Древние рода руси. Три главных рода Руси. Анатолий Клёсов
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Родовая память в Древней Руси. Древние рода руси


Три главных рода Руси. Анатолий Клёсов

 

Кто такие этнические русские?

Какие три главных рода выделяют среди русских? Един ли русский этнос? Какие гаплогруппы характерны для русских? Верна ли поговорка «поскреби русского – найдёшь татарина»? Как отразилось на русских татаро-монгольское иго? Были ли среди захватчиков монголы? Есть ли у русских монгольские или татарские метки? Анатолий Клёсов – основатель ДНК-генеалогии, доктор химических наук, вице-президент американской фармацевтической компании Galectin Therapeutics рассказывает, кто такие этнические русские и из каких групп состоит их общность.

 

Приобрести книги автора можно на сайте издательства "Концептуал":  https://konzeptual.ru/kljosov-aa

    

   

      

 

Рекомендуем к ознакомлению: 

«Поговорка «Поскреби русского – найдешь татарина» неверна: скреби не скреби – не найдешь»

Генетические причины вражды цивилизаций. Анатолий Клёсов

Миграция ариев в свете ДНК-генеалогии. Анатолий Клёсов

dostoyanieplaneti.ru

Боги древней Руси - Род

Боги ведрусов
Духи и существа

 

 

Род

'Бог Род' Сонцеслав Крижанівський 

Род - Родитель всего сущего. В «Книге Велеса» записано: «Бог — един, и множественен. И пусть никто не разделяет того множества и не говорит, что мы имеем многих богов».Все, что существует, — лишь малая Его часть. И у Него великое множество имен. Древние русы и славяне знали его как Всевышнего, иногда сокращая имя до Вышнего, или еще проще — до Вышня. Другой арийский народ, индийцы, называли бога - Вишну.Именно Всевышний создал своей мыслью Золотое яйцо, которое явилось его детищем Сварогом. Он, в свою очередь, и  родил вместе с  его женой - Ладой  сына — Рода. Этот бог начал всё порождать, создавать видимый мир. Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя: природа, родина, родители, родственники.

Сын Всевышнего, Сварог, разделил яйцо(мир) на три части: верхний, средний и нижний. Верхний находится в небесах и называется Правь. Там обитают боги, которые правят людьми. Ниже расположен человеческий мир, в котором мы живём, это настоящее. Он нам явлен богами, и поэтому его имя — Явь. Нижний — мир прошлого, мир покойников. Туда уходили предки. Это — Навь . Наши предки выходцев с Того света называли «навьими» людьми.

 Константин Васильев 'Великан'От Рода пошло множество других богов и богинь. Сейчас же важно понять, что Всевышний, Род, Сварог и все последующие боги, герои и люди не были независимыми от родителей, родственников и друг от друга. Все они — проявления первых богов, их уменьшенная копия, хотя каждый имел собственный характер и отличия от других. Главная особенность славяно-русской веры в том и состояла: все в мире едино — боги и природа. И люди, которые называли себя внуками, но никак не рабами богов. То есть люди и боги были кровными родичами, а не чужими друг другу созданиями.

Роду сопутствуют рожаницы. Кто они? И почему их две?

Борис Ольшанский 'Богиня-царевна'

 

Видимо потому, что в жизни у каждого человека есть как счастливые, так и несчастливые мгновения. Первыми ведает Доля; вторые насылает ее мрачная сестра — Недоля.

Когда в человеке Доля -он счастлив, время летит незаметно, а когда страдает, тянется долго, как будто это не время, а безвременье. И еще, когда ты удачлив, то идешь в ногу со временем, а когда на тебя наваливается Недоля,  все наоборот, ты попадаешь в безвременье.

Иногда говорили, что неудачник родился под несчастливой звездой, а везунчик — под счастливой.

 Доля, как и Правда,  находиться у мужчин в теле справа, а Недоля и Кривда слева. Вот почему родинки слева считаются несчастливыми. У женщин это наоборот.

Древнейшие мифы Земли послужили источником предания о Сотворении мира, о рождении различных составляющих Вселенной из частей Господа: у славян - Дыя и Рода (Прадеда, Прадо), у индийцев - Праджапати, Пуруши, Брахмы, в изначальной древности - Рудры, у скандинавов - Имира, на Кавказе - Тха. Существуют и богумильские предания о Сотворении мира. Так, в книге "Вопросы и ответы Григория, Василия и Иоанна Богослова", берлинский, болгарский сборник XIII века на вопрос: "Отъ что сътвори Господь небо и земля?" дан ответ: "Възята еа сметана от воды и сь сири сяу и сотвори бь небо и земля". Подобный сюжет есть в Ведах Индии - пахтание молочного океана и взбалтывание масла горой Мандарой: "Вода океана превратилась в молоко, затем смешалась с превосходным соком и по-том уже из молока произошло сбитое масло (Земля)". (Сказание об Астике, гл. 15). Близкие индийские ведические тексты - "Ригведа", X ман-дала, также "Лесная", кн. III, гл. 189. Также "Мокшадхарма";, кн. 12, гл. 182: "Из того лотоса возник Всеобъемлющий Брахма, из Вед состоящий. Горы - следует знать - его кости; земля - тук и мясо; его кровь - океаны; пространство - чрево; ветер - его дыхание; сила - огонь; (...) Сома, Солнце и Месяц слывут его глазами; небо сверху - его голова, его стопы - обитель земная; его руки -- стороны света". Те же образы мы находим и в скандинавских преданиях - ("Старшая Эдда", Прорицание вельвы). Также схожие образы есть в "Речах Гринмира": "...плоть Имира стала землей, кости - горами, череп - небом, а волосы -лесом, из ресниц Имира построены стены Митгарда". Не являются исключением и финские предания (смотри начало "Калевалы"), греческие (Аполлодор Афинский, "Мифологическая библиотека"), римские (Овидий. "Метаморфозы"). В кавказском нартском эпосе есть такие строки: "Господин над богами Тха (...) сказал (...): "Вот мной создано небо - оно вышло из уст моих..." Можно стакже сравнить строки из "Голубиной книги" и из "Ригведы". Несмотря на то, что первый текст записан на Руси в XIX веке, а второй принадлежит к классическому ведическому периоду Индии (полагают, что это III тыс. до н.э.), общность их очевидна:

Солнце Красное от лица Божьего, Млад-светел месяц от грудей его, Звезды частые от риз Божьих, Ночи темные от дум Господних, Зори утренни от очей Господних. "Голубиная книга"

Когда разделили Пурушу, Брахманом стали его уста... Луна родилась из мысли, Из глаз возникло Солнце, Из головы возникло небо... "Ригведа", X, 90       

 

Сейчас кумиры Роду ставят в виде деревянных фаллических символов, окрашенных в красный цвет. Это может быть и просто каменная груда, что имеет аналоги в Индии, где фаллическая линга символизирует Рудру. Кумиры такие ставят всегда на открытом месте и чем выше - тем лучше. Для изготовления кумиров Роду лучше всего использовать бук, вяз, ясень, но поскольку деревья эти редки, то предлагается заменить их кленом. Требы Роду до сих пор неосознанно приносят в виде "пасхальных" яиц на могилы предков. Особое чествование Рода приходится на праздник Радогощем, чествуется и сам Сварожич, как солярное божество.

[Наверх ...]

 

rus-ved-rus.narod.ru

Великокняжеский род Русской земли в первой половине Х века

Русь после смерти вещего Олега

О том, что в генеалогической схеме ПВЛ оказался пропущен один великий князь — Олег II Моравский, см. мой пост «Наследник вещего Олега»

Смерть вещего Олега возвестила скорый и неминуемый распад созданной им Руси — державы «светлых князей». Непрочность этого государственного образования была обусловлена прежде всего неопределенностью властных полномочий «его светлости», «великого князя русского», который в договоре 911 г. выступает живым олицетворением единства интересов «светлых князей», но не более того. По сути, это — «атаман», «первый среди равных», формальный глава еще неясно обозначенной иерархической структуры, в которой «горизонтальные» связи преобладают над «вертикальными», дружинная демократия — над отношениями вассалитета. Поэтому сообщение древнеморавских летописей о том, что Олег II наследовал вещему Олегу по праву сыновнего родства, скорее всего, не соответствует истине. Неизвестно, были ли вообще у вещего Олега сыновья. Договор 911 г. либо фиксирует бездетность Олега за четыре года до смерти, либо не рассматривает детей «его светлости» в качестве возможных его наследников и правопреемников — трудно сказать, какое предположение вернее.

Непросто ответить и на другой вопрос: почему, не позднее 920/921 г., Олег II обосновался в Киеве, как это явствует из сообщения Ибн Фадлана о сидящем в Куйабе «царе русов». По этому поводу также можно высказать одни догадки. Киев мог приглянуться Олегу II как наиболее удобный пункт для сбора дани с восточнославянских племен. Быть может, перенос резиденции «светлого князя» из карпатского «Джарваба»* в «высокий замок» Киева был вынужденным шагом, ввиду непрекращающихся набегов венгров в первой четверти Х в. на карпатские области распавшейся Великой Моравии. Не исключено, наконец, что Олег II, будучи одним из «светлых князей», мог быть назначен киевским посадником еще при жизни вещего Олега.

*См. показание Ибн Русте: «Местопребывание его [«свиет-малика», то есть «светлого князя»] находится в середине страны славян… Город, в котором он живет, называется Джарваб…»

Как бы то ни было, но моравский этнокультурный элемент сильно ощутим в археологии Киева этого времени. Исследователи выделяют в особую группу украшения IX–X вв. из Среднего Поднепровья, орнаментированные растительными и фигурными мотивами, вроде серебряных оковок турьих рогов из Черной могилы в Чернигове и оковки рукояти меча из дружинной могилы близ Золотых ворот в Киеве, отмечая, что «такую технику и орнаментальные мотивы можно прослеживать и на некоторых поясных бляхах и наконечниках из Микульчиц, Бржецлава-Поганска, Старого Места, Желенок, и особенно на типичных великоморавских украшениях — гомбиках, находки которых сосредоточиваются в области трех крупных южноморавских центров и далее в Средней Чехии и Юго-Западной Словакии» (Достал Б. Некоторые общие проблемы археологии Древней Руси и Великой Моравии // Древняя Русь и славяне. М., 1978. С. 84 – 85). Ряд общих элементов объединяет ювелирные изделия Моравии с украшениями из других древнерусских земель, — это видно на примере нитранских и волынских серег, моравских и гнездовских лунниц, моравских и русских эмалей и т. д. Еще более знаменательны параллели в погребальной обрядности. Множество дружинных могил Киева и Чернигова по характеру и деталям захоронений полностью идентичны соответствующим археологическим памятникам на территории Великой Моравии. Особую значимость имеют прямые аналогии в погребениях знати, свидетельствующие об этнокультурном родстве правящей элиты Киева и карпатских русин (Ширинский С.С. Археологические параллели к истории христианства на Руси и в Великой Моравии // Древняя Русь и славяне. М., 1978. С. 204). Неподалеку от Чернигова, на правом берегу Десны, даже возник целый Моравский город — Моравийск/Моравск. Другое моравское поселение в Русской земле — Моравица/Муравица — находилось западнее Киева, неподалеку от Луческа/Луцка, при впадении речки Иквы в Стырь.

Пересев на киевский стол, Олег II, тем не менее, унаследовал после смерти вещего Олега титул верховного правителя русов — «великого и светлого князя русского» («царя Руси», «архонта Росии»), под чьей рукой находились прочие вожди русов, в том числе и киевский князь. Указание на это содержится в словах Льва Диакона о том, что Игорь, напавший на Византию, «презрел клятвенный договор» 911 г., срок действия которого в 941 г., как видно, еще не истек. Таким образом, «светлокняжеская» титулатура главы Руси из договора 911 г. была действительна и в 941 г. Правда, к Игорю она не имела отношения. В договоре 944 г. Игорь — великий князь, без «светлости». То есть византийцы еще в 941 г. считали Игоря обязанным соблюдать договор 911 г. и, следовательно, знали его как сына одного из князей «под Олгом сущим», от имени которых послы вещего князя клялись хранить «любовь непревратну» с Византией.

Но со смертью вещего князя действительная власть Олега II в Русской/Киевской земле становилась все более эфемерной, а возглавляемая им держава «светлых князей» неуклонно превращалась в политический призрак, государственную фикцию. И эти политические изменения раньше всех и наиболее остро почувствовали в Киеве.

Князь Игорь и его родичи

Княжеский род Русской/Киевской земли нельзя было причислить к старинным владетельным родам. Ко времени рождения Игоря, то есть в начале 920-х гг., ему, как и всей Русской/Киевской земле, по-видимому, едва насчитывалось полсотни лет.

Смерть вещего князя способствовала оживлению в Киеве сепаратистских настроений. Очевидно, с приходом к власти Олега II и началось стремительное возвышение одной из ветвей владетельного «русского рода» города Киева, главой которого стал малолетний Игорь. К этому располагал сам принцип отношений центра и окраин в державе «светлых князей», устроенной, по всей видимости, по образцу Великой Моравии, которая «не пошла далее установления экзархических (административно-территориальных) даней и определенной зависимости местных князей, причем в захваченных землях размещались моравские гарнизоны, назначались князья-наместники, а с местного населения взымалась дань. До полной узурпации земельной собственности, до насаждения собственно, моравских порядков в захваченных землях дело не дошло…» (Гавлик Л. Государство и держава мораван: (К вопросу о месте Великой Моравии в политическом и социальном развитии Европы) // Великая Моравия: Ее историческое и культурное значение. М., 1985. С. 103).

Отношения «светлого князя» с киевской аристократией были, по-видимому, сложными. Хотя Олег II, кажется, не посягал открыто на права Игоря, однако мотив соперничества в их взаимоотношениях постоянно присутствовал. По моравским известиям, вступивший на престол Игорь опасался, чтобы народ не избрал Олега II киевским князем «во имя великих заслуг» его подлинного или мнимого отца — вещего Олега (Фризе Хр.Ф. История польской церкви. Т. I. Варшава, 1895. C. 41).

К тому времени великокняжеский «русский род» — совокупный владелец Русской/Киевской земли — был уже довольно многочисленным и разветвленным кланом. Как явствует из договора 944 г. с греками, помимо Игоревой семьи (жены Ольги и сына Святослава), к родичам киевского князя принадлежали: два Игоревых племянника («нетия») — Игорь и Акун (последний, вероятно, был двоюродным племянником великого князя, поскольку в тексте договора его имя стоит не рядом с первым племянником, а намного ниже), а также некие Володислав, Предслав*, Турд/Турдуви, Фаст, Сфирька/Сфирн, Тудко/Тудок, Евлиск/Влиск, Воик, Аминод/Аминд, Берн, Гунар(ь), Алдан, Клек, Етон, Гуд(ы), Туад, Ут, Сфандра, жена Улебова, и, видимо, сам Улеб**.

* Или, возможно, Предслава (женское имя; в «Повести временных лет» упоминается Предслава, дочь Владимира I). Неясность чтения происходит оттого, что члены княжеского рода представлены в договоре послами, из-за чего их имена даются не в именительном, а в родительном падеже: «мы от рода русского послы: великого князя Игоря, именем Ивор… Вуефаст – Святославль, сын Игорев… Каницар – Предславин» и т. д. Поскольку мужские имена с окончанием «слав» пишутся в родительном падеже Святославль, Володиславль, то и мужское имя Предслав вроде бы должно тогда приобрести форму «Предславль» («Каницар [посол] Предславль»). Но с другой стороны, имена женщин в договоре обязательно снабжены сопроводительным замечанием об их социальном статусе: «Искусеви [посол] Ольги княгини», «Шихберн [посол] Сфандры, жены Улебовой». Последнее обстоятельство все-таки склоняет меня к тому, что «Предславин» следует читать в мужском роде, так как на летописное правописание вообще полагаться нельзя.

** По мнению С.М. Соловьева, Улеб, не представленный послом лично, к этому времени уже умер (Соловьев С.М. Сочинения. История России с древнейших времен. Кн. I. Т. 1. М., 1993. С. 299, примеч. 193). Однако этому предположению противоречит наименование Сфандры женой, а не вдовой Улеба. Непонятно также, к чему упоминать в международном договоре умершего человека.

Их принадлежность к одному с Игорем княжескому роду (хотя не исключено, что кто-то мог принадлежать и к Ольгиной родне), по разным степеням и линиям, мужским и женским, подкрепляется следующими соображениями. Во-первых, все они выступают субъектами договора с «русской» стороны, тогда как, например, известный по летописи воевода Игоря Свенгельд там даже не упомянут. Следовательно, их участие в заключении договора было обусловлено не служебными, а родственными отношениями с Игорем (сильный аргумент С.М. Соловьева. См.: Соловьев С.М. Сочинения. История России с древнейших времен. С. 299, примеч. 193). На то же обстоятельство вполне определенно указывает присутствие в перечне этих лиц Игоревых племянников, причем если первый из них — тезка князя — назван сразу после княгини Ольги, то Акун «затерялся» среди прочих имен — ясное свидетельство того, что некоторые из этих людей превосходили его старшинством в роду.

Во-вторых, интересующие нас лица, подобно Игорю и членам его семьи, представлены в договоре своими собственными послами, что делает их в известной степени равноправными — по отношению к княжеской семье — участниками соглашения.

И наконец, в-третьих, следует обратить внимание на то, в каких словах Константин Багрянородный описывает княжеское полюдье в Русской земле времен князя Игоря: «Когда наступает ноябрь месяц, тотчас их [росов] архонты выходят со всеми росами из Киава и отправляются в полюдия…» («Об управлении империей»). Здесь весьма примечательно множественное число, употребленное по отношению к правителям Руси — «архонты», между тем как в начале этой главы своего сочинения Константин называет верховным «архонтом Росии» одного человека — Игоря. Не приходится сомневаться, что «архонты», отправлявшиеся каждую осень в полюдье вместе с князем Игорем, — это те же самые люди, чьи имена сохранил договор 944 г. Важно, что, в отличие от «светлых князей» в 911 г., которые сидели в своих «градах», «архонты Росии», по свидетельству Константина, обитали в Киеве, вместе с Игорем.

В наиболее исправных летописных текстах договора эти люди названы боярами («великий князь Игорь и его бояре…»; «великий князь русский и боляре его…»). Правда, в ряде древнерусских памятников наблюдается терминологическая путаница, когда одни и те же лица называются то боярами, то князьями попеременно. Это объясняется множественным значением термина князь у славян. Одно из них, древнейшее, имело отношение к знатности, родовитости. Филологам известны верхнелужицкое knez — «господин» и словацкий архаизм, сохранившийся лишь в женском роде: knahyna, «княгиня» — «вельможная, благородная» (Раткош П. Великая Моравия – территория и общество // Великая Моравия и ее историческое и культурное значение. М., 1985. С. 90). В этом архаическом значении («благородный вельможа», «старейшина») князь в Х в. действительно иногда являлся синонимом боярина. Другое, более позднее, значение термина «князь» было связано с верховной властью — «повелитель народа, государства». Не позже середины IX в. оно возобладало над первым, превратив родоплеменной термин «князь» в титул, который за границами славянского мира переводили как «правитель», «суверен», «независимый государь» — «рекс» (rex), «дукс» (dux), «архонт», «малик» и т. п.

Вместе с тем родственная близость к князю у славян еще не обеспечивала права на княжеский титул. Член княжеского рода становился князем (политической фигурой) только после того, как садился княжить в «стольном» городе. Город и княжеский титул не существовали отдельно один от другого. Нельзя было быть князем «вообще», но лишь — князем киевским, князем черниговским, князем смоленским и т. д. Родственники Игоря не могли носить княжеский титул уже в силу того, что сидели вместе с ним в Киеве «на едином хлебе» (показание Константина Багрянородного об «архонтах Росии»), как в старину было в обычае и у других славянских народов, например в семьях чешских и польских князей (Пресняков А.С. Княжое право в Древней Руси. СПб., 1909. С. 29). Потому-то, несмотря на близость вышеназванных лиц к княжеской семье, в именном перечне договора 944 г. все они представлены нетитулованными особами (в отличие от «светлых князей» из договора 911 г., сидевших по «русским градам»). Зато владеющий киевским столом Игорь носит титул великого князя, а Ольга, владелица Вышгорода, — княгини.

Из именного перечня русов в договоре 944 г. видно, что именование по отчеству тогда еще не вошло в обычай даже между славяно-русской знатью. Поэтому имя настоящего, не летописного отца Игоря, по-видимому, навсегда останется неизвестным. Можно лишь заметить, что сама эта неизвестность говорит о том, что он вряд ли обладал какими-либо выдающимися достоинствами.

Почти нечего сказать и о внешности князя Игоря. У нас есть только упоминание Львом Диаконом коренастости, мохнатых бровей, курносого носа и светло-синих глаз Святослава Игоревича, дающее возможность предположить, что эти фенотипические признаки были унаследованы им от его родителя.

Результаты филологического анализа имен Игоря и его родственников могут служить превосходным пособием к курсу этнической истории русов. Имена Игорь, Аминод, Туад, Акун, Алдан, Турд, Тудко — кельтского происхождения; по всей вероятности, они были усвоены рутенами/ругами в период их проживания в Галлии и к середине Х в. сделались уже собственно «русскими» именами, наряду с именем Гуды, известным у галльских рутенов и иллирийских венетов. Володислав, Предслав, Воик, Ут — имена общеславянские, напоминающие о последующей славянизации античных рутенов/ругов и превращении их в русов. Имя Удо носил один из ободритских князей; в вендском Поморье также находился город Утин. Фасты в VIII – Х вв. во множестве встречались среди фризов, Улебы — среди эстонской «чуди». О браках членов «русского рода» с представительницами знатных аланских родов Киевской земли свидетельствует имя Улебовой жены Сфандры — от иран. Сфанд — название последнего месяца года (Королев А.С. История междукняжеских отношений на Руси в 40-е–70-е годы Х века. М., 2000. С. 33; Кузьмин А.Г. Об этнической природе варягов // Вопросы истории. 1974, № 3; Кузьмин А.Г. Древнерусские имена и их параллели // «Откуда есть пошла Русская земля». Кн. 1. М., 1986. С. 643 – 654).

Вряд ли, однако, эти имена отражали действительную этническую принадлежность членов княжеского рода. Их разнообразие, скорее всего, объясняется заимствованием. Достаточно характерно, что «при этой разноэтничности в расположении имен правящей верхушки в договоре отсутствует последовательность по этническому принципу», то есть поименованные лица не образуют в тексте договора компактных этнических групп, что свидетельствует о потере «русской» знатью связей с теми местами, откуда происходят их имена (Королев А.С. История междукняжеских отношений на Руси в 40-е–70-е годы Х века. С. 33, 34). Родиной всех этих людей было Среднее Поднепровье — Русская земля.

В то же время родовая символика киевских князей «от рода русского» свидетельствует о том, что они не забыли своих «вендских» корней. Речь идет о нанесенных на монеты, княжеские печати, кирпичи, глиняную посуду, украшения, мечи и другие предметы знаках в виде двузубца или трезубца, получивших в литературе название «знаки Рюриковичей». Их символическое значение истолковывали по-разному, видя в них якорь, шлем, двулезвийную секиру (франциску), светильник, хоругвь, церковный портал, ворона — священную птицу Одина, часть византийского скипетра, руническую или византийскую монограмму, славянский, скандинавский, византийский или восточный геометрический орнамент, церковно-христианскую эмблему — лигатуру альфы и омеги.

Ключ к разгадке был найден в 1876 г. С. А. Гедеоновым, который предложил считать «двузубцы» и «трезубцы» символическим изображением летящего вниз сокола — племенного тотема славян-ободритов вендского Поморья, именовавшихся также «рарогами», «рарожанами», то есть «соколиным народом» (Гедеонов С.А. Варяги и Русь. Ч.2. СПб., 1876. С. XXXIV; Рапов О. М. «Знаки Рюриковичей» и символ сокола // Советская археология. 1968. № 3. С. 66 – 69). Эта блестящая гипотеза нашла полное подтверждение в материалах археологии. Оказалось, что на целой группе древнерусских монет, так называемых «малых сребрениках Ярослава», датируемых первой четвертью XI в., пресловутый «трезубец» образован ясно различимой фигурой падающего вниз сокола со сложенными крыльями (Сотникова М.П., Спасский И.Г. Тысячелетие древнейших монет России. Сводный каталог русских монет X – XI веков. Л., 1983. С. 199 – 201). Таким образом, стала ясна «эволюционная схема последовательно трансформируемого изображения “вендского сокола” в некую геральдическую эмблему, способную украсить воинский щит, оружие, монеты и прочие личные и государственные регалии» (Никитин А.Л. Основания русской истории. М., 2000. С. 308). Возможно, в этом же ключе следует рассматривать образную символику «Слова о полку Игореве» с его неоднократным уподоблением русских князей соколам.________________________________________________________________________________Рад сообщить, что моя книга «Последняя война Российской империи» (30 авт. л., 140 иллюстраций, 16-полосная вкладка с цветными картами) выйдет осенью этого года.Заказать свой экземпляр с автографом и поддержать проект можно по адресу:

http://planeta.ru/campaigns/15556 (там же см. информацию о книге)

или обратившись непосредственно ко мне (контакты в профиле).

Заказав книгу, вы получите её почтовой пересылкой (оплата за счет получателя). Возможен самовывоз в Москве при личной встрече.Есть также вариант с электронной версией.

sergeytsvetkov.livejournal.com

Родовая память в Древней Руси

Петрова Н. Г.

Русские имена, отчества и фамилии

Имена, существовавшие на Руси до принятия христианства, образовывались несколькими способами. Имена давали, например, по внешним признакам: Белой, Долгой, Мал, Губа, Лобан, Черныш, или по особенностям поведения: Молчун, Шумило, Крик, Неулыба, Смирняк, Смеяна, Несмеяна.

Существовали также имена, данные по названиям животных: Воробей, Волк, Баран, Белка, Воробей. В древности у каждого рода был свой тотем - священное животное, которое должно было оберегать, охранять людей. И поэтому ребенку могли дать имя по названию этого животного.

К именам-оберегам относятся и такие имена: Некрас, Нехорош, Плохой. Подобное имя должно было охранять ребенка от злых сил.

Часто встречались имена - номерки, которые давали ребенку в зависимости от того, каким он родился в семье: Первой, Третьяк, Четвертак, Семуха, Девятой.

Существовали имена, данные по времени рождения ребенка: Весна, Зима, Мороз.

Некоторые древнерусские имена дошли до наших дней: Любава, Рогволд, Надежа или Надежда. Последнее имя носили и мужчины.

Многие славянские имена состояли из двух корней: Святослав, Твердислав, Ратибор, Ярополк, Святополк, Вячеслав. Это были чаще всего княжеские имена-титулы.

Иногда имена звучали весьма неблагозвучно и напоминали прозвища: например, Умойся Грязью, Собачья Рожа, Волкохищенная Собака, Дубовый Нос или Свистун Неблагословенный.

После принятия христианства на Руси стали утверждаться новые, христианские, или календарные имена, которые давались по святцам - церковному календарю. Однако долгое время старые, языческие имена и новые, христианские сосуществовали. Некалендарным именем человека могли называть дома, а христианским - по документам. Так, в письменных источниках встречаются имена, которые совмещали календарное имя и прозвище человека - Федор Губа, Прокопий Горбун и др.

Не только простые люди, но и князья чаще упоминались под простыми, не христианскими именами. Так, князь, при котором Русь приняла христианство - Владимир Красное Солнышко - больше известен нам по этому имени, хотя при крещении он был назван Василием. Его бабка Ольга, крестившись, именовалась Елена, а Ярослав Мудрый - Георгий (Юрий). И, например, великих князей киевских Владимира Святославича и его сына Ярослава Владимировича Мудрого в некоторых источниках называли только христианскими именами – Василий и Георгий.

Помимо личного имени человек мог упоминаться также именем отца, т.е. по отчеству. Например, "Добрыня Никитов сын" или "Добрыня Никитич". Отчество образовывалось не только от имени отца, но и от названия его занятий, звания, местности, где он родился или названия народа, к которому он принадлежит. Такие отчества носили былинные герои: Суровен Суздалец, Алеша Попович, Илья Муромец, Микула Селянинович. Со временем такие "прозвания", как их называли на Руси, стали передаваться по наследству, т.е. оформились в фамилии. Само же слово "фамилия" вошло в обиход только в петровскую эпоху.

Процесс формирования фамилий был длительным, и завершился лишь к XVII в. Однако это относилось лишь к князьям, боярам или дворянам. Фамилии духовенства оформились к началу XIX в., а крестьянские - к началу XX в.

Многие русские фамилии происходят от простых, некалендарных имен: Воробьев, Баранов, Белов, Большаков, Третьяков, Некрасов, Молчалин.

Не менее многочисленна группа фамилий образованных и от календарных имен: Иванов, Васильев, Михайлов, Дмитриев, Сергеев.

В крестьянской же среде самыми распространенными являются фамилии, образованные от профессий: Кузнецов, Мельников, Гончаров, Бондарев, Бочкарев, Рукавишников.

Княжеские и боярские фамилии могли происходить и от названия их владений: Вяземский, Белосельский, Оболенский.

В документах человек часто упоминался не только по личным именам - календарному и простому, но и по двум именам отца. Например, Юрий Григорьевич Волк Каменский и его сын Слепой Волченок Иван Юрьевич Волков сын Каменский.

На Руси бытовало много и иностранных фамилий, которые озвучивали на русский лад. Так, венгр Калаш становился Калачевым, англичанин Гамильтон - Хомутовым, немцы Коос фон Дален и Пагенкамф - Козодавлевым и Поганкиным.

История русских родословий

Сегодня наиболее изучена генеалогия русского дворянства. Весь состав русского дворянства условно можно разделить на несколько групп:

1. Потомки Рюрика и потомки Гедимина.

2. Потомки аристократов нерусского происхождения.

3. Старомосковские роды.

Потомками Рюрика и потомками литовского князя Гедимина были княжеского рода и составляли верхушку русской аристократии. Титулы на Руси до царствования Петра I не жаловались, а передавались по наследству. Поэтому князем нельзя было стать, им можно было только родиться. Княжеский титул до XV в. означал реальное владение княжеством. Сыновья Ярослава Мудрого - потомки Рюрика - стали родоначальниками множества княжеских династий: рязанских, черниговских, смоленских, ростовских, тверских и московских. Можно назвать такие наиболее известные в истории России княжеские роды Рюриковичей: Воротынские, Одоевские, Оболенские, Вяземские, Курбские, Шаховские, Прозоровские, Шуйские, Пожарские, Ромодановские и др.

Наиболее известные потомки Гедимина - князья Трубецкие, Бельские, Голицыны, Куракины, Хованские.

Среди родов, ведущих свое начало от предков, выехавших из других земель, также есть княжеские.

На следующей после князей ступени феодальной лестницы располагаются бояре и среди них наиболее родовитые - старомосковские бояре. Когда-то их предки помогали московским князьям добиться для Москвы роли главы русских земель. Среди боярских родов можно назвать Морозовых, Салтыковых, Захарьиных, Плещеевых и др.

Объединение русских земель под властью московского князя привело к слиянию боярских и бывших княжеских удельных родов. Все это привело в свою очередь к рождению такого явления, как местничество. Под местничеством понимают систему служебных отношений, основанную на взаимном расположении родов, которое всегда должно оставаться одним и тем же. При назначении на должность учитывались не личные качества человека, а положение, которое занимали его дед и отец. Так, сына большого воеводы, командовавшего полком правой руки, нельзя было назначить вторым воеводой. Если кому-то из рода удавалось выдвинуться и занять более высокое положение, то в будущем это означало и повышение положение потомства. Спорить с представителем другого рода по поводу занимаемого положения или нового назначения называлось "местничать", а победить в таком споре - "пересидеть". В конце XVII в. местничество было официально отменено.

Дворянство составляли в основном потомки обедневших боярских родов, потомки бояр прежде независимых княжеств, бывшие княжеские и боярские холопы, получившие земли за службу.

Становились дворянами и выходцы из других сословий, принятые на службу и получавшие поместное жалованье. Таким образом, среди дворянства различались "служилые люди по отечеству", т.е. получившие дворянство по наследству, и "служилые люди по прибору", т.е. состоящие на службе и получавшие поместное жалованье. Дворянство в XVI–XVII вв. было сословием довольно пестрым и по происхождению, и по имущественному положению.

Родословные книги

Первые родословные книги, составленные по приказанию царя, "Государевы родословцы", появились в середине XVI в. и затем постоянно пополнялись. Обычно родословная роспись упоминает в установленном порядке потомков (в русских родословных - только по мужской линии) и позволяет таким образом установить степень родства. Вот фрагмент из родословной Пушкиных, приведенной в "Государеве родословце":

"1. Из Немец пришел Ратша.

2. У Ратши сын Якун.

3. У Якуна сын Алекса.

4. У Алексы сын Гаврило Алексич.

5. У Гаврилы дети: Иван Морхиня да Акинф Великий.

6. У Ивана Морхини один сын Александр.

7. У Александра Морхинина пять сыновей: Григорий Пушка, Владимир Холопище, Давид Казарин, Александр да Федор Неведомица".

Последняя по времени из родословных книг - "Бархатная книга". "Бархатной книгой" на Руси называли официальную родословную книгу, составленную в XVII в. Эта книга состояла из глав, посвященных отдельным дворянским родам. Свое название получила по бархатному переплету. Поручение составить родословную роспись было дано царем Федором Алексеевичем (1661–1682): "А которые княжеские и иные честные роды при предках государевых и при нем Великом Государе были в честях, в боярех и в окольничих и в думных людех, также и старые роды, которые хотя и не являлись в честях, а с царства прадеда его государева <...> Ивана Васильевича явились в посольствах и в полках и в городех в воеводах <...> написать ныне в особую книгу".

Несмотря на многочисленные дополнения, в "Бархатную книгу" входят далеко не все знаменитые и древнейшие русские роды. В 1787 г. "Бархатная книга" была издана Н.И. Новиковым под названием: "Родословная книга князей и дворян российских и выезжих" и является и по сей день ценнейшим документом для генеалогических исследований.

mirznanii.com

Боги древней Руси. Род

   Боги древней Руси. Род     

          Имя это повторяется на Руси постоянно из века в век и составляет корень множества слов: родина, народ, родня, родство, родить, родник, урожай, природа... Казалось бы, бог с таким именем также должен почитаться долгие века. Ведь с ним связана та земля, где мы родились (родина), та общность людей, частью которой мы являемся (народ), и даже окружающий нас мир, который находится при Роде. Тем не менее известный исследователь Б.А. Рыбаков имел все основания написать: «Самым загадочным и наименее изученным из всех славянских божеств является Род - божество, известное только восточным славянам и не уцелевшее в этнографическом материале». Некоторые ученые вовсе не считают, что был такой бог. Другие полагают, что этот культ носил частный характер (типа семейного божества) и не имел большого значения. Третьи убеждены, что речь идет о великом боге, вместе с которым почитались и Рожаницы. Кстати сказать, второй и третий варианты не противоречат один другому: во многих религиях великие боги были одновременно и семейными. Надо уточнить: Род известен не только восточным, но отчасти южным и западным славянам. По мнению О.Н. Трубачева, «рассматриваемое слово восходит к праславянскому «орд», которое не связано с индо-иранскими, греческими и другими формами». Исходя из этого можно предположить, что бог Род был не заимствованным со стороны, а коренным, исконно славянским. По словам А.Н. Афанасьева, Роду и Рожаницам придавалась «плодотворящая, возрождающая к жизни сила», а с культом их «соединялась вера в судьбу или предопределение» (недаром же до сих пор сетуют: так мне - или ему - на роду написано). Он задавался вопросом: «Если Рожаницы заведывали судьбою отдельных людей, то в связи с этим значением Рожаниц не олицетворял ли собою Род - общего понятия о судьбе (фатум) как о могучей силе, все производящей и всем правящей в мире?» Увы, на этот вопрос до сих пор нет убедительного ответа. Обобщив сведения об этом боге, Б.А. Рыбаков сделал вывод:

«Род - творец Вселенной. Род вдувает жизнь в людей. Род - бог неба и дождя. Род связан с земной водой (родники, родища). Род связан с огнем. Род связан с подземным пеклом (родство огненное). Род связан с красным цветом (рдяный, родрый). Род связан с шаровой молнией (родна)».

Не все из этих функций Рода убедительно доказаны, а некоторые сомнительны. Рода пытаются сопоставлять с некоторыми другими богами (Осирисом, Рудрой, Ваалом (Балу), Саваофом), но эти аналогии представляются искусственными уже потому, что мы слишком мало знаем об этом божестве. Возможно, наиболее правдоподобна его связь с индийским Рудрой, но и она во многом умозрительна. Можно только предположить, что святое почитание родины, природы и народа, характерное для русских с давних пор, определяется тем, что некогда великим, наиболее почитаемым богом у них был таинственный Род.

secretworlds.ru

Родовая память в Древней Руси

Родовая память в Древней Руси

РУССКИЕ ИМЕНА, ОТЧЕСТВА И ФАМИЛИИ

Имена, существовавшие на Руси до принятия христианства, образовывались несколькими способами. Имена давали, например, по внешним признакам: Белой, Долгой, Мал, Губа, Лобан, Черныш, или по особенностям поведения: Молчун, Шумило, Крик, Неулыба, Смирняк, Смеяна, Несмеяна.

 

Существовали также имена, данные по названиям животных: Воробей, Волк, Баран, Белка, Воробей. В древности у каждого рода был свой тотем - священное животное, которое должно было оберегать, охранять людей. И поэтому ребенку могли дать имя по названию этого животного.

 

К именам-оберегам относятся и такие имена: Некрас, Нехорош, Плохой. Подобное имя должно было охранять ребенка от злых сил.

 

Часто встречались имена - номерки, которые давали ребенку в зависимости от того, каким он родился в семье: Первой, Третьяк, Четвертак, Семуха, Девятой.

 

Существовали имена, данные по времени рождения ребенка: Весна, Зима, Мороз.

 

Некоторые древнерусские имена дошли до наших дней: Любава, Рогволд, Надежа или Надежда. Последнее имя носили и мужчины.

 

Многие славянские имена состояли из двух корней: Святослав, Твердислав, Ратибор, Ярополк, Святополк, Вячеслав. Это были чаще всего княжеские имена-титулы.

 

Иногда имена звучали весьма неблагозвучно и напоминали прозвища: например, Умойся Грязью, Собачья Рожа, Волкохищенная Собака, Дубовый Нос или Свистун Неблагословенный.

 

После принятия христианства на Руси стали утверждаться новые, христианские, или календарные имена, которые давались по святцам - церковному календарю. Однако долгое время старые, языческие имена и новые, христианские сосуществовали. Некалендарным именем человека могли называть дома, а христианским - по документам. Так, в письменных источниках встречаются имена, которые совмещали календарное имя и прозвище человека - Федор Губа, Прокопий Горбун и др.

 

Не только простые люди, но и князья чаще упоминались под простыми, не христианскими именами. Так, князь, при котором Русь приняла христианство - Владимир Красное Солнышко - больше известен нам по этому имени, хотя при крещении он был назван Василием. Его бабка Ольга, крестившись, именовалась Елена, а Ярослав Мудрый - Георгий (Юрий). И, например, великих князей киевских Владимира Святославича и его сына Ярослава Владимировича Мудрого в некоторых источниках называли только христианскими именами – Василий и Георгий.

 

Помимо личного имени человек мог упоминаться также именем отца, т.е. по отчеству. Например, "Добрыня Никитов сын" или "Добрыня Никитич". Отчество образовывалось не только от имени отца, но и от названия его занятий, звания, местности, где он родился или названия народа, к которому он принадлежит. Такие отчества носили былинные герои: Суровен Суздалец, Алеша Попович, Илья Муромец, Микула Селянинович. Со временем такие "прозвания", как их называли на Руси, стали передаваться по наследству, т.е. оформились в фамилии. Само же слово "фамилия" вошло в обиход только в петровскую эпоху.

 

Процесс формирования фамилий был длительным, и завершился лишь к XVII в. Однако это относилось лишь к князьям, боярам или дворянам. Фамилии духовенства оформились к началу XIX в., а крестьянские - к началу XX в.

 

Многие русские фамилии происходят от простых, некалендарных имен: Воробьев, Баранов, Белов, Большаков, Третьяков, Некрасов, Молчалин.

 

Не менее многочисленна группа фамилий образованных и от календарных имен: Иванов, Васильев, Михайлов, Дмитриев, Сергеев.

 

В крестьянской же среде самыми распространенными являются фамилии, образованные от профессий: Кузнецов, Мельников, Гончаров, Бондарев, Бочкарев, Рукавишников.

 

Княжеские и боярские фамилии могли происходить и от названия их владений: Вяземский, Белосельский, Оболенский.

 

В документах человек часто упоминался не только по личным именам - календарному и простому, но и по двум именам отца. Например, Юрий Григорьевич Волк Каменский и его сын Слепой Волченок Иван Юрьевич Волков сын Каменский.

 

На Руси бытовало много и иностранных фамилий, которые озвучивали на русский лад. Так, венгр Калаш становился Калачевым, англичанин Гамильтон - Хомутовым, немцы Коос фон Дален и Пагенкамф - Козодавлевым и Поганкиным.

 

ИСТОРИЯ РУССКИХ РОДОСЛОВИЙ

Сегодня наиболее изучена генеалогия русского дворянства. Весь состав русского дворянства условно можно разделить на несколько групп:

 

1. Потомки Рюрика и потомки Гедимина.

 

2. Потомки аристократов нерусского происхождения.

 

3. Старомосковские роды.

 

Потомками Рюрика и потомками литовского князя Гедимина были княжеского рода и составляли верхушку русской аристократии. Титулы на Руси до царствования Петра I не жаловались, а передавались по наследству. Поэтому князем нельзя было стать, им можно было только родиться. Княжеский титул до XV в. означал реальное владение княжеством. Сыновья Ярослава Мудрого - потомки Рюрика - стали родоначальниками множества княжеских династий: рязанских, черниговских, смоленских, ростовских, тверских и московских. Можно назвать такие наиболее известные в истории России княжеские роды Рюриковичей: Воротынские, Одоевские, Оболенские, Вяземские, Курбские, Шаховские, Прозоровские, Шуйские, Пожарские, Ромодановские и др.

 

Наиболее известные потомки Гедимина - князья Трубецкие, Бельские, Голицыны, Куракины, Хованские.

 

Среди родов, ведущих свое начало от предков, выехавших из других земель, также есть княжеские.

 

На следующей после князей ступени феодальной лестницы располагаются бояре и среди них наиболее родовитые - старомосковские бояре. Когда-то их предки помогали московским князьям добиться для Москвы роли главы русских земель. Среди боярских родов можно назвать Морозовых, Салтыковых, Захарьиных, Плещеевых и др.

 

Объединение русских земель под властью московского князя привело к слиянию боярских и бывших княжеских удельных родов. Все это привело в свою очередь к рождению такого явления, как местничество. Под местничеством понимают систему служебных отношений, основанную на взаимном расположении родов, которое всегда должно оставаться одним и тем же. При назначении на должность учитывались не личные качества человека, а положение, которое занимали его дед и отец. Так, сына большого воеводы, командовавшего полком правой руки, нельзя было назначить вторым воеводой. Если кому-то из рода удавалось выдвинуться и занять более высокое положение, то в будущем это означало и повышение положение потомства. Спорить с представителем другого рода по поводу занимаемого положения или нового назначения называлось "местничать", а победить в таком споре - "пересидеть". В конце XVII в. местничество было официально отменено.

 

Дворянство составляли в основном потомки обедневших боярских родов, потомки бояр прежде независимых княжеств, бывшие княжеские и боярские холопы, получившие земли за службу.

 

Становились дворянами и выходцы из других сословий, принятые на службу и получавшие поместное жалованье. Таким образом, среди дворянства различались "служилые люди по отечеству", т.е. получившие дворянство по наследству, и "служилые люди по прибору", т.е. состоящие на службе и получавшие поместное жалованье. Дворянство в XVI–XVII вв. было сословием довольно пестрым и по происхождению, и по имущественному положению.

 

РОДОСЛОВНЫЕ КНИГИ

Первые родословные книги, составленные по приказанию царя, "Государевы родословцы", появились в середине XVI в. и затем постоянно пополнялись. Обычно родословная роспись упоминает в установленном порядке потомков (в русских родословных - только по мужской линии) и позволяет таким образом установить степень родства. Вот фрагмент из родословной Пушкиных, приведенной в "Государеве родословце":

 

"1. Из Немец пришел Ратша.

 

2. У Ратши сын Якун.

 

3. У Якуна сын Алекса.

 

4. У Алексы сын Гаврило Алексич.

 

5. У Гаврилы дети: Иван Морхиня да Акинф Великий.

 

6. У Ивана Морхини один сын Александр.

 

7. У Александра Морхинина пять сыновей: Григорий Пушка, Владимир Холопище, Давид Казарин, Александр да Федор Неведомица".

 

Последняя по времени из родословных книг - "Бархатная книга". "Бархатной книгой" на Руси называли официальную родословную книгу, составленную в XVII в. Эта книга состояла из глав, посвященных отдельным дворянским родам. Свое название получила по бархатному переплету. Поручение составить родословную роспись было дано царем Федором Алексеевичем (1661–1682): "А которые княжеские и иные честные роды при предках государевых и при нем Великом Государе были в честях, в боярех и в окольничих и в думных людех, также и старые роды, которые хотя и не являлись в честях, а с царства прадеда его государева <...> Ивана Васильевича явились в посольствах и в полках и в городех в воеводах <...> написать ныне в особую книгу".

 

Несмотря на многочисленные дополнения, в "Бархатную книгу" входят далеко не все знаменитые и древнейшие русские роды. В 1787 г. "Бархатная книга" была издана Н.И. Новиковым под названием: "Родословная книга князей и дворян российских и выезжих" и является и по сей день ценнейшим документом для генеалогических исследований.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

portal-slovo.ru