Уроки в древней руси. Что такое урок в Древней Руси? Понятие "уроки" в Древней Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Что такое урок в Древней Руси? Понятие "уроки" в Древней Руси. Уроки в древней руси


Что такое урок в Древней Руси? Понятие "уроки" в Древней Руси

Образование 24 марта 2016

Что такое урок в Древней Руси? Это понятие тесно связано с именем Ольги (ок. 920 - 969) – вдовы киевского князя Игоря, убитого в г. Искоростене древлянами.

Киевский князь Игорь Рюрикович

Чтобы полностью раскрыть понятие «уроки» в Древней Руси, нужно начать рассматривать историю с истоков, с самого начала, то есть с гибели князя Игоря. Он оказался на престоле после смерти варяга Олега Вещего. Удивительно, что этот князь ничем себя не проявил. Несколько походов в Византию окончились неудачно. Кроме пролонгации торгового договора с греками, уже подписанного Олегом в 911 г., карьера правителя ничем не примечательна. Остается только эпизод бесславной кончины.

что такое урок в древней руси

Поступок Игоря может показаться странным. Заключается он в том, что, завершив ежегодный сбор дани в землях подданных ему древлян, его дружинники остаются недовольны ее размером. И тогда князь возвращается в древлянскую столицу г. Искоростень (Коростень) с целью повторного побора. А взбунтовавшееся население убивает его.

Княгиня Ольга – первая женщина на престоле

Власть переходит к вдове князя. В стране, где правили воины, слабая женщина должна была доказать своему народу и противникам, что может быть равной мужу. Начинает она с мести. В летописях упоминаются 4 поступка, вошедших в историю ее правления.

что такое уроки в древней руси определение

Это своеобразные загадки древлянам, связанные с похоронным ритуалом. Последней расправой над древлянами было уничтожение их столицы. Совершив военный поход на Искоростень вместе с сыном Святославом во главе большого отряда, княгиня спалила деревянный город.

Что называли «уроки» в Древней Руси? После подавления древлян Ольга начала деятельность по устранению причин бунта и недостатков государственного строя, это значение и получило понятие, которое дошло до наших времен.

Видео по теме

Экономическая и политическая ситуация в начале Х века в Древней Руси

До правления Киевской княгини Русь оставалась в варяжском ведении. Ее правители Рюриковичи совершали далекие походы, строили крепости. Из древних источников понятно, что варяги не имели своей государственности и не могли принести этот опыт на Русь. Они активно осваивали реки и торговые пути, а также роднились с местной знатью.

понятие уроки в древней руси

С появлением водных торговых узлов начинается рост городов, возникает инфраструктура. Это явилось мощным толчком к развитию социально-экономических отношений и определенного порядка. Власть уже в древности стала законодателем и организатором экономики. Князья берут под свой контроль водный путь. Образуется государство под названием Киевская Русь.

Попытки управления и централизации: что означает "уроки" в Древней Руси

Зарождавшаяся элита получала средства для реализации своих амбиций по захвату Византии, узаконив дань с завоеванных племен и Новгорода: 300 гривен ежегодно ради сохранения мира. Описанное в учебниках полюдье, то есть сбор дани Киевскими князьями деньгами и натуральными продуктами, не заканчивалось проматыванием собранного добра. Весной суда с данью из Новгорода, Смоленска, Чернигова и др. собирались в Киеве. А в июне флот с товарами шел в Константинополь. Об этом говорят средневековые договоры с Византией, где большая часть статей посвящена правовому регулированию торговли.

Князь и его дружина были единственным органом власти, скреплявшим славянские племенные земли. Они же являлись сборщиками дани и судебными исполнителями. Дружина получала часть средств через полюдье, часть от пошлин и от военных походов. Население должно было обеспечивать их во время исполнения ими служебного долга. В Древней Руси сложился особый механизм управления: нефеодально-вассальный тип отношений. Основная часть населения - общинники (свободные крестьяне), другая часть - дружина. Ввиду отсутствия земельной собственности, князь получал доходы от населения, то есть дань.

Налогообложение в IX-Х веках

Ежегодно с ноября по апрель княжеская дружина получала доход 2-мя способами:

  • повоз – обязательная доставка к княжескому двору продуктов сельского хозяйства и промыслов;
  • полюдье – объезд земель дружиной и сбор денег, продовольствия, товаров.

Исполнителями налоговой программы были младшие дружинники.

погосты и уроки это в древней руси

Система налогообложения была прямой и не предусматривала нормы и четкий порядок. Налоги были нерегулярными, а иногда сверх нормы, что вызывало недовольство и бунт. Только в середине Х века впервые появляется упорядоченная процедура, объясняющая, что такое урок в Древней Руси.

Существовал ряд косвенных налогов в виде торговых пошлин и судебных штрафов:

  • мыт взимался за провоз товаров через горные границы и водные;
  • вес и мера - соответственно за взвешивание и измерение товаров;
  • торговая бралась с торговцев на рынках;
  • гостиная взималась за устройство складов;
  • вира - штраф за убийство холопа.

Реформы княгини Ольги

Смерть Игоря толкает Ольгу на первый государственный акт. Вводятся погосты и уроки. Это в Древней Руси обозначило старт хозяйственной деятельности. До нее главным направлением сложившегося государства была завоевательная политика, а не внутреннее управление. «Уроки» значение в Древней Руси, их определение и важность для страны подробно расписаны в летописи Нестора. Ольга не грабила земли, а гибко управляла: "идет Вольга с дружиною, уставляющи уставы и уроки". Ее реформы носили мирный характер.

значение слова уроки в древней руси

Княгиней были проведены преобразования по:

  • установлению размера дани;
  • назначению даньщиков - ответственных лиц по сбору дани;
  • определению опорных пунктов - специальных мест для сборов.

Уроки и погосты в Древней Руси

Чтобы в полной мере понять, что такое урок в Древней Руси, нужно изучить статью 8 современного НК РФ. По сути, эта реформа была первой попыткой на пути к единодержавию и правовому государству. Нововведение потребовало новых условий и отношений. Уставы и уроки заключались в нормировании повинностей и издании правовых актов для руководства власти. Становища и погосты свидетельствуют о межевании границ и назначении ответственных лиц, а поскольку сбор дани проводился зимой, нужны были теплые помещения и запас провианта. Удаленность погостов требовала управления на местах. Таким образом, был предпринят комплекс мер по мирному обустройству внутреннего хозяйства.что означает уроки в древней руси

Прежде всего, княгиня разделила земли на волости, центрами которых сделала погосты – крупные торговые села, стоявшие по берегам рек.

Так что такое уроки в Древней Руси? Определение дается в «Русской Правде», где говорится о важных чиновниках-тиунах. Они собирали с племен дань и вершили суд. Обычно истину устанавливали через свидетелей. Если их не оказывалось, тиуны прибегали к помощи языческих ясновидцев. Виновный платил штраф, а в случае неповиновения местной власти на помощь призывалось ополчение. Верховной властью княгини осуществлялся контроль, когда она могла внезапно появиться с инспекцией, и горе было виноватому или ленивому тиуну.

Происхождение слова «урок»

Значение слова «уроки» в Древней Руси имеет смысл договора, сделки, взаимовыгодных отношений. Этимология термина поможет более детально разобраться в том, что это такое. Слово уводит в праславянский язык и происходит от однокоренного "речь / рещь", когда язык формировался в языческих условиях и в процессе ритуальных действий. Слово «реку» выражает определенное мировоззрение и связывается с колдовством, а впоследствии с принятием христианства, с Богом и его правилами, установленными на Земле.

что называли уроки в древней руси

Русский глагол «урочить» близкий по звучанию с «пророчить» имеет смысл «околдовать, назначить», урок – «колдовство при помощи слов». При воздействии примесных звуков появилось несколько производных от «реку»: рок, изречь, пророк, порицать, нарекать, зарок, урок. Тогда слово «урок» приобретает более четкие формы и определяется как «правило, налог или платеж». Впоследствии значение сужается и носит переносный смысл: «нечто поучительное», откуда мы имеем сочетание «школьное занятие», «учебный час».

Что такое урок в Древней Руси: вывод

Развитие новых товарно-денежных отношений базировалось на уроке – фиксированном размере налога. Повторный сбор с плательщика при этой системе был невозможен. Реформы упрочили центральную власть, создали твердую организацию налогообложения, определили административные границы, расширили аппарат управления. Были разграничены собственные и государственные владения и доходы.Ольга активно вела не только внутреннюю политику, но и духовно росла, осуществляя внешнюю политику. Приняв христианство, будучи правительницей языческого государства, она совершает 2-ой акт – духовный. Она придала стране государственно-культурные очертания, которым в большой степени способствовала разработка урока. Православие в Древней Руси набирало силу и самосознание.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Как нарисовать себя в стиле аниме? Подробный урокИскусство и развлечения Как нарисовать себя в стиле аниме? Подробный урок

Приложите к фотографии листок бумаги и переведите ее. Упростите волосы до «лоскутов», увеличьте глаза и сделайте в зрачках большие блики. Аниме-портрет готов. Но достаточно этого, если вы хотите знать, как...

Что такое община в Древней Руси?
Образование Что такое община в Древней Руси?

Историки, исследующие, что такое община в Древней Руси, выделяют два вида таких социальных групп – городскую и сельскую. В них проживало большинство населения восточнославянского государства.Сельские общ...

Что такое лапти в Древней Руси?Образование Что такое лапти в Древней Руси?

Крестьянское население на Руси всегда было очень бедным, а жителям деревни приходилось выкручиваться в сложных ситуациях любыми способами. Поэтому вплоть до начала ХХ века самым популярным видом обуви здесь оставались...

Что такое сословие? Сословия Древней Руси и Российской империиДом и семья Что такое сословие? Сословия Древней Руси и Российской империи

Издавна на Руси между определенными людьми, обладающими наследственными правами и обязанностями, которые были закреплены государством или традициями, существовали классовые отношения феодализма. Характерной для них бы...

Многоквартирный дом (МКД): расшифровка понятия и особенности
Домашний уют Многоквартирный дом (МКД): расшифровка понятия и особенности

Современное строительство - одна из самых популярных сфер деятельности. Основными направлениями этой области являются постройки как торговых и промышленных объектов, так и жилых многоквартирных домов (далее - МКД). По...

Что такое современность в музыке? Понятие о современной музыке, примерыИскусство и развлечения Что такое современность в музыке? Понятие о современной музыке, примеры

Что такое современность в музыке? История этого вида искусства такова, что изначально оно было прикладным и часто ритуальным. Поэтому музыка в основном была коллективным явлением. Индивидуальное начало часто не было в...

Как поджечь танк в WoT? Что такое пробитие? Основные понятия стрельбыКомпьютеры Как поджечь танк в WoT? Что такое пробитие? Основные понятия стрельбы

Одной из основных особенностей World of Tanks является то, что здесь присутствует достаточно большое количество различных снарядов, каждый из которых отличается своими особенностями, преимуществами и недостатками, пре...

Что такое форум в Древнем Риме и что у него общего с современными форумамиКомпьютеры Что такое форум в Древнем Риме и что у него общего с современными форумами

Многие слова, пришедшие к нам из глубокой древности, используются и сейчас, но уже в несколько ином значении. Бывает очень интересно проследить, как изменялся их смысл со временем.

Что такое Компьютеры Что такое "скилл" и чем это понятие в разных играх отличается?

Играя в игры, человек волей-неволей начинает узнавать новые слова и понятия. Однако не все слова значат одно и то же. В статье мы попробуем ответить, что такое "скилл" в самых популярных играх.

Гражданская идентичность - это что такое? Определение и понятиеНовости и общество Гражданская идентичность - это что такое? Определение и понятие

Каждому человеку обеспечена свобода выбора, в том числе и относительно самоопределения и идентификации. Личность формируется в биологической оболочке под воздействием социума и проблем общества. От того, насколько каж...

monateka.com

Что такое урок в Древней Руси? Понятие "уроки" в Древней Руси

Что такое урок в Древней Руси? Это понятие тесно связано с именем Ольги (ок. 920 - 969) – вдовы киевского князя Игоря, убитого в г. Искоростене древлянами.

Киевский князь Игорь Рюрикович

Чтобы полностью раскрыть понятие «уроки» в Древней Руси, нужно начать рассматривать историю с истоков, с самого начала, то есть с гибели князя Игоря. Он оказался на престоле после смерти варяга Олега Вещего. Удивительно, что этот князь ничем себя не проявил. Несколько походов в Византию окончились неудачно. Кроме пролонгации торгового договора с греками, уже подписанного Олегом в 911 г., карьера правителя ничем не примечательна. Остается только эпизод бесславной кончины.

что такое урок в древней руси

Поступок Игоря может показаться странным. Заключается он в том, что, завершив ежегодный сбор дани в землях подданных ему древлян, его дружинники остаются недовольны ее размером. И тогда князь возвращается в древлянскую столицу г. Искоростень (Коростень) с целью повторного побора. А взбунтовавшееся население убивает его.

Княгиня Ольга – первая женщина на престоле

Власть переходит к вдове князя. В стране, где правили воины, слабая женщина должна была доказать своему народу и противникам, что может быть равной мужу. Начинает она с мести. В летописях упоминаются 4 поступка, вошедших в историю ее правления.

что такое уроки в древней руси определение

Это своеобразные загадки древлянам, связанные с похоронным ритуалом. Последней расправой над древлянами было уничтожение их столицы. Совершив военный поход на Искоростень вместе с сыном Святославом во главе большого отряда, княгиня спалила деревянный город.

Что называли «уроки» в Древней Руси? После подавления древлян Ольга начала деятельность по устранению причин бунта и недостатков государственного строя, это значение и получило понятие, которое дошло до наших времен.

Экономическая и политическая ситуация в начале Х века в Древней Руси

До правления Киевской княгини Русь оставалась в варяжском ведении. Ее правители Рюриковичи совершали далекие походы, строили крепости. Из древних источников понятно, что варяги не имели своей государственности и не могли принести этот опыт на Русь. Они активно осваивали реки и торговые пути, а также роднились с местной знатью.

понятие уроки в древней руси

С появлением водных торговых узлов начинается рост городов, возникает инфраструктура. Это явилось мощным толчком к развитию социально-экономических отношений и определенного порядка. Власть уже в древности стала законодателем и организатором экономики. Князья берут под свой контроль водный путь. Образуется государство под названием Киевская Русь.

Попытки управления и централизации: что означает "уроки" в Древней Руси

Зарождавшаяся элита получала средства для реализации своих амбиций по захвату Византии, узаконив дань с завоеванных племен и Новгорода: 300 гривен ежегодно ради сохранения мира. Описанное в учебниках полюдье, то есть сбор дани Киевскими князьями деньгами и натуральными продуктами, не заканчивалось проматыванием собранного добра. Весной суда с данью из Новгорода, Смоленска, Чернигова и др. собирались в Киеве. А в июне флот с товарами шел в Константинополь. Об этом говорят средневековые договоры с Византией, где большая часть статей посвящена правовому регулированию торговли.

Князь и его дружина были единственным органом власти, скреплявшим славянские племенные земли. Они же являлись сборщиками дани и судебными исполнителями. Дружина получала часть средств через полюдье, часть от пошлин и от военных походов. Население должно было обеспечивать их во время исполнения ими служебного долга. В Древней Руси сложился особый механизм управления: нефеодально-вассальный тип отношений. Основная часть населения - общинники (свободные крестьяне), другая часть - дружина. Ввиду отсутствия земельной собственности, князь получал доходы от населения, то есть дань.

Налогообложение в IX-Х веках

Ежегодно с ноября по апрель княжеская дружина получала доход 2-мя способами:

  • повоз – обязательная доставка к княжескому двору продуктов сельского хозяйства и промыслов;
  • полюдье – объезд земель дружиной и сбор денег, продовольствия, товаров.

Исполнителями налоговой программы были младшие дружинники.

погосты и уроки это в древней руси

Система налогообложения была прямой и не предусматривала нормы и четкий порядок. Налоги были нерегулярными, а иногда сверх нормы, что вызывало недовольство и бунт. Только в середине Х века впервые появляется упорядоченная процедура, объясняющая, что такое урок в Древней Руси.

Существовал ряд косвенных налогов в виде торговых пошлин и судебных штрафов:

  • мыт взимался за провоз товаров через горные границы и водные;
  • вес и мера - соответственно за взвешивание и измерение товаров;
  • торговая бралась с торговцев на рынках;
  • гостиная взималась за устройство складов;
  • вира - штраф за убийство холопа.

Реформы княгини Ольги

Смерть Игоря толкает Ольгу на первый государственный акт. Вводятся погосты и уроки. Это в Древней Руси обозначило старт хозяйственной деятельности. До нее главным направлением сложившегося государства была завоевательная политика, а не внутреннее управление. «Уроки» значение в Древней Руси, их определение и важность для страны подробно расписаны в летописи Нестора. Ольга не грабила земли, а гибко управляла: "идет Вольга с дружиною, уставляющи уставы и уроки". Ее реформы носили мирный характер.

значение слова уроки в древней руси

Княгиней были проведены преобразования по:

  • установлению размера дани;
  • назначению даньщиков - ответственных лиц по сбору дани;
  • определению опорных пунктов - специальных мест для сборов.

Уроки и погосты в Древней Руси

Чтобы в полной мере понять, что такое урок в Древней Руси, нужно изучить статью 8 современного НК РФ. По сути, эта реформа была первой попыткой на пути к единодержавию и правовому государству. Нововведение потребовало новых условий и отношений. Уставы и уроки заключались в нормировании повинностей и издании правовых актов для руководства власти. Становища и погосты свидетельствуют о межевании границ и назначении ответственных лиц, а поскольку сбор дани проводился зимой, нужны были теплые помещения и запас провианта. Удаленность погостов требовала управления на местах. Таким образом, был предпринят комплекс мер по мирному обустройству внутреннего хозяйства.что означает уроки в древней руси

Прежде всего, княгиня разделила земли на волости, центрами которых сделала погосты – крупные торговые села, стоявшие по берегам рек.

Так что такое уроки в Древней Руси? Определение дается в «Русской Правде», где говорится о важных чиновниках-тиунах. Они собирали с племен дань и вершили суд. Обычно истину устанавливали через свидетелей. Если их не оказывалось, тиуны прибегали к помощи языческих ясновидцев. Виновный платил штраф, а в случае неповиновения местной власти на помощь призывалось ополчение. Верховной властью княгини осуществлялся контроль, когда она могла внезапно появиться с инспекцией, и горе было виноватому или ленивому тиуну.

Происхождение слова «урок»

Значение слова «уроки» в Древней Руси имеет смысл договора, сделки, взаимовыгодных отношений. Этимология термина поможет более детально разобраться в том, что это такое. Слово уводит в праславянский язык и происходит от однокоренного "речь / рещь", когда язык формировался в языческих условиях и в процессе ритуальных действий. Слово «реку» выражает определенное мировоззрение и связывается с колдовством, а впоследствии с принятием христианства, с Богом и его правилами, установленными на Земле.

что называли уроки в древней руси

Русский глагол «урочить» близкий по звучанию с «пророчить» имеет смысл «околдовать, назначить», урок – «колдовство при помощи слов». При воздействии примесных звуков появилось несколько производных от «реку»: рок, изречь, пророк, порицать, нарекать, зарок, урок. Тогда слово «урок» приобретает более четкие формы и определяется как «правило, налог или платеж». Впоследствии значение сужается и носит переносный смысл: «нечто поучительное», откуда мы имеем сочетание «школьное занятие», «учебный час».

Что такое урок в Древней Руси: вывод

Развитие новых товарно-денежных отношений базировалось на уроке – фиксированном размере налога. Повторный сбор с плательщика при этой системе был невозможен. Реформы упрочили центральную власть, создали твердую организацию налогообложения, определили административные границы, расширили аппарат управления. Были разграничены собственные и государственные владения и доходы.Ольга активно вела не только внутреннюю политику, но и духовно росла, осуществляя внешнюю политику. Приняв христианство, будучи правительницей языческого государства, она совершает 2-ой акт – духовный. Она придала стране государственно-культурные очертания, которым в большой степени способствовала разработка урока. Православие в Древней Руси набирало силу и самосознание.

загрузка...

buyokproduction.ru

Что такое урок в Древней Руси? Понятие "уроки" в Древней Руси

Что такое урок в Древней Руси? Это понятие тесно связано с именем Ольги (ок. 920 - 969) – вдовы киевского князя Игоря, убитого в г. Искоростене древлянами.

Киевский князь Игорь Рюрикович

Чтобы полностью раскрыть понятие «уроки» в Древней Руси, нужно начать рассматривать историю с истоков, с самого начала, то есть с гибели князя Игоря. Он оказался на престоле после смерти варяга Олега Вещего. Удивительно, что этот князь ничем себя не проявил. Несколько походов в Византию окончились неудачно. Кроме пролонгации торгового договора с греками, уже подписанного Олегом в 911 г., карьера правителя ничем не примечательна. Остается только эпизод бесславной кончины.

что такое урок в древней руси

Поступок Игоря может показаться странным. Заключается он в том, что, завершив ежегодный сбор дани в землях подданных ему древлян, его дружинники остаются недовольны ее размером. И тогда князь возвращается в древлянскую столицу г. Искоростень (Коростень) с целью повторного побора. А взбунтовавшееся население убивает его.

Княгиня Ольга – первая женщина на престоле

Власть переходит к вдове князя. В стране, где правили воины, слабая женщина должна была доказать своему народу и противникам, что может быть равной мужу. Начинает она с мести. В летописях упоминаются 4 поступка, вошедших в историю ее правления.

что такое уроки в древней руси определение

Это своеобразные загадки древлянам, связанные с похоронным ритуалом. Последней расправой над древлянами было уничтожение их столицы. Совершив военный поход на Искоростень вместе с сыном Святославом во главе большого отряда, княгиня спалила деревянный город.

Что называли «уроки» в Древней Руси? После подавления древлян Ольга начала деятельность по устранению причин бунта и недостатков государственного строя, это значение и получило понятие, которое дошло до наших времен.

Экономическая и политическая ситуация в начале Х века в Древней Руси

До правления Киевской княгини Русь оставалась в варяжском ведении. Ее правители Рюриковичи совершали далекие походы, строили крепости. Из древних источников понятно, что варяги не имели своей государственности и не могли принести этот опыт на Русь. Они активно осваивали реки и торговые пути, а также роднились с местной знатью.

понятие уроки в древней руси

С появлением водных торговых узлов начинается рост городов, возникает инфраструктура. Это явилось мощным толчком к развитию социально-экономических отношений и определенного порядка. Власть уже в древности стала законодателем и организатором экономики. Князья берут под свой контроль водный путь. Образуется государство под названием Киевская Русь.

Попытки управления и централизации: что означает "уроки" в Древней Руси

Зарождавшаяся элита получала средства для реализации своих амбиций по захвату Византии, узаконив дань с завоеванных племен и Новгорода: 300 гривен ежегодно ради сохранения мира. Описанное в учебниках полюдье, то есть сбор дани Киевскими князьями деньгами и натуральными продуктами, не заканчивалось проматыванием собранного добра. Весной суда с данью из Новгорода, Смоленска, Чернигова и др. собирались в Киеве. А в июне флот с товарами шел в Константинополь. Об этом говорят средневековые договоры с Византией, где большая часть статей посвящена правовому регулированию торговли.

Князь и его дружина были единственным органом власти, скреплявшим славянские племенные земли. Они же являлись сборщиками дани и судебными исполнителями. Дружина получала часть средств через полюдье, часть от пошлин и от военных походов. Население должно было обеспечивать их во время исполнения ими служебного долга. В Древней Руси сложился особый механизм управления: нефеодально-вассальный тип отношений. Основная часть населения - общинники (свободные крестьяне), другая часть - дружина. Ввиду отсутствия земельной собственности, князь получал доходы от населения, то есть дань.

Налогообложение в IX-Х веках

Ежегодно с ноября по апрель княжеская дружина получала доход 2-мя способами:

  • повоз – обязательная доставка к княжескому двору продуктов сельского хозяйства и промыслов;
  • полюдье – объезд земель дружиной и сбор денег, продовольствия, товаров.

Исполнителями налоговой программы были младшие дружинники.

погосты и уроки это в древней руси

Система налогообложения была прямой и не предусматривала нормы и четкий порядок. Налоги были нерегулярными, а иногда сверх нормы, что вызывало недовольство и бунт. Только в середине Х века впервые появляется упорядоченная процедура, объясняющая, что такое урок в Древней Руси.

Существовал ряд косвенных налогов в виде торговых пошлин и судебных штрафов:

  • мыт взимался за провоз товаров через горные границы и водные;
  • вес и мера - соответственно за взвешивание и измерение товаров;
  • торговая бралась с торговцев на рынках;
  • гостиная взималась за устройство складов;
  • вира - штраф за убийство холопа.

Реформы княгини Ольги

Смерть Игоря толкает Ольгу на первый государственный акт. Вводятся погосты и уроки. Это в Древней Руси обозначило старт хозяйственной деятельности. До нее главным направлением сложившегося государства была завоевательная политика, а не внутреннее управление. «Уроки» значение в Древней Руси, их определение и важность для страны подробно расписаны в летописи Нестора. Ольга не грабила земли, а гибко управляла: "идет Вольга с дружиною, уставляющи уставы и уроки". Ее реформы носили мирный характер.

значение слова уроки в древней руси

Княгиней были проведены преобразования по:

  • установлению размера дани;
  • назначению даньщиков - ответственных лиц по сбору дани;
  • определению опорных пунктов - специальных мест для сборов.

Уроки и погосты в Древней Руси

Чтобы в полной мере понять, что такое урок в Древней Руси, нужно изучить статью 8 современного НК РФ. По сути, эта реформа была первой попыткой на пути к единодержавию и правовому государству. Нововведение потребовало новых условий и отношений. Уставы и уроки заключались в нормировании повинностей и издании правовых актов для руководства власти. Становища и погосты свидетельствуют о межевании границ и назначении ответственных лиц, а поскольку сбор дани проводился зимой, нужны были теплые помещения и запас провианта. Удаленность погостов требовала управления на местах. Таким образом, был предпринят комплекс мер по мирному обустройству внутреннего хозяйства.что означает уроки в древней руси

Прежде всего, княгиня разделила земли на волости, центрами которых сделала погосты – крупные торговые села, стоявшие по берегам рек.

Так что такое уроки в Древней Руси? Определение дается в «Русской Правде», где говорится о важных чиновниках-тиунах. Они собирали с племен дань и вершили суд. Обычно истину устанавливали через свидетелей. Если их не оказывалось, тиуны прибегали к помощи языческих ясновидцев. Виновный платил штраф, а в случае неповиновения местной власти на помощь призывалось ополчение. Верховной властью княгини осуществлялся контроль, когда она могла внезапно появиться с инспекцией, и горе было виноватому или ленивому тиуну.

Происхождение слова «урок»

Значение слова «уроки» в Древней Руси имеет смысл договора, сделки, взаимовыгодных отношений. Этимология термина поможет более детально разобраться в том, что это такое. Слово уводит в праславянский язык и происходит от однокоренного "речь / рещь", когда язык формировался в языческих условиях и в процессе ритуальных действий. Слово «реку» выражает определенное мировоззрение и связывается с колдовством, а впоследствии с принятием христианства, с Богом и его правилами, установленными на Земле.

что называли уроки в древней руси

Русский глагол «урочить» близкий по звучанию с «пророчить» имеет смысл «околдовать, назначить», урок – «колдовство при помощи слов». При воздействии примесных звуков появилось несколько производных от «реку»: рок, изречь, пророк, порицать, нарекать, зарок, урок. Тогда слово «урок» приобретает более четкие формы и определяется как «правило, налог или платеж». Впоследствии значение сужается и носит переносный смысл: «нечто поучительное», откуда мы имеем сочетание «школьное занятие», «учебный час».

Что такое урок в Древней Руси: вывод

Развитие новых товарно-денежных отношений базировалось на уроке – фиксированном размере налога. Повторный сбор с плательщика при этой системе был невозможен. Реформы упрочили центральную власть, создали твердую организацию налогообложения, определили административные границы, расширили аппарат управления. Были разграничены собственные и государственные владения и доходы.Ольга активно вела не только внутреннюю политику, но и духовно росла, осуществляя внешнюю политику. Приняв христианство, будучи правительницей языческого государства, она совершает 2-ой акт – духовный. Она придала стране государственно-культурные очертания, которым в большой степени способствовала разработка урока. Православие в Древней Руси набирало силу и самосознание.

загрузка...

renbow.ru

Что такое урок в Древней Руси? Понятие "уроки" в Древней Руси

Что такое урок в Древней Руси? Это понятие тесно связано с именем Ольги (ок. 920 - 969) – вдовы киевского князя Игоря, убитого в г. Искоростене древлянами.

Киевский князь Игорь Рюрикович

Чтобы полностью раскрыть понятие «уроки» в Древней Руси, нужно начать рассматривать историю с истоков, с самого начала, то есть с гибели князя Игоря. Он оказался на престоле после смерти варяга Олега Вещего. Удивительно, что этот князь ничем себя не проявил. Несколько походов в Византию окончились неудачно. Кроме пролонгации торгового договора с греками, уже подписанного Олегом в 911 г., карьера правителя ничем не примечательна. Остается только эпизод бесславной кончины.

что такое урок в древней руси

Поступок Игоря может показаться странным. Заключается он в том, что, завершив ежегодный сбор дани в землях подданных ему древлян, его дружинники остаются недовольны ее размером. И тогда князь возвращается в древлянскую столицу г. Искоростень (Коростень) с целью повторного побора. А взбунтовавшееся население убивает его.

Княгиня Ольга – первая женщина на престоле

Власть переходит к вдове князя. В стране, где правили воины, слабая женщина должна была доказать своему народу и противникам, что может быть равной мужу. Начинает она с мести. В летописях упоминаются 4 поступка, вошедших в историю ее правления.

что такое уроки в древней руси определение

Это своеобразные загадки древлянам, связанные с похоронным ритуалом. Последней расправой над древлянами было уничтожение их столицы. Совершив военный поход на Искоростень вместе с сыном Святославом во главе большого отряда, княгиня спалила деревянный город.

Что называли «уроки» в Древней Руси? После подавления древлян Ольга начала деятельность по устранению причин бунта и недостатков государственного строя, это значение и получило понятие, которое дошло до наших времен.

Экономическая и политическая ситуация в начале Х века в Древней Руси

До правления Киевской княгини Русь оставалась в варяжском ведении. Ее правители Рюриковичи совершали далекие походы, строили крепости. Из древних источников понятно, что варяги не имели своей государственности и не могли принести этот опыт на Русь. Они активно осваивали реки и торговые пути, а также роднились с местной знатью.

понятие уроки в древней руси

С появлением водных торговых узлов начинается рост городов, возникает инфраструктура. Это явилось мощным толчком к развитию социально-экономических отношений и определенного порядка. Власть уже в древности стала законодателем и организатором экономики. Князья берут под свой контроль водный путь. Образуется государство под названием Киевская Русь.

Попытки управления и централизации: что означает "уроки" в Древней Руси

Зарождавшаяся элита получала средства для реализации своих амбиций по захвату Византии, узаконив дань с завоеванных племен и Новгорода: 300 гривен ежегодно ради сохранения мира. Описанное в учебниках полюдье, то есть сбор дани Киевскими князьями деньгами и натуральными продуктами, не заканчивалось проматыванием собранного добра. Весной суда с данью из Новгорода, Смоленска, Чернигова и др. собирались в Киеве. А в июне флот с товарами шел в Константинополь. Об этом говорят средневековые договоры с Византией, где большая часть статей посвящена правовому регулированию торговли.

Князь и его дружина были единственным органом власти, скреплявшим славянские племенные земли. Они же являлись сборщиками дани и судебными исполнителями. Дружина получала часть средств через полюдье, часть от пошлин и от военных походов. Население должно было обеспечивать их во время исполнения ими служебного долга. В Древней Руси сложился особый механизм управления: нефеодально-вассальный тип отношений. Основная часть населения - общинники (свободные крестьяне), другая часть - дружина. Ввиду отсутствия земельной собственности, князь получал доходы от населения, то есть дань.

Налогообложение в IX-Х веках

Ежегодно с ноября по апрель княжеская дружина получала доход 2-мя способами:

  • повоз – обязательная доставка к княжескому двору продуктов сельского хозяйства и промыслов;
  • полюдье – объезд земель дружиной и сбор денег, продовольствия, товаров.

Исполнителями налоговой программы были младшие дружинники.

погосты и уроки это в древней руси

Система налогообложения была прямой и не предусматривала нормы и четкий порядок. Налоги были нерегулярными, а иногда сверх нормы, что вызывало недовольство и бунт. Только в середине Х века впервые появляется упорядоченная процедура, объясняющая, что такое урок в Древней Руси.

Существовал ряд косвенных налогов в виде торговых пошлин и судебных штрафов:

  • мыт взимался за провоз товаров через горные границы и водные;
  • вес и мера - соответственно за взвешивание и измерение товаров;
  • торговая бралась с торговцев на рынках;
  • гостиная взималась за устройство складов;
  • вира - штраф за убийство холопа.

Реформы княгини Ольги

Смерть Игоря толкает Ольгу на первый государственный акт. Вводятся погосты и уроки. Это в Древней Руси обозначило старт хозяйственной деятельности. До нее главным направлением сложившегося государства была завоевательная политика, а не внутреннее управление. «Уроки» значение в Древней Руси, их определение и важность для страны подробно расписаны в летописи Нестора. Ольга не грабила земли, а гибко управляла: "идет Вольга с дружиною, уставляющи уставы и уроки". Ее реформы носили мирный характер.

значение слова уроки в древней руси

Княгиней были проведены преобразования по:

  • установлению размера дани;
  • назначению даньщиков - ответственных лиц по сбору дани;
  • определению опорных пунктов - специальных мест для сборов.

Уроки и погосты в Древней Руси

Чтобы в полной мере понять, что такое урок в Древней Руси, нужно изучить статью 8 современного НК РФ. По сути, эта реформа была первой попыткой на пути к единодержавию и правовому государству. Нововведение потребовало новых условий и отношений. Уставы и уроки заключались в нормировании повинностей и издании правовых актов для руководства власти. Становища и погосты свидетельствуют о межевании границ и назначении ответственных лиц, а поскольку сбор дани проводился зимой, нужны были теплые помещения и запас провианта. Удаленность погостов требовала управления на местах. Таким образом, был предпринят комплекс мер по мирному обустройству внутреннего хозяйства.что означает уроки в древней руси

Прежде всего, княгиня разделила земли на волости, центрами которых сделала погосты – крупные торговые села, стоявшие по берегам рек.

Так что такое уроки в Древней Руси? Определение дается в «Русской Правде», где говорится о важных чиновниках-тиунах. Они собирали с племен дань и вершили суд. Обычно истину устанавливали через свидетелей. Если их не оказывалось, тиуны прибегали к помощи языческих ясновидцев. Виновный платил штраф, а в случае неповиновения местной власти на помощь призывалось ополчение. Верховной властью княгини осуществлялся контроль, когда она могла внезапно появиться с инспекцией, и горе было виноватому или ленивому тиуну.

Происхождение слова «урок»

Значение слова «уроки» в Древней Руси имеет смысл договора, сделки, взаимовыгодных отношений. Этимология термина поможет более детально разобраться в том, что это такое. Слово уводит в праславянский язык и происходит от однокоренного "речь / рещь", когда язык формировался в языческих условиях и в процессе ритуальных действий. Слово «реку» выражает определенное мировоззрение и связывается с колдовством, а впоследствии с принятием христианства, с Богом и его правилами, установленными на Земле.

что называли уроки в древней руси

Русский глагол «урочить» близкий по звучанию с «пророчить» имеет смысл «околдовать, назначить», урок – «колдовство при помощи слов». При воздействии примесных звуков появилось несколько производных от «реку»: рок, изречь, пророк, порицать, нарекать, зарок, урок. Тогда слово «урок» приобретает более четкие формы и определяется как «правило, налог или платеж». Впоследствии значение сужается и носит переносный смысл: «нечто поучительное», откуда мы имеем сочетание «школьное занятие», «учебный час».

Что такое урок в Древней Руси: вывод

Развитие новых товарно-денежных отношений базировалось на уроке – фиксированном размере налога. Повторный сбор с плательщика при этой системе был невозможен. Реформы упрочили центральную власть, создали твердую организацию налогообложения, определили административные границы, расширили аппарат управления. Были разграничены собственные и государственные владения и доходы.Ольга активно вела не только внутреннюю политику, но и духовно росла, осуществляя внешнюю политику. Приняв христианство, будучи правительницей языческого государства, она совершает 2-ой акт – духовный. Она придала стране государственно-культурные очертания, которым в большой степени способствовала разработка урока. Православие в Древней Руси набирало силу и самосознание.

myupy.ru

Что такое урок в Древней Руси? Понятие "уроки" в Древней Руси

Что такое урок в Древней Руси? Это понятие тесно связано с именем Ольги (ок. 920 - 969) – вдовы киевского князя Игоря, убитого в г. Искоростене древлянами.

Киевский князь Игорь Рюрикович

Чтобы полностью раскрыть понятие «уроки» в Древней Руси, нужно начать рассматривать историю с истоков, с самого начала, то есть с гибели князя Игоря. Он оказался на престоле после смерти варяга Олега Вещего. Удивительно, что этот князь ничем себя не проявил. Несколько походов в Византию окончились неудачно. Кроме пролонгации торгового договора с греками, уже подписанного Олегом в 911 г., карьера правителя ничем не примечательна. Остается только эпизод бесславной кончины.

что такое урок в древней руси

Поступок Игоря может показаться странным. Заключается он в том, что, завершив ежегодный сбор дани в землях подданных ему древлян, его дружинники остаются недовольны ее размером. И тогда князь возвращается в древлянскую столицу г. Искоростень (Коростень) с целью повторного побора. А взбунтовавшееся население убивает его.

Княгиня Ольга – первая женщина на престоле

Власть переходит к вдове князя. В стране, где правили воины, слабая женщина должна была доказать своему народу и противникам, что может быть равной мужу. Начинает она с мести. В летописях упоминаются 4 поступка, вошедших в историю ее правления.

что такое уроки в древней руси определение

Это своеобразные загадки древлянам, связанные с похоронным ритуалом. Последней расправой над древлянами было уничтожение их столицы. Совершив военный поход на Искоростень вместе с сыном Святославом во главе большого отряда, княгиня спалила деревянный город.

Что называли «уроки» в Древней Руси? После подавления древлян Ольга начала деятельность по устранению причин бунта и недостатков государственного строя, это значение и получило понятие, которое дошло до наших времен.

Экономическая и политическая ситуация в начале Х века в Древней Руси

До правления Киевской княгини Русь оставалась в варяжском ведении. Ее правители Рюриковичи совершали далекие походы, строили крепости. Из древних источников понятно, что варяги не имели своей государственности и не могли принести этот опыт на Русь. Они активно осваивали реки и торговые пути, а также роднились с местной знатью.

понятие уроки в древней руси

С появлением водных торговых узлов начинается рост городов, возникает инфраструктура. Это явилось мощным толчком к развитию социально-экономических отношений и определенного порядка. Власть уже в древности стала законодателем и организатором экономики. Князья берут под свой контроль водный путь. Образуется государство под названием Киевская Русь.

Попытки управления и централизации: что означает "уроки" в Древней Руси

Зарождавшаяся элита получала средства для реализации своих амбиций по захвату Византии, узаконив дань с завоеванных племен и Новгорода: 300 гривен ежегодно ради сохранения мира. Описанное в учебниках полюдье, то есть сбор дани Киевскими князьями деньгами и натуральными продуктами, не заканчивалось проматыванием собранного добра. Весной суда с данью из Новгорода, Смоленска, Чернигова и др. собирались в Киеве. А в июне флот с товарами шел в Константинополь. Об этом говорят средневековые договоры с Византией, где большая часть статей посвящена правовому регулированию торговли.

Князь и его дружина были единственным органом власти, скреплявшим славянские племенные земли. Они же являлись сборщиками дани и судебными исполнителями. Дружина получала часть средств через полюдье, часть от пошлин и от военных походов. Население должно было обеспечивать их во время исполнения ими служебного долга. В Древней Руси сложился особый механизм управления: нефеодально-вассальный тип отношений. Основная часть населения - общинники (свободные крестьяне), другая часть - дружина. Ввиду отсутствия земельной собственности, князь получал доходы от населения, то есть дань.

Налогообложение в IX-Х веках

Ежегодно с ноября по апрель княжеская дружина получала доход 2-мя способами:

  • повоз – обязательная доставка к княжескому двору продуктов сельского хозяйства и промыслов;
  • полюдье – объезд земель дружиной и сбор денег, продовольствия, товаров.

Исполнителями налоговой программы были младшие дружинники.

погосты и уроки это в древней руси

Система налогообложения была прямой и не предусматривала нормы и четкий порядок. Налоги были нерегулярными, а иногда сверх нормы, что вызывало недовольство и бунт. Только в середине Х века впервые появляется упорядоченная процедура, объясняющая, что такое урок в Древней Руси.

Существовал ряд косвенных налогов в виде торговых пошлин и судебных штрафов:

  • мыт взимался за провоз товаров через горные границы и водные;
  • вес и мера - соответственно за взвешивание и измерение товаров;
  • торговая бралась с торговцев на рынках;
  • гостиная взималась за устройство складов;
  • вира - штраф за убийство холопа.

Реформы княгини Ольги

Смерть Игоря толкает Ольгу на первый государственный акт. Вводятся погосты и уроки. Это в Древней Руси обозначило старт хозяйственной деятельности. До нее главным направлением сложившегося государства была завоевательная политика, а не внутреннее управление. «Уроки» значение в Древней Руси, их определение и важность для страны подробно расписаны в летописи Нестора. Ольга не грабила земли, а гибко управляла: "идет Вольга с дружиною, уставляющи уставы и уроки". Ее реформы носили мирный характер.

значение слова уроки в древней руси

Княгиней были проведены преобразования по:

  • установлению размера дани;
  • назначению даньщиков - ответственных лиц по сбору дани;
  • определению опорных пунктов - специальных мест для сборов.

Уроки и погосты в Древней Руси

Чтобы в полной мере понять, что такое урок в Древней Руси, нужно изучить статью 8 современного НК РФ. По сути, эта реформа была первой попыткой на пути к единодержавию и правовому государству. Нововведение потребовало новых условий и отношений. Уставы и уроки заключались в нормировании повинностей и издании правовых актов для руководства власти. Становища и погосты свидетельствуют о межевании границ и назначении ответственных лиц, а поскольку сбор дани проводился зимой, нужны были теплые помещения и запас провианта. Удаленность погостов требовала управления на местах. Таким образом, был предпринят комплекс мер по мирному обустройству внутреннего хозяйства.что означает уроки в древней руси

Прежде всего, княгиня разделила земли на волости, центрами которых сделала погосты – крупные торговые села, стоявшие по берегам рек.

Так что такое уроки в Древней Руси? Определение дается в «Русской Правде», где говорится о важных чиновниках-тиунах. Они собирали с племен дань и вершили суд. Обычно истину устанавливали через свидетелей. Если их не оказывалось, тиуны прибегали к помощи языческих ясновидцев. Виновный платил штраф, а в случае неповиновения местной власти на помощь призывалось ополчение. Верховной властью княгини осуществлялся контроль, когда она могла внезапно появиться с инспекцией, и горе было виноватому или ленивому тиуну.

Происхождение слова «урок»

Значение слова «уроки» в Древней Руси имеет смысл договора, сделки, взаимовыгодных отношений. Этимология термина поможет более детально разобраться в том, что это такое. Слово уводит в праславянский язык и происходит от однокоренного "речь / рещь", когда язык формировался в языческих условиях и в процессе ритуальных действий. Слово «реку» выражает определенное мировоззрение и связывается с колдовством, а впоследствии с принятием христианства, с Богом и его правилами, установленными на Земле.

что называли уроки в древней руси

Русский глагол «урочить» близкий по звучанию с «пророчить» имеет смысл «околдовать, назначить», урок – «колдовство при помощи слов». При воздействии примесных звуков появилось несколько производных от «реку»: рок, изречь, пророк, порицать, нарекать, зарок, урок. Тогда слово «урок» приобретает более четкие формы и определяется как «правило, налог или платеж». Впоследствии значение сужается и носит переносный смысл: «нечто поучительное», откуда мы имеем сочетание «школьное занятие», «учебный час».

Что такое урок в Древней Руси: вывод

Развитие новых товарно-денежных отношений базировалось на уроке – фиксированном размере налога. Повторный сбор с плательщика при этой системе был невозможен. Реформы упрочили центральную власть, создали твердую организацию налогообложения, определили административные границы, расширили аппарат управления. Были разграничены собственные и государственные владения и доходы.Ольга активно вела не только внутреннюю политику, но и духовно росла, осуществляя внешнюю политику. Приняв христианство, будучи правительницей языческого государства, она совершает 2-ой акт – духовный. Она придала стране государственно-культурные очертания, которым в большой степени способствовала разработка урока. Православие в Древней Руси набирало силу и самосознание.

загрузка...

skv-tv.ru

Что такое урок в Древней Руси? Понятие "уроки" в Древней Руси

Что такое урок в Древней Руси? Это понятие тесно связано с именем Ольги (ок. 920 - 969) – вдовы киевского князя Игоря, убитого в г. Искоростене древлянами.

Киевский князь Игорь Рюрикович

Чтобы полностью раскрыть понятие «уроки» в Древней Руси, нужно начать рассматривать историю с истоков, с самого начала, то есть с гибели князя Игоря. Он оказался на престоле после смерти варяга Олега Вещего. Удивительно, что этот князь ничем себя не проявил. Несколько походов в Византию окончились неудачно. Кроме пролонгации торгового договора с греками, уже подписанного Олегом в 911 г., карьера правителя ничем не примечательна. Остается только эпизод бесславной кончины.

что такое урок в древней руси

Поступок Игоря может показаться странным. Заключается он в том, что, завершив ежегодный сбор дани в землях подданных ему древлян, его дружинники остаются недовольны ее размером. И тогда князь возвращается в древлянскую столицу г. Искоростень (Коростень) с целью повторного побора. А взбунтовавшееся население убивает его.

Княгиня Ольга – первая женщина на престоле

Власть переходит к вдове князя. В стране, где правили воины, слабая женщина должна была доказать своему народу и противникам, что может быть равной мужу. Начинает она с мести. В летописях упоминаются 4 поступка, вошедших в историю ее правления.

что такое уроки в древней руси определение

Это своеобразные загадки древлянам, связанные с похоронным ритуалом. Последней расправой над древлянами было уничтожение их столицы. Совершив военный поход на Искоростень вместе с сыном Святославом во главе большого отряда, княгиня спалила деревянный город.

Что называли «уроки» в Древней Руси? После подавления древлян Ольга начала деятельность по устранению причин бунта и недостатков государственного строя, это значение и получило понятие, которое дошло до наших времен.

Экономическая и политическая ситуация в начале Х века в Древней Руси

До правления Киевской княгини Русь оставалась в варяжском ведении. Ее правители Рюриковичи совершали далекие походы, строили крепости. Из древних источников понятно, что варяги не имели своей государственности и не могли принести этот опыт на Русь. Они активно осваивали реки и торговые пути, а также роднились с местной знатью.

понятие уроки в древней руси

С появлением водных торговых узлов начинается рост городов, возникает инфраструктура. Это явилось мощным толчком к развитию социально-экономических отношений и определенного порядка. Власть уже в древности стала законодателем и организатором экономики. Князья берут под свой контроль водный путь. Образуется государство под названием Киевская Русь.

Попытки управления и централизации: что означает "уроки" в Древней Руси

Зарождавшаяся элита получала средства для реализации своих амбиций по захвату Византии, узаконив дань с завоеванных племен и Новгорода: 300 гривен ежегодно ради сохранения мира. Описанное в учебниках полюдье, то есть сбор дани Киевскими князьями деньгами и натуральными продуктами, не заканчивалось проматыванием собранного добра. Весной суда с данью из Новгорода, Смоленска, Чернигова и др. собирались в Киеве. А в июне флот с товарами шел в Константинополь. Об этом говорят средневековые договоры с Византией, где большая часть статей посвящена правовому регулированию торговли.

Князь и его дружина были единственным органом власти, скреплявшим славянские племенные земли. Они же являлись сборщиками дани и судебными исполнителями. Дружина получала часть средств через полюдье, часть от пошлин и от военных походов. Население должно было обеспечивать их во время исполнения ими служебного долга. В Древней Руси сложился особый механизм управления: нефеодально-вассальный тип отношений. Основная часть населения - общинники (свободные крестьяне), другая часть - дружина. Ввиду отсутствия земельной собственности, князь получал доходы от населения, то есть дань.

Налогообложение в IX-Х веках

Ежегодно с ноября по апрель княжеская дружина получала доход 2-мя способами:

  • повоз – обязательная доставка к княжескому двору продуктов сельского хозяйства и промыслов;
  • полюдье – объезд земель дружиной и сбор денег, продовольствия, товаров.

Исполнителями налоговой программы были младшие дружинники.

погосты и уроки это в древней руси

Система налогообложения была прямой и не предусматривала нормы и четкий порядок. Налоги были нерегулярными, а иногда сверх нормы, что вызывало недовольство и бунт. Только в середине Х века впервые появляется упорядоченная процедура, объясняющая, что такое урок в Древней Руси.

Существовал ряд косвенных налогов в виде торговых пошлин и судебных штрафов:

  • мыт взимался за провоз товаров через горные границы и водные;
  • вес и мера - соответственно за взвешивание и измерение товаров;
  • торговая бралась с торговцев на рынках;
  • гостиная взималась за устройство складов;
  • вира - штраф за убийство холопа.

Реформы княгини Ольги

Смерть Игоря толкает Ольгу на первый государственный акт. Вводятся погосты и уроки. Это в Древней Руси обозначило старт хозяйственной деятельности. До нее главным направлением сложившегося государства была завоевательная политика, а не внутреннее управление. «Уроки» значение в Древней Руси, их определение и важность для страны подробно расписаны в летописи Нестора. Ольга не грабила земли, а гибко управляла: "идет Вольга с дружиною, уставляющи уставы и уроки". Ее реформы носили мирный характер.

значение слова уроки в древней руси

Княгиней были проведены преобразования по:

  • установлению размера дани;
  • назначению даньщиков - ответственных лиц по сбору дани;
  • определению опорных пунктов - специальных мест для сборов.

Уроки и погосты в Древней Руси

Чтобы в полной мере понять, что такое урок в Древней Руси, нужно изучить статью 8 современного НК РФ. По сути, эта реформа была первой попыткой на пути к единодержавию и правовому государству. Нововведение потребовало новых условий и отношений. Уставы и уроки заключались в нормировании повинностей и издании правовых актов для руководства власти. Становища и погосты свидетельствуют о межевании границ и назначении ответственных лиц, а поскольку сбор дани проводился зимой, нужны были теплые помещения и запас провианта. Удаленность погостов требовала управления на местах. Таким образом, был предпринят комплекс мер по мирному обустройству внутреннего хозяйства.что означает уроки в древней руси

Прежде всего, княгиня разделила земли на волости, центрами которых сделала погосты – крупные торговые села, стоявшие по берегам рек.

Так что такое уроки в Древней Руси? Определение дается в «Русской Правде», где говорится о важных чиновниках-тиунах. Они собирали с племен дань и вершили суд. Обычно истину устанавливали через свидетелей. Если их не оказывалось, тиуны прибегали к помощи языческих ясновидцев. Виновный платил штраф, а в случае неповиновения местной власти на помощь призывалось ополчение. Верховной властью княгини осуществлялся контроль, когда она могла внезапно появиться с инспекцией, и горе было виноватому или ленивому тиуну.

Происхождение слова «урок»

Значение слова «уроки» в Древней Руси имеет смысл договора, сделки, взаимовыгодных отношений. Этимология термина поможет более детально разобраться в том, что это такое. Слово уводит в праславянский язык и происходит от однокоренного "речь / рещь", когда язык формировался в языческих условиях и в процессе ритуальных действий. Слово «реку» выражает определенное мировоззрение и связывается с колдовством, а впоследствии с принятием христианства, с Богом и его правилами, установленными на Земле.

что называли уроки в древней руси

Русский глагол «урочить» близкий по звучанию с «пророчить» имеет смысл «околдовать, назначить», урок – «колдовство при помощи слов». При воздействии примесных звуков появилось несколько производных от «реку»: рок, изречь, пророк, порицать, нарекать, зарок, урок. Тогда слово «урок» приобретает более четкие формы и определяется как «правило, налог или платеж». Впоследствии значение сужается и носит переносный смысл: «нечто поучительное», откуда мы имеем сочетание «школьное занятие», «учебный час».

Что такое урок в Древней Руси: вывод

Развитие новых товарно-денежных отношений базировалось на уроке – фиксированном размере налога. Повторный сбор с плательщика при этой системе был невозможен. Реформы упрочили центральную власть, создали твердую организацию налогообложения, определили административные границы, расширили аппарат управления. Были разграничены собственные и государственные владения и доходы.Ольга активно вела не только внутреннюю политику, но и духовно росла, осуществляя внешнюю политику. Приняв христианство, будучи правительницей языческого государства, она совершает 2-ой акт – духовный. Она придала стране государственно-культурные очертания, которым в большой степени способствовала разработка урока. Православие в Древней Руси набирало силу и самосознание.

загрузка...

allwomanday.ru

Урок истории в 4-м классе "Во времена Древней Руси"

Разделы: История и обществознание

Тема: “Во времена Древней Руси”.

Цели урока: формировать представление о древней Руси, русских князьях; развивать устную речь, воспитывать интерес к истории, любовь к Родине.

Оборудование: карта древней Руси  IX–XI веков, карточки с отпечатанными словами  (Великий князь, бояре, дружина, князья, христианство, письменность и просвещение, развитие ремёсел, авторитет в Европе, Киев, 988 год), красные кружочки для показа городов на карте, отрывок из фильма “Садко”, иллюстрации с изображением идолов, князя Владимира, обрядовые куклы, тетрадь на печатной основе по программе, карточки для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Сообщение темы, целей урока.

– Сегодня мы узнаем о том как жили наши предки во времена Древней Руси, где проходил главный торговый путь, кто помогал Великому Князю в управлении государством, а так же узнаем о Крещении Руси.

2. Опрос домашнего задания

а) Дать карточки с индивидуальными заданиями:

1. Описать жилище древних славян. (2 чел.) 2. Чем занимались мужчины, женщины? (2 чел.)

б) Расскажите о роде занятий восточных славян. в) Почему наши предки жили племенами? г) Расскажите о вере древних славян. д) Что это? (показ обрядовых кукол) Для чего использовались эти куклы?

Пеленашка – делалась, чтоб злые духи не могли пожелать плохого ребёнку. Куклу клали в колыбельку.Куватки – делал мужчина во время родов, привязывал в предбаннике, чтобы жена удачно родила ребёнка.Бессонница – клали в колыбельку ребёнку, если он плохо спал и плакал.Свадебная кукла – 2 куклы вместе –мужчина и женщина держатся за руки. Дарили на свадьбе чтобы молодые всю жизнь жили дружно “рука об руку.” Веппская кукла – полногрудая женщина, символизирующая плодородие, достаток, благополучие. Ещё эту куклу называли “Берегиня.”

– Молодцы, вы все хорошо приготовили домашнее задание о жизни восточных славян. А вот Полина приготовила в качестве домашнего задания стихотворение С.Маркова “Славяне”.

3. Стих Маркова “Славяне” (читает Полина Рябова)

…Идём среди сохлой травы, Расправив могучие груди, И князь, и седые волхвы – Лесные и пчёльные люди. Секиры подъемлются вновь, Теплы и красны топорища, Шипит печенежская кровь На серой земле пепелища. Мы ведать мгновенья должны Известной охотничьей дрожи, Мечи, опуская в ножны Из бычьей скоробленной кожи. Мы знаем, что время придёт, Свершатся труды и заботы, И снова сверкающий мёд Наполнит глубокие соты.

– Вам было интересно узнать о наших предках славянах? А давайте продолжим дальше знакомство с их жизнью…

4. На прошлом уроке мы узнали, что столицей  Древней Руси был город Киев. Он образовался на берегу реки Днепр неспроста. По рекам можно было доплыть до Балтийского моря, до Чёрного моря. Плыли купеческие караваны, ладьи с переселенцами в поисках новых земель, могли пожаловать и лихие люди. Этот великий водный путь историки называют  “Из Варяг в греки”. Если вы найдёте на карте в учебнике  с. 41 начало и конец этого пути, вы сможете сказать, почему этот водный путь получил такое название. Да, путь начинался в Швеции т.е. где жили варяги. Давайте проследим как двигались купцы по этому пути , через какие города проходил их путь.

НОВГОРОД. (Ставим на карте в книге точки, а на карте у доски прикрепляем кружочки)

Показ отрывка из фильма “Садко”. (Со слов: “Здравствуй, господин великий Новгород!”, показ торговых рядов)

– Пояснить что везли разные товары которых на Руси не было. А кто заметил, что путь по воде прерывается? А как интересно путь продолжался дальше? … ВОЛОКОМ! Корабли волокли по земле. Там, где начинался путь “волоком”  появился город Верхний Волочок, а там, где этот путь заканчивался, образовался… верно, город Нижний Волочок. Названий городов на карте нет, но давайте поставим точки там, где образовались эти города. Далее путь следовал через Смоленск, Киев, Переяславль и заканчивался в Греции.

– Кто может показать водный путь через всё государство на карте у доски? (1–2 чел.)

– Итак, кто объяснит почему путь назывался “Из Варяг в греки?”

5. А сейчас в тетради на печатной основе с. 17 найдите торговый путь и обозначьте его красной линией. Найдите границы государства и заштрихуйте зелёным цветом. (Пока дети работают, оценить индивидуальную работу по карточкам.) Давайте сравним по размерам Древнюю Русь с соседними государствами. Она больше, чем соседние государства! Поэтому многие хотели завоевать земли русичей.  Реки были полны рыбы, в лесах много дичи и зверья, земли плодородны и богаты. Приходилось обороняться, охранять свои земли.

ФИЗМИНУТКА

– Чтобы обороняться, охранять, нужны были сильные люди здоровые. И мы должны быть сильные и здоровые. Давайте отдохнём. Встали, потянулись вверх. Ещё раз….

6.

– Управлять государством одному Великому Князю Владимиру было сложно, поэтому ему нужны были помощники.

   Великий Князь

Бояре                          дружина                     князья

Работа с учебником  (с. 42 чтение)

– Прочитать и в парах обсудить кто был помощником великого князя.

– А ещё в дружине были богатыри. О богатырях того времени народ сложил много сказок, легенд, былин. Назовите имена тех богатырей, которые дошли до наших дней. (Микула Селянинович, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович…)

– Домашним заданием будет дополнительный материал о богатырях.

7.    Велики заслуги перед народом и самого Великого Князя Владимира. Об одной из заслуг мы узнаем сегодня от Насти Хомяковой.

Сообщение о крещении Руси. (1–3 мин.) 

– Кто из Настиного рассказа запомнил в каком году состоялось крещение Руси?

988 год

Работа с книгой с. 44 предпоследний абзац и до конца параграфа. После прочтения задаю вопрос: ”Что принесло христианство?”

Христианство

    Письменность                Развитие         Авторитет в    просвещение                  ремёсел           Европе

Если остаётся время:

Найдите в учебнике определение слову Крещение. Запишите его в тетрадь на печатной основе (с. 17).

Русь приняла христианскую веру, но язычество сразу не ушло. Не мог народ разом отказаться от традиций, обычаев, обрядов, которые складывались веками. И по сей день живёт вера в домовых, русалок, леших…

8.

– Экскурс в прошлое заканчивается, а мы должны подвести итог урока.

– Скажите, что нового и интересного о жизни славян мы сегодня узнали?

Выставить оценки.

9. Домашнее задание: в тетр. на печатной основе с.18 – 19. Найти дополнительный материал о русских богатырях.

10. Наш урок окончен, а на прощание ребята приготовили в подарок гостям Веппскую куклу – символ достатка, плодородия, благополучия.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai