Древний город чатал гуюк. Чатал-Гуюк: потерянный Рай человечества.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Чатал-Гуюк, древнейший город на Земле. Древний город чатал гуюк


Древнейший город планеты Чатал-Гуюк | STENA.ee

Чатал-Гуюк - древнейший город в Анатолии. Анатолия в переводе с древнегреческого буквально означает Восток. Так древние греки называли Малую Азию. С 20-х годов нашего века так называют азиатскую часть Турции. Анатолия раньше не привлекала исследователей древних цивилизаций, но в 1961-1963 г. английский археолог Д. Мелларт раскопал здесь удивительное и уникальное древнее поселение Чатал-Гуюк. Оно вызвало страстные споры. Большинство сразу признало этот первый настоящий город.

Другие ученые утверждали, что это самая первая в мире настоящая цивилизация.

Фото 2.

В науке долгое время господствовало убеждение, что самой древней цивилизацией на Земле была шумерская. Зародившись в Месопотамии, земледельческая культура распространилась сначала на Ближнем Востоке, а уже потом возникли ее очаги в Турции и Европе. Что же касается Анатолии (области центральной и южной Турции), то за ней закрепилась репутация "варварской окраины". И каково же было изумление научного мира, когда оказалось, что именно Анатолия являлась первым очагом человеческой цивилизации!

Это сенсационное открытие, коренным образом перевернувшее наши представления о ходе истории и об уровне развития людей эпохи неолита, связано с именем английского археолога профессора Джеймса Мелларта. Впрочем, приступая в 1956 году к поискам, он был всего лишь молодым и не очень опытным аспирантом. Впоследствии Мелларт признавался, что вовсе не рассчитывал на такой сенсационный результат. Просто ему захотелось проверить, что же именно таится под небольшим холмом близ деревушки Хаджилар, о котором ему рассказал местный учитель. Крестьянам время от времени попадались здесь различные находки.

Холм был небольшой - метров 130-140 в диаметре и метров пять высотой, и его вид как будто бы не сулил ничего многообещающего. Тем не менее, Мелларт начал копать. И тут выяснилось, почему так невелика высота холма. Обычно если люди долго, в течение многих веков, живут на одном и том же месте, то уровень земли постепенно поднимается по мере того, как накапливается так называемый культурный слой. Но на этом поселении уровень земли почти не поднимался, потому что каждый раз после очередного бедствия - пожара, набега врагов и т.п. - поселение отстраивалось вновь уже на новом месте, рядом со старым пепелищем.

Так образовался своеобразный "горизонтальный срез" различных эпох. Данные радиокарбонного анализа показали, что наиболее сохранившийся слой относился к V тысячелетию до н.э. А наиболее древний был еще на две тысячи лет старше и датировался концом VIII - началом VII тысячелетия до н.э. И это было не просто древнее поселение - это было поселение древнейших земледельцев! Об этом ясно свидетельствовали обмазанные глиной хранилища для зерна, каменные вкладыши для серпов, зерна ячменя, пшеницы-эммера, дикой однозернянки и чечевицы. И, как и в Иерихоне, здешние люди не знали керамики. Не встретили археологи в Хаджиларе и глиняных фигурок.

Когда около 80-85 веков назад началась длительная трансгрессия Каспийского моря и воды всех крупных озер Африки еще продолжали выходить за свои берега, тогда и началось строительство Чатал-Гуюка. Это был самый длительный период "потопа". Несомненно, что по всему полушарию в это время, а может быть, и по всей Земле происходил очень большой подъем влажности и обычно засушливые долины Анталии покрылись буйной растительностью. Здесь водились стада онагра, кабана, благородного оленя, медведя, львы и леопарды. Росли виноград, груши, яблоки, гранат, грецкие орехи, фиговые пальмы. Остатки всех этих животных и растений были найдены при раскопках в Чатал-Гуюке.

Фото 3.

Из-за своеобразия системы выходов наружная часть поселения представляла собой массивную стену, а другие оборонительные сооружения были не нужны. Защитники, вооруженные луком со стрелами, пращами и копьями, вполне могли дать отпор бандам мародерствующих разбойников, которые осмеливались бы напасть на городок, поэтому свидетельства убийств не обнаружены".

Фото 4.

Внутри каждого дома большая платформа (тахта) из глины для сна и работы, печь с плоским сводом и ниша в стене, служащая обычно кухней. Трудно сказать, сколько в городе было жителей, но если он был весь застроен так же плотно, то количество населения могло доходить до 20 тыс. Впрочем, учитывая, что это был еще каменный век, специалисты предполагают, что жителей было 5-6 тыс. Но так как на большей части Европы в поселениях в то время жило не более чем по 100-150 человек, то эта цифра также была очень значительной. Поэтому многие называют Чатал-Гуюк городом.

Фото 5.

Продолжительность жизни была по тем временам довольно высокой. В среднем, судя по погребениям, мужчины жили около 35 лет, женщины - около 30, старейшины доживали до 60 лет. Высока была детская смертность, поэтому и средние цифры продолжительности жизни были довольно низкими. В среднем на каждую женщину рождалось 4,2 детей, из них - 1,8 в среднем умирало, выживало на каждую семью 2,4 ребенка.

Фото 6.

Главное занятие большинства жителей - выращивание злаковых. Для орошения полей в то время уже начали строить простейшие каналы. Разводили в основном крупный рогатый скот, появилась овца, но она еще мало отличалась по своему строению от дикой, а вот коза была уже полностью домашней. Продолжали охотиться на онагра, полуосла, кабана, благородного оленя, медведя, льва (или леопарда). Найдены даже кости рыб и грифа. Питались и овощами и фруктами, которые, судя по их косточкам и остаткам, росли здесь в изобилии.

Фото 7.

Орудия изготовляли из крупных каменных ножевидных пластин: лук, стрелы, пращи, копья. И великолепные кинжалы из крупных ретушированных кусков камня. Орудия делали из превосходного вулканического стекла - обсидиана. Его было на поселении очень много. Это и не удивительно, ибо город расположен неподалеку от крупного месторождения этого ценнейшего сырья для орудий. Отсюда обсидиан распространялся на тысячи км по всему Ближнему и Среднему Востоку. Мелларт пишет об этом: "Чатал-Гуюк обладал монополией на торговлю обсидианом с 3ападной Анатолией, Кипром и Левантом.

Замечательная стенная роспись из святилища VII горизонта изображает город и на некотором расстоянии от него извержение вулкана, возможно, Хасан-Дага (месторождения обсидиана, образовавшегося в результате его извержения.- Г. М.). Заготовки наконечников копий из обсидиана находят в мешочках под полами домов, число их достигает иногда 23: по-видимому, их хранили здесь как сокровище. В обмен на обсидиан из Сирии доставляли прекрасный слоистый кремень, из которого делали кинжалы и другие орудия".

Фото 8.

С побережья Средиземного моря в большом количестве привозили раковины для бус, а также алебастр, мрамор, черный и коричневый известняк и другие породы камня, из которого изготовляли великолепные сосуды, бусы, подвески, лощила, зернотерки, ступки, песты, статуэтки. Из диорита, который привозили с окраины долины, делали шлифованные тесла, топоры и украшения. В VI горизонте был найден кинжал, обработанный отжимной ретушью, т. е. с помощью скалывания с поверхности кинжала тысяч миниатюрных чешуек, с рукояткой из кости в виде перевитой змеи. Это непревзойденное произведение древнего искусства. Такие кинжалы и через 3,5 тыс. лет находили лишь в гробницах фараонов.

Фото 9.

Множество всевозможных украшений, особенно женских бус, из драгоценных и цветных камней из олова, меди. Есть корзиночки с румянами, косметические шпатели, обсидиановые зеркала, закреплявшиеся в рукоятке с помощью известковой массы. Часто в женских могилах помещались изящные средиземноморские раковины с охрой в смеси с какими-то кремами. В это время появилась уже женская косметика. В отверстия в обсидиановых бусах не проходила даже игла.

Фото 10.

Очень много посуды из дерева. Это и плоские блюда с фигурками, фигурными выступами-ручками, и кубки на ножках, и коробочки разных форм с плотно прилегающими крышками. Много костяных и роговых сосудов, плетеных и кожаных вместилищ. "Прекрасные ткани, - пишет Мелларт, - возможно шерстяные, были настолько высокого качества, что не заставили бы устыдиться и современного ткача".

Фото 11.

Отметим, что высокий уровень благосостояния был у всех жителей. Ведь это был каменный век, и разделение на богатых и бедных еще не состоялось. Имущественного различия еще не было, хотя торговля велась, и, казалось бы, накопить богатства удачливому "купцу" было несложно. Вероятно, это был обмен, а не современного вида торговля. Хотя обменивались, видимо, не только товарами, но и идеологическими представлениями. Ведь в Чатал-Гуюке были уже настоящие храмы, и их было очень много.

Чатал-Гуюк гибнет в самом начале третьего экологического кризиса (вторая половина VI-V тыс. до н.э.).

Фото 12.

Культура Чатал-Хююка вызвала значительные дискуссии об ее происхождении. Давались ей и различные интерпретации. Разумеется, исследователи не могли обойти проблему происхождения людей, совершивших "неолитическую революцию" на Ближнем Востоке. Сегодня обнаружены свидетельства - хотя пока и незначительные - непрерывного развития анатолийской культуры от верхнего палеолита к неолиту, то есть феномен Чатал-Хююка родился на местной почве. Большую роль в изучении происхождения этого феномена сыграли открытия профессора К. Кектена и доктора Е. Бостанчи в районе Антальи, которые показали, что в Анатолии существовало верхнепалеолитическое искусство западноевропейского типа. Некоторые антропологи считают, что древнейшие останки людей евро-африканской расы, зафиксированные в могильниках Анатолии, представляют собой потомков европейского верхнепалеолитического человека, того самого, кто создал великолепные росписи Альтамиры.

Фото 13.

Помимо рельефов, нередко достигающих высоты двух и более метров, святилища Чатал-Хююка украшают великолепные фрески - вероятно, самые древние в мире. Эти рисунки, нанесенные красной, розовой, белой, кремовой и черной краской на еще сырые, выбеленные или покрытые розоватой обмазкой стены, сделаны в VI тысячелетии до н.э.

В ярких, чрезвычайно разнообразных росписях Чатал-Хююка нашли свое отражение и древние культурные традиции охотников каменного века, и новые обычаи и верования первых земледельцев. Некоторые сюжеты воссоздают сцены охоты, где многочисленные загонщики окружают дикого быка, попавшего в западню, или настигают мчащегося оленя.

Часто встречаются росписи с изображением человеческих рук. Они выполнены на красном фоне или нарисованы красной, розовой, серой или черной краской, сплошь покрывая стены или образуя бордюр вокруг центральных композиций. Обнаружено и много образцов геометрических росписей, часто очень сложных, напоминающих пестрые анатолийские ковры. В других росписях встречаются магические символы - руки, рога, кресты. Некоторые фрески кажутся целиком состоящими из символов, большинство из которых остаются для нас непонятными. При этом живописные изображения сочетаются с рельефными, резными и т.д. Среди полусотни святилищ Чатал-Хююка невозможно отыскать двух похожих друг на друга, и их разнообразие просто поражает.

Многие сюжеты росписей, очевидно, связаны с загробным культом. На стенах двух больших святилищ изображены, например, огромные грифы, терзающие обезглавленные человеческие тела. Сцена из другого святилища изображает человека, вооруженного пращей и защищающегося от двух грифов.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Рекомендуется к просмотру: 

www.stena.ee

Чатал-Гуюк: потерянный Рай человечества.: anlazz

Чатал-Гуюк (тур. Çatalhöyük – вилообразный холм) – большое поселение времен неолита в Анатолии. Удивительно, но эта турецкая провинция, крайне любимая российскими туристами, на самом деле, является просто заповедником всевозможной древности. Попивая халявный «пивасик» в «оллинклюзивах», они даже не догадываются, что находятся буквально в месте рождения цивилизации (т.е. оседлого человечества), как таковой. Впрочем, еще не так давно это было неизвестно и ученым. С давних времен считалось, что «неолитическая революция» - т.е. указанный переход к оседлости и производящей экономике – произошел южнее,  где-то в районе «плодородного полумесяца». Именно там, в междуречье Тигра и Ефрата или на берегах Нила поднялись первые города, стал выплавляться металл и возникла культура в современном представлении. А Малая Азия, несмотря на достаточную древность существующих культур (достаточно вспомнить знаменитую шлимановскую Трою) имела, все-таки более позднюю историю.

Так считалось вплоть до 1928 года, когда английские ученые Дэвид Френч, Алан Холл и Джеймс Меллаарт не начали раскопки на одном из холмов в данной местности. Уже в первые дни им улыбнулась удача: были найдены образцы керамики и обсидиана, по которым стало ясно, что данный холм представляет собой древнее поселение эпохи неолита. Правда, на тот момент еще не было понятна важность данной находки. Однако в 1961 году вышеупомянутый Меллаарт стал инициатором обширных работ в данной местности, шедших до 1965 года и приведших к сенсационным результатам. Прежде всего, были найдены образцы древних сельскохозяйственных культур, в частности, пшеницы, ячменя и гороха. Позднее были обнаружены образцы бытовой отвари, украшений, орудий труда и прочих вещей, присущих раннеаграрным обществам, причем в довольно высокой сохранности. Более того, особенности «захоронения» поселения позволили получить такие образцы, которые со времени существования поселения никто никогда не видел. К примеру, деревянная мебель или образцы тканей...

 На самом деле, это довольно сильно «отбрасывает» назад время возникновения многих ремесел, поскольку возраст Чатал-Гуюка определяется, как 8 тысячелетие до нашей эры. Еще совсем недавно – по историческим меркам – человечество жило в пещерах (к примеру, расцвет «пещерной живописи» наступил в 10 тысячелетии до н.э.) А тут целый город: поселение насчитывало до 10 тыс. жителей. И это при том, еще несколько тысяч лет «нормой» будет считаться порядка несколько сотен человек, а десять тысяч это практически «мегаполис». Более того, Чатал-Гуюк был застроен достаточно «современными» домами, построенные из необожженного кирпича. Именно подобный строительный материал будет господствовать в мире еще несколько тысячелетий – из него построены, к примеру, знаменитые шумерских храмы-зиккураты. Крыша, впрочем, имеет деревянные балки и покрывалась полированным алебастром. Впрочем, удивительно, но именно эта часть строения имела тут огромное значение – на крыше выполнялось большинство работ, крыша служила «мостовой» этого города: именно по крышам передвигались его жители, поскольку улиц не было, и дома стоились впритык друг к другу.

Кстати, именно этот момент является для нас крайне важным не только с «архитектурной», но и с социальной стороны понимания общества, поскольку он характерен только для социума, в котором нет частной собственности. Если использование крыш для хозяйственной деятельности, в целом, довольно традиционно для «классических» ближневосточных обществ, то крыша, как «общая дорога» в них не встречается. Впрочем, Чатал-Гуюк отличается от привычных нам месопотамских городов не только этим. Самое главное отличие его состоит в том, что практически все дома данного поселения имеют одинаковый размер. На самом деле, подобное свойство (одинаковость жилищ) характерно для первобытнообщинных поселений, но вот то, что оно сохранилось в момент перехода к городам, явилось для исследователей сенсационным. Обыкновенно в подобном случае всегда достаточно четко определяются дома знати, имеющие значительные размеры, и дома «черни», представляющие собой жалкие лачуги – даже меньше тех хижин, которые строились на предыдущем этапе. 

* * *

Более того, в Чатал-Гуюке существует и еще одно важнейшее «архитектурное» отличие от ранних государств. Это – отсутствие храма. На самом деле мысль о том, что вся городская жизнь выстраивается около культового сооружения настолько привычна нам, что кажется естественной. Тут даже можно не вспоминать древность – еще совсем недавно, каких-то лет двести-триста назад именно церковь или собор выступали естественным центром жизни любого «нормального» поселения (поселение без церкви – хутор, выселки). Поэтому отсутствие «культового места» в древности кажется чем-то абсурдным. Ну, не могут же далекие предки быть атеистами? На самом деле, это действительно так – атеизм, как явление, сформировался довольно поздно, более того, религиозные представления в это время являлись практически единственным вариантом миропонимания. Поэтому, разумеется, религия в Чатал-Гуюке была – об этом говорит, скажем, традиция погребения и другие ритуалы. Отсутствовал именно храм, как символ сосредоточения этой самой религии в «одном месте», в руках немногих знающих жрецов. По сути, тут мы можем наблюдать существование в условиях городского общества прежних, общинных представлений о «магическом мире», не требующих для себя особых «посредников». Это является крайне важной особенностью общества, во многом, проливающем свет на его основы.

Впрочем, в городе отсутствовало не только «жреческое сословие». Не было тут и «второй по значимости» касты – а именно, профессиональных воинов. Чатал-Гуюк отличался тем, что не вел «сознательных войн», ориентированных на захват соседских ценностей, поэтому для его хватало и «общегражданской подготовки». Разумеется, оружие тут было нормой – но, скорее для охотничьей деятельности. Как это не выглядит странным, но зверя в Малой Азии в то время хватало – обитатели данного поселения охотились на быков и кабанов, что показывает анализ найденных костей. Ну, и конечно, если были в изобилии крупные копытные, то следовательно, в изобилии были и крупные хищники – и действительно, те же львы в «товарных количествах» встречались тут в историческое время. Все это значит, что жители Чатал-Гуюка, как минимум, должны были уметь защищать себя и свой скот от нападений, т.е. неплохо владеть оружием. А значит, отказ от идеи «не работать, а отобрать у соседа» являлся сознательным и, опять же, выступал следствием определенной социальной модели.

Ну, и самое главное – анализ найденных тут останков людей показал, что уровень жизни их был достаточно высок. Средняя продолжительность жизни обитателей Чатал-Гуюка составляла 32 года. Для примера – продолжительность жизни обитателя Древнего Рима составляла 28-30 лет, примерно столько же жил и человек европейского Средневековья. При этом понятно, что значительную часть смертей тут, как и во всех традиционных обществах, составляла младенческая смертность, поэтому при указанной средней продолжительности в городе встречаются останки людей, доживших до 60-70 лет, причем так же в больших количествах, нежели в городах Бронзового века или даже более поздних. Более того, как показывают исследования, в Чатал-Гуюке и детская смертность оказывается ниже, нежели в более поздние периоды. Подобное утверждение может показаться странным – ведь очевидно, что уровень урожайности все это время возрастал (основная причина детской смертности – нехватка еды или ее недостаточная калорийность). А тут, за несколько веков до образования древних царств, и задолго до начала плужного земледелия, мы видим результат, который будет достигнут лишь в Новое Время.

Ответ на вопрос: «благодаря чему все это достигается?», впрочем, дает уже указанный анализ останков жителей. Помимо всего прочего, он показывает такое изменение костей, которое характерно для лиц, занимающейся ежедневной тяжелой работой. У всех обитателей Чатал-Гуюка. Вот это и выступает ключом ко всем указанным (и не указанным) странностям: в указанном поселении не существовало аристократии, воинского или жреческого сословия, имеющего привилегию неучастия в хозяйственных работах. Да, это первобытный коммунизм – явление, не сказать, чтобы редкое, однако до недавнего времени относимое, все-таки, к обществам с более примитивной организацией труда. А тут, по сути, мы можем видеть «мечту славянофила» (или еще какого-нибудь сторонника «сельской пасторали») – отдельная община-коммуна на несколько тысяч жителей, имеющая относительно высокий общий уровень развития (та же продолжительность жизни выше, нежели в «классическом» первобытнообщинном обществе) при сохранении всех преимуществ общественного устройства.

Сюда же стоит добавить еще и такой важный факт, что данная «коммуна» не только не являлась изолированной от всего мира – как это может показаться – но еще и выступала активным участником древней «торговли» (вернее, конечно же, обмена) обсидианом и изделиями из него. Т.е., находилась еще и в условиях зарождающихся товарно-денежных отношений, которые, как может показаться, уж точно порождают неравенство. Именно по наличию обработанных кремниевых и обсидиановых изделий обыкновенно определяют дома «протознати». Однако в Чатал-Гуюке, несмотря на довольно большие запасы «экспортного товара», наблюдается довольно равномерное «распределение» его по домам жителей. Т.е., хорошо видно, что отсутствует «посредник» в процессе обмена – тот, который, как правило и «снимает сливки» с данного процесса. Именно этот признак, как правило, характеризует первобытнообщинные общества – однако ранее он наблюдался исключительно для небольших общин. Крупные «торговые» (вернее, обменные) центры, как правило, имели четко выделенный круг лиц, связанных с торговлей.

* * *

В общем, раскопки «Вилообразного холма» оказались для археологов, историков и антропологов сюрпризом, опровергающим все привычные представления. Вернее сказать, ломающим все привычные модели общественного устройства – уже после стало понятно, что многое из того, что ранее интерпретировалось в плане раннеклассового устройства, вполне может соответствовать и «развитому первобытнообщинному». Главная особенность Чатал-Гуюка состояла именно в том, что данное поселение оказалось в крайне хорошей сохранностью – что связано с особенностями захоронения, а главное - с отсутствием «поглощения» его раннеклассовыми государствами. Ведь понятно, что подобные общества, существовавшие в том же Плодородном Полумесяце, естественным образом оказались «переработаны» более поздними государственными образованиями: если «повезло», то превращены в  уже известные города-государства, если нет – то разрушены соседями-завоевателями, деградировав до мелких поселений. Чатал-Гуюк же сумел «продержаться» достаточно долго для того, чтобы сохранить пригодную для анализа «археологическую массу».

Разумеется, о данном поселении можно говорить очень долго. Но, в принципе, лучше дать ссылку на крайне интересную статью, на которую я уже ссылался в 2013 году. Вот эта статья: "СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ЭПОХУ НЕОЛИТА: ОТ ЧАЁНЮ К ЧАТАЛ-ГЮЮКУ" .В ней подробно, со ссылками на соответствующие источники,  описывается ситуация с Чатал-Гуюком, разбираются многие тонкости его истории и т.д. Причем, такие, которые сделали возможным данному обществу сохраниться столь долгое время. Так же при этом развенчиваются некоторые крайне популярные сейчас мифы – к примеру, о матриархате в древних неолитических поселениях и о связанном с ним кровавом культе Богини-Матери. На самом деле, «кровавость» и деструктивность многих культов является именно следствием раннеклассового устройства, связанная с уже затрагиваемым разделением людей на «элиту» и «быдло». Или – для многих случаев сохранившихся до сих пор «первобытных культур», с достаточно узкой «экологической нишей», характеризующейся быстрым «переполнением». Для «развитых» же общинных сельскохозяйственных обществ древности, деструкция была редка, поскольку ценность каждого члена общества довольно высока. Так же в указанной статье очень подробно разбираются гендерные вопросы, но ИМХО, из значение в современной западной культуре преувеличено, поэтому тут затрагивать их не буду.

В общем, подводя итог, можно сказать, что после открытия Чатал-Гуюка многие представления о становлении классового общества – и в частности, об «выигрыше» для всех членов более совершенной формации – оказались опровергнуты. Не то, чтобы до этого о чем-то подобном не подозревали – по крайней мере, с древности было понятно, что рабы, попав в рабство, жили хуже и меньше, нежели до того момента (даже если их племя до этого и было много примитивнее, нежели государство рабовладельцев). Однако для общей массы «свободных» утверждалось обратное. Равным образом разделение труда воспринималось, как исключительно положительное явление не только на всемирно-историческом, но и на местном уровне. Считалось, что от выделения отдельных профессий люди выиграли – но вот сейчас понятно, что это не так, поскольку данный момент неизбежно приводит к выделению «посредников» между ремесленником и землепашцем, причем данный «посредник» гарантированно снимает все «сливки» и с того и с другого. В итоге неразделенный труд обитателя Чатал-Гуюка, и сажавшего пшеницу, и обрабатывающего кремни с обсидианом, и – в случае необходимости – выходившего с копьем на зверя или отбивающегося от разбойников, оказывался для последнего выгоднее, несмотря на большие затраты.

А работа обитателя более совершенного государственного механизма, с развитой царской властью, имеющей возможности для повеления тысячами воль, с его мощной религиозной системой, охватывающей все и вся, и создающей, в общем-то, прогрессивную мораль, с его профессиональной армией, способной убивать столько людей, сколько ранее даже нельзя было представить, оказывается в значительной мере подчинена необходимостью все это содержать. Таким образом, вся «высокая культура» и все современное производство, вся наука, мораль и нравственность – в общем, все то, что именуется Ноосферой – явилось действительно не просто «плодом труда» бесчисленного числа людей, но и следствием их страданий в течение веков. Если добавить сюда, что неизбежное в условиях классового устройства гибель социума через несколько веков существования приводила к потере 99,99% всего «культурного наследия» и 90% «материальной культуры», то можно понять, каким огромным количеством Инферно было оплачено развитие нашей цивилизации.

* * *

И, следовательно, насколько важным является все то, что было создано при этом, насколько высокую ценность имеет каждый построенный элемент нашего общества, и насколько преступным является разрушение этих элементов в процессе «утилизации». Однако не менее важно понимание того, насколько отчуждение труда уменьшает «комфортность» жизни при одинаковом уровне развития технологий. Нет, конечно, Чатал-Гуюк не был Раем в привычном нам понимании. Это было общество тяжелого труда и ограниченного развития, могущее существовать только в благоприятных условиях Малой Азии (в более холодном климате, понятное дело, подобный город банально не выжил). Однако для раба или даже свободного крестьянина, задавленного податями власть имущим, подобный мир вполне мог показаться лучшим из всего, существующего на Земле. Т.е., можно сказать, что изменив лишь указанный фактор, без учета всего остального, оказалось возможным существенно улучшить жизнь человека. Впрочем, это и так довольно очевидно…

anlazz.livejournal.com

Чатал-Гуюк, древнейший город на Земле

чатал-гуюкВ современном мире большинство людей живет в больших и маленьких городах, но когда люди «догадались» жить большими сообществами в одном месте и какие они были, древние города? Ответ на этот вопрос дали раскопки древнейшего города Земли Чатал-Гуюк (или Чатал-Хююк), проведенные в середине XX века на территории Турции.

Чатал-Гуюк существовал около семи тысяч лет до нашей эры и был построен из не обожжённой, а высушенной на солнце глины. Кирпичи из необожжённой глины недолговечны, дома из них быстро разрушались, на их месте строили новые, которые тоже разваливались, образуя возвышенности. «Гуюк» переводится с турецкого, как «холм».

Удивительное отличие Чатал-Гуюка от более поздних городов – это отсутствие улиц. Дома этого древнего города строились вплотную друг к другу, зачастую имели общие стены, а для входа их обитатели использовали лаз на крыше. Соответственно и все события городской жизни в Чатал-Гуюке проходили на крышах его домов.

Такая скученность зданий Чатал-Гуюка была остроумным способом решения проблемы безопасности города (убрал лестницы от крайних домов и «крепостная стена готова!). Кроме того, построенный в форме своеобразного «горшка» дом был недоступен для крыс и прочих грызунов. Умерших горожан обитатели Чатал-Гуюка хоронили под плитами внутри домов.

Жители Чатал-Гуюка ещё не знали, что такое металл, а для работы, охоты и боевых действий использовали каменные орудия или предметы из обсидиана (прочного вулканического стекла). Археологи считают, что в Чатал-Гуюке проживало более пяти тысяч жителей (настоящий древний мегаполис!).

Помимо охоты обитатели древнего города пасли скот, собирали «дары природы», выращивали хлеб и даже занимались ремеслами и торговали (вернее, менялись товарами). Мало того, семь тысяч лет до нашей эры люди уже имели религиозные убеждения и в своих домах устраивали помещения для проведения соответствующих обрядов!

Ещё одно удивление археологов вызвало неожиданное для каменного века обилие и разнообразие предметов домашней утвари, найденных во время раскопок Чатал-Гуюка. Деревянная и каменная посуда, закрывающиеся шкатулки, украшения, зеркала из обсидиана и искусно выполненные каменные экземпляры кинжалов – наличие таких предметов говорит о том, что жители построенного в каменном веке Чатал-Гуюка уже были искусными ремесленниками.

 

 

 

 

 

www.vseznayem.ru

Чатал-Хююк - Достояние планеты

Чатал-Хююк

Чатал-Гуюк (устаревшее написание) или Чатал-Хююк («вилообразный холм») — большое поселение эпохи керамического неолита и энеолита в южной Анатолии. Является крупнейшим и наиболее хорошо сохранившимся обнаруженным неолитическим поселением. Самые ранние найденные культурные слои относятся к 7400 г. до н. э. Поселение существовало до 5600 г. до н. э. Жители покинули поселение до наступления Бронзового века. Поселение было расположено в 140 км от двуглавой вершины вулкана Хасандаг. Восточная часть поселения образует холм, возвышающийся над равниной на 20 м. К западу от поселения существовало ещё одно поселение меньших размеров, а в нескольких сотнях метров к востоку от него было обнаружено селение византийской эпохи.

Чатал-Хююк («вилообразный холм») расположен в 3 км к югу от современного села Кючюккёй и примерно в 40 км к юго-востоку от города Конья. Ближайшим крупным городом с железнодорожным сообщением является Чумра (в 17 км к югу от поселения). Холм искусственного происхождения, создавался в течение 1 тыс. лет путём постройки новых строений поверх старых. Поселение отчётливо выделяется среди окружающей его Иконийской равнины, оно состоит из двух холмов: восточного, самого старого и крупного, и западного (Кучук-Хююл — «маленький холм»), являющимся поселением медного века. Археологи считают, что население поселения составляло от 3 до 10 тыс. человек, а число домов доходило до 2 тыс.

Различные источники говорят о разных датировках поселения. Слои, которые были исследованы Меллаартом, датировались им примерно от 6250 г. до н. э. до 5400 г. до н. э. Иэн Ходдер указывает, что поселение существовало в течение 1400 лет (между 7000 г. до н. э. и 6000 г. до н. э.), по исследованиям 18 археологических слоёв. По последним данным, датировка указывается от 7400 г. до н. э. до 5600 г. до н. э.

Размер Чатал-Хююка в разных источниках называются различные, начиная от 32 акров (12,96 га) и 13,5 га до 20 га. Это говорит о том, что Чатал-Хююк представляет собой огромных размеров поселение, раскопано только 5 % всей территории.

Холм Чатал-Хююк создавался жителями на протяжении веков путём постройки новых домов поверх старых, что в настоящее время составляет 17 м археологического слоя. Дома стояли настолько близко, что между ними не было проходов. Также у домов не было дверных проёмов, вход в большинстве случаев был устроен с крыши, куда были проложены лестницы как внутри, так и снаружи домов, поэтому «городское движение», по-видимому, проходило по крышам зданий. Вход был также единственным вентиляционным отверстием как для поступления свежего воздуха, так и для отвода дыма от открытых очагов, не имевших труб. Подобные современные посёлки, которые выглядят как Чатал-Хююк, это пуэбло североамериканских индейцев и поселения догонов в Мали в Западной Африке.

Источники: http://www.catalhoyuk.com; https://ru.wikipedia.org

dostoyanieplaneti.ru

Чатал-Гуюк :: NoNaMe

Чатал-Гуюк

Чатал-Гуюк — древнейший город в Анатолии. Анатолия в переводе с древнегреческого буквально означает Восток. Так древние греки называли Малую Азию. С 20-х годов нашего века так называют азиатскую часть Турции. Анатолия раньше не привлекала исследователей древних цивилизаций, но в 1961-1963 г. английский археолог Д. Мелларт раскопал здесь удивительное и уникальное древнее поселение Чатал-Гуюк. Оно вызвало страстные споры. Большинство сразу признало этот первый настоящий город. Другие ученые утверждали, что это самая первая в мире настоящая цивилизация.

----------------------<cut>----------------------

Чатал-Гуюк расположен в 11 км к северу от г. Гумры, в долине р. Коньи. Площадь его в 3 раза больше Иерихона. Пока раскопана только 30-я часть всего Чатал-Гуюка.

Чатал-Гуюк

Чатал Гуюк не дожил до наших дней. Он был обитаем в 6500 — 5400 году до нашей эры, после чего он пришел в запустение, был покинут и забыт .

По сравнению с Иерехоном Чатал-Гулюк был огромен — его площадь была почти в три раза больше площади Иерехона, по разным оценкам в городе жило от 5 000 до 10 000 человек. Раскопки погребений в Чатал-Гуюке позволили приблизительно представить себе демографическую ситуацию того периода. Средняя продолжительность жизни для мужчин составляла 30 лет, для женщин 35, долгожители доживали приблизительно до 60 лет. Средний рост мужчин был 165 см, женщин — немногим меньше. Семьи были небольшими. В среднем у каждой женщины рождалось 4 —5 детей, выживали 2 — 3 ребенка.

Чатал-Гуюк

Чатал-Гуюк был совершенно не похож на современные города. Здесь не было ни улиц, ни площадей. Дома из белой глины стояли вплотную друг к другу, разрушенные дома использовались с качестве свалок и туалетов. Вся городская жизнь проходила на плоских открытых солнцу крышах, откуда обитатели спускались по стремянкам внутрь дома, где находились глиняные платформы для сна, и печи с плоским сводом.

Жители Чатал-Гуюка возделывали окружающие город хлебные поля, прокладывали каналы для ирригации, выращивали овощи и фрукты, разводили коз, овец и крупный рогатый скот, охотились на диких ослов, кабанов, оленей, медведей, львов. Они выделывали из глины кирпичи и сосуды и расписывали глиняные стены своих домов, как некогда их предки — стены пещер. Была у города и ремесленная специализация: здесь добывали обсидиан, выделывали из него орудия, оружие: наконечники стрел и копий, кинжалы и торговали со всем Ближним и Средним Востоком. Взамен они получали мрамор и известняк с побережья Средиземного моря, из которого изготавливали сосуды для жидкости и зерна, зернотерки, ступки, песты. У женщин (а может быть и у мужчин) Чатал-Гуюка были бусы из средиземноморских раковин, из драгоценных камней, из необработанный кусочков олова и меди, были обсидиановые зеркала и прекрасные шерстяные ткани, были притирания и румяна. Но были у них и другие «любимые игрушки» от которых современных археологов пробирает дрожь.

Чатал-Гуюк

Кинжал, обработанный отжимной ретушью, т. е. с помощью скалывания с поверхности кинжала тысяч миниатюрных чешуек, с рукояткой из кости в виде перевитой змеи. Это непревзойденное произведение древнего искусства. Такие кинжалы и через 3,5 тыс. лет находили лишь в гробницах фараонов.

В стены жилых комнат были вделаны бычьи черепа с рогами — украшение вполне понятное для земледельческой и скотоводческой цивилизации. Но под глиняными ложами находились уже человеческие кости. Место ночного отдыха всей семьи было одновременно и местом вечного покоя для предков, которые, согласно представлениям жителей Чатал-Гулюка, по ночам охраняли живых. В одном из таких захоронений женщина, лежащая в позе зародыша обнимает мужской череп — возможно, череп своего отца или другого старшего родственника. Этот череп был покрыт четырьмя слоями глины и росписью, которая изображала лицо покойного. На шее женщины была подвеска из лапы леопарда — возможно указание на ее особый статус. Это не единственный случай, когда череп был отделен от мертвого тела и получил собственную роль в священных ритуалах Чатал-Гуюка. Иногда черепа закапывали под опорными столбами домов, иногда обмазанные глиной и раскрашенные головы хранились в нишах жилых комнат (подобные «скульптуры» делили и в Иерехоне). Все эти находки рисуют нам на первый взгляд бесконечно далекую, и все же очень понятную нам культуру, где предки не уходили безвозвратно в потусторонний мир а становились защитниками и в буквальном слове опорой для своих потомков.

Чатал-Гуюк

Но самое удивительное заключалось в том, что в этом древнейшем городе исследователи отыскали по крайней мере три храма. В нашем понимании они не очень похожи на храмы, но это явно шаг вперед по сравнению с каменным алтарем на холме или кольцом камней. Эти храмы затерялись между домиков, и снаружи их трудно отличить от жилых помещений. Но внутри храмов находилась довольно большая комната, в которой могло собраться много людей, стены ее были расписаны грубым орнаментом и даже картинками, в которых можно угадать богинь, быков, баранов, лучников. Но еще интереснее оказались находки, сделанные в этих храмах. В углу одного из них стоял каменный ящик, набитый человеческими костями, и там же нашлись четыре кинжала из кремня. Ученые сходятся во мнении, что здесь приносили человеческие жертвы.

И наконец, в этих первых храмах найдены многочисленные фигурки из глины и мрамора — в основном это бородатые боги, толстые богини и даже один мальчик с леопардом.Но что совсем удивительно — на стене одного из храмов красной краской намазан крест. Пока краска еще не высохла, в нее добавили истолченного в порошок хрусталя. И когда в храме горел костер или глиняные светильники, крест начинал сверкать и переливаться.

Чатал-Гуюк

Жители Чатал-Гуюка поклонялись богине плодородия. Меллерт обнаружил ее великолепную статую — полногрудая женщина, рожает ребенка, опираясь на спины двух леопардов. И это лишь одно из многих сотен женских изображений, найденный в Чатал-Гуюке. Может быть это был город в котором правили женщины?Археологи считают, что это не так. В погребениях Чатал-Гуюка не было замечено никакой дифференциации по полу. К останкам мужчин и женщин относились с равным уважением. Как ни невероятно это звучит, но, кажется, в Чатал-Гуюке царило равенство.

В заключении хотелось бы сделать пару замечаний.Во первых, в древнейшем городе планеты отчетливо просматриваются маркеры троянской и центральноевропейской (арийской) культуры. Леопард, это любимый сюжет и вообще тотем древних венедов и этрусков. Например найденный Шлиманом золотой трон троянского царя выполнен в виде кресла с подлокотниками, изображающими двух леопардов. Сюжет "мальчик с леопардом" многократно повторяется. У этрусков это терракотовая скулптура с надписью почти по русски, "кап рос". Понятно, что кап-священный( русское слово капище), рос-леопард( в русском языке рысь, за неимением такого зверя в нашей природе). Возможно это совпадение, но настораживает!

Второе замечание относится к современным сторонникам всяких половых извращений в виде феминизма или, напротив, родового патриархата. Берите пример с древних. Чатал-Гуюк, вероятно, первый и очень успешный опыт человечества в создании урбанистической культуры. Город построили свободные равноправные люди, объедененные любовью и заботой о подрастающих поколениях, иначе он не простоял-бы больше тысячи лет в окружении такого дикого первобытного мира!

txapela.ru

Древний город Чатал-Хююк (Çatal Hüyük, 20 фото)

Древний город Чатал-Хююк (Çatal Hüyük)

Древний город Чатал-Хююк (Çatal Hüyük)

Открытое в середине пятидесятых годов минувшего столетия доисторическое поселение Чатал-Хююк, по мнению многих исследователей древнего мира, является одним из наиболее древних поселений человека на территории Евразии, так как по полученным результатам радиоуглеродного анализа самые древние находки из этого исторического артефакта датируются седьмым и шестым тысячелетием до нашей эры.

Древний город Чатал-Хююк (Çatal Hüyük)

Путешествие сквозь тысячелетия Чатал-Хююк

Для современного человека виртуально совершить путешествие в далекое прошлое не представляет особого труда при наличии того или иного программного обеспечения на персональном компьютере. И вы уже на Земле заселенной динозаврами, или какими либо древними народами. Однако такое путешествие можно совершить и в реальном мире посетив Чатал-Хююк.

Древний город Чатал-Хююк (Çatal Hüyük)

Древний город Чатал-Хююк (Çatal Hüyük)

Древний город Чатал-Хююк (Çatal Hüyük)

Древний город Чатал-Хююк (Çatal Hüyük)

Вилообразный холм

До середины минувшего столетия все достопримечательности и исторические артефакты Чатал-Хююк были скрыты 17-ти метровым слоем грунта, который и образовал «вилообразный холм». А именно так с тюркского переводится современное название доисторического поселения Чатал-Хююк. Помимо этого, стоит отметить, что сам по себе «холм» образовался не по причине естественного увеличения уровня почвы. Как установили современные исследователи, вся современная высота холма была образована за счет того, что жители этого селения строили свои дома на развалинах старых строений.

Древний город Чатал-Хююк (Çatal Hüyük)

Древний город Чатал-Хююк (Çatal Hüyük)

Древний город Чатал-Хююк (Çatal Hüyük)

Древний город Чатал-Хююк (Çatal Hüyük)

Не менее примечательным моментом архитектуры Чатал-Хююк является то обстоятельство, что этот древний город состоял из жилищ, которые не имели, в привычном нами понимании, ни окон, ни улиц, ни дверей. Все строения, выполненные на основе глинобитной основы, имели один единственный вход и выход, расположенный в крыше дома.

Древний город Чатал-Хююк (Çatal Hüyük)

Древний город Чатал-Хююк (Çatal Hüyük)

Древний город Чатал-Хююк (Çatal Hüyük)

Древний город Чатал-Хююк (Çatal Hüyük)

Древний город Чатал-Хююк (Çatal Hüyük)

Через это же отверстие в жилище поступал не только свежий воздух, но естественное освещение, не говоря уже о том, что в него же выходил и дым от горящего очага. А в качестве подтверждения жизненности такой технологии сооружения жилых зданий, ученые приводят вполне реальные примеры из технологии сооружения жилых зданий современными жителями Северной Америки племенами индейцев пуэбло и некоторыми коренными племенами Западной Африки.

Древний город Чатал-Хююк (Çatal Hüyük)

Древний город Чатал-Хююк (Çatal Hüyük)

Древний город Чатал-Хююк (Çatal Hüyük)

Древний город Чатал-Хююк (Çatal Hüyük)

Однако, несмотря на такого рода архаичность обустройства своего быта, жители Чатал-Хююк имели довольно высокий уровень культуры земледелия, обработки керамики, самородного металла и древесины. Что в свою очередь подтверждается многочисленными археологическими находками многочисленных научных экспедиций.

Древний город Чатал-Хююк (Çatal Hüyük)

Конья, Турция

В предыдущей статье автор писал про: Вилла у моря или сказочный отдых на Кипре

Следующая статья автора будет про:Памятник Индейцу: Мемориала Неистовой Лошади (Crazy Horse Memorial)

Похожие статьи

begin-journey.ru

Чатал-Хююк: marmara_calypso

0S0A5901

Одно из самых древних и крупных поселений неолитического периода находится в 50 км от Коньи рядом с городом Чумра.

Это была одна из основных целей нашей последней поездки в Конью.

Посетить Чатал-Хююк планировалось еще в сентябре 2014 г. по пути из Мерсина, и это было бы сделано, если б не некий козлятя, решивший пойти на обгон грузовика на мокрой от дождя и туманной горной дороге и сбивший нам на всем скаку зеркало заднего вида. В итоге мы потеряли очень много времени, пытаясь добраться сначала до Карамана, а потом до Коньи в поисках мастерской, и мимо Чатал-Хююка пришлось проехать, поскольку для визита туда было уже поздно. С тех пор Чатал-Хююк висел неким незакрытым гештальтом, ждавшим своего часа. И вот, наконец, его удалось закрыть).

Пейзажи на нашем пути к городу, заселенному более 9000 лет назад, смотрятся совсем унылыми и безжизненными. Как говорится, глазу не за что зацепиться. На самом же деле земли этого региона одни из самых плодородных в Турции, ее житница, «пшеничный амбар», как тут говорят. Кроме пшеницы, здесь выращивают рожь, ячмень, другую сельскохозяйственную продукцию.

2016_04_09_9999_171-1

Проезжаем мимо фабрики по производству пива «Эфес».

2016_04_09_9999_169-1

Наконец мы прибываем на место.

2016_04_09_9999_176-1

Но сначала немного о названии поселения и его переводе на русский язык. Иногда спрашивают, почему в турецком слове Çatalhöyük при транскрипции на русский буква ö заменяется на «ю». Дело в том, что в турецком языке существует 2 варианта написания – höyük и hüyük, и оба правильные. Скорее всего, по аналогии с другими переводимыми на русский язык турецкими названиями закрепилась именно форма «хююк». (В некоторых топографических названиях, бывает, еще и выпадает буква h – например, Bozüyük – «Бурый холм»). Причем, höyük/hüyük – это не просто холм, а холм именно искусственного происхождения, курган, тумулус. Слово же «чатал», кроме своего значения «вилка» имеет еще и значение «раздвоение, развилина». Поэтому лучше было бы переводить Чатал-Хююк не как «вилообразный холм», как это обычно делают, а как «раздвоенный холм (курган)», тем более что он именно такой и есть, с двумя верхушками, как это хорошо показано на плане из информационного центра в Чатал-Хююке:

2016_04_09_9999_192-1

Как видно из плана, раскопки, накрытые специально сооруженными конструкциями, проводятся в двух местах. Вот как это выглядит на местности (сооружения, видные ближе к краю в левой и правой части кадра, указаны на плане под буквами F и I):

2016_04_09_9999_260-1

Кроме этого основного Чатал-Хююка, называемого Восточным, существует еще и Западный Чатал-Хююк (на плане под буквой К), куда население переселилось из основного с течением времени и проживало уже в эпоху халколита. На данный момент он закрыт для посещения, в нем проводятся раскопки. Причины этого переселения еще не вполне выяснены, возможно, это произошло из-за изменения русла протекающей рядом реки Чаршамба, снабжавшей жителей водой и пищей.

Река Чаршамба в наши дни.

2016_04_09_9999_286-1

Свое знакомство с Чатал-Хююком мы начинаем с осмотра реконструкции типичного дома, в котором жили его обитатели. Дома возводились из необожженного кирпича.

2016_04_09_9999_181

На самом деле входное отверстие в стене проделано для удобства посетителей, настоящая «дверь» находилась в другом месте, как нам любезно сообщает хозяин жилища.

2016_04_09_9999_182

Дома в Чатал-Хююке располагались рядом друг с другом, между ними практически не было пустого пространства, поэтому вход внутрь помещений находился на крыше.

catalhoyukte-9-bin-yil-once-hem-yerlesik-hem-de-hukumetsiz-esit-bir-yasam-vardi.jpg

В жилище спускались через отверстие сверху по приставным лестницам. Это же отверстие служило дымоходом для располагавшейся тут же у входа печи. Окон в доме не было.

2016_04_09_9999_185-1

Вид от входа в помещение:

2016_04_09_9999_183

Возвышения-платформы служили обитателям сидениями и лежанками, под ними же хоронили умерших. Можно сказать, жители Чатал-Хююка спали на костях своих предков.

0S0A5856-1

Помещения декорировались оштукатуренными бычьими черепами (букраниями), а также расписывались краской, в основном красной охрой – практически все здания в Чатал-Хююке несут на себе следы древнего искусства.

2016_04_09_9999_190

Образец стенного узора (экспонат из музея археологии в Конье):

2016_04_09_9999_89-1

На стене справа приведено одно из самых известных изображений в Чатал-Хююке – извергающийся вулкан Хасандаг, расположенный примерно в 130 км отсюда. Выдвигались также предположения, что это всего лишь рисунок шкуры леопарда, на которого охотились местные обитатели. Однако проведенные Калифорнийским Университетом исследования древнего вулкана показали, что он действительно извергался около 8900 ± 640 лет назад, что совпадает со временем существования поселения, и извержение было видно по всем окрестностям. Таким образом, эту «картинку» можно считать первым изображением пейзажа в истории человечества.

2016_04_09_9999_186

Вид на вулкан Хасандаг (фото из интернета):

Из основного помещения отверстие вело в кладовую, где хранились припасы.

2016_04_09_9999_189

Реконструкция одного из помещений ( с сайта раскопок).

Жизнь в Чатал-Хююке в основном проходила на крышах, на них же, по всей видимости, изготавливались орудия труда и необходимые в хозяйстве вещи, т.к. в поселении не было обнаружено ни одного здания, которое походило бы на мастерскую.

(Реконструкция с сайта раскопок)

После осмотра жилища неолитического человека мы переходим в расположенный рядом информационный центр для посетителей. Материалы центра знакомят нас с историей обнаружения Чатал-Хююка, когда в 1958 г. холм был исследован английскими археологами во главе с Джеймсом Меллаартом. В первой половине 1960-х гг. им проводились раскопки, которые были прерваны из-за скандала с вывозом найденных артефактов за пределы Турции. После этого раскопки были продолжены лишь в 1993 г. профессором Иеном Ходдером, и ведутся им по настоящее время.

В инфоцентре представлены фотографии раскопок и находок из Чатал-Хююка, образцы изображений, а также некоторые предметы из найденного.

Фотография одной из самых известных фресок, изображающей красного быка.

2016_04_09_9999_196-1

Сцены охоты на различных животных. Охотники в набедренных повязках из шкур анатолийского леопарда, когда-то обитавшего на территории Малой Азии.

0S0A5866

Реплика рельефного изображения анатолийских леопардов, найденная в Чатал-Хююке. Я как-то писала об этом редком животном, которое уже практически не встречается в Турции.

0S0A5867-1

Образцы геометрических узоров, свидетельствующих о развитии абстрактного мышления у человека.

2016_04_09_9999_210-1

Наконечники копья и стрел из обсидиана – вулканического стекла, добываемого «чаталхююкцами» в Каппадокии, на склонах Хасандага.

2016_04_09_9999_206

Кроме обсидиановых, жители города пользовались и кремниевыми орудиями труда, чему свидетельство этот найденный при раскопках кинжал с резной костяной рукояткой, изображающей переплетенных змей.

2016_04_09_9999_209

В начале возникновения древнего поселения его обитателям еще не было известно гончарное ремесло, оно развилось уже на протяжении его существования (так же как и одомашнивание рогатого скота). Вот один из типичных для Чатал-Хююка горшков.

2016_04_09_9999_205

Неолитическую солонку отличает от современной только то, что она не раскручивалась. Она засыпалась через отверстия сверху, для чего ее верхняя часть сделана вогнутой. Назначение миниатюрного горшочка рядом с ней до конца не выяснено – возможно, он служил мерой для каких-то сыпучих веществ или детской игрушкой.

2016_04_09_9999_204

Население Чатал-Хююка не было абсолютно замкнутым обществом – при раскопках найдено множество находок, свидетельствующих о его контактах с другими регионами, - раковины с побережья Средиземного и даже Красного моря, с последнего привозились и корзины.

Ну а теперь переходим непосредственно к осмотру места раскопок и идем к его скрытой под защитным сооружением северной части.

2016_04_09_9999_213

Под ногами попадаются чьи-то норы – кто-то здесь живет.

2016_04_09_9999_212

Проходим вовнутрь.

2016_04_09_9999_216

Прямо перед нами типичное, как указано на стенде, жилище.

2016_04_09_9999_219-1

Посмотрим на него немного с другого ракурса.

2016_04_09_9999_222

Поселение было очень большим – по оценкам специалистов, оно насчитывало 3500-8000 жителей.

2016_04_09_9999_217

2016_04_09_9999_223

Видны следы раскопок на месте лежанок, под которыми хоронили кости умерших.

2016_04_09_9999_230

По сооруженным мосткам можно пройти на другой конец раскопок, что мы и делаем.

2016_04_09_9999_225

В одном месте под закрытым навесом уже что-то само по себе проросло. Вот же земля плодородная!

2016_04_09_9999_227

Ветер, видимо и занесший семена растений вовнутрь, все это время шуршит снаружи песком и просто сотрясает всю конструкцию. Но та держится крепко. Вообще очень ветреное место.

2016_04_09_9999_235

Стены соседних домов не были общими. Дома служили их обитателям в течение 45-90 лет, после этого их частично сносили, заполняли нижнюю часть, образуя новый фундамент, и надстраивали новые стены выше. Благодаря этому высота Чатал-Хююка достигает 21(!) метра.

2016_04_09_9999_238

Печной дым постоянно оседал копотью на стенах, поэтому их штукатурили как минимум раз в год, а зачастую и каждый месяц. В одном из домов было обнаружено 450 слоев штукатурки.

2016_04_09_9999_232

Для масштаба.

0S0A5878

Интересно, что рядом с Коньей до сих пор производят кирпичи, снимая верхний слой почвы – по дороге мы проезжали мимо нескольких небольших кирпичных заводов и полей, откуда эту почву сняли.

0S0A5883

При раскопках одного из здешних жилищ был обнаружен скелет маленького ребенка в возрасте около 1 года, захороненный в корзинке. Он был перенесен в археологический музей Коньи.

2016_04_09_9999_118

Бедняжке даже браслетики надели. Трагедии у людей того времени были такими же, как и сейчас.

2016_04_09_9999_120

Детская смертность в Чатал-Хююке была очень высокой, равно как и женская при родах. Тем не менее само население, несмотря на проживание не в самых гигиенических условиях обладало хорошей выносливостью и неплохим здоровьем. Хотя отхожие места и свалки мусора находились в непосредственной близости от жилищ, жители научились держать свои дома изнутри в чистоте. Если человек не умирал ребенком в раннем возрасте, то вполне способен был дожить до 40 лет, а встречаются так же и останки доживших до 70-75-летнего возраста. При росте до 170 см обитатели Чатал-Хююка были гораздо более развиты физически, чем наши современники. Этому способствовали как постоянный физический труд, так и неплохой питательный рацион. Население города выращивало пшеницу (однозернянку и двузернянку), горох, ячмень, охотилось на диких животных и птиц, собирало птичьи яйца, ловило рыбу в реке с помощью костяных крючков, собирало дикие фрукты и ягоды. Жителям Чатал-Хююка был известен и мед - в глиняной посуде были обнаружены остатки пчелиного воска. Вместе с тем углеводы в рационе были представлены незначительно – несмотря на знакомство с зерновыми культурами, бОльшую часть рациона составляла все-таки белковая пища – мясо, рыба, к ним добавлялись такие фрукты, как яблоки. Благодаря такой неолитической «диете» среди обитателей Чатал-Хююка не было тучных людей, а еще, как выяснилось, по этой же причине у них были здоровые зубы, без кариеса.

А найденные при раскопках отшлифованные обсидиановые зеркала (на фото ниже экспонаты археологического музея Коньи) и множество украшений из бусин говорят о том, что и в каменном веке женщины были кокетками и стремились украсить себя, чтобы понравиться своему избраннику.

2016_04_09_9999_100

Одомашнивание скота привело также к решению проблемы отапливания помещений – жители запасались кизяком, сушили его и пользовались в холодное время года, - так же, как это делают и до сих пор в Анатолии.

Перейдем теперь к следующей, южной части раскопок.

2016_04_09_9999_261-1

Идем мимо еще одного рукотворного холма, появившегося уже стараниями археологов – сюда сносили землю с предыдущих раскопок.

2016_04_09_9999_254-1

Эта раскопанная часть Чатал-Хююка смотрится еще больше предыдущей.

2016_04_09_9999_262

2016_04_09_9999_243

2016_04_09_9999_242

В левой от входа стороне отмечено место, где было найдено изображение вулкана Хасандаг.

2016_04_09_9999_244

Информационный стенд (кликабельно).

Под номером 4 отмечено место, где были найдены изображения хищных птиц (грифов). Считается, что тела умерших жители Чатал-Хююка выставляли на открытом пространстве на съедение грифам, а под своими лежанками хоронили уже кости. Почему-то этот обряд во всей экспозиции Чатал-Хююка оказался очень мало отражен, если не знать о нем, то можно запросто пройти мимо.

Проводимые в Чатал-Хююке исследования показали, что между мужчинами и женщинами не существовало никакого социального различия – ни в еде, ни в разделении труда, что позволяет говорить о том, что местное общество не было ни матриархальным, ни патриархальным. По последним данным, не находит подтверждения и теория о том, что это место было центром поклонения Богине-Матери, как было предположено Меллаартом после нахождения этой известной статуэтки. Возможно, у найденных женских фигурок были иные функции.

(Фото из интернета)

Масштабы раскопок, как и самого неолитического протогорода, огромные.

0S0A5889

0S0A5890

0S0A5894

Вид от южных раскопок на северные.

2016_04_09_9999_270-1

И на сторожку и центр для посетителей и проводимых раскопок.

0S0A5905-1

После осмотра Чатал-Хююка мы пили чай среди цветущих яблонь в небольшом кафе напротив.

2016_04_09_9999_258-1

Поскольку мы побывали в этом месте вне сезона, в кафе, кроме чая, ничего не было. Но здесь произошла удивительная встреча – хозяин кафе оказался автором продающейся тут же среди всякой сувенирной продукции книги «Life in Çatalhöyük 9000 years ago».

Зовут его Садреттин Дурал, и в свое время он работал охранником на раскопках. По его словам, его так впечатлила находка умершего в младенчестве ребенка, при которой он присутствовал, что он решил написать книгу о жизни семейства в Чатал-Хююке, используя для этого познания, полученные во время работы на раскопках.

2016_04_09_9999_255-1

Это уже вторая его книга о Чатал-Хююке. Первая была написана в 2007 г. и была опубликована в Америке. Книга написана на английском очень простым языком, в ближайшее время должен выйти и перевод на турецкий язык.

2016_04_09_9999_257-1Садреттин Дурал со своей книгой

Садреттин-бей рассказал нам несколько историй о себе и о раскопках. Он закончил лишь начальную школу (в его школьные годы это составляло 5 классов образования), работал водителем такси и дальнобойщиком, был фермером и охранником раскопок, потом пожарным. На одном их пожаров, как написано им в автобиографии на последней странице обложки книги, он угорел и пережил клиническую смерть. После этого снова вернулся в Чатал-Хююк и открыл здесь кафе, где и работает теперь. Рассказал, как учил английский язык по кассетам, как руководитель раскопок профессор Иен Ходдер давал ему уроки археологии, как проводил первые экскурсии для иностранных туристов, и как он привязался к этому месту настолько, что не может уйти из него.

Показывая на реконструированный домик из сырцового кирпича, Садреттин-бей вздыхает:- Ведь и мы точно так же еще совсем недавно жили в таких жилищах…

Да что там, в самом центре Коньи до сих пор можно встретить такие же заборы из необожженного кирпича. А очаг, как он пишет в предисловии к книге, у него дома до сих пор такой же, как и 9000 лет назад у обитателей Чатал-Хююка.

За 1400 лет существования Чатал-Хююк не знал войн и насилия. По прошествии этого времени его жители переместились в Западный Чатал-Хююк. Произошло это в 5900-5600 гг. до н.э.

Одно время Чатал-Хююк считался самым древним городом в истории человечества. Однако потом выяснилось, что существуют и более древние поселения, в том числе и на территории Турции. Так, находящийся в 10 км от Чатал-Хююка курган Бонджуклу (Boncukluhöyük) на 1300-1400 лет старше. Считается, что там жили предки «чаталхююкцев», поскольку обнаружена схожая схема постройки и планировки домов, такие же погребальные обряды, а находимые при раскопках краски и орнаментальные украшения жилищ свидетельствуют о том, что они были предшественниками развития искусства в Чатал-Хююке.

Несмотря на то, что другие места потеснили статус Чатал-Хююка как самого древнего, он до сих пор остается самым крупным из известных неолитических поселений в мире, занимая площадь в 13,5 га с населением до 8000 человек и играет роль своего рода эстетического центра, где развивалось искусство. Здесь же были найдены самые древние остатки льняной ткани хорошей выделки.

(Фото из интернета)

Голова каменной статуэтки, найденная в Чатал-Хююке на раскопках сезона 2015 г.

(Оба фото из интернета)

В 2012 г. Чатал-Хююк был включен в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Всего же на карте Турции около 100 неолитических поселений. Среди них можно особо выделить Чайоню и Джафер-Хююк (сейчас под плотиной), где впервые в Анатолии стали возделывать пшеницу-двузернянку, Невали-Чори (тоже под плотиной) – место, где также впервые в Анатолии были приручены овцы и козы, и Халлан-Чеми, где была одомашнена свинья.

9 апреля 2016 г.

marmara-calypso.livejournal.com