Древний китай семья. Брак и семья: Семья носила в Древнем Китае патриархальный характер
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Упорядочение отношений в семье и обществе. Древний китай семья


Древне китайская семья. Китайские культурно-исторические традиции

Похожие главы из других работ:

Аристократическая культура эпохи Хэйан в Японии: эстетические и этические принципы

1.3 Китайская цивилизация

Если исследовать проблемы этического и эстетического в среде хэйанской аристократии, конечно же, невозможно обойти иноземное влияние, исходившее, главным образом, из Китая. Китайская цивилизация -- вот что стоит ярко освещенным на арене Хэйана...

Библиотека и семья

Библиотека и семья

Важный фактор, влияющий на результативность работы библиотеки по организации и руководству чтением детей. - ее содружество, контакты с семьей читателя. В семье формируется личность ребенка...

Быт древних римлян

1. Семья

Семья и воспитание в ранний период истории Рима считалось за цель и главную суть жизни гражданина -- наличие собственного дома и детей, при этом семейные отношения не подчинялись закону, а регулировались по традиции...

Великие люди, внёсшие свой вклад в развитие классической хореографии

2. Семья

Жена -- Чикваидзе Елена Георгиевна (1910-1996), балерина Сын -- Михаил Лавровский (1941), артист балета и балетмейстер Внук -- Леонид Лавровский-Гарсиа (1987), преподаватель актёрского мастерства в РАТИ...

Восток, как тип культуры

2. Восточная культура (индийская, китайская, японская)

Древний Восток был родиной великих культур, выведших человека из лона первобытного мифа. Однако, покинув первобытность, Восток не преодолел мифологического способа отношения человека к миру...

Искусство древнего Египта

4.2 Система записи Древне-Египетской музыки.

В результате развития вокальной музыки возникла не-обходимость найти соответствующую форму изображения для каждого звука музыкальной гаммы. Поскольку запись словесных текстов возникла много раньше музыкальной...

Китайская живопись в художественном проектировании костюма

ГЛАВА 2. КИТАЙСКАЯ РОСПИСЬ В ХОДОЖЕСТВЕННОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ КОСТЮМА

...

Китайская живопись в художественном проектировании костюма

§ 2 Китайская роспись

китайский национальный костюм орнамент Китайская роспись - это выполнение рисунка плоскими искусственными кистями. На кисть одновременно набирается два цвета. И при соединении этих цветов получается плавный переход из одного в другой...

Концепты "house" и "home" в британском обществе

3. Английская семья

Счастливая английская семья имеет свои национальные особенности. Во-первых, основой ее является женщина, одновременно предпочитающая не подчеркивать этого...

Культура античного мира: культура Древней Греции

§ 2. Женщины и семья

Женщины в Древней Греции вели весьма замкнутую жизнь даже по сравнению с другими древними цивилизациями. Они не принимали участия в политической жизни государства, зато обладали правом собственности на землю и прочее имущество...

Культура потребления чая

9. Китайская чайная церемония. Гун Фу Ча

Очень часто культуру Японии и Китая обобщают, считая, что в них различия особого нет. Но это не так. Между ними есть очень важное отличие и связано оно с самим завариванием чая. Для китайцев, чайная церемония заключается в чае...

Место и уникальность "Домостроя" в русской культуре

1.1 Брак и семья

Русская жизнь городов, малых посадов и деревень была сильно окрашена аграрно-магическим, языческим мироощущением. Функцию законов на деле выполняли неписаные правила, запреты, обычаи...

Национально-культурный этикет Италии

2.1 Семья

Итальянцы - своеобразный народ. С одной стороны, это эксцентричные говоруны с выразительной мимикой и активной жестикуляцией, чтобы любым способом привлечь внимание собеседника, с другой - они степенные, любящие свой дом и семью, люди...

Общественные нравы старого Китая: дружба и социокультурные связи

Глава 1. Китайская империя в XIX- начале XX века

...

Традиционный уклад китайской семьи в XVI-XVII в.

1. Семья

Термин «семья» в китайской грамоте обозначается иероглифом цзя, который графически представляет собой сочетание знаков «крыша дома» и «свинья». Таким образом...

cult.bobrodobro.ru

2.2.5 Культ семьи и клана. Философия Древнего Китая

Похожие главы из других работ:

Гендерные проблемы современной философии

3. Влияние гендерных исследований на развитие личности, семьи и социальной активности

Еще одно перспективное направление гендерной истории самым тесным образом связано с оригинальным подходом, который можно условно назвать персональной, или новой биографической историей. Он, разумеется...

Культ Конфуция. Конфуцианство

4. Культ Конфуция. Конфуцианство

Собственную историческую миссию Конфуций видел в сохранении и передаче потомкам древней культуры (вэнь), поэтому не занимался сочинительством, а редактировал и комментировал письменное наследие прошлого...

Культура і релігія

3.3 Релігійний культ і мистецтво

Релігійна культура являє собою складне, комплексне утворення, всі аспекти релігії як суспільної підсистеми знаходять вираження в соціокультурній області...

Творчество как основа философии Фридриха Ницше

1.3 Культ творчества в эпоху Возрождения

творчество философия ницше сверхчеловек Эпоха Возрождения датируется XIV-XVI веками. Сам термин «возрождение» как бы подчеркивает задачу эпохи - возродить старые идеи (а именно античные) и дать им новую жизнь...

Учение Сократа

Создание семьи

Как смог Сократ прожить без работы двадцать лет, занимаясь изучением «собственного невежества»? некоторые ученые полагают, что он обучился мастерству каменотеса и скульптора у своего отца и занимался этой работой долгое время...

Философия Древнего Китая

1.3 Чжоусцы, Шанди и культ Неба

Эпоха Шан-Инь была сравнительно недолгой. В 1027 г. до н. э. объединившийся вокруг племени чжоусцев союз окружавших Шан народов в решающей битве при Мус разгромил шанцев...

Философия Древнего Китая

1.4 Культ умерших предков

Если высшее трансцендентное начало в культе Шанди было перенесено в чжоуском Китае на культ Неба...

Философия Древнего Китая

1.5 Культ Земли

Низы китайского общества Чжоу составляли крестьянские общины с их привычными ритуалами и культами, среди которых центральное место занимал культ земли. Еще со времен неолита этот культ был тесно связан с магией и ритуальной символикой...

Философия Древнего Китая

2.2.4 Культ предков и нормы сяо

Речь идет о культе предков - как мертвых, так и живых. Значительно изменив содержание и формы этого культа, известного в своих основных чертах едва ли не всем народам («Чти отца и матерь свою», - сказано в Библии)...

fil.bobrodobro.ru

Институт семьи в древнем Китае — WiKi

В 6-5 вв. до н.э. огромную роль в жизни древнекитайского общества играли клановые организация «цзун-цзу» (цзун – главная линия клана, представленная старшими сыновьями, цзу – его боковые ветви). М.В.Крюков отмечает, что это была патронимическая организация, объединявшая происходившую от общего предка группу родственных семей, между которыми существовало иерархическое подчинение. Вместе с тем эта организация отличалась общностью интересов[1]. Считалось, что «цзун-цзу» несет ответственность за действия всех своих членов. Органическая связь между «цзун-цзу» и системой социальных рангов, существовавших в то время, наличие мощной семейной организации, связанной родственными узами и общими интересами, - все это укрепляло представление о принципиальной идентичности семьи и государства. Культ семьи и клана был очень распространен в чжоуском Китае и до Конфуция. Однако именно в учении Конфуция культ предков, сыновней почтительности (сяо), интересов семьи и клана был необычайно возвеличен и превращен в центральный пункт системы культов, верований и ритуалов. Особенности семейно-клановых связей определили уникальность китайского общества на протяжении почти всей истории Поднебесной. Конфуцианство наложило глубокую печать на все стороны жизни китайского общества, в том числе и на функционирование семьи, а именно, конфуцианский культ предков и культ сыновней почтительности способствовали расцвету культа семьи и клана.

Клан – прочное семейно-родовое сообщество, члены которого тесно связаны кровнородственными узами с общим предком по мужской линии до пятого колена. Основной ячейкой клана являлась малая семья. Он объединял ряд семейств, связанных общим храмом предков, храмовой землей и совместным хозяйством. Общая собственность клана (храм предков, кладбище, могилы, пахотные и непахотные земли, водоемы, леса, сады, хозяйственные сооружения, запасы зерна и др.) не подлежала разделу и продаже [2]. Кланы имели организующее ядро: культ общих предков и свою географическую локализацию. Внутри кланов шел непрерывный процесс проявления новых семей (фан) в семье предка-основателя. Китайские семьи жили кланами, включающими несколько поколений, и ребенок любого члена семьи считался драгоценностью всего клана. Крупные кланы имели храмы предков, которые служили не только для поклонения предкам, но и в качестве школы для детей, причем обучению мальчиков придавали большее значение, считая, что девочке достаточно быть скромной, послушной и уметь вести домашнее хозяйство. Родовой храм предков считался символом единства клана. В дни торжественных праздников там собирались все члены клана, обсуждали имущественные, семейные, судебные и другие дела. Клан выступал в роли суда первой инстанции, его решения считались обязательными и неукоснительно выполнялись. Он отвечал перед государством за поведение своих членов, а также помогал тем, кто оказывался в тяжелом материальном положении. Одним из лучших образцов семейных храмов является родовой храм клана Чэнь расположенный в Гуанчжоу. Храм был построен в 1894 году на деньги от пожертвований членов семей Чэнь. Этот древнейший клан охватывает всех жителей в провинции Гуандун, носящих фамилию Чэнь. Он сохранился до настоящего времени. Храм славится не только своими масштабами, но и богатым оформлением. Храм Чэнь – уникальный памятник в своем роде. Задумав сооружение храма как место жертвоприношений в честь предков, состоятельные члены клана Чэнь позаботились и о том, чтобы их храм был самым роскошным сооружением подобного назначения, который свидетельствует о престижности и состоятельности этого рода.

Структура клана наглядно выражалась в устройстве алтарей предков каждого его подразделения. В каждом клане устанавливаются свои правила, но все кланы имели три главных правила. Во-первых, наследники рода получают недвижимое имущество, которое не могут продать, а только передать по наследству. Во-вторых, человек, сам создавший своё имущество, имеет право распоряжаться им по своему усмотрению, но покупать какое-либо имущество он может только с согласия старейшин клана. В-третьих, член рода имеет право сам распоряжаться своим имуществом, однако все члены его рода при покупке этого имущества имеют льготы и преимущества по сравнению с покупателями из других кланов. Забота о членах клана– это основное предназначение рода, и оно очень глубоко укоренилось в сознании деревенских жителей [3]. Родовой клан был не только символом единства, но и источником всевозможных раздоров. Происходили столкновения между враждующими кланами, которые нередко заканчивались гибелью и увечьем его членов, уничтожением их имущества.

Начиная с эпохи Чжоу (XI – VIII вв. до н.э.), большая семья и влиятельный клан являлись идеалом для китайцев[4]. Как правило, большой и влиятельный клан был характерен для аристократических семей и зажиточных слоев общества. Основой клана становилась разросшаяся семья какого-либо из удачливых чиновников или зажиточных людей. Культ предков способствовал единству семьи и заставлял даже по смерти её патриархата всех ставших теперь уже фактически самостоятельными главами семей сыновей покойного признавать власть и авторитет главного из них, являвшегося отныне главой клана из нескольких семей. Такой клан получал название цзу, тогда как его боковые ответвления, возглавлявшиеся каждым из остальных братьев, обычно назывались фан (субклан). Грани между субкланами считались не особенно существенными. Важнее было то, что объединяло их в единый клан. В рамках одного клана все братья и их сыновья длительное время продолжали ощущать свою неразрывную связь друг с другом и с основной линией их кланового культа, возглавлявшегося старшим в клане. Многочисленные родственники по отцу или деду, прадеду и далее регулярно собирались вместе, принимая участие во всех важных клановых ритуалах, которые устраивались в родовом храме и были связаны с культом предка. Аристократические кланы к концу эпохи Чжоу заметно ослабели и почти лишились своего былого влияния в эпоху Хань (206 г. до н.э. -220г.н.э.), но продолжали существовать и играть заметную роль в жизни общества. В III в. н.э. многие из таких кланов контролировали целые уезды, имели огромное количество слуг, из которых при случае можно было скомплектовать военные дружины[5] Такого рода могущественные кланы открыто противостояли центральной власти. Лишь только с эпохи Тан (618-907 гг.н.э.), когда центральная власть стала укрепляться и на передний план выдвинулась конфуцианская бюрократия, влияние этих кланов уменьшается. Расширилась социальная база клановой системы. Семейно-клановая структура, основанная на древних конфуцианских принципах, с этого времени получила своё наибольшее распространение, так как этому во многом способствовало распространение неоконфуцианства, провозгласившего возрождение ряда древних конфуцианских традиций. Важным элементом системы клановых взаимоотношений, был социальный институт коллективного дарения. «Уплата этического долга» для принявшего подарок принимала форму морального обязательства ревностно помогать дарившим, т. е. всему клану. Равноценное обратное одаривание, как правило, было непосильным, а кроме того, этически исключалось, так как оно было бы оскорбительным нарушением традиционных норм взаимоотношений личности и рода. К этим этическим обязанностям, используемым как средство влияния клана на личность, примешивался прямой подкуп и шантаж. Постепенно стали появляться другие кланы – новые, которые были в основном кланами особого сословия шэньши, составлявшие образованную часть господствующего класса. Под шэньши принято называть людей, получивших традиционное конфуцианское образование, сдавших государственные экзамены на ученую степень. Этот элитарный сословный клан образованных конфуцианцев, чиновников-бюрократов и землевладельцев во II тысячелетии н.э. играли важную роль в истории китайского государства и общества. В сунском обществе (960-1279) шэньши заняли лидирующие политические, экономические и культурные позиции, стабильность которых гарантировалась государством и господствующей конфуцианской идеологией. Каждый, кто проникал в слой шэньши, тем более получал хотя бы одну ученую степень, приобретал социальные и весьма ощутимые материальные привилегии. Поэтому шэньши были богатыми людьми, преимущественно землевладельцами, поскольку деньги вкладывались в землю. Однако богатство само по себе не обеспечивало принадлежности к сословию, хотя сыну богатого было легче получить образование и оказаться в рядах шэньши. Клан шэньши всегда был мобилен за счет упорных, способных и честолюбивых новых его членов. Благодаря этому, ключевые позиции в китайской империи обычно оказывались в руках ученых-конфуцианцев, для которых незыблемость существующего строя была гарантией их личного успеха и процветания. Шэньши играли важную роль в формировании духовной культуры императорского Китая. Именно они в течение нескольких тысячелетий являлись монополистами в области созидания, сохранения, распространения и потребления знаний.

В то время как городским населением управляли чиновники, назначенные государством и наделенные ответственностью перед ним, сельским населением управлял клан, обладавший всей полнотой власти и норм традиционной морали, признанных государством, и норм, выработанных внутри клана. Глава клана осуществлял функции контроля, управления, распределения и мог распоряжаться каждым членом клана. Их особенность состоит в том, что они, опираясь на естественные кровнородственные связи, в то же время были продуктом существовавших в традиционном обществе представлений о законе и о социальных отношениях. Кланы в деревне являлись подлинной властью, осуществлявшей экономический, политический и идеологический контроль на низшем общественном уровне.

Конкретными носителями власти были люди, выдвинувшиеся на первые роли на всех уровнях клановой структуры. Деревенские кланы, особенно на юге страны, были могущественными организациями, имели политические и юридические привилегии. Руководящая элита в таких кланах обладала большой властью и пользовалась непропорционально большой долей доходов от общей собственности. Рядовые члены клана находились в зависимости от старших и были обязаны строго соблюдать все нормы и правила, за нарушение которых следовали наказания. Все конфликты между членами клана разрешались главой клана, лишь в случае невозможности их разрешения они предавались в государственные судебные инстанции. Такой клан, выступавший в сношениях с внешним миром как единое целое в виде большого количества родственников, вносил значительные коррективы в социальную структуру китайского общества [6].

Формирование элиты местного общества в XVI – XVII вв. совпало с появлением крупных клановых союзов, которые охватывали всех однофамильцев в пределах целой волости и даже уезда. Верхушка кланов нередко использовала клановую собственность в целях обогащения. Непрекращающиеся трения и рознь между кланами возникали из-за стремления осуществлять контроль над угодьями, оросительной системой, влиять на местную администрацию, которые выливались в кровопролитные вооруженные столкновения.

В конце правления династии Цин (1644-1911 гг.) постепенно клановая структура стала разрушаться в связи с ростом крупного землевладения (частного и государственного), классовой дифференциацией. Изменилась роль старой патриархальной общины. Семейно-родовые связи ослабевали. Однако, в деревне роль общины оставалась ещё очень значительной.

ru-wiki.org

Семья и брак в Китае

У всех стран имеются свои свадебные обычаи, а семья в Индии и семья в Камбодже очень сильно отличаются друг от друга. Китайская семья тоже имеет свои особенности и традиции.

Многие интересуются, как женятся в Китае и сильно ли отличается семейная жизнь китайцев от нашей. Любовь, она и в Китае любовь, но вот особенности семейной жизни у всех разные.

Брак в Древнем Китае

В Древнем Китае мужчина мог иметь столько наложниц сколько хотел и мог себе позволить. Ситуации, когда молодая наложница подросток, в то время как муж — древний старик, были в порядке вещей. Бедные семьи часто продавали своих молодых дочерей богатым семьям, чтобы получить немного денег, а также избавиться от бесполезных женщин в семье.И лишь в 1950 году китайское правительство обнародовало закон, по которому один мужчина мог вступать в брак только с одной женщиной.

Еще несколько десятилетий назад были очень распространены браки, которые организовывали родители. Молодые люди женились только потому, что так решили их родители. Иногда молодые люди видели друг друга в первый раз только на собственной свадьбе. Также были распространены браки по договоренности. Свадьба организовывалась еще до рождения ребенка, по согласию родителей с двух сторон.

Брак в Китае сегодня

свадьба в КитаеВ наши дни все сильно изменилось. Сегодня китайские молодые люди женятся на тех, кого они любят. Но для того, чтобы показать свое уважение к родителям, официальное разрешение от родителей на свадьбу должно быть получено заранее.

  • Как проходит свадьба в Китае

Прежде чем жениться, молодые люди должны нанести официальный визит родителям своего избранника. При посещении родителей девушки, молодой человек должен принести с собой подарки. Когда девушка посещает дом жениха, его родители должны подготовить небольшой подарок для будущей невестки.

После свадьбы молодые люди предпочитают жить одни, без родителей, если они могут позволить себе заплатить за новую квартиру или дом.

Один из свадебных обычаев является подготовка приданного. Семья невесты покупает различные вещи, которые пригодятся в молодой семье — одежду, аксессуары, белье, посуду, предметы первой необходимости и т.д.

  • Выбор дня для свадьбы

Нужно обязательно выбрать хороший день, чтобы провести свадьбу. Это очень важно в китайской культуре. Свадьба должна быть проведена в день, который символизирует добро и хорошую энергию. Выбор дня для свадьбы делается на основе китайского лунного календаря. На восточный гороскоп тоже обращается большое внимание. Впрочем даты почти всех праздников в Китае основаны на лунном календаре.

  • Церемония бракосочетания в Китае

Жених приезжает к дому родителей невесты, приветствует своих будущих свекровь и оказывает им всяческое уважение. Затем пара направляется к дому родителей жениха, где молодые вместе приветствуют его родителей. Как и на европейских свадьбах, жених и невеста сопровождаются лучшими подружками и друзьями, которые, как правило, еще не состоят в браке. Одеты все, как правило, не в традиционную одежду, а в европейские наряды.

Банкет проходит после свадьбы. Приглашаются все родственники и друзья. На банкете молодожены должны выпить полстакана вина из стакана, перевязанного лентой. Затем молодожены меняют руку и выпивают другую половину вина. Считается, что после этой церемонии молодожены будут любить друг друга крепко и долго.

В некоторых провинциях Китая подают рыбу на банкетный стол, которая не должна быть съедена полностью. Голова, хвост и целый скелет рыбы должны быть оставлены нетронутыми. Это символизирует хорошее начало и конец браку.После банкета, друзья молодых продолжают ночь с играми и танцами.

Однако в наши дни многие молодые люди пытаются пропустить большую часть этих ритуалов и церемоний. Одни делают это потому, что они считают, что новые поколения не обязаны следовать старыми традициями, а другие отказываются о традиционного бракосочетания из экономии, стараясь сохранить побольше денег на дальнейшую семейную жизнь.

Если вам интересно как живут в Китае, что едят, где работают и делают покупки в Китае, читайте мои статьи в рубрике «Китай» на этом сайте. Там много интересного! Elena on YoutubeElena

Этот пост, как и остальные посты про Италию, а также фотографии из своего личного архива и множество рассказов о жизни в Китае предоставила моя сестра Елена - спортсменка, умница и красавица, специалист по Китаю, а с недавнего времени и по Италии. Елена живет в Италии сейчас, несколько лет прожила в Китае. Вся информация, предоставленная ею - из первых рук.

economlegko.ru

Семьи Китая

В настоящее время во многих странах сохранились семьи, которые очень бережно хранят все древние обычаи и традиции, передают своим детям и внукам основы национальной, традиционной семьи и не могут принять до сих пор современное влияние общества.

Есть семьи, в которых наоборот все эти традиции начинают постепенно умирать и сохраняются лишь в памяти или истории семьи. Такие современные семьи уже полностью приняли все дары, которые несет с собой цивилизованный мир.

Китайская семья отличается тем, что в ней ярко выражен контраст между современной жизнью и древними семейными традициями. Несмотря на действия современной культуры, в Китае не отказались от традиций, которые хранятся не сотнями, а тысячами лет, и которые невозможно просто взять и забыть.

По старым китайским обычаям и суеверным взглядам глава семьи мужчина должен, еще при своей жизни видеть своих детей, а особенно сынов, взрослыми, видеть, как они создают семью, растят своих детей, внуков. Получается, что глава семьи должен дожить до своих правнуков и увидеть их собственными глазами, если это возможно. Он всячески должен стараться сделать так, чтобы его род не прерывался.

За продолжение рода, конечно же, отвечает сын, ведь дочь в Китае, после того как выходит замуж, покидает родительский дом и уходит к семье своего мужа. Сын должен дальше продолжать род и в его семье обязательно должен быть сын, который также в свою очередь продолжит род.

Вследствие этого в Китае количество мужчин преобладает над количеством женщин, и в каждой семье обязательно должен быть сын. Женщина принимает фамилию мужа, и она уже будет заботиться не о своих родителях и родственниках, а о семье мужа.

Это происходит по той причине, что в Китае принято чтить умерших родственников, а за своими предками может ухаживать только представитель мужского пола. Для того, что бы было, кому заботиться о главе семьи в будущем, он должен оставить после себя того, кто будет этим заниматься, устраивать жертвоприношения, чтить память усопших.

Учитывая такие особенности, можно сказать о том, что многодетная семья в Китае – это настоящее благо. Если в семье не было детей, если женщина бесплодна, то она не заслуживает уважения со стороны родственников и со стороны общества в целом. Женщина, не способная иметь детей, не могла быть хорошей хозяйкой, и это могло быть причиной для разводов, потому что она не заслуживает того, чтобы находиться в семье мужа.

Все эти традиции и обычаи сохранились в Китае до настоящего времени. К женщинам относятся уважительно только в том случае, если она способна родить мальчика. Рождение сына – это большая радость в семье, потому что в этом случае можно будет передать все знания и обычаи ему, он способен почитать своих предков.

Если же родилась девочка, то ничего хорошего это не приносит, потому что она вырастет и покинет семью, не кому будет передать все семейные традиции. Вследствие этого сейчас многие женщины в Китае даже отказываются в роддоме от своих дочерей, всячески пытаются избавиться от рожденных девочек.

Такие жестокие законы, применяемые к женщинам, казалось бы, невозможны в наше время, ведь даже жестокие мусульманские законы сейчас начинают немного сдавать свои позиции. Относятся в Китае к женщинам жестоко, и особенно это происходит в сельских районах.

Бывают случаи, когда родившихся девочек душат и совершают различные махинации с женщинами и новорожденными детьми. Время, когда можно уже определить пол ребенка для женщины становится самым страшным моментом в жизни, и часто они сами уже заранее определяют судьбу новорожденной девочки.

В результате таких обычаев прирост населения в Китае с каждым годом все увеличивается, потому что женщины стараются родить мальчика для того, чтобы он мог продолжить свой род и заботиться о своих предках. Уважение в семье заслуживает только сын, дочери подвергаются дискриминации также как и матери.

Хотя для того, чтобы выдать дочь замуж не нужно тратить большие средства, потому что все расходы обычно берет на себя семья будущего супруга. В этом отношении родители девочки могут не беспокоиться. Достаточно только приготовить скромное приданое.

По этой причине правительство Китая сейчас обращает особое внимание на количество детей в семье и наличие больше одного ребенка считается просто непозволительным. Существует закон планирования семьи и те семьи, которые придерживаются этого закона, могут получить различные льготы.

Те же, кто идет против этого закона, могут подвергаться штрафным санкциям и их просто могут замучить огромными налогами. С одной стороны это правильный подход Китая, потому что невозможно обеспечить такое количество людей рабочими местами и жильем.

Большие семьи в Китае страдают от нищеты и безработицы. Нет возможности получать достаточно хорошее образование, потому что на это не хватает средств. С другой стороны изжить в одночасье древние вековые традиции и обычаи просто невозможно и правительству придется очень долго бороться с такими жестокими законами.

В Китае все еще также сохранились древние свадебные традиции, которых многие семьи все еще придерживаются. По традиции в Китае день свадьбы молодых назначается святым человеком, гадателем, который определяет счастливый день, в который молодые люди могут заключить брак.

По обычаю в ночь свадьбы молодые должны совершать различные обряды, должны жечь ладан, поклоняться предкам, бить поклоны своим предкам и возносить молитвы небу и земле. Молодые в Китае вместе вползают на коленях в пещеру, где должны выпить "напиток потомков" и совершить другие ритуалы.

По традиции от того момента, когда происходит договоренность родителей на свадьбу, и до дня самой свадьбы, молодые совершают множество всяких древних ритуалов, на которые уходит много сил. На сегодняшний день соблюдение такого древнего обычая сохранилось, но теперь расходы на все эти ритуалы тоже значительно возросли и подготовка к свадьбе теперь проходит намного дольше.

www.molomo.ru

Брак и семья: Семья носила в Древнем Китае патриархальный характер

Брак и семья.

Семья носила в Древнем Китае патриархальный характер. Большие семейные связи отличались прочностью. Во главе большой семьи как хозяйственной единицы стоял старший в семье мужчина, которому подчинялись все члены семьи: жены и наложницы, сыновья и внуки, их жены и дети, рабы и слуги. Глава семьи выступал в роли ее властителя, хозяина имущества. Понятие "отец" обозначалось иероглифом "фу", выражавшим руку, державшую прут, - символ наказания за непослушание членов семьи. Большие семейные связи стали ослабевать вместе с развитием частной собственности на землю. Этот процесс был ускорен политикой легистов. Борясь против сепаратизма влиятельных больших семей, семейных кланов, являющегося препятствием на пути создания сильной центральной власти, Шан Ян в 356 - 350 гг. до н.э. санкционировал принудительный раздел больших семей, но большая семья, вместе с жесткими патриархальными порядками, как социально-хозяйственная ячейка не исчезла и в последующие века. Основы брачно-семейного права строились на конфуцианских представлениях о семье как о первичной социальной ячейке, функционирующей на основе естественных законов в общей системе социального порядка. Первейшей целью брака было обеспечение физического и духовного воспроизводства семьи, которое достигалось рождением прежде всего мужского потомства, "чтобы человек, - как было записано в Ли цзы, - был в состоянии правильно служить усопшим предкам и иметь возможность продолжать свой род". Отсутствие потомства рассматривалось конфуцианцами как проявление сыновней непочтительности, наиболее тяжким из других видов непочтения к родителям. Для заключения брака необходимо было соблюдение ряда условий. Брак заключался семьями жениха и невесты или самим женихом и скреплялся частным соглашением, нарушение которого влекло за собой не только определенные материальные потери, но и наказание в уголовном порядке старших в семье. Традиционное убеждение, что брак - это не только соглашение между живыми, но и умершими предками, крайне заинтересованными в приобретении жены и ее плодовитости, находило выражение в соответствующем ритуале сватовства, включавшем в себя не только дары от семьи жениха семье невесты (деньги, украшения, скот и пр.), но и молебен в храме предков. Если в шаньско-иньском Китае допускались браки между родственниками, то впоследствии были запрещены браки не только между родственниками, но и утвердилось правило, что жених и невеста не должны носить одну и ту же фамилию, чтобы ненароком не смешать родственные семьи. Скудность семейных фамилий в китайском обществе предопределила определенное исключение из этого жесткого правила - при покупке "второстепенной жены" (Ли цзы, кн. I). В книге V Ли цзы были закреплены своеобразные нижний и верхний пределы брачного возраста: для мужчин с 16 до 30, для женщин с 14 до 20 лет, фиксировавшие как бы пределы терпения и сдерживания гнева предков на неблагодарного и непочтительного потомка. В соблюдение этих возрастных пределов в древности было вовлечено и само государство, следившие за тем, чтобы они не нарушались. С этой целью, по свидетельству Чжоу ли (кн. XI), особый чиновник составлял списки мужчин и женщин, достигших предельного возраста, и наблюдал, чтобы мужчины, достигшие 30 лет, брали себе в жены девиц, которым исполнилось 20 лет. Одним из основополагающих принципов установленного социального порядка был принцип "Один муж - одна жена", но действовал он своеобразно, требуя лишь строгой верности жены мужу.

Муж мог иметь "второстепенных" жен и наложниц (особенно в случае бесплодия жены), число которых определялось в зависимости от социального положения мужчины (Ли цзы, кн. XIV, Чжоу ли, кн. VII). Служили препятствием к браку и определенные сроки ношения траура по мужу и его родителям, а также браки с лицами, совершившими преступление. Запрещались и межсословные браки, влекущие за собой уголовную ответственность, особенно браки свободных с рабами. Свободный, взявший в жены рабыню, наказывался как вор. В китайском традиционном праве в отличие от большинства других восточных правовых систем развод не только разрешался, но и поощрялся или прямо предписывался под угрозой уголовного наказания в случае "нарушения супружеского долга". Имелось в виду, например, причинение вреда путем оскорблений, побоев, ранений и пр. самому супругу и его родственникам. Требование развода могло предъявляться не только супругами, но и членами их семей. "Ли" предписывали развод мужчине под страхом наказания, если жена не "оправдала надежд предков", была непослушна свекру и свекрови, бесплодна, распутна, завистлива, болтлива, тяжело больна, а также воровски использовала семейное имущество*. * Еще в XIX в. подлежал наказанию муж, не разведшийся с распутной женой, а убийство жены и ее любовника мужем, застигшим их вместе, оставалось без наказания. Возможности женщины оставить своего мужа или протестовать против развода были незначительны. Согласно древнему правилу, жена должна была оставаться с мужем в "жизни земной и загробной" (Ли цзы, кн. XI), ей нельзя было выходить второй раз замуж, но и мужу, требующему развода без оснований, грозила каторга. Он не мот развестись, если жене некуда было уйти или она носила траур по его родителям и пр. Ответственность мужа за жену выражалась и в том, что при всех ее правонарушениях, кроме тяжкого преступления и измены, она выдавалась ему на поруки. В древности отец мог продавать детей, кроме старшего сына, пользовавшегося рядом преимуществ перед другими детьми. Безнаказанность убийства отцом, матерью, дедом и бабкой по отцу сына, внука, невестки, явившегося следствием нанесения им побоев, сохранилась до XIX в. Члены семьи, связанные обязанностью ношения траура по умершим родственникам, несли ответственность за целый ряд "семейных" преступлений, например несоблю дение сроков ношения траура. Наказывались сыновья, внуки, пытавшиеся без разрешения отселиться от большой семьи или присвоить часть семейного имущества. Родственные отношения, положение старших и младших в семье влияли на тяжесть наказания как за "семейные", так и за другие преступления. Например, кража отца у сына не считалась преступлением, но донос на старшего в семье, даже совершившего преступление, строго наказывался.

Брак и семья.

  1. Статья 16 1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения. 2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон. 3. Семья
  2. Статья 156. Оплата труда при изготовлении продук-ции, оказавшейся браком Брак не по вине работника оплачивается наравне с годными изделиями. Полный брак по вине работника оплате не подлежит. Частичный брак по вине работника оплачивается по пониженным расценкам в зависимости от степени годности
  3. Статья 156. Оплата труда при изготовлении продукции, оказавшейся браком 1. Брак представляет собой продукцию, изготовленную с нарушением или отступлением от стандартов и технических условий. Бракованная продукция может быть полностью непригодной для использования по ее назначению (полный брак) или частично не отвечающей установленным требованиям (частичный брак). 2. Комментируемая статья ставит оплату труда при производстве брака в зависимость от степени годности
  4. Статья 12. Условия заключения брака 1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. 2. Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего
  5. Статья 15. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак 1. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак, а также консультирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи проводятся учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения по месту их жительства бесплатно и только с согласия лиц, вступающих в брак. 2. Результаты обследования лица, вступающего в брак, составляют медицинскую тайну и могут быть
  6. Статья 26. Восстановление брака в случае явки супруга, объявленного умершим или признанного безвестно отсутствующим 1. В случае явки супруга, объявленного судом умершим или признанного судом безвестно отсутствующим, и отмены соответствующих судебных решений брак может быть восстановлен органом записи актов гражданского состояния по совместному заявлению супругов. 2. Брак не может быть восстановлен, если другой супруг вступил в новый
  7. Статья 13. Брачный возраст 1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет. 2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. (в ред. Федерального закона от 15.11.1997 N 140-ФЗ) Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде
  8. Статья 16. Основания для прекращения брака 1. Брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления судом одного из супругов умершим. 2. Брак может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом
  9. Статья 29. Обстоятельства, устраняющие недействительность брака 1. Суд может признать брак действительным, если к моменту рассмотрения дела о признании брака недействительным отпали те обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению. 2. Суд может отказать в иске о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, если этого требуют интересы несовершеннолетнего супруга, а также при отсутствии его
  10. Статья 27. Признание брака недействительным 1. Брак признается недействительным при нарушении условий, установленных статьями 12 - 14 и пунктом 3 статьи 15 настоящего Кодекса, а также в случае заключения фиктивного брака, то есть если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью. 2. Признание брака недействительным производится судом. 3. Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу
  11. § 91. Понятие брака Брак является древнейшим установлением, прошедшим различные фазы развития, но всегда служившим для регулирования половых отношений между мужчинами и женщинами и создания потомства. Эту же функцию брак имел и в римском праве. Род, консорциум и патриархальная семья агнатов под властью pater familias представляли собой широкие общности, содержащие большое число мужчин и женщин, способных вступать
  12. Гарвис-Грейвс Трейси Желание Что делать, если человек, которого ты любишь, не может принадлежать тебе? Брак Клер и Криса держится на волоске. Еще никогда в жизни Клер не чувствовала себя такой одинокой. Совершенно случайно она встречает Дэниела — человека, лицо которого при виде ее расцветает в улыбке. И вот перед героиней встает дилемма: сохранить брак или отдаться своим желаниям… Реалистичный, берущий за душу роман о
  13. Статья 11. Порядок заключения брака 1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния. При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не
  14. Арутюнов С.С. Зачем идти в ЗАГС, если браки заключаются на небесах, или Гражданский брак: «за» и «против»: трактат В книге, предназначенной для самого массового читателя, известный московский поэт Сергей Арутюнов затрагивает широкий круг вопросов, связанных с гражданским браком в России и за рубежом вчера, сегодня и даже завтра. Трактат «Зачем идти в ЗАГС, если браки заключаются на небесах, или Гражданский брак: «за» и «против» представляет собой краткую энциклопедию о браке, исполненную профессиональным
  15. § 93. Брачные препятствия Согласно установлениям римского права, для заключения римского брака (matrimonium justum или justae nuptiae), кроме существования конститутивных условий, было необходимо, чтобы у вступающих в брак не существовало каких-нибудь обстоятельств, могущих вызвать аннулирование брака — расторжение брачных связей. Обстоятельства, которые не могут быть допущены при заключении брака, получили название

Рекомендуем ознакомится: http://textbooks.global

worldunique.ru

Период Чжаньго (V—III вв. до н.э.)

Упорядочение отношений в семье и обществе

Конфуций, с детства неравнодушный к разработанным в чжоуском Китае ритуалам и церемониалу, главным считал точное знание норм поведения в семье и обществе. Семью он справедливо считал базовой ячейкой общества и в упорядочении того и другого опирался на традицию, которая в его случае восходила как к древней норме, так и к идеально-утопическим конструкциям глав второго слоя «Шуцзина» (вспомним Шуня, с трудом управлявшегося со своей семьей, состоявшей из бестолкового отца, коварной мачехи, завистливого сводного брата, а потом еще и двух жен, дочерей Яо, привыкших, надо полагать, к хорошей жизни).

Шунь был эталоном во всем, что касалось семьи, почтительности к родителям (сяо) и старшим, заботы об умерших и трауре по ним. И отталкиваясь от этого всем уже достаточно хорошо известного идеала, Учитель настойчиво внедрял его в сознание своих учеников и последователей. Мало хорошо кормить и содержать старших — кормят ведь и собак, и лошадей. Мало даже выполнять за них трудную работу и давать лучший кусок, хотя это необходимое проявление должного уважения. Нужно все время заботиться о родителях, не причинять им беспокойства, следить за их здоровьем и — главное — соблюдать по отношению к ним должный пиетет, возрастающий после их смерти и трансформирующийся в принесении им жертв и иных знаков глубочайшего почтения. «Служить родителям при жизни по правилам ли, после смерти захоронить их по правилам ли и приносить им жертвы по правилам ли» — так кратко сказано обо всем этом в одном из афоризмов «Луньюя» [И, 5].

Почтительный сын не должен надолго покидать родителей, и уж во всяком случае он обязан сообщить, где будет находиться. Служить родителям следует при любых обстоятельствах, даже если они — как то было у Шуня— не отличаются добродетелями. Сын обязан стараться настаивать на добродетельной норме, но делать это он должен с крайним почтением, без обид и раздражений. Он должен всегда помнить о возрасте родителей, радоваться, если они еще не стары, и опасаться, если уже стары. По смерти каждого из них должен следовать трехлетний траур [Луньюй, IV, 18–21; XVII, 21][136].

Главное в сяо все же не форма, а содержание. Пусть траур не соблюден в точности — дух почтительности остается. Сяо, по Конфуцию, важный элемент управления, даже саморегулирования общества. Когда его спросили, почему он лично не принимает участия в системе администрации, он сказал, что в этом нет необходимости. Ссылаясь на «Шуцзин», Конфуций заметил: «Проявляй сяо и цы (братские отношения между старшими и младшими братьями. — Л.B.) — в этом и будет суть должной администрации» [И, 21]. В беседе с Цзи Кан-цзы на вопрос, как воспитать в народе преданность и почтительность, он ответил: «Проявляйте сяо и цы — и все будут преданы вам; выдвигайте лучших и наставляйте остальных — и люди будут стараться» [И, 20].

При сопоставлении этих высказываний видно, что Конфуций страдал от того, что лично не мог принимать активного участия в системе управления. В первом случае он сделал вид, что в этом нет особой нужды, коль скоро чувство сяо глубоко укоренено в людях, тогда как во втором сосредоточил внимание на том, сколь велика роль умного администратора в стимулировании в народе чувства сяо.

Конфуций считал, что на сяо держится семья, а семья в принципе — это не только ячейка общества и государства, но и само общество и государство в миниатюре. И если иметь в виду большие аристократические кланы его времени, то так оно по сути и было. В этом смысл его наставлений в адрес луского Цзи. Только тот, кто обладает ключом, позволяющим наладить правильные взаимоотношения в семье, малой или большой (а ключ этот — сяо), может рассчитывать на то, что он сумеет упорядочить общество и государство[137].

Что же касается самой упорядоченности, то Конфуций понимал ее опять-таки как результат универсализма сяо, проникшего во всех и каждого. Об этом свидетельствует один из известнейших его афоризмов: «Пусть государь будет государем, чиновник — чиновником (вариант перевода: подданный— подданным. — Л.B.), отец— отцом, а сын — сыном» [XII, 11]. Иными словами, все должны быть на своем месте и каждый должен твердо знать, что и как ему следует делать. Сяо — как, впрочем, и некоторые другие нормы поведения, в частности ритуал — ли, — играло в учении Конфуция роль социальной смазки. Смягченный ею патернализм призван был построить такое государство, в котором все находилось бы в состоянии гармонии хэ[138].

Разумеется, достичь гармонии нелегко. В обществе слишком много различных социальных слоев и политических сил, у которых свои и весьма несходные интересы. Можно, конечно, заставить людей подчиниться навязанным им правилам, силой привести всех к состоянию единомыслия (тун), что обычно и делали, например, сторонники доктрины жесткого легизма, о которых речь впереди. Конфуций не хотел этого. Он считал, что благородный муж (щюнъ-цзы) стремится добиться гармонии, но отрицает навязанное силой единомыслие, тогда как для некоторых других (использован бином сяо-жэнь) единомыслие предпочтительней [XIII, 23].

Противопоставление цзюнь-цзы и сяо-жэнь — едва ли не центральная и наиболее значимая оппозиция во всем учении Конфуция. В ней скрыто многое из того, что составляет суть доктрины и, главное, связывает теоретические разработки с реальной быстро меняющейся жизнью. Оба термина не обозначают впрямую какие-либо категории людей. Или, точнее, имея отношение к обозначению такого рода категорий, они не ограничивались этим. Главное их содержание не сводилось к противопоставлению благородного мужа и мелких людишек, высокопоставленных администраторов и простолюдинов, наконец, богатых и бедных или даже людей высоких помыслов и грубых стяжателей, т. е. частных собственников, появлявшихся в конце жизни Конфуция в немалом количестве (хотя все эти моменты присутствуют в оппозиции терминов). Главное — в идеальной конструкции, созданию которой было принято уделять столь большое внимание в чжоуском Китае.

Эта конструкция, в представлении Конфуция, была как бы двухмерной и состояла из управителей и управляемых. И хотя упрощение здесь очевидно, в нем был и немалый смысл. В конце концов то же самое мы видим и в китайской семье, которая считалась чем-то вроде миниатюрной модели государства. Любой коллектив, от наименьшего (семья) до наибольшего (Поднебесная), состоит именно из этих двух принципиально отличных друг от друга по своим функциям социально-политических групп. Одни управляют, другие трудятся каждый на своем месте и, выполняя свою работу, находятся под отеческим надзором и административным контролем со стороны старших — именно такова в ее самом общем виде структура общества.

Государство в этом смысле — форма самоорганизации общества на определенном этапе его эволюции при данных сложившихся обстоятельствах. Протофеодальной структуре раннего Чжоу соответствовало государство, претендовавшее на всеобщий контроль, но не умевшее его обеспечить, развитой феодальной — группа государственных и административно-политических образований, расположенных на некоей иерархической лестнице. И наконец, той, что шла на глазах Конфуция на смену феодализму, соответствовало централизованное государство, опиравшееся на административно-бюрократический аппарат из назначаемых и сменяемых чиновников. Конфуций со своим острым умом не мог не видеть и не сознавать как генеральную схему общей конструкции, так и те перемены, которые происходили в ней в его время. И его представления о том, что должно, сохранив лучшее из традиции, стать основой новых отношений в государстве и обществе, нашли свое отражение в идеальных типах цзюнь-цзы и сяо-жэнь.

В отличие от иных, эта конструкция при всем ее идеализированном совершенстве отнюдь не была и не должна считаться утопией. В ней нет элементов искусной выдумки, призванной возвеличить некий абстрактный идеал, как то было с небесным мандатом или с Яо, Шунем и Юем. Напротив, это некий эталон для понимания сути дела и приближения к воплощенному в нем идеалу. Это, если угодно, нечто вроде учебного пособия для учеников. Если вы хотите научиться разумно и справедливо управлять людьми (а именно к этому готовил Конфуций своих учеников), будьте такими, каким должен быть цзюнь-цзы. И если вы хотите, чтобы люди вас слушались и шли за вами, знайте побольше о них, о простых людях. Итак, как выглядят эталоны цзюнь-цзы и сяо-жэнь в трактате «Луньюй»?

Что касается благородного цзюнь-цзы, то он предстает перед нами в виде некоего бесстрашного и справедливого, добродетельного и благожелательного к людям человека, в качестве рыцаря без страха и упрека. Его не заботят мирские блага, такие мелочи, как сытная еда или жизненные удобства. Он не придирчив и не своекорыстен, зато всегда строго соблюдает высокие нормы добродетельного поведения и не позволяет никому манипулировать собой. Цзюнь-цзы делает то, что должен делать, и отвечает за то, что сделал. Он чист перед людьми, и люди, веря ему, идут за ним. Сяо-жэнь же в «Луньюе» — антипод цзюнь-цзы.

Обратимся к текстам. В главах «Луньюя» все присущие цзюнъ-цзы высокие стандарты держатся на нескольких генеральных этических принципах, будь то гуманность-жэнь, ритуальная норма — ли, высшая добродетель-дэ, должная справедливость-и, культура-вэнь, стремление утвердиться в истинном пути-дао или все те же сяо и цы. Вот несколько высказываний Учителя об этом из «Луньюя»:

Глава XV: «Цзюнь-цзы всегда считает главным должную справедливость-и; в делах он следует ритуалу-ли, в речах сдержан, преисполнен искренности» [17]. «Цзюнь-цзы предъявляет требования к себе, сяо-жэнь — к другим» [20]. «Цзюнь-цзы полон достоинства и не склочен; он общителен, но не склонен к сговору» [21]. «Цзюнь-цзы заботится о постижении дао, но не беспокоится о бедности» [31]. «Цзюнь-цзы не вникает в мелочи, но ему можно доверяться в больших делах; сяо-жэнь разбирается в мелочах, но ему нельзя довериться в больших делах» [33]. Еще больше их в других главах.

Глава II: «Цзюнь-цзы не инструмент» [12]. «Сначала делает задуманное, а потом говорит о нем» [13]. «Цзюнь-цзы беспристрастен… сяо-жэнь пристрастен» [14].

Глава IV: «Цзюнь-цзы… поступает так, как велит ему долг-и» [10]. «Цзюнь-цзы думает о добродетели-дэ, сяо-жэнь— о земном…» [11]. «Цзюнь-цзы думает о долге-и, сяо-жэнь — о выгоде» [16].

Глава VI: «Цзюнь-цзы, овладев культурой-вэнь и ограничивая себя ритуалом — ли, не поступит неправильно» [27].

Глава VII: «Учитель сказал:…что касается цзюнь-цзы, я еще не достиг этого уровня» [32].

Глава IX (в ответ на то, что среди варваров грубые нравы и там нечего делать цзюнь-цзы,): «Если цзюнь-цзы, поселится там, будут ли там грубые нравы?» [13].

Глава XII: «Цзюнь-цзы помогает людям выявить в них хорошее, но не дурное; сяо-жэнь поступает наоборот».

Еще несколько цитат.

Глава XIII: «Цзюнь-цзы выступает за гармонию, но против единомыслия, сяо-жэнь — за единомыслие, а не за гармонию» [23]. «Цзюнь-цзы легко служить, но трудно угодить. Если попытаться угодить ему, хоть в чем-то нарушив дао, он будет недоволен. Зато он умеет использовать людей в соответствии с их способностями. Сяо-жэню трудно служить, но легко угодить. Если, угождая ему, нарушить дао, он все равно будет доволен. Используя людей, он требует от каждого как можно большего» [25]. «Цзюнь-цзы держится с достоинством, но не высокомерен; сяо-жэнь высокомерен, но лишен достоинства» [26].

Глава XIV (беседа с Цзы Лу о том, что должен делать цзюнь-цзы): «Самоусовершенствоваться, дабы быть почтительным; самоусовершенствоваться, дабы нести уверенность людям; самоусовершенствоваться, дабы внести успокоение в народ… Яо и Шунь заботились именно об этом» [45].

Можно было бы и продолжить, но сказанного достаточно для необходимых выводов. Цзюнь-цзы— недосягаемый идеал совершенства, близкий к тому, что представляли собой Яо и Шунь. Цзюнь-цзы полон достоинства, блюдет истинный путь — дао, ему легко служить, но трудно угодить. Он стремится выявить в людях все лучшее и использует каждого в соответствии с его способностями. Цзюнь-цзы культурен, добродетелен, беспристрастен, способен смягчить даже грубые нравы варваров. Он не озабочен мелочами, но всегда думает о главном, постоянно самоусовершенствуясь во имя блага всех людей. Сяо-жэнь — его антипод. Он думает лишь о низменном (земном) и о выгоде. Мало того, что сяо-жэнь корыстен и мелочен, не ищет в людях хорошее и готов использовать каждого как можно интенсивнее, ему легко угодить (подольстить). Он высокомерен и не склонен быть требовательным к себе.

В облике цзюнь-цзы Учитель сосредоточил все то лучшее и наидостойнейшее, что он хотел бы видеть в людях, для начала в немногих — в тех, кто призван управлять другими, быть для них примером и вести их за собой. Что — кроме всего уже сказанного — побуждало Конфуция столь высоко поднять этот утопический эталон в период дефеодализации социальной структуры и ухода с политической сцены чжоуской знати? Этот вопрос еще всерьез не поднимался в специальной литературе, и потому он заслуживает некоторого внимания. Начнем с того, что термин цзюнь-цзы неслучаен и означает «сын правителя», т. е. буквально: аристократ высокого ранга. Но, как это явствует из всего только что изложенного, в изречениях Учителя ему придавался совершенно иной смысл, наиболее близкий к русскому понятию «благородный человек». Почему же и для чего это было сделано, причем сделано вполне осознанно? Каков глубокий внутренний смысл термина, если поставить проблему именно в этом плане?

На мой взгляд, все дело в том, что Конфуций, глубоко внутренне страдавший из-за деградации чжоуской знати, стремился сохранить и высоко поднять лучшие ее черты и свойства в идеальном образе. О каких свойствах идет речь? Разумеется, не о стремлении отдать себя людям и быть до предела бескорыстным — этим чжоуские аристократы, как правило, не отличались. Но у них было другое, чего не мог не ценить Конфуций. Речь о высоком чувстве внутреннего достоинства, об определенной, порой весьма значительной независимости в мнениях, суждениях и поступках. Именно эта черта чжоуских аристократов, воспитанная веками децентрализации, упадка власти вана и слабости власти многих чжухоу, имела в его глазах высокую цену. Новые цзюнь-цзы, какими Учитель хотел видеть своих учеников и последователей, претендовавших на заполнение вакансий в аппарате власти, обязаны были иметь высокое чувство собственного достоинства и уметь отстаивать свои взгляды, даже если они не были по душе их царственному хозяину.

Эта сторона искусственного эталона цзюнь-цзы обычно скрыта за многими рассуждениями о том, каким в каждом конкретном случае должен был бы быть истинный цзюнь-цзы. Но если суммировать все многочисленные рекомендации, большая часть которых приведена выше, мы придем именно к такому важному выводу: Учитель выше всего ценил чувство собственного достоинства — чувство, коим он в высокой степени обладал сам и которое очень ценил в других. Аппарат власти, который отныне и впредь будет комплектоваться из нанятых правителем и оплачиваемых из казны чиновников, срок и место службы которых, равно как и продвижение по службе, вознаграждение за нее, теперь целиком зависели от всевластного правителя, не должен был превратиться в безликий механизм, полностью подчиненный прихотям и сиюминутным суждениям правителя. Этого не должно было случиться. Это опасно для любого государства. И именно поэтому идеал чиновника (цзюнь-цзы) — это личность, готовая принести себя в жертву, готовая ставить свои убеждения выше всего и, если такое необходимо, открыто спорить с правителем, опираясь на свои аргументы.

Так воспринимал Конфуций идеал цзюнь-цзы. В противовес ему сяо-жэнь в его построениях— это прежде всего своекорыстный стяжатель, думающий только о наживе, о личной выгоде. В условиях V в. до н. э., когда в чжоуском Китае протекал интенсивный процесс трансформации и на видное место в социальной структуре заново формировавшегося общества стали активно выходить разбогатевшие частные собственники, грубоватые выходцы из низов, идеальный образ сяо-жэнь все больше оказывался в представлении Конфуция и его учеников, ориентированных на уходивших в прошлое благородно-аристократических цзюнь-цзы, явственным их антиподом.

Это не означало, что Конфуций был ретроградом и реакционером, только и мечтавшим что о возвращении уходившего в прошлое. Напротив, он был в весьма значительной степени реформатором. Во всяком случае, практичным и трезво мыслящим идеологом новых отношений. Только идеология его не ставила своей целью воспеть грубого нувориша с толстым кошельком, а предлагавшиеся им преобразования в сфере организации общества не вели к укреплению позиций сяо-жэнь. Конечно, мыслитель сознавал, что стяжатель, частный собственник — необходимое условие нового, с чем следует смириться. Но по его представлениям, этот стяжатель, стремящийся прежде всего к мелочному расчету и личной выгоде, должен знать свое место.

Интересы государства и общества много выше своекорыстных интересов того слоя частных собственников, который на глазах мудреца выходил в жизни чжоуского Китая едва ли не на передний план. И для того чтобы это предотвратить, чтобы интересы общества и заново формирующегося нового централизованного государства не страдали, необходимо изменить наметившийся уже ход процесса. Нужно было привести на смену уходившим в прошлое и— если честно ставить вопрос — явно не справлявшимся со своим делом разумного управления Поднебесной благородным аристократам администраторов нового типа, т. е. чиновников (цзюнь-цзы), которые сумели бы взять на вооружение аристократизм и благородство феодальной знати, ее достоинство и высокий моральный стандарт, оставив при этом в прошлом все то мерзкое и своекорыстное, что было свойственно жестокими методами боровшимся друг с другом за власть и думавшим прежде всего о себе представителям правящих верхов.

Конфуций во всех своих построениях опирался на глубоко чтимую им традицию, которую он, однако, воспевал в заметно измененных и сильно идеализованных им формах. Он нарочито настаивал на том, что все им предлагаемое — это не что иное, как неумирающая традиция подзабытого, но величественного прошлого. «Передаю, а не создаю, — говорил он, — верю в древность и люблю ее» [VII, 1]. И хотя фраза эта выглядит самоуничижительной, ибо на деле Учитель как раз создавал новое и порой радикально реформировал старое, он все же не лукавил. Напротив, искренне верил в то, что говорил. Творя новое, создавая или переинтерпретируя прежние понятия, категории, термины, он стремился не уйти от традиции, но возвеличить лучшие ее стороны, придать ей в новых условиях жизнеутверждающее звучание.

Разумеется, при этом он делал жесткий отбор и воспевал отнюдь не все, что было в прошлом. И именно в этом и заключалось величие его реформаторской деятельности. Более того, именно этот метод дал жизненную силу его учению — конфуцианству, адепты которого на протяжении тысячелетий умело отказывались от ненужного, предавая его забвению, и столь же умело, порой виртуозно, адаптировались к новым временам и обстоятельствам, усваивая все то полезное, что содержалось в иных, в том числе и соперничавших с конфуцианством доктринах.

Опираясь на традицию, Конфуций учил своих учеников приспосабливаться к новому, для чего, собственно, он и выдвинул идеальную конструкцию (оппозицию) цзюнь-цзы — сяо-жэнь и детально разработал ее, увидев именно в ней основу нового дефеодализованного общества. Заметим, что к частным собственникам с достаточным предубеждением относились в древнем Китае многие. Особенно это проявлялось в позиции легистов, наиболее рьяных сторонников сильной власти государства. Но за сильное государство стояли и конфуцианцы. Разница была лишь в том, что легисты стремились создать сильное государство с помощью палки, ослабив запуганный и нарочито атомизированный народ, тогда как конфуцианцы стремились усилить государство за счет мудрого и добродетельного управления.

Итак, цзюнь-цзы в реальности (еще не оформившейся при жизни самого Учителя) — это чиновники, аппарат власти, управители. Сяо-жэнь — это все остальные, подданные, богатые и бедные, крестьяне, ремесленники и торговцы, не состоящие на службе ши — словом, все те, кто находится под опекой аппарата власти. Поэтому сяо-жэнь в «Луньюе» представляют собой нечто сводное, комплексное, объединенное лишь в противостоянии цзюнь-цзы, но само по себе весьма неоднородное[139]. Ими могли быть и простые необразованные крестьяне, и разбогатевшие выходцы из простолюдинов. Последние, видимо, отличались высокомерием. Используя свое положение, они без зазрения совести эксплуатировали труд других.

Создав оппозицию цзюнь-цзы — сяо-жэнь, Конфуций заложил основы упорядоченной социальной структуры в обществе, которое в его время еще только начинало складываться. Реальные отношения в период Чжаньго не зависели от того, как ученики и последователи Конфуция развивали идеи Учителя. И все же кое-где пути мысли и реальной жизни пересекались или, во всяком случае, сближались друг с другом, подвергаясь определенному взаимовлиянию.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru