Достопримечательности древней руси. Шедевры древней Руси (Суздаль - Кидекша - Владимир - Боголюбово - Покрова на Нерли, 12 экскурсий, 2 дня)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Достопримечательности России -Древняя столица домонгольской Руси. Достопримечательности древней руси


Интересные достопримечательности России: фото с названиями

Открылся «железный занавес», и наши соотечественники хлынули на запад и восток – мир посмотреть и себя показать. И к чему это привело? К тому, что природные красоты и исторические памятники зарубежья стали известны нам гораздо больше, чем свои собственные.

МоскваА ведь наша страна богата не только полезными ископаемыми: культурное и историческое наследие наших предков не уступит по важности самым «раскрученным» зарубежным достопримечательностям!На огромной территории России есть немало мест, посетить которые просто обязан каждый гражданин. Конечно, главное из них – столица, Москва. Но не только ей прирастает страна.

Посмотрите на фото достопримечательностей России с названиями – каждый регион может похвастаться чем-то своим.

Москва не нуждается в представлениях. На ее территории расположены несколько объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО – Кремль и Красная площадь, ансамбль Новодевичьего монастыря и церковь Вознесения, стоящая в заповеднике Коломенское. Златоглавая Москва богата прекрасными православными соборами и церквями, музеями и историческими зданиями, прямо на территории города имеется несколько природно-ландшафтных и историко-культурных заповедников.

Даже станции метро, по крайней мере, в пределах кольцевой линии – настоящие достопримечательности столицы, фото и описания которых имеются во многих туристических проспектах.Если вы любитель Старого Света с его архитектурой и особым духом – отправляйтесь в Санкт-Петербург. Это наш островок «цивилизованной Европы», красотой не уступающий Парижу, и имеющий, пусть пока не очень длинную, но весьма богатую историю.

Весь исторический центр Санкт-Петербурга является объектом списка Всемирного наследия ЮНЕСКО, а это что-нибудь да значит!На территории нашей страны, помимо двух столиц, имеется еще 21 объект, находящийся в списке Всемирного наследия. Это великолепные архитектурные шедевры деревянного зодчества в Кижах, в Карелии. Озеро Байкал – самое чистое и глубокое в мире, жемчужина Сибири. Камчатские вулканы, Долина гейзеров с ее потрясающими ландшафтами так и просятся на фото, а их описания – в энциклопедию достопримечательностей России.

Старая крепость ДербентаСтарая крепость Дербента, датируемая восьмым веком – древнейшее архитектурное сооружение, в котором сохранились развалины шахского дворца, медресе и старейшая в России мечеть Джума.Древний город Аркаим в Челябинской области – ровесник египетских пирамид: ради его сохранения было прекращено почти завершенное строительство плотины на реке Большая Караганка. А чего стоят заповедные леса, которыми покрыта значительная часть территории России! Любая достопримечательность России достойна подробного описания и фото в самых популярных изданиях.

Золотое кольцо России и его достопримечательности

В ряду других интересных объектов культурного наследия и природы свое достойное место занимают города Золотого кольца. В это понятие входят более 20 городов и мелких населенных пунктов, расположенных на севере и северо-востоке от Москвы. Каждый из объектов вносит огромный вклад в сокровищницу исторического, архитектурного и культурного наследия нашей страны.

Основные точки на маршруте, длина которого более тысячи километров – Ростов Великий, Суздаль, Владимир, Плес, Рыбинск, Углич, Сергиев Посад, Ярославль, Тутаев, Переславль Залесский, Юрьев-Польский.

Успенский соборВладимир отличается тем, что здесь сохранилось очень много памятников белокаменного зодчества, которые уцелели во время многочисленных набегов разнообразных врагов Руси. Совсем недавно для туристов был открыт отреставрированный Дмитриевский собор, в центре города красуются Золотые ворота, а Успенский собор является одной из старейших действующих церквей в России.Золотое кольцо России имеет жемчужину среди достопримечательностей — город Суздаль. Возраст его почти тысяча лет. За это время он смог накопить и сохранить множество прекрасных архитектурных сооружений. Обязательно стоит посетить Суздальский кремль, Покровский и Спасо-Ефимиевский монастыри, Крестовую Палату, а также музей деревянного зодчества.Сергиев Посад

Особняком стоит Сергиев Посад, который считается оплотом русского Православия. Назван он в честь преподобного Сергия Радонежского, здесь покоятся его мощи – в величественной Троице-Сергиевой Лавре. Это самый крупный в России действующий мужской монастырь, который является не только духовным и религиозным центром, но и архитектурным памятником, внесенным в список всемирного наследия. Здесь же расположен Сергиево-Посадский музей-заповедник, прекрасный Успенский собор.Совсем недавно отпраздновал свое тысячелетие Ярославль. Город может похвастаться прекрасной набережной Волги, а кроме этого, здесь немало исторических достопримечательностей, украшающих Золотое кольцо России. Комплекс Спасо-Преображенского монастыря образовался еще в 12 веке, великолепное зрелище представляют церкви Михаила Архангела и Ильи Пророка, Троицкий храм.

Удобнее путешествовать по городам русской старины автотранспортом, так как далеко не во все из них ходят поезда. Инфраструктура туризма хорошо развита, поэтому всегда найдется и хорошая гостиница, и качественные рестораны, и грамотные гиды. Правда, цены на все эти услуги здесь достаточно «кусачие».

otpuskpro.ru

Архитектурные достопримечательности Киевской Руси — МегаЛекции

Культура Киевской Руси

Культура Киевской Руси не только не уступала другим европейским народам, но и во многом их опережала

Борис Греков

История художественной культуры Украины невозможна без такой яркой страницы как время Киевской Руси. Она имеет большое значение, ведь на протяжении существования этого государства была заложена основа украинской культуры. Кроме славянских традиций, творчество древнерусских мастеров испытала значительное влияние культур соседних народов, в частности передового христианского государства того времени — Византии. Это хорошо заметно в архитектуре, монументальном искусстве и иконописи Киевской Руси.

Расцвет изобразительного искусства Киевской Руси состоялся после принятие христианства и определился ориентацией на византийское искусство. Византийцы создали художественную систему, в которой господствовали суровые нормы и каноны, а красота окружающего мира воспринималась лишь как отблеск божественной красоты. Главными признаками византийского стиля в архитектуре были крестообразное планирование (так называемый «грецький» крест) и пятикупольная система зданий, а также чрезвычайная нарядность интерьеров, украшенных дорогими сортами мрамора, фресковой живописью, мозаичными изображениями и позолотой. Живопись и иконопись также создавалась за четкими правилами композиционного образного и цветного решений.

 

Архитектурные достопримечательности Киевской Руси

История развития древнерусского архитектурного искусства берет начало с конца X ст. Уже тогда в Киевской Руси существовали богатые традиции деревянного зодчества, которые позже отразились на каменной архитектуре, в частности храмных сооружений. И хотя сначала влияние византийского искусства был очень ощутимым, впоследствии в древнерусской архитектуре проявился собственный стиль. Поэтому можно сделать вывод, что мастера Киевской Руси не копировали традиции Византии, а создавали на их основе свой оригинальный художественный язык.

Образцами архитектуры, в которой больше всего прослеживается Византийское влияние, были Десятинная церковь в Киеве и Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

Десятинная церковь (церковь Богородици) была возведена в эпоху княжение Владимира Большого и считается первой каменной сооружением Киевской Руси. То была одна из самых красивых архитектурных сооружений в свое время, ведь к ее строительству приобщали лучших мастеров Византии. К величайшему сожалению, здание храма было уничтожено 1240 года ордами хана Батыя. Ее возобновления в разные времена инициировали украинские митрополиты Петр Могила и Евгений Болхвитинов. Однако древнерусская церковь так и не возродилась. В настоящее время на месте ее расположения ведутся археологические раскопки.

Близким к архитектурному решению Десятинной церкви стал Спасо-Преображенский собор, который возведен 1036 года в Чернигове и замечательно сохранился до нашего времени. Этот храм — первый пример того, что древнерусские мастера стремились к созданию собственного стиля.

В некоторых элементах собора заметные приемы, не характерные для византийского зодчества, но типичны именно для древнерусской архитектуры. Здание храма содержит признаки, присущие и романскому стилю, что свидетельствует о знакомстве зодчих с культурными традициями Запада.

Жемчужиной древнерусского архитектурного искусства Киевский Софиевский собор, возведенный греческими мастерами во время правления князя Ярослава Мудрого по образцу Софиевского храма Константинополя. Упоминание о Софию Киевскую встречается в цейнейшем летописи Киевской Руси — «Повести прошлых лет». В строительстве собора были использованные достижения византийского искусства, однако в архитектуре этого пятинефного храму уже прослеживались своеобразные национальные черты. В отличие от византийских соборов, он был увенчан тринадцатью куполами, содержал две галереи. Композиционное решение

 

 

 

Софии Киевской сыграло большую роль в формировании национальных черт украинской, русской и белорусской архитектур. В результате реставрации и перестроек, проведенных в течение XVІІ —XVІІІ в., первичный вид здания собора не сохранился.

 

Следующий этап зодчества Киевской Руси отмечен второй половиною XІ — первой половиной XІІ ст., когда архитектура приобретает большей самобытности. Выделяются даже отдельные школы: киевская, переяславская, галицкая. Зодчие перешли на местные строительные материалы и разработали новые техноло-гические приемы, отличающиеся от византийских.

 

Архитектуре этого периода присущие и черты романского стиля, что проявляется во внешнем оформлении зданий. Свято успенский собор Киево-печерской Лавры, возведенный 1073—1078 лет — представляет особенности киевской древнерусской архитектурной школы. В нем уже были отсутствующие башни и галереи венчала здание лишь одна глава. Популярность архитектурной формы Свято успенского собору очень большая — его пропорции стали каноничними для многих следующих храмов Киевской Руси. Однако сама здание собора не сохранилось до наших времен: в XVІІ ст. храм было перестроено, а во время Второй мировой войны — разрушено.

 

 

Стиль архитектуры черниговской школы XІІ ст. воплощен в Борисоглебскому соборе. Об этом свидетельствует богатая резьба в декоре фасадов где мотивы романского стиля перекликаются со славянскими.

 

Еще одним характерным признаком древнерусской архитектуры черниговщины есть обмазывание кирпичных стен зданий белой известкой.

 

Самобытность архитектуры галицкой школы представляет церковь святого Пантелеймона — единственный образец древнерусского галицкого зодчество. Ученые допускают, что во времена Киевской Руси здесь были укрепления форпост княжеского города — вероятно, монастырь. Из первичного сооружения церкви святого Пантелеймона к нашему времени сохранились лишь стены, ведь в течение времени храм несколько раз перестраивался.

 

 

 

Киевский Софиевский собор

 

 

 

Десятинная церковь(Руины)

 

 

Спасо-Преображенский собор

 

Монументальная живопись Киевской Руси

 

Как и в западноевропейском средневековье, архитектура Киевской Руси была главным видом искусства, которому подчинялись другие. Среди видов изобразительного искусства первое место принадлежит монументальной живописи, которая также появилась на основе византийских традиций. Константинопольские художники, украшая соборы, использовали два вида техники монументальной живописи: мозаику и фреску. Потом приемы и технологию византийских художников переняли и усовершенствовали местные художники.Древнерусская мозаичная живопись Х-ХII в. может быть поделена на два типа: высокохудожественные мозаики пола, которые фрагментарно сохранились до нашего времени в некоторых храмах эпохи Киевской Руси, и мозаичная настенная живопись, которой украшали важнейшие в символическом плане и наиболее осветленные части храмов – центральный купол, алтарь.Чрезвычайно высокий уровень технического и художественного мастерства киевских художников в области мозаичной живописи служил образцом для западноевропейских мастеров. Палитра смальт, которыми были набраны мозаичные полы и оформлены интерьеры черниговских, киевских, переяславских храмов, отличалась чрезвычайным цветным разнообразием. Так, во время создания мозаик собора Софии Киевской, мастера применили около 180 оттенков разных цветов.

Про чрезвычайно высокий художественный уровень мозаичного искусства на территориях Украины свидетельствуют ансамбли мозаик Софии Киевской, фрагменты мозаик Златоверхого собора Михайловского монастыря, Десятинной церкви, Успенского собора Киево-Печерской лавры, Михайловского собора Выдубицкого монастыря.

Так как мозаика принадлежит к сложным и дорогим техникам монументального искусства, большой популярности в Киевской Руси приобрела фресковая живопись. Известными есть циклы настенных росписей Софии Киевской, которые изображают сюжеты Евангелия, Старого Завещания, а так же святого Георгия та архангела Михаила – покровителей княжеского рода. Уникальными памятниками фресковой живописи есть росписи на стенах башен, где размещены ступеньки, которые поднимались князь с женой и свитой. Тут представлены сцены светской жизни Киевской Руси. Так, на южной стороне собора сохранился коллективный портрет семьи князя Ярослава Мудрого – его жены Ирины и дочек Елизаветы, Анастасии и Анны. Это произведение – древнейший образец портретного жанра украинской живописи: костюмы женщин изображены довольно точно, лица, несмотря на условность, передают индивидуальные черты.

Фрески эпохи Киевской Руси отличаются суровостью наследования традиций византийской живописи и торжественной монументальностью.

 

Живопись русского Средневековья — фреска, мозаика, икона — неизменно вызывала и продолжает вызывать огромный интерес у любителей искусства и учёных всего мира. Ежегодно миллионы людей приезжают в Новгород Великий или Киев, чтобы насладиться в древних соборах фресками средневековых живописцев. Среди образованных людей России почти не найти таких, у кого нет в доме хотя бы одного художественного альбома с фотографиями икон или фресок.

 

Древнерусская монументальная живопись появилась во времена расцвета Киевской Руси — при князьях Владимире Святом (980—1015 гг.) и Ярославе Мудром (1019—1054 гг.). До княжения Владимира Русь была языческой и поклонялась многим божествам. Этот князь крестил Киев и большую часть Руси, приняв христианство от Византии — сильнейшего и наиболее просвещённого в ту эпоху государства во всём христианском мире. Новая религия утвердила единого Бога на огромном пространстве от Ладоги до Чёрного моря, на многие века определив облик русской истории и культуры.

 

Византийские правители — василевсы — считали себя прямыми наследниками римских императоров, которые распоряжались когда-то судьбами десятков и сотен народов. Отсюда притязания василевсов на вселенское господство, отсюда блеск царских церемоний и роскошь константинопольского двора. Византийская знать, обладавшая утончённым вкусом, была богословски образованна, прекрасно знала античную литературу и искусство.

 

В отличие от языческого Древнего Рима духовную и художественную жизнь Византии определяла Церковь — главный заказчик строительства и украшения храмов. К X—XI вв. в византийском искусстве сложилась такая система росписи храма, которая наиболее точно и полно воспроизводила сущность христианского учения в зрительных образах.

 

 

 

 

Живопись :икона

 

Иконопись Киевской Руси

 

Становление иконописи Киевской Руси происходило во второй половине ХI – в начале XII в. До этого иконы были преимущественно византийские и греческие. Вместе с расширением строительства храмов возникла древнерусская школа иконописи. Ее основателем считают митрополита Иллариона. В Киево-Печерском патерике вспоминается про первых известных иконописцев Киевской Руси – Алипия и Григория. Про последнего рассказывали, что ему помогают ангелы: он мог за несколько часов написать и позолотить образ (обычно на это тратили несколько недель). Давние мастера придерживались сурового иконописного канона. Его появление связано с преданиями о том, что первые иконы или появились сами по себе («Спас Нерукотворний»), или были написаны художниками, которые лично знали или помнили святых (по поверью, икона Владимирской Божьей Матери была написана евангелистом Лукой). Следовательно, православная церковь никогда не допускала написание икон за воображением или с натуры. Иконописные изображения создавались по определенным правилам. Условность письма должна была четко отделять божественный мир от земного и подчеркивать в ликах Христа, Богоматери и святых их наземную сущность. Для этого фигуры изображались плоскими и неподвижными, применялась обратная перспектива, были невозможными любые временные проявления (время года или сутки).Условный золотой фон икон символизировал божественный свет, фигуры не имели теней, так как в «Царстве Божьем» их нет. Что бы четко придерживаться канона, иконописцы пользовались как образцом византийскими иконами или словесным описанием иконописного сюжета. Иконы ХI – ХII в., созданные Алипием и Георгием, не сохранились, но летописи свидетельствуют, что эти творения вывозили в разные места Киевской Руси, где они служили каноническим образцом для других иконописцев

 

 

Книгопечатание на Руси

 

1 марта 1564 г. основатель массового книгопечатания Иван Федоров (ок. 1510–1583) вместе с Петром Мстиславцем завершил работу над первой русской многотиражной печатной книгой "Апостол".

 

Грамота на Руси существовала издавна, но книга пришла к нашим предкам с принятием христианства. В древнейшей русской летописи – "Повести временных лет" под 1037 г. сообщается , что Киевский Великий Князь Ярослав Мудрый, почитавший книжное учение, собрал в храме Софии множество книгописцев для перевода и переписки книг. Так была создана первая библиотека, насчитывавшая к концу ХI века около ста тысяч рукописей. В той же летописи читаем проникновенную хвалу книге, высокочтимой в средневековой Руси: «Велика бывает польза от учения книжного; книги наставляют и научают нас на пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Книги суть реки, напояющие мудростью вселенную, в книгах – неизмеримая глубина».

Киевская Русь поражала Европу грамотностью. Дочь Ярослава Мудрого Анна – королева Франции была единственным грамотным человеком в ее новой, французской семье и подписывалась "Анна русса", а король просто ставил крестик. Так что факт изобретения книгопечатания немцем Иоганном Гуттенбергом в 1444 г. говорит лишь о большей технической практичности европейцев, но не о большей грамотности.

Иван Федоров учился в университете в г. Кракове. В юности жил и работал в Малороссии, был известен как пушечный мастер (изобрел многоствольную мортиру). По приезде в Москву Иван Федоров оказался в окружении митрополита Макария и получил должность дьякона в церкви Николы Гостунского в Кремле. Принимал участие в работе комиссии по исправлению рукописных церковных книг (устранению разночтений и еретических вставок – наследия жидовствующих и других еретиков).

Книгопечатание на территориально расширявшейся Руси было вызвано потребностью снабжения строящихся храмов богослужебной литературой с выправленными каноническими текстами. Второй причиной была необходимость предотвратить распространение с запада дешевой и массовой печатной униатской литературы, поставить преграду католической экспансии на Восток.Издание печатных книг к тому времени уже не было большим новшеством. На Западной Руси первые печатные книги на кириллице распространились в начале XVI века благодаря Франциску Скорине. С опытом издательского дела за границей, вероятно, познакомил русских книгопечатников в Москве писатель-публицист Максим Грек. Обучаясь в конце XV – начале XVI в. в Италии, он был близок к знаменитому в то время издателю Альду Мануцию. В 1518 г. по просьбе Василия III он приехал в Россию для исправления переводов церковных книг

 

В Москву он привез с собой и образцы изданий типографии Альда. Русским книгопечатникам были, разумеется, известны и другие печатные книги, созданные как в западных, так и в югославянских странах. Они сумели творчески, с учетом национальных традиций, свойственных русскому книжному искусству, переосмыслить чужой опыт, а в ряде случаев вносили и новое в технику печати. Так что введение книгопечатания в России стало возможно и благодаря техническим умениям русских людей, которые позволили быстро создать "неведомый до того" печатный стан.

 

Еще до появления в Москве Ивана Федорова по инициативе ряда образованных русских людей того времени (игумена Сильвестра, митрополита Макария и др.) была создана небольшая типография. Известны следующие ее издания: Узкошрифтное Четвероевангелие (1553–1554), Триодь Постная (1555–1556), Триодь Цветная (1556–1557), Среднешрифтное Четвероевангелие (1558–1559), Среднешрифтная Псалтырь (1559–1560), Широкошрифтное Четвероевангелие (1563–1564), Широкошрифтная Псалтырь (1564–1565). Исследователями точно установлено их московское происхождение. Однако это были лишь единичные книги (не датированные, без титульных листов, без заглавий). Все они были предназначены для собственного повседневного богослужения

 

 

 

 

Иван Федоров и Иван Грозный. С рисунка А.Базилевича.

 

 

В 1563 по приказу Царя Иоанна Васильевича IV в столице началось строительство Государственного печатного двора на Никольском крестце (теперь Никольская улица рядом с Кремлем). Иван Федоров быстро освоил тонкости типографского искусства в типографии и взял в подручные Петра Тимофеева сына Мстиславца и Марушу Нефедьева.

19 апреля 1563 г. «хитрыи мастеры печатному делу» Иван Федоров и Петр Мстиславец начали работу над своей первой книгой – Деяниями и посланиями святых Апостолов (которые ныне сокращенно именуют Апостол) с изображением апостола и евангелиста Луки на фронтисписе.

Работа эта длилась около года. 1 марта 1564 г. первой государственной типографией в Москве была датирована первая московская многотиражная печатная книга. Сам первопечатник провел большую текстологическую и редакторскую работу над ней, оформил по всем правилам полиграфического искусства того времени. Творчески переработав орнаментальные приемы школы Феодосия Изографа (ведущего оформителя русской рукописной книги начла XVI в.), заимствовав внешнее оформление у русской миниатюры, Иван Федоров сделал в этой книге богатые заставки каждого раздела, красочные виньетки в верхней части страниц, буквицы-инициалы (в начале абзацев), набрал ее полууставным шрифтом, разработанным на основе рукописного московского письма середины XVI века.Вслед за "Деяниями св. Апостолов" Федоров и Мстиславец напечатали Учительное Евангелие, в 1565 г. – два издания "Часовника" (Часослова), тоже богослужебную книгу, содержащую молитвословия и песнопения для ежедневных церковных служб. Она стала использоваться как учебная книга для обучения чтению. Тиражи в несколько сот экземпляров считались по тем временам большими.Отношение к новшеству вызвало протест значительной группы духовенства. Ведь рукописное создание богослужебных книг обычно торжественно начиналось как важное духовное дело после молитв и омовений; бездушный же типографский станок воспринимался поначалу как нечто бездуховное и подозрительное. Кроме того, труд монахов-переписчиков становился невыгоден, станок позволял печатать книги быстрее и дешевле.

 

 

Поскольку же главный защитник Ивана Федорова – митрополит Макарий умер в 1563 г., первопечатники остались без покровительства. В 1566 г. в их типографии произошел пожар (возможно, следствие поджога), и они решили покинуть Московию. Возможно, причиной их эмиграции был также крутой поворот (начало опричных расправ в 1565 г.) в поведении Царя Иоанна, вскоре получившего прозвище Грозного.

Первопечатники перебрались в русскоязычную тогда Литву, забрав с собой 35 гравированных досок. Литва как раз в эти годы объединялась с Польшей в Речь Посполиту. Будучи радушно принятым польским королем Сигизмундом, Иван Федоров нашел пристанище у польского гетмана Ходкевича, мецената и просветителя, который в своем имении Заблудове (недалеко от Гродно в Белостоцком воеводстве) основал типографию. В первой напечатанной за пределами Московской Руси книге – "Учительном Евангелии" (Заблудовском) 1568 г. печатники именуют себя «Иван Федорович Москвитин» и «Петр Тимофеевич Мстиславец»; за пределами Московской Руси Иван Федоров всюду называл себя "москвитином". В 1569 г. Петр Мстиславец уехал в Вильно, где завел свою типографию, а Иван Федоров продолжал работать в Заблудово, издав "Псалтырь" с "Часословцем" (1570).

Книгопечатание было затратным делом. Когда обедневший к началу 1570-х гг. Ходкевич не смог оказывать материальную поддержку книгоизданию, Иван Федоров принял решение уехать во Львов. Здесь в 1573 г. «друкарь москвитин» организовал уже собственную типографию и в 1574 г. сумел переиздать "Апостола" в количестве более 1000 экземпляров, приложив к изданию собственное послесловие. Тем самым он положил начало книгопечатанию и в Малороссии.

В том же году во Львове им был издан первый русский печатный букварь с грамматикой – "Азбука", по его словам – «для пользы русского народа». (Единственный экземпляр "Азбуки" И. Федорова обнаружен в 1939 г., ныне находится в США в библиотеке Гарвардского университета.)

 

 

Вскоре Иван Федоров воспользовался предложением одного из весьма родовитых князей Речи Посполитой – Константина Острожского – устроить новую типографию в главном городе его владений – Остроге на Волыни. Около 1580 г. по инициативе этого князя там была открыта "Острожская академия семи свободных наук", в которой преподавался и церковно-славянский язык. По предложению и при поддержке князя Иван Федоров в 1580–1581 гг. издал тут второе издание "Азбуки", напечатал Новый завет с "Псалтырью", помещая на обороте титульного листа книги герб князя Острожского. Здесь же Федоровым была издана знаменитая "Острожская Библия" – первая полная Библия на церковно-славянском языке. Отпечатанная крупным, новым для того времени шрифтом, на 628 листах, она являла собой шедевр технического исполнения и художественного вкуса (до наших дней дошло около 300 ее экземпляров). Доски Ивана Федорова с разработанным им для этой книги шрифтом хранились долго у его последователей уже после его смерти, а некоторые из них были в рабочем состоянии еще в течение почти 200 лет.

Иван Федоров был не только первопечатником, но и политическим деятелем Руси времен Ивана Грозного. Он обладал многочисленными и разнообразными талантами – был военным инженером и изобретателем, писателем, полиграфистом-новатором.

5 декабря 1583 г. И. Федоров умер. Похоронен во Львове в Свято-Онуфриевском монастыре. В 1977 г. здесь был открыт музей Федорова, но в 1990 г. монастырь попал в руки монахов-базилиан, которые этот музей ликвидировали.

К настоящему времени известны двенадцать печатных изданий Ивана Федорова – памятники русского типографского искусства. Отлитые Федоровым шрифты прекрасно читаются, заставки, концовки, заглавные буквицы отличаются удивительной тонкостью работы (миниатюры евангелиста Луки, псалмопевца Давида, гербы гетмана Ходкевича, князя Острожского, города Львова). Все они сопровождаются издательским знаком самого первопечатника – инициалами "И.Ф.". Отличительная особенность книг Федорова – наличие в них авторских предисловий и послесловий, написанных живым разговорным языком от имени печатника. В них содержится история создания его книг, биографические сведения об авторе-издателе.

 

После отъезда Ивана Федорова в Литву книгопечатание в Москве было перенесено в Александровскую слободу, но в конце XVI века вернулось в столицу. Ученики Федорова – печатники Тимофей Невежа, Андроник и Иван Невежины, Никифор Тарасиев и другие – продолжили его дело, издав около 20 печатных книг, причем в 1597 г. "Апостол" был снова издан тиражом в 1050 экземпляров.

 

В 1909 г. в центре Москвы, рядом с Китайгородской стеной, где в XVI веке находился Государев печатный двор, был воздвигнут памятник Ивану Федорову (скульптор С.М. Волнухин). В 1998 г. на Московском подворье Троицко-Сеогиевской лавры была освящена икона, изображающая митрополита Макария и первопечатника диакона Ивана Федорова рядом с типографским станком – первое изображение печатной машины и первопечатника на православной иконе.

 

 

 

megalektsii.ru

путешествие по древним городам России и Беларуси / Travel.Ru / Страны и регионы

Путешествие во времени, к истокам формирования русской государственности, - опция, вполне доступная обычному туристу. Судите сами: отправиться в древнейшие города и крепости, расположенные на территории Смоленской, Псковской, Новгородской и Витебской областей, можно в рамках уникального маршрута "К истокам Руси", в котором мне и посчастливилось побывать.

Маршрут неслучайно охватывает именно эти исторические области. Согласно норманнской теории, варяги были приглашены на русскую землю славянскими племенами ильменских словен и кривичей. Путешествие проходит по городам и крепостям, основанными этими племенами.

Название тура - "К истокам Руси" - полностью оправдывает свое название, да и предоставляет прекрасную возможность посетить места, связанные с рождением и возрождением русской духовности.

  • Музей народного ручного ткачества в Полоцке Музей народного ручного ткачества в Полоцке
  • Великий Новгород Великий Новгород

Единственное неудобство - автобусные переезды, подчас длительные. Маршруты, правда, бывают разной продолжительности, поэтому можно выбрать оптимальный вариант, в зависимости от пожеланий. Так, в рамках программы можно также посетить Пушкинские горы, Вязьму и Новоспасское - родовое имение композитора М. И. Глинки.

В моем случае путешествие длилось пять дней. Автобус с группой стартовал из Москвы рано утром в понедельник, вернулись же мы аккурат к закрытию метро в ночь на субботу. За это время скорость перемещения - как на дорогах, так и в музеях - была подчас довольно большая. В течение пяти дней мы ежедневно переезжали; всего посмотрели семь городов. Насыщенная экскурсионная программа вполне компенсируется наличием свободного времени по вечерам, поэтому отдохнуть и прогуляться по городам можно и самостоятельно.

Еще один важный момент - тур тематический и охватывает достопримечательности, связанные с историческим и культурным наследием городов, начиная от первых летописных упоминай. Именно поэтому остановки автобуса происходят главным образом у монастырей, храмов и древних городищ - тех мест, где можно отыскать истоки Руси. Если говорить более наглядно - то программой, к примеру, не предусмотрено посещение столь желанного туристами смоленского "Музея водки".

Наш маршрут кратко выглядел так:

  • 1 день - Смоленск
  • 2 день - Талашкино и Витебск
  • 3 день - Полоцк
  • 4 день - Псков, Изборск и Печоры
  • 5 день - Великий Новгород

День первый. Смоленск

Стартовав из Москвы около семи утра, к обеду мы добрались до Смоленска. С гидом повезло: Роман оказался интересным рассказчиком, с чувством юмора и трезвым отношением к истории, поэтому если вам попадется именно он - считайте, удача.

Смоленск, возникший на древнем торговом пути "из варяг в греки", сейчас представляет собой прекрасно отреставрированный город. Забегая вперед, скажу, что визуально он оказался едва ли не самым приятным.

Смоленская крепостная стена - хребет города. Построенную на рубеже XVI-XVII вв. крепость Борис Годунов назвал ожерельем всея Руси. Первоначальный архитектурный проект включал в себя 38 башен, причем каждая не повторяла другую. Сейчас число башен значительно меньше, однако стена по-прежнему является самой протяженной крепостной стеной в Европе. На крепостную стену можно подняться и прогуляться вдоль неё, заглядывая в полуразрушенные башни. В одной из них в течение нескольких лет велись реставрационные работы, но около года назад вся внутренняя отделка сгорела при пожаре. Официальная версия поджог не подтверждает, но местные думают иначе. В целом стена - довольно запущенная, валяются бутылки и мусор, есть следы костра и прочих продуктов праздного человеческого существования.

С крепостной стены открываются прекрасные виды на Успенский кафедральный собор. Красивый как снаружи, так и внутри, собор монументально возвышается над долиной Днепра. Зайти внутрь определенно стоит: резной декоративный иконостас, сделанный из липы, является важной точкой притяжения. Тридцатиметровый иконостас венчают трехметровые фигуры ангелов; это производит впечатление вне зависимости от религиозных взглядов.

Нам удалось побывать и в храме Архангела Михаила, который был построен в XII веке. Здесь наибольший интерес вызывает кирпичная кладка с датированным веком и именем мастера. Такие меры в древние времени служили знаком качества; работники доложили не столько репутацией, сколько жизнью. В случае, если с постройкой, кладкой или кирпичами что-то случалось - мастер должен был восстановить строение за свой счет. Если и после реставрации стены рассыпались, то работника сажали на кол. А если работала группа мастеров - то вешали всех, без разбора, кто именно отвечал за определенный участок. Именно поэтому храмы XII века настолько хорошо сохранились.

Вечером мы посетили концерт в Смоленской филармонии, что, признаться, поначалу не казалось привлекательным времяпрепровождением. Но после дня, проведенного в дороге и на прогулках по городу, час отдыха под прекрасную музыку и чудесное пение совершенно разморили.

День второй. Талашкино и Витебск

На следующий день утром мы отправились в Талашкино - имение князей Тенишевых, ставшее центром российской художественной жизни в конце XIX-начале XX вв. Село находится в 18 километрах от Смоленска.

Место потрясающее: здесь находится храм Святого Духа, где можно увидеть мальтовую мозаику Николая Рериха "Спас нерукотворный". Масштабный образ Христа затмевает красоту храма, видного со всех частей имения. Церковь не освещена и не действует. Если говорить современным языком, то в Талашкино около ста лет назад работали то ли социальные педагоги, то ли наставники: учителя развивали таланты детей, приходивших учиться со всех окрестных школ. Содержание школы и центра ремесел осуществлялось на средства князей Тенишевых.

Именно благодаря княгине Марии Тенишевой, памятник которой сейчас украшает главную аллею имения, Талашкино стало культурным центром, известным всей России. Этот период, правда, не продлился долго, поэтому талашкинские мастера не стали столь известными; расцвет пришел на период с 1893 по 1914 гг. Увидеть работы ремесленных мастерских можно в небольшом музее в по-настоящему сказочной избе "Теремок", где представлены резные печи и стулья, вышитые скатерти и красивейшие сундуки. Несмотря на забвение, в аукционном доме Sotheby's работы мастеров из Талашкино до сих пор продаются очень успешно.

Осмотрев Талашкино, мы отправились в Витебск. Перемену стран замечаешь не столько формальную: автобус останавливается на полчаса, но паспорта никто не проверяет, сколько визуальную: идеально прямые дороги и идеальная чистота на улицах. Секрет в том, что владельцы частных домов обязаны поддерживать дом и участок в лучшем виде. Беларуси мне бывать не приходилось, поэтому такая красота приятно удивила.

Витебск - родной город Марка Шагала, который изображал его на всех своих картинах; художник был влюблен в город, где прошли его детство и юность. Такая преданность мастера заставляет по-другому смотреть на Витебск, потому дом-музей Шагала - обязательная точка маршрута. В музее прекрасные экскурсоводы, влюбленные и в саму фигуру художника, и в город, кажется, не меньше Шагала. Дом довольно маленький, но уютный и милый; в бывшей хозяйской кухне стоят цветы в вазе.

Во дворике музея установлен памятник художнику: Шагал будто бы "играет" Витебск на скрипке, - такое переплетение искусств. А вот в расположенный на набережной арт-центр Марка Шагала, где хранятся работы мастера, нам попасть не удалось.

Витебск - довольно приятный город, с уютными улочками и тихими дворами. 93% города было разрушено в Великую Отечественную войну, поэтому большинство зданий и площадей в центре города построено в середине прошлого века. К примеру, площадь Победы, входящая в тройку самых больших в Европе.

День третий. Полоцк

Утром мы отправились в Полоцк, где находится географический центр Европы. Впрочем, на самом деле знак должен быть установлен в паре десятков километров от города, если быть энциклопедически точными, однако в данном случае это неважно: туристов в глухую деревню не заманишь, поэтому знак установлен на одной из аллей Полоцка.

Софийский кафедральный собор Полоцка сейчас действует как место для проведения органных концертов. Установленный здесь в 1985 году орган - внушительный и масштабный, в стенах храма звучит величественно. В программу тура входит посещение концерта - и он был прекрасный. Пока в храме продолжаются реставрационные работы; памятники, сваленные в углу, напоминают собравшихся на совещание исторических деятелей.

Спасо-Ефросиниевский монастырь - православная доминанта города; здесь хранятся мощи преподобной Ефросиньи - просветительницы полоцкой земли. Отправляясь в монастырь - и такое замечание актуально для всего маршрута - стоит позаботиться о правильной одежде; юбки и платки для женщин - обязательно!

Очень понравился Музей народного ручного ткачества; вполне радушные тетушки проводили не экскурсию, а мини-спектакль о белорусских оберегах, узорах и традициях носить одежду - живо и весело. Музей, что называется, интерактивный. Хранительницы задают каверзные вопросы скорее не на эрудицию, а на логику, поэтому к посещению крайне рекомендуется.

Уже вечером мы отправились в Псков.

День четвертый. Псков, Изборск и Печоры

Предпоследний день нашего путешествия к истокам Руси оказался самым насыщенным, мы должны были посетить три города, осмотр которых был максимально сжатым, а вечером - добраться до Великого Новгорода.

Прибыв в Псков, сразу отправились осматривать крепость. Первое упоминание о ней датируется 903 годом, однако точная дата постройки не известна. Особенность Пскова, наиболее запомнившая мне, - бесконечное количество самолетов, пролетающих над городом так низко, что, кажется, еще чуть-чуть - и лайнеры коснутся крестов на храмах. Аэропорт расположен всего в шести километрах от города, поэтому от шума турбин никуда не деться. Зрелище, надо сказать, завораживающее.

Перед псковской крепостью расположен Довмонтов город - единственное известное в Древней Руси градообразование. Не все стены крепости сохранились, однако те, что остались, полностью погружают в атмосферу средневекового города. Именно благодаря крепости рыцарские ордены Литвы, Польши и Швеция так ни разу и не смогли завоевать город.

Осмотрев Псков, мы отправились в Изборск - один из древнейших городов Руси, первое упоминание о котором относится в 862 году. Живописная Изборско-Мальская долина пользуется популярностью у поклонников парапланеризма, которые приезжают сюда со своим снаряжением; оборудованных же точек нет. Здесь же неподалеку расположен Городищенский пруд с лебедями, где можно арендовать лодку и поплавать. Аренда - 200 рублей в час.

Знаменитые Словенские ключи, или источник Двенадцати апостолов находятся на береговой террасе озера. Первое письменное упоминание относится к XVII веку, но известно, что ключи бьют не менее тысячи лет. Вода достаточно минерализована, после природной фильтрации в ней остается много кальция и минеральных солей. Источники мощные: выбрасывают ежесекундно до четырех литров воды. Считается, что каждый ключ имеет свои целебные свойства, поэтому испить воды нужно из каждого источника, сулящего здоровье, любовь или долголетие. Впрочем, табличек нет - поэтому, чтобы чудодейственная сила подействовала, нужно и правда изловчиться.

Далее мы отправились в Печоры, в Свято-Успенский монастырь, ни разу не закрывавшийся, даже в советские годы, - и благодаря чему сохранившийся в первозданном виде. Точной даты начала монашеской жизни в обители неизвестно; монастырь действует более пятисот лет.

Святые пещеры - самый жуткий и оттого интересный объект на территории монастыря. Предупрежу сразу, что делать фотографии внутри совершенно невозможно: экскурсия проходит при свечах, а необходимость пробираться в узких переходах за экскурсоводом почти в полной темноте лишает желания нажимать на спуск затвора. Представьте: уходящие в пещеру восемь подземных галерей, или улиц, ведут вдоль захоронений, где покоятся архиереи и другие церковные служители, а также предки славянских родов - Суворовых, Нощокиных и Ртищевых.

Температура воздуха в пещерном некрополе не превышает +5°C, специфического запаха из-за обилия захоронений здесь на удивление не ощущается. Самый жуткий момент - когда монах, проводящий экскурсию, поворачивает икону Богоматери, за которой обнаруживается полость с гробами, лежащими друг на друге в хаотичном порядке. Точно число захоронений в пещерах не установлено, многочисленные осады не позволяют это сделать; приблизительное число - 10 тысяч человек.

День пятый. Великий Новгород

В Великом Новгороде - последнем городе нашего путешествия - мы успели осмотреть главные достопримечательности города, расположенные в историческом центре.

Собор Святой Софии - древнейший сохранившийся на территории России храм, построенный славянами. Монументальность сооружения больше ощущается внутри, а не снаружи: фрески XI-XVII вв. прекрасно отреставрированы. Правда, часть храма по-прежнему находится на реставрации.

Побывали мы и у памятника "Тысячелетие России", который был установлен в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея призвания варягов на Русь. Монумент изображает многовековую историю развития российской государственности, от Рюрика до Петра I.

После осмотра Великого Новгорода, мы отправились в Свято-Юрьев мужской монастырь, один из древнейших монастырей на Руси, основанный в XI веке. Будто бы высеченный из белого камня главный храм обители гармонирует с окружающим цветочно-зеленым ландшафтом. Зимой здесь должны быть пейзажи белее белого.

Наконец, заключительным этапом нашего путешествия стало посещение музея деревянного зодчества "Витославлицы", расположенного в нескольких километрах от Великого Новгорода. Этнографический музей работает только в теплое время года, с мая по сентябрь. На территории комплекса можно увидеть деревянные часовни, церкви, крестьянские избы, амбары и кузницы; всего 26 построек. Несколько раз в день в музее можно услышать концерт колокольных звонов.

На крыльцах у домов работают местные мастера, которые изготавливают лапти, деревянные статуэтки и фигурки; за их работой можно понаблюдать, а понравившуюся вещь - купить. Расписной домовой, к примеру, стоил 250 рублей.

По итогам поездки

По итогам поездки к истокам Руси могу сказать, что в таком путешествии абсолютно точно можно устроить себе ликбез по главным пунктам истории российской государственности и духовности.

Маршрут действительно уникальный, поскольку охватывает древнейшие русские города, первые упоминания о которых относятся к VIII-Х вв., в частности - Смоленск, Псков, Великий Новгород и Изборск.

Путешествие полностью погружает в культуру и историю древних городов Руси, не позволяя растрачивать силы на не относящиеся к теме поездки дела. Ехать определенно стоит, но - в летнее время.

Автор выражает признательность туроператору "Smolensk Travel" за прекрасную организацию тура "К истокам Руси". Более подробную информацию о путешествии можно узнать на сайте www.oldrussiatour.ru.

Наталья Староверова

09.07.2012

Источник: Travel.ru

guide.travel.ru

Шедевры древней Руси

Забронировать тур

Дата выезда:

Новые грани заповедных оазисов истории Древней Руси – неисчерпаемого Суздаля и яркого Владимира! Великолепный Кремль с экскурсией в Крестовую палату, чарующая красота Покровской обители и малиновые звоны Спасо-Евфимьева монастыря в Суздале, роскошная мощь Золотых Ворот и святость древнейших Успенского и Дмитриевского соборов во Владимире. С посещением редчайшей жемчужины древнерусского зодчества – церкви Бориса и Глеба, заложенной Юрием Долгоруким в 1152 году в Кидекше и дворцовой резиденции Андрея Боголюбского в Боголюбово. С осмотром символа России по признанию ЮНЕСКО – белоснежной церкви Покрова на Нерли и посещением самых креативных музеев двух столиц Золотого кольца. 12 экскурсий!

Программа

1 день

  • В 7.30 отправление в Суздаль ~ 220 км. Путевая экскурсия.
  • Наши выходные в живых оазисах истории Древней Руси начинаются знакомством с великолепным и неисчерпаемым Суздалем.
  • Суздаль – «столица» Золотого Кольца России, город неисчерпаемый, колоритный, особенный…
  • Суздаль – город потрясающей красоты и редкой гармонии живописнейших окрестных видов и древних величественных монастырей, храмов, старинных деревянных домиков. Здесь категорически запрещено высотное строительство и можно любоваться всеми древними красотами Суздаля практически в нетронутом и прекрасно отреставрированном виде, это город-открытка! Суздаль – уникальное собрание выдающихся шедевров зодчества, большинство из которых не имеет гражданства, ибо принадлежит всему человечеству... В этом городе, как ни в одном другом, можно проникнуться подлинным духом древней матушки-Руси и полностью раствориться в самой ее истории.
  • Тысячелетняя история Суздаля связана с именем великого князя Владимира Мономаха, который начинает на берегу реки Каменки строительство мощного крепостного укрепления. Это величественное сооружение – Суздальский кремль. Вы полюбуетесь ансамблем Суздальского кремля – самой древней достопримечательностью Суздаля, ведь его строительство начато еще в X веке! Вы увидите древнейший Рождественский собор, древние Архиерейские палаты, построенные в XV веке, деревянную Никольскую церковь, возведенную в 1766 году, Успенскую церковь XVII века и Христорождественскую церковь.
  • Неповторимый шедевр русского зодчества, в котором вы побываете – грандиозная бесстолпная Крестовая палата, площадью 330 кв.м.! Это подлинное архитектурное диво, возведенное в конце XVIII века, и главная достопримечательность суздальского кремля, ведь здесь хранятся сокровища окрестных монастырей и церквей, которыми вы полюбуетесь.
  • Обед.
  • Одним из «центров» заточения боярынь и княжон аристократических фамилий, замешанных в «делах московских» в средние века, становится Покровский женский монастырь. Здесь в разное время отбывали ссылку Соломония Сабурова, жена князя Василия III, дочь Ивана III Александра, одна из жен Ивана Грозного, жена Владимира Старицкого Евдокия Нагая, Евдокия Лопухина и другие заложницы политических страстей или просто надоевшие вельможным мужьям несчастные женщины. Драгоценные вклады сановных пленниц в казну монастыря, а также завещанные ими земли и угодья, превращают Покровский монастырь в один из самых богатых и влиятельных в Суздале. Вы сможете полюбоваться великолепной обителью со смотровой площадки и оценить ее величие и красоту.
  • Одна из суздальских архитектурных жемчужин и уникальная святыня города – Спасо-Евфимьев монастырь, в который мы с вами направимся. Он основан (только вдумайтесь!) в 1350 году! Это самый эффектный, если можно так выразиться, монастырь города, настоящая неприступная цитадель на крутом живописном берегу Каменки. Вы полюбуетесь мощными стенами и башнями древней обители и насладитесь красотой и святостью ее древних храмов. Звонница Спасо-Ефимьевского монастыря – редкий тип звонницы с галереями, а ее колокола славятся совершенно особенным, «малиновым» звоном. Сегодня вы насладитесь праздничными переливами волшебных колокольных суздальских звонов…
  • Настоящая сказка в дереве – суздальский Музей деревянного зодчества. Здесь «русский дух, Русью пахнет!», ведь этот колоритный музей – редкое собрание подлинных деревянных построек самого разного назначения – от изб деревенской бедноты и хором зажиточных селян, до уникальных ветряных мельниц. Это живая, теплая история, к которой вы сможете буквально прикоснуться…
  • Отправление в Кидекшу.
  • Кидекша – древнейшее село, основанное еще в дославянские времена, чья история неразрывно связана с историей Суздаля. Сегодня нам представится уникальная возможность насладиться красотой редчайшего перла белокаменного зодчества домонгольской Руси – церковью Бориса и Глеба, возведенной Юрием Долгоруким в 1152 году! В интерьере церкви сохранились фрагменты уникальных подлинных фресок XII века, которыми вы сможете полюбоваться.
  • Переезд во Владимир (≈35 км.)
  • Размещение в гостинице «Русская Деревня»
  • Ужин (за доп. плату)

Программа

2 день

  • Завтрак в отеле. Освобождение номеров.
  • День потрясающих открытий яркого, роскошного Владимира!
  • Владимир... Удивительный город средоточия русской истории, город уникальных памятников и ошеломляющих, вселенской красоты пейзажей. Достопримечательности Владимира – всемирно признанные шедевры древнерусского зодчества, послания наших далеких предков, зашифрованные в камне и редкие образцы их вечного искусства! Владимиро-Суздальская архитектурная школа в мире признана уникальной, и целый ряд памятников древнерусского зодчества Владимирской области внесены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО как Белокаменные памятники Владимира и Суздаля.
  • Сегодня нам выпадет редкая возможность насладиться красотой Белокаменного Успенского собора. Возведенный князем Андреем Боголюбским в 1160 году, величественный собор был самым главным храмом Северо-Восточной Руси и даже резиденцией митрополита. После нападения монголо-татар собор сильно пострадал, но в начале XV века, пострадавшие от пожара настенные фрески Успенского собора восстанавливают знаменитые иконописцы – Андрей Рублев и Даниил Черный. Фрески сохранились до сих пор. Кстати, именно по образцу Успенского собора Владимира, знаменитый итальянский зодчий Аристотель Фиораванти построил Успенский собор Московского Кремля.
  • Ажурный Дмитриевский собор, куда мы отправляемся - еще один из шедевров белокаменной летописи города. Построенный во времена правления князя Всеволода Большое Гнездо в начале XII века, он олицетворял собой подъем и величие Владимирской земли. Строили этот собор только русские зодчие. В 1918 году под слоем штукатурки были обнаружены подлинные фрески со сценами Страшного Суда. И сегодня мы сможем насладиться древнерусским художественным гением.
  • Вы полюбуетесь и самым знаменитым памятником Владимира – Золотыми Воротами. Несмотря на то, что до наших дней Золотые ворота сохранились частично, они и по сию пору поражают своей мощью, красотой и великолепием.
  • Самый интересный, современный и творческий музей Владимира – Музей «Хрусталя, лаковой миниатюры и вышивки». Стилистика музея весьма оригинальна и креативна, и выполнена в символичном образе хрустальной реки, с использованием визуальных образов, особенного, «струящегося» света, и чарующей музыки. Здесь вы полюбуетесь выдающимися хрустальными шедеврами знаменитого гусевского стекольного производства, уникальными лаковыми миниатюрами, а также аутентичной владимирской вышивкой в редких техниках «Владимирский шов» и «белая гладь».
  • Обед.
  • Наше путешествие продолжится в Боголюбово.
  • Это дворцовая резиденция храбрейшего и мудрейшего русского князя Андрея Боголюбского. Именно из Боголюбова «некоронованный царь Руси» вершил великие дела по объединению разрозненных княжеств под единой властью. Сейчас дворцовая резиденция князя – красивейший действующий Свято-Боголюбский женский монастырь, в котором мы насладимся красотой Палат Андрея Боголюбского и посетим древнейший собор Рождества Пресвятой Богородицы.
  • К юго-востоку от Боголюбова, на холме посреди бескрайнего поля, у места впадения Клязьмы в Нерль, стоит одинокая белоснежная церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли, построенная в 1165 году. Эта церковь не только самая значимая из достопримечательностей Владимира. Это – символ России по признанию ЮНЕСКО. Шедевр мирового каменного храмового зодчества и вершина творчества владимиро-суздальских мастеров, церковь Покрова на Нерли самый лиричный памятник архитектуры, образец гармонии и «поэма в камне». Сегодня вы сможете вблизи насладиться красотой невероятного шедевра и упиться благодатью удивительного святого уголка Руси, близкого и дорогого для сердца каждого русского патриота… (Прогулка к церкви проводится в благоприятные погодные условия)
  • Отъезд в Москву. (≈190 км)
  • Прибытие в зависимости от транспортной ситуации.

Стоимость тура на человека в рублях при размещении в гостинице «Русская Деревня»:

  • В двухместном номере эконом (без ужина) – 5550 руб.
  • Доплата за одноместное размещение - 950 руб.
  • В номере бизнес (без ужина) - 6100 руб.
  • Доплата за одноместное размещение - 1300 руб.
  • Скидка на размещение на дополнительном месте взр./реб. - 300 руб.
  • Скидка детям до 12 лет - 200 руб.
  • Дополнительно оплачивается ужин (по желанию в офисе) - 400 руб.

Стоимость тура на человека в рублях при размещении в гостинице «Русская Деревня»:

в праздничные даты (заезды: 04.11)

  • В двухместном номере эконом (без ужина) - 6110 руб.
  • Доплата за одноместное размещение - 1050 руб.
  • В номере бизнес (без ужина) - 6800 руб.
  • Доплата за одноместное размещение - 1600 руб.
  • Скидка на размещение на дополнительном месте взр./реб. - 300 руб.
  • Скидка детям до 12 лет - 200 руб.
  • Дополнительно оплачивается ужин (по желанию в офисе) - 400 руб.

Стоимость тура на человека в рублях при размещении в гостинице «Золотое Кольцо»

  • В двухместном номере стандарт (без ужина) - 6800 руб.
  • В двухместном номере бизнес (без ужина) - 7050 руб.
  • В двухместном номере студия (без ужина) - 7700 руб.
  • В двухместном 2-х комнатном номере люкс (без ужина) - 7900 руб.
  • Доплата за одноместное размещение - 1200 руб.
  • Скидка на размещение на доп. месте в номере стандарт/бизнес (только для детей до 12 лет). - 400 руб.
  • Скидка на размещение на доп. месте в номере студия/люкс - 400 руб.
  • Скидка детям до 12 лет - 200 руб.
  • Дополнительно оплачивается ужин (по желанию в офисе) - 500 руб.

Внимание! В этом туре возможно подселение. Если Вы путешествуете в одиночку и не хотите доплачивать за одноместный номер, фирма гарантирует, что найдет второго попутчика в Ваш двухместный номер (Вашего пола).

Экскурсионная программа (12 экскурсий):p>

Суздаль:

  • Обзорная экскурсия по Суздалю
  • Суздальский Кремль (архитектура)
  • Посещение Крестовой палаты Суздальского кремля
  • Музей деревянного зодчества
  • Спасо-Ефимьев монастырь с концертом колокольных звонов, Покровский монастырь (обзорная площадка)
  • Церковь Бориса и Глеба в Кидекше (интерьер)

Владимир:

  • Обзорная экскурсия по Владимиру с Золотыми воротами (архитектура)
  • Успенский собор (интерьер)
  • Дмитриевский собор (интерьер)
  • Музей Хрусталя, лаковой миниатюры и вышивки.
  • Свято-Боголюбский монастырь в Боголюбово. Посещение палат Андрея Боголюбского и церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
  • Внешний осмотр церкви Покрова на Нерли (при благоприятных погодных условиях).

В стоимость включено:

  • проживание,
  • питание: 1 завтрак, 2 обеда,
  • транспортное обслуживание автобусом иномарка,
  • экскурсионная программа - 12 экскурсий,
  • входные билеты в музеи.

Забронировать тур

gid-tur.com

Достопримечательности России -Древняя столица домонгольской Руси

   

Продолжая наше путешествие по древнейшим городам страны, мы приглашаем вас, посетить Старую Ладогу, которая сегодня скромно именуются селом Ленинградской области, но она возникла еще раньше Новгорода и была столицей Руси при Рюриках. 

Действительно русский дух сохранился на этой земле и его шепот проскальзывает в сказочных пейзажах и видах холмов, которые вдохновляли художников на их картины.

Варяжская улица ведет гостей древней тропой к стенам Успенского монастыря, а по пути их встречают огромные скульптуры князей. Сама обитель была построена в 1116 году, а собор ее является древнейшим шедевром Руси до нашествия монголов. Его красота покоряет туристов, но вот история этого уголка довольно мрачная.

Сюда заключали многих отвергнутых жен, и Лопухина тоже попала сюда после того, как ее отверг царь Петр. Жена  Ганнибала тоже была сослана сюда после измены своему арапу, а вскоре она скончалась. К сожалению, все могилы время не сохранило, только кенотафы поведают гостям о таких событиях. 

Достопримечательности России -столица домонгольской Руси.Фото 1

Довольно интересным сооружением является крепость, которая строилась в 864 году, после чего Олег заменил ее стены из дерева каменными. После него твердыню еще много раз достраивали, а сегодня тут находится интересный музей с находками ученых. Во время похода по историческим местам комплекса стоит посетить Георгиевскую церковь с ее романтизмом архитектуры и белыми стенами.

Образец зодчества 12 века покоряет простотой своих фасадов, где все детали гармонично сочетаются между собой, дальше храм Предтечи поведает вам о временах Годунова и красочных ярмарках в 16 веке возле стен Ивановского монастыря, от которого ничего не осталось кроме этого здания.

Здесь также можно увидеть колокольню с памятными колоколами тех эпох, а дальше церковь Солунского тесно связана с покровителем воинов и строилась после смутного времени на Руси. Убранство храма не сохранилось, но кованый замок хитрой конструкции можно тут увидеть гостям. 

Двигаясь по Волховскому проспекту, вы будете созерцать древние дома и храмы, пока не попадете в Никольский монастырь, а там уже церковь Златоуста покажет уникальную архитектуру 19 века с обилием резных элементов и роскошными интерьерами, где вы будете поражены росписями стен и видами образов.

Достопримечательности России - столица домонгольской Руси.Фото 2

Дальше храм Николая поведает о 12 веке и его особенностях, а после него все туристы отправляются гулять по территории обители.

Ее основал Невский  в 1241 году после славной победы, также тут сохранилась реликвия из Бари и впечатлений от такого уголка будет много.

Дальше вас ждет загадка пещеры Танечкина, где добывался пещаник, но потом здесь возникло природное чудо в виде галерей с туннелями и озером. Однако красота этого мира под землей опасна, так как обвалы и потопы, тут частые явления.

Еще одна изюминка древности ждет туристов в Сопках, где они видят огромный курган. По словам историков тут захоронен один варяжский князь, но предания повествуют о том, что именно тут Олега укусила змея и похоронили героя в этом месте. 

Мы с вами прощаемся с фантазиями и реальностью старины, но сохраним воспоминания о том, как удалось прикоснуться к этой древнейшей земле, видевшей свои расцветы и закаты на стыке эпох.    

 

www.worldtourizm.ru

Самый древний архитектурный памятник Киевской Руси – в Чернигове

Самым древним памятником архитектуры времен Киевской Руси, старше, чем Софиевский собор в Киеве, который хорошо сохранился до наших дней и продолжает функционировать, является Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Это – не просто украшение Чернигова, святыня давнего Чернигово-Северского княжества, но и подлинное архитектурное чудо, рассказывает собкор РИСУ Любовь ПОТАПЕНКО.

1.jpgПланировочно-пространственное решение собора уникально: подобной конструкции не имеет ни один из известных древнерусских храмов. В нем соединена схема византийского крестово-купольного храма с элементами романской базилики.

Этот факт можно объяснить таким образом: основатель Спасо-Преображенского собора князь Мстислав (брат Ярослава Мудрого), который до Чернигова княжествовал в Тмутаракани, именно оттуда пригласил мастеров, осведомленных в традициях культового строительства в Малой Азии и Закавказье, где в то время и были распространены подобные храмы.

Черниговский князь Мстислав Тмутараканский заложил названный собор на несколько лет раньше, чем его брат Ярослав Мудрый начал в Киеве строительство Софиевского собора. А именно – где-то около 1030 года.

2.jpgСогласно преданиям, каменный храм построен на месте деревянной церкви, которая, в свою очередь, была возведена на месте языческого капища. Летописи же уточняют: после удачного похода Мстислава Тмутараканского и Ярослава Мудрого на Красную Русь (современную Галичину) и присоединение ее земли к древнерусскому государству и было начато строительство в середине княжеской колыбели величественного сооружения. Но, как рассказывает та же летопись, в 1036 году Мстислав вышел на охоту, заболел и умер. При нем были возведены лишь стены высотой „сколько можно достать рукой, стоя на коне”. Однако князь был похоронен в этом недостроенном храме.

Возможно, храм достраивался уже не во времена вхождения Черниговского княжества в государство Ярослава Мудрого, а при следующем черниговском князе Святославе, который также был похоронен в этом храме, хотя Святослав и умер Великим князем в Киеве.

3.jpgДаже до завершения строительства этот храм стал главной святыней Черниговско-Северской земли: здесь хранились мощи святых и чудотворные иконы, здесь покоились князья и духовные владыки епархии. Почти 900 лет Спасо-Преображенский собор был кафедральным собором Черниговской епархии и центром общественной и государственной жизни: целованием креста и присягами здесь скреплялись договора между князьями.

Этот собор тринефный, его ширина 22,4 метра, длина с апсидами – 35,25 метра, высота от пола до низа свода центральной бани – 30 метров. Внутренний размер храма отвечает современному девятиэтажному дому, широкий фундамент углублен в почву на 2,8 метра, стены, имеющие толщину 1,4 метра, до нашего времени дожили почти не поврежденными. А сложность пространственно-планировочной конструкции сооружения до сих пор заставляет специалистов спорить по поводу того, к какому же типу стоит отнести храм: четырех-, шести- или восьмистолпному.

4.jpgИнтерьеры собора поражают величием: криволинейные поверхности многочисленных арок ритмично повторяются, подчеркивая высоту средней части храма. Все внутренние поверхности стен, сводов и столбов имели фресковую роспись. Очень богатой была цветная палитра интерьера, росписи которого дополнялись ярким полом из цветного камня и глазурованных керамических плиток – смальты. Хоры были ограждены резными плитами красного цвета, колонны были сделаны из белого мрамора и имели резные капители.

Из летописей известно, что в соборе (кроме его основателя с женой Анастасией и сыном Евстафием) покоились такие личности: черниговский, а затем киевский князь Святослав Ярославович (в 1076 г.), его сын Глеб (в 1078 г.), Олег Святославович (в 1115 г.), Владимир Давидович (в 1161 г.), Святослав Ольгович (в 1165 г.), Всеволод Святославович (в 1196 г.). В соборе нашли вечный покой иерархи Черниговской епархии Лазарь Баранович (в 1693 г.) и Амвросий Дубкевич (в 1750 г.). Также здесь был похоронен местный черниговский святой Игорь Ольгович.

5.jpgГлавными святынями собора, хранившимися здесь до 1917 года, были мощи князя Игоря Ольговича и митрополита Константина, которые находились в земле около стен храма, а также мощи святителя Феодосия Угличского, черниговского архиепископа, которые лежали открытыми в соборе (в серебряной раке весом свыше 240 кг).

Кроме мощей здесь хранилась и очень уважаема на Черниговщине чудотворная икона (с середины XVII ст.) Репкинской Божьей Матери.

Отдельно стоит сказать и о так называемой Смоленской иконе Божьей Матери. Во времена Киевской Руси изображения Одигитрии в Спасо-Преображенский собор Чернигова привезла в 1046 году дочка византийского императора Константина Мономаха Анна, которая вышла замуж за князя Всеволода Ярославовича. Их сын Владимир Мономах в 1097 году начал княжить в Смоленске, где построил храм, и перевез туда из Чернигова эту икону, которая с тех пор начала называться Смоленской. Считается, что благодаря ей в 1239 году хан Батый не смог взять Смоленск.

6.jpgСпасский собор на протяжении веков претерпел много разрушений и перестроек. В 1239 году, во время нашествия хана Батыя, был разрушен свод и уничтожены бани.

Во время восстановления в XVII веке уже надстроены апсиды и возведены бароковые бани. Значительно перестроен храм и после пожара в 1750 году. В конце XVIIІ века была надстроена лестничная башня с северо-западного фасада, такая же возведена и на месте разрушенной крестильни с юга, сделаны новые верхи, все фасады поштукатурены и побелены. В 1818 году возле западного, северного и южного порталов возведены пространственные тамбуры, а в конце ХІХ века позолочены верхи, и собор приобрел современный вид.

7.jpgНе менее бурная судьба постигла и внутреннюю отделку и иконостас храма.

Издавна согласно древним обычаям, в соборе вывешивались флаги защитников города. Даже в начале ХХ века здесь хранились казацкие флаги: 18 флагов черниговского ополчения времен войны с Наполеоном и 11 флагов ополчения времен Крымской войны 1853-1856 гг.

В ризнице храма хранилось много богослужебных предметов из драгоценных материалов, подаренных в разные времена жителями города и почетными гостями. Эти предметы имели большую художественную и историческую ценность, но, к сожалению, осталось их очень немного. И находятся они в настоящее время в Черниговском историческом музее. Среди них есть уникальная работа местных ювелиров 1771 года – обложка Евангелия с рельефными изображениями. По описанию в литературе известно, что в алтаре храма было серебряное с позолотой дарохранилище в виде двухъярусного саркофага весом 16,5 кг, подаренное храму в 1782 году, а также крест 1638 года, соборное кресло на горнем месте, подаренное императрицей Екатериной во время ее пребывания в Чернигове в 1787 году, большое количество старинных риз, среди которых и наряд святителя Феодосия Черниговского (Угличского).

В 1923 году в соборе была обнаружена фреска ХІ века с изображением полуфигуры святой Феклы (Текли). Фреску нашли под толстым слоем штукатурки, которая спасал ее от многочисленных пожаров. В 1926 году фреска была снята со стены и перенесена в Черниговский краевой исторический музей, где она хранилась до войны 1941 года. Во время войны экспонаты музея сгорели. К счастью, осталась очень удачная и точная копия, созданная в 1934 году, которая в настоящее время хранится в Софиевском заповеднике Киева.

8.jpgВ 1926 году советская власть запретила богослужения в Спасо-Преображенском соборе и в начале 30-х передала сооружение в распоряжение базы „Главросмасложирсбыта”, где был устроен склад. В 1937-м собор передан в распоряжение исторического музея. В 1942 году оккупационная немецкая власть возобновила богослужения, и храм действовал до 1961 года, после чего снова был передан музею. И только в конце 80-х годов прошлого века, на исходе периода так называемой „перестройки”, выкинув из храма на улицу музейную утварь, община УПЦ (МП) насильно захватила сооружение и в нем были возобновлены богослужения. Однако и до сих пор законность перехода храма от музея к религиозной общине вызывает немало вопросов как у специалистов, так и у простых горожан.

Перевод на русский Елены Кулыгиной

Система Orphus

risu.org.ua

Архитектура Киевской Руси

В IX веке славянский народ собрался под единой княжеской властью, что привело к образованию молодого и сильного государства - Киевской Руси. Историки по времени относят это событие к 862 году. Этот период расцвета Киевской Руси называли еще по другому «страной городов», он начался в середине IX и продлился до начала XII века.

Архитектура Киевской Руси, как и литература, в этот период сформировалась под влиянием новой христианской веры, однако яркой нитью через всю ее историю протянулось древнее языческое наследие. Тому подтверждением являются многочисленные шедевры архитектуры. Запоминающаяся древнерусская архитектура, включает в себя старинные, самобытные фрески, скульптурные фасады и удивительные орнаменты золотоглавых церквей и соборов. Многие из них сохранились до наших дней.

Уникальная архитектура Киевской Руси - это симбиоз всего лучшего в культуре восточнославянских племен, великой Византии, племен кочевников, а также своей собственной. Зодчие Древней Руси сформировали свой стиль, который до сих пор восхищает воображение потомков. Наиболее полно архитектура Киевской Руси сохранилась в современном Киеве. Кажется, что именно в этом месте собраны все значимые шедевры того времени, например Десятинная церковь, Софийский собор, Золотые ворота с церковью Благовещения и многие другие.

Великий креститель Киевской Руси, князь Владимир в 996 году на свои деньги построил величественную Десятинную церковь. На содержание ее он выделил десятую часть от своих доходов, раньше это называлось – десятиной, церковь от этого слова и получила свое название. Ей в истории отводилось великое назначение. Древнерусская архитектура в этом строении проявилась во всем своем великолепии.

Она очень больших размеров, крестово-купольная, шестиярусная. Построенная на века из камня, внутри она была украшена изумительными по красоте фресками, мозаиками и отделана мрамором. Изначально в Десятинной церкви была устроена княжеская усыпальница. Здесь была похоронена супруга Владимира, византийская царевна Анна и он сам, умерший в 1015 году. Затем сюда были перевезены останки легендарной княгини Ольги. Внутреннее убранство этой церкви включает также иконостас, кресты и прочую церковную утварь, которая была лучшей на то время.

Искусство Киевской Руси поражало своей изысканностью и мастерством древних местных умельцев. Судьба церкви была трагичной и в начале XI века она пострадала от пожара, а затем подвергалась неоднократным разрушениям. В 1240 году хан Батый взяв Киев, не пожалел святыню и полностью уничтожил Десятинную церковь.

В центре Древнего Киева до сих пор красуется Софийский собор. Он виден издалека, а купола его покрытые золотом, вызывают восхищение и гордость за то, что такой дивной красоты памятник сохранился до наших дней. Он - место паломничества верующих и одна из главных исторических достопримечательностей столицы. Его история непроста, он также неоднократно был разграблен во время войн, в том числе в 1240 году воинами Батыя, но каждый раз восставал из руин. В 1740 году он был окончательно отстроен, а его нынешний облик до сих пор радует своим прекрасным старинным видом. Недалеко от Софийского собора находятся Золотые Ворота. Это символический древний памятник, в котором нашла отражение архитектура Киевской Руси.

Ворота были лицом города и служили для церемониального, торжественного въезда в древний Киев. Они построены в южной части города киевским князем Ярославом Мудрым в 1037 году. Как дополнительная защита, перед воротами был вырыт ров шириной 15 метров и глубиной до 8 метров. Золотые Ворота – это самая настоящая крепостная башня с проездом до 7,5 метров. До наших дней сохранились мощные пилястры, древние стены высотой 9,5 метров. Примечательна надвратная церковь Благовещенья у Ворот. Она была символом христианского града. Археологические исследования Золотых Ворот удивили ученых найденными остатками ее убранства: фресковой росписью, кубиками яркой прозрачной смальты, фрагментами мозаики. Смальта очень часто использовалась в украшении древнеславянских храмов. Древние зодчие любили ее за долговечность и необыкновенные по красоте переливы цвета, которые в готовом виде производили эффект живого мерцания.

Несомненно, в этот период истории искусство Киевской Руси достигло своего величайшего расцвета, а свидетельством являются удивительные памятники архитектуры того времени.

fb.ru


Смотрите также