумии так, что из бинтов, ее окружающих, была видна только голова изображенного на портрете человека. Другими словами, из небольшого отверстия среди бинтов, как из окошечка, выглядывало реалистически изображенное лицо покойного.Помимо чисто научного способа датировки портретов, время их исполнения помогают установить прически. Мода на мужские и женские прически представляла в Римской империи вполне определенную величину. Эпоха правления каждого императора отмечалась новой модой в этой области, более того императрица или отдельная представительница императорского дома изобретали каждая для себя только ей свойственную прическу. Формы женских причесок в Египет привозились в виде моделей-головок.загруженное (2)Если моды на мужские прически никогда не запаздывали, то модели тех или иных женских причесок в провинциях существовали гораздо дольше, чем в самом Риме. Это предположение ученых оказалось справедливым и для тех городов Фаюмского оазиса, которые не были центром Египта.загруженное (4)Фаюмские портреты, как правило, исполнялись на доске, но иногда археологам попадались и портреты, написанные на холсте, а потом наклеенные на деревянную дощечку. Для этого чаще всего использовались устойчивые к гниению породы дерева — кедр, сикомора, пиния (итальянская сосна), кипарис.

Большинство фаюмских портретов (по крайней мере, самые pанние из них) выполнено в древней технике энкаустика (от греческого слова ehkaio — вжигаю) — то есть горячими восковыми красками.Сейчас эта техника утрачена, хотя производятся попытки воссоздать её. Суздальский священник Андрей Давыдов — единственный в России мастер иконописи, создающий иконы в технике энкаустики — письма минеральными красками на основе натурального воска.1361885727_902830_37Краски обычно наносились прямо на дерево, без предварительной ґрунтовки. Художники использовали разной величины кисти и каустерии — разогретые металлические стержни с лопаточкой на конце (их еще называют цестром).Работа была чрезвычайно сложной и трудоемкой, энкаустика требовала навыков и сноровки, поскольку никаких исправлений делать не позволялось. Краски нужно было наносить на навощенную доску расплавленными. Быстро застывающий воск образовывал неровную, богатую рефлексами красочную поверхность, что еще больше усиливало впечатление объемности изображения. Картины исполненные этим способом сохраняют свежесть цвета и очень долговечны.загруженное (3)Важная особенность фаюмских портретов мумии помимо долговечности восковых красок — использование тончайшего золотого листа. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других были добавлены только венки и головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды. Похоже, не правда ли, на технику золочения в иконописи? Некоторые портреты были выполнены на полотне, загрунтованном клеем.загруженное (5)Другая техникой живописи, используемая в портретах была темперой, в которой пигменты смешаны с растворимыми в воде связующем, наиболее часто животном клее. Темперные портреты выполнены на светлых или темных фонах, смелыми ударами кисти и тончайшей штриховкой. Их поверхность — матовая, в отличие от глянцевой поверхности картин выполненных энкаустикой. Лица на темперных портретах обычно показаны фронтально и проработка светотени менее контрастна чем в энкаустических панелях. Кроме того, некоторые группы были созданы в смешанной технике темперы и энкаустики.Фон фаюмских портретов обычно всегда однотонный — от различных оттенков коричневого и серого до голубовато-стального. загруженное (8)Надо подчеркнуть, что реалистичность фаюмского портрета – кажущаяся. Любой из фаюмских портретов, как бы живописен он ни был, остается ритуальным, связанным с мумией. Изображение – не лицо человека живущего во времени, а как бы сказали иконописцы – лик. Изображение – словно перешагивает порог Вечности. Это обусловило и передачу возраста в фаюмской живописи — смешанном греко-римско-египетском искусстве. Еще с эпохи Древнего царства в Египте существовали изображения юношей, людей среднего и преклонного возраста, и все же наиболее популярным видом изображения был некий вневозрастной, идеальный образ — в большинстве случаев юный, с застывшей на лице улыбкой.В Копенгагенском музее хранится портрет мужчины, изображенного в расцвете сил. В таком же среднем возрасте находился и некий Деметрий из Бруклинского музея, хотя письменные источники свидетельствуют, что оба они умерли глубокими стариками.

Греческое население Фаюма было многочисленным и появилось здесь после завоевания Египта Александром Македонским. Греки переняли многое из обычаев Египтян, также, как и римляне, которые прибыли в сюда после смерти Клеопатры и аннексии Египта Римом в 30 до н. э. Население города смешанное, состоявшее из египтян, греков, сирийцев и римлян, египтяне были главным образом торговцами, ремесленниками, слугами и рабами. Аристократию же составляли иностранцы, некоторые из которых были римскими должностными лицами, а другие потомками Птолемеевских греков. Об этом свидетельствуют их могилы — мумии богачей, покрытые золочением были главным образом надписанным греческими и римскими именами, такими как Artemidorus, Demetrius, Titus и т. п.Люди на портретах находятся как бы по ту сторону земной жизни. Их лица имеют строгое выражение, взгляд огромных глаз, устремленный мимо, сквозь зрителя, видит что-то, недоступное живым. Такая передача взгляда была перенят иконописцами. В традиционной иконописи взгляд на иконе никогда не направлен в глаза зрителя. Он «не насилует волю» смотрящего.

Фаюмский портрет - настоящее чудо в истории искусства. Созданный множество веков назад, он донес до нас "живые" облики людей, в которых в эпоху романтического восприятия римско-египетского искусства видели лица отпрысков египетского царского дома Птоломеев.загруженное (9)К сожалению икон, выполненных в технике экнаустики, до нас дошло очень мало. Связано это с двухсотлетним иконоборческим периодом в Византийской истории. Иконы просто уничтожались. Лишь в местах, куда не могла дотянуться длиная рука базилевса сохранились остатки былого иконописного великолепия. Одним из таких островков являлся монастырь св Екатерины на Синае. Парадоксально, но охранную грамоту ему дал иконоборец из иконоборцев - основатель мусульманства - Мухаммед. По иконе Спаса-Вседержителя видно, как мучительно вырабатывался иконописный канон: иконописец создаёт "надмирность" лика через соединение двух ракурсов одного лика.x_951693efАпостол Пётр, наоборот, вполне ещё "фаюмский". Только к самому портрету прибавлено уже вполне каноничное поясное изображение тела.А Западная часть Римского мира переживала нашествие варваров и период упадка. Она просто не владела соответствующей иконописной техникой. К окончанию периода иконоборчества, иконописцы перешли к сравнительно менее трудоёмкой яичной темпере. Именно её у византийцев и переняли мастера европейского Возрождения.

В настоящее время в музеях мира насчитывается более 600 фаюмских портретов, особенно интересные портреты собраны в Государственных музеях Берлина, Египетском музее в Каире, Лувре, Британском музее. А в нашей стране такие портреты есть в Эрмитаже и Пушкинском музее изобразительных искусств.

o-alexandr75.livejournal.com