Периодизация истории древнего мира. 3.Основные принципы периодизации истории человечества.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА. Периодизация истории древнего мира


3.Основные принципы периодизации истории человечества.

Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация – это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран. Со времени развития исторической науки учеными-историками разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития.

Древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) делил историю на пять периодов – божественный, золотой, серебряный, медный и железный, утверждая, что от века к веку люди живут все хуже.

Древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) в понимании истории руководствовался теорией круга, в соответствии с которой развитие идет по одной и той же колее: зарождение, расцвет, гибель. При этом вектор (направленность) истории практически отсутствует. Такой взгляд на историю идет по аналогии с жизнью человека, с кругами цивилизации.

Свой вариант периодизации по типу хозяйства предложил немецкий ученый Б.Гильдебранд (1812-1878), который делил историю на три периода: натуральное хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяйство.

Русский ученый Л.И. Мечников (1838-1888) установил периодизацию истории по степени развития водных путей сообщения: речной период (древние цивилизации), средиземноморский (средние века), океанический (новое и новейшее время).

К.Маркс, исходя из принципа материалистического понимания истории, разработал вариант периодизации, положив в основу способ производства или формационную концепцию. В соответствии с этой теорией история человечества предстает как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической). Способ производства – исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений.

В отличие от Маркса, западные ученые XX в. рассматривали исторический процесс как чередование одних и тех же «циклов» круговорота локальных цивилизаций. Крупнейший представитель этой теории – англичанин А.Тойнби. Несмотря на то, что выделенные им 13 основных цивилизаций развиваются независимо друг от друга, все они проходят в своем развитии одни и те же стадии: зарождение, расцвет, гибель. Цивилизационный подход в поиске общих закономерностей исторического процесса основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, здесь учитываются различия, порожденные географической средой обитания, историческими особенностями. Выделяются три основных типа цивилизации: народы без идеи развития, т.е. вне исторического времени. К этому типу относится первобытное состояние общества, для него характерны адаптация, гармония человека и природы, повторение традиций и запрещение нарушать, выраженное через табу. Этот тип цивилизации в настоящее время представлен отдельными племенами, сохранившимися в различных районах земного шара – в Австралии, Африке, Америке, Сибири. Восточный (циклический характер развития). Для этого типа характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозных приоритетов. Его отличают отсутствие ярко выраженных классовых различий и развитой частной собственности, наличие кастовых общин, которые не будучи связанными друг с другом, опираются на сильно централизованную власть. Прогресс в таком обществе идет циклами, замедленно. Европейский (прогрессивный) тип. В его основе – идея непрерывного развития. Этот тип становится общим для европейских стран с распространением христианства. Для него характерны рационализм, престиж результативного труда, развитая частная собственность, рыночные отношения, классовая структура с активно действующими политическими партиями, наличие гражданского общества. Все типы цивилизации равны перед историей, им присущи недостатки и достоинства. В первом решена проблема гармонии человека и природы, но человек не самореализуется. Восточное же общество направлено на духовность, но не ценит личность. Европейская цивилизация дает человеку шанс самореализации, но быстрые темпы развития приводят к мировым войнам, революции, острой социально-классовой борьбе.

Американский ученый Уолт Ростоу в 60-е годы XX в. разработал теорию стадий экономического роста. Он выделил пять стадий экономического роста:

- традиционное общество;

- период переходного общества;

- период сдвига;

- период зрелости;

- эра высокого массового потребления.

Ростоу считает, что он дал теорию, являющуюся альтернативой марксизма и идеальным типом эры высокого уровня массового потребления признает «английско-американский образец». В 70-е годы Ростоу дополнил свою схему шестой стадией – на этой стадии общество занято поиском путей качественного улучшения жизненных условий человека.

Общепринятаи и используется в учебной литературе следующая современная периодизация истории, которой му будем придерживаться:

Первобытная эпоха

Древний мир

Средневековье

Новое время

Новейшее время

studfiles.net

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА

КРИТЕРИИ ПОНЯТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

История древнего Востока - это история древнейших на земле классовых обществ, цивилизаций. Именно первичным цивилизациям принадлежат те важнейшие культурные достижения человечества, которые и сделали возможным его дальнейший прогресс и в значительной степени предопределили направление и характер этого прогресса. Главными из них являются:

1. Изобретение письменности, благодаря чему человечество получило бессмертную и способную хранить неограниченный объем информации коллективную память.

2. Опыт организованного совместного труда значительных человеческих коллективов.

3. Возникновение тех форм политической жизни (гражданская община, различные типы государства, царская власть) и общественного сознания (религиозные и философские движения, ставящие во главу угла этику, индивидуальную ответственность человека за свои поступки), которые в дальнейшем распространились по всему земному шару.

Основные параметры древних цивилизаций были определены Г. Чайлдом в нач. 50-х гг. однако позднее этот список сократили до трех.

 

города налогообложение
монументальные общественные строения зарождение науки
письменность развитое искусство
интенсивная экономика ( и торговля) сословная структура общества
специализация ремесла образование государства

 

 

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА

На протяжении ряда лет в отечественной науке господствовала трехчленная периодизация истории древнего мира, которая отражала эпохи возникновения, расцвета и упадка древних обществ. Для каждой из выделенных эпох определялись наиболее характерные черты, связанные прежде всего с прогрессом в хозяйственной деятельности, усложнением социальной структуры древних обществ и формированием новых типов государств.

Сегодня эта схема претерпела значительные изменения, так:

Период древности разделен на два подпериода: раннюю и позднюю древность. Характерными чертами ранней древности являются:

1.Соседская община, сохраняющая в той или иной мере самоуправление и право собственности на землю, выражающееся в различных формах - от периодических переделов земли до контроля над ее отчуждением.

2.Общинная социальная психология взаимной помощи и коллективной ответственности.

3.Общинные политеистические ритуалистические религии, в которых этика не играет существенной роли. Эти религии можно также назвать "естественными": они являются прямым продолжением верований и представлений эпохи первобытности.

4."Номовое", или территориальное, государство.

Основным общественным противоречием древнего общества на его первой стадии является противоречие между крупным и мелким землевладением, т.е. между общинной и частной собственностью на землю. Крайним выражением такого противоречия является обезземеливание рядовых общинников, влекущее за собой утрату гражданских прав и переход в разряд "царских людей", низшие слои которых на практике мало отличались от рабов, а средние и высшие слои образовали впоследствии господствующий класс-сословие второй стадии древнего общества. Эта борьба определяет собой всю социальную психологию, представления о государстве и власти, мораль и иногда даже политическую структуру общества.

Для поздней древностихарактерны:

1.Распад общинной земельной собственности и распространение или полное господство частной собственности на землю.

2.Утрата общинами (кроме храмовых городов) самоуправления и превращение их в чисто фискальные единицы.

3.Соответствующие изменения в социальной психологии, рост индивидуализма, новые представления о человеческой личности, находящие выражение, в частности, в праве (концепция индивидуальной ответственности).

4.Возникновение и распространение догматических этических религий, переходящих общинные и этнические границы ("мировые" религии). Эти новые религии могут также быть названы "религиями спасения" и "религиями откровения". Первое определение связано с тем, что они ставят во главу угла философскую в сущности проблему личного взаимоотношения человека с миром и божеством, спасение от мирового зла. Второе указывает на то, что новые религиозно-философские движения имеют определенных индивидуальных основоположников, чьи высказывания (более или менее подлинные) превращаются в религиозный канон.

5.Возникновение нового типа государства - мировых держав, империй.

Дата добавления: 2015-08-18; просмотров: 171 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.055 сек.)

mybiblioteka.su

Курс: История древнего мира - Возможные основания для периодизации исторического процесса

Страница 10 из 43

Возможные основания для периодизации исторического процесса

Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран.

Со времени развития исторической науки учёными-историками разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития.

Так, древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.) делил историю народов на пять периодов - божественный, золотой, серебряный, медный и железный, утверждая, что от века к веку люди живут всё хуже. Древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н. э.) в понимании истории руководствовался теорией круговорота, в соответствии с которой развитие идёт по одной и той же колее: зарождение, расцвет, гибель. При этом вектор истории практически отсутствует. Такой взгляд на историю идёт по аналогии с жизнью человека, с кругами цивилизации, о чём будёт говориться дальше.

Свой вариант периодизации по типу хозяйства предложил немецкий учёный Бруно Гильдебранд (1812-1878), который делил историю на три периода: натуральное хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяйство.

Русский ученный Л.И. Мечников (1838-1888) установил периодизацию истории по степени развития водных путей сообщения: речной период (древние цивилизации), средиземноморский (Средние века), океанический (Новое и Новейшее время).

Маркс, исходя из принципа материалистического понимания истории, разработал вариант периодизации, положив в её основу способ производства или формационную концепцию. В соответствии с этой теорией история человечества предстаёт как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической).

В отличие от Маркса западные учёные XX в. рассматривали исторический процесс как чередование одних и тех же «циклов» круговорота локальных цивилизаций. Крупнейший представитель этой теории - англичанин А. Тойнби. Несмотря на то, что выделенные им 13 основных цивилизаций развиваются независимо друг от друга, все они проходят в своём развитии одни и те же стадии: зарождение, расцвет, гибель.

Цивилизационный подход основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, здесь учитываются различия, порождённые географической средой обитания, историческими особенностями.

Выделяются три основных типа цивилизации.

Народы без идеи развития, т. е. вне исторического времени. К этому типу относится первобытное состояние общества, для него характерны адаптация, гармония человека и природы, повторение традиций и запрещение нарушать, выраженное через табу. Этот тип цивилизации в настоящее время представлен отдельными племенами, сохранившимися в различных районах земного шара, например в Австралии, Африке, Америке, Сибири.

Восточный (циклический характер развития). Для этого типа характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозных приоритетов. Его отличают отсутствие ярко выраженных классовых различий и развитой частной собственности, наличие кастовых общин, которые, не будучи связанными друг с другом, опираются на сильно централизованную власть. Прогресс в таком обществе идёт циклами, замедленно.

Европейский (прогрессивный). В его основе - идея непрерывного развития. Этот тип становится общим для европейских стран с распространением христианства. Для него характерны рационализм, престиж результативного труда, развитая частная собственность, рыночные отношения, классовая структура с активно действующими политическими партиями, наличие гражданского общества.

Все типы цивилизации равны перед историей, им присущи недостатки и достоинства. В первом решена проблема гармонии человека и природы, но человек не самореализуется. Восточное же общество направлено на духовность, но не ценит личность. Европейская цивилизация дает человеку шанс самореализации, но быстрые темпы развития приводят к мировым войнам, революции, острой социально-классовой борьбе.

Американский учёный Уолт Ростоу (социолог, политолог, экономист, историк) в 60-х гг. XX в. разработал теорию стадий экономического роста. Тогда он выделил пять стадий экономического роста:

  • традиционное общество;

  • период предпосылок или переходного общества;

  • период «взлёта» или сдвига;

  • период зрелости;

  • эра высокого массового потребления.

Ростоу считает, что он дал теорию истории в целом, являющуюся современной альтернативой марксизму. Общественно-экономическим формациям, выдвинутым Марксом, Ростоу противопоставляет стадии роста и идеальным типом эры высокого уровня массового потребления признаёт «английско-американский образец». В 70-х гг. Ростоу дополнил свою схему шестой стадией - на этой стадии общество занято поиском путей качественного улучшения жизненных условий человека.

Мы будем использовать следующую периодизацию:

  • Первобытная эпоха

  • Древний мир

  • Средневековье

  • Новое время

  • Новейшее время

madrace.ru