Древний город ниневия. Атлас, Города и страны, моря и океаны. Вокруг Света, Тайны ХХ века, Целый мир в твоих руках
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Альтернативный взгляд. Древний город ниневия


Древний город Ниневия

История появления Ниневии

История создания «логовища львов» довольна необычна. Так как Ниневия упоминается не только в исторических источниках, но и в Библии, то она имеет два различных варианта происхождения. Согласно первому, библейскому варианту, город построил некий Ассур — сын Сима. Сегодня же ассур стало именем нарицательным, которое обозначает еврейский народ в целом. По преданию, у города была недолгая жизнь, потому что Бог решил разрушить его, а оповестить об этом он отправил Иона. Ион попал в Ниневию только со второго приказа Господа, так как пророк не хотел выполнять это указание. Если обратиться к исторической литературе, то окажется, что Ниневию построил Синаххериб, сын правителя Ассирии, однако, «город крови» упоминается уже в 1930 г. до н. э. Это означает, что город существовал давно, но вторую жизнь он пробрёл, став столицей при Синаххерибе. Ниневия была очень богата внутри и хорошо защищена снаружи. Её улицы были ровными, гладкими и просторными. Самой широкой улицей в 26 метров считалась Царская, она была залита асфальтом, по её обеим сторонам стояли статуи. Дворец царя был украшен плитами, на которых изображались войны, крепости, рабы, возводящие дворцы и храмы.

Само слово «Ниневия» происходит от хурритского Ni-nu-a-a. Оно упоминается в надписях царя Дунги, жившего в XXIV веке до н. э. Ниневию по-другому называют Ninua, что означает «селиться».

Территориально Ниневия была расположена очень удачно: она находилась в восточной части реки Тигр. В древние времена он занимал площадь от холма Куюнжик до современного поселения Наби-Юнус. В III тыс. город являлся центром культа богини Хуррита под названием Шавушки. При Ашшурубаллите Ниневия насильно была присоединена к Ассирии, но в 612 г. она была разрушена до основания. 

История поселений в Ниневии

На сегодняшний день историкам мало известно о поселениях на просторах Ниневии, особенно это касается времён эллинов и персов. Однако до наших дней сохранились записи некоторых современников Эллады. Опираясь на данные древнегреческого историка Кнесия, можно сделать вывод, что в V–IV вв. до н. э. на месте города находились руины, а все жители переместились в неизвестном направлении. То же самое подтверждает и Ксенофонт, афинский историк и писатель. Однако Кнесий и Ксенофонт ошибочно полагали, что те развалины, которые они видели, относятся к Мидийскому государству. Они понимали, что это останки некой мощной державы, но какой именно, они так и не смогли точно установить, ведь что за государство их окружало, было неясно. В дальнейших сообщениях древнегреческих писателей было сказано о том, что все же были найдены некоторые следы восстановления города, и что поселение на месте разрушенной Ниневии возникало, но оно стало обычным центром Ассирии. Страбон в своих трудах указывает на то, что этот центр был назван Нином, сокращением от полного названия города.

Ближе к парфянской эпохе источники говорят о том, что в городе проживает исключительно греко-парфянское население, говорившее на арамейском языке. От этой эпохи до нас не дошло никаких важных археологических находок кроме нескольких монет и надписей на греческом языке.

Эпоха войн римлян с персами оказывается закатом поселений на территории Ниневии. В VII в. город полностью захватывает арабское войско, и спустя один век могущественная столица Древнего Востока становится центром мусульманского паломничества. Начиная со II столетия, около Ниневии концентрируется христианское население, и в VI веке начинается постройка большой церкви. Этой церковью управляла епархия Ниневии, пропагандируя движение иночества.

 

Библия и Ниневия

В библии с Ниневией было связано несколько удивительных фактов, описанных многими пророками. Самый известный пророк ветхого времени — Иона — в своей книге рассказал человечеству о четырёх невероятных событиях о Ниневии.

В Ниневии проживало 120 000 человек

Современники пророка Иона говорили о Ниневии как о негусто заселённом городе, однако, археологические раскопки подтвердили тот факт, что в столице Ассирии могло проживать и большее количество людей. В городе Нимруде, неподалёку от Ниневии, археологи раскопали монумент, на котором описывалась поимённо знать «грешного города». Там же был найден список гостей, имена которых были высечены на камне. Их количество составляло около 70 000 человек. Этот список готовился по случаю открытия дворца в IX в. до н. э. Само празднество длилось около 10 дней.

Три дня на Ниневию

Иона пишет о том, что весь город можно обойти всего за три дня. Городов, которые можно обойти за 72 часа, в древности не было. Но нужно обратить внимание на то, что Ниневия состояла из нескольких частей: Великая, Большая и сама Ниневия. Все эти части соединены между собой оросительной системой и одной структурой безопасности — речной. Каждая часть охватывала земли вместе с городами. Например, в Великую Ниневию вошли сама Ниневия, города Нимруд и Дур-Шаррукин. Поэтому ряд исследователей Древнего Востока считают, что слова Ионы — непустой звук. Значение Ионы в самой Ниневии было велико, также его величие и авторитет подтвердили и ряд советских исследователей, и зарубежные историки.

 

Чрево кита

В своей книге Иона писал о том, что он угодил в живот кита и жил там 3 дня. Стоит обратить внимание на то, что Иисус говорил о действительности этого происшествия. Но некоторые богословы не принимают всерьёз данную историю, в то время как её не отвергают учёные-атеисты.

Исследователи доказывают, что эта история имеет место быть, так как бывают такие киты, во чреве которого можно спокойно жить некоторое время. Желудок, в котором побывал Иона, имеет четыре отделения, помещающих в себя сразу несколько человек. Эти киты могут дышать исключительно воздухом, поэтому природа их снабдила специальной камерой, в которой имеется некоторый запас кислорода. Перед тем как проглотить попавший к киту предмет, животное бросает его в кислородную камеру, и, если этот предмет оказывается непосильной ношей, кит подплывает к берегу его выкидывает на сушу. Объём воздушного пространства в кислородном пузыре кита составляет около 20 м3. Проглотить человека таким большим млекопитающим не составляет и труда, так что есть все основания верить этой истории.

 

Покаяние Ниневии

Иона в своей книге повествует о том, что жители Ниневии склонились перед Богом. Считается, что это самая неправдоподобная история из всех четырёх. Хотя на сегодняшний день книгу Иона все считают правдивой, раньше её достоверность доказать было сложно. Подняв кое-какие документы, учёные нашли некоторые выдержки-описания происходящего, из которых следует, что жители всё-таки приняли Господа Бога. Из более весомых доказательств историки считают введение реформ, которые привели к монотеизму и как следствие, к снижению греховных поступков.

Сегодня все эти библейские факты из книги Иона подтверждены историей. Сам Иона также был признан исторической наукой. В Ассирии именем Ионы были названы постройки, географические места, а сам пророк упоминаем в народе благодаря легендам местных жителей.

Ниневия — город грехов и крови, остаётся одним из загадочных и старейших. О нём известно не так много, но историки каждый год находят в руинах Ниневии частички её истории. Самая большая ниневийская находка — это библиотека Ашшурбанапала. Конечно, в свете последних событий на сирийской земле ещё труднее найти и сохранить останки истории, но все же учёные стараются сберечь самобытность этого города, для того чтобы следующим поколениям было легче отыскать и положить в копилку знаний крупицы самой загадочной земли Древнего Востока.

✔ Данная авторская статья принадлежит сайту ancientcivs.ru. При копирование материала обратная ссылка на сайт - обязательна!

ancientcivs.ru

Ниневия (город) — Ирак — Планета Земля

Ниневия (столица Ассирии)Столица Ассирии

Цари Ассирии хорошо подготовились к обороне ими же захваченного города. Высокая стена, сложенная из камня, протянулась на много километров, окружая столицу первой в истории человечества империи.

Значительная часть того, что осталось от некогда большого ассирийского города Ниневия, долгое время скрывалось под холмами Куюнджик и Тель-Неби-Юнус на территории современного Ирака.

Ниневия, один из древнейших городов Ассирии, воспетый поэтами как символ величия ассирийских царей, стоял на восточном берегу реки Тигр, около ее левого притока Верхний (Большой) Заб, там, где сегодня стоит город Мосул.

Все, что осталось непосредственно от Ниневии, можно увидеть на двух холмах — Куюнджик и Тель-Неби-Юнус (пророк Иона), хотя на самом деле город занимал огромную площадь и древние именовали его не иначе, как Великая Ниневия.

Как выяснили археологи, в середине 5-го тысячелетия до н.э. на месте этих руин уже было обустроено поселение.

Таким образом Ниневия является одним из древнейших городов в мире. Первое упоминание о Ниневии содержится на клинописных табличках, датируемых 3-м тысячелетием до н. э. Они же повествуют о вассальной зависимости Ниневии в XV-XIV вв. до н. э. от Митанни — государства хурритов и семитов. Митанни было могущественным государством, от которого поначалу зависела расположенная восточнее Ассирия.

История

Ранняя Ниневия занимала место на пересечении торговых путей из Индии к берегам Средиземного моря и сыграла значительную роль в развитии межгосударственных связей в Передней Азии. В надписи на камне, относящемся к 1930 г. до н.э., вавилонский царь Хаммурапи упоминал о стоящем в Ниневии храме Иштар — богине всей Древней Месопотамии, построенном около 2300 г. до н. э.

Со временем Митанни утратило политическое значение, а в 1250 г. до н.э. было окончательно уничтожено окрепшим государством ассирийцев.

Ассирия стала одной из самых могущественных держав Междуречья, простираясь на западе до Сирии и Палестины. Расширив границы, ассирийцы присоединили Ниневию к своему государству, но столицей она стала не сразу. Пока Ашшура и Калах сохраняли статус царских резиденций, Ниневия оставалась провинциальным городом.

Начиная с царствования Салманасара I (правил приблизительно в 1274-1244 гг. до н. э.), Ниневия приобретала все большее влияние. Столицей город стал при ассирийских царях Синаххерибе (705-681 гг. до н. э.) и Ашшурбанипале (669 — около 635 г. до н. э.). Именно им Ниневия обязана своими многочисленными постройками. Ради строительства дворцов, Синаххериб приказывал сносить целые кварталы со старыми постройками, изгоняя жителей и расчищая место для роскошных зданий.

Постепенно Ниневия превратилась в центр искусств, науки и культуры Месопотамии.

В то же время библейские источники отмечают падение нравов в городе, вызванное развращенностью богатством и близостью к царскому двору. Теперь уже город фигурирует в Библии не как центр Великой Ниневии, а как «...город торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своем: „я, и нет иного, кроме меня"» (Соф. 2:15). Понятно, что наказание за беспечность неизбежно, и Библия предрекает гибель городу устами пророков и Ионы, и Наума: «Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество...» (Наум. 3:3).

В 630-х гг. до н. э. Ассирия начала воевать с мидянами и хеттами, в 612 г. до н. э. Ниневию захватили те же мидяне, войско Циаксара. Им помог разлив Тигра: вода разрушила часть городских укреплений, чьи стены построили из необожженного кирпича: «Речные ворота отворяются, и дворец разрушается...» (Наум. 2:6). Затем огонь уничтожил все, что осталось после разграбления Ниневии — последней столицы Ассирийского царства.

В плане древняя Ниневия представляла собой треугольник с границами, четко обозначенными городской стеной и прямыми улицами. Согласно воле царя Синаххериба, всякий, кто осмелится на «самострой» и поставит здание, выходящее за прямую линию улицы, должен быть незамедлительно посажен на кол на крыше своего дома.

В течение последующих 2000 лет бури заносили город песком, а ученые неустанно спорили: так существовала ли на самом деле библейская Ниневия?

Действительно, к нашему времени уже мало что напоминало о том, что тут стоял цветущий город. Спустя 200 лет после захвата Ниневии мидянами древнегреческий писатель и историк Ксенофонт (около 430 — не ранее 356 г. до н. э.).

побывал в этих местах и в своем труде «Анабасис», описывая здешнюю местность, упомянул Ниневию, приняв развалины за останки индийских городов.

Первым европейцем, увидевшим руины Ниневии, стал немецко-голландский путешественник Карстен Нибур (1733-1815 гг.), наткнувшийся на безымянные руины во время экспедиции 1761-1768 гг. Однако честь сделать первое описание руин принадлежит консулу Франции в Мосуле и археологу Полю-Эмилю Ботта (1802-1870 гг.): в 1843 г. он начал раскопки на месте бывшей Ниневии и обнаружил несколько дворцов, в том числе дворец царя Саргона II.

В 1847 г. английский археолог и искатель приключений Остин Генри Лэйард (1817-1894 гг.) продолжил раскопки и в 1849 г. обнаружил дворец царя Синаххериба и библиотеку царя Ашшурбанипала из 22 тыс.

глиняных табличек. Сейчас они находятся в фондах лондонского Британского музея и музея Метрополитен в Нью-Йорке.

После этого раскопки Ниневии уже не прерывались.

Самой ценной находкой стала обнаруженная в храме богини Иштар скульптурная бронзовая голова — предполагаемое изображение Нарамсина, внука царя Саргона Древнего, называвшего себя «богом Аккада» (вторая половина 3-го тыс. до н. э.).

Раскопки привели к обнаружению нескольких археологических слоев. Самый нижний — пятый — представляет культуру раннего Шумера, тут найдена многоцветная керамика 5-4-го тыс. до н. э.

Самый верхний — эпоха Ниневии как одной из столиц Ассирии в начале 1-го тыс. до н. э. Именно к этому периоду принадлежат монументальные дворцы, резные рельефы и клинопись.

Ниневия, как и другие ассирийские города, построена на искусственной платформе высотой 20 м, на которой сооружены храмы, дворцы и разбит большой сад. Раскопки обнаружили пять из 15 ворот городской стены. В восточной части города был проложен водопровод.

Миновав ворота и пройдя широкой дорогой к дворцам, посольства, прибывшие к царю Ассирии, видели статуи крылатых быков и львов — стражников дворцовых врат.

Дворцы Ниневии различаются не столько архитектурой — она достаточно традиционна для Ассирии в целом, сколько тематикой каменных рельефов, найденных в них.

Во дворце Синаххериба на рельефах, которыми облицованы дворцовые покои — 75 комнат и галерей, изображены военные походы, триумф и подвиги царя, захват городов и крепостей, изощренные пытки пленных. Мастера особенно постарались в передаче характерных антропологических и этнографических особенностей военнопленных и данников — представителей различных народов.

Вокруг дворца Синаххериба — парки, зверинцы, конюшни, склады. И еще — ворота с крылатыми быками и львами колоссальных размеров.

Зато во дворце Ашшурбанипала рельефы не столь воинственны, здесь преимущественно сцены охоты. Невероятно выразительно показаны мучения раненых львов.

Рельефы в обоих дворцах были выдержаны в нарочито холодных тонах: черном, желтом и темно-лиловом.

Находка всемирного значения сделана во дворце Ашшурбанипала и храме бога Набу — книги на 30 тыс. клинописных глиняных табличках, названные «библиотекой Ашшурбанипала». Самые ценные — «Эпос о Гильгамеше», содержащий историю потопа, и поэма о сотворении мира «Энума Элиш».

Сохранности раскопок угрожают боевые действия в Ираке и решимость террористов уничтожать «языческие памятники», многие из которых они уже полностью разрушили...

Ниневия на карте

Общая информация

Местонахождение: север Ирака.Административная принадлежность: мухафаза Найнава, г. Мосул.Первое упоминание: 3-е тыс. до н. э.

Столица: с VIII в. до н. э.

Разрушена: 612 г. до н. э.Языки: арабский, курдский, ассирийский.Этнический состав: арабы, курды (включая езидов), ассирийцы.Религия: ислам (суннизм, шиизм), езидизм, христианство, иудаизм (до 2014 г.).

Цифры

Площадь: 7,5 км2.Стены дворцов: толщина — от 0,9 до 2 м.Городская стена: длина — около 12 км, высота каменного основания — 6 м, кирпичная стена-надстройка (высота — 10 м, толщина —15 м).Холм Куюнджик: высота — 20 м, длина — 800 м, ширина — 500 м.Высота над уровнем моря: 225 м.Население (древняя Ниневия): около 170 тыс. чел. (оценка).Население города Мосул: ок. 2 млн (2012 г.), до 1 млн чел. (2015 г.)Удаленность: 44 км к северу от Багдада.

Климат и погода

Субтропический, засушливый (в летние месяцы осадки могут отсутствовать).Средняя температура января: +7°С.Средняя температура июля: +34°С.Максимальная температура: +49,3°С.Среднегодовое количество осадков: 360 мм.Среднегодовая относительная влажность: 55% (от 30% летом до 80% зимой).

Достопримечательности

Комплекс руин древнего города Ниневия (VIII-VII вв. до н. э.)
  • Дворцы Синаххериба и Ашшурбанипала

  • Ворота Нергал, Машки, Адада, Шамаш и Халзи

  • Статуи крылатых быков и львов

  • Городская стена

Холмы Куюнджик и Неби-ЮнусМузей археологических раскопок

Любопытные факты

  • Документов о ранней истории Ниневии практически не существует. Ветхий Завет в Книге Бытия предлагает считать основателем Ниневии Ассура — одного из сыновей Сима, сына патриарха Ноя: «Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию...» (Быт. 10:11). Гипотетическим основателем Ниневии считается также Нимрод, внук Хама, владевший Вавилоном. Или же вавилонский царь Нин — персонаж древнегреческой мифологии. Последний причислен к основателям города, вероятно, из-за созвучия имени с названием Ниневии. Писатели древности именовали царя также Нинос, Нинус, Нинуа или Нина. Согласно другой гипотезе, свое название город получил от имени богини-покровительницы.

  • В относительной близости от Ниневии обнаружены руины еще нескольких ассирийских городов: южнее — древний город Нимруд, к северо-востоку — Каремлес, к северу — Дур-Шаррукин с остатками дворца Саргона И. Четыре древних города находятся в вершине четырех углов параллелограмма длиной 50-60 км и шириной 20-30 км. Предположительно, эта территория и есть то, что древние именовали Великой Ниневией («великий город», Быт. 10:11) — областью вместе с названными местами. Тогда становятся понятными слова пророка Ионы из Ветхого завета:.. Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал...» (Иона. 3:3-4). Библия включает в Великую Ниневию также города Реховофир (Ребит-Нинуа), Ресен и Калах.

  • Ассирийские цари обустроили для себя несколько столиц, попеременно избирая своей резиденцией то Ниневию, то Калах. Причины на то оказались разные — от военно-политических до сугубо личных, о которых мы можем только догадываться.

  • Название холма, на котором стояла Ниневия, — Куюнджик — переводится с арабского прозаично: «овечий холм», или просто «овечка».

  • О том, что представляла собой Ниневия, можно судить по трудам античных авторов (Страбон, Геродот, Диодор Сицилийский), основанным на малодостоверных рассказах странствующих торговцев. Страбон и Геродот утверждают, что стену построили длиной более 90 км, а высотой — 25 м с 1500 башнями и столь широкую, что по ней могли проехать три колесницы в ряд. Вокруг стены прорыт ров шириной 50 м. Главная улица, именовавшаяся Дорогой процессий, была шириной 26 м (по другим данным — 50 м). Ниневия снабжалась водой из 18 каналов, забиравших воду из источников в 16 км от города. Пока не все античные данные подтверждены раскопками.

  • Население ассирийской столицы составляло, предположительно, около 170 тыс. чел. Согласно Библии (Иона. 4:11), в городе жило более 120 тыс. маленьких детей. Следовательно, население составляло приблизительно 600 тыс. чел.■    Иракская мухафаза Найнава, в которой находятся руины Ниневии, является местом основного расселения ассирийцев в стране.

  • Хранилище глиняных табличек царя Ашшурбанипала в Ниневии — первая в мире систематически подобранная библиотека, в которой глиняные книги размещены в определенном порядке. Создавая библиотеку царя Ашшурбанипала, писцы по всей Месопотамии снимали копии с книг из государственных и частных собраний либо же сами «собирали» книги: хроники важнейших исторических событий, сборники законов, литературные произведения и научные тексты. Некоторые тексты включали до сорока, а иногда даже более ста табличек.

geosfera.org

История Ниневии | Города мира

Ворота Ниневии, столицы древней Ассирии (реконструкция). Ирак. Город Ниневия – столица древней Ассирии, древний исчезнувший город Месопотамии с великой историей и выдающимся искусством. История Ниневии закончилась в 612 г. до н.э. – город был разрушен. Началась история ассирийского искусства и библиотеки царя Ашшурбанипала, найденных на руинах Ниневии.

Где находилась Ниневия? Остатки столицы древней Ассирии сейчас находятся на окраине города Мосул в Ираке – это холмы с названием Куюнджик и Телль-Неби-Юнус. Столица Ассирии Ниневия некогда располагалась на левом берегу реки Тигр.

История Ниневии восходит к середине 5 тыс. до н. э. Столицей город Ниневия стал при ассирийских царях Синахерибе (705 – 681 гг. до н. э.) и Ашшурбанипале (669 – ок. 635 г. до н. э.). В это время Ниневия была самым большим по площади (728,7 га) городом Месопотамии. Город, напоминавший в плане вытянутый треугольник, имел строгую планировку, нарушать которую застройщикам строго запрещалось. Ниневию окружала стена с 15 воротами. Ниневия простиралась на 4 км вдоль Тигра, её главная улица – дорога процессий – была шириной 26 м.

Ассирийское искусство. Фрагмент рельефа.На территории древней столицы Ассирии, кроме дворцов и частных домов, располагался громадный царский парк со всевозможными экзотическими деревьями и растениями, включая хлопчатник и рис, семена которых были доставлены из Индии. Ниневия снабжалась водой с помощью специального акведука, который брал начало в 16 км от города. В ассирийской столице, по всей вероятности, проживало более 170 000 человек.

Отделка дворцов Синахериба и Ашшурбанипала в столице отражает расцвет ассирийского искусства 8 – 7 вв. до н. э. Всемирно известны статуи крылатых быков и львов – охранителей дворцовых врат. На рельефах, которыми облицованы дворцовые покои, изображены военные походы, захват городов и крепостей. Особенно тонко переданы характерные антропологические и этнографические особенности военнопленных и данников – представителей различных народов. Часть дворцовых рельефов содержит также сцены охоты ассирийских царей. Для этих рельефов характерна большая тонкость в отделке деталей при передаче страданий раненых львов. Художники, создававшие ассирийское дворцовое искусство, полностью отошли от древних традиций статичного изображения людей и предметов, одновременно придав совершенство жанровым сценам и обогатив их пейзажными картинами.

Ассирийское искусство. Шеду (быки), хранители врат дворца ассирийского царя. Британский музей.Среди всех библиотек на Древнем Востоке самой знаменитой была библиотека царя Ашшурбанипала, заботливо и с большим умением собранная в его дворце в Ниневии. Для нее по всей Месопотамии писцы снимали копии с книг из официальных и частных коллекций или собирали книги сами. В библиотеке царя Ашшурбанипала хранились царские анналы, хроники важнейших исторических событий, сборники законов, литературные произведения и научные тексты. Всего сохранилось более 30 тысяч табличек и фрагментов, в которых отразились достижения месопотамской цивилизации.

Хранилище царя Ашшурбанипала в столице Ассирии стало первой в мире систематически подобранной библиотекой, где глиняные книги, часто в нескольких экземплярах, были размещены в определенном порядке. Большие тексты, продолжавшиеся на многих табличках одинакового размера, занимали значительное место в библиотеке. Некоторые такие тексты включали до сорока, а иногда даже более ста табличек. Раскопки Ниневии. Художник Остин Генри Лейярд. 1852 г. Составление таких серий диктовалось необходимостью собрать в одном месте всю доступную информацию по тому или иному вопросу. На каждой табличке стоял номер «страницы», чтобы по использовании ее можно было вернуть на место. Заглавием серии служили начальные слова ее первой таблички. Литературные тексты сопровождались колофонами, которые соответствуют титульным листам современных книг. Поиски нужного произведения облегчали этикетки, привязанные бечевками к табличкам и указывавшие на содержание, название серий и количество табличек в каждой серии. Эти этикетки были своего рода каталогами.

История Ниневии трагически оборвалась в 612 г. до н. э., когда город был разрушен союзными войсками вавилонян, мидян и скифов.

Понравилась статья? Поддержи нас в социальных сетях, нажми:

www.gorodamira.biz

Древний город Ниневия столица Ассирии

Древний город Ниневия столица АссирииДревний город Ниневия столица АссирииНиневия – столица Ассирии в VIII–VII столетии до н. э. – была расположена на территории современного Ирака, на левом берегу реки Тигр.Согласно преданию, название Ниневии, происходит от имени первого царя Ассирии Нина, которого древние греки считали сыном титана Кроноса, братом Зевса. Нину приписывали изобретение искусства ведения войн. Его власть распространялась над всей Азией. Женой Нина была знаменитая царица Семирамида.Первое упоминание о ней — в надписях Иудеи; самая древняя надпись, обнаруженная здесь, — царя Дунги, составленная по-семитски. Как важный торговый пункт на пересечении путей с юга на север и от Средиземного моря к Персидскому заливу, Ниневия в скором времени смогла достичь вершин благосостояния, а как стратегический пункт, защищенный с запада Тигром, с востока Забом и горами и отдаленный от враждебного Вавилона, она еще в древности часто служила резиденцией ассирийских царей.Во время своего расцвета Ниневия простиралась вдоль реки на 4 км, а главная улица имела ширину в 26 м. Столица Ассирии отличалась четкой и строгой планировкой, нарушать которую было категорически запрещено.Столицу Ассирии – город Ниневия – населяло 170 тыс. человек! Его окружность доходила до 150 км. В черте поселения располагались не только царские дворцы и храмы, но и пастбища, сады. Царскую улицу, залитую асфальтом, украшали искусные статуи.

Упоминания о Ниневии в БиблииВ течении долгого времени у ученых не было других источников упоминания о Ниневии, кроме Библии, потому само существование этого города подвергалось сомнению. Согласно легенде Бог велел пророку Ионе отправиться в Ниневию и возвестить ее жителям, что через 40 дней город будет разрушен, а сами они истреблены за свои грехи. Но Иона не хотел идти в город, посчитав, что жители ему не поверят.Понуждаемый Богом, он все же прибыл под городские стены, но решил скрыться от Бога и возложенного на него Создателем поручения. Иона сел на корабль, чтобы уплыть подальше от обреченного города. Но в море поднялась буря, и моряки решили, что это Бог гневается на кого-то из тех, кто взошел на судно. Понял Иона, что это он навлек гнев Господа и попросил бросить его в море, где его и проглотил кит. Три дня провел пророк в желудке кита, после чего взмолился Создателю, прося освободить его из плена и обещая выполнить все, что прикажет Бог.Бог услышал Иону, и, когда кит в очередной раз распахнул пасть, набежавшие волны подхватили пророка и выбросили на берег. Завидев вдали город, Иона спросил, как он называется, и услышал в ответ, что это Ниневия. Страшно стало Ионе, потому что понял он, что не уйти ему от предначертанного Богом. И пошел Иона в Ниневию, и взывал к жителям, говоря, что своими грехами прогневали они Господа, за что город будет разрушен. В страхе внимали ему люди, как написано в книге пророка Ионы: «И поверили ниневитяне Создателю: и объявили пост и оделись во вретища, от большого из них до малого». Увидав их раскаяние, Господь простил жителей Ниневии и не разрушил город.

Археологические исследования развалин НиневииТолько в XIX столетии результаты археологических раскопок полностью подтвердили подлинность библейского рассказа. Это событие относят примерно к 785 г. до н. э. Через несколько лет после проповеди Ионы в Ассирии была предпринята попытка религиозной реформы, которая должна была привести к установлению монотеистического культа. Об этой реформе сохранилось мало сведений, известно только, что она так и не была завершена. Но сам факт попытки от многобожия перейти к вере в единого Бога указывает на влияние монотеистов, которыми в то время были иудеи.Ниневия (реконструкция дворца)Ниневия (реконструкция дворца)Активные археологические исследования развалин Ниневии производились в 40-х годах XIX столетия – 30-х годах XX века.Экспедиция под руководством французкого исследователя П.Э.Бота в 1840 г. работала в Хорсабаде, древнем ассирийском городе, расположенном в 50 км к северу от Мосула (Ирак), и обнаружила развалины древних стен. Ученые установили, что это останки дворца одного из ассирийских царей, Саргона II (правил в 722–705 гг. до н. э.). Огромное сооружение, состоявшее из комплекса зданий, было возведено в 709 г. до н. э. после победы, которую одержал Саргоном над Вавилонией. На развалинах царского дворца обнаружили множество статуй богов и древних царей, а также скульптурное изображение самого царя Саргона.Благодаря раскопкам в Хорсабаде получили реальные доказательства существования великой державы и царя Саргона, о которых раньше можно было узнать лишь из Библии. Вот что написано в книге пророка Исайи: «В год, когда Тар-тан пришел к Азоту, был послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его». Благодаря полученным данным исследователями было установлено, что именно Саргон уничтожил царство Северного Израиля и увел в плен 10 колен Израиля.Другим исследователем, который продолжил раскопки Ниневии, стал О.Г.Лэйярд. 1845 год — он начал раскопки на холме Нимруд, где нашел развалины огромных дворцов, статуй царей, богов и фантастических существ, а также высеченные в камне рельефы со сценами войны и повседневной жизни древних ассирийцев.

Раскопки царского дворца1849 год — Лэйярд начал раскопки Куюнджикского холма. Спустя несколько дней на глубине 20 м. были найдены развалины дворца ассирийского царя Синахериба, правившего в 705–681 гг. до н. э. Этот царь упоминается в Библии в связи с предпринятым им походом на Иудею, который окончился для царя Ассирии крайне неудачно. Его войска заболели неизвестной болезнью, от которой каждый день умирало множество воинов, и в скором времени были разгромлены израильтянами.Подтверждения библейского рассказа о походе Синахериба на Иудею есть в хрониках тех времен, которые неоднократно указывают на огромное количество воинов, умерших в ходе разразившейся эпидемии. Возможно, это была тропическая лихорадка.Книга из библиотеки АшшурбанипалаКнига из библиотеки АшшурбанипалаРаскопки царского дворца и многочисленные находки дали возможность воссоздать образ царя Синахериба, одно имя которого нагоняло страх на жителей соседних государств. Царь Ассирии был образованным человеком: разбирался во многих науках и искусствах, проявлял большой интерес к спорту и технике. Но Синахериб нередко впадал в бешенство, теряя над собой контроль и проявляя чудовищную жестокость. Так, в 689 г. до н. э., захватив Вавилон, который осмелился поднять восстание, он почти полностью истребил население взбунтовавшегося города, разрушил храмовый комплекс Эсагила и знаменитую Вавилонскую башню, а после затопил то, что осталось от города.Желая абсолютно уничтожить саму память о мятежном городе, царь повелел развеять по ветру землю, взятую с места, где находился Вавилон.Но деспотический нрав царя стал причиной его насильственной смерти от рук собственных сыновей. Из хроник стало известно, что царь, желая сделать приятное своей фаворитке Накии, назначил наследником престола своего младшего сына Асаргаддона, проигнорировав права старших, которые и убили царя. И все-же трон перешел к их младшему брату, а отцеубийцам довелось сбежать из страны.Вот как говорится о конце Синахериба в Библии: «И когда он поклонялся в доме Нисхора, бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо них». Аналогичная запись имеется в ассирийской хронике: «20 Тевера (января) Синахериб был убит его восставшими сыновьями. 18 дня Сивана (июня) его сын Асардан воцарился на престоле своего отца».

Ниневия столица АссирииИменно в период правления Синахериба Ниневия становится столицей Ассирии. До этого царскими резиденциями были Ашшур и Кальха. Меньше чем за сто лет из обычной провинции она превратилась в город контрастов, в котором роскошь соседствовала с крайней нищетой. В Ниневии, как и во многих других древних государствах, процветали оргиастические культы жестоких богов, которым приносили человеческие жертвы.Даже веселье ассирийских правителей нередко переходило в череду казней. Есть предание, что царь Ассирии Сарданапал (Ашшурбанипал) (669 год – около 633 года до н. э.), которому наскучили роскошь, разврат и кровопролитие, обещал отдать половину своей державы тому, кто сможет выдумать для него новое развлечение.Как установили археологи, город состоял из двух частей, которые условно можно назвать большой и малой Ниневией. Большая Ниневия представляла из себя территорию, на которой находились поселения, окруженные системой крепостных стен и рвов. Малая Ниневия являлась как бы крепостью внутри крепости, будучи окружена собственной системой укреплений. Эта малая Ниневия и была столицей Ассирийского царства, так как на ее территории были расположены царские дворцы.Ниневея была осаждена в 612 г. объединившимися войсками Вавилонии и Мидии. Его жители дали достойный отпор, но силы были неравны. Кроме этого, нападающие пошли на хитрость: они разрушили плотину, в результате чего Тигр вышел из берегов и размыть часть крепостных стен. Некогда великая столица была разграблена завоевателями, после чего ее сровняли с землей.Только в середине XIX  столетия Ниневия снова возвратилась из небытия благодаря усилиям археологов. При раскопках обнаружили множество глиняных табличек с клинописными текстами – библиотеку Ашшурбанипала, благодаря чему удалось подтвердить факт существования великой державы.Л. АнтоноваИсточник:http://shtorm777.ru   https://salik.biz/articles/32898-drevnii-gorod-ninevija-stolica-assirii.html

hist-etnol.livejournal.com

Ниневия, Город крылатых быков

Nineviya Gorod krylatyh bykovНекогда величественный город Ниневия сегодня — это пара холмов с руинами дворцов и реконструкции фрагментов городских стен. С незапамятных времен на месте Ниневии существовало поселение, волею царей Ассирии ставшее большим городом и столицей. Цари не только украшали ее дворцами, но и создавали в них библиотеки: собрание аккуратно расставленных по каталогу глиняных таблиц — десятки и десятки тысяч.

КТО ПОСТРОИЛ НИНЕВИЮ

Этот вопрос и сегодня занимает умы ученых, так как археологические раскопки и расшифровка десятков тысяч клинописных табличек не закрыли громадные пробелы в изучении истории столицы Ассирии.

Значительная часть того, что осталось от некогда большого ассирийского города Ниневия, долгое время скрывалось под холмами Куюнджик и Тель-Неби-Юнус на территории современного Ирака.

Ниневия, один из древнейших городов Ассирии, воспетый поэтами как символ величия ассирийских царей, стоял на восточном берегу реки Тигр, около ее левого притока Верхний (Большой) Заб, там, где сегодня стоит город Мосул.

Все, что осталось непосредственно от Ниневии, можно увидеть на двух холмах — Куюнджик и Тель-Неби-Юнус (пророк Иона), хотя на самом деле город занимал огромную площадь и древние именовали его не иначе, как Великая Ниневия.

Как выяснили археологи, в середине 5-го тысячелетия до н.э. на месте этих руин  уже было обустроено  поселение.

Таким образом Ниневия является одним из древнейших городов в мире. Первое упоминание о Ниневии содержится на клинописных табличках, датируемых 3-м тысячелетием до н. э. Они же повествуют о вассальной зависимости Ниневии в XV-XIV вв. до н. э. от Митанни — государства хурритов и семитов. Митанни было могущественным государством, от которого поначалу зависела расположенная восточнее Ассирия.

Ранняя Ниневия занимала место на пересечении торговых путей из Индии к берегам Средиземного моря и сыграла значительную роль в развитии межгосударственных связей в Передней Азии. В надписи на камне, относящемся к 1930 г. до н.э., вавилонский царь Хаммурапи упоминал о стоящем в Ниневии храме Иштар — богине всей Древней Месопотамии, построенном около 2300 г. до н.э.

Со временем Митанни утратило политическое значение, а в 1250 г. до н.э. было окончательно уничтожено окрепшим государством ассирийцев.

Ассирия стала одной из самых могущественных держав Междуречья, простираясь на западе до Сирии и Палестины. Расширив границы, ассирийцы присоединили Ниневию к своему государству, но столицей она стала не сразу. Пока Ашшура и Калах сохраняли статус царских резиденций, Ниневия оставалась провинциальным городом.

Начиная с царствования Салмана-сара I (правил приблизительно в 1274-1244 гг. до н. э.), Ниневия приобретала все большее влияние. Столицей город стал при ассирийских царях Синаххери-бе (705-681 гг. до н. э.) и Ашшурбанипале (669 — около 635 г. до н. э.) - Именно им Ниневия обязана своими многочисленными постройками. Ради строительства дворцов, Синаххериб приказывал сносить целые кварталы со старыми постройками, изгоняя жителей и расчищая место для роскошных зданий.

Постепенно Ниневия превратилась в центр искусств, науки и культуры Месопотамии.

В то же время библейские источники отмечают падение нравов в городе, вызванное развращенностью богатством и близостью к царскому двору. Теперь уже город фигурирует в Библии не как центр Великой Ниневии, а как «...город торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своем: „я, и нет иного, кроме меня"» (Соф. 2:15). Понятно, что наказание за беспечность неизбежно, и Библия предрекает гибель городу устами пророков и Ионы, и Наума: «Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество...» (Наум. 3:3)

В 630-х гг. до н. э. Ассирия начала воевать с мидянами и хеттами, в 612 г. до н. э. Ниневию захватили те же мидяне, войско Циаксара. Им помог разлив Тигра: вода разрушила часть городских укреплений, чьи стены построили из необожженного кирпича: «Речные ворота отворяются, и дворец разрушается...» (Наум. 2:6). Затем огонь уничтожил все, что осталось после разграбления Ниневии — последней столицы Ассирийского царства.

В плане древняя Ниневия представляла собой треугольник с границами, четко обозначенными городской стеной и прямыми улицами. Согласно воле царя Синаххериба, всякий, кто осмелится на «самострой» и поставит здание, выходящее за прямую линию улицы, должен быть незамедлительно посажен на кол на крыше своего дома.

ЦАРСКИЕ РАЗВАЛИНЫ

В течение последующих 2000 лет бури заносили город песком, а ученые неустанно спорили: так существовала ли на самом деле библейская Ниневия?

Действительно, к нашему времени уже мало что напоминало о том, что тут стоял цветущий город. Спустя 200 лет после захвата Ниневии мидянами древнегреческий писатель и историк Ксенофонт (около 430 — не ранее 356 г. до н.э.) побывал в этих местах и в своем труде «Анабасис», описывая здешнюю местность, упомянул Ниневию, приняв развалины за останки индийских городов.

Первым европейцем, увидевшим руины Ниневии, стал немецко-голландский путешественник Карстен Нибур (1733-1815 гг.), наткнувшийся на безымянные руины во время экспедиции 1761-1768 гг. Однако честь сделать первое описание руин принадлежит консулу Франции в Мосуле и археологу Полю-Эмилю Ботта (1802-1870 гг.): в 1843 г. он начал раскопки на месте бывшей Ниневии и обнаружил несколько дворцов, в том числе дворец царя Саргона II.

В 1847 г. английский археолог и искатель приключений Остин Генри Лэйард (1817-1894 гг.) продолжил раскопки и в 1849 г. обнаружил дворец царя Синаххериба и библиотеку царя Ашшурбанипала из 22 тыс. глиняных табличек. Сейчас они находятся в фондах лондонского Британского музея и музея Метрополитен в Нью-Йорке. После этого раскопки Ниневии уже не прерывались.

Самой ценной находкой стала обнаруженная в храме богини Иштар скульптурная бронзовая голова — предполагаемое изображение Нарамсина, внука царя Саргона Древнего, называвшего себя «богом Аккада» (вторая половина 3-го тыс. до н. э.).

Раскопки привели к обнаружению нескольких археологических слоев. Самый нижний — пятый — представляет культуру раннего Шумера, тут найдена многоцветная керамика 5-4-го тыс. до н. э.

Самый верхний — эпоха Ниневии как одной из столиц Ассирии в начале 1-го тыс. до н. э. Именно к этому периоду принадлежат монументальные дворцы, резные рельефы и клинопись.

Ниневия, как и другие ассирийские города, построена на искусственной платформе высотой 20 м, на которой сооружены храмы, дворцы и разбит большой сад. Раскопки обнаружили пять из 15 ворот городской стены. В восточной части города был проложен водопровод.

Миновав ворота и пройдя широкой дорогой к дворцам, посольства, прибывшие к царю Ассирии, видели статуи крылатых быков и львов — стражников дворцовых врат.

Дворцы Ниневии различаются не столько архитектурой — она достаточно тради-ционна для Ассирии в целом, сколько тематикой каменных рельефов, найденных в них.

Во дворце Синаххериба на рельефах, которыми облицованы дворцовые покои — 75 комнат и галерей, изображены военные походы, триумф и подвиги царя, захват городов и крепостей, изощренные пытки пленных. Мастера особенно постарались в передаче характерных антропологических и этнографических особенностей военнопленных и данников — представителей различных народов.

Вокруг дворца Синаххериба — парки, зверинцы, конюшни, склады. И еще — ворота с крылатыми быками и львами колоссальных размеров.

Зато во дворце Ашшурбанипала рельефы не столь воинственны, здесь преимущественно сцены охоты. Невероятно выразительно показаны мучения раненых львов.

Рельефы в обоих дворцах были выдержаны в нарочито холодных тонах: черном, желтом и темно-лиловом.

Находка всемирного значения сделана во дворце Ашшурбанипала и храме бога Набу — книги на 30 тыс. клинописных глиняных табличках, названные «библиотекой Ашшурбанипала». Самые ценные — «Эпос о Гильгамеше», содержащий историю потопа, и поэма о сотворении мира «ЭнумаЭлиш».

Сохранности раскопок угрожают боевые действия в Ираке и решимость террористов уничтожать «языческие памятники», многие из которых они уже полностью разрушили...

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Название холма, на котором стояла Ниневия, — Куюнджик — переводится с арабского прозаично: «овечий холм», или просто «овечка».

■ О том, что представляла собой Ниневия, можно судить по трудам античных авторов (Страбон, Геродот, Диодор Сицилийский), основанным на малодостоверных рассказах странствующих торговцев. Страбон и Геродот утверждают, что стену построили длиной более 90 км, а высотой — 25 м с 1500 башнями и столь широкую, что по ней могли проехать три колесницы в ряд. Вокруг стены прорыт ров шириной 50 м. Главная улица, именовавшаяся Дорогой процессий, была шириной 26 м (по другим данным — 50 м). Ниневия снабжалась водой из 18 каналов, забиравших воду из источников в 16 км от города. Пока не все античные данные подтверждены раскопками.

■ Население ассирийской столицы составляло, предположительно, около 170 тыс. чел. Согласно Библии (Иона. 4:11), в городе жило более 120 тыс. маленьких детей. Следовательно, население составляло приблизительно 600 тыс. чел.

■ Иракская мухафаза Найнава, в которой находятся руины Ниневии, является местом основного расселения ассирийцев в стране.

■ Хранилище глиняных табличек царя Ашшурбанипала в Ниневии — первая в мире систематически подобранная библиотека, в которой глиняные книги размещены в определенном порядке. Создавая библиотеку царя Ашшурбанипала, писцы по всей Месопотамии снимали копии с книг из государственных и частных собраний либо же сами «собирали» книги: хроники важнейших исторических событий, сборники законов, литературные произведения и научные тексты. Некоторые тексты включали до сорока, а иногда даже более ста табличек.

■ Документов о ранней истории Ниневии практически не существует. Ветхий Завет в Книге Бытия предлагает считать основателем Ниневии Ассура — одного из сыновей Сима, сына патриарха Ноя: «Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию...» (Быт. 10:11). Гипотетическим основателем Ниневии считается также Нимрод, внук Хама, владевший Вавилоном. Или же вавилонский царь Нин — персонаж древнегреческой мифологии. Последний причислен к основателям города, вероятно, из-за созвучия имени с названием Ниневии. Писатели древности именовали царя также Нинос, Нинус, Нинуа или Нина. Согласно другой гипотезе, свое название город получил от имени богини-покровительницы.

■ В относительной близости от Ниневии обнаружены руины еще нескольких ассирийских городов: южнее — древний город Нимруд, к северо-востоку — Каремлес, к северу — Дур-Шаррукин с остатками дворца Саргона II. Четыре древних города находятся в вершине четырех углов параллелограмма длиной 50-60 км и шириной 20-30 км. Предположительно, эта территория и есть то, что древние именовали Великой Ниневией («великий город», Быт. 10:11) — областью вместе с названными местами. Тогда становятся понятными слова пророка Ионы из Ветхого завета: «... Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал...» (Иона. 3:3-4). Библия включает в Великую Ниневию также города Реховофир (Ребит-Нинуа), Ресен и Калах.

■ Ассирийские цари обустроили для себя несколько столиц, попеременно избирая своей резиденцией то Ниневию, то Калах. Причины на то оказались разные — от военно-политических до сугубо личных, о которых мы можем только догадываться.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Комплекс руин древнего города Ниневия (VIII—VII вв. до н. э.): дворцы Синах-хериба и Ашшурбанипала, ворота Нергал, Машки, Адада, Шамаш и Халзи, статуи крылатых быков и львов, городская стена.■ Холмы Куюнджик и Неби-Юнус.■ Музей археологических раскопок.

ЦИФРЫ

Площадь: 7,5 км2.Стены дворцов: толщина — от 0,9 до 2 м.Городская стена: длина — около 12 км, высота каменного основания — 6 м, кирпичная стена-надстройка (высота — 10 м, толщина —15 м).Холм Куюнджик: высота — 20 м, длина — 800 м, ширина — 500 м.Высота над уровнем моря: 225 м.Население (древняя Ниневия): около 170 тыс. чел. (оценка).Население г. Мосул: ок. 2 млн (2012 г.), до 1 млн чел. (2015 г.)Удаленность: 44 км к северу от Багдада.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Местонахождение: север Ирака.Административная принад лежность: мухафаза Найнава, г. Мосул.Первое упоминание: 3-е тыс. до н. э.Столица: с VIII в. до н. э.Разрушена: 612 г. до н. э.Языки: арабский, курдский, ассирийский.Этнический состав: арабы, курды (вкл. езидов), ассирийцы.Религия: ислам (суннизм, шиизм), езидизм, христианство, иудаизм (до 2014 г.).

Атлас. Целый мир в твоих руках №344

Читайте в этом номере:

ПЕРАК: Оловянный штатНИНЕВИЯ: Город крылатых быковИДАЛЬГО: Штат имени падреСЕЛЕНГА: Крупнейший приток БайкалаИЗМАЙЛОВО: Царская резиденция среди лесаОСТРОВ СЮРТСЕЙ: Неожиданный дар природы

 

asonov.com

Древний город Ниневия столица Ассирии — Альтернативный взгляд Salik.biz

Ниневия – столица Ассирии в VIII–VII столетии до н. э. – была расположена на территории современного Ирака, на левом берегу реки Тигр.

Согласно преданию, название Ниневии, происходит от имени первого царя Ассирии Нина, которого древние греки считали сыном титана Кроноса, братом Зевса. Нину приписывали изобретение искусства ведения войн. Его власть распространялась над всей Азией. Женой Нина была знаменитая царица Семирамида.

Первое упоминание о ней — в надписях Иудеи; самая древняя надпись, обнаруженная здесь, — царя Дунги, составленная по-семитски. Как важный торговый пункт на пересечении путей с юга на север и от Средиземного моря к Персидскому заливу, Ниневия в скором времени смогла достичь вершин благосостояния, а как стратегический пункт, защищенный с запада Тигром, с востока Забом и горами и отдаленный от враждебного Вавилона, она еще в древности часто служила резиденцией ассирийских царей.

Во время своего расцвета Ниневия простиралась вдоль реки на 4 км, а главная улица имела ширину в 26 м. Столица Ассирии отличалась четкой и строгой планировкой, нарушать которую было категорически запрещено.

Столицу Ассирии – город Ниневия – населяло 170 тыс. человек! Его окружность доходила до 150 км. В черте поселения располагались не только царские дворцы и храмы, но и пастбища, сады. Царскую улицу, залитую асфальтом, украшали искусные статуи.

Упоминания о Ниневии в Библии

В течении долгого времени у ученых не было других источников упоминания о Ниневии, кроме Библии, потому само существование этого города подвергалось сомнению. Согласно легенде Бог велел пророку Ионе отправиться в Ниневию и возвестить ее жителям, что через 40 дней город будет разрушен, а сами они истреблены за свои грехи. Но Иона не хотел идти в город, посчитав, что жители ему не поверят.

Понуждаемый Богом, он все же прибыл под городские стены, но решил скрыться от Бога и возложенного на него Создателем поручения. Иона сел на корабль, чтобы уплыть подальше от обреченного города. Но в море поднялась буря, и моряки решили, что это Бог гневается на кого-то из тех, кто взошел на судно. Понял Иона, что это он навлек гнев Господа и попросил бросить его в море, где его и проглотил кит. Три дня провел пророк в желудке кита, после чего взмолился Создателю, прося освободить его из плена и обещая выполнить все, что прикажет Бог.

Бог услышал Иону, и, когда кит в очередной раз распахнул пасть, набежавшие волны подхватили пророка и выбросили на берег. Завидев вдали город, Иона спросил, как он называется, и услышал в ответ, что это Ниневия. Страшно стало Ионе, потому что понял он, что не уйти ему от предначертанного Богом. И пошел Иона в Ниневию, и взывал к жителям, говоря, что своими грехами прогневали они Господа, за что город будет разрушен. В страхе внимали ему люди, как написано в книге пророка Ионы: «И поверили ниневитяне Создателю: и объявили пост и оделись во вретища, от большого из них до малого». Увидав их раскаяние, Господь простил жителей Ниневии и не разрушил город.

Археологические исследования развалин Ниневии

Только в XIX столетии результаты археологических раскопок полностью подтвердили подлинность библейского рассказа. Это событие относят примерно к 785 г. до н. э. Через несколько лет после проповеди Ионы в Ассирии была предпринята попытка религиозной реформы, которая должна была привести к установлению монотеистического культа. Об этой реформе сохранилось мало сведений, известно только, что она так и не была завершена. Но сам факт попытки от многобожия перейти к вере в единого Бога указывает на влияние монотеистов, которыми в то время были иудеи.

Ниневия (реконструкция дворца)Ниневия (реконструкция дворца)

Активные археологические исследования развалин Ниневии производились в 40-х годах XIX столетия – 30-х годах XX века.

Экспедиция под руководством французкого исследователя П.Э.Бота в 1840 г. работала в Хорсабаде, древнем ассирийском городе, расположенном в 50 км к северу от Мосула (Ирак), и обнаружила развалины древних стен. Ученые установили, что это останки дворца одного из ассирийских царей, Саргона II (правил в 722–705 гг. до н. э.). Огромное сооружение, состоявшее из комплекса зданий, было возведено в 709 г. до н. э. после победы, которую одержал Саргоном над Вавилонией. На развалинах царского дворца обнаружили множество статуй богов и древних царей, а также скульптурное изображение самого царя Саргона.

Благодаря раскопкам в Хорсабаде получили реальные доказательства существования великой державы и царя Саргона, о которых раньше можно было узнать лишь из Библии. Вот что написано в книге пророка Исайи: «В год, когда Тар-тан пришел к Азоту, был послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его». Благодаря полученным данным исследователями было установлено, что именно Саргон уничтожил царство Северного Израиля и увел в плен 10 колен Израиля.

Другим исследователем, который продолжил раскопки Ниневии, стал О.Г.Лэйярд. 1845 год — он начал раскопки на холме Нимруд, где нашел развалины огромных дворцов, статуй царей, богов и фантастических существ, а также высеченные в камне рельефы со сценами войны и повседневной жизни древних ассирийцев.

Раскопки царского дворца

1849 год — Лэйярд начал раскопки Куюнджикского холма. Спустя несколько дней на глубине 20 м. были найдены развалины дворца ассирийского царя Синахериба, правившего в 705–681 гг. до н. э. Этот царь упоминается в Библии в связи с предпринятым им походом на Иудею, который окончился для царя Ассирии крайне неудачно. Его войска заболели неизвестной болезнью, от которой каждый день умирало множество воинов, и в скором времени были разгромлены израильтянами.

Подтверждения библейского рассказа о походе Синахериба на Иудею есть в хрониках тех времен, которые неоднократно указывают на огромное количество воинов, умерших в ходе разразившейся эпидемии. Возможно, это была тропическая лихорадка.

Книга из библиотеки АшшурбанипалаКнига из библиотеки Ашшурбанипала

Раскопки царского дворца и многочисленные находки дали возможность воссоздать образ царя Синахериба, одно имя которого нагоняло страх на жителей соседних государств. Царь Ассирии был образованным человеком: разбирался во многих науках и искусствах, проявлял большой интерес к спорту и технике. Но Синахериб нередко впадал в бешенство, теряя над собой контроль и проявляя чудовищную жестокость. Так, в 689 г. до н. э., захватив Вавилон, который осмелился поднять восстание, он почти полностью истребил население взбунтовавшегося города, разрушил храмовый комплекс Эсагила и знаменитую Вавилонскую башню, а после затопил то, что осталось от города.

Желая абсолютно уничтожить саму память о мятежном городе, царь повелел развеять по ветру землю, взятую с места, где находился Вавилон.

Но деспотический нрав царя стал причиной его насильственной смерти от рук собственных сыновей. Из хроник стало известно, что царь, желая сделать приятное своей фаворитке Накии, назначил наследником престола своего младшего сына Асаргаддона, проигнорировав права старших, которые и убили царя. И все-же трон перешел к их младшему брату, а отцеубийцам довелось сбежать из страны.

Вот как говорится о конце Синахериба в Библии: «И когда он поклонялся в доме Нисхора, бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо них». Аналогичная запись имеется в ассирийской хронике: «20 Тевера (января) Синахериб был убит его восставшими сыновьями. 18 дня Сивана (июня) его сын Асардан воцарился на престоле своего отца».

Ниневия столица Ассирии

Именно в период правления Синахериба Ниневия становится столицей Ассирии. До этого царскими резиденциями были Ашшур и Кальха. Меньше чем за сто лет из обычной провинции она превратилась в город контрастов, в котором роскошь соседствовала с крайней нищетой. В Ниневии, как и во многих других древних государствах, процветали оргиастические культы жестоких богов, которым приносили человеческие жертвы.

Даже веселье ассирийских правителей нередко переходило в череду казней. Есть предание, что царь Ассирии Сарданапал (Ашшурбанипал) (669 год – около 633 года до н. э.), которому наскучили роскошь, разврат и кровопролитие, обещал отдать половину своей державы тому, кто сможет выдумать для него новое развлечение.

Как установили археологи, город состоял из двух частей, которые условно можно назвать большой и малой Ниневией. Большая Ниневия представляла из себя территорию, на которой находились поселения, окруженные системой крепостных стен и рвов. Малая Ниневия являлась как бы крепостью внутри крепости, будучи окружена собственной системой укреплений. Эта малая Ниневия и была столицей Ассирийского царства, так как на ее территории были расположены царские дворцы.

Ниневея была осаждена в 612 г. объединившимися войсками Вавилонии и Мидии. Его жители дали достойный отпор, но силы были неравны. Кроме этого, нападающие пошли на хитрость: они разрушили плотину, в результате чего Тигр вышел из берегов и размыть часть крепостных стен. Некогда великая столица была разграблена завоевателями, после чего ее сровняли с землей.

Только в середине XIX  столетия Ниневия снова возвратилась из небытия благодаря усилиям археологов. При раскопках обнаружили множество глиняных табличек с клинописными текстами – библиотеку Ашшурбанипала, благодаря чему удалось подтвердить факт существования великой державы.

Л. Антонова

salik.biz

Ниневия Википедия

Нине́ви́я[2] (аккад. Ninwe; новоарам. ܢܸܢܘܵܐ; ивр. ‏נינוה‏‎, Nīnewē; греч. Νινευη; лат. Nineve; араб. نَيْنَوَى‎, 'naj na wa) — с VIII—VII веков до н. э. столица Ассирийского государства. Находилась на территории современного Ирака (город Аль-Мосул), на левом берегу реки Тигр на холмах Куюнджик. Древние греки считали основателем Ниневии некоего Нина или Нимрода (Библия).

История

Ниневия известна как поселение начиная с середины 3-го тысячелетия до н. э.[3]. С древнейших времён она была известна как место расположения Эмишмиша, храма богини Иштар[4]. Один из первых её храмов был разрушен землетрясением и отстроен при аккадском царе Маништушу. Ниневия упоминается в ассирийских надписях периода Шамшиадада I.

Затем (в XV—XIV веках до н. э.) находилась под властью государства Митанни, статуя богини-покровительницы города Иштар была отправлена миттанийским царём фараону Аменхотепу III. Около 1365 года до н. э. ассирийский царь Ашшур-убаллит I установил свой суверенитет над Ниневией.

Столицей Ассирийского государства Ниневия становится в конце VIII—VII веков до н. э. во время царствования Синаххериба, перенесшего свой трон в Ниневию из Дур-Шаррукина[1]. В это время город простирался на 4 км вдоль Тигра; его главная улица, так называемая дорога процессий, была шириной 26 м. Город имел строгую планировку, нарушать которую застройщикам запрещалось особым предписанием[источник не указан 878 дней].

После смерти Ашшурбанипала начался упадок Ассирийской империи и её столицы. В 612 году до н. э. Ниневия была разрушена объединённым войском вавилонян и мидян, державшим её в осаде два года[1].

Ниневия упоминается как место главной битвы Ирано-византийской войны в 627 году н. э. К этому моменту город уже давно пришёл в запустение, и основанный на противоположном берегу Мосул стал её фактическим преемником.

Древнегреческая мифология связывала основание Ниневии с эпонимическим царём Нином.

Особенности города

В городе при Синнахерибе была создана стена с периметром 12 километров, 15-ю воротами[1] и высотой более чем 20 метров. У крепости города была продуманная система передовых укреплений на ближайших подступах к столице.[источник не указан 878 дней]

Культура и наука

Во время царствования Ашшурбанипала в Ниневии была создана знаменитая царская Куюнджикская библиотека, в которой хранилось более 30 тыс. клинописных табличек[1].

Во время раскопок дворцов ассирийских правителей Сеннахириба и Ашшурбанипала найдены многочисленные рельефы с изображениями (ныне хранящиеся в Британском музее, в Лондоне). Во дворце Сеннахириба на рельефах были изображены преимущественно военные и строительные сцены, в то время как во дворце Ашшурбанипала — в основном сцены охоты. Также были обнаружены статуи крылатых быков и львов — хранителей врат.

Раскопки

Недавно воссозданные ворота Ниневии

Местонахождение Ниневии определил Рич в 1820 году[4]. В 1842 году холм Куюнджик, под которым были скрыты руины Ниневии, начал раскапывать французский консул Поль-Эмиль Ботта, но ничего не обнаружил и перенёс раскопки к Хорсабаду, возникшему на месте Дур-Шаррукин, столицы Саргона II[1].

Первым руины Ниневии исследовал в 1847 году британец Остин Генри Лэйард[1]. В результате раскопок Лэйард нашел дворец Синаххериба. Благодаря раскопкам Лэйард стал знаменит, его двухтомник «Ниневия и её руины», а затем книга «Ниневия и Вавилон» стали крайне популярны в Европе. Однако он заболел и был вынужден покинуть Месопотамию, став английским политиком. Методы раскопок Лэйарда не были научными: он так спешил поделиться своими находками с миром, что часто разбивал найденные скульптуры на части или брал только часть их, оставляя остальные в земле. С 1852 года раскопки продолжил работник Лэйарда, айсор Рассам. Он нашел дворец Ашшурбанипала, а в 1854 году — Куюнджикскую библиотеку, содержавшую более 30 000 глиняных клинописных табличек[5].

Угроза разрушения

Летом 2014 года боевики группировки ИГИЛ в ходе боёв с иракской армией заняли Мосул, расположенный в районе Ниневии. Они объявили о своём намерении уничтожить стены и артефакты Ниневии, если войска попытаются освободить город. В начале 2015 года взорван участок, где располагались остатки стены и городских укреплений Ниневии, в районе современного аль-Тахрира[6][7]. В марте 2015 года боевики уничтожили музейные экспонаты и руины объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО - Хорсабада, Нимруда и Хатры.

13 апреля 2016 года боевики ИГИЛ при помощи тяжелой техники разрушили двухтысячелетний памятник архитектуры «Врата бога». Ворота представляли собой сооружение, охранявшее въезд в древний город Ниневия[8]. Очевидцы сообщили, что боевики демонтировали часть стен Ниневии и продали каменные блоки.

Библейские упоминания

В Библии написано: «Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховофир, Калах и Ресен между Ниневиею и между Калахом; это город великий» (Быт. 10:11,12). Также по Библии Ниневия была спасена от гибели пророком Ионой, который предупредил город о необходимости покаяния, это произошло около 800 года до н. э. Однако около 713 года до н. э. пророк Наум пророчествовал о разрушении Ниневии, потому что Ниневия была греховной, и она вторглась в Израиль.

См. также

Примечания

Литература

wikiredia.ru


Смотрите также