Древняя типология человека. 27. Типология культуры. Основные подходы к исторической типологии культуры.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Эволюция и историческая типология человека путешествующего (стр. 1 из 7). Древняя типология человека


Эволюция и историческая типология человека путешествующего

Введение

Сегодня индустрия туризма – ведущая в экономике организация путешествии. Она развивается с самых древних времен и по сегодняшний момент. Однако в каждый период времени, человек путешествовал ради своих индивидуальных целей, причинамикоторых могут быть такие, как:

- вынужденные (переселение народа),

- познавательные (предопределяли географию путешествий),

- земные или обыденные (путешествие – дальнее странствие),

- путешествие как времяпрепровождение.

Если мысленно представить дороги истории, мы увидим караваны торговцев и шеренги воинов, сиротливых путников и целеустремленных пилигримов. На этих дорогах можно встретить и одиночек, и целые экспедиции. Проторенными путями направляются люди, жаждущие развлечений и отдыха в благодатных уголках теплых приморских стран. Искатели приключений и романтики выбирают тернистую стезю неизведанных странствий. Под парусами удачи и надежды в море уходят корабли практически из всех гаваней мира. Но, тем не менее, оценивались дальние странствия далеко не на одинаковом уровне. Какие-то из них сразу оценивались как “великие”, ибо они приносили человечеству открытия неведомых народов или целых континентов. Другим же суждено было пройти через забвение современников, чтобы только потом люди постигли их значение, оценили труды первопроходцев (знаменитые в нашем времени открытия Христофора Колумба, подробнее о нем буде рассказано в 3 главе). Все эти события растворялись в контекстах конкретных культурных эпох и не всегда связывались в единую цепь – историю путешествий и туризма.

Особо следует отметить эволюцию и историческую типологию человека путешествующего. В каждой исторической эпохе нравы, ценность и его роль меняется. Меняются направления каждого из них. Данная проблема становилась предметом специального исследования. Люди осваивали земной мир и мир подземный. Путешествия выступают стержневой частью культуры древних народов.

Эволюция “человека путешествующего” имеет свою актуальность в том, что с каждым периодом времени ценность, нравы и обычаи человека меняются. Потребности его возрастают. Если в древние времена путешественник стремился открыть какой-либо неизвестный полуостров, материк, т.е. что-то неизведанное, в дальнейшем который был бы назван его именем как имя первооткрывателя, то, начиная с Нового времени, целью нашего передвижения стало стремление отдохнуть и полюбоваться красотами природы.

Данная тема рассматривается также в учебной литературе. Следует отметить учебник Воронковой Л. П. “История туризма”, Соколовой М. В. История туризма, Б. Ф. Кудинова ”Из истории развития туризма”. Авторы подробно описывают этапы становления туризма, как историю. Учебные пособия содержат также разделы, в которых рассматриваются особенности путешествий, традиции гостеприимства в разных культурах и на разных этапах развития человеческой цивилизации, а также условия становления туризма, основные тенденции его развития в России и других ведущих мировых странах.

Исходя из актуальности проблемы, можно сформулировать цель курсового проекта – проследить и найти различия “человека путешествующего” и выявить его типологию. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

1. История возникновения первых путешествий, выявить их причины,

2. Исследовать социально-психологические причины путешествий в средние века,

3. Выявить особенности русской средневековой культуры, их связь с историей путешествий,

4. Просмотреть великие географические открытия в эпоху Возрождения,

5. Рассмотреть Новое время как эпоху развития туризма в жизни современного человека,

6. Проследить и выявить цели и задачи «человека путешествующего» в древнее и в настоящее времена.

Первобытный человек. Первые путешествия

История возникновения первых путешествий древнего мира

Необходимость в перемещениях и путешествиях возникла у наших предков еще в глубокой древности. Причем термин «путешествие» можно трактовать буквально, так как «ознакомление» с новыми территориями было жизненно необходимо.

Перемещения (миграции) первобытных коллективов, или этносоциальных организмов (ЭСО), могли носить следующий характер:

Внутриэтнические миграции, когда перемещения происходили внутри территории, занимаемой ЭСО.

Этноэмиграция, участие в которой принимали отдельные группы ЭСО. Они выходили за пределы обитания своего коллектива и затем утрачивали с ним структурную связь.

Миграции собственно ЭСО. Это был наиболее часто встречающийся тип миграции в древности. Он, в свою очередь, мог носить характер:

переселения ЭСО — перемещения его на новую территорию;

расселения ЭСО — перемещения одной или нескольких частей первобытного коллектива на другую территорию без потери структурных связей с ЭСО; сегментации ЭСО — по форме представляющей то же самое, что и расселение, но с одновременным созданием собственного ЭСО мигрантов.

Первобытный коллектив, проживая на четко определенной территории, редко нарушал ее границы — это могло повлечь за собой столкновения с другими племенами, на чью территорию он вторгался. Территория обитания ЭСО не могла быть маленькой по размерам, так как она являлась «кормящим ландшафтом» для людей — уровня «присваивающего хозяйства».

Во внутриэтнической миграции принимали участие в той или иной степени все члены коллектива. Это были и сезонные миграции охотников, а впоследствии, когда появляется рыболовство — передвижения рыбаков за нерестящейся рыбой в реках или ее косяками в морях. В полной мере внутриэтническая миграция относится и к собирательству. В поисках съедобных растений, червей, насекомых, разнообразных личинок и т. п. люди должны были, чуть ли ни ежедневно проходить многие километры по «своей» территории.

Этиоэмиграция могла происходить по нескольким причинам. Группа охотников, рыболовов или собирателей могла удалиться на достаточно большое расстояние от своей территории обитания и по объективным причинам не смогла воссоединиться со своим коллективом.

К объективным причинам можно отнести такие факторы, как: климатические (разливы рек, извержение вулканов, сходы лавин и т.д.), биологические (преследования группы людей хищниками или опасными для них крупными животными), социальные (погоня охотников первобытного коллектива за группой, вторгшейся на их территорию).

Вряд ли могли существовать сильные субъективные причины, заставившие первобытных людей покинуть свой коллектив. Жизнь не то что в одиночку, но и небольшой группой была просто невозможна во времена палеолита и мезолита. Недаром одним из наиболее страшных видов наказания было изгнание из племени. Это было осуждение на верную смерть или от хищников, или от голода.

Миграция первобытных людей представляла собой распространенное явление. Переселения были необходимы. Климатические изменения носили, как правило, весьма продолжительный характер: наступление ледников или межледниковые периоды исчислялись десятками и сотнями тысяч лет: Они несли постепенное изменение форы и фауны. Но могли бить и скоротечные катаклизмы, например, землетрясения, которые вынуждали людей покинуть данную территорию. Но на миграции влияли не в последнюю очередь антропогенные факторы (убийства молодняка и самок охотниками).

В эпоху первого общественного разделения труда на оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов начинается дифференциация миграционных процессов в зависимости от вида деятельности. Демографический взрыв придал новую динамику рассматриваемым процессам. С началом неолитической революции происходит изменение обычных маршрутов, меняя их значение. Отныне надо отыскивать более удобные и тучные пастбища для скота, подбирать места для посева злаков, дающих максимальную урожайность. Вид деятельности кочевников-скотоводов прямо предполагал постоянные передвижения

Для скотоводческих племен переселение часто носило характер инвазии, что действительно нередко было похоже на нашествие или нападение. Скотоводческим племенам, в отличие от их предков — охотников, часто приходилось отгонять свои стада во время кочевок через вражеские или засушливые территории.

Первобытные люди не могли часто менять место своего проживания хотя бы потому, что его надо было максимально укреплять против хищников, да и других крупных животных, а это всегда требовало больших и длительных по времени усилий (см. приложение № 1).

В эпоху первобытности начинают закладываться и первые «торговые» маршруты. Обмен осуществлялся не только с соседними племенами, где он носил характер «дарообмена», если взаимоотношения были дружественными, или «немого» — если натянутыми или враждебными. Иногда «товар» мог пройти сотни, а то и тысячи километров, прежде чем доходил до потребителя. Нужность того или иного продукта порождала спрос на него, его могли специально «заказывать»! Фигура же странствующего «торговца» считалось в то время неприкосновенной.

В доисторические времена наши предки, «путешествуя», в основном руководились внешней мотивацией, т.е. объективными причинами, главной из которых было – выживание. Человек в те далекие времена был, практически, полностью зависим от природы. Любые природные изменения могли стоить жизни. Уничтожение конкретных животных и растений не подлежало восстановлению в эпоху палеолита и мезолита, люди еще не знали скотоводства и земледелия. Зачастую единственно возможным выходом из кризисной ситуации был исход из родных мест в надежде найти что-то лучшее. На странствия человека путешествующего в древние времена влияла не только внешняя мотивация, ее причины, но и внутренняя. Принятие и хожение в гости можно характеризовать именно как внутреннюю мотивацию.

К внутренней мотивации относятся и «эмоции новизны», выражающиеся в стремлении расширить круг средств, удовлетворяющих потребности, путем ознакомления со всяким новым, неведомым и невиданным предметом, и импульсивное стремление к экономическому общению.

mirznanii.com

Типология Гиппократа — Студия Григория Рейнина

Типология человека, приписываемая древнегреческому врачу Гиппократу, по сути является типологией темпераментов.

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с анатомической точки зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.Темперамент — это индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека, и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания и остающиеся почти неизменными в процессе всей жизни.

Слово «темперамент» (от лат. temperans, «умеренный») в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» (греч. κράσις, «слияние, смешивание») ввёл древнегреческий врач Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека.

По мнению Гиппократа, изложенному в сочинении «О древней медицине», жизнь зависит от взаимодействия четырех стихий: воздуха, воды, огня и земли, которые соответствуют четырем состояниям: холодному, теплому, сухому и влажному. Для поддержания жизнедеятельности организму необходимо врожденное тепло тела, воздух, поступающий снаружи, и соки, получаемые с пищей. Всем этим управляет мощная жизненная сила, которую Гиппократ называл Природой.

В другом своем сочинении «О священной болезни» Гиппократ делит людей в зависимости от «порчи» мозга на желчных и флегматиков. Так зародилось его учение о темпераменте.

Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладанием в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):

  • Преобладание жёлтой желчи (греч. χολή, холе, «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» — холериком.
  • Преобладание лимфы (греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным — флегматиком.
  • Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником.
  • Преобладание чёрной желчи (греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом.

В организме человека эти жидкости находятся в определенном количественном соотношении, нарушение которого приводит к расстройству психической деятельности.

Эта концепция до сих пор оказывает глубокое влияние на литературу, искусство и науку.

Описание особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они четко выражены, но люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

Флегматик: Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.

Холерик: Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник: Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик: Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

www.grig.spb.ru

Общая психология. Лекция 5 (часть2) (Конспект лекций по общей психологии)

второе высшее образование "психология" в формате MBAпредмет: Общая психологияКонспект лекций (2011)Читает: Пальм Галина АркадьевнаЛекция №5 (9-10)
5.4. Типологии личностиКонституциональная типология Э.Кречмера (1924)Типология личности У.Шелдона (1940)Ценностная типология Э.Шпрангера (1928)Типология личности К.Юнга

типы личности

Многочисленные попытки создать типологию личности уходят корнями в глубокую древность и являются свидетельством потребности человека внести какой-то порядок, систему в хаос индивидуальных разногласий.

Тип - это обозначение комплекса отдельных черт, по наличию (отсутствию) которых человек может быть отнесен к данному типу.

За всю историю психологии было предложено многочленное количество разных типологий. При этом некоторые из них подчеркивают роль одной ведущей возможности, которая организует вокруг себя все основные характеристики; другие акцентируют внимание на определенной комбинации качеств. Одни типологии базируются на эмпирических данных, другие - на теоретических положениях. Одни типологии обосновываются на выделении биологических аспектов (например, тип телосложения), другие - на выделении социальных особенностей человека (например, системы ценностей).Несмотря на большое разнообразие типологий, они имеют общие черты:

  1. типологии определяют рамки, в пределах которых находится место для любого индивида. Иначе говоря, типологии обладают определенной универсальностью, любого человека при желании можно "подвести под тип" и даже под неограниченное число типов;
  2. типы всегда состоят из отчетливого набора отдельных личностных качеств, даже если определение типа зависит от единой организующей характеристики;
  3. типология должна обладать определенной устойчивостью, способностью сохраняться в случае изменений в жизни индивида, поэтому всякая классификация тяготеет к описанию всеобъемлющих и постоянных черт личности.
Эти специфические черты типологий определяют ограниченность, свойственную каждой из них. В конце-концов, любая типология определяется теми практическими заданиями, которые ставит перед собой автор и работает в рамках решения этих конкретно-практических заданий.

Конституциональная типология Э.Кречмера (1924)

Немецкий психиатр и психолог Э.Кречмер обратил внимание на то, что определенным группам психических заболеваний соответствует определенный тип телосложения (конституция). Он пришел к выводу, что и у нормальных людей с тем или другим типом телосложения можно выделить черты характера, патологически обостренные при заболевании, а в норме сглаженные, менее выраженные. В 1924 г. Э.Кречмер опубликовал работу "Строение тела и характер", в которой описал основные типы:

1. Астенический: небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего роста. Это обычно худой и тонкий человек, вследствие своей худобы он кажется выше, чем есть на самом деле. Тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. (шизофрения, погруженность в себя, закрытость)

2. Атлетический: присущи очень развитый скелет и мускулатура. Среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой и большой головой. (эпилептики, внезапные резкие вспышки гнева)

3. Пикнический: отличается очень развитым внутренними полостями тела (головы, грудной клетки, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Это человек среднего роста с короткой шеей. (маниакально-депрессивный психоз, стадия мании и агрессии)

4. Диспластический: имеет девиантные аспекты строения тела, редкостные, странные и уродливые.(лептосоматик=астеник)

Исследование 260 психотиков позволило Кречмеру сделать вывод о том, что существует явная связь между склонностью к маниакально-депрессивному психозу и пикническим типом строения тела, а также между склонностью к шизофрении астеников, атлетиков и некоторых диспластиков.

Типология личности У.Шелдона (1940)

3 соматотипа

1) Эндоморфный тип (пикник), висцеротония2) Мезоморфный тип (атлетик), соматотония3) Эктоморфный тип (астеник), церебротония (голова, ум)

Ценностная типология Э.Шпрангер 1928.

В основе этой типологии, предложенной немецким философом, психологом и педагогом Э.Шпрангером в 1928 г. лежит допущение о том, что возможна классификация по признаку доминирующей жизненной ценности, которая формирует и определяет в целом личность человека. Им была предложена типология, которая состоит из 6 идеальных ценностных типов:

  1. Теоретический человек - главная жизненная ценность - познание, теоретизирование, раскрытие связей, истина любой ценой. В наиболее чистом виде этот тип воплощен в профессиональных ученых.
  2. Экономический человек - на первое место во всех жизненных отношениях человек ставит пользу. Он экономит энергию, силы, время - только бы получить из этого максимальную пользу.
  3. Эстетический человек - суть эстетического человека наиболее кратко можно сформулировать как стремление к оформленному высказыванию своих впечатлений. Эстетический тип, как и теоретический, беспомощен перед экономическими условиями жизни. При рассмотрении эстетического типа имеются в виду не столько деятели искусства, сколько люди, которые имеют внутреннюю структуру эстетического типа.
  4. Социальный человек - ведущая потребность - это потребность в самоотречении ради других. Социальная направленность в своем высшем проявлении - любовь. Именно любовь открывает в другом человеке (в одном, нескольких или многих) потенциального носителя определенных ценностей, и человек находит смысл своей жизни в преданности этим людям.
  5. Политический человек - смысл и главная цель жизни - власть, т.е.способность и стремление делать собственную ценностную направленность ведущим мотивом для других людей.
  6. Религиозный человек - человек, чья духовная структура постоянно и вся полностью направлена на достижение высшего переживания ценностей.
Типология личности К.Юнга

В 1921 г.Юнг опубликовал свой монументальный труд "Психологические типы, или психология индивидуальности".

В то время, как более ранние классификации строились на основе наблюдений за темпераментом или поведением, базовым понятием для модели Юнга было определенное специфическое направление, на которое тот или другой человек обычно или преимущественно ориентируется в мире. С этой точки зрения Юнг выделил две личностные установки (экстраверсию и интроверсию) и четыре функции, или типы ориентации (мышление, ощущение, чувство и интуицию). Каждая функция может действовать экстравертивным или интровертивным образом, так образуются 8 типологических групп:Интровертный мыслительный типЭкстравертный мыслительный типИнтровертный чувствующий типЭкстравертный чувствующий типИнтровертный ощущающий типЭкстравертный ощущающий типИнтровертный интуитивный типЭкстравертный интуитивный тип

Кроме того, функции делятся на рациональные (мышление и чувство) и иррациональные (ощущение и интуиция). Таким образом, из восьми типов четыре являются рациональными, четыре - иррациональными.

У каждого человека одна из функций неизменно является более развитой, чем другие. Это основная или ведущая функция, которую мы осуществляем автоматически, поскольку она кажется наиболее естественной и предоставляет определенные преимущества. Это неизбежно приводит к тому, что какие-то функции как бы остаются без внимания, недостаточно развиваются (вспомогательные функции). На практике вспомогательная функция всегда такова, что ее природа (рациональная или иррациональная) отличается от ведущей функции. Например, интуиция не может быть вспомогательной функцией, когда доминирует ощущение и наоборот. Это происходит потому, что эффективное ощущение требует фокусировки на информации органов чувств из внешнего мира. А это не совместимо с интуицией, которая "ощущает" то, что происходит в мире внутреннем. Функция, которая не может стать вспомогательной, поскольку имеет одну природу с ведущей функцией, занимает позицию функции подчиненной, чтобы отличить ее от других функций, которые не являются ведущими, ее иногда называют "четвертая функция". В юнговской модели подчиненная или четвертая функция, неизменно имеет ту же самую природу, что и функция ведущая: когда, например, рациональная умственная функция наиболее развита, другая рациональная функция (чувство) будет подчиненной. Если доминирует ощущение, то интуиция, другая иррациональная функция, будет подчиненной и т.д. Исходя из этих общих положений, могут быть описаны выделенные 8 типов личности. Так, для экстравертного мыслительного типа соотношение функций будет таким: ведущая функция - экстравертное мышление, подчиненная - интровертное чувство, дополнительные функции - ощущение и интуиция.

типология личности Юнга

anchiktigra.livejournal.com

классификация, определение и особенности :: SYL.ru

Древняя мифология прочно ассоциируется в сознании современного человека с загадочной Элладой. Именно в Древней Греции этот жанр зародился и получил небывалый расцвет. Что же такое миф, в чем его специфика и какие виды выделяются? Давайте разберемся.

виды мифов

Понятие и суть

Слово «миф» в переводе с языка древних греков означает «сказание» или «предание». Чаще всего основной тематикой подобных произведений была жизнь богов и богоподобных существ, однако нередко в текстах главными действующими лицами становились обыкновенные люди. Мифология представляет собой целостную картину, совокупность разрозненных сказаний.

Создавая мифы, древние люди верили в реальность происходящих в них событий, в этих текстах человек пытался найти объяснение непонятных ему явлений, поэтому первый и важнейший жанровый признак – единство рационального и иррационального начал. Существа, наделенные сверхъестественной силой – боги и богоподобные создания – обитали на небе, под землей и чаще всего походили на людей как внешне, так и особенностями характера. Им были присущи жадность, злоба, коварство, благородство, они влюблялись и страдали, умирали и враждовали друг с другом. Но от людей их отличало наличие особой силы.

миф и мифология виды мифов

Значение мифологии

В литературоведении принято выделять функции мифов, которые представлены в таблице.

О роли мифов

Функция

Описание

Коммуникационная

При помощи мифа древние люди передавали накопленные опыт и знания от поколения к поколению

Познавательная

Создавая подобные произведения, человек постигал мир, свое место в нем, пытался объяснить причины малопонятных ему явлений природы, чередование времен года, собственную смерть

Миф воспринимался сознанием древнего человека как правда, достоверный рассказ о том, что происходило в реальности. При помощи этих произведений люди не только пытались объяснить себе причины непонятных им явлений, но и сформировать собственную картину мира.

Типология

Принято выделить несколько видов мифов:

  • Этиологические. Представляют собой попытку древнего человека объяснить причины природных явлений: грозы и грома, землетрясений и ураганов. Конечно, этиологическая функция в целом присуща большинству произведений жанра, но есть определенная группа мифов, в которых именно эта особенность играет главенствующую роль. Чаще всего такие мифы встречаются у первобытных жителей планеты Земля и с развитием цивилизации они постепенно стали менее популярны. Примером может служить греческий миф об Арахне, талантливой ткачихе, которая была наказана богиней Афиной за горделивость и обращена в паука, обреченного вечно плести свою паутину.
  • Космогонические. Их выдает уже более сложное сознание, появляются такие тексты у большинства древних народов, поскольку человек пытался найти свое место в мире. Это мифы, объясняющие происхождение космоса и богов, земли и людей. Нередко в текстах можно обнаружить вкрапления теории создания мира из хаоса. У многих народностей присутствует своя космогоническая картина мира, но можно выявить и сходные моменты. Например, греки верили, что в Хаосе самозародились первые божества, Уран и Гея, которые и создали остальной мир и его жителей.
  • Антропогонические. Некоторыми исследователями включаются в группу космологических, другими выделяются в самостоятельный тип. Это мифы о происхождении человека. Так, пример из греческой мифологии можно привести такой: титан Прометей создал людей из земли и попросил богиню Афину вдохнуть в них жизнь.
  • Тотемические. Представляют собой попытку объяснить родство племени с неким животным-тотемом, которое понималось как предок-родоначальник.
  • Астральные, лунарные и солярные. Это тексты о звездах, планетах, Луне и Солнце. Очень много подобных примеров можно обнаружить в восточной мифологии или в преданиях древних индейцев. В греческой мифологии есть упоминание о том, что бог солнца Гелиос, проезжая по небу на своей колеснице, вызывает приход дня.
  • Календарные. В них древнее сознание пыталось найти объяснение цикличности в природе: смене дня и ночи, времен года. Нередко в таких текстах божество умирает и воскресает, символизируя собой возрождение самой природы, победу добра над злом.
  • Героические. Появились намного позднее вышеперечисленных видов мифов, с примерами которых мы познакомимся позднее. Представляют собой описание подвигов и биографию героя-человека. Чаще всего он отличался мужественностью и силой или обладал какими-либо уникальными особенностями. Странствуя по миру, герой совершал подвиги, защищал простых людей, уничтожал чудовищ. Такие произведения считаются основой появившегося значительно позднее героического эпоса. Таковы подвиги Геракла, Тесея, Персея и других персонажей из греческого мифотворчества.
  • Наконец, очень интересны мифы эсхатологические, представляющие собой попытку древних придумать гипотезу конца света. Встречаются такие у многих народов.

В понимании особенностей сознания представителей той или иной цивилизации особую роль играют миф и мифология. Виды мифов отличаются многообразием, но схожие сюжеты нередко встречаются у различных народов, которые географически были разобщены друг от друга. Эту странность исследователи пытаются разгадать уже много лет, но пока нет четкой гипотезы с достоверными аргументами.

виды мифов с примерами

Иной подход к классификации

Нередко можно встретить и выделенные иначе виды мифов:

  • шумерские;
  • библейские;
  • античные;
  • скандинавские;
  • египетские;
  • древних индейцев.

Каждый из них отличается уникальной спецификой, собственными сюжетами и героями, своим пониманием космогонии и места человека в мире.

виды мифов древней греции

Мифология Эллады

Рассмотрим виды мифов Древней Греции. Исследователи выделяют три периода в развитии мифотворчества Эллады, информация о которых представлена в таблице.

Периодизация греческой мифологии

Период

Особенности

Доолимпийский

Мир населяли демоны и существа, обладающие могучей силой, нередко сверхъестественными навыками. Силы природы обожествляются, четкой картины мира пока нет, есть фетишизм и анимизм

Олимпийский

Появляется четко сформированный пантеон богов, во главе которого находится Зевс-громовержец, а каждому божеству присваиваются определенные функции. Появляются герои, которые нередко вступают в схватку с чудовищами и одолевают их

Поздний героический

На смену богам приходят обычные люди – герои, которые совершают подвиги и прославляют свое имя.

Появление олимпийских мифов связано прежде всего с тем, что человек уже сумел подчинил себе природу, поэтому то или иное явление объяснялось уже не волей некоего мистического демона, а действием человекоподобного бога, который, хотя и обладал бессмертием и силой, но выглядел как обычный человек. Именно в этот период появляется знаменитый цикл о 12 подвигах Геракла и о странствиях хитроумного Одиссея.

понятие мифа виды мифов

Типология греческих мифов

Принято выделять два основных вида мифов античной Греции:

  • космогонические;
  • героические.

Первые посвящены осмыслению создания мира, вторые раскрывают отважные похождения героев. Для формирования у человека картины сотворения мира и жизни очень важны миф и мифология. Виды мифов Древней Эллады – яркое тому доказательство. Так, греки сначала сформировали свою космогонию, а лишь потом стали придумывать сказания о подвигах простых смертных. Мир был создан из Хаоса, в котором зародились два первых бога – Уран и Гея, супружеская пара и одновременно брат и сестра. Именно они породили циклопов, титанов и младших богов. История Олимпа строилась в кровопролитных войнах, имелось в ней восстание титанов против отца, и попытка Урана уничтожить своих детей – будущих жителей Олимпа, и свержение самого Урана собственным сыном – Зевсом.

основные виды мифов в философии

Пантеон древних греков

Мы рассмотрели понятие мифа и виды мифов. Теперь познакомимся с основными жителями Олимпа:

  • Зевс - верховное божество, бог-громовержец, суровый и властный.
  • Гера - супруга верховного бога, богиня домашнего очага и семьи.
  • Афина - покровительница мудрости и честного боя.
  • Афродита – прекрасная богиня любви.
  • Артемида – божество охоты.
  • Аид – брат Зевса, владелец подземного царства мертвых.
  • Посейдон – бог морей и океанов.
  • Арес – бог кровопролитного боя.
  • Деметра – богиня плодородия и богатого урожая.
  • Гермес - покровительствовал торговле и искусству.
  • Аполлон – бог науки и покровитель муз.

Каждый бог имел свое предназначение, но объединяло их одно – возможность помогать людям. Нередко божества проявляли своенравие и наказывали своих «подопечных», поэтому, дабы их задобрить, приносились жертвы. Почетом и уважением пользовались жрецы – служители олимпийцев.

виды и значение мифов

Популярные герои-люди

Виды и значение мифов Древней Греции мы коротко описали. Теперь рассмотрим, какие герои-обычные люди в них действовали.

  • Сыновья Зевса и смертных женщин: Персей – спаситель прекрасной Андромеды от морского чудовища и победитель Медузы Горгоны; Геракл, совершивший знаменитые 12 подвигов. Оба героя – сыновья Зевса.
  • Простые смертные: Тесей, сумевший победить Минотавра и выбраться из запутанного лабиринта; музыкант Орфей, чье волшебное пение пленяло слух и богов, и смертных; гениальный создатель Дедал, который воплотил в жизнь мечту воспарить над землей и поплатился за это самым ценным – жизнью любимого сына.

Нередко людям божества помогали, иногда – соперничали с ними. И если в олимпийских мифах нашло отражение понимание греками устройства мира, то в героических текстах отображены, прежде всего, представления об идеальном человеке.

мифы древней греции

Основные виды мифов в философии

Философская наука признает важность и значимость мифов в искусстве и придерживается их традиционной классификации на космогонические и героические. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие философы в своих трудах использовали мифологические сюжеты.

Виды мифов отличаются многообразием, эти тексты помогают нам проникнуть в сознание древних людей и понять, как именно они объясняли то или иное явление, какие человеческие качества для них были важны, как представлялся им процесс сотворения мира и его гибель.

www.syl.ru

27. Типология культуры. Основные подходы к исторической типологии культуры.

Присущее культуремногообразие проявлений, се способность выполнять различные функции, а также ее взаимодействие с различными компонентами природы и общества порождают необходимость в типологии культур. Типология — это научный метод, позволяющий систематизировать культурные объекты по общности каких-либо их признаков. При таком подходе типология культуры позволяет выделить и классифицировать различные группы культурных объектов для более полного их изучения, сравнения и описания. В современной культурологии сложились два основных методологических подхода к типологизапии культур. Первый из них рассматривает культуру в диахроническом аспекте, т.е. в ее историческом развитии, и дает различные модели исторической типологии. Второй подход типологизирует культуру в синхронном аспекте — через пространственное размещение культурных центров и их взаимодействие между собой.

Исторические типологии культур:

Типологии данной группы основываются на выделении в мировой истории отдельных исторических периодов и эпох, в рамках которых возникали и функционировали различные конкретно-исторические типы культуры. Исторические типологии базируются на христианском представлении о времени как линейно направленном процессе от прошлого через настоящее в будущее. При этом в Средние века на этой линии всемирно-исторического развития выделяли четыре царства (Ассирийское, Персидское, Македонское и Римское), развитие которых происходило циклически в соответствии с природными процессами смены времен года, а также в соответствии с делением по возрастам человечества (младенчество, юность, зрелость и старость).

1. Этнографическая типология культур:(Сегодня история и культурология используют типологию культуры на основе возрастов человечества, построив ее уже на базе новейших данных науки.)

-Хозяйственно-культурная классификация, созданная отечественными учеными-этнографами, выделяет хозяйственно-культурные типы — комплексы особенностей хозяйства и культуры, которые складываются исторически у разных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных условиях среды. Число хозяйственно-культурных типов ограниченно и может быть увязано с этапами социально-экономического развития общества. Правда, данная типология касается только традиционных культур и не продвинута далее Средних веков.

В первобытно-общинной эпохе выделяют группу присваивающих хозяйственно-культурных типов — бродячие охотники и собиратели, представленные в разных вариантах в зависимости от природных условий. Так, выделяют специализированную охоту и собирательство в тропиках; охоту, рыболовство и собирательство в умеренном поясе; пешую таежную охоту; арктическую охоту на морского зверя; охоту на оленя; охоту, рыболовство и собирательство с зачатками земледелия и животноводства.

Затем появились производящие (ранние) хозяйственно-культурные типы, в которых ведущее место постепенно заняли земледелие и скотоводство: комплексное хозяйство ранних земледельцев субтропиков; земледелие и животноводство умеренного пояса в древности; ручное земледелие тропиков. Группа производящих (развитых) хозяйственно-культурных типов связана с появлением восточных цивилизаций и включает пастушеское скотоводство, кочевое скотоводство и плужное земледелие.

2.Типология на основе материалов и технологий, используемых человечеством(Наиболее распространена типология культуры, делящая всю историю человечества на четыре периода: каменный, медный, бронзовый и железный века.)

-Каменный век - древнейший период в развитии человеческой культуры, на протяжении которою орудия труда и оружие изготовлялись из камня, а люди научились добывать огонь искусственным путем. Современная наука делит каменный век на три этапа — древнекаменный (палеолит), когда, собственно, и ноя- вился человек разумный; среднскамснный (мезолит), когда были изобретены копье, лук и стрелы; новокаменный (неолит), когда человек перешел от присвоения плодов земли к их выращиванию, скотоводству. В силу важности этою перехода в науке его называют неолитической революцией. В каменном веке появились зачатки искусства — наскальные рисунки, скульптура из камня и кости, глиняная посуда, а также примитивные религиозные культы — тотемизм — вера в кровнородственную связь человеческого рода с определенным видом животных или растений; фетишизм — поклонение неодушевленным предметам; анимизм — вера в души и духов; магия — вера в способность влиять на окружающие предметы и явления с помощью колдовских действий.

-Медный век — период в развитии первобытной культуры, на протяжении которою сформировался и укрепился родовой строй. Наряду с каменными, деревянными и костяными орудиями труда появились медные орудия и изделия как результат зарождающейся металлургии. Хозяйственная деятельность стала более разнообразной: наряду с охотой и собирательством развивались скотоводство и мотыжное земледелие. Формируются элементы пиктографии — рисуночного письма, облегчающего духовную преемственность поколений. Главным достижением культуры медного века стало изобретение колеса.

-Бронзовый век — время возникновения и расцвета древнейших мировых цивилизаций — шумерской и древнеегипетской. Создание бронзы (сплава меди и олова) позволило изготовлять настоящее оружие и соответственно появились настоящие армии и начались настоящие войны, являющиеся мощным двигателем прогресса. Эти цивилизации обогатили культуру человечества: появились плуг, стекло, были построены ирригационные системы, величественные дворцы и пирамиды, они оставили выразительную настенную и погребальную живопись, а также скульптуру. Кроме того, они дали человечеству первые системы письменности — клинопись и иероглифическое письмо, такие важные научные знания, как десятеричная и шестидесятеричная системы исчисления, основы алгебры, геометрии, астрономии, первые календари, солнечные и водяные часы.

-Железный век вошел в историю мировой культуры открытием технологии получения железа, изготовлением из него оружия и орудий для земледелия и обработки стройматериалов. Некоторые культуры перешли в железный век уже к концу II тысячелетия до н.э. Среди них античная культура, во многом ставшая основой современной европейской культуры и цивилизации. Этот период продолжается до настоящего времени, так как и сейчас 95 % всех металлических изделий изготовляется из железорудного сырья, хотя современные технологии обработки железа качественно отличаются от примитивных технологий трехтысячелетней давности.

3. Формационная типология

Формационная типология культур долгое время господствовала в отечественной науке, в соответствии с которой история разделялась на эпохи, которые трактовались как определенные общественно-экономические формации. Данная типология основывалась на утверждении, что способ производства определяет надстройку, элементом которой является культура. С изменением способа производства изменялись формация в целом и содержание ее культуры — качественный состав элементов культуры, характер связей между ними, трансформировались ее функции, роль в системе духовных ценностей и т.п. Отсюда делался вывод, что тип культуры совпадает с типом общественно-экономической формации. В соответствии с этим в культурной истории человечества выделялись типы культуры первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический.

По мнению сторонников этой типологии, реальная всемирная история, начиная с первобытного общества и кончая капиталистическим, — всего лишь предыстория человечества. Культура и духовная жизнь в эту эпоху не имеют самостоятельного значения, поскольку особенности жизни человека и общества обусловлены способом производства и воспроизводства людьми своей материальной жизни. Материальное производство каждого общества развивается в следующей последовательности: общинное производство, азиатский способ производства, производство мелких производителей-собственников, наемный труд. Капиталистическая форма производства постепенно становится универсальной и наиболее эффективной, что приводит человечество к переходу издоистории в историю, из царства необходимости в царство свободы.

Формационная типология дополнялась классовой типологией культур, в соответствии с которой каждый класс антагонистических формаций (рабоатадельческой, феодальной и капиталистической) создавал свой тип культуры. Эти культуры противостояли друг другу так же, как их создатели, — рабы и рабовладельцы, феодалы и зависимые крестьяне, буржуазия и пролетариат.

4. типология культур Г. Мак-Люэна

Канадский социолог Герберт Маршалл Мак-Люэн (1911 — 1980) предложил типологию культур, основанную на идее, что средоточием культуры являются средства общения, которые формируют сознание людей и их образ жизни. В соответствии с этим он выделял дописьменные (бесписьменные), письменные (книжные) и экранные (информационные) общества и культуры.

-В дописьменном обществе человек передавал свой жизненный опыт с помощью устной речи, которая доминировала в общении людей, будучи вплетенной в практическую деятельность «племенного человека». Поэтому здесь восприятие мира и все формы общения основаны на слухе и других органах чувств. Человек в этом типе культуры еще не отделяет себя от других членов общества, мышление его преимущественно мифологическое, а восприятие мира — синкретическое. В дописьменных культурах особое внимание уделяется ритуалам, гаданиям, пророчествам. Они построены на обычаях и коллективном опыте, выступающих как форма социальной памяти. Поэтому дописьменная культура придаст большое значение природным приметам, которые помогают запомнить время начала сельскохозяйственных работ, ориентирована на материальные предметы и вещи, помогающие сохранять приобретенный опыт (форма вещей непосредственно связана с материалами, из которых они сделаны, а значит, и с технологией изготовления). Важнейшим средством общения и передачи информации здесь является язык, который не только обеспечивает непосредственное общение людей, их трудовую деятельность, но и создаст предпосылки для формирования духовной сферы культуры. Этот период в истории культуры самый длительный.

-Письменные культуры формируются впервые в цивилизациях Древнего Востока (Шумер. Древний Египет) около IV тысячелетия до н.э. и существуют в наше время. Основу этого типа культуры составляет письмо, имеющее разную технику, опирающееся на разные языки, разные культурные традиции и формы духовной культуры. Зарождение письменности существенно меняет культуру, стимулируя развитие и распространение рационального знания, расширение социальных отношений, возникновение социальных иерархий и формирование национального государства. Кроме того, письменность является самой эффективной формой коллективной памяти.

В развитии письменной культуры особым этапом становится изобретение книгопечатания, которое сформировало новый взгляд на мир в виде линейной перспективы. Не слух и осязание, а зрение стало определять образ мира наступившей эпохи. С этого времени все больше людей получает возможность приобщаться к любым знаниям, в европейской культуре окончательно закрепляется доминирующее положение науки, следствием чего является развитие техники и промышленная революция.

С тех пор начались процессы фрагментации общества и отчуждения человека: печатное слово позволило познавать мир индивидуально, вне коллективного сознания общины. Кроме того, книга стала первым стандартно воспроизводимым товаром, т.е. первым продуктом массового производства.

-Информационная, или экранная, культура рождается в условиях господства электроники, когда современные средства массовой коммуникации создают принципиально новые формы общения. Переход от книги к экрану как главному средству общения в некотором смысле вернул людей XX в. на начальную ступень развития, усилив значение осязания и слуха в общении с другими людьми, возвратив культуру к устной традиции. Однако ее принципиальное отличие от первобытности состоит в том, что установлена глобальная коммуникативная сеть. Поэтому информационная культура дает возможность каждому человеку, располагающему современными средствами связи, получить любые знания, не выходя из дома. Она упрощает контакты между людьми, разрушая национальные, государственные и культурные границы между ними, активно формируя единую мировую культуру, основанную на глобальных технологиях.

На первом этапе электронная технология (космическая связь, портативная видеозапись и т.п.) создала новый тип социального общения, в котором выравниваются искажения и диспропорции, вызванные географией и экономикой, усиливается взаимопонимание между различными слоями общества и народами. На более высоких стадиях электронная революция выступила в качестве первопричины крупных социальных перемен (СМИ диктуют культуру). Информационная технология, соединенная с аудиовизуальными средствами, создает целый мир поведенческих моделей, которые ежедневно на работе и в быту окружают человека и программируют его деятельность во все возрастающих масштабах.

Второй этап коммуникативной революции связан с тремя великими инновациями: спутниковая связь, создание оптоволоконных кабелей и кабельных сетей, цифровых электронных устройств с применением микропроцессоров и интегральных схем для скоростного приема и передачи информации. Это открыло доступ любому человеку, в любой точке Земли к базам данных и знаний, если он имеет терминальное устройство (или компьютер) для ввода и вывода информации, включенной в единую интегрированную систему связи. Благодаря подобным интеллектуально-технологическим системам цивилизация и культура переходят в принципиально новое состояние — глобальный гиперинтеллект (индустрия данных и знаний). Компьютеризация создаст технологическую основу информатизации общества, в котором информатика и владение компьютером является второй грамотностью, повышающей интеллектуальные и творческие способности человека

studfiles.net

О типах людей / Kolesnik.ru

pic

Личный успех сегодня все больше зависит от коммуникаций. При этом количество контактов в наших адресных книгах, не говоря уже о социальных сетях, исчисляется сотнями и даже тысячами и продолжает расти, чего не скажешь о качестве. Один из возможных путей решения этой проблемы — использование той или иной типологии людей: определение типа партнера и подстройка формы и содержания коммуникаций под этот тип.

Попытки классификации людей вызывают у многих вполне понятное сопротивление («меня посчитали»), однако для профессионалов — хэдхантеров, сейлзов, тренеров — этот подход вся чаще становится нормой. В конце концов, каждый из нас интуитивно строит по жизни свою эмпирическую типологию, просто до системы мало кто доходит. Да и с точки зрения личного развития тоже не вредно узнать о себе чуть больше. Так что оставим пока за кадром плюсы и минусы этого подхода и просто попробуем составить объемное представление о существующих типологиях.

Для удобства я разделил типологии на четыре группы: природные, символические, ролевые и динамические.

Природные типологии

Это типологии, которые основываются на тех или иных представлениях о природе вещей — мира в целом или психики в частности. Они разделяют общий постулат о существовании изначальной природы вещей и соответственно человеческих типов, предопределенных устройством мира, личной историей человека, генетикой и т.д. Переходы между типами в этих типологиях, как правило, либо невозможны, либо очень затруднительны, либо имеют негативный смысл (пракрити и викрити в аюрведе).

Четыре темперамента — самая, наверно, старая в западном мире типология, создание которой приписывают Гиппократу, который считал, что поведение человека обусловлено преобладанием в его организме одного из четырех элементов — «жизненных соков»: крови, желчи, черной желчи и лимфы, что дает четыре психофизических типа — сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. В разных формах эту типологию развивали Гален, Авиценна, Кант, Штайнер, Павлов, Айзенк, Фромм и другие. С середины двадцатого века она стала терять актуальность и вливаться в другие типологии.

Три доши — Вата, Питта и Капха — определяют аюрведические типы психофизической конституции (помимо трех основных существуют также комбинированные типы). Интерес

kolesnik.ru

Типология человека

Подробности Категория: Лекции МИП по философии

Самое важное деление людей – на мужчин и женщин. Это коренное различие людей. В Древнем Китае все вещи и явления делились на «инь» и «янь». Янь – мужское начало, а инь – женское. Многообразие жизни человека, его многокрасочность, многоцветность, богатство в значительной степени обуславливается противоположностью полов.

Женский и мужской пол — два начала жизни. Женский пол отвечает за сохранение и устойчивость; мужской — за изменчивость и обновление. Женщина воплощает в себе начало сохранения, гармонии жизни. Она обеспечивает тыл жизни, ее устойчивость, продолжение. Мужчина воплощает в себе начало изменения, трансформации, дерзания, риска, борьбы, диспропорции. Он отвечает за передний край борьбы за жизнь, за ее прогресс.

Наличие мужчин и женщин в обществе — первое и главное условие его существования, развития и прогресса.

Возрастное различие людей. В обществе в один и тот же момент времени сосуществуют и взаимодействуют разные поколения: дети, юные-молодые, взрослые, старики. Это обеспечивает баланс динамизма и стабильности жизни. Молодые придают жизни нужный динамизм. Старики оказывают стабилизирующее влияние на нее.

Этническое деление людей. Этнос – это не только различие языка, культуры, но и различие физиологических типов человека. То и другое различие создает многообразие этносов. Чем больше этносов, тем богаче в целом человечество. Как из четырех нуклеотидов создается весь генотип человека, так из немногих этносов создается алфавит культуры человечества в целом.

Деление людей на городских и сельских. Жизнь в деревне — в основном растительная и животная. Жизнь в большом городе — по преимуществу культурная. Деревня и город дополняют друг друга: воспроизводство живой жизни, рост народонаселения идет, главным образом, за счет деревни; прогресс культуры, улучшение качества жизни идет, в основном, за счет города.

Малая деревня и большой город (мегаполис) — это своеобразные полюсы деревенской и городской жизни. Между ними — разные промежуточные формы, такие как поселки городского типа и малые города.

Деление людей по профессиональному признаку. Профессия для современного человека практически также важна как наличие полового признака. Взрослый человек, не овладевший той или иной профессией, — не состоялся как человек.

Частным случаем деления людей по профессиональному признаку является их деление на работников физического и умственного труда.

Людей делят обычно еще на богатых и бедных. Люди неравны по своему имущественному положению. Большинство людей — не богатые, не бедные, т.е. занимают среднее положение между самыми богатыми и самыми бедными. И именно это большинство «делает, творит историю», создает культуру, материальное и духовное богатство общества. Когда человек не богат, не беден — он, с одной стороны, не поглощен всецело поиском куска хлеба, не задавлен нуждой, а с другой, имеет стимул к совершенствованию, повышению своего благосостояния.

 

studfilosed.ru


Смотрите также